Анри де тулуз-лотрек картины. Анри де Тулуз Лотрек, биография или импрессионизм, вино, путаны и сифилис

«Я рисую вещи, как они есть. Я не комментирую. Я делаю запись.»
Анри де Тулуз-Лотрек

Он мог бы прожить обычную скучную жизнь и никогда не взять в руки кисть. И мир никогда бы не узнал о том, каким был Монмартр конца XIX века и какой жизнью жил Париж полусвета. Несчастье сделало его калекой - и подарило миру выдающегося художника-постимпрессиониста Анри де Тулуз-Лотрека.

Детство аристократа

Граф Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа был потомком древнейшего аристократического рода Франции. Детство он провел в родовом поместье в Альби, а после развода родителей попеременно жил то в имении Шато-дю-Боск, то в Шато-дю-Селейран. Он получил соответствующее его положению образование, учился греческому и латыни, осваивал верховую езду и танцы. С отцом, водившим маленького графа в цирк и на ярмарки, которые он полюбил всей душой, теплых отношений у Анри не было никогда. Эксцентричный и самолюбивый, отец больше уделял внимания себе, нежели сыну. Зато с матерью Анри был по-настоящему близок.

Казалось, перед Тулуз-Лотреком лежала прямая и ясная дорога. Его ждало обучение в университете, «правильный» брак, наследники и упорядоченная, подчиненная строгому регламенту высшего света жизнь. Но переломы обеих ног, полученные почти подряд, кардинально изменили жизнь мальчика. Травмы тому причиной или наследственная болезнь, но с четырнадцати лет у Анри перестали расти ноги. На всю жизнь он остался человеком с торсом мужчины на коротких, почти детских ножках.

Обычный путь аристократа был для него закрыт. И это, как ни странно, позволило Тулуз-Лотреку развить свой талант, который при ином стечении обстоятельств, быть может, остался бы не известным никому, кроме узкого круга близких.

Анри от природы был удивительно наблюдательным рисовальщиком. Еще в 1878 году он брал уроки живописи в Альби, в родном имении. Ему было все равно, что писать, людей или животных, - Анри увлекал сам процесс. Затем он продолжил обучение в мастерской Бонна в Школе изящных искусств, куда попал в 1881 году. Но классическая манера очень скоро надоела молодому человеку. Тулуз-Лотрек и его друзья-художники Бернар и Анкетен обратились к Фернану Кормону с просьбой принять их на обучение.

Наставник сразу понял, что талант его ученика весьма, своеобразен. Анри было трудно удерживаться в рамках реальности, точно копировать модель. Он старался изо всех сил, но глаз, словно сам выискивал правду, а рука утрировала детали изображения, отражая эту правду в рисунке. Тулуз-Лотрек обладал редким дарованием гротескного рисовальщика.

Восхищаясь работами Дега и японской гравюрой, юноша выработал собственный стиль на их основе.

«Я попытался сделать то, что верно и не идеально» (А. де ТулузЛотрек)

«Я нигде не чувствую себя более уютно!»

В своей мастерской на улице Турлак в Париже Анри был душой компании, компенсируя физический недостаток великолепным воспитанием и искрометным остроумием. В эти годы он создал множество замечательных портретов, выдержанных в стиле импрессионизма, от которого вскоре отказался: «Портрет матери» (1887), «Портрет Ван Гога» (1887), «Рыжеволосая в белой блузе» (1888), «Пьяница» (1889).

Анри де Тулуз-Лотрек «В цирке Фернандо: инспектор манежа» (1888)

Чуть позже Тулуз перебрался на Монмартр. Это место было самым скандальным и злачным в Париже, а значит, и во всей стране, - и оно стало его пристанищем, а населяющие его люди - друзьями и вдохновителями художника.

Вот когда он погрузился в атмосферу постоянного балагана и ярмарки - совсем как в детстве! Только теперь это была его жизнь, и все в ней было всерьез. Завсегдатай цирков, кафе и танцевальных площадок, Анри скоро сам стал местной достопримечательностью. Казалось, у него был «свой столик» везде, куда он приходил, чтобы искать образы и идеи для картин.

