Описание степи в повести «Тарас Бульба. Художественные особенности повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба

Программа литературного образования МИРОСа предлагает изучать повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» в 8-м классе. Идеей этого учебного года является изучение жизни литературного рода во времени.

В блоке «Эпос» изучаются произведения, с которых начинается литература разных народов: поэма Гомера «Илиада», «Песнь о Роланде» и «Слово о полку Игореве». При изучении этих произведений внимание учащихся было сосредоточено на особенностях эпического стиля, на тех чертах, которые характерны для героического эпоса разных народов: Древней Греции, средневековой Франции и Руси. Анализ повести Гоголя логично завершает этот блок программы (в процессе работы с текстом учащиеся могут убедиться в правоте слов В.Г. Белинского: “Если в наше время возможна гомерическая эпопея, то вот вам её высочайший образец, идеал и прототип”). Внимание, которое уделяется на уроках анализу стиля Гоголя, обусловлено ещё и тем, что сам писатель придавал этому очень большое значение. Повесть была написана в 1835 году и напечатана в сборнике «Миргород». Во втором томе своих «Сочинений» (1842) Гоголь дал повесть в иной, значительно переделанной и расширенной редакции, которая отличалась от первой более тщательной стилистической отделкой и редакционными изменениями текста. В текст повести был включён также ряд новых эпизодов и положений (в результате вместо девяти глав получилось двенадцать, существенно изменился общий смысл повести).

Ю.Манн в своей книге о Гоголе приводит следующий эпизод: “Иван Панаев, молодой петербургский литератор, зашёл как-то к своему бывшему учителю Василию Ивановичу Кречетову. Кречетов преподавал русскую словесность в благородном пансионе при Петербургском университете.

Это, батюшка, такое явление, это, это, это... сам старик Вальтер Скотт подписал бы под этим «Бульбою» своё имя... У-у-у! Это уж талант из ряду вон... Какая полновесность, сочность в каждом слове... Этот Гоголь... да это чёрт знает что такое - так и брызжет умом и талантом...”

По программе МИРОСа в седьмом классе учащиеся знакомятся с историческим произведениями: романом Вальтера Скотта «Айвенго», повестью А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и поэмой М.Ю. Лермонтова «Песня про... купца Калашникова». Изучение «Тараса Бульбы», появившегося в то же время, что и повесть Пушкина и поэма Лермонтова, позволяет продолжить разговор о жанре исторического романа (повести, поэмы).

С равнивая произведения, учащиеся размышляют о том, почему повесть Гоголя нельзя назвать исторической, в чём особенность изображения истории в «Тарасе Бульбе», что именно интересовало писателя в том далёком прошлом, которое он показал в своём произведении. “Я к нашим летописям охладел, напрасно силясь в них отыскать то, что хотел бы отыскать, - писал Гоголь Срезневскому, - нигде ничего о том времени, которое должно бы быть богаче всех событиями... Эти летописи похожи на хозяина, прибившего замок к своей конюшне, когда лошади уже были украдены”.

Воссоздавая на страницах повести эпоху героического прошлого своей родины, Гоголь исходил из следующего положения: “Историк не должен искать в них (малороссийских песнях) показания дня и числа битвы или точного объяснения места, верной реляции: в этом отношении немногие песни помогут ему. Но когда он захочет узнать верный быт, стихии характера, все изгибы и оттенки чувств, волнений, страданий, веселий изображаемого народа, когда захочет выпытать дух минувшего века... тогда он будет удовлетворён вполне; история народа разоблачится перед ним в ясном величии” (статья «О малороссийских песнях», сб. «Арабески»). Предлагаемые ученикам задания, как нам кажется, помогут проанализировать особенности стиля Гоголя, рассмотреть как художественное целое его повесть, где он “вывел перед нашим взором этих гордых и воинственных казаков... вывел со всеми их достоинствами и родимыми пятнами, храбростью, с чувством братства и товарищества, но в то же время и множеством предрассудков, жестокостью, а подчас и странной логикой умозаключений” (Ю.Манн).

Задание № 1

Дополните фрагменты статьи В.Переверзева «О стиле Гоголя» примерами из повести Гоголя.

В стиле Гоголя легко различаются две струи, которые проходят через всё его творчество. С одной стороны, речь мерная, закруглённая, торжественная. Кажется, ни у кого больше из русских писателей не встретишь такой мерности и торжественности, как у него. Эта речь звучит как стройные аккорды музыки… Такой стиль… достигает особой колоритности в «Тарасе Бульбе». Содержание этого стиля сводится к тем литературным приёмам, которыми изобилует эпическая народная поэзия и малорусская дума.

