Чем рисуют шаржи. Как научиться рисовать шарж поэтапно карандашом

Карикатурные портреты - это смешные картины, на которых изображены искажённые лица людей, при этом сохраняя их сходство. В этом уроке вы узнаете, как нарисовать карикатурный портрет с помощью программы Adobe Photoshop и графического планшета Wacom Intuos.

Итак, давайте приступим!

Итоговый результат:

1. Делаем набросок карикатуры

Шаг 1

Создайте новый документ в программе Adobe Photoshop со следующими размерами 1110×1270 px, разрешение 300 dpi. Держите исходное изображение, с которого вы будете рисовать карикатурный портрет под рукой. Я использую исходное изображение мужчины, которое вы можете увидеть на скриншоте ниже.

Внимательно изучите ваш объект, обратите внимание на детали, которые особенно выделяются. Ключ к созданию карикатуры - это подчеркнуть особенные черты лица человека. В данном случае, можно увеличить уши, губы, а также линию подбородка.

Как только вы определились, какие черты лица вы будете увеличивать, приступайте к созданию карикатуры. с белым задним фоном. И с помощью Жёсткой Круглой Нажим Непрозрачность кисти (Hard Round Pressure Opacity Brush (B)), нарисуйте набросок вашего карикатурного объекта. В верхней панели управления кисти, не забудьте активировать режим Нажим управляет Непрозрачностью (Pressure for Opacity).

Нарисуйте набросок в серых полутонах, чтобы набросок был как можно более чётким. Это простой рисунок, поэтому нет необходимости добавлять задний фон или детально разрабатывать одежду. Сфокусируйтесь на увеличении черт лица, включая акцентирование линии подбородка.

Итоговый набросок.

2. Раскрашиваем

Шаг 1

Создайте новый слой ниже слоя с наброском. С помощью инструмента Градиент (Gradient Tool (G)), типа градиента Линейный (Linear), цвета градиента от приглушённого зелёного (#3e3726) до светло-зелёного (#695d50), залейте линейным градиентом этот слой.

Шаг 2

Чтобы начать раскрашивать карикатуру, нам нужна основа. Создайте ещё один новый слоя ниже слоя с наброском, назовите этот слой Основа (Base). С помощью жёсткой круглой кисти со 100% Жёсткостью (Hardness), прокрасьте базовыми цветами лицо, волосы и воротник рубашки. Т.к. мы поменяли режим наложения для слоя с наброском на Мягкий свет (Soft Light), то набросок идеально совместится с базовыми цветами.

На этом же самом слое, не забудьте покрасить базовыми цветами глаза, волосы на лице и губы. Номера базовых цветовых оттенков указаны на скриншоте ниже.

Шаг 3

Создайте новый слой поверх слоя с базовыми цветами Основа (Base) в качестве обтравочной маски. Назовите этот слой Тень (Shadows), поменяйте режим наложения для данного слоя на Умножение (Multiply). Мы используем инструмент Пипетка (Eyedropper Tool (I)) для выбора образцов цвета в качестве цвета переднего плана, далее, используя цветовые оттенки, которые уже присутствуют на холсте, добавьте первый этап теней к портрету.

Создайте ещё один новый слой в качестве обтравочной маски к слою Основа (Base). Назовите этот слой Текстура (Texture). Поменяйте режим наложения для данного слоя на Умножение (Multiply). С помощью Трёхгранной Пастельной Кисти (Triangle Pastel Brush (B)), добавьте коричневую текстуру кожи на лицо и шею.

Шаг 4

Давайте добавим световые блики. Создайте новый слой в качестве обтравочной маски к слою Основа (Base). Назовите этот слой Световые блики (Linear Dodge (Add)) и с помощью инструмента Пипетка (Eyedropper Tool (I)), отберите образцы цветовых оттенков со смежных участков, чтобы добавить световые блики. Вам необходимо держать рядом своё исходное изображение в течение этого процесса, это поможет при добавлении световых бликов. Акцентируйте световые блики в верхней области лица.

Теперь выделите все слои с раскраской, включая слой с наброском кроме слоя с задним фоном, чтобы объединить их (Ctrl+E).

Назовите новый объединённый слой Карикатура (Caricature).

Шаг 5

Пришло время почистить наш рисунок и сделать его более чётким. Для этой цели используйте ту же самую кисть Жёсткая Круглая Нажим Непрозрачность (Hard Round Pressure Opacity) для коррекции текстуры на лице, волосах и воротнике. Проведите всю коррекцию на слое Карикатура (Caricature), это обеспечит более отчётливые края вместо мягких размытых.

