Сообщение о онегине и ленском. Образ Ленского в «Евгении Онегине» Пушкина. Отношение к любви

Знакомство с Ленским происходит при чтении II главы. Прежде все го, становится известно, что соседи судили о вернувшемся из-за границы помещике так же неблагосклонно, как и об Онегине. Очевидно, Онегин и Ленский - это люди, в чем-то сходные между собой, в каком-то отношении противопоставленные окружающей их среде.


Он из Германии туманной
Дух пылкий и довольно странный.
Привез учености плоды:
Всегда восторженную речь
Вольнолюбивые мечты,
И кудри черные до плеч.


Таким образом, источник вольнолюбия Ленского - не знание родины, а плоды учености, вывезенной из Германии.
Владимир был чист душою, невинен, наивен. Его душа и разум стремились в высокому и прекрасному. К тому же он был наделен поэтическим даром.
Но по своей тематике поэзия Ленского далека от жизни, чужда интересам родной страны, туманна, неопределенна. Он поет «нечто», он поет о том, чего на самом деле не чувствует, следуя поэтической моде.

Однако, Ленский сильно поменялся за время пребывания в деревне. Ведь по возвращении из Германии он был настроен иначе: «Но Ленский, не имев, конечно, охоты узы брака несть...»
Далее автор показывает любовь Ленского в развитии. Сначала Ленский, только что возвратившийся из «Германии туманной», любит романтически, возвышенно. Но чем дальше, тем больше меркнут романтические краски его любви, хотя в стихах Ленского, не отражающих подлинной жизни, по-прежнему рисуется идеальное чувство. Любовь эта не возвышает Ленского. Вольнолюбивые мечты его глохнут, гаснут под влиянием чувства к пустой провинциальной барышне, которая не могла разделять его интересов:

Поклонник славы и свободы,
Владимир и писал бы оды,
В волненье бурных дум своих,
Да Ольга не читала их.

Восторгаясь своей возлюбленной, поэт-романтик рассказывает другу:
Ах, милый, как похорошели
У Ольги плечи, что за грудь!
Что за душа!..

Романтические представления о любви незаметно стираются, и, говоря о своей любимой, Ленский восхищается прежде всего ее физической красотой. Лишь в конце реплики, словно спохватившись, он вспоминает и о ее душе.
В IV главе в диалоге Ленского и Онегина еще отчетливее показано примирение Ленского с той средой, в которую он попал. Онегин не хочет ехать на именины Татьяны, так как уверен, что
...куча будет там народу
И всякого такого сброду...
Такова оценка соседей-помещиков. А что говорит о них Ленский?
Кто будет там? своя семья.


В период пребывания Ленского в деревне появились симптомы, свидетельствующие о направлении дальнейшего развития его личности, хотя пока он еще не растерял своих романтических идеалов. Это по-прежнему честный, хороший юноша, благородный, преданный своей избраннице, но возможность его деградации уже намечена. Что дает V глава для характеристики Ленского? Здесь при первом столкновении с жизнью терпит крах его романтический идеал. На мгновение он видит Ольгу в истинном свете, хотя и сильно преувеличивая ее пороки.


Отказ девушки танцевать с ним котильон Ленский воспринимает, как измену, как удар. Романтический туман, хоть на минуту, да рассеялся. Далее мы подходим к трагической развязке. Как обрисован Ленский в последние минуты своей жизни. Характерная деталь - кого избирает Ленский своим секундантом. Зарецкого. Достойный судья между ним и Онегиным! Перед нами - образ человека, лишенного какого бы то ни было нравственного чувства, но вместе с тем создающего общественное мнение по той лишь причине, что «Он зол, он сплетник, он речист».
Описание самого трагичного момента дуэли, когда с выстрелом обрывается жизнь Ленского, переносит нас в мир его поэзии:

Младой певец
Дохнула буря, цвет прекрасный
Нашел безвременный конец!
Увял на утренней заре,
Потух огонь на алтаре!..

