Звери Евгения Рачева. Выставка работ художника. Работы художника Е. Рачева Евгения рачева

Евгений Михайлович Рачёв (1906–1997) – русский и советский художник-анималист, график и иллюстратор.
Родился в городе Томске в 1906 году. Детство свое провел в Сибири в семье деда. Мальчишкой был непоседливым, озорным, убегал на Первую мировую войну и очень любил рисовать, больше чем учиться. Сразу после гражданской войны ему, еще в сущности детском возрасте, пришлось одному пробираться сквозь всю страну и разруху из Сибири на юг в Новороссийск. Чтобы выжить, ему – мальчишке в те годы пришлось работать в порту даже грузчиком. Далее был художественный техникум, первые оплаченные художественные работы – вывески для нэпмановских магазинов и, наконец,… книги. Видимо вольница и красота Сибири настолько легли в его душу, что самыми лучшими получались книги про природу и животных. Его книги были замечены, и он был приглашен в Москву, чтобы работать в самом большом детском издательстве страны, которое в разные годы называлось по-разному, но мы всегда говорим – Детгиз.

В тот же Детгиз он вернулся после войны. Книги в издательстве долгое время издавались с черно-белыми рисунками, но постепенно становились все более цветными. И прекрасная черно-белая графика Рачёва природы, животных и птиц постепенно преобразилась, и появились те самые яркие, колоритные рисунки, которые мы теперь называем «рачёвскими», в которых мы видим животных с характерами людей в национальных костюмах, что полностью соответствует сюжету и морали сказки, и конечно, национальному колориту сказки.

Эти животные полностью сохраняли свою природную пластику, не становились карикатурой ни на них самих, ни на людей, человеческое в них только угадывается. «Сказка ложь, да в ней намек...» Рачёв, пожалуй, единственный художник, которому удалось это сделать. Но удивительно, что когда первая такая рачёвская книжка была предложена издательству, то на целый год она легла на полку. Это было настолько ново, что чиновники боялись, а нет ли тут какого намека на власть и порядок, царившие тогда в стране. Одумались, и его новые книги начали печатать с большим успехом.

В настоящее время в тех же замечательных рачёвских рисунках прямолинейно пытаются искать признаки иного толка – «советизма» – в различных его аспектах. Но в рисунках Рачёва никогда не было и нет животных ни с националистическим, ни с идеологическим «выражением на лице». Неужели про его зверей можно сказать, что волк – отпетый империалист, медведь – добродушный пьяница, лиса – коварная нэпманша, а уж зайчик должен олицетворять собой отпетого труса, а следовательно, скрытого предателя! Его животные всегда наполнены народной мудростью, они многообразнее, мудрее, «человечнее» и… добрее, даже злой волк. Посмотрите на его рисунки и попробуйте сказать иначе.

Книги Рачёва издавались большими тиражами. Фантазия, выдумка, выразительность героев сказок, умение войти в народную культуру, юмор, доброта, которые исходили от рисунков и, конечно, высокое графическое мастерство – всё это вызывало живой интерес взрослых и любовь маленьких читателей. Одну из самых популярных – украинскую народную сказку «Рукавичка», изданную впервые в 1951 году, многократно переводили на другие языки мира – "The Old Man’s Mitten" – "The Magic Globe" – "La Mitaine" – "Tebukuro" – "Der Handschuh" – "Skinnvotten" – "Rukkanen". Когда сказка была издана на английском языке, в мире появились её многочисленные пересказы и перерисовки.

Многие книги художника получили заслуженные награды на российских и международных книжных выставках и ярмарках. В 1986 году за иллюстрации к книге украинских народных сказок «Колосок» Е.М. Рачев получил Почетный диплом Международного Совета по детской и юношеской литературе ЮНЕСКО (IBBY), который присуждает Международную премию имени Ганса Христиана Андерсена. Был удостоен званий Народного художника РФ, Заслуженного деятеля искусства РФ, получил Государственную премию России. В 1996 году многолетняя работа Е.М. Рачёва была отмечена наградой зрительских симпатий – «Золотой ключик».

В 60-х годах прошлого века, когда было организовано издательство «Малыш», Евгений Михайлович был приглашен главным художником и почти 20 лет проработал в нём, создав там хорошие творческие условия для художников. В издательстве стали работать А. Брей, Э. Булатов, О. Васильев, В. Дувидов, А. Елисеев и М. Скобелев, Ю. Зальцман, Ю. Копейко, В. Курчевский, В. Лосин, М. Митурич-Хлебников, Г. Никольский, В. Перцев, А. Склютаускайте, М. Скобелев, Н. Устинов, В. Чижиков и другие. На этом посту Евгений Михайлович придавал очень большое значение качеству детской книги, она должна была быть обращена к маленькому читателю, понятна и интересна ему, а не взрослому, о чем, иногда увлекаясь, забывали некоторые художники. В сущности, он всю свою творческую жизнь посвятил детской книге. И не жалел об этом.

