Не жалуйтесь, когда дела идут не так, как вы планировали. Как научиться понимать интересы другого
Если вы обыкновенный человек, то, как и большинству людей, вам надо во что-то верить. В таком случае принимайте только те убеждения, которые поддерживают вас в ваших устремлениях, убеждении, способные сделать вас богатым. Помните: мысли ведут к чувствам, чувства - к действиям, а действии - к результатам. Вы способны думать и действовать, как богатые люди, и добиваться таких же результатов.
© Т. Харв Экер. Думай как миллионер
Профессор экономики Калифорнийского университета Арнольд Харбергер изучая этот вопрос и основываясь на исследованиях успеха около 2000 тысяч богатых людей Соединенных Штатов, отметил яркую закономерность, по которой основные отличия бедных от богатых проявляются в отношении к деньгам и в отношении ко времени:
1. Отношение к деньгам
Если коротко, то отличие состоит в том, что богатые люди думают о том, куда деньги вложить, а бедные – где деньги взять. Тем самым первые формируют у себя установку наличия денег, вторые – недостатка денег.
Профессор вывел формулу, говорящую о том, что люди, которые постоянно думают о том, куда инвестировать имеющиеся деньги, нацелены на увеличение своего богатства. Необходимо стать таким человеком! Многие скажут: «Какие - такие «имеющиеся» деньги? До зарплаты не хватает, постоянно «перехватывать» приходится!». Ответ на такой вопрос один – деньги для инвестирования у Вас УЖЕ ЕСТЬ! Их просто необходимо перенаправить в инвестирование постепенно.
На практике идею прибыльного инвестирования начиная с небольших сумм, очень подробно осветил в своих книгах Роберт Кийосаки. Идеи о прибыльном долгосрочном инвестировании хорошо описаны в книгах самого удачного инвестора и миллиардера Уоррена Баффета.
Итак, вывод номер 1: Думайте, как и куда инвестировать деньги. Читайте финансовые издания, как «на бумаге», так и в Интернете, посещайте семинары по инвестированию, общайтесь с людьми, которые являются преуспевающими инвесторами – наверняка среди Ваших знакомых уже есть такие люди. Инвестируйте.
2. Отношение ко времени
Богатые и бедные отличаются своим отношением ко времени и горизонтами планирования. Например, бедный человек постоянно думает, как дожить до зарплаты, а богатый – где и как отметить свой, еще такой далекий, 90-летний юбилей.
В первую очередь отношение ко времени проявляется в планировании своего личного бюджета. Очень интересные данные содержаться в результатах исследования ROMIR-Monitoring, проведенного в декабре 2005 года
Согласно данным, каждый третий россиянин (31%) сказал, что свой бюджет не планирует. Более трети жителей страны (37%) строят бюджетные планы в ежемесячном режиме. Каждый пятый россиянин (20%) сказал, что планирует свои расходы на два-три месяца вперед. О более долгосрочных расчетах статей семейного бюджета сказали всего 8% россиян. О планировании бюджета сроком на год сказали 3% россиян. О перспективах распределения денежных средств на два и более года указали только 1% респондентов.
Любопытно, что богатство распределено таким же образом. Основная часть богатств принадлежит не более чем 5 процентам населения. Эти 5 процентов населения - люди, которые не ограничиваются ближайшими перспективами, они планируют свою жизнь на несколько лет вперед.
И, конечно же, у человека, распланировавшего свою жизнь на несколько лет вперед, имеющего четкое представление, что и в какие сроки ему предстоит сделать, просто не останется времени на бесцельную трату СВОЕЙ ЖИЗНИ. Р.Кийосаки сказал: «Единственное различие между богатым и бедным человеком в том, что они делают в свободное время.»
Вывод номер 2: Планируйте свой личный бюджет, достижения и события Вашей жизни на как можно больший срок. Берегите время Вашей жизни.
Присоединяйтесь к нашей
Что такое шестое чувство и как развить интуицию при помощи упражнений. Некоторым своим словам, действиям или бездействию человек не может дать логическое объяснение. Почему мы поступили так, а не иначе, почему именно такое решение приняли, почему дали именно такой ответ на вопрос? Как правило, мы на это отвечаем «не знаю». И мы действительно не знаем, вернее, не можем обосновать. Но что стоит за этими многочисленными «почему»? Процесс, который до сих пор не поддаётся чёткой научной трактовке: внутреннее убеждение, инстинкт, шестое чувство или – интуиция.
Иногда интуицию сравнивают с любовью. Как и любовь, она существует, проявляется, возникает и исчезает, но не поддаётся объяснению. На уровне быта, взаимоотношений, это понятие определяется как проникновение в суть проблемы, понимание её, проницательность. Психологи считают интуицию одной из способностей человека, знанием, полученным неосознанным путём. А философия определяет этот термин как бездоказательное постижение истины.
Считается, что интуиция – это то, что «сближает» нас с животными. Звериное чутьё помогает животному добывать пищу, оберегаться от опасностей, в общем – выживать. Так иногда интуиция помогает человеку справиться с ситуацией или решить проблему, от которой многое зависит в его жизни. Однако механизмы, включающие интуицию, у человека и у животного разные. Чутьё животного базируется исключительно на его восприятии мира через органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание. У человека же задействуются ещё и эмоции, воображение, память, интеллект и, как ни странно, логика.
