Писатель хемингуэй биография. Последние годы жизни. Эрнест Хемингуэй: биография, история жизни

Хемингуэй Эрнест - биография Хемингуэй Эрнест - биография

(Hemingway) Хемингуэй Эрнест Миллер (Hemingway, Ernest Miller) (1899 - 1961)
Хемингуэй Эрнест (Hemingway)
Биография
Американский писатель. Хемингуэй родился 21 июля 1899 в городе Оук Парк (Oak Park) недалеко от Чикаго, штат Иллинойс (США). В 1917 окончил школу River Forrest Township. После окончания средней школы работал репортером в газете "Стар" (Kansas City Star) в Канзас-Сити, штат Миссури. Был участником 1-й мировой войны 1914 - 1918 годов, служа водителем санитарной машины полевой службы Красного Креста в Италии. 8 июля 1918 он был ранен в обе ноги осколками снаряда. 21 января 1919 Хемингуэй возвратился в Америку. Некоторое время работал для газеты "Toronto Star" (Торонто, Канада), затем жил случайными заработками в Чикаго. 2 сентября 1921 он женился на Элизабет Хедли Ричардсон (Elizabeth Hadley Richardson). 22 декабря 1921 они переезжают в Париж, откуда Хемингуэй продолжает писать репортажи для "Toronto Star". В 1923 в Париже выходит дебютный сборник рассказов Хемингуэя "Tree Stories and Ten Poems", в январе 1924 - вторая книга - "In my home", а в октябре 1926 в США издается первый роман Хемингуэя "И восходит солнце" (The Sun Also Rises). В 1927 Эрнст и Хедли разводятся и Хемингуэй женится на Паулине Пфайфер (Pauline Pfeiffer), с которой познакомился двумя годами раньше. В период между двумя мировыми войнами много путешествовал, охотился в Африке, посещал корриду в Испании, занимался подводной охотой во Флориде. Во время гражданской войны в Испании в 1937 - 1938 находился в качестве журналиста в рядах Интернациональной бригады, сражавшейся на стороне республиканцев. За время гражданской войны в Испании четырежды побывал. 26 декабря 1939 года Хемингуэй расстается с Паулиной и вместе с Мартой Геллхорн перебирается на Кубу и через год приобретают дом в поселке Сан-Франциско де Паула, в нескольких милях от Гаваны. На завтраке у Ирвина Шоу встречает Мэри Уэлш, которая 2 мая 1945 года становится четвертой женой Хемингуэй. Во время второй мировой войны возглавлял собственное небольшое подразделение американской армии в Европе. После войны долго жил на Кубе. В 1959 - 1961 годах Хемингуэй, страдавший от цирроза печени, несколько раз тайно ложился в больницу, но поправить здоровье так и не смог. 1 августа (по другим свдениям - 2 июля) 1961 года, находясь в местечке Кетчем (штат Айдахо), он покончил жизнь самоубийством, выстрелив себе в лоб из охотничей двустволки.
Лауреат Пулицеровской (1953) и Нобелевской (1954) премий, присужденных за повесть-притчу "Старик и море". Хорошо знал и любил русскую литературу, особо выделяя И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого и М. Шолохова.
Среди произведений Хемингуэя - репортажи, очерки, рассказы, повести, романы: "Tree Stories and Ten Poems" (1923, сборник рассказов), "In my home" (1924, сборник рассказов), "В наше время" (In Our Time, 1925, сборник рассказов), "И восходит солнце" (The Sun Also Rises, 1926, роман; в английском издании - "Фиеста"), "Мужчины без женщин" (1927, сборник рассказов), "Прощай, оружие!" (A Farewell to Arms, 1929, роман), "Смерть после полудня" (1932), "Зеленые холмы Африки" (1935), "Победитель не получает ничего" (1933, сборник рассказов), "Иметь и не иметь" (1937, роман), "По ком звонит колокол" (For Whom the Bell Tolls, 1940, роман; посвящен событиям Гражданской войны в Испании в 1937; на протяжении многих десятилетий был запрещен к изданию в СССР), "За рекой, в тени деревьев" (Across the River and into the Trees, 1950, роман), "Старик и море" (The Old Man and the Sea, 1952, повесть-притча), "Острова в океане" (опубликован 1970, незавершенный роман)
__________
Источники информации:
Энциклопедический ресурс www.rubricon.com (Энциклопедия российско-американских отношений, Англо-русский лингвострановедческий словарь "Американа", Большая советская энциклопедия, Иллюстрированный энциклопедический словарь)
Проект "Россия поздравляет!" - www.prazdniki.ru

(Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru)


. Академик . 2011 .

Смотреть что такое "Хемингуэй Эрнест - биография" в других словарях:

    ХЕМИНГУЭЙ (Hemingway) Эрнест Миллер (1899 1961), американский писатель. В романах «Фиеста» (1926), «Прощай, оружие!» (1929) умонастроения «потерянного поколения» (см. ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ). В романе «По ком звонит колокол» (1940) гражданская… … Энциклопедический словарь

    Хемингуэй Эрнест - (Hemingway) (1899—1961), американский писатель. Участник Первой мировой войны. В годы Национально революционной войны 1936—39 в Испании — военный корреспондент. С 1939 почти до конца жизни жил на Кубе. В 1942—44 X. создал… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

    Хемингуэй, Эрнест Миллер - Эрнест Миллер Хемингуэй. ХЕМИНГУЭЙ (Hemingway) Эрнест Миллер (1899 1961), американский писатель. Первые произведения книга рассказов “В наше время” (1925), роман “И восходит солнце” (в английском издании “Фиеста”, 1926), “Прощай, оружие!” (1929) … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Hemingway, Ernest Miller) ЭРНЕСТ ХЕМИНГУЭЙ (1899 1961), один из наиболее популярных и влиятельных американских писателей 20 в., снискавший известность в первую очередь своими романами и рассказами. Родился в Оук Парке (шт. Иллинойс) в семье… … Энциклопедия Кольера

    Хемингуэй (Hemingway) Эрнест Миллер (21.7.1899, Ок Парк, близ Чикаго, ‒ 2.7.1961, Кетчем, штат Айдахо), американский писатель. Окончил школу (1917), работал репортёром в Канзас Сити. Участник 1 й мировой войны 1914‒18. Журналистская практика… … Большая советская энциклопедия

    ХЕМИНГУЭЙ Эрнест Миллер - ХЕМИНГУЭЙ (Hemingway) Эрнест Миллер (1899—1961), американский писатель, журналист корреспондент. Участник 1 й мировой войны 1914—18; в 1922—28 жил в Париже. Кн. «В наше время» (1925) — монтаж рассказов и миниатюрных интерлюдий … Литературный энциклопедический словарь

    Эрнест Хемингуэй - Эрнест Миллер Хемингуэй (Ernest Miller Hemingway) родился 21 июля 1899 года в Оук Парке, штат Иллинойс (США) в семье врача. В 1928 году отец писателя покончил с собой. Эрнест, старший сын из шести детей, учился в нескольких школах Оук Парка,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Хемингуэй (англ. Hemingway) фамилия и топоним английского происхождения. Фамилия Хемингуэй, Марго (род. 1954 1996) американская манекенщица и актриса, внучка Эрнеста Хемингуэя, сестра Мариэль Хемингуэй. Хемингуэй, Мариэль (род.… … Википедия

    Hemingway Gellhorn … Википедия

    - (1899 1961) американский писатель. В романах Фиеста (1926), Прощай, оружие! (1929) умонастроения потерянного поколения. В романе По ком звонит колокол (1940) гражданская война в Испании 1936 39 предстает национальной и общечеловеческой трагедией … Большой Энциклопедический словарь

    - (1899 1961 гг.) писатель Богатые не похожи на нас с вами у них денег больше. Если двое любят друг друга, это не может кончиться счастливо. Забыть друг о друге могут только любовники, любившие недостаточно сильно, чтобы возненавидеть друг друга.… … Сводная энциклопедия афоризмов

Книги

  • Эрнест Хемингуэй. Собрание сочинений в 4 томах (комплект из 4 книг) , Эрнест Хемингуэй. "Если мы победим здесь, мы победим везде. Мир - хорошее место и за него стоит драться, и мне очень не хочется его покидать" . Эрнест Хемингуэй Творчество Эрнеста Хемингуэя входит в золотой…

Эрнест Миллер Хемингуэй , входящий в число самых авторитетных и пользующихся популярностью американских писателей прошлого столетия, журналист, лауреат Нобелевской премии по литературе, родился в США, штате Иллинойс, в Оук-Парке 21 июля 1899 г. Его отец, успешный врач, с малых лет прививал Эрнесту любовь к природе, питая надежды, что мальчик в дальнейшем выберет естествознание и медицину. Маленький Хемингуэй очень любил читать книги, а мать мечтала, чтобы он научился виртуозно играть на виолончели. В летний сезон семья жила в коттедже Уиндмир, располагавшемся на берегу озера, и это было счастливым временем для мальчика, получавшего больше свободы. Еще будучи школьником, Хемингуэй напечатал несколько работ (рассказы, репортажи, заметки) в скромном издании «Скрижаль», выходившем в учебном заведении. Уже тогда Хемингуэй принял решение стать в будущем писателем.

