Музыкальная история. В память о Наталье Попович и Евгении Колобове. Коллеги Попович уверены, что ее роль в искусстве страны невозможно переоценить




Почти каждая новая постановка Колобова становилась событием в культурной жизни России. О себе и о жизни Колобов сказал:
“У художника должно быть 2 главных качества: честное имя и талант. Если наличие таланта зависит от Бога, то за свое честное имя художник отвечает сам”.
Евгений Колобов окончил два отделения Свердловской консерватории: хоровое и симфонического дирижирования. У него были не только прекрасные вокальные данные, но и актерский талант; он писал стихи, прекрасно знал литературу.
Проработав в ведущих российских музыкальных театрах (Екатеринбургском академическом театре оперы и балета им. А. В. Луначарского, Ленинградском театре оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский), Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко) , он в 1991 году создал театр “Новая Опера”.
В этом театре Евгений Колобов сумел воспитать оркестр, хор и труппу солистов высокого профессионального уровня, способных воплощать его авторские идеи. Спектакли, созданные Колобовым в «Новой Опере», неповторимы, отличаются современным и оригинальным подходом к оперному жанру.
Наталья Григорьевна Попович - жена и творческий единомышленник Евгения Владимировича Колобова. Сутками напролет вместе с ней обдумывал он, каким быть театру. Наташа сходу понимала идеи своего гениального мужа, под ее твердой хормейстерской рукой многоголосый хор отзывался, как скрипка Страдивари под пальцами виртуоза.

Творческий принцип маэстро - исполнение незаслуженно забытых произведений и новая, современная интерпретация уже известных музыкальных сочинений. На сцене театра Евгений Колобов впервые в России поставил оперы «Мария Стюарт» Г. Доницетти, «Валли» А. Каталани, «Гамлет» А. Тома.
Оригинальны и интересны осуществленные им интерпретации «Руслана и Людмилы» М. И. Глинки, «Евгения Онегина» П. И. Чайковского, «Первой любви» А. Головина (дебют Евгения Колобова в качестве режиссера-постановщика спектакля), «Травиаты» и «Риголетто» Дж. Верди, «Сельской чести» П. Масканьи.
На основе оперы Н. А. Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери» и Реквиема В. А. Моцарта Евгением Колобовым был создан особенно любимый зрителями спектакль «О Моцарт! Моцарт…» (режиссер и балетмейстер В. Васильев). Также в репертуаре дирижера имелся целый ряд симфонических и ораториальных программ.

Евгений Колобов родился 19 января 1946 года в Ленинграде в семье военного.
Окончил Хоровое училище имени М. И. Глинки при Ленинградской государственной академической капелле по классу Р. И. Совейко. Поступил на дирижёрско-хоровое отделение Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского в класс профессора М. И. Павермана, которое окончил в 1968 году. В 1974 году, пройдя службу в Советской армии, окончил в этой же консерватории отделение оперно-симфонического дирижирования.
В течение семи лет с 1974 года Евгений Колобов работал в Свердловском государственном академическом театре оперы и балета имени А. В. Луначарского, с 1977 года являлся главным дирижёром театра.
В 1979 году удостоен почётного звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
В 1981 году Юрий Темирканов пригласил Евгения Колобова в Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова. Здесь он дирижировал операми «Травиата», «Риголетто» и «Сила судьбы» Джузеппе Верди, «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова, балетами «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» П. И. Чайковского, «Жизель» и «Корсар» Адольфа Адана. В качестве музыкального руководителя и дирижёра участвовал в аудиозаписи оперы «Пират» Винченцо Беллини, в записи телевизионной версии балета «Лебединое озеро».
В 1983 году Евгению Колобову присвоено почётное звание «Народный артист РСФСР».
В 1987 году Евгений Колобов возглавил Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, в котором впервые в России осуществил премьеры опер «Пират» Винченцо Беллини и (в 1989) «Борис Годунов» М.П. Мусоргского (в оригинальной, так называемой «первой», редакции), а также премьеру балета «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева (в постановке В.В. Васильева). По спектаклю «Борис Годунов» был снят фильм-опера, в котором музыканты театра под руководством Евгения Колобова продемонстрировали не только высокий музыкальный уровень исполнения, но и интересные драматургические решения.
С 1991 года до своей кончины в 2003 году Евгений Колобов являлся художественным руководителем основанного им Московского театра «Новая опера». Творческим принципом маэстро являлось исполнение незаслуженно забытых произведений и новая, современная интерпретация уже известных музыкальных сочинений.
15 июня 2003 года скоропостижно скончался от сердечного приступа. Похоронен 17 июня 2003 года на Ваганьковском кладбище города Москвы.
Среди осуществлённых аудио- и видеозаписей - произведения Винченцо Беллини, Модеста Мусоргского, Петра Чайковского.

