Правополушарное рисование гуашью для детей. Мастер-класс «правополушарное рисование. Правополушарное рисование - красота, гармония, творчество

Хотите узнать, как научиться рисовать легко и быстро? Как буквально за один час нарисовать готовую картину? В течение совсем короткого времени, всего лишь за один день вы овладеете основными навыками рисования, создадите свой собственный шедевр и поверите в себя. Записывайтесь на первое занятие и получайте скидку 1000 рублей!

Правополушарное рисование - одна из самых последних и оригинальных новинок в области живописи. Ее суть состоит в неординарном подходе к обучению рисованию и секретам, узнать которые сегодня может каждый желающий. Достаточно лишь прийти в нашу школу и познакомится с этой уникальной методикой.

На тренинге Вы познакомитесь с простыми навыками и приемами работы с масляными красками и гуашью, а именно:

  • узнаете как сделать красивый фон;
  • узнаете как подготовиться к работе с маслом и гуашью;
  • получите опыт подбора и смешивания красок для получения нужных оттенков;
  • познакомитесь с кистями, их видами и назначением;
  • сходу научитесь рисовать небо, облака, воду, горы, пальмы и так далее.;
  • нарисуете одну большую картину маслом и три работы гуашью.

В чем главный секрет правополушарного рисования? Он заключается в том, что на занятиях вы будете использовать свое правое полушарие, которое отвечает за образное, эмоциональное видение мира. С помощью наших педагогов вы постепенно достигните успеха в своем новом творческом начинании, своими глазами увидите, что можно сделать за один день, раскроете свою чувственность и воображение.

Правополушарное рисование постепенно набирает популярность во всем мире. И это не удивительно! Потому что людям интересно открывать для себя новые грани, раскрывать свой творческий потенциал, образное мышление и интуицию. Однако на тренинге вы получите не только это. Вы сможете ощутить уверенность в себе, увидев конечный результат вашей работы, избавиться от неуверенности и страхов, что ничего не получится, ограничивающих убеждений, что рисовать - это долго и трудно. Все курсы рисования нашей школы.

На тренинге правополушарного рисования, вы узнаете:

  • как рисуют настоящие художники;
  • что знают они и чего не знали вы как рисовать дома;
  • как строить работу над картиной.

А еще, повеселитесь, узнаете много нового, поверите в свои силы, интересно проведёте свободное время.

Правополушарное рисование для вас, если вы:

  • хотите научиться рисовать;
  • хотите разнообразить свой досуг;
  • хотите развить свои креативные способности;
  • желаете испытать свои силы.

Ни для кого не секрет, что не отработанный стресс имеет свойство накапливаться в человеке, как в психике, так и в теле. Существует множество техник и методов снятия стресса (см. психотренинги), сегодня вы узнаете что такое правополушарное рисование (или, как его еще называют, интуитивное рисование), как метод релаксации, снятия стресса и общего улучшения психического и физического состояния.

Почти все, наверное, знают, что у человека есть два полушария головного мозга, одно из которых — ведущее (т.н. межполушарная асимметрия), чаще левое (особенно у людей с аналитическим складом ума) и правое — у людей с художественным, образным типом мышления. Но есть люди, которые могут одинаково хорошо мыслить и в левом и в правом полушарии мозга. Также межполушарное различие может быть выражено у леворуких (левшы), праворуких (правши) и «двуруких» (амбидекстры) людей.


Суть правополушарного рисования , как метода снятия стресса, заключается в том, что как раз правое полушарие и работает с образами, картинками, представлениями, воображением и, конечно, эмоциями и интуицией — отсюда и второе название — интуитивное рисование, т.е. без участия левого полушария: его логики, анализа, правил, стереотипной интерпретации…

Когда вы займетесь правополушарным рисованием, используя интуицию и свое внутреннее видение, вы будете получать удовольствие от самого процесса, воспринимая мир таким какой он есть, а не таким, какой он должен быть по установкам левого полушария. Изображая, рисуя мир интуитивно, вы сможете высвободить накопившиеся в подсознании негативы, расслабиться и получить истинное наслаждение — вы почувствуете себя как ребенок — счастливым, креативным, полным сил и энергии.

