Анализ стихотворения ласточки майкова. Стихотворение "ласточки" майков аполлон николаевич

Аполлон Николаевич Майков

Мой сад с каждым днем увядает;
Помят он, поломан и пуст,
Хоть пышно еще доцветает
Настурций в нем огненный куст…

Мне грустно! Меня раздражает
И солнца осеннего блеск,
И лист, что с березы спадает,
И поздних кузнечиков треск.

Взгляну ль по привычке под крышу
Пустое гнездо над окном:
В нем ласточек речи не слышу,
Солома обветрилась в нем…

А помню я, как хлопотали
Две ласточки, строя его!
Как прутики глиной скрепляли
И пуху таскали в него!

Как весел был труд их, как ловок!
Как любо им было, когда
Пять маленьких, быстрых головок
Выглядывать стали с гнезда!

И целый-то день говоруньи,
Как дети, вели разговор…
Потом полетели, летуньи!
Я мало их видел с тех пор!

И вот — их гнездо одиноко!
Они уж в иной стороне —
Далёко, далёко, далёко…
О, если бы крылья и мне!

Аполлон Майков начал публиковаться в 13-летнем возрасте, однако относился к своему увлечению с долей иронии и даже пренебрежения.

Аполлон Майков

Поэт всерьез задумался о литературной карьере лишь во время учебы на юридическом факультете Петербургского университета, когда осознал, что стихи дают ему не только ощущение радости, но и являются смыслом существования.

Увлекаясь творчеством многих современных авторов, Майков не пытался им подражать, хотя в его произведениях прослеживается определенное сходство со стихами Фета и Лермонтова. Себя автор считал безнадежным лириком, хотя в некоторых его стихах присутствуют и философские тенденции. В 1856 году Аполлон Майков публикует очень трогательное и грустное произведение под названием «Ласточки», в котором сожалеет о том, что жизнь так скоротечна, и он не в состоянии повернуть время вспять.

На столь печальные размышления поэта наводит осенний сад, который «каждый день увядает», что причиняет Майкову глубокие душевные страдания. Автор признается, что его раздражают «и солнца осеннего блеск, и лист, что с березы спадает, и поздних кузнечиков треск». Сама природа словно бы напоминает о том, что наступает новый этап жизни, когда юность осталась в прошлом, а зрелость не сулит уже новых открытий, ярких впечатлений и лишена волшебного очарования.

Поэт по привычке бросает взгляды на опустевшее ласточкино гнездо под крышей своей усадьбы, из которого уже начала высыпаться обветрившаяся солома. Совсем недавно его строила трудолюбивая пара птиц, заботясь о доме для себя и собственного потомства. И очень скоро «пять маленьких, быстрых головок выглядывать стали с гнезда». Но время текло неумолимо, птенцы окрепли и вскоре вместе с родителями покинули гостеприимный дом, который стал для них надежным пристанищем на несколько теплых летних месяцев. Теперь же, по утверждению поэта, «они уж в иной стороне», там, где по-прежнему светит ласковое солнце, дарящее ощущение радости и умиротворения. Именно этого лишен автор, который вынужден наблюдать, как осень постепенно вступает в свои права, и мечтать о том, чтобы у него выросли крылья, которые позволили бы ему, словно ласточка, улететь в теплые края. Майков понимает, что этому не суждено сбыться, и он не сможет обмануть природу, которая вряд ли будет к нему так же благосклонна, как и к птицам, сумевшим найти счастье на чужбине. Осознание собственного бессилия вызывает у поэта чувство горечи и разочарования, справиться с которым он не в состоянии.