То есть интуиция, это подсознательный процесс, основывающийся на опыте, накопленном в результате сознательных усилий и действий. И поскольку этот процесс является великолепным помощником в сложных жизненных обстоятельствах, да и в решении повседневных вопросов, его можно и нужно развивать.
Развитию интуиции способствуют многие факторы. Собственно, она будет возникать и развиваться, если вы будете работать над собой, открывая интуитивные каналы.
Первый фактор – это основа основ – знание. Без знаний у Дмитрия Ивановича Менделеева не наступило бы «озарение», которое привело к открытию периодической системы элементов. Если бы Ньютон не обладал соответствующими знаниями, при падении яблока на голову он бы ощутил лишь боль и ярость. А его осенило на открытие закона всемирного тяготения.
Поэтому трудитесь над пополнением своего сознания . Вникайте, наблюдайте, читайте, запоминайте факты, людей, события. Полученная информация когда-нибудь сослужит вам хорошую службу, «выплыв» из глубин подсознания в нужный момент.
Воспитайте в себе полезную привычку размышлять . Всё что вы видите, слышите, узнаёте, постигаете не должно быть мёртвым грузом, балластом, занимающим мозг. Учитесь мыслить, задавать себе качественные вопросы и находить на них ответы. По возможности обсуждайте те или иные факты или проблемы с другими, участвуйте в дискуссиях, спорьте, доказывайте, прислушивайтесь к аргументам оппонентов.
Важный фактор, помогающий развить интуицию – высокая самооценка . Если вы уверены в себе как в человеке, как в личности, чётко сознаёте своё внутреннее «я», вам гораздо легче следовать своему внутреннему голосу и принимать решения, прислушиваясь к нему. А если уверенности в себе вам не хватает, на принятие вами решений будут влиять внешние обстоятельства, мнения других людей, чьи-то просьбы или указания. И когда интуиция будет подсказывать вам вариант решения, вы будете её заглушать. Следовательно, будете поступать в соответствии с навязанными стереотипами - так, как вам велело общество, даже если это неправильно и неприемлемо для вас. Поэтому над повышением самооценки также нужно работать.
Ведите дневник . Записывайте каждое ваше достижение, каждое принятое решение, особенно принятое интуитивно. Описывайте любое заинтересовавшее вас событие, свои суждения о нём, свои переживания.
Прислушивайтесь к своим ощущениям . Например, проезжая какую-то местность, вы чувствуете необъяснимую радость. Запомните это. Возможно, с этой местностью будут связаны приятные моменты вашей жизни. Или какой-то человек, проявляющий по отношению к вам дружелюбие, вызывает у вас, казалось бы, беспричинную антипатию. Не «гоните» эти ощущения. Конечно, не нужно прекращать отношения с таким человеком или открыто демонстрировать ему своё отношение. Возможно, его дружелюбие вполне искренне. Если же с его стороны проявится какой-нибудь негатив, что ж – лишний повод убедиться в развитом чувстве интуиции.
Также практикуйте некоторые упражнения, требующие «включения» подсознания и «голоса сердца». Например, проверьте своё чувство времени, отказавшись от часов на какое-то время, предположим, на сутки. Продержитесь на своих внутренних часах. Насколько легко вам это даётся? Через время повторите эксперимент.
Старайтесь как можно больше угадывать . Когда слышите звонок в дверь – предположите, кто это пришёл. Также поступайте, когда звонит телефон. Познакомившись с человеком, попробуйте установить его возраст, характер, вкусы, увлечения.
Играйте с собой в своеобразную игру: доставайте карту из колоды, предварительно называя хотя бы масть. А потом проверьте правильность своего предположения.
Также можно смотреть «немое кино» . Отключите звук при просмотре фильма, незнакомого, конечно. Попытайтесь сами додумать, о чём говорят герои.
Побудьте «предсказателем» . Предсказывайте те или иные события, финал какой-нибудь ситуации, итог разговора. Обязательно ведите записи. Проведя такой эксперимент несколько раз, вы сможете сделать вывод о том, с какой степенью вероятности сбываются ваши «пророчества».
И, конечно же – интуиция просто «не работает» без веры . Веры в себя, в возможности человека в целом и свои способности в частности, веры в успех. Верьте в себя, и вы сможете не только развить свою интуицию, но и умело использовать её в решении своих проблем.
Учитесь мыслить конкретно. Для Реалиста план имеет значение только тогда, когда он может быть выполнен, а планирование неразрывно связано с определением средств, которыми можно реализовать все пункты плана. Попробуйте составлять свои планы в реалистической манере. Пользуйтесь при этом шестеркой слуг, которую так любит задействовать истинный Реалист. Даже к банальной покупке мойки для кухни попробуйте подойти с реалистических позиций (сколько стоит, подойдет ли по габаритам, впишется ли в интерьер, во что обойдется работа по установке или доводке и т.п.). Это возможно убережет вас от дальнейшей фрустрации по поводу непрактичной покупки.