Техники интуитивного, правополушарного рисования

Суть техник интуитивного рисования в том, что тут нет никаких особых техник… Вся техника заключается не в самом правополушарном рисовании, а в том, чтобы отключить на время создания рисунка левое полушарие, которое будет мешать начинающему художнику, т.к. вы будете анализировать, включать логику, давать оценку своему, без «приукраски» будет сказано, художественному произведению…

Как отключить левое полушарие при правополушарном рисовании?
Чтобы воспринимать мир таким каким вы его видите и рисовать интуитивно, именно правым полушарием, необходимо отключить или хотя бы ослабить работу левого полушария. Для этого используют нехитрые приемы.

Например, вы можете начать с копирования других рисунков и изображений, перевернув кверху ногами оригинал — левое полушарие воспримет перевернутое изображение как нечто не логичное, не понятное ему — оно отключится, и вы переключитесь в правополушарное рисование, воспринимая рисунок так, как вы его видите.

Также, можно взять детские картинки-раскраски и закрыв верхнюю часть изображения, начать интуитивное рисование, раскрашивая видимую часть рисунка.

Тренинги и курсы правополушарного рисования для детей и взрослых

В наше время правополушарное рисование, как метод релаксации, снятие стресса, а порой и как раскрытие талантов, хобби и времяпрепровождение, стало довольно популярным и среди детей и взрослых.

Обычно тренинги и курсы по правополушарному, интуитивному рисованию организуют профессиональные художники, у которых в силу профессии уже сильно развито правополушарное, художественное мышление.

Психотерапевты и психоаналитики обычно используют интуитивное рисование как рисуночные тесты для психодиагностики детей и взрослых, а также некоторые психологи, особенно детские, используют правополушарное рисование как метод арт-терапии, вместе, например, со сказкотерапией , песочной терапией и т.п.

Для релаксации, снятия стресса и отработки негативных эмоций , психотерапевты больше используют различные психологические тренинги, например по методу Хосе Сильва , или упражнения самогипноза , либо различные позитивные аффирмации …, при которых более четче и целенаправленней отключается левое полушарие, чем при правополушарном рисовании, и человек может изменять в себе более конкретные вещи: отрабатывать негативные переживания, сохраненные эмоциональные ситуации, словом решать более серьезные психологические проблемы.

Психоаналитическое резюме: Если у вас серьезные психологические проблемы: неврозы, страхи и фобии, стрессовые расстройства, депрессии средней и тяжелой степени, заниженная жизненная Я-позиция, постоянное невезение в жизни, большие комплексы, сильная нерешительность и неуверенность в себе и т.п., то правополушарное рисование не для вас — вам нужна не помощь художника, а психологическая помощь практического психолога , психотерапевта или психоаналитика.

Если же у вас легкая депрессия, часто плохое настроение, несколько заниженная самооценка, небольшие стрессы и вы не умеете расслабляться, то интуитивное рисование вам вполне может помочь, т.к. во время самого эмоционально положительного процесса правополушарного рисования, позитивного общения с другими людьми, получение удовольствия от своего творчества, порой открытия талантов в себе и структурирования своего времени, вы сможете придти к душевному равновесию и гармонии внутри личности…

Бесплатная консультация — психолог по телефону (WhatsApp, Viber, Skype)

Закажите личный (только для вас) психологический тренинг для снятия стресса и релакса

Правополушарное рисование стало интересным хобби и техникой самосовершенствования не так давно. Художник и преподаватель классического рисунка Бетти Эдвардс заинтересовалась работами психофизиологов, исследовавших взаимодействие полушарий мозга, а в итоге смогла сначала освоить, а потом сформулировать приемы нового метода передачи графической информации. Смысл этой методики состоит в том, что на время “сеанса” вы переносите активность с левого полушария мозга на правое… Зачем? Давайте рассмотрим это по порядку.

