Драма «Гроза». История создания, система образов, приёмы раскрытия характеров героев. Характеристика героев в пьесе «Гроза Драма гроза система образов приемы раскрытия характеров

Урок 31. Драма "Гроза". Система образов, приемы раскрытия характеров героев.

определить смысл заглавия, своеобразие системы образов; ответить на вопросы, как раскрываются характеры героев и в чем своеобразие конфликта пьесы.

Ход урока.

Группа 1. Смысл названия пьесы "Гроза". Сообщения учащихся о самостоятельных наблюдениях над текстом под руководством учителя.

Дайте определение слову «гроза»?

Какое значение имеет в пьесе?

(Гроза для Катерины – божья кара; Тихон называет грозой брань своей матери; Кулигин видит в грозе «благодать»)

Композиционная роль грозы? (связывает воедино всю пьесу: в 1 действии гроза надвигается, в 4 – предвещает гибель, разражается в кульминационной сцене признания Катерины)

Группа 2. Система действующих лиц пьесы. Сообщения о самостоятельных наблюдениях над текстом.

– Давайте назовем действующих лиц «Грозы» (чтение афиши). Что означают их имена и фамилии?

– Фамилии в пьесах Островского «говорят» не только о характере героя, но фактически дают информацию о нем. Тщательное отношение Островского к именам героев – одна из причин их реалистичности. Здесь же проявляется такое редкое качество как читательская интуиция.

Изучая список действующих лиц, следует отметить распределение героев по возрасту (молодые -- старые), родственные связи (указаны Дикой и Кабанова, а большинство остальных героев по родственной связи с ними), образование (его имеют только Кулигин -- механик-самоучка и Борис). Затем, в работе с текстом, знания учащихся углубляются, и система героев становится иной. Учитель вместе с классом составляет таблицу, которая записывается в тетрадях.


Вопросы для обсуждения

Какое место занимает Катерина в этой системе образов?

Почему среди "хозяев жизни" оказались Кудряш и Феклуша?

Как понять такое определение - "зеркальные" образы?

Группа 3. Особенности раскрытия характеров героев. Сообщения учащихся о своих наблюдениях над текстом.

Речевая характеристика (индивидуальная речь, характеризующая героя):

Катерина - поэтическая речь, напоминающая заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами.

Кулигин - речь образованного человека с "научными" словами и поэтическими фразами.

Дикой - речь изобилует грубыми словами и ругательствами.

Кабаниха - речь лицемерная, "давящая".

Феклуша - речь показывает, что она была во многих местах.

Роль первой реплики, которая сразу раскрывает характер героя:

Кулигин. Чудеса, истинно надобно сказать: чудеса!

Кудряш. А что?

Дикой. Баклуши ты, что ль, бить суда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!

Борис. Праздник; что дома-то делать!

Феклуша. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная.

Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Тихон. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Варвара. Не уважишь тебя, как же!

Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.

Использование приема контраста и сопоставления:

монолог Феклуши - монолог Кулигина;

жизнь в городе Калинове - волжский пейзаж;

Катерина - Варвара;

Тихон - Борис.

Итог урока. Основной конфликт пьесы раскрывается в названии, системе действующих лиц, которых можно разделить на две группы - "хозяева жизни" и "жертвы", в своеобразной позиции Катерины, которая не входит ни в одну из названных групп, в речи персонажей, соответствующей их позиции, и даже в приеме контраста, определяющем противостояние героев.

Домашнее задание:

Ответить на проблемный вопрос: Можем ли мы осуждать Кабаниху за ее отношение к невестке, если, в конечном счете, свекровь оказалась права в своих опасениях, ведь Катерина изменила мужу. Проследить по развитию действия пьесы как развивается конфликт, какую роль при этом играет гроза?

Пьеса была создана накануне отмены крепостного права. Действие происходит в небольшом купеческом приволжском городе Калинове. Жизнь протекает там медленно, сонно, скучно. Главная героиня пьесы, Катерина, резко отличается от других действующих лиц этого сонного царства. «Идеальность» Катерины - не идеальность наивной души. Она уже приобрела опыт, принуждая себя жить с нелюбимым мужем, Тихоном, покоряясь злобной свекрови, Кабанихе, привыкает к брани Дикого, попрекам, высоким глухим заборам, запертым воротам. Но в ней осталась тяга к красоте, к тому, что еще сохранила детские впечатления.

Неожиданное желание полететь, как птица, воспоминание о столбе света в церкви, где будто облака ходят и поют ангелы, и воспоминания о юности - все это говорит о романтичности и одаренности Катерины, которая не находит отклика в скучной жизни с Тихоном, где над всеми страх, где всем людям - «гроза». Гроза в пьесе - понятие многозначное. Это и атмосферное явление, и душевный переворот, и страх, страх наказания, греха, людского суда. Грешная любовь Катерины к Борису, честному, доброму, порядочному, но слабовольному человеку, - путь к ее гибели, потому что в самодурных условиях жизни свободное чувство обречено на смерть.

