Какое образование получил мольер. Жан батист мольер - биография, информация, личная жизнь. Смерть и мемориальные памятники Жана-Батиста

Обогатили его житейским и театральным опытом. С Мольер заступает Дюфрена, возглавляет труппу. Репертуарный голод труппы Мольера и явился стимулом к началу его драматургической деятельности. Так годы театральной учёбы Мольера стали годами и его авторской учёбы. Множество фарсовых сценариев, сочинённых им в провинции, исчезло. Сохранились только пьески «Ревность Барбулье » (La jalousie du Barbouillé) и «Летающий лекарь» (Le médécin volant), принадлежность которых Мольеру не вполне достоверна. Известны ещё заглавия ряда аналогичных пьесок, игранных Мольером в Париже после его возвращения из провинции («Гро-Рене школьник», «Доктор-педант», «Горжибюс в мешке», «План-план», «Три доктора», «Казакин», «Притворный увалень», «Вязальщик хвороста»), причём заглавия эти перекликаются с ситуациями позднейших фарсов Мольера (напр. «Горжибюс в мешке» и «Проделки Скапена », д. III, сц. II). Эти пьесы свидетельствуют о том, что традиция старинного фарса вскормила драматургию Мольера вошла органическим компонентом в основные комедии его зрелого возраста.

Фарсовый репертуар, превосходно исполняемый труппой Мольера под его руководством (сам Мольер нашёл себя как актёра именно в фарсе), способствовал упрочению её репутации. Ещё больше возросла она после сочинения Мольером двух больших комедий в стихах - «Шалый» (фр. L’Étourdi ou les Contretemps , ) и «Любовная досада» (Le dépit amoureux, ), написанных в манере итальянской литературной комедии. На основную фабулу, представляющую вольное подражание итальянским авторам, наслаиваются здесь заимствования из различных старых и новых комедий, соответственно излюбленному Мольером принципу «брать своё добро всюду, где он его находит». Интерес обеих пьес, соответственно их развлекательной установке, сводится к разработке комических положений и интриги; характеры же в них разработаны ещё весьма поверхностно.

Парижский период

Поздние пьесы

Чересчур глубокая и серьёзная комедия, «Мизантроп» был встречен холодно зрителями, искавшими в театре прежде всего развлечения. Чтобы спасти пьесу, Мольер присоединил к ней блестящий фарс «Лекарь по неволе» (Le médécin malgré lui, ). Эта безделка, имевшая громадный успех и до сих пор сохранившаяся в репертуаре, разрабатывала излюбленную Мольером тему о врачах-шарлатанах и невеждах. Любопытно, что как раз в самый зрелый период своего творчества, когда Мольер поднялся на высоту социально-психологической комедии, он все чаще возвращается к брызжущему весельем фарсу, лишенному серьёзных сатирических заданий. Именно в эти годы Мольером написаны такие шедевры развлекательной комедии-интриги, как «Господин де Пурсоньяк» и «Проделки Скапена» (Les fourberies de Scapin, 1671). Мольер вернулся здесь к первичному источнику своего вдохновения - к старинному фарсу.

В литературоведческих кругах издавна установилось несколько пренебрежительное отношение к этим грубоватым, но искрящимся подлинным «нутряным» комизмом пьескам. Это предубеждение восходит к самому законодателю классицизма Буало , идеологу буржуазно-аристократического искусства, порицавшему Мольера за шутовство и потакание грубым вкусам толпы. Однако именно в этом низшем, неканонизированном и отвергнутом классической поэтикой жанре Мольер больше, чем в своих «высоких» комедиях, отмежёвывался от чуждых классовых влияний и взрывал феодально-аристократические ценности. Этому способствовала «плебейская» форма фарса , издавна служившая молодой буржуазии метким оружием в её борьбе с привилегированными классами феодальной эпохи. Достаточно сказать, что именно в фарсах Мольер разработал тот тип умного и ловкого, облеченного в лакейскую ливрею разночинца, который станет полвека спустя главным выразителем агрессивных настроений восходящей буржуазии. Скапен и Сбригани являются в этом смысле прямыми предшественниками слуг Лесажа, Мариво и др. до знаменитого Фигаро включительно.

Особняком среди комедий этого периода стоит «Амфитрион» (Amphitryon, ). Несмотря на проявляющуюся здесь независимость суждений Мольера, ошибочно было бы видеть в комедии сатиру на самого короля и его двор. Свою веру в союз буржуазии с королевской властью Мольер сохранил до конца жизни, выражая точку зрения своего класса, не созревшего ещё до идеи политической революции.

Помимо тяги буржуазии к дворянству Мольер высмеивает также её специфические пороки, из которых первое место принадлежит скупости. В знаменитой комедии «Скупой» (L’avare, ), написанной под влиянием «Кубышки» (Aulularia) Плавта , Мольер мастерски рисует отталкивающий образ скряги Гарпагона (имя его стало во Франции нарицательным), у которого страсть к накоплению, специфическая для буржуазии как класса денежных людей, приняла патологический характер и заглушила все человеческие чувства. Демонстрируя вред ростовщичества для буржуазной нравственности, показывая разлагающее действие скупости на буржуазную семью, Мольер в то же время рассматривает скупость как нравственный порок, не вскрывая порождающих её социальных причин. Такая абстрактная трактовка темы скупости ослабляет социальную значимость комедии, которая тем не менее является - со всеми её достоинствами и недостатками - наиболее чистым и типичным (наряду с «Мизантропом») образцом классической комедии характеров.

Проблему семьи и брака Мольер ставит также в своей предпоследней комедии «Учёные женщины» (Les femmes savantes, 1672), в которой он возвращается к теме «Жеманниц», но разрабатывает её гораздо шире и глубже. Объектом его сатиры являются здесь женщины-педантки, увлекающиеся науками и пренебрегающие семейными обязанностями. Издеваясь в лице Арманды над буржуазной девицей, свысока относящейся к браку и предпочитающей «взять в мужья философию», М. противопоставляет ей Генриетту, здоровую и нормальную девушку, чуждающуюся «высоких материй», но зато обладающую ясным и практическим умом, домовитую и хозяйственную. Таков идеал женщины для Мольера, приближающегося здесь опять к патриархально-мещанской точке зрения. До идеи женского равноправия Мольеру, как и его классу в целом, было ещё далеко.