Вдова Евгения Колобова, основавшего театр «Новая опера», скончалась после тяжелой болезни. Наталья Попович до последнего была окружена вниманием и заботой близких людей. Как поясняют коллеги хормейстера, окружающие хоть и знали о серьезном недуге, но до последнего надеялись на то, что она выздоровеет, преодолев неприятное заболевание. Все, кто знал Наталью Григорьевну, приносят соболезнования родным и близким.

Наталья Григорьевна Попович скончалась 30 марта. Вдове Евгения Колобова было всего 73 года, однако ее подвело здоровье. До последнего дня близкие надеялись на чудо и всячески поддерживали женщину, страдавшую от серьезного недуга. О том, что она ушла из жизни, сообщили в пресс-службе театра «Новая опера».



Все, кто работал с Натальей Григорьевной, уже принесли соболезнования родным и близким женщины, которая была хормейстером родного театра, начиная с 1991 года и вплоть до 2017. Хор, который был создан большей частью ее усилиями, стал чуть ли не символом театра.

«В 1991–2017 годах Наталья Григорьевна Попович была главным хормейстером «Новой оперы». Во многом именно ее усилиями создан выдающийся феномен современного отечественного исполнительского искусства - хор «Новой оперы». Он по праву считается символом театра, выражением его эстетики и творческих принципов. Невозможно переоценить и роль Натальи Григорьевны в становлении многих певцов; своим трудом и талантом они приумножают славу родного театра и родной страны», – уточнили в пресс-службе.



По словам Игоря Колобова-Тесли, зятя Натальи Григорьевны, она скончалась дома в окружении родных и близких. Похороны пройдут на Ваганьковском кладбище, где уже лежит ее муж, Евгений Колобов. Прощание с деятелем культуры запланировано на 2 апреля с 11 до 13 часов в театре «Новая опера».


Пока что коллеги Натальи Григорьевны публикуют воспоминания о ней в соцсетях. Многие оценивают ее уход из жизни, как невосполнимую потерю. Попович называют талантливой, мудрой преподавательницей, которая помогла стартовать многим артистам. Одной из учениц Натальи Попович была оперная дива Мария Максакова.

Н аталья Попович (27.02.1945 — 30.03.2018),

главный хормейстер театра с 1991 по 2017 год. Народ-ная артист-ка России, лау-ре-ат Государ-ствен-ной пре-мии России (за созда-ние теат-ра Новая Опера).

