Произведения томаса манна. Взгляды меркантилистов и камералистов на роль государства в экономике. Основные труды в области экономики

Немецкий писатель. Родился 6 июня 1875 в Любеке, в семье состоятельных коммерсантов, игравшей значительную роль в Любеке и других ганзейских городах Северной Германии. Детство Манна прошло в Любеке, учился он в Любеке и Мюнхене, куда семья переехала после смерти отца в 1891. Студентом университета самостоятельно и с увлечением штудировал А.Шопенгауэра, Ф.Ницше и Р.Вагнера. После неудачной попытки сделать деловую карьеру Манн в середине 1890-х годов отправился в Италию, где пробыл два с половиной года, посвятив их главным образом работе над первым значительным романом «Будденброки» (1901), ставшим бестселлером. По возвращении в Мюнхен Манн вплоть до 1914 вел жизнь, обычную для благополучных «аполитичных» интеллектуалов того времени. Роль Германии в Первой мировой войне и ее последующая непопулярность за рубежом пробудили у Манна интерес к национальной и международной политике. Его Размышления аполитичного (Betrachtungen eines Unpolitischen, 1918), равно как и небольшие эссе времен войны, представляют собой попытку немецкого патриота-консерватора оправдать позицию своей страны в глазах демократического Запада. К концу войны Манн приблизился к позициям демократов. После получения Нобелевской премии по литературе (1929) он снискал признание во всей Европе и за ее пределами. В 1920-е – начале 1930-х годов писатель неоднократно предостерегал соотечественников от угрозы гитлеризма; в 1933 началась его добровольная эмиграция. Став в 1944 гражданином США, Манн решил не возвращаться в Германию после войны, и спустя несколько лет покинул США и поселился в Швейцарии, в Кильхберге близ Цюриха. Последние годы его жизни ознаменовались новыми литературными свершениями. За несколько дней до смерти, которая последовала 12 августа 1955, он был награжден высшим орденом Германии «За заслуги». В основе Будденброков лежат наблюдения Манна за своими родными, друзьями, нравами родного города, за упадком семейства, принадлежащего к потомственному среднему классу. Книга «Королевское высочество» (1909), как и все произведения Манна, в известном смысле автобиографична. Среди ранних новелл особенно примечательны «Тонио Крёгер»(1903) и «Смерть в Венеции» (1912); среди поздних новелл выдающееся место занимает «Марио и волшебник» (1931), где речь идет о свободе. Пожалуй, наиболее важная книга Манна – роман идей «Волшебная гора» (1924). Монументальная тетралогия «Иосиф и его братья» (1934–1944) еще более четко, чем Волшебная гора, ориентирована на «дружелюбие к жизни». Роман «Лотта в Веймаре» (1940) отразил растущий интерес Манна к Гёте. Это рассказ о второй встрече стареющего Гёте с Шарлоттой Буфф, которая в юности вдохновила его на книгу, принесшую ему европейскую славу, – Страдания юного Вертера. На протяжении творческого пути Манн написал целый ряд больших и малых эссе, до Первой мировой войны черпая темы в области культуры, затем подключив и сферу политики. Ряд крупных эссе Манна посвящен трем кумирам его юности – Шопенгауэру, Ницше и Вагнеру, а также И.В.Гёте, Л.Н.Толстому, Ф.М.Достоевскому, Ф.Шиллеру, З.Фрейду и др. Политические его эссе – это размышления о двух мировых войнах и возникновении гитлеризма.

Томас Манн родился 6 июня 1875 г. в Любеке, на севере Германии, в семье зажиточного торговца. Но в 1891 г. отец умер, а его судоходная кампания разорилась.

Когда Томасу было 16 лет, его семья переехала в Мюнхен. Здесь будущий писатель работал в страховом обществе и занимался журналистикой. Через некоторое время он стал редактором в сатирическом еженедельнике и начал пробовать писать книги.

В 1901 г. увидел свет первый роман Манна – «Будденброки». В 1903 г. вышла новелла «Тонио Крегер». Эти произведения имели большой успех.

В 1905 г. Манн женился на Кате Прингсхайм, дочери крупного математика, потомка старинного еврейского рода банкиров и купцов. У них было шестеро детей, три девочки и три мальчика.

Томас Манн и его жена Катя Прингсхайм. Фото 1929 г.

В 1913 г. была опубликована новелла «Смерть в Венеции». Во время Первой Мировой войны Манном была создана книга «Рассуждения аполитичного» (1918 г.). В этом произведении он критиковал либеральный оптимизм, выступал против рационалистической просветительской философии .

После войны Манн снова занялся литературной деятельностью. В 1924 г. был создан роман «Волшебная гора».

Литературный Нобель. Томас Манн

В 1929 г. Манн получил Нобелевскую премию по литературе «прежде всего за великий роман «Будденброки», который стал классикой современной литературы и популярность которого неуклонно растет».

