Народ саамы. Правовое положение саамов

Саамы - один из наиболее своеобразных и даже загадочных уральских народов. По языку они довольно близки (хотя не до степени взаимопонимания) к прибалтийско-финским народам, однако по своим историческим судьбам, традиционной культуре, антропологическому типу и, наконец, происхождению саамы резко отличаются от них и, в общем-то, стоят особняком среди уральских народов вообще.Самоназвание саамов (в зависимости от диалекта) - саамие, сапме/сабме, саамм и т.п., родственно названию одной из группы финнов, хяме , а слово finn изначально означало именно саамов. Этим совпадениям не следует удивляться: история прибалтийско-финских народов тесно переплетена. Ещё тысячу лет назад саамы жиле на юге нынешней Финляндии, и именно проникновение туда с юга новых насельников - суоми и хяме - стало виной заметного отступления саамского ареала к северу.Впервые саамы упоминаются, очевидно, у Тацита (I век н.э.), под именем Fenni - народ, живущий далее на восток от эстиев, не знающий земледелия и ведущий кочевой образ жизни - видимо, именно по этой причине и возник этноним finn-, от германского корня со значением ‘находить, искать’ (гот. fin?an, швед. finna, нем. finden). Затем этот этноним встречается в VI веке у Прокопия Кесарийского (Skrithifinoi), у Равеннского географа (Sirdifenni и др.), у Иордана (Finni, Screrefennae) и в VIII веке у Павла Диакона (Scritofini) - эти формы отражают, видимо, германское (скандинавское) словосложение с первым компонентом от древнескандинавского skrida ‘ходить на лыжах’; речь в этих источниках также идёт о предках саамов.В сочинении Саксона Грамматика «О деяниях данов» (ок. 1100 г.) и в скандинавских сагах по крайней мере с рубежа XII-XIII веков появляется другое название саамов: др.-норв. Lappir (множ.ч.) - и их страны: лат. Lappia, используемое и сегодня в большинстве европейских языков (шв., англ. lapp ‘саам’, ф., кар. lappi ‘тж’ и т.д.). Происхождение этого имени нельзя считать окончательно выясненным, но представляется вполне приемлемой гипотеза Эркки Итконена, по которой lapp представляет собой перевод на древнешведский язык старого (ныне исчезнувшего) племенного самоназвания саамов, зафиксированного ещё в «Grammatica Lapponica» (1743) Хенрика Ганандера, wu?wi?sh :, которое являлось, видимо, производным от саамского слова со значением ‘клин, вставка в одежде’ - ср. шв. lapp ‘лоскут ткани, кожи’ (откуда семантически - ‘клин, вставка (в одежде, обуви)’. не очень ясно, о каком именно клине идёт речь, но обращает на себя внимание то, что с лову с таким же значением ‘клин’ возможно возводить и самоназвание води, и др.-рус. этноним Чудь. Финско-карельское название саамов lappi было заимствовано из скандинавских языков, и, очевидно, перешло в др.-рус. язык в форме Лопь (в источниках - по крайней мере с середины XIII века), отсюда рус. лопари - старое название саамов.Важно, что уже самые ранние источники говорят о саамах как о народе, не знающем земледелия, охотничьем, ведущем подвижный образ жизни. Это согласуется с данными этнографии, однозначно свидетельствующими о длительном сохранении у саамов не только охотничье-рыболовческого в своей основе хозяйства, но и соответствующих ему архаичных форм социальной организации, материальной и духовной культуры: системы территориально-хозяйственных объединений-сийд с общими поселениями в виде так называемых «зимних деревень» и сезонным обитанием малых групп на промысловых угодьях; связанных с этой системой форм жилища (стационарная полуземлянка, так называемая веж’ и переносное жилище типа чума, кувакса ); особых саней, сохраняющих форму лодки (так называемая «саамская кережка»; своеобразного, очень хорошо приспособленного к условиям Субарктики национального костюма; института шаманов-нойдов; культ священных камней-сейдов. Саамы, таким образом, резко отличаются в культурном отношении от своих соседей - прибалтийских финнов, скандинавов, русских.Не менее своеобразен и антропологический (расовый) тип саамов - они принадлежат к так называемой лапоноидной расе, которая характеризуется низким ростом, сочетающимся с большой длиной туловища относительно ног, относительно слабо (на европеоидном фоне) развитым третичным волосяным покровом, относительно более тёмной, чем у их соседей - прибалтийских финнов и скандинавов - окраской волос и глаз (при этом саамы безусловно принадлежат к светлоокрашенным популяциям, они более светловолосы и светлоглазы, чем монголоиды и южные европеоиды), особенностями строения черепа: брахи- или мезокранией, очень низким уплощённым (на европеоидном фоне) лицом с широким лбом и относительно маленькими размерами глазниц, слабо выступающими носовыми костями, низкой переносицей и вогнутой формой спинки носа.Сочетание в этом типе европеоидных и монголоидных черт раньше было принято объяснять результатом древнего смешения северных светло-окрашенных европеоидов и сибирских монголоидов в лесной зоне Восточной Европы, однако исследования последних десятилетий позволяют отказаться от этой точки зрения и принять гипотезу, высказанную уже полвека назад Виктором Валериановичем Бунаком - о сохранении в антропологическом типе саамов расовых черт древнейшего населения севера Евразии, обитавшего в верхнем палеолите в предледниковой зоне и представлявшего собой особый неспециализированный расовый тип, в котором не развились до конца ни европеоидные, ни монголоидные особенности. По-видимому, лапоноидный тип следует рассматривать как западный вариант более широкого древнего комплекса, представленного сегодня также так называемыми сублапоноидным, субуральским и уральским типами, распространёнными в лесной и субарктической зоне Евразии от Фенноскандии до Енисея преимущественно у народов, говорящих на языках уральской языковой семьи (от саамов до селькупов), и их соседей. Для всех этих типов характерно противоречивое сочетание монголоидных (прежде всего - уплощённое лицо, низкий рост, слабое развитие третичного волосяного покрова, относительно слабое выступание носа, в большинстве случаев - вогнутая или прямая форма спинки носа) и европеоидных (прежде всего - светлая пигментация, низкое по монголоидным масштабам и - опять-таки по монголоидным масштабам - относительно профилированное лицо) признаков, восходящее, по-видимому, к древнейшему неспециализированному типу населения севера Евразии, который можно называть древнеуральской расой. Следует полагать, что ещё с неолитического времени происходила постепенная метисация носителей древнеуральского типа с северными европеоидами на западе, в Прибалтике и на территории Европейской России, и с континентальными (в основном - байкальскими) монголоидами на востоке, в Средней и Западной Сибири и на Урале. В наиболее чистом виде этот архаичный тип сохранился на западе у саамов (лапоноидная раса), а на востоке у манси (уральская раса). Очевидно, сохранение столь архаичного антропологического типа на севере Фенноскандии связано с тем, что местное население развивалось в условиях относительной изоляции, что находит себе подтверждение и в данных палеобиогеографии и археологии.По всей видимости, саамы являются прямыми потомками древнейшего (по крайней мере - неолитического) населения Северной Европы. Не исключено, что население это первоначально говорило не на финно-угорском, а на так называемом палеоевропейском языке неизвестной генетической принадлежности: в саамском языке обнаруживается достаточно мощный пласт слов (в том числе и относящихся к т.н. базовой лексике: , например ‘вода’, ‘земля’, ‘дерево’, ‘камень’, ‘ветер’ и др.), не имеющих надёжных параллелей в уральских языках, да и в языках каких-либо других семей. Возможно, что переход живших в Фенноскандии палеоевропейских предков саамов на финно-угорский язык, близкий раннему прибалтийско-финскому происходил в течение I тыс. до н.