То, что многие не знают о могилах грузинских знаменитостей. Похороны в Грузии: обычаи и традиции

Пантеон на горе Мтацминда в Тбилиси−место, где должен побывать каждый гость грузинской столицы. Слишком много интересных и разных историй, связанных с историческими фактами страны, переплелись и нашли мирное соседство посреди склона горы Мтацминда, что с грузинского языка означает «свята гора».

Прямая линия фуникулера , который тбилисцы называют «трамвай» прорезает склон горы. Всего за 2 лари, красивый австрийский вагончик поднимает гостей до середины горы к Пантеону великих грузинских людей.

К Пантеону можно добраться по тропинке или на машине по довольно крутому подъему, где с трудом разъедутся две машины.

Кто похоронен в Пантеоне Тбилиси

Комплекс Пантеона великих грузинских деятелей культуры и искусства был основан в 1929 году и насчитывает 49 могил. Среди них встречаются и надгробия людей, чей вклад в историю Грузии не был связан с культурной деятельностью.

В 1937 здесь захоронили мать Сталина, о чём сам вождь узнал постфактум и очень удивился. Одна из самых эффектных могил — место захоронения первого президента Грузии Звиада Гамсахурдии. Его тело перенесли из Грозного в Тбилиси. Пусть он и противоречивая личность, но на могиле первого президента всегда живые цветы.

Недалеко похоронен друг Звиада−Мераб Костава−диссидент, поэт, музыкант, противник советской власти. В каждом городе Грузии есть улица имени этого борца за независимую Грузию.

Белая мраморная вертикальная плита в дальнем углу площадки−это символический памятник всем жертвам политических репрессий.

Ученик великого Родена скульптор Якоб Николадзе исполнил величественную надгробную композицию на могиле Ильи Чавчавадзе, известного в Грузии как «отец отечества».

Публицист, писатель, борец за национальную независимость Грузии начала XIX века был канонизирован грузинской православной церковью как Святой Илья Праведный в 1987 году.

Чавчавадзе один их трех канонизированных исторических личностей, захороненных в Пантеоне.

Справа от могилы матери Сталина покоится Важа Пшавела−всемирно признанный классик грузинской литературы, писатель и поэт XIX века.

Отари Чиладзе−единственный соискатель на Нобелевскую премию по литературе.

Нико Николадзе−архитектор города Поти.

Акакий Церетели−идейный предводитель национального движения за независимость, поэт, писатель, мыслитель. Его памятник в компании Ильи Чавчавадзе находится на проспекте Руставели напротив Первой городской гимназии.

Котэ Марджанишвили — известный советский грузинский драматург, актер, режиссер грузинского, русского, советского театра и кино, основатель грузинского театра. Его имя носит станция метро «Марджанишвили» на левом берегу Куры возле основанного им театра.

Николоз Бараташвили — поэт-романтик из обедневших князей. Умер от чахотки в 27 лет. 36 его стихов Пастернак перевел на русский язык.

«Цвет небесный, синий цвет
Полюбил я с малых лет.
В детстве он мне означал
Синеву иных начал.

И теперь, когда достиг
Я вершины дней своих,
В жертву остальным цветам
Голубого не отдам….»
Именем поэта Бараташвили названа улица в центре города и мост через Куру.

Блуждая среди могил актеров театра и кино, привлекает внимание одна могила с парящей мужской фигурой. Это надгробие Вахтанга Чабукиани — балетмейстера и основателя мужского балета, друга знаменитого Джорджа Баланчина.

Пещера Святого Давида

С горой Мтацминда связана история Отца Давида — одного из 13-ти Ассирийских отцов — основателей монашеского движения в Грузии. Здесь в VI веке он поселился в пещере, молился, проповедовал христианство и отсюда переселился в пустынное место — Давид Гареджи , где основал монастырь и провел среди последователей остаток жизни.

На входе в пещеру построена часовня Иверской иконы Божьей матери. Оказавшись в нужном месте в нужное время, вы можете попасть на проповедь. Всем желающим проповедник складно и интересно поведает о жизни и деяниях Святого Давида на хорошем русском языке в обмен на пожертвование и заказ сорокоуста.

В двух шагах от часовни расположена церковь Св. Давида, где во время литургии можно насладиться великолепным пением мужского хора.