Учитесь оценивать ресурсы. Берете лист чистой бумаги, делите его на две части, слева записывайте, что вам требуется для решения конкретной проблемы, справа – чем располагаете в настоящий момент. Оцените ваши потребности и наличные ресурсы как можно точнее. Затем приступайте к анализу проблемы. При обнаружении дефицита ресурсов одного типа следует предусмотреть их замену на ресурсы другого типа. В инвентаризации ресурсов будьте скорее пессимистом, чем оптимистом, или по крайней мере рассматривать два варианта- наилучший и наихудший.
Учитесь выделять главное. Найдите свою старую работу – реферат или курсовую, или научную статью и задайтесь мыслью вдвое сократить ее содержание. Попробуйте проделать то же самое с вашей новой продукцией. Не получится сократить наполовину, сократите на треть или четверть, но обязательно сократите. Поиграйте в игру “три предложения” –попытайтесь передать содержание любой газетной статьи в трех предложениях. Учитесь писать резюме и аннотации на ваши и чужие произведения. Дайте обет никогда не нарушать регламент в своих выступлениях, где бы вам не пришлось выступать.
Учитесь писать просто и кратко. Образец выше перед вами.
Лекция № 10. Психологические особенности руководителей и подчиненных. Качества и функции руководителя.
Слово «руководитель» буквально означает «ведущий за руку». Это же значение лучше выражено в практически не употребляемом ныне слове «надсмотрщик». Для каждой организации необходимо иметь человека, отвечающего за надзор над всеми подразделениями в целом, а не только полностью поглощенного выполнением специализированных задач. Этот вид ответственности - следить за целым - составляет суть работы руководителя.
Руководитель выполняет основные управленческие функции: планирование, организация, мотивация, контроль деятельности подчиненных и организации в целом. Профессионально подготовленного руководителя называют менеджером.
Слово «менеджер» первоначально обозначало умение объезжать лошадей и править ими. Английский глагол «to manage» (управлять) исходит от латинского «manus» (рука). Отсюда термин «менеджмент» буквально означает «руководство людьми». Практически все известные зарубежные энциклопедии трактуют понятие «менеджмент» как процесс достижения цели организации руками (и головой!) других людей. Субъектом данного процесса и является менеджер. Современный менеджер выступает в системе общественного производства как управляющий - дипломат - лидер - воспитатель - организатор- инноватор - человек. Функция управляющего считается традиционной, изначально присущей менеджеру. Осуществляя ее, менеджер становится лицом, облеченным властью. Однако это власть не диктаторская, а скорее патерналистская, отеческая. Основные требования к личности - компетентность, владение навыками делового общения и ораторской практики, педагогические, консультативные и психологические умения. Дипломат. Среди перечня менеджерских умений в последнее время на первый план все чаще выдвигается умение проводить переговоры. Современные менеджеры тратят свое рабочее время в основном на установление и развитие человеческих контактов, которые могли бы продвигать производство, углубление деловых связей, заключение сделок, разрешение споров, налаживание контактов с властями. Эти функции сродни функциям менеджера-маклера и требуют хорошо развитых дипломатических навыков. Менеджер-лидер (англ, ведущий, руководитель). Американские теоретики менеджмента уже давно провозгласили лозунг: каждый менеджер должен быть лидером. В российской теории менеджмента пока крепко держится традиция разделять функции менеджера и лидера: функции первого - профессионально осуществлять действия, необходимые для поддержания деятельности материальной подсистемы бизнеса (ресурсы, процедуры производства, технологические процессы); вторые должны вести за собой людей, их главная функция - обеспечение бесперебойной работы человеческой подсистемы бизнеса. Современное понимание функций менеджера требуют от него профессионального владения как тем, так и другим. Менеджер-воспитатель. По мере усложнения производства требования к персоналу возрастают, так как растет степень возможной угрозы природе. С одной стороны, сегодня персонал должен обладать повышенной технологической эрудицией, с другой стороны - высокой нравственностью. Техническому совершенствованию работников уделяется большое внимание (повышение квалификации - курсы переподготовки и проч.}» на это тратятся большие средства. Нравственное воспитание как отлаженный механизм практически не существует. Между тем история показывает, что степень воспитанности, высокая нравственность работников являются решающим условием экономического роста (этические системы оказываются мощным фактором экономического развития). Менеджер-инноватор. Мир вступает в эпоху информационной культуры (аграрная – индустриальная - информационная), и одна из главных функций менеджера - инновационная. Медлительность в ее исполнении грозит отбросить производство далеко назад. Инновации необходимы, так как производительность труда и качество продукции легче и быстрее повышается при использовании новой техники и технологии. Менеджер-человек. Ничто человеческое ему не чуждо. Менеджер - это личность, т.е. сложная совокупность врожденных (природных) и приобретенных (социальных) качеств. Они спаяны воедино в характере личности, и далеко не каждая из его черт может быть полезной в деятельности менеджера. Все капитальные труды по менеджменту содержат перечни качеств идеального менеджера. Их можно разделить на две группы - 1) биологические и социально-экономические характеристики и 2) личностные качества. Биологические качества менеджера. Черты данной группы носят объективный характер - не зависят от сознания и психики личности. Прежде всего это пол, возраст, здоровье, темперамент, способности.