Вопрос о распаде мещанской семьи поставлен также и в последней комедии Мольера «Мнимый больной» (Le malade imaginaire, 1673). На этот раз причина распада семьи - мания главы дома Аргана, воображающего себя больным и являющегося игрушкой в руках недобросовестных и невежественных врачей. Презрение Мольера к врачам, проходящее сквозь всю его драматургию, вполне объяснимо исторически, если вспомнить, что медицинская наука основывалась в его время не на опыте и наблюдении, а на схоластических умствованиях. Мольер нападал на шарлатанов-врачей так же, как он нападал на прочих лжеучёных педантов и софистов, насилующих «природу».

Хотя и написанная смертельно больным Мольером, комедия «Мнимый больной» - одна из самых весёлых и жизнерадостных его комедий. На её 4-м представлении 17 февраля Мольер, игравший роль Аргана, почувствовал себя дурно и не доиграл спектакля. Он был перенесён домой и через несколько часов скончался. Парижский архиепископ запретил было хоронить нераскаявшегося грешника (актёры на смертном одре должны были приносить покаяние) и отменил запрет только по указанию короля. Величайшего драматурга Франции похоронили ночью, без обрядов, за оградой кладбища, где хоронили самоубийц. За гробом его шло несколько тысяч человек «простого народа», собравшегося отдать последние почести любимому поэту и актёру. Представители высшего света на похоронах отсутствовали. Классовая вражда преследовала Мольера после смерти, как и при жизни, когда «презренное» ремесло актёра помешало Мольеру быть избранным в члены Французской академии. Зато имя его вошло в историю театра как имя родоначальника французского сценического реализма. Недаром академический театр Франции «Comédie Française» до сих пор неофициально называет себя «Домом Мольера».

Характеристика

Оценивая Мольера как художника, нельзя исходить из отдельных сторон его художественной техники: языка, слога, композиции, стихосложения и т. д. Это важно только для понимания того, в какой мере они помогают ему выражать образно свое понимание действительности и отношение к ней. Мольер был художником поднимавшейся в феодальном окружении французской буржуазии эпохи первоначального капиталистического накопления. Он был представителем самого передового класса своей эпохи, в интересы которого входило максимальное познание действительности с целью укрепления в ней своего бытия и господства. Потому Мольер и был материалистом. Он признавал объективное существование независимой от человеческого сознания материальной действительности, природы (la nature), которая определяет и формирует сознание человека, является для него единственным источником истины и блага. Всей силой своего комического гения Мольер обрушивается на тех, кто мыслит иначе, кто пытается насиловать природу, навязывая ей свои субъективные домыслы. Все выводимые Мольером образы педантов, учёных-буквоедов, врачей-шарлатанов, жеманниц, маркизов, святош и т. д. смешны прежде всего своим субъективизмом, своей претензией навязывать природе собственные представления, не считаться с её объективными законами.

Материалистическое мировоззрение Мольера делает его художником, кладущим в основу своего творческого метода опыт, наблюдение, изучение людей и жизни. Художник передового восходящего класса, Мольер имеет относительно большие возможности и к познанию бытия всех других классов. В своих комедиях он отразил почти все стороны французской жизни XVII века . При этом все явления и люди изображаются им с точки зрения интересов его класса. Эти интересы обусловливают направление его сатиры, иронии и буффонады, которые являются для Мольера средствами воздействия на действительность, её переделки в интересах буржуазии. Таким образом комедиографическое искусство Мольера пронизано определенной классовой установкой.

Но французская буржуазия XVII в. не была ещё, как отмечалось выше, «классом для себя». Она не была ещё гегемоном исторического процесса и потому не обладала достаточно зрелым классовым сознанием, не имела организации, объединяющей её в единую сплоченную силу, не думала о решительном разрыве с феодальным дворянством и о насильственном изменении существующего общественно-политического строя. Отсюда - специфическая ограниченность классового познания действительности Мольера, его непоследовательность и колебания, его уступки феодально-аристократическим вкусам (комедии-балеты), дворянской культуре (образ Дон-Жуана). Отсюда же усвоение Мольером канонического для дворянского театра смехотворного изображения людей низкого звания (слуги, крестьяне) и вообще частичное подчинение его канону классицизма. Отсюда далее - недостаточно чёткое отмежевание дворян от буржуа и растворение тех и других в неопределенной социальной категории «gens de bien», то есть просвещённых светских людей, к которым принадлежит большинство положительных героев-резонёров его комедий (до Альцеста включительно). Критикуя отдельные недостатки современного дворянски-монархического строя, Мольер не понимал, что конкретных виновников зла, на которое он направлял жало своей сатиры, следует искать в социально-политическом строе Франции, в расстановке её классовых сил, а вовсе не в искажениях всеблагой «природы», то есть в явной абстракции. Специфическая для Мольера как художника неконституировавшегося класса ограниченность познания действительности выражается в том, что материализм его - непоследовательный, а следовательно не чуждый влиянию идеализма. Не зная, что именно общественное бытие людей определяет их сознание , Мольер переносит вопрос об общественной справедливости из социально-политической сферы в сферу моральную, мечтая разрешить его в пределах существующего строя путём проповеди и обличения.

Это отразилось, естественно, и в художественном методе Мольера. Для него характерны:

  • резкое разграничение положительных и отрицательных персонажей, противопоставление добродетели и порока;
  • схематизация образов, унаследованная Мольером от commedia dell’arte склонность оперировать масками вместо живых людей;
  • механическое развёртывание действия как столкновения внешних по отношению друг к другу и внутренне почти неподвижных сил.

Правда, пьесам Мольера присуща большая динамичность комедийного действия; но динамика эта - внешняя, она иноположна характерам, которые в основном статичны по своему психологическому содержанию. Это подмечено уже Пушкиным, который писал, противопоставляя Мольера Шекспиру: «Лица, созданные Шекспиром, не суть, как у Мольера, типы такой-то страсти, такого-то порока, но существа живые, исполненные многих страстей, многих пороков… У Мольера скупой скуп и только».

Если в лучших своих комедиях («Тартюф», «Мизантроп», «Дон-Жуан») Мольер пытается преодолеть односложность своих образов, механистичность своего метода, то в основном его образы и вся конструкция его комедий всё же носят на себе сильный отпечаток механистического материализма, характерного для мировоззрения французской буржуазии XVII в. и её художественного стиля - классицизма.

