Русский писатель Александр Иванович Куприн: жизнь и творчество, интересные факты. Александр Куприн: биография писателя Где учился александр иванович куприн

Пережил множество разнообразных событий Александр Иванович Куприн, жизнь и творчество которого наполнены драматизмом свершавшихся в мире событий. Его произведения пользуются неизменным успехом как у простых читателей, так и у профессионалов. Многие рассказы Куприна представляют собой эталон литературного жанра, например, "Штабс-капитан Рыбников". На все времена останутся популярными такие перлы из сокровищницы русской литературы, как "Гранатовый браслет", "Суламифь", "Олеся", "Листригоны, "Юнкера" - все не перечислить. А как зачитываются современные дети такими рассказами, как Александр Куприн в нашей стране имеет поистине всенародное признание.

Детство и юность

Родился будущий писатель в августе 1880 года в маленьком городке Пензенской губернии. Отец его - мелкий чиновник, умер, когда сыну едва исполнился год. Мать не смогла поднять на ноги маленького Александра, потому что не хватало средств, и отдала мальчика в сиротское училище.

Александровское училище в Москве оставило не одни только безрадостные воспоминания. Здесь прошли отрочество и юность, появились первые юношесткие увлечения, литературные опыты, и главное из того, что приобрёл в училище Александр Куприн, - друзья.

Москва была прекрасна своими патриархальными нравами, собственными мифами, наполненными местечковой гордости (ущемлённая в правах столица!), со своими местными знаменитостями, чудаками. Облик города был цельным и ни на какой другой не похожим.

Начало писательства

Учёба дала Куприну довольно полное образование: языки - русский, французский, немецкий. Физика, математика, история, география и словесность (литература). Вот последняя и стала для него прибежищем на всю жизнь. Здесь, в училище, и был написан его первый рассказ - "Последний дебют", опубликованный с пылу с жару в "Русском сатирическом вестнике".

Куприн был неимоверно счастлив, хотя и отсидел за этот поступок в карцере (публикации без ведома начальника училища были запрещены, но юный Куприн этого не знал, вот за незнание внутренней службы и оказался наказан).

Наконец, начинающий писатель был по первому разряду выпущен из училища и назначен служить на юго-западной границе России, глухие провинциальные местечки такого плана были им блистательно описаны в повести "Поединок" и рассказе "Свадьба".

Служба на рубежах страны

Материалом для превосходных, до конца выстраданных произведений, таких как "Дознание", "Ночлег" и других, стала служба на границе. Однако писатель подумывал всерьёз о профессиональной литературной деятельности. Нужно было приобрести достаточный для этого опыт, вот он и печатался в провинциальных газетах, а повесть "Впотьмах" приняли в журнал "Русское богатство".

В 1890 году Куприн, жизнь и творчество которого, казалось, покроются мхом в захолустье, вдруг знакомится с Чеховым и Горьким. Оба мэтра сыграли огромную роль в судьбе Куприна. Естественно, и Александр их ценил чрезвычайно высоко, а ещё больше - их мнение, а Чехова почти боготворил.

Главная тема

Даже не одна из главных, а самая главная тема, которую на протяжении всей жизни использовал писатель Александр Куприн, - любовь. Герои со страниц его прозы прямо светятся этим чувством, раскрываясь в лучших своих проявлениях, всегда светло, всегда трагически, за очень редким исключением (например, "Куст сирени" - этот изумительно красивый рассказ по силе впечатления равен "Дарам волхвов" О. Генри, там всё кончается хорошо, если не считать чувства стыда героя-офицера за свой небольшой обман). Всем настоящим писателям, как Куприн Александр Иванович, биография помогает творить.

"Олеся"

Первое достаточно крупное и весьма значительное произведение появляется в 1898 году. Это повесть "Олеся" - грустная, без малейшего мелодраматизма, светлая, романтическая. Мир природы героини - духовная гармония в противовес человеку из большого и жестокого города. Естественность, внутренняя свобода, простота Олеси притянули главного героя быстрее, чем магнит кусочек металла.

Малодушная доброта оказалась сильнее духовного богатства, едва не погубив чистую и сильную девушку. Рамки социальной и культурной жизни способны изменить даже такого естественного человека, как Олеся, а вот этого-то Куприн и не позволил. Даже высокое чувство любви не может возродить те духовные качества, которые уничтожила цивилизация. Потому и высок смысл этой превосходной повести, что жизнь Куприна Александра Ивановича научила всюду видеть и свет, и тень, его заслоняющую.

