Фирс журавлев неравный брак. Старик. Невеста. Мертвая жена. «Неравный брак» Василия Пукирева. «Неравный брак» и «Прерванное венчание» Василия Пукирева

На знаменитой картине Василий Владимирович Пукирев изобразил свою несостоявшуюся невесту, Прасковью Матвеевну Варенцову.

Девушку выдали тогда замуж за богатого князя Цицианова. Первым об этой любовной трагедии рассказал Гиляровский в своей книге "Москва и москвичи", точнее, пересказал историю со слов друга детства Пукирева – живописца Сергея Грибкова:"Этот старый важный чиновник - живое лицо. Невеста рядом с ним - портрет невесты В.В.Пукирева, а стоящий рядом со скрещенными руками - это сам В.В.Пукирев, как живой" ...

А в 2002-ом году в Третьяковку принесли рисунок 1907-го года работы известного московского художника и педагога Владимира Дмитриевича Сухова. Это был карандашный портрет уже пожилой Прасковьи Матвеевны Варенцовой.

Художник даже подписал его:"Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В.В.Пукирев написал свою известную картину „Неравный брак“. Госпожа Варенцова живет в Москве, в Мазуринской богадельне" .

Судьба распорядилась так, что бывшая невеста Пукирева, а позже вдова Цицианова, закончила свою жизнь в Мазуринской богадельне...

Это одна версия истории создания картины, широко известная. В продолжении темы приведу более реальную версию, которую знают в основном искусствоведы и любители живописи и истории.)

Начнём с того, что раньше такой брак считался прекрасной партией. Почему? Даже если не было любви, то девушка, вышедшая замуж за старика, автоматически освобождается от опеки отца. Старичок умирает, молодая вдова полив слёзы положенное время, как правило, выходит замуж за кого ей хочется.

Потом, мы видим, что на купеческой дочке женится князь из очень древнего грузинского рода! И вот тут этот брак действительно неравный, ибо сословия разные. В этом случае оказана очень большая честь купеческой семье. Такой брак считался за счастьем, ибо давал больше возможностей и открывал двери в мир, куда ранее не было доступа.

Конечно сейчас тут же приведёте доводы, что старичок может прожить ещё достаточно долго, тем самым отравив жизнь своей молоденькой жене... Но я бы на вашем месте не торопилась. И вот почему.

Давайте по порядку. Начнём с князя. Самое интересное, что князь Цицианов к этой свадьбе не имеет никакого отношения. С него художник просто списал образ, а точнее лицо, и можно сказать, что сложил жениха: фигура и одежда - от Полторацкого (тверского предводителя дворянства), голова, с особенным выражением лица, - от Цицианова, венчик седых волос - от повара Владимира Ивановича, служившего в те годы в доме Варенцовых.

Когда искусствоведы Третьяковки подняли архивные материалы, то они пришли к выводу, что на момент написания картины это мог быть Павел Иванович Цицианов, ибо из мужчин рода Цициановых только он один находился в Москве. Но к тому времени князь уже был женат. Кстати, у него с женой была ещё бОльшая разница в возрасте. Дальше я не копала, скажу только, что супруга у него была австриячка из Вены. Но это уже другая история и с нашей она никак не перекликается.

Изначально сюжет картины был связан с любовной драмой, случившейся с другом художника молодым купцом Сергеем Михайловичем Варенцовым, который был влюблён в 24-летнюю Софью Николаевну Рыбникову, но родители невесты предпочли ему более богатого и известного в торгово-промышленном мире, нестарого 37-летнего Андрея Александровича Карзинкина. Причём, по свидетельству Н. П. Сырейщикова, внучатого племянника Варенцова, в силу сложившихся обстоятельств Сергей Варенцов был вынужден присутствовать на венчании, состоявшемся в 1860 году в церкви Трёх святителей на Кулишках, в качестве шафера. Н. А. Варенцов в своих воспоминаниях объяснил эту необходимость тем, что сестра Карзинкина была замужем за старшим братом Сергея Варенцова - Николаем.
Нужно сказать, что этот брак оказался счастливым. Карзинкин не только был богат, но и обладал очень хорошим характером. Софья Николаевна в этом браке родила трёх детей: Леночку, через год Сашеньку, а через 5 лет Сонечку. Лена когда выросла, пошла учиться в то же самое училище живописи, которое закончил сам Пукирев и была ученицей Поленова. А Саша когда вырос, был дружен с Павлом Михайловичем Третьяковым.

Но, увидев своё изображение на картине, Сергей Варенцов устроил другу скандал, так как в свою очередь, собирался жениться на Ольге Урусовой. А в купеческих семьях не было принято выносить сор на всеобщее обозрение. В результате художник переработал портрет и изобразил на картине самого себя.