Пол. Традиционно исследования в области психологии управления ориентированы на мужчину-руководителя, так как во все времена (кроме далекого матриархата) мужчины явно доминировали среди руководителей как на государственной службе, так и в бизнесе. В последние десятилетия влияние половых различий на трудовую деятельность и карьеру стало предметом специальных исследований. На основе их результатов можно выделить две группы факторов, определяющих особенности организационного поведения женщин: 1) социокультурные (стандарты поведения, ролевые стереотипы, семейные традиции) и 2) собственно половые, биологические в психологические. Роль социокультурных факторов проявляется в том, что подавляющее большинство женщин с детского возраста ориентировано обществом на сравнительно скромный общественный статус - мать, жена, воспитательница детей, помощница мужа. Поэтому до сих пор женщине -руководителю приходится преодолевать дополнительные трудности для достижения успехов Успех женщин - руководителей приписывают случайности, везению, успех мужчин-руководителей - личным качествам, (Р. Ране, США). Учет такого рода стереотипных представлений важен для женщин-руководителей, которым приходится на деле доказывать «нормальность» своего пребывания в роли «начальника». Мужчине обычно делать это не приходится. Вторая группа факторов проявляется в большей зависимости настроения и психического состояния женщин от физиологических циклов (беременность, кормление ребенка, менструальный цикл, климакс), обремененности естественными заботами о семье, в меньшей эмоциональной уравновешенности и беспристрастности, в более сильной, чем у мужчин, окрашенности деловых отношений в личностные тона и восприятии сотрудников сквозь призму симпатий и антипатий. Однозначной оценки этих факторов в психологии менеджмента нет. Отдельные авторы, в основном женщины, расценивают их как способствующие эффективному руководству (Ф.Денмарк, А.Иглн, Б. Джонсон - «мягкость» и «человечность» руководителей-женщин, их превосходство над мужчинами в понимании личных проблем сотрудников, приверженность демократическому стилю руководства). Большинство исследователей придерживается противоположной точки зрения: повышенная эмоциональность и личностная ориентация в деловых отношениях действует как негативный фактор эффективного руководства. Но он может быть нейтрализован, если женщина-руководитель «выработает у себя высокую устойчивость к фрустрациям и эмоциональным всплескам, будет более «толстокожей» (М.Рихтер).
Возраст. Вторым важнейшим биологическим признаком, влияющим на эффективность деятельности менеджера, является возраст. О действии его, конечно, можно говорить лишь в общем, усредненном плане, учитывая довольно частые исключения из правил, которые объясняются личными особенностями людей. Поэтому современная теория менеджмента не может однозначно ответить на вопрос об оптимальном возрасте для начала, расцвета и завершения деловой карьеры руководителя. Но есть общепринятое мнение о бесспорном влиянии этого фактора на эффективность деятельности менеджера - более высокие руководящие посты требуют более зрелого возраста. Некоторые управленческие структуры (армия, госаппарат) четко регламентируют занятие высоких должностей - генералом практически невозможно стать в 20-35 лет. В бизнесе этот фактор регламентирован не столь жестко. Но закономерность занятия высоких постов людьми зрелого возраста существует. В Японии средний возраст президентов крупных компаний в обрабатывающей промышленности - 63,5 года, в США - 59 лет (Т. Коно). Вице-президенты несколько моложе - примерно 55,7 года. Президентом японской компании обычно становится человек, проработавший в ней не менее 30 лет и занимает этот пост 8 лет. В этой стране относительно много эффективных руководителей весьма зрелого возраста - старше 70 лет, хотя некоторые корпорации («Сони корпорейшн») ограничивают предельный возраст пребывания на высших должностях 65 годами. Подобные ограничения широко распространены в Европе и Америке. Как молодой, так и пожилой возраст имеют свои достоинства и недостатки, влияющие на эффективность работы руководителя. Главные достоинства молодого руководителя: энергичность, высокая восприимчивость к инновациям и предприимчивость, крепкое здоровье, хорошая работоспособность. Но они уступают старшим коллегам в опытности, специфическом человеческом капитале - знаниях специфики организации, хладнокровии, мудрости, умении отличать главное от второстепенного. Там, где слабы механизмы конкурентного отбора кадров н сложно определить четкие критерии деятельности (госслужба), учет стажа и возраста целесообразен. Там, где эффективность руководства регулярно проверяется конкуренцией и результаты деятельности достаточно осязаемы (сфера бизнеса), установление возрастных барьеров нецелесообразно.
Здоровье. Здоровье - важный фактор эффективного руководства. В теории менеджмента термин понимается широко включает в себя не только физические, но и психосоциальные критерии. Биологически здоровый организм человека функционирует в оптимальном режиме и адекватно реагирует на изменения в окружающей среде. Для менеджера это основное условие повседневной эффективной деятельности, так как его рабочий день (14-15 часов) в два раза превышает физиологические нормы, закрепленные в законодательстве - 7-8 часов сутки. Кроме того, работа менеджера связана с высокими эмоциональными нагрузками.
