Кто делает харакири в японии. Описание и история ритуала. Смотреть что такое "Харакири" в других словарях

Особенность японского языка такова, что находясь с китайским в разных языковых группах, японский унаследовал китайскую иероглифическую письменность. С течением времени видоизменили ее, подстроили под себя, а в период с VIII по X вв. создали две азбуки: хирагану и катакану. Так, вариантов прочтения иероглифов тоже появилось два: верхний и нижний. Верхнее произношение иероглифа означающего «внутренности» и «вспарывать» - это «сэппуку» («seb-puku»), а нижнее – «харакири» («hara-kiri»). Разумеется, присутствует существенное смысловое различие: харакири – это более общий термин, обозначающий обыкновенное самоубийство, совершенное холодным оружием; это прочтение употребляется также в переносном смысле, например, для обозначения суицида террористов-смертников. Чтение «сэппуку» - это «книжный», высокий стиль, это понятие сугубо ритуальное самоубийство, исполненное с соблюдением всех обрядов в соответствии с многовековыми традициями.

Ритуальное самоубийство практиковалось еще 2000 лет назад на Японских и Курильских островах, а также в Манчжурии и Монголии. Изначально его осуществляли исключительно по своей воле. Спустя несколько столетий начинают практиковать ритуальные самоубийства по приказу. Начиная с XVI века, сэппуку получило широкое распространение среди японской военной аристократии. В Японии не существовало , и было лишь два вида наказания: телесные – за мелкие нарушения, и смертная – за все остальные виды преступлений. Применять телесные наказания к самураям было запрещено, поэтому для них оставалась лишь . И это был единственный способ смыть позор.

Безусловно, представляет интерес, сэппуку осуществляется путем вспарывания . Этот жест символизировал обнажение души. Зачастую самоубийство осуществлялось и в знак протеста, если был несогласен с предъявленными ему обвинениями. Вспоров себе живот, он словно демонстрировал свою невиновность, отсутствие в его душе греха, тайных умыслов. Кроме того, способ лишения себя жизни является наиболее болезненным, а стало быть почетным, поскольку требовал недюжинной храбрости и мужества. Женщины из самурайских семей также должны были знать все тонкости обряда сэппуку, поскольку для них не суметь при необходимости покончить с собой тоже было бы позорным.

Наконец, если говорить об орудиях самоубийства, то применялись, как правило, вакидзаси (малый самурайский меч), специальный нож или деревянный меч. Рана должна была быть точной и неглубокой, чтобы не повредить позвоночник. Совершать сэппуку нужно было, не теряя лица и не издавая ни единого стона. Высшим проявлением самурайского духа было сохранить улыбку на лице. И более того – были известны случаи, когда

1603 — 1867 гг.), когда обряд сформировался окончательно, — по приговору суда как наказание за совершённое преступление. Харакири являлось привилегией самураев, гордившихся тем, что они могут свободно распоряжаться своей жизнью, подчёркивая совершением обряда силу духа и самообладание, презрение к смерти. Разрезание живота требовало от воина большого мужества и выдержки, так как брюшная полость — одно из наиболее чувствительных мест тела человека. Средоточие многих нервных окончаний. Именно поэтому самураи , считавшие себя самыми смелыми, хладнокровными и волевыми людьми Японии, отдавали предпочтение этому мучительному виду смерти.

В дословном переводе харакири означает «резать живот» (от «хара» — живот и «киру» — резать). Однако слово «харакири» имеет и скрытый смысл. В японском языке ему соответствуют слова «живот», «душа», «намерения», «тайные мысли» с тем же написанием иероглифа.

Согласно философии буддизма, в частности учению секты «дзен», в качестве основного, центрального жизненного пункта человека и тем самым местопребыванием жизни рассматривается не сердце, а брюшная полость. В соответствии с этим японцы выдвинули тезис, что жизненные силы, расположенные в животе и занимающие как бы срединное положение по отношению ко всему телу, способствуют более уравновешенному и гармоничному развитию человека.

