Безумный Макс (Mad Max) – обзор персонажа. Возвращение «Безумного Макса» Путеводитель по вселенной Макса: от «Перехватчика» до Пса

Персонаж или Макс Рокатански (Max Rockatansky) был придуман австралийским режиссёром Джорджем Миллером (George Miller). Герой, включая серию фильмов, обрёл культовый статус, весьма успешно популяризировав направление кинофантастики дизельпанк и породив массу поклонников представленного выдуманного постапокалиптического мира, чьё признание ярко выражено, например, в фестивале Wasteland Weekend.

Впервые персонаж появился на экране в 1979-ом году в ленте «Безумный Макс» («Mad Max»), что стала полнометражным дебютом бессменного режиссёра будущей франшизы. Зачатки идеи берут начало, когда автор работал над коротким метром в документалке со звучным неслучайным заглавием «Violence in the Cinema, Part 1», которую можно перевести на русский как «Насилие в кино, Часть 1». Так же для вдохновения Миллер немало провёл времени в больнице, будучи врачом на скорой помощи, наблюдая страшные последствия от дорожных аварий. Полученные впечатления требовалось выразить в ультражестоком скоростном боевике, но для большей достоверности событий было решено перенести действие в недалёкое антиутопическое будущее, описывающее гротескный мир упадка на краю экономического кризиса. Фильм погружал зрителя в австралийские пустоши, патрулируемые офицерами Основного Силового Патруля, представляющего из себя подобие полиции, постепенно отходящей в прошлое из-за набирающей силы анархии с отменой гражданского права. Одним из них был Макс Рокатански, с чьей семьёй жестоко расправилась банда мотоциклистов, натворившая немало и других жутких дел. Руководствуясь местью, наш герой начал расправляться с негодяями…

После выхода картина принесла феноменальную прибыль из-за разницы в скромных затраченных средствах и огромного кассового успеха. Если пытаться анализировать этот факт, то можно прийти к выводу, что идейно фильм в чём-то наследовал эксплуатационные мотивы плавно отмирающего грайндхауса направления постановок о байкерах, олицетворяющих этаких ангелов ада колесящих по дорогам, упивающихся полной свободой, насилующих и убивающих простых мирных граждан. Однако семя нехитрой и откровенно примитивной эксплуатации в руках талантливого режиссёра выросло в крепкий авто-боевик, опять-таки с тогда актуальной темой крутого мстителя против зарвавшихся обидчиков. Захватывающие погони, кстати, похвально выполненные без всяких компьютерных спецэффектов естественным образом, поражали драйвом, а уровень жестокости футуристического мира наполнял кадр особой стойкой брутальной атмосферой.

Интересна получилась и пропись центрового персонажа для будущих продолжений, гармонично вливающегося в общую концепцию вселенной: в первой части общество ещё живёт по трещащим по швам рамкам законов и Макс обладал семьей с домом, но потеряв этот корень, став преследующим безумцем, у которого после исполнения мести осталась лишь душевная пустота и такая же дорога в никуда, именно туда метафорично начал скатываться весь остальной мир. Таким он предстал в сиквеле «Безумный Макс 2: Воин дороги» («Mad Max 2»). Режиссёр полностью отменил всякие нормы морали, продолжив усугублять свою антиутопию, разжигая в ней террор и хаос, рассказывая о диких землях, где капля топлива дороже человеческой жизни, дорога изобилует бандами на гротескных автомашинах, предназначенных для охоты на новых жертв. Зритель становился свидетелем осады жестокими дикарями малой группы цивилизованного сообщества, охраняющего нефтяную вышку. Макс превратился в нелюдимого одиночку, ездящего на бывшем патрульном авто, вызвавшемся вывести людей в безопасное место за обещанное топливо, тем самым нажив себе врагов…

Уход целиком в постапокалиптические рамки, позволил автору усилить задатки оригинала по всем фронтам. Окунув человечество в этическую свободу после прогремевшей войны двух неназванных, но легко читаемых между строк «великих племён» под ядерные вспышки предполагаемого апогея Холодной войны, он выпустил на свет полное моральное разложение общества, породившее специфическую атмосферу фильма. Та самая скоростная австралийская дорога наполнилась невероятно колоритными бандами авто-панков будущего и такими же смертельно опасными машинами, чей общий облик прочно вошёл в массовую культуру с подражанием в иных картинах, видеоиграх или наличия откровенного цитирования где-либо. Безупречное трюковое шоу каскадёров на огромной скорости залилось яркими вспышками взрывов, тоннами покорёженного металла и кровью, подкрепляя идею фильма о безжалостной утопии тотального хаоса, упивающегося страшным безумием под рёв мотора.

