Что делать глава особенный человек краткое содержание. Образ и характеристика рахметова в романе что делать чернышевского сочинение. Рахметов - особенный человек

Как действующее лицо Рахметов появ-ляется в главе «Особенный человек». В других главах его имя только упомина-ется. Но чувствуется, что образ этот цен-тральный, что Рахметов — главный герой романа «Что делать?»

Глава «Особенный человек» образует как бы маленькую самостоятельную по-весть в романе, идея которого не будет без нее полной и понятной. Рассказывая о Рахметове, Чернышевский умышленно сдвигает временные рамки и не дает по-следовательной характеристики и био-графии. Он использует намеки и недо-молвки, переплетая то, что о нем «зна-ли», с тем, что «узнали» впоследствии. Поэтому каждый штрих биографии име-ет принципиальное значение. Например, происхождение. Действительно, почему разночинец Чернышевский делает глав-ным героем социально-политического романа дворянина, родословная которо-го уходит в глубь веков? Возможно, по мысли писателя, образ революционе-ра-дворянина делал идею революции более убедительной и привлекательной. Раз лучшие представители дворянства отказываются от своих привилегий, зна-чит, кризис назрел.

Перерождение Рахметова началось в ранней юности. Семья его была, очевид-но, крепостническая. Об этом говорит скупая фраза: «Да и видел он, что в де-ревне». Наблюдая жестокости крепост-ного права, юноша стал размышлять о справедливости. «Мысли стали бро-дить в нем, и Кирсанов был для него тем, что Лопухов для Веры Павловны». В пер-вый же вечер он «жадно слушал» Кирса-нова, «прерывал его слова восклицания-ми и проклятиями тому, что должно по-гибнуть, благословениями тому, что должно жить». Рахметов отличается от Лопухова и Кирсанова не только своей аристократической родословной, но и исключительной силой характера, кото-рая проявляется в постоянной закалке тела и духа, но особенно в поглощенно-сти делом подготовки к революционной борьбе. Это человек идеи в самом вы-соком смысле слова. Мечта о револю-ции для Рахметова — руководство к

действию, ориентир всей личной жизни.

Ярко проявляется в Рахметове стрем-ление к сближению с простыми людьми. Это видно из его путешествия по России, занятий физическим трудом, сурового самоограничения в личной жизни. Народ прозвал Рахметова Никитушкой Ломо-вым, выражая этим свою любовь к нему. В отличие от разночинца Базарова, кото-рый снисходительно разговаривал с «толстобородыми» мужиками, дворянин Рахметов смотрит на народ не как на массу, подлежащую изучению. Он счита-ет, что народ достоин уважения и пыта-ется испытать хоть часть той тяжести, ко-торая висит на мужицких плечах.

Рахметова Чернышевский показывает как человека «очень редкой», «особой породы», но в то же время как лицо ти-пичное, принадлежащее к новой общест-венной группе, хотя и немногочислен-ной. Писатель наделил «особенного че-ловека» суровой требовательностью к себе и другим и даже мрачноватой внеш-ностью. Вера Павловна сначала находит его «очень скучным». «Лопухов и Кирса-нов, и все, не боявшиеся никого и ниче-го, чувствовали перед ним по временам и некоторую трусость... кроме Маши и равнявшихся ей или превосходивших ее простотой души и платья». Но Вера Пав-ловна, узнав поближе Рахметова, гово-рит о нем: «...Какой это нежный и добрый человек

Рахметов — ригорист, то есть человек, который никогда и ни в чем не отступает от принятых правил поведения. Он гото-вит себя к революционной борьбе и мо-рально, и физически. Проспав ночь на гвоздях, он объясняет свой поступок, широко и радостно улыбаясь: «Проба. Нужно. Неправдоподобно, конечно: од-нако же на всякий случай нужно. Вижу, могу». Таким, наверное, Чернышевский видел вождя революционеров. На во-прос «Что делать?» Николай Гаврилович отвечает образом Рахметова и словами, помещенными в эпиграфе.

Фигура этого ригориста оказала ог-ромное влияние на последующие поко-ления русских и зарубежных революцио-неров. Об этом говорят признания этих людей, что их «любимцем был в особен-ности Рахметов».

