Скончался американский пианист ван клиберн. Главный советский американец

В США скончался выдающийся пианист Ван Клиберн, прославившийся благодаря победе на первом Международном конкурсе имени Чайковского в 1958 году. В контексте противостояния США и СССР того времени эта победа стала настоящей сенсацией, сделавшей Вана Клиберна звездой на родине, где его ждал переполненный Бродвей, концерты в Карнеги-холле и огромные гонорары. Эта слава обернулась для Клиберна невероятно успешной, хоть и короткой, карьерой.

Ван Клиберн стал заметным исполнителем задолго до победы на конкурсе Чайковского. Способность к музыке он проявил в раннем детстве, и первые уроки игры на фортепиано Вану Клиберну давала его мать - пианистка Рильдия Би О’Брайен. В 13 лет он выиграл конкурс пианистов штата Техас, а в 17 поступил в знаменитую Джульярдскую школу, где учился под руководством эмигрировавшей в США уроженки Киева Розины Левиной, ученицы Василия Сафонова.

В 1954 году Клиберн завоевал первую премию на престижном Конкурсе имени Левентритта в Нью-Йорке и получил право дать сольный концерт в Карнеги-холле. Это выступление, во время которого пианист исполнил знаковый для него Первый фортепианный концерт Чайковского, привлекло к музыканту внимание и обеспечило ему контракт с продюсерской фирмой Columbia Artists. Однако Клиберн все еще оставался просто талантливым музыкантом, пусть и добившимся некоторого успеха, но всего лишь одним из многих.

Взлет Вана Клиберна стал следствием нескольких счастливых случайностей. Он мог вообще не появиться в Москве: в 1957 году Columbia предложила пианисту выступить с серией концертов в Европе, но Левина уговорила его вместо этого подать заявку на участие в конкурсе Чайковского. К приезду американского музыканта в Советском Союзе отнеслись с пристальным вниманием - отношения между США и СССР была крайне напряженными: Советский Союз только что запустил первый искусственный спутник Земли, нанеся удар по самолюбию американцев, да и «холодная война» была в самом разгаре.

Однако на сцене никаких следов противостояния не было. С первого тура соревнования Ван Клиберн завоевал любовь советских зрителей и жюри, в которое входили такие знаменитые пианисты, как Святослав Рихтер и Эмиль Гилельс. В финале американский пианист исполнил Первый фортепианный концерт Чайковского и Третий фортепианный концерт Рахманинова. Зал был в восторге, стоя аплодировали даже члены жюри, хотя это было запрещено регламентом. Рихтер назвал Клиберна гением, а Гилельс лично прошел за сцену, чтобы поздравить пианиста.

Победу было решено отдать Клиберну, но в министерстве культуры были встревожены решением жюри и обратились к Никите Хрущеву - можно ли? Триумф американца на первом международном музыкальном фестивале Советского Союза - событие во всех отношениях неоднозначное: своих победителей, получается, воспитать не смогли. Но Хрущев разрешил. «Раз жюри настаивает, то не надо нам вмешиваться», - сказал он. На следующий день Ван Клиберн был объявлен лауреатом первой премии конкурса Чайковского.

Эта победа мгновенно сделала молодого музыканта звездой и любимцем публики - в Нью-Йорк он вернулся мировой знаменитостью. В честь его приезда на Бродвее устроили парад - ни до, ни после Вана Клиберна ни один музыкант не удостаивался такой чести. В одну секунду он снискал славу кинозвезды и небывалую для академического музыканта популярность.

Вскоре после триумфального возвращения Клиберн записал концерт Чайковского. Эта запись стала первой пластинкой в истории классической музыки, получившей платиновый статус, и более десяти лет возглавляла список классических бестселлеров. Музыкант много гастролировал: каждый город Америки, где был хоть какой-то концертный зал, жаждал услышать Вана Клиберна; каждый хотел увидеть 23-летнего техасского парнишку, который показал коммунистам, как нужно играть Чайковского и Рахманинова.

В Москве Клиберна любили едва ли не больше, чем на родине, и он отвечал взаимностью. По собственному признанию пианиста, он никогда не думал о том, какой политический смысл несла его победа, но запомнил отзывчивую московскую публику, которая приняла его с искренней любовью и теплотой. После победы на конкурсе Чайковского Ван Клиберн еще несколько раз приезжал в Советский Союз, где его всегда принимали с благодарным вниманием на самом высоком уровне.

Всеобщая любовь принесла Клиберну славу и достойный заработок, но отчасти и навредила, сделав его заложником образа. В глазах американской публики Клиберн был победителем, и раз за разом ему приходилось предъявлять доказательства этой победы. Принесшие музыканту славу концерты Чайковского и Рахманинова стали его «фирменным» номером, который он был вынужден повторять на всех концертных площадках.

