Евгений онегин смысл названия. Почему роман Пушкина «Евгений Онегин» называют энциклопедией русской жизни. Краткое описание сюжета
Диктант
Весенний вечер.
Подходит время ночи. За вершинами высоких сосен и елей скрывается солнце. Дышит и оживает земля, сходит снег. Пушистые шапки одна за другой падают с сосен и елей. Пахнет весенними почками. Пробудилась талая земля от зимнего сна.
Много звуков в весеннем лесу. Заливаются на деревьях певчие дрозды. На вершине высокой сосны громко воркует дикий голубь. Страшно ухнул и захохотал филин. Наступила тишь.
Ниже и ниже спускается весенняя прохладная ночь.
Задания:
Выполнить синтаксический разбор последнего предложения. Дать характеристику предложению.
Выполнить морфемный (по составу) анализ слова - наступила
Во втором предложении у существительных указать падеж.
^
Схема анализа проверки читательских умений работать с текстом художественного произведения уч-ся 4 классов
Дата проверки: ________________
Класс___________ УМК ____________________________
^ Кол-во проверенных учащихся | Выполнили работу без ошибок | Допустили ошибки в заданиях |
|||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
||
Отметка «5»_______________________________________ чел _____%
Отметка «4» _______________________________________ чел. _____%
Отметка «3»________________________________________чел._____%
Отметка «2»________________________________________чел. ____%
Процент успеваемости ______%
Процент качества знаний ______%
Учитель: ____________________ Ассистент: ___________________
4 класс
^
КАРТОЧКА УЧЕНИКА.
Ф.И. ученика _____________________УМК ________________________________
Две лягушки.
Жили-были две лягушки. Были они подруги и жили в одной канаве. Но только одна из них была настоящая лесная лягушка – храбрая, сильная, весёлая, а другая – ни то ни сё: трусиха была, лентяйка, соня. Про неё даже говорили, будто она не в лесу, а где-то в городском парке родилась.
Но всё-таки они жили вместе, эти лягушки.
И вот однажды ночью вышли они погулять.
Идут себе по лесной дороге и вдруг видят – стоит дом. А около дома погреб. И из этого погреба очень вкусно пахнет: плесенью пахнет, сыростью, мохом, грибами. А это как раз то самое, что лягушки любят.
Вот забрались они поскорее в погреб, стали там бегать и прыгать. Прыгали, прыгали и нечаянно свалились в горшок со сметаной.
И стали тонуть.
А тонуть им, конечно, не хочется.
Тогда они стали барахтаться, стали плавать. Но у этого глиняного горшка были очень высокие скользкие стенки. И лягушкам оттуда никак не выбраться.
Та лягушка, что была лентяйкой, поплавала немножко, побултыхалась и думает: «Всё равно мне отсюда не вылезти. Что ж я буду напрасно барахтаться? Уж лучше я сразу утону».
Подумала она так, перестала барахтаться – и утонула.
А вторая лягушка – та была не такая. Та думает: «Нет, братцы, утонуть я всегда успею. Это от меня не уйдёт. А лучше я ещё побарахтаюсь, ещё поплаваю. Кто знает, может быть, у меня что-нибудь и выйдет».
Но только – нет, ничего не выходит. Как ни плавай – далеко не уплывёшь. Горшок узенький, стенки скользкие – не вылезти лягушке из сметаны.
Но всё-таки она не сдаётся, не унывает.
«Ничего, – думает, – пока силы есть, буду бороться. Я ведь ещё живая – значит, надо жить. А там – что будет».
И вот из последних сил борется наша лягушка со своей лягушачьей смертью. Уж вот она и сознание стала терять. Уже вот захлебнулась. Уж вот её ко дну тянет. А она и тут не сдаётся – знай себе лапками работает. Дрыгает лапками и думает: «Нет! Не сдамся! Шалишь, лягушачья смерть…»
И вдруг – что такое? Вдруг чувствует наша лягушка, что под ногами у неё уже не сметана, а что-то твёрдое, что-то такое крепкое, надёжное, вроде земля. Удивилась лягушка, посмотрела и видит: никакой сметаны в горшке уже нет, а стоит она на комке масла.
«Что такое? – думает лягушка. – Откуда здесь взялось масло?»