Мне нравится Рахметов. Он обладает теми качествами, которых не хватает Ба-зарову. Я восхищаюсь его упорством, волей, выносливостью, умением подчи-нять свою жизнь избранному идеалу, смелостью, силой. Мне хочется хоть не-много быть похожей на этого героя.

Чернышевский создавал свой роман “Что делать?” в эпоху подъема революционного движения в России. Герой романа Рахметов, как никто другой, подходил для революционной деятельности. Рахметов отличается жесткостью, аскетизмом, железной волей, ненавистью к народным угнетателям. Недаром вождь большевиков В. И. Ленин ставил этого литературного героя в пример своим соратникам, говоря, что только с такими людьми возможен революционный переворот в России.
Что же это за особенный человек, привлекающий и в наши дни внимание тех, кто жаждет социальных потрясений ради общего блага? По происхождению Рахметов - дворянин. Его отец был очень богатым человеком. Но привольная жизнь не удержала Рахметова в имении отца. Он уехал из провинции и поступил на естественный факультет в Петербурге.
Без труда Рахметов сблизился в столице с прогрессивно мыслящими людьми. Случай свел его с Кирсановым, от которого он узнал много нового и передового в политическом отношении. Он стал запоем читать книги. Создается впечатление, что он отмерил себе временной отрезок и точно в него уложился. Уже через полгода Рахметов отложил книги и сказал: "Теперь чтение стало для меня делом второстепенным; я с этой стороны готов для жизни" . В этих словах героя можно разглядеть нечто выходящее за рамки нормально развивающегося человека.
Рахметов начал приучать свою физическую сущность подчиняться духовной, то есть стал приказывать сам себе и эти приказы выполнять точно и в срок. Далее он стал закалять организм. Брался за самую тяжелую работу. Был даже бурлаком.
Все это он проделывал, готовясь к великим революционным делам. Ему блестяще удалось создать себя мощным физически и твердым духовно человеком. Рахметов фанатично следовал выбранным раз и навсегда путем. Он ел только то, что ели простые люди, хотя имел возможность питаться лучше. Объяснял он это просто: "Так нужно - это дает уважение и любовь простых людей. Это полезно, может пригодиться". Видимо, чтобы подчеркнуть его крайнюю революционность, Чернышевский принудил своего героя отказаться и от личного человеческого счастья ради идеалов революционной борьбы. Рахметов отказался от женитьбы на богатой молодой вдове. Объяснил он это так: "Я должен подавить в себе любовь; любовь к вам связала бы мне руки, они и так не скоро развяжутся у меня - уже связаны".
Писатель-демократ, Чернышевский в образе Рахметова изобразил революционного вождя, особенного человека. О таких людях автор писал: "Это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли".
Но время показало несостоятельность большевистских идей. И теперь мне ясно, почему вожди Октябрьского переворота избрали Рахметова своим идеалом. Они развивали те рахметовские качества, с которыми им было удобно совершать жестокие дела: не жалели себя, а тем более других, исполняли приказы с леденящей бездумной четкостью железного двигателя, относились к инакомыслящим, как сверхчеловеки к недочеловекам. В результате Россия была залита кровью, а мир был потрясен жестокостью революционных действий.
Наше общество вновь на пути к цивилизованному будущему. И лично я мечтаю о том, чтобы в этом нашем будущем было поменьше "особенных" людей, а побольше обычных: добрых, улыбчивых, живущих своей жизнью. Я хочу, чтобы такое будущее стало действительностью.


РАХМЕТОВ - ОСОБЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК. Роман Чернышевского писался в эпоху подъема революцион­ного движения в России. Герой романа Рахметов, как никто дру­гой, подходил для революционной деятельности своей жестокос­тью, аскетизмом, железной волей, ненавистью к народным угнета­телям.

Недаром вождь большевиков Ленин ставил этого литературного героя в пример своим соратникам, говоря, что только с такими людьми возможен революционный переворот в России.

Итак, что же это за особенный человек, привлекавший и при­влекающий в наши дни внимание личностей, жаждущих потрясе­ний ради общего блага? По происхождению Рахметов дворянин. Его отец был очень богатым человеком. Но привольная жизнь не удержала Рахметова в имении отца. Он уехал из провинции и по­ступил на естественный факультет в Петербурге.

Рахметов без труда сблизился в столице с прогрессивно мысля­щими людьи. Случай свел его с Кирсановым, от которого он узнал много нового и передового в политическом отношении. Стал запоем читать книги.

