Мясоедов Григорий Григорьевич: биография, картины. Художник Мясоедов Григорий Григорьевич: биография, фото и интересные факты Художник мясоедов и его картины

Владимир Дергачев


Иван Мясоедов (Эжен Зотов) «Вакханка» конец 1910-х

Русский художник, представитель символизма и модерна, Иван Мясоедов (1881, Харьков - 1953, Буэнос-Айрес) родился в семье знаменитого художника-передвижника Григория Мясоедова. Был внебрачным сыном художника Григория Мясоедова и художницы Ивановой. Детство провел в родовой усадьбе Павлёнки (под Полтавой).

Вехи биографии. Корреспондент армии Деникина, художник Берлинского зоопарка, изготовлявший так же плакаты для голливудской киностудии, киноактёр, дважды узник берлинской тюрьмы «Моабит», автор многочисленных портретов, в том числе итальянского дуче Бенито Муссолини и лихтенштейнского князя Франца-Йозефа II. В Вадуце он пишет многочисленные пейзажи и натюрморты. По его гравюрам на металле было выпущено около 13 миниатюр в нескольких марочных сериях. Дружил с генералом Смысловским, с которым познакомился еще в армии Деникина, где художник изготовлял для разведки фальшивые английские фунты.

Лихтенштейн. 1950 год. Семья Мясоедова (Зотова). У ног Ивана Мясоедова и Мальвины Верничи сидит их дочь Изабелла Верничи и слева ее дети - Анита и Михаэль Модлер.

Художник Иван Мясоедов был прекрасным профессиональным гравером, что стало причиной большой беды. Германия в 20-е годы бедствовала, немецкая марка девальвировалась. Но на этом фоне семья Мясоедовых жила на широкую ногу. У них собираются русские эмигранты, художники и поэты. Вскоре секрет благополучия раскрывается. В 1923 году Мясоедова арестовывают как фальшивомонетчика — рисовал и печатал английские фунты. Три года Иван проводит в Моабитской тюрьме, где расписывает тюремную церковь. Выйдя на свободу, пишет целый ряд полотен, среди которых выделяется ностальгический цикл «Украинские подсолнухи», наполненный тоской по родине и украинскому имению.

После двух судимостей в Германии в 1938 году бежит с семьей в Лихтенштейн по поддельному чешскому паспорту (сам «нарисовал») на имя «профессора Зотова».
В княжестве Иван Мясоедов стал придворным художником, создал великолепные эскизы почтовых марок. После нескольких лет благополучной жизни обнаружилось, что художник находится в международном розыске как опытный фальшивомонетчик. В 1946 году правительство Лихтенштейна получило известие, что Евгений Зотов - самозванец, многие годы проживающий по поддельному паспорту. Говорят, что даже при аресте его застали за подделкой стодолларовой банкноты. Достоверен факт, что в 1948 году Мясоедов вновь попал под арест за подделку государственных кредитных бумаг, а всю семью лишили гражданства княжества. После непродолжительного заключения Мясоедов с семьей в 1953 году переезжает в Аргентину. Возможно, по протекции генерала Смысловского, ставшего советником аргентинского президента Перона. По приезду в Буэнос-Айрес Иван Мясоедов внезапно тяжело заболел и умер от рака печени. Ему было 73 года.

После смерти художника, его жена вернулась в Вадуц и привезла все его произведения в Лихтенштейн. Мальвина Верничи пережила своего мужа почти на 20 лет, умерла в местном доме для престарелых. Похоронена на городском кладбище в Ведуце в 1972 году.

***
Лихтенштейн стал второй Родиной художника. В альпийском княжестве его творчество получило государственное признание как национального художника. Иван Мясоедов создал более 4 тыс. живописных и графических произведений, из них более тысячи находится в Лихтенштейне. Картины художника были собраны по всей Европе его другом бароном Фальц-Фейном и помещены в специальной галерее в местном Художественном музее.

Когда в княжестве отмечалось 100-летие со дня рождения Мясоедова-Зотова, было собрано более 1 млн. швейцарских франков частных пожертвований. За эти средства выкуплены у наследников работы художника и основан частный «Фонд Мясоедова-Зотова». Фонд построил в Вадуце технически оснащённую Картинную галерею, в которой находятся многочисленные работы художника. В настоящее время коллекция оценивается более чем в $60 млн.