Н. А. Варенцов в своих воспоминаниях «Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое» рассказывал об этой истории так:
«Про Сергея Михайловича рассказывали, что он был влюблён в барышню - дочку купца Рыбникова и хотел на ней жениться, но родители предпочли выдать её замуж за Андрея Александровича Карзинкина, хотя не такого красивого, зато очень богатого и хорошего человека.
Эта неудача Сергея Михайловича весьма угнетала, и он делился горем со своим приятелем художником Пукиревым, который воспользовался этим рассказом для сюжета своей картины под наименованием «Неравный брак», изобразив жениха стариком генералом, а шафера, стоящего со сложенными на груди руками, - Сергея Михайловича. Картина имела большой успех на выставке, была приобретена П. М. Третьяковым и до сего времени находится в Третьяковской галерее. Из-за этой картины между Сергеем Михайловичем и Пукиревым произошла крупная ссора, когда он увидал изображение своё на ней. Пукирев принужден был приделать маленькую бородку шаферу, оставив все черты лица без изменения, так как Сергей Михайлович не носил бороды.»

И вот тут мы подходим к самому интересному моменту. Картину Пукирев написал в 1862-ом. И исполнял он её как-то очень быстро, горячо, жарко. А на следующий год вдруг почему-то, без особых казалось бы причин, начинает проситься за границу для обозрения живописных галерей и живописных произведений, и уезжает в самый что ни на есть учебный год, в октябре, и возвращается только в январе. И отдаёт свою картину на выставку, где получает звание очень высокое по тем временам, за бытовой жанр он получает профессора, славу и почет.

Так почему же Пукирев так внезапно уезжает? Да потому, что он влюбился. А влюбился он в то время, когда писал картину. Позировала ему Прасковья Матвеевна Варенцова, внучатая племянница княгини Ольги Мироновны Щепиной-Ростовской (урождённой Варенцовой-Тарховской), супруги князя А. И. Щепина-Ростовского. Прасковья Матвеевна и друг художника были однофамильцами. И кстати, я нигде не нашла подтвержение тому, что любовь была взаимной. Тут я тоже подробно останавливаться не буду, скажу только ещё несколько слов о самом Пукиреве.

Одни исследователи утверждают, что он так и не женился, другие говорят, что он был женат на какой-то малограмотной женщине. И действительно, некий художник Неврев в записке, адресованной Павлу Михайловичу Третьякову, называет эту женщину, которая непонятно, в каком была она, так сказать, звании, госпожа Пукирева. Значит, у нашего художника был не венчанный брак. Это была мессианка Софья Петровна Терехова, она была младше его на 13 лет. И вот тут действительно настоящая драма и из всех действующих лиц пожалеть нужно именно Софью Терехову. Что такое не венчанный брак в то время? А это значит - нет колечка на пальчике, нужно всегда как-то очень робко себя вести. По существу ты никто и даже не имела права на наследство, а уж о каком-нибудь пособии, в случае смерти супруга, и говорить не приходится. Нужно отметить, что она приняла на себя очень непростую ношу, потому что ей пришлось тянуть по жизни очень больного человека. Он очень стал сильно болеть, так сильно, что ему пришлось оставить преподавание. Сначала он распродавал свои работы, но в конце концов всё же нужда навалилась на эту семью. Все говорили о том, что он всегда был, всегда(!) чисто одет, выглажен... А это значит, что она его любила всю жизнь, не докучала ему, не говорила, что ей очень больно и тяжело... А он ее получается не любил...

Существует очень много произведений искусства, которые вызывают вокруг себя немало споров. Как известно, творческие люди особенные, поэтому и творения их неоднозначны.

К таким можно и отнести картину «Неравный брак» Василия Пукирева . Еще во времена ее создания, в 1862 году, ходило немало слухов вокруг этой композиции.

Сюжет был настолько знаком зрителям, что не вызвал никакого удивления. Толки были насчет другого: многие думали, что в образе шафера художник изобразил самого себя. А позже начали появляться слухи, словно картина имеет магическое воздействие на женихов в возрасте: то они теряли сознание, то вовсе отказывались жениться.

Образ шафера получился весьма ярким, что и натолкнуло публику на мысль трактовать происходящее на картине как любовный треугольник, а не просто как обычную свадьбу. Поскольку в образе шафера четко просматривались черты самого Пукирева, то народ решил, что таким образом он изобразил свою драму: якобы его невесту насильно выдали замуж за сановника в летах.

Но самом деле это была история про друга Василия - Сергея Варенцова . Он был влюблен в молодую девушку, на которой планировал жениться. Но родители выдали ее за седовласого фабриканта.

Василий Пукирев решил изобразить эту драму на полотне. И изначально мужчина за невестой был списан с Варенцова. Но когда Сергей увидел эту картину, то даже перестал разговаривать с художником. Позже обида прошла, и он попросил видоизменить шафера. Таким образом шафер уже напоминал самого художника.

