Сценарий детский русская гармошка. Сценарий внеклассного мероприятия "праздник русской гармони". Сценарий конкурсной программы - начало

Под русскую народную музыку входит в зал ведущая одетая в русский народный костюм.

Ведущая: Вот и весь народ уж в сборе!

Здравствуйте, гости дорогие!

Встречи ждали давно, есть повод у нас

Собрать в этом зале сегодня всех Вас!

Под р. н. м. входят дети

Ребёнок 1: Ото всех дверей, ото всех ворот

Приходи скорей, торопись народ!

Ребёнок 2: Вас много интересного ждёт!

Много песен, игр, шуток и весёлых прибауток!

Ребёнок 3: Сел сверчок на шесток, таракан в уголок

Сели, посидели песенку запели.

Дети исполняют р. н. п. «Долговязый журавль»

Ребёнок: Погляди – ка народ,

Кто- то к нам сюда идёт!

Дети вместе: «Да это же Дед Сысой! »

В музыкальный зал входит Дед Сысой

Проводится игра “Дед Сысой»- 2р.

Ребёнок: А давайте ещё в одну игру поиграем!

Дети: А в какую?

Ребёнок: Да в «Дударя»

Ребёнок говорит считалку: «Три бычка в хлеву стояли

Сено сладкое жевали

И сказали: «Раз, два, три –

В этот счёт «Дударь» ты!

Проводится игра «Дударь».

Дети садятся.

(В стороне на лавочке сидят две девочки занятые рукоделием. Одна вяжет, другая вышивает, и говорят в сторону играющим детям) .

1 девочка: Лодырь да бездельник

Им праздник и в понедельник!

2 девочка: Ныне гуляшки, завтра гуляшки –

Находишься и без рубашки!

Мальчик (обращается к ворчуньям) : Акуля, что шьёшь не оттуля?

2 девочка: А я батюшка ещё пороть буду.

Девочка из играющих детей зовёт этих 2 девочек: Пойдёмте с нами песни петь.

Другая девочка: Сделала дело – гуляй смело!

Акуля: Ну ладно! Где поётся, там весело живётся!

Все девочки исполняют р. н. п. «Было у матушки 12 дочерей».

Ребёнок: Тысяча игр на празднике нашем

Играем, шутим и пляшем

В играх рот не зевай

Смелость, ловкость проявляй!

Ребёнок: Тень – тень, потетень

Заплетай скорей плетень

Игра «Плетень»

Выбегает мальчик и говорит:

«Пока вы тут играли, я такие чудеса видел.

Чудо – чудо – чудеса, на пеньке стоит лиса,

Палочкою машет, а зайчата пляшут!

Выходит 2 мальчик: Да разве это чудо?

Я ещё чуднее знаю!

На болоте стоит пень, шевелиться ему лень

Шея не ворочается, а посмеяться хочется.

Выходит 3 мальчик: Да разве это чудо?

Я ещё чуднее видел!

Стучит – бренчит по улице – Фома едет на курице

Тимошка – на кошке по кривой дорожке.

Выходит 4 мальчик: Да разве это чудо? Я ещё чуднее слышал

Плыли утром по реке

Два барана в челноке

Чёрный с удочкой, белый с дудочкой

Чёрный рыбку ел, белый песню пел.

Ведущая: За околицей села

Веселы у нас дела

Дети с ярмарки пришли

И всем ложки принесли.

Ребёнок: Наши ложки всем знакомы,

Не сидится ложкам дома.

Ложки по свету гуляют

И мастеров своих прославляют.

Дети исполняют р. н. п. «Мастерская»

Мальчик 1: А мы ложечки возьмём

И плясать скорей пойдём!

Мальчик 2: Расступись, народ честной

Не пыли дорожка,

Добры молодцы идут

Погулять немножко!

Мальчики исполняют «Танец с ложками»

Ведущая: Ну, ребята – шалуны,

Выбегайте во дворы,

Становитесь – ка играть

И веселье продолжать!

Ребёнок говорит считалку: Раз, два, три, четыре, пять

Вышли мальчики играть

И водилку выбирать

Им стал мальчик Родион

Пусть из круга выйдет он!

Игра «Мы умеем быстро бегать» (играют мальчики)

Выходят девочки.

Девочка: Тара – тара

Идут девчата со двора

Песни петь и хороводы водить

Всех вокруг веселить!

Девочки исполняют «Хоровод с платочками»

В стороне девочка качает люльку с ребёнком.

Девочка: Баю – бай, баю – бай

Ты, собачка, не лай,

Белолапа не скули,

Нашу Таню не буди.

Девочки: Катя! Пойдём с нами играть.

Девочка: У меня сестрёнка не спит.

Девочки: А давай мы поможем тебе укачать её.

Все девочки исполняют «Колыбельную»

Все девочки говорят «Т-с-с»

И выходят на середину зала.

Одна девочка считает: Раз, два, три, четыре, пять

Мы опять идём играть

Встанем в дружный хоровод

Нас игра, девчата, ждёт.

Игра «Яблонька»

После игры выходят мальчики.

Мальчик: Девчонки, а давайте вместе играть.

Девочка 1: А нам и без вас хорошо!

Мальчик: Вредина!

Девочка 1: А ты? А ты?

Сергей, ты – воробей!

На коне катался

На берёзу налетел

Без лаптей остался.

Девочка 2: Серёжка – карёжка,

Соломенная ножка

Сам с вершок

Голова с горшок!

Девочка 3: Ну, хватит ссориться!

Игра «Совушка»

Девочка: Теперь сядем, посидим

На мальчишек поглядим.

Девочки исполняют песню «Тараторки»

Девочка: За околицей были мы

И кого мы видели

Васеньку – молодчика

Встань, Василий, подбодрись

Кому хочешь – поклонись.

Танец «Вася Василёк»

Ведущая: Русская пословица гласит: «Делу – время, потехе – час! ».