В последующих строфах даны размышления автора о погибшем. Что умерло вместе с ним. Каким надеждам не суждено было свершиться, каков был бы его дальнейший жизненный путь, если бы не гибель. Говоря о тех возможных путях, по которым мог пойти Ленский, если бы не погиб на дуэли, об ожидавшей Ленского поэтической славе, Пушкин не случайно использует образную систему романтической поэзии: «благо мира», «умолкнувшая лира», «святая тайна», «животворящий глас», «гимн времен» и т.д. Туманные, возвышенные образы, рисующие великое будущее Ленского, усиливают впечатление нереальности сделанного здесь прогноза. Это только туманные мечты, мечты самого покойного - такие же наивные, как и его представления о жизни, о дружбе, о любви.


И далее Пушкин показывает уже не то будущее Ленского, которое рисовалось юноше в его мечтах, а реальную картину того, что ожидало восторженного поэта - узкий круг, в который замкнулось бы существование постаревшего, забывшего прежние романтические мечты, опустившегося помещика: «Пил, ел, скучал, толстел, хирел». Здесь Пушкин вновь показывает, как реальная картина жизни противопоставлена его мечтам.

ЛЕНСКИЙ

ЛЕНСКИЙ - герой романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (1823-1831), сосед Евгения Онегина по имению. Красивый и богатый 18-летний юноша, он представлен, как и Онегин, чужаком среди окрестных помещиков - крепостников и невежд. Блестяще образованный, знаток немецкой философии и литературы, восторженный мечтатель и поэт-романтик, далекий от практической жизни и повседневной прозы, он тоже старается избегать общества «господ соседственных селений», предпочитающих «разговор благоразумный о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне», и покороче сойтись с Онегиным. При всей «взаимной разноге» («волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой») они становятся вскоре неразлучными друзьями.

Не только общие интересы сближают Онегина и Л, но и «вольнолюбивые мечты». Недаром Л. учился в Гетгингенском университете - одном из самых либеральных в Европе - и поклонялся Канту, чья философия в официальных кругах России считалась опасной и вредной, враждебной христианству. Л. многозначительно охарактеризован как «поклонник славы и свободы», его отличает «дух пылкий и довольно странный», «всегда восторженная речь», благородное «волненье бурных дум», ему свойственно «негодованье, сожаленье, ко благу пылкая любовь». Все это - иносказательное обозначение гражданских настроений, о которых в черновой редакции говорилось более откровенно: «Крикун, мятежник и поэт».

В долгих, едва ли не ежедневных спорах Онегин и Л. затрагивают самые разнообразные темы: судьбы цивилизации и пути развития общества, роль культуры и науки в совершенствовании человечества, добро и зло, искусство, религия и мораль, значение страстей в жизни личности. Поставленные в идейно-философский контекст эпохи (даже по беглым авторским упоминаниям можно заключить, что речь идет о взглядах философов-просветителей, идеях Руссо, Шиллера и Гете, воззрениях европейских романтиков), эти отвлеченные на первый взгляд проблемы обретали острый и животрепещущий общественный смысл. Тем более что в романе акцентируются не теоретические разногласия героев, но нравственно-идеологическая суть и жизненно-практические различия их позиций: контраст юности и зрелости, наивности и трезвости, энтузиазма и скецсиса.

Оппонент «демона» Онегина, Л. свято верит в таинство жизни, возможность совершенствования мира и конечное торжество добра. Во имя торжества этих высших идеалов и ценностей он без колебания готов пожертвовать собой: вызвав Онегина на поединок, он доказал это на деле. Однако прекраснодушные мечтания Л. не выдерживают столкновения с реальностью. Идеальный друг, каким считал он Онегина, не находит смелости отказаться от поединка и собственноручно убивает юного поэта.

Позиции героев-антиподов оказываются сами по себе ущербными, но в то же время взаимодополняющими и в этом смысле духовно ценными. Отсюда - двойственность авторской оценки Л., иронической и сочувственной одновременно. Отсюда же - и двойственность авторского прогноза о возможном будущем Л.: опасность «обыкновенного удела» - превращения в заурядного помещика или же вероятность стать известным поэтом и даже выдающимся общественным деятелем, рожденным «для блага мира».