Несмотря на то, что в некоторых работах европейских авторов приводилась мысль об отождествлении японского понимания категории «душа» с аналогичными понятиями у древних греков (называвших вместилищем души — психэ — грудно-брюшную преграду) и у древних иудеев (древнееврейские пророки говорили о местопребывании души в кишечнике), «хара» в японском смысле не является эквивалентом «души» в европейском понимании. Здесь можно говорить скорее о чувствах и эмоциях. И не случайно в связи с этим имеется множество выражений и поговорок, относящихся к «хара». Например, человек, призывающий другого быть откровенным в разговоре, употребляет выражение «хара о ваттэ ханасимасё», что означает «давайте поговорим, разделяя хара», или, другими словами, «давайте поговорим, открыв наши животы». Характерны также такие изречения, как «харадацу» (подняться к животу, рассердиться); «харагинатай» (грязный живот, подлый человек, низкие стремления) и т.д.

Важное место японцы отводят также «искусству хара» (живота) — «харагэй». Под этим «искусством» подразумеваются процесс общения людей на расстоянии в результате интуитивной связи и понимание друг друга при помощи намёков.

Таким образом, живот японцы рассматривают как внутренний источник эмоционального существования, и вскрытие его путём означает открытие своих сокровенных и истинных намерений, служит доказательством чистоты помыслов и устремлений. Другими словами, по понятиям самураев, «сэппуку является крайним оправданием себя перед небом и людьми», и оно более символика духовного свойства, чем простое самоубийство.

Происхождение обряда

В древний период истории Японии обряд харакири не был распространён среди японского населения архипелага . Однако, имея уже определённые представления о животе как главнейшем пункте человеческого тела, вероятно, легко смогли заимствовать айнский обряд «пере». Собственно харакири появилось относительно поздно в среде воевавших против айнов военных поселений северных провинций, которые превратились впоследствии в сословие японских воинов.

Вполне закономерен именно тот факт, что обряд начал развиваться у воинов — людей, находившихся в постоянной боевой готовности и всегда носивших при себе оружие — средство для ведения войны и орудие самоубийства.

Харакири, или сэппуку – очень сложный ритуал, во время которого самураи демонстрировали своё мужество перед лицом боли и смерти и чистоту своих помыслов перед богами и людьми. Эта ритуальная казнь была возведена японцами в ранг искусства. И так как правильно сделать харакири:

Первое, что нужно сделать, это найти помощника (кайсяку или кайсякунин). Вопреки общепринятому мнению технически харакири это не самоубийство в прямом смысле этого слова, а нанесение себе фатальных телесных повреждений. Фактически убивает кайсякунин. Если бакуфу (правительство сёгуна) приказывало выполнить сэппуку, то назначался официальный помощник. В других случаях нужно было попросить помощи у близкого друга или у человека, владеющего мечом в достаточной степени, чтобы убить одним ударом. Если друг отказался выступить в роли кайсякунина на том основании, что он в недостаточной степени владеет мечом, его можно попросить об этом повторно. Друг должен согласиться, так как теперь все погрешности, которые он может допустить, будут ему прощены.

Идеальное место для проведения ритуала сэппуку – сад или буддистский храм (синтоистские храмы не подходят для этих целей, так как их нельзя осквернять убийством). Совершающий харакири должен быть одет в белые одежды, символизирующие чистоту намерений. Сидеть он должен в позе сэйдза (традиционный японский способ сидения на коленях). Слуга приносит деревянный столик, на котором размещены чашка саке, листы традиционной японской бумаги «васи», изготовленной из коры тутового дерева. Также на столике находятся письменные принадлежности и нож «кодзука». Также в качестве ножа можно использовать танто – кинжал без эфеса, завернутый в несколько листов бумаги, чтобы его можно было держать за лезвие. Самурай может использовать свой меч вакидзаси.

