Большой сфинкс. История о Сфинксе. Астрономическое объяснение каменного изваяния

Египет – это страна, которая до сих пор овеяна массой загадок, привлекающих сюда туристов со всей планеты. Пожалуй, одна из самых главных тайн этого государства – великий Сфинкс, статуя которого находится в долине Гизы. Это одна из самых грандиозных скульптур, когда-либо созданных руками человека. Ее размеры поистине впечатляющи – длина равна 72 метрам, высота составляет примерно 20 метров, лицо самого Сфинкса имеет длину 5 метров, а отвалившийся нос, по расчетам, имел величину со средний человеческий рост. Ни одно фото не в состоянии передать всего величия этого потрясающего памятника древности.

Сегодня большой Сфинкс в Гизе уже не вселяет в человека священного ужаса ­– после раскопок обнаружилось, что статуя всего-навсего «сидит» в яме. Однако на протяжении многих веков ее голова, торчащая из пустынного песка, наводила суеверный страх на пустынных бедуинов и местных жителей.

Общая информация

Египетский Сфинкс находится на западном побережье реки Нил, а его голова обращена к восходу солнца. Уже много тысяч лет взгляд этого безмолвного свидетеля истории страны Фараонов направлен на ту точку на горизонте, где в дни осеннего и весеннего равноденствия солнце начинает свой неторопливый ход.

Сам Сфинкс сделан из монолитного известняка, являющегося фрагментом основания плато Гиза. Статуя представляет собой огромное загадочное существо с телом льва и головой человека. Многие наверняка видели эту грандиозную постройку на фото в книгах и учебниках по истории Древнего мира.

Культурное и историческое значение сооружения

Согласно историкам, практически у всех древних цивилизаций лев являлся олицетворением солнца и солнечного божества. На рисунках древних египтян фараон очень часто изображался в виде льва, набрасывающегося на врагов государства и истребляющего их. Именно на основе этих поверий была выстроена версия, что великий Сфинкс – это некий мистический стражник, охраняющий покой правителей, погребенных в гробницах долины Гизы.


До сих пор не известно, как называли Сфинкса жители Древнего Египта. Считается, что само слово «сфинкс» имеет греческое происхождение и дословно переводится как «душительница». В некоторых арабских текстах, в частности, в знаменитом сборнике «Тысяча и одна ночь», Сфинкс называется не иначе как «Отец ужаса». Есть еще одно мнение, согласно которому древние египтяне называли статую «образом сущего». Это лишний раз подтверждает, что Сфинкс был для них земным воплощением одного из божеств.

История

Наверное, самая главная загадка, которую таит в себе египетский Сфинкс – это кто, когда и для чего возвел столь грандиозный монумент. В древних папирусах, найденных историками, можно найти массу сведений о возведении и создателях Великих Пирамид и многочисленных храмовых комплексов, но о Сфинксе, его создателе и стоимости его постройки (а древние египтяне всегда очень внимательно относились к расходам на то или иное дело) упоминаний нет ни в одном источнике. Впервые его упомянул в своих трудах историк Плиний Старший, но это было уже в начале нашей эры. Он отмечает, что Сфинкс, расположенный в Египте, несколько раз реконструировался и очищался от песка. Именно то, что до сих пор не найдено ни одного источника, объясняющего происхождение этого монумента, и породило бесчисленное количество версий, мнений и догадок относительно того, кто и зачем построил его.

Большой Сфинкс прекрасно вписывается в комплекс сооружений, расположенных на плато Гизы. Создание этого комплекса относится к периоду правления IV династии царей. Собственно, сам он и включает в себя Великие Пирамиды и статую Сфинкса.


До сих пор нельзя точно сказать, сколько лет этому памятнику. По официально версии, большой Сфинкс в Гизе возведен во времена правления фараона Хефрена – приблизительно в 2500 году до нашей эры. В подтверждение этой гипотезы историки указывают на сходство известняковых блоков, использовавшихся при строительстве пирамиды Хефрена и Сфинкса, а также изображение самого правителя, которое было обнаружено неподалеку от постройки.