В 1967 году еще сту-дент-кой Ураль-ской государ-ствен-ной кон-сер-ва-то-рии Наталья Попович, как наи-бо-лее ода-рен-ная уче-ни-ца кур-са, была при-гла-ше-на на долж-ность хор-мей-сте-ра в Сверд-лов-ский ака-де-ми-че-ский театр опе-ры и бале-та им. А.В.Луначар-ско-го, где впо-след-ствии ста-ла глав-ным хор-мей-сте-ром. В Сверд-лов-ском теат-ре опе-ры и бале-та, сов-мест-но с глав-ным дири-же-ром теат-ра Евгени-ем Колобо-вым, Натальей Попович были созда-ны опер-ные спек-так-ли, кото-рые высо-ко оце-ни-ва-лись зри-те-ля-ми и прес-сой: «Травиа-та» и «Сила судь-бы» Дж.Верди (пер-вая в России поста-нов-ка на ита-льян-ском язы-ке), «Кармен» Ж.Бизе, «Царская неве-ста» Н.А.Римско-го-Корса-ко-ва, «Петр I» А.П.Петро-ва и еще более 20 пре-мьер-ных спек-так-лей. Итогом тру-до-вой дея-тель-но-сти Н.Попович в Сверд-лов-ском теат-ре опе-ры и бале-та ста-ло при-суж-де-ние ей зва-ния Заслу-жен-но-го дея-те-ля искусств РФ.

С 1981 года Наталья Попович по при-гла-ше-нию Ю.Х.Темир-ка-но-ва рабо-та-ла хор-мей-сте-ром в Ленин-град-ском теат-ре опе-ры и бале-та им. С.М.Кирова (ныне Мариин-ский). За вре-мя рабо-ты в теат-ре Н.Г.Попович участ-во-ва-ла в поста-нов-ках спек-так-лей с таки-ми масте-ра-ми опер-ной сце-ны, как хор-мей-стер А.Мурин, дири-же-ры Ю.Темир-ка-нов, Е.Колобов, В.Герги-ев, режис-сер Б.Покров-ский. В каче-стве руко-во-ди-те-ля хора Наталья Попович при-ни-ма-ла уча-стие в ауди-о-за-пи-си опе-ры «Пират» В.Белли-ни (дири-жер Е.Колобов, соли-сты: Е.Целоваль-ник, К.Плужни-ков, С.Лейфер-кус), в теле-ви-зи-он-ной вер-сии спек-так-ля «Евгений Онегин» П.И.Чайков-ско-го (дири-жер Ю.Темир-ка-нов). За годы рабо-ты в теат-ре им. С.М.Кирова Наталья Попович была награж-де-на меда-лью «За тру-до-вое отличие».

В пери-од 1988-1991 Н.Г.Попович явля-ет-ся глав-ным хор-мей-сте-ром Музыкаль-но-го теат-ра им. К.С.Стани-слав-ско-го и Вл.И.Немиро-ви-ча-Данчен-ко. Здесь она руко-во-дит хором в уже суще-ству-ю-щих репер-ту-ар-ных спек-так-лях и участ-ву-ет в пре-мьер-ных поста-нов-ках опер под руко-вод-ством дири-же-ра Евгения Колобо-ва: «Пират» В.Белли-ни (пер-вая поста-нов-ка в России), «Борис Годунов» М.П.Мусорг-ско-го (в пер-вой автор-ской редак-ции), кото-рые ста-ли леген-дар-ны-ми. По спек-так-лю «Борис Годунов» (дири-жер Е.Колобов, режис-сер О.Ивано-ва, худож-ник С.Бархин, хор-мей-стер Н.Попович) был снят фильм-опе-ра, в кото-ром хор с боль-шой досто-вер-но-стью вопло-тил образ рус-ско-го народа.

В 1991 году Наталья Попович вме-сте с Евгени-ем Колобо-вым сто-я-ла у исто-ков созда-ния Москов-ско-го теат-ра Новая Опера. Со дня осно-ва-ния теат-ра вме-сте с худо-же-ствен-ным руко-во-ди-те-лем Е.Колобо-вым Наталья Попович участ-во-ва-ла в опре-де-ле-нии идей-но-твор-че-ско-го направ-ле-ния раз-ви-тия ново-го кол-лек-ти-ва, его репер-ту-ар-ной поли-ти-ки, в фор-ми-ро-ва-нии твор-че-ских и тех-ни-че-ских под-раз-де-ле-ний теат-ра, внед-ре-нии кон-тракт-ной системы.