Третья часть «Безумный Макс 3: Под куполом грома» («Mad Max: Beyond Thunderdome») обрела второго режиссёра Джорджа Огилве (George Ogilvie) – постановщика трюков из сиквела. История продолжила видоизменение выдуманного сумасшедшего мира в стадию перерождения общества в новую цивилизацию с грубыми, но уже правилами и законами, основанными на натуральном обмене. Пред нами открывался густонаселённый город Бартертаун в пустыне с налаженной инфраструктурой, куда попадал Макс, став этаким молчаливым сосредоточенным вольнонаёмным самураем будущего, ищущим себе хозяина, ну или хозяйку в колоритном исполнении Тины Тёрнер (Tina Turner), впоследствии исполнившей две песни в качестве саундтрека к фильму. Оказавшись в центре интриг управленцев сообщества, наш герой спустя изгнание, обрёл племя детей, став их защитником на пути к новому безопасному дому…

Имея знакомый колорит, лента всё-таки далеко отошла от предыдущей пары красочного шумного панк-безобразия. В ней нет больше упора на дорожные ужасы или каскадёрские автомобильные погони. Уровень жестокости так же ощутимо снизил обороты. Стал заметен курс на почти детскую фэнтазийную байку с футуристическим налётом в духе спилберговских масштабов с привлечением крупного бюджета и, само собой, бдительного надзора расчётливых продюсеров, а Макс быстро примерил на себя образ спасителя-няньки одичавших ребятишек, выросших вдали от грубости занёсённой песком дороги или испорченного города, чтоб метафорично замкнуть трилогию на обнадёживающем добром (ох, как это чуждо грубому брутальному боевику, каким он был раньше!) финале, настраивающем на идейный зачаток нового цивилизованного начала. Собственно, как понятно, те самые продюсеры постарались выручить побольше прибыли из картины, высокий взрослый рейтинг вдруг изменился на детский (!), скупой чёрный юмор превратился в сказочные вольности, автор начал осмысливать придуманную вселенную в ущерб зрелищу, и трилогия окончилась коммерчески успешно, но переродившись из крутого авто-триллера дуплетом в приключенческую фантастику или же фэнтези, постоянно меняя придуманный мир и его главного персонажа, бессменного играемого Мэлом Гибсоном (Mel Gibson), сумевшим достичь высот Голливуда, начав именно с этой роли.

Совсем скоро ожидается выход нового продолжения под названием «Безумный Макс: Дорога ярости» («Mad Max: Fury Road»). На радость зрителям, хоть произошла смена центрового актёра, режиссёр всё же не доверил свой пост никому иному, и главное – заявлен взрослый рейтинг, ведь по сюжету нас ждёт промежуточная история между оригиналом и сиквелом, а значит, ожидается авто-безумие, населённое дикими бандами на невиданных машинах, где ездит молчаливый хладнокровный воин футуристической дороги – Безумный Макс.

Фильмография персонажа:

  • Безумный Макс (1979) Mad Max
  • Безумный Макс 2: Воин дороги (1981) Mad Max 2
  • Безумный Макс 3: Под куполом грома (1985) Mad Max Beyond Thunderdome
  • Безумный Макс – ренегат (2011) Mad Max Renegade (короткометражный любительский)
  • Безумный Макс: Дорога ярости (2015) Mad Max: Fury Road

Не надо, друзья мои, привыкать к хорошим играм! Они поработят вас, и вы станете по ним тосковать.

Макс и его мир безумны. По-настоящему. Ваши союзники — нервный обожженный торчок, истязающий себя наконечниками стрел, безногая старуха-механик в самодельной коляске, возжелавшая построить пустынный корабль с парусами, и бывалый воин дороги, который верит, что однажды пустыня станет морем.