Анри де Тулуз-Лотрек «Женщина с зонтиком» (1889)

Одна из самых ярких тем полотен Тулуз-Лотрека - кабаре «Мулен Руж» 1890-х годов. Танцоры, актеры, шансонье - все они его модели. Стиль его письма становился все динамичнее, острее и точнее. Художника мало интересовали тонкости цвета, гораздо больше - линия, силуэт, а главное - психологический образ.

Цветовое решение Тулуз-Лотрек выбирал простое - заливку контура практически только одним тоном и его градациями. «Мулен Руж. Ла Гулю с сестрой» (1892), «Актриса Марсель Лендер» (1895), «Иветт Гильбер» (1895), «Клоунесса Ша-Ю-Као» (1985) - типичные примеры его работ тех лет.

Анри де Тулуз-Лотрек «Жанна Авриль» (1890)

Анри де Тулуз-Лотрек «Марселла Лендер танцующая болеро в кабаре Шильперик» (1895)

Нельзя не отметить еще одну сторону его творчества. Анри Тулуз-Лотрек был первым из художников, кто профессионально занялся рисованием афиш, сделав рекламный плакат высоким искусством.

А еще пару лет спустя Тулуз-Лотрек оставил кабаре и дансинги, чтобы... писать в борделях. Серия рисунков, посвященная обитателям публичных домов и их обыденной жизни, сразу стала скандально известной, хотя даже на своей выставке в 1896 году Лотрек разместил всего несколько работ - в отдельном зале, запертом на ключ, куда приглашал только избранных. Ни одной работы этой серии Анри не продал. В этих рисунках, этюдах и картинах была настоящая правда жизни, не парадная, а оборотная сторона. Сторона людей, униженных и отброшенных обществом. К этому миру принадлежал и сам Тулуз-Лотрек - и кто мог лучше отобразить такую правду?

Анри де Тулуз-Лотрек никогда не берег себя, буквально сжигая здоровье, и так не особенно крепкое от природы, в ночных бдениях, алкоголе и безудержном веселье ночного Парижа. Он умер от паралича в возрасте тридцати семи лет на руках у матери, в одном из родовых поместий в Бордо.

«Я совершенно не способен написать пейзаж, даже простую тень, мои деревья похожи на шпинат, а море на все что угодно, кроме моря» (А. де ТулузЛотрек)

Рядом с высокими и стройными родителями Анри выглядел почти карликом, рост 150 сантиметров при большой голове и маленьком туловище. Вид, прямо скажем, не аристократический. А ведь он был не просто потомственным аристократом, с полным правом он мог подписываться как граф, виконт, маркиз, шевалье. Но он этого практически никогда не делал, да и представлялся при знакомствах просто художником Анри Тулузом. И причина не только в физических недостатках, он к ним привык, просто круг его общения оказался далеко не аристократическим — бедные художники, артистки варьете, завсегдатаи небольших кафешек, девицы легкого поведения. С ними ему было легко, в этой среде он был своим, эти люди принимали его таким, каким он был. А титулы — они для другой жизни, от которой он сознательно отказался.

Правда, он успел получить хорошее домашнее образование, к нему даже учителями рисования приглашали профессиональных художников. Мать баловала своего единственного ребенка и потакала его прихотям, а он страстно любил рисовать. Но графиня и в страшном сне не могла представить, что её Анри станет художником и будет писать парижских проституток и танцовщиц кабаре.

Анри был человеком увлекающимся. Даже живописи он учился урывками, просто не нашлось достойных учителей для юноши, у которого рано стал складываться свой оригинальный стиль. Известный художник Леон Бонна, у которого он какое-то время занимался, сказал Анри: «Ты рисуешь неплохо, даже элегантно, но твои рисунки слишком откровенны и жестоки». И на самом деле, его рисунки в то время и сравнивать-то было не с чем, так еще никто не рисовал.

Даже учиться Анри предпочитал сам, пытливо пытаясь проникнуть в тайны мастерства старых живописцев. Он и сам был, несомненно, талантлив, и многие на Монмартре, где он в 1884 году снял мастерскую, это понимали. Но его работы долго спросом не пользовались. Они были свежи, оригинальны, но на них изображались люди парижского «дна», а время для того, чтобы вешать такие картины в светских гостиных, еще не пришло.

