Сравнительная характеристика Жилина и Костылина. Жилин и Костылин: разные судьбы. Жилин и Костылин— два разных характера, две Кавказский пленник две разные судьбы


В произведении «Кавказский пленник» Л. Н. Толстой отразил события Кавказской войны. На фоне этих событий автор изобразил двух русских офицеров, которые случайно попали в плен к татарам.

Толстой дал своим героям «говорящие» фамилии. Жилин – от слова «жила». О нем можно сказать, что это крепкий и выносливый человек. Костылин – от слова «костыль», значит, он слабый. Сам автор пишет о них: «Костылин – мужчина грузный, толстый… Жилин хоть невелик ростом, а удал был».

С первой главы мы видим, какие герои разные. У Костылина было заряженное ружье, а он испугался, когда увидел татар. Он не думал о том, что Жилин в опасности. Когда офицеры попали в плен, их заставили написать домой письма, чтобы за них прислали выкуп.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Костылин написал, потому что надеялся только на выкуп. Жилин тоже написал, но указал на конверте неправильный адрес, потому что он дорожит своей матерью и надеется только на себя. Жилин сразу решил бежать из плена, поэтому ходил по аулу и изучал местность. Он не сидел без дела, а постоянно что-то мастерил. Еще он лечил людей аула. Татары за это его уважали. Костылин все время спал или сидел в сарае и считал дни. Он ничего не хотел делать для своего спасения. В плену Жилин знакомится с татарской девочкой Диной. Он делал для нее куколок из глины, а Дина носила ему лепешки и молоко.

Во время побега Костылин отстает, стонет, падает со страху. А Жилин думает не только о себе, но и о своем товарище. Когда Костылин не мог идти, Жилин тащит его на себе. Жилин не хочет сдаваться, когда они снова попадают в плен. Он надеялся только на себя и на Дину, которая помогла ему выбраться из ямы. Костылин отказывается бежать с ним во второй раз.

Толстой показал настоящего русского офицера, который никогда не сдается и готов бороться с врагами. Его герой умный, находчивый, готовый прийти на помощь. Я бы хотел быть таким, как Жилин. А Костылин – это слабый и эгоистичный человек, который может предать Родину. Офицер должен быть мужественным и любить свою Родину.

Обновлено: 2017-05-22

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Конкурсный урок по литературе

(5 кл.)

по теме

«Жилин и Костылин – два разных характера,

две разные судьбы»

Цели урока:

Обучающие: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация знаний по рассказу, по системе образов рассказа;

Развивающие: приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развивать навык анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся и их словарный запас;

Воспитывающие: воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать;

Коммуникативные: обучение культуре речевого общения и этикету.

Эпиграф урока:

Сам погибай, а товарища выручай.

А. Суворов

Оборудование урока: малый информационный комплекс (компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска), презентация «Система образов в рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», видеоролик, «Песня о друге» В. Высоцкого, экспозиция иллюстраций учащихся, распечатанные тесты.

Формы урока: работа творческих групп, работа в парах, коллективная.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Улыбнёмся друг другу и начнём!

2. Слово учителя: постановка проблемы, сообщение темы и формы урока.

(Урок сопровождается показом слайдов на компьютере)

(1-2) Кавказ. Его теме, его образу, его пейзажу принадлежит исключительное место в русской культурной традиции. В русской поэзии - в первую очередь. Шире - в русском поэтическом сознании: еще бы! Священные для каждого имена - Пушкин, Лермонтов, Лев Толстой ... Их жизнь и творчество неразрывно связаны с Кавказом.

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ,-

признавался юный поручик М. Ю. Лермонтов.

Вспоминая Кавказ, Толстой говорил: … (3-7)

3. Беседа по тексту. (8-9)

Предлагается ответить на следующие вопросы:

Кто они, эти пленники?

Как Жилин попал в плен?

Кто виноват в его пленении?

О чём думал каждый из героев в плену?

Почему Жилин пишет письмо домой, да так, чтобы оно не дошло?

4. Проверка домашнего задания: письма Жилина и Костылина домой.

1) Анализ писем.