Ну и Жестянщик. Этот тип больше всего смахивает на Голлума, карлика из «300 спартанцев» и Крысария из Shadow of Mordor . Он вещает как религиозный фанатик («Во имя свечей зажигания, нитро и восьмицилиндрового двигателя!») и видит в Максе божественного посланника.

Повсюду в Пустоши спрятаны «реликвии прошлого», напоминания о давно забытом мире. Иногда всего в нескольких предложениях рассказываются целые истории.

Когда-то команде Брюхореза удалось спастись от песчаной бури в корабле, и с тех пор он верит, что однажды на эти земли придет океан.


То, что начиналось как амбициозный боевик режиссера Джорджа Миллера о полицейском-одиночке (которого сыграл Мел Гибсон), в итоге переросло в пост-апокалиптическую культовую сагу из четырех фильмов ("Безумный Макс" (1979), "Воин дорог" (1981), "Под куполом грома" (1985) и "Дорога ярости" (2015). Сегодня речь пойдет о любопытных фактах, которые мало кто знает о данной франшизе.

1. Режиссер Джордж Миллер работал врачом


Поскольку у фильма был очень маленький бюджет ($ 350 000), Миллер дополнительно собирал деньги, работая врачом скорой помощи, чтобы фильм все же был доснят. "Нам был выделен очень низкий бюджет и попросту в один прекрасный момент закончились деньги на редактирование и пост-продакшн, я потратил год на редактирование фильма у себя дома на кухне.

Байрон Кеннеди делал звуковое оформление тоже у себя дома, - впоследствии рассказал Миллер. - А потом я подрабатывал врачом скорой помощи на выходных, чтобы заработать деньги на дальнейшие съемки". Медицинская практика Миллера нашла отражение в фильме: Макс Рокатански назван в честь патологоанатомома Рокитанского.

2. Мел Гибсон пришел на кастинг за компанию


Гибсон был весь в синяках после недавней драки в баре с "половиной команды по регби", когда друг попросил подвезти его на кастинг "Безумного Макса". Поскольку агентство также проводило кастинг "фриков" для массовки, то сфотографировали даже Гибсона, который просто ждал своего друга. Его попросили вернуться, когда синяки пройдут. Гибсон приехал повторно и Миллер сразу же отдал ему главную роль в своем фильме.

3. Джордж Миллер платил малозначимым актерам пивом


Поскольку денег едва хватало, чтобы закончить фильм, Миллер предложил заплатить водителям машин скорой помощи, водителю трактора, а также некоторым из байкеров пивом (упаковками из 24 банок).

4. Банду байкеров сыграли настоящие байкеры


Чтобы сэкономить деньги на подготовке каскадеров, Миллер нанял для съемок настоящих профессиональных байкеров. Объявления о предстоящих съемках были развешены во всех местных барах и магазинах байков.

5. Сюжет "Безумного Макса-2: Воин дорог" навеян нефтяным кризисом 1970-х годов


Во время интервью The Daily Beast Миллер рассказал, как ему пришла в голову идея снять "Воина дорог". По его словам, все было так: "Я жил в очень красивом и благополучном городе, в Мельбурне. В это время разразился тотальный нефтяной кризис и единственными людьми, которые могли спокойно заправить бак бензином, были спасатели, пожарные, сотрудники больниц и полицейские. Всего через 10 дней в мирном городе раздались первые выстрелы и я подумал: "а что случилось бы, если бы в таких условиях прошло 10 лет".

6. У Мела Гибсона было всего 16 реплик в "Безумный Макс-2: Воин дорог"


После премьеры "Дороги ярости" в 2015 году, социальные медиа пестрели остротами относительно того, что Том Харди почти не разговаривал, а только хмыкал и отпустил пару острот. При этом все забыли, что в "Воине дорог" у Мела Гибсона было всего 16 строк диалога.