Его часто называли художником русских народных сказок, что было совершенно несправедливо. Среди его работ были иллюстрации к самым разным народным сказкам – башкирским, белорусским, болгарским, русским, украинским, народов Севера, к замечательной венгерской сказке «Два жадных медвежонка», к сказке румынского писателя Октав Панку Яшь «Все в лесу хорошо, только портные плохие».

Но в его творчестве были и другие темы. Он замечательно иллюстрировал книги рассказов и сказок о природе и животных, авторами которых были В.Бианки, М.Пришвин, П.Барто, Д.Мамин-Сибиряк, И.Арамлиев, В.Гаршин, О.Иваненко и другие.

Отдельной полкой стоят иллюстрированные им книги басен и сатирических сказок, которые были написаны Рафаэлем Памбо, Иваном Франко, Иваном Крыловым, Сергеем Михалковым, М.В. Салтыковым-Щедриным и Львом Толстым. Каждая из этих книг имеет своего автора, свое лицо, свое отличие от других, но везде художник легко узнаваем по рисункам с уникальными «рачевскими» зверями.

Книги Рачева уже давно стали библиографической редкостью, но даже эти читанные-перечитанные, потертые, с подклеенными или утраченными страницами, с каракулями своих маленьких хозяев, эти книги, которым сейчас исполнилось от двадцати до восьмидесяти лет, активно продаются в Интернете и находят своих новых читателей. Когда составляли список его книг, оказалось, что их издавалось более 250! Так и кажется, что у слов – «Звери мои за меня говорят» два автора – баснописец Иван Крылов и Евгений Рачёв.

Евгений Михайлович Рачёв прожил долгую жизнь, на нее пришлось много событий – и личных, и тех, что пережили его современники, он родился в одной стране – царской, а умер в третьей – «демократической», живя все время в одной и той же. Его похоронили на Калитниковском кладбище в Москве в 1997 году. Провожать его пришли те художники, с которыми он работал в издательстве «Малыш».

Евгений Михайлович Рачёв (08.02.1906 — 02.07.1997) — советский художник-анималист, один из самых популярных детских иллюстраторов прошлого века.

Евгений Михайлович Рачёв родился 8 февраля 1906 года в городе Томске. Он рано потерял отца. Мать его была зубным врачом, а отчим o инженером-строителем. Детство своё Евгений провел в деревне у бабушки, в сибирском селе Юдино. Это были края, богатые дичью, известные охотничьи угодья. Сибирь вспоминалась им как какая-то сказочная страна. Тетерева вечерами важно усаживались на ветках елей. Озера полные рыбы и уток. А грибов… А ягод…

Когда Евгению шёл двенадцатый год, в стране произошёл Октябрьский переворот, началась Гражданская война. И несколько лет спустя, в 1920 году, когда ему было 14 лет умерла его бабушка. Евгению пришлось одному добираться из Сибири в Новороссийск, к матери. Это путешествие было трудным: без еды и денег два с половиной месяца ехал он на крыше товарного вагона. Чуть было не стал беспризорником. Ему помогли солдаты, возвращавшиеся с фронта. Они взяли уставшего и исхудавшего паренька в свой вагон-теплушку, обогрели, накормили и довезли до Новороссийска. Но первое впечатление от моря было незабываемым.

Когда пробудился в нём художник? Когда впервые познакомился с природой Сибири и узнал её первые тайны? Или когда, как и все мальчишки, начал рисовать солдатиков и военные схватки? Ведь время было военное — Первая мировая война.

Но осознанное стремление к искусству пробудилось позже, уже в Новороссийске. В то тяжёлое голодное время он учился в мореходной профтехшколе, работал в порту грузчиком и машинистом на лебёдке, потом перешёл в паровозный политехникум.

Но всё больше привлекало его искусство, он писал стихи, рисовал. И вот в 1924 году Рачёв поступает в Кубанский художественно-педагогический техникум в Краснодаре. В этом техникуме молодёжи давали в руки главное o хорошее профессиональное ремесло. Преподавание в этом техникуме в те годы было поставлено очень хорошо. Многие преподаватели приехали из Петербурга и Москвы (спасаясь от голода). Но и в эту школу проникали левые революционные настроения. Захватили они и Рачёва. Он уже не хотел просто рисовать и писать с натуры, он увлёкся фактурными исканиями, нередко вклеивал в свои этюды клочки материи, обрывки газет и т.д. За такое левачество Рачёва вместе с несколькими другими студентами даже исключили из техникума, но потом восстановили, и в 1928 году техникум был окончен, и даже с отличием.

