Карело финский эпос калевала главные герои. Доклад: Калевала - финский национальный эпос. Интересное видео: Калевала — карело — финский эпос

О чем же это произведение? Вот кратное содержание эпоса для тех, кто его никогда не читал. П равда, следует учитывать, что п есни слишком разнообразны, и подогнать их под единый сюжет невозможно. К тому же существует несколько вариантов одной и то й же песни, различающиеся сюжетными ходами, именами собственными и оценкой происходящего (это связано с тем, что записывались песни у разных авторов-исполнителей, и каждый мог вносить в них изменения)


Открывается «Калевала» , как и многие другие эпосы, сотворением мира. Появляются солнце, звёзды, луна, солнце, земля. Дочь ветра рождает богатыря Вяйнямёйнена, это будет главный герой эпоса, который обустроит землю и посеет ячмень. При этом он действует не мечом, а словом, представляя собой образ шамана.

Как лингвист не могу не отметить такой парадокс: судя по имени Вяйнемейнен был не просто п ервым и г лавным героем карельского эпоса – он был «Ч еловек И з В яйн ов » (так переводится его имя на русский язык). На финноугорских языках русские зовутся «вене» или «вяйне», иначе говоря, маг и богатырь Вяйнемейнен происходил из славянского рода, а страна Калевалы – Вяйнела – это «русская земля» (помните о суффиксе ЛА, означающем местожительство?)

Вообще, все герои «Калевалы» наделены не только физической силой, но умением колдовать, заговаривать, мастерить волшебные артефакты. Богатыри имеют дар оборотничества, могут превращать кого угодно во что угодно, путешествовать, мгновенно перемещаясь на любые расстояния, управлять погодой и атмосферными явлениями.

Н о вернемся к краткому пересказу «Калевалы».

Среди многих и разнообразных приключений героя случается и то, которое может претендовать на завязку основного, хоть и нитеобразного сюжета. Вяйнямёйнен встречается случайно с девой Севера, прекрасной, как день. В ответ на предложение стать его женой она соглашается, но ставит условие: герой из осколков веретена соорудит для неё волшебную лодку. Воодушевлённый богатырь так рьяно приступил к работе, что не удержал топор и поранил себя. Кровь никак не унималась, пришлось посетить знахаря. Знахарь помог, но к работе герой уже не вернулся. Вяйнямёйнен заклинанием поднял своего дедушку-ветра, который разыскал и доставил самого умелого кузнеца - Ильмаринена в Похьёлу, страну Севера.


Кузнец послушно выковал для девы Севера волшебную мельницу Сампо, приносящую счастье и богатство. Эти события содержат первые десять рун эпоса.

В одиннадцатой руне появляется новый героический персонаж - Лемминкяйнен, полностью вытеснив предыдущие события.

Этот богатырь – весельчак и задира, беззаботный и ветренный юноша, любимец женщин. Он лучше всех ездит на лыжах и отлично владеет мечом. В отличие от своих друзей в нём нет серьёзности и рассудительности, зато он любит хвастаться, обладает чувством юмора и живостью ума.

Но люди всё равно его очень любят, даже несмотря на недостатки характера – прежде всего за то, что он храбрый и всегда готов сражаться с тёмными силами. Тем не менее народ иногда упрекает Лемминкяйнена за неосторожность и излишнее безрассудство, которые могут привести к весьма печальным последствиям.

Познакомив слушателей с новым героем, повествование возвращается к Вяйнямёйнену. Что только не пришлось пережить влюблённому богатырю, чтобы добиться цели: он даже в преисподнюю спустился, дал себя проглотить великану , но всё-таки добыл волшебные слова, которые были нужны для построения лодки из веретена, на которой он и отплыл в Похьёлу жениться.

Что же дальше – свадьба? Не тут-то было. Северная дева за время отсутствия героя успела полюбить мастеровитого кузнеца Ильмаринена и вышла за него замуж, отказавшись исполнять своё слово, данное Вяйнямёйнену. Здесь много и подробно описывается не только свадьба, со всеми её обычаями, традициями, но приводятся даже песни, которые там пелись, проясняющие долг и обязанность мужа перед женой и жены перед мужем. Заканчивается эта линия сюжета только в двадцать пятой руне.

Далее шесть рун опять повествуют об удалых похождениях Лемминкяйнена в северном краю - в Похьёле, г де царствует злая ведьма Лоухи (мать той самой прекрасной Северной Девы) .

Слово "лоухи" означает, кстати, не имя собственное, а эпитет местности (по фински это "скала, камень"). Часто употребляемое словосочетание "Лоухи хозяйка Похъелы" , если уж дословно и правильно переводить на русский язык, будет означать всего лишь "Скалистая Похъела"

Старуха Лоухи традиционно считается злым и отрицательным персонажем. Но не все, оказывается, согласны с подобной трактовкой. В 2007-2008 годах в посёлке Лоухи на берегу озера Лоухское проходил праздник "Вернем старухе Лоухи доброе имя". По мысли его устроителей, Старуха Лоухи была не злой ведьмой, а настоящей хозяйкой, радеющей о благе своего народа. Впрочем, и старухой ее никак нельзя назвать, на момент событий в "Калевале" этой могущественной ведьме было всего 30-35 лет.

С тридцать первой руны начинается один из самых пронзительных и глубоко чувственных рассказов эпоса. На протяжении пяти песен рассказывается о печальной участи прекрасного богатыря Куллерво, который по неведению соблазнил свою родную сестру. Когда вся ситуация раскрылась перед героями, и сам богатырь, и его сестра не смогли вынести свершённый грех и умерли. Это очень печальная повесть, написанная изысканно, проникновенно, с большим чувством симпатии к так сурово наказанным судьбой персонажам.

В следующих рунах рассказывается, как объединились три богатыря для того, чтобы отобрать у Лоухи, матери Северной девы, волшебное сокровище - Сампо.

Здесь боем ничего не возьмешь, и решено было, как всегда, прибегнуть к чародейству. Вяйнямёйнен, прямо как новгородский гусляр Садко, соорудил себе музыкальный инструмент - кантеле, очаровал игрой природу и усыпил всех северян.

Таким образом герои умыкнули Сампо.

Хозяйка Севера Лоухи их преследовала и строила им козни до тех пор, пока Сампо не упала в море. Лоухи насылала на Калеву чудища, мор, всяческие бедствия, а Вяйнямёйнен тем временем сделал новый инструмент, на котором играл ещё более волшебно, чем вернул украденные владычицей Похьёлы солнце и луну. Собрав осколки Сампо , герой много хорошего сделал для людей своей страны, множество благодеяний. Впрочем, самый главный артефакт - крышка Сампо, в итоге досталась Лоухи.


Наконец эпос подошёл к последней своей руне, весьма символической. Это практически апокриф на рождение Спасителя. Дева из Калевы - Марьятта - родила божественно чудесного сына. Вяйнямёйнен даже испугался могущества, которым обладал этот двухнедельный ребёнок, и посоветовал убить его сразу. На что младенец богатыря пристыдил, упрекнув в несправедливости. Герой внял. Спел напоследок волшебную песню, сел в чудесный челнок и оставил Карелию новому и более достойному властителю. Так заканчивается «Калевала» .


Для любого народа такие произведения, как карело-финский эпос, остаются большими вехами, через которые осуществляется связь поколенийи обозревается наш собственный путь.

И ещё там есть такие слова :

"Неприлично в нашем роде...

Перед золотом склоняться...

Блеск у золота холодный,

Серебро морозом дышит ".

В нашем современном мире, когда все только и думают, о том, как бы работать мало, а получать много, когда мы забываем друзей и родных, думая исключительно о себе и собственном благополучии, эти слова становятся как нельзя кстати.