После получения Нобелевской премии Манн стал много внимания уделять политике. Он ратовал за создание общего фронта рабочих-социалистов и буржуазных либералов для борьбы против нацистской угрозы. В 1930 г. была создана политическая аллегория «Марио и волшебник». Манн резко критиковал нацистов .

Когда в 1933 г. Гитлер стал канцлером Германии, Манн и его жена, которые в это время находились в Швейцарии, решили не возвращаться домой. В 1938 г. они переехали в Соединенные Штаты. Около трех лет Манн читал лекции по гуманитарным дисциплинам в Принстонском университете, в 1941 – 1952 гг. он жил с супругой в Калифорнии.

В 1936 г. Манн был лишен нацистами немецкого гражданства и почетной докторской степени Боннского университета (присвоенной ему в 1919 г.). Но в 1949 г., по окончании Второй Мировой войны , почетная степень была ему возвращена.

Немало лет (1933-1943) Манн работал над тетралогией о библейском Иосифе . В 1939 г. был создан роман «Лотта в Веймаре» (1939), в 1947 г. – «Доктор Фаустус», в 1954 г. – «Приключения авантюриста Феликса Круля».

В 1949 г. Манн получил премию Гёте . Эта премия была присуждена ему совместно Западной и Восточной Германией. Кроме того, он обладал почетными степенями Оксфордского и Кембриджского университетов.

Манн любил свою супругу, однако брак не мог спасти его от гомосексуальных влечений, которые преследовали писателя всю жизнь.

В XVII в. появилось много памфлетов, излагавших доктрину меркантилизма. Яркий пример дают сочинения Томаса Мена (1571 --1641), одного из директоров Ост-Индской компании. Это весьма символично, ибо обоснование меркантилизма сочеталось с апологией колониализма. В 1621 г. Мен опубликовал памфлет «Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией», опровергая в нем монетаризм и обосновывая теорию «торгового баланса». По его мнению, торговля является «пробным камнем процветания государства», когда достигается пропорциональность, ввозятся, прежде всего, сырье и предметы первой необходимости, материалы, нужные для войны, торговли, ремесла. Указывалось, что 10 шиллингов, затраченные в Индии на покупку товаров, превращаются в Лондоне при их продаже в 35 шиллингов. Мен заявлял, что «нет иных способов получить деньги, кроме торговли», а когда стоимость экспортных товаров будет «превышать стоимость ежегодного ввоза товаров, денежный фонд страны будет увеличиваться». Оправдывалась деятельность Ост-Индской компании, поскольку она усиливала флот и расширяла торговлю Англии.

Его второе сочинение носило весьма характерное название -- «Богатство Англии во внешней торговле, или Баланс нашей внешней торговли, как регулятор нашего богатства» (1630). Это название очень точно выражало суть теории «торгового баланса». Здесь она получила классическую формулировку. Правда, работа была опубликована лишь в 1664 г., после смерти автора, но сыграла важную роль в развитии английского меркантилизма. Автор рекомендовал иностранцам «продавать... ежегодно на большую сумму, чем мы покупаем у них», расширять сырьевую базу промышленности в сельском хозяйстве (распахивая пустыри), сокращать потребление иностранных товаров, активизировать конкуренцию с иностранными купцами (не останавливаясь даже перед снижением цен, «лишь бы не терять сбыта»), улучшать качество английской продукции. Роскошь правомерна только тогда, когда потребляются отечественные товары, когда «излишества богатых могут дать работу бедным».

Поучительным признавалось Меном обогащение Венеции, Генуи, Голландии. По его мнению, и Англия могла обогатиться, используя судоходство, внешнюю торговлю, приток денег, взимая пошлины и превратившись в склад иностранных товаров. Операции Ост-Индской компании автор называл «великим и благородным делом». Он считал допустимым вывоз денег, ибо «золото порождает торговлю, а торговля увеличивает деньги». Хранение денег в Англии не расширит ее экспорт, а их изобилие даже вредно, порождая вздорожание товаров. Полезной признавалась и убыточная внешняя торговля, поскольку она сохраняла рынки для английских товаров.

Регулирование стоимости денег Мен объявлял бесполезным, так как в торговом обороте учитывается лишь «истинная ценность нашей монеты», а не ее название, и осуждал порчу монеты и вмешательство государств в торговлю. Т. Мен ярко выразил грабительские устремления английской буржуазии XVII в.

Во Франции меркантилизм тоже сыграл очень важную роль в экономической политике абсолютизма, особенно в XVII в. Но буржуазия здесь была слабее, чем в Англии, а абсолютизм являлсядворянской диктатурой. Правда, меркантилизм во Франции приобрел отчасти и промышленный характер, поскольку абсолютизм усиленно насаждал мануфактурную промышленность, часто за счет казенных субсидий.

