Ференц лист вторая рапсодия 2 о произведении. Бессмертные произведения ференца листа

Ференц Лист выдающийся венгерский музыкант, известен как один из известнейших музыкальных романтиков, заложивших основы целой школы в музыке, называемой Веймарской.

Детство и юность

Родился 22 октября 1811 г. в одном из маленьких венгерских городков - Доборьян. Ференц был единственным в семье местного чиновника и дочери пекаря. Его отец любил музыку и с детства прививал сыну эту любовь. Он сам давал ему музыкальные уроки.

В церкви юный Лист обучался пению и игре на органе. С восьмилетнего возраста юный виртуоз выступает в концертах перед местной знатью. Стремясь развить дарование сына, отец с сыном отправляются в австрийскую столицу.

В Вене Лист совершенствуется в игре на фортепиано, изучает теорию музыки у выдающихся музыкантов. Каждое его публичное выступление было сенсацией для местной публики. Его блестящими способностями восхищался Бетховен.

В двенадцатилетнем возрасте мальчик с отцом переезжает в столицу Франции, берет уроки у лучших преподавателей столичной консерватории. Для проживания в Париже нужны деньги, поэтому отец организует концерты мальчика. Лист создает собственный репертуар. Написанная им в 1825 г. опера получила признание публики.

В 1827 году отец Ференца умер. Его смерть мальчик тяжело переживал и долгое время нигде не выступал и не появлялся.

Зрелые годы

В тридцатые годы музыкант увлекся бурными революционными событиями и вернулся в музыку. Выступал с концертами, которые имели огромный успех, вынашивал идею произведения на тему революционных событий.

Ференц познакомился с видными музыкантами и литераторами. Занимался преподаванием, его дом посещали лучшие европейские пианисты. Он выступал со статьями о музыкальном искусстве и его проблемах. В 30-40-е годы много выступал с гастролями в разных европейских странах. В Веймаре занимался организацией музыкальной жизни, в Швейцарии - преподавательской работой.

В 60-е годы перебрался в Рим, где создал несколько значимых произведений религиозной направленности. Являясь с 1875 г. президентом Высшей музыкальной школы в Венгрии, выступал на фестивалях, посвященных Вагнеру. В 60-х годах, переехав в Рим, сосредоточился на музыке духовного направления.

В 1875 году Лист избран президентом венгерской Высшей музыкальной школы. Выступал на вагнеровских фестивалях в Байроте. Он серьезно заболел после выступлений на одном из них. Умер Ф. Лист 31 июля 1986 года.

Творчество Ференца Листа

Занимаясь с детства композиторским творчеством, Лист создавал преимущественно небольшие музыкальные произведения для своих публичных выступлений. Написанную юным композитором оперу поставили в театре. В дальнейшем им было написано свыше 640 произведений разных жанров. При этом его заслугой является создание жанров симфонической поэмы и рапсодии.

Неотъемлемой частью музыкального образования и исполнительской деятельности стали открытия, касающиеся структуры музыкальных форм и фактуры, гармонизации и мелодики произведения. В 1831 году, вдохновленный гениальным Паганини, он переложил для рояля его каприсы Паганини, объединив их в шесть этюдов.

В 30-е годы XIX века Лист занимался публицистикой, публикуя статьи о проблемах музыкального искусства его видных представителях. Большой популярностью пользовались его книги о Шопене, музыкальном искусстве венгерских цыган. Интересен опыт очерков о музыкальной жизни в жанре письма, адресованных преимущественно Жорж Санд. Она отвечала на них очерками в журнале.

Мировое признание композитор и дирижер получил в ходе своей активной концертной деятельности. Его виртуозность восхищала выдающихся музыкантов, является ориентиром для пианистов многих поколений. Музыкальные критики отмечают его богатую фантазию, оригинальный взгляд на искусство, самобытность и новаторство. Инструментальные сочинения композитора считаются важным шагом развития музыкальной архитектоники.

Знаменитые произведения

Богатство и оригинальность произведений разных жанров являются примечательной особенностью творчества Листа. Почти половина из этих работ представляют собой фортепьянные переложения. Всего его перу принадлежат свыше шести сотен работ, из них 63 оркестровых, 13 поэм для симфонического оркестра, почти девяносто работ в жанрах песни и романса.

Наиболее известными его музыкальными произведениями являются:

  • Венгерские рапсодии
  • Симфонии «Divina commedia» и «Фауст»
  • Сборник пьес «Годы странствий»
  • Этюды высшего исполнительского мастерства / Трансцендентные этюды
  • Этюды по каприсам Паганини
  • Поэтические и религиозные гармонии Утешения Венгерские исторические портреты Соната (1850-1853) Первый концерт для фортепиано с оркестром оратории «Легенда о святой Елизавете» и «Христос»
  • Гранская месса и Венгерская коронационная месса

Личная жизнь

Несмотря на свое простое происхождение, Лист выделялся аристократичной внешностью, тонкими чертами бледного лица. Он неизменно пользовался успехом у женщин.

В 30-е годы у него произошел роман с графиней Мари д’Агу. Бурные романтические отношения молодых людей привели к тому, что Мари ушла от супруга мужа и порвала со своей социальной средой. Влюбленные отправились в Швейцарию, затем в Италию. Лист оттуда выезжал на гастроли в Париж и Вену. У пары родились сын и две дочери.

Когда Венгрия пострадала от разрушительного наводнения, Лист решил отправиться на родину и помочь землякам. Однако Мари д’Агу эту идею отвергла и отказалась ехать. Он познакомился с замужней католичкой княгиней Виттенштейн. Надежды на получение разрешения папы римского и русского императора для развода не оправдались. После смерти сына у Листа появилась депрессия, религиозные и мистические чувства.

Лист и Виттенштейн перебрались в Рим, где он создавал произведения религиозного содержания. Дочь Листа была замужем за Вагнером и организовывала фестивали, посвященные нему.

  • Лист неоднократно бывал в России, музыкой которой он серьезно интересовался. Он переписывался с выдающимися русскими композиторами, издал лучшие фрагменты опер русских композиторов.
  • Лист Верил, что искусство является инструментом борьбы со злом, влияния на людей. По мнению музыковедов, Лист стал основателем мастер-классов для музыкантов.
  • В 1859 г. император Франц Иосиф возвел Листа в рыцари, дав ему полное имя - Франц Риттер фон Лист.
  • Ференц Лист обладал необыкновенно длинной кистью руки, что позволяло ему выполнять сложнейшие пассажи.
  • Имя Ф. Листа присвоено Национальной венгерской музыкальной академии и Будапештскому международному аэропорту.
  • В своем доме Лист давал бесплатные мастер-классы музыкантам, приезжавшим из разных стран.

К тому же, получая большие гонорары как пианист-виртуоз, Лист часто деньги жертвовал: в помощь пострадавшим от наводнения, на памятник Бетховену и так далее. Это внутреннее благородство чувствуется и в том, как он делал концертные переложения музыки других композиторов. Таким образом он пропагандировал музыку Баха, Бетховена, Шуберта, своих современников (в частности, ). О Шопене он написал книгу. Преподавал Лист бесплатно.

Вся жизнь Листа — работа, сочинение музыки и гастроли. Два раза он побывал в России. Всегда и везде его выступления вызывали восторг публики. Есть даже специальный термин — листомания . Этот термин придумал Генрих Гейне, описывая массовую истерию, случавшуюся во время парижских концертов Листа. В 1975 году вышел фильм с тем же названием (режиссер Кен Рассел, Великобритания). Роль Листа в картине «Листомания » исполняет английский певец Роджер Гарри Долтри (группа The Who). Но еще интереснее, что роль папы римского исполняет Ринго Стар (The Beatles). Фильм, конечно, из разряда фантазийных, но посмотреть любопытно.

Желающие посмотрят фильм, а о последней длительной любви Листа (фактически 30 лет) к подданной Российской империи можно прочитать . Совместная жизнь с Каролиной так и не вылилась в официальный брак, потому что этому препятствовали конкретные люди. Ни много ни мало: российские императоры и папы римские.

Тема Ференца Листа крайне большая, поэтому я ограничусь кратким биографическим очерком и остановлюсь только на одном интересном моменте.