"Гранатовый браслет"

В самой будничной реальности писатель ищет и находит таких людей, чья одержимость высоким чувством способна подняться над прозой жизни хотя бы в мечтах. Обращаясь к описанию "маленького человека", Александр Куприн, книги которого читаются взахлёб, поистине творит чудеса. Оказывается купринскому "маленькому" человеку свойственна утончённая, всеобъемлющая любовь, безнадёжная и трогательная. Это чудо, прекрасный дар. Даже умирая, любовь возрождает к жизни, побеждая смерть. И музыка, музыка, перерождающая душу. Она звучит в каждой строке, переходя из холодного созерцания к трепетному чувствованию мира.

Истинно неминуемо трагична. Целомудрие героев обладает созидательной творческой силой. Такими предстают перед читателями герои, как увидел Куприн, жизнь и творчество которого рисуют нам их в жестоком мире, пытающемся разбить хрупкую душу. При этом почти всегда присутствует некая недооценка героем себя, неверие в право обладания той женщиной, которую вожделеет вся его сущность. Тем не менее сложность ситуаций и драма в окончании не оставляют читателю чувства уныния, герои, которых вывел перед читателем Александр Куприн, книги его целиком - само жизнелюбие, сам оптимизм. Светлое чувство после прочтения долго ещё не покидает читателя.

"Белый пудель"

Этот рассказ, изданный в 1903 году, о пожилом шарманщике, мальчике Серёже и их верной собаке - пуделе Арто, так и назван писателем - "Белый пудель". Александр Куприн, как это часто бывало, сюжет срисовал с натуры. К нему на дачу часто заходили гости - артисты, просто перехожие люди, паломники, и всех семья Куприных привечала, кормила обедом и поила чаем. Среди гостей однажды появились старик с шарманкой, маленький акробат и белая учёная собака. Вот они-то и рассказали писателю о том, что с ними произошло.

Богатая барыня настаивала на продаже пуделя для её маленького, избалованного и капризного сыночка, артисты, естественно, отказались. Барыня разгневалась, наняла человека украсть собаку. И Серёжа рисковал жизнью, освобождая любимого Артошку. Куприну эта история показалась интересной тем, что в рассказ легко входили две излюбленные его темы - социальное неравенство и бескорыстная дружба, любовь к животным, забота о них. Так часто вместо писателя работает, как говорил сам Куприн Александр Иванович, биография.

"Поединок"

Во время службы подпоручиком в 46-м Днепровском пехотном полку и задумал, и выстрадал Александр Куприн "Поединок". Город Проскуров, в котором проходила служба, легко узнаваем в этой повести. Выйдя в отставку, писатель приступил к систематизации своих разрозненных записей. Когда повесть была готова, её высоко оценил Максим Горький, назвав великолепной и на всех думающих и честных офицеров должной произвести неизгладимое впечатление.

Также и А. В. Луначарский посвятил "Поединку" статью в журнале "Правда" осенью 1905 года, где всячески такую тематику и такой стиль письма приветствовал, сказав о прекрасных страницах повести Куприна, которые есть красноречивое обращение к армии, и каждый офицер непременно услышит свой собственный голос непоруганной чести.

Некоторые сцены "Поединка" Паустовский назвал лучшими в русской литературе. Но были и противоположные оценки. Не все армейцы согласились с реальностью, которую раскрыл Александр Куприн (жизнь и творчество явно говорят, что он не написал ни слова лжи). Однако генерал-лейтенант Гейсман обвинил писателя в клевете, в ненависти к армии и даже в покушении на государственный строй.

Это одно из самых значительных произведений Куприна об истории конфликта молодого поручика Ромашова с офицером, старшим по званию. Нравы, муштру, пошлость офицерского общества - всю подоплёку жизни захолустного полка Куприн столкнул с юным романтическим мировоззрением и - опять-таки! - настоящей, всепрощающей и всеобъемлющей, жертвенной любовью.

Первое издание повести вышло с посвящением Максиму Горькому, поскольку всё самое буйное и самое смелое в повести определило его влияние. А Чехову повесть не понравилась, и её романтический настрой - особенно, чем Куприн был весьма озадачен и расстроен.

Осенью этого года писатель проводил в Балаклаве, в Крыму, где и прочитал на благотворительном вечере монолог Назанского из "Поединка". Балаклава - город военных, и в зале их в тот момент оказалось много. Вспыхнул огромный скандал, который помог погасить моряк, лейтенант П. П. Шмидт, через месяц возглавивший Писатель воочию увидел безжалостную расправу правительственных войск с восставшими и описал эти события, отправив корреспонденцию в Петербург, в газету "Новая жизнь". За это Куприна из Балаклавы выслали в сорок восемь часов. Но писатель успел спасти от преследования нескольких моряков с "Очакова". Об этом восстании потом были написаны прекрасные рассказы: "Гусеница", "Исполины", замечательнейший "Гамбринус".