Мир для правшей – так ли это хорошо?

Наблюдения психофизиологов показали, что деятельность человека, в том числе и осмысление событий, формирование картины мира управляется мозгом по довольно сложной схеме. Левое полушарие мозга, ответственное за работу правой руки, доминирует у большинства людей. Что это значит? Говорят, что “мир устроен для правшей”, и это правда. Убедитесь в этом на дверях и турникетах в метро. Они всегда ставятся так, чтобы вы могли действовать правой рукой. Но приоритет правой руки – это следствие эволюционного процесса, который сформировал у человека левополушарное мышление.

Типичная модель восприятия мира – это осмысление, логические выводы, поиск доказательств и привязка всего увиденного к неким формальным “образам”, эталонам. Наше познание мира строится на шаблонах, это типично для доминанты (превосходства) левого полушария. Если учиться рисованию по классической методике, то придется освоить массу шаблонов, отрабатывать технику передачи по клеточкам, рисовать шары и вазочки.

Правое полушарие, творчество и интуиция

Правое полушарие – это та часть мозга, которая формирует интуитивное восприятие. Люди с врожденной или приобретенной (натренированной) доминантой правого полушария – это сильные интуитивные аналитики, которые способны обнаружить и “разложить по полочкам” проблему еще до того, как другие только поймут, что проблема существует. Эта модель взаимодействия с реальностью строится на сложном процессе, который не раз пытались активировать искусственно, в том числе и по программам типа “ноокортекс” (он же “неокортекс”), нацеленным на максимальную активизацию процессов в “новой коре” мозга, которая и делает наше поведение именно человеческим.

Творчество и вдохновение – это способность “переводить” язык мысли в новые, яркие и независимые образы. Раскрытие образного, эйдетического мышления, которое связывает наши органы чувств невидимыми каналами, указывает новый путь в осознании мира. И дает способность “расслабляться”, открывать для себя невидимую раньше сторону действительности.

Что дает включение правого полушария

Видеть мир свободно

Интуиция

Рисовать классно

  • вы начнете воспринимать мир свободно, без привязки к затверженным образам и типичным движениям;
  • вы обнаружите, что включая после определенной тренировки правое полушарие на его полную мощность, можете решать задачи интуитивно, видеть решения еще до попытки логически осмыслить проблему;
  • вы почувствуете, что ваши прогнозы сбываются – они поставлены благодаря невидимому, неосознанному анализу событий, который провела ваша интуиция, просто подарив вам ясное видение ситуации;
  • как минимум, вы обнаружите, что можете рисовать не хуже многих художников!

Согласитесь, что это интересно и даже интригующе! Столько возможностей открывается, но без всякой мистики! А когда у вас вдруг спросят: “Как ты это узнал?!”, вы поймете, что ваша правополушарная деятельность развилась и может запускаться для решения разных задач.

Для чего нужно правополушарное рисование?

Методика правополушарного рисования – это обучение приемам, раскрывающим вашу интуицию, выводящим вас на новый уровень. Люди попробовавшие позаниматься этим делом пару часов, обнаруживают, что нарисовали пейзаж так, словно в них “вселился” дух художника. Почему?

Ваша рука перестает следовать за навязанными привычными образами, она работает напрямую с тем, что вы видите, не обрабатывая картинку с помощью привычного логического аппарата.

Вдохновение – это управляемо!

Вы знаете, что художник способен создать шедевр в состоянии вдохновения, но как его вызвать? Этот “дар богов” – вне контроля разума, но если вы смогли открыть возможности правого полушария, то получите и инструмент для управления вдохновением! Теперь ваша интуиция начнет работать “отдельно” от логики.

Итак – вдохновение стало управляемым, оно вызывается, приходит во время сеанса, оно ведет вашу руку и восприятие так, что вы становитесь художником без сложной и долговременной выработки навыков. Смотреть на вещи “широко раскрытыми глазами” – это очень интересно!