Наш час подошёл к концу.

Вот настал момент прощанья

Будет краткой наша речь

Говорим вам «До свиданья! »

До счастливых, новых встреч.

Дети под музыку выходят из зала.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Сценарий мероприятия

«Прелесть русского фольклора»

Составила: Шульгина Л. А.

педагог дополнительного образования

Когалым, 2017г .

(сл №1 )

У каждого народа есть свой, особо любимый музыкальный инструмент. В России одним из таких инструментов по праву считается баян. И хотя его биография значительно короче, чем у большинства других инструментов, страницы ее наполнены интересными событиями и фактами из жизни русского народа от прошлого века до наших дней. Видимо, глубокий смысл и народная мудрость заключены в том, что этот музыкальный инструмент гордо носит имя легендарного певца-сказителя Киевской Руси – Баяна.

Вы, конечно, поняли, что предметом нашей сегодняшней встречи будет русский народный инструмент – баян.

Скажите, вам известно какой музыкальный инструмент является прародителем баяна? Правильно, гармонь (сл №2 ).

Появление гармоник в России датируется началом 40-х годов XIX в. Привилегированные слои населения, как указывается в литературных источниках, покупали ручные гармоники за границей, а через крепостных слуг гармоники появились и стали популярными в деревнях.

( сл №3 )

Представительницей одной из первых однорядных гармоник, является тульская восьмиклавишная гармоника с аккомпанементом для левой руки. Особенностью данной гармоники являлось то, что при нажатии одной и той же клавиши возникали звуки разных тонов (при разжиме меха один, при сжиме другой звук). Позже такие гармоники получили название "гармоники русского строя".

( сл №4 )

В первой половине 70-х годов XIX столетия в Бологое русскими мастерами были впервые сконструированы двухрядные гармоники. Клавиатура первого ряда мелодии имела звукоряд, аналогичный звукоряду тульской однорядной гармоники; во втором ряду звукоряд повторялся на кварту ниже. Аккомпанемент у «бологойской» гармоники ограничивался тремя мажорными аккордами. Но музыкантам-гармошечникам необходим был инструмент с полным хроматическим звукорядом.

( сл №5 )

Создателем первой русской хроматической гармоники был русский музыкант-самородок тульский рабочий Николай Иванович Белобородов, который был страстным музыкантом-гармонистом и в течение всей своей жизни стремился к созданию новой гармоники с хроматическим строем. Наконец, в 1870 г. ему это удалось. В гармонике Белобородова правая клавиатура состояла из двух рядов. Двенадцать клавиш первого ряда , расположенных ближе к сетке, были похожи на черные клавиши фортепиано. Рабочие площадки тринадцати белых клавиш второго ряда имели квадратную форму. Клавиатура для левой руки (басовая) состояла из размещенных в одном ряду десяти больших клавиш такой же формы, как и клавиши современных гармоник и баянов.

( сл №6 )

При участии Белобородова тульскими мастерами было изготовлено 20 хроматических гармоник. Первый в мире оркестр хроматических гармоник был создан под управлением Н.И.Белобородова.

Выступление уч-ся объединения «Истоки» Крыловой Д.

Как известно, время не стоит на месте, и по эскизам Белобородова и под его непосредственным наблюдением мастер Л.А.Чулков изготовил первый инструмент с полным хроматическим строем . Это изобретение стало важнейшим шагом на пути возникновения нового музыкального инструмента – баяна.

( сл №7 )

Но известный исполнитель, конструктор гармоник Яков Фёдорович Орланский (псевдоним Орланский-Титаренко) (1877-1941), хотел играть не на гармошке, а на чём-то лучше её и поиски привели его к талантливому русскому мастеру-конструктору Петру Стерлигову. Виртуоз заказал у этого мастера инструмент своей мечты. Стерлигов выполнил заказ. Было это в 1907 году. С той поры и существует на Руси баян.

Вальс «Грёзы» А.Андреев исполняет дуэт баянистов

В начале XX века, особенно после революции, баян стал выпускаться в серийном производстве на специальных фабриках и приобрел массовое распространение. Гармоники постепенно уходили в прошлое, а баян можно было увидеть повсеместно: на свадьбах, танцевальных и концертных площадках, в клубах и на прочих народных гуляньях. Сравнительно легкий и удобный для переноса, он был подобен маленькому оркестру, совмещавшему возможности разных инструментов.

Выступление ансамбля баянистов

Русские народные песни: «Котик», «Маки-маковочки», «Там за речкой»

Постепенное совершенствование баяна в России привело к созданию основных его разновидностей: с готовым аккомпанементом (фиксированными аккордами - мажорными и минорными трезвучиями и септаккордами) и с готово-выборным аккомпанементом (сочетающим фиксированные и выборные аккорды). Возможности современного баяна таковы, что на нём можно исполнять музыку разных направлений: от классики до современных эстрадных и роковых композиций. В подтверждение своих слов хочу предложить вам несколько видео записей.

Но прежде, в исполнении Шендря О. прозвучит

эстрадная миниатюра «Фокстрот в квинте»

Видео запись гр. «Эспозито», «Изумруд»

Русский народный инструмент - баян, прежде всего, ассоциируется с народной музыкой, которая является источником всех существующих в наше время направлений.

Ты откуда русская

Зародилась музыка?

То ли в чистом поле,

То ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли?

Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда

Грусть в тебе и удаль?

Русская народная музыка очень тесно связана с русским фольклором, который возник ещё во времена отсутствия письменности. Фольклор – это вид устного народного творчества. Из поколения в поколение передавались сказки да легенды. Труд вызвал к жизни первые песни – они облегчали работу, подчиняя её определённому ритму. Народные песни богаты своей разножанровостью.

( сл №8 )

Переставив слоги в горизонтальных рядах этой таблицы, мы получим названия основных жанров русских народных песен.

