«Жизнь за царя»: совершил ли Иван Сусанин подвиг. Опера глинки "иван сусанин"("жизнь за царя"). история создания, арии из оперы Михаил глинка иван сусанин

"Жизнь за царя" ("Иван Сусанин").

В начале 1613-го г., когда Москва уже была освобождена от польских интервентов, отряды захватчиков еще бродили по русской земле в надежде переломить исход войны. Один из таких отрядов хотел захватить в плен только что избранного русского царя Михаила Федоровича Романова, жившего неподалеку от Костромы. Тогда-то и совершил свой знаменитый подвиг крестьянин из села Домнино, расположенного близ Костромы - Иван Осипович Сусанин. Враги пытались сделать его своим проводником, а он завел захватчиков в глухой лес, погубил их, но погиб при этом сам.

Это реальное историческое событие легло в основу первой в истории мировой музыки героической народной музыкальной драмы «Иван Сусанин» (или как она называлась в первой постановке - «Жизни за царя»).

По воспоминаниям друзей композитора, еще в 1832 г. он излагал подробный план пятиактной патриотической оперы, наигрывал мелодии будущих арий и ансамблей. Первоначально Глинка собирался писать оперу на основе произведения В.А. Жуковского «Марьина роща», однако поэт предложил композитору использовать другую тему.

Глинка вспоминал эту историю в своих «Записках»: "Когда я изъявил свое желание приняться за русскую оперу, Жуковский искренне одобрил мое намерение и предложил мне сюжет «Ивана Сусанина». Сцена в лесу глубоко врезалась в моем воображении; я находил в ней много оригинального, характерно русского...".

В период после наполеоновского нашествия подвиг крестьянина казался особенно созвучен с героизмом русского народа в Отечественной войне 1812 г.

До Глинки это образ уже пытались воплотить в 1815 г. на оперной сцене композитор К. А. Кавос. В 1823 г. появилась стихотворная поэма К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин». Рылеевский Сусанин оказал заметное влияние на образ главного героя оперы Глинки. Особенно волновали Глинку строки поэмы, рассказывающие о гибели Сусанина: «...как бы по волшебному действию, - писал композитор, - вдруг создался и план целой оперы, и мысль противопоставить русской музыке - польскую; наконец, многие темы и даже подробности разработки - все это разом вспыхнуло в голове моей».

… Предателя, мнили, во мне вы нашли;

Их нет и не будет на Русской земли!

В ней каждый отчизну с младенчества любит

И душу изменой свою не погубит.

«Злодей! - закричали враги, закипев, -

Умрешь под мечами» - «Не страшен ваш гнев!

Кто русский по сердцу, тот бодро и смело,

И радостно гибнет за правое дело!..

(отрывок из поэмы К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин»)

Идея, подброшенная Жуковским, целиком завладела М. Глинкой, и он приступил к работе. Свое произведение композитор окрестил героико-трагической оперой.

Первоначальное название оперы - «Жизнь за царя» (под этим названием ее ставили вплоть до революции 1917 г.).

Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 г. в петербургском Большом театре. Опера была с восторгом воспринята передовой частью общества.

«С оперой Глинки, - писал его современник, музыкальный критик В. Ф. Одоевский, - является то, чего давно ищут и не находят в Европе - новая стихия в искусстве и начинается в его истории новый период: период русской музыки».

В 1939 г. поэт С.М. Городецкий подверг коренной переработке первоначальное либретто Г.Ф. Розена.

Сценическая история этого творения связанна с именами С. В. Рахманинова, Ф. И. Шаляпина, А. В. Неждановой, М. Д. Михайлова и других выдающихся русских исполнителей.

ИВАН СУСАНИН

Опера в четырех актах с эпилогом

Новый текст С. Городецкого

Действующие лица:

Иван Сусанин, крестьянин села Домнино…….........................................................бас

Антонида, его дочь ……………………………............................................................сопрано

Ваня, приемный сын Сусанина ………………....................................................контральто

Богдан Собинин, ополченец,

жених Антониды……………………………….. ................................................................тенор

Русский воин ……………………………………....................................................................бас

Польский гонец………………………………….................................................................тенор

Сигизмунд, король польский …………………..............................................................бас

Хоры: крестьян и крестьянок, ополченцев, польских паненок, рыцарей.

Балет польских панов и паненок.