Нельзя сказать, чтобы Анри бедствовал от безденежья, но в родительские капиталы, а был он наследником громадных поместий и замков, даже в период запоев руку особо не запускал. Он быстро стал одним из признанных мастеров афиши и рекламного плаката. Собственно, он и поднял этот жанр до уровня настоящего мастерства. Так что деньги у него водились, но не задерживались, благо, рядом всегда оказывались собутыльники или желающие занять несколько франков, которые уже не придется возвращать.

На Монмартре он пользовался всеобщей любовью — неизменно элегантный, остроумный, душа кампании. Даже у женщин, несмотря на маленький рост и невзрачную наружность, он пользовался успехом. Стоит отметить, что среди его друзей были не только люди парижского «дна», веселые девицы и непризнанные гении живописи, но и известные художники и писатели.

Даже при разгульной жизни Анри умудрялся много работать. Он редко писал маслом. Многие его рисунки сиеминутны, выполненные прямо в зале кабаре или ресторанчика, на танцевальной веранде или ночной улице карандашом и даже горелой спичкой на небольших листках бумаги или салфетках. Ему не позировали, он сам успевал увидеть и отобразить на бумаге характерный жест, мимику, позу. Затем в мастерской рисунок можно было немного подправить, добавить цвета, перенести на лист хорошей бумаги или холст.

Его рисунки и картины, появившиеся на парижских выставках, вызывали неизменный интерес. Вскоре пришло и признание, о Тулуз-Лотреке стали писать газеты, называя его блестящим художником-импровизатором и новатором. Его работы стали покупать. Собственно деньги Анри особо не волновали, для него важен был сам факт, что его рисунки и картины находят спрос.

К сожалению, даже пришедшая известность не заставила его изменить стиль жизни, бросить кутежи и посвятить себя только творчеству. А застарелая болезнь суставов и алкоголь разрушали и без того не особо крепкий организм. Отец практически отказался от сына, стараясь с ним не встречаться, но мать продолжала за него бороться. Она организовывала ему поездки на курорты и в Лондон, где он мог бы оторваться от пагубных привычек, но по возвращению в Париж все начиналось снова. По настоянию матери он даже почти 3 месяца весной 1899 года провел в психиатрической лечебнице.

После клиники Анри долго не возвращался в Париж, предпочитая жить на атлантическом побережье. Но новые собутыльники появились и там, а работа в непривычной обстановке явно не клеилась. Весной 1901 года Тулуз-Лотрек вернулся в Париж постаревшим, похудевшим и каким-то притихшим. Возможно, он чувствовал, что выкарабкаться из болезни уже не удастся. Анри к удивлению друзей стал приводить в порядок финансовые дела, дописывать старые неоконченные картины и почти перестал пить. Написал несколько новых картин, но в них уже появились мрачные краски.

Случилось и одно радостное событие. В конце апреля ему сообщили, что на аукционе в Друо несколько его картин были куплены за солидные суммы. Так, за картину «Туалет» покупатель даже выложил четыре тысячи франков.

В июле Анри уехал из Парижа уже навсегда. Он снова отправился на атлантическое побережье, но отдохнуть ему было не суждено — самочувствие ухудшалось, началась чахотка, а затем последовал инсульт и частичный паралич. Мать перевезла его в родовой замок Мальроме под Бордо. Окруженный лучшими врачами и заботой родных художник медленно умирал.

В два часа пятнадцать минут ночи 9 сентября 1901 года Анри Тулуз-Лотрек скончался. Над замком громыхала гроза, казалось, что само небо оплакивает кончину непутевого, но удивительно талантливого художника, которому было всего 36 лет.

Полное имя - Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа (Henri Marie Raymond comte de Toulouse-Lautrec Monfa) (1864-1901) - французский живописец-постимпрессионист. "Великий карлик", как его называли, оказал большое влияние на живопись, привнеся в нее не самые лицеприятные стороны человеческой жизни и тонко раскрыв характеры своих персонажей.