Затем был Киевский художественный институт, где Рачёв учился на полиграфическом факультете. С 1930 года молодой художник начал работать в киевском издательстве «Культура». Он вспоминает, что важную роль в деятельности «Культуры» играл художественный редактор А. Бутник-Сиверский, служивший по совместительству заведующим кабинетом детского творчества в Академии наук УССР.

«Этот человек по-настоящему был увлечен своим делом и умел зажечь всех, кто с ним работал, -пишет Рачев. - Для меня он стал настоящим учителем, приобщившим меня к пониманию детской литературы и особенностям иллюстраций для детей. Он учил нас, иллюстраторов, двум важным вещам: во-первых, вниманию и любви к маленькому читателю и, во-вторых, уважению к тому литературному тексту, который взялся иллюстрировать. С тех пор я твердо усвоил эти две заповеди и никогда не позволяю себе даже в деталях идти вразрез с автором, „опровергать» его своими рисунками. Другое дело - развить то, о чем пишет автор, иди даже чего нет, но подразумевается в книге».С 1930 года молодой художник начал работать в киевском издательстве. Позже Рачёв с благодарностью вспоминал о своём наставнике, художественном редакторе издательства А. Бутнике-Сиверском: «Он учил нас, иллюстраторов, двум важным вещам: во-первых, вниманию и любви к маленькому читателю и, во-вторых, уважению к тому литературному тексту, который взялся иллюстрировать».

И ещё: «Чем младше зритель, для которого работаешь, и, следовательно, чем меньше его жизненный опыт, тем ответственнее роль художника».

Не сразу нашёл Евгений Михайлович свою манеру рисунка… Его первые детские иллюстрации были и многословны, и схематично упрощённы, и на первых порах он примерял к себе чужие манеры: , . Анималистическая тема постепенно всё больше захватывала художника. А когда ему были заказаны иллюстрации к книге В. Бианки «Где раки зимуют», он окончательно решил, что его призвание «анималист и сказочник».

С 1937 года и до начала Великой Отечественной войны он работал в Детгизе, делая в основном анималистические рисунки. Затем он переезжает в Москву, вступает в 1938 году в Московский Союз советских художников, принимает участие в выставках московской графики. Рачёва привлекала возможность передавать в посадке и облике зверей и птиц психологические. состояния и ситуации, напоминающие людей, их характеры, манеру держаться. Потому он так любил иллюстрировать басни, где животные выступают как носители определённых человеческих качеств.

Но обстоятельства складывались так, что к басенной и сказочной темам художнику удалось по-настоящему обратиться только много лет спустя, уже после Великой Отечественной войны.

Война прервала мирное течение жизни и наложила отпечаток на творчество художника. 7 ноября 1941 года Рачёв вступил в народное ополчение и в составе пулеметного батальона участвовал в обороне Москвы. В 1942-м работал в редакции армейской газеты «Боевая тревога»: рисовал портреты бойцов, плакаты, карикатуры. Эту газету вместе с ним делали Арсений Тарковский и Май Митурич. В 1943 году художник был направлен в Главное дорожное управление Советской Армии. Здесь он и другие художники рисовали или увеличивали до огромных размеров плакаты и рисунки, которые затем укреплялись на щитах вдоль военных автомобильных дорог.

К работе детского иллюстратора художник вновь вернулся в 1945 году. Он делает иллюстрации к книгам М. Пришвина «Кладовая солнца» и «Золотой луч». Работая над иллюстрациями к книгам Пришвина и Бианки, Евгений Михайлович убеждается, что его более всего привлекает не сам по себе анималистический жанр, а его особая область — иллюстрации сказок и басен о животных, олицетворяющих собой различные человеческие качества. Художник иллюстрирует украинские, башкирские, венгерские и русские народные сказки, издаваемые в Детгизе.

Сейчас в это трудно поверить, но когда он принес свои первые рисунки с героями-животными так похожими на людей, то издательство было сильно озадачено. Это было совершенно по-новому. Никто так не рисовал. Почти год не решались печатать (это было в конце 40-х годов прошлого века).

А когда напечатали – книги пошли нарасхват. Фантазия, выдумка, выразительность героев сказок, умение войти в народную культуру, юмор, доброта, которые исходили от рисунков и, конечно, высокое графическое мастерство – все это вызывало живой интерес взрослых и любовь маленьких читателей.