Вопрос об отношении Мольера к классицизму гораздо сложнее, чем это кажется школьной истории литературы, безоговорочно наклеивающей на него ярлык классика. Спору нет, Мольер был создателем и лучшим представителем классической комедии характеров, и в целом ряде его «высоких» комедий художественная практика Мольера вполне согласуется с классической доктриной. Но в то же время другие пьесы Мольера (главным образом фарсы) резко противоречат этой доктрине. Это означает, что и по своему мировоззрению Мольер расходится с основными представителями классической школы.

Как известно, французский классицизм - это стиль смыкавшейся с аристократией верхушки буржуазии и наиболее чутких к экономическому развитию слоев феодальной знати, на которую первая оказывала известное воздействие рационализмом своего мышления, подвергаясь в свою очередь воздействию феодально-дворянских навыков, традиций и предрассудков. Художественно-политическая линия Буало, Расина и др. есть линия компромисса и классового сотрудничества буржуазии с дворянством на почве обслуживания придворно-дворянских вкусов. Классицизму абсолютно чужды всякие буржуазно-демократические, «народные», «плебейские» тенденции. Это - литература, рассчитанная на «избранных» и презрительно относившаяся к «черни» (ср. «Поэтику» Буало).

Именно поэтому для Мольера, который был идеологом самых передовых слоев буржуазии и вёл ожесточенную борьбу с привилегированными классами за эмансипацию буржуазной культуры, классический канон должен был оказаться чересчур узким. Мольер сближается с классицизмом только в самых общих его стилевых принципах, выражающих основные тенденции буржуазной психики эпохи первоначального накопления. Сюда относятся такие черты, как рационализм, типизация и генерализация образов, абстрактно-логическая систематизация их, строгая четкость композиции, прозрачная ясность мысли и слога. Но даже стоя в основном на классической платформе, Мольер в то же время отвергает ряд стержневых принципов классической доктрины, вроде регламентации поэтического творчества, фетишизации «единств», с которыми он обращается иногда весьма вольно («Дон-Жуан», например, по построению - типичная барочная трагикомедия доклассической эпохи), узости и ограниченности канонизованных жанров, от которых он уклоняется то в сторону «низменного» фарса то в сторону придворной комедии-балета. Разрабатывая эти неканонизованные жанры, он вносит в них ряд черт, противоречащих предписаниям классического канона: предпочитает сдержанному и благородному комизму разговорной комедии внешний комизм положений, театральную буффонаду, динамическое развёртывание фарсовой интриги; вылощенному салонно-аристократическому яз. - живую народную речь, усеянную провинциализмами, диалектизмами, простонародными и жаргонными словечками, подчас даже словами тарабарского языка, макаронизмами и т. п. Всё это придает комедиям Мольера демократический низовой отпечаток, за который его упрекал Буало , говоривший о его «чрезмерной любви к народу». Но таков Мольер далеко не во всех его пьесах. В целом, несмотря на частичное подчинение его классическому канону, несмотря на спорадические подлаживания к придворным вкусам (в его комедиях-балетах), побеждают у Мольера всё же демократические, «плебейские» тенденции, к-рые объясняются тем, что Мольер был идеологом не аристократической верхушки буржуазии, а буржуазного класса в целом и стремился втянуть в орбиту своего влияния даже наиболее косные и отсталые его слои, а также шедшие в ту пору за буржуазией массы трудового народа.

Такое стремление Мольера к консолидации всех слоев и групп буржуазии (в силу чего его неоднократно награждали почетным титулом «народного» драматурга) обусловливает большую широту его творческого метода, не вполне укладывающегося в рамки классической поэтики, обслуживавшей только определенную часть класса. Перерастая эти рамки, Мольер опережает свою эпоху и намечает такую программу реалистического искусства, которую буржуазия смогла полностью провести в жизнь только значительно позднее.

Значение творчества Мольера

Мольером оказал громадное влияние на всё последующее развитие буржуазной комедии как во Франции, так и за её пределами. Под знаком Мольера развивалась вся французская комедия XVIII в., отразившая весь сложный переплет классовой борьбы, весь противоречивый процесс становления буржуазии как «класса для себя», вступающего в политическую борьбу с дворянски-монархическим строем. На Мольера опиралась в XVIII в. как развлекательная комедия Реньяра, так и сатирически заострённая комедия Лесажа , разработавшего в своем «Тюркаре» тип откупщика-финансиста, бегло намеченный Мольером в «Графине д’Эскарбаньяс». Влияние «высокой» комедий Мольера испытала и светская бытовая комедия Пирона и Грессе и морально-сентиментальная комедия Детуша и Нивель де Лашоссе, отражающая рост классового самосознания средней буржуазии. Даже вытекающий отсюда новый жанр мещанской или буржуазной драмы , этой антитезы классической драматургии, подготовлен комедиями нравов Мольера, столь серьёзно разрабатывавшими проблемы буржуазной семьи, брака, воспитания детей - эти основные темы мещанской драмы. Хотя некоторые идеологи революционной буржуазии XVIII в. в процессе переоценки дворянской монархической культуры резко отмежевывались от Мольера как придворного драматурга, однако из школы Мольера вышел знаменитый творец «Женитьбы Фигаро» Бомарше , единственный достойный преемник Мольера в области социально-сатирической комедии. Менее значительно влияние Мольера на буржуазную комедию XIX в., которой была уже чужда основная установка Мольера. Однако комедийная техника Мольера (особенно его фарсов) используется мастерами развлекательной буржуазной комедии-водевиля XIX века от Пикара , Скриба и Лабиша до Мельяка и Галеви , Пальерона и др.

Не менее плодотворным было влияние Мольера за пределами Франции, причём в различных европейских странах переводы пьес Мольера явились мощным стимулом к созданию национальной буржуазной комедии. Так было прежде всего в Англии в эпоху Реставрации (Уичерли , Конгрив), а затем в XVIII веке Фильдинг и Шеридан ]. Так было и в экономически отсталой Германии, где ознакомление с пьесами Мольера стимулировало оригинальное комедийное творчество немецкой буржуазии. Ещё более значительным было влияние комедии Мольера в Италии, где под непосредственным воздействием Мольера воспитался творец итальянской буржуазной комедии Гольдони . Аналогичное влияние оказал Мольера в Дании на Гольберга , создателя датской буржуазно-сатирической комедии, а в Испании - на Моратина.