Василий Пукирев сделал жениха более старым и угрюмым, так что он превратился в непривлекательного мужчину. Но даже в ХIX столетии в России настолько были распространены неравные браки, что такая подмена не была преувеличением - молодых девушек часто выдавали за пожилых богатых купцов и чиновников. Об этом свидетельствуют картины других живописцев.

Эдмунд Блэр Лейтон. Пока смерть не разлучит нас, 1878

Аким Карнеев. Неравный брак, 1866

Фирс Журавлев. Перед венцом, 1874

Предлагаем твоему вниманию видео, где ты можешь с разных ракурсов посмотреть на картину!

Историк Н. Костомаров признавался друзьям, что после того, как увидел картину «Неравный брак», передумал жениться на молодой девушке. Магия? Скорее иронический и обличительный смыслы картины были настолько явными, что седовласым женихам просто становилось неловко от этого, и они не хотели повторять ошибку многих своих ровесников.

Хорошо, что картина так отрезвляюще действует на людей. Нет, мы помним, что «Любви все возрасты покорны» , но всё же надо думать дважды перед тем, как вступить в брак, тем более неравный. Сейчас уже сложно кого-то удивить семейной парой с большой разницей в возрасте, но хочется верить, что это по любви, а не по разным меркантильным причинам.

Публикации раздела Музеи

Печальные невесты в русской живописи

С вадьба - один из самых праздничных дней в жизни женщины. Но только не в русском искусстве. Художники XIX века постоянно использовали тему женитьбы для создания работ трагических, бичующих всевозможные социальные пороки Российской империи. Разглядываем картины вместе с Софьей Багдасаровой.

«Неравный брак» и «Прерванное венчание» Василия Пукирева

Самая знаменитая картина на эту тему написана Пукиревым. Славе полотна способствовали и слухи, что художник запечатлел в работе собственную сердечную трагедию. Правда ли это - исследователи спорят до сих пор. Полтора десятилетия спустя мастер, так и оставшийся в истории искусства «художником одной картины», вернулся к теме в работе «Прерванное венчание». На вопрос о причине остановки этой свадьбы отвечает второе название картины - «Двоеженец».

Василий Пукирев. Неравный брак. 1862. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Василий Пукирев. Прерванное венчание. 1877. Азербайджанский государственный музей искусств, Баку

«Прерванное обручение» Адриана Волкова

В картинах передвижников и других русских реалистов второй половины XIX века часто можно встретить сцены из купеческой жизни, которую тогда же начинают активно высмеивать на театральной сцене, в особенности Островский . На этой изображен жених купеческой дочки, помолвка которого срывается из-за появления прежней возлюбленной с младенцем на руках. Скандал! По эскизу видно, что замысел был смелее: там дочка в белоснежном платье, то есть срывалась не помолвка, а само венчание.

Адриан Волков. Прерванное обручение (эскиз). Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары

Адриан Волков. Прерванное обручение. 1860. Государственная Третьяковская галерея, Москва

«К венцу (Прощание)» и «Выбор приданого» Владимира Маковского

Известный художник-жанрист Владимир Маковский сравнения с Пукиревым не боялся: он писал свои свадебные картины 40 лет спустя. Но современный зритель и не заметит особой разницы в стиле их живописи. А подсказка прямо перед глазами - фасон свадебного платья. Хотя основной набор атрибутов неизменен - фата, венок из флердоранжа, белая ткань, но модный силуэт заметно поменялся. На картине Пукирева, написанной в 1862 году, - у невесты большой громоздкий кринолин; с таким из-под венца не убежишь. А вот у невест 1890-х юбка значительно сужена и выглядит намного более удобной. Любопытно, что невесты XXI века все-таки предпочитают фасон полуторавековой давности, с кринолинами.

Владимир Маковский. К венцу (Прощание). 1894. Самарский областной художественный музей, Самара

Владимир Маковский. Выбор приданого. 1897-1898. Харьковский художественный музей, Харьков

«Перед венцом» и «После венчания» Фирса Журавлева

Картина Журавлева «Перед венцом» за которую он получил звание академика, пользовалась такой популярностью, что он написал ее второй вариант. В первом, из Русского музея , полно свидетелей, причем костюмами и атрибутами явно подчеркивается: семья купеческая, то есть можно и посмеяться над ними. Второй вариант, из Третьяковской галереи , более лаконичен и трагичен: тут дело только между отцом и дочерью. Картину называли и «Благословение невесты», и «Брак по приказу»… В более позднем полотне, «После венчания», и интерьер изящный, аристократический, и отец-дворянин (у него нет бороды, и на шее не круглая медаль, а крест). А невеста все равно рыдает.