Руководители всех рангов относятся к категории работников, страдающих чаще, нежели остальные, серьезными хроническими заболеваниями. По данным медиков 34% руководителей отягощены сердечно - сосудистыми болезнями (20% - гипертоники, 14% - болеют ишемической болезнью сердца.) В возрасте 40-49 лет показатель гипертонической болезни у руководителей - мужчин превышает 50% обследованных. Причиной, по общему мнению исследователей, является стресс. Стресс - (англ. - напряженность) - это физиологическое в психическое напряжение организма. Психологический стресс подразделяется на информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает, когда человек не справляется с обрушивающимися на него потоками информации. Эмоциональный стресс возникает в ситуациях житейских или производственных неурядиц, неудач, угрозы опасности, обиды, тревоги. Психологические стрессы вызываются не каким-нибудь одним, пусть очень сильным раздражителем, но серией мелких постоянных каждодневных волнений. Поэтому уметь противостоять стрессам и повышать свою стрессоустойчивость - важнейшее необходимое качество менеджера. По данным медиков, не менее 50% здоровья человека зависит от образа жизни, 20% приходится на наследственность, 20% - на экологию 10% - на медицину - Образ жизни - устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, удовлетворения ими физиологических и духовных потребностей, нормы общения и поведения - является определяющим фактором человеческого здоровья. Здоровый образ жизни более узкое понятие: совокупность внешних и внутренних условий жизнедеятельности организма, при которых его системы работают долговечно, а также совокупность рациональных методов сохранения и укрепления организма. Избрать в тех или иных условиях здоровый образ жизни мы можем. Понятие психического здоровья в психологии не получило пока развернутой оценки. По мнению крупнейшего российского психиатра С. С. Корсакова, оно связано с представлением о человеке как о психическом целом. В нем соединены все существенные свойства, составляющие личность, придающие ей устойчивость, уравновешенность и способность противодействовать влияниям, стремящимся эту целостность нарушить. Психическое здоровье человека зависит от социального здоровья среды, в которой личность формируется.
Социальные связи (семья, родные, близкие, друзья, сотрудники н проч.) могут воздействовать как благотворно, так и негативно, формируя личность психически нездоровую (вплоть до неадекватного поведения, криминального развития). Комплексный подход к оценке психического здоровья человека позволяет выделить следующую совокупность психических проявлений: 1) свойства личности - оптимизм, уравновешенность, сосредоточенность (отсутствие суетливости), нравственность, адекватный уровень притязании, чувство долга, уверенность в себе, необидчивостъ, непосредственность (естественность), неленость, чувство юмора, доброжелательность, терпеливость, самоуважение, самоконтроль; 2) психические состояния - эмоциональная устойчивость (самообладание), зрелость чувств соответственно возрасту, совладение с негативными чувствами (гнев, страх, жадность, зависть), свободное, естественное проявление чувств и эмоций, способность радоваться, сохранность привычного (оптимального) самочувствия; 3) психические процессы - адекватность психического отражения (близость субъективных образов к отражаемым объектам действительности), адекватное восприятие самого себя, способность концентрации внимания на предмете или виде деятельности, удержание информации в памяти, способность к логической обработке информации, критичность мышления, креативность мышления, знание себя, дисциплина ума (управление мыслями). Типичные признаки психически нездоровой личности следующие: свойства - 1) зависимость от вредных привычек, уход от ответственности за себя, утрата веры в себя, свои возможности, пассивность; 2) чувственная тупость, беспричинная злость, ослабление высших и низших инстинктивных чувств, повышенная тревожность; 3) процессы - неадекватное восприятие себя, своего «Я», нелогичность, снижение познавательной активности, хаотичность мышления, категоричность (стереотипность) мышления, повышенная внушаемость, некритичность мышления.
К объективным факторам эффективного руководства относятся социально-экономическое положение человека, его статус в обществе и полученное образование. Исследования однозначно подтверждают прямую зависимость занятия руководящих должностей от социального происхождения и статуса человека. Ф.Е. Фидлер - «лучший способ стать президентом компании - родиться в семье, которая владеет компанией». История знает немало обратных примеров, но корреляция (лат. соотношение, соответствие, взаимозависимость) между социально-экономическим положением н занимаемой должностью существует. Это во многом связано с таким показателем социального статуса как образование - выходцы из богатых семей имеют более широкие возможности получения самого лучшего образования и места работы. Образование занимает как бы промежуточное положение между объективными и субъективными факторами эффективной менеджерской деятельности, так как прочное усвоение знаний и продуктивное их использование не покупается за деньги, а зависит от свойств личности, индивидуальных способностей и уровня интеллекта. Выяснению влияния определенных качеств на эффективность руководства были посвящены достаточно многочисленные эмпирические исследования. P.M. Стогдилл (США) обобщил результаты 163 таких работ, пытаясь установить наличие и « характер зависимости между отдельными чертами и успехом руководителя». Индивидуальные качества руководителя он объединил в шесть групп: 1) физические характеристики; 2) социальное происхождение; 3) способности - интеллект, рассудительность, знания, умение выражать свои мысли; 4) личные особенности - приспособляемость, доминирование, независимость, оригинальность, уверенность в себе; 5) отношение к задачам - трудовая мотивация, ответственность, инициатива, упорство, ориентация на производственные задачи; 6) социальные способности и навыки - готовность к кооперации с другими, популярность, навыки общения. Человек, не умеющий находить общий язык с людьми, не умеющий убеждать, влиять, сотрудничать, понимать людей и эффективно общаться, управлять людьми - профессионально не пригоден для деятельности менеджера.