В 1960-х годах Клиберн начал осваивать новый репертуар - он играл и записывал фортепианные концерты Шумана, Грига, Моцарта, Прокофьева и Бетховена, а также камерные произведения романтиков, в основном Листа, Шопена и Брамса. Критики реагировали на эти исполнения по большей части сдержанно, хотя некоторые из них были признаны удачными. Все ждали, что фортепианный вундеркинд повзрослеет и в его игре в дополнение к певучести и виртузности появятся зрелость и глубина, но в полной мере этого так и не произошло.

В середине 1970-х годов умер сначала отец пианиста, а затем его импресарио Сол Юрок (до эмиграции - Соломон Гурков). Их смерть сильно повлияла на пианиста, в его игре критики все чаще стали замечать отстраненность. Это чувствовал и сам музыкант, и несколько лет спустя, в 1978 году, Клиберн решил завершить исполнительскую карьеру. Позднее в интервью он рассказывал, что в тот момент отказ от концертов был для него очень важен, поскольку позволил ему больше времени уделять себе и наверстать упущенное в молодости.

В 1987 году Клиберн ненадолго вернулся к концертной деятельности, но это возвращение стало лишь эпизодом - выступал пианист редко и нерегулярно. Чаще, чем концерты, Клиберн давал приемы у себя дома в Форт-Уорте, где он жил со своей матерью.

Заслуги Вана Клиберна были отмечены десятками международных наград, причем политических среди них было примерно столько же, сколько и музыкальных. Однако главная заслуга пианиста была в том, что он проложил путь к успеху многим исполнителям классической музыки. Его победа на конкурсе Чайковского и стремительный взлет во многом определили нынешний облик музыкальных конкурсов: до Клиберна они, конечно, существовали, но только после него превратились в индустрию. Благодаря ему победа на престижном конкурсе стала синонимом успеха, гарантированных ангажементов и контрактов со звукозаписывающими лейблами.

Всемирно известный американский пианист Ван Клиберн умер в возрасте 78 лет у себя дома в городе Форт-Форт, штат Техас. Об этом агентству Associated Press сообщила его давняя подруга Мэри Лу Фальконе. Она рассказала, что музыкант скончался в среду утром.
В августе прошлого года у Ван Клиберна был диагностирован рак костей, который очень быстро прогрессировал. Последние месяцы жизни пианиста мучили страшные боли... Мэри Лу Фэлкоун сообщала, что, несмотря на болезнь, музыкант сохранял бодрость и оптимизм. Он умер у себя дома в окружении родных и друзей.

Ван Клиберн прославился на весь мир в 1958 году. В самый разгар «холодной войны» 23-летний музыкант победил на первом Международном конкурсе имени П. И. Чайковского.
Да, я в курсе, что вообще-то он Вэн Клайберн (англ. Van Cliburn ), полное имя Харви Лейвэн Клайберн-младший (англ. Harvey Lavan Cliburn Jr. ), но... с 1958 года он известен в России как Ван Клиберн. Некоторые даже называли его Ваней...
Уж так повелось.


Ван Клиберн родился в 1934 году в небольшом городе Шривпорт, Луизиана. Его отец не имел ничего общего с музыкой: он был инженером-нефтяником, поэтому семья была вынуждена часто переезжать. Вскоре после появления на свет ребёнка семья переехала в Техас.
Мать же, Рильдия, была превосходной пианисткой и обладала педагогическим талантом. Своему мастерству она обучалась у немецкого пианиста Артура Фридгейма, который, в свою очередь, перенял мастерство своего учителя — знаменитого композитора Ференца Листа. Рильдия значительно преуспела в этом «ремесле» и зарабатывала на жизнь частными уроками. На одном из подобных занятий присутствовал её трехлетний сын, Лэйвэн, которого в семье ласково называли Вэн. Малыш ещё не умел читать с листа и, услышав мелодию, которую мать пыталась показать одному из учеников, сумел повторить её на фортепиано. Такие «подвиги» мальчика повторялись неоднократно.

Мать делала все возможное для развития таланта мальчика и именно она привила ему любовь к музыке.
«Она наблюдала за мной, как ястреб, даже если не была в той же комнате. Она научила меня слушать, она научила меня всему. И я просто любил играть; похоже, я был рождён, чтобы играть на фортепиано» , — говорил пианист о своей матери в одном из интервью.
Однако и отец не сидел сложа руки: если он не имел возможности обучать сына самостоятельно, то прилагал все усилия для создания благоприятных условий. Он даже сделал специальную «студию» в своем гараже, где Вэн мог заниматься в любое время. Неимоверные усилия родителей, природные способности Клиберна и его трудолюбие сложились воедино и сформировали в нём искусного пианиста.