Удивилась она, а потом догадалась: ведь она сама лапками своими из жидкой сметаны твёрдое масло сбила.
«Ну вот, – думает лягушка, – значит, я хорошо сделала, что сразу не утонула».
Подумала она так, выпрыгнула из горшка, отдохнула и поскакала к себе домой – в лес.
А вторая лягушка осталась лежать в горшке.
И никогда уж она, голубушка, больше не видела белого света, и никогда не прыгала, и никогда не квакала.
(Л. Пантелеев)
^
Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения
Прочитай текст «Две лягушки» Л. Пантелеева. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. Где жили подруги-лягушки? Подчеркни правильный ответ.
В погребе;
в канаве;
в парке.
^
2. В какое время суток подруги вышли погулять?
вечером;
3. Зачем лягушки забрались в погреб?
Чтобы полакомиться сметаной;
из погреба очень вкусно пахло;
лягушкам захотелось узнать, что в погребе.
^
4. Почему одна из лягушек утонула?
Ответ: __________________________
5. Храбрая лягушка продолжала барахтаться в горшке, потому что:
решила доплыть до края горшка;
решила бороться до конца со смертью;
решила сбить масло из жидкой сметаны.
^
6. Как ты понимаешь выражение: Шалишь, лягушачья смерть?
ничего у тебя не выйдет;
придумываешь;
фантазируешь.
7. О чём главном хотел сказать нам автор?
Об опасности, которая может подстерегать в погребе;
о вкусных запахах из погреба;
о правилах поведения в сложных ситуациях;
о том, что никогда не нужно падать духом.
^
8. В какой из сборников можно было бы поместить это произведение?
«Сказочные истории»;
«Рассказы о природе»;
«Рассказы о животных».
^
9. Какая из лягушек тебе понравилась и чем?
Ответ: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверка уровня начитанности:
^
1. Определи жанры, которые можно включить в раздел устного народного творчества. Правильный ответ подчеркни.
Сказки;
летописи;
пословицы;
^
2. Определи жанр произведения. Правильный ответ подчеркни.
Посреди поля чистого,
На закате красна солнышка,
На восходе ясна месяца
На заставу богатырскую
Собирались на походный совет
Славнорусские богатыри:
Думу думали, раздумывали,
По нарядам снарядились.
Сказка;
летопись;
^ 3. Запиши имя одного из былинных героев.
________________________________
4. Запиши 1–2 фамилии писателей-сказочников.
Ответ: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
^
5. В какой из разделов книги можно поместить произведения писателей: Н.Н. Сладкова, В.В. Бианки, Е.И. Чарушина? Правильный ответ подчеркни.
«О братьях наших меньших»;
«Делу время – потехе час»;
«Доброе братство дороже богатства».
Контрольная работа по математике
для учащихся 4 классов
1 вариант
^
1. Расположи числа в порядке возрастания:
7864, 7564, 795, 7964, 7664, 74645
2. Выполните вычисления «столбиком»:
23562 + 32541 70963 – 14632
345 х 73 6588: 36
3. Выполни действия:
672 – 96: 4 + 200
1т 4ц 1т 400 кг
17 км 100 м 17 010 м
^
Начертите прямоугольник АBCD ширина, которого 40 мм, а длина на 2 см больше. Найдите периметр и площадь прямоугольника.
^ 6. Решите задачу:
Из городов, расстояние между которыми 861 км, одновременно выехали навстречу друг другу две машины и встретились через 7 часов. Скорость одной машины 59 км/ч. Определи скорость второй машины.
2 вариант
Расположи числа в порядке убывания:
6792, 6492, 679, 6892, 6565, 64565
Выполни вычисления
24643 + 42561 80979 – 16823
263 х 65 8320: 65
Выполни действия:
^ 4. Сравните и запишите результат с помощью знаков или =
3 дм 8 см 3дм 80 мм
72 ц 7 т 20 ц
5. Решите задачу и начертите прямоугольник:
Начертите прямоугольник ABCD длина, которого 40 мм, а ширина на
2 см короче. Найдите периметр и площадь прямоугольника.
^ 6. Решите задачу:
Два пешехода одновременно вышли навстречу друг другу из двух посёлков и встретились через 3 часа. Определи расстояние между посёлками, если один пешеход двигался со скоростью 5 км/ч, а второй – 6 км/ч.
