Идеи для написания сказки. Добрые сказки, написанные детьми. Особенности сказочной истории

Сосредоточьтесь на конкретной теме. Выберите определенный лейтмотив - “поиск идентичности” или “утрата”, “отношения полов” или “семья”. Исследуйте выбранную тему в своей сказке. Следует писать о теме, которая близка лично вам или к которой можно подступиться с неожиданной стороны.

  • Например, выберите тему “семья” и сосредоточьтесь на своих отношениях с сестрой. Напишите сказку и поместите в центр сюжета рождение сестры или связанное с ней детское воспоминание.

Выберите необычное место действия. В большинстве сказок события происходят в выдуманном мире, который сочетает в себе реальность и магию. Выберите такое место, как зачарованный лес или проклятый пиратский корабль. Попробуйте написать о реальных окрестностях, но привнесите магические элементы, чтобы сделать место причудливым и необычным.

  • Например, опишите свой район и упомяните говорящее дерево рядом с вашим домом или ярко представьте, как эта местность будет выглядеть через сотню лет.
  • Придумайте интригующее начало. В основном все сказки начинаются словами “Однажды …” или “Давным-давно…”. Можно выбрать как стандартное начало, так и более оригинальный вариант. К примеру, начните так: “Жила-была одна девочка…” или “В мире будущего, на окраине вселенной жил парень…”.

    • В первой строчке текста познакомьте читателей с персонажами или местом действия. Благодаря этому они сразу заинтересуются сюжетом и перенесутся в выдуманный мир.
  • Придумайте необычных героев. В каждой сказке есть герои, за судьбу которых читателю следует переживать. Обычно героем становится простой человек, который меняется или обретает новые силы в результате сказочного события. Попробуйте наделить своих героев необычной силой или способностями, которые помогут им победить злодея.

    • Например, сделайте героиней девочку-одиночку из старшей школы. Она могла потеряться в новом районе города и встретить там необычных или волшебных существ.
  • Определите злодея. В каждой сказке есть злодей, который представляет темную сторону. Злодей может быть волшебным созданием или властным человеком с необычными способностями. Такой злодей обычно вступает в конфликт с главным героем и мешает ему достичь поставленной цели.

    • Например, сделайте злодеем волшебного кролика, который ненавидит людей. Он может активно мешать вашей героине в поисках выхода из незнакомой части города.
  • Используйте простой и понятный язык. Обычно сказки предназначены для всех возрастных групп - от малышей до взрослых. Язык сказки должен быть простым и понятным читателю. Не следует использовать длинные и перегруженные предложения или сложные и труднопроизносимые слова.

    • В сказках все внимание обычно уделяется персонажам, обстановке и сюжету. Язык уходит на второй план и уступает место волшебным элементам истории.
  • Придумайте мораль. Сказки учат читателя новому, преподают воспитательный урок. Мораль не всегда должна быть очевидной или выраженной словами, но старайтесь достучаться до каждого читателя посредством персонажей, сюжета, окружающей ситуации.

    01.01.2017

    Вы просили: «Помогите сочинить сказку?» Потому что хотите научиться тому, как самой сочинить сказку.

    • Вашим детям 4-7 лет
    • Вы новичок в сочинении сказок
    • Вам нужна простая методика сочинения сказок
    • Вы хотите получать удовольствие от процесса развития своих детей

    Хорошая новость заключается в том, что, следуя моим подсказкам, Вы научитесь сочинять маленькие сказки для своих детей. У Вас обязательно получится, если следовать простым правилам. Если идти шаг за шагом.

    Итак, в путь!

    1. Вам нужен герой или героиня сказки

    Сочините сказку про человека, животное, растение или любой предмет: игрушку, чайник, ложку, лампочку, стол, планшет. Про все, что попадется на глаза или придет на ум. При желании, Вы можете оживить, что угодно, даже явления природы. Но люди или животные чаще всего выступают главными действующими лицами сказочных историй.

    Как Вы думаете, что главное для героя?

    Конечно же, его характер и облик.

    Подумайте, каков Ваш герой

    Он смешной? Умный? Храбрый? Красивый?

    Также не забудьте придумать маленькие недостатки

    Он маленький? Застенчивый? Часто ленится? Упрямый?