Родители мечтали об учебе их сына в университете, однако Эрнест направил свою дальнейшую биографию совсем в другое русло: уехал в Канзас-Сити и устроился в газету «Стар» репортером. Это время имело большое значение для формирования его литературного стиля, т.к. редакторы были нетерпимы к стилистическим небрежностям и многословию, требовали ясности мысли и точности ее выражения. Спустя полгода после начала Первой мировой войны Э. Хемингуэй оказывается шофером отряда Красного Креста. Туда он попал добровольцем, т.к. проблемы со зрением лишили возможности быть призванным в действующую армию. Тем не менее Хемингуэй добился возможности попасть на передовую, подвозя туда провизию.

8 июля 1918 г. его ранили; из тела молодого Хемингуэя было извлечено 26 осколков. Он прославился в качестве первого американца, который был ранен на итальянском фронте, стал обладателем серебряной медали, врученной королем Италии. Почти год Хемингуэй, находясь дома, поправлял здоровье, а в феврале 1920 г. уехал в канадский Торонто, где устроился в местную газету репортером. В дальнейшем он переехал в Чикаго, где, продолжая сотрудничать со своей газетой, стал редактором журнала.

Женившись в сентябре 1921 г., Хемингуэй уезжает жить в Париж, исполнив этим самым давнюю свою мечту. Знакомство с владелицей книжной лавки Сильвией Бич сыграло немаловажную роль в его биографии, т.к. именно в ее заведении он познакомился с представителями литературной среды, мира искусства, среди которых была Гертруда Стайн, убеждавшая Хемингуэя в необходимости стать литератором. В 1925 г. выходит первая его книга - сборник рассказов «Наше время», а уже в следующем году Хемингуэй издает первый роман, «И восходит солнце». Вместе с опубликованным в 1929 г. романом «Прощай, оружие» он сделал Хемингуэя писателем с мировым именем.

Временем наибольшей славы биографы Хемингуэя называют начало 30-ых гг., когда он возвратился в США, обосновался в Ки-Уэст (штат Флорида). Его книги публиковались большими тиражами и хорошо продавались, к нему постоянно приезжали поклонники. Тем не менее первая половина 30-ых гг. ознаменовалась для литератора глубоким творческим кризисом, переосмыслением идейных, эстетических принципов. В этот период писатель много времени проводил в путешествиях, в частности, по африканскому континенту.

Новый этап творчества стартует, когда Хемингуэй в качестве военного корреспондента оказывается в гуще событий испанской революции. В это время появляется большое количество очерков, репортажей, художественных произведений, в число которых входит знаменитый роман «По ком звонит колокол», опубликованный в 1949 г. В начале Второй мировой войны Хемингуэй переезжает в Лондон и работает корреспондентом, а затем, вернувшись в ряды американской армии, принимает непосредственное участие в военных действиях. В частности, он возглавлял отряд французских партизан, был участником боев за Бельгию, Эльзас, Париж и др.

После войны в 1949 г. новым местом жительства Хемингуэя стала Куба. Среди написанных там произведений особо выделяется изданная в 1952 г. повесть-притча «Старик и море», своеобразный итог всей литературной деятельности. В 1953 г. писателю была вручена за нее Пулитцеровская премия; она же внесла немаловажный вклад в присуждение ему в 1954 г. Нобелевской премии по литературе.

В 1960 г. Хемингуэй вернулся в США, поселившись в штате Айдахо, г. Кетчум. У писателя был целый букет тяжелых недугов, но лечили его в психиатрической клинике. ОН погрузился в глубочайшую депрессию, потерял способность работать. Его мучила паранойя, он жаловался на преследования, и все чаще и чаще в его высказываниях фигурировало самоубийство. После того как его выписали из психиатрической клиники, спустя буквально несколько дней, 2 июля 1961 г., Хемингуэй покончил жизнь самоубийством, застрелившись. Следует отметить, что сделанный в ФБР запрос спустя полвека после его суицида подтвердил, что действительно за писателем была организована слежка, его постоянно прослушивали, в том числе в психиатрической больнице.

Творческое наследие Хемингуэя сыграло немаловажную роль в развитии литературы прошлого века. Главная заслуга принадлежала в этом стилю писателя - ясному и простому, основанному на разговорной речи, при этом неэмоциональному, объективному и прекрасно проработанному.

Биография из Википедии

Эрне́ст Ми́ллер Хемингуэ́й (англ. Ernest Miller Hemingway; 21 июля 1899 года, Оук-Парк, Иллинойс, США - 2 июля 1961 года, Кетчум, Айдахо, США) - американский писатель, журналист, лауреат Нобелевской премии по литературе 1954 года.

Широкое признание Хемингуэй получил благодаря как своим романам и многочисленным рассказам - с одной стороны, так и своей жизни, полной приключений и неожиданностей, - с другой. Его стиль, краткий и насыщенный, значительно повлиял на литературу XX века.

Детство

Эрнест Хемингуэй родился 21 июля 1899 года в привилегированном пригороде Чикаго - городке Оук-Парк (Иллинойс, США). Его отец Кларенс Эдмонт Хемингуэй был врачом, а мать Грейс Холл посвятила жизнь воспитанию детей.

Отец с раннего детства пытался привить Эрнесту любовь к природе, мечтая о том, что тот пойдёт по его стопам и займётся медициной и естествознанием. Когда Эрни было 3 года, отец подарил ему первую удочку и взял с собой на рыбалку. К 8 годам будущий писатель уже знал наизусть названия всех деревьев, цветов, птиц, рыб и зверей, которые обитали на Среднем Западе. Другим любимым занятием для Эрнеста стала литература. Мальчик часами сидел за книгами, которые мог найти в домашней библиотеке, особенно ему нравились работы Дарвина и историческая литература.

Миссис Хемингуэй мечтала о другом будущем для своего сына. Она заставляла его петь в церковном хоре и играть на виолончели. Много лет спустя, уже будучи пожилым человеком, Эрнест скажет:

Моя мать целый год не пускала меня в школу для того, чтобы я учился музыке. Она думала, что у меня есть способности, а у меня не было никакого таланта.

Тем не менее, сопротивление этому было подавлено матерью - Хемингуэй должен был ежедневно заниматься музыкой.

У семьи, кроме зимнего дома в Оук-Парке, был ещё коттедж «Уиндмир» на озере Валлун. Каждое лето Хемингуэй с родителями, братьями и сёстрами отправлялся в эти тихие места. Для мальчика поездки в «Уиндмир» означали полную свободу. Его никто не заставлял играть на виолончели, и он мог заниматься своими делами - сидеть на берегу с удочкой, бродить по лесу, играть с детьми из индейского посёлка. В 1911 году, когда Эрнесту исполнилось 12 лет, дедушка Хемингуэй подарил ему однозарядное ружьё 20-го калибра. Этот подарок укрепил дружбу деда и внука. Мальчик обожал слушать рассказы старика и на всю жизнь сохранил о нём добрые воспоминания, часто перенося их в свои произведения в будущем.

Охота стала для Эрнеста главной страстью. Кларенс научил сына обращаться с оружием и выслеживать зверя. Одни из первых своих рассказов о Нике Адамсе, своём alter ego, Хемингуэй посвятит именно охоте и фигуре отца. Его личность, жизнь и трагический конец - Кларенс покончит жизнь самоубийством - будут всегда волновать писателя.

Юность

Школьное время

Будучи от природы здоровым и сильным юношей, Хемингуэй активно занимался боксом и футболом. Эрнест позже говорил:

Бокс научил меня никогда не оставаться лежать, всегда быть готовым вновь атаковать… быстро и жёстко, подобно быку.

В школьные годы Хемингуэй дебютировал в качестве писателя в небольшом школьном журнале «Скрижаль». Сначала был напечатан «Суд Маниту» - сочинение с северной экзотикой, кровью и индейским фольклором, а в следующем номере - новый рассказ «Всё дело в цвете кожи» - о закулисной и грязной коммерческой стороне бокса. Далее, в основном, публиковались репортажи о спортивных состязаниях, концертах. Особенно популярными были ехидные заметки о «светской жизни» Оук-Парка. В это время Хемингуэй уже твёрдо для себя решил, что будет писателем.