Сейчас в исполнении учащихся нашего объединения прозвучат русские народные песни, а вы внимательно слушайте и определяйте, к какому жанру они относятся.

Выступление учащихся 2 г.о.

Палиевец Н. «Уж, как по мосту, мосточку»

Кудаков Н. «Во саду ли, в огороде»

«Полянка»

«Позарастали стежки дорожки»

«Во поле берёза стояла» дуэт

Говорят, у каждого народа есть своя путеводная звезда-хранительница. Должно быть, у всякого человека есть и своя песня или песни, слова и напевы которых неисповедимыми путями проникают в сердце, согревают его, озаряют тихим светом добра и надежды. Эти песни на всю жизнь становятся любимыми, заветными. Вряд ли кто станет спорить о том, что в жизни наших предков песня занимала куда более важное место, чем сегодня. Не голос с экрана телевизора, а живой материнский голос убаюкивал младенца в колыбели. А в долгие осенние и зимние вечера собирались в просторной избе девушки на посиделки, где уж никак не обойтись без песни.

Выступление солиста ансамбля «Росинка»

«Мой костёр» исполняет Гайнанов Д.

Ранее уже было сказано, что фольклор – это вид устного народного творчества, скажите, а какие жанры фольклора вам известны?

( былины, сказы, прибаутки, игры, гадания, причитания, легенды, песни, обряды, героические эпические произведения, мифы, пословицы, поговорки, колыбельные песни, сказки )

Всем нам с детства знакомы русские народные сказки, а насколько хорошо вы их знаете, мы сейчас проверим.

Для вас приготовлены шуточные вопросы, попробуйте на них ответить:

    Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (колобок)

    Назовите героиню русской народной сказки, которая являлась сельскохозяйственным продуктом (репка).

    В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья или, говоря современным языком, проблемы жилищно-коммунального хозяйства? (теремок)

    Какой вид энергии использовала Баба Яга, летая на ступе? (нечистая сила)

    К семейству каких домашних птиц принадлежит героиня русской народной сказки, которая несла для хозяев изделия из драгоценного металла? (курочка Ряба)

    В какой русской народной сказке от брошенной шапки вся изба закачалась? («Иван – крестьянский сын»)

    Откуда родом Илья Муромец? Чей он сын? (Из села Карачарова, крестьянский сын).

    Что за конь: «…одна шерстинка серебряная, другая – золотая, бежит – земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздри пламя пышет?» (Сивка-Бурка)

    Кто сидел на 3-х дубах, на 9-ти суках? (Соловей-разбойник)

10) Кто стал сад посещать, золотые яблоки воровать? (Жар-птица в сказке «Иван-царевич и серый волк»).

11) Кого из собирателей русских народных сказок вы знаете?

(А. Н. Асафьев, В. Даль).

Владимир Иванович Даль – глубочайший знаток и ценитель русского языка, кроме сказок, собравший и издавший целых два тома русских пословиц и поговорок.

А теперь я предлагаю проверить, как вы знаете пословицы: ваша задача - закончить пословицу:

Семь раз отмерь, (один отрежь).

Ученье свет, (а неученье - тьма).

Век живи – (век учись).

Повторенье – мать (ученья).

Написанное пером, не вырубить и (топором).

Терпенье и труд всё (перетрут).

Под лежачий камень (вода не течёт).

Молодцы, а теперь – другая игра. Я вам прочту пословицу, которая в то же время будет и загадкой: вам нужно догадаться, о какой черте характера человека в ней идёт речь.

Язык без костей – что хочет, то и лопочет. (Болтовня)

Ел да устал, спал да намаялся. (Лень)

Подал руку, да подставил ногу. (Двуличие)

Моё горе - стрела во мне, чужое горе – стрела во пне. (Эгоизм)

Ещё один хорошо известный и любимый жанр народного творчества – это частушки. Попробуй-ка усидеть на месте под лихие переборы гармошки, под многоцветную россыпь озорных частушек!

Славься русская гармошка,

Веселись и пой душа!

На Руси все люди знают

Как частушка хороша!

Разновидностью частушек являются припевки, которые прозвучат сейчас в исполнении учащейся объединения Клёван Юлии «Сибирские припевки»

Подобно вольной птице, песня не признаёт никаких государственных границ и свободно перелетает из одной страны в другую. По всему земному шару гуляют наша «Калинка» и наша «Катюша».

М.Блантер «Катюша» исполняет Клёван Юлия

А на русской земле прижились гостьи-певуньи: грузинская «Сулико», итальянская «Санта Лючия», татарск

Палиевец Н. Бел.нар.песня «Савка и Гришка»

Польская нар.песня «Весёлый сапожник»

Кудаков Н. Украинская нар.песня «Бандура»

Шендря О. Украинская нар.песня «Ой, лопнув обруч»

К сожалению, в наш стремительный век новейших технологий, не часто можно услышать звучание гармони и баяна не только на эстраде, но и в быту. Многочисленные телепередачи и музыкальные шоу, в основе которых музыка легкого жанра, занимают достаточно много эфирного времени, чего нельзя сказать о народной музыке. Однако, благодаря развитию интернета, который сейчас есть даже в дальних уголках страны, многие узнали, что-гармонь-то ещё жива! На различных Интернет-ресурсах появилось большое количество любительских съёмок исполнителей на гармони и баяне. И все же слушатели в большинстве случаев отдают свои предпочтения жанрам популярной эстрадной музыки, поэтому нужно активно пропагандировать народную музыку и русский народный инструмент – баян. Эту задачу, в меру своих возможностей, стараются решать учащиеся нашего объединения, принимая участие в концертно-исполнительской деятельности.

Мы надеемся, что интерес к народному творчеству будет расти: ребята, желающие заняться музыкой, всё чаще будут смотреть именно в сторону гармони и баяна, а слушатели перестанут относиться к этим инструментам снисходительно.