Мультикультурность Европы в XIX веке

Лист родился в Венгрии (тогда Австрийская империя), воспитывался как артист и получил первое признание во Франции, творил в Швейцарии, новый творческий период начал в Германии. А конец жизни его пришелся на Италию, где он стал аббатом в Ватикане.

Таким образом, и культура всех этих стран оставила свой отпечаток на творчестве Листа, и сам он внес собственный вклад в эти культуры. Подобное взаимодействие для Европы — совсем не уникально.

Венгерский язык Лист знал плохо. Тем не менее он остается венгерским художником. Великий польский композитор был по отцу француз и прожил большую часть жизни во Франции. Но считал он себя поляком. И в Польше две святыни: католическая церковь и Шопен. В Венгрии почитают своего Ференца Листа.

Итак, Ференц (Франц, Франциск) Лист родился 22 октября 1811 года на территории Австрийской империи. Его отец служил «надсмотрщиком за поголовьем овец», а в свободное время играл в оркестре своего хозяина — князя Эстергази (Эстерхази). В том самом оркестре, которым почти всю жизнь руководил Й. Гайдн.

Отец был и первым учителем Листа. Эти детские занятия и некоторые уроки, которые он брал в Вене и Париже — единственное образование Ференца Листа. Дальше — музыка, музыка и музыка.

Листовскую музыку можно слушать всю. Единственная проблема — иногда могут потребоваться «путеводители»: слишком большие связи с литературой и даже живописью. Из литературных наиболее интересны «Сонеты Петрарки», соната «По прочтению Данте» и произведения, связанные с Фаустовской темой. Из живописных — «Мыслитель» или «Обручение» (по скульптуре Микеланджело и картине Рафаэля).

Из всего огромного наследия Листа хотелось бы остановиться только на одном произведении: Венгерской рапсодии № 2.

Венгерская рапсодия № 2

.
Когда-то я писала о Леонарде Бернстайне как авторе мюзикла «Вестсайдская история». Но этот замечательный музыкант был еще и сильным популяризатором музыки, вел передачи, организовывал концерты для юношества в Нью-Йорке. Текстовые распечатки этих концертов выходили и в СССР.

В одной из своих книг Бернстайн рассуждает о связи музыки с языком. Он считал, что народная песня отражает все: ритм, акценты, быстроту речи каждого народа. Из народной музыки эти особенности переходят в «большую музыку». Нет во французском языке сильных акцентов, это язык плавный, текучий — и это проявляется во французской музыке. В итальянском много длинных гласных — и замедленность на гласных снова отражена в музыке. Испанский ритмичен и богат согласными — такова и испанская музыка. А в венгерском языке ударность по большей части происходит на первом слоге — и венгерская музыка знаменита своими оригинальными акцентами.

Полагаю, что это — тема больших смежных исследований, но не могла не привести эту любопытную точку зрения. И Ференц Лист прекрасно чувствовал и понимал суть венгерской народной музыки.

Вспомним, что предыдущие эпохи мало «интересовались» народной музыкой, хотя взаимодействие, безусловно, всегда было. Острый интерес к фольклору возник именно в эпоху романтизма.

Лист — родоначальник жанра рапсодии. Рапсоды — древнегреческие певцы, слагающие эпические песни. Через несколько тысяч лет «жанр ожил» именно в творчестве Листа и прежде всего — в Венгерских рапсодиях.

Эмма, за эти слезы я люблю тебя еще сильнее!

В старом советском фильме «Веселые ребята» есть забавная сцена — в Мюзик-холле. Заезжая знаменитость — итальянский дирижер, проваливается под сцену. А на сцене нечто невообразимо-монументальное: гигантский оркестр, пара десятков роялей, столько же арф.

Незадачливый главный герой (Л. Утесов) попадает на сцену вместо итальянца, он почесывается, подергивается, оркестр играет. Герой видит Леночку в зале, делает ей знаки: «Пойми, пойми! Вот дура!». Оркестр опять принимает знаки за указания эксцентричного дирижера и продолжает играть. А исполняет оркестр Венгерскую рапсодию Листа № 2 в оркестровой обработке. «Оригинальная трактовка» — выносит вердикт некий знаток.

А оркестр все играет. Одна из зрительниц горько плачет. Ее спутник произносит сакраментальное: «Эмма, за эти слезы я люблю тебя еще больше!», полагая, что она так сильно тронута музыкой Листа. А у Эммы жмут туфли… (Ох уж эта венгерская рапсодия № 2. Давайте все же любить друг друга за те и иные слезы).

Но эта же рапсодия звучит во множестве других фильмов («Delirious», «Кто подставил кролика Роджера» — 3 Оскара, «Блеск» 1996 года и других). Даже в «Томе и Джерри» и многих прочих мультфильмах. Насчитала около полусотни фильмов и мультфильмов, потом считать перестала.

Думаю, что сам Ференц Лист улыбнулся бы, узнав о такой популярности своей рапсодии в массовой культуре следующего века — что-то вроде еще одной волны листомании . А ведь это просто хорошая музыка, пусть и чрезвычайно виртуозная.

Умение быть в общеевропейской струе и одновременное умение слышать «родную речь» — отличительная черта всех романтиков. Благодаря им мы сами учимся слышать и понимать «чужую речь». И стараемся не забывать «родную».

Ференц (Франц) Лист (венгерское Liszt Ferencz, немецкое Franz Liszt) (1811-1886) - венгерский композитор, знаменитый пианист-виртуоз, дирижер, педагог, капельмейстер, музыкально-общественный деятель и писатель о музыке, много послуживший прогрессу музыкального искусства в XIX столетия. Знак зодиака - Весы.

Создатель нового направления в пианизме. Придал фортепиано оркестровую мощь и красочность звучания, обогатил фортепианный репертуар (фантазии на оперные темы, обработки и транскрипции для фортепиано, симфонические произведения.). Возглавлял веймарскую школу.

Композитор-романтик, Ференц (Франц) Лист стремился раскрыть в своих произведениях внутреннюю связь музыки с поэзией (многие сочинения Листа имеют литературно-сюжетную основу). Оратории, «Фауст-симфония» (1857), 13 программных одночастных симфоний-поэм (создал этот жанр, применял в нем принцип монотематизма); 2 концерта для фортепиано с оркестром (1856, 1861); соната си-минор (1853), фортепианные циклы, 19 венгерских рапсодий, этюды, вальсы и другие произведения для фортепиано; хоры, песни (около 70 штук), культовая музыка (был аббатом). Один из основателей (в 1875) и первый президент Академии музыки в Будапеште (носит имя Листа). Содействовал становлению ряда национальных музыкальных школ, особенно венгерской.

Ференц Лист родился 22 октября 1811 года в Доборьяне, близ города Шопрон, в Венгрии. Игре на фортепьяно в детстве учился у отца (музыканта-любителя), концертировал с 9 лет. Совершенствовался у Карла Черни (фортепьяно) и Антонио Сальери (композиция) в Вене, у Фердинанда Паэра и Антонина Рейхи (композиция) в Париже (с 1823), где в 1825 году была поставлена опера Листа «Дон Санчо, или Замок любви » (жанр, в котором автор ничего законченного больше не создал), написаны его первые фортепьянные сочинения - 12 этюдов, «Бравурное аллегро», «Бравурное рондо» и другие. Одновременно музыкант успешно выступал как пианист.

Увлечение философией просветителей, романтической поэзией и главным образом общение с Гектором Берлиозом, Николо Паганини и Фридериком Шопеном оказали влияние на формирование эстетических принципов Листа, которые нашли отражение в его музыкальном творчестве, а также в статьях, написанных совместно с Мари д’Агу (печаталась под псевдонимом Даниель Стерн). В своих демократических по духу литературных работах Ференц ставил вопросы о положении художника в буржуазном обществе, о социальной значимости искусства, о программности в музыке и др.

Ференц Лист приветствовал Июльскую революцию 1830 года; под впечатлением революционных событий написал «Революционную симфонию» (не окончена), после восстания лионских ткачей (1834) - пьесу для фортепьяно «Лион». В 1838 - 1847 годах, гастролируя с триумфом во всех странах Европы, прославился как пианист, обладавший мощным артистическим темпераментом, сочетавший блестящую виртуозность с поэтичностью и драматизмом, как великий преобразователь фортепьянной игры и композитор-новатор, не только расширивший сферу применения фортепьяно, но и выработавший новые приёмы трактовки фортепьяно. Он придал оркестровое звучание фортепьяно, расширил сферу его художественного воздействия, превратив фортепьяно из салонно-камерного в инструмент для массовой аудитории, что соответствовало его идее демократизации искусства.