Слева от часовни могила еще одного канонизированного грузина−Эквтимэ Такаишвили. Историк и археолог считается в Грузии хранителем национального богатства.

Перед установлением советской власти он сумел вывезти в Марсель национальное достояние−художественные ценности, рукописи, иконы и прочее. Богатые грузины-эмигранты оплачивали хранение ценностей в банке Сосьете Женераль. В 1947 году экспонаты вернулись в СССР и сегодня мы любуемся ими в двух национальных музеях Грузии.

Грибоедов и Пантеон

Конечно, в первую очередь в Пантеон идут, чтобы увидеть могилу знаменитого русского писателя А. Грибоедова. Его имя мы знаем из школьной программы, благодаря пьесе «Горя от ума».

Это был не просто писатель одного произведения. А. Грибоедов был образованнейшим человеком своего времени, драматургом, композитором, пианистом и, наконец, дворянином, Статским советником и дипломатом.

Вальс №1 ля бемоль и вальс №2 ми минор, были посвящены Нино Чавчвадзе — молодой грузинской княжне и супруге А. Грибоедова. На горе Мтацминда влюбленные гуляли и наслаждались друг другом совсем недолго. Именно здесь Нино Чавчавадзе похоронила своего мужа, убитого в дипмисси в Персии. Она больше никогда не вышла замуж и ее прозвали «черная роза» за вечный траур.

Но это уже совсем другая история.

Советуем посетить Пантеон стоит в сопровождении экскурсовода. Правда, не факт, что экскурсовод окажется лучше, чем пара смотрителей кладбища, которые подрабатывают проведением экскурсий и делают это довольно неплохо.

Лучше всех экскурсии в Пантеоне проводит Отари — мужчина лет под 70 и шустрый на вид. Он владеет ключами от решетки грота, с могилами А. Грибоедова и его супруги. Пара фраз по теме, и вы, очарованные его рассказом, потратите минут 40 на экскурс в историю грузинской культуры. Стоимость удовольствия «кому сколько не жалко».

Он подробно рассказывает о каждой могиле и отвечает на вопросы с пристрастием. Словом, Пантеон в Тбилиси стоит посетить.

Часы работы: время службы в церкви Св. Давида, вход бесплатный.

Запись на экскурсию [email protected]

24-летняя Лариса часто полушутя-полусерьезно говорит: "видите, насколько я патриотична, приехала и обосновалась в Армении". Она родилась и выросла в Тбилиси, однако всегда знала, что ее место на исторической родине.

Беседа о жизни грузинских армян привела нас, мягко говоря, к раскрытию необычной традиции, которая была у грузин до недавнего времени — 2002 года. Оказывается, если в семье грузинских армян кто-то умирал, а один из членов семьи не был крещен, то прежде, чем предать умершего земле, проводились крестины.

Ларисе было 11 лет, когда умер ее дедушка. Родители знали эту традицию и быстро выбрали крестного, пригласили священника и сразу возле гроба провели обряд крещения детей.

"Священники пришли к нам домой, покрестили меня с младшим братом. А по тогдашнему обряду, покойника держали дома неделю. До сих пор у меня в памяти жива эта мрачная картина. Хотелось бы, чтобы хотя бы брат не помнил о ней", — поделилась Лариса.

С того дня крестины вызывают у нее противоречивые чувства, поскольку перед взором предстают воспоминания прошлого.

"Знаете, до сих пор я не могу носить крест на шее, и это связываю с тем эпизодом. Два года назад, когда я уже обосновалась в Армении, как-то пошла в церковь, и там мне посоветовали прийти сюда в день крестин и заказать службу", — сказала Лариса.

Секретарь пресс-службы Первопрестольного Святого Эчмиадзина иерей Амбарцум Даниэлян в беседе с нами подтвердил, что подобная традиция была у грузинских армян вплоть до 2002 года.

"Когда пришел новый предводитель, в церквях Грузии, принадлежащих армянской епархии, данная традиция была запрещена. Ее больше нет. Местные обычаи имеют свое объяснение, однако не знаю, как трактовать подобный ритуал", — сказал он.

Среди грузинских армян данная традиция возникла в советское время. Священник признался, что советские годы были тяжелыми для Армянской Апостольской церкви в том смысле, что необходимо было приложить большие усилия для сохранения веры. Прихожанка Армянской Апостольской церкви, 60-летняя Карине рассказала нам, что в советский период обряд крещения во время похорон был частым явлением.