Есть и еще одна, альтернативная версия происхождения Сфинкса, согласно которой его постройка относится к еще более древним временам. Группа египтологов из Германии, проводившая анализ эрозии известняка, пришла к выводу, что монумент построен примерно в 7000 году до нашей эры. Также есть астрономические теории создания Сфинкса, согласно которым его строительство связано с созвездием Ориона и соответствует 10500 году до нашей эры.

Реставрации и нынешнее состояние монумента

Большой Сфинкс, хоть он и сохранился до наших времен, сейчас сильно поврежден – ни время, ни люди не пощадили его. Особенно пострадало лицо – на многочисленных фото можно увидеть, что оно практически полностью стерто, а его черты различить не представляется возможным. Урей – символ царской власти, представляющий собой кобру, которая обвивает голову – безвозвратно утерян. Плат – торжественный головной убор, спускающийся с головы на плечи статуи – также частично разрушен. Пострадала и борода, которая сейчас представлена не в полном объеме. А вот куда и при каких обстоятельствах пропал нос Сфинкса, ученые спорят до сих пор.

Повреждения на лице большого Сфинкса, расположенного в Египте, очень напоминают собой следы долото. По мнению египтологов, в XIV веке его изуродовал один набожный шейх, выполнявший заветы пророка Мухаммеда, запрещающие изображать человеческое лицо на произведениях искусства. А мамелюками голова сооружения использовалась в качестве пушечной мишени.


Сегодня на фото, видео и вживую можно увидеть, как сильно Большой Сфинкс пострадал от времени и жестокости людей. От него даже откололся небольшой кусок весом в 350 кг – это дает еще один повод поразиться поистине гигантским размерам этого сооружения.

Хотя всего 700 лет назад лицо загадочной статуи описал некий арабский путешественник. В его путевых записках говорилось о том, что это лицо было поистине прекрасно, а губы его несли величественную печать фараонов.

За все годы своего существования Большой Сфинкс не раз погружался по самые плечи в пески пустыни Сахары. Первые попытки раскопать монумент предпринимались еще в глубокой древности фараонами Тутмосом IV и Рамзесом II. При Тутмосе Великий Сфинкс был не только полностью выкопан из песка, но и в его лапах была установлена огромная стрела из гранита. На ней была высечена надпись, гласящая, что правитель отдает под покровительство Сфинкса свое тело для того, чтобы оно покоилось под песками долины Гизы и в определенный момент воскресло в облике нового фараона.

Во времена Рамзеса II Великий Сфинкс Гизы не только откапывался из песка, но и подвергался основательной реставрации. В частности, была заменена на блоки массивная задняя часть статуи, хотя раньше весь памятник был монолитным. В начале XIX века археологи полностью очистили от песка грудь статуи, но целиком она была освобождена от песка лишь в 1925 году. Именно тогда и стали известны истинные размеры этого грандиозного сооружения.


Великий Сфинкс как объект туризма

Большой Сфинкс, как и Великие пирамиды, расположен на плато Гизы, что в 20 км от столицы Египта. Это единый комплекс памятников истории Древнего Египта, дошедший до наших дней со времен правления фараонов из IV династии. Он состоит из трех больших пирамид – Хеопса, Хефрена и Микерина, сюда же включены маленькие пирамиды цариц. Здесь туристы могут посетить и различные храмовые сооружения. Статуя Сфинкса находится в восточной части этого древнейшего комплекса.

Сфинкс – мифическое существо. Он представляет собой сочетание разных частей тела четырех живых существ. Сфинкс имеет человеческую голову, причем она может быть как мужской, так и женской. Сильные и быстрые ноги льва дополняют мощь бычьего тела. Еще он может летать, благодаря крыльям орла. Эта мифическая фигура смогла соединить в себе физическую и умственную (в мифологии голова человека на животном всегда является признаком ума) силу. Но сфинкс не всегда имеет такую форму. Чаще всего он был представлен только чертами льва (кошки) и человека.

Наиболее распространенные существа – Андросфинкс, Хиеракосфинкс и Криосфинкс.