В некоторых случаях, например, когда человек слишком молод или слишком опасен для окружающих, вместо ножа кладётся веер.

Чашка наполняется саке одним из помощников, участвующим в ритуале. Чашка наполняется левой рукой, что в других обстоятельствах считается непростительной грубостью. Совершающий харакири выпивает саке в два приёма, каждый раз делая по два глотка. Если выпить саке в один прием, это станет признаком жадности, а если в три или больше – признаком нерешительности. В общем итоге делается четыре глотка. Слово «четыре» в японском языке созвучно слову «смерть».

Затем необходимо написать прощальный стих в жанре вака (в первой и четвертой строке по пять слогов, во второй, третьей и пятой строках по семь слогов, всего пять строк). Вака должна быть изящной, естественной, что-нибудь о скоротечности нашего бытия. Ни в коем случае не должен упоминаться факт предстоящей смерти. Асано, чьё сэппуку спровоцировало известный инцидент под названием «Сорок семь ронинов», как говорят, написал особенно плохое прощальное стихотворение, показывая незрелость и слабость характера, которые в некотором смысле и послужили причиной того, что ему было приказано совершит сэппуку.

В этот момент совершающий харакири сбрасывает верхнюю одежду (камисимо) и заправляет рукава под свои колени, стараясь при этом не допустить, чтобы одежда резко упала с одной стороны. Затем он берёт нож «кодзука» в одну руку, другой рукой поднимая столик «санбо» и помещая его под свои ягодицы. При этом тело наклоняется немного вперёд, принимая правильное положение.

Если человек, совершающий харакири, настолько молод или настолько опасен, что ему нож заменили на веер, кайсякунин наносит мечом кириороши – вертикальный удар сверху вниз, как только человек касается веером своего живота. Если харакири выполняется ножом, то кайсякунин будет ждать, пока человек не погрузит лезвие ножа глубоко в левую сторону живота, и затем проведет лезвием направо с резким восходящим надрезом в конце.

Самурай, который находит в себе силы, может затем погрузить лезвие в пах и сделать надрез вверх к груди, завершая его горизонтальным разрезом под ребрами. Однако кайсякунин должен внимательно следить за происходящим и нанести удар мечом при первых признаках боли или нерешительности.

Кайсякунин должен нанести удар так, чтобы голова не была полностью отсечена, а осталась соединена с телом куском кожи в области горла. Необходимо нанести удар точно, иначе это будет непочтительно по отношению к человеку, совершающему харакири. При слабом ударе человек может начать двигаться, разбрызгивая кровь. Особенно недопустимо бить катаной в челюсть, как это сделал кайсякунин Юкио Мисимы в 1970 году. Как отмечено выше, незначительные промахи в технике выполнения финального удара могут быть прощены, если кайсякунин согласился на свою роль из дружбы.

После окончания ритуала все ножи и мечи, задействованные в харакири, выбрасываются, так как они считаются оскверненными смертью.

Можно также отметить, что некоторые задиры убивали себя в ритуале, известном как дзюмондзи гири. Это точно такой же ритуал, как сэппуку, за исключением того, что отсутствует кайсякунин. После выполнения разрезов человек спокойно сидит примерно около получаса и истекает кровью. Последний человек, который сделал дзюмондзи гири, был генерал Ноджи, который сделал это как дзюнси (совершающий самоубийство из-за верности) после смерти императора Мэйдзи в 1912 году. Он не только совершил дзюмондзи гири, но и сумел застегнуть после этого свой белый военно-морской китель.

Причинами совершения сэппуку были дзюнси (самоубийство верных - хотя эта причина не поощрялась правительством, поскольку уносила слишком много жизней), фунси (самоубийство в знак протеста), канси (как упрёк своему господину за его поведение), чтобы искупить постыдные действия или избежать плена в сражении. При таких обстоятельствах обычно не было времени для проведения ритуала в полном объеме, поэтому часто с жизнью кончали банально перерезая горло.

