"Национальный характер и его отражение в произведениях В.М. Шукшина". Чем Чудик выделялся из своей среды

Художественный мир В.М. Шукшина довольно богат, но если задуматься, то можно провести параллель между темами, идеями его рассказов. Шукшин – истинный и рьяный патриот, и потому его рассказы объединены нескрываемой и всеобъемлющей любовью к родине, родине во всей ее проявлениях, будь то страна в целом (когда персонажи стремятся быть ей полезными) или так называемая малая родина – деревня, село (Шукшин сам родом из небольшого села, и, вероятно, поэтому его герои, оказавшись далеко от своего родного дома, всей душой желают поскорее туда вернуться).

Нельзя не заметить, что в рассказах по большей части описаны жители деревень. Этому существует, по-видимому, два объяснения: во-первых, как уже было сказано, их быт знаком и любим писателем с детства; во-вторых же, он, вероятно, хотел исправить сложившийся образ недалекого, не способного размышлять по серьезным вопросам и даже несколько туповатого сельского жителя. В рассказах Шукшина русский человек – всегда ищущий, не умеющий "прозябать", задающий жизни сложные вопросы и сам добывающий на них ответы. Каждый – личность, а не просто лицо из толпы. Проблема его в том, что он не может раскрыться полностью, ему всегда что-то мешает, но в конце концов он находит выход для своей энергии в чем-то другом.

Например, герой рассказа "Миль пардон, мадам!", мучаясь внутренне тем, что, по его мнению, он не принес пользы родине, а также совершенно глупым образом потерял два пальца, становится грандиозным выдумщиком.

Шукшин затрагивает и очень серьезную проблему своего времени: разрыв города и деревни, вымирание последней по причине того, что молодежь стремится найти себя именно в бурной городской жизни. Деревня встречает этот факт по-разному: кто-то (в основном, старики-родители) огорчается отъезду своих родных и расстоянию, разделяющему их, кто-то (соседи, друзья) из зависти, а, может, тоже будучи расстроенными, всячески "очерняет" город, а вместе с ним и его жителей. Таков Глеб – герой рассказа "Срезал". Ему присуще навязчивое желание как-то отомстить горожанам за то, что они добились успеха. И он "срезает", осмеивает приезжающих, и делает это мастерски, тем самым пытаясь возвыситься в своих собственных глазах и в глазах окружающих. В какой-то мере, он тоже патриот: он не желает, чтобы деревня хоть в чем-то уступала городу.

Многие из героев Шукшина несколько "чудаковаты", что, тем не менее, не говорит об их недостатках или неполноценности, а, наоборот, внушает их образу какую-то прелесть. Как раз такие "чудики" – наиболее гармоничные, независимые люди у писателя. Васятка Князев отказывается скучно жить и поэтому хочет разукрасить свою жизнь и все вокруг. Он полон сил и желания делать людям добро, радовать их, пусть даже они и не понимают этого.

И все-таки всем героям Шукшина чего-то не хватает, и это что-то – счастье. Поиск счастья – одна из основных тем произведений этого писателя.

Рассказы Шукшина настолько естественны и гармоничны, что создается впечатление, что он просто писал, не задумываясь над формой, композицией, художественными средствами. Однако это не так. Рассказы обладают определенной особенностью, через которую писатель также отчасти выражает свое мнение. По словам самого Шукшина, рассказ должен "разбередить душу", утешить, успокоить, научить чему-то читателя. И для этого писатель не облекал свои произведения в строгую форму. По сути в его рассказах отсутствует всякая композиция.

Сам автор выделял три типа рассказа: рассказ-судьба, рассказ-характер, рассказ-исповедь. Действительно, у него можно встретить чаще всего какую-то определенную ситуацию (и тогда он ограничивается лишь беглым упоминанием о герое, его жизни) или повествование об отдельном типе психологии (и здесь обязательно описывается какая-либо ситуация, потому как она является основным способом раскрытия характера героя). События в рассказах реальны, и это главное: тем полнее и ярче характеры, если они показаны в обыкновенной обстановке. Очень часто Шукшин начинает повествование с прямого указания на факт; такая особенность, кстати, присуща всем рассказчикам, не рассчитывающим на то, чтобы сразить публику, а просто излагающим конкретное событие.

По отношению к рассказам Шукшина нельзя говорить о завязке или кульминации. Они начинаются преимущественно прямо с кульминации, интересного, переломного момента в жизни человека, и завершаются – "многоточием". Рассказ внезапно обрывается, и, в общем, не понятно, что же будет после, и от этого становится даже немножко жутковато.

Таким образом, круг основных тем рассказов Шукшина заключается в следующих понятиях: дом, труд, родина, семья (недаром у писателя так много рассказов на бытовые, семейные темы), правда (большинству героев органически несвойственна ложь, другие же если лгут, то либо они фантазеры, либо того требуют обстоятельства). Стоит заметить, что идеальных героев как таковых у Шукшина нет. Он требователен к своим героям, чьи прообразы он находил в реальной жизни вокруг себя постоянно; вероятно, поэтому и нельзя с уверенностью назвать всякий поступок какого-либо героя правильным. Но этого Шукшин и не добивался. Он изображал жизнь во всех ее проявлениях, без прикрас, ту, которую обычно не замечают. И основной идеей, которую он хотел до нас донести, было, скорее всего, следующее: жизнь течет вперед, ее не остановить, а потому все, что должно произойти, обязательно произойдет.

Василий Макарович Шукшин – необыкновенный советский писатель. Главными героями его произведений являются «чудики». Такой типаж для своих образов писатель выбрал не случайно: «В дурачке, который ходит у нас по улице, больше времени-эпохи, чем в каком-нибудь министре» — говорил он. И действительно перед нами простой деревенский житель, «добрый малый». Он наивен, смешон, но обладает большим добрым сердцем. Однако в рассказе «Срезал», автор и сам почудил над персонажем и сотворил злого, завистливого и заносчивого «чудика».

Под словом «срезать» главный герой подразумевал умение опустить в глазах окружающих якобы зазнавшегося успешного человека, который приехал из города, чтобы похвастаться своими достижениями и карьерой. Каждый раз Глеба Капустина приглашали односельчане на вечер к какому-то важному лицу, чтобы он, как человек умный и начитанный, объяснил, что эти граждане ни в чем толком не разбираются.

Деревенский правдоруб пускал пыль в глаза, высказывал псевдо умные сентенции, как, например, «проблема шаманизма на северных территориях». Все это он вычитывал из газет, запоминал, но не понимал, о чем говорится в статьях. Эрудит усваивал только внешнее проявление учености. Свое увлечение окунуть гостя в грязь лицом он объяснял так: «Люблю по носу щёлкнуть - не задирайся выше ватерлинии! Скромней, дорогие товарищи…». То есть, сам он своего нахальства не видел, зато охотно примечал его в каждом приезжем горожанине. Значение слова «срезал» применительно к содержанию рассказа раскрывается в обыденном смысле глагола. В селе срезали созревшие колосья. Поэтому поведение Капустина соседи так и прозвали, ссылаясь на свой повседневный опыт работы в поле.