Андросфинкс – лев с головой человека. В архитектуре наиболее ярко представлен как Великий (Львиный) Сфинкс, который охраняет пирамиды в Гизе. Он высечен из одного цельного камня, длина которого достигает 57 метров. Существует множество гипотез о том, чье лицо изображено на голове этого сфинкса. Но некоторые полагают, что это фараон Хефрен, и статуя символизирует непобедимость этого правителя.

В виде Андросфинкса изображали и некоторых других правителей, но размеры статуй незначительны. Символ такого царственного животного превозносил каждого фараона во владыку всего человечества. Иногда облик мифического существа принимали и жены правителей.

Криосфинкс имеет тело льва и голову барана. Основной его функцией являлось охрана и защита древних некрополей, без слов призывая к тишине. Символизирует бога Амона. Сегодня можно увидеть целую аллею криосфинксов, которая ведет к месту, где захоронены царственные особи. Она находится в Карнаке. Все лица сфинксов изображены с львиной гривой. Новое царство приписывало образ криосфинкса царю меж богов, а именно богу солнца Ра (Амону).

Хиеракосфинкс (Иеракосфинкс) - лев с головой сокола. Олицетворяет божественную власть, а в Египте сокола вообще считали Царем Птиц. Если у сфинкса с телом льва и головой сокола не было крыльев, то он имел значение только могучей силы.

В Греции голову сфинкса всегда украшало лицо женщины, а иногда такую голову увенчивали короной, сделанной из цветов лилий.

Например, фиванский сфинкс, знакомый нам из легенды об Эдипе, был львиным андросфинксом. Так как его изображали на могилах, ему придавали значение символа защиты гробниц или конкретного захоронения. Но сам по себе фиванский сфинкс, не обращая внимания на загробную символику, имел значение бессмысленного разрушения, а на практике считался врагом для каждого человека и всего человечества в целом.

В Древнем Египте сфинкс был символом бдительности и силы. Изображали его как льва с головой человека, то есть в виде андросфинкса. Именно этот облик и стал одним из символов Эллады. Но во время христианства стал означать неведение:

«Лицо девы означает то, что ум, занятый красотой, не может быть восприимчив к мудрости и знанию; чресла же льва и его сила означают самодовольство и надменность».

Нужно отметить, что такой древний образ тихой силы со временем был забыт. И произошло это появления греческой легенды «Загадка Сфинкса». Этот сфинкс был с головой женщины и большими крыльями. Изображали его как демона смерти. По легенде сфинкс съедал тех, кто не знал ответа на задаваемый им вопрос. И только Эдип смог победить его своим умом. Благодаря этим событиям сфинкс стал неким символом для человеческих проблем.

Персонаж легенды об Эдипе .

Египетский сфинкс

Древнейшие изображения человекольва были обнаружены при раскопках Гёбекли-Тепе и датируются 10-м тыс. до н. э.

Статуи сфинксов стали атрибутом древнеегипетского искусства ещё в период Древнего царства , наиболее ранние изображают, вероятно, царицу Хетепхерес II . Одна из самых больших монолитных статуй мира - изваяние сфинкса (Большой сфинкс) , которое охраняет пирамиды фараонов в Гизе .

Существовало три распространенных варианта сфинксов:

  • Классическим вариантом египетского сфинкса был андросфинкс с лицом человека, как правило, высокопоставленной особы - например, фараона .
  • Храмы бога Хора украшали сфинксами с головой сокола - иеракосфинксами
  • Близ храмов Амона устанавливались сфинксы с мордой барана - криосфинксы .

Крылатая душительница была послана к Фивам богиней Герой за преступление фиванского царя Лая в отношении Хрисиппа . Она подстерегала путников, задавала им хитроумные загадки и убивала всех, кто не мог их отгадать. Гера наслала её на Фивы. Узнав загадку от Муз , Сфинга уселась на Фикейской горе и стала задавать её фиванцам.

После того как Эдип разгадал загадку Сфинкса, чудовище кинулось с вершины горы в пропасть . По одной версии, загадка была стихотворной, и Сфинкс съедала не разгадавших её . Её изображение было на шлеме Афины . В Олимпии изображены «фиванские дети, похищенные сфинксами» .