Одной из заслуг глав-но-го хор-мей-сте-ра Новой Оперы Н.Г. Попович явля-ет-ся вос-пи-та-ние хоро-во-го кол-лек-ти-ва высо-ко-го музы-каль-но-го уров-ня, кото-рый не толь-ко мастер-ски вла-де-ет искус-ством хоро-во-го пения, но и игра-ет актив-ную роль в сце-ни-че-ском дей-ствии спек-так-лей, демон-стри-руя актер-скую рас-кре-по-щен-ность и пла-сти-ку. Хор Новой Оперы под руко-вод-ством Н.Г.Попович совер-шен-ству-ет свое вокаль-ное мастер-ство, испол-няя духов-ные музы-каль-ные про-из-ве-де-ния a capella и сочи-не-ния кан-тат-но-ора-то-ри-аль-но-го жан-ра: кан-та-ты «Москва» П.И.Чайков-ско-го, «Александр Невский» С.С.Проко-фье-ва, «Иоанн Дамас-кин» С.И.Танее-ва, «Весна» и «Три рус-ские пес-ни» С.В.Рахма-ни-но-ва, Рекви-ем Дж.Верди, Рекви-ем В.А. Моцар-та и др. Хор Новой Оперы по пра-ву при-знан зри-те-ля-ми и кри-ти-ка-ми одним из луч-ших хоро-вых кол-лек-ти-вов Москвы.

В каче-стве хор-мей-сте-ра Наталья Попович участ-во-ва-ла в запи-си CD и DVD Новой Оперы: «Хор теат-ра Новая Опера», «Новая Опера в Карне-ги-хол-ле», кан-та-та «Москва» П.И.Чайков-ско-го, кан-та-та «Александр Невский» С.С.Проко-фье-ва, «Симфо-ния №13» Д.Д.Шоста-ко-ви-ча, «Три рус-ские пес-ни» и кан-та-та «Весна» С.В.Рахма-ни-но-ва, «Иоанн Дамас-кин» С.И.Танее-ва, «Роман-сы П. Чайков-ско-го и С.Рахма-ни-но-ва», опе-ра «Валли» А.Катала-ни, дивер-тис-мент «Росси-ни», опе-ра «Евгений Онегин» П.И.Чайков-ско-го, Рекви-ем В.А. Моцар-та, Рекви-ем Дж.Верди, The World’s Favourite Opera Choruses (сов-мест-но с хором фин-ско-го Савон-линн-ско-го опер-но-го фести-ва-ля), «Шедев-ры опер-ной сце-ны», «Класси-ка через века» и др.

В 2003 году, после кон-чи-ны осно-ва-те-ля теат-ра Евгения Колобо-ва, по Распо-ря-же-нию Прави-тель-ства Москвы Наталья Попович ста-но-вит-ся Предсе-да-те-лем худо-же-ствен-но-твор-че-ской кол-ле-гии теат-ра Новая Опера (зани-ма-ла эту долж-ность до 2013 года).

Наталья Попович — автор идеи теат-ра-ли-зо-ван-ных пред-став-ле-ний, кото-рые ста-ли визит-ной кар-точ-кой Новой Оперы: «Bravissimo!» (к 10-летию теат-ра в 2001 г.) и «Все это — Опера!» (к 20-летию теат-ра в 2011 г.), гала-кон-цер-та «Viva Verdi!» к 200-летию со дня рож-де-ния ком-по-зи-то-ра, в кото-ром зву-чат фраг-мен-ты из всех опер Джузеп-пе Верди.

В 2003 году Н.Попович ста-но-вит-ся одним из соучре-ди-те-лей Фонда Евгения Колобо-ва, ини-ци-а-то-ром и идей-ным вдох-но-ви-те-лем еже-год-но-го Между-на-род-но-го фести-ва-ля «Крещен-ская неде-ля в Новой Опере», посвя-щен-но-го Евгению Колобо-ву, родив-ше-му-ся 19 янва-ря, в Креще-ние. Благо-да-ря энер-гии и энту-зи-аз-му Н.Попович фести-валь из локаль-но-го собы-тия теат-ра пре-вра-тил-ся в зна-чи-тель-ное куль-тур-ное собы-тие сто-ли-цы. Сотруд-ни-ки теат-ра Новая Опера, внес-шие осо-бый вклад в про-дол-же-ние тра-ди-ций Евгения Колобо-ва, удо-сто-е-ны почет-ной пре-мии Фонда Евгения Колобо-ва «За без-за-вет-ное слу-же-ние опер-но-му искусству».