Ответ от Людмила миронова[гуру]
калевала - не былина, это карело - финский эпос, это сборник, куда входит много мифов, легенд, сказаний, песен. В Калевале нет основного сюжета, . Открывается она сказанием о сотворении земли, неба, светил и рождении дочерью воздуха главного героя карелов, Вяйнямёйнена, который устраивает землю и сеет ячмень. Далее рассказывается о разных приключениях героя, встречающего прекрасную деву Севера: она соглашается стать его невестой, если он чудесным образом создаст лодку из осколков её веретена. Приступив к работе, герой ранит себя топором, не может унять кровотечения и идет к старику-знахарю, которому рассказывает предание о происхождении железа. Возвратившись домой, Вяйнямёйнен поднимает заклинаниями ветер и переносит кузнеца Ильмаринена в страну Севера, Похьёлу, где тот, согласно обещанию, данному Вяйнямёйненом, сковывает для хозяйки Севера таинственный предмет, дающий богатство и счастье - мельницу Сампо (руны I-XI).Следующие руны (XI-XV) содержат эпизод о похождениях героя Лемминкяйнена, воинственного чародея и соблазнителя женщин. Далее рассказ возвращается к Вяйнямёйнену; описывается нисхождение его в преисподнюю, пребывание в утробе великана Виипунена, добытие им от последнего трёх слов, необходимых для создания чудесной лодки, отплытие героя в Похьёлу с целью получить руку северной девы; однако последняя предпочла ему кузнеца Ильмаринена, за которого выходит замуж, причём подробно описывается свадьба и приводятся свадебные песни, излагающие обязанности жены и мужа (XVI-XXV).Руны (XXVI-XXXI) снова рассказывают о похождениях Лемминкяйнена в Похьёле. Эпизод о печальной судьбе богатыря Куллерво, соблазнившего по неведению родную сестру, вследствие чего оба, брат и сестра, кончают жизнь самоубийством (руны XXXI-XXXVI), принадлежит по глубине чувства, достигающего иногда истинного пафоса, к лучшим частям всей поэмы.Дальнейшие руны содержат пространный рассказ об общем предприятии трёх карельских героев - о том, как были добыты сокровища Сампо из Похьёлы (Финляндии), как Вяйнямёйнен изготовил кантеле и игрой на нём очаровал всю природу и усыпил население Похьёлы, как Сампо был увезён героями. Рассказывается о преследовании героев колдуньей-хозяйкой Севера, о падении Сампо в море, о благодеяниях, оказанных Вяйнямёйненом родной стране посредством осколков Сампо, о борьбе его с разными бедствиями и чудищами, насланными хозяйкой Похьёлы на Калевалу, о дивной игре героя на новом кантеле, созданном им, когда первое упало в море, и о возвращении им солнца и луны, скрытых хозяйкой Похьёлы (XXXVI-XLIX).Последняя руна содержит народно-апокрифическую легенду о рождении чудесного ребёнка девой Марьяттой (рождение Спасителя). Вяйнямёйнен дает совет его убить, так как ему суждено превзойти могуществом карельского героя, но двухнедельный младенец осыпает Вяйнямёйнена упрёками в несправедливости, и пристыженный герой, спев в последний раз дивную песнь, уезжает навеки в челноке, уступая место младенцу Марьятты, признанному властителю Карелии.

Ответ от Ѝллоизий Шпынь [гуру]
прибалтийская легенда калевала рассказывает о трудной нелегкой жизни обычного рядового прибалтийца


Ответ от Александр Имельяненко [новичек]
с


Ответ от Анна Отяковская [новичек]
5


Ответ от Маликат Исмаилова [новичек]
калевала - не былина, это карело - финский эпос, это сборник, куда входит много мифов, легенд, сказаний, песен. В Калевале нет основного сюжета, . Открывается она сказанием о сотворении земли, неба, светил и рождении дочерью воздуха главного героя карелов, Вяйнямёйнена, который устраивает землю и сеет ячмень. Далее рассказывается о разных приключениях героя, встречающего прекрасную деву Севера: она соглашается стать его невестой, если он чудесным образом создаст лодку из осколков её веретена. Приступив к работе, герой ранит себя топором, не может унять кровотечения и идет к старику-знахарю, которому рассказывает предание о происхождении железа. Возвратившись домой, Вяйнямёйнен поднимает заклинаниями ветер и переносит кузнеца Ильмаринена в страну Севера, Похьёлу, где тот, согласно обещанию, данному Вяйнямёйненом, сковывает для хозяйки Севера таинственный предмет, дающий богатство и счастье - мельницу Сампо (руны I-XI).
Следующие руны (XI-XV) содержат эпизод о похождениях героя Лемминкяйнена, воинственного чародея и соблазнителя женщин. Далее рассказ возвращается к Вяйнямёйнену; описывается нисхождение его в преисподнюю, пребывание в утробе великана Виипунена, добытие им от последнего трёх слов, необходимых для создания чудесной лодки, отплытие героя в Похьёлу с целью получить руку северной девы; однако последняя предпочла ему кузнеца Ильмаринена, за которого выходит замуж, причём подробно описывается свадьба и приводятся свадебные песни, излагающие обязанности жены и мужа (XVI-XXV).
Руны (XXVI-XXXI) снова рассказывают о похождениях Лемминкяйнена в Похьёле. Эпизод о печальной судьбе богатыря Куллерво, соблазнившего по неведению родную сестру, вследствие чего оба, брат и сестра, кончают жизнь самоубийством (руны XXXI-XXXVI), принадлежит по глубине чувства, достигающего иногда истинного пафоса, к лучшим частям всей поэмы.
Дальнейшие руны содержат пространный рассказ об общем предприятии трёх карельских героев - о том, как были добыты сокровища Сампо из Похьёлы (Финляндии), как Вяйнямёйнен изготовил кантеле и игрой на нём очаровал всю природу и усыпил население Похьёлы, как Сампо был увезён героями. Рассказывается о преследовании героев колдуньей-хозяйкой Севера, о падении Сампо в море, о благодеяниях, оказанных Вяйнямёйненом родной стране посредством осколков Сампо, о борьбе его с разными бедствиями и чудищами, насланными хозяйкой Похьёлы на Калевалу, о дивной игре героя на новом кантеле, созданном им, когда первое упало в море, и о возвращении им солнца и луны, скрытых хозяйкой Похьёлы (XXXVI-XLIX).

Калевала финский национальный эпос

Первое издание Калевалы увидело свет в 1835 году. Эта книга явилась плодом деятельности Элиаса Лённрота и состояла из собранных им народных рун.

Древние формы песенной поэзии, основанные на своеобразном четырехдольном, использующем внутренние словесные ударения стихотворном размере, бытовали на территории расселения прибалтийско-финских племен около двух тысяч лет.

В момент выхода Калевалы Финляндия в течение четверти века была автономным Великим Княжеством. До 1809 года Финляндия была частью Шведского государства.

Калевала явилась поворотным моментом для финноязычной культуры и вызвала интерес также за рубежом. Она укрепила среди финнов чувство веры в широкие возможности собственного языка и культуры. Она сделала маленький народ известным другим народам Европы. Калевалу стали называть финским национальным эпосом.

Лённрот со своими коллегами продолжал собирать народные руны. Появилось много нового материала. На его основе Лённрот издал вторую, расширенную версию Калевалы в 1849 году. С этого времени именно эту Калевалу читали в Финляндии и переводили на другие языки.

Песни-предшественницы Калевалы

Какова же была та старая народная поэзия, которую Лённрот записывал в своих поездках? О чем слагались песни, когда они родились, как долго жили?

Существует гипотеза о том, что в культуре проживавших в районе Финского залива прафинских племен около 2500-3000 лет назад произошел большой перелом. Вследствие его родилась самобытная манера стихосложения, для которой были свойственны аллитерация внутри строки и параллелизм, а также отсутвие деления на строфы. Строки стиха образовывали определенный четырехтактный размер, который стали называть калевальским размером. Музыкальная строфа по своему ритму была чаще всего четырех или пятидольной, а мелодии составляли специфический пятитоновый лад.

Традиционная народная поэзия состоит из элементов, отражающих разное историческое время. Наиболее ранний пласт ее составляют мифологические по своему содержанию руны, которые рассказывают об изначальном времени и сотворении мира и человеческой культуры.

Главным героем эпических рун часто выступает могущественный шаман, певец и прорицатель, духовный предводитель племени, который совершает путешествия за знаниями в мир мертвых. Герои песен также отправляются в заморскую страну Похьёла, где они сватают дев или пытаются отвоевать богатства, которыми славится эта северная страна.

Лирические песни передавали личные чувства человека. Ритуальная поэзия концентрировалась в основном вокруг свадебного ритуала и медвежьего праздника. Заклинания калевальского размера были вербальной магией т. е. магией слова, которая использовалась в повседневной жизни человека.

Старинные руны бытовали на территории всей Финляндии до XVI века. После реформации лютеранская церковь запретила их использование, заклеймив всю старую песенную традицию как языческую. В то же самое время, на финской почве закреплялись новые, идущие с запада музыкальные течения.

Исконная песенная традиция стала угасать, вначале в западной части страны, а впоследствии и в других местах. Некоторые песни были записаны еще в XVII веке, но большая часть была собрана только в 1800-е годы.

В Виена т.е. Беломорской Карелии (северных районах современной Республики Карелия) традиционная калевальская поэзия дожила до наших дней.

Финская культура в начале XIX века

В период шведского владычества статус финского языка был второстепенным. В школах и университетах употреблялся шведский и латынь. Языком управления был шведский язык. Финский был лишь языком народа и по-фински практически ничего не издавалось кроме текстов законов и духовной литературы.

Однако еще с конца XVIII века в университете г.Турку существовала небольшая группа людей, которые были увлечены идеями европейского романтизма. Члены её понимали, что для развития культуры изучение родного языка, собирание и издание фольклора имеют большое значение.

Финляндия занимала особенное положение в Российской Империи (1809-1917). Находясь между Швецией и Россией, Финляндия вынуждена была выполнять роль форпоста в обеспечении безопасности на северо-восточных границах новой страны-хозяина. С другой стороны финны благодаря своему автономному положению смогли ощутить себя отдельной нацией.

С Петербургом завязались новые культурные связи, но граница не была закрыта и в сторону бывшей метрополии. Идеи романтизма укреплялись и получали все большее влияние. Народную поэзию стали собирать, изучать и издавать.

