Основы нотной грамотности. Основы нотной грамоты

Объем музыкальной грамоты и теоретических понятий:

1.Звук. Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр, громкость.

2.Мелодия. Типы мелодического движения. Интонация. Начальное представление о клавиатуре фортепиано (синтезатора). Подбор по слуху попевок и простых песен.

3.Метроритм. Длительности: восьмые, четверти, половинные. Пауза. Акцент в музыке: сильная и слабая доли. Такт. Размеры: 2/4; 3/4; 4/4. Сочетание восьмых, четвертных и половинных длительностей, пауз в ритмических упражнениях, ритмических рисунках исполняемых песен, в оркестровых партиях и аккомпанементах. Двух- и трехдольность – восприятие и передача в движении.

4. Лад: мажор, минор; тональность, тоника.

5.Нотная грамота. Скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот в объеме первой-второй октав, диез, бемоль. Чтение нот первой-второй октав, пение по нотам выученных по слуху простейших попевок (двухступенных, трехступенных, пятиступенных), песен, разучивание по нотам хоровых и оркестровых партий.

6. Интервалы в пределах октавы. Трезвучия : мажорное и минорное. Интервалы и трезвучия в игровых упражнениях, песнях и аккомпанементах, произведениях для слушания музыки.

7.Музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Инструментальный концерт. Музыкально-сценические жанры: балет, опера, мюзикл.

8. Музыкальные формы. Виды развития: повтор, контраст. Вступление, заключение. Простые двухчастная и трехчастная формы, куплетная форма, вариации, рондо.

В результате изучения музыки на уровне начального общего образования обучающийся получит возможность научиться :

реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать;

использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;

оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

1.2.10. Технология

В результате изучения курса «Технология» обучающиеся на уровне начального общего образования:

Получат начальные представления о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;

Получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;

Получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития;

Научатся использовать приобретенные знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.

Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, конструкторско-технологического мышления, пространственного воображения, эстетических представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук.

Обучающиеся:

в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых творческих работ, а также элементарных доступных проектов, получат первоначальный опыт использования сформированных в рамках учебного предмета коммуникативных универсальных учебных действий в целях осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение ролей руководителя и подчиненных, распределение общего объема работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми;

овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий – исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;

получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий : целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию;

Вам понадобится

  • - самоучитель игры на инструменте;
  • - нотная тетрадь;
  • - метроном;
  • - фортепианная клавиатура (можно найти в Интернете интерактивную или даже сделать немую из картона).

Инструкция

Начните с длительностей. Найдите в самоучителе или на сайте для тех, кто осваивает ваш инструмент, соответствующий раздел. Вспомните и школьный курс математики, то есть действия с простыми . Все вам пока не понадобятся. Повторите только то, что касается 1/2, 1/4 и прочих , знаменатель которых кратен двум.

Запомните, целая нота и как она считается. Представьте себе, что это - единица или какой-либо целый предмет, вроде яблока или апельсина. В единице две половинки, четыре четверти, восемь восьмых долей и т. д. Точно так же и в целой ноте. Для удобства запоминания музыканты привыкли ее считать не просто «раз-два-три-четыре», а делить каждую четверть еще на две - «раз-и-два-и-три-и-четыре-и». Таким образом целая нота делится не на четверти, а уже на восьмые.

Старайтесь запоминать длительности и зрительно, и на слух. Пустой внутри кружок без палочек и хвостиков целую ноту. Кружок с незаполненной серединкой и палочкой обозначает половинку. Палочка при этом может быть направлена как вверх, так и вниз, в зависимости от того, на какой линейке нота. Черный кружочек с палочкой обозначает четверть, а если есть и палочка, и хвостик - то это восьмушка. Более мелкие длительности различаются по количеству хвостиков. Если записаны две или даже четыре восьмушки подряд, они могут соединяться друг с другом прямой линией. Группа из шестнадцатых соединяется двумя параллельными , а тридцать вторых - тремя.

