Где живёт Баба Яга? Сказка Баба-яга. Русская народная сказка. Место обитания Бабы Яги
«Вот не будешь слушаться, прилетит Баба-Яга, утащит тебя в лес и съест!» Помните, как в детстве нас пугали родители? И мы жутко боялись, переставали капризничать, баловаться, стараясь выполнить всё, о чем попросили нас мама и папа.
В нашем детском понимании образ Бабы-Яги в сказках представляется горбатой старухой с длинным крючковатым носом и косматыми волосами. Это было существо зловещее, страшное и демоническое. Одним словом, порождение сил зла.
Кто же такая Баба-Яга на самом деле? Что это за загадочный и не до конца понятный персонаж, фигурирующий в славянском фольклоре? Почему Бабой-Ягой пугают маленьких детей? Что скрывается за образом Бабы-Яги в сказках? Попробуем разобраться.
Баба-Яга – популярный персонаж славянских сказок
Живет она в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках. Яга – хозяйка леса, повелительница зверей и птиц, охранительница границ «иного царства». Она всегда в действии – летает на ступе, кричит на своих слуг, догоняет героев. Она не слаба и не немощна, как это может показаться. Наоборот, она – энергичная, сильная, волевая старушка. Имеет хороший аппетит («кушает за десятерых»). Часто это отрицательный персонаж, но иногда выступает в качестве помощницы героя. Владеет волшебными предметами. Наделена магической силой. Образ Бабы-Яги в сказках – это зачастую ведьма, колдунья.
Статья написана с использованием материалов тренинга по Юрия Бурлана
Разработка урока
литературного чтения в 3 классе
« Тема: Изучение волшебных сказок
Анализ русской народной сказки «Баба-Яга».
Оленева Татьяна Анатольевна
Открытый урок по литературе
Тема: Изучение волшебных сказок. Анализ русской народной сказки «Баба-Яга».
Цель: выявление и осознание детьми особенности волшебных сказок; формирование понятия « волшебна сказка» через анализ текста и изучение дидактической иллюстрации.
Ход урока.
Формулировка темы.
1.Анаграмма на интерактивной доске.
Учитель : составьте из букв слово и вы узнаете литературный жанр, который мы будем изучать сегодня на уроке.
(дети располагают на доске буквы в нужном порядке)
Учитель : Почему сказку назвали сказкой? (сказывается).
Учитель : В чем ценность сказок? (в них отражается народная мудрость, знания накопленные веками).
Учитель : Назовите особенности сказочной речи (русские народные).
Дети : Зачин, троекратные повторы, устойчивые выражения, концовка (примеры).
2.Узнайте, какое название сказки здесь зашифровано?
Дети : Баба Яга.
Учитель : Почему зашифровано название именно этой сказки?
Дети : Будем изучать эту сказку.
Учитель : Сегодня будем открывать особенности волшебной сказки. Почему она так называется, вы сами скажете.
2. Актуализация знаний.
Видеоролик (фрагмент из м/ ф
Учитель : Кто знает, как появился образ Бабы-Яги в русских народных сказках?
Дети : Наши предки считали, что вся окружающая природа имеет душу, разум. Боялись таинственной жизни леса. Считали, что управляет зверьем нечеловеческое существо.
Учитель : Почему забор вокруг дома Бабы-Яги из человеческих черепов? Почему Баба-Яга летает?
Дети сообщают свои знания из области славянской мифологии.
Учитель : Что интересного узнали?
3. Составление сюжетного плана сказки. Работа в парах.
Учитель : Сформулируйте задание, которое надо выполнить.
Дети : Соотнести надписи и наши рисунки
Учитель : Восстановите последовательность развития событий сказки.
.
(Один ученик передвигает иллюстрации) . .
Учитель : Используя ключевые слова, подпишите иллюстрации.
Работа в парах с раздаточным материалом .
Самооценка результатов учебных действий. Проверка с интерактивной доски
(Один ученик соотносит надписи и иллюстрации, передвигает) . .
Что произошло с Девочкой? (несчастье).
Что выпало на ее долю? (испытание) Сколько картин?
Кто помогает Девочке преодолеть трудности? (волшебные помощники)
Чем закончилась борьба Девочки с Бабой-Ягой? (Победой врага)
Финал сказки? –награда (возвращение домой).
Учитель : Прочитайте, по какому плану разворачивались события сказки. Что заметили?
Учитель : Можно ли ее назвать волшебной? Почему?