Реформаторские устремления Листа особенно ярко проявились в оперных фантазиях, виртуозных переложениях и обработках для фортепьяно - «Фантастической симфонии» Берлиоза (1833), симфоний Людвига вана Бетховена, увертюры «Вильгельм Телль» Дж. Россини (1838), «Бравурных этюдов» по каприсам Паганини (1838), многих песен Франца Шуберта (1838 - 46); фантазиях на темы опер Ф. Д. Э. Обера, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Мейербера, Вольфганга Амадея Моцарта, К. М. Вебера, Джузеппе Верди и др. Во время гастролей в России (1842, 1843, 1847) Л. встречался с М. И. Глинкой, Мих. Ю. Виельгорским, В. Ф. Одоевским; он проникся любовью к русской музыке, сделал транскрипции «Соловья» А. А. Алябьева и «Марша Черномора» Михаила Ивановича Глинки.

В конце 1830-х годов Ференц Лист создал ряд прославивших его оригинальных произведений для фортепьяно: «Альбом путешественника» (3 тетр., 1835 - 1836), 12 больших этюдов (2-я редакция 1838, позднейшая переработка - «Этюды трансцендентного исполнения», 1851), «Три сонета Петрарки» (1-я редакция 1839); «Пляску смерти » (с оркестром, 1838 - 1859) и др. Велики достижения композитора и в симфоническом творчестве, расцвет которого связан с первым, «веймарским периодом» (1848 - 1861), когда, отказавшись от карьеры концертирующего виртуоза и приняв должность придворного капельмейстера в Веймаре, он создал крупнейшие программные сочинения для оркестра: «Фауст-симфонию» (1854 - 1857), «Симфонию к «Божественной комедии» Данте» (1855 - 1856), 12 симфонических поэм (13-я - «От колыбели до могилы» - написана позднее, в 1881 - 1882 годах), в том числе «Тассо. Жалоба и триумф» (по Гёте, 1849 - 1854), «Прелюды» (по Отрану и Ламартину, 1848 - 1854), «Мазепа» (по Гюго, 1851), «Идеалы» (по Шиллеру, 1857); «Два эпизода из ”Фауста” Ленау» («Ночное шествие» и «Мефисто-вальс», около 1860) и другие, а также ряд хоровых произведений. Лист создал новый музыкальный жанр - программную одночастную симфоническую поэму.

Композитор воплотил в музыке «вечные образы» мирового искусства (Фауст, Прометей, Орфей, Гамлет и др.). Художественной задачей Ф. Листа было приблизить музыкальное искусство к передовым идеям времени; его привлекала сильная, свободолюбивая личность, борющаяся за гуманистические идеалы. Претворяя в симфонических поэмах поэтически-сюжетный замысел, он стремился создавать музыку образно-конкретную, действенную и тем самым более доступную. К программно-симфоническим произведениям примыкают по замыслу крупнейшие фортепьянные сочинения - соната си-минор (1853), цикл пьес «Годы странствий» (1-й год - 1836 - 54, 2-й год - 1838 - 1860, 3-й год - 1867 - 1877), основанные на впечатлениях от путешествий по Швейцарии и Италии и на образах искусства, «Поэтические и религиозные гармонии» (1845 - 1852).

В 1840 - 1860-е годы Ференц Лист создал 2 концерта (около 1849 - 1856, 1839 - 1861 годов) и «Фантазию на венгерские народные темы» (1852) для фортепьяно с оркестром, а также другие сочинения на венгерские темы, свидетельствующие о неразрывных творческих связях Листа с родиной. Автор использовал венгерский музыкальный фольклор в произведениях различных жанров - «Венгерских рапсодиях» для фортепьяно (15 рапсодий написаны в 1846 - 1851 годах; 4 последние в 1882 - 1885), «Погребальном шествии» (для фортепьяно, 1849), симфонических поэмах «Венгрия» (1854) и «Плач о героях» (1854), «Венгерских исторических картинах» и пьесах «Ракоци-марш», «Памяти Петёфи», «Погребенье Мошоньи» (для фортепьяно) и другие.

В Веймаре, где вокруг Листа объединились видные музыканты (такие, как Х. Бюлов, И. Рафф и другие), образовавшие так называемую веймарскую школу, Ференц реализовал свои демократические идеи и как дирижёр - пропагандист сочинений современных ему композиторов (в том числе опер Рихарда Вагнера), и как музыкальный публицист (статьи о сочинениях Берлиоза, Шумана, Вебера и других; книга о Шопене). С демократических позиций он разработал план реформы оперного театра, встретивший сопротивление консервативных аристократических кругов.

В 1861 году в результате интриг Лист покинул Веймар, куда затем периодически возвращался, живя то в Риме, то в Будапеште. Разочаровавшись в окружающей действительности, охваченный пессимистическими настроениями, он в 1865 году принял сан аббата. В 1860 - 1880 годах он создал ряд церковных сочинений - органных и хоровых, а также многие сочинения для фортепьяно, в том числе 2-й и 3-й «Мефисто-вальсы», знаменитые «Три забытых вальса», транскрипции сцены «Смерть Изольды» из оперы «Тристан и Изольда» Вагнера, а также полонеза из оперы «Евгений Онегин» Петра Ильича Чайковского; многочисленные хоры, романсы и песни (около 70), среди которых шедевры песенной лирики, и другие. Одновременно продолжал содействовать развитию передового искусства, особенно венгерского: участвовал в учреждении в 1875 году Академии музыки в Будапеште (носит его имя), был её первым президентом; способствовал формированию исполнительского и композиторского творчества венгерских музыкантов, а также деятелей национальной музыкальной культуры других стран.

В Веймаре Ференца Листа посещали и пользовались его советами пианисты Александр Ильич Зилоти, Вера Викторовна Тиманова, Эжен д’Альбер, Альфред Рейзенауэр и другие; композиторы Александр Порфирьевич Бородин, Бедржих Сметана, Эдвард Григ, С. Франк, Камиль Сен-Санс, Исаак Альбенис, Александр Константинович Глазунов Глазунов и другие. Особенно тесные связи были у Листа с русскими музыкантами, творчество которых он высоко ценил. Не лишённая противоречий, но в целом прогрессивная разносторонняя деятельность композитора имела огромное значение для развития мировой музыкальной культуры, содействуя становлению многих национальных композиторских школ, в первую очередь - венгерской.

Ференц Лист с самого раннего возраста обнаружил необычайные музыкальные способности и заслужил название Wunderkind. С семи лет он читал ноты без посторонней помощи и вообще с чтением музыки познакомился ранее, чем с грамотой. После трехлетних занятий у отца, мальчик, когда ему было около девяти лет, впервые выступил в публичном концерте.

Шесть венгерских магнатов обеспечили будущего великого композитора настолько, что он мог получить серьезное музыкальное образование. С 1821 года он занимался в Вене игрой на фортепиано у Карла Черни, теорией - у Сальери.

Выступая в концертах, Лист вызывал громадную сенсацию в венской публике; во время одного из них Бетховен, после импровизации мальчика, поцеловал его. В 1823 году музыкант поехал в Париж, где занимался у Паэра, потом у Рейха. Одноактная опера его, «Дон-Санхо», была дана в Париже в 1825 году. К этому же времени относятся его фортепианный концерт A-moll, этюды и прочие.

В 1827 году умер отец Ференца Листа, вследствие чего мистическое настроение, и прежде замечавшееся в нем, еще более его охватило; церковь стала его утешением. Чтение, а впоследствии знакомство с такими людьми как Виктор Гюго, Оноре де Бальзак, Генрих Гейне, Альфред де-Мюссе, Жорж Занд, выработали в Листе художника-мыслителя. С юных лет и до конца жизни он старался пропагандировать все то, что заслуживает внимания, но остается в тени. Так например, в 1829 году он первый играл в Париже концерт Es-dur Бетховена, классическая музыка которого была в то время недоступна парижанам. Большое влияние оказал на композитора Паганини, приехавший в Париж в 1831 году.