Прямая зависимость между отдельными чертами человека я занятием им руководящей должности подтверждается, по мнению Стогдилла, все же достаточно редко, так как на их значимость существенно влияет конкретная ситуация.
Руководитель выполняет функцию стратегического планирования», выбора целей и стратегий развития предприятия и коллектива, планирования методов реализации поставленных целей, выбора и внедрения необходимых новшеств, инноваций.
При внедрении инноваций руководителю важно реализовать следующие рекомендации:
Привлекайте своих подчиненных к разработке и планированию инноваций, что поможет им понять и возможно принять цели и средства реформ;
Обеспечьте полноту и точность информации обо всех шагах реформы, не создавайте почву для появления слухов и недоверия;
Не сглаживайте «острые углы» нововведений, не прячьте их возможные неприятные последствия - только правдой можно добиться доверия подчиненных;
Всемерно демонстрируйте свою поддержку и заинтересованность в переменах, показывайте на практике их полезность;
Предусматривайте уменьшение нагрузки работникам, которым предстоит иметь дело с нововведениями;
Доказывайте, что новации не отразятся на зарплате или статусе подчиненных в худшую сторону;
Ищите энтузиастов нового дела и создавайте им режим наибольшего благоприятствования;
Проявляйте терпимость к неудачам;
И, наконец, почаще вспоминайте о том, что вообще-то люди любят новшества, хотя и опасаются обычно, что перемены уменьшат их личное благополучие. Поэтому, если будет найден вариант, при котором не только фирма, но и отдельный сотрудник сможет извлечь из новации личную выгоду, считайте, что дело практически сделано.
Администраторская функция . В обязанности руководителя входят не только вопросы стратегического плана, но и чистое администрирование, обозначающее директивные способы Общения руководителя с подчиненными. Особое место занимают разного рода наказания и поощрения. Один из таких методов известен как «кнут и пряник». Причем все психологи второй половины XX в. убеждены, что «пряник» гораздо предпочтительнее «кнута» и много эффективнее при управлении людьми. «Управлять подчиненными по их положительным отклонениям!» - вот лозунг сегодняшнего дня. Это не значит, конечно, что наказания как вид управленческого воздействия вот-вот отомрут. Это значит лишь, что не они положены в основу деятельности руководителя, стремящегося чего-то добиться от подчиненных.
Методы наказания конфликтогенны:
Снижают самооценку работников, нарушают их психологическое равновесие;
Порождают страх совершения ошибок;
Не способствуют устойчивому росту производительности;
Плохо обучают, так как человек в этом случае учится в первую очередь избегать наказания, а не формировать «правильное» поведение.
«Положительные подкрепления» (поощрения, вознаграждения) действуют эффективнее, чем «отрицательные». Они много лучше «обучают» подчиненных, психологически закрепляют образцы требуемого поведения, способствуют формированию благоприятного психологического климата в коллективе, повышают самооценку людей, успешно «мотивируют» их на производительный труд и т.д. Применение столь привлекательных мер управленческого воздействия как поощрение, вознаграждение также требует соблюдения определенных правил:
Вознаграждение должно быть конкретным, то есть за исполнение поручения, задания, за действие или поступок, а не за достижение всем концерном благополучных показателей;
Вознаграждение должно быть безотлагательным;
Вознаграждение должно быть достижимым, то есть поощрения заслуживают любые, в том числе и самые малые успехи, а не только> ^выдающиеся достижения в труде»;
Вознаграждения по возможности лучше делать нерегулярными и непредсказуемыми;
Малые награды иногда оказываются эффективнее больших.
Очевидно, что чем больше руководитель поощряет подчиненных, тем меньше ему приходится прибегать к наказаниям, ну а если уж все-таки пришлось, то следует иметь в виду, что:
Реакция на проступок подчиненного должна быть немедленной;
Наказывают за нежелательное поведение всех провинившихся, а не только «зачинщиков»;
Постепенное нарастание меры наказания нецелесообразно; лучше сделать первое же наказание таким, чтобы вторичного его применения уже не потребовалось;
Наказывая, не следует забывать внятно растолковывать подчиненному желательный образец поведения;
Говорят, что японские менеджеры наказывают только за повторяющиеся ошибки; может быть, стоит остановить карающий меч?
Коммуникативно - регулирующая функция. Известно, что эффективность коммуникаций зависит от множества факторов. Один из самых значимых среди них - установление благоприятных отношений руководителя с подчиненными. Сами собой такие отношения возникают редко. Их надо строить, то есть прикладывать осознанные усилия к тому, чтобы эти отношения развивались в нужном направлении. И хотя любое отношение - феномен, конечно, двусторонний, но от руководителя в данном случае зависит и соответственно требуется много больше, чем от подчиненного.