В России знакомство с комедиями Мольера начинается уже в конце XVII в., когда царевна София, по преданию, разыграла в своём тереме «Лекаря по неволе». В начале XVIII в. мы находим их в петровском репертуаре. Из дворцовых спектаклей Мольера переходит затем в спектакли первого казённого публичного театра в Петербурге, возглавляемого А. П. Сумароковым . Тот же Сумароков явился первым подражателем Мольера в России. В школе Мольера воспитывались и наиболее «самобытные» русские комедиографы классического стиля - Фонвизин , Капнист и И. А. Крылов . Но самым блестящим последователем Мольера в России был Грибоедов , давший в образе Чацкого конгениальный Мольеру вариант его «Мизантропа» - правда, вариант вполне оригинальный, выросший в специфической обстановке аракчеевски-бюрократической России 20-х гг. XIX в. Вслед за Грибоедовым и Гоголь отдал дань Мольеру, переведя на русский язык один из его фарсов («Сганарель, или Муж, думающий, что он обманут женой»); следы мольеровского влияния на Гоголя заметны даже в «Ревизоре». Позднейшая дворянская (Сухово-Кобылин) и буржуазно-бытовая комедия (Островский) тоже не избежала влияния Мольера. В предреволюционную эпоху буржуазные режиссёры-модернисты делают попытку сценической переоценки пьес Мольера с точки зрения подчеркивания в них элементов «театральности» и сценического гротеска (Мейерхольд , Комиссаржевский).

В честь Мольера назван кратер на Меркурии .

Легенды о Мольере и его творчестве

  • В 1662 г. Мольер венчается с юной актрисой своей труппы Армандой Бежар , младшей сестрой Мадлен Бежар , другой актрисы его труппы. Однако, это сразу вызвало целый ряд пересудов и обвинений в кровосмешении, так как существует предположение, что Арманда, в действительности, дочь Мадлен и Мольера, родившаяся в годы их скитаний по провинции. Чтобы прекратить эти разговоры, Король становится крестником первого ребенка Мольера и Арманды.
  • В г. в парижском театре «Одеон» был сыгран фарс Александра Дюваля «Обои» (фр. "La Tapisserie" ), предположительно, обработка мольеровского фарса «Казакин». Считается, что Дюваль уничтожил мольеровский оригинал или копию, чтобы скрыть явные следы заимствования, а имена персонажей изменил, только их характеры и поведение подозрительно напоминали мольеровских героев. Драматург Гийо де Сэ попытался реставрировать первоисточник и в г. на сцене театра «Фоли-Драматик» представил этот фарс, вернув ему оригинальное название.
  • 7 ноября в журнале «Comœdia» была опубликована статья Пьера Луиса «Мольер - творение Корнеля». Сравнивая пьесы «Амфитрион» Мольера и «Agésilas» Пьера Корнеля , он делает вывод, что Мольер лишь подписывал текст, сочинённый Корнелем. Несмотря на то, что сам Пьер Луис был мистификатором, идея, известная сегодня, как «Дело Мольера-Корнеля», получила большое распостранение, в том числе в таких трудах, как «Корнель под маской Мольера» Анри Пулая (), «Мольер, или Воображаемый автор» адвокатов Ипполита Вутера и Кристины ле Виль де Гойе (), «Дело Мольера: великий литературный обман» Дени Буасье () и др.

Произведения

Первое издание собрания сочинений Мольера осуществили его друзья Шарль Варле Лагранж и Вино в 1682 году .

Пьесы, сохранившиеся до наших дней

  • Ревность Барбулье , фарс ()
  • Летающий доктор , фарс ()
  • Сумасброд, или Всё невпопад , комедия в стихах ()
  • Любовная досада , комедия (1656)
  • Смешные жеманницы , комедия (1659)
  • Сганарель, или Мнимый рогоносец , комедия (1660)
  • Дон Гарсиа Наваррский, или Ревнивый принц , комедия (1661)
  • Школа мужей , комедия (1661)
  • Докучные , комедия (1661)
  • Школа жен , комедия (1662)
  • Критика на «Школу жен» , комедия (1663)
  • Версальский экспромт (1663)
  • Брак поневоле , фарс (1664)
  • Принцесса Элидская , галантная комедия (1664)
  • Тартюф, или Обманщик , комедия (1664)
  • Дон Жуан, или Каменный пир , комедия (1665)
  • Любовь-целительница , комедия (1665)
  • Мизантроп , комедия (1666)
  • Лекарь поневоле , комедия (1666)
  • Мелисерта , пасторальная комедия (1666, неокончена)
  • Комическая пастораль (1667)
  • Сицилиец, или Любовь-живописец , комедия (1667)
  • Амфитрион , комедия (1668)
  • Жорж Данден, или Одураченный муж , комедия (1668)
  • Скупой , комедия (1668)
  • Господин де Пурсоньяк , комедия-балет (1669)
  • Блистательные любовники , комедия (1670)
  • Мещанин во дворянстве , комедия-балет (1670)
  • Психея , трагедия-балет (1671, в сотрудничестве с Филиппом Кино и Пьером Корнелем)
  • Проделки Скапена , комедия-фарс (1671)
  • Графиня д’Эскарбаньяс , комедия (1671)
  • Ученые женщины , комедия (1672)
  • Мнимый больной , комедия с музыкой и танцами (1673)

Несохранившиеся пьесы

  • Влюбленный доктор , фарс (1653)
  • Три доктора-соперника , фарс (1653)
  • Школьный учитель , фарс (1653)
  • Казакин , фарс (1653)
  • Горжибюс в мешке , фарс (1653)
  • Брехун , фарс (1653)
  • Ревность Гро-Рене , фарс (1663)
  • Гро-Рене школьник , фарс (1664)

Статья рассказывает о краткой биографии Жана Батиста Мольера - знаменитого французского драматурга и театрального деятеля, оказавшего огромное влияние на развитие европейского театра.