Главные герои

  1. Глеб Капустин – обычный мужичок из деревни. Автор описывает его следующим образом: «Толстогубый, белобрысый мужик сорока лет, начитанный и ехидный». Он славится в своем окружении навыком «срезать» успешных людей, поэтому односельчане в предвкушении зрелища всегда зовут его на подобные встречи с городскими жителями, приехавшими к родне. Глеб – желчный и наглый человек, лишенный чувства такта. Он очень высокого мнения о себе и своих отрывочных знаниях, поэтому не стесняется ставить людей на место, даже если это место им не подходит.
  2. Кандидатом наук Константин Иванович Журавлев – интеллигентный и воспитанный человек с хорошим образованием. Он приехал навестить мать вместе с семьей. Его сопровождают жена и дочь. Его никак нельзя назвать надменным или гордым, он относится к окружающим уважительно. В его поведении нет снобизма или излишнего пафоса. Поэтому он проигрывает словесный поединок с Капустиным, ведь не унижается до его хамства: не перебивает, не переводит тему, не переходит на личности.

Тема

  • В рассказе «Срезал» писатель поднимает темы деревенского невежества и падения нравов. Сельские жители не понимают, что Глеб на самом деле ничего не знает наверняка, а просто нагромождает умные слова, заученные из газет. Зато они рады увидеть, как унижают человека, который смог чего-то достичь. Это тешит их самолюбие, и они думают, что в городе все только цену себе набивают, но ничего не стоят, а вот они, труженики, действительно достойны всех городских удовольствий и возможностей. При этом ни один из них не осознает, что оскорбляет невиновного гостя.
  • Тема зависти также не остается в стороне. Главный герой завидует приезжим, оттого и пытается им навредить. Ему не дает покоя самолюбие, ведь он считает себя лучше и умнее профессоров и кандидатов наук. Но его дарование не ценят, и он решает всем доказать, что зря.
  • Образованность и культура приходят к человеку в результате длительного обучения и контакта с людьми, поэтому Журавлев, получивший эти качества, не отвечает своему обидчику той же монетой. Его отличают воспитанность и умение разбираться в людях, которые не позволяют ему «срезать» людей.

Проблемы

В творчестве Шукшина довольно серьезная социальная и нравственная проблематика. Во-первых, он выдвигает на первый план недостаток образования в селе, где жители не отличают знаний от громких слов. От этого невежества они ожесточаются и не принимают чужого успеха, желают унизить и освистать действительно умного человека. Но автор винит в этом не столько их самих, сколько саму систему образования в сельской местности, которая не развивает личность, а обучает лишь механическому сельскохозяйственному труду. Во-вторых, очевиден конфликт личности и толпы, где последняя пытается изгнать из себя чужеродный элемент. Это проблема зависти, которая толкает людей на подлость. В-третьих, сам Капустин демонстрирует нелепые предрассудки и несовершенство самообразования, которые формируются в среде, неблагоприятной для совершенствования интеллекта.

Смысл рассказа

Основная идея в рассказе Шукшина «Срезал» – это осуждение зависти по отношению к людям, добившимся каких-то значимых высот. Ведь Глеб Капустин, используя свой подвешенный язык, но, не обладая весомыми знаниями (его кругозор был ограничен лишь обрывочными сведениями, выуженными из журнала «Вокруг света»), пытался возвысить себя над умными состоявшимися специалистами с настоящим багажом знаний. И, как казалось самому Капустину, ему это с лихвой удавалось. Смысл, заложенный автором, заключается в том, чтобы показать читателям, до какой бестактности может довести их раздутое самомнение, и как невежественному человеку сложно понять, где кончается знание и начинается словоблудие.

Критика

В свое время образы двух главных героев профессора-кандидата и «начитанного» деревенского жителя стали поводом для литературных полемик. Причем большое внимание уделялось обсуждению деревенского чудика, нежели профессору наук. Такой подход очевиден, ведь в поведении приехавшего кандидата невозможно найти какого-то пренебрежительного отношения к окружающим.

Например, рецензент А. Урбан выделил на основе представленного типажа Капустина новую социальную группу «пустословов», которые появились в СССР в результате информационного бума, когда особенно развились СМИ и почта. Исследователь литературы В. Коробов, соглашаясь с Урбаном, рассуждал, что поведение Глеба не безосновательно: он мог не единожды терпеть насмешки и снобизм горожан, поэтому его месть вызвала такой отклик у односельчан. Критик В. Апухтина отметила, что главный герой, подобно религиозному фанатику, считает себя носителем высшей справедливости. Есть в нем что-то и от Раскольникова, который считал, что вправе судить других людей (об этом пишет Л. Бодрова). Литературовед В. Яранцев сравнивал Глеба со Стенькой Разиным и другими народными бунтовщиками, которые возмутились против социального неравенства. В его комическом порыве самоутвердиться рецензент угадывает стремление к высшей справедливости и преодолению культурной пропасти между городом и селом.