Шаг 6

Создайте новый слой поверх слоя Карикатура (Caricature). Назовите этот слой Световые блики (Highlights). Поменяйте режим наложения для данного слоя на Перекрытие (Overlay), а затем с помощью белых и ярких тёплых красок, добавьте световые блики на кожу. Сделаете уши и щёки немного более розовыми, а верхнюю часть лба и волосы ярче.

Нельзя забывать про бороду! Чтобы наш рисунок ожил, нам необходимо нарисовать мелкие детали, отражающие световые блики. Вначале создайте новый слой поверх слоя Световые блики (Highlights), поменяйте режим наложения для данного слоя на Линейный осветлитель (Добавить) (Linear Dodge (Add)). Назовите этот слой Детали (Details) и с помощью инструмента Пипетка (Eyedropper Tool (I)), отберите образцы цветовых оттенков, которые уже есть на холсте, чтобы нарисовать световые блики в этой области.

Нарисуйте волосы для бороды в трёх различных направлениях. Нарисуйте мелкие тонкие волоски, чтобы показать отдельные волоски и придать изображению динамику.

Шаг 7

Объедините все слои, относящиеся к карикатуре, за исключением слоя с задним фоном, чтобы завершить нашу картину на двух отдельных слоях. Это поможет в исполнении и сэкономит размер файла.

Продолжайте рисовать детали, чтобы добавить больше индивидуальности к данному портрету. Добавьте больше мелких волосков ко всей растительности на лице, включая усы, бороду и брови. Добавьте световые блики на губы, а также проведите коррекцию краёв, чтобы получить идеальный портрет.

Если вы чувствуете, что можно ещё добавить деталей к рисунку, то добавьте детали одежды. В данном случае, я нарисовал плечи и часть рубашки. Вначале нарисуйте тёмно-синюю основу, а затем добавьте складки на рубашке, медленно нанося мазки мягкой круглой кистью.

Если вам понадобилось удлинить тело, то идём Фильтр - Пластика (Filter > Liquify) и с помощью инструмента Деформация (Forward Warp Tool (W)), потяните рубашку и плечи вниз.

Создайте новый слой поверх слоя Карикатура (caricature), поменяйте режим наложения для данного слоя на Линейный свет (Linear Light). Используя тот же самый синий цвет с рубашки, нарисуйте тени в нижней части рисунка, а также по бокам с помощью мягкой круглой кисти. Объедините все слои в одни слой.

Вы можете увидеть итоговый результат на скриншоте ниже.

И на этом всё! Для создания цифровых рисунков потребуется много практики, но получив этот опыт, вы сможете создать свой собственный карикатурный портрет! Надеюсь, что вам понравился этот урок. Удачи!

ЭСКИЗЫ

Прежде чем начать рисовать, я провожу небольшое исследование темы, которую собираюсь передать в своем рисунке. Данную карикатуру я начал рисовать прямо с зеркала. Присматривался к разным позам и выражениям лица, и пытался применять разные стили рисования – от мультяшного до более реалистичного.

Главное здесь – ничего не усложнять, а сконцентрировать все свое внимание только на фигурах рисунка, его ритме и композиции. При таком подходе можете не бояться потеряться во множестве деталей.

ФОТО-РЕФЕРЕНСЫ

Так как это авто-карикатура, я мог бы сфотографировать себя и просто перерисовать на бумагу, но я так редко делаю. Когда мне, например, нужно нарисовать портрет или карикатуру на известного человека, приходится использовать фотографии, взятые из интернета, и на каждой из них разное освещение, поза и перспектива. Чтобы избежать этой проблемы, я фотографирую сам себя. И это фото будет служить мне образцом для построения тела и лица человека, которого я буду рисовать. В следующем абзаце я подробнее расскажу о том, как я создаю фото-референсы.

Перед подготовкой к фото-сету я должен подготовить иллюстрацию своей идеи на бумаге. Рисунок не обязательно должен быть проработанным, хотя важные элементы композиции обязательно должны быть отмечены, чтобы мы знали, что потом нужно будет сфотографировать, например, одежду, объекты, освещение…

Когда эскиз готов, самое время для фотосессии. В первую очередь, нужно учитывать перспективу. Я сделал пару снимков и сравнил их с рисунком, чтобы проверить высоту, соотношение, угол и типы линз.