Включаем правое полушарие у ребенка

Что это дает детям? Как минимум, это очень интересно – вдруг научиться рисовать, не боясь сделать “каляку-маляку”, а точнее – сделать из полосок, точек и клякс картину!

Это мощный стимул развития мозга, который с раннего возраста начинает использовать гораздо больше своего потенциала, не перегружаясь за счет распределения задач, новой организации процесса. Согласитесь, что это перспективно. Кроме того, методика не оказывает влияния на психику, она просто запускает механизм интуитивного восприятия.

Разве вам не хочется, чтобы ребенок как можно быстрее и полнее раскрыл канал настоящего вдохновения, радости творчества? И все это без оттачивания сложных технических навыков. Не зря дети любят рисовать, так работает их интуиция. Но потом это свойство мозга изменяется, уходит на второй план. А мы может совместными усилиями не дать ему угаснуть.

Обучение методике правополушарного рисования

Как этому научиться? Без первоначального урока с мастером это будет сложно. Дело в том, что для “перезагрузки” системы и запуска правого полушария недостаточно одного желания. Нужно использовать несколько приемов переключения, создать прямую связь между рукой и глазами, чтобы они стали взаимодействовать без “обдумывания” и использования шаблонов.

Описать методики перехода к правополушарному восприятию довольно сложно – гораздо проще посмотреть, как это делает опытный тренер, который сразу же, на месте показывает вам кратчайший путь к цели.

Я знаю это по себе: я училась методике правополушарного рисования у Татьяны Лобановой, той самой переводчицы, психолога и художника, которая расширила оригинальную методику, внеся в нее работу с цветом!

Правополушарное рисование и цвет

Поразительный результат дала доработка оригинальной методики – переводчик Татьяна Лобанова в процессе работы над статьями и книгой Бетти Эдвардс настолько увлеклась этой темой, что занялась правополушарным рисованием сама, а потом поняла, что графику можно дополнить цветом! И это стало настоящим открытием, ведь наш мозг, а это доказано давно, проявляет свойства квантовой системы, он способен менять состояния с определенной вероятностью. А цвета воздействуют на него как настоящие “ключи ” к открытию новых каналов взаимодействия между нейронами.

В процессе работы над совершенствованием методики Татьяна Лобанова, психолог и художник, поняла, что использование цвета может сделать правополушарное рисование совершенно новым видом психологического тренинга . Ее исследования влияния цвета на психику показали ряд особенностей восприятия, которые можно раскрыть, используя цвета и оттенки в процессе переноса интуитивно найденного образа на бумагу.

Сейчас в разработке находятся цветовые карточки – средство диагностики и выявления способностей к рисованию, построенное на основе знаменитого теста Люшера.

Попробуйте сами, перерисуйте картинку кверху ногами, помучайтесь, пока не поймете, что вам нужно что-то переключить в мозге. После нескольких сеансов правополушарного рисования под руководством тренера, вы сами сможете запускать процесс перезагрузки в считанные секунды. И никакой мистики, никаких сложных медитаций, просто можно порисовать. И подарить вашу картину друзьям.

Глядя на картины великих художников, мы все восхищаемся: «Ах, какой талант!» и где-то в глубине души сожалеем, что не обладаем подобным даром, а так хотелось бы… хоть чуть-чуть! Согласно идее правополушарного рисования – рисовать могут все! Как это возможно? Давайте разберемся.

Как устроен мозг

Известно, человеческий мозг состоит из двух полушарий – правого и левого. Левое полушарие – аналитическое, оно отвечает за нашу речь, способность к чтению и письму, с помощью него мы запоминаем даты и числа, математические символы. Правое полушарие обрабатывает информацию как бы целиком, в образах, оно позволяет нам мечтать, фантазировать, сочинять истории, оно мыслит творчески и позволяет решать проблему целиком, интуитивно, не раскладывая на этапы.