"Сейчас, если даже будут люди, которые захотят провести такой ритуал, наши духовные наставники не пойдут на это", — сказала она.

Несмотря на то, что данная традиция не применяется уже более десяти лет, однако она оставила свой негативный отпечаток на многих.

Вчера была на похоронах мамы нашего друга... В связи с этим мне захотелось написать как происходят траурные церемонии в Грузии.. Похоронные дни у нас во вторник и четверг,ещё хоронят в воскресенье и в субботу иногда..Сразу делают бальзамировку,т.к. для похоронной процессии требуется несколько дней..Оповещаются все родственники, соседи, друзья,знакомые,сослуживцы..В траурном агентстве оформляются документы, при этом требуется заключение от врача и от полиции...Тут же покупается вся аттрибутика...Для верующих в церкви заказывают молебен и приводят священника проводящего ритуал придания земле покойного..У изголовья гроба ставится подношение в виде огня - свечи,воды - в стакане и доливается по мере испарения,запахов - воскурений ладана,цветов, зерен пшеницы и иногда еды: фруктов,сладостей,вина,хотя священники говорят,что еды уже не нужно..Перед днем похорон назначаются дни прощания с усопшими - панихида, в который приходят люди,не только знающие покойного,но и все знакомые и друзья членов семьи - поддержать в трудные минуты расставания..

Чтобы очень печально не звучало и не травмировать чувствительные сердца, напишу сначала как я добиралась.

Муж на похороны не мог вырваться с работа из-за загруженности - только вышел из отпуска..Поэтому послал меня с соболезнованиями и извинениями...Как всегда все делаю в последний момент...Времени в обрез - надо успеть купить цветы и доехать к выносу. Цветы не купила - не оказалось приличных, где я обычно покупаю..

Чтобы не терять времени, сажусь в первое попавшееся такси на стоянке. Говорю таксисту,что я очень тороплюсь на похороны и по дороге надо купить цветы...Заводит машину водитель,а она никак не заводится, разнервничался, не хочется терять клиента,сто раз извиняется, суетится:"Я сейчас быстро все поправлю!" Выскакивает из машины,открывает капот и что-то подергивает. Садится в машину, заводит, опять не заводится..,выскакивает из машины и просит других таксистов помочь, Садится в машину. Подходят водители и начинаю толкать машину вперед. Протолкали несколько метров - не заводится..Давай лучше назад,говорят,толкать. Толкают назад и опять не заводится..Тогда один говорит, что давай я тебя подцеплю, водитель выскакивает из машины, достает толстую веревку, прицепляет, садится в машину. Нас провозят немного вперед и машина нехотя завелась с недовольным кашлем и ворчанием) Выбегает водитель,снимает веревку, садится в машину. Наконец едим!. При этом он все время смотрел на мое выражение лица и говорил,что сейчас,сейчас..Бросить человека в беде и оставить без заработка уже неудобно - так человек волнуется ))) Ну все - поехали. Говорю,что,надеюсь, вы лучше меня знаете как проехать быстрее минуя пробки..Но мы почему-то едем через все светофоры и пробки..Как я поняла: для него важным было купить цветы,а если бы он поехал по набережной,то там цветов не будет уже - задание было доставить и купить цветы))

Адреса точного не знаю. Договорилась по мобильнику с другом где он меня будет ждать,на всякий случай уточнила адрес - где находится визуально.. По времени смотрю,что цветы покупать не успеваю и уже это не актуально - успеть бы к выносу...Проезжаем мимо намеченной встречи - никого нет..Говорю, едем дальше...Немного проехали и уже разворачиваться в переулок поздно,т.к. похоронная процессия выноса состоялась и народ рассаживается в сопровождащие транспортные средства - автобус,машины...Выскакиваю быстро из такси - благо я уже расплатилась предварительно в пути (хоть в этом преуспела!) и кидаюсь на шею с соболезнованиями и извинениями к другу, делающему последние распоряжения по размещению людей...Кстати,друг, с кем договорилассь о встрече ещё в пути и не подъехал..Потом уже, прямо на поминки поспел..

Хоронить везем на самое большое кладбище. В городе очень тепло, а подниматься надо в горы - там всегда ветер и прохладно..После прощания и захоронения делается подношение всего по немногу с поминального стола - еда вино - это остается рабочим....Едем затем в банкетный зал,где накрыты столы человек на 150...