э. - I тыс. н.э. вследствие усиливающегося влияния с востока (в эпоху поздней бронзы и раннего железа), и завершился окончательно лишь в позднем средневековье, в эпоху сложения современной этнической территории саамов и связанных с ней внутрисаамских миграций и контактов.Следует полагать, что ещё в конце I тысячелетия н.э. территория современных Финляндии, Карелии и значительная часть Русского Севера были заняты относительно редким населением, говорившем на (древне-)саамских диалектах (Микко Корхонен считал даже возможным говорить о "южно-саамской" группе диалектов, противопоставляемой "северно-саамской" - той, с которой мы имеем дело сегодня).Это население постепенно было частично вытеснено на север, частично ассимилировано продвигавшимися с юга финнами, карелами и русскими. Первоначально (в XIII-XVI веках) это продвижение на территории современной Финляндии носило характер торговой экспансии, связанной с основанием факторий, сбором более или менее систематических податей мехами с охотничьего саамского населения. О масштабах этой экспансии и степени влияния южных торговцев на образ жизни саамского населения центральной Финляндии свидетельствует происходивший в это время процесс образования больших саамских зимних деревень в этом регионе, явно обусловленный развитием торговли. Постепенно складывается так называемая ‘лопарская система налогообложения’ - система зависимости определённых групп саамов от определённых торговцев, которая в XVI веке приобрела уже вполне официальные формы. Начиная со второй половины XVI века (на Русском Севере - ещё раньше) саамские земли начинают систематически осваиваться приходящими с юга земледельцами, практиковавшими подсеку, площадь лесных угодий резко сокращается и саамское население, лишённое возможности ведения традиционного хозяйства, ассимилируется или уходит на север.Очевидно, в период, когда охотничье-рыболовческое саамское население нынешних Карелии и Финляндии начало испытывать всё усиливающееся давление с юга, на северо-западе саамской территории, в горной тундре Северной Норвегии саамы переходят к крупномасштабному оленеводству (не ранее XIII века): хотя содержание прирученных ездовых оленей и оленей-манщиков для охоты на диких северных оленей было известно предкам саамов, видимо, издревле (в источниках олени у саамов упоминаются с конца IX века), широкое распространение крупного выпасного оленеводства и специализированного кочевого образа жизни у саамов имело место лишь в XVI-XVIII веках (первые письменные свидетельства - с середины XVI века), что позволило саамам широко расселиться в горной тундре Скандинавии, проникнув довольно далеко на юг во внутренних районах Норвегии и Швеции. Вероятно, эти процессы были связаны с экономическим и этносоциальным кризисом лесных саамов в Финляндии и Карелии в условиях постепенного освоения их земель южными соседями, а также - с истреблением диких северных оленей в силу интенсификации промысловой охоты на них вследствие втягивания саамов в систему северноевропейской торговли (ср. аналогичные и почти одновременные процессы у тундровых ненцев).Так, к XVIII-XIX векам сформировалась в основном сегодняшняя этническая территория саамов, и на базе древнего саамского «лесного» (охотничье-рыболовческого) уклада сложилось в общих чертах оленеводческое хозяйство с соответствующими ему формами материальной и духовной культуры и социальной организации, характерное сегодня прежде всего для саамов внутренних (горно-тундровых) районов Швеции и Норвегии, финских саамов районов Утсйоки, Муонио, к западу и северу от оз. Инари, в значительной мере - и для некоторых групп саамов Кольского полуострова. В то же время некоторые саамские группы сохраняют более архаичный экономический уклад с меньшей долей оленеводства (или почти полным его отсутствием), базирующийся на озёрном и речном рыболовстве и охоте (саамы Инари, речные саамы на севере Норвегии, лесные саамы лесной зоны Шведской и Финской Лапландии, отчасти - кольские саамы, доля оленеводства у которых сократилась в силу конкуренции с оленеводами коми-ижемцами, переселившимися на Кольский п-ов во второй половине XIX века). У другой части саамов, издревле населявшей морское побережье Норвегии и представляющей собою, возможно, потомков создателей ещё мезолитических прибрежных культур Фосна и Комса, крупное оленеводство не получило распространения, и сохранился хозяйственный уклад, базирующийся на морском рыболовстве - это так называемые ‘морские’ или ‘береговые саамы’ Норвегии, составляющие сегодня самую крупную (более 15 тыс. человек) культурно-хозяйственную группу в составе саамов.Таким образом, на протяжении последних тысячелетий саамы находились в непрерывном контакте с прибалтийскими финнами и со скандинавами, что отражено в наличии значительного слоя прибалтийско-финских и древнескандинавских (затем - норвежских и шведских) заимствований в саамском языке. Контакты с русскими были более поздними, русские заимствования проникли в основном в кольско-саамские диалекты. Ряд ненецких слов, обозначающих специфические ненецкие реалии (например - названия таких видов одежды как малица, совик, пимы) попали в кольско-саамские диалекты вместе с этими реалиями от ненцев, переселившихся в конце XIX века на Кольский п-ов вместе с коми-ижемцами. Кроме того необходимо отметить, что саамы могли иметь какие-то более ранние контакты с ненцами, скорее всего - через Канин и Кольский полуострова: канинских ненцев местные русские до сих пор называют лопарями .Вместе с тем, следует сказать, что предполагавшаяся ранее некоторыми исследователями особая близость лексики саамского и самодийских языков, на основании чего даже выдвигалась гипотеза о самоедоязычности протосаамов до их перехода на финно-угорскую речь, не выдерживает критики: объём сепаратных саамско-самодийских лексических параллелей не столь значительно превышает объём сепаратных схождений между любыми другими произвольно взятыми группами уральских языков, чтобы можно было говорить об особых отношениях. Лучшее сохранение части прауральской лексики в саамских и самодийских языках, занимающих северную периферию уральского ареала и функционировавших в близких природных условиях вполне естественно.Примерно с XIII века саамы Карелии и Кольского полуострова (по крайней мере - его южного, Терского берега) попадают в зависимость от Новгорода. Примерно с этого же времени южные группы скандинавских саамов становятся данниками Швеции и Норвегии. Однако систематический интерес к нынешним саамским землям проявляется, и их реальное включение в состав этих государств происходит позднее - в XVI-XVII веках. В это же время начинается обращение саамов в христианство (лютеранство на западе, православие - на востоке), с чем связаны, в частности, первые опыты создания саамской письменности в Скандинавии (книги печатаются по-саамски в Швеции с начала XVII, в Норвегии - с XVIII века). В обращении русских (кольских) саамов в православие большую роль сыграл Печенгский монастырь (1550–1764 гг.). В настоящее время саамы Норвегии, Швеции и Финляндии - лютеране, саамы Кольского п-ва и небольшая группа саамов-сколтов, переселённых после выхода Финляндии из второй мировой войны и утери ею территории Печенги (ф. Petsamo) в район оз. Инари, - православные.В конце 1980-х годов общая численность саамов была около 50 тысяч, из них - в Норвегии 30 тыс. человек, в Швеции 15 тысяч, в Финляндии 3 тысячи и в России 1,8 тыс. человек. Последние десятилетия отмечены подъёмом национального самосознания саамов, ростом влияния национальных организаций как внутри соответствующих гоударств, так и на международном уровне.