Игра гениального скрипача побудила Листа добиться еще большего совершенства в исполнении. На некоторое время он отказался от концертирования, усиленно работал над техникой и переложил для фортепиано каприччио Паганини, вышедшие под названием шести этюдов. Этот труд был первым и чрезвычайно блестящим опытом в фортепианном переложении, которое впоследствии Ференц довел до столь высокой степени.

На Листа, как на виртоуза имел также громадное влияние Шопен, а как на композитора - Берлиоз.

Около 1835 года большое внимание обратили на себя статьи Ференца о социальном положении артистов во Франции, о Шумане и других. Комозитор рано начал и педагогическую деятельность, которую никогда не покидал. В середине 30-х годов Лист предпринял путешествие по Швейцарии, Италии. К этому времени относятся его сборник пьес «Album d’un voyageur» (изданный впоследствии под названием «Annees de pelerinage») фантазии на «Пуритан», «Лючию», «Жидовку», переложения пасторальной симфонии Бетховена и многих сочинений Берлиоза.

Дав несколько концертов в Париже и Вене, Лист возвратился в Италию в 1839 году, где написал знаменитую пьесу «Venezia е Naроli» и окончил переложение симфоний Бетховена на фортепиано.

Необычайные размеры слава Листа получила между 1839 и 1848 годами. В этот период он несколько раз объехал всю Европу, не исключая России, Испании, Португалии, Турции. В России он был в 1842 и 1848 годах. Он первый стал выступать в концертах, исполняя всю программу один, без участия посторонних артистов. Результатом артистических путешествий было большое состояние, давшее ему возможность подвинуть дело постановки монумента Бетховену в Бонне: он внес недостававшую сумму в 18 тысяч талеров.

Для музыкального торжества, сопровождавшего открытие памятника (1845), Лист написал кантату, посвятив ее памяти Бетховена. Как пианист-виртуоз он открыл новые горизонты. Музыкант властвовал над публикой не только благодаря своей технике и новизне приемов, но, главным образом благодаря глубокохудожественному исполнению. Он умел передать свое искусство своим ученикам и создал целую листовскую школу, представителями которой являются Таузиг, Бюлов, г-жи Ментер, Бронсар и многие другие. Величайший из пианистов как в игре, так и в фортепианных произведениях, он выказал глубокое понимание богатых средств фортепиано.

В 1848 году Ференц Лист посвятил себя капельмейстерской деятельности, поселившись в Веймаре. Благодаря ему, Веймар стал средоточием музыкальной жизни Германии. На оперной сцене и концертах, под управлением Ференца выдвигается вперед все выдающееся в музыкальном искусстве, все молодое и талантливое. «Тангейзер» Вагнера, не имевший успеха в Дрездене, получает должную оценку в Веймаре; там же впервые ставится «Лоэнгрин»; обеим этим операм Лист посвящает особую брошюру. Берлиоз, потерпевший неудачу в Париже с оперой «Бенвенуто Челлини», имеет с ней полный успех в Веймаре. То же происходит и с оперой «Геновефа» Шумана, совершенно непонятой в Лейпциге.

Лист с одинаковой симпатией относился к композиторам своей страны и чужих стран. Русские композиторы всегда вызывали в нём живейший интерес и большое сочувствие. Во время веймарского периода написаны: гранская месса и почти все его оркестровые сочинения, симфонии и симфонические поэмы, масса фортепианных произведений - 15 рапсодий, 18 этюдов, полонезы, ноктюрны.

В начале 60-х годов Лист переселился в Рим, а в 1865 году принял малое пострижение и звание аббата. Свою творческую деятельность он направил теперь преимущественно в сторону церкви. Плодом ее явились оратории: «Святая Елизавета», «Христос», четыре псалма, реквием и венгерская коронационная месса.

В начале 70-х годов композитор выступал как дирижер в Веймаре и Вене, а с 1875 года его деятельность сосредоточивается преимущественно в Пеште, где он был выбран президентом вновь основанной музыкальной академии. 70-летие со дня его рождения во многих музыкальных центрах Европы (в том числе и в Петербурге) чествовалось концертами, составленными из его произведений. В 1886 году Лист, так сказать, прощался с Европой: в Лондоне и Париже в его присутствии была исполнена его оратория «Св. Елизавета». В Люксембурге приветствия публики в концерте до того растрогали маститого художника, что он, хотя и давно отказавшийся от публичного исполнения, решился играть перед тысячной аудиторией. Осенью этого года Ференц собирался в Петербург, но скончался в июле в Байрейте, где и были погребен.

Последними его композиторскими трудами были второй Мефисто-вальс, симфоническая поэма «От колыбели до могилы» и несколько фортепианных пьес. Оратория «Св. Станислав», вступление которой исполнялось еще в 1884 году, осталась недоконченной, как и фортепианная школа: «Methode de piano».

Всех сочинений Ференца Листа 647 штук: из них 63 для оркестра, около 300 переложений для фортепиано. Во всем, что писал композитор, видна самобытность, стремление к новым путям, богатство фантазии, смелость и новизна приемов, своеобразный взгляд на искусство. Его инструментальные сочинения представляют замечательный шаг вперед в музыкальной архитектонике. Ошибаются те, которые думают, что в своих произведениях Лист вращался в области бесформенной фантазии; напротив, его 14 симфонических поэм, симфонии «Фауст» и «Divina comedia», фортепианные концерты представляют богатейший новый материал для исследователя музыкальной формы.

Из музыкально-литературных произведений Ференца Листа выдаются брошюры о Шопене (переведена на русский язык Павлом Алексеевичем Зиновьевым, в 1887 г.), о «Бенвенуто Челлини» Берлиоза, Шуберте, статьи в «Neue Zeitschrift fur Musik» и большое сочинение о венгерской музыке («Des Bohemiens et de leur musique en Hongrie»).


^ Фортепианные сочинения

Этюды высшего исполнительского мастерства (1-я редакция - 1826,2-я 1836,3-я 1851)

Большие этюды по Паганини (1-я редакция - 1838,2-я - 1851)

3 концертных этюда (около 1848)

2 концертных этюда (около 1862)

«Альбом путешественника» (1835-1836)

«Годы странствий» (1-й год: 1835-1854, 2-й: 1838-1859, 3-й: 1867-1877)

«Поэтические и религиозные гармонии» (1845-1852)

«Утешения» (1849)

«Венгерские исторические портреты» (1870-1886)

2 легенды (1863)

2 баллады (1848-1853)

Соната (1850-1853)

« Мефисто - вальс» (около 1860, сначала – оркестровая редакция)

Венгерские рапсодии (1-я редакция – 1840-1847, 2-я – 1847-1885)

Вальсы, галопы, полонезы, чардаши, марши и другие.

В количественно огромном наследии фортепианной музыки Листа запечатлены разнообразные жанры: парафразы (свободные фантазии на темы сочинений других авторов) и транскрипции (переложения для фортепиано симфонических, органных, вокальных произведений); этюды; музыкальные картины- программные пьесы, преимущественно объединенные в циклы и сборники; сонаты; рапсодии. В указанной последовательности рассмотрим эти жанры.

Парафразы на темы из опер приобрели широкую популярность у пианистов 20-30-х годов. Подобно тому как во времена Моцарта - Бетховена было распространено увлечение салонными вариациями, так ныне - уже под знаком крепнущего воздействия романтизма - утвердился тип свободно-импровизационной фантазии, источником которой служили впечатления от музыкального театра. Именно «театральная» доходчивость парафраз соответствовала запросам новой демократической аудитории, заполнившей большие концертные залы. Но под руками модных пианистов (Герц, Пиксис, Тальберг и другие) такие парафразы нередко превращались в бессодержательные пьесы, лишь ошеломлявшие слушателей каскадами виртуозных пассажей.