Прощание с ней состоится 2 апреля в Зеркальном фойе театра, передает ФАН .

«Прощание с Натальей Григорьевной пройдет в зеркальном фойе театра «Новая опера» имени Колобова 2 апреля с 11:00 до 13:00. В этот же день состоятся похороны на Ваганьковском кладбище, где Наталья Григорьевна будет похоронена рядом с мужем, выдающимся дирижером Евгением Владимировичем », — рассказали в театре.

Фоторепортаж: Умерла Наталья Попович

Is_photorep_included11701388: 1

Также, представители театра указали на значительную роль Попович в масштабах всей страны, передает РЕН-ТВ .

«Невозможно переоценить и роль Натальи Григорьевны в становлении многих певцов; своим трудом и талантом они приумножают славу родного театра и родной страны», — сказали в театре.

Попович была главным хормейстером театра с 1991 по 2017 годы. В 1967 году еще студенткой Уральской государственной консерватории Наталья Попович, как наиболее одаренная ученица курса, была приглашена на должность хормейстера в Свердловский академический театр оперы и балета им. А.В. Луначарского, где впоследствии стала главным хормейстером, указывается в сообщении на сайте театра .

В Свердловском театре оперы и балета, совместно с главным дирижером театра Евгением Колобовым, Натальей Попович были созданы оперные спектакли, которые высоко оценивались зрителями и прессой: «Травиата» и «Сила судьбы» Дж. Верди (первая в России постановка на итальянском языке), «Кармен» Ж. Бизе, «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова, «Петр I» А.П. Петрова и еще более 20 премьерных спектаклей.

С 1981 года Наталья Попович по приглашению дирижера работала хормейстером в Ленинградском театре оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне Мариинский театр). За время работы в театре Попович участвовала в постановках спектаклей с такими мастерами оперной сцены, как хормейстер , дирижеры Евгений Колобов, и многие другие. В качестве руководителя хора Наталья Попович принимала участие в аудио-записи оперы «Пират» , в телевизионной версии спектакля «Евгений Онегин» .

С 1988 по 1991 годы Попович является главным хормейстером Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Здесь она руководила хором в уже существующих репертуарных спектаклях и участвовала в премьерных постановках опер под руководством Колобова. В 1991 году Попович вместе с Колобовым, к тому времени - мужем — создали «Новую Оперу».

«В тяжелый момент ухода Колобова из Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Наталья Григорьевна получила несколько заманчивых предложений, в том числе из Большого театра. Но она, как и муж, предпочла журавля в небе — мечту о своем театре — синице в руках», — приводит НСН слова коллег Попович.

Со дня основания театра вместе с художественным руководителем Колобовым Попович участвовала в определении идейно-творческого направления развития нового коллектива, его репертуарной политики, в формировании творческих и технических подразделений театра, внедрении контрактной системы.

Одной из заслуг главного хормейстера «Новой Оперы» Попович является воспитание хорового коллектива высокого музыкального уровня, который не только мастерски владеет искусством хорового пения, но и играет активную роль в сценическом действии спектаклей, демонстрируя актерскую раскрепощенность и пластику. В 2003 году, после кончины Колобова, по распоряжению Попович стала председателем художественно-творческой коллегии театра.

Наталья Попович является автором идеи театрализованных представлений, которые стали визитной карточкой Новой Оперы: «Bravissimo!» (к 10-летию театра) и «Все это — Опера!» (к 20-летию театра в 2011 году), гала-концерта «Viva Verdi!» к 200-летию со дня рождения композитора, в котором звучат фрагменты из всех опер Верди.