В 1998 году в Москве в Государственной Третьяковской галерее была организована ретроспективная выставка «Иван Мясоедов-Евгений Зотов. Путь исканий». На открытие были приглашены внучки художника. Мишель Модлер жила в Нюрнберге, работала дизайнером в Siemens. Нанита Модлер была искусствоведом парижского Центра им. Жоржа Помпиду.

Недавно выставка «Лихтенштейн: далекий и близкий» прошла на Урале в Екатеринбурге при поддержке Швейцарского информационного центра. Здесь кроме картин и рисунков была представлена серия марок, посвященная творчеству Ивана Мясоедова. Серия была выпущена в 2013 году совместно княжеством Лихтенштейна и Российской Федерацией.

Григорий Григорьевич Мясоедов появился на свет 7-го (по старому стилю 19-го) апреля 1834 года в с. Паньково Тульской губернии, (сейчас это Новодеревеньковский район Орловской обл.) в семье мелкопоместного дворянина. Отец всячески старался поощрить мальчика, рано заинтересовавшегося живописью. Обучение Г. Мясоедов начал в Орловской гимназии, где брал уроки рисования у И. А. Волкова.

Григорий Мясоедов проявлял большой интерес к крестьянской жизни. И если картина «Земство обедает» является по своей направленности острокритической, то другие его работы повествуют о народных поверьях и обрядах («Засуха», 1878-1880; , 1876), о радости крестьянского труда (). Сюжеты исторического жанра нашли свое воплощение в картинах «Чтение положения 19.02.1861 г.» (1873 г.) и «Самосожжение» (1884 г.).

Не чужда была художнику и пейзажная живопись, его полотна, написанные в этом жанре, отличаются выразительностью мотивов и вместе с тем простотой ( , «Сумерки», «Скалы Гурзуфа», все написаны в 1881 г.) Иногда Мясоедов писал и портреты, но портретистом его все же назвать нельзя.

Последние годы жизни Мясоедов провел под Полтавой в большой усадьбе Павленки с парком, прудом и садом. Здесь он организовал школу рисования и создал декорации для местного театра.

Скончался Григорий Мясоедов в декабре 1911 года.

Григорий Григорьевич Мясоедов (7 апреля 1834, село Паньково, ныне Новодеревеньковского района Орловской области — 18 декабря 1911, Полтава) — российский живописец.

Автопортрет. 1878

Принадлежит к древнему дворянскому роду Мясоедовых. Отец поощрял его рано проявившийся интерес к художеству. После обучения в гимназии в Орле, где рисование преподавал профессиональный художник И. А. Волков, не окончив в ней курса юноша отправился в Петербург и в 1853 г. поступил в Академию Художеств, где его профессорами были Т. А. Нефф и А. Г. Марков.
Десятилетие, которое Мясоедов провел в стенах Академии (1853-63), совпало с периодом тяжелого кризиса этого учебного заведения, закончившегося "бунтом четырнадцати". Правда, сам "бунт" Мясоедов не застал - к этому времени он уже закончил АХ и в качестве пенсионера находился за границей (1863-68), посетил Берлин, Брюссель, Париж, города Италии и Испании.
В 1861 г. получил малую золотую медаль за картину «Поздравление молодых» (в Александровском дворце, в Царском Селе),

Поздравление молодых в доме помещика.

А в следующем году большую золотую за программу «Бегство Григория Отрепьева из корчмы» (сцена из «Бориса Годунова» Пушкина; в музее Академии художеств),

Бегство Григория отрепьева из корчмы на литовско границе.1862 г.

которое В. В. Стасов назвал одной из первых заявок на пути создания реалистических исторических картин. В дальнейшем историческая тематика будет разрабатываться в живописи Мясоедова постоянно, параллельно с картинами бытового жанра. Эти две линии творчества художника очень тесно сближались, порой переходя друг в друга.

Кому как не наблюдательному сыну мелкопоместного дворянина не знать быта крестьян - многие из них ведь сами вели жизнь, мало отличавшуюся от крестьянской. Видимо, знание этой жизни, сострадание к ней, впечатления от нее так запали в душу молодого художника Григория Григорьевича Мясоедова, что он даже после обучения в Академии художеств (1853-1862) и пенсионерской поездки по многим странам Европы (1863-1869) в своем последующем творчестве много внимания уделил крестьянской теме.