Одаренная, цельная, очень впечатлительная Катерина не могла, как Варвара с Кудряшом, жить потаенной, воровской любовью, и поэтому она кается в своем «грехе». Она не побоялась людского суда, и это говорит о силе духа героини, а не только о слабости его. Катерину сражает не удар молнии.

Она сама бросается в омут, сама решает свою судьбу, сама ищет освобождения от такой жизни. Для того, чтобы принять это решение, нужно мужество. Именно поэтому оставшийся «жить: да мучиться» Тихон завидует мертвой жене своей. Тихон впервые осмелился пойти против воли своей матери, он обвиняет ее в смерти жены. Это очень непрочная победа над страхом авторитета, но это уже начало той силы, которая разрушит царство покорности и слепого подчинения и безволия.

Стихийный вызов Катерины, внутренняя самостоятельность и независимость героини были расценены русским критиком Н. А. Добролюбовым как знак глубокого протеста, назревающего в стране, свидетельствующего о близком конце патриархального уклада России.

ГРОТЕСК - изображение людей и явлений в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде. «Сидят людей половины» из стихотворения В. Маяковского «Прозаседавшиеся».

главную мысль/ данного произведения; проблемы, затронутые в нем; пафос, с которым произведение написано; 2. Показать взаимосвязь сюжета и композиции; 3. Рассмотреть субъектную организацию произведения /художественный образ человека, приемы создания персонажа, ...История создания драмы Островского «Гроза» Драму Островского «Гроза» И. С. Тургенев охарактеризовал как «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего: таланта». Действительно, и художественные достоинства «Грозы», и её идейное содержание дают право считать эту драму самым замечательным произведением Островского. «Гроза» была написана...Луч света в темном царстве в пьесах Островского Добролюбов отмечал, что в них звучит протест против самых основ существующего строя - деспотизма, лжи, угнетения человека. Наибольшей силы этот протест достиг в драме «Гроза». «Гроза», - писал Добролюбов в статье «Луч света в темном...Система счисления Система счисления - это способ записи чисел с помощью заданного набора специальных знаков цифр. Существуют позиционные и непозиционные системы счисления. В непозиционных системах вес цифры т. е. тот вклад, который она вносит в значение числа не...

I. Средства раскрытия характеров определяются лите­ратурным методом и жанром произведения.

II. Основные средства раскрытия характеров.

1. Портреты и характеристики персонажей:

Изобразительный портрет (детали);

Самохарактеристика;

2. Обстановка, интерьер.

3. Поступки.

4. Речь: индивидуальные признаки.

6. Пейзаж.

7. Сопоставление и противопоставление персона­жей:

Двойники и антагонисты.

8. Внесценические персонажи, ремарки (в драме).

9. Приемы: контраст, гротеск, ирония, подтекст и т. д.

10. Средства художественной образности: сравнения, гиперболы, метафоры, эпитеты и т. д.

Система образов в драме А.Н.Островского "Гроза".

Развернутый план сочинения

I. Система образов драмы "Гроза" построена на про­тивопоставлении хозяев жизни, самодуров, Кабани­хи и Дикого, и Катерины Кабановой как фигуры протеста против мира насилия, как прообраз веяний новой жизни.

II. Система образов драмы "Гроза".

1. Образы хозяев жизни:

Купцы Дикой и Кабаниха:

а) носители идей старого уклада (домострой);

б) жестокость, самодурство и ханжество по отно­шению к другим;

в) идея близкой гибели старого уклада.

2. Образы смирившихся под властью самодуров:

Тихон и Борис (образы-двойники):

а) безволие, слабость характера;

б) отказ от открытого протеста;

в) любовь к Катерине не придает сил и решимости;

г) Борис образованнее Тихона;

д) после смерти Катерины Тихон решается на про­тест, Борис – нет.

3. Протестующие персонажи:

Варвара и Кудряш:

а) внешнее смирение, ложь и маскировка;

б) противостояние силе силой (Кудряш);

в) бегство как средство спасения от тирании.

Кулигин:

а) противопоставляет самодурству силу просвеще­ния;

б) понимает разумом суть "темного царства";

в) пытается влиять силой убеждения;

4. Катерина:

а) самый решительный протест против власти са­модуров ("протест, доведенный до конца");

б) отличие характера, воспитания, поведения от других персонажей (см. план "Образ Катерины в драме А.Н.Островского "Гроза").

5. Второстепенные образы:

Феклуша, барыня, горожане, ставшие свидетелями признания Катерины:

а) дополняют картину "темного царства".

III. Образная система драмы "Гроза" задает новые па­раметры купеческой тематике в пьесах Островского. "Это самое решительное произведение Островского " (Н.А.Добролюбов).

Система образов в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети".