Краткая биография Мольера: первые шаги и неудачи
Мольер родился в 1622 г. в семье мебельщика Поклена. Мальчик получил прекрасное образование, заинтересовавшись классической литературой и философией. После окончания колледжа он некоторое время занимался юридической практикой, помогая отцу. Вскоре он отказался от прибыльного дела, променяв его на увлечение театром.
В 1643 г. юноша принимает псевдоним Мольер и вступает в небольшое театральное товарищество. Деятельность новой труппы не имела успеха, в конце концов она распадается. В поисках средств к существованию Мольера в качестве рядового актера выступает в провинции. Через некоторое время Мольер становится руководителем труппы, на него ложится бремя ведения финансовых дел и общая организация деятельности.
Первое время Мольер продолжает попытки добиться успеха с помощью "высоких" классических произведений, актерской игре в которых он отдает все свои силы. Однако невежественная провинциальная публика не понимает таких пьес и осыпает труппу насмешками. Разъяренный руководитель начинает писать собственные примитивные фарсы, которые получают бешеный успех. Мольер находит свое призвание в жанре комедии.
Начинающий драматург ставит свои ранние полноценные комедии ("Сумасброд"), которые закрепляют успех автора.

Краткая биография Мольера: период расцвета
В 1658 г. король обратил внимание на Мольера, которому было разрешено работать под его покровительством в Париже. В этот период драматургом были созданы свои величайшие комедии (всего около сорока), которые до сих пор пользуются огромным успехом и не сходят со сцен ведущих мировых театров.
В жизни Мольера начинается самый продуктивный этап, принесший ему мировую известность. Однако судьба драматурга не была легкой и была насыщена трудностями. Особое место в жизни Мольера занимали отношения с королем Людовиком XIV. Помимо основного творческого занятия, драматург вынужден писать королевские заказные комедии, которые даются ему с трудом и не представляют особой художественной ценности.
Еще одним сложным моментом в биографии Мольера являются его отношения с католическим духовенством. Сатира драматурга не щадила никого, но в знаменитой комедии "Тартюф" (написана в 1664 г.) Мольер посягнул на авторитет церкви. Автора предлагали сжечь на костре, запрещали постановки и обещали предать проклятию всех, кто ознакомиться с произведением. Драматург выдержал серьезную борьбу за свое творение, он был униженно просить короля об особом покровительстве. Наконец, в 1669 г. состоялась премьера великой комедии.
Произведения Мольера стали бессмертными, так как в них очень остро высмеиваются все главные пороки человечества, присущие ему во все времена: ложь, ханжество, невежество и т. д. Критика драматурга беспощадна, но выполнена в прекрасной художественной форме. В конечном счете автор стремится к пробуждению в человеке ответной реакции, стремлению к доброте и справедливости.
Отличительной особенностью творчества Мольера было его стремление избавиться от стандартов классицизма. В свои комедии он вводит элементы народной культуры и языка. Это стало важнейшим этапом на пути к реализму.
Мольер не старался изобразить многогранность человеческой личности. Наоборот в своих героях он ставил на первое место какую-то определенную черту характера, добиваясь ее максимального выражения. Это значительно усиливало комический эффект произведения.
Наряду с писательской деятельностью, Мольер был выдающимся актером своего времени, что отмечают многие современники.
Смерть Мольера произошла в 1673 г. Он уже давно чувствовал серьезные проблемы со здоровьем. Прямо во время спектакля на сцене с мастером случился очередной приступ, но он невероятным усилием смог выдать его за элемент актерской игры. Вскоре после спектакля Мольер умер.

Молье́р (фр. Molière, настоящее имя Жан Батист Поклен; фр. Jean Baptiste Poquelin; 13 января 1622, Париж - 17 февраля 1673, там же) - комедиограф Франции и новой Европы, создатель классической комедии, по профессии актёр и директор театра.

Отец его был придворный обойщик. Он не заботился о том, чтобы дать сыну образование. Трудно поверить, но к четырнадцати годам будущий драматург еде выучился читать и писать. Однако способности мальчика стали довольно заметны. Он не хотел перенимать ремесло отца. Пришлось Поклену-старшему отдать сына в Иезуитский коллеж, где он за пять лет становится одним из лучших учеников. Более того: одним из образованнейших людей своего времени.

По окончании коллежа Жан Батист получил звание юриста и был направлен в Орлеан. Однако любовью и мечтой всей его жизни был театр. Из нескольких друзей организовал молодой человек труппу в Париже и назвал ее «Блистательный театр». Собственных пьес тогда еще в проекте не значилось. Поклен взял себе псевдоним Мольер и решил попробовать себя в амплуа трагического актера.

Новый театр успеха не имел и его пришлось закрыть. Мольер отправляется странствовать по Франции с бродячей труппой. Странствия обогащают жизненным опытом. Мольер изучал жизнь различных сословий. В 1653 году он поставил одну из своих первых пьес «Сумасброд». Автор не мечтал еще о литературной славе. Просто репертуар труппы был беден.

В Париж Мольер возвращается в 1658 году. Это уже опытный актер и зрелый литератор. Выступление труппы в Версале перед королевским двором имело успех. Театр оставляют в Париже. В 1660 году Мольер получает сцену в зале Пале Рояль, построенном еще при кардинале Ришелье.

Всего в столице Франции драматург прожил четырнадцать лет. За это время было создано более тридцати пьес. Известный теоретик литературы Николя Буало в беседе с королем сказал, что его правление прославится благодаря драматургу Мольеру.

Сатирическая направленность правдивых комедий Мольера создали ему множество врагов. Так, например, на комедию «Тартюф», обличающую лицемерных святош, обиделась и знать, и церковники. Комедию то запрещали, то все-таки разрешали к постановке. Всю жизнь Мольера преследовали интриганы. Даже похоронам его они пытались помешать.

Мольер умер 17 февраля 1673 года. Он исполнял главную роль в своей пьесе «Мнимый больной» и на сцене почувствовал себя плохо. Через несколько часов великий драматург скончался. Архиепископ Парижский запретил хоронить по христианским обрядам тело «комедианта» и «не раскаявшегося грешника».

Похоронили его тайно, ночью, на кладбище Сен-Жозеф.

Комедии Мольера «Мизантроп», «Дон Жуан», «Проделки (плутни) Скапена», «Скупой», «Школажен» и другие до сих пор не сходят со сцены мировых театров.