В средневековой Японии существовал кодекс чести самурая − бусидо, предписывающий правила поведения идеального воина. Если самурай нарушал эти правила, свое бесчестье он мог смыть, совершая сеппуку – ритуальное самоубийство. Этот обряд проводился по строгим правилам, а его цель состояла в демонстрации мужества самурая перед лицом боли и смерти.

Кодекс чести

В среде воинского сословия буси почитался так называемый этикет смерти, согласно которому самурай должен был умереть красиво, достойной смертью, приняв ее легко и спокойно. Умирать от старости считалось слишком банальным и недостойным самурая. Важно было не испортить «некрасивой» смертью родословную и честь дома. Красивой смертью считалась смерть от меча. Поэтому в ритуале совершения сеппуку присутствовал ассистент – кайсаку, прекращающий мучения убивающего себя самурая ударом меча. Смерть через сеппуку считалась почетной у привилегированных сословий.

К сеппуку официально приговаривались самураи, совершившие преступление, недостойное пути настоящего воина. При этом приговор мог быть вынесен как одному самураю, так и всем мужчинам его семейства. Самурай, потерявший в бою хозяина, терял свой статус и становился ронином, после чего совершал сеппуку как лучшее доказательство верности и преданности.

Так поступили в 1703 году 47 мужественных ронинов, когда их господин Асано Такуми-но-Ками был спровоцирован на открытый конфликт и приговорен к сеппуку. Ронины обезглавили обидчика своего господина, а потом сами все вместе совершили ритуальное самоубийство. В наши дни могилы 47 ронинов в монастыре Сэнгаку-дзи являются местом паломничества как памятник кодекса чести самураев.

Ритуал

Юкио Мисима, японский писатель, совершивший харакири в 1970 году

В философии дзен-буддизма, формировавшей мировоззрение самураев, центром двигательной активности человека и местоположением его души считался живот (по-японски «хара»). Поэтому вскрытие живота (харакири) путем сеппуку осуществлялось для того, чтобы показать чистоту своих помыслов как доказательство правоты. Это было последней возможностью оправдать себя перед небом и людьми.

Церемония и правила выполнения сеппуку приобрели силу закона при сегунате Асикага (1338-1573 годы). Если ритуал проводился в комнате или храме, пол выстилался белыми татами. Когда сеппуку совершалось в саду, то вокруг покрытого песком места сооружалась загородка из кольев с натянутыми на них полотнищами белой материи. Белый цвет в Японии считается траурным.

При самоубийстве присутствовали представители сегуна и другие лица, выполняющие строго предписанные формальности. Наиболее ответственная обязанность возлагалась на кайсаку, который находился рядом с совершающим сеппуку и после ритуала отрубал ему голову. Приговоренный знал, что не будет долго мучиться, потому что на роль кайсаку назначался тот из его близких друзей, кто мог обезглавить тело одним ударом.

Совершавший сеппуку сидел на коленях в белом кимоно, а перед ним лежала стопка японской бумаги и стояла чашка с саке (традиционный японский алкогольный напиток. – Прим. ред.). Выпивая саке, самурай писал последнее короткое послание, обычно в стихах. Затем он усаживался так, чтобы до конца ритуала не мог опрокинуться назад и умереть в неблагородной позе. На принесенном подносе лежал обнаженный клинок, не имеющий рукояти. Чтобы клинок можно было держать в руке, часть его обматывали бумагой.