Действие происходит осенью 1612 и зимой 1613 годов. (1-й акт - в селе Домнино, 2-й - в Польше, 3-й - в избе Сусанина, 4-й - в лесах, эпилог - в Москве

на Красной площади

Краткое содержание

Крестьяне села Домнино радостно встречают ополченцев. Грустит лишь Антонида. Она ждет возвращения своего жениха - Богдана Собинина, который с дружиной ушел громить польскую шляхту. Сусанину понятны чувства дочери, но он хочет подготовить ее к испытаниям, которые несет тяжкая година. Не время сейчас думать о свадьбе. Внезапно с реки доносится песня. Это возвращается Собииин с дружиной. Он принес радостную весть: Минин и Пожарский возглавили русское войско, и со всех концов к ним стекается ратный люд. Крестьяне ликуют: близок час освобождения. Решение Сусанина отложить свадьбу огорчает Собинина: ведь для свадьбы он вернулся в родное село. Сначала Сусанин непреклонен, но, узнав, что враги осаждены в Москве, дает согласие.

В старинном польском замке короля Сигизмунда III беспечно пирует надменная, уверенная в своей победе шляхта. Ярко освещенная зала полна веселящихся гостей. Внезапно танцы прерываются появлением гонца. Он сообщает о разгроме наемных войск и осаде польского отряда в Москве. Шляхта в смятении. Рыцари собираются в бой, хвастливо бряцая оружием, клянутся покорить «ненавистных смердов».

В доме Сусанина готовятся к свадьбе Антониды и Собинина. Приемный сын Сусанина Ваня мечтает идти вместе с Собининым против поляков. Вошедшие крестьяне поздравляют жениха и невесту, Сусанин приглашает их на свадьбу. Вдруг слышится конский топот. Дверь распахивается, и в избу входят поляки. Им нужен проводник, чтобы пройти к Москве. Напрасно враги уговаривают Сусанина - он не станет предателем. Тогда поляки предлагают Сусанину золото. Неожиданно Сусанин соглашается: его осеняет мысль завести поляков в непроходимую лесную чащу. Тайком от врагов он посылает Ваню предупредить Минина об опасности и уходит с поляками. Узнав о случившемся, Собинин с дружиной устремляется в погоню за врагами.

Ваня сообщает русским воинам о приходе польского отряда. Ратники полны решимости разгромить врагов и спасти Сусанина. Во главе с Мининым они выступают навстречу врагу.

Глухим, непроходимым лесом бредут усталые, замерзшие поляки. Враги подозревают, что Сусанин сбился с пути. Наконец отряд останавливается на привал, поляки засыпают. Не спит Сусанин. Он знает, что его ждет смерть: поляки чуют правду. Тяжело умирать, но свой долг он выполнил. Поднимается метель, и в свисте ветра Сусанину чудятся голоса детей. Светлеет. Проснувшиеся поляки с ужасом убеждаются, что им не выбраться из глухих лесных дебрей. Сусанин, торжествуя, открывает панам страшную правду. Взбешенные поляки убивают его.

В Москве, на Красной площади, народ приветствует русские войска. Здесь же Ваня, Антонида и Собинин. Народ празднует освобождение и славит героев, отдавших жизнь за победу над врагом.

«Иван Сусанин» или жизнь за царя

В годы советской власти знаменитая опера Глинки именовалась у нас «Иван Сусанин». После того как наступили другие времена, модным стало возвращать оригинальные первоначальные названия странам, городам, улицам, а заодно и операм. Вот и именуют теперь оперу Глинки не иначе как «Жизнь за царя», считая, что это оригинальное название. Однако на самом деле композитор назвал оперу все-таки «Иван Сусанин», а незадолго до премьеры Николай I попросил его переименовать произведение на «Жизнь за царя». Естественно, просьба была уважена.

Из книги Энциклопедический словарь (С) автора Брокгауз Ф. А.

Сусанин Сусанин (Иван) – Крестьянин Костромского уезда с. Домнина, принадлежавшего Романовым; известен как спаситель жизни царя Михаила Федоровича. До самого последнего времени единственным документальным источником о жизни и подвиге С. была жалованная грамота царя

Из книги Бог не ангел. Афоризмы автора

От царя Давида до царя Соломона Голиаф не был умен. Ему это было не нужно. Габриэль Лауб (р. 1928), чешско - немецкий афорист Я предпочел бы, чтобы Давид убил Голиафа арфой. Станислав Ежи Лец (1909–1966), польский поэт и афорист Кисть Святого Духа больше поработала, живописуя беды

Из книги 100 великих дворцов мира автора Ионина Надежда

ДВОРЕЦ ЦАРЯ СОЛОМОНА Пожар во дворце царя Соломона Описание дворца царя Соломона восстановил в XIX веке по «Третьей книге царств» (7 глава) академик живописи В.Д. Фартусов. Царский дворец строился тринадцать лет, и в течение всего этого времени Соломон старался устроить его

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИВ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СУ) автора БСЭ

Из книги Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения автора Ведина Тамара Федоровна

СУСАНИН В творении фамилий женские имена использовались значительно реже, чем мужские. Но если это случалось, то за основу часто брали ласкательные и уменьшительные формы.Василисин, Василисов (Василиса в переводе с греческого – ‘царица’); Вериковский, Верин, Верников,