В Вяйнямёйнене, центральном герое рун, видели символ национального возрождения. Поющего и играющего на кантеле Вяйнямёйнена сравнивали с Орфеем, героем греческой мифологии, который наподобие Вяйнямёйнену мог при помощи пения околдовать своего слушателя.

Молодые романтики из Турку понимали, что сила небольшого народа заключается в своеобразии его языка и культуры, которые являются важнейшим инструментом его дальнейшего развития. В духе романтизма были созданы и первые национальные произведения искусства.

Элиас из Самматти

Элиас Лённрот родился 9 апреля 1802 года в южнофинском приходе Самматти в семье портного Фредрика Юхана Лённрота. В семье было семеро детей. Уже в раннем детстве проявилась талантливость Элиаса. Он научился читать в пятилетнем возрасте и книги стали его большой страстью.

Среди окружающих постоянное стремление Элиаса к чтению книг порождало легенды и анекдоты. “Вставайте, Элиас Лённрот уже давно сидит на суку дерева и читает!” этими словами хозяйка соседней торпы будила своих детей. По другому преданию Элиас однажды проголодавшись, попросил хлеба, которого у матери тогда не оказалось. “Хорошо, тогда я почитаю”, заявил мальчик. Несмотря на бедность, родители Элиаса решили отправить его в школу. Упорно стремящийся к знаниям мальчик сумел справиться со всеми трудностями на пути к знаниям. В университет в Турку Лённрот поступил в 1822 году.

Студенческие годы Лённрота

В университете Лённрот, как было тогда принято, обучался нескольким специальностям. Наряду с медициной, он проходил курс латыни, греческого, истории и литературы. Лённрот познакомился также с небольшим кругом преподавателей и студентов, которым была близка национальная идея. Основной своей задачей они видели развитие родного языка.

Наряду с учением Лённрот старался быть в курсе того, что печатают на своих страницах новые издания по фольклору. Выяснилось, что Восточная Финляндия и, в особенности, на русской стороне находящаяся Беломорская Карелия это те местности, где еще живут старые песни.

Лённрот написал диссертацию о финской мифологии, о Вяйнямёйнене. Эта брошюра на латинском языке появилась в 1827 году. После этого Лённрот продолжил свое обучение медицине и получил удостоверение врача в 1832 году.

В 1827 Финляндию постигла катастрофа. Столица страны город Турку сгорел дотла. Обучения в университете в 1827-1828 годах не проводилось. Поэтому Лённрот провел всю зиму работая домашним учителем в Весилахти. Мысль о поездке в Карелию для сбора рун зародилась именно в это время. Лённрот принимает решение отправиться летом 1828 года в Карелию и в провинцию Саво записывать народную поэзию.

Собирательская деятельность

Лённрот пробыл в своей первой поездке за рунами все лето и возвратился осенью в Лауко с большим багажом записей, всего около 6000 строк, из которых большую часть составляли заклинания и эпические руны. Осень он провел в Лауко, подготавливая накопленные материалы для печати.

Лённрот продолжал учиться в переведенном в Хельсинки университете, но его самым любимым занятием была работа над текстами старинных рун. Он относился к той небольшой группе образованных людей своего времени, стремлением которых было не только записывать старый фольклор, но и расширить использование финского языка в целом.

Эти цели ставило перед собой образованное в 1831 году Финское литературное общество. Лённрот стал его первым секретарем и на долгое время также самым активным членом.

Одним из первых задач Общества было финансирование поездки Лённрота в Беломорскую Карелию с целью записи рун. Эту экспедицию тем не менее пришлось прервать, собиратель рун был вызван выполнять функции врача в борьбе с эпидемией холеры. Следующим летом, в 1832 году поездка все таки состоялась и Лённрот записал около 3000 строк заговорной и эпической поэзии.

В 1833 году Лённрот занял должность врача в маленьком и отдаленном городке Каяни. Отсутствие оставшихся в Хельсинки единомышленников заменяла близость песенных краев Беломорской Карелии. Родился и новый план издания рун. Лённрот поставил себе задачу издать песни отдельными, группирующимися вокруг главных героев, циклами.

Четвертая собирательская поездка была с точки зрения истории рождения Калевалы поворотным моментом. В деревнях Виена Лённрот смог воочию убедиться насколько жива там была песенная традиция.

Лённрот начал готовить свои записи для печати. Руны, собранные в первой поездке, были изданы в виде носящих имя Кантеле тетрадей в 1829-1831 годах.

После экспедиции 1833 года были подготовлены рукописи Лемминкяйнен, Вяйнямёйнен и Свадебные песни.

Они, тем не менее, не удовлетворяли Лённрота. Задачей его было создание цельной поэмы, крупномасштабного эпоса, прообразом которой были Илиада и Одиссея Гомера, а также древнескандинавская Эдда.Так родилась первая цельная поэма, состоящая из 5000 строк, которую впоследствии назвали Начальной Калевалой.

Однако в мыслях Лённрота снова была Карелия, снова Виена. В пятой экспедиции в апреле 1834 года Лённрот встретил Архиппа Перттунена, который оказался самым большим мастером-исполнителем из встреченных им рунопевцев.

Подготовка изданий Калевалы 1835 и 1849 годов

После поездки 1834 года мысль о едином эпосе, по мнению Лённрота, стало возможным воплотить. Лённрот обдумывал его построение, внутренние связи между рунами. Впоследствии Лённрот рассказал, что в целом придерживался того порядка построения рун внутри эпоса, который он находил у лучших рунопевцев.

Калевала была готова в начале 1835 года.Предисловие к ней Лённрот подписал 28 февраля. Выход в свет Калевалы не погасил собирательской страсти Лённрота. Уже в апреле и октябре того же 1835 года продолжал свою работу в Беломорской Карелии. Настоящее большое путешествие за рунами он совершил в 1836-1837 годах, когда он через Виена направился в Лапландию и вернувшись оттуда, продолжил свой путь из Каяни на юг, в финляндскую Карелию. Пример Лённрота воодушевил также многих других на собирание народной поэзии.

Лённрот начал составлять новое расширенное издание Калевалы. Оно появилось в 1849 году. В эту новую Калевалу Лённрот добавил целые циклы рун и внес изменения в большую часть текстов.

Старая Калевала была еще относительно близка к изначальным текстам исполнителей. В ходе составления новой Калевалы Лённрот отходил все дальше от первоначальных образцов. Свой метод Лённрот обосновывал так: «Ясчитал, что обладаю тем же правом, которым, по моему убеждению, многие рунопевцы считали себя обладавшими, а именно правом располагать руны в том порядке, в котором они лучше всего укладываются одна относительно другой, или говоря словами руны: “Сами сделались певцами, сотворились знахарями”, т.е. я считаю себя не менее хорошим рунопевцем, чем они сами».

Илматар опускается в воду и становится матерью вод. Утка-нырок сносит яйца на ее колено. Яйца разбиваются и из их кусочков рождается мир. Вяйнямёйнен рождается от матери воды. Сампса Пеллервойнен засевает лес. Одно дерево вырастает таким большим, что закрывает солнце и луну. Из моря выходит маленький богатырь и срубает дуб. Солнце и луна могут светить снова.

Йоукахайнен вызывает Вяйнямёйнена на поединок и проигрывает. Вяйнямёйнен при помощи магического пения топит его в трясине. Спасая свою жизнь, Йоукахайнен обещает свою сестру Айно в жены Вяйнямёйнену. Айно бросается в море.

Вяйнямёйнен ищет Айно в воде, поднимает ее в виде рыбы в лодку, но теряет добычу. Он отправляется сватать деву Похъёлы. Мстящий Йоукахайнен подстреливает лошадь Вяйнямёйнена и Вяйнямёйнене падает в море. Орел спасает его. Хозяйка Похъёлы Лоухи выхаживает Вяйнямёйнена. Зарабатывая себе свободу и возможность вернуться домой, Вяйнямёйнен дает обещание отправить кузнеца Илмаринена выковать для страны Похъёла Сампо. Выковавшему Сампо обещают в награду деву Похъёлы.

По дороге домой Вяйнямёйнен встречает деву Похъёлы и сватает ее. В качестве условия брака дева требует от Вяйнямёйнена выполнения сверхъестественных задач. Делая лодку, Вяйнямёйнен топором наносит себе рану в колене. Верховный бог Укко останавливает кровь при помощи заговора.

Вяйнямёйнен при помощи колдовства и против его воли отправляет Илмаринена в Похъёлу. Илмаринен выковывает Сампо. Старуха Лоухи приковывает Сампо к скале. Илмаринену приходится возвратиться обратно без обещанной ему невесты.

Лемминкяйнен отправляется свататься на Остров, забавляется с девицами и крадет Кюлликки. Лемминкяйнен бросает Кюлликки и отправляется сватать деву Похъёлы. Песней-заклятием он заставляет жителей Похъёлы покинуть дом, но оставляет незаклятым пастуха.