Полицейский репортёр

После выпуска из школы он решил не поступать в университет, как этого требовали родители, а переехал в Канзас-Сити, где устроился работать в местную газету The Kansas City Star. Здесь он отвечал за небольшой район города, в который входили главная больница, вокзал и полицейский участок. Молодой репортёр выезжал на все происшествия, знакомился с притонами, сталкивался с проститутками, наёмными убийцами и мошенниками, бывал на пожарах и в тюрьмах. Эрнест Хемингуэй наблюдал, запоминал, старался понять мотивы человеческих поступков, улавливал манеру разговоров, жесты и запахи. Всё это откладывалось у него в памяти, чтобы потом стать сюжетами, деталями и диалогами его будущих рассказов. Здесь сформировался его литературный стиль и привычка быть всегда в центре событий. Редакторы газеты научили его точности и ясности языка и старались пресечь любое многословие и стилистические небрежности.

Первая мировая война

Хемингуэй хотел служить в армии, однако из-за плохого зрения ему долго отказывали. Но он всё-таки сумел попасть на фронт Первой мировой войны в Италии, записавшись шофёром-добровольцем Красного Креста. В первый же день его пребывания в Милане Эрнеста и других новобранцев прямо с поезда бросили на расчистку территории взорванного завода боеприпасов. Через несколько лет он опишет свои впечатления от первого столкновения с войной в своей книге «Прощай, оружие!». На следующий день молодого Хемингуэя отправили в качестве водителя санитарной машины на фронт в отряд, дислоцировавшийся в городке Скио. Однако почти всё время здесь проходило в развлечениях: посещении салунов, игре в карты и бейсбол. Эрнест не смог долго терпеть такую жизнь и добился перевода на реку Пьяве, где стал заниматься обслуживанием армейских лавок. А вскоре он нашёл способ оказаться и на передовой, вызвавшись доставлять продукты солдатам прямо в окопы.

8 июля 1918 года Хемингуэй, спасая раненого итальянского снайпера, попал под огонь австрийских пулемётов и миномётов, но остался жив. В госпитале из него извлекли 26 осколков, при этом на теле Эрнеста было более двухсот ран. Вскоре его перевезли в Милан, где простреленную коленную чашечку врачи заменили алюминиевым протезом.

Возвращение домой

21 января 1919 года Эрнест вернулся в США героем - о нём писали все центральные газеты как о первом американце, раненном на итальянском фронте. А король Италии наградил его серебряной медалью «За воинскую доблесть» и «Военным крестом». Сам же писатель позднее сказал:

Я был большим дураком, когда отправился на ту войну. Я думал, что мы спортивная команда, а австрийцы - другая команда, участвующая в состязании.

Почти целый год Хемингуэй провёл в кругу семьи, залечивая полученные раны и думая о своём будущем. 20 февраля 1920 года он переехал в Торонто (Канада), чтобы снова вернуться к журналистике. Его новый работодатель, газета Toronto Star, позволила молодому репортёру писать на любые темы, однако оплачивались лишь опубликованные материалы. Первые работы Эрнеста - «Кочующая выставка картин» и «Попробуйте побриться бесплатно» - высмеивали снобизм любителей искусства и предрассудки американцев. Позднее появились более серьёзные материалы о войне, о ветеранах, которые никому не нужны у себя дома, о гангстерах и глупых чиновниках.

В эти же годы у писателя разгорелся конфликт с матерью, которая не желала видеть в Эрнесте взрослого человека. Результатом нескольких ссор и стычек стало то, что Хемингуэй забрал все свои вещи из Оук-Парка и переехал в Чикаго. В этом городе он продолжил сотрудничать с Toronto Star, параллельно занимаясь редакторской работой в журнале «Cooperative Commonwealth». 3 сентября 1921 года Эрнест женился на молодой пианистке Хэдли Ричардсон и вместе с ней отправился в Париж (Франция), в город, о котором он уже давно мечтал.

1920-е годы

Париж

В Париже молодая чета Хемингуэев поселилась в небольшой квартирке на улице Кардинала Лемуана около площади Контрэскарп. В книге «Праздник, который всегда с тобой» Эрнест писал:

Здесь не было горячей воды и канализации. Зато из окна открывался хороший вид. На полу лежал хороший пружинный матрац, служивший нам удобной постелью. На стене висели картины, которые нам нравились. Квартира казалась светлой и уютной.

Хемингуэю предстояло много работать, чтобы иметь средства к существованию и позволять себе путешествия по миру в летние месяцы. И он начал еженедельно отправлять в Toronto Star свои рассказы. Редакция ждала от писателя зарисовок европейской жизни, деталей быта и нравов. Это давало Эрнесту возможность самому выбирать темы для очерков и отрабатывать на них свой стиль. Первыми работами Хемингуэя стали очерки, высмеивающие американских туристов, «золотую молодёжь» и прожигателей жизни, которые хлынули в послевоенную Европу за дешёвыми развлечениями («Вот он какой - Париж», «Американская богема в Париже» и т. п.).

В 1923 году Эрнест познакомился с Сильвией Бич, хозяйкой книжной лавки «Шекспир и компания». Между ними завязались тёплые дружеские отношения. Хемингуэй часто проводил время в заведении Сильвии, брал напрокат книги, знакомился с парижской богемой, писателями и художниками, которые также являлись завсегдатаями лавки. Одним из самых интересных и значительных для молодого Эрнеста стало знакомство с Гертрудой Стайн. Она стала для Хемингуэя старшим и более опытным товарищем, с ней он советовался о том, что писал, часто беседовал о литературе. Гертруда пренебрежительно относилась к работе в газете и постоянно убеждала, что главное предназначение Эрнеста - быть писателем. С большим интересом Хемингуэй присматривался к Джеймсу Джойсу, частому гостю лавки Сильвии Бич. А когда роман Джойса «Улисс» был запрещён цензурой в США и Англии, он через своих друзей в Чикаго смог наладить нелегальную перевозку и распространение книг.

Генуя - Константинополь - Германия

Литературное признание

Первый настоящий писательский успех пришёл к Эрнесту Хемингуэю в 1926 году после выхода в свет «И восходит солнце» - пессимистичного, но в то же время блистательного романа о «потерянном поколении» молодых людей, живших во Франции и Испании 1920-х годов.

В 1927 году у Эрнеста Хемингуэя вышел сборник рассказов «Мужчины без женщин», а в 1933 - «Победитель не получает ничего». Они окончательно утвердили Хемингуэя в глазах читателей как уникального автора коротких рассказов. Среди них стали особенно известными «Убийцы», «Недолгое счастье Фрэнсиса Макомбера» и «Снега Килиманджаро».

И всё же большинству Хемингуэй стал памятен своим романом «Прощай, оружие!» (1929) - историей любви американского добровольца и английской медсестры, развивавшейся на фоне сражений Первой мировой войны. Книга имела в Америке небывалый успех - продажам не помешал даже экономический кризис.

1930-е годы

Флорида

В начале 1930 года Хемингуэй вернулся в США и поселился в городке Ки-Уэст, Флорида. Здесь он увлёкся рыболовством, путешествовал на своей яхте к Багамским островам, Кубе и писал новые рассказы. По мнению биографов, именно в это время к нему пришла слава большого писателя. Всё, отмеченное его авторством, достаточно быстро публиковалось и расходилось многочисленными тиражами. В доме, где он провёл несколько лучших лет жизни, создан музей писателя.

Осенью 1930 года Эрнест попал в серьёзную автокатастрофу, результатом которой стали переломы, травма головы и почти полугодичный период восстановления от травм. Писатель на время отказался от карандашей, которыми обычно работал, и начал печатать на машинке. В 1932 году он взялся за роман «Смерть после полудня», где с большой точностью описал корриду, представив её как ритуал и испытание мужества. Книга снова стала бестселлером, подтвердив статус Хемингуэя как американского писателя «номер один».

В 1933 году Хемингуэй взялся за сборник рассказов «Победитель не получает ничего», доходы от которого он планировал потратить на исполнение своей давней мечты - длительное сафари в Восточной Африке. Книга вновь удалась, и уже в конце того же года писатель отправился в путешествие.

Африка

Хемингуэй прибыл в район озера Танганьика, где нанял обслугу и проводников из числа представителей местных племён, разбил лагерь и начал выезжать на охоту. В январе 1934 года Эрнест, вернувшись из очередного сафари, заболел амёбной дизентерией. С каждым днём состояние писателя ухудшалось, он бредил, а организм был сильно обезвожен. Из Дар-эс-Салама за писателем был прислан специальный самолёт, который отвёз его в столицу территории. Здесь, в английском госпитале, он провёл неделю, пройдя курс активной терапии, после чего пошёл на поправку.