Для данной карикатуры я разместил камеру на расстоянии одного метра от себя, примерно на уровне моего носа. Голова и тело слегка развернуты на три четверти, так что у нас получается угловая перспектива, поэтому нужно уделить больше внимания уголкам рта и расположению глаз.

Что касается освещения, то я использовал только рассеянный свет. Самый яркий источник света, справа от головы, расположен относительно близко и имеет желтоватый оттенок, почти белый. Вторичный свет – это свет от окружения, отраженный от желтого фона, крыши, стен и пола. Цвет этого света намного ярче, но и прозрачность довольно высокая.

ИНСТРУМЕНТЫ

Программа Photoshop CS6

Планшет Bamboo Wacom Pen

Консоль G13 Logitech

Примечание: размещайте на своей консоли только наиболее часто используемые инструменты и быстрые клавиши, а также экономящие время клавиши настроек, сокращенные до двух или трех клавиш, типа Ctrl+Alt+Z.

ДОРАБОТКА ЭСКИЗА

Когда я доволен полученным фото-референсом, я создаю финальный контурный рисунок, который далее будет служить мне основой. Я стараюсь максимально точно передать перспективу, ракурс, перекрывающиеся фигуры, анатомию, я также продолжаю искать наиболее подходящее положение на бумаге. Я стараюсь не рисовать по центру, потому что центр холста – очень сильная зона, склонная делать расположенные там объекты очень жесткими, неподвижными. Я лучше отодвину главный объект в сторону и, может быть, чуть выше или ниже центра, чтобы создать более интересную композицию.

Примечание: Поворот холста по горизонтали или вертикали очень хорошо освежает взгляд и помогает заметить ошибки, которые в другой позиции на глаза не попадались.

СВЕТ И ЦВЕТ

Перед созданием палитры цветов я анализирую отношение между светлыми и темными цветами, и делю их на две группы: светлая сторона и темная сторона.

Светлая сторона – это та, на которую приходится самый яркий свет. Здесь присутствуют и сияние, и более светлые, менее насыщенные цвета (но бывают и исключения) и полутона.

На темной стороне расположены все проецируемые и формирующие тени, темные и насыщенные тона (опять же, бывают исключения), а также отраженный свет. Правильное определение этих двух групп – ключ к приданию объема любой фигуре.

Обычно я беру от 3 до 6 цветов для каждого элемента на рисунке – волос, кожи, глаз, рта, футболки и т.д. Эти цвета делятся на те две группы, о которых я говорил ранее. По ходу рисования я могу добавлять и менять цвета в соответствии с новыми результатами и миксами, которые у меня получаются, но я всегда стараюсь придерживаться изначально отобранных цветов.

Примечание: палитру я создаю на отдельном слое и защищаю блокировкой, чтобы случайно не начать рисовать поверх нее.

НАКЛАДЫВАНИЕ ПЕРВЫЙ ЦВЕТОВ

Думаю, это самый важный этап, потому что, если он пройден хорошо, дальнейшее раскрашивание будет проходить намного легче. На этом этапе я не зуммирую изображение и не забочусь о чистоте мазков кисти. Здесь главное наложить правильный цвет в правильном месте и, если необходимо, подкорректировать палитру.

Я создаю слой под эскизом и закрашиваю каждый элемент рисунка соответствующим полутоном. Далее я постепенно добавляю световые пятна и тени. Очень важно никуда не торопиться, потому что здесь легко можно уйти в крайности, т.е. сделать рисунок слишком светлым или слишком темным.

Примечание: периодически я присматриваюсь к рисунку, прищурив глаза, чтобы выявить области, которые нуждаются в коррекции. Прищуривание помогает мне видеть только большие формы, и игнорировать детали.

ОБРАБОТКА КРАЕВ

Когда я доволен первичными цветами, я уменьшаю Непрозрачность (Opacity) слоя с контуром и создаю новый слой поверх него. Я закрашиваю все области, где проглядывали линии контура и растушевываю мазки кисти.

Примечание: я всегда стараюсь менять края фигур – то прорисовываю их, то прячу. Такая техника добавляет рисунку жизни.

ОРГАНИЗОВАННАЯ РАБОТА

В процессе работы я стараюсь организовывать свои слои в простую и удобную систему. Почти половину рисунка я создавал на двух или трех слоях: один – для фона, другой – для персонажа, и один временный слой. Этот слой для «безопасности» - когда я рисую что-то на нем, я могу не волноваться, что нижний слой испортится, а когда результат меня устраивает, я объединяю слои, создаю еще один временный слой и работаю дальше.