Рассказ «Срезал» интересует и лингвистов, которые разбирают ораторские приемы Капустина. В них они видят агрессивное речевое поведение, характеризующееся софистическими оборотами, подтасовкой фактов, провокациями и т.д. Подробно об этом писали Н. Голев и Ю. Щербинина.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Философские вопросы в произведениях Шукшина.
Деревенский житель в городе. Ломка сознания. “Чудики” Шукшина.
Творчество Василия Шукшина известно всем. Перу этого незаурядного человека принадлежит более ста рассказов, два романа, несколько повестей. Шукшин также создал целый ряд пьес и киносценариев. Когда речь заходит о произведениях В. Шукшина, многие в первую очередь вспоминают фильм, где он сам Сыграл главную роль – “Калина красная”. Произведения Шукшина могут показаться простыми и понятными. Но на самом деле писатель ставит в них сложнейшие философские вопросы, ответить на которые подчас нелегко даже самым мудрым людям.
Во многих своих произведениях Василий Шукшин говорит о вопросах нравственности. Вторая половина XX века по прошествии многих лет может показаться спокойным периодом, по сравнению с началом века, когда стране пришлось пережить революцию и несколько войн.
Однако стал ли простой человек счастливее? Что теперь составляет его смысл жизни? Какими ценностями он живет? Шукшин пытается ответить на эти вопросы.
Василий Шукшин сам родом из деревни, поэтому ” он хорошо понимал простых крестьян, чье сознание во второй половине XX века стало заметно меняться. Героями многих произведений Шукшина становятся деревенские жители, уезжающие в город. На первый взгляд это вполне обыденная и банальная ситуация. Но ведь у крестьянина изначально было другое воспитание. И ему тяжело найти себя в городе. Поэтому очень часто с человеком случается что-то плохое. Нередко деревенский житель сам провоцирует эти беды своей наивностью и излишней доверчивостью. А доверчив крестьянин бывает без меры.
Очень часто Шукшин в своих произведениях изображает людей не от мира сего, забавных чудаков, так непохожих на рациональных и прагматичных людей. Например, в рассказе “Микроскоп” мы видим, как простой малообразованной столяр тратит последние деньги, чтобы купить микроскоп, вещь абсолютно не нужную в хозяйстве, а от того бесполезную для себя. Андрей настолько увлекается рассматриванием в микроскоп различных предметов, что жизнь начинает играть для него новыми красками. Тесные границы привычного мира значительно расширяются, у Андрея появляется смысл жизни. Мы не можем не удивляться и не восхищаться героем этого рассказа. Малограмотный человек неожиданно находит для себя новый смысл жизни. Потому что разве можно считать смыслом унылое и серое существование, изнуряющую работу, общение с истеричной женой?.. С точки зрения окружающих, обладающих таким же мировоззрением, как жена Андрея, он выглядит чудаком. А эта характеристика очень сурова. По мнению окружающих, блажь, которой поддался Андрей, достойна осуждения.
Андрею было дано пережить кратковременный период радости, когда он благодаря своему приобретению ощутил себя совершенно иным человеком – умным, достойным, уверенным в себе. И это все благодаря новому увлечению. Однако финал рассказа свидетельствует о том, что чудакам в этом суровом мире жить очень сложно. Жена Андрея узнала, что микроскоп не был выдан в качестве премии, а был куплен на свои деньги. И поэтому отвезла его в комиссионный магазин. В этом произведении мы видим попытку простого деревенского жителя не просто приобщиться к другой жизни, новой и незнакомой, а обрести для себя подлинный смысл жизни, добавив в унылое и серое существование что-то яркое, интересное и достоиное.
Далеко не всегда герои Шукшина находят для себя увлечение, которое способно не просто украсить жизнь, а сделать ее по-настоящему насыщенной. Нередко поиски нового оказываются причиной трагедии. Например, герой рассказа “Материнское сердце”, простой деревенский парень Витька Борзенков, из-за своей наивности попадает в беду. В жизни крестьянина все просто и понятно. В городе все иначе, здесь действуют иные законы, которые деревенскому жителю понять не так-то просто. У Витьки есть в деревне невеста, скоро должна состояться свадьба. Все почти так же, как было сто лет назад. Патриархальные деревенские традиции практически не меняются. Поехав в город, Витька хочет хоть немного приобщиться к загадочной и манящей красивой жизни. Ему кажется, что именно такая жизнь намного ярче и интереснее, чем та, к которой он уже привык. Идет ли здесь речь о потере нравственных ценностей, о деградации, которая стала слишком очевидной? Или деревенский житель просто не всегда в состоянии отличить истинное от ложного, плохое от хорошего?
В рассказе “Материнское сердце” внимание привлекает образ Витькиной матери. Простая деревенская женщина живет своими представлениями о жизни. Она не верит, что ее сын, такой добрый и хороший, оказался преступником, который чуть не убил милиционера. Для матери сын всегда самый лучший, и она готова его защищать. Для простой необразованной женщины нет в жизни иного смысла и другой цели, чем стремление всегда помогать своим детям, жить их радостями и бедами. В произведениях Шукшина ясно чувствуется все нарастающий разрыв между старшим и младшим поколением. Если старшее поколение живет, соблюдая патриархальные традиции, то младшее пока не нашло опоры для себя, поэтому не имеет своей позиции, на которую можно опереться. Младшее поколение совсем не обязательно бывает совсем юным. Например, героя рассказа “Калина красная” нельзя назвать совсем уж молодым человеком. Егор Прокудин отказался от традиционных ценностей деревенского жителя, оторвался от своих корней. Неприятие крестьянского труда, деревенской жизни привело его на путь преступлений. Егор связался с уголовным миром, в результате чего вся его жизнь оказалась поломанной.
Шукшин верит, что только тесная связь со своими корнями – необходимое условие сохранения нравственности. Человек не может вдруг изменить свой характер, отказаться от того, что ему дорого и привычно. В произведениях Шукшина далеко не всегда речь идет только о крестьянах. Писатель обращает внимание также и на городских жителей. Но всегда героями произведений становятся простые, искренние, открытые люди. Этих людей можно назвать “маленькими”, потому что они не поражают своими великими достижениями, не делают чрезвычайных успехов. Они просто живут своей жизнью, не всегда радостной и особенно интересной. Но эта жизнь реальна, узнаваема и понятна многим из нас. И на фоне простых, будничных ситуаций героям Шукшина приходится отвечать на сложнейшие философские вопросы о смысле жизни, о месте человека в этом мире. А уж то, как ответит тот или иной герой на очередной вопрос, зависит от его характера и уровня нравственного развития.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. В русской литературе жанр деревенской прозы заметно отличается от всех остальных жанров. В России издревле крестьянство занимало главную роль в истории: не по силе власти (наоборот, крестьяне были самыми бесправными), а по духу – крестьянство было и, наверное, по сей Read More ......
  2. Литературную работу Шукшин начал в 1956 году публикацией рассказов, которые составили первый сборник “Сельские жители” (1963). Шукшин написал около сотни рассказов, объединенных в сборниках “Там, вдали” (1968), “Земляки” (1970), “Характеры” (1973), “Беседы при ясной луне” (1974); киноповести “Калина красная” (1973) Read More ......
  3. “Я чувствую, кстати, – говорил он в том же интервью, – потребность нового режима в работе, чувствую, что надо овладеть и городским материалом. Другое дело, что это труднее сделать, для этого нужна какая-то новая мудрость. Я, может быть, растянул этот Read More ......
  4. Можно, вероятно, говорить об истоках, такого отношения к вопросам жизни и смерти, да уже и сказано очень много. Шукшин этой задачи перед собой не ставит. Он просто рисует картину, удивительную но своей проникновенности и значительности, и ясно, что старик с Read More ......
  5. Рассказы Шукшина являли вереницу жизненных эпизодов, драматизированных сценок, внешне напоминавших ранние чеховские рассказы с их не натужностью, краткостью (“короче воробьиного носа”), стихией беззлобного смеха. Персонажами Шукшина стали обитатели сельской периферии, незнатные, не выбившиеся “в люди”, – одним словом, те, кто Read More ......
  6. В. М. Шукшин явился продолжателем лучших традиций классической русской литературы. Он всегда считал, что главное в жизни русской интеллигенции стремление помочь людям. И он хотел помочь людям найти правду, сохранить истинные духовные ценности. Герои Василия Шукшина, подобно героям Льва Толстого, Read More ......
  7. Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Василия Шукшина, выявим общее у него с такими писателями как Солженицин, Астафьеф. Назван урок по шукшински: “Беседа при ясной луне”. И хотя сейчас день, светит солнце, но с помощью авторов, мы можем представить Read More ......
Вопросы нравственности в произведениях В. Шукшина

ЛИТЕРАТУРА

ТЕМА: «Поиски смысла жизни героями рассказов Шукшина»

План урока
Тема: Поиски смысла жизни героями рассказов Шукшина.