Учитель : Такой сюжет у всех волшебных сказок.
Работа над характеристикой героев.
Учитель : - Кто является главной героиней?
Опишите ее портрет?
Какой характер у девочки?
Как определили?
Прочитайте, какие поступки совершала девочка.
Учитель : Описан ли портрет Бабы-Яги?
Посмотрите фрагмент сказки, определите характер девочки, Бабы-яги.
Учитель : Что интересного заметили? (противоположны).
Моделирование. Работа в мини- группах
Представим взаимоотношения героев в виде схемы:
Волшебные помощники
Ученик – консультант предлагает систему вопросов: Кто главные герои? Другие действующие лица? Одним словом? Какие чувства испытывала девочка к Бабе-Яге?
Дети : боится
Консультант : Как относится к ней Баба- Яга?
Дети : Хочет съесть девочку.
Ученик – консультант : Как относятся к девочке волшебные помощники7
Дети: оказывают помощь.
Ученик – консультант : Почему?
Дети: Она добра
Ученик – консультант : Почему?: Как Баба- Яга относится к помощникам?
Как они ей за это платят?
Учитель : Какие два противоположных качества борются? Что одерживает победу? Почему?
Итог: рефлексивный анализ собственной деятельности.
Поставьте знак « v ” напротив той строки, которая соответствует вашим умениям и способам действия
Работа с оценочным листом .
" Я умею выделять особенности « волшебной сказки» и могу двигаться дальше. Я понял материал урока и справился со всеми заданиями." |
|
" Этот способ деятельности мной еще не освоен, и я пока не могу двигаться дальше. Мне не всё понятно. В моей работе есть ошибки. Мне нужна помощь." |
|
Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, контрафагот, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, ксилофон, тарелки, большой барабан, струнные.
История создания
Замысел музыкальной картинки, рисующей один из самых распространенных образов русского сказочного фольклора, появился у Лядова впервые еще в 1881 году, когда он во время летних каникул, проводимых в деревне, увлеченно собирал народные напевы, вслушивался в пастушьи наигрыши и голоса природы, знакомился со сказками, бытовавшими в народе. Увлечение фольклором привело его к внимательному чтению изданных сборников - «Народных сказок» Афанасьева и «Сказаний русского народа» Сахарова. Тогда-то и сложился собирательный образ Бабы-Яги, наиболее ярко выявленный в сказке из афанасьевского сборника «Василиса Прекрасная». Композитора привлекло в нем своеобразное сочетание сказочной жути и в то же время скрытой иронии. «Лядов хотел, чтобы это было и жалкое, и ужасное, и злобное, и полумифическое существо... русский Калибан», сочетающий в себе черты «уродливого, таинственного, зловещего и жалкого», - это свидетельство современницы композитора приводится в наиболее авторитетном исследовании о творчестве Лядова. От появления замысла до его воплощения прошло почти полтора десятилетия. Другие сочинения надолго отодвинули сказочный сюжет. К тому же, как всегда, у композитора процесс создания произведения проходил медленно. Последняя точка в тщательно выписанной партитуре, помеченной опусом 56, была поставлена только в начале 1904 года. Первое исполнение «Бабы-Яги» состоялось 18 марта 1904 года в концерте симфонического собрания под управлением Ф. Блуменфель- да и прошло с огромным успехом. Как писал рецензент Русской музыкальной газеты, это сочинение стояло «вне конкурса».
«Баба-Яга» - первая из нескольких симфонических миниатюр Лядова, воплотивших один конкретный, чрезвычайно яркий образ. Сам композитор подчеркивал в подзаголовках картинную, изобразительную сторону своих произведений, в которых в определенной мере сказались не только традиции русской классики, но и влияние современного искусства, в частности работ художников «Мира искусства». Живописные параллели этим сочинениям Лядова можно найти в творчестве Билибина, декорациях Бенуа. Кажется верным и сопоставление их с искусством импрессионизма: в «картинках» Лядова нет действия, они посвящены одному моменту. И хотя в сказке «Василиса Прекрасная», из которой в эпиграф «Бабы- Яги» отобраны два фрагмента, этот зловещий персонаж достаточно много действует, композитора привлек только один момент - сказочного полета: «...Баба-Яга вышла во двор, свистнула, - перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Баба-Яга села в ступу и выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает... Скоро послышался в лесу шум: деревья трещали, сухие листья хрустели...»
