Бенуа и его «Последние прогулки короля. Бенуа и его «Последние прогулки короля Версаль прогулка короля анализ картины

1906 год. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Бумага на картоне, гуашь, акварель, бронзовая краска, серебряная краска, графитный карандаш, перо, кисть 48 х 62

В картине Прогулка короля Александр Бенуа переносит зрителя в блистательный версальский парк времен Людовика XIV.

На фоне осеннего пейзажа художник изображает торжественную процессию монарха со своими придворными. Плоскостное моделирование шествующих фигур словно превращает их в призраки ушедшей эпохи. Среди придворной свиты, трудно отыскать самого Людовика XIV. Художнику не важен Король-Солнце. Бенуа гораздо больше волнует атмосфера эпохи, дыхание версальского парка времен его венценосного владельца.

Автор полотна Прогулка короля Александр Николаевич Бенуа - один из организаторов и идейный вдохновитель художественного объединения Мир искусства . Он был теоретиком и критиком искусства. Перу Бенуа принадлежат исследования посвященные истории как отечественного, так и западноевропейского искусства. Его многогранный талант проявился в книжной графике и сценографии.

Живописные произведения Бенуа в основном посвящены двум темам: Франция времен Людовика XIV "Короля-Солнца" и Петербург XVIII - начала XIX века (смотрите "

Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) художник-график, живописец, театральный художник, издатель, литератор, один из авторов современного образа книги. Представитель русского модерна.

А. Н. Бенуа родился в семье известного архитектора и рос в атмосфере почитания искусства, однако художественного образования не получил. Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890-94), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной). Делал он это настолько основательно, что сумел написать главу о русском искусстве для третьего тома "Истории живописи в XIX веке" Р. Мутера, вышедшего в 1894 г.

О нем сразу заговорили как о талантливом искусствоведе, перевернувшем устоявшиеся представления о развитии отечественного искусства. В 1897 г. по впечатлениям от поездок во Францию он создал первую серьезную работу — серию акварелей "Последние прогулки Людовика XIV", — показав себя в ней самобытным художником.


Последние прогулки Людовика XIV


Маскарад при Людовике 14. 1898


Прогулка короля. 1906


из серии «Последние прогулки Людовика 14». 1898

Неоднократные поездки в Италию и Францию и копирование там художественных сокровищ, изучение сочинений Сен-Симона, литературы Запада XVII-XIX вв., интерес к старинной гравюре — явились фундаментом его художественного образования. В 1893 Бенуа выступил как пейзажист, создав акварели окрестностей Петербурга. В 1897-1898 он пишет акварелью и гуашью серию пейзажных картин Версальских парков, воссоздав в них дух и атмосферу старины.

Версаль. 1906


Версаль. Сад Трианона. 1906


Версаль. Аллея. 1906


Название картины: Кладбище. 1896-97

Название картины: Карнавал на Фонтанке


Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу "Русская живопись в XIX веке", существенно переработав для нее свой ранний очерк; начал выпускать серийные издания "Русская школа живописи" и "История живописи всех времен и народов" (1910-17; издание прервалось с началом революции) и журнал "Художественные сокровища России"; создал прекрасный "Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа" (1911).

Петергоф. Большой каскад. 1901-17

Набережная Рей в Базеле в дождь. 1902

Летний сад при Петре Великом. 1902


Ораниенбаум. Японский сад. 1902


Из мира фантастичного. 1904

Павильон. 1906

Купальня маркизы. 1906

Свадебная прогулка. 1906


В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Две темы неизменно пользовались его вниманием: "Петербург XVIII — начала XIX в." и "Франция Людовика XIV". К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях — в двух "версальских сериях" (1897, 1905-06), в широко известных картинах "Парад при Павле I" (1907)

Парад при Павле 1. 1907


Одним из высших его достижений были декорации к балету И. Ф. Стравинского "Петрушка" (1911). Вскоре Бенуа начал сотрудничество с МХТ, где он удачно оформил два спектакля по пьесам Ж.-Б. Мольера (1913) и некоторое время даже участвовал в руководстве театром наряду с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.

Итальянская комедия. «Любовная записка». 1907


Берта (эскиз костюма В. Комиссаржевской). 1907

Вечер. 1905-06


После революции 1917 г. Бенуа принимал деятельное участие в работе всевозможных организаций, связанных главным образом с охраной памятников искусства и старины, а с 1918 г. занялся еще и музейным делом — стал заведовать Картинной галереей Эрмитажа. Им был разработан и успешно реализован совершенно новый план общей, экспозиции музея, способствовавший наиболее выразительной демонстрации каждого произведения.