Тип занятия: Комбинированный урок

Образовательная:

познакомить с творчеством Шукшина;

совершенствовать навыки анализа текста.
Воспитательная:

воспитание чуткости, доброты, гуманного отношения к людям, чувства справедливости, честности, правды, совести;

воспитание чувства любви к Родине, патриотизма.

Развивающая:

развитие способности анализировать информацию;

сравнивать и делать выводы;

устанавливать взаимосвязь с современными событиями;

развитие творческих способностей учащихся;

связной монологической речи.

Оборудование:

1. Стенгазета, посвященная творчеству Шукшина.

2. Высказывания В. М. Шукшина, оформленные на доске.

Межпредметные связи:

История, русский язык.

Ход урока
1.Организационный момент.
2.Мотивация учебной деятельности.

Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы поговорим о тех вопросах, которые поставил Василий Шукшин, и решать которые завещал нам. Также мы поговорим об уроках Шукшина: о способе жить в искусстве , о позиции художника. Его творчество зовёт к спору, к обсуждению. На нашем уроке прозвучат воспоминания о писателе, его письма, отрывки из статей, стихи.
3.Сообщение новых знаний.
3.1.Студент читает стихотворение:
Разметалось село в предгорьях,

Где Катунь расплескалась светло,

Знало вдоволь и лиха, и горя

Стародавнее это село.
Здесь мальчишка торил дорожку,

Пьяный ветер вдыхал с лугов,

В огороде тяпал картошку,

На Катуни тягал чебаков.
Край сибирский. Пейзаж неброский.

Бьёт о берег Катуни волна.

Знает каждый в России, что Сростки –

Это родина Шукшина.

(Кондаков)
Василий Макарович Шукшин, работая над романом о Степане Разине “Я пришёл дать вам волю”, отыскал в русской истории историю своего крестьянского рода. Оказывается, у реки Суры, притока Волги, есть свой маленький приток – речка Шукша. Отсюда, из Поволжья переселились в 19 веке на Алтай предки писателя – Шукшины.
А он родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края. И был ещё совсем маленьким, когда арестовали отца по обвинению в пособничестве врагам Советской власти. В 1956 году Макар Шукшин был посмертно реабилитирован – как и многие, безвинно пострадавшие в то время. Вырастила Васю и его сестрёнку Наталью мама – Мария Сергеевна. На короткий срок у детей появился отчим, по воспоминаниям Шукшина, - добрый человек. Отчим погиб на войне. Нежнейшую любовь к матери Шукшин пронёс через всю свою жизнь.
В 1943, военном году он закончил сельскую семилетку и поступил в Бийский авиатехникум, но там ему не понравилось, и он вернулся в Сростки, стал рядовым колхозником , на все руки мастером. Однако в 1946 году Марии Сергеевне пришлось проводить сына в самостоятельную жизнь.
С 17 лет Шукшин работал на стройке в Калуге, на тракторном заводе во Владимире, на стройках в Подмосковье – рабочие тогда требовались повсюду. Он пробовал поступить в военное авиационное училище, в автомобильное – через военкоматы. Не получилось. В 1949 году Шукшина призвали на военную службу – на флот. Он служил сначала на Балтике, потом – в Севастополе: старший матрос, по специальности – радист. Записался в офицерскую библиотеку. О том, что книги выстраивают целые судьбы, Шукшин написал, уже став известным писателем.
После демобилизации он вернулся в Сростки – очевидно, уже с обдуманными планами. Сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости, изрядно помаявшись с математикой, и считал это своим маленьким подвигом: “Такого напряжения сил я больше никогда не испытывал”. В Сростках, очевидно, не хватало учителей – Шукшин недолгое время преподавал в тамошней вечерней школе русский язык и литературу и сохранил светлую память о том, как благодарно его слушали ученики – наработавшиеся за день деревенские парни и девушки.
(Из статьи В.Шукшина “Монолог на лестнице”) “Учитель я был, честно говоря, неважнецкий (без специального образования , без опыта), но не могу и теперь забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что-нибудь важное, интересное. Я любил их в такие минуты. И в глубине души не без гордости и счастья верил: вот теперь, в эти минуты, я делаю настоящее, хорошее дело. Жалко, мало у нас в жизни таких минут. Из них составляется счастье”.
Весной 1954 года Мария Сергеевна, чтобы собрать сыну денег на дорогу в Москву, продала тёлочку. О том, как Шукшин поступил в институт кинематографии, существует немало легенд.
(Из воспоминаний Шукшина) “Был 1954 год. Шли вступительные экзамены во ВГИК. Подготовка моя оставляла желать лучшего, специальной эрудицией я не блистал и всем своим видом вызывал недоумение приёмной комиссии… Потом произошло знакомство с Михаилом Ильичом Роммом. Абитуриенты в коридоре нарисовали страшную картину человека, который на тебя сейчас глянет и испепелит. А посмотрели на меня глаза удивительно добрые. Стал расспрашивать больше о жизни , о литературе.”
“Ужас экзамена вылился для меня в очень человечный и искренний разговор. Вся судьба моя тут, в этом разговоре, наверное, и решилась. Правда, предстояла ещё отборочная комиссия, которую тоже, видимо, изумило, кого набирает Михаил Ильич.
Председатель комиссии иронически спросил:
– Белинского знаешь?
– Да, - говорю.
– А где он сейчас живёт?
В комиссии все затихли.
Виссарион Григорьевич? Помер, - говорю, и стал излишне горячо доказывать, что Белинский “помер”. Ромм всё это время молчал и слушал. На меня смотрели всё те же бесконечно добрые глаза. Мне везло на умных и добрых людей”.
Ещё студентом Шукшин отснял курсовую работу по своему сценарию, сам играл и режиссировал. Студентом получил первую большую роль в кино – солдат Фёдор в фильме Марлена Цухиева “Два Фёдора” (1959). Последняя его роль – Лопахин в фильме Сергея Бондарчука “Они сражались за Родину” (1974). Первая режиссёрская работа в кино – фильм “Живёт такой парень” (1964). Последняя – “Калина красная” (1973). Первый появившийся в печати рассказ – “Двое на телеге” (1958). Первая книга – сборник рассказов “Сельские жители” (1964).
Василий Макарович Шукшин скончался в ночь на 2 октября 1974 года от сердечного приступа в каюте теплохода, служившего плавучей гостиницей для участников съёмок фильма “Они сражались за Родину”. В 2002 году почитатели Шукшина спасли старый теплоход от списания в металлолом, отремонтировали и дали ему имя – “Василий Шукшин”.
Я хочу прочитать стихи Леонида Попова . Мне кажется, что позиция поэта в главном перекликается с жизненной линией писателя В. Шукшина:
Поздно: учиться “петь – танцевать”,

Шаркать подошвой по жаркому кругу.