1) …излюбленный народной поэзией оборот тавтологии , повторения одного и того же слова или одной фразы в целях усилить впечатление:

Особенно характерны именно те обороты, где повторяется целая фраза:

2) Фигура лирического отступления. Такими отступлениями богата малорусско-казацкая поэзия:

3) Иногда лирические отступления принимают форму лирических обращений автора к его героям - стилистический приём, часто встречающийся в народной поэзии:

4) Эпическое сравнение . Сущность оборота заключается в том, что, сравнив описываемую вещь с другой, художник так увлекается предметом, взятым только для сравнения, описывает его с такими подробностями, что он уже не поясняет, а заслоняет сравниваемую с ним вещь:

5) Сравнение периодическое . Оно отличается от эпического большей гармонией: всё сравнение заключено между двумя точками; предмет, привлечённый для сравнения, с какими бы подробностями ни рисовался, не поглощает описываемого, потому что этот последний включён в главное предложение, между тем как вся обрисовка предмета, взятого для сравнения, даётся в предложениях придаточных:

6) Особый вид эпитета. …Во-первых, сложный эпитет , полученный путём соединения прилагательного с существительным, который так часто встречается у Гомера:

Во-вторых, эпитет восклицательный , который, кроме Гоголя, кажется, ни у кого не встречается в русской литературе:

7) Чрезмерное увлечение… употреблением гиперболы .

В начале статьи сказано: “с одной стороны”. Какие черты стиля других повестей Гоголя можно противопоставить описанной во фрагменте линии?

Задание № 2

Прочитайте два фрагмента статьи И.Золотусского.

I. «Тарас Бульба» не мог бы явиться на свет, не будь «Слова о полку Игореве». Всё сближает эти два великих творения русской литературы - и поэтическое напряжение слова, и исторический момент, который выбран авторами, и боль за целостность Руси. «Слово о полку Игореве» - слово о поражении русского войска и урок, извлечённый из этого поражения. «Тарас Бульба» - слово о гибели Тараса Бульбы и его сыновей, о поражении запорожского войска, о возвышающей смерти, про которую можно сказать: “смертию смерть поправ”.

И «Слово…», и «Тарас Бульба» созданы наперекор распре, междоусобице и имеют одну святую задачу - собрать силы Руси (она же - полк, воинство, семья), помирить её внутри неё самой и призвать на великие дела. И тут и там видна государственная идея, автор - поэт, но автор - и человек, чувствующий свою ответственность за честь и судьбу родины. Гоголь в новой редакции «Тараса Бульбы» не просто поэт, но и певец во стане русского общества.

Природа в «Тарасе Бульбе» вопрошает человека, человек вопрошает природу. И меж собой - как в поэме о походе Игоря - перекликаются, помня друг о друге, воины. “Есть ли ещё порох в пороховницах? Крепка ли ещё козацкая сила?” - вопрошает Тарас. И неколебимо единодушен ответ казаков: “Есть ещё, батько, порох в пороховницах; ещё крепка козацкая сила; ещё не гнутся козаки!”

Как и автор «Слова…», Гоголь не зритель на битве, не сторонний присутствующий, а сын и брат казаков, их соотечественник, который не может молчать, видя их неразумие или грозящую им опасность: “Не добивай, козак, врага, а лучше поворотись назад!” “Козаки, козаки! - окликает он своих героев, - не выдавайте лучшего цвета вашего войска!” Дух Гоголя летает среди битвы, он взмывает, как степная чайка, над полем сражения, вьётся, хочет защитить своих.

И так же брезгуют казаки дорогими оксамитами, дерут их на онучи, топчут в грязь золотое шитьё, как и воины «Слова…». И так же пирует битва в «Тарасе Бульбе», так же льётся вино - кровь воинов, и печаль автора переносится в русские города и веси, где, как сказано в «Слове…», “жёны русские восплакались” и “стенание пронеслось по Русской земле”.

Сечь возмущают раздоры, как и князей Древней Руси. Спорят между собой старшины, казаки, полковники. Слишком дорого приходится платить за это несогласие. Гибнет, оставшись без полка, Остраница. Разделённое надвое войско запорожское (одна часть ушла вслед за татарами, другая осталась под стенами Дубно) ослабевает, поле под крепостью усеивается казацкими головами. Тёмное предчувствие, как некое затмение , веет над чубатыми казацкими головами, когда Сечь отправляется в поход. “Взглянул Тарас на небо, - пишет Гоголь, - а уж по небу потянулась вереница кречетов. Ну, будет кому-то пожива!” Природа подаёт казакам намёк на их грядущие несчастия. Вот почему воле провидения, исторической логике, которая будто бы подчинена соотношению сил на поле битвы, Тарас должен противопоставить силу и волю духа, идеи - в данном случае идеи товарищества. Для него эта идея выше идеи судьбы.

Вот отчего речи Тараса полны пылающего восторга. Слишком сильны в них интонации самого Гоголя.

Эти речи Тараса вынимают лучшее из сердец запорожцев, они овладевают как старыми умудрёнными сердцами, так и “молодыми жемчужными душами” (образ, повторяющий один из образов «Слова…»). Они проносятся над рядами казаков как слово витии, лиризм которого вызван к жизни подвигом запорожцев.

Гоголь верит в колдовскую силу слова, в слово, которое способно собрать, “сзывая равно всех на святую молитву”, а главное, сделать так, чтобы весь “миллион народа в одно время вздрогнул”.