Музыка
Удивительно яркая, красочная партитура открывается свистящим унисоном деревянных духовых и флажолетов струнных фортиссимо. Остался тихий отзвук этого свиста у валторн, затем дикие пассажи передают появление ступы и помела.
И начинается картина полета, в непрерывном ритмическом движении, сначала лихорадочно стучащем (размер в три восьмых с паузой на каждой третьей доле), а затем равномерным, все больше набирающим силу. Господствует угловатая, причудливая тема Бабы-Яги в гротескной окраске низкого тембра фагота, который далее сменяется сумрачным звучанием бас-кларнета с дающим новую окраску английским рожком. Вступают все новые инструменты. Взлеты пассажей струнных передают подхлестывание песта с помелом, слышится треск деревьев, хруст листьев. Ярко солирует ксилофон со своим характерным щелкающим тембром. Развитие происходит волнами, проносящимися в стремительном темпе и воспринимающимися как единый поток. Снова вступает тема Бабы-Яги... Но вот рассеивается и затихает звучность: Баба-Яга пронеслась и исчезла. Последние восходящие аккорды флейт на фоне шелестящего тремоло скрипок истаивают на пиано-пианиссимо в высочайшем регистре.
Дамбаева Дыжидма
Исследовательская работа по литературному чтению 3 класс «Образ Бабы Яги в волшебных сказках»
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа № 1»
«Образ Бабы Яги в волшебных сказках»
Подготовила: Дамбаева Дыжидма, ученица 3-в класса
Классный руководитель: Дамбиева А.Ц.
- Введение. Представляю вам исследовательскую работу на тему «Образ Бабы Яги в волшебных сказках».
Цель данного исследования : проследить образ Бабы Яги и определить ее роль в сказках.
Задачи: узнать из дополнительной литературы о Бабе Яге;
провести опрос по теме работы среди своих сверстников; прочитать русские народные сказки, в которых действует Баба Яга;
проанализировать образ Бабы-яги и сделать выводы.
Объект исследования : Баба - Яга.
Предмет исследования : волшебные сказки.
Гипотеза: Предположим, что Баба Яга – это вымышленный персонаж русских народных сказок.
Методы исследования : наблюдение за образами Бабы-Яги при чтении сказок, опрос, анализ результатов, обобщение.
Эта тема актуальна , ведь кто не любит читать сказки, смотреть их. Ну, а какая же волшебная сказка без Бабы-Яги? Все с детства знают, кто такая Баба-Яга, и помнят практически все о ее проделках. Как правило, они весьма неприятны, и сама она страшная. Тем не менее, в любой сказке Баба-Яга выполняет важную роль. Выкиньте ее из сказки, и герой обязательно ничего не сможет: он либо не достанет необходимый ему меч - кладенец, либо не получит точное указание, где искать и куда идти. Таким образом, без нее никуда.
II. Основная часть
1. Общая характеристика Бабы - Яги
Баба-яга – старая слепая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами. Она питается человечиной, да и зовется «костяная нога».
В энциклопедии я нашла такое определение: Баба Яга – популярный персонаж русских народных сказок. В православном сознании – воплощение сатанинских сил зла, выражение ненависти ко всему русскому (2, с. 113).
Баба Яга не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (самокатная колесница), погоняя ее пестом или железной палицей. А чтобы не видно было следов, она заметает их метлою или помелом.
Баба Яга обладает волшебными вещами: ковром-самолетом, гуслями-самогудами, мечом-кладенцом, сапогами-скороходами и многими другими.
2. Опрос среди сверстников: что думают другие ученики о Бабе Яге? Им было предложено ответить на следующие вопросы:
1. Кто такая Баба Яга?
3. Где она живет?
4. Чем занимается?
5. Как выглядит костяная нога? (На слайде)
Анализ образа Бабы – Яги в сказках.
Образы Бабы-Яги в волшебных сказках разнообразные и противоречивые. Во всех русских народных сказках Баба Яга играет важную роль. К ней порою прибегают герои, как к последней надежде, последней помощнице. Но в сказках она либо помогает, либо нет.
В сказках встретились такие образы Бабы-Яги:
- Яга – воительница встретилась в сказке «Иван-царевич и Белый Полянин», ее внешний вид « Баба Яга – золотая нога», образ отрицательный, так как бьется с богатырями, хочет их погубить.
- Яга-похитительница встретилась в сказке «Гуси-лебеди», ее внешний вид «…морда жилиная, нога глиняная», образ Бабы-Яги в этой сказке отрицательный, так как похищает детей, чтобы съесть.