Фирс Журавлев. Перед венцом. 1874. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Фирс Журавлев. Перед венцом. До 1874. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Фирс Журавлев. После венчания. 1874. Тамбовская областная галерея, Тамбов

«В ожидании шафера» Иллариона Прянишникова

Однако похвалить русских художников за оригинальность трагической темы нельзя: ровно в те же годы по всей Европе везде пишут полотна про несчастливых невест. В викторианскую эру, когда стал господствовать капитал и развелось много богатых стариков, тема неравных браков стала весьма актуальной. Кроме того, плачущие девушки в белом просто эффектно смотрятся! Названия картин говорят за себя: «Пока смерть не разлучит нас» (Эдмунд Блэр Лейтон), «Несчастная невеста» (Огюст Толмуш), «Первая слеза» (Норберт Гёнётт), «Отвергнутая невеста» (Эдуард Свобода) и так далее…

Илларион Прянишников. В ожидании шафера. 1880-е. Серпуховский историко-художественный музей, Московская обл., Серпухов

Илларион Прянишников. У тихой пристани. 1893. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

«Свадьба в тюрьме» Николая Матвеева

Впрочем, одним русское искусство отличалось от европейского: живописцы были прогрессивными, либерально относились к многочисленным арестантам. Ведь это были политзаключенные - боровшиеся с режимом революционеры и террористы, герои и подвижники, как считало интеллигентное общество той поры. Отсюда такие доброжелательные тюремные картины, как «Не ждали» и «Отказ от исповеди»

Середина XIX века в России была отмечена появлением так называемых невест-бесприданниц. Семьи со средним достатком время от времени испытывали нужду, денег не всегда хватало даже на самое необходимое. Дети в это время подрастали, расходы увеличивались, и семейный бюджет не выдерживал. Труднее всего жилось семьям, где было несколько дочерей, так как каждой девушке хотелось красиво одеваться, а это стоило достаточно дорого.

На фоне неустроенности быта возникали семейные неурядицы и, в конце концов, родители начинали искать выход из создавшейся ситуации. Восемнадцатилетняя дочь-красавица, как правило, была окружена поклонниками, готовыми за ней ухаживать и даже жениться. В основном это были молодые щеголи с хорошими внешними данными, но без материальных средств. Родители девушки старались найти ей жениха побогаче, да и сама невеста понимала, что несостоятельный муж ей не нужен. Тем не менее, время летело быстро, многие девицы на выданье не могли найти свое счастье и оставались незамужними. Женихов не хватало, те, кто мог бы составить партию приличной девушке, были наперечет, за ними велась настоящая охота.

Браки по расчету

Далеко не всегда получалось обручиться с красивым и обеспеченным молодым человеком, чаще всего наступало разочарование в первые недели знакомства. И вот тогда на авансцену выходили классические престарелые женихи, готовые повести под венец молодую неискушенную девственницу. Семидесятилетние старики, нимало не смущаясь, сватались, вели переговоры с родителями, предлагали баснословные суммы. Разумеется, юная красавица не могла принять подобные ухаживания дряхлого старца, но ее родители спешили заказать подвенечный наряд. При этом мать говорила дочери: "Пойдешь замуж, и точка… Довольно нам в нужде жить". Далее следовали бессонные ночи, девичьи слезы, мольбы, однако родители были непреклонны. Нередко девушки пытались покончить с собой, лишь бы не выходить замуж за ненавистного старца.

Картина "Неравный брак": история

В 1863 году на Московской академической художественной выставке была представлена работа молодого художника Василия Пукирева, которая произвела настоящий фурор. Картина "Неравный брак" посвящалась теме насильственных бракосочетаний в российском обществе того времени. Тем не менее, в социально-психологическом смысле проблемы никто не видел, страдала только сама невеста, которой приходилось терпеть домогательства постылого жениха. Материальная заинтересованность, желание провести выгодную сделку заставляли родителей поступаться интересами родной дочери. Автор картины "Неравный брак" открыто осудил меркантильность российского общества. Престарелые генералы, уже было присмотревшие себе молодую беззащитную невесту, стали один за другим отказываться от женитьбы.

Венчание

Картина "Неравный брак", описание которой предполагает знакомство с персонажами во всех подробностях, отражает венчальную сцену в православной церкви. Полумрак алтарного придела слегка рассеивается светом, падающим из окна. В целом картина "Неравный брак" оставляет впечатление безысходности. В центре престарелый жених, облаченный в дорогой костюм, с неестественной осанкой, поддерживаемый тугим корсетом. Голова едва поворачивается, зажатая высоким воротником, тусклые глаза надменно оглядывают окружающих, на груди сверкает медаль, на шее орден. Награды эти явно неуместны для церковного венчания. Старик старается взглянуть на невесту с высоты своего генеральского чина, однако он жалок, хоть и старается держаться молодцом.

Трудно понять психологию одряхлевшего вояки, ведь, скорее всего, и у него когда-то была дочь, которую он стремился удачно выдать замуж. За плечами долгая жизнь, в которой было много хорошего, как у любого человека. Откуда же такая черствость, бездушность по отношению к юному созданию?