II. Носителем слова в повести являются поэт-автор и поэт-герой. Его несут в народ и певцы-бандуристы, на которых часто ссылается Гоголь в «Тарасе Бульбе». “Густое, могучее слово” Тараса отдаётся в их песнях, “и пойдёт дыбом по всему свету слава и всё, что ни народится потом, заговорит о них. Ибо далеко разносится могучее слово, будучи подобно гудящей колокольной меди, в которую много повергнул мастер дорогого чистого серебра, чтобы далече по городам, лачугам, палатам и весям разносился красный звон…”

Огненной речью Тарас добивается большего, чем перевесом в численности войска. Никакие пушки, которые выставляют против Бульбы ляхи, не способны противостоять силе слова, направленного в упор в сердце.

Тарас Бульба у Гоголя - и оратор, пророк, пророчествующий на стогнах, и несгибаемый “лев”. Он - воплощённое единство слова и дела.

  1. Подчеркните (выделите) ту часть текста, которая является тезисом части I .
  2. На основе аргументов, выдвинутых автором в этой части текста, составьте таблицу «“Тарас Бульба” и “Слово о полку Игореве” - общие черты».
  3. Определите, как часть II связана с тезисом, выдвинутым автором в начале части I . Подчеркните тезис этой второй части текста.
  4. Выпишите из текста цитаты, с помощью которых можно охарактеризовать Гоголя-писателя и Гоголя как человека, выражающего позицию.

Задание № 3

Прочитайте фрагмент из статьи Ю.М. Лотмана «Художественное пространство в прозе Гоголя». В места, отмеченные *, вставьте доказательства - цитаты из текста повести «Тарас Бульба».

Пространство в «Тарасе Бульбе» противостоит «Старосветским помещикам» своим безграничным характером. Запорожская сечь - фокус пространственной конструкции повести - не имеет закреплённого места. Тарас и сыновья прибыли на остров Хортица, “где была тогда Сечь, так часто переменявшая своё жилище”. На сечи нет не только оград, но и постоянных жилищ. * Не случайно стены появляются лишь как враждебная запорожцам сила. * Стены - не защита, а враг. Другой враг - это вещи. Их бьют, ломают. * Дважды повторяется образ «Слова о полку Игореве»: “Не раз драли на онучи дорогие паволоки и оксамиты”, *. В вещах же и деньгах - добыче запорожцев - подчёркивается любопытная черта: добыча - не собственность. Ею уже владели многие, она прошла через десятки рук. * Таким образом, вещи и право собственности перестают быть неподвижной, разгораживающей категорией. Более того - вещи существуют, чтобы их бить и пропивать, дома - чтобы бросать. Понятие границы и отграниченного пространства вводится лишь затем, чтобы его нарушить и сделать переход не просто движением, а освобождением , актом воли. * Одновременно происходит разрушение собственности, вещей, жилища и переход к движению. Характерно, что миру вещей противопоставляется небо и степь. Степь и небо противостоят дому и вещам ещё по одному признаку - как неделимое делимому. В понятие пространства входят и такие неделимые явления, как музыка, пляска, пир, битва, товарищество, соединяющие людей в непрерывное, недробимое целое. С этим связана ещё одна сторона дела: мозаическое распадение пространства делает невозможной коммуникацию. “Раздробленный” - у Гоголя синоним понятий “разобщённый”, “некоммуникативный”. В «Повести о том, как поссорились…» растут не только преграды - растёт непонимание, утрачиваются слабые возможности общения. «Тарас Бульба» снимает эту проблему как присущую только определённым типам жизни. Особое значение для понятия пространства в «Тарасе Бульбе» имеет подвижность входящих в него людей и предметов. Безграничность пространства строится так: намечаются некие границы, которые тотчас отменяются невозможностью их преодоления. Пространство неуклонно расширяется. Так, все походы запорожцев - это выход пространства за свои пределы. Здесь мы снова встречаем характерный приём вынесения точки зрения вверх. Посмотрим, как строится описание поездки Тараса и сыновей на Сечь. Чем быстрее движение, тем выше выносится в пространственном отношении точка зрения наблюдателя: * . “Быстрая молния сжимаемой травы” неожиданно выносит точку зрения наблюдателя вверх - вертикально над едущими казаками. Вряд ли случайно, что в момент гибели Гоголь поднимает Тараса * …Все эти наблюдения позволяют сделать вывод, что поведение персонажей в значительной мере связано с пространством, в котором они находятся, а само пространство воспринимается не только в смысле реальной протяженности, но и в ином - обычном в математике - понимании, как “совокупность однородных объектов (явлений, состояний и тому подобное), в которой имеются пространственно-подобные отношения”. Это, в принципе, допускает возможность для одного и того же героя попеременно попадать то в одно, то в другое пространство и одновременно создаёт представление о множестве пространств, причём, переходя из одного в другое, человек деформируется по законам этого пространства.

Задания к тексту:

  1. Разбейте текст на абзацы, составьте его план (с учётом вставленных вами цитат).
  2. Сравните пространственную организацию повестей «Тарас Бульба» и «Старосветские помещики».

Тема: Смысл противопоставления Остапа и Андрия (по произведению Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»).

Цели урока: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс, подготовка к творческой работе, обучение чтению с пометками, составление таблицы сравнительной характеристики героев; воспитание любви к ближнему, Родине.

Учащиеся заранее получают задание о том, что на следующем занятии будет изучаться тема «Смысл противопоставления Остапа и Андрия» и необходимо заполнить входные билеты с предположениями по этой теме.

Ребята входят в класс с входными билетами.