Тем не менее этот сезон охоты закончился для Хемингуэя удачно: он подстрелил трёх львов, среди его трофеев также оказались двадцать семь антилоп, крупный буйвол и другие африканские животные. Впечатления писателя от Танганьики зафиксированы в книге «Лев мисс Мэри», которую Хемингуэй посвятил своей жене и её долгой охоте на льва, а также в произведении «Зелёные холмы Африки» (1935). Произведения по сути являлись дневником Эрнеста как охотника и путешественника.

Гражданская война в Испании

В начале 1937 года писатель закончил очередную книгу - «Иметь и не иметь». В повести была дана авторская оценка событий эпохи Великой депрессии в США. Хемингуэй взглянул на проблему глазами человека, жителя Флориды, который, спасаясь от нужды, становится контрабандистом. Здесь впервые за много лет в творчестве писателя появилась социальная тема, во многом вызванная тревожной ситуацией в Испании. Там началась Гражданская война, которая очень сильно взволновала Эрнеста Хемингуэя. Он принял сторону республиканцев, боровшихся с генералом Франко, и организовал сбор пожертвований в их пользу. Собрав деньги, Эрнест обратился в Североамериканскую газетную ассоциацию с просьбой направить его в Мадрид для освещения хода боевых действий. В скором времени была собрана съёмочная группа во главе с кинорежиссёром Йорисом Ивенсом, которая намеревалась снять документальный фильм «Земля Испании». Сценаристом картины выступил Хемингуэй.

В самые тяжёлые дни войны Эрнест находился в осаждённом франкистами Мадриде, в отеле «Флорида», который на время стал Штабом интернационалистов и клубом корреспондентов. Во время бомбёжек и артобстрелов была написана единственная пьеса - «Пятая колонна» (1937) - о работе контрразведки. Здесь же он познакомился с американской журналисткой Мартой Геллхорн, которая по возвращении домой стала его третьей супругой. Из Мадрида писатель на некоторое время выезжал в Каталонию, так как бои под Барселоной отличались особой жестокостью. Здесь в одном из окопов Эрнест познакомился с французским писателем и лётчиком Антуаном де Сент-Экзюпери и командиром интернациональной бригады Гансом Кале.

Впечатления от войны нашли отражение в одном из самых известных романов Хемингуэя - «По ком звонит колокол» (1940). В нём сочетаются яркость картин крушения республики, осмысление уроков истории, приведшей к такому финалу, и вера в то, что личность выстоит даже в трагические времена.

Вторая мировая война

В 1941 году Хемингуэй отправился в Балтимор, где на местной судоверфи купил большой морской катер, дав ему название «Пилар». Он перегнал судно на Кубу и занимался там морской рыбалкой до 7 декабря 1941 года, когда Япония напала на базу Пёрл-Харбор, и Тихий океан превратился в зону ведения активных боевых действий.

В 1941-1943 годах Эрнест Хемингуэй организовал контрразведку против нацистских шпионов на Кубе и охотился на своём катере за немецкими подводными лодками в Карибском море. После этого он возобновил свою журналистскую деятельность, переехав в Лондон в качестве корреспондента.

В 1944 году Хемингуэй участвовал в боевых полётах бомбардировщиков над Германией и оккупированной Францией. Во время высадки союзников в Нормандии добился разрешения участвовать в боевых и разведывательных действиях. Эрнест встал во главе отряда французских партизан численностью около 200 человек и участвовал в боях за Париж, Бельгию, Эльзас, в прорыве «линии Зигфрида». За активное участие в этих событиях Хемингуэю была вручена Бронзовая звезда.

Куба

В 1949 году писатель переехал на Кубу, где возобновил литературную деятельность. Ещё в 1940 году он приобрёл в пригороде Гаваны дом в поместье «Финка Вихия» (исп. Finca Vigía ). Там была написана повесть «Старик и море» (1952). Книга повествует о героическом и обречённом противостоянии силам природы, о человеке, который одинок в мире, где ему остаётся рассчитывать только на собственное упорство, сталкиваясь с извечной несправедливостью судьбы. Аллегорическое повествование о старом рыбаке, сражающемся с акулами, которые растерзали пойманную им огромную рыбу, отмечено чертами, наиболее характерными для Хемингуэя как художника: неприязнью к интеллектуальной изысканности, приверженностью ситуациям, в которых наглядно проявляются нравственные ценности, скупым психологическим рисунком.

В 1953 году Эрнест Хемингуэй получил Пулитцеровскую премию за повесть «Старик и море». Это произведение повлияло также на присуждение Хемингуэю Нобелевской премии по литературе в 1954 году. В 1956 году Хемингуэй начал работу над автобиографической книгой о Париже 1920-х годов - «Праздник, который всегда с тобой», которая вышла только после смерти писателя.

Он продолжал путешествовать и в 1953 году в Африке попал в серьёзную авиакатастрофу.

Последние годы жизни

В 1960 году Хемингуэй покинул остров Куба и возвратился в США, в городок Кетчум (штат Айдахо).

Хемингуэй страдал от ряда серьёзных заболеваний, в том числе от гипертонии и диабета, однако для «лечения» его поместили в психиатрическую клинику Майо в г. Рочестер (США). Он погрузился в глубокую тревожную депрессию с паранойей по поводу слежки. Ему казалось, что за ним всюду следуют агенты ФБР и что повсюду расставлены жучки, телефоны прослушиваются, почта прочитывается, банковский счёт постоянно проверяется. Он мог принять случайных прохожих за агентов.(в начале 1980-х годов, когда архивное дело Э. Хемингуэя в ФБР было рассекречено, факт слежки за писателем подтвердился - за последние пять лет жизни писателя в дело были добавлены два новых донесения; 2 июля 2011 года в рубрике «Мнения» газеты The New York Times друг и биограф писателя А. Хотчнер высказал версию, что ФБР действительно активно следило за Хемингуэем).

Хемингуэя пытались лечить по законам психиатрии. В качестве лечения применялась электросудорожная терапия. После 13 сеансов электрошока писатель потерял память и возможность творить. Вот что сказал сам Хемингуэй:

Эти врачи, что делали мне электрошок, писателей не понимают… Пусть бы все психиатры поучились писать художественные произведения, чтобы понять, что значит быть писателем… какой был смысл в том, чтобы разрушать мой мозг и стирать мою память, которая представляет собой мой капитал, и выбрасывать меня на обочину жизни?

Во время лечения он звонил своему другу с телефона в коридоре клиники, чтобы сообщить, что жучки расставлены и в клинике. Попытки лечить его аналогичным образом были повторены и позже. Однако это не давало никаких результатов. Он не мог работать, пребывал в депрессии, страдал от паранойи и всё чаще поговаривал о самоубийстве. Были и попытки (например, неожиданный рывок в сторону пропеллера самолёта и т. п.), от которых удавалось его уберечь.

2 июля 1961 года в своём доме в Кетчуме, через несколько дней после выписки из клиники Майо, Хемингуэй застрелился из любимого ружья, не оставив предсмертной записки.

Семья

1. Первая жена - Элизабет Хэдли Ричардсон (1891-1979).

  • Сын - Джон Хэдли Никанор «Джек» Хемингуэй («Бамби») (1923-2000).
    • Внучки:
      • Марго (1954-1996),
      • Мариэль (род. 1961).

2. Вторая жена - Паулина Пфайфер (1895-1951).

  • Сыновья:
    • Патрик (род. 1928)
    • Грегори (1931-2001).
      • Внук:
        • Шон Хемингуэй (род. 1967)

3. Третья жена - Марта Геллхорн (1908-1998).

4. Четвёртая жена - Мэри Уэлш (1908-1986).