Семья писателя

Первой женой Куприна стала Мария Карловна Давыдова, на которой он женился в 1902 году и получил развод в 1909-м. Она была высокообразованная дама, дочь знаменитого виолончелиста и издательницы журнала. Следующим браком она стала женой видного государственного деятеля Николая Иорданского-Негорева. Мария Карловна оставила книгу воспоминаний о Куприне - "Годы молодости".

У них осталась и совместная дочь - Лидия Александровна Куприна, которая умерла рано, в 1924 году, подарив писателю внука Алексея. Александра Ивановича и его внук не оставили другого потомства, род Куприных прервался.

Вторая жена, его муза и ангел-хранитель, - Елизавета Морицевна Гейнрих, которая вышла за писателя замуж в 1909 году. Она была дочерью фотографа и сестрой актрисы. Елизавета Морицевна всю жизнь работала, что для того времени было не характерно, была сестрой милосердия. Не смогла пережить блокаду Ленинграда.

У них была дочь Ксения Александровна, красавица и умница, любимица не только всей семьи, но и людей, хотя бы немного с нею общавшихся. Работала в Доме моды у знаменитого в те времена Поля Пуаре, была моделью и актрисой. В 1958 году вернулась из Франции в СССР. Тоже написала воспоминания "Куприн - мой отец". Играла в московском театре имени Пушкина. У годовалой Ксении появилась сестричка Зинаида, но в 1912 году умерла от пневмонии.

Предвоенные, военные и послевоенные годы

Весь 1909 год Куприн напряжённо работает - пишет повесть рискованной и для наших времён тематики. Писатель решил показать изнутри жизнь публичного дома где-то в провинции. Повесть он назвал "Яма". Писалась она долго. В этом же году ему была присуждена премия имени Пушкина, так же как и Ивану Бунину. Это было уже официальным признанием от Академии наук.

В 1911-м Куприну пришлось продать издательсткое право на Полное собрание сочинений. Получив от издателя сто тысяч рублей гонорара, уже в 1915-м писатель писал, что погряз в долгах. Тогда были опубликованы повесть "Гранатовый браслет", которую так трепетно писал Куприн Александр Иванович, рассказы "Телеграфист" и "Святая ложь" - произведения тонкие, лиричные, грустные. Они явно показали, что душа автора в богатстве не погрязла, что он по-прежнему готов сочувствовать, любить и соболезновать.

В 1914-м Куприн отправился добровольцем на войну, снова поручиком. Служил он в Финляндии, однако недолго: был признан по состоянию здоровья к службе негодным. Вернулся он домой, а дома - лазарет: Елизавета Морицевна и дочь Ксения выхаживали раненых... Так прошли годы войны. Революцию 1917-го Куприн не понял и не принял. Ленина не любил. После разгрома белого движения в 1920 году Куприны покинули Россию.

Двадцать лет жизни Куприна во Франции показали, насколько трудно русскому человеку адаптироваться за рубежом. Заработков не было. Самые известные произведения писателя переводились на французский, а вот новые не писались. Коммерческие предприятия тем более не удавались. Главное - съедала душу тоска. Ушли молодость, здоровье, силы, надежды... Вот этой ностальгией пронизано насквозь единственное крупное произведение, написанное Александром Ивановичем вдалеке от России, - роман "Юнкера". Это получились почти документальные воспоминания о военном училище, тёплые, грустные, но с тем же добрым и мягким купринским юмором. Он очень-очень хотел вернуться на родину.

Домой!

Слишком поздно сбылась мечта Куприна о возвращении в Россию. Смертельно больной писатель вернулся домой, чтобы умереть. Встреча была невероятно тёплой - его любили настолько, что чуть не вся Москва решила с ним повидаться. Радость Александра Ивановича была неизмеримой. Свидетельствуют очевидцы, что он часто плакал, его умиляло всё: и дети, и сам запах родины, и особенно внимание и любовь окружающих. Писатель, несмотря на болезнь, публиковался: очерк о столице "Москва родная", затем воспоминания о Горьком (с огромными умолчаниями, так как в эмиграции Куприн Горького не жаловал за поддержку и пособничество "режиму ужаса и рабства").

Под новый 1937 год Куприны переехали в Ленинград и поселились там, окружённые заботой и вниманием. В июне 1938-го навестили свою милую Гатчину, где так великолепно цвела когда-то сирень. Отказались и от своей старой дачи, и от семидесяти тысяч компенсации за неё, поселились у знакомой вдовы знаменитого архитектора. Куприн гулял по прекрасному саду, наслаждался покоем и тихой радостью.