* Дополнительные задания
Предложи способ нахождения значение выражения. Вычисли его.
4т 150 кг * 69 – 4 т 15 кг * 69 + 7 т 900кг *69 =
2. Который теперь час, если прошедшая часть суток на 4 часа больше оставшейся?
^ АНАЛИЗ
итоговой контрольной работы за курс начальной школы по русскому языку
за 2010 -2011 учебный год
МОУ СОШ № _
^
Система, УМК | |
| |
| |
1. Диктант: | |
«5» | |
«4» | |
«3» | |
«2» | |
Средний балл за диктант: | |
% качества выполнения работы | |
^ 2. Общий анализ ошибок (кол-во уч-ся): | |
| |
| |
| |
- знаки препинания (в конце предложения) | |
- большая буква в начале предложения | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
- существительных | |
- прилагательных | |
- глаголов | |
^ 3. Грамматическое задание: | |
«5» | |
«4» | |
«3» | |
«2» | |
Средний балл за грамматическое задание: | |
^ 4. Анализ ошибок. | |
Ошибки в задании №1 (чел.) | |
Ошибки в задании №2 (чел.) | |
Ошибки в задании №3 (чел.) |
^ АНАЛИЗ
итоговой контрольной работы за курс начальной школы по математике
за 2010 -2011 учебный год
МОУ СОШ № _
Система, УМК | ||
^ Количество учащихся по списку | ||
Количество учащихся, выполнявших работу | ||
^ 1. Качество основной части | ||
«5» | ||
«4» | ||
«3» | ||
«2» | ||
Средний балл основной части | ||
% качества выполнения работы | ||
^ 2. Допустили ошибки в основной части работы. | ||
| ||
| ||
- кол-во уч-ся, не решивших задачу | ||
- допустили ошибки в вычислениях | ||
- допустили ошибки в выборе действия | ||
| ||
- на вычитание | ||
- сложение | ||
- умножение | ||
- деление | ||
На порядок действий: | - выбор действия | |
- ошибки в вычислениях | ||
| ||
- нахождение периметра | ||
- нахождение площади | ||
- выполнение чертежа | ||
| ||
- преобразования | ||
- сравнение | ||
^ 5. Выполнили правильно задание повыш. трудности (кол-во уч-ся)
|
Таблица итогового анализа чтения уч-ся 4 классов, МОУ СОШ № ______ за 2010 – 2011 уч.год
Система, УМК _____________
Дата проверки: _____________
Кол-во учащихся в классе _________ чел.
классы | читав-ших | Понимание прочитанного (чел. - %) | Способ чтения | Правильность чтения |
|||||||||
по буквам | По слогам | Слог + целое слово | Целыми словами | Читают без ошибок | Замена, пропуск, искажение | Повтор слов и слогов | Постановка ударения | Ошибки в окончаниях | выразительность | Речевые отклонения |
|||
4 - ые |
Учитель:____________________________ Ассистент: _______________________
Роман Пушкина «Евгений Онегин» - первый русский реалистический роман, причем написанный стихами. Он стал произведением новаторским как по форме, так и по содержанию. Пушкин поставил задачу не только показать в нем «героя времени», Онегина, человека с «преждевременной старостью души», создать образ русской женщины, Татьяны Лариной, но и нарисовать «энциклопедию русской жизни» той эпохи. Все это потребовало преодолеть не только тесные рамки классицизма, но и отказаться от романтического подхода. Пушкин стремится максимально приблизить свое произведение к жизни, которая не терпит схематичности и заранее заданных конструкций, а потому и форма романа становится «свободной».
И дело не только в том, что автор лишь в конце 7 главы помещает «вступление», иронично замечая: «…Хоть поздно, а вступленье есть». И даже не в том, что роман открывает внутренний монолог Онегина, размышляющего о своей поездке в деревню к дяде за наследством, который прерывается рассказом о детстве и юности героя, о годах, проведенных в вихре светской жизни. И даже не в том, что автор часто прерывает сюжетную часть, помещая то или иное лирическое отступление, в котором может говорить о чем угодно: о литературе, театре, своей жизни, о чувствах и мыслях, которые его волнуют, о дорогах или о женских ножках, - а может просто побеседовать с читателями: «Гм! гм! Читатель благородный, / Здорова ль ваша вся родня?». Недаром Пушкин утверждал: «Роман требует болтовни».