- Яга-дарительница, делится на два вида:
1. Яга-советчица встретилась в сказке «Царевна-лягушка», ее внешний вид «…зубы – на полке, а нос в потолок врос», образ положительный, так как дает совет, как одолеть противника (Кощея).
2. Яга-покровительница встретилась в сказке «Василиса Прекрасная», ее внешний вид «В ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает», образ Бабы-Яги здесь положительный, она берет Василису под свою защиту, помогает ей, дает ей череп с горящими глазами.
- Яга-повелительница сил природы и животного мира во всех сказках.
3. Выводы по сказкам.
Таким образом, в прочитанных сказках Баба - Яга представляется старой, беззубой женщиной, у нее длинный нос.
Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом; забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе – черепа, вместо дверей – ноги, вместо
запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами.
Герои обращаются к Бабе Яге ласково – «бабушка». Баба Яга помогает героям, которые заслуживают этого, хотя не переносит русского духа. В 6 сказках из 11 Баба Яга – положительный персонаж, в 5 сказках – отрицательный. Значит, Бабу-Ягу нельзя считать только злобной и сварливой колдуньей.
Баба Яга обладает волшебными вещами, служат ей разные животные. Преследуя сказочных героев, убегающих от нее, она гонится за ними черною тучею. В двух сказках Баба Яга погибает: в одной – упала в огненную реку с моста («Марья - Моревна»), в другой ей отрубает голову Иван-царевич («Иван-царевич и Белый Полянин»).
Баба Яга ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями. Баба Яга – обладательница огня («Василиса Прекрасная»), волшебных вещей, знания, помогающего главному герою одолеть своего противника («Царевна-лягушка»).
4. Анализ результатов исследования
Баба - Яга испытывает людей, дает советы, «чует сердцем», а значит – ведает судьбой.
Баба - Яга похищает и ест детей и людей, связана с ночью и тьмой, ей служит черный кот, она всегда старая, полускелет (костяная нога), она слепа, не видит, а чует носом («русским духом пахнет»), живет в избушке без окон и дверей, вокруг ее дома – ограда из черепов; огонь, данный ею, может убить, а значит, она связана со смертью и подземным миром.
Баба - Яга живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках (полузвериный облик). Служат ей дикие звери, служат ей гуси-лебеди, а
значит, она повелительница зверей и леса.
Баба - Яга летает на ступе, ей служат гуси-лебеди, она поднимает ветер помелом, свистит (свист связан с ветром), а значит, она связана с воздушной стихией.
Бабе - Яге подвластны утро, день, ночь (белый, красный и черный всадники), а значит, она повелительница времени.
Баба - Яга ведает огнем (глаза черепов в ограде), лежит на печи, наказывает людей (губит). Ей подвластны - утро, день, ночь, а значит, она связана с огнем небесным, подземным и домашним.
III.Заключение.
В ходе своего исследования я нашла ответы на многие вопросы. Я прочитала и посмотрела много сказок, узнала значение непонятных мне слов, провела опрос среди учащихся по теме исследования.
Исследование волшебных сказок показало, что Баба - Яга – вымышленный сказочный персонаж. Сказки сохранили чрезвычайно яркий и запоминающийся образ Бабы-Яги. Из всего видно, что образ Бабы-Яги в сказках не всегда одинаков. Ее образ помогает лучше понять смысл сказки. И читая сказки, можно многое для себя узнать.
Список используемой литературы.
- «Василиса Прекрасная» русская народная сказка
- «Марья - Моревна» русская народная сказка
- «Иван-царевич и Белый Полянин» русская народная сказка
- «Гуси-лебеди» русская народная сказка
- «Царевна-лягушка» русская народная сказка
- В.Я.Пропп «Исторические корни волшебной сказки» Л.,1946
- Интернет-ресурс
- Энциклопедия
Приложение.
Значения слов, которые узнала.
- Баба Яга – популярный персонаж русских народных сказок. Как правило злая старуха-колдунья.
- Яга – язвить, причинять боль, мучить.
- Пест – короткий тяжелый стержень с округлым концом для толчения чего-нибудь в ступе. Каменный, медный, деревянный пест.
- Помело – палка с намотанной на конце тряпкой, мочалкой, хвоей для обметания, метла.
- Ступа – тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд, в котором толкут пестом зёрна, кору, листья и т.п. Ступа с Бабою Ягой (в сказках о Бабе Яге, которая летает в ступе и с метлой).
Анкетирование среди сверстников.