«Русская плясовая» исполняет дуэт баянистов

Праздник "Весёлая гармонь", приуроченный ко Дню пожилого человека, проведен 29 сентября 2013 года в деревне Городище Череповецкого района Вологодской области .

1. Вступительное слово ведущих. Поздравление пожилых людей, рассказ о популярном в русских деревнях инструменте - гармони.
2. Игра для детей и взрослых «Угадай мелодию». В исполнении гармониста звучат популярные мелодии, которые угадывают дети и взрослые (подпевают).

"Барыня" (народная)
"Ветка сирени" (В. Залкин)
"В лесу родилась елочка"
"Напилася я пьяна" (народная)
"Смуглянка" (Я. Шведов, А. Новиков)
"Молодая" (Е. Амирамов)
"Ой, мороз, мороз" (народная)
"Ламбада" (Kaoma )
"Облака, белогривые лошадки" (С. Козлов, В. Шаинский)
"Ваше благородие, госпожа удача" (Б.Окуджава, И. Шварц)
"Синий платочек" (К. Галицкий, Е. Петерсбургский)
"Вот кто-то с горочки спустился" (народная)
"Пусть бегут неуклюже" (А.Тимофеев, В.Шаинский)

"Старый клен" (М.Матусовский, А. Пахмутова)
"Бесаме мучо" (Консуэло Веласкес )
"Стою на полустаночке…" (И. Китаев, М. Анчаров)

3. Игра «Любовь дроздов»
Все встают в круг, рассчитываются на "Дрозд первый" и "Дрозд второй", после чего «первые» приседают, «вторые» расправляют крылья. Под звуки гармони «вторые» выходят вперед, внутрь круга, а «первые» теснятся друг к другу. Первые встают лицом ко вторым, образуя внутренний круг. Когда играет гармонь (например, "Танец маленьких утят"), круги идут в разные стороны. Музыка остановилась - останавливаются и круги.

По команде все начинают произносить слова и показывать на ту часть тела, о которой идёт речь. Слова следующие: «Ты дрозд, и я дрозд, у тебя нос и у меня нос, у тебя щёчки алые и у меня щёчки алые, мы с тобой два друга (жмут руки), любим мы друг друга (обнимаются)».


4. Развлечение для детей и взрослых «Кабачковая игра»

Присутствующие образуют большой круг, два участника получают по кабачку. Под музыку кабачки начинают перекидывать по кругу, когда музыка останавливается те, у кого в руках оказались овощи, выходят внутрь круга. Выходят и те, кто уронил кабачок в процессе передачи. Тем, кто находится внутри круга, ведущий дает задания, которые те под музыку должны выполнить:

и зобразить котов на раскаленной крыше (песня "Чёрный кот")
танцующих слонов (песня "Эй, вы там, наверху!")
танцующего Дмитрия Медведева (под песню «Американ-бой»)
женщин, собирающихся в театр (песня "Виновата ли я")
кривоногих футболистов (футбольный марш)
отрывок из балета «Лебединое озеро»
бабусю, у которой пропали гуси (под песню «Жили у бабуси»)

пьяного гостя на свадьбе (песня «Ах, эта свадьба-свадьба»)

5. Творческая мастерская для детей.
Заранее на территории проведения праздника необходимо спрятать бумажных птиц, выполненных в технике оригами из обычной белой бумаги. Приглашаем детей найти слетевшихся на звук гармони птиц и раскрасить их за столом (краски, карандаши, фломастеры приготовлены заранее). Птицы с пожеланиями затем будут подарены присутствующим пожилым людям.

6. Шуточная викторина для взрослых «Я знаю о гармони всё!»
Из числа гостей вызываются три участника, которые себе выбирают «красные кнопки», в роли которых выступает кто-то из зрителей. Образуются пары игроков. Для того, чтобы дать ответ, участник нажимает на голову присевшей «красной кнопки», которая издает звук «биип», после чего звучит ответ. Выигрывает участник, давший большее количество правильных ответов (выделены жирным шрифтом).

1. Слово «гармонь» произошло от слова
А) гармоничный
Б) гормон

В) гарем

2. Какое из слов не обозначает вид гармони?
А) меховушка
Б) черепанка
В) тальянка

3. Название «Частушка» обозначает
А) честная
Б) частая
В) тушка в час

4. Правая часть гармони, на которой расположены клавиши называется
А) гриф
Б) планка

В) мех

5. Как гармонь ласково называют в народе?
А) гармоника
Б) гармонюлечка
В) гармошка

7. На стихи какого поэта написана песня «Одинокая бродит гармонь» («Снова замерло все до рассвета»)?
А) Михаил Танич
Б) Афанасий Фет
В) Михаил Исаковский

8. В каком из городов Вологодской области была сконструирована гармонь очень маленьких габаритов, которая имела гриф, продолговатые клавиши и не имела аккордов. Эта мелодическая гармонь пользовалась особой популярностью у профессиональных исполнителей.
А) Череповец
Б) Устюжна
В) Вологда
https://pp.vk.me/c304612/v304612593/510c/K1hZwJ-vS_U.jpg

9. Семейная династия ведущих передачи «Играй, гармонь любимая» на 1 канале
А) Заболоцкие
Б) Заволокины
В) Заиграйкины

10. Как называется эта русская народная песня, традиционно исполнявшаяся под гармошку? (звучит музыка)
А) «Виновата ли я»
Б) «Златые горы»
В) «Коробейники»

Награждается пара победителей (участник + человек-«красная кнопка»), которым предлагается исполнить песню «Златые горы».

7. " Битва частушечников" - награждаются самые активные участники, победителем становится гость, спевший наибольшее количество частушек.
8. "Битва плясунов" - награждаются самые активные участники, победителем битвы объявляется самый зажигательный танцор.