А.М.Гуревич

Через образ Л. Пушкин провел несколько важных для себя тем, чтобы закончить их неожиданно трагическим финалом. Со смертью Л. на дуэли обрывается все, что у Пушкина связано с юными мечтаниями и первыми стихами. А до этого - светский Петербург и его забавы у Онегина; Германия и любовь к Ольге - у Л.; все это блестит, сверкает и кажется прекрасным началом. Ничто не предвещает трагическую развязку, вызванную стечением роковых обстоятельств. Л.- герой и символ таких обстоятельств. Юный помещик и поэт, «он сердцем милый был невежда». Его день в деревне складывался примерно по той же схеме, что и у Онегина, но это не вызывало в нем никакой скуки. Он принимал все, каково есть, как устроено, и в деревенской тишине сразу нашел ту, которая заняла все его чувства. Про Ольгу Онегин скажет: «Кругла, красна лицом она,

//Как эта глупая луна

//На этом глупом небосклоне», а Л. в Ольге видит все, что влюбленный видит в женщине. Отроком он был «свидетель умиленный ее младенческих забав, а по возвращении в Россию образ милой девочки-соседки самым естественным образом соединился с тем, что «...Он рощи полюбил густые,

//Уединенье, тишину,

//И ночь, и звезды, и Луну...» Гармония природы, гармония любви, гармония дружбы - но вдруг роковой выстрел друга - и всему конец, Л. мертв. Пушкин складывает его короткую жизнь из простых, крайне знакомых ему и его окружению обстоятельств, посмеиваясь над некоторыми из них. Разводя в разные стороны Онегина и Л., Пушкин все загадочное и противоречивое оставляет Онегину, подготавливая выстрел, стоивший его приятелю жизни. К моменту дуэли мы знаем о Л. решительно все, что было содержанием его натуры. В Л. Пушкин как бы прощается с тем, что в самом себе знает, как ничем незамутненную ясность душевных движений. Книжный юноша, поэт, «сердечных мук еще не знав», Л. влюбился и погиб. Рассказ о нем сопровождается авторским сочувствием, иронией, сожалением. Так уходит от автора его собственная юность. Пушкин со сложным чувством прощается с ней, разглядывая Л. (а в нем себя) то всерьез, то иронически.

Л. прилежно украшает альбом Ольги нежными стихами, сельскими видами. Пушкин знает, что такое «уездной барышни альбом»,- он сам не раз писал в такие альбомы. Улыбнувшись собственной памяти, он тут же высмеивает великолепные альбомы блистательных дам и опять возвращается к своему герою, чтобы защитить его: «В альбоме Ольги молодой;

//Его перо любовью дышит». И тут же мимоходом поминает одного из своих современников, расширяя смысл явления: «Так ты, Языков вдохновенный...» Бегло заметив, что Л. писал бы оды, «да Ольга не читала их», Пушкин-поэт возвращается к собственному уединению: «Но я плоды своих мечтаний

//И гармонических затей

//Читаю только старой няне...» Весь этот сплав признаний, быстрых заметок, «небрежной болтовни» меняет интонацию, когда автор переходит к дуэли. Пушкин берет на себя роль хроникера. В чеканные, строгие строки он заключает картину, где «невольником чести» выступает юный романтик: «Вот пистолеты уж блеснули,

//Гремит о шомпол молоток...» Не будучи врагами, не успев испытать, пережить то единственное, что оправдывает поединок (и что испытал лет через семь Пушкин), два человека направили друг на друга пистолеты. Через несколько секунд один из них упал мертвым. После этого движение «романа в стихах» переменит свое русло. О том, как секундант уложил оледенелый труп Л. в сани, как, «почуяв мертвого, храпят и бьются кони», и, наконец о том, как на краю селения поставлен памятник простой, а Ольга, поплакав, утешилась уланом,- об этом написано так, что понятно: течение жизни в «мертвящем упоении света» открыло Пушкину свою страшную подноготную.

Н.А.Крымова

В опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин» (1879) образ Л. переосмыслен прежде всего музыкально - с сохранением стихотворного текста, который благодаря искренности интонаций в контексте оперы не воспринимается пушкинской пародией на «любовную чепуху». Особенная проникновенность партии Л. порождена сочувствием композитора, вполне ото ждествившего себя с героем: Л.- совершенный носитель романтического культа любви, ставшего его мироощущением. Личная драма автора усугубляет элегические настроения и вносит сумеречные гармонии в музыкальный образ Л. Композитор исключает иной исход судьбы поэта, романтизировавшего действительность: душа, осужденная любить, не примет «обыкновенного удела». В образе Л. на русской оперной сцене Л.В.Собинов подчеркнул поэзию страдания, а С.Я.Лемешев создал неизбывный гимн любви, воспел чистоту и возвышенность доверчивого чувства. Лит. см.. к ст. «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН ».