Есть версия, что она была побочной дочерью Лая, и он сообщил ей тайну изречения дельфийского бога , данного Кадму. От наложниц у Лая было много сыновей, и все они не могли ответить на вопрос и гибли .

По другому истолкованию, она была морской разбойницей, блуждавшей по морям с войском и флотом, захватив гору, занималась разбоем, пока Эдип с войском из Коринфа не победил её . По ещё одному истолкованию, это амазонка , первая жена Кадма , укрепилась на горе Фикион и стала воевать с Кадмом .

Действующее лицо сатировской драмы Эсхила «Сфинкс», пьесы неизвестного автора «Сфинкс», комедии Эпихарма «Сфинкс» .

Индия

В период эллинизма мотив «человекольва» распространился далеко на восток Азии. В Индии для обозначения таких скульптурных изображений используют целый ряд терминов, например, «пурушамрига». Обереги с телом льва и лицом человека находят на юге Азии повсюду вплоть до Филиппин и Цейлона . С каждым новым веком азиатские изображения становятся всё более самобытными и всё менее напоминают греческие прототипы.

Новое время

«Французский сфинкс»

Мотив сфинкса вернулся в европейское искусство в эпоху маньеризма , когда его систематически использовали художники школы Фонтенбло , работавшие при дворе Франциска I . У сфинкса Нового времени, как правило, поднятая голова, обнажённая женская грудь и жемчужные сережки . Это своего рода фантастический штрих, которым архитекторы XVII-XVIII вв. освежали строгие регулярные парки королевских и аристократических резиденций.

Подобные сфинксы вдохновлялись гротескными фресками Domus Aurea - нероновского дворца, найденного в XV веке. Мотив легко был включен в иконографический корпус классических мотивов арабесков, и распространился по Европе посредством гравюр в XVI-XVII веках. Сфинксы украшают фрески ватиканской лоджии Рафаэля (1515-20). Во французском искусстве сфинксы впервые появляются в искусстве Школы Фонтенбло в 1520-30-х годах, и прослеживаются в эпоху барокко и позднего Регентства (1715-1723). Благодаря французскому влиянию сфинкс становится повсеместным садово-парковым украшением по всей Европе (Бельведер (Вена) , Сан-Суси (Потсдам), Дворец Браницких (Белосток), Ла-Гранха (Испания) и вариант позднего рококо в португальском Дворце Келуш).

Сфинкс в искусстве классицизма

Изображения сфинкса изобилуют в искусстве классицизма начиная с интерьеров Роберта Адама и заканчивая ампирной мебелью эпохи романтической «египтомании ».

Сфинксы стали являлись атрибутом неоклассического убранства, причем произошло возвращение к упрощённому раннему варианту, более похожего на роспись гротесок. Масоны считали их символом мистерий и использовали их в своей архитектуре, рассматривая как стражей врат храма. В масонской архитектуре сфинкс - частая деталь декора, например, даже в варианте изображения его головы на бланке документов.

Именно в этот период многочисленными изображениями сфинкса украсился Санкт-Петербург (см., например, Египетский мост). В 1832 г. на набережной Невы перед Академией художеств были установлены парные сфинксы, перевезённые из Египта . Тот же мотив использован при проектировании памятника жертвам политических репрессий .

С 1800 года в Петербурге под руководством А. Ф. Лабзина действовала масонская ложа «Умирающий сфинкс ». В США сфинксы до сих пор устанавливают у входа в залы масонских собраний как олицетворение тайны и призыв к молчанию.

См. также

  • Человеколев - древнейшее скульптурное изображение животного.
  • В честь Сфинкса назван астероид (896) Сфинкс (англ.) русск. , открытый в 1918 году.