Источник http://lit-helper.ru и http://ru.wikipedia.org

В 1622 году в семье Покленов родился мальчик. Точная дата рождения его неизвестна, но в церковных книгах есть запись от 15 января, сообщающая о его крещении под именем Жан-Батист. Родители ребенка, Жан и Мари, обвенчались в апреле предыдущего года. Они были хорошими католиками, а потому за следующие три года у Жан-Батиста появились два брата – Луи и Жан, а также сестра Мари. Надо сказать, что семья Покленов была не простой – дед Жан-Батиста занимал должность первого придворного обойщика и камердинера короля. Когда в 1626 году дед умер, то его должность и звание наследовал дядя Жана-Батиста, Никола. Но через пять лет Никола продал эту должность отцу будущего комедиографа.

В 1632 году Мари Поклен умерла, и отец Мольера женился вторично – на Катрине Флеретт. От этого брака родилась девочка, и практически одновременно Жана-Батиста определили в Клермонский колледж. В пятнадцать лет мальчик, следуя семейной традиции, становится членом цеха обойщиков, не прерывая занятий в колледже. В течение трех следующих лет он изучает право и в 1640 году становится адвокатом. Но влекло его вовсе не к юриспруденции.

Молодой адвокат с головой погружается в светскую жизнь и превращается в завсегдатая дома советника Люилье. Именно здесь он знакомится с такими выдающимися людьми, как Бернье, Гассенди и Сирано де Бержерак, который станет его верным другом. Молодой Поклен впитывает философию радости Пьера Гассенди и посещает все его лекции. Согласно теории философа, мир сотворен не разумом бога, а самотворящей материей, и обязан служить радостям человека. Такие мысли увлекли Поклена, и под их влиянием он сделал первый свой литературный перевод – это была поэма Лукреция «О природе вещей».

6 января 1643 года Жан-Батист Поклен совершает шаг, удививший всех – категорически отказывается от положенной ему по наследству должности обойщика королевского двора и отдает должность брату – причем абсолютно бесплатно. Кончилась и его карьера адвоката. Первым шагом к новой жизни был переезд в снятую квартиру в квартале Мааре. Неподалеку от этой квартиры проживало актерское семейство Бежар. 30 июня 1643 года Бежары, Жан-Батист и еще пятеро актеров подписывают контракт по поводу основания Блистательного театра. Театр, на который его основатели возлагали массу надежд, открылся 1 января 1644 года – а через год полностью обанкротился. Однако предприятие это дало миру имя, принятое Жан-Батистом Покленом как псевдоним – Мольер. Так как директором театра был именно он, то после банкротства провел несколько дней в долговой тюрьме в Шатле.

Освободившись, Мольер уезжает в провинцию, а вместе с ним едут и несколько актеров разорившегося театра. Все они присоединились к труппе Дюфрена, находившейся под покровительством герцога де Эпернона. Несколько лет Мольер вместе с бродячей труппой переезжал из города в город, а в 1650 году, когда герцог отказался поддерживать артистов, Мольер возглавил труппу. Через два года состоялась премьера комедии «Шалый или Все невпопад» – автором ее был сам Мольер. После просмотра комедии свою благосклонность труппе выказал принц Конти, и позднее комедиограф станет его секретарем.

Французский театр тех времен преимущественно ставил переделки средневековых фарсов, а потому встреча Мольера в Лионе в 1655 году с итальянскими артистами была, можно сказать, знаковой. Итальянский театр масок очень заинтересовал его – и как комедиографа, и как актера, и как режиссера. Главными на сцене были маски, среди которых выделялась четверка главных – Арлекин (плут и глупец), Бригелла (изворотливый и злой крестьянин), Доктор и Панталоне (скупой купец). Собственно, «комедия дель арте» представляла собой театр импровизаций. На гибкий сценарный план нанизывался текст, который актер во время игры создавал практически сам. Мольер с воодушевлением принялся набрасывать роли, сюжеты и приспосабливать «дель арте» к французской жизни. В позднем творчестве великого комедиографа масочные персонажи вполне узнаваемы, и, возможно, именно они сделали его пьесы близкими и понятными народу.

Слава о труппе талантливых актеров растет, и они начинают гастролировать по таким крупным городам, как Гренобль, Лион и Руан. В 1658 году труппа принимает решение выступать в Париже. Мольер отправляется в столицу и буквально добивается покровительства Месье – Филиппа Орлеанского, брата короля. Бережливая Мадлена Бежар, скопившая к тому времени достаточную сумму, на целых полтора года арендует в Париже зал для спектаклей. Осенью того же года труппа Мольера играет в Лувре для придворных и самого короля. Первой была исполнена трагедия «Никомед» Корнеля. Выбор этот оказался неудачен, но зато «Влюбленный доктор» Мольера не просто исправил положение, а вызвал бурю аплодисментов. После просмотра комедии Людовик XIV повелел передать Мольеру для театра зал во дворце Пти-Бурбон.

Вторым успехом среди пьес Мольера стала в Париже премьера «Смешных жеманниц» (18 ноября 1659). Любопытно, что в документах Петра Великого были обнаружены листы, на которых первый российский император собственноручно переводил эту комедию на русский язык.

Мольер не затруднял себя выдумыванием имен для своих персонажей и зачастую использовал или настоящие имена актеров своей труппы, или имена-символы. К примеру, в «Смешных жеманницах» имя одного из героев – Маскариль – образовано от «маска». Но классицизм в мольеровской драматургии достаточно быстро сменился созданием новых жанров. До переезда в Париж Мольер сочинял пьесы скорее развлекающего характера. Однако смена аудитории подвигла автора на более утонченные приемы, а соответственно, изменились и задачи. Пьесы Мольера становятся обличающими и прямо показывают зрителям их самих – без всякого снисхождения. Мольер изрядно рисковал, создавая образы, в которых аристократы узнавали себя. Пьесы начинают бичевать в пародийном стиле ханжество, чванство, глупость, и их автор безусловно достиг в изображении этих пороков немыслимых высот.