Найдите какой-нибудь предмет, издающий ритмичные звуки. Если нет метронома, используйте механические часы. Отстукивайте сначала их ритм, а затем - в два раза чаще. Представьте, что часы отстукивают четверти. Тогда получается, что вы стучите восьмушки. Точно так же соотносятся друг с другом и другие длительности.

Найдите любые ноты и поучитесь читать длительности. Полезно из постучать. Выбирайте нотные из учебника или что-либо из классики. Там вам могут встреться обозначения, которых вы пока еще не знаете. Прочтите, что они значат. Например, четверть может делиться не на две восьмых, а на три, такая фигура называется «триоль». Бывают и другие обозначения групп нот одной и той же длительности.

В начале каждой нотной строчки, сразу после ключа и ключевых знаков, вы найдете обозначение размера. Нижняя его часть, сильно напоминающая знаменатель простой дроби, означает то же самое, что и он, то есть на какие доли делится такт. Верхняя цифра обозначает, сколько таких долей в . Посмотрите на размер и определите, нотами каких длительностей можно заполнить каждый такт. Комбинации их могут быть разными, а вот в сумме они должны давать одно и то же число, обозначенное в начале.

Разобравшись с длительностями, посмотрите, высота тона. В начале нотной строчки стоит ключ. Они могут быть разными, но чаще других используется скрипичный ключ. Он еще называется «ключ соль». Завиток, который находится внутри «головы», упирается как раз в ту линейку, на которой пишется соль первой октавы, то есть во вторую. Найдите ее на фортепианной клавиатуре и на своем инструменте. На фортепиано это белая клавиша, которая находится в группе с тремя черными. Нота соль находится между первой и второй черными клавишами этой группы.

Обратите внимание на то, что ноты пишутся как на линейках, так и между ними. Выучите звукоряд вверх от ноты соль и вниз. Расстояние между второй линейкой и промежутком между второй и первой (или второй и третьей) соответствует расстоянию между соседними белыми клавишами на фортепиано. То есть между первой и второй будет писаться нота фа, а между второй и третьей - ля. Высчитайте таким же образом остальные ноты. Некоторые ноты пишутся на дополнительных линейках или под ними. Никакого различия между дополнительными и основными линейками нет, расстояние все так же соответствует промежутку между соседними клавишами. То есть ре первой октавы пишется под первой линейкой, а до - на добавочной. Добавочные линейки есть как внизу, так и вверху.

Любой музыкант, будь то новичок или профессионал, в обязательном порядке должен для себя четко представлять, что такое нотная грамота. Это есть основа, без которой, как говорится, никуда.

Понятие нотной грамоты

К сожалению, далеко не все люди, пытающиеся приобщиться к музыкальному миру, уделяют должное внимание этому предмету. Согласитесь, обычное бренчание на гитаре в подворотне или у костра на природе к профессионализму не имеет никакого отношения, хотя и предполагает хотя бы минимальное знание аккордов и их аппликатуру расположения на грифе. Но для более широкого понимания музыки этого явно недостаточно.

Нотная грамота является базовым предметом, с которого, собственно, и начинается обучение в музыкальных школах при игре абсолютно на любом инструменте или при занятиях вокалом. Она тесно связана с такими специфичными предметами, как сольфеджио и гармония, которые дают о музыке более широкое представление. Сама же нотная грамота для начинающих включает несколько основных аспектов. Это понимание нотного стана, звукоряда, длительностей нот и пауз, принципов построения гамм, трезвучий и аккордов, использования ключевых знаков и особенностей исполнения.

Нотоносец и позиции нот

Первое понятие, которое должен усвоить каждый начинающий музыкант, это нотный стан, его иногда еще называют нотоносцем. Это 5 горизонтальных линеек, на или между которыми располагаются ноты и знаки альтерации.