Развернутый план сочинения

I. В основе образной системы романа – антагонизм со­циальных групп: дворян-либералов и разночинцев- демократов (материалистов).

Образ Евгения Базарова как образ зарождающейся новой силы в русском обществе.

II. Образная система романа.

1. Евгений Базаров:

Главный герой романа, центр образной системы;

Новый социальный тип;

Сильный характер, природный ум, трудолюбие;

Основные идейные постулаты нигилизма Базарова:

б) примат практики над умозрительностью, экспе­римента над теорией;

в) отрицание искусства, эстетического значения природы;

г) критерий полезности каждого вида деятель­ности;

д) сведение понятия любви к физиологическому процессу;

е) люди - биологические индивидуумы, одинако­вые, как и деревья в лесу.

2. Идейные противники Базарова:

1) Павел Петрович Кирсанов - главный антаго­нист:

Узость позиции;

Слабость аргументации;

Основные суждения - как такая же крайность, что и позиция Базарова;

2) Николай Петрович Кирсанов:

Стремление понять молодое поколение;

Искреннее желание внести коррективы в органи­зацию жизни;

Возвышенная натура: любовь к искусству, при­роде,

Красоте чувств;

Опровергает теорию Базарова скорее интуитив­но.

3. Мнимые союзники Базарова:

1) Аркадий Кирсанов:

Представитель молодого поколения;

Случайный попутчик Базарова, так как увлечен нигилизмом только как новомодной идеей;

Подчеркивает идею одиночества главного героя;

2) Ситников и Кукшина:

Образы-пародии на нигилистов;

Стремятся приобрести собственную значимость через приобщение к новым веяниям;

4. Женские образы:

1) Анна Сергеевна Одинцова:

Аристократка;

Необычный для Тургенева женский образ;

Красота и сила характера;

Стремление к покою;

Олицетворяет поражение Базарова в испытании любовью;

2) Катя, сестра Одинцовой:

Отражение характера сестры;

Избавляет Аркадия Кирсанова от идей База­рова;

3) Фенечка:

Образ трогательной женщины из народа;

Оттеняет отношения старших Кирсановых;

Служит формальной причиной дуэли Базарова и Павла Петровича.

5. Родители Базарова:

Отражение противоречий между старым и моло­дым поколением;

В отношении к родителям проявляется различие Базарова-теоретика и Базарова-человека.

6. Второстепенные образы:

1) Дуняша и Петр:

Слуги в имении Кирсановых;

Подчеркивают демократизм Базарова, принимая его не за барина;

Отражают разнообразные народные характеры;

2) образы мужиков, с которыми беседует Базаров:

Отражают демократизм героя;

Опровержение наивной веры героя в то, что он зна­ет народ.

III. Мастерство Тургенева позволяет показать новую для России силу, которая выходит на социальную арену после реформы 1861 года.

Система образов поэмы Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Развернутый план сочинения

I. Особенность образной системы поэмы Некрасова - полифония, отсутствие одного главного героя.

II. Собирательный образ народа в поэме.

1. Образы семи мужиков:

Все из деревень с "говорящими" названиями;

Выполняют композиционную роль (связывают ча­сти повествования);

Воплощают черты русского народа:

а) правдоискательство;

б) интерес к жизни и ее глобальным проблемам, решимость бросить все ради поиска истины.

2. Образы народных защитников:

Ермил Гирин - человек, руководствующийся нрав­ственными законами;

Савелий - богатырь святорусский - олицетворяет силу, долготерпение, решительность русского на­рода: "Клейменый, да не раб";

Яким Нагой - обличитель существующих поряд­ков: "А как работа кончена, глядишь, стоят три дольщика: Бог, царь и господин";

Староста Влас - мудрый человек, живущий по зако­нам, предостерегающий крестьян от "игр" с барами.

3. Образы крестьян, изуродованных крепостным правом:

Старообрядка - воплощение невежества (предска­зывает конец света оттого, что женщины стали но­сить красные кофты);

Дворовый - хвастается господской болезнью - по­дагрой;

Крестьяне помещика Утятина - воплощение рабского сознания (соглашаются играть комедию и притво­ряться крепостными, сами себя загоняя в неволю);

Яков Верный - примерный холоп - предпочитает выразить протест против барина самоубийством.

4. Собирательный образ русской женщины - крес­тьянка Матрена Тимофеевна Корчагина:

а) трагичность участи русской женщины (надру­гательства родни мужа, участь солдатки, по­жары и неурожаи, гибель детей, несправедли­вые обвинения);

б) красота и сила характера;

в) способность перенести все невзгоды и сохра­нить себя.

5. Образы угнетателей:

Поп - вспоминает о хорошей жизни от щедрот помещика;

Оболт-Оболдуев - помещик, закон которого - сила: "Кулак - моя полиция!",

Утятин и его наследники - помещики, на примере которых показано вырождение дворянства, разо­рение дворянских гнезд.