9. "Битва певцов".
Гости делятся на две команды и по очереди исполняют свои любимые песни.
10. Поздравление пожилых людей.
Приглашаем детей показать раскрашенных птиц и рассказать о своих бабушках и дедушках. Под песню «Голубой вагон» дети строятся в паровозик и бегут за ведущим змейкой, выбирая, кому из пожилых подарить свою раскрашенную птичку.

11. Заключение. Благодарность активным зрителям и организаторам праздника.
12. Чаепитие. Чай из самовара, сладости.

На сцену выходит чтец и читает стихотворение:

Казачий край! Во тьму веков

Смотрю я, твой потомок дальний.

Я вижу славу казаков,

Казачек слышу плач печальный…

Святую память славы той

От молодого поколенья

Давно уж кроет пеленой

Туман холодного забвенья…

Да будут славны в наши дни,

Кто возвращает память краю.

Я перед ними до земли

В поклоне голову склоняю.

Второй чтец читает другое стихотворение:

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним казачьи обычаи,

Вспомним нашу старину!

Выходит ведущая в казачьем костюме.

Ведущая.День добрый, честной народ! Позади трудовой день: и сено скосили, и стога сметали. И по ягоды да по грибы в лес ходили, и рыбы успели наловить. Кончил дело – гуляй смело! И когда солнышко клонится к закату, приходят за околицу красны девицы и добры молодцы хороводы поводить, частушки да песни попеть, себя показать да на других посмотреть, семечки пощелкать да добрым словом перемолвится.

ХОЗЯЙКА.Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

ХОЗЯИН.Веселья вам да радости!

ХОЗЯЙКА.Давно мы вас ждем — пожидаем, праздник без вас не начинаем!

ХОЗЯИН.У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!

ХОЗЯЙКА.Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому-сказку, кому-правду, кому-песенку.

Сцену постепенно заполняют все участники посиделок- парами или по трое подходят к хозяевам, кланяются и занимают места на скамейках.

Звучит казачья песня

«Как за Доном казаки гуляют».

Как за Доном казаки гуляли,

Как за Доном казаки гуляли.

Стояла, думала девчоночка молода,

Девчоночка молода.

Один казак не пьет, не гуляет.

Стояла, думала девчоночка молода,

Стояла, думала девчоночка молода,

Девчоночка молода.

Он невесту себе выбирает.

Он невесту себе выбирает.

Стояла, думала девчоночка молода,

Стояла, думала девчоночка молода,

Девчоночка молода.

Ты, казачка, стань моей женою.

Стояла, думала девчоночка молода,

Стояла, думала девчоночка молода,

Девчоночка молода.

Эх, сад-виноград, зеленая роща,

Так кто ж виноват: жена или теща?

Теща виноватая.

(Повторяется первый куплет.)

Три деревни, два села.

Девчоночка весела.

Девчоночка весела.

2-я ВЕДУЩАЯ.

Пошла Дуня из вор

Во зеленый огород.

Сорвала Дуня лопушок,

Да под самый корешок.

Сшила Дуня сарафан

И наряден, и неткан.

Положила в уголок

В берестяный коробок.

Откуда взялся таракан?

Поел Дунин сарафан.

По ходу стихотворения Дуня импровизирует-заглядывает в короб,

достает большого бутафорского таракана, пугается, бросает его,

1-я ВЕДУЩАЯ. (Успокаивает Дуню.)

Разойдись, честной народ,

Не пыли, дорожка!

Добры молодцы идут

Погулять немножко.

Исполняется песня «Как донские казаки Дону верно служат…»

Как донские казаки они верно служат,

По границам разъезжают,

Ни о чем не тужат.

Есть вино, пьем яё,

Нет вина – пьем воду,

Ни за что не променяем

Казачию моду.

Сидит девка в терему,

Рученьки поджавши,

Перед ней стоит казак,

Фуражечку снявши.

Казак усы покрутил,

Коня назад осадил.

Яму девка говорит,

Не велит в корчму ходить:

«Ты в корчомочку пойдешь,

Там все денюжки пропьешь.

Отец-мать будут встречать,

Чё ж ты будешь отвечать?»

Мы напьемся попьяней

И ответим посмелей:

«Есть вино, пьем яё,

Нет вина, пьем воду.

Ни за что не променяем

Казачию моду».

2-я ВЕДУЩАЯ.Пропели добры молодцы лихую казачью песню. По традиции того давнего времени выходят красны девицы с ответной песней.

Исполняется песня девушками «В саду при долине…».

В саду при долине я розу рвала,

Рвала и бросала под те ворота.

Рвала и бросала под те ворота,

Не смейся, казаче, что я сирота.

Пришел бы ты сватать, а я б не пошла.

Придешь ко мне сватать, а я не пойду.

Объеду Россию, я краше найду.

Объехал Россию и все города,

Но не нашел краше, чем ты, сирота.

Вернулся казаче под те ворота,

Выходит дивчина заплаканная.

И вышла дивчина заплаканная,

По личику видно – засватанная.

В саду при долине я розу рвала…

1-я ВЕДУЩАЯ.На казачьих посиделках не только песни пели, но и водили хороводы. Добры молодцы приглядывались к девушкам, невест себе выбирали.

ДЕВОЧКИ. Ау! Ау! Аукаем!

По лесу проаукаем,

К березке подойдем,

Хоровод свой заведем!

Исполняется хоровод под песню «В хороводе были мы».

2-я ВЕДУЩАЯ.Есть таланты на Дону,

Говорю уверенно!

Раз народ еще поет-

Знать- не все потеряно.

Исполняется казачья песня «При лужке…»

Ох, при лужку, при лужке,

При широком поле,

При знакомом табуне

Конь гулял на воле.

Ты гуляй, гуляй, мой конь,

Пока не споймаю,

Как споймаю, да зануздаю

Шелковой уздою.

Как поймал казак коня,

Зануздал уздою,

Вдарил шпорами под бока,

Конь летит стрелою.