В разделе на вопрос Размер стихотворения А. Н Майкова Ласточки заданный автором Данил Хафизов лучший ответ это Майков А. Н. - «Ласточки»
Мой сад с каждым днем увядает;
Помят он, поломан и пуст,
Хоть пышно еще доцветает
Настурций в нем огненный куст.. .
Мне грустно! Меня раздражает
И солнца осеннего блеск,
И лист, что с березы спадает,
И поздних кузнечиков треск.
Взгляну ль по привычке под крышу
Пустое гнездо над окном:
В нем ласточек речи не слышу,
Солома обветрилась в нем.. .
А помню я, как хлопотали
Две ласточки, строя его!
Как прутики глиной скрепляли
И пуху таскали в него!
Как весел был труд их, как ловок!
Как любо им было, когда
Пять маленьких, быстрых головок
Выглядывать стали с гнезда!
И целый-то день говоруньи,
Как дети, вели разговор.. .
Потом полетели, летуньи!
Я мало их видел с тех пор!
И вот - их гнездо одиноко!
Они уж в иной стороне -
Далёко, далёко, далёко.. .
О, если бы крылья и мне!
Стихотворение состоит из 7 строф (всего 28 строк)
Размер: трехстопный амфибрахий

Стихотворение открывается картиной природы.
Но совершенно новое качество придают ей самые первые слова, занимающие сильную позицию в тексте: «мой сад». Это огромный символический образ. Он отсылает нас к саду жизни, который насаживает Бог, мыслимый как садовник. «Помят он, поломан и пуст» - это знаки психологических движений. Опустошение, усталость, разочарование... Но в душе еще горит желание счастья, любви, новизны, полноты жизни - «доцветает настурций огненный куст». Но огонь - это тоже символ. Он может стать всепожирающим разрушителем, и в этом причина возникающих тяжелых предчувствий, ощущения обреченности, которая выразится в конце через невозможность улететь.

Ласточки

Мой сад с каждым днем увядает;
Помят он, поломан и пуст,
Хоть пышно еще доцветает
Настурций в нем огненный куст...

Мне грустно! Меня раздражает
И солнца осеннего блеск,
И лист, что с березы спадает,
И поздних кузнечиков треск.

Взгляну ль по привычке под крышу -
Пустое гнездо над окном:
В нем ласточек речи не слышу,
Солома обветрилась в нем...

А помню я, как хлопотали
Две ласточки, строя его!
Как прутики глиной скрепляли
И пуху таскали в него!

Как весел был труд их, как ловок!
Как любо им было, когда
Пять маленьких, быстрых головок
Выглядывать стали с гнезда!

И целый-то день говоруньи,
Как дети, вели разговор...
Потом полетели, летуньи!
Я мало их видел с тех пор!

И вот - их гнездо одиноко!
Они уж в иной стороне -
Далеко, далеко, далеко...
О, если бы крылья и мне!

Майков Аполлон Николаевич - русский поэт, переводчик.
Поэзия Майкова созерцательна, идиллична и отличается налетом рассудочности, но вместе с тем в ней отразились пушкинские поэтические принципы: точность и конкретность описаний, логическая ясность в развитии темы, простота образов и сравнений. Для художественного метода Майкова характерно аллегорическое применение пейзажей, антологических картин, сюжетов к мысли и чувству поэта. Эта особенность роднит его с поэтами-классицистами.

Тематика поэзии Майкова соотнесена с миром культуры. В кругозоре поэта - искусство (цикл стихов «В антологическом роде»), европейская и русская история (циклы стихов «Века и народы», «Отзывы истории»), творчество поэтов Запада и Востока, произведения которых Майков переводит и стилизует (цикл «Подражания древним»). В стихах Майкова немало мифологических символов, историко-культурных имён и названий, однако часто колорит иных веков и народов носит у него декоративный характер. Особенно близка Майкову античная культура, в которой он видел сокровищницу идеальных форм прекрасного.

Из обширного наследия Аполлона Майкова выделяются и сохраняют свою поэтическую прелесть стихи о русской природе «Весна! Выставляется первая рама», «Под дождём», «Сенокос», «Рыбная ловля», «Ласточки» и другие отличающиеся задушевностью и напевностью. Многие его стихи вдохновляли композиторов на написание романсов. Майкову принадлежат переводы из Г. Гейне, Гёте, Лонгфелло, Мицкевича. Многие стихи Майкова положены на музыку (Чайковский, Римский-Корсаков и другие).
http://maykov.ouc.ru/

» на тему «А. Плещеев. «Сельская песенка», А. Майков. «Ласточка примчалась…», «Весна» »


Урок 12

А. ПЛЕЩЕЕВ «СЕЛЬСКАЯ ПЕСЕНКА»,

А. МАЙКОВ «ЛАСТОЧКА ПРИМЧАЛАСЬ…», «ВЕСНА»

Цели:

– совершенствовать навыки выразительного чтения;
– развивать фонематический слух, речевые умения, творческие способности, память и воображение;
– воспитывать любовь к природе.