Похоже, что он отмерил себе временной отрезок и точно в него уложился - через полгода отложил книги и сказал: «Теперь чте­ние стало для меня делом второстепенным: я с этой стороны готов для жизни». Уже в этом поступке Рахметова можно разглядеть нечто выходящее за рамки нормально развивающегося человека. Рахметов начал приучать свою физическую сущность подчиняться духовной, то есть стал приказывать сам себе и эти приказы выпол­нять точно и в срок. Далее он стал закалять организм. Брался за самую тяжелую работу. Был даже бурлаком.

Как выясняется вскоре, все это он проделывал, готовясь к вели­ким революционным делам. Ему блестяще удалось создать себя мощным физически и твердым духовно человеком.

Рахметов фанатично следовал выбранным раз и навсегда путем. Он ел только то, что ели простые люди, хотя имел возможность пи­таться лучше. Объяснял он это просто: «Так нужно - это дает ува­жение и любовь простых людей. Это полезно, может пригодиться». Видимо, чтобы подчеркнуть его крайнюю революционность, Черны­шевский принудил своего героя отказаться и от личного человечес­кого счастья ради идеалов революционной борьбы. Рахметов отка­зался от женитьбы на богатой молодой вдове, тем самым подтвер­див свою воле к борьбе. Объяснил он это так: «Я должен подавить в себе любовь; любовь к вам связала бы мне руки, они и так не скоро развяжутся у меня - уже связаны».

По-моему, Чернышевский в образе Рахметова изобразил рево­люционного вождя, особенного человека. О таких людях автор писал: «Это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли*.

Сейчас, когда время показало несостоятельность большевист­ских идей, мне ясно, за что вожди октябрьского переворота избра­ли Рахметова своим идеалом. Они развивали те рахметовские каче­ства, с которыми им было удобно совершать жестокие дела: не жа­лели себя, а тем более других, исполняли приказы с леденящей без­думной четкостью железного двигателя, относились к инакомысля­щим, как сверхчеловеки к недочеловекам. В результате мир был потрясен. Россия залита кровью. Сейчас наше общество вновь на пути к цивилизованному будущему. И лично я мечтаю о том, чтобы в этом нашем будущем было поменьше «особенных» людей, а по­больше обычных: добрых, улыбчивых, боящихся спать на гвоздях, чтобы не проснуться в прошлом. Я хочу, чтобы это будущее стало действительностью.

РАХМЕТОВ- ОСОБЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК

Вот подлинный человек, который особен-
но нужен теперь России, берите с него
пример и, кто может и в силах, следуйте
по его пути, ибо это есть единствен-
ный для вас путь, который может привести
к желанной цели.

Н.Г.Чернышевский.