6. Образы демократической интеллигенции:

Павлуша Веретенников - собирает фольклор, пы­тается понять и запечатлеть народный образ;

Гриша Добросклонов:

а) народный заступник нового типа, посвящает свою жизнь служению народу: "Ему судьба го­товила путь славный, имя доброе народного за­ступника, чахотку и Сибирь ";

б) является единственным по-настоящему счастли­вым персонажем поэмы: "Быть бы нашим странникам под родною крышею, если б знать они могли, что творилось с Гришею ".

7. Символические образы:

Разбойник Кудеяр и помещик Глуховский:

а)проводится идея, что только кровь может смыть преступления, совершаемые помещиками в отношении народа; б) отражение этики народников и последующих поколений русских революционеров.

III. Именно система образов поэмы создает ее художе­ственное своеобразие, позволяет судить о настрое­нии русской интеллигенции и крестьянства в поре­форменный период.

Средства раскрытия характеров в пьесе А.Н.Островского "Гроза"

Развернутый план сочинения

II. Средства создания характера героев в драме "Гроза".

1. Монологи, позволяющие узнать о прошлом героя: "Жила, точно птичка на воле", "работать не при­нуждала ", "До смерти я любила в церковь ходить ";

2. Самохарактеристика героев: "Такая я уж зароди­лась горячая!", "А уж коли очень мне здесь опосты­нет, так не удержать меня никакой силой", "Обманывать-то я не умею"",

3. Характеристика персонажа другими: "Ханжа, су­дарь, нищих оделяет, а домашних заела совсем " (Кулигин о Кабанихе), "А и честь-то невелика, по­тому что воюешь ты всю жизнь с бабами ", "А за­чем ты себя нарочно в сердце приводишь?" (Каба­ниха о Диком);

4. Речевая характеристика:

Поэтический язык Катерины (монолог "Отчего лю­ди не летают, как птицы?")",

Сочетание елейности и бранных слов в речи Кабани­хи: "Ох, грех тяжкий!", "Что ты выскочила в глазах юлить-то!", "Экая важная птица!", "Да рехнулся ты, что ли?", "Дурак! Что с дураком говорить!"",

Городская речь Бориса: "Воспитывали нас родите­ли в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Ме­ня отдали в Коммерческую Академию, а сестру в пансион "...;

Научные слова, цитаты в речи Кулигина: "И в руби­ще почтенна добродетель!", "громовые отводы", "электричество ";

Повтор обращения "маменька" в речи Тихона.

5. Ремарки.

6. Метафоры, символы (образ грозы).

7. Второстепенные и внесценические персонажи (см. "Система образов").

III. Несмотря на скудность образных средств, предлага­емых драматическими жанрами, Островскому удается создать яркие и объемные характеры персонажей пьесы.

Средства раскрытия характеров в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Тезисно-цитатный план сочинения

I. Ф.М.Достоевский - мастер психологической прозы. Все средства раскрытия характера подчинены задаче показать душевное состояние героя.

II. Средства создания образов.

1. Портрет:

Раскольников: "Кстати, он был замечательно хо­рош собою, с прекрасными темными глазами, тем­но-рус, ростом выше среднего, тонок и строен.... Он был до того худо одет, что иной, даже привыч­ный человек посовестился бы днем выходить в та­ких лохмотьях на улицу ";

Сонечка Мармеладова: "Ее даже нельзя было на­звать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и когда оживлялись они, выражение ли­ца ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней. ...Несмотря на свои во­семнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком ".

Лужин: "Это был господин немолодых уже лет, чо­порный, осанистый, с острожною и брезгливою физиономией... Недоверчиво и даже с аффектацией некоторого испуга, чуть ли даже не оскорбления, озирал он..."

2. Обстановка в городе подчеркивает душевное со­стояние главного героя:

- "На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь... - все это разом потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши ";

- " ...почему именно во всех больших городах чело­век... как-то особенно наклонен жить и селиться именно в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь и всякая гадость ";

- "Было душно, так что было даже нестерпимо си­деть, и все до того было пропитано винным запа­хом, что, кажется, от одного этого воздуха мож­но было в пять минут сделаться пьяным ".

3. Интерьер: квартира Раскольникова и других ге­роев - это следствие несправедливости жизни, так жить нельзя человеку:

Квартира Раскольникова: "Это была крошечная клетушка, имевшая жалкий вид со своими желты­ми, пыльными и повсюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко...";

Квартира Мармеладова: "Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху... Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней... Выходило, что Марме­ладов помещался в особой комнате... но его была проходная. Дверь в дальнейшие помещения, или клетки... была приотворена".

4. Деталь приобретает символический смысл: жел­тый цвет обоев в комнатах Раскольникова, Со­нечки, в квартире Алены Ивановны (ассоциация: "желтый дом" - сумасшедший дом).