И Лист сначала отдал дань этой моде. Однако вскоре он поставил себе иные, более высокие цели: парафразы становятся средством пропаганды как классического, так, главным образом, и современного искусства. Моцарт, Вебер, Россини, Беллини, Мейербер, Гуно, Вагнер, Верди, Эркель, Мошоньи - вот у кого он заимствовал мелодии из опер для своих фантазий. Причем, в отличие от салонных пианистов, которые обычно давали незамысловатые попурри из подобных мелодий, Лист избрал те музыкальные образы, которые помогали ему выявить идейно-художественный замысел данной оперы. Так, обращаясь к «Дон-Жуану» Моцарта, он строит свою фантазию на противопоставлении образов неотвратимой судьбы (темы Командора) искрящемуся веселью, радости жизни (вариации на тему дуэта Дон-Жуана и Церлины, тема арии Дон-Жуана). А в основу парафразы на темы «Риголетто» Верди кладет знаменитый квартет, в музыке которого словно скрестились судьбы героев оперы. Помимо того, Лист обрабатывал для фортепиано и отдельные сцены из современных опер, которые к тому времени были еще недостаточно известны. (Среди них песня прях и баллада Сенты из «Летучего голландца», хор паломников и романс Вольфрама из «Тангейзера», «Смерть Изольды», отрывки из «Лоэнгрина», «Кольца нибелунга», «Мейстерзингеров», «Парсифаля» Вагнера; эпизоды из «Ломбардцев», «Трубадура», «Аиды» Верди; вальс из «Фауста» Гуно; марш Черномора из «Руслана и Людмилы» Глинки, полонез из «Евгения Онегина» Чайковского и другие).

Той же цели пропаганды лучших творений мирового искусства посвящены фортепианные транскрипции симфоний и увертюр (как оперных, так и концертных). С убежденностью демократа-просветителя Лист писал об этом: «Фортепиано занимает первое место в иерархии инструментов: оно чаще всего пользуется вниманием и наиболее широко распространено... В диапазоне своих семи октав оно содержит объем целого оркестра, и десяти пальцев человека достаточно для воспроизведения гармоний, осуществляемых объединением сотен музыкантов *.

* Сам Лист нередко доказывал это своими концертами, исполняя на рояле в первом отделении ту симфонию, которая затем должна была прозвучать в оркестре.

При его посредстве становится возможным распространение произведений, которые иначе, из-за трудностей собрать оркестр, остались бы неизвестными. Поэтому по отношению к оркестровому сочинению оно то же, что гравюра к произведению живописи, которое она размножает и распространяет...».

Такими «гравюрами» были листовские «фортепианные партитуры». Значение их очень велико. С одной стороны, они открыли новые пути для подлинно художественных переложений, вытеснив прежние ремесленные аранжировки. С другой - обогатили возможности фортепиано, раскрыв неведомые доселе оркестровые эффекты, подготовив высокие достижения фортепианного творчества самого Листа.

Первой его «фортепианной партитурой» явилась «Фантастическая симфония» Берлиоза (1833) - настолько совершенная, что Шуман счел возможным по листовскому переложению сделать анализ симфонии в «Новом музыкальном журнале». Затем последовали берлиозовские увертюры «Тайные судьи» и «Король Лир», симфония «Гарольд в Италии», симфонии Бетховена (Пятая, Шестая, Седьмая - 1837 год, остальные - 1865 год), увертюры к операм Россини («Вильгельм Телль»), Вебера («Волшебный стрелок», «Оберон»), Вагнера («Тангейзер»), Свадебный марш и Хоровод эльфов из музыки к «Сну в летнюю ночь» Мендельсона и другие.

Наряду с оперной, симфонической музыкой Листа привлекала и органная. Его транскрипции шести прелюдий и фуг, а также g-moll"ной фантазии и фуги И. С. Баха явились важной вехой в пропаганде творений великого мастера. Вслед за Листом его ученики и последователи создали ряд замечательных фортепианных обработок баховских органных сочинений (К. Таузиг, Ф. Бузони и другие). Вместе с тем и сама фортепианная музыка обогатилась новыми, органными эффектами.

Столь же последовательно Лист пропагандировал лучшее из мирового песенного наследия: первая такая обработка - «Роза» Шуберта - была сделана в 1835 году, последняя - две песни Рубинштейна - в начале 80-х годов *.

* Лист обработал для фортепиано песни и романсы Шуберта (50 произведений), Бетховена (19), Шумана (15), Роберта Франца (13), Вебера (12), Россини (12), Мендельсона (9), Шопена (6), русских композиторов (Алябьева, Булахова, Мих. Виельгорского, А. Рубинштейна) и других. Есть у Листа и обработки собственных песен (24).

В этих транскрипциях Лист стремился совершенствовать возможности пения на фортепиано. Изобретательно перемещая мелодию вокального голоса из одного регистра в другой, причем обе руки принимали участие в ее проведении, Лист одновременно разрабатывал «второй план» песни, заключенный в ее сопровождении.

Отсюда возникла та «многослойность» фортепианной фактуры, о которой говорилось выше. Все это требовало подлинно творческой фантазии и глубокого проникновения в содержание и настроение данного произведения. С этой целью Лист нередко добавлял к нему вступление и заключение, увеличивал или сокращал число варьируемых куплетов, изменял гармонию и тональность, свободно объединял две песни вместе, дабы создать более сложную целостную композицию, и т. д. Вокальные обработки Листа представляют собой высшую школу фортепианной транскрипции. На ней учились и продолжают учиться многие поколения пианистов и композиторов.


  1. ^ Характер музыки Ференца Листа

Прогрессивная, демократическая направленность творческой деятельности Листа связана в значительной степени с освободительной борьбой венгерского народа. Национально - освободительная борьба народа против ига Австрийской монархии. Слилась с борьбой против феодально - помещичьего строя в самой Венгрии. Но революция 1848 - 1849 годов потерпела поражение, и Венгрия снова оказалась под гнетом Австрии. В значительной части произведений Ференца Листа использован венгерский музыкальный фольклор, отличающийся большим богатством и своеобразием. Характерны ритмы, ладовые и мелодические обороты, а то и подлинные мелодии венгерской народной музыки (преимущественно городской, типа «вербункош») получили творческое претворение и обработку в многочисленных произведениях Листа, в их музыкальных образах. В самой Венгрии Листу пришлось жить не долго. Его деятельность в основном протекала за пределами родины - во Франции, Германии, Италии, где он играл выдающуюся роль в развитии передовой музыкальной культуры. О тесной связи Листа с Венгрией говорит и его книга о музыке венгерских цыган, а также факт назначения Листа первым президентом национальной музыкальной академии в Будапеште. Противоречивость творчества Листа складывалась в стремлении к програмности, конкретной образности музыки, с одной стороны, и иногда в отвлеченности решения этой задачи, с другой стороны. Иными словами, програмность в некоторых произведениях Листа носила отвлеченно - философский характер (симфоническая поэма «Идеалы»). Поразительная многогранность характеризует творческую и музыкально - общественную деятельность Листа: гениальный пианист, принадлежавший к величайшим исполнителям ХIХ века; великий композитор; общественно - музыкальный деятель и организатор, стоявший во главе передового движения в музыкальном искусстве, боровшийся за програмную музыку против безыдейного искусства; педагог - воспитатель целой плеяды замечательных музыкантов - пианистов; писатель, музыкальный критик и публицист, смело выступавший против унизительного положения художников в буржеуазном обществе; дирижер - таков Лист, человек и артист, творческий облик и интенсивная художественная деятельность которого представляют собой одно из самых выдающихся явлений в музыкальном искусстве ХIХ века.

^ III. Венгерские рапсодии Ференца Листа


  1. О жанре “рапсодия”

Рапсодии создавались в следующем порядке: № 1 - около 1851 года, № 2 - 1847, №№ 3-15 - около 1853, № 16 - 1882, №№ 17-19 - 1885. Шесть из них (№№ 2, 5, 6, 9, 12, 14) переложены для оркестра Листом и Францем Допплером.
Первоначальным эскизом послужили «Венгерские мелодии и рапсодии» (двадцать одна пьеса, 1840-1848). Большинство содержащихся здесь напевов вошли в позже написанные девятнадцать рапсодий. «Я черпал богатство там,- писал об этих темах Лист,- где находил: сначала в собственных детских воспоминаниях, которые восходят к Бихари и другим цыганским знаменитостям, а затем в полях, в самой толще цыганских оркестров Эденбурга, Пресбурга, Пешта и т. д., наконец, я запомнил и по-своему воспроизвел много мотивов, характерных черт, которые с редкой щедростью сообщали мне либо на фортепиано, либо в записи...».