Как действующее лицо Рахметов появляется в главе "Особен-
ный человек". В других главах его имя только упоминается. Но
чувствуется, что образ поставлен в центре внимания читателя,
что Рахметов- главный герой романа "Что делать?". Глава "Осо-
бенный человек" образует как бы маленькую самостоятельную по-
весть в романе, идея которого не будет без нее полной и понят-
ной.
Рассказывая о Рахметове, Чернышевский умышленно сдвигает
временный порядок фактов, и не дает определенно последователь-
ной характеристики и биографии. Он использует намеки и недо-
молвки, переплетая то, что о нем "знали", с тем, что "узнали"
впоследствии. Поэтому каждый штрих биографии имеет принципи-
альное значение. Например, происхождение. Действительно, поче-
му разночинец Чернышевский делает главным героем социально -
политического романа дворянина, родословная которого уходит в
глубь веков? Возможно, по мысли писателя, образ революционе-
ра-дворянина делал идею революции более убедительной и привле-
кательной. Раз лучшие представители дворянства отказываются от
своих привилегий жить за счет народа, значит, кризис назрел.
Перерождение Рахметова началось в ранней юности. Семья
его была, очевидно, крепостническая. Об этом говорит скупая
фраза: " Да и видел он, что в деревне". Наблюдая жестокости
крепостного права, юноша стал размышлять о справедливости.
"Мысли стали бродить в нем, и Кирсанов был для него тем, что
Лопухов для Веры Павловны". В первый же вечер он "жадно слу-
шал" Кирсанова, "прерывал его слова восклицаниями и проклятия-
ми тому, что должно погибнуть, благословениями тому, что долж-
но жить".
Рахметов отличается от Лопухова и Кирсанова не только
своей аристократической родословной, но и исключительной силой
характера, которая проявляется в постоянной закалке тела и ду-
ха, но особенно в поглощенности делом подготовки к революцион-
ной борьбе. Это человек идеи в самом высоком смысле слова.
Мечта о революции для Рахметова - руководство к действию, ори-
ентир всей личной жизни.
Ярко проявляется в Рахметове стремление к сближению с
простыми людьми. Это видно из его путешествия по России, заня-
тий физическим трудом, сурового самоограничения в личной жиз-
ни. Народ прозвал Рахметова Никитушкой Ломовым, выражая этим
свою любовь к нему. В отличие от разночинца Базарова, который
снисходительно разговаривал с "толстобородыми" мужиками, дво-
рянин Рахметов смотрит на народ не как на массу, подлежащую
изучению. Для него народ достоин уважения. Он пытается испы-
тать хоть часть той тяжести, которая висит на мужицких плечах.
Рахметова Чернышевский показывает как человека "очень
редкой", "особой породы", но в то же время как лицо типичное,
принадлежащее к новой общественной группе, хотя и немного-
численной. Писатель наделил "особенного человека" суровой тре-
бовательностью к себе и другим и даже мрачноватой внешностью.
Вера Павловна сначала находит его "очень скучным". "Лопухов и
Кирсанов, и все, не боявшиеся никого и ничего, чувствовали пе-
ред ним по временам и некоторую трусовость... кроме Маши и
равнявшихся ей или превосходивших ее простотой души и платья".
Но Вера Павловна, узнав поближе Рахметова, говорит о нем:
"...какой это нежный и добрый человек".
Рахметов- ригорист, то есть человек, который никогда и ни
в чем не отступает от принятых правил поведения. Он готовит
себя к революционной борьбе и морально, и физически. Проспав
ночь на гвоздях, он объясняет свой поступок, широко и радостно
улыбаясь: "Проба. Нужно. Неправдоподобно, конечно: однако же
на всякий случай нужно. Вижу, могу". Таким, наверное, Черны-
шевский видел вождя революционеров. На вопрос: "Что делать?"-
Николай Гаврилович отвечает образом Рахметова и словами, поме-
щенными в эпиграфе. Фигура этого ригориста оказала огромное
влияние на последующие поколения русских и зарубежных револю-
ционеров. Об этом говорят признания этих людей, что их "любим-
цем был, в особенности, Рахметов".
Мне нравится Рахметов. Он обладает теми качествами, кото-
рых не хватает Базарову. Я восхищаюсь его упорством, волей,
выносливостью, умением подчинять свою жизнь избранному идеалу,
смелостью, силой. Мне хочется хоть немного быть похожей на
Рахметова.

Вот подлинный человек, который особен но нужен теперь России, берите с него пример и, кто может и в силах, следуйте по его пути, ибо это есть единствен ный для вас путь, который может привести к желанной цели.

Н.Г.Чернышевский.

Как действующее лицо Рахметов появляется в главе "Особенный человек". В других главах его имя только упоминается. Но чувствуется, что образ поставлен в центре внимания читателя, что Рахметовглавный герой романа "Что делать?". Глава "Особенный человек" образует как бы маленькую самостоятельную повесть в романе, идея которого не будет без нее полной и понятной.

Рассказывая о Рахметове, Чернышевский умышленно сдвигает временный порядок фактов, и не дает определенно последовательной характеристики и биографии. Он использует намеки и недомолвки, переплетая то, что о нем "знали", с тем, что "узнали" впоследствии. Поэтому каждый штрих биографии имеет принципиальное значение. Например, происхождение. Действительно, почему разночинец Чернышевский делает главным героем социально политического романа дворянина, родословная которого уходит в глубь веков? Возможно, по мысли писателя, образ революционера-дворянина делал идею революции более убедительной и привлекательной. Раз лучшие представители дворянства отказываются от своих привилегий жить за счет народа, значит, кризис назрел.

Перерождение Рахметова началось в ранней юности. Семья его была, очевидно, крепостническая. Об этом говорит скупая фраза: " Да и видел он, что в деревне". Наблюдая жестокости крепостного права, юноша стал размышлять о справедливости.