В начале XX в. Бенуа иллюстрирует произведения Пушкина А.С. Выступает как критик и историк искусства. В 1910-х в центр интересов художника попадают люди.

Герман перед окнами графини (заставка к «Пиковой даме» Пушкина). 1911


В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина, исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22).

иллюстрация к поэме Пушкина «Медный всадник». 1904


Эскиз фронтисписа к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»

К концу 19 началу 20 века Бенуа снова возвращается к пейзажам Петергофа, Ораниенбаума, Павловска. Он прославляет красоту и величие архитектуры XVIII в. Природа интересует художника главным образом в ее связи с историей. Обладая педагогическим даром и эрудицией, он в конце XIX в. организовал объединение "Мир искусства", став его теоретиком и вдохновителем. Много работал в книжной графике. Часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои "Художественные письма" (1908-16) в газете "Речь".

Петергоф . Цветники под Большим Дворцом. 1918


Петергоф. Нижний фонтан у Каскада. 1942


Петергоф . Главный фонтан. 1942


С 1926 жил в Париже, где и скончался. Основные работы художника: "Прогулка короля" (1906), "Фантазия на Версальскую тему" (1906), "Итальянская комедия" (1906), иллюстрации к Медному всаднику Пушкина А.С. (1903) и другие.


Бенуа Александр Николаевич (1870 - 1960)
Прогулка короля 1906
62 × 48 см
Акварель, Гуашь, Карандаш, Перо, Картон, Серебро, Золото
Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Последние прогулки короля» – цикл рисунков Александра Бенуа, посвященный прогулкам короля Людовика-Солнца, его старости, а также осени и зиме в Версальском парке.



Версаль. Людовик XIV кормит рыб

Описание старости Людовика XIV (отсюда):
«...Король стал печальным и угрюмым. По словам мадам де Ментенон, он сделался «самым неутешным человеком во всей Франции». Людовик начал нарушать законы этикета, установленные им самим.

В последние годы жизни он обрёл все привычки, подобающие старику: поздно вставал, ел в постели, полулёжа принимал министров и государственных секретарей (делами королевства Людовик XIV занимался до последних дней своей жизни), а потом часами сидел в большом кресле, подложив под спину бархатную подушку. Тщетно доктора повторяли своему государю, что недостаток телодвижений наводит на него скуку и сонливость и является предвестником близкой кончины.

Король уже не мог сопротивляться наступлению дряхлости, да и возраст его приближался в восьмидесяти.

Всё, на что он соглашался, ограничивалось поездками по садам Версаля в маленькой управляемой коляске».



Версаль. У бассейна Цереры



Прогулка короля



«Источником вдохновения для художника становится не королевская пышность замка и парков, а именно «зыбкие, печальные воспоминания о королях, которые всё ещё бродят здесь». Это похоже на некую почти мистическую иллюзию («я подчас дохожу до состояния, близкого к галлюцинациям»).

Для Бенуа те тени, что безмолвно скользят по версальскому парку сродни, скорее, воспоминаниям, чем фантазии. По его собственному утверждению, перед глазами проносятся образы событий, что здесь происходили когда-то. Он «видит» самого создателя сего великолепия, короля Людовика XIV в окружении свиты. Причём, видит его уже страшно старым и больным, что удивительно точно отражает былую действительность».



Версаль. Оранжерея



Версаль. Сад Трианона

Из статьи французской исследовательницы:

«Образы «Последних прогулок Людовика XIV», безусловно, вдохновлены, а иной раз и позаимствованы из текстов и гравюр времени «короля-солнца».

Однако подобный взгляд – подход эрудита и знатока – отнюдь не чреват ни сухостью, ни педантизмом и не вынуждает художника заниматься безжизненными историческими реконструкциями. Равнодушный к столь дорогим сердцу Монтескью «жалобам камней, мечтающих истлеть в забвеньи, Бенуа не запечатлел ни обветшания дворца, ни запустения парка, которые еще, безусловно, застал. Исторической точности он предпочитает полеты фантазии – и вместе с тем его фантазии исторически точны. Темы художника – течение времени, «романтическое» вторжение природы в классицистический парк Ленотра; его занимает – и забавляет – контраст между изысканностью парковых декораций, в которых «каждая линия, любая статуя, малейшая ваза» напоминают «о божественности монархической власти, о величии короля-солнца, о незыблемости устоев» – и гротескной фигурой самого короля: сгорбленного старика в каталке, которую толкает ливрейный лакей».