Из книги 100 великих россиян автора Рыжов Константин Владиславович

Князь Олег - Владимир Святой - Андрей Боголюбский - Иван Калита Иван Великий Собрание жизнеописаний великих россиян по справедливости должно открываться биографиями тех деятелей, которые вошли в нашу историю как «собиратели земель» и основоположники государства.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Как читать человека. Черты лица, жесты, позы, мимика автора Равенский Николай

Из книги Преступники и преступления. С древности до наших дней. Заговорщики. Террористы автора Мамичев Дмитрий Анатольевич

Долгая жизнь, короткая жизнь? В юности здоровый и занятой человек, увлеченный жизнью и ее сложностями, редко думает о смерти. Однако по мере старения он все больше осознает скоротечность жизни и задается вопросами о будущем. Может быть, основной вопрос звучит попросту так:

Из книги Полная энциклопедия наших заблуждений автора

ЖИЗНЬ ЗА ЦАРЯ В конце августа 1911 г. в Киеведолжно было состояться открытие памятника Императору Александру II в присутствии Государя и высших представителей правительства. Председатель Совета министров П. А. Столыпин придавал особое значение этим торжествам, во время

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с прозрачными картинками] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Из книги Эскадренные миноносцы типа Форель (1898-1925) автора Лихачев Павел Владимирович

«Иван Сусанин» или жизнь за царя В годы советской власти знаменитая опера Глинки именовалась у нас «Иван Сусанин». После того как наступили другие времена, модным стало возвращать оригинальные первоначальные названия странам, городам, улицам, а заодно и операм. Вот и

Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Кто такой Иван Сусанин? В 1613 году Москва присягнула новому царю. Но в это время чуть было не случилась новая страшная беда.Михаил Федорович, еще шестнадцатилетний юноша, жил тогда с матерью в своем родовом имении близ Костромы. Отряд поляков, пробрался в костромской уезд,

Из книги автора

«Иван Сусанин» (1836) опера (до 1939 г. – «Жизнь за царя») муз. М. И. Глинки, либр. Егора Федоровича Розена (1800–1860) при участии В. А. Жуковского 843 Чуют правду! Финал IV д., ария Сусанина 844 Славься, славься, наш русский царь! Эпилог, заключительный хор «Славься!..», слова В. А.

Введение

М.И. Глинка (1804 – 1857) – гениальный композитор, основоположник оперной и симфонической русской классической музыки, как и А.С. Пушкин в русской литературе и поэзии. Талант М.И. Глинки созревал и сформировался в послевоенный период победоносной войны с Наполеоном в 1812 году. Данный исторический период связан с ростом освободительных идей от гнета помещиков крестьянства. Он воплотил и поднял на более высокий уровень музыкальное творчество своих предшественников. М.И.Глинка написал оперу «Иван Сусанин» в 1836 году с либреттистом Е.Ф. Розеном, но приближенные к царю настояли на названии данной оперы «Жизнь за царя». Премьера оперы состоялась 27 ноября 1836 года. В 1939 году С.М. Городетский местами изменил текст и воплотил в жизнь замысел автора, восстановил прежнее название оперы. Глинка в своей героико-патриотической опере «ИВАН СУСАНИН» показал великую роль народа, его самоотверженность, его подвиги, ради освобождения Руси от польской интервенции. Он описывает, как народные массы сплотились вокруг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, по их призыву и духовным благословлением патриарха Гермагена. Ещё в детстве Глинка много слышал рассказов о героизме народа и проникся любовью и уважением к простому люду. Он создал новый тип национальной оперы классического реализма. Это самобытное, уникальное, реалистическое музыкально творение периода жизни М.И. Глинки. Опера «Иван Сусанин» – первое в истории мировой музыкальной культуры, образец героической народной драмы. В основу оперы положено реальное историческое событие, крестьянина Ивана Осиповича Сусанина из села Домнино, вблизи города Костромы. Он трудился, как все крестьяне его села и пел в церковном хоре. Имел двоих детей; дочку Антониду и приемного сына Ивана. Его дом находился на окраине села, чем и воспользовался отряд польских захватчиков. К этому времени часть польской шляхты была изгнана с территории Руси, а части разрозненных отрядов ещё бродили и причиняли большой ущерб местному населению разбоем и грабежами. Данный отряд искал в окрестностях села Домнино, укрывавшегося русского царя Михаила Фёдоровича, с целью его захвата и пленения. Ворвавшись в дом Ивана Сусанина, шляхтичи вынуждали его показать им правильную дорогу. Данная местность изобиловала не проходимыми лесами и топкими болотами. Узнав истинную цель поляков, Сусанин завел их в глухой болотистый лес и ценою своей жизни загубил отряд польских захватчиков. Данный подвиг Сусанин совершил, сознавая высокое чувство долга перед всем народом. Патриотический призыв для создания ополчения купца Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского из Нижнего Новгорода, совместно с героическим поступком крестьянина Ивана Сусанина, являются объединительным фактором всего народа – создателями общественного русского общества. Данное историческое событие отображено в русских народных песнях, народных сказаниях, в стихотворении Рылеева «Дума об Иване Сусанине», в опере «Иван Сусанин» композитора Кавоса. На данное событие 1612 года М.И. Глинка создал свой шедевр мирового значения, оперу «Иван Сусанин». В настоящее время мы празднуем четвертого ноября – «День национального единства».