Саамы. Хомич Л.В.

Е сть народы, разбросанные историческими судьбами по разным странам и даже по разным континентам (европейцы и африканцы в Америке, например). Саамы, как считают ученые, далеко не переселялись, но в силу определенных исторических процессов оказались в составе четырех государств - России, Финляндии, Швеции и Норвегии. Живут они компактно, занимая северные районы этих стран, но наличие государственных границ сыграло определенную роль в этническом развитии каждой из групп саамов, обусловив специфические особенности в их культуре и языке.

Эта книга посвящена Кольским саамам, живущим на территории России, однако некоторое внимание будет уделено и их соплеменникам за рубежом с целью показать общее и особенное в их культуре.

Саамов около 50 тысяч, в том числе в нашей стране - 1900 человек. Больше всего саамов в Норвегии - около 30 тысяч.

Старое название российских саамов - лопари. Значение слов лопарь, Лапландия не совсем ясно. Под этими названиями саамы и место их обитания стали известны финским народам, а через них русским (Lappe в финском и эстонском языках- дальний, последний, Lopp - конец, Lape - особое, отдельное место).

Принятое в нашей стране название этой народности - саамы - происходит от их самоназвания саами (самь), которое, очевидно, имеет связь с самоназванием финнов - суоми - и, возможно, с тем корнем, что лежит в основе старого русского названия самодийских народностей- самоядь (самоеды).

Рис. 1. Территория расселения саамов

По языку саамы принадлежат к финской группе финно-угорской ветви уральской семьи языков, куда входят языки финнов, коми, эстонцев, некоторых народов Поволжья и другие, однако саамский язык занимает в ней особое место.

Лингвисты выделяют в саамском языке пласт, восходящий к самодийским языкам, но подробнее об этом будет сказано ниже.

Изучение культуры Кольских саамов имеет длительную историю. Первое упоминание о саамах, сделанное скандинавским путешественником Оттаром, который побывал на берегах Белого моря, относится к IX веку.

В русских исторических источниках название лопъ появляется только в конце XIV века, но есть и более ранние сведения о народе тре (тръ), живущем на Терской стороне, в котором можно узнать предков современных саамов. Этноним терфинны, который также встречается в источниках, происходит от финского названия Кольского полуострова - Терь (Тре) - и этнонима финны, которым норвежцы некогда называли саамов.

С XV века в грамотах, актах, новгородских писцовых книгах и других документах упоминается о «дикой и лешей лопи», «лопянах».

Отдельные сведения о Кольских саамах содержатся в описаниях путешественников XVI - XVIII веков: И. Г. Герберштейна, П. М. Ламартиньера, Н. Я. Озерецковского, И. Г. Георги. Более поздние материалы связаны с именами М. А. Кастрена, В. Верещагина, С. В. Максимова, В. И. Немировича-Данченко, В. Н. Харузиной и других исследователей XIX - начала XX века. Однако до выхода в 1890 году книги Н. Н. Харузина «Русские лопари» не было достаточно полного представления о материальной и духовной культуре саамов. Книга Н. Н. Харузина является ценным источником знаний об этой народности. Она сохраняет свое значение и в наше время.

После Октябрьской революции была поставлена задача уточнить расселение, особенности хозяйства и быта всех народов Севера. Одним из первых мероприятий по изучению Кольских саамов явилась организованная в 1927 году Русским географическим обществом Лопарская экспедиция, в состав которой входили антрополог Д. А. Золотарев, врач Ф. Г. Иванов-Дятлов, фольклорист, этнограф и археолог В. В. Чарнолуский. Ими был собран большой материал для характеристики кочевого хозяйства и быта Кольских лопарей. В последующие годы В. В. Чарнолуский продолжил работу по изучению фольклора и культуры этой народности. Часть собранных им сведений вошла в опубликованные труды: «Материалы по быту лопарей», «Легенда об олене-человеке» и «В краю летучего камня». Две последние книги носят характер дневника поездок по районам расселения саамов и содержат множество интересных наблюдений. В 1962 году вышла из печати книга «Саамские сказки». Запись и перевод сказок, предисловие, где даются общие сведения о саамах, также были сделаны В. В. Чарнолуским.

Интересна книга другого участника Лопарской экспедиции 1927 года Ф. Г. Иванова-Дятлова «Наблюдения врача на Кольском полуострове», в которой он описал быт саамов (населенные пункты, жилища, их санитарное состояние, освещение и отопление, одежду, обычаи, связанные с рождением и смертью, народную медицину и другое).

В 1930 году была издана брошюра краеведа и общественного деятеля В. К. Алымова «Лопари», где в популярной форме рассказывается о жизни и занятиях Кольских саамов.

Большое значение имеет труд Н. Н. Волкова «Российские саамы: Историко-этнографические очерки». Расскажем о нем немного подробнее. Рукопись состоит из нескольких разделов. Два первых раздела содержат сведения о природе, животном мире Кольского полуострова, расселении саамов, их историю от первых упоминаний в летописях до октября 1917 года. Следующие разделы посвящены хозяйству и материальной культуре, общественной и семейной жизни саамов, их верованиям и фольклору. В специальных главах затрагиваются вопросы их этнической принадлежности и происхождения. Писавшаяся в основном в довоенное время рукопись была завершена в 1940-е годы.

Большой вклад в изучение Кольских саамов сделала Т. В. Лукьянченко. Итогом ее неоднократных экспедиций на Кольский полуостров явился ряд статей и монография «Материальная культура саамов Кольского полуострова конца XIX - XX в.».

Современной жизни саамов посвящены работы А. А. Киселева и Т. А. Киселевой.

Интересный материал по истории вхождения Кольского полуострова в состав России содержится в книге И. Ф. Ушакова «Кольская земля».

В работе Л. Н. Жеребцова «Историко-культурное взаимоотношение коми с соседними народами в XIX - начале XX в.» раздел посвящен коми-саамским связям.

Проблемами социальной организации и семьи у саамов занимается М. С. Куропятник.

Ученые считают, что Кольский полуостров был заселен очень давно (около 8 тысяч лет назад). Сохранились следы обитания древнего человека в виде наскальных рисунков, остатков орудий труда, лабиринтов.

На Кольский полуостров с юго-востока неоднократно переселялись новые группы людей. Как предполагают исследователи, предки современных саамов обитали на его территории еще в I тысячелетии до нашей эры.

При раскопках на Большом Оленьем острове в Кольском заливе археологи обнаружили погребения, где вместе с умершими находились предметы промыслового снаряжения: гарпуны, наконечники копий и стрел, рыболовные крючки и т.п. Все эти орудия сделаны из камня и кости, так как металлургии в то время здесь еще не знали. Инвентарь, найденный на Большом Оленьем острове, во многом напоминает тот, которым в прошлом пользовались саамы. Имеется сходство и в самом погребальном обряде (оленеостровцы также клали тела умерших в лодки), в орнаменте (ромбики) и в другом. Все это дало ученым основание считать оленеостровцев предками современных саамов.