Невеста

Самый значимый персонаж картины - молодая девушка - написан художником особенно тщательно. Невеста - совсем еще ребенок, с поникшей головкой, едва сдерживает слезы, этот день самый горький в ее жизни. Нежное личико в обрамлении белокурых локонов печально, свеча в детской руке наклонилась, воск капает на свадебное платье. Постылый жених совсем рядом, ощущение его присутствия терзает девичью душу. Ее правая рука протянута священнику, который вот-вот наденет на тонкий палец обручальное кольцо. Невеста безучастна, она уже безразлична к собственной судьбе. Облачившись в свадебный наряд, девушка пожертвовала собой во благо своей семьи, которая отныне сможет жить в достатке.

Священник

Священник на картине изображен сгорбившимся, потерянным, словно ему приходится исполнять дело неблагодарное. Он смотрит исподлобья, поза напряжена, неестественна, его одеяние, расшитая риза, топорщится. В левой руке раскрытая церковная книга, в правой зажато обручальное колечко, которое священник готов надеть невесте на палец. Возможно, и у него когда-то была дочь, которой кто-то пытался сломать жизнь. Священник растерян, однако свою обязанность он готов исполнить до конца.

Шафер и другие присутствующие

На картине, помимо невесты и жениха, изображено еще несколько персонажей. За спиной невесты находится шафер с бутоньеркой на лацкане сюртука, он невесел, даже озабочен. Противоестественность событий, разворачивающихся под церковными сводами, угнетает молодого человека. Рядом с ним стоит мужчина, который, по всей видимости, тоже неравнодушен к происходящему. Все прочие персонажи, отображенные на картине, это близкие люди жениха, среди которых находятся офицер, сваха и несколько гражданских лиц.

"За" и "против"

Известный художественный критик, историк искусств, Владимир Васильевич Стасов, увидев полотно Пукирева, сказал: "Наконец-то появилось произведение на злобу дня, взятое из самой глубины современной жизни".

Однако его мнение разделяли далеко не все. У художника нашлось немало врагов, которые принялись упрекать его в недостаточно глубокой проработке темы. В прессе поднялась волна полемики, о творчестве Пукирева заспорили. В конце концов признали, что он создал картину, обреченную на успех. Обличительный сюжет никого не оставлял равнодушным. Виртуозная живопись, композиционность рисунка, отточенные психологические характеристики каждого персонажа - все это поднимало художественную ценность картины на небывалую высоту. В России появился новый талантливый художник - Василий Пукирев ("Неравный брак"). ее анализ, мнение критиков позволяли сделать вывод о своевременности появления шедевра. Российское общество было готово осудить браки по расчету за их аморальность.

Неравный брак! Горе и страдания, гибель для неокрепшей девичьей души. Сколько народных песен сложено о судьбе бесприданниц, о горькой доле простых русских женщин. Трагичность темы воплотилась и в других произведениях живописи и литературы, таких как пьеса А. Н. Островского "Бедная невеста", картина Ф. Журавлева "Перед венцом", полотно В. Маковского "К венцу". "Неравный брак", картина Пукирева, доминировала в этом списке. Таким образом, мотив бракосочетания по расчету вошел в изобразительное и театральное искусства.

Признание

Картина "Неравный брак" была признана за нее Василия Пукирева наградили званием профессора живописи. Академия делает профессором человека, написавшего большую картину, но какую? Картину, где нет ни пожара, ни сражения, ни древней, ни новой истории… Всех взволновала новая, современная тема власти денег и явно выраженная фигурой молодого человека, стоящего за спиной невесты. Однако об этом немного позже. После этого известность Пукирева стала всероссийской. Художник занялся преподавательской деятельностью, успешно создавал группы из одаренных юношей, старался развить в них природный талант, передавал свои знания и опыт.

Многих интересовало, кого изобразил художник в своей картине, по Москве поползли слухи. Одни считали, что в основу сюжета положена трагедия из жизни самого живописца - его невеста, мол, была выдана за богатого старика. Оснований для подобных предположений не было никаких, но эта версия всем понравилась. А поскольку слухи живучи, то придуманная кем-то история несчастной любви художника довольно долго занимала умы москвичей.

Как появился сюжет

На самом делекартина "Неравный брак" не имела столь романтичного происхождения. Дело в том, что у Василия Пукирева был близкий друг, художник Петр Шмельков, преподаватель рисования. Жил он в нужде и поэтому постоянно находился в поиске работы и сюжетов для своих картин. Иногда ему удавалось получить репетиторство в каком-нибудь богатом доме. Вращаясь в высшем обществе, Шмельков не раз наблюдал брачные альянсы стариков с молодыми невестами. Он даже сделал серию зарисовок на эту тему, надеясь в будущем использовать их при написании картины.