Тут нужно заметить, что система записи нот для некоторых инструментов может отличаться. Так, например, нотная грамота для фортепиано в расположении нот на линейках нотного стана отличается от аналогичного процесса, скажем, для гитары, где происходит смещение на одну октаву.

Ноты располагаются на основных линейках или между ними, а также на нижних и верхних добавочных линейках. Если говорить об основном нотном стане, на нем можно расположить ноты от «ре» первой октавы до «соль» второй октавы. Для нот с тонами выше и ниже и используются добавочные линейки.

Нотные ключи

Для указания диапазона, в котором происходит исполнение нотной партии, нотная грамота использует специальные ключи: скрипичный и басовый. Несмотря на одинаковое расположение на нотном стане, играются разные ноты.

Что касается звукоряда, нотная грамота для начинающих трактует такое понятие, как последовательность звуков, следующих один за другим. Простейшим звукорядом можно назвать последовательность «до, ре, ми, фа, соль, ля, си» (латинское обозначение C, D, E, F, G, A, H и отдельно «си-бемоль» B). Эти семь нот и являются теми "кирпичиками", из которых строится все музыкальное произведение.

При всем этом нужно знать позиции нот не только на линейках нотного стана, но и на самом инструменте. Например, нотная грамота для фортепиано подразумевает клавиатуру, для гитары - лады грифа и струны.

Длительности нот

Также необходимо знать длительности нот. По сути, длительность ноты - это, так сказать, время ее звучания. Ноты бывают целыми, половинными, четверными, восьмыми, шестнадцатыми и т. д.

Как видно из этого примера, здесь имеется кратность двум как минимум. Иными словами, целая нота по длительности в такте равна двум половинным, четырем четвертным, восьми восьмым и т. д., равно как и одна четвертная нота равна двум восьмым или четырем шестнадцатым.

Размеры

Еще нотная грамота подразумевает использование размеров, которые указывают максимально возможное содержание нот в одном такте. В стандартных размерностях можно выделить следующие: 2/4, 3/4, 4/4, 6/8 и т. д. Существуют и более сложные размерности типа 12/4, 12/8, 5/4, 5/8, 7/8, 9/8 и другие. Обучение нотной грамоте предполагает изучение этих понятий только после понимания азов.

Темп

В этом понятии регулируется скорость исполнения. Различают медленные, умеренные и быстрые темпы. Медленные: «анданте», «состенуто», «граве», «адажио», «ленто», «ларго». Умеренные: «модерато», «анданте». Быстрые: «аллегро», «аллегретто», «виво», «виваче», «престо».

Основные ступени при построении гаммы

Гаммы являются одной из основ нотной грамоты. При их построении нужно учитывать не только нотный ряд, ключевые знаки повышения или понижения тона определенных нот (диезы и бемоли) или знак отмены таких действий (бекар), но и ступени гаммы (устойчивые, неустойчивые, основные). Неустойчивыми называют ступени, стремящиеся к разрешению вверх или вниз. К примеру, в гамме «до мажор» к устойчивым ступеням относятся «до», «ми», «соль» (1-я, 3-я, 5-я ступени), а к неустойчивым - «ре», «фа», «ля» и «си» (2-я, 4-я, 6-я и 7-я ступени). Такая последовательность характерна абсолютно для всех гамм.

Интервалы

На каждой ступени строятся интервалы. Основными по возрастанию являются такие интервалы и их обозначения (стандартные): прима (только чистая - ч1), секунда (малая и большая - б2 и м2), терция (малая и большая - м3 и б3) кварта (только чистая - ч4), квинта (только чистая - ч5), секста (малая и большая - м6 и б6), септима (малая и большая - м7 и б7) и октава (только чистая - ч8).

Существуют еще увеличенные и уменьшенные интервалы, характерные интервалы и т. д. На основе интервалов строятся трезвучия и аккорды. Как уже понятно, трезвучие содержит три ноты, а аккорд - четыре.