Количество слоев увеличивается только к концу рисования. На этом этапе я как раз заканчиваю рисовать глаза, зубы, волосы, текстуры, сияние и темные эффекты. Для каждого элемента я создаю группу слоев. Группы очень помогают при организации и визуализации того, над чем вы работаете.

Я также стараюсь не работать долгое время в одной области. Я стараюсь передвигаться по рисунку и работать по всей поверхности. Так появляется возможность обзора изображения в целом, а впоследствии это помогает обнаруживать зоны, нуждающиеся в доработке.

Примечание: в Photoshop-е версии CS6 можно добавлять цвет на слои и группы непосредственно в меню слоев. Нужно просто кликнуть по слою правой кнопкой мыши и выбрать из списка желаемый цвет.

ФИНАЛЬНЫЕ ШТРИХИ

Прежде чем добавлять финальные штрихи, я перевожу рисунок «во весь экран» и отхожу от монитора метра на два, чтобы присмотреться еще раз, где и что нужно подкорректировать. В фокусной точке я располагаю самые важные детали и самый высокий контраст между цветами, в данном случае, это глаза.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Добавляю больше сияния/свечения, рисую ресницы, мелкие волоски тут и там, выделяю некоторые темные участки теней, морщинки и, наконец, текстурирую кожу. Чтобы добавить текстуру, я беру фотографии кожи высокого разрешения, убираю насыщенность, корректирую режим наложения и применяю этот слой там, где необходимо. Уменьшаю Непрозрачность (Opacity), стираю четкие границы, корректирую слой с помощью Уровней (Levels), чтобы подогнать его по светлоте к самому рисунку, чтобы текстура не смотрелась как отделенная маска.

В конце, я обыгрываю фон и контрастность изображения, и еще раз пристально всматриваюсь в рисунок, чтобы не пропустить области, по-прежнему нуждающиеся в доработке.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Примечание: качественно сфотографированная текстура должна иметь сбалансированную яркость/светлоту, без лишнего сияния или глубоких теней. При фотографировании используйте отражатели, или снимайте в облачную погоду.

Шарж на Альберта Эйнштейна (мастер-класс шаржа)

Продолжаем серию мастер-классов рисунка. На этот раз займемся головой одного из известных ученых - Альберта Эйнштейна. Почему он? Да, стариков, тем более таких лохматых, рисовать одно удовольствие. У него много характерных черт. Это и большой нос, и львиная грива, большие, по детски наивные глаза, густые, напоминающие мочалку усы. Фотографию я нашел в интернете.

Рисую как обычно. Начинаю с наброска. Для начала определяю общую форму, слегка преувеличивая ее в области, где располагаются волосы. Так что, в отличии от фотографии, где лицо смотрится больше чем волосы, я делаю лицо наоборот меньше, преувеличивая шевелюру.

Сразу же прорисовываю нос. На нем сделаем акцент. Вообще, когда рисуешь стариков, то всегда приходится рисовать большой нос. Это связано с возрастными изменениями пропорций лица. Именно в старческом возрасте нос выглядит более массивно по сравнению с другими частями лица.

По сути то, что получилось - это и есть основа для будущего шаржа. В изобразительном искусстве подобный прием называется "от общего к частному ". Мы сначала находим общую форму нашего будущего шаржа, а потом начинаем анализировать детали.

Прорисовываем форму носа. Конечно, не копируя ее такой, какая она есть на фото, а стараясь существующую форму как бы вытянуть вниз и в стороны, по направлению от переносицы к подбородку.

При этом глаза должны были бы смещаться к переносице. Однако не спешите делать быстрые выводы. У всякого правила есть свои исключения. В случае, если глаза большие, вытаращенные, их лучше немного увеличить. Главное при этом не упустить характерное выражение, которое обычно имеет человеческий взгляд.

На следующем этапе прорабатываем рисунок более детально. В шарже не обязательно точно следовать натуре, как это делают художники портретисты. Отнесемся к рисунку творчески. Попробуем создать некий образ, опираясь на имеющиеся у нас знания о том как нужно рисовать глаза, нос, волосы.