Ритуальный поминальный стол тоже состоит из определенного набора блюд. Обычно это закусочные холодные блюда по сезону. В данном случае это три вида мхали - бадрижданы с орехами,зеленое стручковое лобио с орехами,ботва бурака с орехами, свежий салат помидоры-огурцы, тарелка с зеленью разной - петрушка,лук-порей,веточки регана,зеленые стручки перца; хлеб-лаваш, мчади - лепешки из кукурузной муки,лобиани, сыр двух сортов,рыба три вида - сациви из рыбы,цоцхали - маленькие отварные рыбки,и в соусе с уксусоми зеленью,грибы тушенные,даже икра была с маслом. Затем подаются горячие блюда, разносятся официантами и тоже в определенном порядке: отварная фасоль в густом соусе, отварной картофель,посыпанный укропом, горячие хачапури,острое - мясо мелкими кусочками в томатном соуке,хашлама - отварные куски мяса и завершается поминание пловом,который подается по распоряжению тамады..В последнее время подают двух видов: сладкий вариант - рис с изюмом и урюком и плов из баранины с черным перцем и тмином.Да, ещё обязательно отварная пшеница на столе стоит в стаканчиках,заправленная изюмом,орехами и медом...

Из напитков на столе вино белое сухое,лимонад и боржоми.Количество тостов тоже ритуальное: сначала за усопших, за саму покойную,за её родителей покойных,за родственников покойной со стороны мамы и со стороны папы,за всех безвременно ушедших, погибших в войнах, за всех ушедших присутствующих в зале. Затем очередь наступает чествовать живых: за здравие мужа,братьев и сестер, родственников,детей,внуков,соседей.сослуживцев, друзей,присутствующих друзей членов семьи..Не пугайтесь - стаканы небольшие для вина и все закусывается..

Стоит добавить,что в разных регионах существуют свои обычаи,которые немного разнятся,а в общем проходят по такому сценарию...Принято положить небольшую сумму денег и в результате, как правило, такие большие расходы оккупаются...

После похорон считается плохой приметой идти кому-то в дом - лучше к себе домой прямо...Но некоторые разомлевшие от вина друзья все хотели идти к нам,а я говорила,что ни фига вам - идите к себе) Все таки уломали подружки и пришли к нам на кофе,правда через магазин - все же не так прямо получилось)..

Какими надгробиями увековечены знаменитости в Грузии? В поисках ответа корреспондент Sputnik - Бесик Пипия посетил целый ряд кладбищ, запечатлев на фото могилы незаурядных людей: литераторов, актеров, художников, политических деятелей, представителей духовенства, бизнеса, спорта. Словом, тех личностей, которые так или иначе оставили след в истории и памяти поколений.

Здесь похоронена Инесса Андроникашвили-Церетели - супруга известного художника Зураба Церетели. Рядом с покойной отведено место для ее мужа. Могилу украшает изготовленная Зурабом Церетели скульптура Святой равноапостольной Нино, крестившей Грузию в IV веке.

В местечке Бодбе в Кахетии в кафедральном соборе Святого Георгия покоятся останки св. равноапостольной Нино Каппадокийской, которая принесла христианство в Грузию в начале IV века. Она вступила на грузинскую землю с крестом, сделав его из виноградной лозы и перевязав две ветки своими волосами, и обошла всю страну, исцеляя больных и обращая народ к Богу. Ее проповедь привела к христианству всю Грузию.

Великий царь Грузии всех времен Давид Агмашенебели (Строитель), правивший государством в XII веке, завещал похоронить себя у входа в Гелатский монастырь таким образом, чтобы каждый входящий в храм наступал ногами на его могильную плиту, чтобы сердце царя могло ощущать сердцебиение каждого грузина.
Вот как описал это место Виктор Астафьев: «В Гелатском монастыре у входа, лежала громадная плита, грубо тесанная из дикого камня, и на ней виднелась полустертая ступнями людей вязь грузинского причудливого письма. «Пусть каждый входящий в этот храм наступит на сердце мое, чтобы слышал я боль его»… Все вокруг Гелати приглушило дыхание. Здесь молчала вечность, внимая печальной мудрости творца, вникая в смысл нетленных слов, вырубленных на камне...»