Политику меркантилизма взял на вооружение уже Генрих IV, всячески поощряя торговлю. Он заключил в 1606--1607 гг. ряд договоров с иностранными государствами, отказался от прав короны на выморочное имущество иностранных купцов, содействовал колонизации Канады, запретил ввоз текстильных товаров и вывоз ценного сырья -- шелка, шерсти. В стране с помощью привилегий и субсидий насаждалось мануфактурное производство, особенно предметов роскоши (в чем сказывалась ограниченность дворянского меркантилизма). Ришелье продолжил эту политику в 1624--1642 гг.

Огромный размах политике меркантилизма придал министр Людовика XIV Кольбер в 1661 --1683 гг. Он полагал, что могущество государства определяется количеством денег в его распоряжении, а их может дать только торговля, которую нельзя увеличить, не сокрушив голландцев.

Кольбер создал Ост-Индскую компанию (1664), поощрял развитие королевской мануфактурной промышленности, ввел протекционистский таможенный тариф. Его меркантилистская политика способствовала развитию товарно-денежных отношений во Франции.

Экономическая программа французского меркантилизма была подробно изложена лишь позднее Антуаном Монкретьеном (ок. 1575--1621) в сочинении «Трактат политической экономии» (1615), давшем название целой науке. Но политическая экономия излагалась им как совокупность правил хозяйственной деятельности.

Монкретьен утверждал, что «счастье людей -- в богатстве, а богатство -- в труде», роскошь правомерна лишь при потреблении местной продукции, когда ее производители получают работу и «прибыль остается внутри страны». Купцы «более чем полезны». Торговля -- «главная цель различных ремесел»; торговая прибыль правомерна, она компенсирует риск; «золото оказалось могущественнее железа».

Зато иностранцы сравнивались с насосом, выкачивающим богатство из Франции. Предлагались их изгнание, развитие промышленности, усовершенствование ее продукции. Одобрялись вмешательство государства в экономическую жизнь, взимание налогов и присвоение даже торговой прибыли. Хотя Монкретьен не предлагал, содействовать расширению внешней торговли, обоснования идеи «торгового баланса» у него не было.

В его работе сохранились следы монетаризма (в крайне широком толковании прерогатив государства, в грубом решении вопроса борьбы с иностранцами). Проблема накопления капитала подменялась задачей возвышения Франции. Вопреки меркантилизму первостепенное значение придавалось «естественному богатству» (хлеб, соль, вино и т. д.), так как не количество золота и серебра делает государство богатым, а «наличие предметов, необходимых для жизни и для одежды». Государство должно заботиться о крестьянах. Такие рекомендации были невозможны для английского меркантилизма.

МАНН, ТОМАС (Mann, Thomas) (1875–1955), немецкий писатель. Родился 6 июня 1875 в Любеке, в семье состоятельных коммерсантов, игравшей значительную роль в Любеке и других ганзейских городах Северной Германии. Старший его брат, Генрих (1871–1950), был широко известным романистом, эссеистом и драматургом, трое детей – Клаус, Эрика и Голо – сами стали известными литераторами.

Детство Манна прошло в Любеке, учился он в Любеке и Мюнхене, куда семья переехала после смерти отца в 1891. Студентом университета самостоятельно и с увлечением штудировал А.Шопенгауэра, Ф.Ницше и Р.Вагнера.

После неудачной попытки сделать деловую карьеру Манн вместе с братом Генрихом в середине 1890-х годов отправился в Италию, где пробыл два с половиной года, посвятив их главным образом работе над первым значительным романом Будденброки (Buddenbrooks , 1901), ставшим бестселлером.

По возвращении в Мюнхен Манн вплоть до 1914 вел жизнь, обычную для благополучных «аполитичных» интеллектуалов того времени. Роль Германии в Первой мировой войне и ее последующая непопулярность за рубежом пробудили у Манна интерес к национальной и международной политике. Его Размышления аполитичного (Betrachtungen eines Unpolitischen , 1918), равно как и небольшие эссе времен войны, представляют собой попытку немецкого патриота-консерватора оправдать позицию своей страны в глазах демократического Запада.

К концу войны Манн приблизился к позициям демократов. После получения Нобелевской премии по литературе (1929) он снискал признание во всей Европе и за ее пределами. В 1920-е – начале 1930-х годов писатель неоднократно предостерегал соотечественников от угрозы гитлеризма; в 1933 началась его добровольная эмиграция. Став в 1944 гражданином США, Манн решил не возвращаться в Германию после войны, и спустя несколько лет покинул США и поселился в Швейцарии, в Кильхберге близ Цюриха. Последние годы его жизни ознаменовались новыми литературными свершениями. За несколько дней до смерти, которая последовала 12 августа 1955, он был награжден высшим орденом Германии «За заслуги».