Американский нейропсихолог Роджер Сперри, удостоенный Нобелевской премии за свои работы, как раз занимался исследованиями мозга. Он открыл, что каждое полушарие головного мозга работает как самостоятельный мозг. То есть предложенную человеку задачу решает либо левое полушарие, либо правое. Таким образом, если левое полушарие с его аналитическим мышлением отвергает рисование, то нужно предложить эту задачу правому, творческому, полушарию.

Главная идея правополушарного рисования

Как же все-таки переложить художественную задачу с левого на правое полушарие и не будет ли оно тоже возражать)))? Этому вопросу посвятила себя американская преподавательница Бетти Эдвардс. Бетти преподавала и занималась исследованиями в Калифорнийском государственном университете. Результатом ее работы стала книга «Открой в себе художника».

Согласно исследованиям Бетти Эдвардс, основная идея правополушарного рисования заключена в следующем: чтобы хорошо рисовать, нужно научиться переходить в режим особого правополушарного вѝдения. Рисование – это несложно. Основная проблема - это умение видеть, а точнее, сам переход в режим «особого вѝдения». Изначально кажется, что предметы мы видим очень даже отчетливо, а проблема как раз таки в том, чтобы реалистично нарисовать этот предмет. Но! Оказывается, все наоборот! Другими словами, человек уже умеет рисовать, но старые привычки восприятия мешают этой способности проявиться, блокируют ее.

В своей книге Бетти Эдвард сравнивает обучение рисованию с обучением езде на велосипеде. Кажется, все просто: садишься на велосипед, крутишь педали, держишь равновесие и едешь! Но на практике это не получается с первого раза; нужно пробовать и раз, и два, до тех пор, пока не сможешь скоординировать все движения. Так же и с рисованием: нужно взять карандаш и просто нарисовать то, что видишь, только следует научиться правильно «видеть».

С помощью некоторых упражнений можно развить в себе эту способность «видеть» как художник, а, следовательно, и рисовать! Так Бетти Эдвардс предлагает:

Повесить перед собой какой-либо рисунок вверх ногами и попробовать нарисовать его. Левое полушарие не может справиться с этой задачей, так как ему непонятно, что рисовать, оно же привыкло работать с конкретными знаками, поэтому в работу вступает правое.

Попробовать нарисовать двусмысленную картинку, типа вазы-лѝца. Это тоже помогает научиться работать с образами, рисовать то, что видишь (линию, изгиб), а не «раскладывать» на составляющие (лоб, нос, губы).

Рисовать негатив – то есть то, что бы мы увидели, если бы сфотографировали картинку и смотрели на негатив. Или по-другому это называют «рисование пустого пространства»: то есть, рисуем не сам объект, а то пространство, что его окружает. Это также учит работать с образами.

Вообще, в книге приведен ряд последовательных упражнений, которые шаг за шагом раскрывают возможности правого полушария.

Методикой Бетти заинтересовались многие педагоги, психологи и художники, каждый по-своему ее развивал и предлагал собственные методы. Современные психологи также предлагают свои упражнения и методики на семинарах и тренингах.

Например:

Рисовать, выходя за рамки бумаги. Это специальное упражнение: выходя за границы бумаги, человек выходит из своих рамок, которые ограничивали его, мешали творческому развитию.

Рисовать руками. В процессе такого творчества человек как бы становится ребенком, проявляет свою непосредственность и индивидуальность.

Кому это полезно

Детям. Дети изначально правополушарны. Он воспринимают мир таким, какой он есть – ярким, красочным и интересным, поэтому они такие фантазеры и мечтатели. И уже позже у ребенка развивается аналитическое мышление. Дети раскладывают все на части, изучают буквы и цифры. Традиционная школьная система также больше ориентирована на развитие левого полушария – дети читают учебники, пишут в тетрадках, составляют таблицы и графики. Поэтому, чтобы правое полушарие «не скучало», можно рисовать по данному методу.

Творческим людям. Часто бывает, что талантливый человек проявляет себя не в одном виде искусства. Все закономерно: учась рисовать, человек развивает правое полушарие, а творческое полушарие стремиться проявить себя еще где-то.