У Курция



Аллегория реки



Аллегория реки

Несколько лет спустя Бенуа нарисует столь же непочтительный словесный портрет Людовика XIV: «скрюченный старик с отвислыми щеками, с плохими зубами и лицом, изъеденным оспой».

Король в «Прогулках» Бенуа – одинокий старик, оставленный придворными и цепляющийся за духовника в предчувствии близкой смерти. Но выступает он скорее не в роли трагического героя, а в роли стаффажного персонажа, статиста, чье почти эфемерное, призрачное присутствие подчеркивает незыблемость декораций и сцены, с которой уходит некогда великий актер, «безропотно вынесший бремя этой чудовищной комедии».



Король прогуливался в любую погоду... (Сен-Симон)

При этом Бенуа как будто забывает, что Людовик XIV был главным заказчиком версальского спектакля и вовсе не заблуждался относительно роли, которую сам себе назначил сыграть. Поскольку история представлялась Бенуа неким подобием театральной пьесы, то неизбежна была и смена ярких мизансцен менее удачными: «Людовик XIV был превосходным актером, и он заслужил аплодисменты истории. Людовик XVI был лишь одним из «внуков великого актера», попавшим на сцену, – и потому очень естественно, что он был прогнан зрителями, причем провалилась и пьеса, недавно еще имевшая громадный успех».


... хуже всего то, что г. Бенуа, по примеру многих, выбрал себе особую специальность. Теперь очень принято среди живописцев и молодых поэтов находить и защищать свою оригинальную индивидуальность, облюбовав какой-нибудь, иногда до смешного узкий и нарочитый род сюжетов. Г-н Бенуа облюбовал Версальский парк. Тысяча и один этюд Версальского парка, и все более или менее хорошо сделаны. И все-таки хочется сказать: «Ударь раз, ударь два, но нельзя же до бесчувствия». Ибо г. Бенуа вызвал в публике род специального психического оглушения: Версаль перестал действовать. «Как хорошо!» - говорит публика и широко, широко зевает.

Цикл рисунков Александра Бенуа, посвященный прогулкам короля Людовика-Солнца, его старости, а также осени и зиме в Версальском парке, пожалуй, один из самых запоминающихся -- и грустных, и красивых -- в творчестве художника.

А. Бенуа. "Последние прогулки короля". 1896-1898 (есть и более поздние рисунки)

"Версаль. Людовик XIV кормит рыб"

Описание старости Людовика XIV отсюда:
"...Король стал печальным и угрюмым. По словам мадам де Ментенон, он сделался «самым неутешным человеком во всей Франции». Людовик начал нарушать законы этикета, установленные им самим.
В последние годы жизни он обрёл все привычки, подобающие старику: поздно вставал, ел в постели, полулёжа принимал министров и государственных секретарей (делами королевства Людовик XIV занимался до последних дней своей жизни), а потом часами сидел в большом кресле, подложив под спину бархатную подушку. Тщетно доктора повторяли своему государю, что недостаток телодвижений наводит на него скуку и сонливость и является предвестником близкой кончины.
Король уже не мог сопротивляться наступлению дряхлости, да и возраст его приближался в восьмидесяти.
Всё, на что он соглашался, ограничивалось поездками по садам Версаля в маленькой управляемой коляске".

"Версаль. У бассейна Цереры"

Также помещаю сюда другие рисунки Бенуа, на которых король не появляется, но есть просто Версаль.
"Бассейн Флоры в Версале"

Из статьи "Версаль в творчестве Бенуа"

Александр Бенуа впервые побывал в Версале в молодости, еще в 1890-х.
С тех пор он остался одержимым поэтикой старинного королевского дворца, «божественным Версалем», как сам его называет. «Я вернулся оттуда одурманенный, практически больной от сильных впечатлений».

Из признаний племяннику Евгению Лансере: «я упоён этим местом, это какая-то невозможная болезнь, преступная страсть, странная влюблённость».

"Король Людовик XIV в кресле"

За всю жизнь художник создаст более шестисот масляных полотен, гравюр, пастелей, гуашей и акварелей, посвящённых Версалю.
Когда Бенуа было 86 лет, то он жаловался на слабое здоровье лишь с той точки зрения, что оно не позволяет «прогуливаться по парадизу, в котором некогда жил».