Напишите отзыв о статье "Сфинкс"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Сфинкс

– Милая Натали, – сказала княжна Марья, – знайте, что я рада тому, что брат нашел счастье… – Она остановилась, чувствуя, что она говорит неправду. Наташа заметила эту остановку и угадала причину ее.
– Я думаю, княжна, что теперь неудобно говорить об этом, – сказала Наташа с внешним достоинством и холодностью и с слезами, которые она чувствовала в горле.
«Что я сказала, что я сделала!» подумала она, как только вышла из комнаты.
Долго ждали в этот день Наташу к обеду. Она сидела в своей комнате и рыдала, как ребенок, сморкаясь и всхлипывая. Соня стояла над ней и целовала ее в волосы.
– Наташа, об чем ты? – говорила она. – Что тебе за дело до них? Всё пройдет, Наташа.
– Нет, ежели бы ты знала, как это обидно… точно я…
– Не говори, Наташа, ведь ты не виновата, так что тебе за дело? Поцелуй меня, – сказала Соня.
Наташа подняла голову, и в губы поцеловав свою подругу, прижала к ней свое мокрое лицо.
– Я не могу сказать, я не знаю. Никто не виноват, – говорила Наташа, – я виновата. Но всё это больно ужасно. Ах, что он не едет!…
Она с красными глазами вышла к обеду. Марья Дмитриевна, знавшая о том, как князь принял Ростовых, сделала вид, что она не замечает расстроенного лица Наташи и твердо и громко шутила за столом с графом и другими гостями.