«Мне хотелось, — говорил художник, – рисовать сказочное существо, вроде бы и зверушка и в то же время несет в себе черты человеческого характера. Меня это больше всего влекло».

Начиная с 50-х годов, иллюстрирует басни Михалкова и сатирические сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина. Рачёв считал, что к иллюстрированию сказок нужен различный подход в зависимости от характера сказки. Но есть и нечто общее и главное, что свойственно всем сказкам и отличает этот жанр от остальных. Всякой сказке свойствен вольный полёт мечты, не стесняемый рамками обычного житейского «здравого смысла». И в то же время всякая сказка, при всей её внешней фантастичности и нереальности, всегда исходит из жизни, высмеивает человеческие пороки и утверждает добрые человеческие качества. Звери в сказке или басне — это только внешняя личина её героев, а суть всех этих образов o человеческая. Одной из первых книг, которую Рачёв иллюстрировал в первые послевоенные годы (в 1947 году), были трогательные и забавные «Алёнушкины сказки» Мамина-Сибиряка.

Немного позже он начал работать над Башкирскими сказками, которые отличались особой остротой социальных характеристик персонажей. Именно тогда впервые художник «одевает» своих героев-животных в человеческие одежды. Отчасти для того, чтобы придать своим персонажам больше комичности и занимательности, но более всего для того, чтобы заострить социальную характеристику героев и выразить в рисунках национальный колорит. За башкирскими сказками последовали украинские. Художник совершенствует свои своеобразные приёмы иллюстрирования сказок. Он побывал на Украине, сделал специальные этюды и зарисовки украинского быта. Умение передать национальный колорит произведения в выборе типажа, одежды, характера героев — одна из сильных сторон Рачёва-иллюстратора. Национальные особенности он умело подчёркивал не только в персонажах, но и в окружающей обстановке: пейзаже, архитектуре, декоративных орнаментах.

До 1949 года рисунки Рачёва были черно-белыми. Его первыми цветными работами стали иллюстрации к русской народной сказке «Петушок — золотой гребешок» и украинской — «Рукавичка».

Интересно проследить, как в сказке «Рукавичка» сказочный домик-рукавичка постепенно меняется от рисунка к рисунку. Он обрастает хозяйством. В первом рисунке рукавица лежит прямо на снегу, во втором и третьем — она уже поднята на фундамент из палочек и подпёрта со всех сторон сучками, появляется и приставная лесенка. В четвёртом рисунке — деревянное крылечко, крытое соломой, потом появляются труба от печки, оконца с резными наличниками, колокольчик при входе.

Талант иллюстратора-сказочника во всю силу раскрылся в рисунках Рачёва к русским сказкам. В рисунках, посвящённых русским сказкам, Евгений Михайлович наследует и своеобразно развивает ценные качества знаменитых русских художников-сказочников.

Художественное дарование Рачёва, свойственные ему сказочность и поэтическая фантастичность проявились и в ещё одном жанре его творчества — деревянной скульптуре. Причём то, что делал Рачёв из разнообразных корневищ и обломков деревьев, не являлось в прямом смысле скульптурой. Ведь формы его фантастических зверей, птиц, рыб созданы были более природой, чем рукой ваятеля.

Но, чтобы создать эти работы, конечно, необходима была богатая творческая фантазия художника.

Последней по времени и притом весьма значительной работой Рачёва явились иллюстрации к басням И.А. Крылова. В них художник поставил целью восстановить во всей остроте реальную историческую подоплёку басен Крылова. Особенно удались Рачёву некоторые персонажи басен, олицетворяемые в виде животных, рыб и птиц, но притом с поразительным «портретным» сходством. Таков, например, Наполеон в виде кота Васьки из басни «Кот и повар».

За многие годы своей работы Евгений Михайлович создал мир неподражаемых сказочных рачёвских зверей. О себе и своей работе художник рассказывал:

«На всю жизнь сохранил я свою любовь ко всему живому. Чтобы делать рисунки к сказкам о животных, конечно, надо хорошо знать природу. Надо хорошо знать, как выглядят те звери и птицы, которых собираешься рисовать. Даже воробья не нарисуешь, пока не разглядишь его как следует.

Я могу нарисовать длинноухого зайца, или волка зубастого, или птицу-ворона. Но, прочитав сказку, всё-таки не тороплюсь сразу браться за кисти да краски. Потому что в сказках животные похожи на разных людей: на добрых или злых, на умных или глупых, на озорных, весёлых, смешных.