Лемминкяйнен сватает дочь Лоухи, которая требует от него добыть лося Хииси, затем огнедышащего коня Хииси и под конец лебедя из реки Туонела. Пастух подкарауливает Лемминкяйнена, убивает его и бросает в реку Туонела. Мать получает знак о смерти сына и отправляется на его поиски. Она прочесывает граблями дно реки Туонела и достает куски от тела сына, складывает их вместе и оживляет его.

Вяйнямёйнен начинает строить лодку и отправляется в страну мертвых Туонела за необходимыми словами заклинания, но не получает их. Он добывает недостающие слова из чрева умершего колдуна Антеро Випунена и достраивает лодку до конца.

Вяйнямёйнен отправляется на своей лодке сватать деву Похъёлы. Илмаринен отправляется с ним. Дева Похъёлы выбирает выковавшего Сампо Илмаринена. Он выполняет три трудных задания девы Похъёла: вспахивает гадюжье поле, добывает медведя Туонела и волка Манала и под конец еще большую щуку из реки Туонела. Лоухи дает обещание выдать свою дочь за Илмаринена.

В Похъёла готовятся к свадьбе. На нее зовут всех кроме Лемминкяйнена. Жених с провожатыми прибывают в Похъёлу. Гостей угощают. Вяйнямёйнен развлекает свадебщиков пением. Невесте дают советы как вести себя в замужестве, наказы дают и жениху. Невеста прощается с домашними и отправляется вместе с Илмариненым в страну Калева. Прибывают в дом Илмаринена, где гостей опять потчуют. Вяйнямёйнен исполняет благодарственную песнь.

Лемминкяйнен прибывает незванным гостем на пир в Похъёла и требует угощения. Ему преподносят пивную кочагу, наполненную гадюками. Поединок с хозяином дома, который ведут на мечах и при помощи заклятий заканчивается в пользу Лемминкяйнена. Он убивает хозяина Похъёлы.

Лемминкяйнен бежит из Похъёла, спасаясь от взявшихся за оружие ее жителей. Он прячется на Острове и живет там с девами до тех пор, пока ревнивые мужчины не вынуждают его покинуть Остров. Лемминкяйнен находит свой дом сожженным, а мать в потаенном убежище в лесу. Он отправляется на войну с Похъёла, но вынужден вернуться обратно.

Два рода Унтамо и Калерво ссорятся между собой. Из рода Калерво в доме Унтамо остается мальчик, Куллерво. Применяя волшебную силу, он уничтожает все результаты данной ему работы. Унтамо продает Куллерво в рабство Илмаринену. Жена Илмаринена отправляет Куллерво пасти скот и из злости дает ему с собой хлеб с запеченным в нем камнем. Куллерво ломает свой нож о камень в хлебе. Мстя за это, он загоняет коров в болото, а вместо скота отправляет домой хищных зверей. Собравшуюся доить коров хозяйку загрызают насмерть. Куллерво убегает в лес, где находит своих родителей, но узнает о том, что пропала его сестра.

Отец отправляет Куллерво платить дань. На обратном пути он не зная того, соблазняет свою родную сестру. Открывшаяся правда заставляет сестру броситься в реку. Куллерво отправляется мстить. Уничтожив жителей Унтамо, он возвращается домой, но находит своих родственников мертвыми. Куллерво убивает себя.

Илмаринен горюет об умершей жене и решает сковать себе жену из золота. Золотая дева оказывается слишком холодной. Вяйнямёйнен предостерегает молодежь от поклонения золоту.

Илмаринен получает отказ от младшей дочери Похъёлы и увозит ее силой. Девица издевается над Илмариненым, который в конце концов превращает ее в чайку. Илмаринен рассказывает Вяйнямёйнену о Сампо, которое обогатило всю страну Похъёлы.

Вяйнямёйнен, Илмаринен и Лемминкяйнен отправляются в поход за Сампо. По дороге их судно зацепляется за спину огромной щуки и останавливается. Вяйнямёйнен убивает щуку и делает из ее челюсти кантеле. Никто другой не может играть на нем, но Вяйнямёйнен очаровывает всю природу своей игрой.

Вяйнямёйнен погружает в сон всех жителей Похъёлы игрой на кантеле и Сампо увозят на лодке. Жители Похъёлы просыпаются, Лоухи пытается остановить грабителей преградами на их пути. Сыны Калевы преодолевают преграды, но кантеле тонет в море. Лоухи отправляется в погоню, превратившись в громадного орла. В ходе битвы Сампо разбивается и падает в море. Часть мелких осколков от Сампо остается в море в виде сокровищ на его дне, часть выбрасывается на берег превратившись в богатства земли Суоми. Лоухи достается только крышка и бедное существование.

Вяйнямёйнен бесплодно ищет утонувшее в море кантеле. Вместо него он делает новое березовое кантеле и очаровывает опять всю природу своей игрой.

Лоухи насылает болезни на страну Калева, пытаясь ее погубить, но Вяйнямёйнен излечивает заболевших. Лоухи отправляет медведя на погибель скота, но Вяйнямёйнен убивает его. Проводят медвежий праздник.

Хозяйка Похъёлы прячет небесные светила и крадет огонь. Верховный бог Укко высекает искру, чтобы возродить солнце и луну, но она попадает в брюхо большой рыбы. Вяйнямёйнен вылавливает вместе с Илмариненым рыбу и достает огонь, который снова служит человеку.

Илмаринен кует новое солнце и луну, но они не светят. Вяйнямёйнен возвращается домой после битвы с жителями Похъёлы. Теперь Илмаринен должен выковать ключи, которыми можно открыть скалу со спрятанными в ней солнцем и луной. Илмаринен начинает работу, но Лоухи отпускает небесные светила на небо.

Марьятта беременеет, съев брусничину. У нее рождается в лесу мальчик, но скоро пропадает, пока его не находят на болоте. Вяйнямёйнен осуждает родившегося без отца мальчика на смерть, но полумесячный мальчик держит речь против неправедного суда Вяйнямёйнена. Мальчика крестят и называют королем Карелии, после чего Вяйнямёйнен уплывает на медной лодке, предсказав, что он еще понадобится своему народу для добывания нового Сампо, нового света и нового кантеле.

Национальный романтизм и золотой век финского искусства

Сразу с возникновением интереса к Калевале стал актуален и вопрос об отношении ее к Карелии. Карелия представлялась образованным людям того времени поэтической сокровищницей, идиллическим музеем прошлого.

Карелианизм это романтическое течение, в котором соединялись увлечение историческим прошлым, Карелией и Калевалой. Расцвет карелианизма пришелся на 1890-е годы. Собиратели рун и этнографы привозили из Карелии все новый интересный материал. Они публиковали рассказы о своих впечатлениях в том числе в виде путевых дневников и газетных статей. Карелия вскоре превратилась в своего рода мекку для художников, а Калевала как источник творческого вдохновения поднялась на невиданную высоту.

Вскоре после появления Калевалы исследователи заметили, что несмотря на то, что текст Калевалы в большей своей части базируется на подлинной народной традиции, как цельное произведение она представляет из себя Лённротом скомпонованный эпос. Однако карелианистами именно Калевала представлялась тем зеркалом, в котором отражалась древнефинская действительность.

Для карелианистов карельский пейзаж и жители Карелии представляли собой прямое отражение описываемого Калевалой страны и ее народа. В этом проявлялись широко распространенные в Европе представления того времени, согласно которым группы населения и целые племена, жившие в изоляции от центров, находились на более ранней стадии развития и вели такой же образ жизни какой определенное время назад вело все “цивилизованное” население.

Карелианисты основали в 1919 году Общество Калевалы. Одной из задач его был проект создания Дома Калевалы, который должен был стать местом средоточения калевальского искусства и центром научных исследований.

В 1900-х годах увлечение Карелией и Калевалой то росло, то, наоборот, снижалось, превращаясь иногда и в негативную критику: говорили о так называемой “берестяной культуре” и о бегстве от современной действительности.

В конце 1900-х годов Калевала и народные руны вновь стали объектом внимания. Круг в определенном смысле замкнулся, экпедиции в песенные земли Калевалы стали опять возможными.

Конец XIX и начало XX веков, период расцвета национального романтизма, называют также золотым веком финского искусства. В разных областях литературы и искусства в то время создавались работы, инспирированные национальными темами и, прежде всего, Калевалой. Эти произвдения и по сей день являются фундаментом, на который опирается все позднейшее финское искусство.

Так, например, композитор Жан Сибелиус, живописец Аксели Галлен-Каллела, скульптор Эмил Викстрем и архитектор Элиэл Сааринен искали в своих творческих поездках по Карелии прообраз “подлинного” человека или черты исторического калевальского пейзажа. Мир Калевалы воспринимался художниками как символ, через который они пытались передать глубину человеческих чувств и мировосприятие действительности их современниками. Позднее влияние Калевалы было менее заметным и более опосредованным. Если раннее калевальское искусство отличалось прямым использованием калевальских сюжетов, то по мере приближения к современности, влияние Калевалы ощущалось скореее в общих трактовках мифологического и мифопоэтического восприятия природы и человека.