Тулуз-Лотрек был родом из дворянской семьи, продолжавшей аристократические традиции XII века в окрестностях Тулузы. Дитя графа Альфонса-Шарля де Тулуз-Лотрек-Монфа и графини Адель, урожденной Тапье де Селейран (примечательно, что мать и отец художника приходились друг другу двоюродными братом и сестрой). Сказание о Тулуз-Лотреке - злой рок или фатум? Его жизнь - будто кошмарный бег к смерти с передышками.

В детстве, упав с лошади, мальчик переломал ноги: последствия страшной травмы остались навсегда. Конечности перестали расти. Тулуз-Лотрек превратился в карлика. Но внешне не подавал виду, что страдает. Заглушал душевную боль самоиронией, самообладанием, а позднее и алкоголем.

Страсть к изобразительному искусству юноша перенял от своего дяди Шарля - по сути дилетанта, но «с азартным огоньком в глазах» и от друга их семьи Рене Пренсто, профессионального мастера кисти и скульптора.

В начале 1882 года вместе с матерью перекочевал в Париж и прошел обучение в мастерских Леона Бонна и Фернана Кормона. К школе Кормона принадлежит также непревзойденный Ван Гог. Лотрек крепко дружил с голландцем аж до переезда его в Арль. На становление художественного почерка француза значительное влияние оказали и японская гравюра, и череда импрессионистов, и привычка к документальной хронике будней. К примеру, в его ранних работах прослеживается увлечение верховой ездой - результат наблюдений за охотой отца, родовыми утехами в поместье.

Но на смену благородным увеселениям приходит ночной Париж во всей своей разнузданности.
В январе 1884 года наш главный герой открывает личную мастерскую на Монмартре - в дешевом районе чудаков-скитальцев. Родители Лотрека были крайне недовольны выбором жилья для сына и полагали, что он позорит честь семьи. Тем более, благодаря своему внешнему виду Анри стал известен на всю округу, и оставаться незамеченным не представлялось никакой возможности.

Тулуз-Лотрек вращался среди талантливых мастеров и вместе с тем водил дружбу с местными камелиями, пьянчугами и в целом странными личностями, невольно разрушившими свои судьбы. Художник ощущал определенное духовное родство с ними: быть может, оттого, что переживал равноценную ущербность. А быть может, также ярко жил, как они: на полную катушку, без пауз и остановок. Каждый вечер просаживая время в сомнительных кабаках и домах свиданий, он наблюдал за девушками, торговавшими собой и видел, что кроется за их неблаговидной деятельностью. Как итог душевных исканий являются свету такие его картины, как «Танец в Мулен Руж», «Элизе-Монмартр» и др.

Тулуз-Лотрек говаривал: «Профессиональная натурщица всегда похожа на чучело совы, а эти девушки живые».

Портреты его авторства условно делят на те, на которых позирующие расположены прямо перед зрителем («Мать художника за завтраком», 1882; «Женщина в черном боа», 1892) и те, на коих модель застали врасплох за привычными ей занятиями («Женщина за туалетом», 1889; «В постели» 1892; «Женщина с тазом», 1896; «Причесывающаяся женщина», 1896; «Женщина, смотрящаяся в зеркало», 1896).

Критики той эпохи не порицали Тулуз-Лотрека, но и не превозносили. Популярность приносили лишь плакаты рекламного характера, обложки для нотных трудов, декорации к театральным постановкам. Одним из первых приобрел его картины брат Ван Гога Тео. А вот в 25 лет принесла славу афиша к выступлениям танцовщицы Мулен Ружа Ла Гулю.

К 30-ти годам Тулуз-Лотрек, увы, стал опустившимся алкоголиком, как не прискорбно упоминать в биографии. Друзья пытались выходить его, организовывая поездки в Лондон; но возвращаясь к привычной обстановке, художник принимался за старое. В 1899 году его мать настояла на том, чтобы сын прошел лечение в психиатрической лечебнице в центре Франции.