Стыдно: поклоны впрок раздавать,

Пылко влюбляться в столичную вьюгу.
Верить пожатью казённой руки,

Честью платить за натужную милость,

Время: свои подытожить долги,

благо достаточно их накопилось.
Время: припомнить былые грехи,

Чтоб понапрасну душа не гордилась.

Чтоб от своих голова не кружилась.
Время: последнюю выгрести медь,

Но до копейки за всё расплатиться

И до рассвета успеть умереть,

Чтоб на рассвете свободным родиться!
А сейчас мы поговорим о тех проблемах, которые писатель ставит перед читателями.

3.2. Проблема города и деревни в творчестве Шукшина.
Характерная для рассказов Шукшина коллизия - столкновение «городского»и «деревенского» - не столько выявляет социальные противоречия, сколько обнаруживает конфликтные отношения мечты и реальности в жизни «маленького человека». Исследование этих отношений и составляет содержание многих произведений писателя.

Русский человек в изображении Шукшина - человек ищущий, задающий жизни неожиданные, странные вопросы, любящий удивляться и удивлять. Он не любит иерархию - ту условную житейскую «табель о рангах», согласно которой есть «знаменитые» герои и есть «скромные» труженики. Противясь этой иерархии, шукшинский герой может быть трогательно-наивным, как в рассказе «Чудик», невероятным выдумщиком, как в «Миль пардон, мадам!», или агрессивным спорщиком, как в рассказе «Срезал». Такие качества, как послушание и смирение, редко присутствуют у персонажей Шукшина. Скорее наоборот: им

свойственны упрямство, своеволие, нелюбовь к пресному существованию, противление дисциллированному здравомыслию. Они не могут жить, не «высовываясь».

3.3. Анализ произведений.

Некоторые критики считают, что писателю свойственна некоторая социальная ограниченность. Он постоянно писал о деревне и деревенских жителях , а к городу и горожанам относился отрицательно.
Вы согласны с этим мнением?
Поговорим о героях рассказа “Сельские жители”. Какие поступки совершают герои и как к ним относится автор?
Писатель сочувствует им.
Василий Князев в рассказе «Чудик» едет в город навестить брата, где столкнулся со злобой и завистью жены брата, которая тоже когда-то приехала из деревни. Как вы думаете, это город сделал её плохой?
Докажите свою точку зрения.
«Срезал» - один из самых ярких и глубоких рассказов Шукшина.

Центральным персонажем рассказа Глебом Капустиным владеет «пламенная страсть» - «срезать», «осаживать» выходцев из деревни, добившихся жизненного успеха в городе.

Здесь показаны деревенский мужик и городской житель. Как к ним относятся деревенские мужики? А вы кому из героев симпатизируете?
Главное для Шукшина – не где человек живёт, а как он живёт и какой это человек. Главное – иметь мужество говорить правду. И Шукшин его имел.
Приведу пример. Видим мы в окружающей жизни что-то дурное – и привычно твердим: “пережитки прошлого в сознании людей”, “тлетворное влияние Запада”. А Шукшину хватило смелости посмотреть в лицо жизни. И вот со страниц рассказа “Обида” раздался горестный крик Сашки Ермолаева “До каких пор мы сами будем помогать хамству..Ведь мы сами расплодили хамов, сами! Никто нам их не завёз, не забросил на парашютах..”

В. Шукшина не пугают резкие, неожиданные поступки героев. Бунтовщики нравятся ему, потому что эти люди на свой несуразный лад защищают человеческое достоинство.
Писатель ненавидел людей самодовольных, сытых, успокоенных, он хотел растревожить нашу душу, показывая правду, а от него требовали красивых героев и благородных жестов. В. Шукшин писал: “Как у всякого, что-то делающего в искусстве, у меня с читателями и зрителями есть ещё отношения “интимные” - письма. Пишут. Требуют. Требуют красивого героя. Ругают за грубость героев , за их выпивки и т.п. А чего они требуют? Чтобы я выдумывал. У него, дьявола, живёт за стенкой сосед, который грубит, выпивает по выходным (иногда – шумно), бывает, ссорится с женой.. В него он не верит, отрицает, а поверит, если я навру с три короба: благодарен будет, всплакнёт у телевизора, умилённый, и ляжет спать со спокойной душой”. В.Шукшин хотел разбудить нашу совесть, чтоб задумались, что с нами происходит.
В искусстве уютно

быть сдобною булкой

французской,

но так не накормишь

ни калек,

ни сирот.

Шукшин был горбушкой

С калиною красной

Вприкуску,

Черняшкою той,

Без которой немыслим народ…

Когда мы взошли,

На тяжёлой закваске мужицкой,

Нас тянет к природе,

К есенинским чистым стихам.

Нам с ложью не сжиться,

В уюте ужей не ужиться,

И сердце как сокол,

Как связанный Разин Степан.

Е. Евтушенко. "Памяти Шукшина".
Шли по стране его прекрасные фильмы: “Живёт такой парень”,

“Печки-лавочки”, “Калина красная”. Со страниц журналов смотрели на нас его герои: шофёры, колхозники, шорники, паромщики, сторожа. Страна узнавала себя в его героях и полюбила Шукшина.
Шукшин всегда с огромной любовью, нежностью, благодарностью и в то же время с чувством какой-то вины пишет о матери.
Вспомним сцену свидания Егора Прокудина с матерью (“Калина красная”)., комментируем её. Отмечаем, что играет мать Егора не профессиональная актриса, а простая деревенская женщина.
– Почему режиссёр принял такое решение – утвердить на роль матери непрофессиональную актрису?
Что хотел сказать Шукшин в “Калине красной”, убивая Егора Прокудина? Что ворам нет смысла рваться к нормальной жизни, да?
(Мне кажется, что В. Ш. хотел сказать, что за всё в жизни надо платить. Иметь возможность уважать себя и чувствовать к себе уважение людей – на ото порой уходит вся жизнь. Не одно поле надо вспахать, не один поступок нужно совершить. И Егор это понял.)
При жизни Шукшина мало кто задумывался о том, какой ценой оплачено его искусство. Мы задумываемся об этом только теперь , когда его не стало. В записках на полях его черновиков есть такие строчки: “Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил пожить расслабленно, развалившись. Вечно напряжён и собран. И хорошо, и плохо – начинаю дёргаться, сплю с зажатыми кулаками. .Это может плохо кончиться, могу треснуть от напряжения”.
. А теперь мы поговорим о своеобразном подходе Шукшина к проблеме положительного героя.
Вы заметили, что у него нет положительного героя? А нужен ли он?
Сам Шукшин писал об этом с юмором: “Допустим, вышел молодой человек из кинотеатра и остановился в раздумье: не понял, с кого надо брать пример, на кого быть похожим. На кого быть похожим? На себя. Ни на кого другого ты всё равно не будешь похожим”. В. Шукшин и предлагает нам подумать о самих себе.
Остановимся на рассказе “Энергичные люди”. Каких героев показывает нам автор? Почему он их так называет? По какому принципу строятся их отношения? (“Ты – мне, я – тебе”).
Я хочу прочесть стихотворение, относящееся к нашему спору и к жизненной позиции Шукшина.
Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе

Слово для любви или молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе.