Тем не менее болезнь всё усиливалась, диагноз был страшен - рак пищевода. В Ленинграде, после возвращения из Гатчины, консилиум решил оперировать Куприна. Временно ему стало лучше, но врачи предупредили, что надеяться, в принципе, не на что. Куприн умирал. В последние дни он имел всё, что только возможно, - самые лучшие медики, прекрасный уход. Но и такое продление жизни не может быть навсегда.

Жизнь вечная

Литературоведы, критики, мемуаристы написали живой портрет замечательного, истинно русского писателя, который продолжил лучшие классические традиции блестящего последователя Л. Н. Толстого. Александр Куприн, цитаты которого в ходу уже век, написал более ста произведений различных жанров. Он был правдив, искренен, с большой долей жизненной конкретики в каждом своём слове, писал только о том, что сам пережил, повидал, перечувствовал.

Обращался Куприн к самой широкой аудитории, читатель его не зависит от пола и возраста, каждый найдёт в его строках своё, заветное. Гуманизм, стойкое жизнелюбие, пластичные, яркие описания, исключительно богатый язык помогают произведениям Куприна оставаться и по сей день одними из самых читаемых. Его произведения экранизированы, инсценированы и переведены на многие языки мира.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии. Из дворян. Отец Куприна – коллежский регистратор; мать – из древнего рода татарских князей Кулунчаковых.

Рано лишился отца; воспитывался в московском Разумовском пансионе для сирот. В 1888 г . А. Куприн окончил кадетский корпус, в 1890 г. – Александровское военное училище (оба в Москве); служил пехотным офицером. После выхода в отставку в чине поручика в 1894 году сменил ряд профессий: работал землемером, лесным объездчиком, управляющим имением, суфлером в провинциальной актерской труппе и др. Многие годы сотрудничал в газетах Киева, Ростова-на-Дону, Одессы, Житомира.

Первая публикация – рассказ «Последний дебют» (1889 ). Рассказ «Дознание» (1894 ) открыл серию военных рассказов и повестей Куприна («Куст сирени», 1894 ; «Ночлег», 1895 ; «Прапорщик армейский», «Брегет», оба – 1897 ; и др.), отразивших впечатления писателя от военной службы. Поездки Куприна по Южной Украине явились материалом для повести «Молох» (1896 ), в центре которой тема промышленной цивилизации, обезличивающей человека; сопоставление плавильной печи с языческим божеством, требующим человеческих жертвоприношений, призвано предупредить об опасности поклонения техническому прогрессу. Литературную известность принесла А. Куприну повесть «Олеся» (1898 ) – о драматичной любви выросшей в лесной глуши девушки-дикарки и приехавшего из города начинающего писателя. Герой ранних произведений Куприна – человек с тонкой душевной организацией, не выдерживающий столкновения с социальной действительностью 1890-х годов и испытания большим чувством. Среди других сочинений этого периода: «полесские рассказы» «В лесной глуши» (1898 ), «На глухарей» (1899 ), «Оборотень» (1901 ). В 1897 г . вышла первая книга Куприна – «Миниатюры». В том же году Куприн познакомился с И. Буниным, в 1900 – с А. Чеховым; с 1901 года участвовал в телешовских «средах» - московском литературном кружке, объединявшем писателей реалистичного направления. В 1901 году А. Куприн переехал в Санкт-Петербург; сотрудничал во влиятельных журналах «Русское богатство» и «Мир Божий». В 1902 году познакомился с М. Горьким; печатался в инициированной им серии сборников книгоиздательского товарищества «Знание», здесь в 1903 году вышел в свет первый том рассказов Куприна. Широкую популярность Куприну принесла повесть «Поединок» (1905 ), где неприглядная картина армейского быта с царящими в нём муштрой и полусознательной жестокостью сопровождаются размышлениями об абсурдности существующего миропорядка. Публикация повести совпала по времени с поражением российского флота в русско-японской войне 1904-1905 гг ., что способствовало её общественному резонансу. Повесть была переведена на иностранные языки и открыла имя писателя для европейского читателя.

В 1900-х – первой половине 1910-х гг . были опубликованы наиболее значительные произведения А. Куприна: повести «На переломе (Кадеты)» (1900 ), «Яма» (1909-1915 ); рассказы «Болото», «В цирке» (оба 1902 ), «Трус», «Конокрады» (оба 1903 ), «Мирное житие», «Белый пудель» (оба 1904 ), «Штабс-капитан Рыбников», «Река жизни» (оба 1906 ), «Гамбринус», «Изумруд» (1907 ), «Анафема» (1913 ); цикл очерков о рыбаках Балаклавы – «Листригоны» (1907-1911 ). Восхищение силой и героизмом, острое ощущение красоты и радости бытия побуждают Куприна к поиску нового образа – цельной и созидательной натуры. Теме любви посвящены повесть «Суламифь» (1908 ; по мотивам библейской Песни Песней) и «Гранатовый браслет» (1911 ) – трогательный рассказ о безответной и самоотверженной любви мелкого телеграфиста к супруге высокопоставленного чиновника. Куприн пробовал себя и в научной фантастике: герой повести «Жидкое солнце» (1913 ) – гениальный ученый, получивший доступ к источнику сверхмощной энергии, но скрывающий своё изобретение из опасений, что оно будет употреблено для создания смертоносного оружия.