Стадия вызова

Дорогие, ребята! Попасть на урок было не так-то просто. На ваших входных билетах я попросила вас выполнить следующее задание:

Тема: «Смысл противопоставления Остапа и Андрия». Попытайтесь в нескольких словах или предложениях объяснить данное выражение.

Дерево предсказаний

Выскажите свои предположения, чем мы будем заниматься на уроке.

Презентуйте свои ответы, начиная со слов возможно или вероятно.

Запишите два важных вопроса, на которые нам предстоит ответить на уроке?

Презентуйте свои ответы?

Осмысление

В центре нашего внимания будут два героя – Остап и Андрий.

Что вы знаете об этих героях? Коротко ответьте на вопрос 1-2 предложениями.

Презентуйте свои ответы.

Толстые и тонкие вопросы

Запишите два самых важных вопроса, на которые надо ответить?

Презентуйте свои вопросы.

А теперь обратите внимание на вопросы, которые составила вам я?

В чем сходство и различие Остапа и Андрия?

Какой путь жизни выбирает каждый из героев?

Что хочет сказать Гоголь читателю, противопоставляя Остапа и Андрия?

Чтение с пометками

Прочитайте отрывок из повести, попутно подчеркивая ключевые слова к характеристике героев.

Двухчастный дневник

На основании прочитанного распределите понятия на две части – сходство и различие:

1) Внешность, характер.

2) Одна семья.

3) Отношение к войне.

4) Окружение.

5) Воспитание.

6) Отношение к людям.

Презентуйте свои ответы.

Толстые и тонкие вопросы

О чем думают сыновья по дороге в Запорожскую Сечь?

Какое понятие глубже, важнее, обширнее – любовь к матери или любовь к женщине?

Что является содержанием жизни Тараса Бульбы?

Что является содержанием жизни Остапа?

Андрий говорит полячке: «Отчизна моя - ты! И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!» На основании данной цитаты сделайте вывод, что стало жизненным ориентиром Андрия?

Создавая противоречивые образы Остапа и Андрия, какие мысли доносит Гоголь до читателя?

Рефлексия

Какие вопросы вы ставили в начале урока?

Какие вопросы задавала вам я?

На все ли вопросы мы получили ответ?

Что нового вы узнали на уроке? Какие предсказания сбылись?

Лист самооценки работы на уроке

Я отвечал на вопросы входного билета.

Я задавал вопросы на уроке.

Я читал внимательно текст и выделял ключевые слова.

Я правильно распределил понятия в «Двухчастный дневник».

Я отвечал на «Толстые и тонкие вопросы».

Домашнее задание

Не будем нарушать традицию, вы получаете билет на выход. Тема следующего урока: «Творческая работа по произведению Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Напишите тему сочинения, на которую вам бы хотелось написать свою творческую работу.

Большое спасибо за урок.

Урок-диспут

Нравственная проблема в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Цель урока:

развить понятие о литературном герое

помочь ученикам осмыслить своеобразие конфликта в повести

прививать навыки самостоятельной работы с текстом

совершенствовать навыки анализа текста

Методические приёмы:

пересказ текста

беседа по вопросам

ведение диспута

элементы анализа текста

Оборудование урока:

иллюстрации к повести

интерактивная доска (обращение к исторической справке, работа с инструментом «шторка»)

Ход урока

Слово учителя

Сегодня на уроке мы обратимся к нравственным проблемам в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». В ходе диспута мы попытаемся разобраться, почему один из литературных персонажей становится предателем, а другой – героем.

Характеристика героев повести

Следует уточнить, что мы узнаём о герое по его поступкам. Поэтому необходимо при сопоставлении характеристик Остапа и Андрия обратить внимание не только на внешний облик, но и на то, как братья проявляют свой характер в различных ситуациях.

(План характеристики может быть написан на доске)

первые читательские впечатления от братьев

внешний облик, его значение, отражение в характере (2 гл.)

Комментарий: Если в первых строках повести о братьях говорится как о едином целом: «Это были два дюжих молодца… Крепкие, здоровые лица… Они были очень смущены таким приёмом отца…», то уже сцена диалога Остапа с отцом показывает, насколько Остап и Андрий разные. По ходу повествования различия всё более углубляются, и в конце повести судьба каждого из братьев представляется закономерной.

как проявились характеры братьев в семинарии

отношение к родителям, к товарищам

как проявляют себя братья в Сечи

Комментарий: В авторской характеристике Остапа подчёркивается, что уже в бурсе он считался «одним из лучших товарищей», никогда, ни в каком случае не выдавал своих товарищей. Прямодушию Остапа противопоставляется «изобретательный ум Андрия», с помощью которого он умел увёртываться от наказания. В этой характеристике – первый сигнал к тому, что Андрий может совершить предательский поступок.

(Обращение к интерактивной доске: историческую справку о Запорожской Сечи найти в Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия)

Комментарий: Если Остап «был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки», то в Андрии подчёркивается впечатлительность натуры, восприимчивость к красоте, развитие чувства. Эти свойства его натуры предопределили развитие судьбы Андрия после встречи с «прекрасной полячкой». В результате путь Остапа – это путь верного воина, товарища; путь Андрия – судьба отказавшегося от товарищества, от родины ради любви.