Разбор оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»

Увертюра начинается воинственным вступлением. Основной раздел показывает и предвосхищает все основные события оперы. При создании увертюры композитор создал три ее варианта, а использовал третий.

Первое действие. Все события разворачиваются в доме И. Сусанина, где идет подготовка к свадьбе Антониды и ратника Собинина.

Интродукция начинается мужским хором «Родина моя». Здесь Глинка показывает силу, героизм и неустрашимость народа через русские народные, старинные, молодецкие и солдатские песни. Женская тема «На зов своей родной страны» первый раз появляется в оркестре, потом звучит в исполнение хора. Интонации хора напоминают хороводные, крестьянские, лирические песни, посвященные весеннему пробуждению природы. Оба хора образуют величественную развернутую фугу, создавая музыкальное полотно, в котором объединяются интонации хоров из интродукции. Это и есть объединенный образ народа.

Каватина и Рондо Антониды. Каватина раскрывает прекрасные черты русской девушки – искренность, простоту, нежность и верность ее чувств. Каватина медленная часть арии. Музыка рондо выражает светлый и радостный образ энергичной невесты. В мелодии опевается V ступень, как в арии Сусанина из IV действия. Экспозиция главного героя И. Сусанина «Что гадать о свадьбе… », интонация певучая, с распевами. Автор использовал данную песню, услышанную им от извозчика из Луги.

Трио «Не томи, родимый…» в составе: Собинина, Антониды и Сусанина, в которомпередает грустные и печальные переживания жениха – Богдана Собинина. Антонида и ее отец стараются успокоить его из-за переноса свадьбы. Это лирическая задушевная мелодия, близка к городскому бытовому романсу. Глинка использует имитацию и переклички, как средство объединения героев. Первое действие завершается финалом, в котором Глинка показывает, что героев вдохновляет на подвиг весь народ. Звучит заключительный хор.

Второе действие состоит из танцевальной сюиты: – полонез, краковяк, вальс, мазурка. В зале польского короля Сигизмунда – богатый бал с участием знати шляхты. Поляки хвалятся победами и уверены, что завоюют Русь. Во время бала к заносчивым шляхтичам появляется гонец с вестью, о сборе русского ополчения под руководством Минина и Пожарского. Второе действие ярко контрастирует с первым действием. Русская линия выделена вокальными номерами, а польская – танцами. Хор поляков является дополнением к оркестру. В развитии действий, польские танцы полонез, краковяк, мазурка будут звучатьпри столкновении двух линий оперы.

Третье действие – звучит драматический антракт, основанный на интонациях романса Антониды «Не о том скорблю, подруженьки…» и сцены ее отчаяния после ухода Сусанина с поляками. Это действие можно разделить на две части: первую – до прихода поляков, вторую – с момента их появления. В первой части господствует светлый образ, характеризующий Сусанина спокойным отцом в кругу любимой семьи.

Звучит песня Вани – «Как мать убили…» висполнении контральто. Он выражает отцу благодарность и уважение. Песня напевная, мелодичная, отображающая душевность, доброту и отзывчивость Вани. Данная мелодия близка к интонациям и построению русских народных песен (несимметрична). Песня переходит в дуэт, при вступлении Сусанина и приобретает черты марша.

Звучит хор и квартет крестьян«Сейчас мы в лес пойдем». Х ор полифонического склада изложения. В квартете Антониды, Вани, Собинина, Сусанина выражены настроения покоя, благоденствия и мира. Начало звучит в гомофонно – гармоническом изложении, переходящее в народную имитацию.

Далее звучит тема семейного счастья Сусанина «Ну вот, я дожил… ». Данная тема резко обрывается «Полонезом ». Появляется отряд поляков. Происходит столкновение двух главных линий оперы – русской и польской. Образ шляхты основан на интонациях полонеза и мазурки, но не как на балу, а зловеще, грубо и угрозой.

В эпизоде Сусанина и поляков «Боже, дай силы мне…» партия Сусанина звучит в размере 4/4, а поляков – 3/4. Это наивысший драматический диалог Сусанина с интервентами.

В реплике Сусанина «Велик и свят наш край родной », зарождается тема хора «Славься ». Достойные, спокойные и гордые ответы Сусанина шляхтичам, подчеркивают его осознанный, обдуманный патриотический поступок.