Уже в возрасте 14 лет он успешно выступал в известнейших залах Соединенных Штатов. Отправной точкой его грандиозных побед стало выступление в Карнеги Холл в 1949 году и победа в конкурсе «National Music Award».
Двумя годами позже, по окончании школы, Клиберн поступил в Джульярдскую школу искусств. Там он стал учеником Розины Левиной (Rosina Lhevinne ), выпускницы Московской консерватории, и познакомился с русской школой игры на фортепиано. Левина значительно расширила репертуар Клиберна, помогла ему усовершенствовать технику игры, научила шире понимать музыку. В Джульярде Клиберн с первых дней стал одним из лучших учеников. Он появлялся вновь и вновь на различных конкурсах, завоевывал премии и награды, становился более известным.

Однако после окончания Джульярдской школы в 1954 году удача отвернулась от пианиста. Несмотря на плотный график выступлений, контрактов на постоянную работу у него не было. Финансовое положение семьи оставляло желать лучшего. Кроме того, тяжело заболела мать Клиберна, так что ему пришлось подменить её и на некоторое время стать преподавателем.

Мировую известность имя Клиберна получило после сенсационной победы на первом Международном конкурсе имени Чайковского в Москве в 1958 году. Молодой пианист завоевал симпатии как членов жюри, так и публики. Это было тем более удивительно, что действие происходило в разгар холодной войны. Говорят, Хрущев лично разрешил дать первую премию американцу, несмотря на напряженные отношения между СССР и США.

По возвращении на родину Клиберну был устроен пышный восторженный приём. Музыкант проникся любовью и уважением к России и после конкурса ещё неоднократно приезжал с концертами.

После победы Клиберна на конкурсе звукозаписывающая компания RCA Victor предложила ему контракт, и вскоре его альбом с записью Первого фортепианного концерта Чайковского стал платиновым (впервые в истории музыки этого статуса достиг классический альбом). В том же 1958 году Клиберну за этот альбом была присуждена премия «Грэмми».

В 60-х и 70-х он был в списках самых продаваемых музыкантов своего поколения, сообщает газета The Fort Worth Star.
"Девочки-подростки бросали ему цветы… Очереди за билетами на его выступления выстраивались на много часов" , - вспоминает редактор Таймс Макс Френкел.

В Форт-Ворте с 1962 года проходит Международный музыкальный конкурс имени Вана Клиберна. Состязания профессиональных музыкантов и любителей проводятся раз в четыре года.

После сенсационной победы в СССР карьера музыканта обрела некоторый политический акцент: он неоднократно выступал перед президентами США, представителями королевских семей и лидерами стран Европы, Азии и Южной Америки.

Клиберн прекратил гастролировать в 1978 году, чтобы проводить больше времени с больной матерью.

В 1987 году музыкант сыграл на приеме в Белом доме в Вашингтоне по случаю исторического визита в США генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева, после чего возобновил выступления.

Ван Клиберну неоднократно вручали почетные музыкальные награды, от его имени предоставляются многочисленные стипендии. Музыкант является обладателем медали Центра имени Кеннеди, лауреатом престижной премии «Грэмми». Владимир Путин наградил Ван Клиберна орденом Дружбы, а родная Америка — медалью Свободы.

После триумфального возвращения с гастролей в СССР журнал Time провозгласил Клиберна "техасцем, который завоевал Россию".
Да, только так нас и можно завоевать...

В 1958 году молодой, еще никому не известный пианист из Америки стал триумфатором первого конкурса П.И. Чайковского. Тогда много говорили о том, что это было политическое решение, которое должно было сыграть большую роль в потеплении отношении между США и СССР. И тем не менее одной лишь политикой объяснить эту победу было невозможно.

Конечно, главное, что повлияло на решение жюри во главе с прославленным советским пианистом Эмилем Гилельсом, - это музыкальная одаренность Ван Клиберна. Он производил колоссальное впечатление одним своим сценическим обликом - молодой, красивый пианист, целиком погруженный в музыку и завораживающий этим состоянием огромную аудиторию. Однако и этого было бы недостаточно. Ключевое слово оставалось за его игрой, не только виртуозной и предельно эффектной, но и в высшей степени естественной, человечной, живой. Свидетели его выступлений тех лет отмечали изумительную певучесть звука Клиберна, способность пианиста извлекать тончайшие пассажи при самом легком прикосновении к инструменту. За этим филигранным мастерством стояла личность музыканта, прирожденного исполнителя романтической музыки, которая, пожалуй, была наиболее близка его внутреннему миру. Стоит ли говорить о том, что записи Ван Клиберном произведений Грига, Брамса, Рахманинова и других композиторов-романтиков моментально вошли в золотой фонд исполнительского искусства. Но его "визитной карточкой", пожалуй, стало исполнение Первого концерта для фортепиано с оркестром Чайковского. У многих любителей музыки Ван Клиберн ассоциируется с этой музыкой так же неразрывно, как и Эмиль Гилельс, любивший это сочинение и замечательно его исполнявший.