Однако Мольеру повезло – его рискованные творения пришлись очень кстати Людовику XIV. Смысл пьес прекрасно резонировал с задачами короля-солнце, который спешил покончить с фрондерством в парламенте и превратить парламентариев в послушных придворных. С 1660 года труппа Мольера получает полный королевский пенсион и работает во дворце Пале-Рояль. Тогда же Мольер решился устроить свою личную жизнь и женился на Арманде Бежар, но двадцать лет разницы сыграли злую шутку – брак вышел не слишком удачным. Зато женитьба Мольера, как, впрочем, и почти любого знаменитого человека, породила массу слухов. Утверждали даже, что Арманда является не сестрой, а дочерью сценической подруги Мольера Мадлены. Заметим, что эту сплетню биографы не могут опровергнуть и по сей день.

Но не только сплетни омрачали в тот период жизнь комедиографа. На него начинаются серьезные нападки, его репутацию стараются очернить самыми разными способами. Мольера обвиняли в нарушении буквально всех нравственных и эстетических законов, но на все обвинения комедиограф блестяще отвечал своими пьесами. Это происходит и в «Критике «Урока женам»», и в великолепном «Версальском экспромте», и во многих других великолепных пьесах. Персонажи Мольера говорят открыто, а в своих суждениях следуют здравому смыслу, а не моральным предрассудкам. Возможно, театр Мольера был бы закрыт, но этому печальному событию не дала свершиться неизменная поддержка молодого короля. Благосклонность Людовика XIV была столь велика, что комедиографа даже пригласили для постановки блистательного майского праздника в Версале в 1664 году.

Тогда же Мольер пишет комедию «Докучные» и три первых действия «Тартюфа». Однако «Тартюф» вызвал гнев парижских священников, и по их требованию пьесу все же пришлось запретить. Святоши вообще предлагали отправить Мольера на костер, но до этого дело, к счастью, не дошло. Надо сказать, что за атакой на драматурга стояла исключительно мощная сила – «Общество Святых Даров», находящееся под патронажем королевы-матери. Даже король не смог продавить «Тартюфа» на сцену, и впервые сильно смягченный вариант под названием «Обманщик» был показан в 1667 году – после кончины Анны Австрийской. Хотя главный герой пьесы вместо одеяния монаха носил светский камзол, уже на следующий день парижский суд вынес решение о запрещении постановки. Лишь в 1669 году «Тартюф» был сыгран таким, каким мы его знаем сейчас. Однако попытки наложить запрет на пьесу не прекращались, что как нельзя лучше свидетельствует об остроте и точности, с которыми Мольер диагностировал и бичевал пороки общества. Имя «Тартюф» навеки стало нарицательным для лицемера и обманщика.

Однако постепенно король теряет интерес к работам Мольера, и, к тому же, драматурга изматывают семейные неурядицы. Но он продолжает работать, создавая своего рода трилогию из «Тартюфа», «Дон Жуана» (1665), запрещенного к показу после пятнадцати спектаклей, и «Мизантропа» (1666). Кстати, очень многие литературоведы воспринимают главного героя «Мизантропа» прямым предшественником Чацкого из комедии «Горе от ума».

В это тяжелое время Мольер не только пишет пьесы, но и продолжает работать в театре. Великолепны его комедии, которые не просто развлекают, но и дают пищу для ума – «Скупой» (1668), «Ученые женщины» и «Мещанин во дворянстве» (1672 год), «Мнимый больной» (1673 год). Самое удивительное, что при жизни Мольера случилось лишь одно издание его пьес – напечатанное в 1666 году в типографии Гильома де Люина. В первой книге двухтомника было почти шестьсот страниц.

Карьера великого драматурга имела трагическое завершение. Мольер был давно и тяжело болен (считается, что умер он от туберкулеза). В комедии «Мнимый больной», поставленной в феврале 1673 года, автор играл главную роль. Четвертое представление «Мнимого больного» закончилось тем, что Мольер потерял сознание прямо на сцене. Его унесли, а еще через полчаса у него началось легочное кровотечение.

Однако после смерти возникли непредвиденные, но вполне понятные обстоятельства. Приходской священник своей властью запретил хоронить прах Мольера на кладбище. Лишь обращение вдовы комедиографа к королю позволило получить разрешение на проведение религиозного погребения.

Семь лет спустя, в 1680 году, Людовик XIV подписал указ, который объединил труппу Мольера с артистами Бургундского отеля. Так возник новый театр – прославленный «Комеди Франсез», который также именуют «Дом Мольера». «Комеди Франсез» ставил пьесы Мольера на своей сцене более тридцати тысяч раз.

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА МОЛЬЕРА

1622 , 15 января - рождение в Париже Жана Батиста Поклена, первенца обойщика Жана Поклена и Мари Крессе. 1632, 11 мая - смерть Мари Крессе.

1633 - брак Жана Поклена с Катрин Флеретт.

1633–1640 - обучение в Клермонском коллеже, потом изучение права в Орлеане.

1637 - Жан Поклен получает право передавать должность королевского обойщика по наследству.

1643 - создание «Блистательного театра» вместе с Мадленой Бежар.

1644 , 28 июня - «Блистательный театр» заключает контракт с профессиональным танцовщиком Малле. Жан Батист Поклен подписывается «Мольер».

Осень - Мольер покидает Париж, вступает в труппу Дюфрена и путешествует: Тулуза, Нарбонн, Пуатье, Ажан, Лион, Гренобль, Пезена и т. д.

1653 - труппа обретает покровительство принца Конти и остается в Пезена.

1655 - Мольер пишет первую пьесу - «Шалый, или Всё невпопад», затем «Любовная досада» (1656).

1657 - принц обращается к благочестивой жизни и прогоняет «своих» комедиантов.

1658 - в Руане Мольер знакомится с братьями Корнелями и подготавливает свое возвращение в Париж.

1658 , 24 октября - заручившись покровительством брата короля - Монсеньора, труппа выступает перед двором и Людовиком XIV, который предоставляет ей зал Малого Бурбонского дворца в очередь с итальянцами.

1660 , 6 апреля - смерть младшего брата Жана. Мольер принимает должность королевского обойщика.

11 октября - снос театра Малого Бурбонского дворца. Труппа Мольера получает в свое распоряжение театр Пале-Рояль, который нужно полностью перестроить.

Пасха - Мольер подумывает о свадьбе.

17 августа - Мольер устраивает празднества в замке Во-ле-Виконт для сюринтенданта Фуке. Постановка «Несносных». Мадлена предстает в образе наяды.

Лето - Мольер получает содержание от короля, входит в список заслуженных писателей. Он пишет «Благодарственное письмо королю».