5. Характеристика героя другими персонажами:

Разумихин о Раскольникове: "...угрюм, мрачен, надменен и горд... мнителен и ипохондрик... Велико­душен и добр... просто бесчувствен до бесчелове­чия.. . точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются ".

6. Сны как отражение души героя и его состояния: первый сон - нежность и ранимость Раскольнико­ва, обостренное чувство несправедливости; по­следний сон Раскольникова - фантастическое во­площение его теории - отражение борьбы человека и теории.

7. Персонажи-двойники: Лужин, Свидригайлов (см. "Система образов" с. 162).

8. Персонажи-антагонисты: Разумихин, Дунечка, Порфирий Петрович, Соня Мармеладова (см. "Система образов").

9. Обостренное внимание к глаголам, передающим психическое состояние героя перед убийством:

"бросил скамейку и пошел, почти побежал, хотел было поворотить назад, но домой идти ему вдруг стало ужасно противно... и он пошел куда глаза глядят... начал всматриваться во все встречаю­щиеся предметы... поминутно впадал в задумчи­вость... вздрагивая, поднимал голову и оглядывался кругом... тотчас забывал, о чем сейчас думал и да­же где проходил ".

10. Речь: "внутренний монолог Раскольникова являет­ся великолепным образцом микродиалога; все слова в нем двуголосые, в каждом из них происходит спор голосов" (М.М.Бахтин).

11. Символика цифр: три дня после убийства Рас­кольников в бреду, три дня встречается с Порфирием Петровичем, Раскольников осужден на де­вять лет каторги, выздоровление его происходит через два года, осталось семь лет, которые кажут­ся семью днями (семь дней божественного творе­ния).

III. Ф.М.Достоевский достигает удивительной досто­верности в описании психологии души человека, раздирающих ее противоречий, постоянного стрем­ления к гармонии.

I. Дата написания.

II. Реально-биографический и фактический комментарий.

III. Жанровое содержание.

IV. Идейное содержимое.

1. Ведущая тема.

2. Основная мысль.

3. Эмоциональная окраска чувств.

4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.

V. Структура стихотворения.

1. Основные образы стихотворения.

2. Основные изобретательные средства: эпитет, метафора, аллегория, сравнения, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, олицетворения.

3. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: повтор, антитеза, инверсия, анафора и др.

4. Стихотворный размер.

5. Рифма (мужская, женская, точная, неточная); способы рифмовки (парная, перекрёстная, кольцевая).

6. Звукопись (аллитерация, ассонанс).

7. Строфика (двустишие, трёхстишие, пятистишие, катрен, октава, сонет, Онегинская строфа).

План разбора лирического стихотворения.

1. Дата написания и публикации.

2. Место, занимаемое в творчестве поэта. Художественный метод.

3. Творческая история. (Выбор жанра. Поэтическая традиция. Цензура.)

4. Основная тема.

5. Смысл названия.

6. Лирический сюжет и его движение.

7. Композиция. Наличие обрамления. Основные структурные части.

8. Основные настроения, тональность стихотворения.

9. Ведущие лейтмотивы. Опорные слова, их передающие.

10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия,

11. Лирические персонажи. Их переживания. Их судьбы.

12. Столкновение или соединение различных уровней сознания.

14. Музыка стихотворения.

15. Ритм, размер.

16. Рифмовка, характер рифм.

17. Лексика. Языковые выразительные средства.

18. Поэтический синтаксис.

19. Звукопись. Фонетическая окраска стиха.

20. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа.

21. Отзывы критиков о стихотворении.

22. Звучание стихотворения в наши дни.

План разбора лирического стихотворения.

1. История создания лирического произведения.

2. Особенности жанра данного лирического произведения

3. Выявление идейно-тематического своеобразия (проблема­тики) лирического произведения, ее воплощение в художествен­ной ткани произведения.

4. Особенности композиции лирического произведения

5. Особенности лирического героя произведения, выражение лирического «я» поэта (связь автора и лирического героя, нали­чие лирического сюжета, в основе которого изображение чувст­ва, настроения, движения души).

6. Анализ художественно-выразительных средств, исполь­зуемых в стихотворении; их роль в раскрытии замысла поэта.

7. Анализ лексических средств, используемых в стихотворе­нии; их идейно-художественное значение.

8. Анализ синтаксических фигур, используемых в лириче­ском произведении; их идейно-художественная роль.

9. Анализ риторической фонетики, используемой в стихотво­рении, ее роль.

10. Определение стихотворного размера. Как использование данного стихотворного размера раскрывает поэтический замысел автора.

11. Место и роль данного лирического произведения в кон­тексте творчества поэта, в литературном процессе в целом.

Анализ стихотворения

2.Система образов

Создать трагедию - значит возвысить столкновение, изображенное в пьесе, до борьбы больших общественных сил. Персонажем трагедии должна быть крупная личность, свободная в свих действиях и поступках

Персонаж в трагедии воплощает большой общественный принцип, принцип целого мира. Поэтому трагедия и чуждается конкретных форм быта, она поднимает своих героев до олицетворения великих исторических сил.