Вот и получается - прежде чем рисовать, надо получше узнать про людей, которые жили в тех местах, где были придуманы сказки. Тогда я могу хорошо представить себе своих сказочных героев. Словно они - мои давние друзья или знакомые.
Для меня особенно интересно передать в рисунке характер животного - добродушный или жестокий, безобидный или хищный. Изучая облик зверя и его характер, неожиданно замечаешь, что кто-нибудь из зверей или птиц удивительно похож на того или иного человека, а человек - на зверя или птицу. И встреть я в лесу одетого в одежду медведя, то, наверное, не удивился, а сказал бы хозяину леса уважительно:

Здравствуйте, дедушка Медведь!

И если вы смотрите на мои рисунки и радуетесь занятной сказочной выдумке - значит, получилось у меня, как в сказке.
Если вы, глядя на моих птиц и зверей, понимаете, что сказка-то с хитринкой, на людей намекает, - значит, у меня получилось, как в сказках, которые я иллюстрирую».

Начиная с 1960 года Рачёв стал главным художником в издательстве «Малыш» и оставался им около двадцати лет.

Художник посвятил детской книге 70 лет своей творческой жизни. Е.М. Рачёву были присвоены звания Народного художника России и Заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1973 году Е.М. Рачев стал Лауреатом Государственной премии РСФСР за иллюстрации книг: «Терем-теремок», И.А. Крылов «Басни», С. Михалков «Басни». В 1986 году за иллюстрации к книге украинских народных сказок «Колосок» Е.М. Рачев получил Почетный диплом Международного Совета по детской и юношеской литературе ЮНЕСКО - IBBY. IBBY один раз в два года присуждает Международную премию имени Ханса Кристиана Андерсена «детским» авторам – писателям и художникам, а также Почетные дипломы лучшим детским и юношеским книгам из числа недавно изданных. В 1996 году многолетняя работа Е.М. Рачева была отмечена наградой зрительских симпатий – «Золотой ключик». Его работы показывали на выставках у нас и за рубежом. Многие книги с его иллюстрациями были переведены на разные языки мира.

Чудо, как хороши, как забавны, занимательны рисунки Евгения Рачёва к русским сказкам! Сколько в них фантазии, мудрости, юмора! Рисунки художника — это целая энциклопедия народной жизни.

Взять хотя бы книжку «Терем-теремок» (М.: Дет. лит.,1972).

В этой книге собраны русские народные сказки о животных. Чудесный дар Евгения Михайловича превращать обыкновенных зверей в сказочных героев проявился и в этой книге. Евгений Михайлович хорошо знал жизнь животных, их повадки. Вот что он рассказывал:

«Я очень люблю на животных смотреть. Вы думаете, по морде козы или собаки не видно, в каком она настроении? Ничего подобного, всё видно! Животные, как люди, и чувствуют, и думают. И глаза их тоже меняются, то весёлыми, то печальными становятся. Всё понять по глазам можно. В зоопарке звери печальные сидят. И морды у них усталые, равнодушные. А на воле звери весёлые. Вот я смотрю и рисую: весёлых зверей и печальных, сердитых и добрых, сытых и голодных. А потом читаю сказку и представляю себе: как сказочные коза с козлятами в избушке живут? Как за стол садятся? Что делают по вечерам? И подумал я: «Уж, конечно, коза прядёт шерсть и сказки своим ребятушкам рассказывает». И представилась мне эта сцена: коза, улыбаясь, сказку говорит, а козлята слушают, затаив дыхание. Вот я всё это и нарисовал».

С иллюстрациями Рачева было издано множество книг, среди которых: Владимир Обручев «Плутония»; Пришвин М. М. «Кладовая солнца» и «Золотой луг»; Дуров В. Л. «Мои звери»; Мамин-Сибиряк Д. М. «Алёнушкины сказки»; Салтыков-Щедрин М. Е. «Сатирические сказки». В 1958–1959 годах специально для выставки «Советская Россия» Рачев подготовил целую серию рисунков к басням И. А. Крылова. Он создал замечательные рисунки к произведениям В. М. Гаршина, И. Я. Франко, Л. Н. Толстого, С. Михалкова, В. В. Бианки и, конечно же, к народным сказкам: украинским, русским, белорусским, венгерским, румынским, таджикским, а также к сказкам народов Севера.

Над значительной частью своих книг Евгений Михайлович работал вместе со своей женой Лидией Ивановной Рачевой (1923 — 2011), которая часто собирала материал для его будущих книг, делала зарисовки орнаментов и народных костюмов в музеях, переводила и пересказывала сказки разных народов, была составителем сборников сказок и даже рассчитывала макеты книг для того, чтобы было точное соответствие теста и будущих иллюстраций. Это очень помогало в работе над книгами и в их семейной жизни. Ведь недаром говорят, что самые крепкие браки создаются не на небесах, а на работе.