2) Выделение лучшего письма, которое наиболее верно характеризует того или героя.

Какой смысл вкладывает писатель в их фамилии?

(Ответ – 10- ый слайд):

Жилин: он жилистый, сумел выжить, прижиться, вжиться в чужую и

чуждую для него жизнь. Костылин: словно на костылях, подпорках.

Почему первый побег не удался? Кто в этом виноват?

(прослушивание песни Высоцкого «Песня о друге») (10)

В. Высоцкий. Песня о друге.

Если друг оказался вдруг,

И не друг, и не враг, а так…

Если сразу не разберёшь,

Плох он или хорош, –

Парня в горы тяни, рискни,

Не бросай одного его.

Пусть он в связке с тобой в одной –

Там поймёшь – кто такой.

Если парень в горах – не ах,

Если сразу раскис – и вниз,

Шаг ступил на ледник – и сник,

Оступился – и в крик,

Значит, рядом с тобой чужой,

Ты его не брани – гони:

Вверх таких не берут и тут,

Про таких не поют.

5. Работа по иллюстрациям .

Выберите цитаты, которые соответствуют той или иной иллюстрации

(работа по слайдам) . (11)

Мы не случайно вспомнили именно эти эпизоды

Расставим их в нужном порядке и запишем в виде плана рассказа. (12)

6. Тестирование по образам.

Проверим знание текста:

Работа в парах. Задания имеют тестовый вид (взаимопроверка).

Жилин.

1. Что заставило Жилина уехать с Кавказа?

А) письмо матери;

Б) телеграмма брата;

В) вызов начальства.

2. Лошадь под Жилиным была…

А) гнедая;

Б) породистая;

В) охотницкая.

3. Жилин…

А) невелик ростом, а удал;

Б) высокий, храбрый, долговязый;

В) трусливый, жалкий мужчина.

4. У Жилина из оружия было…

А) ружье;

Б) шашка;

В) пистолет.

5. Когда Жилина пленили, его поместили…

А) в сарай;

Б) в яму;

В) в тюрьму.

6. Что Жилину больше всего хотелось в сарае?

А) есть;

Б) пить;

В) освободить руки.

7. Сколько Жилин у татар за себя выкуп выпросил?

А) 500 рублей;

Б) 1000 рублей;

В) 3000 рублей.

8. Что он делал в плену?

А) старался найти контакт с татарами;

Б) рукодельничал и старался найти путь побега;

В) шил одежду.

9. Что сделал Жилин и поставил на крышу?

А) свисток;

Б) кувшин;

В) куклу.

10. Какая слава про Жилина среди татар прошла?

А) что он мастер;

Б) что он колдун,

В) что он мусульманин.

11. Что Жилин делал по ночам в сарае?

А) спал;

Б) рукодельничал;

В) копал подкоп.

12. Как Жилин узнал дорогу к русским?

А) спросил у Дины;

Б) поднялся на гору и посмотрел;

В) вычислил по карте.

Костылин.

1. Костылин…

А) худощавый, высокий мужчина;

Б) грузный, толстый , весь красный;

В) среднего роста, средней комплекции.

2. У Костылина было…

А) ружье;

Б) пистолет;

В) автомат.

3. Что сделал Костылин, когда увидел татар?

А) стал стрелять;

Б) ждал Жилина;

В) поскакал к крепости.

4. Сколько попросил выкупа за себя Костылин в письме домой?

А) 1000 монет;

Б) 3000 монет;

В) 5000 монет.

5. Что делал Костылин в сарае у татар?

А) считал дни, когда придет письмо, и спал;

Б) строил план побега;

В) рыл подкоп под сараем.

6. Кого во время побега Костылин испугался в лесу?

А) оленя;

Б) медведя;

В) кабана.

7. Почему Костылин отставал от Жилина во время побега?

А) было лень идти;

Б) задыхался от быстрой ходьбы;

В) натер ноги.

8. Почему татарин, который гнал коров, узнал про беглецов?

А) Костылин свистнул;

Б) Костылин вскрикнул;

В) Костылин выстрелил.

9. Что стало с Костылиным яме?

А) он разболелся;

Б) он расхрабрился;

В) спал сутками.