Александр Грибоедов, уезжая на службу в Персию, сказал супруге Нино Чавчавадзе: «Не оставляй костей моих в Персии; если умру там, похорони меня в Тифлисе, в монастыре св. Давида». Нино Чавчавадзе выполнила просьбу супруга, похоронила его на склоне горы Мтацминда, св. горы, возвышающейся над Тбилиси. Покоится великий русский писатель в скале на нижней террасе, в маленьком гроте с каменной аркой. На надгробье выбиты слова любящей жены: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, Но для чего пережила тебя любовь моя!» Чавчавадзе пережила Грибоедова почти на 30 лет, так и оставшись безутешной вдовой.

Великий писатель Илья Чавчавадзе, окруженный в Грузии подлинно всенародной, благоговейной любовью и почитанием, погребен на горе Мтацминда неподалеку от могилы Александра Грибоедова. В ограде у центральной ниши, на фоне красного камня, эффектно выделяется бронзовая женская фигура, держащая в руке лавровую ветвь. Памятник имеет название «Скорбящая Грузия», оплакивающая своего великого сына. Бронзовая фигура женщины была отлита в Париже в 1911 году.

В некрополе в Тбилиси, где похоронены известные писатели, артисты, ученые и национальные герои Грузии, покоится прах матери Иосифа Сталина Екатерины (Кеке) Геладзе-Джугашвили.

«Я поездом ехал, ехал, ехал... Потом машиной ехал, на лошади ехал... А он говорит, что сына нет здесь», «Мой отец воевал, его отец воевал, его отец, его, его, его отец воевал тоже», «А винограда тебе не жалко? Он живой. Ему не больно, да? Ты его не сажал, не пахал. Ты только виноград кушать любишь». Эти цитаты звучат в кинофильме «Отец солдата» из уст героя картины Серго Закариадзе. Великий артист похоронен на горе св. Давида.

Памятный знак на могиле народной артистки Грузии Софико Чиаурели и ее супруга знаменитого советского футбольного комментатора Котэ Махарадзе.

Скромное надгробие у футболиста тбилисского «Динамо» Давида Кипиани, которого советские СМИ называли не иначе, как «дирижер, профессор, маэстро, гений, мудрец…». Великий футболист погребен на Сабурталинском кладбище, где покоятся другие звезды Михаил Месхи, Слава Метревели, Гиви Чохели...

С четвертого раза обрел вечное упокоение первый президент Грузии Звиад Гамсахурдиа. Он, по основной версии, 31 декабря 1993 года застрелился и был тайно похоронен в западногрузинском селе Джихашкари недалеко от места гибели. В феврале 1994 года по требованию супруги Мананы Арчвадзе-Гамсахурдиа тело бывшего президента было вывезено из Грузии и предано земле в Грозном. Во время второй чеченской войны 1999 года могиле угрожало разорение, и прах Звиада Гамсахурдиа был перезахоронен в третий раз в тайное место. В марте 2007 года в Грозном в одном из парков была обнаружена могила Звиада Гамсахурдиа и его останки перенесены в Грузию и погребены в некрополе в Тбилиси.

Так, скромно выглядит могила знаменитого руководителя военизированного отряда «Мхедриони» («Рыцари») Джабы Иоселиани.

Надгробие погибшего при загадочных обстоятельствах в 2005 году премьер-министра Грузии Зураба Жвания.

Бадри Патаркацишвили - первый грузинский миллиардер, внезапно скончался в Лондоне в феврале 2008 года. По решение супруги и детей бизнесмена похоронили в Тбилиси во внутреннем дворе его резиденции «Аркадия». Мемориальный комплекс с колоннами отделан мрамором и украшен двумя фигурами бронзовых львов. На могильной плите всего одна надпись на грузинском языке «Бадри».

Место упокоения Эдуарда Шеварднадзе находится на закрытой территории в Крцаниси, где расположены правительственные резиденции. Рядом с экс-президентом Грузии покоится супруга Нанули Цагареишвили-Шеварднадзе.

На кладбище Кукия в семейной очень скромной усыпальнице предали земле человека из списка журнала «Форбс» Каху Бендукидзе.

Ксения Максимова

журналист

Похороны в Германии - мероприятие затратное. В среднем они обходятся в 7 тысяч евро. Многое зависит от места захоронения, услуг и атрибутов. По статистике, 60 % усопших хоронят в гробах, а 40 % - кремируют.