В 1911 году Куприн переехал в Гатчину. В 1912 и 1914 гг. совершил путешествия во Францию и Италию. С началом Первой мировой войны вернулся в армию, однако уже в следующем году был демобилизован по состоянию здоровья. После Февральской революции 1917 года редактировал эсэровскую газету «Свободная Россия», несколько месяцев сотрудничал с издательством «Всемирная литература». После Октябрьской революции 1917 года , которую не принял, вернулся к публицистике. В одной из статей Куприн выступил против расстрела великого князя Михаила Александровича, за что был подвергнут аресту и кратковременному заключению (1918 ). Попытки писателя сотрудничать с новой властью не дали желаемых результатов. Примкнув в октябре 1919 года к войскам Н.Н. Юденича, Куприн добрался до Ямбурга (с 1922 Кингисепп), оттуда через Финляндию до Парижа (1920 ). В эмиграции были созданы: автобиографическая повесть «Купол св. Исаакия Далматского» (1928 ), повесть «Жанета. Принцесса четырех улиц» (1932 ; отдельное издание – 1934 ), ряд ностальгических рассказов о дореволюционной России («Однорукий комедиант», 1923 ; «Тень императора», 1928 ; «Царёв гость из Наровчата», 1933 ) и др. Для произведений эмигрантского периода характерны идеалистические образы монархической России, патриархальной Москвы. Среди других сочинений: повесть «Звезда Соломона» (1917 ), рассказ «Золотой петух» (1923 ), циклы очерков «Киевские типы» (1895-1898 ), «Юг благословенный», «Париж домашний» (оба – 1927 ), литературные портреты, рассказы для детей, фельетоны. В 1937 году Куприн вернулся в СССР.

В творчестве Куприна дана широкая панорама российской жизни, охватывающая почти все слои общества 1890-1910-х гг .; традиции бытописательской прозы второй половины 19 века сочетаются с элементами символизма. В ряде произведений воплотилось тяготение писателя к романтическим сюжетам и героическим образам. Прозу А. Куприна отличает изобразительность, достоверность в обрисовке характеров, насыщенность бытовыми подробностями, колоритный, включающий арготизмы язык.

«Писатель балаклавских рыбаков,
Друг тишины, уюта, моря, селец,
Тенистой Гатчины домовладелец,
Он мил нам простотой сердечных слов…»
Из стихотворения Игоря Северянина памяти Куприна

«Но тихо с небес
Он на нас всех взирает…
Он с нами.
Мы вместе
В „потерянном рае“…»
Из стихотворения Татьяны Перовой памяти Куприна

Биография

Маленький городишка Проскуров в Подольской губернии, где отбывал службу молодой поручик Александр Куприн, был полон тоски и скуки. Чтобы хоть как-то приукрасить унылые будни, Куприн с головой уходит в карты, кутежи и любовные интрижки. Ничто и никто не в силах обуздать его горячий нрав… никто, кроме первой любви - робкой девушки-сиротки, определенно самой прелестной во всей губернии. Куприн готов завязать с разгульной жизнью и даже жениться, но есть одно «но»: девушку соглашаются отдать за него только в том случае, если Александр закончит Академию Генерального штаба. Что ж, юноша пакует чемоданы и отправляется в Петербург на сдачу экзаменов. Правда, благополучно добраться до пункта назначения ему не удается. В Киеве Куприн встречает друзей и отправляется с ними в плавучий ресторан. Там ребята ссорятся с таким размахом, что привлекают внимание полицейского надзирателя. Тот делает замечание шумной компании, за что тут же оказывается выброшенным в окно. Такое поведение будущему офицеру не по чину: Куприну запрещают поступать в Академию. Теперь и о военной карьере, и о руке возлюбленной остается только мечтать, а жизнь, между тем, продолжается.