Калевальские руны исполнялись первоначально нараспев. Только после издания эпоса руны стали декламировать. Песенность Калевалы и весь круг тем, связанный с первопричинами этого явления, повлияли на то, что Калевала стала источником творческого вдохновения также и для многих финских композиторов.

Жан Сибелиус впервые соприкоснулся с карелианизмом в музыке в 1890 году через сочинения Роберта Каянуса. Вдохновила его и встреча с исполнительницей рун Ларин Параске. Симфоническая поэма Куллерво, написанная в 1892 году была первым калевальским сочинением Сибелиуса. В тот же год он совершил поездку в Карелию.

Почти сразу после выхода в свет Калевалы в 1835 году, встал вопрос об ее иллюстрировании. Было объявлено несколько конкурсов работ, но представленные произведения, по мнению критики, недостаточным образом отражали эпическое мировосприятие.

На конкурсе 1891 года Аксели Галлен-Каллела представил работы, получившие высшие оценки жюри. Работы Галлен-Каллела были настолько удачными, что во многом и по сей день зрительные образы героев Калевалы ассоциируются с созданными им типажами.

Калевала на других языках

По количеству переводов на другие языки Калевала переведена на 51 язык она стоит на первом месте среди финских книг. Некоторые из этих переводов, правда, еще не изданы. Общее же количество различных переводов и литературных обработок более ста пятидесяти.

Самый ранний перевод Калевалы был сделан на шведский язык в 1841 году. Первый же перевод полного издания Калевалы был осуществлен в 1852 году на немецкий язык.

Большая часть переводов Калевалы была сделана с изданного в Финляндии первоначального текста, но, например, на английский, немецкий и русский языки также переводились отличающиеся от канонической Калевалы собрания рун.

Почему Калевалу переводят несмотря на архаический язык и стихотворный размер, невзирая на довольно ограниченную сферу влияния финской культуры в мире? Объяснений может быть несколько. Калевала представляет собой ту часть мировой культуры, которая воздействует на умы людей независимо от временных или территориальных границ.

В последние годы также указывалось на фактор этнического развития. То есть для этнических групп, среди которых актуальны идеи национальной независимости и поиск путей культурного самоопределения, сравнение Калевалы с собственным героическим эпосом обнаруживает ее близкой духу становления национального суверенитета.

Кто переводит Калевалу? Как трактовать Калевалу на языке другой культуры? Каковы принципы перевода Калевалы на другие языки? Одна часть переводчиков стремится максимально точно передать как этнографические понятия и семантические категории, так и значения слов, обычно это исследователи. Вторая группа переводчиков старается оперировать категориями воспринимающей культуры; это, как правило, писатели и поэты. Для них прежде всего важен менталитет Калевалы, т.е. психологическая сторона описываемой в эпосе действительности. При этом подходе северная экзотика Калевалы является лишь занавесом, за которым скрываются общие для всех народов мифологические сюжеты.

Калевала издана на 46 языках, как в стихотворной, так и в прозаической форме. В нижеприведенном списке перечислены в алфавитном порядке языки, на которые Калевала переведена, в скобках даны годы издания переводов.

Американский английский (1988)

Английский (в т. числе 1888, 1907, 1963, 1989)

Арабский (1991)

Армянский (1972)

Белорусский (1956)

Болгарский (1992)

Венгерский (в т. числе 1871, 1909, 1970, 1972)

Вьетнамский (1994)

Голландский (в т. числе 1940, 1985)

Греческий (1992)

Грузинский (1969)

Датский (в т. числе 1907, 1994)

Древнееврейский (1930)

Исландский (1957)

Испанский (в т. числе 1953, 1985)

Итальянский (в т. числе 1910, 1941)

Каннада/тулу (1985)

Каталонский (1997)

Китайский (1962)

Латинский (1986)

Латышский (1924)

Литовский (в т. числе 1922, 1972)

Молдавский (1961)

Немецкий (в т. числе 1852, 1914, 1967)

Норвежский (1967)

Польский (в т. числе 1958, 1974)

Русский (в т. числе 1888, 1970)

Румынский (в т. числе 1942, 1959)

Сербохорватский (1935)

Словацкий (в т. числе 1962, 1986)

Словенский (в т. числе 1961, 1997)

Суахили (1992)

Тамильский (1994)

Турецкий (1965)

Украинский (1901)

Фарерский (1993)

Французский (в т. числе 1867, 1930, 1991)

Фулани (1983)

Хинди (1990)

Чешский (1894)

Шведский (в т. числе 1841, 1864, 1884, 1948)

Эсперанто (1964)

Эстонский (в т. числе 1883, 1939)

Японский (в т. числе 1937, 1967)

Калевала для всех возрастов

На финском языке Калевала издана в десятках различных вариантов, на языке оригинала она выпускалась также в Республике Карелия и США.

Финское Литературное Общество, которое издало первоначальный текст Калевалы в 1835 году с комментариями Лённрота, и в последующем продолжало традицию комментированных изданий. Большая же часть книгоиздателей была заинтересована в иллюстрировании книги.

История иллюстрирования Калевалы связана прежде всего с именем Аксели Галлен-Каллела. Его иллюстрации часто можно увидеть и на страницах переводов. Галлен-Каллела издал в 1922 году так называемую Живописную Калевалу (Koru-Kalevala). Полностью в Финляндии иллюстрировали эпос также художники Матти Висанти (1938), Аарно Каримо (1952-1953) и Бёрн Ландстрем (1985).

Помимо полных изданий, Калевала выпущена в нескольких сокращенных вариантах и в прозаических пересказах для детей. Калевалу начали штудировать в школах в 1843 году, когда финский язык стал отдельным учебным предметом. Лённрот издал сокращенный вариант Калевалы для школ в 1862 году. К 1950-м годам различных школьных изданий Калевалы насчитывалось около десятка. Последнее сокращенное издание Аарне Сааринена появилось в 1985 году.

С начала 1900-х годов выпускались пересказы Калевалы для маленьких детей. В 1960-е годы появилась Детская Калевала (Lasten kultainen Kalevala) и Предания Калевалы Мартти Хаавио. Современные дети получили свою Калевалу в 1992 году, когда детский писатель и иллюстратор Маури Каннас издал Собачью Калевалу. Отправной точкой для создания визуальных образов и здесь послужили работы Аксели Галлен-Каллела.

В предисловии Куннас пишет, что он многие годы слушал лай собак пока ему однажды не пришло в голову, что они хотят что-то рассказать: “Так я собрал свой кошель и отправился записывать материал к соседским собакам… рассказы так сильно напоминали финский национальный эпос Калевалу, что я решил назвать сказание о своих героях именем Калевалы”.

Виртуальная Калевала?

Мы пока еще не можем, используя лишь силу слова, путешествовать во времени и пребывать в стране Калевы, участвовать в сражении за Сампо или слушать игру Вяйнямёйнена, но уже, возможно, двигаемся в направлении создания подобного рода виртуального опыта.

Помимо печатной продукции познакомиться с миром Калевалы можно при помощи карт таро, настольной игры или компьютерного компакт диска.

Текст Калевалы, как и собрание сведений о переводах, иллюстрациях к эпосу, о рунах, составивших “строительный материал” для Калевалы и другую информацию можно найти на страницах Финского Литературного Общества (Suomalaisen Kirjalli-suuden Seura) в Интернете по адресу: www.finlit.fi

Калевала и современная Финляндия

Во многих областях жизни, а в особенности в культуре страны Калевала оставила неизгладимый след. Влияние ее было столь многогранно, что многие отдельные явления нелегко бывает сразу распознать. Пожалуй, нагляднее всего эти процессы отразились в области названий.

Самобытность и оригинальность связанной с национальным эпосом лексики постоянно используется в названиях городских районов и улиц, предприятий и фирм, а также различной их продукции. Ведь Калевала это своего рода уникальный товарный знак.

Использование калевальской именной номенклатуры было особенно широко распространено в конце прошлого века, сейчас этот процесс менее заметен. Тем не менее оригинальную продукцию финской промышленности и изделия ручного труда по сей день называют именами так или иначе связанными с Калевалой.

Наши современники Айно и Илмари Похъёла проживают в г. Оулу в переулке Калеванкуйя, раньше они жили в г. Эспоо в районе Тапиола. По утрам они читают газету Калева. Семья застрахована в компании Похъёла. Когда в доме гости, на стол накрывают сервиз Сампо, а Айно Похъёла одевает свитер Вяйнямёйнен.

Илмари Похъёла работает на асфальтовом предприятии Лемминкяйнен, Айно Похъёла в Калевала Кору. Отец Илмари Похъёла работал в молодости на ледоколе Сампо.

Айно Похъёла происходит из семьи земледельцев, в ее молодости урожай на полях собирали при помощи комбайна Сампо. Семья состояла в обществе Пеллерво, а застрахована была в компании Калева.

Летом семья Похъёла отдыхает в местечке Хииденкиви. По вечерам на даче они зажигают камин спичками Сампо.