И.И.Силантьева


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "ЛЕНСКИЙ" в других словарях:

    Ленский: Ленский русская фамилия. Ленский (Алтайский край) посёлок, Панкрушихинский район, Алтайский край. Ленский (Брянская область) посёлок (упразднён в 2011 году), Стародубский район, Брянская область. Персоналии Ленский,… … Википедия

    Дмитрий Тимофеевич (1805 1860) русский водевилист. Выходец из купеческой семьи. Средний актер, Л. выдвинулся и создал себе имя многочисленными водевилями, представлявшими гл. образом переделку иностранного (преимущественно французского) материала … Литературная энциклопедия

    - (настоящая фамилия Вервициотти) Александр Павлович (1847 1908), актер, режиссер, педагог. На сцене с 1865; с 1876 в Малом театре (с 1907 главный режиссер). Выступал в высокой комедии, романтической драме, трагедии, затем перешел на характерные… … Современная энциклопедия

    ЛЕНСКИЙ Ю. см. Лещиньский Ю … Большой Энциклопедический словарь

    I Ленский (настоящая фамилия Вервициотти) Александр Павлович , русский актёр, режиссёр, педагог и теоретик театра. С 1865 дебютировал на профессиональной сцене во Владимире. Играл в провинции … Большая советская энциклопедия

    1. ЛЕНСКИЙ (настоящая фамилия Вервициотти) Александр Павлович (1847 1908), актёр, режиссёр, педагог. На сцене с 1865. С 1876 в Малом театре. Выступал в комедии, романтической драме, трагедии, потом перешёл на характерные роли. Его игре были… … Русская история

    - (театральное имя князя Павла Дмитриевича Оболенского) драматический артист. С 1879 г. играл в провинции, в 1888 г. поступил в московский театр Корша, в 1890 г. на сцену Александринского театра, где с успехом играет роли резонеров. Преподает… …

    ЛЕНСКИЙ - (персонаж романа А. С. Пушкина Евгений Онегин) Иль, может быть, Пушкин иль Ленский По ниве идет деревенской; И слабая кашка запутает ноги Случайному путнику сельской дороги. Хл920,21 (272); И луч тройного бога смерти По зеркалу судьбы Блеснул по … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

    Сост. кн. "Образцовый бухгалтер и счетовод" (М., 1896 1898). {Венгеров} … Большая биографическая энциклопедия

    Сотрудн. по экономич. вопр. в журн. "Слово" 1870 гг. и "Дело" 1870 1880 гг., см. Онгирский. {Венгеров} … Большая биографическая энциклопедия

В своем романе « » Пушкин затрагивает и раскрывает множество проблем того времени, того устоявшегося мира. Он не просто повествует читателям историю героев, он наполняет их жизни и судьбы каким-то смыслом.

Главным героем романа является прогрессивный молодой человек – Евгений, который уже вдоволь насытился светской жизнью и начал искать какой-то другой жизненный путь. Он переезжает в тихое местечко, где и знакомится с Владимиром Ленским.

В ходе развития сюжета, мы наблюдаем, как эти два человека сдружились и стали прекрасными товарищами. Образ Ленского яркий, динамичный, подвижный. Он необычайно искренний человек, с прекрасными душевными качествами.

Из строк романа мы узнаем о том, что Владимир был достаточно красивым и привлекательным молодым человеком. Он был образованным и воспитанным. Свое детство Ленский провел в Германии. Там он получил образование и стал великолепный поэтом – романтиком. Свои мечтательные настрои он выкладывал в форме стихотворных строк.

Светские вечеринки и балы были для него чужими, он не принимал их вовсе. Среди окружающих людей он не мог выбрать близкую душу, близкого человека. И вот однажды, Владимир встречает и между ними зарождается настоящая, мужская дружба.