За вклад в искусство Наталья Попович была награждена почетными званиями и наградами: Государственной премией РФ за создание театра «Новая Опера», почетным званием Народная артистка России, Орденом Дягилева I степени «За пользу русской культуре» (2008) и другими.

Огромная потеря для нашего искусства: ушла Наталья Попович. Не просто супруга и единомышленник великого дирижера Евгения Колобова, но его друг с первых шагов по театральной сцене, продолжатель его дела, наследница и хранительница его традиций. И безусловно великолепный, редкий, самобытный талант: благодаря ей хор театра "Новая опера", как прежде хор Свердловской академической оперы, были в числе самых выдающихся творческих коллективов страны.

Это была удивительная пара. Рассказывать о любом из них, не упоминая о другом, решительно невозможно: истинно творческая семья, одержимая общим делом. Оба ленинградцы по рождению, но свел вместе их Свердловск, куда они уехали учиться в Уральской консерватории имени Мусоргского, где преподавал легендарный дирижер Марк Паверман и не менее легендарная Галина Рогожникова, одна из крупнейших в стране знатоков и мастеров хорового искусства. "Если я приду к профессору Рогожниковой, не зная клавир наизусть, - мигом вылетала из класса, - вспоминала Наталья Попович в беседе с обозревателем "РГ". - И мы с Женей ночь напролет сидели, учили. А теперь ко мне приходят хормейстеры из Московской консерватории, я ставлю перед ними клавир - они о нем представления не имеют! Какое же ты имеешь право выходить к хору?! Нет, я не хотела бы учиться в Москве! Потому что меня всему научили в Уральской консерватории. И в первую очередь - любви к музыке. И тому, что человек не имеет права выходить к оркестру или хору, если у него нет своего видения, своей интерпретации, представления о том, что он хочет сказать этим сочинением".

Большой талант молодого хормейстера был всем очевиден. Уже с четвертого курса ее пригласили в Свердловский академический театр оперы и балета. "Я это ощутила как огромную честь и окунулась в этот театр с головой, - продолжала Наталья Попович. - Это семнадцать лет в Свердловске были самыми счастливыми годами нашей с Женей жизни. Женю пригласили дирижировать спектаклями Театра музыкальной комедии, а потом и в Свердловскую оперу, где был замечательный коллектив". Здесь Колобов и Попович проработали семь лет. Именно здесь они сотворили спектакль, ставший сенсацией в Москве и мгновенно сделавший их знаменитыми, - это была первая в СССР постановка оперы Верди "Сила судьбы" на языке оригинала. О ней много писали, отмечая не только смелую интерпретацию малоизвестной у нас тогда партитуры, но и волшебное звучание хора, безукоризненно передававшего тончайшие нюансы вердиевской музыкальной драмы.

После этого триумфа талантливую пару пригласил к себе в Мариинку сам Юрий Темирканов. Но в родном Ленинграде как-то не сложилось: Колобову, прирожденному оперному маэстро, было неинтересно дирижировать балетами, и, хотя именно с ними он объездил весь мир, супружеская пара предпочла уехать в Москву.