Библиография

Романы

  • 1926 год - Вешние воды / The Torrents of Spring
  • 1926 год - И восходит солнце (Фиеста) / The Sun Also Rises
  • 1929 год - Прощай, оружие! / A Farewell to Arms
  • 1937 год - Иметь и не иметь / To Have and Have Not
  • 1940 год - По ком звонит колокол / For Whom the Bell Tolls
  • 1950 год - За рекой, в тени деревьев / Across the River and Into the Trees
  • 1952 год - Старик и море (повесть) / The Old Man and the Sea
  • 1970 год - Острова в океане / Islands in the Stream
  • 1986 год - Райский сад / The Garden of Eden
  • 1999 год - Проблеск истины / True at First Light

Сборники

  • 1923 год - Три истории и десять поэм / Three Stories and Ten Poems
  • 1925 год - В наше время / In Our Time
  • 1927 год - Мужчины без женщин / Men Without Women
  • 1933 год - Победитель не получает ничего / Winner Take Nothing
  • 1936 год - Снега Килиманджаро / The Snows of Kilimanjaro and Other Stories
  • 1938 год - Пятая колонна и первые 49 рассказов / The Fifth Column and the First Forty-Nine Stories
  • 1969 год - Пятая колонна и четыре рассказа о Гражданской войне в Испании / The Fifth Column and Four Stories of the Spanish Civil War
  • 1972 год - Рассказы о Нике Адамсе / The Nick Adams Stories
  • 1987 год - Сборник коротких рассказов Эрнеста Хемингуэя / The Short Stories of Ernest Hemingway
  • 1995 год - «Эрнест Хемингуэй. Собрание сочинений» / The Complete Short Stories of Ernest Hemingway

Документальная проза

  • 1932 год - «Смерть после полудня» / Death in the Afternoon
  • 1935 год - «Зелёные холмы Африки» / Green Hills of Africa
  • 1962 год - «Хемингуэй, дикое время» / Hemingway, The Wild Years
  • 1964 год - «Праздник, который всегда с тобой» / A Moveable Feast
  • 1967 год - «By-Line: Ernest Hemingway» / By-Line: Ernest Hemingway
  • 1970 год - «Эрнест Хемингуэй. Кубинский репортёр» / Ernest Hemingway: Cub Reporter
  • 1981 год - «Эрнест Хемингуэй. Избранные письма» / Ernest Hemingway Selected Letters 1917-1961
  • 1985 год - «Опасное лето» / The Dangerous Summer
  • 1985 год - «Dateline: Toronto» / Dateline: Toronto
  • 2000 год - «Хемингуэй на рыбалке» / Hemingway on Fishing
  • 2005 год - «Under Kilimanjaro» / Under Kilimanjaro

Экранизации

  • Прощай, оружие! (фильм) (США, 1932 год)
  • По ком звонит колокол (фильм) (США, 1943 год)
  • Иметь и не иметь (фильм) (США, 1944 год)
  • Убийцы (фильм) (США, 1946 год)
  • Дело Макомбера (США, 1947 год)
  • Снега Килиманджаро (фильм) (США, 1952 год)
  • Убийцы (фильм) (СССР, 1956 год, короткометражка: 19 минут)
  • И восходит солнце (фильм) (США, 1957 год)
  • Прощай, оружие! (фильм) (США, 1957 год)
  • Старик и море (фильм) (США, 1958 год)
  • Убийцы (фильм) (США, 1964 год)
  • Фиеста (фильм-спектакль) (СССР, 1971)
  • В любви и войне по мотивам романа «Прощай, оружие!» (США, 1996 год)
  • Старик и море (мультфильм) (Канада-Россия-Япония, 1999 год)
  • Старик и море (фильм) (Россия, 2006 год) - продолжительность спектакля БДТ 01:32:28
  • Шал (Старик) (Казахстан, 2012 год)

Влияние и посвящения

В 1989 году Генри С. Виллард (англ. Henry S. Villard) и Джеймс Нагель (англ. James Nagel) опубликовали документальный роман «Хемингуэй в любви и войне: утраченный дневник Агнес фон Куровски» (англ. Hemingway in Love and War: The Lost Diary of Agnes von Kurowsky). Книга основана на письмах Агнес, а также корреспонденции самого Эрнеста, и рассказывает об их романтических отношениях во время Первой Мировой войны. Медсестра Американского Красного Креста Агнес фон Куровски послужила прототипом Кэтрин Баркли - героини во многом автобиографичного романа Хемингуэя «Прощай, оружие!». В 1996 году по книге Вилларда и Нагеля Ричард Аттенборо снял фильм «В любви и войне», в котором молодого Хемингуэя сыграл Крис О’Доннелл.

В 1996 году российский журналист и писатель Игорь Михайлов снял документальный фильм «Париж Хемингуэя», рассказав о любимых местах писателя в Париже.

В 2011 году снят документальный фильм из цикла «Больше, чем любовь» (телеканал Культура и ООО «Студия „Фишка-фильм“», Россия, Москва): Эрнест Хемингуэй и Мэри Уэлш. «Старик и Мэри: Последняя ночь Эрнеста Хемингуэя» (режиссёр - Ирина Евтеева).

Кубинский писатель Леонардо Падура поднимает тему жизни Хемингуэя на острове в художественном романе «Прощай, Хемингуэй!».

Как литературный персонаж в беллетристике Эрнест Хемингуэй выступает в ряде художественных романов американского журналиста и писателя Крэйга Макдональда.

В 1960-е годы в Сасово Рязанской области кубинскими курсантами лётного училища был установлен памятник Эрнесту Хемингуэю.

Жизни писателя посвящён ряд кинематографических работ. В 1996 году вышел фильм режиссёра Ричарда Аттенборо «В любви и войне», основанный на реальных событиях, описанных писателем в романе «Прощай, оружие!». Фильм режиссёра Филипа Кауфмана «Хемингуэй и Геллхорн» (2012), главные роли в котором сыграли Николь Кидман и Клайв Оуэн, повествует об отношениях Эрнеста Хемингуэя и его третьей жены Марты Геллхорн, вдохновившей его на написание романа «По ком звонит колокол». Образ писателя неоднократно использовался в художественном кино - как эпизодический персонаж, Хемингуэй появляется в фильме «Модернисты» Алана Рудольфа, «Полночь в Париже» Вуди Аллена, «Гений» Майкла Грандаджа, в нескольких эпизодах телевизионного сериала «Хроники молодого Индианы Джонса».

Эрнест Хемингуэй - знаменитый американский писатель, лауреат Нобелевской премии.

Ранние годы

Родился писатель в 1899 году, в пригороде Чикаго - Оук-Парк, США. Отец Эрни был врачом и мечтал вырастить из сына медика, обучал его всему, что связано с естествознанием. Эрнест уже к восьми годам знает «в лицо» всю флору и фауну, какая существует на Среднем Западе.

Хемингуэй начинает писать уже в школьные годы. Кроме этого, Эрни - хороший спортсмен, занимается футболом и боксом. О «грязной» стороне бокса Эрни пишет очень едкий рассказ: «Всё дело в цвете кожи»

Окончив школу,полный энергий Эрни устраивается на работу в газету в Канзас-Сити. Благодаря своей работе, Хемингуэй знакомится с самыми темными сторонами городской жизни: с проституцией, уголовниками и тюрьмами, с притонами и мошенниками. Позже его опыт окажется бесценным материалом для литературной деятельности.

Война

Между тем, в мире разгорается первая мировая война. Эрнест неоднократно пытается записаться в армию, но его не берут из-за плохого зрения. Не привыкший к поражениям, Хэмингуэй во всех смыслах «рвется в бой» и в итоге добивается своего. Начиная служить шофером Красного Креста в Италии, Эрнест вскоре переходит на передовые позиции.

На войне писатель получает тяжелые ранения и возвращается в родную Америку героем.

20-ые годы

Эрнест переезжает во Францию, которая дарит ему мощный заряд вдохновения. На свет появляются уже вполне серьезные, даже выдающиеся работы:

В 1825 году выходит первый сборник рассказов Эрнеста Хэмингуэя - «Наше время».

В 1829 - «Прощай, оружие» - и этот роман имеет небывалый успех! Несмотря на кризис, в родной Америке роман улетает с полок как горячие пирожки.

30-ые годы

В 1830 году Эрни попадает в серьезную аварию, полгода жизни писателя уходят на восстановление. Это период творческого кризиса Хэмингуэя, ломки его привычных жизненных принципов.

После выздоровления, Эрнест пускается в «большое путешествие», чтобы разобраться в себе и самом мире. Много времени проводит в Африке.

Будучи сознательным гражданином, Хемингуэй внимательно следит за гражданской войной в Испании,и сам отправляется в Мадрид - сражаться на стороне республиканцев.

В результате на свет выходит новый роман писателя: «По ком звонит колокол»

Вторая мировая война

Эрнест Хемингуэй участвовал во всех войнах, какие выпали на его время. Виной тому неугомонный, очень «живой» характер писателя, его желание быть в гуще событий. Итак, с началом Второй Мировой войны Эрнест становится военным журналистам, но не желая отсиживаться в тылу, очень быстро выходит на передовые позиции. Создает контрразведку против фашистов на Кубе, на личном катере выслеживает немецкие подлодки в Карибском море, участвует в боевых вылетах в Германию и Францию.

Жизнь на Кубе

Этот период жизни Хемингуэя стоит выделить особо, ведь именно на Кубе писатель создает свое лучшее творение: повесть «Старик и море» , за которое получает Пулитцеровскую премию. Эта повесть - пик карьеры писателя, его лучшая работа, достойное завершение литературной деятельности.

Последние годы

В 1960 Эрнест возвращается в Америку. Становится ясно, что страдает психика Хемингуэя. Его мучает паранойя, он в постоянной депрессий. Писателя отправляют в психиатрическую клинику, но лечение не имеет результата. 2 июля 1961, через несколько дней после выхода из клиники, Эрнест Хемингуэй совершает суицид.