Естественность Клиберна-музыканта, его способность к гипнотическому воздействию на аудиторию музыкальными средствами завораживали не только профессиональных музыкантов или поклонников классической музыки. Свидетель его выступлений в Москве, скрипач Артур Штильман вспоминал, что выступления Ван Клиберна ничего не теряли в телевизионной трансляции, вовлекая в ряды любителей музыки буквально миллионы телезрителей. Даже в киноновелле "Наваждение" Леонида Гайдая можно услышать забавный на первый взгляд диалог героев Александра Демьяненко и Виктора Павлова: "Дуб, конспект есть?" - "Нет, никаких конспектов нет?" - "А что ты слушаешь?" - "Ван Клиберна, иди!". Эта маленькая словесная перепалка не только отражает популярность американского пианиста, но и показывает, что через замечательное исполнение классическая музыка может иметь невероятное воздействие на массовую аудиторию.

И в поздние годы отошедший от активной концертной деятельности Ван Клиберн был желанным гостем в России. Здесь еще со временем первого конкурса П.И. Чайковского его называли на русский манер Ваном Клиберном, а иногда и просто - Ваней. На последний конкурс П.И. Чайковского американский пианист приезжал, уже будучи тяжело больным. С его смертью любители классической музыки потеряли одного из последних романтиков фортепианного исполнительства, которому был чужд "научный подход" к музыке и который будто бы заново сотворял на сцене произведение. Это и была интерпретация в подлинном смысле этого слова.

Последний раз он побывал в Москве в январе 2011 года. Клиберн был тогда председателем жюри пианистов на том же Международном конкурсе имени Чайковского. Победитель получил награду от Клиберна - как эстафету.

Приезд оказался прощальным и - символичным.

Ко всем словам скорби добавим одно: не стало человека, который к нам, к нашей стране, ее истории и достижениям относился с уважением - гораздо большим, чем зачастую мы тут сами. Увы.

Вообще, к России у Вана Клиберна особое отношение. "До конца жизни я люблю Россию", - сказал он на русском почти без акцента.
- С того момента, как 26 марта 1958 года я сошел с самолета в Москве, я почувствовал эту удивительную ауру любви к музыке и той доброты, которая окружала меня с тех пор. С того момента, как я вышел в зал, я почувствовал все эти настроения в публике, и они стали для меня огромной поддержкой и утешением. Россия дала мне много, она дала мне имя.

Когда я вчера вошел в зал, меня просто захлестнули воспоминания и. конечно же, о том, как я впервые в жизни вышел на эту сцену. Для меня Большой зал консерватории - святое место в музыкальном мире и в мире вообще. Тогда я не мог не думать о великих людях, которые входили на эту цену до меня и творили в этих стенах, не мог не вспомнить Сергея Танеева, Антона Рубинштейна и всю великую музыку, которая была создана в России. Я сказал вчера своему большому другу Ричарду Родзинскому: "В этом зале каждый человек по-настоящему знает музыку". И это свидетельствует о внутренней силе русских людей. Россия - великая страна, здесь все знают и любят музыку - от водителя такси до рабочего у станка. И меня всегда потрясало и это удивительное знание и умение чувствовать музыку, и сама великая культура, с которой я сопричастен.

Вечная память.

Ван Клиберн на концерте памяти жертв Беслана в сентябре 2004 года.
Фото: Сергей Пономарев / AР

Великие пианисты прошлого и настоящего являются поистине ярчайшим примером для восхищения и подражания. Каждый, кто увлекается и увлекался музицированием на пиаинно всегда старались скопировать лучшие черты великих пианистов: как они исполняют произведение, как смогли прочувствовать тайну каждой ноты и порой кажется, что это невероятно и какая-то магия, но все приходит с опытом: если вчера это казалось нереальным, то сегодня человек и сам может исполнять самые сложные сонаты и фуги.

Фортепиано является одним из самых известных музыкальных инструментов, пронизывающим разнообразные жанры музыки, и с его помощью было создано множество самых трогательных и эмоциональных композиций в истории. А люди, играющие на нем считаются гигантами музыкального мира. Но кто они эти величайшие пианисты? При выборе лучших возникает много вопросов: он должен основываться на технических способностях, репутации, широте репертуара или умении импровизировать? Тут еще вопрос, стоит ли рассматривать тех пианистов, которые играли в прошлых веках, ведь тогда не было записывающей аппаратуры, и мы не можем услышать их исполнение и сравнить с современными. Но в этот период было огромное количество невероятных талантов и если они получили мировую известность задолго до средств массовой информации, то вполне оправданно отдать им почтение. Принимая во внимание все эти факторы, предлагаем список из 7 лучших пианистов прошлого и настоящего.

Фредерик Шопен (1810-1849)

Самый известный польский композитор Фредерик Шопен был одним из величайших виртуозов, исполнителем-пианистом своего времени.

