Тест по древнерусской литературе. К какому роду литературы относятся былины? Выбрать определение жанра былины

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА тест

1. Когда начало складываться летописание на Руси?

2. Какова цель летописания?

а) подражание византийским хроникам

б) сохранение для будущих потомков сведений о значительных событиях своего времени

в) распространение христианства на Руси

3. В каком городе Древней Руси создавалась «Повесть временных лет»?

а) Москва

б) Чернигов

б) Никона

в) Нестора

г) князя Владимира

5. Каковы источники, на которые опирался автор летописей?

а) исторические предания

б) устное народное творчество

в) греческие, болгарские хроники

г) былины

6. Изложение событий в «Повести временных лет» строится по

в) принципу хронологического изложения событий

г) принципу занимательности

7. Почему исторические события Древней Руси начинают описываться с легенды о сотворении мира?

а) следование христианским канонам создания Византийской хроники

в) осмысление истории Руси как части мирового исторического процесса

8. Соотнесите понятия и определения:

а) хроника б) летопись

1) жанр русской средневековой лите-ратуры, содержащий описание реаль-ных и легендарных событий

2) историческое повествование, основанное на достоверном изображении важных исторических событий в их временной последовательности

9. Каков основной смысл «Повести о Белгородском киселе»?

б) прославление ума и находчивости русского человека

10. Черты каких фольклорных жанров проявились в

«Повести о Белгородском киселе»?

8. а - 2,6 - 1;

10. а - народных сказаний.

Домашнее задание:

Подготовить сообщение о баснописце И. Крылове

(презентация и рассказ).

9. Какой город был заложен князем Владимиром после победы Кожемяки над печенегами?

а) Ужгород

б) Переяславль

в) Ростов

10. Какова основная мысль «Сказания о Кожемяке»?

а) прославление духа и физической силы русского человека

б) изображение превосходства человека мирного тру-да над воином - печенежским богатырем

в) изображение величия русского человека

г) осуждение бахвальства и хвастовства печенегов

11. Какой художественный прием положен в основу создания образов Кожемяки и печенежского воина?

а) антитеза

б) гипербола

в) сравнение

г) сопоставление

12. Каков основной смысл «Повести о Белгородском киселе»?

а) изображение стойкости русских людей

б) прославление ума и находчивости русского чело-века

в) восхваление мудрости старца

13. Черты каких фольклорных жанров проявились в

а) «Повести о Белгородском киселе»

б) «Сказании о Кожемяке»

Тест «ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА»

8. а - 2,6 - 1;

13. а - народных сказаний, б - былин.

1. Легенды о персонажах библейской истории, сюжетно отличающиеся от канонических, называют:

а) житиями; б) патериками; в) апокрифами; г) хрониками.

2. Какие из указанных произведений, по мнению исследователей, создавались по образцу «Слова о полку Игореве»?

а) «Житие протопопа Аввакума»;

б) «Слово о погибели Русской земли»;

в) «Сказание об Индийском царстве»;

г) «Задонщина».

3. Что из перечисленного было свойственно демократической сатире XVII века:

а) «высокий» стиль изложения;

б) утверждение абсурдности мира;

в) высмеивание пороков общества;

г) тесная связь с фольклором;

д) поддержка царской власти.

4. Соотнесите явления со временем их развития:

а) становление теории «Москва – третий Рим»;

б) расцвет стиля «плетения словес»;

в) появление первой автобиографии;

г) возникновение темы борьбы с монголо-татарами;

д) создание первой летописи.

a) X – первая четверть XIII вв.;

b) вторая четверть XIII – третья четверть XIV вв.;

c) конец XIV – XV вв.

5. Определите по цитате из произведения его название, автора (если известен) и время создания:

а) «Я, худой, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов... и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться»;

б) «Запели птицы жалостные песни - запричитали все княгини и боярыни и все воеводские жены по убитым. Жена Микулы Васильевича Марья рано поутру плакала на забралах стен московских, так причитая: «О Дон, Дон, быстрая река, прорыла ты каменные горы и течешь в землю Половецкую. Принеси на своих волнах моего господина Микулу Васильевича ко мне!»;

в) «Один из княжеских отроков забрел в село, называемое Ласково. Пришел он к воротам одного дома и никого не увидел. И зашел в дом, но никто не вышел ему навстречу. Тогда вошел он в горницу и увидел удивительное зрелище: за ткацким станом сидела в одиночестве девушка и ткала холст, а перед нею скакал заяц. И сказала девушка: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей!» Юноша же, не поняв этих слов, спросил девушку: «Где хозяин этого дома?» На это она ответила: «Отец и мать мои пошли взаймы плакать, брат же мой пошел сквозь ноги смерти в глаза глядеть».