Ты лети, лети, мой конь,

Лети, не споткнися,

Возле милкиного двора

Встань, остановися.

Конь остановился,

Вдарил копытами,

Чтобы вышла моя милка

С черными бровями.

Но не вышла моя милка,

Вышла ее матерь.

«Здравствуй, здравствуй, милый зять,

Пожалуйте в хату».

А я в хату не пойду,

Пойду во светлицу,

Разбужу я крепким сном

Спящую девицу.

А девица не спала,

Парня поджидала.

Правой ручкой обняла,

Крепко целовала.

А на утро все село,

Все село узнало,

Как казачка да казака

Крепко целовала.

1-я ВЕДУЩАЯ.Эх, широка казачья душа!

И где бы ни были в глуши,

В руки брали просто ложки

И играйте от души!

Выступает ансамбль ложкарей под мелодию песни «Варенька»

или «Плетень».

ДЕВОЧКАТара-ра, тара-ра,

Идут парни со двора,

Песни петь да плясать,

Всех вокруг забавлять!

Исполняется песня «Всем, всем казак был доволен…»

Всем, всем казак был доволен,

Никакой нужды не знал.

А теперь я испытал,

В Севастополе бывал.

В чистом поле страх и горе

Каждый день и каждый час.

День мы мокнем и дрожим,

Целу ноченьку не спим.

Сам холодный, конь голодный,

Негде голову склонить.

Море Черное шумит,

В кораблях огонь горит,

А мы тушим, турок душим,

Слава донским казакам.

Слава русская большая,

Мы гордимся ей всегда.

Конь мой верный подо мною,

Пика-слава казака.

Шашка- верная подруга

И винтовка на врага.

2-я ВЕДУЩАЯ.На Дону всегда любили плясать. В лихой пляске раскрывается душа казачества.

Обойди хоть всю планету,

Лучше казачьей пляски нету.

Балалайка и гармонь

Разжигают в нас огонь!

Исполняется пляска под песню «Распрягайте, хлопцы, коней…».

2-я ВЕДУЩАЯ.Ну-ка, сядем-ка рядком,

Да поговорим ладком!

Звучат потешки.

Федул, чего губы надул?

Кафтан прожег.

Зашить можно?

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

Фома, что из леса нейдешь?

Медведя поймал.

Так веди сюда.

Да он нейдет.

Так сам иди.

Да он не пускает!

Иван, у тебя в избе тепло?

Тепло! В шубе на печи согреться можно.

Патрикей. Эй, Макей, ты что сегодня делал?

Макей.Рукавицы искал.

Патрикей.Нашел?

Макей.Нашел!

Патрикей.Где же они были?

Макей.Да за поясом. А ты куда шагаешь?

Патрикей.За семь верст!

Макей.Киселя хлебать?

Патрикей. Нет, комара искать!

Макей.Это которого же комара-то?

Патрикей.Да того, который за нос меня укусит хочет!

Макей.Да он же при тебе!

Патрикей.Где это при мне?

Макей.Да на носу у тебя! (Хлопает его по носу.)

Матюха.Тюха, есть хочешь?

Тюха.Нет. Я перекусил.

Матюха.А что перекусил?

Тюха. Да съел краюшку хлеба.

Матюха.А ты бы ее в горшок со сметаной мочил.

Тюха.Да она в горшок не влезла.

Выходит бабка.

Сынок, сходи на речку за водицей.

Брюхо болит.

Сынок, иди кашу есть.

Ну. Раз мать велит, надо идти.

1-я ВЕДУЩАЯ. Эх, хороши потешки складом,

Ну, а песни наши – ладом!

Исполняется песня «Верила, верю…».

Домик стоит над рекою,

Пристань у самой реки.

Парень девчонку целует,

Просит он правой руки.

Припев: Верила, верила, верю,

Верила, верила я,

Но никогда не поверю,

Что ты разлюбишь меня.

Белая роза – свиданья,

Алая роза любви,

Желтая роза разлуки,

Я умираю с тоски.

Белую розу срываю,

Алую розу дарю,

Желтую розу разлуки

Я под ногами топчу.

Любишь – не любишь, не надо,

Ты ведь еще молода.

Время настанет – полюбишь,

Но будет уж поздно тогда.

Годы прошли молодые,

Морщины покрыли лицо,

Волосы стали седые –

Теперь уж не нужен никто.

Входит поводырь с медведем.

Поводырь.Расступись, народ честной!

Идет медведюшка со мной!

Медведь кланяется.

Поводырь.Много знает он потех,

Будет шутка, будет смех!

2-я ведущая.Медведюшка, ты петь умеешь?

Медведь утвердительно кивает головой. Поводырь подаетмедведюгармошку, просит спеть да погромче. Медведь

берет гармонь, начинает играть. Поет беззвучно, широко

раскрывая рот.

Поводырь.Больно тихо ты поешь. (К зрителям.) А вам слышно? (Нет!) Попросите медведюшку, пусть громче споет!

Все участники посиделок просят медведя петь погромче. Медведь

начинает громко реветь. Поводырь отступает назад, закрыв руками уши. Медведь продолжает играть, приближаясь к испуганному поводырю, который отмахивается от него руками. Поводырь забирает гармонь. Медведь кланяется.

Поводырь.А теперь покажи-ка нам, Мишенька, как красные девицы румянятся, в зеркальце смотрятся, прихорашиваются!

Медведь садится на пол, смотрится, прихорашивается.

Поводырь.А как, Миша, малые дети любят горох воровать?

Медведь ползет в сторону, плюхается.

Поводырь.А как бабушка блины печь собралась, только руки обожгла?

Медведь делает, ревет.

Поводырь.А как бабы на барскую работу не спеша бредут?

Медведь еле передвигается.

Поводырь.А как с работы домой бегут?

Медведь бежит быстро.