К типичным ошибкам атрибуции (и это подтверждено экспериментально) относится, например, то, что участник событий, как правило, приписывает причину обстоятельствам, в том время как наблюдатель - личности деятеля. Сходны по механизму действия и атрибутивные ошибки «защитного» толка: успех, мы, как правило, ставим в заслугу себе, а неуспех списываем на обстоятельства; когда же речь идет о других людях, логика меняется - их успех мы склонны приписывать благоприятным обстоятельствам, а вот неудачи - взваливать на личностные особенности.
Учитывая что руководитель по большей части находится по отношению к подчиненному в позиции наблюдателя, нетрудно догадаться, сколь часто возникает соблазн объяснить неуспех леностью, тупостью, недостатком усердия и прочими деловыми грехами подчиненных. В то же время некоторые источники утверждают, что 86% всех отклонений от нормальной работы происходит по вине обстоятельств и только 14% относятся к людям. Даже если это и преувеличение, все равно порядок величины подсказывает: не усердствуйте в поиске виновных, переключитесь на обстоятельства. Подумайте, была ли возможность выполнить задание, достаточно ли было времени, средств, материалов, информации и пр.? А если виноваты все же люди, то тем ли сотрудникам вы дали задание, располагали ли они нужной квалификацией, была ли заранее определена мера и форма ответственности?
Ошибки, совершаемые руководителем при прямом воздействии на подчиненного, более очевидны, «вылезают» почти сразу же. Одно плохо - их тоже много. Например:
Стереотипная реакция («Это на Вас похоже! Здесь ни на кого нельзя положиться!»);
Поспешное решение под воздействием эффекта («Вы уволены без выходного пособия!»);
Принятие решения без осмысления ситуации («Почему Вы сидите без дела?» - А может быть человеку плохо, или он только что закончил трудное задание);
Недостаточный учет последствий предпринимаемых действий.
У подчиненных возникает чувство досады, создается почва для недовольства и сопротивления в тех случаях, когда:
За ошибки одного отвечает другой;
Решение принимается без участия сотрудника;
Разнос, разбирательство устраиваются при третьих лицах или в отсутствие работника;
Руководитель не способен признать свою ошибку, пытается найти виновного среди подчиненных;
От исполнителя скрывается важная для него информация;
Работник, профессионально пригодный занять более высокую должность, не продвигается по службе;
Руководитель жалуется на подчиненного вышестоящему начальнику;
Поощрения за труд одного работника достаются другому;
Уровень требовательности не одинаков для всех сотрудников, в коллективе есть любимчики и отверженные и т.д.
В зависимости от особенностей поведения-руководителя в конфликтных, сложных ситуациях можно выделить пять типов: 1) доминирование, утверждение своей позиции любой ценой; 2) уступчивость, подчинение, сглаживание конфликта; 3) компромисс, позиционный торг («я тебе уступлю, ты - мне»); 4) сотрудничество, создание взаимной направленности на разумное и справедливое решение конфликта с учетом обоснованных интересов обоих сторон; 5) избегание конфликта, уход из ситуации, «закрывание глаз, как будто ничего не произошло».
Наиболее эффективным, хотя и трудно реализуемым стилем поведения руководителя в конфликтной ситуации является стиль «сотрудничества». Крайне неблагоприятными стилями являются «избегание», «доминирование», «уступчивость», а стиль «компромисс» позволяет достичь лишь временного недолговечного решения конфликта, позднее он может появиться вновь. Для некомпетентного руководителя, как отмечает Диксон, характерны следующие особенности:
1) не учитывает человеческие ресурсы, не умеет работать с людьми;
2) проявляет консерватизм, придерживается устаревших взглядов;
3) проявляет тенденцию отворачиваться или пренебрегать информацией, которая ему непонятна или вступает в противоречие с имеющейся концепцией;
4) проявляет тенденцию недооценивать противников;
5) проявляет нерешительность и тенденцию ухода от ответственности в принятии решений;
6) проявляет упорную неуступчивость, упрямство при решении проблемы вопреки очевидным изменившимся обстоятельствам;
7) не способен провести сбор и проверку информации о проблеме, «войти в сложившуюся ситуацию, проявляет тенденцию «обессиливания при завершении»;
8) предрасположен к фронтальным атакам, верит в грубую силу, а не в находчивость и дипломатичность;
9)неспособен использовать неожиданности;
10) проявляет неоправданную готовность находить «искупительные жертвы» в случае затруднений;
11) предрасположен к подтасовке фактов и распространению информации с мотивами, «несовместимыми с моралью и безопасностью;
12) склонен верить в мистические силы - судьбу, фатальность неудачи т.п.
Психолог Кэрол Дуэк (Carol Dweck) на протяжении всей своей карьеры занимается изучением производительности и образа мышления, и её последнее исследование показало, что предрасположенность к в большей степени зависит именно от отношения к проблемам, а не от высокого IQ.
Дуэк обнаружила, что можно выделить два типа мышления: фиксированное мышление и мышление роста.