Щит и латы. Посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты.

Каждый выбирает по себе.

Выбираю тоже – как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

(Ю. Левитанский)
. Из рабочих записей Шукшина.

“Сейчас скажу красиво: хочешь быть мастером, макай своё перо в правду. Ничем другим больше не удивишь”.
“Добрый, добрый..Эту медаль носят через одного. Добро – это доброе дело, это трудно, это не просто. Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла!”
“Когда нам плохо, мы думаем: “А где-то кому-то хорошо”. Когда нам хорошо, мы редко думаем: “Где-то кому-то плохо”.
“Я – сын, я – брат, я – отец. Сердце мясом приросло к жизни. Тяжко, больно – уходить”.

3.4. Сочинение-эссе: «Чему научили меня герои рассказов Шукшина».
4.Систематизация и обобщение полученных знаний.
Заключительное слово учителя.

Нет с нами больше писателя – Василия Шукшина. Но остались его книги, его мысли. И каждый его рассказ заставляет нас задуматься о серьёзных проблемах современности, о жизни, о поведении человека, его поступках.
И вновь вспоминаются слова писателя: “Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы , наши страдания – не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком”.
5. Подведение итогов урока.

6.Домашнее задание.

Как писатель В.М.Шукшин сложился необыкновенно быстро - практически с первых своих произведений. Его книги дали основание критике говорить о появлении в литературе "шукшинского" героя, "шукшинского" языка, "шукшинской" сфере действительности.

Цель данной работы - выявить языковые закономерности, составляющие основу малой прозы Шукшина, и установить: в чём проявляется своеобразие стиля писателя.

С первых строк рассказов Шукшина на читателя "обрушивается" шквал просторечных слов и выражений. Для писателя характерна приверженность к истокам народной речи, причем это постоянство зачастую находит свое отражение и в названиях произведений, например: "Чудик", "Стенька Разин", "Степка" и др. Элементы разговорной речи часто встречаются на страницах книг писателя: это и пословицы, и поговорки, и жаргонизмы, и изменённые формы слова, и неполные предложения, и диалогизация речи персонажей.

Обратимся к прошлому. Первыми, кто широко вводил в язык художественных произведений элементы разговорной речи, были А.С.Грибоедов и А.С.Пушкин. И у Грибоедова, и у Пушкина в речь героев широко вовлекались лексические, морфологические и синтаксические элементы устной разговорной речи.

В.М.Шукшин многое унаследовал из огромного опыта русской литературы. Имена Л.Н.толстого, Ф.М.Достоевского, Н.С.Лескова, А.П.Чехова, С.А.Есенина часто вспоминаются в той или иной связи, когда речь идет о Василии Макаровиче Шукшине.

Несомненно одно: истинный писатель вряд ли может состояться вне традиций. Настоящий художник, являясь новатором, опирается на духовный опыт своих предшественников. "Только впитав в себя опыт мировой литературы, писатель найдет манеру, одному ему свойственную",- говорил Шукшин.

Среди современных писателей, мастеров малой формы, В. М. Шукшину отведено почетное место. Его новеллистическое творчество - явление яркое и самобытное. Одной из особенностей авторского стиля - уход от сковывающего влияния фабулы в начале творческого пути("Сельские жители", "Светлые души"). Он пытался написать о людях, не связывая их заранее придуманными для них поступками, не заботясь о том, чтобы они участвовали в каком-нибудь нравоучительном происшествии. Простодушное письмо бабки Маланьи Васильевны к сыну, разговоры о предстоящей поездке к нему в Москву отразили жизнь деревни и мировосприятие её жителей: "Порассказали они нам, как летают на этих самолётах:А мы с Шуркой решили так: поедем уж летом на поезде. Оно, знамо, можно бы и теперь, но у Шурки шибко короткие каникулы получаются:"("Сельские жители").

Или рассказ "Демагоги", который представляет собой некую зарисовку, наполненную неторопливыми, трогательно-забавными разговорами деда и внука на рыбалке: "Сидели, скрестив по-татарски ноги, и глядели на огонь.

-:А так, значит, повез нас отец сюда, -рассказывал дед, -так я, слышь? - залез на крышу своей избы и горько плакал. Я тогда с тебя был, может, меньше. Шибко уж неохота была из дома уезжать:" ("Демагоги").

В.М. Шукшин в своих новеллах рассказывает случаи из жизни, самые обыкновенные, ничем не примечательные. Фабула и сюжет просты, но в то же время при чтении возникает второй план, который не сразу поддается истолкованию. Зачастую рассказы писателя носят притчевый характер.

Притча - старинное название назидательного рассказа о человеческой жизни в форме иносказания, аллегории.

При всем многообразии жанровых форм есть то, что их объединяет, - излюбленная нравственная проблематика и присущая только этому автору творческая манера, тот своеобразный почерк, по которому узнаешь каждую его страницу.

Объектом художественного исследования Шукшин избрал современную ему и родную алтайскую деревню, со всей её неустроенностью и вместе с тем с неизбывной тягой к добру, с наивным романтическим стремлением уйти от нудных, монотонных будней и сохранить при этом заветы стариков- жить по совести. " Для меня именно в селе - острейшие схлесты и конфликты. И возникает желание сказать свое слово о людях, которые мне близки," - признавался В.М.Шукшин.

Писатель погружен в быт, житейские заботы своих односельчан. Он всегда рядом со своими персонажами, он "свой" для них, живет их печалями и: мечтами. Шукшин знает деревенскую жизнь изнутри, не понаслышке, в деталях. Неслучайно один из литературных критиков назвал сочинения Шукшина "голосом народной толщи". С первых строк замечательных рассказов - зарисовок читатель погружается в атмосферу народной речи, образной, неподражаемой, которая прослеживается и в названиях самих произведений, например, "Чудик", "Забуксовал", "Стенька Разин", "Миль пардон, мадам!".