"Мысли стали бродить в нем, и Кирсанов был для него тем, что Лопухов для Веры Павловны". В первый же вечер он "жадно слушал" Кирсанова, "прерывал его слова восклицаниями и проклятиями тому, что должно погибнуть, благословениями тому, что должно жить".

Рахметов отличается от Лопухова и Кирсанова не только своей аристократической родословной, но и исключительной силой характера, которая проявляется в постоянной закалке тела и духа, но особенно в поглощенности делом подготовки к революционной борьбе. Это человек идеи в самом высоком смысле слова.

Мечта о революции для Рахметова руководство к действию, ориентир всей личной жизни.

Ярко проявляется в Рахметове стремление к сближению с простыми людьми. Это видно из его путешествия по России, занятий физическим трудом, сурового самоограничения в личной жизни. Народ прозвал Рахметова Никитушкой Ломовым, выражая этим свою любовь к нему. В отличие от разночинца Базарова, который снисходительно разговаривал с "толстобородыми" мужиками, дворянин Рахметов смотрит на народ не как на массу, подлежащую изучению. Для него народ достоин уважения. Он пытается испытать хоть часть той тяжести, которая висит на мужицких плечах.

Рахметова Чернышевский показывает как человека "очень редкой", "особой породы", но в то же время как лицо типичное, принадлежащее к новой общественной группе, хотя и немногочисленной. Писатель наделил "особенного человека" суровой требовательностью к себе и другим и даже мрачноватой внешностью.

Вера Павловна сначала находит его "очень скучным". "Лопухов и Кирсанов, и все, не боявшиеся никого и ничего, чувствовали перед ним по временам и некоторую трусовость... кроме Маши и равнявшихся ей или превосходивших ее простотой души и платья".

Но Вера Павловна, узнав поближе Рахметова, говорит о нем: "...какой это нежный и добрый человек".

Рахметовригорист, то есть человек, который никогда и ни в чем не отступает от принятых правил поведения. Он готовит себя к революционной борьбе и морально, и физически. Проспав ночь на гвоздях, он объясняет свой поступок, широко и радостно улыбаясь: "Проба. Нужно. Неправдоподобно, конечно: однако же на всякий случай нужно. Вижу, могу". Таким, наверное, Чернышевский видел вождя революционеров. На вопрос: "Что делать?"Николай Гаврилович отвечает образом Рахметова и словами, помещенными в эпиграфе. Фигура этого ригориста оказала огромное влияние на последующие поколения русских и зарубежных революционеров. Об этом говорят признания этих людей, что их "любимцем был, в особенности, Рахметов".

Мне нравится Рахметов. Он обладает теми качествами, которых не хватает Базарову. Я восхищаюсь его упорством, волей, выносливостью, умением подчинять свою жизнь избранному идеалу, смелостью, силой. Мне хочется хоть немного быть похожей на Рахметова.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/


У него на развлечение, отдыха ему не было нужно”. Занятия его разнообразны, и смена их является для Рахметова отдыхом. О тайной революционной работе Рахметова Чернышевский, по вполне понятным причинам, не мог говорить открыто. Он только глухо упоминает о том, что у Рахметова “дел... была бездна, и все дела, не касавшиеся лично до него; личных дел у него не было, это все знали... Он мало бывал...

Рахметова. Наверное, желая убедительнее доказать своим читателям, что Лопухов, Кирсанов и Вера Павловна действительно люди обыкновенные, Чернышевский выводит на сцену титаничес­кого героя Рахметова, которого он сам признает необыкновенным и называет особенным человеком. Рахметов в действии романа не участвует. Таких людей, как он, очень мало: их не удовлетворяет ни наука, ни семейное счастье; они...

Политической литературы, М., 1972. ЗАЩИТНОЕ СЛОВО Уважаемые председатель и члены государственной комиссии, представленная Вашему вниманию работа посвящена теме «Философия и этика позитивизма в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать» . Данная тема приобретает большую актуальность, если обратить внимание на то, что названный выше автор, его общественная деятельность, ...

был деспотического характера, умный, образованный и ультраконсерватор. Мать страдала от тяжелого характера отца. В шестнадцать лет Рахметов стал студентом естественного факультета, почти на три года покидал университет, занимался поместьем, скитался по России, имел много приключений, которые сам себе устраивал, отвез несколько человек в Казанский и Московский университеты, сделав их своими...