Жанр инструментальной рапсодии является изобретением Листа, правда это название (от древнегреческого «рапсода», исполнителя эпических песен) применялось и до него, например, чешским композитором Томашеком. Лист трактует рапсодию как виртуозную концертную фантазию в духе парафразы, где вместо оперных мелодий используются фольклорные темы. Это темы венгерских и цыганских песен и танцев, большинство которых взято из сборника записанных Листом народных венгерских мелодий.

Музыкальный язык рапсодий отличается яркой национальной характерностью благодаря опоре на городской венгерский фольклор, т.н. стиль вербункош. Его особенности:

Горделивый, страстный, патетический характер;

Свободная, импровизационная манера изложения;

Острый ритм с частыми акцентами, пунктирами, синкопами, в частности, особые пунктирные кадансы («со шпорами»);

Использование гемиольных ладов с ув.2, в том числе – венгерской (цыганской) гаммы.

Наиболее известное произведение стиля вербункош – знаменитый «Ракоци-марш» (венгерская «Марсельеза»), который Лист использовал в своей 15-й рапсодии.

Глубоко национальные по музыкальному языку, венгерские рапсодии Листа объективно ответили росту национального самосознания венгерского народа в период его борьбы за национальную независимость. В этом их демократизм и причина широчайшей популярности.

Любопытно, что аналогичное соотношение частей Лист сохраняет в «Испанской рапсодии» (около 1876 года): медленная часть (cis-moll) построена на варьировании темы фолии, близкой сарабанде; быстрая часть (D-dur) также основана на вариационном принципе, но в последовании тем обнаруживаются черты свободно трактованной сонатной формы (главная партия - D-dur, побочная - F-dur, заключительная - E-dur).

Лучшими образцами листовских рапсодий являются 2,6,12,14.
^ 2. Строение рапсодий Ф. Листа
Венгерские рапсодии Листа объективно ответили росту национального самосознания венгерского народа в период его борьбы за национальную независимость. В этом их демократизм, в этом причина их популярности как в Венгрии, так и за ее пределами. В большинстве случаев каждая рапсодия Листа заключает в себе две контрастные темы, часто развивающиеся вариационно. Многим рапсодиям свойственно постепенное нагнетание динамики и темпа: печенно - речитативная тема значительного характера переходит в танец, постепенно ускоряющийся и заканчивающийся буйной, стремительной, огненной пляской. Таковы, в частности, 2-я и 6-я рапсодии. Во многих приемах фортепианной фактуры (репетиции, скачки, различные виды арпеджио и фигураций) Лист воспроизводит характерные звучности венгерских народных инструментов. Вторая рапсодия принадлежит к наиболее характерным и лучшим произведениям такого рода. Краткое речетативно - импровизационное вступление вводит в мир ярких, красочных картин народной жизни, составляющих содержание рапсодии. Форшлаги, звуки характерные для венгерской народной музыки и напоминают пение певцов - сказителей. Аккорды сопровождения с форшлагами воспроизводят бряцанье на струнах народных инструментов. Вступление переходит в печню с элементами танцевальности, которая затем переходит в легкий танец с вариационным развитием. Шестая рапсодия состоит из четырех ясно отграниченных разделов. Первый раздел представляет собой венгерский марш и носит характер торжественного шествия. Второй раздел рапсодии - быстро пролетающий танец, оживляемый синконами в каждом четвертом такте. Третий раздел - песенно - речетативная импровизация, воспроизводящая пение певцов - сказителей, уснащенная форшлагами и богато орнаментированная, - отличается свободным ритмом, обилием фермат, виртуозным пассажами. Четвертый раздел - быстрый танец, рисующий картину народного веселья.
^ 3.Венгерская рапсодия №2

(Музыкальный анализ)
Сочинена в 1847 году.

Вторая рапсодия принадлежит к наиболее характерным и лучшим произведениям такого рода. Краткое речитативно-импровизационное вступление (Lento a capriccio) вводит в мир ярких, красочных картин народной жизни, составляющих содержание рапсодии:

Звук, берущийся форшлагом, “опевание” его мелодическим орнаментом характерны для венгерской народной музыки и напоминают пение певцов-сказителей. Аккорды сопровождения с форшлагами воспроизводят бряцание на струнах народных инструментов. Вступление переходит в песню (Lassan):


Наиболее типичная для листовских рапсодий форма строится на контрастном сопоставлении двух разделов – медленного и быстрого (лашан и фришка).

I-й, медленный раздел рапсодии – лашан – имеет ярко выраженный венгерский национальный характер, в особенности благодаря характерным для стиля вербункош пунктирным концовкам. Его жанровая основа – песня с элементами танцевальности (благодаря пунктирному ритму сопровождения). При втором проведении тема песни фактурно варьируется, украшается типично листовским виртуозным пассажем и переходит во вторую, танцевальную тему. Высокий регистр, форшлаги, напоминающие игру народных струнно-щипковых инструментов, создают образ очень нежный, легкий, а постоянный органный пункт подчеркивает народный колорит. После вариационного развития танцевальной темы вновь появляются первые две темы (вступления и песни), подобно репризе в 3хчастной форме.
2-й, быстрый раздел рапсодии – фришка – построен на свободном вариационном развитии танцевальной темы I-го раздела. По содержанию это картина народного праздника, во время которого пляска становится всё более темпераментной, зажигательной. Характерно всё большее ускорение темпа, усложнение фактуры, динамические волны от р до ff, передающие то затухание, то возобновление танца.

Чрезвычайно интересен приём, характерный для народной инструментальной музыки различных народов, и в том числе венгерского: переборы на чередующихся доминантовой и тонической гармониях, расцвечиваемые многочисленными вариациями.

Достигнув громадной силы и стремительности, пляска затем постепенно стихает, движение замедляется, - лишь отголоски танца; одиноко звучащая на фоне танцевальных фигур сопровождения мелодия рисует, может быть, задерживающуюся пару танцующих; да и та останавливается. Но снова сбегается веселящаяся, праздничная толпа, танец возобновляется с прежней огненной стремительностью, всё закружилось и завертелось в вихре буйной пляски!

В развитии тематического материала преобладающую роль играют приемы орнаментального варьирования, связанного с народной инструментальной практикой.

22 октября 1811 года родился Ференц Лист - венгерский композитор, пианист-виртуоз, педагог, дирижёр, публицист, один из крупнейших представителей музыкального романтизма, основоположник Веймарской школы в музыке, один из величайших пианистов XIX века. Его эпоха была расцветом концертного пианизма, Лист был в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности. До сих пор его виртуозность остаётся ориентиром для современных пианистов, а произведения - вершинами фортепианной виртуозности.