Церковный указ

В 1861 году, в феврале, Священный Синод выпустил указ с осуждением большой разницы в возрасте при поскольку в тот период каждая вторая женитьба делалась на основе материальной заинтересованности. Возможно, тогда Шмельков и подсказал своему приятелю тему для картины. Пукирев увлекся идеей и начал работу. В знак благодарности он нарисовал Шмелькова рядом с шафером. А в роли шафера изобразил самого себя.

Кроме самого Василия Пукирева и его друга Шмелькова, на картине присутствует еще один известный персонаж. Это Гребенский, мастер-рамочник. Когда он увидел картину, то сразу вознамерился изготовить для нее раму "какой еще не было". Получилось поистине украшенное тонкой изящной резьбой. Таким образом, "Неравный брак" (картина Пукирева) получил достойное обрамление. С тех пор Третьяковская галерея заказывала рамы для коллекционных картин только у Гребенского.

Деятельность художника

В свое время Василий Пукирев успешно работал для внутреннего убранства церкви Святой Живоначальной Троицы, в Грязях. Им были созданы девять иконописных образов. Кроме сакрального творчества, художник занимался портретной живописью, создал серию изображений известных людей. Помимо всего прочего, тридцатилетний Пукирев преподавал в московском училище живописи и ваяния.

Крах и кончина творца

Семьей талантливый художник так и не обзавелся, хотя по некоторым сведениям делал предложение Прасковье Матвеевне, женщине прекрасной души, той самой, которая позировала ему в роли невесты во время работы над картиной "Неравный брак". Признание в любви было безответным, и художник всю жизнь прожил в одиночестве. Это сыграло свою роль: дела постепенно пришли в упадок, новые картины спросом не пользовались. Пукирев стал выпивать, из училища пришлось уйти. Дальше - больше: художник потерял квартиру, все свои вещи распродал и стал жить на благотворительные подачки. Друзья чем могли помогали, но так продолжаться долго не могло. И 1 июня 1890 года Василий Пукирев умер в полном одиночестве, в возрасте 58 лет. Похоронили художника на Ваганьковском кладбище, в Москве.

"Неравный брак", картина художника Пукирева, находится в настоящее время в Третьяковской галерее, расположенной по адресу: Москва, Лаврушинский переулок, 10. Музей открыт ежедневно с 10 до 18 часов.

"Неравный брак", картина, цена

В Интернете можно найти репродукции любых художественных полотен. Иначе обстоит дело с авторскими копиями шедевров, выполненных на достаточно высоком профессиональном уровне, таких работ единицы. На специализированных сайтах размещены как репродукции, так и художественные копии. Посетители часто задают вопрос, кто написал картину "Неравный брак"? Безусловно, всем хочется узнать побольше о легендарном полотне.

Аналогичные картины

Помимо шедевра Василия Пукирева, существует ряд картин на тему неравных браков. Художник Фирс Журавлев написал в 1874 году картину, которая продолжила тему упадка нравственности в российском обществе. В комнате на полу рыдающая невеста, уже одетая в свадебное платье, рядом стоит неумолимый отец. Судьба девушки предрешена, через несколько минут ее повезут в церковь и выдадут замуж за уродливого богатого старика. Картина называется "Перед венчанием", она находится в Третьяковской галерее.

В 1894 петербургский художник Владимир Маковский написал картину "К венцу", также отражающую тему нравственной деградации общества в России середины 19 века. На полотне изображена непорочная русская красавица, убитая горем, лишенная всякой надежды на счастливую жизнь. Картина находится в

История картины "Неравный брак" русского художника Василия Владимировича Пукирева (1832 - 1890) и жанровая живопись.

Василий Пукирев "Неравный брак", 1862 Холст, масло. 173×136,5 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Неравный брак» — картина русского художника Василия Пукирева. Работа была написана в 1862 году, сразу после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Картина «Неравный брак» (находится в Государственной Третьяковской галерее) доставлена на академическую выставку 1863 года, своей общей идеей, сильной экспрессией, необычайным для бытового сюжета размером и мастерским исполнением сразу выдвинувшая художника на одно из самых видных мест в среде русских живописцев. За нее Академия наградила его званием профессора.

Предыстория

В середине XIX века вопрос бесправного положения женщины, девушки-бесприданницы, выдаваемой замуж против ее воли, стал для России болезненным. Значительное число браков в то время строилось на основе выгоды и материальной заинтересованности. В 1854 году на сцене Малого театра была поставлена пьеса А. Н. Островского «Бедность не порок», а в феврале 1861 года вышел указ Священного Синода, осуждающий браки с большой разницей в возрасте.
Существует версия, что идею написать картину на эту тему подсказал Василию Пукиреву его друг художник, изучавший нравы купеческого мира и сделавший выводы, что цинизм правит их миром, а жажда наживы делает купцов циниками.