Коротко о творчестве

Работы Эрнеста Хемингуэя отличаются «простотой» восприятия. Будучи противником «пышных фраз», Эрни пишет в простом, аскетическом стиле. Четкость и емкость построения - отличительный козырь Хемингуэя. Писатель используем прием «айсберга», то есть вокруг лаконичного, строгого сюжета имеется скрытый подтекст. В этом подтексте и заключены все эмоции, символы, ассоциации, вся «художественность» текста. Сухой, на первый взгляд, текст Хемингуэя вызывает сильнейшие чувства читателей, затрагивает саму душу человека.

Имя: Эрнест Хемингуэй (Ernest Hemingway)

Возраст: 61 год

Рост: 183

Деятельность: писатель, журналист, лауреат Нобелевской премии

Семейное положение: был женат

Эрнест Хемингуэй: биография

Лауреат Нобелевской премии Хемингуэй был самым переводимым на русский язык зарубежным писателем во времена Советского Союза. Произведения Эрнеста печатались в журналах «30 дней», «За рубежом», «Интернациональная литература» и т. д., а в странах Европы этого одаренного человека называли «мастером пера номер один».

Великий писатель родился в Америке, на юго-западном побережье озера Мичиган, неподалеку от культурной столицы Среднего запада – Чикаго, в провинциальном городке Оук-Парк. Эрнест был вторым ребенком из шестерых детей. Мальчика воспитывали далекие от литературного искусства, но обеспеченные родители: ушедшая со сцены популярная исполнительница миссис Грейс Холл и мистер Кларенс Эдмонт Хемингуэй, посвятивший свою жизнь медицине и естествознанию.


Стоит сказать, что мисс Холл была женщиной своеобразной. До замужества она радовала звонким голосом многие города Соединенных Штатов, однако покинула певческое поприще из-за непереносимости сценического света. После ухода Холл обвиняла в своей неудаче всех, но только не себя. Приняв предложение руки и сердца от Хемингуэя, эта интересная женщина прожила с ним всю жизнь, посвятив свое время воспитанию детей.


Но даже после замужества Грейс оставалась странной и взбалмошной барышней. Родившийся Эрнест до четырех лет проходил в девчачьих платьях и с бантами на голове из-за того, что миссис Хемингуэй хотела девочку, но вторым ребенком родился мальчик.

В свободное от работы время врач-терапевт Кларенс обожал ходить вместе с сыном в походы, на охоту и рыбалку. Когда Эрнесту исполнилось 3 года, у него появилась собственная удочка. Позже детские впечатления, связанные с природой, найдут свое отражение в рассказах Хемингуэя.


Мама одевала Эрнеста Хемингуэя как девочку

В юные годы Хем (прозвище писателя) запоем читал классическую литературу и сочинял рассказы. Находясь на школьной скамье, Эрнест дебютировал в местной газете как журналист: он писал заметки о минувших событиях, концертах и спортивных соревнованиях.

Хоть Эрнест и учился в местной школе Оук-Парка, в своих произведениях он чаще описывает северный Мичиган – живописное место, куда отправился на летние каникулы в 1916 году. После этой поездки Эрни написал охотничий рассказ «Сепи Жинган».


Эрнест Хемингуэй на рыбалке

Помимо прочего будущий лауреат по литературе имел отличную спортивную подготовку: увлекался футболом, плаванием и боксом, который сыграл с талантливым юношей злую шутку. Из-за полученной травмы Хем практически ослеп на левый глаз, а также повредил левое ухо. По этой причине в будущем молодого человека долго не принимали на службу в армию.


Эрни хотел стать писателем, но у его родителей были другие планы по поводу будущего их сына. Кларенс мечтал, что его отпрыск пойдет по стопам отца и окончит медицинский факультет, а Грейс желала вырастить второго или , навязывая своему чаду ненавидимые им уроки музыки. Эта прихоть матери сказалась на учебе Хема, так как он пропустил целый год обязательных занятий, ежедневно штудируя игру на виолончели. «Она думала, что у меня есть способности, а у меня не было никакого таланта», – сказал уже в будущем пожилой писатель.


Эрнест Хемингуэй в армии

После окончания средней школы Эрнест, ослушавшись родителей, не стал поступать в университет, а начал осваивать журналистское искусство в городской газете Канзаса The Kansas City Star. На работе полицейский репортер Хемингуэй столкнулся с такими социальными явлениями, как девиантное поведение, бесчестие, преступность и продажность женщин; он бывал на местах преступлений, пожарах, посещал различные тюрьмы. Впрочем, эта опасная профессия помогла Эрнесту в литературе, ведь он постоянно наблюдал за манерами поведения людей и их житейскими диалогами, лишенными метафоричных изысков.

Литература

После участия в боевых сражениях в 1919 году классик переехал в Канаду и вернулся в журналистику. Его новым работодателем стала редакция газеты Toronto Star, которая позволяла писать даровитому молодому человеку материалы на любые темы. Однако публиковались далеко не все произведения репортера.


После ссоры с матерью Хемингуэй забрал вещи из родного Оук-Парка и перебрался в Чикаго. Там писатель продолжал сотрудничать с канадскими газетчиками и параллельно опубликовывал заметки в Co-operative Commonwealth.

В 1821 году, после женитьбы, Эрнест Хемингуэй исполнил свою мечту и переехал в город любви – Париж. Позже впечатления от Франции найдут свое отражение в книге воспоминаний «Праздник, который всегда с тобой».


Там он познакомился с Сильвией Бич, именитой владелицей книжного магазинчика « и компания», который находился неподалеку от Сены. Эта женщина имела огромное влияние в литературном кругу, ведь именно она опубликовала скандальный роман Джеймса Джойса «Улисс», который был запрещен цензурой в США.


Эрнест Хемингуэй и Сильвия Бич у магазина "Шекспир и компания"

Также Хемингуэй подружился со знаменитой писательницей Гертрудой Стайн, которая была мудрее и опытнее Хема и всю жизнь считала его своим учеником. Экстравагантная женщина с презрением относилась к творчеству журналистов и настаивала на том, чтобы Эрни как можно больше занимался литературной деятельностью.

Триумф к мастеру пера пришел осенью 1926 года после публикации романа «И восходит солнце» («Фиеста») о «потерянном поколении». Главный герой Джейк Барнс (прототип Хемингуэя) сражался за родину. Но на войне он получил серьезную травму, которая заставила поменять отношение к жизни и женщинам. Поэтому его любовь к леди Брет Эшли имела платонический характер, а свои душевные раны Джейк залечивал с помощью алкоголя.


В 1929 году Хемингуэй пишет бессмертный роман «Прощай, оружие!», который и по сей день входит в обязательный список литературы для изучения в школах и высших учебных заведениях. В 1933 году мэтр сочиняет сборник коротких рассказов «Победитель не получает ничего», а в 1936 журнал Esquire опубликовывает знаменитое произведение Хемингуэя «Снега Килиманджаро», рассказывающее о писателе Гарри Смите, который ищет смысл жизни, путешествуя по сафари. Через четыре года было выпущено военное произведение «По ком звонит колокол».


В 1949 году Эрнест переехал в солнечную Кубу, где продолжил заниматься литературой. В 1952 он пишет философско-религиозную повесть «Старик и море», за которую был удостоен Пулитцеровской и Нобелевской премий.

Личная жизнь

Личная жизнь Эрнеста Хемингуэя настолько изобиловала всевозможными событиями, что не хватит и целой книги, чтобы описать авантюры этого великого писателя. Например, мэтр был любителем острых ощущений: в молодом возрасте он мог «приструнить» быка, участвуя в корриде, а также не боялся остаться наедине со львом.

Известно, что Хем обожал общество женщин и был влюбчив: стоило знакомой девушке показать свой ум и изящные манеры, и Эрнест сразу же поражался ею. Хемингуэй создавал себе образ некого , рассказывая о том, что у него было много любовниц, дам легкого поведения и негритянских наложниц. Выдумки это или нет, но биографические факты говорят, что у Эрнеста действительно было много избранниц: он любил всех, но каждый последующий брак называл огромной ошибкой.


Первой возлюбленной Эрнеста стала прелестная медсестра Агнес фон Куровски, которая лечила писателя в госпитале от полученных ран во время Первой мировой войны. Именно эта светлоглазая красавица стала прототипом Кэтрин Баркли из романа «Прощай, оружие!». Агнес была старше своего избранника на семь лет и питала к нему материнские чувства, называя в письмах «малышом». Молодые люди думали узаконить свои отношения свадьбой, однако их планам не суждено было сбыться, так как ветреная девушка полюбила знатного лейтенанта.