Ответ Сусанина «Страха не страшусь… », делает интонационную арку с мужским хором из интродукции «Родина моя ». Сусанин прощается с Антонидой притворно соглашаясь помочь полякам. Подружки невесты пришли на свадьбу.

Звучит свадебный хор, исполняя песню «Разгулялися, разливалися… » в размере 5/4. По характеру хор напоминает русские свадебные величальные песни.

Романс Антониды «Не о том скорблю, подруженьки… » – один из самых поэтичных, задушевных, трогательных музыкальных номеров оперы.

Финал. В тревожных музыкальных интонациях, народ отправился во главе с Собининым на поиски Сусанина. Автор впервые показывает народ в действии – главным героем оперы.Звучит оркестровый антракт к 4 действию.В начале и в конце показан лес в зимнем оцепенении. В середине звучит тема Сусанина из развязки четвертого действия «Туда завел я вас, куда и серый волк не забегал… ». Эта тема многократно подвергается разработке и будет звучать далее.

Четвертое действие состоит из трех картин.

Первая картина показывает тревожный хор крестьян в лесу и большую героически призывную арию Собинина. Крестьяне и Собинин приобретают патриотические черты характера И. Сусанина.

Вторая картина. Монолог Вани раскрывает многие благородные, решительные стороны его характера. Речитативы Вани выразительны, короткие, передают волнения и усталость. Далее следует его небольшая ария, в которой выражается уверенность о скором освобождении Руси. Его интонации становятся героическими, патриотическими, похожими на интонации Сусанина.

Третья картина «Сцена И. Сусанина с поляками в лесу » – кульминация драмы всей оперы. Хор польских захватчиков изображает их бег ночью по зимнему лесу, используется ритм мазурки, но не бравурный, а мрачный и угнетенный. Автор подчеркивает, через использования неустойчивые интонации (ув. 5/3, ум. 5/3, ум VII7), что шляхтичи почувствовали свою гибель. Эти фразировки и гармонии придают музыке ощущение тоски и скорой погибели.

Ария Сусанина начинается с речитатива «Чуют правду…» . Он основан на широких, неторопливых, уверенных интонациях героя в решительный предсмертный момент. В оркестре повторяется нисходящие фразы из антракта к четвертому действию.

Ария «Ты взойдешь моя заря… », полна глубоких раздумий, скорби и волнения. Иван Сусанин осознанно, с достоинством, мужественно, с чувством исполненного долга, возвышенностью и твердостью духа, жертвует с воодушевлением и героизмом своей жизнью, с твердой мыслью о том, что он защищал Родину, и поляки из лесного болота не выберутся.

Эпилог разворачивается на Красной площади в Москве. Народ со всех земель собрался на праздник Победы Руси над интервентами. В первом разделе Антонида, Собинин, Ваня, односельчане, повествуют народу о героическом поступке И. Сусанина. Центральное место эпилога принадлежит хору.

«Славься ». Этот гениальный хор воплотил в себя богатырский образ народа – победителя, который в трудный момент для Руси, собрался вместе и победил врага. Музыка хора многогранна и обобщает гимнообразные интонации, народно-песенные, торжественные, эпические, героические, исторические. Мелодия хора плавная, в ней есть поступенное движение и обороты, напоминающие колокольный перезвон. Скачок на б. сексту вверх объединяет его с хором «Родина моя». В гармонии «Славься» – диатонические аккорды, плагальные обороты и использование побочных ступеней. В хоре упругие ритмические акценты, симметрическое строение, а фанфарные возгласы придают черты военного шествия. Хор «Славься» особенно торжественный, когда исполняется тремя хорами и двумя оркестрами, (духовой оркестр – на сцене). К ним присоединяются колокола, а в оркестровой партии звучит триольное сопровождение. В хоровых партиях звучат ликуюшие подголоски, в которых слышатся интонации из женского хора интродукции. В финале дважды упоминается героический поступок Сусанина «Запомнит весь русский народ… ». Эти фразы выделяются гармоническими сдвигами. Так Глинка выразил мысль, что подвиг Сусанина совершен ради народа и остается бессмертным.

Заключение

Создание данной оперы явилось поворотным пунктом в развитии русского оперного искусства и важным событием оперного жанра. Глинка создал первую отечественную оперу. Опера является цельным, неразрывным произведением с героико – патриотической идеей, на протяжении всего произведения.

Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин», являлась образцом для композиторов «Могучей кучки» при создании их шедевров.