Вопросы диспута:

Может ли любовь быть самым сильным чувством, когда человек забывает о родителях, о брате, о родине?

Является ли поступок Андрия изменой?

Насколько однозначна оценка поведения Андрия как предательство?

Подробный анализ литературного персонажа:

Образ Андрия

Почему Андрий скучает во время бездействия под Дубно?

(Сказывается любовь его натуры к сильным переживаниям и впечатлениям, его душе тесно в мире казаков)

Прокомментируйте сцену отхода Андрия ко сну (гл. 5)

(Картину июльской чудной ночи мы видим глазами Андрия. «Небо всё было открыто перед ним; чистота и прозрачность стояли в воздухе. Гущина звёзд, составлявшая Млечный Путь…вся была залита к свету. Временами он как будто позабывался, и какой-то лёгкий туман дремоты заслонял на миг пред ним небо, и потом оно опять очищалось и вновь становилось видно».

(Обращение к интерактивной доске: инструмент «шторка»)

Определить средства выразительности этого эпизода:

Метафора

чистота и прозрачность стояли в воздухе

лёгкий туман

Андрию свойственны не только жажда подвига, безумная смелость, но и тонкая душевная организация, способность переживать прекрасное, чувствовать красоту женщины и красоту природы. Но время, в которое он жил, исключало возможность проявления этих его свойств натуры. Душа Андрия жаждала любви, а долг требовал верности Родине)

Что объединяет Андрия с Сечью?

(Дерзость его поступков, сила страсти, безудержность натуры)

Почему Андрий идёт в осаждённый город? Как этот поступок повлиял на судьбу Андрия?

(В нём с новой силой ожили прежние чувства к полячке и заслонили всю казацкую жизнь. Андрий сделал свой выбор, и этот выбор неизбежно привёл Андрия к предательству)

Что более всего поразило Андрия в осаждённом городе?

(На Андрия производил впечатление «величественный рёв органа» в католическом храме, он потрясён зрелищем разрушительного воздействия голода. Но более всего потрясает Андрия встреча с полячкой, которая теперь уже «женщина во всей развившейся красе своей»)

Почему Андрий изменил своей отчизне?

(Андрий любит полячку, он чувствует перед ней «благоговейную боязнь», теряет волю, уже не принадлежит себе, готов погубить себя для неё. «Кто сказал, что моя отчизна Украина? Кто дал мне её в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя – ты! Вот моя отчизна! И понесу я отчизну сию в сердце моём, понесу её, пока станет моего веку, и посмотрю, пусть кто-нибудь из казаков вырвет её оттуда! И всё, что ни есть продам, отдам, погублю за такую отчизну!»)

Каково ваше отношение к поступку Андрия?

1.1.3. Сопоставьте приведённый фрагмент из повести Н. В. Гоголя «Шинель» с фрагментом из повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Рассказ в этих произведениях ведётся от лица повествователя. Какие сходства и различия (в отношении к предмету рассказывания, в манере речи) есть у этих повествователей?

1.2.3. Сопоставьте стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро» со стихотворением английского поэта Вильяма Давенанта (1606−1668) «Песня» в переводе Марины Бородицкой. Попробуйте найти сходства и различия между ними, обращая внимание на то, как изображаются в этих стихотворениях «вчера» и «сегодня», как используются мотивы природы и быта.


Прочитайте приведённые ниже фрагменты произведений и выполните задание 1.1.3.

Когда и в какое время он поступил в департамент и кто определил его, этого никто не мог припомнить. Сколько ни переменялось директоров и всяких начальников, его видели всё на одном и том же месте, в том же положении, в той же самой должности, тем же чиновником для письма, так что потом уверились, что он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове. В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приёмную пролетела простая муха. Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически. Какой-нибудь помощник столоначальника прямо совал ему под нос бумаги, не сказав даже «перепишите», или «вот интересное, хорошенькое дельце», или что-нибудь приятное, как употребляется в благовоспитанных службах. И он брал, посмотрев только на бумагу, не глядя, кто ему подложил и имел ли на то право. Он брал и тут же пристраивался писать ее. Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия, рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории; про его хозяйку, семидесятилетнюю старуху, говорили, что она бьёт его, спрашивали, когда будет их свадьба, сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом. Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним; это не имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме. Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены. В нём слышалось что-то такое преклоняющее на жалость, что один молодой человек, недавно определившийся, который, по примеру других, позволил было себе посмеяться над ним, вдруг остановился, как будто пронзённый, и с тех пор как будто все переменилось перед ним и показалось в другом виде. Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей, с которыми он познакомился, приняв их за приличных, светских людей. И долго потом, среди самых весёлых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкою на лбу, с своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» - и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой». И закрывал себя рукою бедный молодой человек, и много раз содрогался он потом на веку своём, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утончённой, образованной светскости, и, Боже! Даже в том человеке, которого свет признаёт благородным и честным..