Был проведен опрос среди учащихся 3-4 классов.
1. Кто такая Баба Яга?
2. Какой вы себе ее представляете?
3. Где она живет?
4. Чем занимается?
5. Как выглядит костяная нога?
Объект исследования: Баба - Яга. Предмет исследования: волшебные сказки.
Общая характеристика Бабы - Яги Баба-яга – старая слепая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами. Она питается человечиной, да и зовется «костяная нога». Баба Яга – популярный персонаж русских народных сказок. В православном сознании – воплощение сатанинских сил зла, выражение ненависти ко всему русскому.
Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной частоколом из человеческих костей. Избушка умеет поворачиваться вокруг себя. В доме Бабы Яги живут разные животные: черные коты, мыши, лягушки, вороны и змеи. Они являются ее советчиками и охранниками.
Баба Яга не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (самокатная колесница), погоняя ее пестом или железной палицей. А чтобы не видно было следов, она заметает их метлою или помелом. Баба Яга обладает волшебными вещами: ковром-самолетом, гуслями-самогудами, мечом-кладенцом, сапогами-скороходами и многими другими
Анализ опроса среди сверстников Баба-Яга – старуха
Анализ образа Бабы – Яги в волшебных сказках.
Образы Бабы-Яги в волшебных сказках разнообразные и противоречивые. Яга-воительница Яга-похитительница Яга-дарительница: 1.Яга-советчица; 2.Яга-покровительница Яга-повелительница сил природы и животного мира
Выводы по сказкам Баба - Яга представляется старой, беззубой, у нее длинный нос. Живет в лесу, в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом; забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе – черепа, вместо дверей – ноги, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами. Помогает героям, но не везде. В 6 сказках из 11 Баба Яга – положительный персонаж, в 5 сказках – отрицательный. Значит, Бабу-Ягу нельзя считать только злобной и сварливой колдуньей. Обладает волшебными вещами, служат ей разные животные. Баба Яга ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями.
Анализ результатов исследования Баба – Яга ведает судьбой Она связана со смертью и подземным миром Она повелительница зверей и леса Она связана с воздушной стихией Она повелительница времени Она связана с огнем небесным, подземным и домашним.
Заключение Баба-Яга является вымышленным персонажем Баба-Яга в сказках бывает не только отрицательной, но и положительной героиней Баба-Яга помогает лучше понять волшебную сказку
Среди различных жанров устного сказа, конечно, заслуживают особого внимания русские народные сказки. Ни для кого не секрет, что русские народные сказки появились давно и передавались из уст в уста, дожив, таким образом, до времен, когда возникла письменность. Это позволило сказкам завоевать популярность у большего количества людей, и поэтому сегодня каждый из нас может наслаждаться богатством сказочного мира, его многообразием. Сказка – это один из основных жанров фольклора, популярный жанр устного народного творчества с установкой на вымысел.
Мир русской народной сказки своеобразен и загадочен. В нем можно повстречать и простых людей, и купцов с купчихами, царей и их дочерей, да и вымышленных героев, среди которых Баба Яга - пожалуй, один из самых колоритных персонажей.
Однажды на уроке мы читали сказку «Гуси – лебеди». Одним из персонажей была баба-Яга. Она была злая – хотела девочку помыть, попарить, а потом посадить в печь, зажарить, съесть и на ее косточках покататься.
Нам стало интересно, а во всех ли сказках Баба-Яга такая же? Мы с учителем организовали кружок «Книжкины посиделки». После уроков мы собирались в классе вместе с родителями, читали сказки, обсуждали образ бабы-Яги. Что же мы выяснили?
Такая же злая, жестокая баба-Яга была только в сказке под названием «Баба Яга». Она хотела то же съесть девочку. Бросается в погоню, от злости зубами скрипит. А встретив преграду на пути в виде реки – начинает пить воду из реки. И лопнула Баба-Яга!
1. Нами были прочитаны сказки:
«Заколдованная королевна»,
«Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю чего»,
«Сказка о Василисе Премудрой»,
«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»,
«Иван меньшой – разумом большой»,
«Финист – ясный сокол»,
«Царевна – лягушка»,
«Марья Моревна»
В этих сказках Баба-Яга встречает пришедших к ней недружелюбно по началу, ворчит, а узнав причину прихода – кормит, поит, парит в баньке, беседует с гостями, даже может ласково называть: добрый молодец, дитятко.
А ещё и помогает – дает совет или указывает дорогу.