Список использованной литературы:

  1. «Русская музыкальная литература». Выпуск 1. Издание 5-е, под редакцией Э.Л. Фрид. «Музыка» Ленинград 1974г.
  2. Э. Смирнова. «Русская музыкальная литература» VI–VII классов ДМШ, издание третье под редакцией Т.В. Поповой. «Музыка» Москва 1973.
  3. Л. Мазель. «Статьи по теории и анализу музыки». Москва «Советский композитор» 1982.
  4. Б. Вадетский. Роман. Москва «Советский писатель» 1984.
  5. «Русская музыкальная литература». Выпуск I. Издание 8-е, под редакцией Э.Л. Фрид. «Музыка» Ленинград 1983.

Сюжет оперы

ДЕЙСТВИЕ I

Улица села Домнина. Вдали река; на авансцене группа крестьян. Медленно выходит Антонида, она с грустью глядит в сторону реки


Она ждет Богдана Собинина, который с дружиной ушел громить польскую шляхту Входит Сусанин, возвратившийся из города. Свадьбе, которую так ждет Антонида, не бывать: страна в опасности, поляки наступают.На реке появляется лодка; из нее выходит Собинин. Собинин рассказывает о победе войска Пожарского над поляками.Старик Сусанин, однако, сдержан. Сусанин решительно заявляет, что свадьба будет тогда, когда Бог даст Руси царя. Но со слов вернувшегося из Москвы Собинина оказывается, что великий собор уже ставит царя. И кто же он? «Наш боярин» (то есть Михаил Федорович Романов).Коли так, говорит Сусанин,-свадьбе быть.

ДЕЙСТВИЕ II

Роскошный бал в Польше. По бокам сцены сидят пирующие паны и панны. Все предвкушают скорую победу над Москвой. Пение сменяется танцами —торжественный полонез, энергичный стремительный краковяк, плавный легкий вальс, темпераментная мазурка.


Полонез из второго действия

Танцы прекращаются и входит вестник. у него плохие новости. Группа удальцов выделяется из толпы и вызывается отправиться на Москву и захватить Михаила.

ДЕЙСТВИЕ III

Ваня сидит занятый работой и поет свою песню.

Это грустный рассказ о его собственном сиротстве. Входит Сусанин; он прислушивается к песне Вани.

Речитатив и ария Вани в исполнении Тамары Синявской

Сусанин сообщает Ване об избрании Михаила Федоровича на царство.Ваня подумал, что худо будет, если ляхи явятся сюда, чтобы захватить в плен Михаила Федоровича. Но они полны отваги служить царю.Сусанин зовет Антониду. Она приходит. Теперь вся семья в сборе. Сусанин благословляет молодых.


Неожиданно слышится конский топот. Поначалу Сусанин думает, что это царские полчане. Но нет, это оказываются поляки. Они без лишних слов требуют, чтобы их проводили к царю. Тут Сусанину приходит на ум завести их в болото. Ване он наказывает скакать верхом самой короткой дорогой прямо к царю, чтобы уведомить его об опасности. Сусанин дает согласие отвести польский отряд к царю. Он благословляет Антониду и просит сыграть свадьбу без него, так как не сможет скоро возвратиться. Но тяжело на душе у Антониды. Она поет свой романс - одна из наиболее популярных арий оперы - «Не о том скорблю, подруженьки».


Ария Антониды в исполнении Бэлы Руденко

Входит Собинин. Он только что узнал, что поляки взяли Сусанина. Он недоумевает, откуда появился враг. Собинин полон решимости освободить Сусанина из польского плена.

ДЕЙСТВИЕ IV

Лес у монастырской усадьбы. Вбегает Ваня. Он стучится в ворота монастыря. Ему никто не отвечает. Он снова стучится и кричит, чтобы открыли ворота. Наконец за воротами слышатся голоса. Это проснулась боярская прислуга. Наконец, они отпирают ворота, видят Ваню. Он рассказывает им обо всем.

Финал оперы составляет самая драматичная ее сцена, ее кульминация - сцена Сусанина с поляками в глухом лесу. Они клянут «проклятого москаля». Они выходят на прогалину: хотя бы здесь отдохнуть. Они собираются развести огонь. Поляки устраиваются спать у разведенного огня.

Сусанин остается один на авансцене. Он поет свою самую известную арию «Чуют правду!..» Он мысленно прощается с Антонидой, Собинину поручает заботу о ней, сокрушается о Ване, который опять осиротеет.


Знаменитую арию Сусанина поет солист Большого театра Максим Дормидонтович Михайлов

Поляки просыпаются.. Они собираются дальше в путь. Но теперь им становится ясно, что Сусанин нарочно завел их в эту глушь, чтобы они здесь погибли. Они подходят к Сусанину, будят его и допытываются, хитрит он или нет. И тут он открывает им правду: «Туда завел я вас, куда и серый волк не забегал!». Поляки приходят в бешенство:,«Бейте до смерти врага!» — кричат они и убивают Сусанина.