Будучи отправлен за казённый счёт за границу, Мясоедов работал в Париже, Флоренции, Риме и Испании. Из картин, написанных им за это время, известны «Похоронный праздник у цыган в Испании», «Франческа да-Римини и Паоло да-Полента» (из Данте). По возвращении в Россию получил в 1870 г. звание академика за картину «Заклинания».
Творческая работа все время сочеталась у живописца с активной общественной деятельностью. Именно ему принадлежит инициатива создания организации художников нового типа - Товарищества передвижных художественных выставок. Идея о такой организации зародилась у Мясоедова еще в 1867 г., когда он находился за границей и имел возможность наблюдать деятельность европейских художников по организации передвижных выставок, проводившихся в основном с коммерческой целью. 16 декабря 1870 г. состоялось первое общее собрание членов ТПХВ, где было избрано правление, в состав которого вошел и Мясоедов (вместе с И. Н. Крамским, Н. Н. Ге, В. Г. Перовым, М. К. Клодтом).

А 29 ноября 1871 г. в Петербурге открылась I передвижная художественная выставка, показанная затем в Москве, Киеве и Харькове. Мясоедов представил на эту выставку картину "Дедушка русского флота. (Ботик Петра I)" (1871),

Дедушка русского флота...

в которой решение исторической темы дано в бытовом плане. В марте 1872 г. открылась II передвижная выставка, на которой экспонировалось самое значительное полотно Мясоедова - "Земство обедает" (1872).


Земство обедает

Из национальных картин Мясоедова более замечательны, кроме упомянутого «Бегства Отрепьева», ещё «Чтение положения 19 февраля 1861 г.» (1874 г. и повторена в 1881 г.),


Молебен во время засухи

«Земство обедает» (1872), «Молебствие в поле во время засухи» (1878),


Страдная пора.Косцы

«Страдная пора» (1887 г.; приобретена государем императором Александром III).

Эта последняя картина представляет сочетание выразительной фигуры работающего крестьянина с жарким пейзажем.
Творчество Г.Г. Мясоедова получило высокое официальное признание: он академик живописи с 1870 года, действительный член Академии художеств с 1884 года, работал преподавателем в Академии (1893-1902).

Его авторитет настолько высок, что он приглашается в Комиссию по переработке устава Академии художеств. В нашем же представлении он остается крестьянским защитником и певцом крестьянского труда. А это актуально и сегодня, ибо земство продолжает обедать и в наше время.

Мясоедов написал много пейзажей и преимущественно крымских, многие из них характерны и колоритны. Избираемые им сюжеты, как бытовые, так и пейзажные, — разнообразны. Живопись его гармоническая и уверенная. Изредка он пишет и портреты (Н. Н. Бекетова, Е. С. Гордеенко, И. И. Шишкина), но они занимают небольшое место в его деятельности. Мясоедов занимался также и гравированием «крепкой водкой» (офортом).

Первый оттиск.Портрет Шишкина И.И.

Портрет И.Репина этюд1883

Портрет писателя В.М. Гаршина (1855-1888)

Портрет скрипача В.Г.Вальтера. 1902

Портрет шахматиста А.Д. Петрова

Кроме того, Мясоедов писал и религиозную живопись (см. Храма Спаса на Сенной). Незадолго до смерти он собирался написать триптих «Святая Русь».
С конца 1880-х Мясоедов Г.Г. живёт в Полтаве в большой усадьбе с садом, парком и прудом. С осени художник уезжал в Крым. Создал эскиз театрального занавеса и написал декорации для театра в Полтаве. Организовал школу рисования, написал брошюру по садоводству, которым увлёкся ещё живя под Харьковом.
Скончался Г.Г. Мясоедов 18 декабря 1911 года в своей усадьбе Павленки под Полтавой (ныне в черте города, на ул. Мясоедова). Похоронен в саду усадьбы. С 1926 г. здесь размещается Полтавская гравиметрическая обсерватория.

Памятник на могиле Мясоедова Г.Г.