Герои «Грозы», в отличие от героев старых трагедий, купцы и мещане. Из этого возникают многие особенности, своеобразие пьесы Островского.

Кроме участников семейной драмы, случившейся в доме Кабановых, в пьесе есть и персонажи, никак не связанные с ней, действующие вне семейной сферы. Это и обыватели, гуляющие в общественном саду, и Шапкин, и Феклуша, а в известном смысле даже Кулигин и Дикой.

Можно представить, что система образов драмы «Гроза» построена на противопоставлении хозяев жизни, самодуров, Кабанихи и Дикого, и Катерины Кабановой как фигуры протеста против мира насилия, как прообраз веяний новой жизни.

1. Образы хозяев жизни -- Дикого и Кабанихи: носители идей старого уклада (Домостроя), жестокость, самодурство и ханжество по отношению к другим персонажам, ощущение гибели старого уклада.

2. Образы смирившихся под властью самодуров -- Тихон и Борис(образы-двойники): безволие, слабость характера, любовь к Катерине, которая не придает героям силу, героиня сильнее тех, кто любит ее и кого она любит, отличие Бориса от Тихона во внешней образованности, отличие в выражении протеста: смерть Катерины приводит к протесту Тихона; Борис же безвольно подчиняется обстоятельства, практически бросает любимую женщину в трагической для нее ситуации.

3. Образы героев, выражающих протест против «темного царства» самодуров:

Варвара и Кудряш: внешнее смирение, ложь, противостояние силе силой -- Кудряш, бегство из-под власти самодуров, когда взаимное существование становится невозможным)

Кулигин - противопоставляет самодурству силу просвещения, понимает разумом суть «темного царства», пытается влиять на него силой убеждения, практически выражает точку зрения автора, но как персонаж бездеятелен

4. Образ Катерины - как самый решительный протест против власти самодуров, «протест, доведенный до конца»: отличие характера, воспитания, поведения Катерины от характера, воспитания, поведения других персонажей

5. Второстепенные образы, подчеркивающие сущность «темного царства»: Феклуша, барыня, горожане, ставшие свидетелями признания Катерины. Образ Грозы

Боленосный трагизм Ф.М. Достоевского

Начнем с "отца семейства" Федора Карамазова, главного представителя "карамазовщины" (сладострастники, стяжатели, юродивые), отчасти передавшего ее особенности, в разной степени и по-разному, своим сыновьям...

Женские образы в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

В "Преступлении и наказании" перед нами целая галерея русских женщин: Соня Мармеладова, мать Родиона Пульхерия Александровна, сестра Дуня, убитые жизнью Катерина Ивановна и Алена Ивановна, убитая топором Лизавета Ивановна. Ф.М...

Новаторство Чехова-драматурга (на примере пьесы "Вишневый сад")

Мотив одиночества, непонимания, растерянности - ведущий мотив пьесы. Он определяет настроение, мироощущение всех персонажей, например, Шарлотты Ивановны, спрашивающей самое себя прежде всего: "Кто я, зачем я, неизвестно"...

Оппозиция "Дон Жуан - Сганарель" в "Дон Жуане" Мольера

Противоречивость образов Дон Жуана и Сганареля видна уже буквально с первой страницы комедии. Они всегда будто борятся, спорят, противоречат друг другу. В некоторых ситуациях, как я говорила ранее...

Потусторонний мир в произведениях Н.В. Гоголя. Его роль в выражении авторской позиции

Произведение Существо/ явление Описание внешности/ характеристика Способности Взаимодействие с главным героем Итог Портрет Портрет ростовщика Это был старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым; черты лица, казалось...

Проблема нравственного выбора в творчестве Ю. Бондарева 1970-х годов ("Берег", "Выбор")

«Берег» - произведение сложное по своему построению, главы о современной действительности чередуются в нем с обширными ретроспекциями, изображающими последние дни войны, но весь этот, казалось бы...

Расстановка образов в драме Жана Ануя "Антигона" по сравнению с одноимённой трагедией Софокла

Существует ряд оснований, по которым можно сравнивать пьесу Ж. Ануя и Софокла "Антигона". Уже в идентичности названий невольно проводится. Все действующие лица, которых некогда включил в свою трагедию Софокл...

Религиозно-философские поиски М.Ю. Лермонтова в романе "Герой нашего времени"

Система образов романа, как и вся его художественная структура, подчинена раскрытию главного персонажа, в чем есть определенный отзвук романтической поэтики...

Роман Владимира Богомолова "Момент истины (В августе сорок четвёртого)"

Роман этот - о людях, чьей профессией является борьба с вражеской агентурой, чей труд, кровавый и опасный, связан с насилием, борьбой, тайной. "Их было трое, тех, кто официально...