Оборудование : выставка книг русских поэтов о природе; иллюстрации, фото о природе весной; «Времена года» П. И. Чайковского.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка цели урока.

– Отгадайте загадку:

Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улей – пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

Ответ: весной.

– Перечислите весенние месяцы.
– Какой день по календарю считается началом весны? (21 марта – день весеннего равноденствия.)
– Посмотрите, как много книг написано о весне русскими поэтами и писателями. Прочтите название третьего раздела на с. 63 учебника.
– Как вы думаете, какие произведения вошли в этот раздел?

III. Изучение нового материала.

1. Речевая минутка.

– Прочтите чистоговорку:

Та-та-та – у нас дома чистота.
Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.
Ти-ти-ти – съели кашу всю почти.
Тё-тё-тё – отложили мы шитьё.
То-то-то – стали мы играть в лото.
Ать-ать-ать – мы идем гулять.
Ат-ат-ат – берем с собой самокат.

2. Отработка навыков чтения.

– Прочтите целыми словами:

Утром, присев на зеленом пригорке,
Учат сороки скороговорки:

Учитель предлагает послушать музыкальную пьесу П. И. Чайковского «Песня жаворонка» и рассмотреть репродукцию картины «Март» И. Левитана.

– Какое настроение передает музыкальное произведение?
– Какие чувства возникают у вас при рассматривании картины «Март»?

Музыка первого месяца весны нежная и звонкая. Она очень похожа на разливающиеся над полями трели жаворонков. Сама песня светлая, мелодичная. Слушаешь – и словно вдыхаешь свежий, ароматный запах весны, ощущаешь удивительное весеннее солнце, тепло лучей которого смешивается со свежестью холодного по-зимнему ветерка. Воздух прозрачный, чистый…

Картина И. Левитана «Март» передает звонкую холодноватость мартовского воздуха и яркость солнечных лучей на белом снегу, и ожидание тепла, которого еще немного в этот мартовский день. Но уже греют солнечные лучи, уже подтаивает снег… И вся природа ждет настоящей весны.

4. Знакомство со стихотворением А. Плещеева «Сельская песенка».

– Какие признаки наступления весны вы знаете?
– Самостоятельно прочтите стихотворение А. Плещеева.
– Объясните значение слов:

сени – прихожая в избе
краше – красивее
милей – больше всего нравится

Физкультминутка

Собирайтесь быстро, братцы,
В чет и нечет посчитаться.
Вот Январь, а вот Февраль –
Выгнать их из круга жаль.
Братец Март и ты, Апрель,
Заиграйте-ка в свирель.
Братцу Маю да Июню –
Спеть овсяночкой-певуньей,
А Июлю, Августу –
Растить зерна трав густых,
Чтобы ждали мы не зря
Сентября и Октября.
Ноябрю – повеять вьюгой,
Декабрю – уйти из круга.
Л. Дружинина

IV. Продолжение изучения нового материала.

1. Знакомство со стихотворением А. Майкова «Ласточка примчалась …».

при-мча-лась – примчалась
хмурь-ся – хмурься

– Объясните значение этих слов.
– Прочтите стихотворение самостоятельно.
– Какое настроение передает это стихотворение?
– О ком оно?
– Откуда прилетела ласточка?
– Найдите и прочтите песенку ласточки.
– Что услышал поэт А. Майков в пении ласточки?

2. Знакомство со стихотворением А. Майкова «Весна».

Учитель выразительно читает стихотворение «Весна».