Портрет работы И. Репина (1904)

Григорий Григорьевич Мясоедов (7 апреля 1834, село Паньково Тульской губернии, ныне Новодеревеньковского района Орловской области - 18 декабря 1911, Полтава) - российский живописец, один из самых ярких представителей русского реализма второй половины XIX века, основатель Товарищества передвижных художественных выставок.

Основная тема, к которой обращался художник - крестьянский быт.

Г. Г. Мясоедов был сыном мелкопоместного дворянина. Отец поощрял его рано проявившийся интерес к художеству. После обучения в гимназии в Орле, где рисование преподавал профессиональный художник И. А. Волков, юноша отправился в Петербург и в 1853 г. поступил в Академию Художеств.

Десятилетие, которое Мясоедов провел в стенах Академии (1853-63), совпало с периодом тяжелого кризиса этого учебного заведения, закончившегося "бунтом четырнадцати". Правда, сам "бунт" Мясоедов не застал - к этому времени он уже закончил АХ и в качестве пенсионера находился за границей (1863-68), посетил Берлин, Брюссель, Париж, города Италии и Испании.

Еще в годы обучения Мясоедов написал жанровую картину "Поздравление молодых в доме помещика" (1861) и полотно на историческую тему "Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе" (1862), которое В. В. Стасов назвал одной из первых заявок на пути создания реалистических исторических картин. В дальнейшем историческая тематика будет разрабатываться в живописи Мясоедова постоянно, параллельно с картинами бытового жанра. Эти две линии творчества художника очень тесно сближались, порой переходя друг в друга.

Поздравление молодых в доме помещика

Творческая работа все время сочеталась у живописца с активной общественной деятельностью. Именно ему принадлежит инициатива создания организации художников нового типа - Товарищества передвижных художественных выставок. Идея о такой организации зародилась у Мясоедова еще в 1867 г., когда он находился за границей и имел возможность наблюдать деятельность европейских художников по организации передвижных выставок, проводившихся в основном с коммерческой целью. 16 декабря 1870 г. состоялось первое общее собрание членов ТПХВ, где было избрано правление, в состав которого вошел и Мясоедов (вместе с И. Н. Крамским, Н. Н. Ге, В. Г. Перовым, М. К. Клодтом).

А 29 ноября 1871 г. в Петербурге открылась I передвижная художественная выставка, показанная затем в Москве, Киеве и Харькове. Мясоедов представил на эту выставку картину "Дедушка русского флота. (Ботик Петра I)" (1871), в которой решение исторической темы дано в бытовом плане. В марте 1872 г. открылась II передвижная выставка, на которой экспонировалось самое значительное полотно Мясоедова - "Земство обедает" (1872). Тихий провинциальный городок. Солнечный полдень. У подъезда земской управы группа крестьян. Один из них, примостившись на каменных плитах и подложив под голову котомку, дремлет. Другие неторопливо едят: хлеб с солью да лук - вот их обед. А рядом, в доме, только что отобедали господа: через открытое окно виден лакей, старательно перемывающий посуду, тут же - множество бутылок и графинов. Налицо критический сюжет - сопоставление земцев-господ и земцев-крестьян, контраст богатства и бедности. Но не это стало для художника главным в картине. Он сосредоточил все внимание на самих крестьянах. В них художник разглядел и запечатлел разнообразие характеров, особое благообразие, внутреннюю собранность, своеобразную красоту.

«Земство обедает»

В другом фундаментальном полотне Мясоедова - "Чтение манифеста 19 февраля 1861 года" (1873) - раскрывается иной аспект той же темы - судьба крестьянства, обманутого в своих ожиданиях. "Признаюсь, - писал один из критиков, - мне не удавалось видеть (после "Бурлаков" г. Репина) ни на одной картине столь типичных, безыскусственно-правдивых, точно живых, истинно мужицких лиц". Крестьяне с сосредоточенным вниманием слушают читаемый мальчиком текст манифеста об освобождении от крепостной зависимости. Их отношение к документу еще не определилось: на лицах нет ни радости, ни явного разочарования. Но есть внутреннее напряжение, недоверие, настороженность. Крестьяне по-своему мудры и мужественны.

Изучение жизни русского крестьянства приводит Мясоедова к сюжетам, повествующим о древних поверьях и обычаях, их роли в жизни народа. Так, в картине "Опахивание" (1876) показано старинное ритуальное действо: крестьяне опахивают деревню от злых духов, впрягая в плуг обнаженных девушек.