Рис. 2. Лабиринт

Большой интерес и научные споры вызывают так называемые «вавилоны» (лабиринты). Некоторые из них сохранились до наших дней возле Кандалакши, Умбы, Поноя. «Вавилоны» (от древнерусского слова «вавилон» - беспорядок, хаос, «вавилонистый» - извилистый, криволинейный) - это концентрические круги из камней, выложенных на земле обычно в виде подковы и образующих замысловатые, запутанные ходы. Одни ученые считают, что они сооружались в культовых целях, другие - что они служили образцами при изготовлении ловушек для рыбы, заходившей на мелководье во время морских приливов. Связь лабиринтов с предками саамов не ясна.

К сожалению, имеется временной разрыв между археологическими данными и письменными (историческими) источниками. Первые письменные сведения о жителях Кольского полуострова, как уже упоминалось, исходят от норвежца Оттара, который во второй половине IX века совершил плавание в Белое море. Примерно в 890 году он побывал в Англии, где рассказал королю Альфреду о Северной Норвегии и о плавании вдоль берегов к Белому морю. Рассказ Оттара был записан и внесен в сделанный королем Альфредом перевод всемирной истории. О саамах, которых он назвал «терфиннами», было сказано, что зимой они охотятся, а летом ловят в море рыбу.

Страна саамов (Лапландия) долгое время представлялась путешественникам суровой и таинственной. Под названием Похъёла она фигурирует в известном эпическом произведении «Калевала». Устами Вяйнямёйнена о Похъёле говорится так:

В Похъёле той вечно мрачной,
В той суровой Сариоле,
Я в Лапландии там прожил,
Средь лапландских чародеев.

О саамских колдунах было известно при дворах русских царей, в частности, есть сведения, что Иван Грозный для гаданий и предсказаний приглашал лопарского колдуна.

Внимание путешественников привлекали физические особенности саамов - их маленький рост (до 160 см у мужчин), отсутствие тех признаков монголоидной расы, которые характерны для большинства народов Севера.

Особняком стоит и их язык.

Финский лингвист Ю. Тойвонен одним из первых указал на удивительную близость саамского языка и угро-самодийских. Сходство проявляется, в частности, наличием и в саамском, и в угро-самодийских (хантыйском, мансийском, ненецком, селькупском) языках, помимо единственного и множественного, двойственного числа (когда речь идет о двух предметах, к слову присоединяются особые показатели), а также во многих лексических соответствиях. Это позволило Ю. Тойвонену высказать предположение, что протолопарский (древнесаамский) язык по своему происхождению является самодийским.

В настоящее время большинство ученых считают самодийское происхождение саамов доказанным. Однако вопрос о том, где, при каких условиях происходили саамско-самодийские, а также саамско-обско-угорские контакты, остается нерешенным. Очевидно, эти контакты происходили в районах, расположенных значительно южнее мест современного расселения саамов. Данные топонимики (географические названия), а также исторические источники свидетельствуют о проживании саамов на территории западных районов современной Архангельской области. Возможно, какие-то группы саамов проживали в бассейне Невы и южной части Ладожского озера (Г. М. Керт, Т. В. Лукьянченко). Еще в XVI-XVII веках саамы населяли земли современной Карелии, откуда позднее они были вытеснены карелами (данные новгородских писцовых книг).

Интересно, что старое название ненцев - самоеды - многими учеными объясняется как переосмысленное словосочетание саамъ една - земля саамов. Они считают, что это название могло закрепиться за ненцами, потеснившими саамов на запад и север с их прежних территорий.

Однако если южно-сибирское происхождение самодийских народов (пришедших с Саяно-Алтайского нагорья) подтверждается многими данными, то о связи саамов с Южной Сибирью говорит только однотипность бубнов некоторых народов Южной Сибири и саамских, о чем будет сказано в одной из следующих глав.

Ненцы, расселившиеся по тундре к западу от Урала, в конце I тысячелетия нашей эры встретились с саамами, ненецкое название которых нано-хан (лодка-сани) связано с их оригинальным средством передвижения, заметно отличавшимся от ненецкого.

Таким образом, с одной стороны, есть основания считать саамов аборигенами северных широт, с другой - существует их явная связь с более южными территориями.

В саамском языке различаются западные и восточные диалекты. К западным относят диалекты шведских, норвежских и финских саамов, к восточным - часть финских и все диалекты Кольских саамов (нотозерский, кильдинский, иокангский). Диалекты имеют значительные различия, что мешает взаимному пониманию. Издавна находясь в тесном общении с русскими, многие саамы, особенно мужчины, хорошо владели русским языком. Когда встречались саамы разных территориальных групп, они нередко объяснялись между собой на русском, настолько резко отличались их родные языки.

А теперь перейдем к рассказу о хозяйственных занятиях саамов.

(18 тыс. человек), Финляндии (4 тыс. человек), в Российской Федерации (на Кольском полуострове, 2 тыс. человек). Язык саамский, составляет отдельную подгруппу финно-угорской группы уральской семьи; распадается на ряд сильно разошедшихся диалектов. Верующие саамы в Скандинавии - лютеране, в Российской Федерации - православные.

По-видимому, саамы - потомки древнейшего населения Северной Европы, хотя существует мнение об их переселении с востока. Христианизация саамов началась в XV-XVI вв.

До XVII века основными занятиями саамов были охота и рыболовство, с XVII века начинает интенсивно развиваться оленеводство, ставшее для большинства саамов (так называемых горных саамов) ведущим занятием. Традиционное хозяйство саамов на морских побережьях, особенно в Норвегии, основано на промысле сёмги летом и осенью и трески весной (так называемые морские саамы), во внутренних районах Швеции и Финляндии - на речном рыболовстве, охоте и пушном промысле (речные саамы). Саамы Кольского полуострова сочетали занятие оленеводством с рыболовством и охотой. Современные саамы заняты в оленеводстве (в скандинавских странах и Финляндии число занятых в оленеводстве составляет не более 20%, в России - около 13%), рыболовстве, молочном животноводстве, других нетрадиционных отраслях. Значительная часть саамов живёт в городах.

Традиционным переносным жилищем саамов при перекочёвках служил шалаш из жердей, крытый летом мешковиной, а зимой оленьими шкурами, - кувакса у кольских, кота - у скандинавских саамов. Другое традиционное жилище (вежа, кота) - непереносная постройка в форме четырёхгранной пирамиды из жердей, крытая дёрном. Пол выстилался ветками и поверх них - оленьими шкурами. В центре устраивался очаг, над ним, наверху постройки - отверстие для выхода дыма. Зимнее жилище у скандинавских саамов - тупа, у кольских - пырт: срубная однокамерная постройка с плоской, чуть наклонной, дерновой крышей.

Традиционная мужская и женская одежда - юпа (куфт): прямая суконная или холщовая рубаха, которую мужчины подпоясывали широким кожаным поясом с подвешенным к нему охотничьим ножом в ножнах, кожаный мешочек с огнивом, кошелёк для денег, разного рода амулеты. Мужчины также носили ситцевую рубаху и штаны из сукна или оленьей кожи, женщины - рубаху, сарафан из яркого пёстрого или однотонного сатина на узких лямках и передник. Зимней верхней одеждой служил у скандинавских саамов пэск (или мудд), у кольских саамов - печок: глухая одежда из оленьих шкур мехом наружу со стоячим воротником, стягивавшимся ремешками; у женщин ворот, подол и обшлага рукавов украшались кусочками цветного сукна, тесьмой, бисером, перламутровыми пуговицами.

На голове зимой носили разных фасонов суконные шапки на меху, украшенные бисером, цветным сукном; летний головной убор у замужних женщин - шамшура, близкая по форме к русскому кокошнику, у девушек - перевязка в виде полого цилиндра. На ногах носили каньги - низкую обувь из ровдуги или меха, с ремешками, обкручивавшимися вокруг щиколотки; зимой - яры (меховые сапоги выше колен с загнутыми носами).