– О каком растении рассказал поэт?
– Как автор называет этот цветок?
– Какое слово помогает представить последний снежок в стихотворении «Весна»?
– Объясните значение выражения:

Сквозистый снежок – рыхлый снег.

– Прочтите выразительно стихотворение «Весна».
– Чем отличается стихотворение от сказки?

3. Игры Деда Буквоеда.

Игра «Песочные часы».

– Буквы, проходя через узкое горлышко песочных часов, образуют слова. Пересыпьте песочек с буквами и назовите эти слова.

VI. Итог урока.

– Как называется третий раздел учебника?
– Стихотворения каких авторов вы прочитали?
– Какое стихотворение понравилось больше? Почему?
– Прочтите пословицу и объясните ее значение:

> Весна да осень – на дню погод восемь.

Домашнее задание:

1) выучить наизусть стихотворение по выбору;
2) подготовить иллюстрацию к нему.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ 12

В дошкольные годы ребенок знакомится со стихотворениями известного поэта Алексея Николаевича Плещеева (1825–1893). Еще при жизни поэта хрестоматийным стало стихотворение «Старик» («У лесной опушки домик небольшой …», 1877) – о старом леснике, радовавшем детей подарками. Столь же известным было стихотворение «Бабушка и внучек» (1878) – о том, как внук упросил бабушку послать его в школу.

В свободном переложении польского стихотворения «Травка зеленеет» (1858) Плещеев коснулся уже ставшей к середине XIX в. традиционной весенней темы: прилет ласточек предвещает радостный приход теплых дней. У поэта с гражданскими устремлениями, каким был Плещеев, эта тема соединилась с рассказом о горькой семейной драме: дочь покинула дом, тоскующая мать просит ласточку принести весть о дочери. Прилет ласточки и приход весны оживили надежду – может быть, что-то станет известно о той, о ком горюет семья.

Строй стихотворных строчек энергичен, пронизан радостным настроением: с прилетом ласточки и само солнце становится краше, а весна – милей:

…Прощебечь с дороги
Нам привет скорей.

Весенняя птица предстает утешительницей бедного труженика и в финальном стихотворении поэта «Птичка» (1858).

Этой темы поэт коснулся еще раз в стихотворении «Дети и птичка». При отлете на юг птица обещает вернуться:

…Когда с полей
Снег сойдет, когда в овраге
Зажурчит, блестя, ручей.

Аполлон Николаевич Майков (1821–1897). Жизнеутверждающим настроением проникнуты стихи этого известного поэта второй половины XIX века. Уже в начале своего творческого пути он получил положительную характеристику В. Г. Белинского. По словам критика, Майков «смотрел на жизнь глазами грека». Свои идиллические представления о жизни древних греков поэт решился соединить с воспроизведением картин русской жизни. Природа России предстает сквозь усвоенную поэтом эстетику античных времен. Все реальное в стихах Майкова гармонично и исполнено красоты. Благодаря этим свойствам ряд стихотворений поэта стал достоянием детского чтения и школы. Таково и стихотворение «Летний дождь» (1856):

Золото, золото падает с неба!
Дети кричат и бегут за дождем…

Небесное «золото» станет «золотистым зерном», амбары наполнятся «душистым хлебом». Радостное ощущение бытия и воспроизведение дивных преображений в природе сообщают стихам цельность и гармонию.

Ни одно из социальных противоречий современности не затронуто в стихах Майкова. Идиллический взгляд его на мир выразился в прекраснодушном изображении народного быта. Поэт запечатлел только светлую строну крестьянского труда.

Влечение поэта к идиллии и эстетизированным картинам выразилось и в том, что он осуществил вольный перевод нескольких новогреческих песен. Таковы известные стихи Майкова «Ласточка примчалась…» (1858) и «Колыбельная песня» («Спи, дитя мое, усни!..», 1858). Реальные представления авторы о русской природе здесь неотделимы от его идиллических воззрений. Ласточка приносит весну – поэт связывает с прилетом птиц лишь неотвратимую смену времен года:

Будь хоть снег, хоть дождик –
Все весною пахнет!