Постараемся передать объем. Для этого определим источник освещения. С освещением есть небольшой нюанс, который известен многим художникам, но который они держат в глубокой тайне от новичков. Еще начиная с Эпохи Возрождения, старые мастера обнаружили, что есть несколько выгодных точек освещения лица. Они то и стали рисовать портрет освещая его определенным образом, так чтобы тени как можно лучше подчеркивали форму лица. Чтобы получше познакомиться с этими шаблонами, советую посетить галерею художника Шилова. Почти все портреты, которые вы там увидите написаны при искусственном освещении определенного направления.

Это пожалуй самые распространенные шаблоны для освещения лица при рисовании портрета. Эти шаблоны служили сотни лет, они служат сейчас и они будут служить еще долго художникам. Поэтому советую заучить их и использовать в своем творчестве. Они дадут вам фору по сравнению с теми, кто этого не знает. Рисуете ли вы портрет или шарж, используйте шаблонное освещения и ракурс головы. Посмотрите, потом насколько я был прав.


Открываем еще один нижний слой, на котором мы будем раскрашивать наш рисунок.


Выбираем цвет для лица и закрашиваем им всю поверхность лица целиком, вместе с глазами, все, кроме волос и усов.

Как вы видите, верхний слой прозрачный. Цвет ложиться под нашим рисунком не закрашивая его. Это происходит благодаря тому, что в палитре слоев, мы установили флажок Multiply . Благодаря этому нам не нужно ломать глаза делая рисунок в Photoshop . Хватит с нас раскраски, если учесть тот фактор, что с непривычки рисовать на планшете не так-то легко.

А вот с раскраской все обстоит иначе. Единственное условие, о котором нужно не забывать. Перед тем, как начать раскрашивать что-либо, не забывайте открывать для этого новый слой.

Это даст вам возможность использовать весь набор инструментов программы, когда вы захотите скорректировать, цвет, тон или какое-нибудь иное свойство закрашиваемой поверхности. Может вы захотите, чтобы пиджак был темнее или светлее. Тогда вам не придется выделять его.

Вот волосы я крашу уже на другом слое. А вдруг чего? Мало ли.

А кофточку на другом слое. Ведь открыть новый слой в палитре намного быстрее, чем выделять ту или иную область рисунка.


Медленно, не торопясь. Выбирая в палитре более темные или более светлые оттенки того же цвета, добиваемся более сильного объемного изображения.


Лучше не экспериментировать с цветами. В подобного рода работах импрессионизм нам не нужен. Попробуйте добиться ощущения живости работы используя минимальный набор цветов.


Как вы видите, в этом шарже я использую всего три цвета. Вполне достаточно. Даже темно-коричневые глаза - это всего лишь более темный оттенок телесного.


Немного приводим в порядок детали. Тут нужно быть очень осторожными, чтобы не переборщить. Иногда чрезмерное увлечение деталями приводит к потере выразительности целого.

Лично я прорабатываю детали настолько, насколько они важны для общего восприятия рисунка в целом.

Как рисовать шаржи

Обычно опытные карикатуристы, рисуя шаржи редко задаются вопросом: как они это делают.
Если вы спросите художника объяснить вам, почему он, рисует так, он скорее всего скажет, что рисует чисто интуитивно, полагаясь на свой творческий опыт. И это, в какой то степени, объяснимо тем, что пока что, теория, в области рисования шаржа, не достаточно изучена и систематизирована. Те теоретические знания знания, которые существуют, не преподаются в художественных училищах, по той простой причине, что они пока что не носят прикладного характера. У каждого художника, однако есть свои приемы рисования шаржа и с некоторыми из них я хочу познакомить вас на страницах сайта.
В основе карикатуры лежит подвижность формы лица. В портрете мы находим эту форму статичной, художник рисует черты лица такими какими они существуют в реальности. В шарже пропорции искажаются, преувеличиваются, они двигаются, деформируются и при этом сходство с оригиналом совершенно не теряется. За счет чего это происходит? Подчиняется ли рисунок шаржиста каким либо точным измерениям или рождается в результате не объяснимой творческой экзальтации?
Глядя на работу шаржиста непосвященного зрителя не покидает чувства удивления, которое слегка напоминает то чувство которое мы испытываем при виде работы фокусника. Если рисунок портрета вполне укладывается в рамки нашего понимания (мы видим как, художник всего лишь копирует натуру), то рисование шаржа , иной раз наводит на мысль об чудесной способности, которой шаржист наделен с детства. Способности которой научиться практически невозможно.
Попробуем разобраться теперь так ли на самом деле все безнадежно, или, все-таки, не смотря ни на что существуют определенные способы и механизмы, при помощи которых шаржи может научиться рисовать любой, мало-мальски подготовленный человек.