10. Что сделал Костылин, когда Жилин предложил бежать во второй раз?

А) отказался;

Б) согласился;

В) выдал план татарам.

11. Через сколько времени после побега Жилина привезли Костылина?

А) через неделю;

Б) через месяц;

В) через полгода.

12. Как Костылин освободился от татар?

А) его освободили казаки;

Б) бежал;

В) внес выкуп.

7. Сравнительная характеристика героев. Работа в творческих группах.

Теперь, когда мы осмыслили содержание рассказа, выделили основные проблемы, пора подвести первые итоги.

Какими же предстали перед нами герои?

Работа с таблицей синонимов: составить характеристику из словосочетаний (письменно).

Жилин:

добрый (думает о матери, жалеет ее); надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек;

сумел прижиться в ауле (он – Жилин!); работящий, не может сидеть без дела, мастер;

всем помогает, даже своим врагам – татарам; ему интересны другие люди, он любит детей;

великодушный (простил Костылина за то, что тот его бросил в бою).

Костылин:

слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; очень ленивый;

способен на предательство (бросил Жилина); раскис, упал духом;

не понимает других людей, думает только о себе.

8. Работа по иллюстрациям учащихся. Самооценка.

Чей портрет передаёт реальный образ героев Л.Н. Толстого ?

9. Небольшой перерыв в уроке для разминки.

Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать начинаем.

10. Составление вывода по уроку.

Пришло время делать выводы:

1) Задаются вопросы следующего характера:

Почему удался второй побег Жилина из плена? (13)

Жилин стал своим, пользовался некоторой свободой, смог разведать дорогу домой, нравился Дине, которая ему помогала.

2) Словарная работа по статьям этимологического словаря. (13) Какое, по-вашему, значение слова «свой» подходит к определению положения Жилина?

Как сложилась судьба Костылина?

Кто же кавказский пленник?

Видеосюжет: мнение двух старшеклассников о кавказском пленнике.

Один считает, что пленник – это Жилин, другой Костылин. Кто из них прав? (14)

11. Заключительное слово учителя.

Л.Н. Толстой показывает, что люди могут не понимать и даже ненавидеть друг друга, но у них есть возможность понять друг друга, хотя для этого надо приложить определенные усилия.

Костылин – не только в татарском плену, но и в плену своей слабости, своего эгоизма и из этого плена он не выбирается. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, так как он сумел расположить к себе даже своих врагов; он решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других; каким был сильным, «жилистым» не был. Жилин сумел убежать из плена, а Костылин остался не только и не столько в татарском плену, сколько в плену своей слабости, своего эгоизма.

Л.Н.Толстой показывает, каким беспомощным, каким слабым физически оказывается Костылин, как он надеется только на выкуп, который пришлет его мать. Костылин находится в двойном плену, о чем мы говорили выше. Писатель, рисуя данный образ, как бы говорит, что, не выбравшись из внутреннего плена, нельзя выбраться и из плена внешнего.

Жилин, наоборот, на мать не рассчитывает, не хочет перекладывать на ее плечи свои трудности. Он включается в жизнь татар, аула, постоянно что-то делает, умеет расположить к себе даже своих врагов – он силен духом. Именно эту мысль, прежде всего, хочет донести до нас автор.

12. Задание на дом:

(15) написать сочинение « С кем бы я пошёл в разведку?».

13. Заключительный момент урока. Рефлексия.

Спасибо за урок, ребята. Урок закончен, до свидания. А напоследок хочу вам предложить оценить урок. Какие чувства вызвал у вас он? Выберите один из листков цветика-семицветика и, уходя из класса, прикрепите его, пожалуйста, на доску.