А это настоящий прижизненный портрет старого Людовика-Солнце, нарисованный А.Бенуа. Только не нашим художником, а Antoine Benoist (1632-1717), который работал при дворе. Нашему Бенуа он не был родственником, и даже не однофамильцем (другое написание), однако я уверена, что такой умница, как Александр знал о нем и быть может ощущал какое-то духовное родство благодаря магии имени.

"Прогулка короля"

"Источником вдохновения для художника становится не королевская пышность замка и парков, а именно «зыбкие, печальные воспоминания о королях, которые всё ещё бродят здесь». Это похоже на некую почти мистическую иллюзию («я подчас дохожу до состояния, близкого к галлюцинациям»).
Для Бенуа те тени, что безмолвно скользят по версальскому парку сродни, скорее, воспоминаниям, чем фантазии. По его собственному утверждению, перед глазами проносятся образы событий, что здесь происходили когда-то. Он «видит» самого создателя сего великолепия, короля Людовика XIV в окружении свиты. Причём, видит его уже страшно старым и больным, что удивительно точно отражает былую действительность".

"Версаль. Оранжерея"

"Версаль. Сад Трианона"

Из статьи французской исследовательницы (там интересный ракурс вообще):

"Образы «Последних прогулок Людовика XIV», безусловно, вдохновлены, а иной раз и позаимствованы из текстов и гравюр времени «короля-солнца».
Однако подобный взгляд – подход эрудита и знатока – отнюдь не чреват ни сухостью, ни педантизмом и не вынуждает художника заниматься безжизненными историческими реконструкциями. Равнодушный к столь дорогим сердцу Монтескью «жалобам камней, мечтающих истлеть в забвеньи, Бенуа не запечатлел ни обветшания дворца, ни запустения парка, которые еще, безусловно, застал. Исторической точности он предпочитает полеты фантазии – и вместе с тем его фантазии исторически точны. Темы художника – течение времени, «романтическое» вторжение природы в классицистический парк Ленотра; его занимает – и забавляет – контраст между изысканностью парковых декораций, в которых «каждая линия, любая статуя, малейшая ваза» напоминают «о божественности монархической власти, о величии короля-солнца, о незыблемости устоев» – и гротескной фигурой самого короля: сгорбленного старика в каталке, которую толкает ливрейный лакей".

"У Курция"

"Аллегория реки"

"Несколько лет спустя Бенуа нарисует столь же непочтительный словесный портрет Людовика XIV: «скрюченный старик с отвислыми щеками, с плохими зубами и лицом, изъеденным оспой».
Король в «Прогулках» Бенуа – одинокий старик, оставленный придворными и цепляющийся за духовника в предчувствии близкой смерти. Но выступает он скорее не в роли трагического героя, а в роли стаффажного персонажа, статиста, чье почти эфемерное, призрачное присутствие подчеркивает незыблемость декораций и сцены, с которой уходит некогда великий актер, «безропотно вынесший бремя этой чудовищной комедии»."

"Король прогуливался в любую погоду... (Сен-Симон)"

"При этом Бенуа как будто забывает, что Людовик XIV был главным заказчиком версальского спектакля и вовсе не заблуждался относительно роли, которую сам себе назначил сыграть. Поскольку история представлялась Бенуа неким подобием театральной пьесы, то неизбежна была и смена ярких мизансцен менее удачными: «Людовик XIV был превосходным актером, и он заслужил аплодисменты истории. Людовик XVI был лишь одним из «внуков великого актера», попавшим на сцену, – и потому очень естественно, что он был прогнан зрителями, причем провалилась и пьеса, недавно еще имевшая громадный успех»".

"Аллегория реки"

"Король" (тут еще не в кресле)

"Прогулка в саду Версаля"

"Пруд в Версале"

"Фантазия на Версальскую тему"

Анатолий Луначарский, будущий советский "министр культуры", ругался на цикл, увидев рисунки на выставке в 1907 году:
... хуже всего то, что г. Бенуа, по примеру многих, выбрал себе особую специальность. Теперь очень принято среди живописцев и молодых поэтов находить и защищать свою оригинальную индивидуальность, облюбовав какой-нибудь, иногда до смешного узкий и нарочитый род сюжетов. Г-н Бенуа облюбовал Версальский парк. Тысяча и один этюд Версальского парка, и все более или менее хорошо сделаны. И все-таки хочется сказать: "Ударь раз, ударь два, но нельзя же до бесчувствия". Ибо г. Бенуа вызвал в публике род специального психического оглушения: Версаль перестал действовать. "Как хорошо!" -- говорит публика и широко, широко зевает.