1878-80 гг. Мясоедов работает над двумя вариантами "Засухи", где представлен молебен в поле. Параллельно идут поиски в области исторической тематики: художник пишет картину "Самосжигатели" (1882-84), сюжет которой стоит в очень тесной связи с предыдущими жанровыми картинами.

К началу 1880-х гг. в творчестве Мясоедова намечается новый этап. В пейзаже "Дорога во ржи" (1881) поражает простота и выразительность мотива: удаляющаяся к горизонту фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля. Художник как бы открывает возможность более обобщенного, монументального решения жанровой картины, что в полной мере проявилось в "Косцах" (1887). Автор воспевает здесь радостную сторону бытия, передает красоту крестьянского труда, его мерный, слаженный, почти музыкальный ритм. Уже сами размеры холста (159х275 см) свидетельствуют о значимости для художника темы картины. Вместе с тем решение ее не лишено определенных противоречий. Полностью отказавшись от критического начала, художник отказался тем самым от основного принципа художественной системы 1870-х гг.

Не освоив нового образного языка и не будучи подготовленным к восприятию художественных идей нового поколения живописцев, Мясоедов оказался в числе тех представителей ТПХВ, которые на рубеже 1880-х и 1890-х гг. не пожелали допустить в свои ряды молодых художников. Последние годы жизни художника не внесли ничего существенного в его творчество.

Осеннее утро. 1893

Дорога во ржи.

Лесной ручей. Весной

Пристань в Ялте

Автопортрет

Г.Мясоедов портрет И.Репина. Этюд 1883

Портрет скрипача В.Г.Вальтера. 1902

Портрет Шишкина

Дедушка русского флота (Франц Тимерман объясняет юному Петру Алексеевичу устройство ботика, найденного в одном из амбаров села Измайлово. Май 1688г)

Испанец. 1866

Молебен во время засухи. 1880

Картин, а также нескольких замечательных пейзажей. Григорий Григорьевич Мясоедов появился на свет в семье мелкопоместного дворянина 7 апреля 1834 года в с.Паньково (Тульская губерния). Григорий Григорьевич рано начал проявлять художественные способности, его отец относился к этому с одобрением. Он начал свою учебу в Орловской гимназии, но, не окончив курса, в 1853 году с успехом поступил в Академию Художеств в Петербурге. Студенческие годы Мясоедова не были сытыми: он жил в маленькой комнате и зарабатывал на жизнь, работая в кондитерской. К тому же обучение в Академии было достаточно суровым.

В 1861 г. он был награжден малой золотой медалью за картину «Поздравление молодых в доме помещика», а в 1862 г. — большой золотой медалью и поездкой заграницу за картину «Бегство Григория Отрепьева из корчмы». С 1863 г. художник путешествовал по Европе, учился в частной римской Академии, работал в Риме, Париже, Брюсселе, Испании, Италии. В 1867 г. во Флоренции он познакомился с Герценом А.И. и Ге Н.Н. За этот период он создал несколько известных картин, таких как «Франческа да-Римини и Паоло да-Полента», «Похоронный праздник у цыган в Испании», «Две судьбы». Во время пребывания в Европе его впервые посетила мысль о создании Товарищества передвижных художественных выставок.

Бегство Григори Отрепьева из корчмы на литовской границе

Поздравление молодых в доме помещика

У чужого счастья (Две судьбы)

Мясоедов Г.Г. возвратился в Россию в 1869 г., а через год он получил звание академика за написание картины «Заклинание». Тогда в русской живописи наметились новые тенденции - отражение литературных тем. Художник развернул активную общественную деятельность: он написал Устав Товарищества передвижных художественных выставок, добился объединения кружка московских художников с Артелью художников Петербурга, и 16 декабря 1870 г. состоялось первое заседание Товарищества, где Мясоедов Григорий Григорьевич вошел в правление на сорок лет.

29 ноября 1871 г. состоялась первая выставка Товарищества в Петербурге, переместившись затем в Москву, Киев и Харьков. Мясоедов представил на эту выставку полотно «Дедушка русского флота». Через год в марте была организована вторая выставка, где художник выставил свою одну из лучших картин — «Земство обедает». Эта картина показывает, какое бывает земство: земство-господа и земство-крестьяне. И не зря он сосредоточил свое внимание на крестьянах: они все разные, но видно их внутреннюю сосредоточенность, красоту человека-труженика.