В литературном творчестве В. М. Шукшина в известном смысле прослеживается преемственность традиций русской классики, в том числе Н.С. Лескова и А. П.Чехова. Действительно по житейским судьбам, по самостоятельности в поступках и суждениях, по своей жизнестойкости, по открытости, непосредственности души герои Шукшина сродни лесковским персонажам. Характеры, увиденные в жизни, писатель развивает, дорисовывает, досконально исследует, обнажая душевную красоту простого человека.

В новеллистической прозе писателя обращает на себя внимание его лексика, работа автора над словом и со словом; очевидна обдуманность в подборе языкового материала, мотивированность их употребления, так в рассказе "Стенька Разин" читаем: "у Васёки перехватывает горло от любви и горя. Он понимал Захарыча. Он любил свои родные края, горы свои, Захарыча, мать: всех людей. И любовь эта жгла и мучила - просилась из груди." ("Стенька Разин")

В данном этюде автор передает душевное состояние своего героя от услышанной песни про Ермака. Чтобы читателю предалось внутреннее состояние Васёки, вся широта его натуры, писатель прибегает к выразительным метафорам: "перехватывало горло от любви и горя", " : и любовь эта жгла и мучила - просилась из груди", " рухнул на колени грозный атаман, и на глаза его пала скорбная тень". ("Стенька Разин"). Следует отметить, что метафоризация речи у Шукшина близка к народно - поэтической, что особенно ярко проявилось в раннем творчестве художника. Обратимся к одному из лучших рассказов раннего Шукшина, во многом автобиографичном, "Далекие зимние вечера": "пока Ванька отряхивается, мать утаптывает снег вокруг берёзки. Потом, скинув рукавицы, делает первый удар, второй, третий:Берёзка тихо вздрагивает и сыплет крохотными сверкающими блёстками. Сталь топора хищно всплескивает холодным огнём и раз за разом всё глубже вгрызается в белый упругий ствол".

Метафорические эпитеты: "крохотными сверкающими блёстками", "горячий туман застилает ему глаза", "ударил обухом по её звонкому крепкому телу", "туча снега"; метафоры: "берёзка тихо вздрагивает", "сталь топора хищно всплёскивает", "топорище рвется из рук"; сравнения: "угодил с головой в сугроб, как в мягкую холодную постель", " сталь топора хищно всплёскивает холодным огнем" - все эти выразительные средства языка помогают писателю передать ясный душевный мир двенадцатилетнего мальчишки, чьё детство пришлось на суровые годы войны и которому довелось на себе испытать все тяготы изнурительной работы наравне со взрослыми.

В данном рассказе Шукшина наряду с эпитетами и метафорами большую роль играют сравнения, причем как союзные("пятна света, точно маленькие желтые котята"), так и в форме творительного падежа, например: ": а на дороге лежит лиса. Лежит себе калачиком и хоть бы хны:", " по избе голубыми волнами разливается ласковое тепло". Сравнения передают светлый мир детства, помогают увидеть и почувствовать душу самого писателя, создают лирическую тональность повествования.

Творчество В.М.Шукшина, как и творчество В.Астафьева, В.Белова, В.Распутина, развивалось в русле разговорного народного языка. Так причудливо вплетаются в современный литературный язык произведений писателя диалектизмы и жаргонизмы, неологизмы и просторечные слова, что возникает это чудо-язык Шукшина, ни на чей не похожий, необычно красочный, живой, динамический.

В языке писателя трудно установить грань между литературным языком и повседневным, разговорным - они неотделимы. Это в первую очередь относится к сказовой манере, характерной для многих его произведений.

В языке персонажей шукшинских рассказов много местных слов, искаженных грамматических форм, например: "Порассказали они нам: такие порядки в этой авиации", "А телеграмму аннулироваем"; "Тут огород пойдет, свиннота разная", "Шибко уже страшно"

В рассказе "Стенька Разин" встречаемся со следующими просторечными формами слов, подчеркивающими индивидуальность главного героя - Васеки: "Работа над Стенькой Разиным продвигалась туго. Васёка аж с лица осунулся".

"Когда "делалось", он часами не разгибался над верстаком".

"-Я всё про людей знаю, - Васёка гордо посмотрел сверху на старика. - Они все ужасно простые".

Своё отношение к героям лирических новелл автор передаёт с помощью словообразовательных элементов - уменьшительно-ласкательных суффиксов, например: "Дед тоже засмеялся и зябко поёжился. - Замерз? Сейчас костёрчик разведём!" ("Демагоги")

В автобиографическом рассказе "Далёкие зимние вечера" встречаемся со следующими примерами слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: "Берёзка гудит и гнётся в такт шагам:Мужичок ты мой маленький, мужичок:Потерпи маленько" При описании персонажа, незаслуженно обидевшего сирот, автор использует слова с негативно-оценочной окраской: "Мать посмотрела в тёмное окно и вздохнула: - Обманул нас Филиппушка:образина косая! Пойдем в березник, сынок."

Ориентация автора на "живую", непринуждённую речь героев, употребление элементов разговорной речи обусловлено и правдивым описанием быта и нравов сельских жителей, а также раскрытием внутреннего мира современного "маленького человека". Литературные критики и исследователи прозы Шукшина подметили преемственность его стиля со стилистикой прозы А.П. Чехова.

Прежде всего - это лаконичность формы, краткость. Экспозиция рассказов В.М.Шукшина очень сжата - всего несколько строк и персонажи стремительно вводятся в действие: "Его звали - Васёка. Васёка имел:24 года от роду, один восемьдесят пять рост, большой утиный нос: и невозможный характер". ("Стенька Разин")

"Под Москвой идут тяжёлые бои. А на окраине далёкой сибирской деревеньки крикливая ребятня с раннего утра режется в бабки." ("Далекие зимние вечера")

"Солнце клонилось к закату. На воду набегал ветерок, пригибал на берегу высокую траву, шебаршил в кустарнике." ("Демагоги").

Простота экспозиций новелл писателя и их сжатость несут на себе необыкновенную идейную насыщенность, умение сказать людям всё самое необходимое.

Главным организующим началом любого художественного произведения служит синтаксис. Рассмотрим некоторые элементы синтаксиса в языке художественных новелл писателя.

В ряде рассказов Шукшина в речи его героев нередко наблюдается расположение слов, типичное лишь для устной речи, которая, как известно, отличается исключительным своеобразием в порядке построения фразы. К наиболее часто встречающимся случаям можно отнести следующие:

Препозитивное расположение зависимых членов по отношению к "господствующим словам"; где обычной, литературно-книжный порядок слов требует постпозиции;

Инверсия главных членов.

Обратимся к следующим примерам: "Поклон Павлу Сергеевичу передавайте"("Сельские жители"). Постановка дополнения впереди сказуемого создает дистантное расположение главных членов, характерное для устной речи.

В том же рассказе мы сталкиваемся и с таким случаем: "Но характеры у них были вовсе несхожие." "Я тут посоветовалась". Указанное словорасположение (разрыв составного именного сказуемого обстоятельством) свидетельствует об использовании Шукшиным обратного порядка слов в качестве одного из средств выражения авторской позиции в художественных новеллах.