Знаки

Изучение нотной грамоты предполагает заучивание знаков альтерации. Основными считаются следующие: «диез» - повышение звучания на полтона, «бемоль» - на полтона ниже, «бекар» - отмена повышения или повышения на полтона, «дубль-диез»/«дубль-бемоль» - соответственно, повышение и понижение на один тон.

Громкость исполнения

Что касается громкости исполнения нот, последовательностей, трезвучий и аккордов, нотная грамота применяет специальные средства. Среди них различают и оттенки. К знакам относятся такие понятия, как «форте» (громко), «меццо-форте» (умеренно громко), «фортиссимо» (очень громко), «сфорцандо» (резкое усиление громкости, акцент). По аналогии: «пиано» (тихо), «меццо-пиано», «пианиссимо» и т. д.

К основным оттенкам можно отнести «легато» (плавное исполнение, неотрывное исполнение, когда один звук словно перетекает в другой), «стаккато» (резкое отрывистое исполнение), «синкопа» (задержка перед звучанием), «мордент» (последовательность нот вокруг одной основной) и т. п.

Заключение

Выше описаны только минимальные основы нотной грамоты. Для понимания построения музыкального произведения в более широком аспекте, естественно, нужно изучать специализированные предметы типа сольфеджио или гармонии. А они преподаются в музыкальных школах, музучилищах и консерваториях.

Основы музыкальной грамоты и сольфеджио. Зебряк Т.А.

М.: 2003. - 7 1 с.

Учебное пособие предназначено для изучения основ музыкальной грамоты и знакомства с основными элементами музыкального языка.

Формат: djvu

Размер: 1,8 Мб

Смотреть, скачать: yandex.disk

СОДЕРЖАНИЕ
ОТ АВТОРА 5
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ - МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА
§1. Звуки музыкальные и шумовые. Звукоряд. Основные звуки. Октавы. Полутон, целый тон. Знаки альтерации - диез,
бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль, бекар. Энгармонизм звуков. Диатонические и хроматические полутоны и целые тоны 6
§2. Ноты. Нотный стан (нотоносец). Ключи скрипичный и басовый ". 10
§3. Ритм. Длительности нот. Основное деление длительностей. Знаки для увеличения длительностей. Особые виды
ритмического деления. Паузы 12
§4. Метр. Такт. Размер такта. Простые, сложные, смешанные размеры. Переменный размер. Затакт. Синкопа. Темп 16
§5. Простые интервалы. Ступеневая и тоновая величина интервала. Чистые, малые, большие, увеличенные,
уменьшенные интервалы. Обращение интервалов. Консонансы и диссонансы. Составные интервалы 20
§6. Аккорды. Четыре вида трезвучий - мажорное, минорное, уменьшенное, увеличенное; их обращения.
Септаккорды, их обращения, 24
§7. Лад. Семиступенные лады. Ступени лада. Тоника. Мажорный лад (натуральный мажор). Тоническое
трезвучие. Гамма, ее строение. Название ступеней. Главные ступени лада. Устойчивые и неустойчивые
ступени. Разрешение. Минорный лад (натуральный минор). Тоническое трезвучие. Гамма, ее строение.
Устойчивые и неустойчивые ступени. Разрешение 28
§8. Тональность. Общее число употребительных тональностей мажора и минора. Ключевые и случайные знаки 31
§9. Диезные и бемольные тональности мажора. Энгармонизм - тональностей. Квинтовый круг. Гармонический и
мелодический мажор." 32
§10. Диезные и бемольные тональности минора. Энгармонизм тональностей. Квинтовый круг. Гармонический и
мелодический минор. Параллельные тональности. Параллельно-переменный лад 37
§11. Одноимённые тональности 41
§12. Родственные тональности. Модуляция 42
§13. Буквенная система обозначения звуков и тональностей, 43
§14. Чистые, малые, большие интервалы и тритоны в натуральном мажоре и натуральном миноре 44
§15.Тритоны в гармоническом мажоре и гармоническом миноре. Определение тональностей, в которых встречается данный тритон 46
§16. Характерные интервалы гармонического мажора и гармонического минора 48
§17. Трезвучия в тональности. Главные трезвучия с обращениями, их разрешение 49
§18. Септаккорды в тональности. Доминантсептаккорд (D7) с обращениями, их разрешение 51
§19. Вводные септаккорды (VII7), их разрешение 53
§20. Особые лады. Пентатоника 54
§21. Хроматизм и альтерация. Хроматическая гамма 57
§22. Транспозиция 59
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ - СОЛЬФЕДЖИО
§1. Что такое сольфеджио 60
§2. Интонационные упражнения. Секвенция 62
§3. Сольфеджио (сольфеджирование) 65
§4. Определение на слух отдельных элементов музыкального языка 67
§5. Музыкальный диктант 69