Второй избранницей гения литературы стала некая рыжеволосая пианистка Элизабет Хэдли Ричардсон, которая была старше писателя на 8 лет. Пусть она и не была красавицей, как Агнес, но зато эта женщина всячески поддерживала Эрнеста в его деятельности и даже подарила ему печатную машинку. После свадьбы молодожены переехали в Париж, где первое время жили впроголодь. Элизабет родила Хему первенца Джона Хэдли Никанора («Бамби»).


Во Франции Эрнест часто посещал рестораны, где наслаждался кофе в компании своих друзей. В том числе среди его знакомых находилась светская львица леди Дафф Твисден, которая была с завышенной самооценкой и не брезговала крепким словцом. Несмотря на столь вызывающее поведение, Дафф пользовалась вниманием мужчин, и Эрнест не был исключением. Однако тогда еще молодой писатель не осмелился изменить супруге. Позже Твисден была «преобразована» в Брет Эшли из романа «И восходит солнце».


В 1927 году Эрнест начал увлекаться Паулиной Пфайфер, подругой Элизабет. Паулина не дорожила дружбой с женой писателя, а наоборот, делала все, чтобы завоевать чужого мужчину. Пфайфер была хороша собой и работала в модном журнале Vogue. Позже Эрнест скажет, что развод с Ричардсон станет величайшим грехом всей его жизни: он любил Паулину, но по-настоящему счастлив с ней не был. От второго брака у Хемингуэя родились двое детей – Патрик и Грегори.


Третьей женой лауреата стала известная в США корреспондентка Марта Геллхорн. Авантюрная блондинка обожала охоту и не боялась трудностей: зачастую она освещала важные политические новости, происходящие в стране, и делала опасную журналистскую работу. Добившись в 1940 году развода от Паулины, Эрнест делает предложение Марте. Однако вскоре отношения молодоженов «разошлись по швам», так как Геллхорн была чересчур самостоятельной, а Хемингуэй любил властвовать над женщинами.


Четвертая суженая Хемингуэя – журналистка Мэри Уэлш. Эта лучезарная блондинка на протяжении брака поддерживала талант Эрнеста, а также помогала с издательскими хлопотами, став личным секретарем своего мужа.


В 1947 году в Вене 48-летний писатель влюбляется в Адриану Иванчич – девушку, которая моложе его на 30 лет. Хемингуэя тянуло к белокожей аристократке, но Иванчич относилась к автору рассказов, как к отцу, сохраняя дружеские отношения. Мэри знала об увлечении мужа, однако действовала спокойно и по-женски мудро, зная, что пожар, возникший в груди Хемингуэя, не потушить никакими средствами.

Смерть

Судьба постоянно испытывала Эрнеста на стойкость: Хемингуэй пережил пять аварий и семь катастроф, лечился от ушибов, переломов и сотрясения мозга. Также он успел переболеть сибирской язвой, раком кожи и малярией.


Незадолго до смерти Эрнест страдал гипертонией и диабетом, но для «излечения» был помещен в психиатрический диспансер Майо. Состояние писателя только ухудшилось, к тому же он страдал маниакальной паранойей по поводу слежки за собой. Эти мысли сводили Хемингуэя с ума: ему казалось, что любая комната, где бы он ни был, оборудована жучками, а бдительные агенты ФБР следовали всюду по пятам.


Врачи клиники лечили мэтра «классическим способом», прибегая к электросудорожной терапии. После 13 сеансов психотерапевты лишили Хемингуэя возможности писать, потому что его яркие воспоминания были стерты электрошоком. Лечение не помогало, Эрнест все глубже окунался в депрессию и навязчивые мысли, поговаривая о самоубийстве. Вернувшись 2 июля 1961 года после выписки в Кетчум, Эрнест, выброшенный «на обочину жизни», застрелился из ружья.

  • Однажды Эрнест поспорил с приятелями, что напишет самое лаконичное и трогательное произведение в мире. Гению литературы удалось выиграть пари, написав на бумаге шесть слов:
«Продаются детские ботинки: не ношеные» («For sale: baby shoes, never worn»).
  • Эрнест до жути боялся публичных выступлений, а в особенности ненавидел давать автографы. Но один настойчивый фанат, мечтая о заветной подписи, преследовал писателя 3 месяца. В результате чего Хемингуэй сдался и написал такое послание:
«Виктору Хиллу, настоящему сукиному сыну, который не может понять ответа “нет”!» («To Victor Hill, a real Son of a Bitch, who can"t take «no» for an answer»).
  • До Эрнеста у Мэри Уэлш был муж, который не хотел давать согласие на развод. Поэтому однажды разъяренный Хемингуэй поставил его фотокарточку в туалете и начал стрелять из ружья. В результате этого спонтанного поступка в дорогущем отеле было затоплено 4 комнаты.

Цитаты Хемингуэя

  • Будучи трезвым, претворите в жизнь все свои пьяные обещания - это научит вас держать язык за зубами.
  • Путешествуй только с теми, кого любишь.
  • Если в жизни можно оказать хоть маленькую услугу, не надо уклоняться от этого.
  • Не судите о человеке только по его друзьям. Помните, что друзья у Иуды были безукоризненны.
  • Смотри на картины непредвзято, читай книги честно и живи как живется.
  • Лучший способ узнать, можете ли вы доверять кому-то, - это доверять ему.
  • Из всех животных только человек умеет смеяться, хотя как раз у него для этого меньше всего поводов.
  • Все люди делятся на две категории: те, с которыми легко, и так же легко без них, и те, с которыми сложно, но невозможно без них.

Библиография

  • «Три истории и десять поэм» (1923);
  • «В наше время» (1925);
  • «И восходит солнце (Фиеста)» (1926);
  • «Прощай, оружие!» (1929);
  • «Смерть после полудня» (1932);
  • «Снега Килиманджаро» (1936);
  • «Иметь и не иметь» (1937);
  • «По ком звонит колокол» (1940);
  • «За рекой, в тени деревьев» (1950);
  • «Старик и море» (1952);
  • «Хемингуэй, дикое время» (1962);
  • «Острова в океане» (1970);
  • «Райский сад» (1986);
  • «Сборник коротких рассказов Эрнеста Хемингуэя» (1987);

Американский писатель Эрнест Миллер Хемингуэй родился в городке Оук-Парк, в привилегированном пригороде Чикаго. Его мать, урожденная Грейс Холл, бросила оперу и вышла замуж за отца Х. Кларенса Эдмонсона Хемингуэя, врача-терапевта и спортсмена, который в 1928 г. покончил с собой. Старший сын из шести детей, Эрнест учился в школах Оук-Парка, печатая рассказы и стихотворения в школьных газетах.

После окончания учебы в 1917 г. Х. хотел вступить в армию, чтобы участвовать в первой мировой войне, однако из-за травмы глаза призван не был и вместо этого в 1917...1918 гг. работал корреспондентом в канзасской газете «Стар» («Star»). Шесть месяцев спустя он уезжает добровольцем в воюющую Европу и становится шофером американского отряда Красного Креста на итало-австрийском фронте, где в июле 1918 г. получает серьезное ранение в ногу, несмотря на которое сумел доставить раненого итальянского солдата в безопасное место. За воинскую доблесть Х. дважды награждался итальянскими орденами. Находясь на излечении в госпитале, Х. влюбляется в американскую сестру милосердия; через десять лет эта любовная история, а также военный опыт лягут в основу его романа «Прощай, оружие» («A Farewell to Arms», 1929).

Возвратившись в Оук-Парк героем войны, Х. приходит к выводу, что жизнь в предместье Чикаго чрезвычайно скучна, и вскоре поступает на работу в редакцию чикагского журнала, где знакомится с писателем Шервудом Андерсоном, который убеждает его уехать в Париж, чтобы избавиться от «бездуховной», как он выразился, атмосферы американского Среднего Запада. Женившись в сентябре 1921 г. на Хэдли Ричардсон (от брака с которой у него был сын), Х. последовал совету Андерсона и отправился в Европу.

Живя за границей, Х. много путешествует, пишет статьи на самые различные темы для «Торонто стар» («Toronto Star»), знакомится с американскими писателями, живущими в то время в Париже, - с Гертрудой Стайн, Эзрой Паундом, Скоттом Фицджеральдом и др. - и начинает писать, исходя из принципа «главное - сочинить одно предложение правды, а дальше пойдет». В Париже вышли первые книги Х. - «Три рассказа и десять стихотворений» («Three Stories and Ten Poems», 1923), написанные под влиянием Андерсона, а также сборник рассказов «В наше время», («In Our Time», 1924), который через год был переиздан в США. Новеллистический цикл «В наше время» отличается простым экономным стилем, характерным для зрелого Х.; появляется здесь и традиционный для писателя герой, который, выражаясь словами самого Х., «в трудную минуту не подведет».