Система образов в пьесе А.Н. Островского "Гроза"

Создать трагедию - значит возвысить столкновение, изображенное в пьесе, до борьбы больших общественных сил. Персонажем трагедии должна быть крупная личность...

Сказки А.С. Пушкина, вошедшие в круг детского чтения

В 1833 г. написана «Сказка о рыбаке и рыбке». Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» связан истоками со сказкой «Жадная старуха» и был подарен Пушкину собирателем фольклора писателем В.И. Далем. В «Сказке о рыбаке и рыбке» отразились мотивы...

Сравнительный анализ рассказов В. Астафьева "Пастух и пастушка" и "Людочка"

Образ молодого лейтенанта романтичен, он выделяется своей исключительностью, деталями характера (начитанность, чувствительность), отношением к женщине. Его возлюбленная...

Творчество К.С. Льюиса

Аслан, Великий Лев, Сын Императора-За-Морем, Властитель Леса, Царь Царей - это создатель мира Нарнии, его обитателей и всего остального, что относится к Нарнии. Он приходит к нарнийцам во времена их бедствий...

Уникальность повести Чехова "Три года"

Главную задачу писателя Чехов видел в создании ярких образов. Лишь в том случае, когда автор выбирает героев, поступки, слова, исходя из их художественной ценности, он может достигнуть естественной правды художественного произведения. Духовная...

Художественная система образов в поэме Д. Мильтона "Потерянный рай"

мильтон жанр поэма эпический Подобно многим художникам своего времени, Мильтон обожествлял разум и отводил ему высшую ступень на иерархической лестнице духовных способностей человека. По его мнению, Гнездится в душах много низших сил...

Тема. Драма «Гроза». История создания, система образов, приёмы раскрытия характеров героев.

Цели: 1. Представить материал о создании драмы Островского «Гроза» в виде видео репортажа.

2. Развивать навык анализа характеристики драматических персонажей на примере жителей города Калинова: прежде всего тех, от кого зависит духовная атмосфера в городе.

3. Воспитание патриотизма на примере истории создания драмы Островского «Гроза»; пробудить интерес к творчеству Островского

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку по теме, видеорепортаж о городах, расположенных на реке Волге.

План урока .

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания. Опрос:

Почему формула «Колумб Замоскворечья» «приросла» к Островскому?

Каким представлял Замоскворечье сам Островский?

Что такое драматургия?

С каким театром сотрудничал Островский и как назвал этот театр Гончаров в письме к Островскому?

В чём заслуга Островского перед театром?

III . Работа по теме урока. Объявление темы урока: «Драма «Гроза». История создания, система образов, приёмы раскрытия характеров героев».

1. Видео репортаж об истории создания пьесы Островского «Гроза».

1. «Прообраз» города Калинова

Летом 1855 года Морское министерство России снарядило этнографическую экспедицию для изучения быта и культуры поволжских городов. В экспедиции принимал участие т А.Н.Островский. Впечатления от поездки нашли отражение во многих произведениях драматурга. По мнению исследователей, «прообразом» города Калинова в пьесе «Гроза» могли быть Кострома, Торжок или Кинешма. С Костромой его связывает живописная местность, с Кинешмой – сцена Страшного суда, запечатленная на паперти одной из церквей, с Торжком – местные нравы. Правильнее будет сказать, что Калинов – обобщенный образ провинциальных городов России.

2. Работа с теоретическим материалом.

Беседа с классом:

Назовите жанровые особенности драмы.

Драма:

1) жанр;

2) литературный род, принадлежащий одновременно театру и литературе.

Особенность драмы:

1) конфликт,

2) членение сюжета на сценические эпизоды,

3) сплошная цепь высказываний персонажей,

4) отсутствие повествовательного начала.

Обозначьте конфликт пьесы.

А.Н.Островский показал, как «зреет протест против вековых традиций

и как старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований жизни».

Конфликт между «темным царством» и новым

человеком, живущим по законам совести.

3. Работа с текстом пьесы Островского «Гроза».

Рассмотрим систему художественных образов:

«Темное царство»

Кабанова Марфа Игнатьевна

Дикой Савел Прокофьич

странница Феклуша

мещанин Шапкин

служанка Глаша

Жертвы «темного царства»

Катерина

Борис

Кулигин

Варвара

Кудряш

Тихон

- обратимся к значениям имён, так как у героев пьесы «говорящие имена».

Екатерина – разговорное Катерина, в переводе с греческого: чистая, благородная.

Варвара – в переводе с греческого: иноземка, чужестранка.

Марфа – от арамейского: госпожа

Борис – сокращение имени Борислав, от болгарского:

борьба, от славянского: слова.

Совел – от Савелий, из древнееврейского: испрошенный

(у бога).

Тихон – от греческого: удачный, спокойный.

Слово учителя: « Действие происходит в городе Калинове, расположенном на берегу Волги. В центре города -Базарная площадь, неподалеку старая церковь. Кажется все мирно и спокойно, но грубостью и жестокостью отличаются хозяева города».