Видео из Третьяковской галереи.

Работа над картиной

Пукирев приступил к работе в 1862 году. Он быстро написал эскиз небольшого размера (34х26) и начал писать большой холст.

Описание

На картине изображен процесс венчания в православной церкви. На фоне полумрака церкви, падающий из окна свет ярко освещает лишь жениха, невесту и священника. Жених изображен стариком в хорошем костюме, опирающимся правой рукой на трость, с едким, снисходительно-раздражительным выражением лица. У него морщинистое лицо, невыразительные тусклые глаза, брезгливо оттопыренные губы, на шее орденский крест Владимира II степени и слева на груди соответствовавшая этому ордену звезда. Зажатый и тугой воротник придаёт его лицу неподвижный и застывший вид и лишь глаза его чуть скошены в сторону невесты.
В противовес жениху написан образ невесты. Она очень молода, совсем ещё ребёнок, о чём говорит овал её лица, шелковистые русые волосы, маленький рост. На голове у неё фата, свидетельствующая о её невинности. Лицо её бледно, глаза заплаканы и взгляд опущен вниз, что придаёт её образу особенную трогательность. Особенно чистой кажется она в свадебном наряде. В левой руке у неё безвольно опущенная вниз свеча, а правую она протягивает священнику, подставляя указательный палец для обручального кольца.
Фигура священника в ризе изображена сгорбленной, со смотрящим исподлобья взглядом, в левой руке у него церковная книга, а правая держит золотое обручальное кольцо, которое он собирается надеть невесте на палец.
Среди гостей выделяется фигура шафера, изображенного у края картины за невестой. Выражение его лица выражает недовольство, руки сложены на груди. Образы шафера и невесты соединены в картине тонкими, опосредованными связями. Во-первых, художник продемонстрировал это, расположив их в непосредственной близости друг от друга в тесном пространстве церкви, а во-вторых, лишь они на картине молоды и объединены одним общим переживанием. На груди шафера, как и полагается, роза, приколотая у сердца, но в данном случае это знак обрекающий героя на страдание.
Остальные персонажи играют второстепенную роль. Автор делит их на две группы - группу жениха и группу невесты. Первая, среди которых важный военный и стоящий рядом с ним мужчина, с откровенным и нескромным любопытством разглядывают невесту. Преданно смотрит на старика-жениха пожилая женщина слева, видимо - сваха. Во второй группе, кроме шафера, можно отметить фигуру стоящего рядом с ним мужчины, в пристальном взгляде которого явно читается живое участие.

Прототипы картины

Версия Николая Варенцова

Согласно первой версии, сюжет картины связан с любовной драмой, случившейся с другом художника молодым купцом Сергеем Михайловичем Варенцовым. Согласно этой версии Сергей Варенцов[комм. 1] был влюблён в 24-летнюю Софью Николаевну Рыбникову[комм. 2], но родители невесты предпочли ему более богатого и известного в торгово-промышленном мире, нестарого (37-летнего, на 13 лет старше невесты) Андрея Александровича Карзинкина. Причем, по свидетельству Н. П. Сырейщикова, внучатого племянника Варенцова, в силу сложившихся обстоятельств Сергей Варенцов был вынужден присутствовать на венчании, состоявшемся в 1860 году в церкви Трех святителей на Кулишках, в качестве шафера. Н. А. Варенцов в своих воспоминаниях объяснил эту необходимость тем, что сестра Карзинкина была замужем за старшим братом Сергея Варенцова — Николаем.
Согласно версии, вскоре Сергей Варенцов запротестовал против изображения себя на картине, так как в свою очередь, собирался жениться на Ольге Урусовой. Художник был вынужден изобразить на картине самого себя.
Про Сергея Михайловича рассказывали, что он был влюблен в барышню — дочку купца Рыбникова и хотел на ней жениться, но родители предпочли выдать ее замуж за Андрея Александровича Корзинкина, хотя не такого красивого, зато очень богатого и хорошего человека.
Эта неудача Сергея Михайловича весьма угнетала, и он делился горем со своим приятелем художником Пукиревым, который воспользовался этим рассказом для сюжета своей картины под наименованием «Неравный брак», изобразив жениха стариком генералом, а шафера, стоящего со сложенными на груди руками, — Сергея Михайловича. Картина имела большой успех на выставке, была приобретена П. М. Третьяковым и до сего времени находится в Третьяковской галерее. Из-за этой картины между Сергеем Михайловичем и Пукиревым произошла крупная ссора, когда он увидал изображение свое на ней. Пукирев принужден был приделать маленькую бородку шаферу, оставив все черты лица без изменения, так как Сергей Михайлович не носил бороды.
— Н. А. Варенцов. «Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое»
Подтверждением факта, что художник изобразил самого себя на картине является его сходство с образом художника на картине «В мастерской художника» (1865), где по свидетельству Н. А. Мудрогеля, автор изобразил себя. Друг художника С. И. Грибков также подтверждал, что «со скрещенными руками в картине — это сам В. В. Пукирев, как живой».