7. Гибсон заявил, что "Воин дорог" - его любимый фильм из цикла


В интервью Playboy Мел Гибсон рассказал, что из трех фильмов о безумном Максе ему больше всего понравилась вторая часть, "Воин дорог". "Это же элементарно, - объяснил известный актер. - Из фильма буквально брызжет его энергетика. Из-за бензина в нем не щадят никого: ни женщин, ни детей. Это тот же самый первый "Безумный Макс", только еще лучше. Мне кажется, что третий фильм не станет популярным".

8. Вдохновением для "Дороги ярости" послужил "Повелитель мух"


В 1985 году Миллер рассказал в интервью, как они разговаривали с Терри Хейсом о мифологии. По словам Миллера, "Терри утверждал, что в обществе, где у людей мало знаний, они имеют тенденцию быть более верующими. Другими словами, они берут фрагменты знаний или фактов и выстраивают их них очень сложные мифологические верования, объясняющие всю Вселенную.

Терри говорил, если бы существовало постапокалиптическое племя детей, которое бы владело лишь несколькими фрагментами знаний, то сюжет бы развивался подобно "Повелителю мух".

9. Тина Тернер была приглашена в "Под куполом грома" из-за...


Тине Тернер отдали предпочтение перед Джейн Фондой и Линдсей Вагнер на роль тетушки Энтити исключительно потому, что она воспринимается как довольно позитивный персонаж. Миллер сказал, что он хотел взять на роль "настоящую женщину.... с огромной харизмой... о которой говорят только хорошее".

10. Имена персонажей "Безумного Макса" намекают на их предыстори


Одной из самых своеобразных причуд франшизы Миллера стали странные имена персонажей. Как объяснил сам режиссер, одним из его требований было то, чтобы все в данной истории должны иметь какую - то индивидуальную предысторию. Причем это был не только каждый персонаж, но каждое транспортное средство, каждое оружие, каждый костюм и т. д.

11. Джордж Миллер - заядлый феминист


Это прекрасно видно по последней части франшизы, "Дорога ярости", при съемках которого для консультаций была приглашена автор "Монологов вагины" Ив Энцлер. А должна она была консультировать актрис о жестокости и насилии против женщин. Сам же Джордж Миллер в интервью заявил, что главным сокровищем в данной серии он выбрал не нефть, как в прочих, а женщин.

Остаётся лишь отметить, что Мел Гибсон, с которого в общем-то и начинался «Безумный Макс», входит в список .