Он действительно как будто не создает художественное произведение, а просто рассказывает историю, случившуюся с его добрыми знакомыми. Вот почему в романе рядом с его героями Онегиным, Татьяной, Ленским, Ольгой появляются люди, которые жили во время Пушкина - Вяземский, Каверин, Нина Воронская и другие. Более того, сам Автор становится героем своего же романа, оказываясь «добрым приятелем» Онегина. Автор хранит письма Онегина и Татьяны, стихи Ленского - и они тоже органично входят в роман, нисколько не нарушая его цельность, хотя написаны не «онегинской строфой».
Кажется, что в такое произведение - «свободный роман» - может войти что угодно, но при всей «свободе» его композиция стройна и продуманна. Главное же, почему создается это ощущение свободы, состоит в том, что роман Пушкина существует, как сама жизнь: непредсказуемо и в то же время согласуясь с неким внутренним законом. Иногда даже сам Пушкин удивлялся тому, что «вытворяли» его герои, например, когда его любимая героиня Татьяна «взяла и вышла замуж». Понятно, почему многие современники Пушкина пытались увидеть в героях романа черты своих друзей и знакомых - и находили их! В этом удивительном произведении жизнь пульсирует и вырывается наружу, создавая и сейчас эффект «присутствия» читателя в момент развития действия. А жизнь всегда свободна в своих многочисленных изгибах и поворотах. Таков и подлинно реалистический роман Пушкина, открывший дорогу новой русской литературе.
«Евгений Онегин» не лишен налета поэтического романтизма, присущего Пушкину. Но это уже в большей степени реалистичное произведение, показывающее быт и нравы российской действительности 20-х годов XIX века. Не случайно Белинский в своем критическом разборе произведений Пушкина назвал роман «Евгений Онегин» энциклопедией русской жизни. «…Великая заслуга со стороны поэта, что он так верно умел схватить действительность известного мгновения из жизни общества…»
В романе яркими красками представлена русская природа во всех временах года. Причем, эти зарисовки выполнены настолько великолепно и реалистично, что по ним исследователи определяли годы, в которые происходили описываемые события. В поэме читатель найдет немало лирических строк, описывающих прелестную русскую природу (к примеру или ).
Роман начинается знакомством с , летевшим в российскую глубинку «на почтовых» из Петербурга.
Насколько все-таки многогранен и красочен русский язык! Одной фразой «молодой повеса» сказано многое: наш главный герой — человек несколько легкомысленный и праздный. Подтверждение сказанному читатель непременно встретит в дальнейшем повествовании.
Онегин родился в Петербурге, получил типичное домашнее образование. В тот период дворяне повсеместно отдавали предпочтение французскому языку. Тому было несколько причин. Французский язык был непонятен простым людям, которые не всегда умели читать и писать даже по-русски, и отличал дворянина от простолюдина. Поэтому в России был повышенный спрос на французских учителей.
Спрос, как известно, порождает предложение, и французы летели в Россию, как пчелы на мед. Не все из них были хорошо образованы, и способны дать дворянским недорослям достойное образование, но у них было главное достоинство – они знали французский.
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь.
Причисляя себя к подобным недорослям, Александр Сергеевич явно скромничает. Ведь он получил прекрасное образование в Царскосельском лицее.
Пушкин подробно показывает один день молодого человека в Петербурге. Так жили многие представители высшего светского общества. Как говорится, от частного к общему. Балы, вечеринки с друзьями, театры.
Пушкин любил театр и не мог не послать туда своего героя. Но Онегин сюда приехал не столько ради постановки, сколько «на людей посмотреть и себя показать».
Всех пора на смену;
Балеты долго я терпел,
Но и Дидло мне надоел.
Пушкин любил театр. С восторгом и восхищением говорит он об артистах, которых видел сам во время пребывания в столице. Его поэма сохранила для нас некоторые имена и названия постановок.
Но, говоря театральным языком, начинается второй акт, декорации меняются. Читатель переносится в русскую деревню, куда уже прискакал Евгений, дядя уже умер, и поправлять подушки молодому человеку не придется.