Природа, воссозданная поэтом, полна гармонии и той цельности, которая укрепляет ребенка в здоровом отношении к миру.

Литературное чтение. 1-2 классы: поурочные планы по программе "Школа России". Издательство "Учитель", 2011. Содержание - Н.В. Лободина, С.В. Савинова и др.

Мой сад с каждым днем увядает;
Помят он, поломан и пуст,
Хоть пышно еще доцветает
Настурций в нем огненный куст…

Мне грустно! Меня раздражает
И солнца осеннего блеск,
И лист, что с березы спадает,
И поздних кузнечиков треск.

Взгляну ль по привычке под крышу
Пустое гнездо над окном:
В нем ласточек речи не слышу,
Солома обветрилась в нем…

А помню я, как хлопотали
Две ласточки, строя его!
Как прутики глиной скрепляли
И пуху таскали в него!

Как весел был труд их, как ловок!
Как любо им было, когда
Пять маленьких, быстрых головок
Выглядывать стали с гнезда!

И целый-то день говоруньи,
Как дети, вели разговор…
Потом полетели, летуньи!
Я мало их видел с тех пор!

И вот — их гнездо одиноко!
Они уж в иной стороне —
Далеко, далеко, далеко…
О, если бы крылья и мне!

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. Закат. Как змеи, волны гнутся, Уже без гневных гребешков, Но не бегут они коснуться Непобедимых берегов. И только издали добредший Бурун, поверивший во мглу, Внесется, буйный сумасшедший, На глянцевитую скалу....
  2. И ласточки мелькнувшая стрела над самою водою пролетела, не замочив свистящего крыла, не окропив стремительного тела, над зеленью зеркального пруда вдруг вырвалась на волю из-под спуда, возникла невзначай из ниоткуда...
  3. Тут было немало беспечной живности: Жуки-плавунцы, стрекозы, Костры люпина, кустарник жимолости, Сосенки, ольха, березы. Еще камыш, осокорь, осока И ласточки-береговушки… Да разве сочтешь, кто там был и сколько На этой...
  4. Казалось, было холодно цветам, и от росы они слегка поблекли. Зарю, что шла по травам и кустам, обшарили немецкие бинокли. Цветок, в росинках весь, к цветку приник, и пограничник протянул...
  5. Кто белой ночью ласточку вспугнул,- Полет ли дальнего ракетоносца Или из бездны мирозданья гул, Неслышный нам, в гнездо ее донесся? Она метнулась в воздухе ночном, И крылья цвета вороненой стали...
  6. Есть тихая роща у быстрых ключей; И днем там и ночью поет соловей; Там светлые воды приветно текут, Там алые розы, красуясь, цветут. В ту пору, как младость манила мечтать,...
  7. То было много лет назад. Я тоже в первый раз С толпою сверстников-ребят Явился в школьный класс. Мне тоже задали урок И вызвали к доске, И я решал его как...
  8. Когда ты спишь, Когда ты спишь, моя милая, Когда ты спишь, подложив под голову сон, Эпоха решает меня помиловать, Эпоха звучит со мной в унисон. Довольно армейского пафоса! Довольно! Когда...
  9. Тяжелый сумрак дрогнул и, растаяв, Чуть оголил фигуры труб и крыш. Под четкий стук разбуженных трамваев Встречает утро заспанный Париж. И утомленных подымает властно Грядущий день, всесилен и несыт. Какой-то...
  10. Я дома не был год. Я не был там сто лет. Когда ж меня вернул железный круг колес — записку от судьбы нашел я на столе, что Золушку мою убил...
  11. Прошло сполна все то, что было, Рассудок чувство покорил, И одолела воли сила Последний взрыв сердечных сил. И как сегодня все далеко, Что совершалося вчера: Стремленье дум, борьба без прока,...
  12. Когда, идя по поприщу науки, Гомера речь я начал понимать, Тогда его высоких песен звуки На наш язык богатый передать Зажглось во мне горячее желанье — Но труд еще не...
Вы сейчас читаете стих Ласточки, поэта Майков Аполлон Николаевич