Музыка – это синтез рационального и эмоционального. Как и любая другая наука она имеет базовые понятия, с которыми должен быть знаком каждый музыкант. Если вы только начинаете постигать удивительный мир звуков и мелодий, то эта страница для вас. Прочитав ее, вы сможете разобраться в основах нотной записи. Нотная грамота станет понятной, и вы сможете играть простые, а может быть и сложные произведения.

Из чего состоит нотная запись

Из чего же, из чего же сделана наша нотная запись. Из:

  • Нотного стана;
  • Нот;
  • Длительностей;
  • Знаков альтерации;
  • Тональности;
  • Размера.

Давайте подробно рассмотрим каждый из данных пунктов, чтобы лучше понимать нотную грамоту.

Нотный стан

Нотный стан представляет собой основной элемент музыкального языка. Он содержит пять линий и четыре промежутка между ними. Стоит учитывать, что каждому из этих промежутков и линеек соответствует конкретная клавишу фортепиано (или другого муз. инструмента).

Если рассматривать запись нот для фортепиано, то обычно она состоит из двух нотоносцев, он носит название большого нотного стана. Верхний нотоносец служит для записи музыки, играемой правой рукой. Нижний нотоносец отображает музыкальную запись для левой руки. Обычно они объединяются специальной фигурной скобкой.


Пример большого нотного стана

Нотный стан имеет несколько основных составляющих, а именно ключи, размер, такты и тактовые черты.

Ключи

Ключ представляет собой музыкальный знак, стоящий в начале нотного стана, и тем самым открывает запись. Существует несколько разновидностей, наиболее распространенными являются скрипичный и басовый, поэтому их необходимо рассмотреть более подробно.

Скрипичный ключ обычно стоит вначале верхнего нотоносца. Центральная часть знака обвивается вокруг второй линии, поэтому его принято называть ключом Соль. Если вы еще не знаете, какие названия имеют ноты, и где они располагаются, предлагаем вам прочесть статью «Учим ноты вместе. В ней вы найдете много полезной информации.

Пример скрипичного ключа



Басовый ключ представляет собой музыкальный знак, открывающий нижний нотоносец начальная точка символа охватывает четвертую линейку, на которой располагается нота «Фа», поэтому данный ключ имеет название ключ «Фа».

Пример басового ключа



Длительности и размер

Звуки в музыкальных произведениях должны выдерживаться в определенном ритмическом рисунке, иначе произведение не будет похожим на само себя. Для обозначения количества времени используется система длительностей. Существуют наиболее распространенные длительности:

  • Целая;
  • Половинка;
  • Четверть;
  • Восьмая;
  • Шестнадцатая;
  • Тридцать вторая.


Целая нота представляет собой белый, не закрашенный кружок. Обычно длительность выдерживается в течении счета: раз, два, три, четыре.

Половинка представляет собой не закрашенную головку со штилем. Считается она на счет: раз, два.