ЭПИЛОГ

Грандиозная массовая сцена. Звучит оркестровое вступление. Занавес поднимается. Сцена представляет собой одну из улиц Москвы. Звучит знаменитый хор «Славься, славься, святая Русь» под ликующий звон колоколов.



История создания

Намерение написать русскую национальную оперу возникло у Глинки в Италии. По воспоминаниям друзей композитора, еще в 1832 году он излагал подробный план пятиактной патриотической оперы, наигрывал мелодии будущих арий и ансамблей. В то время Глинка предполагал писать оперу по повести В. А. Жуковского «Марьина роща», однако поэт предложил иную тему — тему подвига русского крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего своей жизнью для спасения родины от врагов. Подвиг костромского крестьянина был созвучен беззаветному героизму русских людей в борьбе с наполеоновскими полчищами. В 1815 году образ Сусанина попытался воплотить на оперной сцене композитор К. А. Кавос. В 1823 году появилась стихотворная поэма К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин», оказавшая заметное влияние на образ главного героя глинкинской оперы. Мысль, поданная Жуковским, всецело захватила воображение композитора: «…как бы по волшебному действию, — вспоминал он, — вдруг создался и план целой оперы, и мысль противопоставить русской музыке — польскую; наконец, многие темы и даже подробности разработки — все это разом вспыхнуло в голове моей».

По рекомендации двора либреттистом стал Г. Ф. Розен (1800—1860). В ходе работы план оперы менялся: задуманная вначале как трехактная, она превратилась в пятиактную, а затем — в четырехактную с эпилогом. Весной 1836 года начались репетиции. Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года в петербургском Большом театре. Опера была с восторгом принята передовой частью общества «С оперой Глинки, — писал его современник, музыкальный критик В. Ф. Одоевский, — является то, чего давно ищут и не находят в Европе — новая стихия в искусстве и начинается в его истории новый период: период русской музыки». Аристократическая публика, близкая к придворным кругам, отнеслась к опере холодно.

Еще в период репетиций по настоянию Николая I название оперы было изменено на «Жизнь за царя», что должно было придать ей монархическую направленность. Под этим названием опера шла вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции. В 1939 году поэт С. М. Городецкий подверг коренной переработке малохудожественный, пропитанный верноподданическими мотивами текст либретто Розена.

В опере Глинки рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Борьба против поляков приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы явился подвиг крестьянина села Домнино Ивана Сусанина, о котором рассказывают многочисленные костромские предания. Величавый образ народного героя, ставшего символом героизма и патриотической верности, воплощен в опере как живой народный тип, наделен богатством мысли, глубиной чувств, показам на широком фоне русской народной жизни и природы.

Музыка

Глинка назвал свое творение «отечественной героико-трагической оперой», сделав главным героем произведения, активным участником событий народ, придав опере эпический размах, насытив ее действие массовыми хоровыми сценами. Личные судьбы отдельных героев предстают в неразрывной связи с судьбами родины. Широкие картины жизни народа, быта, русской природы сочетаются в опере с глубоким раскрытием многогранных характеров.


Свадебный хор


Мазурка из второго действия. Польский бал

История создания

Намерение написать русскую национальную оперу возникло у Глинки в Италии. По воспоминаниям друзей композитора, еще в 1832 году он излагал подробный план пятиактной патриотической оперы, наигрывал мелодии будущих арий и ансамблей. В то время Глинка предполагал писать оперу по повести , однако поэт предложил иную тему - тему подвига русского крестьянина , пожертвовавшего жизнью для спасения родины от врагов. Подвиг костромского крестьянина был созвучен беззаветному героизму русских людей в борьбе с наполеоновскими полчищами. В 1815 году образ Сусанина попытался воплотить на оперной сцене композитор К. А. Кавос. В 1823 году появилась поэма «Иван Сусанин», оказавшая заметное влияние на образ главного героя глинкинской оперы. Мысль, поданная Жуковским, всецело захватила воображение композитора. «…Как бы по волшебному действию, - вспоминал он, - вдруг создался план целой оперы, и мысль противопоставить русской музыке - польскую; наконец, многие темы и даже подробности разработки - всё это разом вспыхнуло в голове моей».

По рекомендации двора либреттистом стал Г. Ф. Розен (1800-1860). В ходе работы план оперы менялся: задуманная вначале как трёхактная, она превратилась в пятиактную, а затем в четырёхактную с эпилогом. Весной 1836 года начались репетиции. Премьера состоялась (9 декабря) года в петербургском Большом театре. Опера была с восторгом принята передовой частью общества. Через несколько дней после премьеры, на дружеском обеде в честь Глинки у А. В. Всеволжского был сочинен «Шуточный канон»:

1 куплет - Жуковского:
Пой в восторге, руский хор,
Вышла новая новинка,
Веселися, Русь! Наш Глинка -
Уж не Глинка, а фарфор!