    Создание персонажа маленькой сказки может занять некоторое время. Но если у вас получится убедительный герой или героиня, вызывающий сочувствие и желание ему помочь, то полдела сделано. Кстати, придуманный персонаж можно делать героем самых разных историй.

    Из этих кирпичиков составляйте характер героя своей сказки

    Как Вы понимаете, для сказки одного героя или героини не достаточно.

    Поместите героя своей короткой сказки в конкретное время и пространство

    Подумайте, происходит ли действие Вашей истории в реальном или вымышленном мире.

    Сейчас? Давным-давно? Или в далеком будущем?

    Сколько времени понадобится герою, чтобы преодолеть все трудности и достичь цели?

    День, несколько лет, столетие?

    Поместите ваш персонаж в привычную или, наоборот, необычную обстановку.

    Не усложняйте. Можете, например, поселить героя в вашей квартире, и представить гостиную, наполненную уютными креслами и диванами с диванными подушками. Или кухню. Или детскую. Или двор.

    Не забудьте включить все свои чувства. А для этого войдите внутрь своего героя или героини и представьте.


    Обратите внимание на то, что большинство сказок всех времен и народов используют идею «дама в беде» или «у юноши неприятности». Эти идеи работают всегда!

    Сочините, что произошло с главным героем

    • необычное явление,
    • что-то наколдовал злодей,
    • какой-то поступок сдвинул равновесие,
    • болезнь,
    • кража чего-то жизненно важного,
    • потеря,
    • бедность и необходимость выжить,
    • задание спасти или защитить кого-то, возможно, весь мир.

    Придумайте цели


    • решить маленькую или большую проблему,
    • достичь какого-то пункта назначения в результате путешествия,
    • помочь себе, члену семьи или просто спасти человека,
    • осуществить мечту,
    • получить ответ на вопрос,
    • сломать заклятье,
    • излечить или излечиться?
    • найти друга или любимого человека.

      5. У Вашей маленькой сказки должен быть счастливый конец

    Несмотря на то, что мы не всегда получаем то, что мы желаем в реальной жизни, мир сказок заставляет нас верить, что все возможно.

    Попробуйте вот такие идеи:

    • главный герой сказки спасает себя, своих родных или кого-то еще,
    • герой решает головоломку и раскрывает тайну,
    • главный герой преодолевает препятствия и его характер или черта характера изменяется,
    • главный герой становится счастливее, богаче, умнее, у него появляются друзья.

    Теперь можно приступить к введению сказки

    Примените классические зачины: «Когда-то» , «В одной стране далеко, далеко», «Давно, когда» и тому подобное.

    Или придумайте свой: «Легенда говорит» или «Глубоко, в самом сердце леса».

    Выберите «точку зрения» для сочиненной сказки

    Как вы будете рассказывать свою сказку: от первого, второго или третьего лица?

    Как рассказчик вы можете быть непосредственно вовлечены в действие или сообщать только объективные данные о том, как действуют персонажи истории и что с ними происходит.

    Убедитесь, что текст сочиненной Вами сказки соответствует возрасту ребенка

    Для детей в возрасте от 3 до 5 лет используйте простые темы.

    Герой не знал чего-то и благодаря простым действиям узнал. Герой был грустным, а стал веселым. Кто-то был жадным, а благодаря действиям героя, стал добрым. Герой исправил несправедливость, подружился с другими персонажами, спас персонажа и заставил его улыбнуться. Что-то потерял, а в результате своих действий нашел.

    Для детей в возрасте от 5 до 7 лет можно усложнять темы.

    Добавьте злодеев, пусть герой преодолеет три, а не одну сложную ситуацию. Добавьте в свою сказку злой магии, включите бунтарские действия героя: непослушание, побег из дома за приключениями, совершение запретного действия. Вплетите в повествование мораль, обобщенную в пословицах и поговорках.

    И прежде, чем перейти к примерам, получите свой ПОДАРОК!

    Книжку с развивающими играми для детей 5-7 лет!

    Примеры, как сочинить сказку самому

    А теперь — примеры волшебных историй и картинки для визуальной разминки. Начинайте с маленькой сказки. И для того, чтобы раскрыть двери своего воображения, рассматривайте фотографии и картинки. Позвольте включиться своей фантазии.