Традиционная пища саамов зимой состояла из оленьего мяса, летом - из рыбы; некоторые группы саамов употребляли также оленье молоко.

Фольклор саамов представлен мифами, сказками, преданиями. Долго сохранялись следы дохристианских культов с развитым пантеоном, поклонением духам и священным камням-сейдам, шаманизмом и т. п.

Т. В. Лукьянченко

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 463.

Саамы

Автоэтноним (самоназвание)

саами :

Основная территория расселения

Кольский полуостров: Мурманская область.
Кольские саамы - этнонациональная общность, родственная саамам севера Скандинавского полуострова (Норвегия, Швеция, Финляндия).

Численность

1782 г.: Россия - 1359 чел.
1850 г.: Россия - 1695 чел.
1880 г.: Россия, Кольский уезд Архангельской губернии - 1749 чел.
1897 г.: Россия - 1812 чел., в т.ч. Кольский уезд Архангельской губернии - 1724 чел.
1909 г.: Россия, Архангельская губерния - 1742 чел.
1926 г.: РСФСР - 1717 чел., в т.ч. Мурманский округ Ленинградской обл. - 1708 чел. (в т.ч. Кольско-Лопарский р-н - 723 чел., Ловозерский р-н - 509 чел., Понойский р-н - 275 чел, Александровский р-н - 178 чел.).
1933 г.: РСФСР, Мурманский округ Ленинградской обл. - 1806 чел. (в т.ч. Кольско-Лопарский р-н - 800 чел., Ловозерский р-н - 599 чел., Понойский р-н - 300 чел, Полярный р-н - 185 чел.).
1937 г.: СССР - 1841 чел., в т.ч. РСФСР - 1828 чел.
1959 г.: СССР - 1792 чел.
1970 г.: СССР - 1884 чел., в т.ч. Мурманская обл. - 1715 чел. (в т.ч. Ловозерский р-н - 1022 чел., Кольский р-н - 264 чел.).
1979 г.: СССР - 1888 чел., в т.ч. Мурманская обл. - 1565 чел.
1989 г.: СССР - 1890 чел., в т.ч. РСФСР - 1835 чел., Мурманская обл. - 1615 чел.
1990-е гг.: Норвегия - около 30000 чел., Швеция - около 15000 чел., Финляндия - около 5000 чел.

Этнические и этнографические группы

В составе кольских саамов не выделяются этнические и этнографические группы, но имеются территориальные подразделения, названия которых связаны с наименованием погостов (селений и окружающих угодий, где проживали саамы). Число погостов постоянно увеличивалось: в начале XVII в. их было 15, в конце XVIII в. - 17.

Язык

Алеутский : Саамский язык относится к особому подразделению финно-угорских языков уральской языковой семьи. Близок к языкам прибалтийско-финской подгруппы, но имеет заметный самодийский субстрат. Имеет 2 группы диалектов: западные (Норвегия, Швеция, часть Финляндии), восточные (Россия, часть Финляндии). В России распространены 4 диалекта: иоканьгский, кильдинский, нотозерский и бабенский (Аккала). Взаимопонимание между носителями разных диалектов затруднено.
По мнению финляндских языковедов, не существует единого языка саамов, а имеются 10 самостоятельных саамских языков.

Писменность

В 1895 г. для кольских саамов впервые предпринимается попытка издания «Азбуки для лопарей». С начала 1930-х гг. в Советском Союзе создана письменность на базе кильдинского диалекта, сначала на латинской основе, позднее переведена на кириллицу. Обучение на саамском языке было прекращено в 1937 г. В 1980-х гг. в СССР для саамов воссоздана кириллическая письменность, возобновилось преподавание родного языка в начальной школе. Изданы учебники для 1-3 классов, и школьные саамско-русский и русско-саамский словари.

Религия

Православие : В России официально саамы православные.

Этногенез и этническая история

Предки кольских саамов, как предполагают исследователи, пришли на территорию Кольского полуострова в I тыс. до н.э.
В конце I - начале II тыс. н.э. область обитания саамов включала также Карелию, Приладожье, Прионежье, Белозерье, бассейн реки Северная Двина. В течение II тыс. н.э. обитавшие здесь группы саамского населения были ассимилированы предками вепсов, карел, русских или частично оттеснены на север.
Первые сведения о саамах Кольского полуострова. - «терфиннах» появляются в конце IX в.
Первые контакты саамов Кольского полуострова и восточных славян относятся к XI в. В XIII в. восточная часть полуострова вошла в состав Новгородского государства.
В середине XV в. возникли первые постоянные русские поселения на Терском берегу. После присоединения в 1478 г. Новгорода к Москве юг Кольского полуострова заселили русские, саамы занимали северные и западные территории. Центром региона стал основанный в середине XVI в. город Кола.
Здесь в середине XVI в. возникают монастыри (Кандалакшский, Печенгский), которые способствовали обращению саамов в православие. Однако в течение следующего времени саамы продолжали придерживаться традиционных верований.
С XVIII в. по начало ХХ в. территория проживания кольских саамов входила в состав Архангельской губернии. Саамы относились к крестьянскому сословию. К концу XIX в. их экономическое положение ухудшилось из-за потери традиционных угодий в результате колонизации края коми-ижемцами (промышленниками и оленеводами).
С 1921 по 1927 г. территория Кольского полуострова выделилась в самостоятельную Мурманскую губернию, а затем вошла в состав Мурманского округа Ленинградской области. Здесь было образовано 9 национальных сельсоветов. В 1929 г. начинается переход саамов на оседлость, создание колхозов. В начале 1970-х гг. колхозы были преобразованы в совхозы.

Хозяйство

Основными занятиями саамов в зависимости от территории обитания той или иной группы и природных условий являлись оленеводство, рыболовство, морская и сухопутная охота.
В XIX – начале XX вв. саамы вели полукочевой образ жизни, совершая небольшие по протяжённости сезонные перекочёвки.
У западных кольских саамов (нотозерских, бабинских, екоостровских) ведущую роль играло озёрно-речное рыболовство, у северо-западных (пазрецких, печенгских, мотовских) - морское рыболовство. В конце XVIII - начале XX вв. около 70 % взрослого саамского населения занималось промыслом трески. У восточных саамов значительную роль играло оленеводство, дополняемое промыслом сёмги. В XIX в. каменские саамы охотились на дикого оленя. Все саамы охотились на крупных (лось, волк) и мелких животных, птиц.
С начала 1990-х гг. многие промысловые участки сдаются саамами в аренду приезжим.
Особенностью саамского оленеводства являлся вольный выпас животных летом. Размер стада составлял несколько десятков голов. Круглый год олени находились на подножном корме.
В конце XIX – начале XX вв. саамы заимствовали отдельные черты от коми-ижемцев и ненцев: тип нарт с копыльями и упряжь.
Для передвижения и перевозки груза на оленях саамы используют особый тип вьючного седла (ташке), до 1930-х гг. бытовала нарта-сани (керёжа) в форме лодки.