«Вешними водами» («The Torrents of Spring», 1926), наспех написанной пародией на один из романов Шервуда Андерсона, заинтересовался известный редактор Максуэлл Перкинс из издательства «Чарлз Скрибнерс». В октябре 1926 г. Х. публикует свой первый серьезный роман «И восходит солнце» («The Sun Also Rises»), который был чрезвычайно благосклонно принят критикой и создал Х. прочную репутацию многообещающего молодого писателя. В романе выведены американцы и англичане, жившие в Париже и в Испании; друзья Х. узнавали многих героев этой книги, в том числе и самого автора. По мнению Карлоса Бейкера, пожалуй самого авторитетного из биографов Х., изображенное писателем послевоенное поколение «стало одним из аспектов социальной истории 20-х годов нашего века». Главные герои, представители, по меткому выражению Гертруды Стайн, «потерянного поколения», травмированы духовно (а сам рассказчик, импотент Джейк Барнс, - и физически). Смысл жизни эти люди видят лишь в боксе, рыбалке, корриде, пьянстве и любви.

В 1927 г. Х. влюбляется в Полину Пфейффер, на которой женится в том же году после развода со своей первой женой; от второго брака у Х. было двое сыновей. После выхода в свет еще одного сборника рассказов, «Мужчины без женщин» («Men Without Women», 1927), Х. возвращается в Соединенные Штаты и, поселившись во Флориде, в Ки-Уэсте, завершает свой второй роман - «Прощай, оружие» («A Farewell to Arms»), который имел огромный успех как у критики, так и у широкого читателя. Многие литературоведы считают «Прощай, оружие», наряду с более поздним романом «По ком звонит колокол» («For Whom the Bell Tolls» 1940), самым лучшим произведением Х., в котором его стиль - ясный, сжатый и очень емкий - достигает своего совершенства.

В 30-е гг., однако, в творчестве Х. отмечается некоторый спад. Именно в этот период писатель заболевает пресловутой «звездной болезнью», изображает из себя «настоящего мужчину» (интерес к испанской корриде, африканской охоте на хищников, вызывающее поведение), что многими воспринималось как позерство, самым пагубным образом сказавшееся на его творчестве. К главным произведениям этого периода относятся «Смерть после полудня» («Death in the Afternoon, 1932), документально выверенный рассказ об испанской корриде, «Зеленые холмы Африки» («The Green Hills of Africa», 1935), дневник первого сафари писателя, в котором описания охоты и африканских ландшафтов перемежаются экскурсами в литературу и эстетику, «Иметь и не иметь» («То Have and Have Not», 1937), повесть, действие которой происходит во Флориде, где главный герой вынужден из-за тягот Великой депрессии стать контрабандистом. В 30-е гг. признание критики получили лишь два мастерски написанных рассказа, действие которых происходит в Африке: «Недолгое счастье Фрэнсиса Макомбера» («The Short and Happy Life of Francis Macomber») и «Снега Килиманджаро» («The Snows of Kilimanjaro»).

Во время гражданской войны в Испании Х. в полной мере раскрылся как художник и гражданин. В 1937 г., собрав деньги для республиканцев, писатель отправляется в Испанию в качестве военного корреспондента Североамериканской газетной ассоциации и сценариста документального фильма «Земля Испании», который снимал голландский режиссер Йорис Ивенс. Побывав в Испании во второй раз, Х. пишет пьесу «Пятая колонна» (The Fifth Colunn), где показана осада Мадрида осенью 1937 г.; тогда же у него начинается роман с Мартой Геллхорн, военным корреспондентом в Мадриде. Книга Х. «По ком звонит колокол» посвящена событиям гражданской войны в Испании и описывает последние события из жизни американского добровольца, воевавшего на стороне республиканцев. Этот роман, в заглавие которого вынесены слова английского поэта Джона Донна («...Не спрашивай никогда, по ком звонит колокол; он звонит по тебе»), является призывом к братству людей. «По ком звонит колокол» имел огромный успех. По мнению Карлоса Бейкера, «эта книга до сих пор остается непревзойденным шедевром среди всех произведений (как художественных, так и нехудожественных), посвященных испанской трагедии тех лет».

После развода с Полиной Пфейффер Х. в 1940 г. женится на Марте Геллхорн, покупает дом под Гаваной и вместе с женой совершает поездку в Китай, где в это время идет японо-китайская война. В 1944 г. Х. разводится со своей третьей женой, отправляется в Лондон в качестве военного корреспондента, участвует в полетах британских ВВС, описывая высадку союзников в Нормандии, и 25 августа 1944 г. входит с американскими войсками в Париж. Писатель так активно участвует в боевых действиях союзников, что едва не попадает под трибунал за нарушение правил Женевской конвенции о поведении военных корреспондентов, что, впрочем, не помешало ему получить Бронзовую звезду за храбрость. Возвратившись 14 марта 1946 г. в Гавану, Х. женится на Мери Уэлш, корреспонденте журнала «Таймс», с которой он познакомился в Лондоне в 1944 г. и с которой прожил до конца жизни.

После нескольких лет напряженной работы Х. завершает роман «За рекой в тени деревьев» («Across the River and Into the Trees», 1950), действие которого происходит во время второй мировой войны в Италии. Критика единодушно признала этот роман неудачным: манерным, сентиментальным, самодовольным. Лилиан Росс поместила по этому поводу в «Нью-Йоркере» язвительный фельетон, а писатель-юморист Э.Б. Уайт откликнулся злой пародией «За решеткой, в тени деревьев».

В 1952 г. Х. печатает в журнале «Лайф» повесть «Старик и море» («The Old Man and the Sea»), лирическое повествование о старом рыбаке, который поймал, а потом упустил самую большую рыбу в своей жизни. Повесть пользовалась огромным успехом как у критики, так и у широкого читателя, вызвала мировой резонанс, репутация Х. была восстановлена, и в 1953 г. писатель получает за повесть Пулитцеровскую премию.

В 1954 г. Х. была присуждена Нобелевская премия по литературе «за повествовательное мастерство, в очередной раз продемонстрированное в «Старике и море», а также за влияние на современную прозу». В своей речи при вручении премии Андерс Эстерлинг, член Шведской академии, назвал Х. «одним из самых значительных писателей нашего времени». Высоко оценив последнюю повесть Х., Эстерлинг сказал, что «в этом рассказе, где речь идет о простом рыбаке, перед нами открывается человеческая судьба, прославляется дух борьбы при полном отсутствии материальной выгоды... это гимн моральной победе, которую одерживает потерпевший поражение человек».

По состоянию здоровья Х. не смог присутствовать на церемонии вручения премии. В его Нобелевской лекции, которая была прочитана Джоном Кэботом, американским послом в Швеции, говорилось, что «творчество - это в лучшем случае одиночество... Писатель растет в общественном мнении и за это жертвует своим одиночеством. Ведь писатель творит один, и, если он достаточно хороший писатель, ему приходится каждый день иметь дело с вечностью - или с ее отсутствием».

В 1960 г. Х. лежал в клинике Майо в Рочестере (штат Миннесота) с диагнозом депрессии и серьезного умственного расстройства. Выйдя из больницы и убедившись, что он не в состоянии больше писать, Х. возвращается в свой дом, в Кетчем (штат Айдахо), и 2 июня 1961 г., приставив к виску ружье, кончает жизнь самоубийством. В некрологе американский критик Эдмунд Уилсон отметил, что «это событие подобно тому, как если бы вдруг обвалился один из краеугольных камней нашего поколения».

Некоторые произведения Х., например «Острова в Океане» («Islands in the Stream», 1970), были опубликованы посмертно. Впрочем, за исключением «Праздника, который всегда с тобой» («A Moveable Feast», 1964), воспоминаний о жизни в Париже в 20-е гг., большинство из опубликованных посмертно произведений ничего не добавили к репутации писателя, которая после его смерти неуклонно падала. Имея в виду прежде всего «Старика и море», критик Кен Мориц заявил, что «нам необходимо интеллектуальное мужество, а не романтические мифы о героях-одиночках». Противники Х., писал критик Роберт П. Уикс в своем предисловии к книги «Собрание критических эссе о творчестве Хемингуэя» (1962), считают, что «Х. слишком ограничен... его герои молчаливы, бесчувственны... в его книгах описываются только бокс, бой быков, драки, ловля форели и прочие мужские утехи; стиль Х. и стилем не назовешь - настолько он прост».

Несмотря на подобного рода критику, X. остается одним из самых крупных американских писателей, книги которого переведены на многие языки мира. Тот же Уикс замечает, что вопреки всем недостаткам, а отчасти и благодаря им творчество Х. - «это крик души, который, хотя ему, возможно, и не хватает толстовского многообразия и мелвиллской мощи, является трогательной и неоднозначной реакцией на наше время».