2. Где живет баба-Яга?
В дремучем лесу (или на поляне), одна – одинешенька, в избушке на курьих ножках (или на одной куриной ножке, или на воробьиной ножке, на веретенной пятке, на бараньих рожках). У избушки одно окошко, она может поворачиваться к лесу задом, а к гостям передом, а может с востока на запад. Избушка может быть не обнесена забором, а бывает и обнесенная тыном или частоколом с черепами.
3. Как выглядит баба-Яга?
Она старая, седая, беззубая, или с одним клыком. В избушке сидит раскинув ноги из одного угла в другой, зубы держит на полке, нос в потолок врос. Может расположиться на девятом кирпиче на печке. Несмотря на возраст, быстро передвигается и даже кричит громким голосом и свистит молодецким посвистом. Умеет кудель прясть.
4. Есть ли родственники у бабы-Яги?
Да, есть. Дочь родная – Марья-царевна, жена Андрея стрелка. Зятя своего узнает по ширинке, которую ему в дорогу дала Марья-царевна. Есть сестры: средняя и старшая. Есть племянница – девица Синеглазка, Богатырка, дочь одной из сестер. У старшей сестры есть сын – Змей Горыныч, племянник остальным бабам-Ягам.
5. Есть ли волшебные вещи?
Клубочек шерсти путеводный, ступа с пестом и помелом – для передвижения; полотенце, гребешок; имеет власть над буйными ветрами; серебряное блюдечко и золотое яичко, серебряные пяльцы и золотая иголочка, серебряное донце и золотое веретенце; серебряные яблочки; табун волшебных лошадей, ворон – птица вещая. Многие из этих вещей дарит, некоторые использует для своих целей, некоторые приводят к смерти бабы-Яги.
6. Необычная Баба-Яга.
На одной из встреч мы прочитали сказку «Иван-царевич и Белый Полянин» и увидели совсем другую бабу-Ягу!
У бабы-Яги золотая нога, она очень быстро бегает, так что ее трудно догнать. Живёт под землёй в большом городе в палатах, в плену держит девицу. Есть рать несметная (которую для неё делают портные и сапожники), она 30 лет воюет с Белым Полянином. Погибает от меча Ивана-царевича.
7. Баба-Яга в славянской мифологии.
Прочитав сказки, нам захотелось узнать, а откуда появился образ бабы-Яги. Вот что мы узнали.
Наши далёкие предки придавали бабе Яге совершенно другое значение. Распущенные, растрёпанные волосы символизировали связь с потусторонним миром. По традиции умершей женщине расплетались косы. А костяная нога - тоже признак давно умершего человека. Да и летает она в ступе, след за собой заметает, потому что славяне, отправляя покойника в последний путь, всегда заметали за ним след, чтоб в мир живых не вернулся. Да и ступа по форме очень напоминает деревянный гроб. Поэтому напрашивается вывод: баба Яга - давно умершая женщина.
А почему же у неё избушка на курьих ножках? Оказывается, по славянскому обычаю, пока душа умершего человека ещё не определилась, ей сооружали «жилище». Ритуальную куколку помещали в специальный домик и ставили на срубленное дерево. Присмотритесь к корням деревьев, чем не куриные ножки. Кстати, у народов севера этот обычай сохранился до сего дня.
Очень интересен и тот факт, что все приходят к бабе Яге за советом. Почти во всех сказках Иван - царевич получает волшебные предметы, которые помогают ему в его «приключениях».
Если обратиться к происхождению «имени» «Баба Яга», то увидим следующее толкование. Бабой называли женщину, которая уже родила ребёнка. «Яга» - огнь - огонь. То есть получается, что баба Яга - женщина - огонь или огненная женщина. Существовал глагол «ягать» - кричать. Это особый крик, в котором концентрировалась очень сильная энергия. Этот крик издавали охотники и роженицы. Исходя из этого, получается, что баба Яга - это главная матерь, которая знала и умела всё.
А как часто в сказках можно слышать: «Сейчас посажу на лопату - и в печь!». Но если вспомнить все сказки, вы не найдёте ни одной, где бы баба Яга изжарила хотя бы одного ребёнка. А пошло это от того, что существовал обряд перепекания больного ребёнка. В заговоренное тесто бабка - повитуха заворачивала больного ребёнка и на хлебной лопате отправляла в печь. Через некоторое время доставала, разворачивала, а тесто отдавала собакам. И что интересно, после такой процедуры, ребёнок шёл на поправку.