    Моя любимая собака

    Эта история написана мамой вместе с ее пятилетним сыном, у которого погибла собака. Сын рассказал свой сон, а мама его записала под диктовку.

    Сказка про бабочек


    — Мамочка, а откуда взялись бабочки? – спрашиваю я.

    И она мне рассказывает.

    Однажды осенью один Волшебник наблюдал, как на лужайке играют дети. Дети смеялись и веселились, но волшебник грустил. Грустил, потому что видел, как течет время, унося с собою в иные миры людей, цветы и всю красоту мира.

    — Нужно сохранить красоту здесь на земле для людей, — подумал Волшебник.
    Он достал волшебную шкатулку и стал складывать в нее солнечных зайчиков, синеву неба, блики цветов, детский смех, дуновение ветра.
    Когда дети улеглись спать и поляна опустела, волшебник открыл шкатулку. Легкий ритмичный шорох наполнил воздух, везде, куда проникал взгляд, порхали прекрасные бабочки.

    — Летите в волшебную страну к своей Королеве, — сказал волшебник. — Теперь Ваше предназначение- дарить людям красоту.

    Царство бабочек спрятано среди непроходимых джунглей и высоких скал. Здесь множество чудесных благоухающих цветов и трав, прозрачных озер и хрустальных водопадов. Здесь все время лето и круглый год светит солнце. Правит этой чудесной страной прекрасная и добрая Королева бабочек. Она очень красивая, веселая и радостная.

    Сказка ложь, да в ней намек.

    Как часто в детстве бабушки или мамы читали, рассказывали нам волшебные сказки. А мы слушали, и вместе с героями шли за тридевять земель в тридесятое царство, шли туда не знаю куда, перепрыгивали через огненные реки, сражались со змеем о трех головах. Проживали с героями приключения и часто хотели стать такими же смелыми, быстрыми, сообразительными как они, мечтали так же как золушка в красивом платье в карете отправиться на бал. Все это так волшебно и вместе с тем истории эти писали другие авторы, у них были свои сюжеты, свои герои, со своими характерами.

    А если написать сказку такую как вам хочется? С вашим сценарием? Сказку для себя. А может и для ваших детей? Пусть в эту сказку войдет все, что вам хочется, пусть в ней будет описание того как есть сейчас, то куда хочется двигаться, кем хочется быть, чем заниматься.

    Героем может быть любой придуманный вами персонаж, пусть он будет созвучен вам, как вы его видите, чувствуете. Это может быть фея, может волшебник, а может мышка или горностай. Пусть герой, будет таким, как вам хочется. И далее напишите историю своего героя.

    Сценарий сказки, состоит из нескольких этапов.

    Начинается сказка обычно со слов:

    1) Жила-была .

    На этом этапе описываем героиню, какая она была. Например, Золушка была трудолюбива. В сказке «Волшебник Изумрудного города» написано просто - «Среди обширной канзасской степи жила девочка Элли».

    Следующий этап:

    2) Ее жизнь, ее окружение. Чем она была уникальна?

    Опять же возьмем пример из сказки «Волшебник Изумрудного города». Окружение Элли: ее отец фермер Джон, целый день работал в поле, мать Анна хлопотала по хозяйству. Жили они в небольшом фургоне, снятом с колес и поставленном на землю. Обстановка домика была бедна: железная печка, шкаф, стол, три стула и две кровати.

    В чем была уникальность Элли? Элли мечтала: «Если бы я вдруг сделалась королевой, то обязательно приказала бы, чтобы в каждом городе и в каждой деревне был волшебник. И чтобы он совершал для детей разные чудеса».

    ​Следующий этап:

    3) Однажды .

    Здесь описывается событие, которое однажды произошло. Например, у Элли вихрем унесло домик, в другой сказке девочка заблудилась, и в руки ей попал цветик-семицветик и т.д.

    4) На следующем этапе героиня Захотела чего-то . Например, стать кем-то, стать какой-то, с кем то подружиться, чему то научиться, отправиться в путешествие и т.д.

    Опять же пример Элли и ее друзей - Железный дровосек хотел научиться чувствовать, Лев хотел смелости, Элли хотела вернуться домой и т.д.