Когда возникла идея сделать иллюстрации к басням Крылова, она в архивах собрала материал, который позволил привязать сюжеты басен к реальным событиям, что позволило создать уникальные рисунки, точно соответствующие тексту басен и событиям, к которым они были обращены. Эта книга басен очень отличалась от всех других книг с баснями Крылова, басни были снабжены комментариями, написанными Лидией Ивановной, которые доносили до читателей смысл, заложенный в них Иваном Крыловым. Были и другие книги, в которых вы можете увидеть, что в числе создателей была Л.Грибова – то есть Лидия Ивановна Рачева.

Евгений Михайлович Рачев прожил долгую жизнь, на нее пришлось много событий – и личных, и тех, что пережили его современники, он родился в одной стране – царской, а умер в третьей – «демократической», живя все время в одной и той же. Его похоронили на Калитниковском кладбище в Москве в 1997 году, провожать его пришли те художники, с которыми он работал в издательстве “Малыш”.

Сайт, посвященный творчеству художника Рачёва Е. М.




«Три медведя. Сказки про зверей» ,


«Курочка Ряба. Сказки про зверей» ,

«Ежко-Бежко и Солнце. Болгарские народные сказки» ,

«Терем-Теремок. Русские народные сказки» ,

«Маша и медведь. Русские народные сказки» ,

Крылов И. А. «Волк на псарне» ,

Толстой Л. Н. «Маленькие рассказы» ,
(в книге использованы иллюстрации Рачева Е. М. на с. 151-183, Басни )

Бианки В. В. «Я учил их птицам» ,

Панку-Яшь О. «Все в лесу хорошо, только портные плохие»

«Медведь и заяц Тэваси. Ненецкие сказки»


«Ворон Кутха»

Когда говорят – рисунки Евгения Рачева, сразу вспоминаются сказки, детство. Его иллюстрации не спутаешь ни с какими другими. Яркая индивидуальность его персонажей запоминается на всю жизнь.

Всю свою творческую жизнь Евгений Михайлович Рачев посвятил Книге. Издано более 250 книг общим тиражом более 75 миллионов экземпляров на 68 языках народов России и мира.

Конечно, в его творчестве огромное место занимают русские народные сказки, но он иллюстрировал и украинские, белорусские, башкирские, таджикские, болгарские, венгерские, румынские сказки, сказки народов Севера, книги рассказов и сказок о природе и животных, напр. «Чей нос лучше?» В.Бианки, «Кладовая солнца» М.Пришвина, «Аленушкины сказки» Д.Мамина-Сибиряка, «Мои звери» Льва Дурова, «Лягушка-путешественница» В.Гаршина, книги басен и сатирических сказок И. Франко, И. Крылова, С. Михалкова, М.В. Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого и др..


Евгений Михайлович Рачев - замечательный художник-иллюстратор, график, Народный художник РФ, Заслуженный деятель искусств РФ.

Родился Евгений Рачев в 1906 году в Томске, окончил Кубанский художественный техникум, учился в Киевском художественном институте. Книги начал иллюстрировать в 1929-30 гг, его заметили и пригласили в самое большое детское издательство страны – Детгиз, в Москву. С октября 1941 года в ополчении под Москвой, закончил войну в 1945 году, когда вместе с другими художниками был командирован из армии для праздничного оформления Москвы. После войны вернулся в Детгиз. С 1960 года Рачев - главный художник детского издательства «Малыш», где проработал двадцать лет.

Главные герои его иллюстраций – животные, причем животные, с чертами характеров, присущих людям. Рачев изучал повадки животных, чтобы потом показать их в книгах. «Если Вы смотрите на мои рисунки и радуетесь занятной сказочной выдумке - значит получилось у меня как в сказке. Если Вы, глядя на моих птиц и зверей, понимаете, что сказка-то с хитринкой, на людей намекает, - значит у меня получилось, как в сказках, которые я иллюстрирую».

Самая популярная среди них – украинская народная сказка «Рукавичка», впервые изданная в 1951 году. Ее многократно переводили на другие языки мира. «Рукавичка» с иллюстрациями Рачева на японском языке - одна из трех самых долго продаваемых детских книг в Японии.