Поводырь.Покажи всем, как Дуняша в круг заходит, лихо пляшет!

Медведь надевает косынку на голову и берется за ее концы.

Пляшет под музыку. С окончанием музыки садится на пол.

Поводырь.Уж Мишутка утомился! (Медведь встает.) И народу поклонился!

(Медведь кланяется. Поводырь уводит медведя.)

1-я Ведущая.Сколько раз я зарекалась

Под гармошку песни петь.

Как гармошка заиграет,

Не могу я усидеть!

Девочка.Станем, девицы, рядком,

Да частушки пропоем.

Мальчик.Да и мы, пожалуй, встанем,

От подружек не отстанем.

2-я Ведущая.Какие же посиделки без частушек и без семечек?!

Семечки на подносе разносят по залу, угощают зрителей.

Звучат частушки.

Все.Мы частушек много знаем,

И хороших, и плохих.

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких.

Ох, ты матушка Россия,

До чего же хороша!

Хоть и плохо мы живем,

Зато пляшем и поем.

Пропоем мы вам частушки,

Замечательны таки,

Что пойдут плясать старушки,

Затанцуют старики!

Группа мальчиков в платках поют частушки:

Ой, бяда, бяда-

В огороде лебяда,

Черемушка белая,

Что любовь наделала?

Ходит милый по деревне,

Ходит, улыбается,

Оказалось, зубы вставил,

Рот не закрывается.

Моя милая красива,

За рекой она жила,

Захотела повидаться,

В решете переплыла.

Раньше были русы косы

У моей у милочки,

А теперь по новой моде

Стриженый затылочек.

Ой, бяда, бяда,

В огороде лебяда,

Черемушка белая,

Что любовь наделала?

Мальчик. Девочки-беляночки,

Где вы набелилися?

Девочка.Мы вчера коров доили,

Молоком умылися.

Мальчик.Вы послушайте, девчата,

Нескладушку будем петь.

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь.

Мальчик. На горе стоит телега,

Слезы капают с дуги.

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги!

Девочка.Ты куда, Ванюша, едешь?

Ведь телега без колес!

А Ванюша отвечает…

Мальчик.Заготавливать овес.

Все.Ох, довольно, мы напелись,

Дайте смену новую!

Ой, спасибо гармонисту

За игру веселую!

Девочка.Уж я топну ногой,

Да притопну другой.

Выходи ко мне, Ванюша,

Попляши-ка ты со мной!

Мальчик.Ставлю ногу на носок,

А потом на пятку.

Стану русскую плясать,

А потом вприсядку!

Исполняется танец под мелодию песни «Пчелочка златая».

1-я Ведущая.Люди добрые! Не вспомнить ли нам песни старожилов?!

Звучит песня «Как за Доном, за рекой…».

Как за Доном, за рекой,

Под зеленым дубом

Расставалася казачка

С парнем черночубым.

Расставалася казачка

В поле у Ростова,

Обнимала на ветру

Казака лихого.

Говорил казак казачке,

На коня взлетая:

«Ты не плачь, не плачь по мне,

Моя дорогая!»

Он сказал и поскакал

По степной дороге.

До свиданья, милый Дон,

Тихий Дон широкий.

2-я Ведущая.Ночь пришла, темноту привела.

Замолчал петушок, затрещал сверчок.

Вышла маменька, закрыла ставеньки.

Все ребята спят-поспят,

Всему миру спать велят.

1-я Ведущая.Мы гордимся стариною,

Стала нам она родною.

Вечно радуют кого-то

Наших прадедов работы.

2-я Ведущая.Завязка, Завязка-края дорогие,

Здесь казаки испокон века живут,

Они прославляют просторы родные,

Раздольные песни поют.

Исполняется песня о Завязке.

Меж зеленых холмов тихо речка бежит.

У ее берегов деревенька стоит,

И с рекою она носит имя одно,

Это имя навеки мне в душу вошло.

Утопая в садах, что цветут по весне,

Деревенька моя, ты красивее всех.

А весной соловьи ночью спать не дают,

О любви соловьи нам с тобою поют.

Может, есть на земле золотые края,

Только сердцу милей ты, Завязка моя.

Здесь поют соловьи над весенней рекой,

Здесь отчизна моя — сердцу край дорогой.

По окончании песни участники посиделок, махая руками, покидают сцену.

Марина Хараман
Сценарий музыкального развлечения «Играй, гармонь» для детей старшего дошкольного возраста.

Цели :

Формирование нравственных чувств : патриотизма, любви и уважения к Родине.

Воспитание творческого отношения к музыке в доступной для детей деятельности (передача образов в музыкальных играх и хороводах , исполнение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок).

Действующие лица : ведущий, дети в русских костюмах.

Оборудование : компьютер, видео, презентация о гармони , игрушка- гармошка .

Музыкальный репертуар : РНП «Светит месяц» , аудиозапись песни «Мужичок с гармошкой » , музыка и слова И . Николаева, РНП «Как под горкой, под горой» , РНП «Калинка» , «Кадриль» , слова Темникова Е., музыка Темнов В ., песня «Катюша» , слова М. Исаковского, музыка М . Блантера, частушки.

Ход развлечения.

Музыкальный руководитель играет на гармошке РНП «Светит месяц» и приглашает детей в группу .

Ведущий :

Гармонь моя поет , играет ,

Вас на праздник приглашает.

Проходите, не стесняйтесь,

Удобно все располагайтесь.

Посидим рядком,

Да поговорим ладком.

Дети садятся на стульчики.

Ведущий :

Вы послушайте немножко, расскажу вам про гармошку . Появился этот инструмент на Руси очень давно.

На компьютере демонстрируются слайды, видео.