В 1873 г. Мясоедов пишет другую фундаментальную картину «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года», где он опять с неповторимым мастерством изобразил крестьян, которые слушают текст манифеста, но пока еще не могут понять, как к этому событию относиться, они не делают поспешных выводов, проявляя мудрость в этом деле.

Григорий Григорьевич изучал древние обычаи и поверья народа и их роль в жизни крестьянства. Многие из этих обычаев легли в основу картин: например, на полотне «Опахивание» (1876 г.) изображены крестьяне, впрягающие в плуг девушек, таким образом защищая себя от нечистой силы.

Дедушка русского флота

Земство обедает

Молебен на пашне о даровании дождя

Опахивание

Самосжигатели

Сожжение протопопа Аввакума

Мясоедов Г.Г. занимался музыкой, играл на скрипке (в Товариществе был организован квартет, там художник играл на альте). В классической музыке Григорий Григорьевич часто находил отдых от своих душевных терзаний, утверждая, что только минор (а не мажор) отражает правду жизни. Он самозабвенно любил музыку, видя в ней непосредственное отражение подсознания человека, которое не может врать, а говорит только правду. Это было в характере Мясоедова: он был интересным, находчивым, остроумным, сочетая эти черты характера с озлобленностью, едкостью, ироничностью, некоторые его высказывания были просто оскорбительны. Он не любил высшее общество и царских придворных. Несмотря на это Григория Григорьевича радушно принимало дамское общество, а он не оставался в долгу перед ними, но все же он считал женщин корыстными во всех отношениях. Григорий Григорьевич не чурался самокритики, называя себя таким же эгоистом и лжецом, как и все общество в целом.

В работах Мясоедова Г.Г. всюду чувствуется его гражданская позиция, понимание обманутого крестьянства, стремление к демократизму, которое стало овладевать умами всех представителей передовых слоев общества (примером тому могут служить его картины «Чтение манифеста 19 февраля 1961 года», «Земство обедает», «Самосжигатели»). Но Григорий Григорьевич был не только глубоко думающим, но и тонко чувствующим человеком: например, его картина «Дорога во ржи» полна искренней душевной поэзии, она с легкостью остается в памяти у зрителя, оставляя след в душевном теле. На картине изображена рожь, край уходящей тучи на вечернем небе, одинокая фигура нищего идет по тропинке. В этой картине совершенно отсутствует заранее установленная модная тенденция.

Мясоедов Г.Г. в начале своего творческого пути был новатором с оригинальными, передовыми идеями. Но его дальнейший путь был тяжелым, когда модернистские течения в искусстве несмело стали проникать в Товарищество, он показал себя консерватором, не признающим ничего кроме реализма, но все же его терзали сомнения, разочарования и одиночество. О новых талантливых пейзажистах (например, Левитане) Мясоедов имел уничижительное суждение: «писать всякую пакость в природе: тающий снег… да тут без калош не пройти, а они любуются слякотью». Он шел против сложившейся действительности, а она растаптывала все его доводы, увлекая публику модерновыми веяниями. В самом Товариществе начались серьезные разногласия, грозившие расколом. Первыми из его рядов вышли семь выдающихся художников (Серов, Архипов, Васнецов, Досекин, Светославский, Первухин и Левитан). Но после рокового заседания Совета Товарищества в Академии наук в правлении остался один Мясоедов, он готов был в одиночку защищать традиции передвижничества.

С 1876 г. Григорий Григорьевич теряет творческую хватку, он осуществил свое желание уехать: он поселился в имении Павленки под Полтавой, где занимался садоводством и почти оставил мысли о Товариществе, а оно продолжало жить своей жизнью, вбирая в себя новых талантливых художников. В это время он создает полотна, где стремится показать слаженность крестьянского труда («Дорога во ржи», «Косцы» и др.). Этим картинам он придавал особое значение, наполняя их ярким, жарким солнцем и сильными, красивыми фигурами работающих крестьян. Также он нередко выезжал в Крым, где создал много пейзажей.

Дорога во ржи

Крым. Осенний вид

Лесной ручей. Весной 1890 г.