В основе Будденброков лежат наблюдения Манна за своими родными, друзьями, нравами родного города, за упадком семейства, принадлежащего к потомственному среднему классу. Реалистический по методу и деталям, роман, по сути, символически изображает взаимоотношения мира бюргерского и мира духовного. Тем не менее книга легко читается; она рассказывает историю, и не одну, с множеством ярких характеров и юмористических и трогательных эпизодов. Книга Королевское высочество (Königliche Hoheit , 1909), как и все произведения Манна, в известном смысле автобиографична. Это «роман воспитания»: любовь ведет юного принца к зрелости и «суровому счастью», которое приходит с осознанием ответственности. Множество подлинных жемчужин обнаруживается в новеллистике писателя. Среди ранних новелл особенно примечательны Тонио Крёгер (Tonio Kröger , 1903) и Смерть в Венеции (Der Tod in Venedig , 1912); среди поздних новелл выдающееся место занимает Марио и волшебник (Mario und der Zauberer , 1931), где речь идет о свободе.

Пожалуй, наиболее важная книга Манна – роман идей Волшебная гора (Der Zauberberg , 1924). Ганс Касторп, молодой герой романа, много более жизнеспособен, чем прежние манновские утонченные художники, захандрившие деловые люди и хромые принцы. Но у «трудного дитяти жизни» Касторпа своя беда: из-за открывшегося туберкулеза он проводит семь лет в горном санатории в Швейцарии. Читатель постепенно уясняет, что санаторий и его пациенты суть грандиозный символ предвоенной Европы, а Касторп воплощает собой типичного бюргера-немца, в определенном смысле и самого Томаса Манна.

Монументальная тетралогия Иосиф и его братья (Joseph und seine Brüder , 1934–1944) еще более четко, чем Волшебная гора , ориентирована на «дружелюбие к жизни». Короткий библейский рассказ Манн развил в огромное повествование, описывающее беды и удачи героя. Иосиф тоже «роман воспитания», но здесь возрастает не только одаренная личность, но и еврейский народ, а в известном смысле и сам Бог. Тенденции, наметившиеся еще в раннем творчестве, выходят теперь на первый план: интерес к политике, интерес к мифу и увлечение фрейдовским психоанализом.

Роман Лотта в Веймаре (Lotte in Weimar , 1940) отразил растущий интерес Манна к Гёте. Это рассказ о второй встрече стареющего Гёте с Шарлоттой Буфф, которая в юности вдохновила его на книгу, принесшую ему европейскую славу, – Страдания юного Вертера . Роман далек от обычных исторических или сентиментальных сочинений: Лотта в Веймаре , как и Иосиф , прежде всего исследование психологии и мифа. Воздействие гения на жизнь обыкновенных, «нормальных» современников показано с едва ли не пугающей осязательностью.

Доктор Фаустус (Doktor Faustus , 1947), вероятно, наиболее сложный роман Манна, посвящен главным образом теме проклятия, «продажи души». Талантливый музыкант Адриан Леверкюн вступает в сделку с дьяволом, дабы преодолеть творческое бесплодие двадцатого столетия и совершить прорыв к оригинальности. Так и немецкая нация, поздно вошедшая в мировую политику, продала свою душу, чтобы получить власть и силу. Эти две главные темы романа переплетаются друг с другом; особенно потрясает финал, когда рассказ о крахе Леверкюна смыкается с хроникой последних дней гитлеровского рейха.

Следующий роман Манна, Избранник (Der Erwählte , 1951), – образцовая беллетристика. Основан он во многом на Грегориусе средневекового немецкого поэта Гартмана фон Ауэ. Речь идет о грехе, искуплении и Божьем прощении. Манн затрагивает здесь тему инцеста и Божьей милости. Изобилие словесной игры и других стилистических средств подскажет внимательному читателю, что роман этот от начала до конца – пародия.

Признания авантюриста Феликса Круля (Bekenntnisse des Hochstaplers Felix Krull , 1954) – самый известный из поздних романов Манна. Задуманный еще до Первой мировой войны, этот «плутовской» роман отражает неизменную уверенность автора в том, что всякий артист, художник – тип сомнительный, сродни преступнику. Милый мошенник Феликс Круль в жизни действительно артист, одаренный богатым воображением, обаянием и по-своему творческая личность. Круль имел поистине широчайший успех.

На протяжении творческого пути Манн написал целый ряд больших и малых эссе, до Первой мировой войны черпая темы в области культуры, затем подключив и сферу политики. Ряд крупных эссе Манна посвящен трем кумирам его юности – Шопенгауэру, Ницше и Вагнеру, а также И.В.Гёте, Л.Н.Толстому, Ф.М.Достоевскому, Ф.Шиллеру, З.Фрейду и др. Политические его эссе – это размышления о двух мировых войнах и возникновении гитлеризма.