Большую помощь Евгению Михайловичу в его творчестве оказывала жена Лидия Ивановна Рачева, которая часто зарисовывала орнаменты и народные костюмы в музеях, переводила и пересказывала сказки разных народов, была составителем сборников сказок. Когда Евгений Михайлович взялся за иллюстрации к басням Крылова, жена в архивах собрала материал, который позволил связать сюжеты басен с реальными событиями. Именно поэтому получились уникальные рисунки, точно соответствующие тексту басен и событиям, которым они были посвящены. В этой книге басни были снабжены комментариями, написанными Лидией Ивановной, которые раскрывали читателям смысл, заложенный в них Иваном Андреевичем Крыловым.

В галерее "Открытый клуб" сегодня открылась выставка работ Евгения Михайловича Рачева . На моей памяти отдельных выставок этого художника не было, да и в общем - как отметили, это всего лишь пятая персональная выставка за все-все годы.

Выставка небольшая, но очень цельная и, как ни парадоксально, объемная. Представлен весь творческий путь художника - от первых послевоенных лет до 90-х гг., как взрослые, так и детские книги, как ч/б графика, так и цветные работы. Хоть парой работ, но представлены все основные, знаковые книги художника. Мне не хватило быть может только рисунков к "Рукавичке", но она "музейная". Все остальное есть. Северные, русские, украинские, болгарские сказки. Теремок и Маша с медведем, Портные в лесу, Золотой гребешок, Птицы, Басни Крылова и сказки Салтыкова-Щедрина.

Думаю не открою большой тайны, что самая большая коллекция работ находится в семье художника. Именно на основе этой коллекции и сделана выставка. На сборных выставках (например, в Дарвиновском) я видела работы Рачева, но обычно это тиражные литографии. Они смотрятся несколько иначе - жестче, резче, более плашечно, чем ручные графические работы, особенно ранние, где акварель+уголь. Поэтому эта выставка уникальна - у вас есть возможность увидеть именно эти работы.

Понравилось, что работы не убраны под паспорту, а даны как есть - с типографскими и редакционными пометками, очень живо и настояще.

Большая часть работ лично мне знакома, поэтому больше запомнились новые для меня работы: очаровательные работы к "Зайке-зазнайке" Михалкова, к басням Толстого, к "Плутонии" Обручева. Ну, и главный хит (и не только у меня) деревянные скульптуры. Их не выставляли с конца 60-х гг.


Как очень правильно отметили на открытии: стиль Рачева уникален. Нет, он не первый нарядил животных в человеческую одежду и поставил их на задние лапы. Но именно у Рачева это получилось столь органично и естественно, при этом звери сохранили свои повадки, свою узнаваемость. Это не люди в масках зверей, это именно волки, медведи, лисы, зайцы, но при этом мы видим характеры, мимику, эмоции. Это именно сказочные звери, которые ходят, разговаривают, обижаются, смеются, интригуют, боятся...

Подобраны рисунки хорошо: очень живые лица-морды


Это те самые неиздававшиеся (до недавнего времени) рисунки к Салтыкову-Щедрину.

Специально сфотографировала с посетителем - для масштаба. Это рисунки к басням Крылова

Из ранних работ. Это рисунки к басням Толстого.


Еще из раннего.

Если правильно поняла: это самые ранние работы на выставке. Рисунки к "Плутонии" Обручева

И главный хит (для меня). Деревянные фигурки зверей. Евгений Михайлович подбирал в лесу кусочки дерева, коряги, корни, сучки. Спустя некоторое время они оживали

И главный хит (мой личный). От этой мыши с длинным хвостом меня невозможно было увезти.

С разных ракурсов (не могу удержаться)

И целиком. С хвостом. Длинным-длинным

Герман Алексеевич Мазурин. Он рассказал интересную деталь: Рачев вымачивал уголь в льняном масле, после этого, работая по углю акварелью, контуры не растекались, оставались четкими.

Выставку очень рекомендую. Даже, если вы не слишком большие любители рисунков Рачева. Оригиналы обладают настоящей харизмой, их надо видеть. А выставка уникальна по подбору, по обхвату. Не знаю, будет ли еще шанс вот так просто все увидеть.

Жаль, что короткая по времени, зато абсолютно доступная по часам работы (до 10 часов вечера!!!), в центре.



Галерея "Открытый клуб"
Москва, ул. Спиридоновка д. 9/2 (вход со двора)
Ежедневно с 16:00 до 22:00, выходной — среда.

Вход свободный. Продают небольшой каталог.

Евгений Михайлович Рачев - заслуженный деятель искусств РСФСР, советский художник-анималист, известный своей работой в области книжной графики.

Родился в городе Томске. Он рано потерял отца. Мать его была врачом, а отчим инженером-строителем.