Подавляющее большинство его работ созданы для соло на фортепиано, и хотя нет никаких записей его игры, один из его современников писал: "Шопен создатель фортепианной и композиторской школы. По правде говоря, ничто не может сравниться с легкостью и сладостью с которой композитор начинал играть на пианино, более того ни с чем нельзя сравнить его работы полные оригинальности, особенности и благодати".

Ференц Лист (1811-1886)

В соперничестве с Шопеном за корону величайших виртуозов 19 века был Ференц Лист - венгерский композитор, педагог и пианист.

Среди его наиболее знаменитых работ является безумно сложная соната для фортепиано си-минор Années de pèlerinage и вальс Mephisto Waltz. Кроме того, его слава как исполнителя стала легендой, даже придумано слово Листомания. За восьмилетний период турне по Европе в начале 1840-х годов, Лист дал более 1000 представлений, хотя в относительно молодом возрасте (35 лет) прекратил карьеру пианиста и полностью сосредоточился на сочинении.

Сергей Рахманинов (1873-1943)

Стиль Рахманинова был, пожалуй, достаточно противоречивым для времени в котором он жил, поскольку стремился поддерживать романтизм 19 века.

Многим он запомнился умением растягивать руку на 13 нот (октава плюс пять нот) и даже мельком взглянув на этюды и концерты, которые он писал, можно удостовериться в подлинности этого факта. К счастью, сохранились записи исполнения этого гениального пианиста, начиная с его прелюдии до-диез мажор, записанной в 1919 году.

Артур Рубинштейн (1887-1982)

Этот польско-американский пианист часто цитируется как лучший исполнитель Шопена всех времен.

В возрасте двух лет у него обнаружили абсолютный слух, а когда ему было 13 дебютировал с Берлинским Филармоническим оркестром. Его преподавателем был Карл Генрих Барт, который в свою очередь учился у Листа, таким образом можно смело считать его частью великой пианистической традиции. Талант Рубинштейна, сочетающий в себе элементы романтизма с более современными техническими аспектами, превратил его в одного из лучших пианистов своего времени.

Святослав Рихтер (1915 - 1997)

В борьбе за звание лучшего пианиста 20 века Рихтер является частью могущественных российских исполнителей, появившихся в середине 20 столетия. Он показал огромную приверженность композиторам в своих исполнениях, описывая свою роль как "исполнитель", а не интерпретатора.

Рихтер не был большим поклонником процесса записи, однако сохранились его лучшие живые выступления, включая 1986 года в Амстердаме, 1960 - Нью-Йорке и 1963 в Лейпциге. Для себя он держал высокие стандарты и осознав, что на итальянском концерте Баха, сыграл не ту ноту , настаивал на необходимости отказа печатать произведение на компакт-диск.

Владимир Ашкенази (1937 -)

Ашкенази является одним из лидеров в мире классической музыки. Родившись в России, в данный момент он имеет исландское и швейцарское гражданство, и по-прежнему выступает как пианист и дирижер по всему миру.

В 1962 году стал победителем Международного конкурса имени Чайковского, а в 1963 покинул СССР и жил в Лондоне. Его обширный каталог записей включает все фортепианные произведения Рахманинова и Шопена, сонаты Бетховена, фортепианные концерты Моцарта, а также сочинения Скрябина, Прокофьева и Брамса.

Марта Аргерих (1941-)

Аргентинская пианистка Марта Аргерих поразила весь мир своим феноменальным талантом, когда в возрасте 24 лет в 1964 году победила на международном конкурсе имени Шопена.

Сейчас она признана одной из величайших пианисток второй половины 20 века и знаменита страстной игрой и техническими способностями, а также исполнением произведений Прокофьева и Рахманинова.

Как путь выбрать решать вам! Но для начала -

Известный американский пианист Ван Клиберн скончался вчера ночью в возрасте 78 лет в Форт-Уэрте (штат Техас), сообщает американский телеканал NBC. У Ван Клиберна ранее был диагностирован прогрессирующий рак костей.

Широкую известность пианист получил в 1958 году в возрасте 23 лет, когда получил первую премию на Конкурсе Чайковского в Москве. Тогда его выступление сопровождалось восьмиминутной овацией.

Трудное детство юного гения

Харви Лейвэн Клайберн-младший (именно так произносится его фамилия на английском языке – прим. перев.) родился в Шривпорте, штат Луизиана, 12 июля 1934 года, напоминает сегодня издание The New York Times.

Его мать Рильдия Би О’Брайан была пианисткой и училась в Нью-Йорке у Артура Фридгейма, который долгое время был учеником Ференца Листа. Она надеялась добиться успеха в музыке и сделать музыкальную карьеру, однако мать запретила ей это делать. Женщина вышла замуж за агента нефтяной компании по закупкам Харви Лейвэна Клайберна – неразговорчивого человека со скромным доходом.