Несмотря на свои постоянные споры и разногласия, молодые люди были симпатичны друг другу. Ленский нуждался в поддержке Онегина, он вел с ним беседы на все волнующие его темы.

Ленский создал свой мир, со своими переживаниями и эмоциями. Он был легкомысленным романтиком. Именно эта черта характера позволила ему влюбиться в . Он приукрасил ее значение в своей жизни, придал девушке слишком большой смысл. Но, девушка была не особо предана любви. Ведь после смерти Ленского, она не долго грустила и сразу же сменила свои любовные ориентиры.

Вспыльчивость Ленского приводит его к трагическим событиям. Вызывая на дуэль Онегина, он преувеличил значение шутливых слов Евгения.

Только столкнувшись с реальной жизнью, такая ранимая и романтичная натура, как Владимир Ленский, принимает первый жизненный удар. И не справляется с ним. Смерть забирает его, оставляя лишь память про молодого человека в сердцах его друзей.

В развитии нашей литературы роль А.С.Пушкина, которую мы определяем, как преобразовательную и созидательную – столь масштабна, что заслуживает особого внимания и уважения. Наследием Пушкина до сих пользуются миллионы людей.

От Пушкина началась новая русская литература. Пушкин для нас — первый воспитатель художественного чутья и художественного вкуса.

В творческом наследии Пушкина роман в стихах «Евгений Онегин» на особом счету. В романе автор ярко и живо изобразил современную ему жизнь. Она показана во всей полноте и многообразии: чудные пейзажи, нравы и быт крепостной Руси, жизнь помещиков и высшего света.

Роман состоит из восьми глав. Главные герои романа, люди с непростыми судьбами — Евгений Онегин, Владимир Ленский, Татьяна Ларина.

С одним из них, молодым человеком, студентом Геттингенского университета Владимиром Ленским мы знакомимся во второй главе романа.

Фамилия «Ленский» – не оригинальная находка А.С.Пушкина. Эту фамилию мы впервые встречаем в комедии А.С.Грибоедова «Притворная неверность» (год написания комедии — 1818).

Владимир Ленский – одна из центральных фигур романа «Евгений Онегин» — красавец, богач, вольнолюбец, возвышенная душа. Он увлекается поэзией; речь его полна восторгов. Ленский – романтик. Его благородный романтизм «заимствован из модных европейских источников»: из сокровищниц Шиллера, Гёте и Канта.

Идеалы Ленского – любовь и святая дружба.

«Он верил, что душа родная
Соединиться с ним должна…
Что есть избранные судьбами,
Людей священные друзья;
Что их бессмертная семья
Неотразимыми лучами
Когда-нибудь нас озарит
И мир блаженством одарит».

Чем запоминается образ Ленского? Отсутствием пессимизма. Он привлекателен «свежестью романтической мечтательности», которую в ранние годы пережил сам Пушкин. Да, с образом Ленского в романе связана тематика романтизма, оценка роли этого литературного направления.

В период работы над «Евгением Онегиным» Пушкин вновь и вновь переосмысливал значимость этого направления. Поэтом отвергались те направления романтизма, которые представлены стихами Ленского в романе «Евгений Онегин». Это образец псевдоромантизма.

Как писал Ленский?

«Так он писал темно и вяло
(Что романтизмом мы зовем,
Хоть романтизма тут нимало
Не вижу я; да что нам в том?)»

Можно заметить, что романтических взглядов Ленский придерживался не только на литературном поприще, но и в жизни. Его романтически-идеалистические взгляды односторонни. Ленский не видит противоречий в жизни, плохо разбирается в людях.

В чём смысл жизни для Ленского? Ответ на этот вопрос, как замечает автор романа, — «заманчивая загадка». Таковая позиция человека довольно странна. Ленский стремится получить классическое западное образование.

«Он из Германии туманной
Привез учености плоды»

Для чего? Как правило, образование получают для того, чтобы имея достаточный багаж знаний, человек в дальнейшем смог реализовать себя. Найти дело по душе и, в тоже время, приносить пользу обществу. Но Ленский не привык думать на перспективу. Для чего он учится, куда он сможет применить полученную сумму знаний? Скорее всего, и это было для него тоже загадкой.