    5) Действия и испытания . Дальше героиня действует,

    Например, Элли отправилась с друзьями к Великому Гудвину. В других сказках герой - пошел за тридевять земель в тридевятое царство, отправился к Бабе-яге и т.д.

    6) Помощь . В сказке обязательно приходит помощь. Это или добрая фея, крестная, волшебник, даже щука может быть.

    7) Следующий этап описывает, какая Ее жизнь стала . Какая? Какое у нее стало окружение, как изменилась ее жизнь.

    8) Она стала . Какая она стала. Здесь мы описываем как я меняюсь в ту сторону в которую хочу, от чего она будет получать удовольствие, какая она будет?

    Вот по этим пунктам можно написать себе индивидуальную сказку. Сказка не должна быть похожа на план. Сказку лучше писать, как легкое повествование, как ручей течет, так и сказка льется. Пусть сказка будет похожа на мечту с действиями главного героя. Итак берем ручку и лист бумаги – Жила-была….

    И еще замечено, что сказки сбываются..

    Сказка – мощное оружие против плохого настроения, бессонницы, несправедливости. Она способна перевоспитать, пристыдить, намекнуть. И что важно – ее может сочинить каждый. Как это сделать? Мы расскажем, как написать сказку, которая понравится, удивит и надолго запомнится.

    1. Развить воображение.

    Для того чтобы написать сказку, нужно . Шансы, что оно придет после рабочего дня или во время уборки дома, небольшие. Тогда где его искать? Ответ однозначен – среди детей. Играя с ними в песочнице, наблюдая за непосредственным поведением, можно начать фантазировать вместе. Дети обязательно натолкнут на мысль, как написать сказку.

    Именно так сделал когда-то Алан Александр Милн, автор знаменитой истории о Кристофере Робине и Винни-Пухе. Он не был детским автором, но играя с сыном, прислушиваясь к нему, его идеям, писатель создал знаменитый на весь мир бестселлер.

    2. Выбрать жанр.

    Когда появились сказки, определить невозможно, так как они относились к устному народному . Их рассказывали маленьким детям, чтобы образумить, воспитать, донести назидательную мысль. С тех времен все истории для детей разделились на три категории (жанра).

    • Волшебные – в сюжете присутствуют волшебные предметы или события (скатерть-самобранка, превращения).
    • О животных – главными героями выступают животные, наделенные человеческими качествами (жизнь зверей в рукавичке).
    • Социально-бытовые – фигурируют люди разных сословий, поднимаются бытовые или общественные проблемы (история о каше с топором).

    Жанры могут пересекаться, но основную жанровую линию лучше определить заранее.

    3. Продумать тему и главную мысль.

    Нужно подумать, о чем будет сказка. Желательно вложить формулировку в одно предложение, так как конкретика в начале работы способствует ее продвижению.

    Особенность сказок состоит в том, что они обязательно должны чего-нибудь научить. Сказка без , как анекдот без смешного конца.

    Но поучение нужно тщательно завуалировать. То есть не говорить прямо, – это плохо, дать маленькому читателю возможность самому заделать выводы, подтолкнуть к ним. Когда тема, а также главная мысль будут определены, станет понятно, как написать сказку дальше.

    4. Определить целевую аудиторию.

    Книги для взрослых не имеют возвратных ограничений, на них не пишут «рекомендуется читать людям от 30 до 40 лет или 50+». А вот детские сказки всегда рассчитаны на аудиторию определенного возраста – дошкольников, учеников начальных классов и так далее.

    Отталкиваясь от этого, будет легче сформировать стиль общения персонажей, уровень сложности их речи.

    5. Создать уникальных персонажей и необычную действительность.

    Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Кот в сапогах – это яркие интересные герои, которые начинающему сказочнику лучше забыть. Интересный, не на кого не похожий персонаж с причудливым именем – это залог того, что текст захочется прочесть.

    Важно то, в какой действительности будут существовать персонажи. Она должна быть ни на что не похожа, самобытна. Здесь можно дать волю , придумав, например, домики с крыльями, медовые дороги или страну груш.

    Стоит представить себе все особенности этого мира, каждую деталь в образах персонажей. Дети очень внимательные читатели, они сразу заметят «ляп» или противоречие.

    Как написать сказку, чтобы она имела успех? Оживить уникального героя и поверить в него!

    6. Придумать интересный сюжет.