Н. В. Гоголь «Шинель»

*****************************

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойникам? Будем однако справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, ограждённый своим чином токмо от побоев, и то не всегда (ссылаюсь на совесть моих читателей). Какова должность сего диктатора, как называет его шутливо князь Вяземский? Не настоящая ли каторга? Покою ни днём, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут - а виноват смотритель. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага; хорошо, если удастся ему скоро избавиться от непрошеного гостя; но если не случится лошадей?., боже! какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! В дождь и слякоть принуждён он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздражённого постояльца. Приезжает генерал; дрожащий смотритель отдает ему две последние тройки, в том числе курьерскую. Генерал едет, не сказав ему спасибо. Чрез пять минут - колокольчик!., и фельдъегерь бросает ему на стол свою подорожную!.. Вникнем во всё это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием. Ещё несколько слов: в течение двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям; почти все почтовые тракты мне известны; несколько поколений ямщиков мне знакомы; редкого смотрителя не знаю я в лицо, с редким не имел я дела; любопытный запас путевых моих наблюдений надеюсь издать в непродолжительном времени; покамест скажу только, что сословие станционных смотрителей представлено общему мнению в самом ложном виде. Сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые. Из их разговоров (коими некстати пренебрегают господа проезжающие) можно почерпнуть много любопытного и поучительного. Что касается до меня, то, признаюсь, я предпочитаю их беседу речам какого-нибудь чиновника 6-го класса, следующего по казённой надобности.

А. С. Пушкин «Станционный смотритель»

Прочитайте приведённые ниже произведения и выполните задание 1.2.3.

Зимний утро

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела -

А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Весёлым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

А. С. Пушкин, 1829

Песня

Воспрянь от сна, моя краса!

Воспрянь и приоткрой

Свои прекрасные глаза:

Один, потом второй.

Встречай зевотой новый день,

Умыться не забудь,

Сорочку чистую надень

И сверху что-нибудь.

Ты ночь спала, моя любовь,

Зачем же спать и днём?

Уже воспел свою морковь

Разносчик под окном,

Судачат девы у ворот,

Торгует хлебопёк,

Малец хозяину несёт

Начищенный сапог...

Воспрянь! Уж завтрак на столе:

Лепёшки ждут, мой свет,

Овсянка жидкая в котле -

Её полезней нет.

А коли портит аппетит

Тебе вчерашний хмель,

Отлично силы подкрепит

С утра целебный эль.

Вильям Давенант

Пояснение.

1.1.3. Тема «маленького человека» звучит в русской литературе со времен Пушкина и Гоголя. Пушкинский станционный смотритель Самсон Вырин не может противостоять гусару Минскому в борьбе за свою дочь. По−настоящему жалок гоголевский Акакий Акакиевич Башмачкин, всю жизнь копивший на шинель, не способный даже прошение свое генералу высказать, настолько сильно боится он «сильного мира сего». В отличие от Башмачкина, превратившегося в подобие человека, Самсон Вырин - человек с чувством собственного достоинства, Пушкин наделяет его возможностью говорить об обидчике Минском, тем самым обличая того, кто социально выше его. В приведенных отрывках описания героев наполнены подлинным гуманизмом. Отличие в том, что Пушкин не только сочувствует своему герою, но и открыто признается в симпатии к нему, так как видит его лучшие человеческие качества.

1.2.3. Оба стихотворения повествуют об утреннем пробуждении. В обоих присутствует образ пробуждающейся женщины. Однако нетрудно заметить, насколько разные эти стихотворения. Если у Пушкина поэтически возвышенная, красочная картина утра, то у Давенанта несколько бытовое повествование об утреннем пробуждении. Английский поэт перечисляет все действия, которые необходимо совершить утром:

Воспрянь от сна, моя краса!

Воспрянь и приоткрой

Свои прекрасные глаза:

Один, потом второй.

Встречай зевотой новый день,

Умыться не забудь,

Сорочку чистую надень

И сверху что-нибудь.

Разве сравнимо это с пушкинским:

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Описание вчерашнего дня у Пушкина столь же образно, как и утро, сосредоточено на описании природы: «мутное небо», «мрачные тучи», «луна, как бледное пятно». У Давенанта вчерашний вечер - лишь воспоминание о «вчерашнем хмеле» - бытовое опять преобладает.

    Развивающие: Развитие речи через обогащение словарного запаса учащихся при введении новых понятий.

    Тип урока: урок- исследование.

    Формы работы учащихся:

    Структуру и ход урока

    I. Вызов.

    Наша с вами цель

    завораживает читателя.

    2.Чтение описания степи.

    Наши путешественники останавливались только на несколько минут для обеда, причем ехавший с ними отряд из десяти козаков слезал с лошадей, отвязывал деревянные баклажки с горелкою и тыквы, употребляемые вместо сосудов. Ели только хлеб с салом или коржи, пили только по одной чарке, единственно для подкрепления, потому что Тарас Бульба не позволял никогда напиваться в дороге, и продолжали путь до вечера. Вечером вся степь совершенно переменялась. Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нем, и она становилась темнозеленою; испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием. По небу, изголуба-темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрогивался до щек. Вся музыка, звучавшая днем, утихала и сменялась другою. Пестрые суслики выпалзывали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединенного озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе. Путешественники, остановившись среди полей, избирали ночлег, раскладывали огонь и ставили на него котел, в котором варили себе кулиш; пар отделялся и косвенно дымился на воздухе. Поужинав, козаки ложились спать, пустивши по траве спутанных коней своих, они раскидывались на свитках. На них прямо глядели ночные звезды. Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнявших траву, весь их треск, свист, стрекотанье, — все это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух. Если же кто-нибудь из них подымался и вставал на время, то ему представлялась степь усеянною блестящими искрами светящихся червей. Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летали по темному небу…

    1. Осмысление. Эвристическая беседа.