Четверть представляет собой закрашенную головку со штилем. Считается на раз.

Восьмая представляет собой закрашенную головку со штилем и одинарным хвостиком. Счет в половину меньше четверти.

Шестнадцатая представляет собой закрашенную головку с двойным хвостиком. Счет в половину меньше восьмой.

Тридцать вторая представляет собой закрашенную головку с тройным хвостиком. Счет в половину меньше шестнадцатой.

Стоит отметить, что более большая по длительности нота может быть количественно равна другой. То есть целая равна двум половинным, четырем четвертям и восьми восьмушкам и т.д. Получается своеобразная арифметическая прогрессия. Рассмотрим на примере.

Размер

Нотная грамота для начинающих также включает в себя понятие о размере.

Размер всегда обозначается дробью: числитель – количество длительности в такте (об этом понятии подробнее ниже), знаменатель – указание длительности. Обычно размер ставится один раз за все произведение и находится после ключа и ключевых знаков (о ключевых знаках подробнее ниже).

Существуют несколько наиболее распространенных размеров:


Чтобы лучше разобраться в данном материале необходимы пояснения в конкретном размере. Возьмем один из популярнейших размеров, а именно 4/4.

В данном размере единицей выбрана четверть, что и указано в знаменателе дроби. Всего в такте должно располагаться то, количество нот, что в сумме даст четыре четверти.


Примечание: многие вначале обучения думают, что если размер 4/4, то можно использовать только четверти и их должно быть четыре. Нет, длительности могут быть самые разнообразные, главное, чтобы их сумма в такте не превышала 4/4.

Такты и тактовые черты

Такт напрямую взаимодействует с размером. Многие интересуются для чего нужны такты, ведь можно было бы просто писать длительности в необходимом порядке. Но все сложнее. Дело в том, что ритмичность в музыке достигается путем чередования сильных и слабых долей, что имеет название метра. Если не будет постоянной пульсации, то вся мелодическая структура будет разваливаться.

Что касается конкретно тактов и тактовых черт, то здесь все гораздо проще. Один такт включает в себя суммарное количество длительностей, назначенных в размере. Тактовые черты отделяют один такт от другого. Существуют несколько типов тактовых черт, наиболее распространены две:

  • Межтактовая черта используется между тактами.
  • Двойная тактовая черта используется в конце произведения и замыкает его.


Знаки альтерации и тональность (ключевые знаки)

Если представить фортепианную клавиатуру, то можно увидеть, что кроме белых клавиш, там есть еще и черные. Черные клавиши представляют собой хроматические звуки, а именно являются либо понижением, либо повышением основного тона. Добиться такого эффекта можно при помощи знаков альтерации.

На данный момент времени наиболее распространенными знаками альтерации являются диез, бемоль и бекар.

Первый символ повышает ноту на полтона, а второй символ понижает ноту на полтона, третий отменяет альтерацию. Читается нота со знаками. Действует данный символ только в пределах одного такта.

Например:


Расшифровка: Соль-диез, соль-бекар, соль| Соль-бемоль, соль-бекар||.

Если знаки альтерации действуют только в течении одного такта, то существуют ключевые знаки, которые сохраняют повышение или понижение на протяжении всего произведения.

Ключевые знаки приписываются на нотных линейках сразу после ключа. В зависимости от ключевых знаков можно определить тональность произведения. Необходимо помнить, что они идут в определенной неизменной последовательности, которую нельзя нарушать при записи нот в тональности. Существуют диезные и бемольные тональности. Рассмотри положение вначале в диезных, а потом в бемольных тональностях.

В диезных происходит повышение следующих звуков (один звук, одна тональность):

  1. Соль

В бемольных происходит понижение следующих звуков (один звук, одна тональность):

  1. Соль

Теперь, когда порядок указания ключевых знаков запомнился можно переходить к изучению основных тональностей. Но что такое тональность?