    Чтобы не запутаться в событиях собственного повествования и соблюсти логический их ход, нужно придерживаться определенной композиции.

    • Вступление – заинтересовывает аудиторию, вызывает прочесть текст дальше. Здесь мы знакомим читателей с главным героем, а также даем представление, о чем будет история.
    • Завязка – событие, из-за которого все начинается. Завязка должна заинтриговать, ввести в суть происходящего.
    • Развитие действия – в этой части повествования герой встречает препятствия, решает задачи. Сюжет должен быть интересен, динамичен. Только в таком режиме ребенок дочитает до главного эпизода.
    • Кульминация – это самый напряженный и трогательный момент истории. Нужно заделать его таким, чтобы дух захватывало от переживания за главного героя. Как он выкрутится из этой ситуации? Что будет делать? Помогут ли ему верные друзья? А как бы я поступил? Если в маленькой головке зароиться столько вопросов, значит, кульминационная часть написана отлично.
    • Заключение – теперь все самое страшное позади. Читателям остается наслаждаться победой, смаковать торжеством добра над злом.

    Следовать этому плану – вот как написать сказку, чтобы ее сюжет развивался последовательно и логично.

    7. Оттачивать писательское мастерство.

    Чтобы «поймать волну», можно начать с того, что переделать несколько известных сказок. Или написать к ним фанфик (продолжение). Упражнение под названием «Игра слов» поможет «расшевелить воображение». В чем его смысл?

    Вот уже написанные строки:

    Злой волшебник заколдовал замок, украв принцессу.

    Что, если их можно перемешать?

    Злой замок украл волшебника и принцессу.

    Или так:

    Заколдованная принцесса искала замок волшебника.

    Так можно продолжать до того момента, пока не возникнет подходящий вариант.

    8. Придерживаться стиля.

    • Не использовать сложных, слишком длинных предложений.
    • Избегать лирических отступлений, философских рассуждений.
    • Следить за лексикой – не употреблять непонятные для детей слова.

    Взрослые берут в руки детские книжки для того, чтобы отвлечься и . А деть слушают их, чтобы перенестись в другие миры.

    Этот процесс должен проходить незаметно для них самих. Как написать сказку так, как достичь этого? Читать и перечитывать собственный текст, совершенствуя его.

    9. Придумать название.

    Называть свое произведение лучше всего тогда, когда оно будет оконченным. Сюжет в ходе написание может меняться, поэтому торопиться не стоит.

    10. Вся суть в мелочах.

    Добро побеждает зло.

    Это одна из главных особенностей такого вида творчества. Почему так сложилось, мнения филологов расходятся. На эту тему можно дискуссировать, но закон нарушать нельзя. Конец обязательно должен быть хорошим.

    Магические цифры.

    Когда цифры 3, 7, 12 попадают в сказку, они перестают быть обычными. Эти цифры являются настоящими символами. Они предают повествованию интригующей таинственности: 3 вопроса, 3 испытания, 3 богатыря и так далее.

    Верный друг.

    Главному герою нужен помощник, который будет подсказывать, помогая в трудностях. Можно сделать его смешным. В современных историях это настоящий тренд. Например, ослик из мультфильма «Шрек». Смешить и поддержать в беде – две основные функции такого персонажа.

    Средства художественной выразительности.

    Без гиперболы (преувеличения), антитезы (противопоставления), постоянных эпитетов (красна девица), ярких сравнений не получится создать красочную речевую атмосферу. Их роль в тексте очень важна, так как именно средства художественной выразительности формируют в нашем образы. Человеку, желающему узнать, как написать сказку, нужно овладеть этим художественным оружием.

    Авторская позиция.

    Как написать сказку? Достаточно просто, если иметь желание, развить и запастись временем. Следуя нашим советам, вы сможете создать неповторимую интересную историю, которая для многих станет любимой.

    Если Вы заметили, мы очень любим сочинять сказки, например, недавно мы сочиняли музыкальные сказки про и .

    Я говорю «мы», потому что я, как мама, тоже прилагаю к этому свои усилия и помогаю, корректирую то, что придумывает.

    Вообще, в ребенке нужно обязательно развивать этот навык сочинительства, потому что даже если он и не станет у Вас в будущем знаменитым писателем, то в любом случае это ему пригодится в школе на уроках чтения, литературы, истории, географии и просто там, где нужно что-то объяснить или рассказать.