Единственный ребенк, Ван начал учиться музыке у матери, когда ему было три года. К четырем годам он уже участвовал в ученических концертах. Когда мальчику было шесть лет, семья переехала в городок Килгор, штат Техас, население которого составляло 10500 человек. Отец Вана надеялся, что его сын станет медиком-миссионером; однако он быстро понял, что мальчику самой судьбой предначертано быть музыкантом, и оборудовал для него специальную «студию» в своем гараже.

В 13-летнем возрасте Клиберн победил на музыкальном конкурсе штата, и вместе с филармоническим оркестром Хьюстона исполнил концерт Чайковского. Его мать решила, что мальчику надо учиться у признанного мастера со связями, и отвезла Вана в Нью-Йорк, где тот стал брать уроки в Джульярдской школе. Ему предложили стипендию и место на подготовительном отделении. Однако Ван наотрез отказался учиться у кого бы то ни было, кроме матери, и они вернулись в Килгор.

В возрасте 16-ти лет Ван поражал сверстников своим ростом - до 1 метра 93 сантиметров. Чрезмерно застенчивый юноша отказался от занятий спортом из страха травмировать руки. Позднее Клиберн вспоминал, что юные годы без семьи стали для него «адом».

Музыкальная надежда Америки

Уже во время учебы в Джульярдской школе Клиберн считался подающим большие надежды пианистом. В 1954 году он занял первое место на престижном конкурсе имени Левентритта, что дало музыканту возможность дебютировать с пятью ведущими оркестрами, включая Нью-Йоркский филармонический оркестр под руководством Димитриса Митропулоса.

Выступая в ноябре 1954 года на конкурсе в Карнеги-Холл, он исполнил фортепьянный концерт Чайковского №1, который стал его «фирменным» произведением, вызвав шквал восторженных отзывов и дав ему контракт со звукозаписывающей компанией Columbia Artists.

Эффект победы

В 1957 году Клиберна взяли в армию, но через два дня освободили от службы, поскольку врачи обнаружили, что у него часто бывает носовое кровотечение. Несмотря на успех, в тот момент в его карьере наступил застой, и он набрал 7000 долларов долгов. Менеджеры Вана из Columbia Artists хотели, чтобы он отправился в европейское турне. Однако Левина уговорила его подать вместо этого заявку на участие в конкурсе Чайковского.

Благодаря гранту в 1000 долларов, полученному Клиберном от программы помощи музыкантам имени Марты Рокфеллер, он смог поехать в Советский Союз. Расходы конкурсантов в Москве взяло на себя советское правительство.

Во время финального выступления, когда Клиберн исполнял первый концерт Чайковского, сольное произведение Дмитрия Кабалевского (написанное как пробная работа для конкурса) и третий концерт Рахманинова, аудитория начала скандировать: «Главный приз! Главный приз!»

Американский журнал Time назвал его "техасцем, завоевавшим Москву". Вернувшегося в Нью-Йорк Ван Клиберна торжественно провезли по городу: выстроившаяся на Бродвее 100-тысячная толпа шумно приветствовала победителя.

Карьера музыканта была высокодоходной хотя и недолговечной. За концертный сезон 1958-59 годов его доход составил 150000 долларов. Его концерт в Карнеги-Холле с участием Кирилла Кондрашина и симфонического оркестра Symphony of the Air, состоявшийся 19 мая 1958 года, стал повтором программы финального тура конкурса, и его передала в эфир нью-йоркская радиостанция классической музыки WQXR. Клиберн подписал контракт с RCA Victor, и за год был продан миллион пластинок с записью первого концерта Чайковского в его исполнении.

Сначала Клиберн не понимал, каковы политические последствия его победы. «Ох, да я совсем и не думал об этом, - вспоминал он в 2008 году, давая интервью New York Times. – Мне так понравились эти прекрасные и дружелюбные люди, столь страстно любящие музыку». «Русские, - добавил он, - напоминали мне техасцев».

Люди повсюду хотели слышать в его исполнении только те произведения, которые принесли ему победу – первый концерт Чайковского и третий Рахманинова. Каждый американский городок, где был концертный зал, хотел, чтобы к ним приехал Клиберн и сыграл именно эти вещи.

«Когда я выиграл конкурс имени Чайковского, мне было всего 23 года, и все говорили об этом, - сказал в 2008 году Клиберн. – А у меня было такое ощущение, что я занимаюсь этим уже лет 20. Когда ты востребован, это щекочет нервы. Но это также большая нагрузка».

Закат карьеры

В 1978 году Клиберн, которому тогда было 44 года, и который к тому времени стал весьма состоятельным человеком, объявил о своем уходе с концертной сцены. Он вместе с матерью переехал в роскошный особняк в окрестностях Форт-Уэрта, где часто устраивались поздние обеды и приемы.