В Калевале тот, кто обладает Сампо, получает все блага. Потеря Сампо ведет к полному разорению.

Споры о том, что такое Сампо, ведутся в течение более чем 150-ти лет. За это время в дискуссии успели принять участие представители почти всех областей финляндской науки, как исследователи, так и любители. В спорах участвовали также и зарубежные исследователи эпоса. Количество предложенных решений этой загадки соответствует количеству людей взявшихся ее разгадать. Возможности воистину безграничны.

Должно быть именно загадочность Сампо повлияла на то, что это имя особенно популярно среди других калевальских названий.

Калевала в современном искусстве

Калевала интересует современных финнов не только в качестве национального символа, по-прежнему увлекает и ее содержание. Как сам эпос, так и лежащие в его основе фольклорные тексты, а также народная музыка являются постоянными предметами исследования.

Начиная со времени празднования 150-летия старой Калевалы (т.е. издания первоначального, “неполного” текста) в 1985 году в жизни финского искусства начался новый калевальский ренессанс. Калевалу как бы сняли с “верхней полки общественного шкафа” для нового ее рассмотрения.

Использование материала Калевалы современными художниками идет не только и не столь-ко по пути иллюстрирования или пересказа калевальских сюжетов, сколько через мифологический мир Калевалы они пытаются обратиться к “вечным” общечеловеческим темам: жизни, смерти, любви и преодоления жизненных катаклизмов.

Итак, Калевала постоянно оказывает свое воздействие на финскую культуру. Оглядываясь назад на почти 200-летнюю историю, интересно проследить как каждое новое поколение трактовало Калевалу по своему, используя старое и создавая новое. Калевала не была запылившимся на книжной полке истории фолиантом, наоборот, она всегда была участницей событий как в будни так и в праздники.

В 1990-е годы Калевалой вдохновился фотограф Вертти Терясвуори, который в своей разножанровой выставке Пре Калевала переступил границы традиционных трактовок. Пре Калевала состоит из фотографий, киноматериала, украшений, предметов одежды и т.д. Это рассказ о мире, в котором магическая сила слова еще была каждодневной реальностью.

В 1997 году театры после, примерно, десятилетнего перерыва, вооружившись новыми идеями, снова обратились к Калевале. Новое, например, в “Калевале” Национального театра выразилоь в том, что героика была изгнана полностью, в особенности же это касалось образа Вяйнямёйнена. В постановке стремились найти точки соприкосновения современности с архаическим временем Калевалы.

Трагическая история Куллерво инспирировала, начиная с Сибелиуса, многих финских композиторов, сочинявших музыку на калевальские темы. Премьера оперы “Куллерво” Аулиса Саллинена состоялась в день Калевалы в 1992 году в Лос-Анджелесе, премьера “Суоми” была в ноябре 1993 года.

О том, почему он избрал для своей музыкальной интерпретации именно образ Куллерво, Аулис Саллинен пишет: “ Эту историю вряд ли вообще стоило браться рассказывать, если бы в ней не было одной песни, которая выделяется среди других. Это вышитая золотом тема матери Куллерво. В чудовище, в мужчине со злосчастной судьбой мать видит некогда ею потерянного маленького мальчика с золотистыми как лен волосами. Сейчас, когда произведение закончено, остаюсь того же мнения. Именно такой из него получился.”

Наряду с Айно и Куллерво, миф о Сампо было той темой, которая заставила многих художников взяться за разработку калевальского сюжета. Вероятно, наиболее впечатляющими были попытки показать загадочность Сампо музыкальными средствами.

Современный финский композитор Ейноюхани Раутаваара считает ключевыми понятиями стремление к достижению Сампо, его похищение и гибель. Его необходимо потерять для того, чтобы снова к нему стремиться (Похищение Сампо, 1982). В произведении Раутаваара Предания Калевалы композитор отказывается от реалистической почвы, все события выведены на уровень некоей сказочной игры.

Калевала и ее сказания дают неограниченные возможности для истолкования. Скорее всего, именно в этом следует искать причину неувядающей жизненной силы эпоса.

И.К.Инха фотографировал свадебный обряд в Беломорской Карелии в 1894 году. На фотографии невеста кланяется и просит прощения за грехи. Общество Финской Литературы.

Рабочий стол фольклориста в середине 1800-х годов. Фото Тимо Сетяля 1998. ФЛО.

Элиас Лённрот во времена подготовки эпоса к изданию. Рисунок Г. Будковского 1845 года. ФЛО.

Рукописи Лённрота из собрания Фолклорного архива Финского Литературного Общества. Фото Тимо Сетяля 1998. ФЛО.

Место записи рун, деревня Венехьярви (Суднозеро) в Беломорской Карелии. Фото Аннели Асплунд 1997. ФЛО.

Великий певец и чародей Вяйнямёйнен вынужден оставить свой народ тогда, когда Марьятта, Дева Мария непорочно производит на свет мальчика, короля Карелии. В основе работы Аксели Галлен-Каллела лежат события, происходящие в последней руне Калевалы. Музей Хямеенлинна. Фото Дуглас Сивен, Музей Галлен-Каллела.

Одним из ярчайших проявлений карелианистского искусства был Хвитреск здание, которое архитекторы Гецеллиус, Линдгрен и Сааринен спроектировали как жилой дом для своих семей. Элиэл Сааринен в 1916 году нарисовал вид интерьера будущей большой комнаты его квартиры. Финляндский архитектурный музей.

29.10.2015

В 1820-х годах финский просветитель Элиас Лённрот совершил путешествие по российской Карелии. В глухих деревнях: Вокнаволоке, Реболах, Химолах и некоторых других он записал песнопения местных жителей. Эти руны после обработки были собраны в единый свод, известный сегодня во всем мире, как «Калевала».

«Калевала» представляет собой поэму, повествующую о верованиях карелов, их мировоззрении, отношении к природе и к окружающим племенам. Полное собрание сочинения включает в себя более 20 тысяч стихов, а произведение переведено практически на все языки мира. Содержание «Калевалы» отличается своим разнообразием, здесь нет единой сюжетной линии. Исследователи считают, что при компоновке рун в единый текст Лённрот допускал импровизацию для предания художественной целостности. Еще бы, все стихи были собраны в разных местах и, по сути, представляют собой компиляцию устного народного творчества.

Как и в былинах других народов, одной из центральных тем «Калевалы» является сотворение мира и первого человека. У карелов первым земным жителем считается старец Вяйнямёйнен. Он обустраивает мир под луной, сеет ячмень и борется с врагами. При этом он действует не мечом, а словом, представляет собой образ шамана. Через рассказы о путешествии Вяйнямёнена пересказываются знаковые события в истории карельского народа: изготовление лодки, которая была необходима для жизни в краю озер, начало обработки железа и, наконец, изобретение мельницы «Сампо». Таким образом, первые 11 рун отражают появление тех вещей, без которых не могли бы выжить карелы в суровых северных краях.

Следующие 4 руны посвящены бравым подвигам молодого охотника Лемминкяйнена. Он отправляется в таинственную страну Похъёла. Здесь он ратным подвигом хочет добиться расположения дочери хозяйки Севера. После нескольких удачных выходок Лемминкяйнен тонет, но его оживляет мать. Отправившись в Похъёлу в следующий раз, он убивает хозяина Севера. Некоторые исследователи «Калевалы» считают, что здесь эпос пересекается с сюжетами об Осирисе и Исиде из древнеегипетской мифологии. Кроме этого, в произведение раскрыты темы несчастной любви (эпизоды с похождениями богатыря Куллерво), о противостоянии с соседями с севера и о достижении богатства.

Наконец, в одной из последних песен рассказывается о появлении карельского национального музыкального инструмента кантеле. Таким образом, «Калевала» пронизана историзмом. Она повествует о важнейших вехах в истории карел, об их противостоянии с саамскими племенами за плодородные земли и контроль водных путей. Оканчивается последняя руна рождением Спасителя от девы по имени Марьятты. Вяйнямёнен предлагает убить чудесного ребенка, но, будучи непонятым, уплывает в неизвестном направлении. Здесь мы видим явный намек на уход в прошлое языческой традиции и становление в Карелии христианской веры.

Письменная традиция не сохранила никаких материалов по истории древней Карелии. Именно поэтому, «Калевала», как произведение фольклора, дает ценнейшие свидетельства для исследователей. Несмотря на то, что все похождения героев сказочные, окутаны волшебством, эпос дает представление о сложных процессах борьбы за землю на территории крайнего Севера. «Калевала» вошла в мировую историю и как великолепное стихотворное произведение, порой превосходящие скандинавские саги или русские былины.

Калевала в сокращении [ВИДЕО]

Калевала, финский эпос - финская поэма, составленная ученым Элиасом Леннротом и изданная им сначала в более кратком виде в 1835 г., затем с большим количеством песен в 1849 г. Название Калевала, данное поэме Леннротом, есть эпическое имя страны, в которой живут и действуют финские народные герои. Суффикс la означает место жительства, так что Kalevala есть место жительства Калева, мифологическ. родоначальника финских богатырей - Вэйнэмейнена, Ильмаринена, Лемминкэйнена, называемых иногда его сынами.