6. Известно высказывание Д. С. Лихачева: «Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни». Объясните, как вы его понимаете, выскажите свою точку зрения по этому вопросу, подкрепив свое рассуждение примерами из произведений.

Контрольная работа по разделу «Русская литература XVIII в.»:

1. Решите филворд. Из оставшихся букв сложите ключевое слово:

1. Герой комедии «Недоросль».

2. Жанр, прославивший Кантемира.

3. В какой город путешествовал герой Радищева?

4. Литературное направление начала XVIII века.

7. Жанр сентиментальной лирики.

8. Первый реформатор русского стихосложения.

9. Поэт XVIII века, который перевел оду Горация «Памятник».

10. Создатель повести «Остров Борнгольм».

11. Первая русская героическая поэма.

12. Трагедия «Димитрий …».

2. Напишите мини-эссе на тему «… (ключевое слово) в русской литературе и культуре XVIII в.».

3. Определите, какое из данных стихотворений относится к классицизму, а какое – к сентиментализму. Докажите свою точку зрения, приведите примеры из текста.

Текст № 1:

Что с тобою, ангел, стало?

Не слыхать твоих речей;

Всё вздыхаешь! а бывало,

Ты поешь как соловей.

«С милым пела, говорила,

А без милого грущу;

Поневоле приуныла:

Где я милого сыщу?»

Разве милого другого

Не найдешь из пастушков?

Выбирай себе любого,

Всяк тебя любить готов.

«Хоть царевич мной прельстится,

Всё я буду горевать!

Сердце с сердцем подружится -

Уж не властно выбирать».

Текст № 2:

Се образ изваян премудрого героя,

Что, ради подданных лишив себя покоя,

Последний принял чин и царствуя служил,

Свои законы сам примером утвердил,

Рожденны к скипетру, простер в работу руки,

Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки.

Когда он строил град, сносил труды в войнах,

В землях далеких был и странствовал в морях,

Художников сбирал и обучал солдатов,

Домашних побеждал и внешних сопостатов;

И словом, се есть Петр, отечества Отец;

Земное божество Россия почитает,

И столько олтарей пред зраком сим пылает,

Коль много есть ему обязанных сердец.

1. Укажите временные рамки древнерусской литературы:

А) IX – XVII века; Б) X – XVI века; В) X – XVII века; Г) XI – XVII века.

2. Какой из перечисленных жанров не относится к древнерусской литературе:

А) житие; Б) былина; В) похвала; Г) сказание; Д) притча.

3. «Слово о полку Игореве» является ярким памятником русской литературы:

А) XII века; Б) XIV века; В) XIII века; Г) XVII века.

4. В «Слове...» отражена историческая эпоха, характеризующаяся:

А) усилением централизованной власти;

Б) феодальной раздробленностью;

В) освобождением из-под монголо-татарского гнёта;

Г) приближением петровских преобразований.

5. Кто из героев «Слова о полку Игореве» «изронил золотое слово со слезами смешанное»?

А) Ярославна, жена Игоря; Б) Святослав, князь Киевский;

В) Всеволод, брат Игоря; Г) сам князь Игорь.

6. Классицизм и сентиментализм – это…

А. жанры художественного произведения. Б. литературные направления. В. роды литературы.

7. В русской литературе представителем (-ями) классицизма был(и):

А . Н.М. Карамзин. Б. Д.И. Фонвизин. В . М.В. Ломоносов. Г. А.Н.Радищев

8. Что из перечисленного не является чертой классицизма?

А. Подражание античным образцам.

Б. Теория «триединства».

9. Открытие и разработка какого классицистического жанра в русской литературе 18 века принадлежит М.В. Ломоносову?

А. Ода. Б. Комедия. В. Послание. Г. Путешествие.

10. Определи жанр произведения Д.И. Фонвизина «Недоросль».

А. Трагедия. Б. Драма. В. Комедия. Г. Сатира

11. Найди «третье лишнее» в тематике «Недоросля».

А. Борьба с самодержавием. Б. Обличение невежества. В. Воспитание молодого поколения.

12. Что из перечисленного не является чертой сентиментализма?

А. Изображение повседневной жизни обычного человека.