После реабилитационного курса уехал на побережье Атлантики, вновь пустился во все тяжкие, затем провел зиму 1900-1901 года в Бордо и уже весной возвратился в любимый Париж завершить серию незаконченных картин.

Все наладив, вновь отправился в родной атлантический уголок, где на этот раз изможденного изографа подкосил инсульт, сковавший половину тела. На поруки мужчину забирает к себе мать - графиня Адель, проживавшая в неподалеку окрестностях. Там он и умирает 9 сентября 1901 года в возрасте 36 лет.

За свой короткий путь-вспышку Анри де Тулуз-Лотрек успел создать более 6 сотен полотен, несколько сотен литографий и тысячи этюдов. При этом гений кисти не считал себя профессионалом. Вероятно, опираясь на неприятие его творчества отцом. Родня считала сына позором всей родословной. Для истории же он остался явлением поистине мирового масштаба. Психолог и портретист в одном лице. Беспощадный к действительности и влюбленный в правдивость под любым углом зрения.

Он мог бы быть блестящим аристократом, но стал уродливым калекой. Он мог бы блистать на балах и покорять сердца светских львиц, а стал завсегдатаем «Мулен Руж» и обольстителем его обитательниц.

Анри Тулуз де Лотрек, картины которого впечатляют своей откровенностью и реализмом, является самым странным и самым несчастным художником-постимпрессионистом.

Детство

Родился будущий знаменитый художник поздней осенью 1864 года в семейном дворянском поместье Альби - живописном городке на юге Франции. Восхитительная девственная природа с пеленок окружала юного аристократа, так как поселок находился на возвышенности красивой реки Тарн.

Мать Анри, Адель де Селейран, была кроткой и в то же время сильной личностью, она стойко переносила тяготы судьбы и была хорошим другом для своего единственного сына.

Отец, Альфонс де Тулуз, являл собою эксцентричную и претенциозную особу, часто переезжал с места на место, изменял супруге и любил поражать светское общество экстравагантными выходками.

Родители маленького наследника развелись, когда ему было четыре года, из-за страшной трагедии, омрачившей жизнь всей семьи - смерти младшего сына.

После расставания отца и матери маленький Анри несколько раз переезжал с одного имения в другое, а в возрасте шести лет основался с матерью в Париже.

Все это время малыш получал образование, достойное аристократа: обучался верховой езде, танцам и языкам.

Личная трагедия

В подростковом возрасте Тулуз-Лотрек, картины которого вскоре станут известными и популярными, живописью интересовался мало. Он любил охотиться, танцевать на балах, фехтовать. Однако в тринадцать лет все оборвалось.

Вставая с кресла, юный Анри неудачно подвернул ногу и сломал шейку бедра на правой ноге. Через год он по неосторожности падает в канаву и получает перелом шейки бедра уже левой ноги. После этого происходит непоправимое.

Кости наследника знатного рода перестают расти! Возможно, это произошло из-за кровосмешения, столь распространенного в те годы (родители Анри являлись двоюродными братом и сестрой). Или же причиной была давняя родовая болезнь, проявляющаяся довольно редко (тетка юноши по матери была карлицей). Как бы там ни было, но рост нижних конечностей у молодого аристократа остановился.

Спустя пару лет красивый и обаятельный Анри превратился в карлика с короткими ногами и большим туловищем. Его фигура длиной не больше полутора метров являла собой непропорциональную карикатуру.

Последствия

Естественно, молодому человеку с такой внешностью следовало забыть о блистании в светском обществе и карьере военного, можно было не вспоминать о балах и маскарадах, танцах и охоте. Из-за этого несчастный больной начинает испытывать стеснение среди красивых веселых сверстников и чувствовать себя уродливым изгоем.

Мать жалела своего обездоленного сына и во всем поддерживала его. А вот отец, видя, как единственный наследник не оправдывает его ожиданий, вел себя с сыном сурово и порой жестко. Разочаровавшись в собственной жизни и в лицемерном окружении, несчастный молодой человек открыл для себя мир искусства.

Анри Тулуз-Лотрек, картины которого подарят ему смысл и счастье бытия, становится художником.