Отец Листа, смотритель овчарни князя М. Эстерхази, играл на многих музыкальных инструментах, пел, сочинял музыку. Под его руководством Лист в 6-летнем возрасте начал обучаться игре на фортепиано и через 3 года с успехом выступал публично. В 1821-22 гг. продолжил занятия в Вене у К. Черни (фортепиано) и А. Сальери (композиция). В 1822-23 гг. дал в Вене несколько концертов (на одном из них присутствовал Л. ван Бетховен); в мае 1823 г. с огромным успехом выступал в Пеште, осенью переселился в Париж для завершения музыкального образования. Однако директор Парижской консерватории Л. Керубини не принял Листа как иностранца. Некоторое время Лист брал частные уроки у Ф. Паэра и А. Рейхи. В 1824-27 гг. с триумфом концертировал во Франции и Великобритании. В эти годы им был написан ряд произведений для фортепиано (12 этюдов, «Бравурное аллегро», «Бравурное рондо» и др.), а также одноактная опера «Дон Санчо или Замок Любви» (1825, Париж). С 1827 г. из-за неожиданной смерти отца Лист был вынужден много выступать и давать уроки музыки. Впервые он задумывается над унизительным положением художника в обществе, его тяготят пошлые вкусы буржуазной публики. Стремясь заполнить пробелы в образовании, он много читает, увлекается поэзией Дж. Г. Байрона, философией Ф. М. Вольтера, Ж. Ж. Руссо, Дж. Локка; испытывает сильное влияние писателей-романтиков — В. Гюго, Ф. Шатобриана, А. Ламартина. Особенно его привлекают произведения, направленные против социального неравенства. С энтузиазмом встречает Лист июньскую революцию 1830 г. Он становится приверженцем учения Сен-Симона. Под непосредственным впечатлением революционных событий написал «Революционную симфонию» (осталась незавершенной). В 1834 г., после восстания лионских ткачей, Лист создал фортепианную пьесу «Лион», взяв эпиграфом к ней знаменитый лозунг восставших «Жить в труде или умереть в борьбе». Общение с выдающимися музыкантами (Г. Берлиозом, Н. Паганини, Ф. Шопеном) и прогрессивными писателями (В. Гюго, Ж. Санд, О. Бальзак, Г. Гейне и др.) еще больше укрепило демократические убеждения Листа и оказало плодотворное влияние на формирование его пианизма и композиторских принципов. Лист сближается также с аббатом Ф. Ламенне и серьезно увлекается его учением (христианский социализм). Большую роль в творческой биографии Листа сыграла встреча в 1833 г. с писательницей М. д’Агу (впоследстивии публиковала статьи под псевдонимом Даниель Стерн). В 1835 г. Лист и д’Агу уехали в Швейцарию, где начали совместную жизнь; в 1837-39 путешествовали по Италии. В эти годы Лист много и плодотворно работал — сочинял, концертировал, преподавал в Женевской консерватории. В сотрудничестве с д’Агу написал 6 статей (серия) «О положении людей искусства и об условиях их существования в обществе» (1935) и «Письма баккалавра музыки» (12 писем, 1938-39). В них наряду с острой критикой буржуазного общества и положения художников содержится ряд прогрессивных эстетических суждений (о социальной значимости искусства, о программности и др.). Периодически Лист концертировал в Париже, пропагандируя классичечкую музыку, главным образом произведения Л. Бетховена. В 1837 г. Лист выступал там, состязаясь в игре с австрийским пианистом З. Тальбергом. В этот период им были написаны многочисленные оригинальные произведения для фортепиано — «Альбом путешественника» (своеобразный музыкальный дневник путешествий, частично послуживший материалом для цикла «Годы странствий), 12 больших этюдов (впоследствии переработаны в «Этюды трансцендентного исполнения»), «Три сонета Петрарки» (1-я редакция), «Пляска смерти» и др., а также сделан ряд транскрипций и обработок для фортепиано (в том числе «Бравурные этюды по каприсам Паганини», переложения «Фантастической симфонии» Берлиоза, 5-й, 6-й и 7-й симфоний Бетховена, увертюры «Вильгельм Телль» Россини, песен Шуберта, фантазии на темы из опер «Гугеноты», «Пуритане», «Лючия де Ламмермур» и др.). Своей практикой транскрипций и оперных фантазий Лист не только расширил сферу применения фортепиано, но и способствовал выработке и закреплению новых принципов программного инструментального творчества, выработал новый фортепианный стиль.

С 1838 года началась интенсивная концертная деятельность Листа как пианиста-виртуоза. Поводом для больших концертных поездок послужила весть о наводнении в Венгрии, всколыхнувшая в нем патриотические чувства; доход от большей части концертов, данных в Вене, он внес в фонд помощи пострадавших. В 1839-40 гг. Лист выступал в Венгрии, пожертвовав весь сбор с концертов на благотворительные цели (в том числе на учреждение в Пеште консерватории). Его повсюду встречали и чествовали как национального героя.

В 1840-е гг. Лист гастролировал во всех крупных городах Европы. Трижды (1842, 1843 и 1847) посетил Россию, с огромным успехом концертировал в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе, Елизаветграде. В Петербурге Лист познакомился с М. И. Глинкой и стал одним из самых горячих почитателей его творчества (в своих концертах импровизировал на темы из опер «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила»), сблизился с Мих. Ю. Вильегорским, бывал у В. Ф. Одоевского (в его доме сыграл по рукописной партитуре несколько номеров из «Руслана и Людмилы»). Тогда же Лист сделала ряд транскрипций произведений русских композиторов, в том числе «Соловья» А. А. Алябьева и «Марша Черномора» Глинки. Во время гастролей в Киеве Лист познакомился с К. Витгенштейн, близкая дружба с которой продолжалась на протяжении всей его жизни (ей посвящены все симфонические поэмы Листа). В Елизаветграде в сентябре 1847 года он дал концерт, которым закончил свою карьеру виртуоза.

Концертная деятельность не принесла Листу полного удовлетворения. Великий преобразователь фортепианной игры, увлекавший слушателей стихийной силой своего артистического темперамента, необычайной виртуозностью, поэзией и драматизмом исполнения, стремившийся сделать достоянием широкой аудитории шедевры мирового музыкального искусства, часто оставался непонятым в своих лучших устремлениях. В 1848 г., приняв пост придворного капельмейстера в Веймаре, Лист отказался от деятельности виртуоза. С Веймарскм периодом деятельности Листа (1848-61) связан расцвет его композиторского творчества. Здесь им созданы две симфонии — «Фауст-симфония» (по Гете, 1854-57) и «Симфония к «Божественной комедии» Данте» (1855-56) и 12 симфонических поэм. Тогда же он создал «Два эпизода из «Фауста» Ленау» для оркестра и много хоровых и сольных вокальных произведений (среди них шедевры песенной лирики), но главным образом самые значительные произведения для фортепиано, в том числе сонату h-moll (монументальное сочинение, по замыслу примыкающее к программно-симфоническому творчеству Листа), «Годы странствий» (цикл программых пьес, объединенных общей поэтической идеей), «Этюды трансцендентного исполнения», «Поэтические и религиозные гармонии»(цикл из 10 пьес), два концерта (Es-dur и A-dur), «Фантазию на венгерские народные темы» и др. В Веймаре, где вокруг Листа объединилась группа видных музыкантов (Х. Бюлов, Й. Рафф, П. Корнелиус, К. Таузиг и др.), образовавшаяся в так называемую веймарскую школу, широко развернулась и музыкально-популяризаторская деятельность Листа. В качестве главного дирижера и художественного руководителя оперного театра в Веймаре он поставил редко исполнявшиеся классические оперы В. А. Моцарта, К. В. Глюка, Л. Бетховена и ряд опер современных ему композиторов. Особенно много сделал Лист для пропагадны сочинений Р. Вагнера (в том числе осуществил первую постановку «Лоэнгрина»), с которым долгое время находился в дружеских отношениях. Под управлением Листа были впервые исполнены также многие симфонические произведения других композиторов. В своих музыкально-критических статьях этого периода (около 1855), непосредственно связанных с пропагандой оперных и симфонических произведений (в том числе «Берлиоз и его симфония «Гарольд», «Роберт Шуман», «Орфей» Глюка», «Эврианта» Вебера», «Летучий голландец»), а также в монографии о Шопене, свидетельствующей о славянских симпатиях Листа и его восхищении гением Шопена, Лист отстаивал (хотя и не во всем последовательно) принципы демократического искусства, резко выступал против формалистического направления, возглавлявшегося Э. Гансликом, боролся с ремесленным профессионализмом, активно содействовал организации «Всеобщего немецкого музыкального союза». Им был разработан план демократической реформы оперного театра, что вызвало сильнейшее противодействие консервативно настроенных придворных и буржуазных кругов Веймара. Не имея возможности продолжать работу в атмосфере сословных предрассудков, косности, равнодушия, филистерства и интриг, Лист в 1861 году отказался от должности придворного капельмейстера. С этого времени он жил то в Риме, то в Пеште, периодами возвращаясь в Веймар. Не удовлетворенный своей общественно-музыкальной деятельностью, он стал все чаще поддаваться пессимистическим настроениям. В 1865 году, вскоре после того как выяснилась невозможность его брака с Витгенштейн, с которой он прожил до этого много лет и которая оказывала известное воздействие на эстетические и идейные взгляды Листа, он (не без ее влияния) принял сан аббата. Однако Лист продолжал свою творческую деятельность (помимо многочисленных церковных сочинений, им в этот период созданы 2-й и 3-й «Мефисто-вальсы», в которых получили дальнейшее развитие образы листовского скепсиса, «Фантазия и фуга на тему BACH», «Три забытых вальса», транскрипция «Смерти Изольды» Вагнера, транскрипция полонеза из оперы «Евгений Онегин» и др. Лист по-прежнему был проницателен и зорок, темпераментен и непреклонен в своих художзественных убеждениях. Он ежегодно проводил несколько месяцев в Будапеште, являясь одним из главных деятелей венгерской музыкальной культуры; принимал деятельное участие в учреждении в 1875 году Академии музыки, был ее первым президентом, а также профессором; содействовал творческой работе лучших венгерских музыкантов: Ф. Эркеля, М. Мошоньи, Э. Ременьи, К. Абраньи и др.; воспитал ряд видных венгерских пианистов: А. Юхаса, И. Томана, А. Сенди, Г. Зичи и др. Лист преподавал также в Веймаре, куда к нему приезжали совершенствоваться музыканты из разных стран, нередко уже известные пианисты: А. И. Зилоти, В. В. Тиманова, А. Рейзенауэр, Э. д’Альбер, Э. Зауэр и др., причем со всеми учениками Лист занимался бесплатно.