Макс
"Мне нужен покой, а обрести его смогу только на Безмолвной Равнине. Для этого мне нужна машина не хуже "Черного на черном"... или даже лучше". Макс - одиночка, он бежит от себя и своего прошлого. Где-то на закате человеческой цивилизации его семья погибла, и с тех пор он все время в дороге. Он живет одним днем - точнее, просто выживает, пытаясь справиться с какофонией из искаженных воспоминаний, образов и звуков. Макс давно бы остановился, прекратил сопротивляться, перестал дышать. Но тело не позволяет ему это сделать - навыки, полученные в ходе курса по выживанию, уже у него в крови. Поэтому его растревоженный разум создал воображаемую страну, Безмолвную Равнину, где он обретет покой, утолит тоску и заставит голоса из прошлого умолкнуть. Все, что у него осталось, - старая машина, "Перехватчик" (или "Черный на черном"), шанс выжить в Пустоши. Когда "Черного на черном" уничтожают, все меняется. Но одно остается неизменным: движение вперед и борьба за выживание.
Члем
"Все богатства этой страны мои! Весь Газтаун... мой!". Члем Острус - военачальник, самопровозглашенный Защитник Газтауна. Его отец - Несмертный Джо, его брат - Риктус Эректус. Еще в юности Члем показал себя талантливым воином, а повзрослев, превратился в настоящую машину смерти - стремительную, сильную и безжалостную. Своего первого врага он убил в семь лет, на тренировке. Затем последовала череда убитых соперников и учителей. В подростковом возрасте он оттачивал свои навыки в Смертельных гонках между Газтауном и Свинцовой фермой. Он обожал Пустошь, постоянную войну, возможность уничтожать всех, кто был слишком слаб, и забирать их ресурсы. В лагере, вдали от условностей придворного мира Цитадели, он отковывал железный кулак своей армии. Во время Пустотных войн Члем победил доктора Деменция. Вернув город под руку Несмертного Джо, он получил титул Защитника Газтауна и переселился туда. Члем славится жестокостью и обожает шокировать окружающих такими предметами, как пояс с подвешенными человеческими головами и острый как бритва гульфик. Его армия слепо предана своему командиру и готова выполнить любой приказ, даже самый безумный. Символами власти Члема в Газтауне служат метки-пугала и многочисленные военные лагеря, в которых тренируются будущие бойцы его легиона.
Члем с обломком
"Этот обломок доказал, что я бессмертен. Но я не буду знать покоя, пока не убью демона, который всадил его мне в голову. Я знаю, что он еще жив!" . Члем потерпел первое серьезное поражение от рук Макса, который едва не убил Оструса его собственным оружием, бензопилой на древке. Пила застряла в черепе - извлечь лезвие было невозможно - и постоянно напоминала о несмываемом позоре. Боль не унималась ни на секунду, она сводила его с ума и провоцировала неистовые вспышки ярости. Члем одержим насилием. Успокоить его может только одно: вид мертвого противника. Торчащий в голове обломок пилы Члем носит с гордостью, из-за чего подручные считают его бессмертным - так же, как и его отца, Несмертного Джо. Члем не знает, жив ли Макс или уже умер, и поэтому добавляет в свою коллекцию черепа всех, кто хотя бы немного похож на Макса. Раньше Члем обращался с обитателями Пустоши, соблюдая определенные правила. Но это давно прошло. Теперь все, кто живет в окрестностях Газтауна, опасаются за свою жизнь. Исполнителем жестоких приказов выступает самый психованный подручный Члема - Помойка.
Жестянщик
"О мой ангел, я могу воплотить тебя в стали... Я могу создать твое тело и зажечь священное топливо, но управлять тобой может только святовоин... Вот почему ты послал его ко мне...". Жестянщик - странноватый механик, который живет в регионе Великая Белизна. Пути Жестянщика и Макса пересеклись, когда первый искал детали двигателя. Жестянщик увидел в дальнозоры, как Макс сражается с Воинами и Члема Оструса, и решил, что Макса ему послала сама судьба. О прошлом Жестянщика мало что известно. Он из Газтауна, однако его оттуда изгнали - несмотря на то что он талантливый механик. Он долго жил один в Пустоши, торгуя с такими личностями, как Джит и Брюхорез. Он поселился на старом корабле, обустроил гараж и начал там собирать машину. Жестянщик считает себя пророком собственной странной религии, главную роль в которой играют автомобили и техника. Он говорит, что поклоняется божеству по имени Ангел Возгорания, а также другим похожим, менее значимым богам. Он верит, что небеса поручили ему создать идеальную машину "Шедевр" с помощью Макса, которого Жестянщик называет "святовоин". Он верит, что Макса ему послал Ангел Возгорания. Религиозные убеждения Жестянщика совпали с целями Макса, и эти двое решили создать "Шедевр".
Надежда