Пропорции лица


Лица всех людей отличаются друг от друга незначительными деталями: размер носа, глаз, рта, овал лица, уши у всех людей различны, но пропорции - отношения расстояний между носом, глазами и ртом у каждого человека примерно одинаковы. Классические пропорции делят человеческое лицо на три равных части. Это расстояния между бровями и корнями волос на лбу, расстояние между основанием носа и бровями, и расстояния между основанием подбородка и основанием носа.
Также расстояние между бровями и кончиком носа равно размеру ушей, а линия проведенная у основания нижней губы делит нижнюю часть лица на две симметричные части

На рисунке хорошо видно, как линии a, b, c, d делят лицо на равные части, и как размер глаза может пропорционально укладываться в лице. Но, мне могут возразить. Как быть если черты человека не пропорциональны? Неужели законы соотношений работают так же безотказно? Ведь есть же люди с длинными, короткими носами, маленькими, широко посаженными глазами. В качестве примера можно сравнить два совершенно разных лица. Одно с совершенно идеальными пропорциями, и другое совершенно непропорциональное.

На этом портрете видно как выглядит совершенно пропорциональное лицо. Однако если взять другое лицо, лишенное на первый взгляд пропорций и провести те же линии, то мы обнаружим совершенно неожиданным образом, что соотношения размеров между ними останется примерно тем же

Можно поэтому сделать вывод, что пропорции очень удобная вещь, для художника. Без знания основных пропорций, почти невозможно правильно нарисовать портрет, ведь на глаз очень трудно ухватить соотношение размеров различных частей лица. В основном ошибки которые делают начинающие портретисты, это ошибки связанные с нарушением пропорций

Но давайте вернемся к карикатуре, ради которой мы собственно и затеяли наше исследование. В карикатурном изображении лица, законы пропорций так же важны, как и при рисовании портрета. Что обычно происходит в том случае, если художник вместо короткого носа рисует длинный, оставляя все остальные пропорции неизменными? В таком случае нарисованный портрет кажется нам лишенным сходства с оригиналом. Не обязательно только удлинять нос, можно слишком уменьшить расстояние между глазами или наоборот слишком увеличить его. Так если сравнить рисунки a и b , то явно заметно, что увеличив расстояние между глазами на рисунке b мы, создали что то странное, уродливое не пропорциональное. Наше сознание, механизм восприятия которого основан на чисто геометрических законах идентификации человеческих лиц, мгновенно сигнализирует о нарушении, допущенном художником, и воспринимается нами как негативный, неприятный факт.
Здесь важно понять тот факт, что пропорции являются одним из подсознательных механизмов восприятия человеческого лица. В нашей повседневной жизни мы постоянно считываем подсознательно информацию с многочисленных лиц, встречающихся нам. Даже наше эстетическое восприятие основано на пропорциональности. Чем больше лицо человека вписывается в классический канон, тем более приятных эмоций и желания общаться оно вызывает в нас, и наоборот, люди с непропорциональными, ассиметричными лицами вызывают у нас если не чувства сожаления, то по крайней мере смех. В конце XIX века была популярна теория одного итальянского психолога Ломброзо Чезаре, который опубликовал книгу "Преступник", в которой доказывал, что существуют определенные биологические признаки, в основном связанные с диспропорциональностью лица, которые способствуют совершению преступлений. Так, по его теории, люди с массивными подбородками и развитыми челюстями - потенциальные преступники и негодяи.

И как ни странно, но даже сегодня его теория находит сторонников именно благодаря нашему психологическому стремлению к идеальным пропорциям.

Может быть отсюда пошло разделения на карикатуру и шарж. Эту разницу между карикатурой и шаржем многие не могут понять. На мой взгляд те, или иные искажения пропорций лица воспринимаются нами комически и вызывают смех, а другие напротив вызывают снисхождение. Мы как правило испытываем положительные эмоции при виде дурачка и простофили, нам смешно. Вспомните хотя бы советские анекдоты про чукчей или Василия Ивановича Чапаева с Петькой. Совсем иной образ рисуют в своих работах английский карикатурист Джон Ло. Его карикатуру на Маргарет Тэтчер слишком гипертрофированным.