Традиционная одежда

В ХVII-ХVIII вв. основным материалом для изготовления одежды служили шкуры морских животных и оленей, а для отделки - цветная замша (ровдуга) и крашеное сукно, шкурки пушных зверей. В ХIХ - начале ХХ вв. саамы использовали также покупные ткани (ситец, холст, сукно), а также овечью шерсть (для вязания или плетения носков, варежек, поясов).
В ХIХ в. у саамов сохранялась глухая наплечная одежда, одинаковая для мужчин и женщин.
Летняя одежда (юпа) делалась из сукна или плотной ткани. Её шили из цельного отреза ткани, сложенного пополам. К нему пришивались цельнокроеные рукава, сужающиеся к запястью. Подол мог быть несколько расклешённым. Пришивной воротник обшивался по краю цветной тесьмой, ворот застёгивался на пуговицы. Верхний проём, рукава и подол одежды украшались орнаментом в виде аппликаций в форме геометрических фигур из кусочков цветного сукна, тесьмы и бисера.
Зимняя одежда печок длиной ниже колен изготавливалась из двух сшитых оленьих шкур шерстью наружу. К подолу он расширялся. Рукава имели трапециевидные клинья, а плечевая часть сшивалась из горизонтальных полос меха. Обшлага рукавов и воротник отделывались цветным сукном. Завязки у воротника украшались кистями. На женский печок нашивались перламутровые пуговицы и полоски цветного сукна. Печок иногда надевали на юпу.
Одежду подпоясывали поясом, образуя напуск. У мужчин он был кожаным, с нашитыми медными бляхами. На поясе закреплялись нож в кожаных ножнах, принадлежности для разведения огня, кошелёк для денег, медные колечки и амулеты, а у женщин - швейные принадлежности. Женские пояса плелись из крашеной шерсти.
Имеются упоминания о более древней саамской одежде торк (торка), одевавшейся под печок. Шилась торка из оленьих шкур мехом внутрь.
Разнообразны головные уборы саамов. Мужчины носили суконные шапки (каппер) на подкладке из оленьего меха. Нижняя часть головного убора (околыш) отличалась по окраске и форме от верхней (тульи). Традиционно использовались красный, синий и чёрный цвета. Если околыш был цилиндрическим, то тулья представляла усечённую четырёхгранную пирамиду основанием вверх. К околышу пришивались наушники с тесёмками, которые завязывались под подбородком. Иногда нижняя часть с наушниками делалась из лисьего меха. Орнаментировался каппер цветным сукном, бисером, жемчугом. Другим мужским головным убором являлся островерхий, вязанный из овечьей шерсти колпак, иногда с завершением в виде помпона.
Зимние шапки женщин были аналогичны мужским, лишь тулья имела форму круга. В летний период надевалась шлемовидная шапочка с высоким гребнем или шамшура (самшура) близкая русскому кокошнику. Она имела цилиндрический каркас и полукруглый выступ вверху. Девичьим головным убором служила перевязка. Сверху женщины и девушки нередко повязывали сложенный треугольником платок, концы которого подвязывали на подбородке или, скрестив на груди, на пояснице.
Обувь изготавливали из камусов (шкур с ног оленя) или обработанной оленьей кожи. Она была одинаковой для мужчин и женщин. Отличительной чертой саамской обуви являлись загнутые вверх носки.
Зимние высокие сапоги - яры, украшавшиеся цветным сукном, надевали для передвижения по тундре, а похожие на яры, но низкие каньги - в поселениях. Стельки заменяли пучки сухой травы. На ноги под обувь надевали вязаные чулки без ступни.
Рукавицы шились из оленьих шкур мехом наружу или вязались из крашеной шерстяной пряжи.
В конце ХIХ в. традиционный саамский костюм стал заменяться одеждой, заимствованной у соседних народов: русских, коми и ненцев. У русского населения были восприняты кафтан (кяхтан), сарафан (кохт), передник, головные платки. Через посредство коми-ижемцев саамы заимствовали ненецкий комплекс одежды: глухую, с капюшоном малицу (малиц) из оленьих шкур шерстью внутрь и сапоги выше колен - пимы из камусов мехом наружу.

Традиционные поселения и жилища

Поселениями саамов до начала ХХ в. являлись погосты. С декабря по март-апрель саамы жили в зимних погостах, где находились богатые ягелем угодья, а в другой период года расходились по промысловым участкам группами родственных семей (западные группы) или перекочёвывали к летним погостам всей общиной (восточные группы).
Зимние погосты располагались во внутренних районах Кольского полуострова, на границе тундры и леса, на берегу водоёма. Через 20-30 лет, после истощения пастбищ и охотничьих угодий, место погоста переносилось.
Традиционное зимнее саамское жилище вежа представляло собой бревенчатую постройку в форме четырех- или шестигранной усечённой пирамиды высотой 2,5 м и площадью 3х3 м с дымовым отверстием вверху. Остов вежи покрывался оленьими шкурами или плотной тканью, а сверху клали кору, хворост, дёрн. В центре жилища устраивался каменный очаг. Вход был обращен к югу. Пол покрывался оленьими шкурами.
С XIX в. вежу начинает вытеснять тупа (пырт) - срубная постройка площадью 12-13 м2, высотой 2 м, с одним-двумя небольшими окнами и плоской, покрытой землёй и дёрном, крышей. В углу у входной двери устраивался очаг - камелёк из обмазанных глиной камней. Появляется простейшая мебель.
Во время перекочёвок использовалась переносное жилище - кувакса. Оно имело конусообразный каркас из нескольких шестов, соединённых вершинами, на который натягивали чехол из оленьих шкур, из бересты или из парусины. В центре куваксы раскладывался костёр.
В жилище обычно обитали 1-2 семьи. Напротив входа находилось наиболее почётное, так называемое чистое место.
К началу ХХ в. многие саамы вместо традиционных жилищ стали использовать русскую избу и ненецкий чум.

Пища

Зимой основной пищей саамов было оленье мясо. Для предохранения от цинги употребляли мороженое мясо и свежую оленью кровь. Чаще мясо жарили, вялили, варили, добавляя в похлёбку муку, ягоды. Первое жидкое блюдо варили из куропаток. Долгое время ритуальной пищей считалось медвежье мясо.
Летом основу пищевого рациона составляла рыба, прежде всего озёрная (щука, сиг, налим, окунь и др.). Её варили, жарили, вялили. От русских саамы научились запекать рыбу в тесте.
Меньшее значение имела растительная пища. Заготавливали внутренний слой сосновой коры, который после сушки и толчения добавляли в похлебку. Из муки (покупной) пекли лепёшки.
Из напитков наибольшее распространение получил чай. Доение важенок (самок оленя) у кольских саамов не практиковалось.

Социальная организация

Главной хозяйственной и социально-экономической единицей саамов была территориальная община сийт/сыйт. Она состояла из отдельных семей. Её объединяли общность территории, где находились промысловые угодья, единая хозяйственная деятельность, взаимопомощь и религиозные культы. Сыйт насчитывал от 70 до 300 человек. Хозяйственные и некоторые административные вопросы решались на собраниях глав семей. Родовая организация у саамов не зафиксирована.
Община контролировала семейно-брачные отношения. В ХIХ в. преобладала малая семья. До конца ХIХ в. предпочитались однонациональные браки. До 60 % браков заключалось в своих погостах, остальные - преимущественно с жителями соседних погостов. Были распространены браки с сыном или дочерью кузена, а также такие союзы, при которых братья или сестры из одной семьи становились мужьями или женами для сестёр или братьев из другой семьи. На рубеже ХIХ-ХХ вв. обычный брачный возраст девушек был 17-20 лет, а юношей - 21-25 лет. Мнение девушки не учитывалось.
Существовало половозрастное разделение труда. Мужчины занимались промысловой деятельностью, перевозками, женщины вели домашнее хозяйство, воспитывали детей, а иногда вместе с подростками помогали ловить рыбу и охотиться на куропаток.