В этот вечер Ростовы поехали в оперу, на которую Марья Дмитриевна достала билет.
Наташе не хотелось ехать, но нельзя было отказаться от ласковости Марьи Дмитриевны, исключительно для нее предназначенной. Когда она, одетая, вышла в залу, дожидаясь отца и поглядевшись в большое зеркало, увидала, что она хороша, очень хороша, ей еще более стало грустно; но грустно сладостно и любовно.
«Боже мой, ежели бы он был тут; тогда бы я не так как прежде, с какой то глупой робостью перед чем то, а по новому, просто, обняла бы его, прижалась бы к нему, заставила бы его смотреть на меня теми искательными, любопытными глазами, которыми он так часто смотрел на меня и потом заставила бы его смеяться, как он смеялся тогда, и глаза его – как я вижу эти глаза! думала Наташа. – И что мне за дело до его отца и сестры: я люблю его одного, его, его, с этим лицом и глазами, с его улыбкой, мужской и вместе детской… Нет, лучше не думать о нем, не думать, забыть, совсем забыть на это время. Я не вынесу этого ожидания, я сейчас зарыдаю», – и она отошла от зеркала, делая над собой усилия, чтоб не заплакать. – «И как может Соня так ровно, так спокойно любить Николиньку, и ждать так долго и терпеливо»! подумала она, глядя на входившую, тоже одетую, с веером в руках Соню.
«Нет, она совсем другая. Я не могу»!
Наташа чувствовала себя в эту минуту такой размягченной и разнеженной, что ей мало было любить и знать, что она любима: ей нужно теперь, сейчас нужно было обнять любимого человека и говорить и слышать от него слова любви, которыми было полно ее сердце. Пока она ехала в карете, сидя рядом с отцом, и задумчиво глядела на мелькавшие в мерзлом окне огни фонарей, она чувствовала себя еще влюбленнее и грустнее и забыла с кем и куда она едет. Попав в вереницу карет, медленно визжа колесами по снегу карета Ростовых подъехала к театру. Поспешно выскочили Наташа и Соня, подбирая платья; вышел граф, поддерживаемый лакеями, и между входившими дамами и мужчинами и продающими афиши, все трое пошли в коридор бенуара. Из за притворенных дверей уже слышались звуки музыки.
– Nathalie, vos cheveux, [Натали, твои волосы,] – прошептала Соня. Капельдинер учтиво и поспешно проскользнул перед дамами и отворил дверь ложи. Музыка ярче стала слышна в дверь, блеснули освещенные ряды лож с обнаженными плечами и руками дам, и шумящий и блестящий мундирами партер. Дама, входившая в соседний бенуар, оглянула Наташу женским, завистливым взглядом. Занавесь еще не поднималась и играли увертюру. Наташа, оправляя платье, прошла вместе с Соней и села, оглядывая освещенные ряды противуположных лож. Давно не испытанное ею ощущение того, что сотни глаз смотрят на ее обнаженные руки и шею, вдруг и приятно и неприятно охватило ее, вызывая целый рой соответствующих этому ощущению воспоминаний, желаний и волнений.
Две замечательно хорошенькие девушки, Наташа и Соня, с графом Ильей Андреичем, которого давно не видно было в Москве, обратили на себя общее внимание. Кроме того все знали смутно про сговор Наташи с князем Андреем, знали, что с тех пор Ростовы жили в деревне, и с любопытством смотрели на невесту одного из лучших женихов России.
Наташа похорошела в деревне, как все ей говорили, а в этот вечер, благодаря своему взволнованному состоянию, была особенно хороша. Она поражала полнотой жизни и красоты, в соединении с равнодушием ко всему окружающему. Ее черные глаза смотрели на толпу, никого не отыскивая, а тонкая, обнаженная выше локтя рука, облокоченная на бархатную рампу, очевидно бессознательно, в такт увертюры, сжималась и разжималась, комкая афишу.
– Посмотри, вот Аленина – говорила Соня, – с матерью кажется!
– Батюшки! Михаил Кирилыч то еще потолстел, – говорил старый граф.
– Смотрите! Анна Михайловна наша в токе какой!
– Карагины, Жюли и Борис с ними. Сейчас видно жениха с невестой. – Друбецкой сделал предложение!
– Как же, нынче узнал, – сказал Шиншин, входивший в ложу Ростовых.
Наташа посмотрела по тому направлению, по которому смотрел отец, и увидала, Жюли, которая с жемчугами на толстой красной шее (Наташа знала, обсыпанной пудрой) сидела с счастливым видом, рядом с матерью.
Позади их с улыбкой, наклоненная ухом ко рту Жюли, виднелась гладко причесанная, красивая голова Бориса. Он исподлобья смотрел на Ростовых и улыбаясь говорил что то своей невесте.
«Они говорят про нас, про меня с ним!» подумала Наташа. «И он верно успокоивает ревность ко мне своей невесты: напрасно беспокоятся! Ежели бы они знали, как мне ни до кого из них нет дела».
Сзади сидела в зеленой токе, с преданным воле Божией и счастливым, праздничным лицом, Анна Михайловна. В ложе их стояла та атмосфера – жениха с невестой, которую так знала и любила Наташа. Она отвернулась и вдруг всё, что было унизительного в ее утреннем посещении, вспомнилось ей.
«Какое право он имеет не хотеть принять меня в свое родство? Ах лучше не думать об этом, не думать до его приезда!» сказала она себе и стала оглядывать знакомые и незнакомые лица в партере. Впереди партера, в самой середине, облокотившись спиной к рампе, стоял Долохов с огромной, кверху зачесанной копной курчавых волос, в персидском костюме. Он стоял на самом виду театра, зная, что он обращает на себя внимание всей залы, так же свободно, как будто он стоял в своей комнате. Около него столпившись стояла самая блестящая молодежь Москвы, и он видимо первенствовал между ними.
Граф Илья Андреич, смеясь, подтолкнул краснеющую Соню, указывая ей на прежнего обожателя.
– Узнала? – спросил он. – И откуда он взялся, – обратился граф к Шиншину, – ведь он пропадал куда то?
– Пропадал, – отвечал Шиншин. – На Кавказе был, а там бежал, и, говорят, у какого то владетельного князя был министром в Персии, убил там брата шахова: ну с ума все и сходят московские барыни! Dolochoff le Persan, [Персианин Долохов,] да и кончено. У нас теперь нет слова без Долохова: им клянутся, на него зовут как на стерлядь, – говорил Шиншин. – Долохов, да Курагин Анатоль – всех у нас барынь с ума свели.
В соседний бенуар вошла высокая, красивая дама с огромной косой и очень оголенными, белыми, полными плечами и шеей, на которой была двойная нитка больших жемчугов, и долго усаживалась, шумя своим толстым шелковым платьем.
Наташа невольно вглядывалась в эту шею, плечи, жемчуги, прическу и любовалась красотой плеч и жемчугов. В то время как Наташа уже второй раз вглядывалась в нее, дама оглянулась и, встретившись глазами с графом Ильей Андреичем, кивнула ему головой и улыбнулась. Это была графиня Безухова, жена Пьера. Илья Андреич, знавший всех на свете, перегнувшись, заговорил с ней.
– Давно пожаловали, графиня? – заговорил он. – Приду, приду, ручку поцелую. А я вот приехал по делам и девочек своих с собой привез. Бесподобно, говорят, Семенова играет, – говорил Илья Андреич. – Граф Петр Кириллович нас никогда не забывал. Он здесь?
– Да, он хотел зайти, – сказала Элен и внимательно посмотрела на Наташу.
Граф Илья Андреич опять сел на свое место.
– Ведь хороша? – шопотом сказал он Наташе.