Вариант похорон в гробу на кладбище - самый дорогой. Купить место нельзя, его можно только арендовать, заплатив за это пошлину. Обычно такой договор заключается на двадцать лет. По истечении этого срока аренду места можно при желании продлить.

Средняя цена за место на немецком кладбище - 2 400 евро. К этой сумме нужно прибавить ещё 600−800 евро в год на уход за могилой. Чем крупнее населённый пункт, тем дороже. Цены на кладбищах, устроенных при церкви, обычно ниже тех, что указаны в прайс-листах муниципальных кладбищ.

Пожилой отец моего знакомого из Дюссельдорфа уже давно открыл в банке похоронный счёт, на который положил 20 тысяч евро. Он человек верующий, ему важно, чтобы в последний путь его проводили согласно всем церковным канонам. Но всех вопросов деньги не решают. У других знакомых сын покончил жизнь самоубийством, и родителям пришлось изрядно побегать, прежде чем найти усопшему последний приют. Кладбища отказывались принимать самоубийцу, и его в итоге по договорённости похоронили на кладбище еврейской общины. Другого же молодого человека, бросившегося в конце лета под поезд, родителям без пререканий разрешили похоронить в центре самого именитого берлинского кладбища. Правда, пришлось заплатить почти 8 тысяч евро, а заодно забронировать рядом с сыном места и для себя.

Самый скромный вариант - это анонимная кремация, он обойдётся в 2 тысячи. После с прахом можно поступить как угодно. Например, похоронить в земле на кладбище, в специальном лесу, поместить в колумбарий или развеять над морем.

Обычно со дня смерти до похорон проходит шесть-восемь недель

Расходы на похороны становятся в буквальном смысле слова тем самым последним долгом, который предстоит отдать родственникам покойного. По закону эти расходы ложатся на плечи наследников или кровных родственников. Иногда случается, что, например, взрослой женщине сваливается на голову счёт за похороны своего отца, которого она видела три раза в жизни и то в далёком детстве. Родственники могут стать и помехой в процессе проводов в последний путь. Например, 63-летняя жительница Мюнхена уже полгода вынуждена хранить урну с прахом супруга дома. Выяснилось, что у мужчины где-то есть дочь от первого брака, с которой он никаких отношений не поддерживал. Вдова не может разыскать дочь покойного, а без её согласия урну хоронить не разрешают.

Как и везде, похоронный бизнес в Германии чрезвычайно прибыльный и циничный. Интернет-форумы переполнены жалобами родственников, на которых наживаются ушлые агенты. Проблемы те же, что и в России: конкурирующие фирмы наперебой предлагают свои услуги, не успел человек испустить последний вздох, и втюхивают убитым горем близким дорогущие гробы и никому не нужные аксессуары.








Неподъёмные цены на похороны породили в Германии и новую услугу. С недавнего времени здесь появились фирмы, предлагающие организацию похорон в разы дешевле. Такие посредники увозят скончавшегося в своеобразный перевалочный морг, ждут, когда наберётся целая фура тел (это может длиться несколько месяцев), и потом отвозят груз в соседнюю Чехию. Там кремация и последующее захоронение несравненно дешевле.

Другая проблема - со сроками. Похоронить покойного по христианским обычаям, на третий день (и уж тем более по мусульманским - до захода солнца), - просто невозможно. Обычно со дня смерти до похорон проходит шесть-восемь недель. Если очень повезёт, получится уложиться в две-три недели. Дело в бюрократии: быстрее собрать все нужные документы и записаться на похороны не выйдет. Умирают все, поэтому - в очередь!

Румыния

Серджиу Гримальсчи

психосоциальный консультант

Крематориев в Румынии нет, хоронят в гробах на кладбище или в склепах. Если кладбище центральное, в Бухаресте или другом крупном городе, то место стоит дорого, в среднем 3−3,5 тысячи евро, а то и дороже. Богатые любят люксовые похороны. Одна моя знакомая узнала, что у неё рак, и хотела позаботиться о хорошей могиле заранее - ей назвали такую сумму, на которую можно было бы купить несколько автомобилей. А чтобы лежать на кладбище Беллу, где покоятся знаменитости, одних финансов мало, нужны ещё и связи. В маленьких городах дешевле, а в селе - вообще бесплатно. Зато купил раз, и больше платить не надо. По-румынски это так и называется - «вечное место».