В молодости, цитирует ресурс inosmi.ru издание "The New York Times", у Клиберна был непродолжительный роман с однокашником-вокалистом из Джульярдской школы. Но уже тогда он старался не афишировать свою гомосексуальность. В 1966 году он заметно ослабил меры предосторожности, когда в возрасте 32 лет познакомился с Томасом Зарембой, которому в то время было 19.

Детали их романтической связи выплыли на всеобщее обозрение в 1996 году, когда Заремба подал на Клиберна в суд, требуя от него выплаты алиментов по гражданскому браку на «многие миллионы долларов», как писала в то время местная газета Форт-Уэрта The Fort Worth Star-Telegram. Заремба, переехавший в Мичиган и ставший распорядителем похорон, утверждал, что за время их длившейся 17 лет связи он был деловым партнером Клиберна и его промоутером, а также помогал ухаживать за его матерью, которая скончалась в 1994 году в возрасте 97 лет. В итоге в иске было отказано.

В 1987 году Клиберн вернулся на концертную сцену, правда, выступал он уже не так часто. Сказывалось напряжение, и стресс дал о себе знать 21 мая 1998 года, когда Клиберн, выступая с местным симфоническим оркестром на открытии концертного зала в Форт-Уэрте и исполняя второй концерт Рахманинова, в конце выступления потерял сознание и упал прямо на сцене. Медики за кулисами дали ему кислород и отвезли в больницу.

Последний раз Клиберн появился на публике в сентябре. Тогда он выступил в исполнительском зале Форт-Уэрта с речью на концерте, который был посвящен 50-й годовщине создания Фонда Ван Клиберна. Его пережил Томас Смит, с которым музыкант жил в своем доме много лет.

Творческий потенциал Вана Клиберна смог полностью раскрыться в исполнении им русской музыки, за что его и полюбили в Советском Союзе

Американский пианист Ван Клиберн (он же Харви Леван Клайберн) является, пожалуй, самым любимым зарубежным музыкантом в нашей стране. Именно русская публика первой оценила исполнительское мастерство Вана Клиберна, именно после визита в Россию он стал известным на весь мир музыкантом. Но обо всем по порядку.

Ван Клиберн родился в 1934 году на юге Соединенных Штатов Америки, в штате Луизиана. Его детство прошло в Техасе, куда в скором времени после его рождения перебралась семья. Музыкальную одаренность ребенку помогла обнаружить и развить его мать, профессиональная пианистка, ученица Артура Фридгейма (который в свою очередь учился у знаменитого Ференца Листа).

Мать будущего музыканта, Рильдия Клиберн, занималась преподаванием фортепиано и, конечно же, взялась за обучение своего талантливого сына. К пяти годам мальчик уже научился читать с листа, освоил ученический репертуар (произведения Клементи, и других композиторов-педагогов) и перешел к освоению серьезной классической музыки.

Одним из самых сильных впечатлений детства для Вана Клиберна стало посещения концерта . Так получилось, что дин из последних своих концертов Сергей Васильевич дал в городке Шривпорте – на родине Клиберна. С тех пор исполнение Рахманинова навсегда стало эталонным для него, американский мальчик нашел своего кумира в русском пианисте. В своем музыкальном творчестве Ван Клиберн навсегда сохранил преемственность рахманиновского исполнительства, невесомости и тонкости звука, удивительной музыкальной фразировки.

Первые победы

Вскоре пианистические успехи Клиберна стали обращать на себя внимание публики и профессиональных музыкантов. В возрасте 13 лет он стал лауреатом конкурса пианистов в Техасе и дал концерт в сопровождении оркестра Хьюстона. Ван Клиберн впервые почувствовал себя настоящим артистом, ощутил волнение и радость настоящего публичного выступления, загорелся желанием стать знаменитым исполнителем фортепианной музыки.

Как раз в то время игру мальчика отметил известный пианист Хосе Итурби. Он одобрил то, как его обучала мать, посоветовал Клиберну как можно дольше заниматься музыкой именно с ней.

Впрочем, профессиональное музыкальное образование Клиберну было совершенно необходимо. Однако, готовясь к конкурсу и поступлению в учебное заведение, он подорвал здоровье, и был вынужден отложить учебу на год. Когда организм юноши достаточно окреп и врачи разрешили ему снова продолжить занятия, Клиберн поехал в Нью-Йорк и блестяще сдал там вступительные экзамены в Джульярдскую школу музыки.

Юному музыканту повезло. Он попал в класс педагога Розины Левиной, учившейся в Московской консерватории одновременно с Рахманиновым. Она оказала большое влияние на развитие фортепианной техники Клиберна. За годы обучения в Джульярдской школе репертуар юноши существенно расширился, ему прекрасно удавались произведения совершенно разных жанров, от полифонической музыки Баха до сонат Прокофьева.