Услышав сочетание слов «Древний Египет», многие сразу представят себе величественные пирамиды и большого Сфинкса - именно с ними ассоциируется загадочная цивилизация, отделенная от нас несколькими тысячелетиями. Познакомимся с интересными фактами о сфинксах, этих таинственных существах.

Определение

Что такое сфинкс? Слово это впервые появилось в Стране пирамид, а позднее распространилось по всему миру. Так, в античной Греции можно встретить похожее существо - прекрасную женщину с крыльями. В Египте же эти создания наиболее часто были мужского рода. Известен сфинкс с лицом женщины-фараона Хатшепсут. Получив трон и оттеснив законного наследника, эта властная женщина старалась править, как мужчина, даже носила специальную накладную бородку. Поэтому нет ничего удивительного, что множество статуй этого времени обрели ее лицо.

Какую функцию они выполняли? Согласно мифологии, сфинкс выступал в роли хранителя гробниц и храмовых построек, вот почему большинство дошедших до наших дней статуй было обнаружено поблизости от подобного рода сооружений. Так, в храме верховного божества, солнечного Амона, их найдено примерно 900.

Итак, отвечая на вопрос, что такое сфинкс, следует отметить, что это статуя, характерная для культуры Древнего Египта, которая, согласно мифологии, охраняла храмовые постройки и гробницы. В качестве материала для создания использовался известняк, которого в Стране пирамид было достаточно много.

Описание

Древние египтяне изображали сфинкса так:

Но такая внешность - не единственный вариант изображения мифологического создания. Современные находки доказывают, что были и другие виды, например с головой:

  • барана (так называемые криосфинксы, устанавливались у храма Амона);
  • Сокола (они назывались иеракосфинксами и чаще всего помещались у храма бога Гора);
  • ястреба.

Итак, отвечая на вопрос о том, что такое сфинкс, следует указать, что это статуя с телом льва и головой иного существа (чаще - человека, барана), которая устанавливалась в непосредственной близости от храмов.

Самые известные сфинксы

Традиция создавать весьма оригинальные статуи с человеческой головой и львиным телом была присуща египтянам с давних пор. Так, первый из них появился во времена четвертой династии фараонов, то есть примерно в 2700-2500 гг. до н. э. Интересно, что первый представитель был женского рода и изображал королеву Гетеферу Вторую. До нас эта статуя дошла, посмотреть на нее может каждый желающий в Каирском музее.

Каждому известен Великий Сфинкс в Гизе, о котором мы поговорим ниже.

Второй по величине скульптурой, изображающей необычное существо, является творение из алебастра с лицом фараона Аменхотепа Второго, обнаруженное в Мемфисе.

Не менее известна и знаменитая Аллея сфинксов у храма Амона в Луксоре.

Самая большая ценность

Наиболее известен во всем мире, конечно, Великий Сфинкс, который не просто поражает воображение своими огромными размерами, но и задает ученому сообществу множество загадок.

Гигант с львиным телом располагается на плато в Гизе (неподалеку от столицы современного государства, Каира) и является частью погребального комплекса, в который также входят три великие пирамиды. Высечен он из монолитной глыбы и представляет собой самое масштабное сооружение, для которого был использован цельный камень.

Споры вызывает даже возраст этого выдающегося памятника, хотя анализ породы и позволил предположить, что ему не менее 4,5 тысячелетия. Какие же особенности этого колоссального монумента известны?