Место на кладбище можно перепродать, если, например, семья уезжает из региона. Так делают некоторые бедняки, потому что за участок можно получить хорошие деньги. А следующие поколения, чтобы не покупать землю, хоронят этажами. Останки покойника выкапывают, углубляют могилу, делают перезахоронение, а потом накрывают плитой и кладут сверху следующего.

Если родственники перестали ходить на могилу, администрация кладбища её со временем устраняет и продаёт другим. Так освобождается место. В сельской местности, где у многих семей достаточно земли (бывает, что по семь гектаров), хоронят не на кладбище, а на своём участке, где-нибудь в отдалении, под дубом.

Бразилия

Эвелина Гессе

публицист

Сами похороны обходятся в сумму от 100 до 4 тысяч евро, в зависимости от качества гроба и прочих аксессуаров. Если денег нет, то усопшего похоронят бесплатно, за счёт государства. Семье нужно просто заявить, что доходы не позволяют оплатить похороны. Так происходит в каждом четвёртом случае. Другой вариант для малообеспеченных - оплатить похороны в рассрочку.

Место на кладбище стоит примерно 45 евро за квадратный метр на три года, в колумбарии - 131 евро на пять лет. В крупных городах цены чуть выше, в мелких - чуть ниже. Через три года за землю снова надо платить или доставать кости и помещать в специальную усыпальницу. Если до останков никому нет дела, то их по истечении этого срока отправят в общую усыпальницу.

Если кладбище переполнено, то администрация сама может через три года попросить «освободить помещение». Также через три года родственники первой степени родства могут потребовать эксгумацию тела для перезахоронения в другом месте или для кремации.

В Сан-Паулу действует такой закон: если человек завещал свои органы на трансплантацию, то его семье не надо будет платить определённые налоги и счета, связанные с его кончиной.

Престижных кладбищ нет. Для состоятельных людей важнее, чтобы члены семьи были похоронены на одном участке. Богатые часто покупают эту землю заранее. Обычно выбирают или то кладбище, которое расположено неподалёку от места, где жил усопший, или то, где похоронены другие члены семьи. Если у скончавшегося были особые пожелания относительно своих похорон (например, развеять пепел над озером Титикака в Перу), это по возможности учитывается.





Норвегия

Андрей Михайлов

экономист

В Норвегии места на кладбище распределяет церковь. Место захоронения зависит от того, к какому приходу принадлежал человек и где он жил. Если вдруг семья хочет могилу в неположенном месте, а там места ограничены, нужно отправлять в церковь спецзапрос. При жизни норвежцы платят церковный налог - 2 процента от зарплаты, поэтому расходы на оформление документов не очень большие.

Церемония стоит от 2 тысяч евро. Само место на кладбище покупается на двадцать лет. Но родственникам надо оплачивать уход за могилой. Услуги садовника стоят от 100 евро в год. Через двадцать лет договор можно продлить (это стоит примерно 100 евро в год), иначе место отберут. Кстати, место на кладбище можно зарезервировать для себя и при жизни, это тоже стоит порядка 100 евро в год. Держать свободную могилу можно не дольше двадцати лет. Если у покойного не осталось родственников или он жил на социальное пособие, государство возьмёт на себя все расходы на похороны, включая церемонию.

Финляндия

Анна Грачева

журналист

В Финляндии две государственные религии - лютеранство и православие. Если усопший был прихожанином, то его похоронят на том действующем кладбище, лютеранском или православном, где есть место. Пойти в обход этого правила и договориться о месте там, где хотят родственники, не получится: в Финляндии с взятками строго. Все прихожане платят налог на церковь - 1,75 процента от зарплаты в год, - поэтому их отпевают бесплатно. Как правило, в этой же церкви устраиваются

поминки. Это может быть просто кофе и булочки, а может и целый стол, как в России. Количество еды зависит от того, сколько было денег у покойного. Интересно, что родственники ничего не платят за похороны, всё оплачивается из денег умершего. Если у покойного не было сбережений, тогда помогает государство, на похороны выделяется пособие. Родственники за свои деньги приобретают лишь букеты на могилу.