Ленский – человек, далёкий от истинного понимания жизни, он оторван от народа, от родной почвы. Да, он романтик, с душой, не отравленной светом, он «сердцем милый был невежда», благородный и возвышенный человек. Но без твёрдых жизненных принципов, без идейного стержня, без перспектив, а потому человек пустой для развивающегося общества.

Любовь Ленского – Ольга Ларина. Хотя «в чертах у Ольги жизни нет» (по мнению Онегина), именно она становится избранницей Владимира.

«На встречу бедного певца
Прыгнула Оленька с крыльца,
Подобно ветреной надежде,
Резва, беспечна, весела…»

Любовь Владимира и Ольги развития своего не получила. Почему?… На одном из вечеров Онегин флиртует с Ольгой. Ленский возмущён, он вызывает Онегина на дуэль.

«…Пистолетов пара,
Две пули – больше ничего –
Вдруг разрешат судьбу его».

На дуэли, состоявшейся вскоре, Ленский погибает.

Ленский мог сделать карьеру на научном поприще. Стать философом, постичь «святую тайну» человеческого бытия. Он мог пробуждать лиру:

«Его умолкнувшая лира
Гремучий, непрерывный звон
В веках поднять могла».

Неизвестно, как бы сложилась жизнь Ленского. Факт налицо – пуля, выпущенная Онегиным, оборвала его жизнь.

Но, если разобраться, виноват в своей смерти Ленский сам. Он решил спасти Ольгу от коварств Онегина.

«Он мыслит: «Буду ей спаситель…»

Прежде чем кого-то в жизни «спасать», надо разобраться в ситуации, посмотреть на неё с разных сторон. Нельзя всё принимать за чистую монету. Ленский заблуждался в своих скоротечных выводах, и всё это привело его к трагическому финалу.

Заключение

В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» мы можем увидеть энциклопедически развёрнутую картину русского общества в один из интереснейших моментов его развития. «Роман пишу с упоением», — признавался Пушкин.

На страницах романа мы познакомились с Владимиром Ленским. Несмотря на сомнительные «восторженные» качества Ленского, нельзя не признать, что он – человек искренний, незлобивый, прямой, открытый. Он жил по зову сердца. Но смотреть на жизнь с точки зрения целесообразности, разума, рациональности он не умел.

Его жизнь оборвалась трагически.

Онегин и Ленский - две ключевые фигуры бессмертного творения Пушкина. И осознать авторскую концепцию, уяснить замысел поэта невозможно, если не обратиться к анализу этих персонажей. Цитатная и Ленского - цель данной статьи.

«Мы все учились понемногу»

Каково было воспитание главных героев? Начнем с Евгения, который рос без матери, был поручен гувернерам и получил типичное образование для аристократии позапрошлого века. Он «совершенно по-французски мог изъясняться», тогда как глубокое знание русского, родного, языка в те времена было необязательным. Евгений умел вести себя в свете, который признал, что «он умен и очень мил». Пушкин не без иронии говорит о некой неупорядоченности образования главного героя. Онегин «знал довольно по-латыни», дабы подписывать письмо и разобрать парочку эпиграмм. Читал античных классиков, однако «не мог он ямб от хорея... отличить». В то же время он был образованней своих современников. Евгений читал труды Адама Смита, а значит, интересовался политэкономией. И хотя он был восемнадцатилетним философом (как свидетельствует ироническая цитатная характеристика Онегина), его критическое восприятие действительности выгодно отличало его среди юношей, ограничивающихся «джентльменским набором» книг для чтения.

«Хандра его ждала на страже»

Цитатная характеристика Онегина из первой главы доказывает: характер у пушкинского героя был сложен, неоднозначен. Евгений, как и большинство современников, проводили свое время на балах, в поисках любовных приключений, пытаясь заполнить чем-то свою «тоскующую лень». Онегину не чуждо было притворство («как рано мог он лицемерить»), лесть, однако противника Евгений был способен обдать холодом едких эпиграмм. Но вскоре он понимает тщетность окружающего мира. Как говорил лирический герой одного стихотворения Лермонтова: «И жизнь... такая пустая и глупая шутка».