Духовная культура и традиционные верования

Сохраняется вера в духов - хозяев озёр и рек. Существует почитание священных камней (утёсов, крупных валунов), связанное с покровительством промыслам и почитанием предков. До начала ХХ в. в каждой семье хранились божки - завёрнутые в тряпку камешки. Поклонялись также высоким пням (часто антропоморфного облика) - сейдам. Им приносились жертвоприношения. Некоторые из сейдов имеют собственные названия.
У саамов имелись служители культа (нойда, нойд, кебун), выполнявшие функции шамана, жреца и колдуна. При камлании они использовали бубен (каннус, кобдас) или специальный пояс (почень).
Фольклор саамов включает сказки (майнс): для детей, о Тале (глупом людоеде), о равках (вурдалаках), о чаклях (карликах). Распространены сказки-легенды о явлениях и объектах природы, мифы (ловта), например об олене-человеке Мяндаше. Исторические предания сакки повествуют о войнах, о примечательных горах, водных объектах. Известны также бывальщины бойса и импровизации муштоллы.
В 1936 г. создан саамский хор, который продолжает свою деятельность как Ловозерский народный ансамбль песни и танца. Пение саамских песен сопровождается игрой на национальных музыкальных инструментах нивьта, хоуфф и келлах. С конца 1970-х гг. появляются произведения саамских поэтов (О. Вороновой, А. Бажанова).
В селе Ловозеро действует филиал Мурманского областного краеведческого музея, где создана экспозиция, характеризующая культуру местных саамов.

Современные этнические процессы

В 1970-е годы завершилось разрушение ареала традиционного расселения саамов. Саамы потеряли 32 поселка, в которых являлись этническим большинством. Большая часть саамов - (859 чел.) в настоящее время проживают в Ловозерском районе. Переселенные в основном в село Ловозеро более 100 оленеводов лишились работы. Переселение было связано с нуждами промышленности, строительством военных объектов и преобразований колхозов в совхозы.
Нарушен процесс передачи традиционных хозяйственных навыков и знаний от старшего поколения молодёжи. Из-за интенсивного воздействия на природу, нарушается экологическое равновесие. Уменьшается количество саамов, говорящих на родном языке. Если по переписи 1979 г. из 1565 саамов Мурманской области родным языком владели 933 человека (59,6 %), то по переписи 1989 г. из 1615 саамов - 814 человек (50,4 %). Увеличивается число саамов-горожан. По переписи 1989 г. они составляли 39,1 % численности саамов РСФСР.
В настоящее время 60% саамских мужчин не состоят в браке, 40% женщин имеют неполные семьи.
Из оленеводческих предприятий в Мурманской области остались совхозы "Тундра" (центр - с. Ловозеро), "Память Ленина" (центр - с. Краснощелье), которыми руководят саамы, а также опытно-производственное хозяйство "Восход", расположенное в селе Лопарская Кольского района. В 1995 году базе совхоза "Енский" было восстановлено фермерское оленеводческое хозяйство. 3 частных оленеводческих хозяйства действуют в Кольском районе, 1 - в Печенгском районе.
В 1993 г. правительством России был утверждён список районов преимущественного проживания малочисленных народов Севера. В Мурманской области к ним относятся: Ловозерский, Кольский районы и Енский сельсовет (www.murman.ru/ecology/comitet/report98/chapter3.html).
Активизировались контакты кольских саамов и саамов скандинавских стран. Северный саамский совет, образованный в 1956 г., является теперь общим консультативным органом саамов Финляндии, Норвегии, Швеции и России.

Библиография и источники

Классические работы

  • Русские лопари/Харузин Н.Н.//Москва-1890
  • Лопари/Алымов В.//Москва-1930
  • Российские саамы: Историко-этнографические очерки./Волков Н.//Санкт-Петербург-1996
  • Наблюдения врача на Кольском полуострове/Иванов-Дятлов Ф.Г.//Ленинград-1928

Общие работы

  • Кольская земля: Очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период./Ушаков И.Ф.//Мурманск-1972
  • Саамы/Хомич Л.В.//Санкт-Петербург-1999
  • В краю летучего камня/Чарнолусский В.В.//Москва-1972
  • Легенда об олене-человеке/Чарнолусский В.В.//Москва-1965
  • Кольские лопари/Черняков З.Е.//Ленинград-1931
  • Советские саамы: История, экономика, культура/Киселев А.А., Киселева Т.А.//Мурманск-1987
  • Лапландия и лапландцы/Немирович-Данченко В.И.//Санкт-Петербург-1877

Отдельные аспекты

  • Народное изобразительное искусство саамов Кольского полуострова XIX - ХХ веков: Этнографический очерк./Косменко А.П.//Петрозаводск-1993
  • Материальная культура саамов Кольского полуострова конца XIX - ХХ в. М., 1971./Лукьянченко Т.В.//Москва-1971

Публикация источников

  • Саамско-русский словарь/Афанасьева Н.Е., Куруч Р.Д., Мечкина Е.И. и др.//Москва-1985
  • Путешествие по Лапландии, Северной России и Сибири (1838-1844, 1845-1849)./Кастрен М.А.//Москва-1860
  • Образцы саамской речи/ Керт Г.М., Зайков П.М.//Петрозаводск-1988
  • Саамские сказки//Москва-1982

2000 Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education

Саамы — это немногочисленный народ, который проживает на землях Северной Европы и Кольском полуострове. Второе название — финно-угорская народность. Себя они называют кильдами, а еще к неофициальным названиям относят — лапландцев и лопарей.

Численность

Всего в мире насчитывается примерное количество саамов от 60 до 80 тыс. человек. Больше всего их проживает в Норвегии — 38 тыс. Также саамы встречаются в Швеции — 20 тыс. и в Финляндии — 6 тыс. человек. В России проживает примерно 1,8 тыс. саамов, больше всего в Мурманской области.

Языковая группа

Саамы разговаривают на родном саамском языке, а также на одном или нескольких языках прилежащих территорий. Территорию саамов называют Лапландией, но она никогда не была самостоятельным государством, а лишь разделена между такими странами:

  • Россия (Кольский полуостров);
  • Финляндия;
  • Швеция;
  • Норвегия.

Помимо этого, существует 11 разновидностей саамского языка. Только один из них считается мертвым языком, а 6 — имеет даже свою письменность. Все они входят в группу финно-угорских языков уральской семьи, но имеют особенность, потому как отличаются от других составляющих группы. Диалекты саамов:

  • западный (умеоский (ууме) и питеоский (пите));
  • северный (лулеоский (лууле));
  • южный;
  • восточный (торнеоский, кемский (кемми)), кильдинский, йокаганьгский (терско-саамский), нотозерский (колта), бабинский (аккала — вымерший язык), инари.

Письменность на основе латиницы была в саамов изначально введена, но в наше время пользуются кириллицей. Саамский язык требует поддержки в сохранении со стороны государств, в которых проживают народности, иначе они также будут на пороге исчезновения.