Обучение

Вначале начинающий живописец становится учеником Пренсто - глухонемого художника-анималиста. Несмотря на немалую разницу в возрасте, эти два человека, так жестоко обделенные судьбой, нашли общий язык и подружились.

Обучение у Пренсто не прошло даром для юного таланта. Тулуз-Лотрек, картины которого поначалу были выполнены непрофессионально, по-дилетантски, освоил мастерство передачи движения на полотне.

Следующим этапом самообразования начинающего художника стало посещение мастерской Бонна и Кормона - живописцев академического (или классического) направления. Они помогают юному Анри набить руку в рисовании мелких деталей, правильно соединять цвета, обращать внимание на ракурс и освещение.

Поиск себя

Но Лотрек не был приверженцем строгого соблюдения правил. Его вдохновляли полотна импрессионистов. Их смелые линии и яркие тона восхищали и задевали чуткое воображение молодого человека.

В то же время начинающий художник был самолюбив и амбициозен. Он хотел создать свой собственный стиль написания картин, чтобы, глядя на его полотна, люди сразу же отмечали: это рука легендарного Лотрена!

И Анри добился этого. Картины художника Тулуз-Лотрека становятся характерными и специфическими, в них всегда виден талантливый неординарный стиль мастера.

Художник афиш

Свое становление как художника-профессионала Анри начал с рисования афиш и рекламных плакатов. Тулуз-Лотрек, картины которого уже пользовались некоторой популярностью, был приглашен как постоянный художник «Мулен Ружа» (всемирно известного кабаре Монмартра).

Здесь не было строгих правил и жестких границ. Нужно было рисовать так, чтобы люди захотели посетить представление, и Анри добивался этой цели лучше других.

Он рисовал без идеализации и стремления к совершенству. С удовольствием изображал изъяны и недостатки. Такой яркий живой реализм пришелся по душе сластолюбивой публике.

Плакат с изображением танцующих девушек с приподнятыми юбками или примадонны кабаре на фоне похотливых мужчин - все было выполнено гармонично, живо и маняще.

«В "Мулен Руж"»

Картина Тулуз-Лотрека «В "Мулен Руж"» поражает живыми образами и динамичностью действия. Она ярко, в мелких деталях, передает характеры и предпочтения изображенных персонажей. Здесь есть и сам художник, и его обожаемая танцовщица Ла Гулю, и другие частые завсегдатаи фривольного Монмартра.

Тулуз-Лотрек, картины которого поражали своей откровенностью и притягивали взгляд ярким индивидуальным исполнением, рисовал не только для борделей. Он сотрудничал с различными журналами, украшал керамические изделия и витражи, выставлял свои работы на известных европейских и американских художественных выставках. Его полотна хорошо продавались и пользовались всемирным признанием.

Личная жизнь

Как постоянный клиент борделей, Тулуз-Лотрек погрязал в алкоголизме и безнравственности. Его постоянно окружали проститутки и извращенцы, с ними он забывал о своем уродстве и чувствовал себя обычным человеком.

В двадцать два года, благодаря помощи и поддержке матери, которая видела в сыне загнанного израненного ребенка, Анри получил собственный дом и мастерскую. Там он творил свои шедевры, там напивался и кутил.

Тулуз-Лотрек очень любил принимать гостей. Он обожал впечатлять их своими кулинарными способностями, сам лично готовил вкусные дорогие блюда и изобретенные им самим коктейли. Говорят, что именно он впервые смешал коньяк с абсентом, тем самым дав название будоражащему напитку “Землетрясение”.

Однако такая жизнь не могла не сказаться на здоровье Анри. Злоупотребляя спиртным, он несколько раз болел “белой горячкой” и даже лечился в заведении для умалишенных.

Венерическое заболевание, которое подхватил Тулуз-Лотрек в одном из домов терпимости, подтачивало его жизненные силы с неимоверной жестокостью.

Умер одаренный художник в семейном замке, на руках горячо любившей его матери, в тридцать шесть лет, оставив после себя около тысячи картин и акварелей, почти четыреста гравюр и плакатов и более пяти тысяч рисунков.

Остановим свое внимание на некоторых его произведениях.