Бизнесменам. Эти людям по роду профессии постоянно требуется решать нестандартные задачи, и от оригинальности идеи порой зависит весь успех дела, так что, раскрывшись в живописи, мозг сможет интуитивно находить верные решения и в бизнесе.

И всем тем, кому интересно попробовать что-то новое, развить в себе скрытые способности.

Как учатся рисовать дети

Бетти Эдвардс тщательно изучала и наблюдала, как учатся рисовать дети. Вот что она выявила.

Около одного года дети уже с удовольствием начинают осваивать первые «каракули», хаотично водя карандашом или кистью по бумаге. И это доставляет им большое удовольствие.

Рисунок ребенка 1,5лет

К двум годам ребенок начинает осознавать, что его рисунок может обозначать что-то, что есть в реальном мире. Так, например, рисуется круг, добавляются две точки-глазки, палочка-рот и получается мама. Таким образом ребенок начинает разрабатывать собственную систему символов. С помощью одних и тех же символов рисуется сам ребенок, папа (только побольше), мама (добавляются длинные волосы), бабушка (добавляются очки) и т.д. Маленький художник изо дня в день рисует похожие картинки, оттачивая собственные символы.

Рисунок ребенка 4 лет

Около 4-5 лет ребенок начинает осваивать пейзажи, на которых также изо дня в день повторяется одинаковый домик с окошком и дверью; традиционная земля – зеленая полоска внизу рисунка, небо – синяя полоска сверху, солнце, дерево. Затем девочки начинают рисовать принцесс и фей, а мальчики транспорт и супергероев. В возрасте 10-12 лет у ребенка появляется тяга к реализму, огромное желание нарисовать предмет таким, какой он есть в действительности. Тот, у кого это не получается, просто теряет интерес к рисованию и во взрослой жизни их умение рисовать остается на уровне 12-летнего ребенка. Другая же часть детей все-таки развивают в себе умение «видеть» предмет как художник и добиваются успехов в рисовании.

Таким образом, когда взрослому человеку предлагают что-то изобразить на бумаге, он обращается к системе символов, разработанной в детстве и хранящейся в левом полушарии. Человек лишь мельком бросает взгляд на объект и начинает «выдавать» на бумаге привычные символы: вот символ для глаза, вот для носа, а вот и губы. Как разрешить эту дилемму? Психолог Роберт Орнштейн утверждает, что для того, чтобы рисовать, художник должен отражать предметы подобно зеркалу, воспринимать их точно такими, какие они есть. Таким образом, мы должны выключать доминирующий режим левого полушария и довериться другой, художественной и творческой, стороне мозга.

Рисовать могут все. Нужно только во время процесса перестать думать и анализировать свои действия, а просто погрузиться в процесс творчества))))

Как устроен детский мозг

Как мы уже говорили, дети изначально правополушарны. Примерно до 2-х лет у ребенка доминирует правое полушарие, поэтому дети такие любознательные - им хочется все исследовать, потрогать, попробовать. Затем в работу включается левое полушарие – сначала развивается речь, затем умение писать, читать, считать. В это время очень важно соблюсти баланс в развитии ребенка: обучая раннему чтению, письму, счету (развитие левого полушария), не следует забывать про развитие творческих способностей (правое полушарие). В противном случае левое полушарие становится доминирующим и просто блокирует работу правого, таким образом, человек уже не может полностью раскрыться и реализовать все возможности, которые были изначально заложены природой.

Как заниматься рисованием с ребенком

Конечно, чтобы грамотно направлять юный талант и тактично подсказывать, для занятий с ребенком нужен чуткий психолог, опытный педагог и талантливый художник в одном лице. На первых порах с этой ролью отлично справится мама.) Вот несколько упражнений, выполнение которых стимулирует работу правого полушария.

* Рисование воображаемых предметов. Прежде, чем что-то нарисовать, предложите ребенку пофантазировать. Желательно представить что-то такое, чего он не видел в действительности: сказочное животное или фантастический цветок; свою будущую профессию или даже свое имя. Обсудите с ним цвет, запах, вкус предмета, какой он на ощупь, какие звуки издает. Только после того, как воображение ребенка «разыграется», предложить ему нарисовать воображаемую вещь.