Использование повествовательного порядка слов там, где должен быть описательный и описательного там, где должен быть повествовательный также придаёт разговорную окраску речи, передает интонацию медлительного, неторопливого рассказа. В таких случаях на первом месте оказывается логически выделяемое слово, например: "Дорогой сынок, Паша, поговорила я тут с соседями:" "Солнце клонилось к закату. На воду набегал ветерок, пригибал к берегу высокую траву:Камнем, грудью вперед, падали на воду чайки:Вижу, под обрывистым берегом, плескалась в вымоинах вода. Вдоль берега шли двое: старик и малый лет десяти - Петька". ("Демагоги")

В целом различные инверсии, характерные для устной речи, наиболее широко используются писателем как в речи персонажей, так и в речи повествователя. Следует отметить и такой факт, что инверсия в рассказах Шукшина создает особый ритм фраз, ритмомелодический рисунок, предполагающий вдумчивое, осмысленное прочтение и постижение авторской мысли.

Уже отмечался тот факт, что писатель многое унаследовал от творческой манеры Н.С.Лескова, в частности, обращение Шукшина к сказовой манере повествования. Одной из основных составляющих сказовой манеры является широкое использование однородных членов предложения. С их помощью рисуются детали общей картины, единого целого, передаётся динамика действий, образуются ряды эпитетов, обладающих большой экспрессивностью и живостью.

Так, в рассказе "Далекие зимние вечера" мы видим, что встречаются конструкции однородных членов как с союзами, так и без союзов. Обратимся к примерам: "Мишка играет спокойно, уверенно. Прежде чем бить по кону, он снимает с правой руки рукавицу, сморкается по-мужичьи на дорогу, прищуривает левый глаз:прицеливается:"

Данные конструкции образуют незамкнутый ряд и не имеют характер исчерпывающего перечисления. Такие предложения характерны для спокойной повествовательной речи.

В рассказах писателя широко представлена парцелляция как главных членов предложения, так и второстепенных. Группы слов, оторванные от базового предложения, приобретают самостоятельность отдельного высказывания, с их помощью автор выделяет наиболее важные моменты в сообщении, например, в рассказе "Сельские жители": "Приедет после Нового года. Точка. С Шуркой."

"То ж, если что сломалось, топором лежит вниз. Тут уж сразу:И костей потом не соберут."

"Вот так. Не тоскуй, Шурка. Летом поедем."

В рассказе "Демагоги":

"Ей, наверно, двадцать так. А она уж столько понимает. Почти с моё."

"Здесь одна девка утонула. Раньше ещё, когда я молодой был."

"Она здесь лежала?- Петька показал глазами на берег.

Где-то здесь. Я уже забыл теперь. Давно это было."

"Хорошая девка была. Шибко уж красивая."

Парцеллирование у писателя тесно связано с общим изменением ритмомелодического рисунка произведения, обнаруживается тенденция к сжатости, экономности высказывания, и вместе с ним к ёмкости и эмоциональной насыщенности. Автор воспроизводит интонацию живой разговорной речи, а вслед за этим - образ главного героя.

Анализируя особенности стиля В.М.Шукшина, особо хочется сказать о своеобразии его пунктуации, которое отразилось в силе и энергии синтаксиса. Очевидно, что в рассказах писателя большая роль принадлежит таким знакам, как многоточию и тире.

-":Я ему на это отвечаю, слышь:"

"Демагоги"

-":Часов в 11 к ним пришел Егор Лизунов, сосед, школьный завхоз"

- ":Поближе туда к осени приедет" ("Сельские жители")

- ":Одиннадцать, двенадцать:А лоботрясам, думаешь, хуже?"

- ":Спустились по крутому взвозу к реке. На открытом месте гуляет злой ветер"

("Далёкие зимние вечера")

- ":Ванька с матерью быстро распилили березки:"

-":С работы Васека шагал всегда быстро"

-":Работа над Стенькой Разиным продвигалась туго"

("Стенька Разин")

В данных примерах многоточие не указывает на пропуск слов, знаков препинания, а подчеркивает незаконченность авторской мысли, намеренно интригующего умолчания, что также характерно для синтаксиса разговорной речи.

Экспрессивной функцией характеризуется и тире, к которому Шукшин активно прибегает в своей художественной прозе. Этот знак несет на себе эмоциональную нагрузку, динамичность, быструю смену событий. Например: "Садитесь только подальше от кабины - в хвост - и летите." "Ничего, не робейте - летите" ("Сельские жители")

"Как тебя еще земля держит?

Ничего, держит, - спокойно сказал Мишка. - Не хочешь - не надо."

("Далекие зимние вечера")

С помощью тире обозначается у писателя и неожиданное присоединение, например: "Васёка взял подкову, сделанную стариком, попробовал тоже погнуть её - не тут-то было" ("Стенька Разин")

В его сказовой манере особая роль принадлежит диалогам. Особенность языка писателя проявилась в отражении непосредственной, зачастую наивной речи персонажей, с одной стороны, с другой - эмоциональность и экспрессивность их диалогов.

С помощью диалогизации сопоставляются позиции: "читатель и исатель". Обратимся к рассмотрению конкретных примеров:

"Захарыч долго стоял над работой Васёки:не проронил ни слова. Потом повернулся и пошел из горлицы. И тотчас вернулся.

Хотел пойти выпить, но:не надо.

Ну как, Захарыч?

Это:Никак. - Захарыч сел на лавку и заплакал горько и тихо.- Как они его:а? За что же они его?!...

Васёка мучительно сморщился и заморгал.

Не надо, Захарыч:

Что не надо-то?...

Они же дух из него вышибают!..."

("Стенька Разин")

Всё содержание диалога - развёртывание основной темы произведения: исключительная талантливость человека из народа, его душевная красота, воплощенная в искусстве резчика. В диалогах Шукшина средствами речевой изобразительности создается и узнается портрет участников разговора. Наличие обращения "Захарыч", парцелляции "Это:никак..", неполные предложения "Как они его:а? За что же они его?" придают репликам героев свойство устного, непосредственного, "неподготовленного" слова. Хочется отметить, что при создании диалогизации как ведущего стилистического приема в рассказе, автор включает в каждую реплику героев свой эмоциональный центр, что особенно важно для постижения мысли писателя.

Следовательно, диалог формирует читательское восприятие, осуществляет связь "автор-произведение-читатель":"Я знаю, когда я пишу хорошо: когда пишу и как будто пером вытаскиваю из бумаги живые голоса людей,"- говорил писатель.

Таким образом, постигая творческую манеру повествования В.М. Шукшина, мы постигаем разнообразные характеры людей из глубинки, их мысли, чувства, поступки. Вслед за В. М. Шукшиным учимся любить эту землю, что зовётся Россией.