Тулуз-Лотрек, описание картины «Прачка»

Свою знамениту картину «Прачка» Анри написал в возрасте двадцати трех лет, когда еще мало был знаком с жизнью богемного дна. Хотя Тулуз-Лотрек картины (фото некоторыхъ из них размещены в данной статье) писал преимущественно о ночной жизни Парижа, среди его творений много работ и зарисовок и на другую тематику. Например, ему нравилось изображать женщин за тяжелым физическим трудом. Яркий пример - полотно «Прачка».

На нем изображена красивая, но уставшая девушка. Она рыжеволоса и прекрасно сложена, полна сил и здоровья. Рядом с ней нет предметов ее труда - мокрого белья и чанов с водой. Поэтому все взгляды устремлены только на нее.

Образ молодой трудящейся поставлен в центре холста, он озарен ярким солнечным светом, от него исходит волна женской силы и уверенности в себе, успокоенности и в то же время страшного ежедневного изнеможения.

Лучшее, что написал Тулуз-Лотрек

Картины (с названиями некоторых из них вы уже знакомы) дарили художнику веру в себя, были его отрадой.

Рассказывая о других полотнах постимпрессиониста, необходимо обратить внимание на такие портреты:

За двадцать лет творчества Анри Тулуз-Лотрек оставил огромное количество картин, обогативших изобразительное искусство всего мира. Если бы он не умер так рано, его культурное наследие, возможно, достигло бы невероятной отметки.

ТУЛУЗ-ЛОТРЕК Анри Мари Раймон де (1864-1901) - французский живописец, один из ярчайших представителей постимпрессионизма.

Родился в старинной дворянской семье. В детстве, дважды упав с лошади, сломал обе ноги и на всю жизнь остался калекой. Этот физический недостаток наложил отпечаток на дальнейшую жизнь художника. Интерес к рисованию пробудился под влиянием художника Р.Пренсето. Учился у Л.Бонна (1883) и Ф.Кормона (1884- 1885). Большое влияние на формирование его творческой манеры оказало искусство Э.Дега и японской гравюры.

Мать художника за завтраком, 1882

Ранние работы художника, на которых изображены в основном его близкие друзья и родственники ("Графиня Тулу-Лотрек за завтраком в Мальроме", 1883; "Графиня Адель де Тулуз-Лотрек", 1887 - обе в Музее Тулуз-Лотрека, Альби), написаны с использованием импрессионистической техники, но стремление мастера максимально правдиво, иногда даже беспощадно, передать индивидуальную характеристику каждой своей модели говорит о принципиально новом понимании им образа человека ("Молодая женщина, сидящая за столом", 1889, Собрание Ван Гога, Ларен; "Прачка", 1889, Собрание Дортю, Париж).

Прачка, 1889

В дальнейшем А. де Тулуз-Лотрек совершенствует способы и методы передачи психологического состояния моделей, сохраняя при этом интерес к воспроизведению их неповторимого облика ("В кафе", 1891, Музей изящных искусств, Бостон; "Ла Гулю, входящая в Мулен-Руж", 1891-1892, Музей современного искусства, Нью-Йорк).

Ла Гулю, входящая в Мулен-Руж, 1891

Сатирический взгляд художника на мир театра, ночных кафе, артистической богемы Парижа и опустившихся завсегдатаев притонов находит свое выражение в гротесковом преувеличении, которым он пользуется при написании таких картин, как "Танец в Мулен-Руж" (1890, частное собрание), "Занятия Валентена с новыми девушками в Мулен-Руж" (1889-1890, Художественный музей, Филадельфия) и др.

Танец в Мулен-Руж, 1890

Для современников А. де Тулуз-Лотрек был прежде всего мастером психологического портрета и создателем театральных афиш.