* Зеркальное рисование. Берется чистый лист бумаги и два карандаша – по одному в каждую руку. Предложите ребенку рисовать одновременно двумя руками зеркально-симметричные рисунки (или буквы, если ребенок уже с ними знаком). При выполнении этого упражнения задействованы оба полушария, что улучшает эффективность работ всего мозга.

Пример зеркально-симметричных рисунков

* Рисование на цветной бумаге. Предлагайте ребенку несколько разноцветных листов, малыш сам должен выбрать, на каком фоне он хочет порисовать. Сам процесс выбора цветного листа уже будоражит воображение, активирует работу с образами и ассоциациями, т.е. «включает» правое полушарие.

Белый зверек на черном фоне. Черный цвет для детей не мрачный, а интересный, так как выбирают дети по контрастности

* Рисование другой рукой. Если ребенок правша, то стоит предложить ему в качестве эксперимента порисовать левой рукой (для левшей, наоборот, правой). Во-первых, это задействует новые участки мозга, а, во-вторых – это просто весело!

Гармоничное взаимодействие полушарий

И правое, и левое полушарие в человеке одинаково важны. И даже самым великим художникам в жизни нужно и писать, и считать, и думать. Хорошо, когда развито правое полушарие, прекрасно – когда левое, и замечательно – когда оба. И важно помнить, что обучение рисованию и детей, и взрослых проводится не для того, чтобы стать выдающимся художником (хотя это тоже не исключается), а для того, чтобы быть гармоничной личностью, чтобы раскрыть в себе весь потенциал, заложенный природой.

Большинство людей считают, что умение рисовать присуще далеко не каждому. Обязательно должны быть какие-либо врожденные задатки, талант, способность видеть по-другому. Но, оказывается, все не так.

Существуют разнообразные интереснейшие методики по обучению рисованию, которые помогают людям в любом возрасте не просто правильно держать кисть в руке, но и создавать настоящие картины. Одна из таких методик – правополушарное рисование . Очень интересно наблюдать прогресс учеников, выбравших именно этот способ.

Обычно рисунок, сделанный до первого занятия, напоминает набор символов, которые у нас ассоциируются с предметом, что мы видим. Например, если нам предложить нарисовать цветок, то изобразим мы его с помощью нескольких кружков и овалов, потому что лепестки - это прообраз овала. Но уже во время первого занятия по правополушарному рисованию разница становится заметна.

После посещения нескольких занятий результат будет неправдоподобно хорош. Семью вы точно удивите своими работами.

Так что же такое правополушарное рисование? В чем его суть и отличительные черты?

Для начала вспомним школьные уроки анатомии и рассказы про левое и правое полушария мозга. Левое полушарие в ответе за логическое мышление, а правое – за образное . Цифры, слова, логические взаимосвязи, речь – все это элементы левого полушария. В свою очередь, правое полушарие ориентировано на нестандартные решения и творческий подход, где активно задействовано воображение. В идеале, оба полушария должны работать одинаково.

Но к сожалению, идеала не получилось. У большинства взрослых мужчин и женщин больше развито левое полушарие . И это легко объяснить. Вся наша повседневная жизнь складывается из привычных вещей, алгоритмов, действий. С определенного возраста мы перестаем изучать мир, задавать вопросы, ответы на которые вроде бы и так знаем. Плывем по течению.

Каждый день становится повторением вчерашнего – просыпаемся, выключаем будильник, минут пять еще не можем подняться, встаем, чтобы пойти в туалет, душ. Потом завтрак, поездка на работу и так далее. Причем делаем мы это все, не задумываясь, – автоматически. Наш мозг, а, вернее, ее левая сторона, выработав шаблон один раз, использует его в последующих похожих ситуациях.