Не имея никакой гражданской профессии, Куприн скитается по югу России, испытывая себя в роли рыбака, циркового борца, судебного пристава, актера, журналиста, землероя, псаломщика, охотника… Девизом жизни Куприна фактически становятся слова одного из созданных им героев из повести «Яма»: «Ей-богу, я хотел бы на несколько дней сделаться лошадью, растением или рыбой или побыть женщиной и испытать роды; я бы хотел пожить внутренней жизнью и посмотреть на мир глазами каждого человека, которого встречаю». Словом, Александр познает жизнь во всех ее проявлениях, не забывая, кстати, и о литературной деятельности. Правда, за пером Куприн подолгу не засиживается, а работает лишь по настроению, от случая к случаю. Впрочем, творческое призвание писателя обостряется с переездом в Петербург и знакомством с местной богемой – Буниным, Шаляпиным, Аверченко.


Здесь же, в Петербурге, Куприн сходится со своей первой женой Марией Давыдовой. Правда, счастливого союза у них не получилось: Давыдова глубоко ценила талант мужа, но едва ли могла стерпеть его пьяные выходки, которые часто выходили за рамки дозволенного. Хотя творческой карьере Куприна супружество пошло только на пользу. В частности, его лучшая повесть «Поединок» без нажимов Давыдовой едва ли смогла бы увидеть свет.

Второй брак Куприна оказался куда более удачным. С новой любовью - Елизаветой Гейнрих - Куприн сошелся прежде, чем получил развод от Давыдовой. Однако же в лице второй супруги Александр Иванович обретает истинную любовь и верного спутника жизни. Только теперь он осознает прелести тихого семейного счастья: уютный дом на пять комнат, детский смех, работа в саду летом, лыжные прогулки зимой… Куприн завязывает с выпивкой и дебошами, много пишет и, казалось бы, теперь ничто не может воспрепятствовать его счастью. Но в мире разгорается война, а затем и Октябрьская революция, которые вынуждают Куприных покинуть уютное семейное гнездышко и отправиться в поисках счастья в далекий Париж.

Куприны жили во Франции долгих семнадцать лет и, в конце концов, тоска по родине взяла свое. Александр Иванович, будучи уже седовласым стариком и, очевидно, предчувствуя скорую смерть, однажды заявил, что готов идти в Москву хоть пешком. А между тем, здоровье его не на шутку разладилось. «Елизавета Морицовна Куприна увезла на родину своего больного старого мужа. Она выбилась из сил, изыскивая средства спасти его от безысходной нищеты… Всеми уважаемый, всеми без исключения любимый, знаменитейший русский писатель не мог больше работать, потому что был очень, очень болен, и все об этом знали», - напишет позже русская поэтесса Тэффи. Спустя год после возвращения в Россию писатель умер. Причиной смерти Куприна послужило острое воспаление легких, подхваченное во время просмотра парада на Красной площади. «Кулунчаковская татарская кровь» навеки остыла. О смерти Куприна сообщило ТАСС и ряд популярных газет. Похороны Александра Куприна состоялись на Литераторских мостках Волковского кладбища в Петербурге. Могила Куприна находится неподалеку от мест упокоения Тургенева, Мамина-Сибиряка и Гарина-Михайловского.

Линия жизни

7 сентября 1870 г. Дата рождения Александра Ивановича Куприна.
1876 г. Малолетнего Александра помещают в Московский Разумовский сиротский пансион.
1880 г. Куприн поступает во Второй Московский кадетский корпус.
1887 г. Юношу зачисляют в Александровское военное училище.
1889 г. На свет появляется первый рассказ писателя - «Последний дебют».
1890 г. Александр Куприн в чине подпоручика выпущен в 46-й Днепровский пехотный полк.
1894 г. Куприн уходит в отставку и переезжает в Киев.
1901 г. Писатель переезжает в Петербург и получает должность секретаря в «Журнале для всех».
1902 г. Александр Куприн женится на Марии Давыдовой.
1905 г. Выход наиболее значимого произведения Куприна - повести «Поединок».
1909 г. Куприн получает развод от Давыдовой и венчается с Елизаветой Гейнрих.
1919 г. Писатель с супругой эмигрируют в Париж.
1937 г. По приглашению правительства СССР Куприн с женой возвращаются на родину.
25 августа 1938 г. Дата смерти Куприна.
27 августа 1938 г. Дата похорон Куприна.

Памятные места

1. Город Наровчат, где родился Александр Куприн.
2. Александровское военное училище (ныне Генеральный штаб ВС РФ), где прошла военная юность Александра.
3. Город Проскуров (ныне Хмельницкий), где Куприн отбывал воинскую службу.
4. Дом на Подоле в Киеве, где проживал Александр Куприн в 1894-1896 гг.
5. Ресторан «Вена» в Петербурге (ныне мини-отель «Старая вена»), где любил проводить время Куприн.
6. Город Гатчина, где проживал Александр Куприн с супругой Елизаветой Гейнрих и детьми.
7. Город Париж, где проживали Куприны в 1919-1937 гг.
8. Памятник Куприну в Балаклаве.
9. Дом сестры Куприна в Коломне, где часто гостил Александр Иванович.
10. Литераторские мостки на Волковском кладбище в Петербурге, где похоронен Куприн.