Материалом для сложения обширной поэмы из 50 песен послужили Леннроту отдельные народные песни (руны), частью эпического, частью лирического, частью магического характера, записанные со слов финских крестьян самим Леннротом и предшествовавшими ему собирателями. Всего лучше помнят старинные руны в русской Карелии, в Архангельской (приход Вуоккиньеми) и Олонецкой губ. (в Реполе и Химоле), а также в некоторых местах Финляндской Карелии и на западных берегах Ладожского озера, до Ингрии. В недавнее время (1888 г.) руны были записаны в значительном количестве на западе от Петербурга и в Эстляндии (К. Кроном). Древним германским (готским) словом руна (runo) финны называют в настоящее время песню вообще; но в древности, в период язычества, особенным значением пользовались магические руны или руны-заговоры (loitsu runo), как продукт шаманских верований, господствовавших некогда среди финнов, как и у их родичей - лопарей, вогулов, зырян и других угро-финских народов.

Под влиянием столкновения с более развитыми народами - германцами и славянами - финны, особенно в период скандинавских викингов (VIII-XI вв.), пошли в своем духовном развитии дальше других народов-шаманистов, обогатили свои религиозные представления образами стихийных и нравственных божеств, создали типы идеальных героев и вместе с тем достигли определенной формы и значительного искусства в своих поэтических произведениях, которые, однако, не переставали быть всенародными и не замкнулись, как и у скандинавов, в среде профессиональных певцов.

Отличительная внешняя форма руны - короткий восьмисложный стих, не рифмованный, но богатый аллитерацией. Особенность склада - почти постоянное сопоставление синонимов в двух рядом стоящих стихах, так что каждый следующий стих является парафразою предыдущего. Последнее свойство объясняется способом народного пения в Финляндии: певец, условившись с товарищем о сюжете песни, садится против него, берет его за pyки, и они начинают петь, покачиваясь взад и вперед. При последнем такте каждой строфы наступает очередь помощника, и он всю строфу перепевает один, а между тем запевала на досуге обдумывает следующую.

Хорошие певцы знают множество рун, иногда хранят в памяти несколько тысяч стихов, но поют либо отдельные руны, либо своды из нескольких рун, связывая их по своему усмотрению, не имея никакого представления о существовании цельной эпопеи, которую находят в рунах некоторые ученые. Действительно, в Калевале нет основного сюжета, который связывал бы между собою все руны (как, напр., в "Илиаде" или "Одиссее"). Содержание ее чрезвычайно разнообразно. Открывается она сказанием о сотворении земли, неба, светил и рождении дочерью воздуха главного героя финнов, Вэйнэмейнена, который устраивает землю и сеет ячмень.

Далее рассказывается о разных приключениях героя, встречающего, между прочим, прекрасную деву Севера: она соглашается стать его невестой, если он чудесным образом создаст лодку из осколков ее веретена. Приступив к работе, герой ранит себя топором, не может унять кровотечения и идет к старику-знахарю, которому рассказывает предание о происхождении железа. Возвратившись домой, Вэйнэмейнен поднимает заклинаниями ветер и переносит кузнеца Ильмаринена в страну Севера, Похьолу, где тот, согласно обещанию, данному Вэйнэмейненом, сковывает для хозяйки Севера таинственный предмет, дающий богатство и счастье, - Сампо (руны I-XI).

Следующие руны (XI-XV) содержат эпизод о похождениях героя Лемминкэйнена, опасного соблазнителя женщин и вместе с тем воинственного чародея. Далее рассказ возвращается к Вэйнэмейнену; описывается нисхождение его в преисподнюю, пребывание в утробе великана Випунена, добытие им от последнего трех слов, необходимых для создания чудесной лодки, отплытие героя в Похьолу с целью получить руку северной девы; однако последняя предпочла ему кузнеца Ильмаринена, за которого выходит замуж, при чем подробно описывается свадьба и приводятся свадебные песни, излагающие обязанности жены в мужа (XVI-XXV).

Дальнейшие руны (XXVI-XXXI) заняты снова похождениями Лемминкэйнена в Похьоле. Эпизод о печальной судьбе богатыря Куллерво, соблазнившего, по неведению, родную сестру, вследствие чего оба, брат и сестра, кончают жизнь самоубийством (руны XXXI-XXXVI), принадлежат по глубине чувства, достигающего иногда истинного пафоса, к лучшим частям всей поэмы.

Дальнейшие руны содержат пространный рассказ об общем предприятии трех финских героев - добывании сокровища Сампо из Похьолы, об изготовлении Вэйнэмейненом кантелы (гуслей), игрою на которой он очаровывает всю природу и усыпляет население Похьолы, об увозе Сампо героями, о преследовании их колдуньей-хозяйкой Севера, о падении Сампо в море, о благодеяниях, оказанных Вэйнэмейненом родной стране посредством осколков Сампо, о борьбе его с разными бедствиями и чудищами, насланными хозяйкой Похьолы на К., о дивной игре героя на новой кантеле, созданной им, когда первая упала в море, и о возвращении им солнца и луны, скрытых хозяйкой Похьолы (XXXVI-XLIX).

Последняя руна содержит народно-апокрифическую легенду о рождении чудесного ребенка девой Марьяттой (рождение Спасителя). Вэйнэмейнен дает совет его убить, так как ему суждено превзойти могуществом финского героя, но двухнедельный младенец осыпает Вэйнэмейнена упреками в несправедливости, и пристыженный герой, спев в последний раз дивную песнь, уезжает навеки в челноке из Финляндии, уступая место младенцу Марьятты, признанному властителю Карелии.

Трудно указать общую нить, которая связывала бы разнообразные эпизоды Калевале в одно художественное целое. Э. Аспелин полагал, что основная идея ее - воспевание смены лета и зимы на С. Сам Леннрот, отрицая единство и органическую связь в рунах Калевалы, допускал, однако, что песни эпоса направлены к доказательству и выяснению того, каким образом герои страны Калева осиливают население Похьолы и покоряют последнюю. Юлий Крон утверждает, что Калевала проникнута одною идеей - о создании Сампо и добывании его в собственность финского народа, - но признает, что единство плана и идеи не всегда замечаются с одинаковой ясностью.

Немецкий ученый фон Петтау делит Калевалу на 12 циклов, совершенно друг от друга независимых. Итальянский ученый Компаретти в обширном труде о Калевале приходит к выводу, что предполагать единство в рунах нет возможности, что комбинация рун, сделанная Леннротом, является нередко произвольной и все-таки придает рунам только призрачное единство; наконец, что из тех же материалов возможно сделать другие комбинации соответственно какому-нибудь другому плану. Леннрот не открыл поэму, которая была в сокрытом состоянии в рунах (как полагал Штейнталь) - не открыл потому, что такой поэмы у народа не существовало.

Руны в устной передаче хотя бы и связывались певцами по нескольку (напр. несколько похождений Вэйнэмейнена или Лемминкэйнена), так же мало представляют цельную эпопею, как русские былины или сербские юнацкие песни. Сам Леннрот признавал, что при соединении им рун в эпопею некоторый произвол являлся неизбежным.

Действительно, как показала проверка работы Леннрота вариантами, записанными им самим и другими собирателями рун, Леннрот выбирал такие пересказы, которые наиболее подходили к начертанному им плану, сплачивал руны из частиц других рун, делал добавления, для большей связности рассказа присочинял отдельные стихи, а последняя руна (50) может быть даже названа его сочинением, хотя и основанным на народных легендах. Для своей поэмы он искусно утилизировал все богатство финских песен, вводя, наряду с повествовательными рунами, песни обрядовые, заговорные, семейные, и этим придал Калевале капитальный интерес как средству изучения мировоззрения, понятий, быта и поэтического творчества финского простонародья.

Характерным для финского эпоса является полное отсутствие исторической основы: похождения богатырей отличаются чисто сказочным характером; никаких отголосков исторических столкновений финнов с другими народами не сохранилось в рунах. В Калевале нет государства, народа, общества: она знает только семью, и ее богатыри совершают подвиги не во имя своего народа, но для достижения личных целей, как герои чудесных сказок.

Типы богатырей находятся в связи с древними языческими воззрениями финнов: они совершают подвиги не столько при помощи физической силы, сколько посредством заговоров, как шаманы. Они могут принимать разный вид, оборачивать других людей в животных, переноситься чудесным образом с места на место, вызывать атмосферические явления - морозы, туманы и проч. Близость богатырей к божествам языческого периода чувствуется еще весьма живо. Замечательно также высокое значение, придаваемое финнами словам песни и музыке. Вещий человек, знающий руны-заговоры, может творить чудеса, а звуки, извлекаемые дивным музыкантом Вэйнэмейненом из кантелы, покоряют ему всю природу.