Однако с детьми все наоборот . Они постоянно что-то изобретают (лепят, рисуют, строят замки из конструктора) , все время задают самые разные вопросы, над которыми взрослым уже лень думать, не боятся делать ошибки. В детском возрасте правое полушарие работает гораздо лучше, но со временем оно отдает первенство левому. Взрослея, мы все меньше задаем вопросов, интересуемся чем-то новым и теряем способность мыслить творчески.

Происходит это от того, что процесс изобретения новых идей и неожиданных решений весьма трудоемкий, наш ленивый мозг сразу же вспоминает похожую ситуацию из прошлого и предлагает уже готовое лекало. Для того чтобы «расшевелить» себя и свое мышление, нужно подключать правое полушарие. Для этого хорошо подойдет освоение новых видов деятельности .

Например, можно научиться кататься на коньках, роликах, горных лыжах или плести из бисера. Главное, чтобы новое занятие включало в себя физическую активность, что-то, чего наше тело не помнит или не знает.

Именно это будет заставлять обращаться за помощью к правому полушарию, потому что левое не сможет найти заготовленного шаблона. А вот изучение иностранных языков уже может не сработать в борьбе за способность мыслить креативно.

Рисование тоже может быть хорошим вариантом. Но только оно должно быть правополушарным . Нужно забыть о классическом (академическом) подходе, который преподают в художественных школах. Правило золотого сечения, свет и тень, перспектива – все это логическое учение левого полушария. Правополушарное рисование получается не таким точным, но более эмоциональным. Самое главное – довериться интуиции и рукам, которые сами все сделают.

На самом занятии вы должны научиться использовать все ваши органы чувств . Зрение поможет выбрать правильный цвет, осязание – понять структуру предмета, который хотите нарисовать, почувствовать шершавость бумаги или структуру краски, куда можно окунуть палец.

Во время занятия обычно звучит приятная музыка, что подключает и слух к творческому процессу. Главное, не думать, под каким углом должна быть тень от вазы, а чувствовать предмет, цвета и краски.

Перед занятием на вас наденут фартук. А рабочее место будет устроено следующим образом: картон крепится к листу большего размера, который, в свою очередь, закреплен на столе. Стол также застелен газетами или пленкой. Все это делается, чтобы вы не боялись испачкать свое рабочее место или испачкаться самому.

Все приготовления сделаны – . Сначала на листе бумаги (картона) появляются красочные пятна. Затем ваше полотно покрывается разными цветами и тонами, которые делают сюжет реалистичным и оживляют картину. Важно не бояться выйти за границы рисунка, картона и даже второго большого листа бумаги.

Одновременно преподаватель рассказывает и показывает некоторые приемы, например, как рисовать облака, траву или деревья. Вы повторяете за ним, но в итоге у каждого получается свой уникальный рисунок.

Если вы до этого совсем не рисовали, то вполне естественной реакцией будет осторожность. Страх испортить картину последующим «улучшением» . У вас получилось такое прекрасное небо! Зачем его улучшать?! Но не надо бояться. Несколько дополнительных штрихов – и у вас готовы пушистые облака. А если провести кистью с коричневой краской по песчаному берегу, то можно получить скалистый мыс.

Во время таких занятий вы становитесь свободнее, позволяете себе больше (например, запачкаться краской) , расширяете свои рамки, стирая границы дозволенного. Ваша творческая натура просыпается, а доказательством служат картины, которые не стыдно принести домой и повесить в гостиную на самое почетное место.

Единственное, что нельзя делать – разговаривать. Речь – это часть левого полушария, которое нельзя активировать , потому что оно тут же запустит реакцию логического мышления.

Вы станете размышлять о том, правильно ли выбрали цвет, расположили предметы в композиции и прочее. Поэтому никаких разговоров – только чувства и эмоции.

После посещения занятий по правополушарному рисованию приемы, которым вас научили, запомнятся и останутся надолго. С их помощью появятся на свет многочисленные произведения. Но преимущество такого тренинга еще в том, что вы научитесь не только рисовать, но и мыслить по-другому , творчески подходить к решению других задач, применяя нестандартные методы и изобретая новые способы.