Свой огромный авторитет Лист использовал для пропаганды нового передового искусства, следил за ростом молодых музыкальных национальных школ, оказывал поддержку композиторам, развивавшим музыкальную культуры своих народов (среди них Б. Сметана, Э. Григ, С. Франк, К. Сен-Санс, И. Альбенис). Но особенно внимательно он следил (как и в 1840-е) за творчеством современных ему композитолров России, пропагандировал их произведения на Западе. Кроме музыки Глинки, он высоко ценил сочинения С. А. Даргомыжского, приветствовал демократическую критическую деятельность А. Н. Серова и В. В. Стасова, с симпатией отзывался о композиторах «Могучей кучки», изучал их произведения. Он предугадал великое будущее русской музыки и смело поставил все дальнейшее развитие мирового музыкального искусства в тесную связь с развитием русской культуры. Радостно приветствовал Лист развитие русского исполнительского искусства, высоко ценил игру братьев А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов и др. Осенью 1886 года по приглашению М. А. Балакирева, Стасова и др. собирался вновь посетить Петербург, чтобы установить еще более тесный контакт с прогрессивными музыкантами России, но летом этого же года во время Вагнеровского фестиваля, заболел и умер в Байрейте.

Сложная и многогранная творческая деятельность Листа охватывает более 60 лет. Глубоко прогрессивная, просветительская по своей основной направленности, она не была свободна от противоречий. В его личности причудливо переплетались передовые взгляды, сочувствие к национальному революционно-освободительному движению с утопической, слепой верой в учение о христианской любви, с разочарованием и политическим скепсисом; вера в народные силы и ненависть к капиталистическому строю уживались в нем с мелкобуржуазными предрассудками и социальными заблуждениями. Эти идейные противоречия нашли отражение в его творчестве. Искренность, правдивость чувств в его музыке подчас сочетается с романтическими преувеличениями, искусственностью и пафосом, непосредственная эмоциональность — с нарочитой рефлексией, глубина содержания с внешним блеском.

Существует мнение, извращающее подлинное содержание искусства Листа: усиленно подчеркиваются его связи с французской и немецкой культурой (несомненно значительные и определявшие многие стороны творчества Листа) и игнорируется его венгерская национальная основа; некоторые критики пытаются приписать ему «общеевропейский», «вненациональный» характер. В действительности творчество Листа твердо опиралось на национальную почву. В своих произведениях Лист часто обращался к образам народной жизни, быта своей родины, к ее песням и танцам. Он использовал их и в своих симфонических произведениях, ораториях и фортепианных пьесах. Многие национальные особенности, характерные для венгерского стиля вербункош (особенно заключительные ритмические и мелодические формулы и богатая разнообразная фигурация) и чардаша (синкопированная пунктирная ритмика, сильная акцентировка и др.), а также некоторые мелодические, ритмические и гармонические элементы венгерской народной музыки нашли применение в творчестве Листа. Они сказались не только в его многочисленных обработках венгерских народных мелодий (особенно в «Венгерских рапсодиях», созданных в основном на материале городского фольклора и представляющих собой как бы своеобразный музыкальный эпос венгерского народа, его «патриотическую антологию»), но и в произведениях, вдохновленных венгерским национально-освободительным движением, таких, как «Погребальное шествие», посвященное памяти казненных в 1849 году венгерских революционеров и имеющее подзаголовок «1849, Октябрь», «Плач о героях», также посвященный памяти борцов за национальное освобождение и примыкающий по музыкальному содержанию к «Революционной симфонии», симфоническая поэма «Венгрия», повествующая о героическом прошлом страны, и фортепианные пьесы «Памяти Петефи», «Героический марш в венгерском стиле», «Венгерские исторические картины» и др. Стилистические особенности венгерской музыки проявились и в симфонических поэмах «Битва гуннов» и «Мазепа», «Эстергомской (Гранской) мессе», «Венгеркой коронационной мессе», оратории «Святая Елизавета» и др.

Главный принцип творчества Листа — программность; в основе большей части его сочинений лежит поэтически-сюжетный замысел. С помощью программы Лист стремился установить взаимопонимание между художником и публикой, приблизить музыкальное искусство к передовым идеям своего времени, сделать его действенным, образно-конкретным. Программная музыка привлекла Листа главным образом как жанр, несущий в себе элементы подлинного демократизма. Основные эстетические принципы Листа — обновление музыки путем ее связи с поэзией, освобождение художественного содержания от схематизма — раскрываются с наибольшей силой и полнотой в созданном им новом музыкальном жанре — программной одночастной симфонической поэме. В симфонических поэмах Лист наметил различные пути развития этого жанра. Он сумел ярко воплотить в музыке образы мирового искусства (Фауст, Прометей, Орфей, Гамлет и др.). В центре творческого внимания Листа — сильная интеллектуальная личность, борющаяся за высокие гумманистические идеалы, стремящаяся к свету, свободе, счастью.

Смелый новатор, Лист обогатил и расширил выразительные средства музыкального искусства (мелодию, гармонию, инструментовку). В инструментальную мелодию Лист ввел элементы речевых интонаций, подчеркнутую декламационность, идущую подчас от приемов ораторского искусства, ввел принцип монотематизма, заключающийся в образовании совершенно различных по своему характеру тем из единой тематической основы (сам Лист считал подобное превращение тем, основанное на технике свободного варьирования, развертывания мотивов, главной чертой своего композиционного метода). Лист часто прибегал к так называемой мелодии-характеристике, как бы обрисовывающей те или иные жизненные ситуации, мысли, чувства, причем направление, в котором происходит характерная «трансформация» мотива, всецело предопределяется поэтическим образом. Особенно значительны достижения Листа в области гармонии. В его музыкальном искусстве впервые были столь разносторонне использованы средства гармонической красочности (контрастные сопоставления, альтерированные гармонии, энгармонические замены, использование старых натуральных ладов и др.). Лист был одним из крупнейших мастеров инструментовки, применившим ряд новых приемов, основанных на глубоком проникновении в природу оркестровых тембров. Характерно, что и переворот, произведенный им в пианистическом искусстве, был основан на симфонической трактовке фортепиано. Использование инструмента во всей его регистровой полноте, многокрасочности и динамичности предоставляло универсальные возможности для воспроизведения оркестровых звучаний и способствовало демократизации фортепианной игры, выведению ее из ограниченной сферы камерности и салона в массовую аудиторию, в большой концертный зал. По меткому выражению Стасова, начиная с Листа «для фортепиано стало возможно все»; Лист открыл «новую эру пианизма». Яркая образность, романтическая приподнятость, драматизм выражения, оркестровая красочность были теми средствами, с помощью которых Лист достиг высот исполнительского искусства, доступного широким кругам слушателей. В небывалом до Листа виртуозном размахе игры, в непринужденносй свободе исполнительства сказались и национальные особенности его искусства. Манера интерпретации Листа воспроизводила и развивала черты венгерской национальной импровизационности.

В последние годы жизни творческие устремления Листа существенно изменились — он пришел к созданию особого, аскетичного, лаконичного стиля, свободного от романтических излишеств и преувеличений, и во многом предвосхитил музыкально-выразительные средства 20 века.

Деятельность Листа сыграла большую роль в становлении венгерской национальной композиторской и пианистической школ и оказала большое влияние на развитие мировой музыкальной культуры.

Я. И. Мильштейн. Музыкальная энциклопедия, издательство «Советская энциклопедия», Москва, 1973 г.

Franz Liszt — Hungarian Rhapsody No.2 (Orchestra version)