  • Лицо Сфинкса, обезображенное временем и, как гласит одна из легенд, варварскими действиями солдат армии Наполеона, вероятнее всего, изображает фараона Хефрена.
  • Лик гиганта обращен на восток, именно там и располагаются пирамиды - статуя словно оберегает покой величайших фараонов древности.
  • Размеры фигуры, высеченной из монолитного известняка, поражают воображение: длина - более 55 метров, ширина - около 20 метров, ширина плеч - более 11 метров.
  • Ранее древний сфинкс был окрашен, о чем свидетельствуют сохранившиеся остатки краски: красной, синей и желтой.
  • Также у статуи присутствовала борода, свойственная царям Египта. Она сохранилась до наших дней, хотя и отдельно от скульптуры - она хранится в Британском музее.

Гигант несколько раз оказывался погребенным под песками, его откапывали. Возможно, именно защита песка помогла Сфинксу пережить губительное влияние природных катаклизмов.

Изменения

Египетский Сфинкс сумел победить время, но оно сказалось на изменении его внешнего облика:

  • Изначально фигура имела традиционный для фараонов головной убор, украшенный священной коброй, но он был полностью разрушен.
  • Лишилась статуя и накладной бородки.
  • Повреждение носа уже упоминалось. Кто-то винит в этом обстрел армией Наполеона, другие - действия турецких солдат. Также есть версия, что выступающая деталь пострадала от ветра и влажности.

Несмотря на это, монумент является одним из величайших творений древних.

Загадки истории

Давайте познакомимся с тайнами египетского Сфинкса, многие из которых не разгаданы до сих пор:

  • Легенда гласит, что под гигантским монументом имеется три подземных хода. Однако найти удалось лишь один из них - за головой великана.
  • По-прежнему неизвестен возраст самого большого сфинкса. Большинство ученых полагает, что он был построен при правлении Хефрена, однако есть и те, кто считает скульптуру более древней. Так, ее лицо и голова сохранили следы воздействия водной стихии, поэтому и появилась гипотеза, что гигант был возведен более 6 тысячелетий назад, когда на Египет обрушилось страшное наводнение.
  • Возможно, армию французского императора зря обвиняют в нанесении ущерба великому памятнику прошлого, поскольку есть рисунки неизвестного путешественника, на которых гигант уже изображен без носа. Наполеон в то время еще не родился.
  • Как известно, египтяне знали письменность и подробно документировали на папирусах все - от завоевательных походов и строительства храмов до сбора налогов. Однако не найдено ни одного свитка, в котором содержались бы сведения о возведении монумента. Возможно, эти документы попросту не дошли до наших дней. Возможно, причина в том, что великан появился задолго до самих египтян.
  • Первое упоминание о египетском Сфинксе обнаружено в трудах Плиния Старшего, в котором говорится о проведении работ по откапыванию скульптуры из песка.

Величественный памятник Древнего мира еще не открыл нам всех своих загадок, поэтому его исследования продолжаются.

Реставрация и охрана

Мы узнали, что такое Сфинкс, какую роль он играл в миропонимании древнего египтянина. Раскапывать огромную фигуру от песка и частично реставрировать ее пытались еще при фараонах. Известно, что подобные работы проводились во времена Тутмоса IV. Сохранилась гранитная стела (так называемая «Стела сна»), повествующая, что однажды фараону приснился сон, в котором бог Ра велел ему очистить статую от песка, взамен обещая власть над всем государством.

Позднее откопать египетского сфинкса повелел и завоеватель Рамзес II. Затем попытки предпринимались в начале XIX и XX веков.

Теперь посмотрим, как наши современники стараются сохранить это культурное достояние. Фигура была тщательно проанализирована, были выявлены все трещины, памятник закрыли для посещения и в течение 4 месяцев реставрировали. В 2014 году он вновь был открыт для туристов.

История Сфинкса в Египте удивительна и наполнена тайнами и загадками. Многие из них учеными до сих пор не разгаданы, поэтому удивительная фигура с телом льва и лицом человека продолжает привлекать к себе внимание.