Окончив школу с дипломом первой степени, Ван Клиберн начал прилагать все усилия, чтобы завоевать себе прочное положение в мире музыки. Он регулярно принимал участия в конкурсах фортепианного исполнительства, завоевал множество наград. Самой значимой из них была победа на конкурсе имени Э.Левентритта. Жюри конкурса отметило яркое дарование юноши, его выдающиеся интерпретации музыкальных произведений. Конкурс завершился полной победой Клиберна и его сольным концертом в Карнеги-холле. Это выступление прошло с большим успехом, Клиберн получил несколько выгодных контрактов, и некоторое время выступал в различных залах Америки.

Однако через некоторое время удача перестала улыбаться музыканту. Постоянных контрактов больше не было, начались серьезные проблемы с деньгами. Кроме того, мать Вана тяжело заболела, и он был вынужден заменять ее в преподавательской деятельности.

Но Ван Клиберн никогда не терял присутствия духа. Он много занимался и надеялся, что скоро снова сможет выйти на сцену и завоевать расположение публики. Так и случилось.

Конкурс имени Чайковского


Широкая и душевная исполнительская манера Вана Клиберна покорила сердца русских слушателей

В роли доброго ангела снова выступила Розина Левина, его преподаватель. Однажды позвонив бывшему ученику, она рассказала ему о готовящемся международном конкурсе музыкантов в Москве. Более того, она предложила Клиберну подготовить с ним программу выступления, и даже смогла выбить ему именную стипендию для поездки в Россию.

Ван Клиберн сразу загорелся идеей поехать в Москву. Сам он рассказывал об этом так:

«… мне очень хотелось увидеть церковь Василия Блаженного. Это была мечта всей моей жизни с шести лет, когда родители подарили мне детскую книжку с картинками по истории… Мы прибыли в Москву поздно вечером, часов около десяти. Земля была покрыта снегом, и все выглядело очень романтично. Все было так, как мне мечталось. И когда я оказался на Красной площади, я почувствовал, что у меня вот-вот остановится сердце от волнения. Главная цель моего путешествия была уже достигнута…»

Победа Вана Клиберна на конкурсе имени Чайковского стала поворотным моментом его музыкальной карьеры. Он просто покорил московскую публику и жюри своим исполнением музыки Рахманинова и Чайковского. Газеты запестрели хвалебными отзывами. Эмиль Гилельс назвал Клиберна «музыкантом редкого дарования и поистине неограниченных возможностей».

П.Владигеров писал о нем:

«Это исключительно одаренный музыкант, чье искусство привлекает глубокой содержательностью, технической свободой, гармоничным сочетанием всех качеств, присущих самым большим художникам фортепиано».

Фортепианную школу Вана Клиберна с полным правом можно назвать русской, ведь он, как мы помним, учился у выпускницы Московской Консерватории. Может быть, поэтому в полной мере оценить его исполнительское дарование смогли именно русские слушатели. Выразительность и певучесть игры Клиберна, тонкая и искренняя манера исполнения, широта и напевность – все это оказалось понятно и близко русской душе. Ван Клиберн приехал в Москву восторженным юношей, мечтающим увидеть знаменитый собор, а покинул ее известным на весь мир пианистом, любимцем публики. Его триумфальное возвращение в Нью-Йорк, когда толпа устроила ему восторженный прием с дождем из конфетти, навсегда вошло в мировую музыкальную историю.

Дальнейшая судьба

Вся последующая жизнь Вана Клиберна – это попытка угнаться за собственной славой. Он давал огромное количество сольных концертов по всему миру. Чем больше у него было выступлений, тем сильнее становилось общее напряжение. Финансовая и эмоциональная зависимость от музыкального мира требовали почти ежедневного подтверждения права на то, чтобы называться одним из самых знаменитых музыкантов мира. В итоге Клиберн оказался между двух огней: с одной стороны он очень боялся потерять свое по праву занятое место, лишиться известности, с другой – мечтал о расширении своих пианистических возможностей, а для этого нужно было много времени отводить занятиям, работе над техникой, разучиванию нового репертуара.

Финал


Ван Клиберн: «Музыка духовна. Она облагораживает душу. В ней и философия, и драма, и литература, даже математика»

Ван Клиберн очень рано завершил свою концертную деятельность. Несколько лет он вовсе не выходил на сцену. Затем дал несколько концертов в родной Америке, совершил гастрольную поездку в СССР.

В последние годы жизни Клиберн еще несколько раз приезжал в Москву, проводил мастер-классы, был председателем жюри на конкурсе имени Чайковского.

Ван Клиберн умер в феврале 2013 года. Ему было 78 лет.

В заключение приведем фразу знаменитого пианиста , который очень точно подметил все особенности игры Клиберна, а также разгадал, под чьим влиянием сформировался этот музыкальный талант.