Когда я был еще начинающим шаржистом, и делал свои первые шаги в этом жанре искусства, я тренировался в метро, разглядывая лица сидящих напротив меня пассажиров, мысленно представляя себе каким будет шарж того или иного человека. Эти упражнения потом оказали мне неоценимую помощь. Я научился очень важному для художника качеству - видеть свою работу в законченном виде еще до того, как приступить к ее рисованию. Правда потом мне стало казаться, что лица людей на глубине 100 метров под землей кажутся более карикатурными чем на поверхности. Возможно наше восприятие зависит он того положения в пространстве, на котором мы находимся в данный момент, но это уже тема для другого исследования.

Давайте постараемся понять на чем основываются пропорции. Несомненно их основой является тесное взаимодействие между собой. Совершенно невозможно изменять какую либо часть лица без того чтобы не воздействовать на другие части. Из физики мы знаем, что каждое действие, вызывает равное противодействие. В шарже изменения в отношении носа, ведет к определенному изменению основной формы, положения глаз, рта. Так на рисунке c увеличение расстояния между глаз ведет к укорочению носа и расширению овала лица, голова становится шире и в свою очередь короче. Далее укорачивание верхней части головы ведет к удлинению ее нижней части: рисунок d .


Вариации буквы Т


Таким образом, шаржирование лица все же основано на изменении пропорций, но не произвольном, когда мы просто берем и делаем нос больше, или увеличиваем уши или глаза, а подчиненном определенному методу, основанному на взаимоотношениях различных его частей. Для наглядности нам потребуется ввести некоторое упрощение формы, объединив между собой нос и глаза в виде буквы Т. Теперь попытаемся рассмотреть некоторые вариации, которые принимает буква Т на различных типах лиц.

Как видно на рисунке, буквы Т принимают различную форму, вариаций которых бесчисленное множество, но нас интересуют лишь самые характерные из них, которые и показаны на рисунке. Для меня форма буквы Т является в шарже основополагающим элементом при помощи которого я могу с легкостью растягивать преувеличивать лицо, не на секунду не опасаясь сделать какие либо ошибки, связанные с общей выразительностью рисунка. Для начала, вы можете взять для себе за основу эти шесть наиболее характерных форм буквы Т и попробовать шаржировать лица по этим схемам, самое важное в работе, это первоначальное наблюдение формы лица: либо это прямой, длинный, тонкий нос, либо толстый, большой, или вздернутый к верху. Форма глаз соотносится с формой носа в прямой последовательности, главное мысленно представить какую форму буквы Т будет иметь лицо в каждом конкретном случае. Когда я говорю о букве Т, я говорю о геометрической форме, созданной глазами и носом в каждом отдельном случае. Как правило глаза и нос всегда работают вместе в пределах отношений между собой. Чтобы представить себе это нагляднее, вообразите, что глаза и нос связаны нитью между собой, нитью которая движется через колесики, закрепленные в центре глаз и кончика носа.

Вот как это примерно происходит в действии. Обратите внимание на то, что глаза и брови немного уменьшаются одновременно с увеличением и растягиванием нижней части лица.

Если глаза у человека, широко расположены относительно переносицы, то веревочки тянут нос ближе к глазам, а более длинный нос стягивает глаза ближе друг к другу. Рот, нос и подбородок имеют подобную связь. Поскольку расстояния между ними постоянно, то рот расположенный близко к носу, приводит к удалению подбородка. Таким образом легко сделать вывод, что деформация какой либо части лица незамедлительно приводит к обратной деформации другой, непосредственно прилегающей к ней части.

На рисунках ниже показаны основные типы шаблонов, применяемых при шаржировании лица. Особенность заключается в том, что исходя из общей формы лица, шаржист, растягивая форму, соответственно в том же направлении растягивает или сжимает остальные части, нос, глаза и рот. Обратите внимание на то, что с вытягиванием нижней части лица, нос не остается таким каким он был до шаржирования, а изменяется. В одном случае он уменьшается, в другом удлиняется.

Теперь вопрос? Почему так происходит? Ответ- основной принцип любого шаржа состоит в том, что мы длинное удлиняем, короткое укорачиваем. Так, что если нос был по отношению к общей форме небольшого размера, то следует его еще укоротить, что мы видим на шарже на Рона Перлмана, (худ. В. Белозеров). На другом шарже на Владимира Быстрова (худ. В. Белозеров) длинный нос становится еще длинее.