Ведущий :

Впервые ее привезли в Петербург Екатерине 2 как портативный переносной орган. Губную гармошку придумал в 1821году немецкий мастер Христиан Бушман. И главным его изобретением стала «ручная эолина» . Немецкую ручную гармошку Бушмана летом 1830 года привезли на знаменитую Нижегородскую ярмарку. Тульский оружейный мастер Иван Сизов, услышав, как какой-то цыган играет на диковинном инструменте. Не смог удержаться и вместо лошадей привез домой гармошку . Сначала он ее разобрал. Чтобы узнать, как она устроена. А потом снова собрал, но по- своему. И заиграла гармонь , запела красиво, с душой и по-русски.

Звучит аудиозапись песни «Мужичок с гармошкой » , музыка и слова И . Николаева.

Мальчик в русском костюме :

Песен на Руси не мало, все поют и стар , и млад.

А с гармошкой -говорушкой песни радостней звучат.

Девочка в русском костюме :

Ах, гармошка-говорушка ,

Всему свету госпожа!

Только кнопки заиграют ,

Запоет моя душа!

Ведущий :

С тех пор полюбилась русскому народу гармошка , многим пришелся по душе ее голос. И в каждой губернии нашлись мастера, которые старались сделать свою гармошку особенной . В Туле на инструмент вешали зеркала и пускали солнечных зайчиков, когда играли на гармошке . У всех окружающих поднималось настроение, и никто не оставался в стороне, если звучала русская плясовая.

А в городе Саратове на гармошку вешали колокольчики , и она не только играла , но и звенела.

Особым шиком считалось, когда шел гармонист по улице в солнечный день. Блестел на нем лаковый козырек, сияли сапоги, а от гармошки лучи в разные стороны!

Мальчик :

Не просто так поет гармошка , нас зовет она играть !

Мы сейчас ее по кругу будем всем передавать.

Девочка :

Вот гармошка у меня ,

Танцевать с ней буду я!

Проводится игра «Передай гармошку » .

Дети выстраиваются в круг, под мелодию РНП «Как под горкой, под горой» они передают гармошку друг другу и поют :

Без гармошки вот беда ,

Ходят ноги не туда.

А гармошечку почуют-

Сами ноженьки танцуют.

Тот, у кого гармошка окажется в руках , выходит в круг, танцует, под РНП «Калинка» , остальные хлопают.

Ведущий :

А в Череповце делали такие маленькие гармошки , что они помещались в кармане. Их прозвали черепашками. Раньше не было ни магнитофонов, ни телевизоров, ни музыкальных центров , зато в каждой деревне была гармонь . Человек, который умел играть на ней , был уважаемым. Гармониста всегда приглашали в гости на различные торжества. Не может русский человек без гармони . Ведь помощница она ему и в радости, и горе.

Огромную роль сыграла гармошка в годы Великой Отечественной войны. Она звучала всюду – на привалах, землянках и даже на полях сражений. Гармошка скрашивала суровое время, снимала усталость, придавала силы, вдохновляла на боевые подвиги во имя Родины.

Исполняется песня «Катюша» .

Ведущий :

Эх, ребята, вернуть бы нам то время, когда и селе, и в городе так часто звучала гармонь , а под ее аккомпанемент вылетала бойкая, задорная, крылатая частушка.

Мальчик :

Кто сказал, частушки вроде

В наши дни уже не в моде,

Да и разве дело в моде ,

Если любят их в народе.

Дети исполняют частушки :

Говорят, гармонь отходит , в моде электроника.

Знаю, не умрет в народе русская гармоника !

Про задорную гармошку вам частушки пропою ,

Про задорную гармошку все как есть , я расскажу.

Не могу я без частушек, не могу без песен,

Без гармошки заводной мир как будто тесен.

Я играю на гармошке , хоть гармонь моя с ладонь .

Когда вырасту немножко, подрастет моя гармонь .

Ведущий :

Вот и подходит к концу наш праздник русской гармони ! Русская гармонь сегодня нас объединила, подарила музыку , которую создал сам народ. Талантлив наш народ!

А закончить предлагаю задорной русской пляской, которую раньше исполняли под гармонь .

Мальчик :

Вставайте все на перепляс!

Кадриль исполним мы сейчас!

Исполняется танец «Кадриль» .

Девочка :

Радостно звучат оркестры, все танцуют и поют.

Стоит заиграть гармошке – все поклон ей отдают.

Дети кланяются в пояс под звучание гармони .

Используемая литература :

Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения , №10, 2014г., с. 57.

Публикации по теме:

«Прощай, Зима! Здравствуй, Весна!» сценарий музыкального фольклорного праздника для детей старшего дошкольного возраста «ПРОЩАЙ, ЗИМА! ЗДРАВСТВУЙ,ВЕСНА!» СЦЕНАРИЙ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Цель: привить любовь.

Конспект музыкального развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Зеркало души» Музыкальное развлечение «Зеркало души» (по произведениям «Детского альбома» П. И. Чайковского) музыкальный руководитель Кравченко Ольга.

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Мы защитники» Развлечение «Мы защитники» подготовительная группа «Семицветик» Цель: Формировать и расширять представления детей о русских защитниках.

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Праздник молока» Задачи: Способствовать психологическому сближению детей.

ЗАДАЧИ: 1. Закрепить знания детей о празднике «Масленица», ее символами, традициями. 2. Знакомить с русскими народными играми; учить в.

Сценарий развлечения ко Дню космонавтики для детей старшего дошкольного возраста Цель: формирование у детей дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми, о празднования в России.

Сценарий развлечения «Зимние забавы» для детей старшего дошкольного возраста Под музыку марша дети входят в зал и выстраиваются в две шеренги Ведущий. Ребята, мы сегодня собрались в этом зале для того, чтобы отметить.

Сценарий спортивно-музыкального праздника для детей старшего дошкольного возраста и родителей на 23 февраля Сценарий спортивно-музыкального развлечения ко Дню защитника Отечества для старшей и подготовительной групп и родителей «Мы бравые военные».