Помимо этнографического, Калевала представляет и высокий художественный интерес. К достоинствам ее относятся: простота и яркость изображений, глубокое и живое чувство природы, высокие лирические порывы, особенно в изображении людской скорби (напр. тоски матери по сыне, детей по родителям), здоровый юмор, проникающий некоторые эпизоды, удачная характеристика действующих лиц. Если смотреть на Калевалу как на цельную эпопею (взгляд Крона), то в ней окажется немало недостатков, которые, однако, свойственны более или менее всем устным народным эпическим произведениям: противоречия, повторения тех же самых фактов, слишком значительные размеры некоторых частностей по отношению к целому.

Подробности какого-нибудь готовящегося действия нередко излагаются чрезвычайно обстоятельно, а само действие рассказывается в нескольких незначительных стихах. Такого рода несоразмерность зависит от свойства памяти того или другого певца и встречается нередко, напр., и в наших былинах.

Немецкие перев. К. - Шифнера (Гельсингфорс, 1852) и Пауля (Гельсингфорс, 1884-86);

французский - Leouzon Le Duc (1867);

англ. - I. M. Crawford (Нью-Йорк, 1889);

небольшие отрывки в русском переводе даны Я. К. Гротом ("Современник", 1840);

несколько рун в русск. переводе изданы г. Гельгреном ("Куллерво" - М., 1880);

"Айно" - Гельсингфорс, 1880; руны 1-3 (Гельсингфорс, 1885);

полный русский перевод Л. П. Бельского: "Калевала - финская народная эпопея" (СПб., 1889).

Из многочисленных исследований о К. (не считая финских и шведских) главные:

Jacob Grimm, "Ueber das finnische Epos" ("Kleine Schriften" II);

Мориц Эман, "Главные черты из древней эпопеи Калевалы" (Гельсингфорс, 1847);

v. Tettau, "Ueber die epischen Dichtungen de finnischen Volker, b esonders d. Kalewala" (Эpфурт, 1873);

Steinthal, "Das Epos" (в "Zeitschrift f ür Völkerpsychologie" V., 1867);

Jul. Krohn, "Die Entstehung der einheitlichen Epen im allgemeinen" (в "Zeitschrift far V ö lkerpsychologie", XVIII, 1888);

его же, "Kalewala Studien" (в немецком переводе со шведского, там же);

Eliel Aspelin, "Le Folklore en Finlande" ("Melusine", 1884, № 3);

Andrew Lang, "Custom and Myth" (pp. 156-179);

Radloff, в предисловии к 5-му тому "Proben der Volkslitteratur der nurdlichen Turk-St ä mmе" (СПб., 1885, p. XXII).

О замечательной финской книге Ю. Крона "История финской литературы. Ч. I. Калевала", вышедшей в Гельсингфорсе (1883 г.), см. статью г. Майнова: "Новая книга о финском народном эпосе" (в "Ж. M. H. Пр." 1884, май). Самостоятельную переработку обширных материалов, собранных Ю. Кроном и другими финскими учеными для критики "Калевалы", представляет основательный труд известного итальянского ученого Domenico Comparetti, вышедший и в немецком переводе: "Der Kalewala oder die traditionelle Poesie d e r Finnen" (Галле, 1892).


Вс. Миллер.


Скачать: Калевала
Собрал и обработал Элиас Лённрот
Формат: html
(cкачиваний: 413)

Калевала в живописи


С тех пор, как были изданы руны карело-финского народа (в 1849 вышла в свет «полная» «Калевала», состоящая из 50 рун, 23 тысяч стихов), они стали предметом исследований историков, этнографов, языковедов, литераторов. К «Калевале», как чистому роднику творчества, постоянно обращаются композиторы, поэты, художники всего мира.

«Саги «Калевалы» вызывают во мне такое глубокое чувство, как будто я сам все это пережил», - говорил Аксели Галлен-Каллела (1865 – 1931) выдающийся финский художник, иллюстратор «Калевалы». Картины и фрески по мотивам эпоса принесли ему всемирную известность. В конце 80 – начале 90 годов 19 в. художник создал свой знаменитый калевальский цикл картин.

Одна из первых работ цикла – «Защита Сампо» (1896 г.) Сюжетом картины является героическая схватка мужественного старца Вяйнемейнена и других мужей земли Калевала со старухой Лоухи за Сампо – чудесную мельницу, дарующую хлеб и достаток, символ счастливой жизни. На высокий гребень волны в стремительном движении вознесся челн. НА его носу – богатырская фигура Вяйнемейнена, усыпившего своим волшебным пением народ враждебной страны Севера – Похьёлы, страны несправедливости и зла. Обернувшаяся орлом злая и безобразная старуха Лоухи из царства Похьёлы на своих могучих крыльях настигла лодку Вяйненмейнена и стремится отнять Сампо.

В России полная «Калевала» была издана в 1888 году. В издании, как и в ряде других русских дореволюционных изданий эпоса, отсутствовали иллюстрации. Отдельные работы по иллюстрированию «Калевалы» были недостаточно убедительны, они не раскрывали в полной мере народную суть древних рун.

Первое издание «Калевалы» в СССР было осуществлено в 1933 году в Ленинграде, издательством “Academia”. Над книгой работали 14 художников – представителей школы «аналитического искусства». Руководил этой работой Павел Николаевич Филонов (1883 – 1941 гг.). В героях эпоса художники-филоновцы видели древние прообразы человечества и пытались отразить их в своих рисунках к книге. Большую и наиболее талантливую часть их них выполнили Михаил Петрович Цыбасов и Алиса Ивановна Порет.

К 99-летию полного издания «Калевалы» был объявлен Всесоюзный конкурс на создание иллюстраций к поэме. Победителями конкурса стали художники Георгий Адамович Стронк – вторая премия, Осмо Бородкин и Мюд Мечев – оба получили третью премию (первая никому не присуждалась).

В магической власти прекрасных древних рун находится творчество Тамары Григорьевны Юфы. «Калевала» сделала ее художником, стала главной темой ее творчества, принесла известность и признание далеко за пределами Карелии.

Николай Иванович Брюханов поставил перед собой задачу философского осмысления древних рун и их образов. Герои эпоса интересуют его, прежде всего, как носители определенных нравственно-этических ценностей.

«Калевала» имеет свою ярко выраженную стилистику. Каждый мастер творит свою «Калевалу». Гравюрам М.Мечева свойственна высокая эпичность и проникновенный лиризм, акварелям Г.Стронка – психологическая выразительность образов героев эпоса, композициям Н.Брюханова – осмысление их в философском аспекте. О.Бородкину удалось тонко отобразить национальный характер народа, а Т.Юфе создать поэтико-эмоциональную и условно-декоративную среду обитания героев эпоса.

«Калевала» была и остается одной из главных тем в искусстве Карелии и какими бы разными не были художники, их почерк, дарования и взгляды на искусство иллюстрации, их всех объединяет «Калевала», высокий гуманизм ее древних стихов, идеи труда и борьбы народа за свое счастье.


Аксели Галлен-Каллела. Защита Сампо. 1896



Аксели Галлен-Каллела. Месть Йоукахайнена. 1897


Аксели Галлен-Каллела. Проклятие Куллерво. 1899



О.П. Бородкин. Куллерво. Иллюстрация к "Калевале".1947. Акварель.


М.М. Мечев. Еукахайнен. 1956. Акварель



М.М. Мечев. Печаль Вяйнямёйнена. Заставка к "Калевале". 1956. Акварель


Г.А. Стронк. Айно. Иллюстрация к "Калевале". 1956. Акварель


Т.Г. Юфа. Ярославна. 1969. Гуашь



Г.А. Стронк. Беломорский рыбак. 1958. Литография



А.И. Порет. Вяйнямёйнен играет на кантеле



А.И. Порет. Ёукахайнен нападает на Вяйнямёйнена



А.И. Порет. Приготовление к свадьбе



А.И. Порет. История Марьятты



А.И. Порет. Вяйнямёйнен сходит в царство мертвых



А.И. Порет. Концовка к руне 47


О.П. Бородкин. Вяйнямёйнен строит лодку



О.П. Бородкин. Свадебные приготовления



О.П. Бородкин. Вяйнямёйнен лечит в бане заговором


О.П. Бородкин. Илмаринен на охоте


Г.А. Стронк. Герои Калевалы едут в Похъёлу. 1951 г. Бумага, акварель


Г.А. Стронк. Вяйнямёйнен


Г.А. Стронк. Айно. 1959 г. Бумага, офорт

Г.А. Стронк. Айно.



Н.И. Брюханов. Злодейство



Н.И. Брюханов. Укрощение огня



Н.И. Брюханов. Месть


Т.Г. Юфа. Илмаринен


Т.Г. Юфа. Иллюстрации к книге "Калевала". Избранные руны. (Петрозаводск. 1967.) Бумага, акварель, гуашь



Т.Г. Юфа. Айно и девы озера. 1970. Бумага, акварель


Т.Г. Юфа. Невеста Похъёлы. 1962 г. Бумага, гуашь, тушь


Т.Г. Юфа. Кантелист. 1977 г. Твердая плита


Т.Г. Юфа. Айно. 1962. Бумага, гуашь, акварель


М.М. Мечев. Вяйнямёйнен в лодке