Детство свое он провел в деревне у бабушки, под Томском, в сибирском селе Юдино. Когда Евгению шёл двенадцатый год, в стране произошёл Октябрьский переворот, началась Гражданская война. В 1920 году, спасаясь от голода, он был вынужден в одиночку, добираться из Сибири в Новороссийск, к матери. В то тяжёлое голодное время он учился в мореходной профтехшколе, работал в порту грузчиком и машинистом на лебёдке, потом перешёл в паровозный политехникум. Но всё больше привлекало его искусство: писал стихи, рисовал.

В 1928 году он с отличием окончил Кубанский художественно-педагогический техникум в Краснодаре, затем недолго учился в Киевском художественном институте и с 1930 года начал сотрудничать с различными детскими издательствами в качестве художника-иллюстратора. Своей специализацией он избрал русские народные сказки, русскую прозу и басни.

В 1936 году рисунки Рачева увидели в «Детгизе» и пригласили в Москву. Молодой художник переехал в столицу и стал активно работать, но вскоре началась Великая Отечественная война, и он ушёл на фронт, ему поручили оформлять фронтовую газету. После войны Евгений Михайлович продолжил работу в «Детгизе», кроме того, он сотрудничал и со многими другими издательствами. А, начиная, с 1960 года стал главным художником в издательстве «Малыш» и оставался им около двадцати лет.

Работе с книгами Рачев посвятил всю свою творческую жизнь, более шестидесяти лет, и создал сотни прекрасных рисунков. При этом художник всегда помнил о своем маленьком зрителе и старался, чтобы его рисунки были понятны ребенку.

С иллюстрациями Рачева было издано множество книг, среди которых: Владимир Обручев «Плутония» ; Пришвин М. М. «Кладовая солнца» и «Золотой луг»; Дуров В. Л. «Мои звери»; Мамин-Сибиряк Д. М. «Алёнушкины сказки»; Салтыков-Щедрин М. Е. «Сатирические сказки». В 1958–1959 годах специально для выставки «Советская Россия» Рачев подготовил целую серию рисунков к басням И. А. Крылова Он создал замечательные рисунки к произведениям В. М. Гаршина, И. Я. Франко, Л. Н. Толстого, С. Михалкова, В. В. Бианки и, конечно же, к народным сказкам: украинским, русским, белорусским, венгерским, румынским, таджикским, а также к сказкам народов Севера.

В 1973 году Е.М. Рачев стал Лауреатом Государственной премии РСФСР за иллюстрации книг: «Терем-теремок», И.А.Крылов «Басни», С.Михалков «Басни».

В 1986 году за иллюстрации к книге украинских народных сказок «Колосок» Е.М. Рачев получил Почетный диплом Международного Совета по детской и юношеской литературе ЮНЕСКО - IBBY. IBBY один раз в два года присуждает Международную премию имени Ханса Кристиана Андерсена «детским» авторам - писателям и художникам, а также Почетные дипломы лучшим детским и юношеским книгам из числа недавно изданных.

В 1996 году многолетняя работа Е.М. Рачева была отмечена наградой зрительских симпатий - «Золотой ключик».

Над значительной частью своих книг Евгений Михайлович работал вместе со своей женой Лидией Ивановной Рачевой (1923 - 2011), которая часто собирала материал для его будущих книг, делала зарисовки орнаментов и народных костюмов в музеях, переводила и пересказывала сказки разных народов, была составителем сборников сказок и даже рассчитывала макеты книг для того, чтобы было точное соответствие теста и будущих иллюстраций. Например, когда возникла идея сделать иллюстрации к басням Крылова, она в архивах собрала материал, который позволил привязать сюжеты басен к реальным событиям, что позволило создать уникальные рисунки, точно соответствующие тексту басен и событиям, к которым они были обращены. Эта книга басен очень отличалась от всех других книг с баснями Крылова, басни были снабжены комментариями, написанными Лидией Ивановной, которые доносили до читателей смысл, заложенный в них Иваном Крыловым. Были и другие книги, в которых вы можете увидеть, что в числе создателей была Л.Грибова - то есть Лидия Ивановна Рачева.

Евгений Михайлович Рачев прожил долгую жизнь, на нее пришлось много событий – и личных, и тех, что пережили его современники, он родился в одной стране – царской, а умер в третьей – «демократической», живя все время в одной и той же. Его похоронили на Калитниковском кладбище в Москве в 1997 году, провожать его пришли те художники, с которыми он работал в издательстве “Малыш”.

======================================

Правообладателем на использование произведений художника является участник нашего сайта