Человека хоронят только после заключения врача. Православные стараются похоронить на третий день, так как гроб в церкви открывают для отпевания. Лютеране иногда хоронят даже через месяц-полтора (ждут, пока съедутся все родственники, чтобы всем всё было удобно), гроб для прощания не открывают.

У моей знакомой умер свёкор.
Она влезла в долги и устроила поминки на 600 человек

Опять же, если умерший состоял в церкви, могилу выкопают бесплатно. Если был атеистом, то придётся эту услугу оплатить. В небольших городах это стоит 250 евро за два места на 25 лет. Вообще же организацией похорон занимаются, как и везде, специальные бюро. Чаще всего стандартный комплект обходится от 750 до 5 тысяч евро.

Отдельная статья расходов - это объявление в газете. Оно стоит от 240 до 2 тысяч евро. И это не просто прихоть родственников. Такая публикация имеет юридическую силу, в ней указана дата смерти. В течение шести месяцев со дня кончины все, у кого есть имущественные претензии к умершему (долги, споры, судебные разбирательства), могут заявить о них нотариусу, чтобы по истечении этого срока, когда будет открываться дело о наследстве, долги умершего вычли из наследства.

Грузия

Эвелина Ментешашвили-Вязовска

журналист

В Тбилиси есть 26 ведомственных кладбищ. Если у семьи нет семейной усыпальницы, то нужно обращаться в городскую администрацию. Администрация выделит место, которое нужно будет купить. Такое ведомственное место и сами похороны обойдутся в 250 лари (это примерно 125 евро). Через пятнадцать лет с разрешения санитарной службы здесь можно будет делать новое захоронение. Если умерший относился к категории «социально незащищённых лиц», то все расходы на его похороны берёт на себя мэрия. Крематориев в Грузии пока нет, православная церковь против кремации.

Но есть и дорогие кладбища. Цена за место там начинается от тысячи лари (500 евро). На таких похоронах обычно устраивают богатые поминки, и это отдельная большая статья расходов, ведь приглашают на них человек 150, не меньше.

У моей знакомой, владелицы овощного ларька, умер свёкор. Они приехали в Тбилиси из западной Грузии, там принято устраивать свадьбы и поминки на широкую ногу - такой обычай. Она влезла в долги и устроила поминки на 600 человек. Говорит, на это ушло 10 тысяч долларов. И это не считая ритуальных услуг и надгробия. Потом из-за долгов женщине пришлось продать квартиру. Она очень рассчитывала на денежные взносы друзей и родственников. (У нас принято оказывать материальную помощь семье усопшего.) Но, как ни странно, она не смогла собрать достаточной суммы. Странно, потому что денег обычно набирается столько, что остаётся и на организацию сороковин. В итоге эта женщина продаёт сейчас и свою лавку.

Израиль

Лия гельдман

редактор портала Beinisrael

Все похороны в Израиле организуются через религиозный институт, причём в законодательном порядке и на государственном уровне. Занимаемся ими Хеврат Кадиша (от ивр. «хевра» - «компания», «кадиш» - молитва по умершему). Хеврат Кадиша - это всё равно что компания «РЖД» на рынке российских железных дорог. Они заняли такое место, что все вынуждены к ним обращаться, - даже не знаю, есть ли другие компании, которые

занимаются похоронами. Управляют Хеврат Кадиша религиозные радикалы - у них даже вебсайт не работает по субботам (в Шаббат). К сожалению, они создали взяточную систему, чем ещё раз дали повод светским слоям населения себя ненавидеть и называть «охлей хинам» - «те, кто едят бесплатно», за счёт других граждан, налогов, государства и так далее. Например, они делают выгодные предложения для супругов, хоронящих своих ушедших любимых: «Купите себе землю рядом с супругом, а мы вам за это сделаем скидку». Сам труп в Израиле не кремируют, это не еврейский обряд. Для проведения обряда похорон требуется присутствие на церемонии семи взрослых мужчин. И далее всё по еврейским традициям: семь дней полного траура, сорок дней поминки и так далее.

Усреднённая стоимость похорон составляет порядка 1,5−2 тысяч долларов. Из них 200 долларов - стоимость услуг Хеврат Кадиша, около 1 400−1 500 долларов - памятник (часть этой суммы зачастую покрывает обязательная гражданская страховка), далее 50 долларов на молитву раввину на кладбище, ещё 30 могильщику и 15 за поминальную молитву через месяц.