Обоим предлагали возглавить Мариинский театр, затем - Большой. Оба от чести отказались - им неинтересно было пытаться растормошить коллективы, как говорила Наталья Попович, "обросшие ракушками". Им нужен был театр более динамичный, готовый к экспериментам. Наталья абсолютно разделяла вечное стремление Колобова как бы воссоздавать музыку заново, прямо на глазах слушателей, и во всем его поддерживала. Началась история их отношений с Театром имени Станиславского и Немировича-Данченко - история более чем драматичная. Оркестр и хор сразу полюбили новых руководителей и готовы были пойти за ними куда угодно, но тамошние народные артисты ревниво оберегали свои права петь юную Татьяну и пылкого Ленского даже на склоне лет и любым попыткам влить в закостеневший театр свежую кровь объявили войну. Дошло до крайностей: был даже спектакль, когда оркестр, защищающий своего маэстро, демонстративно отказался играть, и оперу спели под рояль. Война шла нешуточная, и супружеская пара, долго не имевшая крова и вынужденная жить в гостинице "Будапешт", уже готова была принять приглашение итальянцев возглавить оперу в Генуе, где с квартирой не было бы проблем. Но в холле гостиницы ждали артисты оркестра - ни Колобов, ни Попович не могли бросить людей, которые в них поверили. К тому же оба были преданы русскому искусству, и русская почва была для них не просто местом временного пребывания. Это были корни, из которых произрастало все, что оба любили и досконально знали, все, что потом возникало в музыке мановением их удивительных, "поющих" рук.

И всю жизнь эту пару сопровождала преданная любовь тех, кто с ними работал. Когда Колобов и Попович спустя много лет прилетели в Свердловск на юбилей родной консерватории, у трапа самолета их встретил оркестр оперного театра - над летным полем зазвучал марш из поставленной ими там оперы "Петр Первый". Эмоциональный Колобов встал перед музыкантами на колени.

Рука об руку они строили и театр своей мечты - свой театр, спроектированный по их чертежам, - "Новую оперу". Сначала она ютилась в здании бывшего кинотеатра, где было мало места для хора, и голоса звучали со всех сторон - даже сверху, из вентиляционных решеток. Это был абсолютно волшебный эффект, изобретенный гением, искавшим выход из безвыходной ситуации. Его уже было невозможно повторить, когда у театра появилось свое здание с нормальным залом и просторной сценой.

В "Новой опере" оба сразу утвердили свой главный принцип: либо ставим новые для московской публики названия, либо заново открываем старые. Спектакли вызывали споры, иной раз шокировали консерваторов необычным звучанием, нестандартными ритмами, коррективами в оркестровке или даже драматургии. Событиями стали первые в России постановки опер "Гамлет" Тома, "Двое Фоскари" Верди, "Мария Стюарт" Доницетти, "Валли" Каталани, необычный "Борис Годунов" Мусоргского, прозвучавший в малознакомой публике первой авторской редакции. Именно благодаря дивно слаженному творческому тандему могли появиться на московской сцене спектакли-приношения великим музыкантам прошлого - "Мария Каллас", Viva Verdi!, Viva Puccini!, "Россини", "Винченцо Беллини.

После ухода Евгения Колобова Наталья Попович продолжила его традиции. Возглавила художественно-творческую коллегию Новой оперы, стала автором идеи и концепции таких музыкальных вечеров, как музыкально-театральная композиция Bravissimo. В репертуаре появились сложнейшие, требующие филигранного мастерства оперы: "Любовный напиток" Доницетти, "Золушка" Россини с ее виртуозными ансамблями, "Набукко" и "Трубадур" Верди с его мощными хорами. Ее авторитет позволил привлечь к сотрудничеству с театром Юрия Темирканова, Эри Класа, Феликса Коробова, Альберто Веронези, Антонелло Аллеманди, Андрейса Жагарса и многих других суперзвезд мировой оперной жизни. По ее инициативе в память об Евгении Колобове был основан ежегодный фестиваль "Крещенская неделя в Новой Опере", в котором тоже принимали участие ведущие мастера России и планеты, звучали малознакомые российской публике шедевры.

С завершилась огромная и глубоко индивидуальная музыкальная история в жизни нашего искусства - та, что годами и десятилетиями создавалась уникально одаренным творческим и семейным тандемом. Это была совершенно отдельная, существовавшая по своим законам и принципам, ни на что иное не похожая эпоха развития российского оперного театра - яростного, мятежного, неистового, как Евгений Колобов, трепетного, проникновенного, нежного и лиричного, как Наталья Попович.

Наталья Попович - супруга и соратник дирижера Евгения Колобова, продолжатель его традиций. Фото: novayopera.ru