"Все для того, чтобы выжить. Все, чтобы защитить мою Славу". Надежда - дочь "ученой женщины", мисс Гидди. Ее зачали в первые дни Падения. Мистера Гидди убили байкеры, а их главарь взял ее, уже беременную, в качестве трофея. Надежда жила у них до подросткового возраста и с каждым днем становилась все прекраснее. Затем эту банду разгромила другая, банда Несмертного Джо. Несмертный Джо оставил Гидди и Надежду у себя в качестве размножалок. Когда построили Цитадель, Гидди назначили ответственной за обучение девочек, а Надежду оставили в проекте по размножению. Она не сумела родить Джо сына, и тот отдал ее своим подручным. Надежде с матерью удалось попасть ко двору Защитника Газтауна. Во времена Пустотных войн в город проникла группа доктора Деменция. Доктор убил тогдашнего Защитника и присвоил этот титул себе. Тогда же он стал владельцем Надежды и мисс Гидди (которую впоследствии назвали "ученой женщиной"). Надежда родила Деменцию дочь Славу. Много лет спустя Деменций попытался осадить Цитадель, и его убил один из сыновей Несмертного - Члем Острус. Надежду и Славу отправили в Цитадель, но по дороге на их транспорт напали. Они несколько недель бродили по Пустоши, питаясь тем, что удавалось найти, пока их не схватили раболовы. Позднее Надежда и Слава оказались в тюрьме Брюхореза.
Слава
"Ты не похож на всех остальных. Ты не злой". Надежда, мать Славы, была наложницей сначала доктора Деменция, а затем - при дворе Несмертного Джо. Слава выросла в компании безумных и кровожадных бойцов и научилась выживать. Благодаря заботе матери Слава выглядит как обычный ребенок, а не дикий зверек. После смерти доктора Деменция Надежду и Славу отправили обратно в Цитадель, но по дороге на их караван напали бандиты. В конце концов мать с ребенком оказались в тюрьме Брюхореза. Слава с самого детства была вынуждена полагаться только на себя, поэтому она знает о психологии людей и выживании больше, чем любой другой ребенок ее возраста. Она унаследовала чутье матери и неплохо умеет распознавать людей, которые желают ей зла, врут или могут чем-то помочь. Кроме того, она -настоящий вундеркинд в том, что касается поиска древних сокровищ.
Крикун
"Пусть Члем - вождь и защитник Газтауна, но я-то заведую трассой. Дайте мне психов и тех, кому нечего терять, и я устрою отличное шоу!" . Крикун из Газтауна - прирожденный шоумен. Он важная шестеренка в механизме Газтауна, а также владелец Газтаунских гонок, чемпионом которых является Помойка. Крикун - местная знаменитость и - по меркам Пустоши -довольно богат. Будучи глашатаем популярного спорта, он все равно подчиняется Члему Острусу и его подручным. На фоне закоптелых фигур Газтауна он резко выделяется мигающими "огонечками", шумными динамиками и громкоговорителями. Всю эту цветомузыку снабжает энергией портативный бензиновый генератор, который носит помощник и любовник Крикуна по прозванию Ликтрический Мальчик.
Помойка
"Я рву слабаков в клочья, я сдираю с них кожу. Я ношу их лица как маски. Я снимаю скальпы. Да, я выполняю приказы Члема, но удовольствие от живодерства достается только мне". Помойка - один из приближенных Члема. Он славится своей жестокостью и садизмом. Когда Члем проиграл бой Максу, он отправил Помойку в Мертвый пустырь сеять хаос и захватывать все, что имеет хоть какую-то ценность. Помойка выполнил приказ в точности: его парни устроили настоящую бойню, которая навсегда изменила облик Пустоши. Тело Помойки покрыто многочисленными шрамами - часть из них он получил в боях, а остальные нанес себе сам в мазохистических приступах. Он часто носит маски из кожи, содранной с врагов. От его зубов остались только гнилые острые обломки, выступающие из почерневших десен. Помойка собирает части человеческих тел и украшает себя скальпами и ушами. Он также срезает волосы и кожу с лиц врагов и делает из них маски и парики. На поясе он носит комплект шприцев и хирургических инструментов - их он использует для сексуальных игр и пыток. Кроме того, у него всегда под рукой два острых ножа с кривыми лезвиями. Помойка - вечный приспешник, который прячется в тени своего господина, но при этом ухитряется быть еще более отвратительным. Сам он никогда не станет командиром. Почему? Потому что господа рано или поздно всегда погибают - и, когда умрет Члем, Помойка предложит свои услуги новому хозяину.
Ворон
"Не надо молиться, если с тачкой объединиться ты хочешь сразу; вот ритуал мой, так что не ной, а жми газ до отказа!" . Ворон организует гонки за пределами Газтауна. Мало что известно об этом любителе рифм, гонок и азартных игр -только то, что он обладает почти сверхъестественной способностью не привлекать к себе внимания Газтауна и Цитадели и выживать, не платя дань таким, как Члем. Умение водить машину - основа для выживания в Пустоши. Со временем к водительскому навыку и самим машинам сформировалось особое отношение. Одно из его проявлений - Смертельная гонка. Никто не помнит, когда их начали проводить, но факт остается фактом: в этих гонках водители проходят испытание как на физическом, так и на духовном уровне. Проводит гонки Ворон, который уверяет, что во время испытания он помогает связать душу водителя с машиной.