    Давайте сегодня попробуем вместе с Вами .

    Вообще, сказка – это тот же рассказ, только все события в нем сказочные, волшебные. Поэтому, чтобы сочинить любую сказку, нужно использовать определенные правила и специальный план.

    Первое , что нужно сделать – это определить тему , то есть то, о чем будет наш рассказ (сказка).

    Второе – обязательно сформулировать основную мысль будущего рассказа, то есть для чего , с какой целью вы его пишете, чему он должен научить слушателей.

    И третье – непосредственно построить рассказ по следующей схеме:

    1. Экспозиция (кто, где, когда, что сделал)
    2. Завязка действия (с чего все началось)
    3. Развитие действия
    4. Кульминация (самые важные моменты)
    5. Спад действия
    6. Развязка (чем все закончилось)
    7. Концовка

    Не пугайтесь называть ребенку-дошкольнику такие сложные понятия, как «экспозиция», «кульминация». Пускай сейчас он их и не запомнит, но сам принцип построения он обязательно усвоит и в дальнейшем сможет его применить.

    По точно таким же правилам составляются рассказы и пишутся сочинения в школе, поэтому этот материал можно смело использовать и школьникам.

    Итак, давайте теперь непосредственно перейдем к придумыванию сказки.

    Перед Вами сказка «Путешествие шарика», которую сочинил Серафим, когда ему было 5 лет. И на ее примере мы посмотрим, как сочинить сказку.

    Для составления сказки можно немного расширить алгоритм, чтобы ребенку было проще ориентироваться.

    1. Начало (например, жил-был дождик, цветочек, солнышко и т.д.)

    2. Завязка (как-то раз, однажды пошел он или решил сделать и т.д.)

    3. Развитие действия (повстречало кого-то, например)

    • первое испытание выдержало
    • второе испытание выдержало

    4. Кульминация (третье испытание, после которого он или он превращается в кого-то или что-то)

    5. Спад действия (кто-то что-то делает, чтобы наш герой обрел свой первоначальный вид)

    6. Развязка (с той поры или с тех пор)

    7. Концовка (и стали они жить по-прежнему или не стал он больше никуда уходить и т.д.)

    Жил-был у одного мальчика Алеши воздушный шарик. И однажды, когда Алеша уснул, решил отправиться погулять.

    Летит-летит шарик, а навстречу ему радуга.

    — Ты зачем здесь летаешь? Где твой дом? Ты же можешь потеряться или лопнуть!

    А шарик ей отвечает:

    — Я хочу мир посмотреть и себя показать.

    Летит-летит, а навстречу ему облачко.

    — Как ты здесь очутился? Ведь кругом столько опасностей!

    А шарик отвечает:

    — Не мешай мне! Я хочу мир посмотреть и себя показать. И полетел дальше.

    Летит-летит, а навстречу ему ветер.

    — Ты зачем здесь гуляешь? Ты можешь лопнуть!

    Но шарик опять не послушался старших. И тут мудрый ветер решил проучить его.

    — У-у-у-у – задул ветер.

    Шарик с огромной скоростью полетел в обратную сторону и зацепился за ветку. И ниточка его развязалась, и он повис на веточке как тряпочка.

    А в это самое время по тропинке шел наш мальчик Алеша. Он собирал грибы в лесу и вдруг видит, на веточке висит тряпочка. Смотрит, а это его воздушный шарик. Очень обрадовался мальчик, отнес шарик домой и снова надул.

    А шарик дома рассказал Алеше о своих приключениях и больше никогда не летал гулять без Алеши.

    Вот такие интересные задания, например, , дает на своих уроках малышам замечательный педагог, учитель русского языка и литературы – Попова Надежда Ивановна. Огромная ей благодарность!!!

    Научившись еще до школы грамотно составлять сказки, рассказы, пересказывать коротенькие тексты, в школе будет без особых проблем пересказывать, писать изложения и сочинения. Поэтому, не поленитесь и начните заниматься этим с ребенком еще до школы.

    Ну а чтобы малыш видел свой результат налицо, как говорится, можно и записывать туда свои сказки, чем мы с Вами завтра и займемся.