Октябрь - «Версальский экспромт».

28 февраля - крестины Луи, первенца Мольера и Арманды. Крестный отец - король, крестная мать - Генриетта Английская.

Апрель - май - «Увеселения зачарованного острова» в Версале прославляют мадемуазель де Лавальер. Труппа Мольера играет «Принцессу Элиды» и «Тартюфа». 10 ноября - смерть Луи Поклена-сына.

1667 , апрель - май - новый перерыв по состоянию здоровья.

5 августа - парижская премьера «Тартюфа». Немедленный запрет. Мольер взывает к королю, уехавшему в Лилль.

Из книги Гашек автора Пытлик Радко

Основные даты жизни и творчества 1883, 30 апреля - в Праге родился Ярослав Гашек.1893 - принят в гимназию на Житной улице.1898, 12 февраля - оставляет гимназию.1899 - поступает в пражское Коммерческое училище.1900, лето - странствие по Словакии.1901, 26 января - в газете «Пародии листы»

Из книги Сергей Есенин автора Куняев Станислав Юрьевич

Основные даты жизни и творчества С. А. Есенина 1895, 21 сентября (3 октября по новому стилю) - В селе Константинове Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии родился Сергей Александрович Есенин.1904, сентябрь - Поступил в Константиновское земское

Из книги Высоцкий автора Новиков Владимир Иванович

Основные даты жизни и творчества 1938, 25 января – родился в 9 часов 40 минут в роддоме на Третьей Мещанской улице, 61/2. Мать, Нина Максимовна Высоцкая (до замужества Серегина), – референт-переводчик. Отец, Семен Владимирович Высоцкий, – военный связист.1941 – вместе с матерью

Из книги Аполлон Григорьев автора Егоров Борис Федорович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА АП. ГРИГОРЬЕВА 1822, 16 (по новому стилю 28) июля - в Москве близ Страстного монастыря у мешанки Татьяны Андреевны (девичья фамилия неиз­вестна) родился сын Аполлон; она официально вышла замуж за отца Аполлона дворянина Александра Ивановича

Из книги Народные мастера автора Рогов Анатолий Петрович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. А. МЕЗРИНА 1853 - родилась в слободе Дымково в семье кузнеца А. Л. Никулина. 1896 - участие во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. 1900 - участие во Всемирной выставке в Париже. 1908 - знакомство с А. И. Деньшиным. 1917 - выход

Из книги Мераб Мамардашвили за 90 минут автора Скляренко Елена

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1930, 15 сентября - в Грузии, в городе Гори, родился Мераб Константинович Мамардашвили.1934 - семья Мамардашвили переезжает в Россию: отца Мера-ба, Константина Николаевича, направляют на учебу в Ленинградскую военно-политическую академию.1938 -

Из книги Достоевский автора Гроссман Леонид Петрович

Основные даты жизни и творчества Достоевского {Все произведения Достоевского датируются их появлением}1821, 30 октября - рождение Федора Михайловича Достоевского в здании московской Мариинской больницы для бедных в семье штаб-лекаря Михаила Андреевича

Из книги Левитан автора Пророкова С.

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА И. И. ЛЕВИТАНА 1860 - 18 (30) августа - Родился Исаак Ильич Левитан в посаде Кибарты, близ станции Вержболово Ковенской губернии.Конец 60-х годов - Поселяется с родителями в Москве.1873 - В августе подает заявление о приеме в Училище живописи,

Из книги Микеланджело автора Дживелегов Алексей Карпович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1475, 6 марта -В семье Лодовико Буонарроти в Капрезе (в области Казентино), неподалеку от Флоренции, родился Микельанджело.1488, апрель - 1492 - Отдан отцом в обучение знаменитому флорентийскому художнику Доменико Гирландайо. От него через год

Из книги Иван Бунин автора Рощин Михаил Михайлович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1870, 10 ноября (23 октября ст. ст.) - родился в г. Воронеже, в семье мелкопоместного дворянина Алексея Николаевича Бунина и Людмилы Александровны, урожденной княгини Чубаровой. Детство - в одном из родовых поместий, на хуторе Бутырки, Елецкого

Из книги Сальвадор Дали. Божественный и многоликий автора Петряков Александр Михайлович

Основные даты жизни и творчества 1904–11 мая в Фигерасе, Испания, родился Сальвадор Хасинто Фелипе Дали Куси Фаррес.1914 - Первые живописные опыты в имении Пичотов.1918 - Увлечение импрессионизмом. Первое участие в выставке в Фигерасе.«Портрет Лусии», «Кадакес».1919 - Первые

Из книги Модильяни автора Паризо Кристиан

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1884 12 июля: рождение Амедео Клементе Модильяни в еврейской семье образованных ливорнских буржуа, где он становится младшим из четверых детей Фламинио Модильяни и Евгении Гарсен. Он получает прозвище Дэдо. Другие дети: Джузеппе Эмануэле, в

Из книги Мольер автора Мори Кристоф

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА МОЛЬЕРА 1622, 15 января - рождение в Париже Жана Батиста Поклена, первенца обойщика Жана Поклена и Мари Крессе. 1632, 11 мая - смерть Мари Крессе.1633 - брак Жана Поклена с Катрин Флеретт.1633–1640 - обучение в Клермонском коллеже, потом изучение

Из книги Константин Васильев автора Доронин Анатолий Иванович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1942, 3 сентября. В г. Майкопе, в период оккупации, в семье Алексея Алексеевича Васильева - главного инженера завода, ставшего одним из руководителей партизанского движения, и Клавдии Парменовны Шишкиной родился сын - Константин.1949. Семья

Из книги Ли Бо: Земная судьба Небожителя автора Торопцев Сергей Аркадьевич

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ЛИ БО 701 - Ли Бо родился в городе Суяб (Суйе) Тюркского каганата (около современного города Токмок, Киргизия). Есть версия, что это произошло уже в Шу (современная провинция Сычуань).705 - семья перебралась во внутренний Китай, в область Шу,

Из книги Франко автора Хинкулов Леонид Федорович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1856, 27 августа - В селе Нагуевичи Дрогобычского уезда в семье сельского кузнеца родился Иван Яковлевич Франко.1864–1867 - Учится (со второго класса) в нормальной четырехклассной школе ордена василиан в городе Дрогобыче.1865, весной - Умер