Секретарь английского посольства в Японии Алджернон Митфорд, приглашенный в середине XIX века на официальную церемонию сеппуку, так описывает этот ритуал: «Не спеша, крепкой рукой самурай поднял кинжал, лежащий перед ним. Он смотрел на него с грустью, почти с любовью. На миг остановился – казалось, он в последний раз собирается с мыслями, а потом вонзил кинжал глубоко в левую часть живота и медленно провел его вправо, после чего повернул лезвие в ране, выпуская наружу небольшую струйку крови. Во время этих невыносимо болезненных действий ни один мускул на его лице не пошевелился. Вырвав кинжал из тела, он наклонился вперед и вытянул шею. Лишь сейчас на его лице промелькнуло выражение страдания, но он не издал ни звука. В этот миг кайсаку, который внимательно следил за каждым его движением, поднял меч в воздух. Мелькнуло лезвие, раздался тяжелый, глухой удар и звук падения. Голова была отсечена от тела одним ударом».

Не для слабонервных!


Исаму Тё, японский генерал лейтенант покончил жизнь самоубийством, чтобы не сдаться американцам после битвы за Окинаву

Существовали различные способы выполнения сеппуку. Самым обычным был прямой горизонтальный разрез живота, слева направо, в конце которого лезвием делался резкий рывок вверх. Таким образом, открывалось место, чтобы могли выпасть внутренности − хара, символически раскрывая истинные намерения самурая.

Сильные духом самураи применяли более сложный способ совершения сеппуку – дзюмондзи гири. После обычного горизонтального разреза они извлекали нож и делали вертикальный разрез снизу вверх по животу от пупка до диафрагмы. В результате резаные раны образовывали крест, или японскую цифру 10 – дзю.

Самурай, пытающийся смыть с себя особый позор, после выпадения своих внутренностей омывал их в стоящей перед ним чаше с водой и вкладывал обратно в живот, очищая себя перед смертью. После этого самурай наклонялся вперед, не сгибая спину. Шею он держал прямо, чтобы кайсаку было легче отрубить ему голову.

Если отрубленная голова катилась по полу, обрызгивая свидетелей и приглашенных кровью, – это считалось дурным тоном. Правильно выполняемый ритуал предписывал кайсаку оставлять неразрубленным лоскут кожи на шее спереди. Тогда голова не отлетала, а откидывалась и висела на груди самурая, не пачкая никого вытекающей кровью.

После совершения обряда свидетели поднимались и уходили в особое помещение, где хозяин дома или дворца предлагал им чай и сладости.

Сеппуку совершали не только мужчины. Но женщины, вынужденные совершить ритуальное самоубийство, часто не обладали достаточным самообладанием и внутренней силой. Они имели право умереть быстро, просто перерезав себе сосуды на шее острым ножом, который обычно вручался жене самурая в качестве свадебного подарка. Короткий меч (вакидзаси) для пронзания сердца вручался каждой дочери самурая во время обряда совершеннолетия. Слабые же духом самураи просто дотрагивались до ножа, не вспарывая себе живот, и им тут же отрубали голову.

Современные традиции


Меч танто для церемониального убийства

В конце XIX века с изменением государственного строя Японии и завершением «эпохи самураев» официальное применение сеппуку было отменено. Последнее известное харакири, совершенное посредством крестообразного разреза живота, было выполнено японским генералом в начале XX века, когда умер его любимый император.

Множество профессиональных воинов в это время остались без дела и средств к существованию. Часть из них стали разбойниками, а некоторые, напротив, взяли на себя роль телохранителей в зарождающейся мафиозной организации – якудза, контролирующей игровой и развлекательный бизнес. Находясь на полулегальном положении, они пользовались авторитетом в обществе.

В настоящее время якудза контролируют в Японии не только теневой рынок, но и часть легального бизнеса и даже влияют на политику. Многие считают их наследниками самурайских традиций. Якудза сохранили высокую дисциплину, иерархичность отношений внутри клана и свой «кодекс чести», за нарушение которого существует ритуальное наказание для рядовых членов клана – отрезание мизинца на руке. Боссы якудза, преступившие законы организации, приговариваются к сеппуку.

Согласно традициям самурайского прошлого, если сеппуку должен совершить член клана, которому не доверяют или который не хочет накладывать на себя руки, ритуальный кинжал заменяется на веер, и после прикосновения осужденного к нему производится обезглавливание.