Афиша Жанна Авриль, 1893

Все его портреты можно условно разделить на две группы: в первой модель как бы противопоставлена зрителю и смотрит ему в прямо в глаза ("Жюстин Дьель", 1889, Музей Орсэ, Париж; "Портрет месье Буало", ок. 1893, Кливлендский музей искусств), во второй она представлена в привычной для себя обстановке, отражающей ее повседневные занятия, профессию или привычки ("Гостиная в Шато де Мальроме", 1886-1887; "Дезире Дио (Чтение газеты в саду)", 1890 - обе в музее Тулуз-Лотрека, Альби; "Портрет Мадам де Гортцикофф, 1893, частная коллекция). Для того чтобы все внимание зрителя было сконцентрировано на внутреннем мире его модели, он делает ее внешние черты менее резкими, расплывчатыми, использует абстрактный фон, а в более поздних картинах - пейзаж или некоторые предметы быта и обстановки, раскрывающие истинную сущность своих персонажей.

Жюстин Диель в саду Фореста, 1890

Чтение газеты в саду, 1890

А. де Тулуз-Лотрек никогда не интересовался проблемой воздействия света на поверхность изображаемых предметов, но постепенно его палитра светлеет, а утонченное сочетание нескольких цветов, в основном зеленого и фиолетового, станет визитной карточкой большинства его работ.

А. де Тулуз-Лотрек никогда не приукрашивал свои модели, но в его даже самых "грубых" портретах всегда чувствуется симпатия художника, выраженная в сжатой форме несколькими энергичными мазками ("Туалет (Рыжеволосая)", 1889, Музей Орсэ, Париж; "Рю де Мулен", 1894, Национальная галерея искусств, Вашингтон).

Туалет, 1889

Улица Мулен: медицинский осмотр, 1894

А. де Тулуз-Лотрек внес большой вклад в становление жанра афиши, его творчество было высоко оценено его современниками. Всего за свою жизнь он нарисовал около 30 афиш ("Джейн Авриль в Жарден де Пари", 1893; "Divan japonais", 1893 - обе в Музее Тулуз-Лотрека, Альби), в которых наиболее ярко выразился его великолепный талант рисовальщика. Художник блестяще владеет линией, заставляет ее прихотливо извиваться по контуру модели и по велению момента, создавая произведения, отличающиеся изысканной декоративностью. Особенную выразительность имеют большие одноцветные поля его картин.

Хронология жизни

1864
Родился 24 ноября в Альби, на юго-западе Франции, в семье графа Альфонса и графини Адели де Тулуз-Лотрек

1878
Происходят два несчастных случая, в результате которых ломает обе ноги. Рост мальчика после этого прекращается.

1882
Переезжает вместе с матерью в Париж, где поступает в мастерскую художника Леона Бонна. Позже переходит в мастерскую Фернана Кормона.

1884
Открывает собственную студию на Монмартре, где с головой погружается в жизнь богемы.

1891
Становится известным всему Парижу благодаря своему плакату, сделанному для кабаре "Мулен Руж".

1892
Впервые посещает Лондон. Эту и последующие поездки на берега Темзы организуют друзья художника, пытающиеся вернуть его к нормальной жизни.

1899
Художнику ставят диагноз: алкоголизм. Заболевает сифилисом. По настоянию матери три месяца лечится в психиатрической клинике неподалеку от Парижа.

1900
Проводит зиму в Бордо. Весной следующего года возвращается в Париж совершенно больным.

1901
В июле покидает Париж, чтобы провести лето на атлантическом побережье. В августе, после инсульта, Лотрека парализует. 9 сентября скончался в родовом поместье неподалеку от Бордо.

1 - Девушка в корсете

2 - Две подруги

3 - Двое друзей

4 - А la mie

5 - Femme tirant sur son bas

6 - В постели

7 - Женщина-клоун

8 - Жанна Авриль

9 - Одиночество

10 - Женщина с тазом

11 - Полураздетая женщина

12 - Портрет кузена

13 - Начало кадрили в Мулен-Руж

14 - Повешенный

15 - Моющаяся женщина

16 - Иветт Гильбер

17 - Жоккеи

18 - Кабаре японский диван

19 - Что говорит дождик

20 - Экзамен на факультете медицины в Париже

21 - Читальный зал в замке Мелрум

22 - Портрет Луи Паскаля

23 - Портрет Оскара Уайльда

24 - Сидящая Ша-Ю-Као