Эпизоды жизни

В 1905 г. Александр Куприн стал свидетелем подавления Севастопольского восстания. Пылающий крейсер «Очаков» расстреливали из орудий, а спасающихся вплавь матросов нещадно осыпали свинцовым градом. В тот скорбный день Куприну удалось помочь нескольким морякам, чудом добравшимся до берега. Писатель раздобыл для них штатские костюмы и даже отвлек внимание полицейских, чтобы те могли беспрепятственно выбраться из опасной зоны.

Однажды, получив крупный аванс, Александр Иванович крепко запил. В пьяном угаре он приволок в дом, где проживала его семья, сомнительную компанию собутыльников, и, собственно, веселье продолжилось. Супруга Куприна долго терпела кутеж, но оброненная на ее платье пылающая спичка стала последней каплей. В порыве неистовства Давыдова разбила графин с водой о голову мужа. Супруг обиды не стерпел. Он покинул дом, черкнув на клочке бумаги: «Между нами все кончено. Больше мы не увидимся».

Завет

«Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».

Документальный фильм «Рубиновый браслет Куприна» от ГТРК «Культура»

Соболезнования

«Куприн - талант яркий, здоровый».
Максим Горький, писатель

«По размаху своего таланта, по своему живому языку Куприн окончил не только „литературную консерваторию“, но и несколько литературных академий».
Константин Паустовский, писатель

«Он был романтик. Он был капитаном юношеских романов, морским волком с трубочкой-носогрейкой в зубах, завсегдатаем портовых кабачков. Он чувствовал себя храбрым и сильным, грубоватым внешне и поэтически-нежным душевно».
Тэффи, поэтесса

Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в уездном городе Наровчате (ныне Пензенская область) в семье чиновника, потомственного дворянина Ивана Ивановича Куприна (1834—1871), умершего через год после рождения сына. Мать, Любовь Алексеевна (1838—1910), урождённая Кулунчакова, происходила из рода татарских князей (дворянка, княжеского титула не имела). После смерти мужа она переехала в Москву, где прошло детство и отрочество будущего писателя. В шесть лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880 году. В том же году поступил во Второй Московский кадетский корпус.

В 1887 году был выпущен в Александровское военное училище. Впоследствии опишет свою «военную юность» в повестях «На переломе (Кадеты)» и в романе «Юнкера».

Первым литературным опытом Куприна были стихи, оставшиеся неопубликованными. Первое произведение, увидевшее свет, — рассказ «Последний дебют» (1889).

В 1890 году Куприн в чине подпоручика был выпущен в 46-й Днепровский пехотный полк, стоявший в Подольской губернии (в Проскурове). Офицерская жизнь, которую он вёл в течение четырёх лет, дала богатый материал для его будущих произведений.

В 1893—1894 годах в петербургском журнале «Русское богатство» вышли его повесть «Впотьмах», рассказы «Лунной ночью» и «Дознание». На армейскую тему у Куприна несколько рассказов: «Ночлег» (1897), «Ночная смена» (1899), «Поход».

В 1894 году поручик Куприн вышел в отставку и переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии. В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений.

В эти годы Куприн познакомился с И. А. Буниным, А. П. Чеховым и М. Горьким. В 1901 году переехал в Петербург, начал работать секретарём «Журнала для всех». В петербургских журналах появились рассказы Куприна: «Болото» (1902), «Конокрады» (1903),«Белый пудель»(1903).

В 1905 году вышло наиболее значительное его произведение — повесть «Поединок», имевшая большой успех. Выступления писателя с чтением отдельных глав «Поединка» стали событием культурной жизни столицы. Другие его произведения этого времени: рассказы «Штабс-капитан Рыбников» (1906), «Река жизни», «Гамбринус» (1907), очерк «События в Севастополе» (1905). В 1906 году был кандидатом в депутаты Государственной думы I созыва от Санкт-Петербургской губернии.

Творчество Куприна в годы между двумя революциями противостояло упадочным настроениям тех лет: цикл очерков «Листригоны» (1907—1911), рассказы о животных, рассказы «Суламифь» (1908),«Гранатовый браслет»(1911), фантастическая повесть «Жидкое солнце» (1912). Его проза стала заметным явлением русской литературы. В 1911 году со своей семьёй поселился вГатчине.