    Примерные вопросы:

    (Описание.)

    Ученики отмечают, что, если посмотреть контекст, то станет ясно, что это день. (“Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом облило степь”. Вторая часть описания - это вечер.)

    4.Словарная работа .Обращается внимание на ключевые слова, записанные на доске, по толковому словарю находят значения незнакомых слов: пейзаж, звукопись, композиция, цветопись, эпитет, метафора, гипербола, сравнение, олицетворение.

    5. Исследовательская работа. Работают дети в группах, составляют таблицы, кторые включают в себя описание:

    1. Описание степи днем:

    Поверхность земли

    Птицы и животные

    Растения?

    2. Описание степи вечером?

    Действие

    3.Выразительные средства языка?

    Метафоры

    Эпитеты?

    Гиперболы

    Сравнения

    7.Вывод.

    III . Рефлексия . Ребята отвечают на вопрос:

    1. Домашнее задание

Просмотр содержимого документа
«Художественные особенности повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» »

План – конспект открытого урока.

Художественные особенности повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Цель урока : совершенствование навыка анализа текста, определения художественных особенностей произведения на примере отрывка описания степи.

Задачи:

Образовательные: Формирование навыка исследовательской работы.

Воспитательные:

    Создание дидактических условий для обеспечения положительного эмоционального процесса обучения.

    Опора на явление окружающей жизни и опыт учащихся.

    Побуждение их к оценке и выражению собственного отношения к изучаемым явлениям.

Развивающие: Развитие речи через обогащение словарного запаса учащихся при введении новых понятий.

Тип урока: урок- исследование.

Формы работы учащихся: Фронтальная работа (вопрос-ответ), самостоятельная работа в группах по заполнению предложенных таблиц, комментированное чтение, анализ текста, составления устного текста по собранному материалу.

Необходимое техническое оборудование: Текст повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», папки «Литература в таблицах», шаблоны схемы и таблицы, толковые словари.

Структуру и ход урока

    Вызов.

1. Вступительное слово учителя .

Рассуждая о жизни простых казаков, о существовании Запорожской Сечи, Н.В. Гоголь создает уникальное произведение об украинском казачестве прошлых лет «Тарас Бульба». При описании событий прошлого Н.В. Гоголя не столько волнует историческая достоверность, сколько отношение к жизни, любви, долгу, родине запорожских казаков. Поэтому благодаря художественным особенностям повесть «Тарас Бульба» стала оригинальным, самобытным произведением писателя.

Важную роль в гоголевской повести играет пейзаж. Природа здесь -

способ раскрытия характера персонажа. Например, при описании поездки

Тараса Бульбы с сыновьями в Запорожскую Сечь изображается степь, по

которой едут герои, и «все, что смутно и сонно было на душе у казаков,

вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы».

Наша с вами цель сегодня - выяснить, с помощью каких средств

завораживает читателя.

2.Чтение описания степи.

Отрывок из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом своим облило степь. Все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы.

Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дров выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем… Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..

Наши путешественники останавливались только на несколько минут для обеда, причем ехавший с ними отряд из десяти козаков слезал с лошадей, отвязывал деревянные баклажки с горелкою и тыквы, употребляемые вместо сосудов. Ели только хлеб с салом или коржи, пили только по одной чарке, единственно для подкрепления, потому что Тарас Бульба не позволял никогда напиваться в дороге, и продолжали путь до вечера. Вечером вся степь совершенно переменялась. Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нем, и она становилась темнозеленою; испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием. По небу, изголуба-темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрогивался до щек. Вся музыка, звучавшая днем, утихала и сменялась другою. Пестрые суслики выпалзывали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединенного озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе. Путешественники, остановившись среди полей, избирали ночлег, раскладывали огонь и ставили на него котел, в котором варили себе кулиш; пар отделялся и косвенно дымился на воздухе. Поужинав, козаки ложились спать, пустивши по траве спутанных коней своих, они раскидывались на свитках. На них прямо глядели ночные звезды. Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнявших траву, весь их треск, свист, стрекотанье, - все это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух. Если же кто-нибудь из них подымался и вставал на время, то ему представлялась степь усеянною блестящими искрами светящихся червей. Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летали по темному небу…

    Осмысление. Эвристическая беседа.

Примерные вопросы:

К какому типу речи относиться данный текст? (Описание.)

Как вы считаете, в чем состоит замысел автора, т.е. идея? (Показать красоту, величие, необъятность степи, которая порождала богатырских людей с сильными, мужественными характерами, какими и были запорожские казаки.)

Ученики отмечают, что, если посмотреть контекст, то станет ясно, что это день. (“Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом облило степь ”. Вторая часть описания – это вечер.)

4.Словарная работа .Обращается внимание на ключевые слова, записанные на доске, по толковому словарю находят значения незнакомых слов:

пейзаж,
композиция,
цветопись,
звукопись,
эпитет,
метафора,
гипербола,
сравнение,
олицетворение.