Жилин и Костылин: разные судьбы
Лев Николаевич Толстой — известный русский писатель. Я прочитал его рассказ «Кавказский пленник», Толстой много знал о Кавказе, потому что сам служил на Кавказе. В «Кавказском пленнике» Толстой рассказывает о двух русских офицерах — Жилине и Костылине. Они оба попали в плен. Автор противопоставляет их. Жилин смелый, добрый и умный. Он сначала думает о других, потом о себе. Когда его поймали татары и заставили писать письмо, он долго торговался. Он знал, что его старой маме неоткуда взять денег. А когда начал подписывать, то написал не тот адрес, чтобы письмо не дошло. Он думал: «Либо убегу, либо пропаду». Он сразу сумел завоевать
уважение татар тем, что начал торговаться за свою жизнь. В итоге его хозяин согласился на выкуп в пятьсот рублей. Костылин же был грузным мужчиной. Сначала он бросил Жилина. А потом сразу написал письмо о выкупе на пять тысяч рублей. Жилин надеется только на себя. В плену он постоянно думает о побеге. Он не может сидеть без дела. Он начинает ремонтировать разные
вещи. Жилин сделал хозяйской дочери Дине куклы, починил Абдул-Мурату часы. Жилин помогает всем, даже татарам, хотя они и были его врагами. Он искренне при вязался к Дине, а она потом помогла ему бежать. Костылин -трусливый человек. Он не держит слово офицера. Когда Жилин с Костылиным решили ехать впереди обоза, у Костылина было ружье. Но он испугался татар и бросил своего товарища. Но это его не спасло. Он тоже попал в плен. Костылин — слабый человек. Он ждет помощи от матери, постоянно пишет ей письма с просьбой о выкупе. Костылин не умеет выживать. В татарском плену он ничего не делал, не общался с татарами. Он только ждал, когда за него дадут выкуп. Когда Жилин решил бежать в первый раз, он взял с собой Костылина. Но Костылин был слабым. Сначала ему было тяжело идти в сапогах. Когда он их снял, идти ему стало еще тяжелее. Из-за Костылина их и поймали. Он не мог терпеть боль. Когда Жилин увидел татар, он решил спрятаться. Жилин взвалил себе на спину товарища по несчастью, а тот вскрикнул. Татары услышали крик и поймали их. Жилин в тот момент поступил как честный человек. Он простил Костыли ну то, что тот бросил его, и помогал ему. Второй раз Жилин побежал один. Он знал, что надеяться на выкуп ему нельзя. Костылин остался в яме. И Жилин, и Костылин спаслись. Но первый получил свободу только благодаря себе, а второй — благодаря своим родственникам. В жизни мы можем встретить обоих героев. Но мне больше нравится Жилин, который никогда не бросит человека в беде.

0 / 5. 0

В центре произведения Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» два главных героя – Жилин и Костылин. В сюжете рассказа взаимоотношения героев, сопоставление их характеров и сравнение героев друг с другом.

Разница в характерах героев привела к тому, что и их судьбы сложились по-разному. Жилин «джигит», а Костылин ведет себя смирно в сцене договора о выкупе. Эта разница проявляется уже в сцене нападения татар и аресте героев. И дальше их поведение в плену также показывает физическую и духовную слабость Костылина и забота о товарище, стойкость Жилина.

Лучшие качества Жилина его жизнелюбие и худшие качества Костылина описаны в сцене побега. Жилин ходит высматривает, думает как сбежать, он раскопал дыру, выбрался, полез на гору, ползет к дороге и при том несет на себе Костылина. А как ведет себя Костылин – он безучастен, скучает, спит, а во время побега зацепил камень ногой, отстает, охает, упал со страху. Для Жилина важным является понятие взаимовыручки, а Костылин не хочет быть обузой.

Если кратко описывать характеры героев, то Жилина можно охарактеризовать как решительного, находчивого героя, который умеет прощать, смелый; Костылин напротив – смирный, слабый, предает, смиряется, трусит, насилу доковылял до дому. Одним словом Жилин удалец, а Костылин – колода.

Жилин превозмогает испытания в плену, он сумел не только выжить, прижиться во враждебном окружении, но даже расположил к себе своих врагов. Он решал свои проблемы сам, не перекидывая их на плечи других, был сильным. Костылин же не выдерживает посланные ему в плену испытания из-за своей слабости и эгоизма.

Также важную роль в сравнении персонажей играют их портреты. Портрет Костылина описывается словами: «… мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льется». Сразу появляется презрение, неприязнь от описания внешности. Создается образ жалкого, ничтожного человека, он слабый, готовый на подлый поступок.