2 куплет - Вяземского:
За прекрасную новинку
Славить будет глас молвы
Нашего Орфея - Глинку
От Неглинной - до Невы.

3 куплет - Жуковского:
В честь столь славные новинки
Грянь, труба и барабан,
Выпьем за здоровье Глинки
Мы глинтвеину стакан!

4 куплет - Пушкина:
Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может в грязь.

Однако аристократическая публика, близкая к придворным кругам, отнеслась к опере холодно. Ещё в период репетиции по настоянию название оперы было изменено на «Жизнь за царя».

В опере Глинки рассказывается о событиях года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Борьба против поляков приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы явился подвиг крестьянина села Домнина Ивана Сусанина, о котором рассказывают многочисленные костромские предания. Величавый образ крестьянина, ставшего символом героизма и патриотической верности, воплощён в опере как живой народный тип, наделен богатством мысли, глубиной чувств, показан на широком фоне русской народной жизни и природы.

Действующие лица

Иван Сусанин, крестьянин села Домнина, - бас.
Антонида, его дочь, - сопрано.
Ваня, приёмный сын Сусанина, - контральто.
Богдан Собинин, ополченец, жених Антониды, - тенор.
Русский воин - бас.
Польский гонец - тенор.
Сигизмунд, король польский, - бас.
Хоры крестьян и крестьянок, ополченцев, польских паненок, рыцарей; балет польских панов и паненок.
Действие происходит осенью 1612 и зимой 1613 года.
(I акт - в селе Домнине, II акт - в Польше, III акт - в избе Сусанина, IV акт - в лесах, эпилог - в Москве на Красной площади).

Действие 1

В селе Домнине близ Костромы население торжественно встречает молодых воинов, возвращающихся домой после победоносной битвы с поляками, вторгшимися на русскую землю. Антонида с замиранием сердца ожидает своего жениха, Собинина, также принимавшего участие в защите отчизны. Сусанин, её отец, подходит к ней и с волнением сообщает, что поляки отступили лишь временно, теперь они готовятся к новому нападению, к новой битве. Сусанин твёрдо решил, что свадьба Антониды не состоится до тех пор, пока чужеземцы попирают русскую землю. Наконец появляется долгожданный Собинин. Он приносит весть даже более важную, чем весть об одержанной победе: легендарный народный герой Минин выбран вождем ополчения. Минин - надежда всего народа. Услышав добрую весть, Сусанин соглашается на свадьбу дочери и Собинина.

Действие 2

Бал во дворце польского короля Сигизмунда III. Король даёт своим друзьям великолепный пир. Льётся вино, звучит музыка, прекрасные танцовщицы волнуют сердца присутствующих. Победа, правда, ещё не одержана, но всё же польские магнаты празднуют успехи своего войска на русской земле. Веселье нарушается появлением гонца, который приносит грозную весть: Минин возглавил русское ополчение и выступил против поляков. Музыка сразу смолкает, танцовщицы исчезают, кубки с вином остаются на столах недопитыми. Король Сигизмунд отдаёт приказ: «Вперед против Минина! Вождь русских должен быть взят живым или мёртвым!»

Действие 3

В доме Сусанина идут оживлённые приготовления к свадьбе Антониды и Собинина. Сусанин рассказывает своему приёмному сыну Ване, что Минин разбил лагерь неподалёку, в Ипатьевском монастыре, куда к нему стекается вооруженный люд. Свадебное веселье в самом разгаре, когда в дом врываются поляки и приказывают Сусанину провести их в место тайного сбора ополченцев Минина. Сусанин делает вид, что подчиняется требованию поляков, но тем временем обдумывает, как спасти Минина и собирающееся русское войско. В голове его быстро созревает хитрый план. Он заведёт поляков в лесную чащу, откуда они не смогут выбраться. Ваня же предупредит Минина, что поляки напали на его след, пусть он ищет для сбора войска другое место.

Действие 4

Картина 1 . У стен монастыря. Ваня вовремя добегает до лагеря Минина. Ополченцы выступают против поляков.
Картина 2 . Лесная чаща. Сусанин уже больше не скрывает от поляков, что завел их туда, где им суждено погибнуть. Он готовится принять смерть и в драматическом монологе прощается с родным домом, семьей, Родиной. Поляки бросаются на Сусанина и убивают его. Русские воины под предводительством Собинина приходят слишком поздно. Поляков они победили, но спасти Сусанина им не удалось.

Эпилог

Площадь перед московским Кремлём. Москва празднует победу русского войска, освободившего страну от врага. Под звон колоколов народ чествует память Ивана Сусанина, пожертвовавшего жизнью за Родину, и окружает любовным вниманием его осиротевшую семью.

Литература

М. И. Глинка. Литературное наследие. Том 1 (автобиографические и творческие материалы). М.-Л. 1952