5. Исследовательская работа. Работают дети в группах, заполняют таблицы, которые в итоге должны выглядеть приблизительно так:

Описание степи днем

Поверхность земли

Растения

Птицы и животные

Теплым светом облило свет

представлялася зелено-золотым океаном

Стебли травы, волошки, дров,

кашка, колос пшеницы

Куропатки, ястребы, гуси, чайки

Описание степи вечером

Действие

ярким отблеском солнца; темно-зеленая; небо изголуба-темное; розового золота; прозрачные облака; блестящими искрами; серебряно-розовым светом; красные платки

Суслики оглашали степь свистом; трещание кузнечиков; крик лебедя; треск, свист, стрекотанье насекомых

испускала амбру, курилась благовониями

Темнело; тень пробегала; испарения поднимались;

степь курилась; белели клоками облака; ветерок колыхался, дотрагивался; музыка утихла; глядели ночные звезды; освещались заревом

Выразительные средства языка

Сравнения

Метафоры

Олицетворение

Гипербола

сердца их встрепенулись, как птицы; представлялася зелено-золотым океаном; кашка зонтикообразными шапками; только мелькает одною черною точкою; белели клоками; как серебро, отдавался в воздухе.

живительным, теплотворным светом, мерными взмахами, роскошно купалась; испарения подымались гуще

расчищенном небе, облило степь, неизмеримым волнам, сквозили волошки, колос пшеницы наливался, шныряли куропатки, в небе неподвижно стояли ястребы, охватывалось последним ярким отблеском солнца, степь курилась, ветерок едва колыхался, пар дымился

Солнце выглянуло, плуг не проходил, дров выскакивал, тень перебегала, травка испускала амбру; ветерок дотрогивался; глядели ночные звезды

брызнули миллионы разных цветов; воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов, тучи диких гусей; бесчисленный мир насекомых

6.Обмен информацией, дополнение таблиц.

7.Вывод. Делается обучающимися в ходе ответа на вопрос:

Почему А.П. Чехов назвал Н.В. Гоголя «человеком степи»?

III . Рефлексия . Ребята отвечают на вопрос:

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

    Домашнее задание . Написать сочинение «Гоголь-мастер словесной живописи» (на примере отрывка описания степи в повести «Тарас Бульба»).

Прочитайте фрагмент из повести Н.В. Гоголя «Невский проспект» и ответьте на вопросы в форме сочинения.

1) Какие черты Петербурга отмечает повествователь?
2) Какой образ города при этом возникает?
3) Проанализируйте приёмы, которые помогают в создании художественного впечатления.
Всемогущий Невский проспект! Единственное развлечение бедного на гулянье Петербурга! Как чисто подметены его тротуары, и, Боже, сколько ног оставило на нем следы свои! И неуклюжий грязный сапог отставного солдата, под тяжестию которого, кажется, трескается самый гранит, и миниатюрный, легкий, как дым, башмачок молоденькой дамы, оборачивающей свою головку к блестящим окнам магазина, как подсолнечник к солнцу, и гремящая сабля исполненного надежд прапорщика, проводящая по нем резкую царапину, — все вымещает на нем могущество силы или могущество слабости. Какая быстрая совершается на нем фантасмагория в течение одного только дня! Сколько вытерпит он перемен в течение одних суток! Начнем с самого раннего утра, когда весь Петербург пахнет горячими, только что выпеченными хлебами и наполнен старухами в изодранных платьях и салопах, совершающими свои наезды на церкви и на сострадательных прохожих. Тогда Невский проспект пуст: плотные содержатели магазинов и их комми еще спят в своих голландских рубашках или мылят свою благородную щеку и пьют кофий; нищие собираются у дверей кондитерских, где сонный ганимед, летавши вчера, как муха, с шоколадом, вылезает, с метлой в руке, без галстука, и швыряет им черствые пироги и объедки. По улицам плетется нужный народ: иногда переходят ее русские мужики, спешащие на работу, в сапогах, запачканных известью, которых и Екатерининский канал, известный своею чистотою, не в состоянии бы был обмыть. В это время обыкновенно неприлично ходить дамам, потому что русский народ любит изъясняться такими резкими выражениями, каких они, верно, не услышат даже в театре. Иногда сонный чиновник проплетется с портфелем под мышкою, если через Невский проспект лежит ему дорога в департамент. Можно сказать решительно, что в это время, то есть до двенадцати часов, Невский проспект не составляет ни для кого цели, он служит только средством: он постепенно наполняется лицами, имеющими свои занятия, свои заботы, свои досады, но вовсе не думающими о нем. Русский мужик говорит о гривне или о семи грошах меди, старики и старухи размахивают руками или говорят сами с собою, иногда с довольно разительными жестами, но никто их не слушает и не смеется над ними, выключая только разве мальчишек в пестрядевых халатах, с пустыми штофами или готовыми сапогами в руках, бегущих молниями по Невскому проспекту. В это время, что бы вы на себя ни надели, хотя бы даже вместо шляпы картуз был у вас на голове, хотя бы воротнички слишком далеко высунулись из вашего галстука, — никто этого не заметит.