После начала Первой мировой войны открыл в своём доме военный госпиталь и агитировал в газетах граждан брать военные займы. В ноябре 1914 года был мобилизован в армию и направлен в Финляндию командиром пехотной роты. Демобилизован в июле 1915 года по состоянию здоровья.

В 1915 году Куприн завершает работу над повестью «Яма», в которой рассказывает о жизни проституток в российских публичных домах. Повесть подверглась осуждению за излишний, по мнению критиков, натурализм. Издательство Нуравкина, выпустившее в немецком издании «Яму» Куприна, привлечено прокуратурой к ответственности «за распространение порнографических изданий».

Отречение Николая II встретил в Гельсингфорсе, где проходил лечение, и воспринял его с энтузиазмом. После возвращения в Гатчину, был редактором газет «Свободная Россия», «Вольность», «Петроградский листок», симпатизировал эсерам. Послезахвата власти большевикам и писатель не принял политику военного коммунизма и сопряжённый с ней террор. В 1918 году ходил к Ленину с предложением издавать газету для деревни — «Земля». Работал в издательстве «Всемирная литература», основанном М. Горьким. В это время сделал перевод «Дон Карлос»Ф. Шиллера. Был арестован, три дня просидел в тюрьме, был выпущен и внесён в список заложников.

16 октября 1919 года, с приходом в Гатчину белых, поступил в чине поручика в Северо-Западную армию, получил назначение редактором армейской газеты «Приневский край», которую возглавлял генерал П. Н. Краснов.

После поражения Северо-Западной армии отправился в Ревель, а оттуда в декабре 1919 года в Хельсинки, где пробыл до июля 1920 года, после чего отправился в Париж.

Семнадцать лет, которые писатель провёл в Париже, вопреки мнению советского литературоведения, были плодотворным периодом.

Согласно версии советского литературоведения, чуть ли не насильно мобилизованный белыми и оказавшийся в эмиграции по недоразумению Куприн не написал за границей ничего стоящего.

На самом деле освобождённый от военной службы по состоянию здоровья пятидесятилетний Куприн пошёл в белую армию добровольцем, об офицерах Северо-Западной армии он писал: «В офицерском составе уживались лишь люди чрезмерно высоких боевых качеств. В этой армии нельзя было услышать про офицера таких определений, как храбрый, смелый, отважный, геройский и так далее. Было два определения: „хороший офицер“ или, изредка, — „да, если в руках“». Видя в борьбе с большевиками свой долг, он гордился службой в этой армии, смог бы — пошёл бы в строй, на позиции. Как дорогую реликвию в эмиграции он хранил полевые погоны поручика и трёхцветный угол на рукав, сшитый Елизаветой Морицевной. После поражения, уже побывавший в тюрьме и в заложниках, он спасал себя и свою семью от террора. Диктатуру как форму власти писатель не принял, Советскую Россию называл Совдепией.

В годы эмиграции Куприн пишет три большие повести, много рассказов, статей и эссе. Его проза заметно посветлела. Если «Поединок» сводит образ благородного царского офицера почти до уровня офицера современного, то «Юнкера» наполнены духом русской армии, непобедимым и бессмертным. «Я хотел бы, — говорил Куприн, — чтобы прошлое, которое ушло навсегда, наши училища, наши юнкеры, наша жизнь, обычаи, традиции остались хотя бы на бумаге и не исчезли не только из мира, но даже из памяти людей. „Юнкера“ — это моё завещание русской молодёжи».

К 1930 году семья Куприна обеднела и погрязла в долгах. Его литературные гонорары были скудными, а алкоголизмсопровождал все его годы в Париже. С 1932 года его зрение постоянно ухудшалось, и почерк стал значительно хуже. Возвращение в Советский Союз стало единственным решением материальных и психологических проблем Куприна. В конце 1936 года он всё же решился обратиться за визой. В 1937 году по приглашению правительства СССР вернулся на родину. Возвращению Куприна в Советский Союз предшествовало обращение полпреда СССР во Франции В. П. Потёмкина 7 августа 1936 года с соответствующим предложением к И. В. Сталину (который дал предварительное «добро»), а 12 октября 1936 года — с письмом к наркому внутренних дел Н. И. Ежову. Ежов направил записку Потёмкина в Политбюро ЦК ВКП(б), которое 23 октября 1936 года приняло решение: «разрешить въезд в СССР писателю А. И. Куприну» (проголосовали «за» И. В. Сталин,В. М. Молотов, В. Я. Чубарь и А. А. Андреев; воздержался К. Е. Ворошилов).

Умер в ночь на 25 августа 1938 года от рака пищевода. Похоронен в Ленинграде на Литераторских мостках Волковского кладбища рядом с могилой И. С. Тургенева.