Б. Патриотическая тематика.

В. Приоритет чувства над разумом.

13. Найди «третье лишнее» в названиях литературных жанров сентиментализма.

А. Басня. Б. Элегия. В. Пастораль.

14. Какая фраза повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» наиболее точно определяет идею произведения?

А. «Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты».

Б. «…и крестьянки любить умеют!»

В. «Ему [Эрасту] казалось, что он нашёл в Лизе то, чего сердце его давно искало».

15. Распределите следующие жанры по «штилям»: высокий, средний, низкий.

Комедия, письмо, сатира, ода, песня, элегия, эпиграмма, трагедия, басня, героическая поэма, драма.

16. Что представляет собой правило трех единств?

17. Как вы понимаете эти строки? Кто их автор?

…может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

18. Почему А.С. Пушкин назвал М. Ломоносова убежденным и «самобытным сподвижником просвещения»? Аргументируйте свой ответ, опираясь на произведения Ломоносова, исторические (биографические) факты.

19. О каком литературном деятеле 18 века идет речь? Запиши его произведение.

Выдающийся драматург второй половины XVIII века, реалистически отобразивший жизнь и быт провинциального дворянства России. Он боролся с крепостничеством и самодержавием в самую мрачную эпоху царствования Екатерины II. Первым из русских писателей создал правдивую сатирическую пьесу, которая имела большой успех среди прогрессивного дворянства. Автор «Бригадира » и «…» стал создателем общественной комедии в России.








11. Триера- это

13. Палестра- это






1. Что такое колония? 2. Что такое полис? 3. Перечисли основные сражения греко-персидских войн.
4. Что вывозили торговцы из Греции в колонии и другие страны?
5. Как по-гречески называли «простой народ»?
6.Как часто проводились Олимпийские игры в Древней Греции?
7. Что такое Народное собрание?
8. Дайте определение слову «демократия»
9. Когда впервые были проведены Олимпийские игры?
10.Известный древнегреческий историк, друг Перикла и «Отец истории»
11. Триера- это
12.Торговая площадь в Афинах называлась
13. Палестра- это
14.Какими морями омывается территория Греции?
15. Афинский мудрец, учитель Александра Македонского?
16. В чём преимущество древнегреческого алфавита над финикийским?
17. Почему афиняне считали демократию лучшей формой правления?
18.Почему при этой форме правления развивалось красноречие?
19.Перечислите страны и области, завоёванные Александром Македонским.
20. Что значит выражение «спартанское воспитание»?

1. Что такое колония? 2. Что такое полис? 3. Перечисли основные сражения греко-персидских войн.
4. Что вывозили торговцы из Греции в колонии и другие страны?
5. Как по-гречески называли «простой народ»?
6.Как часто проводились Олимпийские игры в Древней Греции?
7. Что такое Народное собрание?
8. Дайте определение слову «демократия»
9. Когда впервые были проведены Олимпийские игры?
10.Известный древнегреческий историк, друг Перикла и «Отец истории»
11. Триера- это
12.Торговая площадь в Афинах называлась
13. Палестра- это
14.Какими морями омывается территория Греции?
15. Афинский мудрец, учитель Александра Македонского?
16. В чём преимущество древнегреческого алфавита над финикийским?
17. Почему афиняне считали демократию лучшей формой правления?
18.Почему при этой форме правления развивалось красноречие?
19.Перечислите страны и области, завоёванные Александром Македонским.
20. Что значит выражение «спартанское воспитание»?
1. Что такое колония? 2. Что такое полис? 3. Перечисли основные сражения греко-персидских войн.
4. Что вывозили торговцы из Греции в колонии и другие страны?
5. Как по-гречески называли «простой народ»?
6.Как часто проводились Олимпийские игры в Древней Греции?
7. Что такое Народное собрание?
8. Дайте определение слову «демократия»
9. Когда впервые были проведены Олимпийские игры?
10.Известный древнегреческий историк, друг Перикла и «Отец истории»
11. Триера- это
12.Торговая площадь в Афинах называлась
13. Палестра- это
14.Какими морями омывается территория Греции?
15. Афинский мудрец, учитель Александра Македонского?
16. В чём преимущество древнегреческого алфавита над финикийским?
17. Почему афиняне считали демократию лучшей формой правления?
18.Почему при этой форме правления развивалось красноречие?
19.Перечислите страны и области, завоёванные Александром Македонским.
20. Что значит выражение «спартанское воспитание»?