На шарже на Леонова (худ. В Белозеров) достаточно большой нос становится еще массивнее.

Как вы видите на рисунке, прежде чем рисовать шарж, художник делает на листе небольшой набросок. Он накидывает форму головы такой, какая будет у готового шаржа и правильно размещает схематически размеры и расположение остальных частей лица. Так, что затем остается только правильно скопировать детали.

Таким образом видно, как на достаточно простом основании, базируется не хитрая формула, воспользовавшись которой, можно без труда научиться шаржировать лицо. Для начала я бы порекомендовал вам просто начать с рисования контура головы, и схематического изображения буквы Т. Это необходимо что бы развить свою способность динамической трансформации лица. Как минимум десять рисунков в день позволят вам овладеть техникой в течении довольно короткого времени.

В. Белозеров ©

Не все искусство создано для того, чтобы от него восхищались и писали кипятком, а потом покупали за миллионы американских рублей. Есть и такие стили рисования, которые созданы для смеха, для позитивного рассмотрения и без излишней философии. Одним из таких стилей в рисовании считается карикатура, и сегодня я вам покажу пример таковой. Узнаем как рисовать карикатуру Вилла Смита. На прямую с этим жанром связаны такие виды искусства, как шарж, лубок, гротеск. Основа сатиры и юмора тут создается методом увеличения или уменьшения черт лица, диспропорция тела и лица. В основном для карикатуры берутся портреты людей. Помню, на одном фестивале мне сделали бесплатную карикатуру, правда, забрать домой я её не смог, таковы были условия бесплатного рисования. Но посмеялся я от души. Тонкая, как спичка, шея, один глаз выпученный, другой будто вжали внутрь. Форма головы напоминала грушу времен Чернобыля. До недавних времен карикатура служила не только в целях рассмешить. Можно считать, что это были первые политические демотиваторы. Самую известную карикатуру вы можете даже знать – это плакат, на котором мужчина непристойно тычет у вас пальцем и спрашивает: А ты записался добровольцем? Но власти СССР имели очень тонкое чувство юмора, и не любили выходок такого типа. Поэтому за основу карикатур всегда брался вымышленный чиновник или структура. Так сказать, и власть ни при чем, и автор не репрессирован.

  • Странные вещи творятся в мире. Я уже говорил, что иногда творение искусства не стоит даже рубля, но покупают его за тысячи. Так вот самая дорогая проданная карикатура стоила 2000 долларов, это был портрет Майкла Джексона, написанный неизвестным.
  • Известная компания пишущих принадлежностей Caran d’Ache получила свое название в честь карикатуриста Эммануэля Пуаре. Знаю, с первого раза вы даже не прочитали название, поэтому прочтите а заметите, что там пишет Карандаш. Эммануэль учился в Москве, и именно тогда придумал себе такой псевдоним, используя обычный карандаш.
  • Мы все время окружены карикатурами. Все троллинг-картинки, фейсы и комиксы являются карикатурой. Свободно можно считать, что это – самый распространенный стиль во всемирной паутине.

Сегодня мы попробуем нарисовать свою карикатуру, и жертвой я выбрал актера Вилла Смита. Будет весело.

Как нарисовать карикатуру карандашом поэтапно

Шаг первый. Помните, карикатура – не портрет, нарисуете чуть не точно – будет только смешнее. Сначала рисуем два квадрата и соединяем их линией. Шаг второй. Как и любое лицо, карикатурное тоже должно быть симметрично. Аккуратно рисуем большие уши, огромные, я бы сказал. Голова будет формы прижатого мяча для регби, нос и губы не отстают по размеру от ушей. Шаг третий. Нарисуем обычного размера глаза, чтобы не вышло слишком страшно. Какие-то волосы тоже нужны, и еще, нам нужная долгая и тоненькая шея, которая прикреплена к телу, меньшему за голову. Именно так выглядит карикатура – полностью непропорционально. Шаг четвертый. Рисуем бедному Смиту хоть какую-то пафосную бородку, а то вид у него не слишком серьезный. Плавно наносим тени и штриховку в нужные места. Шаг пятый. Попрактикуйтесь, и со временем будете рисовать карикатуры своих друзей. Поверьте, вы весело проведете так время. А если у Вас есть интересные идеи для написания новых уроков, пишите мне ЗДЕСЬ, и обязательно скоро увидите интересующий вас урок. Хотите лучше научиться рисовать человеческое лицо или карикатуры? Это будет полезно.