Василий Пукирев в образе шафера на картине «Неравный брак»

Картина Пукирева «В мастерской художника». На заднем плане, положившим руку на мольберт, изображён сам автор

Андрей Александрович Карзинкин - московский купец и меценат.

Фотография конца XIX века. Портрет С. М. Варенцова работы Пукирева.1860-е годы

Версия Грибкова и Мудрогеля

По другой версии, озвученной другом художника Сергеем Грибковым и Н. А. Мудрогелем, на картине изображена любовная драма самого художника. Причём, Грибков рассказывал и подробности этой истории:
Товарищ и друг В. В. Пукирева с юных дней, он (С. И. Грибков) знал историю картины «Неравный брак» и всю трагедию жизни автора: этот старый важный чиновник — живое лицо. Невеста рядом с ним — портрет невесты В. В. Пукирева, а стоящий со скрещенными руками — это сам В. В. Пукирев, как живой.
— В. А. Гиляровский. «Москва и москвичи»
Согласно этой версии прототипом в образе невесты на картине изображена несостоявшееся невеста самого Василия Пукирева — Просковья Матвеева Варенцова[комм. 3], внучатая племянница княгини Ольги Мироновны Щепиной-Ростовской (урождённой Варенцовой-Тарховской), супруги князя А. И. Щепина-Ростовского. Подтверждение этой версии было получено в 2002 году, когда Государственная Третьяковская галерея приобрела карандашный рисунок 1907 года работы В. Д. Сухова, на котором написано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину „Неравный брак“. Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне».
В образе жениха, по предположению Л. Кац, художник изобразил тверского предводителя дворянства Алексея Марковича Полторацкого, с большим посмертным портретом которого она нашла сходство. На этюде к картине «Голова старика» художник указал, что он писался с князя Цицианова, Л. Полозова предположила, что речь идёт о князе Павле Ивановиче Цицианове, а Н. П. Сырейщиков утверждает, что голова была написана с повара Владимира Ивановича, служившего в те годы в доме Варенцовых. Кроме того, Л. Полозова считает, что образ, возможно, писался собирательно: фигура и одежда — от Полторацкого, голова, с особенным выражением лица, — от Цицианова, венчик седых волос — от повара Владимира Ивановича.
На картине изображены ещё две знакомые художнику личности. Рядом с шафером, изображён друг Пукирева художник Пётр Михайлович Шмельков, по одной из версий и подсказавший автору идею картины. Кроме того, сбоку на картине изображёна голова рамочника Гребенского, обещавший сделать художнику раму для картины «каких еще не было».

Голова старика.
Этюд для картины «Неравный брак».
На обороте холста пером надпись: Пукиревъ. Этюдъ къ картине «Неравный брак» (Третьяк. гал.). Ниже: Писано съ князя Цицiанова».

Портрет А. М. Полоторацкого работы Пукирева. 1861 год

Пётр Михайлович Шмельков (1819—1890)

Карандашный рисунок 1907 года работы В. Д. Сухова, на котором написано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину "Неравный брак". Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне»

Последствия

Картина была выставлена в сентябре 1863 года в Петербурге на очередной академической выставке, но ещё до выставки была куплена другом Пукирева коллекционером Александром Борисовским, у которого, в свою очередь в 1871 году за 1 500 рублей её выкупил Павел Третьяков. Сейчас картина экспанируется в Третьяковской галерии.
На выставке картина произвела огромное впечатление на современников. В. В. Стасов считал, что полотно Пукирева одно из самых капитальных, но вместе с тем и самых трагических картин русской школы, И. Е. Репин заметил, что Пукирев «много крови испортил не одному старому генералу», а историк Н. И. Костомаров признался друзьям, что, увидев картину, отказался от намерения жениться на молодой девушке. В то же время, прогрессивный журнал «Искра» в статье 1863 года «Расшаркивающееся искусство» раскритиковал картину за недостаточно глубокое социальное обличение, за налет сентиментализма и мелодраматичности, снижающее ее художественное значение.
В 1875 году Василий Пукирев написал вариант-повторение картины «Неравный брак», находящийся сейчас в экспозиции Национального художественного музея Республики Беларусь. Возвращался Пукирев к теме бракосочетания и в других своих работах таких как «Прием приданного по росписи» и «Прерванное венчание».
В. Пукирев. Прерванное венчание.

Картина Пукирева «Двоеженец» или «Прерванное венчание». 1877 год

Картина Пукирева «Прием приданого в купеческой семье по росписи». 1873 год

В оформлении обложки альбома «Клубника со льдом» группы «Крематория» использована картина Василия Пукирева «Неравный брак». Картину создатели оформления дополнили фигурой в белом халате.