Беседа с классом по вопросам:

    Расскажите о жителях Калинова.

    Какие порядки царят в городе? (Ответ подтвердите текстом).

Н. Добролюбов отозвался о жителях города Калинов так:

«Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном

мире: господствующее над ним самодурство, дикое, безумное,

неправое, прогнало из него всякое сознание чести и права…».

Согласны ли вы с мнением критика?

«Самодуры русской жизни».

Беседа с классом:

    Что означает слово «самодур»?

    Каково ваше представление о Диком?

    Что является причиной необузданного произвола Дикого?

    Как он относится к окружающим?

    Уверен ли он в безграничности власти?

    Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Дикого. Приведите примеры.

Сделаем вывод:

Дикой Савел Прокофьич – «пронзительный мужик», «ругатель», «самодур», что значит дикий, крутой сердцем, властный человек. Цель его жизни – обогащение. Грубость, невежество, брань, ругань привычны для Дикого. Страсть к ругательству становится еще сильнее, когда у него просят денег.

Кабанова Марфа Игнатьевна – типичная представительница «темного царства».

1. Каково ваше представление об этом персонаже?

2. Как она относится к своим домашним? Каково ее отношение к «новым порядкам»?

3. В чем сходство и различие характеров Дикого и Кабанихи?

4. Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Кабановой. Приведите примеры.

Сделаем вывод:

Кабанова Марфа Игнатьевна - воплощение деспотизма, прикрытого ханжеством. Как верно ее охарактеризовал Кулигин: «Ханжа…Нищих оделяет, а домашних заела совсем!» Для нее не существует любви, материнских чувств к своим детям. Кабаниха - точное прозвище, данное ей людьми. Она«блюстительница» и защитница обычаев и порядков «темного царства».

Молодые герои пьесы. Дайте им характеристику.

Тихон - добрый, искренне любит Катерину. Измученный укорами и приказаниями матери, думает о том, как бы вырваться из дома. Он безвольный, покорный человек.

Борис - мягкий, добрый, действительно понимает Катерину, но помочь ей не в силах. Он не способен бороться за свое счастье, выбирает путь смирения.

Варвара - понимает бессмысленность протеста, для нее ложь - защита от законов «темного царства». Она убежала из дома, но не покорилась.

Кудряш – отчаянный, хвастливый, способен на искренние чувства, не боится своего хозяина. Он всеми путями борется за свое счастье.

Борьба Катерины за счастье.

    Чем Катерина отличается от других героев драмы «Гроза»?

2. Расскажите историю ее жизни. Приведите примеры из текста.

3. В чем трагизм ее положения?

4. Какие пути она ищет в борьбе за счастье?

Прокомментируйте иллюстрацию к произведению .

Почему Катерина остается одна со своим горем? Почему Борис не взял ее с собой?

Почему она не вернулась к мужу?

Достойны ли Борис и Тихон ее любви?

Был ли у Катерины другой выход, кроме смерти?

Работа с текстом .

    Почему Катерина решила прилюдно покаяться в своем грехе?

2. Какую роль играет сцена грозы в пьесе?

3. Прочитайте выразительно монолог Катерины в сцене покаяния. Какую роль он играет в раскрытии идейного содержании произведения?

Попытайтесь интерпретировать смысл названия драмы «Гроза».

Гроза – это стихийная сила природы, страшная и до конца не изученная.

Гроза – это грозовое состояние общества, гроза в душах людей.

Гроза – это угроза уходящему, но еще сильному миру кабановых и диких.

Гроза – это христианское поверье: гнев божий, карающий за грехи.

Гроза – это зреющие новые силы в борьбе со старыми пережитками прошлого.

    Докажите, что развитие действия неизбежно ведет к трагическому концу?

    Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях?

    С чем борется героиня: с чувством долга или с «темным царством»?

    Выразительно прочитайте последние слова Катерины. Кто виноват в ее гибели?

Н.А.Добролюбов: «Катерина – луч света в темном царстве.

В трагическом конце…дан страшный вызов самодурной силе. нравственности, протест, доведенный до конца…» (Н.А.Добролюбов «Луч света в темном царстве»).

Д.И.Писарев: «Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума…Она разрубает затянутые узлы самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой».

(Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы»).

А какого вы мнения придерживаетесь и почему?

Итог урока:

Оценивание ответов учащихся.

Сегодня на уроке мы узнали не только о нравах калиновцев, но и рассмотрели представителей «тёмного» и «светлого» царства

В завершение урока, ответьте для себя на вопрос: «На какую сторону самовоспитания я должен(а) обратить внимание в большей степени?».

Домашнее задание:

Выполнить конспект статьи Н Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» по плану:

    «Тёмное царство» в «Грозе»

    Катерина – «луч света в «тёмном царстве»

    Выражение народных стремлений

    Самое решительное произведение Островского.