Начинается описанием деревни, «где скучал Евгений». Дальнейшие события разворачиваются здесь, в уезде, между поместьями Онегина, Лариных и Ленского. Описание дома, несколько штрихов показывают, как жил дядя Евгения. Онегин дичился недалеких и простоватых соседей, и, избегая общения с ними, покидал дом, как только видел подъезжавшую к его имению, кибитку.
Как антипод Онегина, в свое имение вернулся еще один молодой помещик – . Через него читатель знакомится с семейством Лариных. В отличие от Онегина, Ленский не бегал от своих соседей, но разговоры «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне», были ему мало интересны. Кстати, в этой фразе Пушкин не просто показывает интересы русских помещиков. Из нее мы можем понять, что в описываемой губернии сельское хозяйство базировалось на животноводстве. В деревнях делали вино и наливки из фруктов и ягод, мужчины увлекались охотой, держали и разводили охотничьих собак, которые были гордостью многих помещиков.
И пока отцы занимались хозяйством и собаками, их дочки с увлечением читали французские романы, мечтали о загадочной и романтической любви, а матушки подыскивали им женихов из числа холостых соседей. Таковы были нравы. Брак нередко был способом решения некоторых экономических проблем.
Новая смена декораций свершается, когда матушка Ларина вместе с приезжает в Москву. Другие люди, другие картины. Кузины принимают нашу Татьяну в свое общество, ее вывозят в свет. Юная провинциалочка производит на мужчин неоднозначное впечатление. Ее осматривают, обсуждают, о ней говорят. И в один прекрасный день на нее обратил внимание некий генерал. Это был герой Отечественной войны 1812 года, человек принятый при дворе и матушка сделала все, чтобы уговорить Татьяну на брак. Уговорить свою дочь она могла, силой принудить – нет. В XIX уже существовали определенные правила и ограничения в этом вопросе.
Но, как следует из дальнейшего повествования, Татьяне с мужем повезло. Он любил свою жену и ценил ее.
Но шпор внезапный звон раздался,
И муж Татьянин показался,
И здесь героя моего,
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго… навсегда.
В этих строках читается, что муж Татьяны не даст свою жену в обиду. И если только заподозрит малейшее посягательство на честь его жены, а значит, на его честь, Онегину не поздоровится.
Можно бесконечно рассуждать на тему достоверности и энциклопедичности романа. Каждая строка в ней дышит русскостью. И неважно, о ком или о чем пишет Пушкин: о девушках, собиравших ягоды в саду Лариных, или о светском рауте, описывает ли петербургский бал или провинциальное празднество, каждая строка поэмы показывает, что в ней изображено действительно существовавшее общество.
Наверное, многие читали знаменитый роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин" и задумывались над его названием. Почему роман назван "Евгений Онегин"?
Этот роман назван именем того героя, которого Пушкин представлял центральным персонажем своего романа в стихах, именно о его жизни повествуется на протяжении всего произведения. Евгений - молодой человек, представитель "золотой дворянской молодежи", свою жихнь проводит праздно и пестро на балах, в ресторанах и в театрах. Но тем не менее, он не глуп, и такая жизнь ему быстро наскучивает, он ищет себе новые интересы. В образе главного героя заключен конфликт между средой и личностью, который был не только у одного Онегина, но и у многих людей тоже. Онегин - это собирательный образ молодых дворян его времени. Благодаря этому роман также назван "Евгений Онегин".
Теперь обратимся к значению имени главного героя. С греческого имя "Евгений" значит "благородный", а его фамилия происходит от названия реки Севера "Онега". Сочетание именно этой фамилии и имени очень мелодично, что важно для любого стихотворения, а этот роман, как известно, написан в стихах. Кроме того, фамилия "Онегин" как бы подчеркивает расчетливость и холодность главного героя этого романа.
Подведем итог в вопросе о том, почему роман назван именем Онегина:
- Евгений Онегин - главный герой романа, в произведении рассказывается о его жизни, повествование строится вокруг этого персонажа;
- Евгений Онегин - собирательный образ молодых людей-дворян своего времени, он олицетворяет собой конфликт между средой и личностью;
- Звучание имени и фамилии "Евгений Онегин" мелодично и красиво, что очень важно для стихотворной формы романа.