Происхождeниe народа

Научные исследования показывают, что саамы имеют сходство с басками и берберами, а также с сибирскими народностями. Саамы для историков остаются загадкой, потому как происхождение в саамов одно, а язык относиться совершенно к другим группам, которые не свойственны первым. Предположений и гипотез очень много, но единственное точное утверждение, что этот народ возник только в процессе слияния многих народностей, племен и общин на протяжении длительного времени, то есть веков.


Религия

Выбор религии зависит от страны проживания, традиций общин и духовного наследования. И так, в саамов встречается христианство таких форм:

  • православие;
  • лютеранство;
  • лестадианство (скандинавская разновидность лютеранства).

Также отдельное место занимает шаманство.

Быт, культура и традиции

Так как этот народ проживает на северной части Земли и здесь постоянные холода, то и занятия были соответствующими: охота, рыболовля, разведение оленей. Это полукочевой народ в прошлом.

Очень красивая традиционная одежда в ярком красно-синем тоне. Но костюмы отличаются, в зависимости от места проживания. Так в финнов и норвежцев в летнее время — гакти, а в зимнее — печок, в россиян — юпа и торк.

Жилье имело различные формы:

  • амбары;
  • избы;
  • вежа;
  • погосты;
  • тупа;
  • кувакса;

В питании саамы отдают предпочтение оленине и рыбе, пьют чай. Из сосновой коры делают муку и пекут лепешки.

В быту делятся обязанности на мужские и женские, а также по возрастным категориям. Своих детей женили и выдавали замуж только в своем погосте, разрешался брак кузенов. Обычно выбор невесты происходил на семейных сборах по праздникам, без мнения будущей жены.

Очень суеверны, существует множество поверий, которых придерживаются или опасаются. К примеру, женщина не может ввойти через ту дверь, в которую ввошел охотник, иначе быть беде. Верят также в духов, загробную жизнь и привидений.

Саамы — самый загадочный народ нашего времени. И самое важное, что имея разные национальности на одной ”Большой Саамской земли” в разных странах, не имея своего государства, саамы стараются поддерживать связь друг с другом. Они создают общины разные, чтобы сохранить и пронести культуру, быт и традиции через многие годы. Все для того, чтобы их потомки смогли увидеть кто они. Возможно, что когда-то придуманная страна Лапландия станет реальной.


Саамы - малочисленный северный народ. Их численность по разным подсчетам колеблется от 60 до 80 тысяч человек. Представителей этой народности можно встретить на территории Финляндии, Швеции, Норвегии и России. Согласно данным Всероссийской переписи населения, предоставленным в 2010 году, на территории РФ насчитывается около 1800 саамов. Несмотря на малочисленность, саамы стремятся сохранять самобытность, соблюдать древние обычаи и свои особенности быта.


Лапландинцы, лопари, саамы

Столь малочисленный народ несколько раз за историю своего существования менял название. Традиционно саамов относят к фино-уграм, но многие ученые склоняются к тому, что прямыми их предками были представители более древней народности - псковской чуди.


Русские и скандинавы ввели свои названия саамов «лопари», «лопь», «лапняне». Чуть позже их нарекли «лапландинцами», а территорию, на которой они обитали - Лапландией. Впоследствии самоназвание саамы стало наиболее распространенным и закрепилось в сознании современников.


Перемены в их размеренную жизнь внесла вторгшаяся цивилизация, особенно сильно на традиционной культуре саамов отразились Великая Октябрьская революция и советские колхозы. Им пришлось ломать свои устои и осваивать новый образ жизни. Но сейчас многие саамы объединяются в группы, чтобы сохранить оставшиеся самобытные традиции и возродить утраченные.

Особенности саамов

Ученые и путешественники, которым довелось встречаться с саамами, описывают их по-разному. Судя по их наблюдениям, саамы имеют небольшой рост, худощавы и жилисты. Среди них сложно встретить упитанных людей, это связано с особенностями питания. Крупный череп, большие голубые глаза, покатый лоб, плоский нос, темные волосы - именно таким является обобщенный портрет представителей этой народности. Они ловкие, быстрые и выносливые, что обусловлено их полукочевым образом жизни.


Саамы осторожны, недоверчивы и подозрительны ко всему незнакомому - их замкнутость и среда обитания накладывают определенный отпечаток на психическое и эмоциональное развитие. Они хитры, порой бывают жадными и эгоистичными. В то же время, исследователи отмечают их верность и преданность партнеру, честность, гостеприимство. Обладают саамы и развитыми умственными способностями. Это подтверждает тот факт, что они сами полностью обеспечивают себя всем необходимым.


Традиционные занятия, блюда, наряды

Вплоть до XVII века единственными занятиями саамов были ловля рыбы и охота. А позже произошло активное развитие оленеводства, которое для многих стало основным промыслом. Саамы, живущие на побережьях, занимаются ловлей ценных видов рыбы. Также распространен пушной промысел.

Традиционная еда саамов - блюда из оленины, рыбные продукты. Большинство с удовольствием пьют оленье молоко и употребляют продукты, созданные на его основе.


Национальной одеждой мужчин и женщин является юпа (куфт) - суконная или холщовая рубаха прямого кроя. Мужчины подвязывали его кожаным поясом, на котором традиционно висели нож, огниво, кошелек и амулеты. Они также носили рубахи из яркого ситца в комплекте с суконными или кожаными штанами. Женщины наряжались в рубахи или сарафаны из сатина, дополнялся комплект передником. Зимой основой гардероба становилась одежда из шкур оленей и утепленные суконные шапки. Летом же голову замужней женщины украшает похожая на кокошник шамшура, а девушки носят повязку в виде цилиндра. В качестве обуви выступают каньги, основу которой составляют мех или замша из оленей шкуры. В холода используют яры - высокие меховые сапоги.

Религия саамов отличается в зависимости от их места проживания. В Скандинавских странах основная масса верующих исповедует лютеранство, в России - православие.

Жизнь современных саамов в Финляндии и в России

В последнее время в России уделяется немало внимания проблемам и сложностям существования и развития малых народов. Но тем не менее, саамы в Финляндии проживают в чуть более лучших условиях. Там существует культурная автономия, которая защищает права саамов как старейших жителей Финляндии. Их образ жизни, культурные и религиозные обычаи, национальные традиции защищены законом.


Российские саамы тоже стремятся к изучению своих корней. Молодые представители этой народности все активнее проявляют интерес к изучению родного языка, исторических фактов, культурных обычаев.

Необычные факты о саамах


Для возрождения и популяризации родного языка при поддержке зарубежных саамов в России было создано саамское радио. Его работа основана на энтузиазме активных представителей этого малого народа и позволяет привлечь общественность к проблеме исчезновения исторических диалектов.

У финских саамов существовала очень популярная единица измерения - поронкусема. Она обозначала расстояние, которое олень способен пройти без остановки до опорожнения, и равнялась приблизительно 7,5 км. В настоящее время это слово используется для обозначения заранее неизвестного расстояния.


Саамы имеют свою футбольную сборную, которая в 2006 году одержала победу на чемпионате мира по футболу среди непризнанных сборных.

Саамы, как и представители других северных народов, в древности кастрировали оленей зубами. Такой способ делал животных более послушными, но в отличие от полного удаления ножом, не влиял на выработку тестостерона, который помогает оленям набирать необходимую мышечную массу. Да и во времена неразвитой ветеринарии этот способ был более стерильным, чем оставление открытых ран.


Один из трагических эпизодов в истории саамов отражен в полнометражном фильме. Он был снят в 2008 году и носит название «Восстание в Каутокейно».

Кажется невероятной история о том, как .