Кстати, цитатная характеристика Онегина и Печорина из «Героя нашего времени» обнаруживает немало общего между двумя персонажами, включая их особое отвращение к человеческому существованию («Жизнь не стоит того, чтобы о ней так... заботиться»). Роднит героев и стремление найти себя в каком-то деле. Только если у Григория Печорина выливается в практически демонические эксперименты над судьбой отдельных людей, то Евгений действует по-другому. Сначала он обращается к творчеству, однако «ничего не вышло из-под пера его». Во второй главе герой даже пробует себя в практической деятельности, но также безуспешно: упорный труд вызывает в нем чувство отвращения.

Иное дело - Ленский, который не успел увянуть от «хладного разврата света». Он очень открытый, искренний человек. В то же время и его фигура небезупречна: повествователь подмечает, что «цель жизни... для него была загадкой». То есть, как показывает цитатная характеристика Онегина и Ленского, в характере и судьбе молодых людей было много общего. И тот, и другой не имели твердой почвы под ногами, дела, которому могли бы посвятить всю жизнь.

«...Глядим в Наполеоны»

На идеалы Онегина косвенно указывает описание его комнаты с изображением Наполеона и портретом Байрона. Оба деятеля были властителями умов молодого поколения той эпохи (вспомним хотя бы Андрея Болконского из романа-эпопеи Толстого). В их упоминании можно усмотреть некое своеобразное прощание повествователя с уходящей, романтической эпохой.

Ленский же остается верен вечным ценностям - любви и дружбе, ведь герой считал, что «душа родная соединиться с ним должна». Истинные приятели же, по мнению Владимира, способны «за честь его приять оковы».

«Поклонник Канта. И поэт»

Из всего вышесказанного вытекает отношение героев к поэзии. Приведенная выше цитатная характеристика Онегина о ямбе и хорее показывает, что Евгений, если и собирался приступить к написанию литературного шедевра, точно не обратился бы к стихотворной форме. Поэзии он не чуждался, хотя и вряд ли понимал ее истинное предназначение. Что же касается Владимира, то повествователь слово «поэт» использует в качестве характеристики и даже пророчит ему судьбу, связанной с этой

«Тому уж нет очарований...»

Цитатная характеристика Онегина продолжается. Особое внимание привлекают отношения героя с противоположным полом, и не только потому, что история Евгения и Татьяны является для сюжета романа стержневой. Оценка главным героем этого великого чувства оказывается прямым свидетельством того, насколько пусто было его существование. Автор в первой главе упоминает, что «тверже всех наук» Онегин знал «науку страсти нежной». В амурных делах Евгений считался инвалидом и подходил к отношениям с большой долей прагматизма. Ради очередной любовной победы он использовал различные уловки: взгляд, который был «быстр и нежен, шутки и лесть. Однако вскоре «в красавиц он уж не влюблялся» и их «оставлял без сожаления», об этом повествует цитатная характеристика Онегина. И Татьяны чувства, такие нежные, наивные, пусть даже возникшие под влиянием сентиментальных тронули.

Ответом же на письмо девушки стал отказ возлюбленного (страшное «Я вас люблю любовью брата») и даже более того - проповедь с его стороны. «Учитесь властвовать собою», - снисходительно, дидактично изрекает он, не думая, насколько жестокими являются его слова. Конечно, если любви не существует, из-за нелепой шутки разрешено убить друга на дуэли, а семья только в тяжесть, могут ли чувства совсем юной девушки считаться чем-то подлинным? И совсем по-иному в любовных делах проявляет себя Владимир, который «любви послушный». Он находится постоянно со своей избранницей, гуляет с ней и даже готов писать ей оды, да только Ольга «не читает их».

Заключение

Цитатная характеристика Онегина и другого персонажа, Ленского, подходит к концу. В качестве заключения остается добавить, что принцип контрастности в построениях этих образов не случаен (помните: «Они сошлись, волн и камень» и т.д.). При наличии большого количества общих черт - оба помещики, оба в какой-то степени являются «лишними людьми» - Онегин с Ленским являются полными противоположностями. И это обусловлено спецификой метода Пушкина. Если Владимиру присущи черты исключительно романтического героя, то образ Евгения свидетельствует о новом методе - реализме.