Жилин: «невелик ростом, а удал был». Внешне человек обычный, но чувствуется в нем сила и мужество.

Сравнивая поступки, мотивы поступков и взаимоотношение героев также можно заметить противоположность в характерах.

Жилин любит старую мать, заботится о ней, не тревожит, не требует от нее непосильного, он надеется только на свои силы, активно ищет выход. Он говорит так: «не боялся, да и не буду бояться вас, собак». Он знал, что его письмо не дойдет, а другого не писал.

Костылин - эгоист, он уверен, что родственники обязаны его выкупить, а сам для этого ничего не хочет предпринимать, не борется, пассивно подчиняется обстоятельствам. Он целыми дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет или спит.

Я считаю Жилина настоящим героем, который не подчиняется обстоятельствам, стремится к освобождению. В его характере выделяется сильная воля, мужество, храбрость, благородство и находчивость. А Костылин заботится только о себе, о своем благополучии, не знает что такое долг, верность дружбе. Он безволен, безответственен, способен на подлость. Он не совершает поступка, не бежит из плена. Костылин не герой, он не способен на большой поступок.

Но есть в наших героях кое-что общее. Оба персонажа служили на Кавказе. Жилин и Костылин дворяне, оба офицера русской армии, оба отправляясь в отпуска, и попадают в плен. И как по-разному они себя проявляют!!! Один – герой, другой – слабый телом и духом человек. Два непохожих человека в одинаковой ситуации.

Я думаю что автор, путем сравнения характеров героев, пытался донести до нас мысль о человеке, каким он должен быть. Как много зависит от самого человека. В одних и тех же обстоятельствах один оказывается героем, а другой, не достоин называться человеком.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Я прочитал очень интересный рассказ Л.Толстого «Кавказский пленник». В нем повествуется о войне русских с горцами.

Главными героями произведения являются Жилин и Костылин. Они были русскими солдатами, попавшими в плен к татарам. Во время нападения захватчиков Жилин кричал Костылину, чтобы тот достал ружьё, но Костылин ускакал на лошади от товарища. Это характеризует Костылина как трусливого, способного на предательство человека. Когда солдаты попали в плен, Жилин поддерживал связь с татарской девочкой Диной, которой было жалко его. Герой был к ней добр и дарил самодельные глиняные игрушки.

Жилин пытался получше узнать местность, чтобы совершить побег. Костылин в плену был не активен: только лежал и ел. Он даже не старался бежать от татар, не помогал Жилину разрабатывать план побега. Костылин думал, что их скоро выкупят из плена.

Во время первого побега пленникам не удалось сбежать, потому что их выдал крик Костылина. Из-за этого Жилину не хотелось с собой брать Костылина, но он посчитал это жестоким по отношению к человеку, попавшему так же, как и он, в беду. Я считаю, что Жилин правильно сделал, взяв с собой Костылина. В этом эпизоде автор как будто хочет сказать: «Предательство - бросать товарища в беде». Во время второго побега Жилин сбежал один, но ему помогала Дина.

Характер Костылина намного отличался от характера Жилина. Жилин был сообразителен, умён, намного твёрже характером, чем Костылин. Сама фамилия говорит об этом. Костылин боялся татар и написал письмо домой, чтобы его выкупили за очень большую сумму. Он совсем не надеялся на себя, был ленивым и даже не пытался спасти свою жизнь. Жилин не отчаивался и старался найти выход из сложной ситуации. Костылин же ничего не делал и ждал, пока его выкупят.

Различие в характерах героев повлияло на их судьбы таким образом, что Жилин оказался на свободе намного раньше, чем Костылин. Из этого следует, что Костылин был противоположностью Жилина, о чем и пытался сказать автор. Я поддерживаю Жилина, потому что он знал, что дома даже пятисот рублей нет, и мать умирает от старости, и он специально указал на письме неправильный адрес, чтобы оно не дошло. Это подчёркивает умение Жилина заботиться о близких.

Мне очень понравился рассказ Л.Толстого. он учит быть жизнелюбивым, не терять надежду, находить выход из трудного положения, а не лениться, как Костылин.