Если у вас фиксированное мышление , то вы уверены, что вы такой, какой есть, и не можете это изменить. Это создаёт проблемы, когда жизнь бросает вам вызов: если вам кажется, что вам надо сделать больше того, с чем вы можете справиться, вы чувствуете безнадёжность этой затеи.
Люди с мышлением роста верят, что они могут стать лучше, если приложат усилия. Они превосходят людей с фиксированным мышлением, даже если у них более низкий. Люди с мышлением роста встречают испытания как возможность научиться чему-то новому.
Здравый смысл подсказывает, что человек, наделённый высоким интеллектом, уверен в себе. Это так, но только до тех пор, пока всё даётся ему легко. Решающим фактором является то, как вы встречаете . Люди с мышлением роста с распростёртыми объятиями приветствуют жизненные препятствия.
Для людей с мышлением роста неудача - это информация. Мы называем случившееся неудачей, но для них это скорее воспринимается так: это не сработало, но я умею решать проблемы, поэтому попробую предпринять что-то ещё.
Кэрол Дуэк
Независимо от того, какой тип мышления у вас в настоящее время, вы можете развить мышление роста. Мы расскажем о нескольких стратегиях, которые помогут вам перестроить своё мышление.
Не оставайтесь беспомощными
Каждый из нас попадает в ситуации, когда ощущает себя беспомощным. Вопрос в том, как мы реагируем на это чувство. Мы можем либо извлечь урок и двигаться дальше, либо поникнуть. Множество успешных людей не стали бы таковыми, если бы поддались чувству беспомощности.
Уолта Диснея (Walt Disney) уволили из газеты Kansas City Star за то, что у него «не хватало фантазии и не было хороших идей», Опру Уинфри (Oprah Winfrey) уволили с должности телеведущей в Балтиморе, потому что она была «слишком эмоционально вовлечённой в свои истории», у Генри Форда (Henry Ford) были две неудачные автомобильные компании до открытия Ford, а Стивен Спилберг (Steven Spielberg) был несколько раз отчислен из Школы кинематографического искусства при Университете Южной Калифорнии.
Представьте, что произошло бы, имей все эти люди фиксированное мышление. Они бы смирились с неудачей и потеряли надежду. Люди с мышлением роста не чувствуют себя беспомощными, они понимают: чтобы добиться успеха, нужно потерпеть крах, но затем начать всё снова.
Отдайтесь страсти
Вдохновлённые люди беспрестанно преследуют свои страсти. Всегда может появиться человек более талантливый, чем вы, но недостаток таланта можно компенсировать страстью. Благодаря страсти стремление к совершенству у вдохновлённых людей не ослабевает.
Уоррен Баффет (Warren Buffett) советует искать свою страсть с помощью техники 5/25. Составьте список из 25 вещей, которые для вас важны. Затем вычеркните 20, начиная снизу. Оставшиеся 5 и есть ваши истинные страсти. Всё остальное - лишь развлечение.
Действуйте
Отличие людей с мышлением роста не в том, что они смелее других и способны преодолеть свои страхи, а в том, что они понимают: и беспокойство парализуют, и лучший способ справиться с параличом - делать что-то. У людей с мышлением роста есть внутренний стержень, они осознают, что не нужно ждать идеального момента, чтобы двигаться вперёд. Предпринимая действия, мы трансформируем беспокойство и тревогу в позитивную направленную энергию.
Пройдите лишний километр или два
Сильные люди делают всё возможное даже в свои худшие дни. Они всегда подталкивают себя пройти ещё немного. Ученик Брюса Ли (Bruce Lee) каждый день пробегал с наставником 5 километров. Однажды после пробежки Брюс предложил пробежать ещё 3 километра. Уставший ученик возразил: «Я умру, если пробегу ещё 3 километра», - на что Брюс ответил: «Ну так сделай это».
Его ученик так разозлился, что пробежал эти 3 километра, а потом, измученный и яростный, накинулся на Брюса, сердясь на него за этот комментарий. А учитель объяснил свой ответ так:
Остановка равнозначна смерти. Если будешь устанавливать пределы своим возможностям, физическим или каким-либо ещё, они распространятся на всю твою жизнь. На работу, мораль, на всё остальное. Пределов нет. Есть временные остановки, но нельзя задерживаться на них, нужно идти дальше. Если это убьёт, значит, убьёт. Человек должен постоянно повышать свой уровень.
Если вы каждый день не становитесь немного лучше, значит, вы становитесь немного хуже - а что же это за жизнь?
Ожидайте результатов
Люди с мышлением роста понимают, что время от времени их ждёт провал, но это не останавливает их от ожидания результатов. Ожидание результатов позволяет вам оставаться и подталкивает к улучшениям. В конце концов, если вы не собираетесь добиться успеха, зачем вообще всё затевать?
Будьте гибкими
Каждый сталкивается с непредвиденными трудностями. Вдохновлённые люди с мышлением роста видят в этом возможность стать лучше, а не повод отказаться от цели. Когда жизнь бросает вызов, сильные люди будут искать варианты, пока не .
Не жалуйтесь, когда дела идут не так, как вы планировали
Очевидный признак людей с фиксированным мышлением. Люди с мышлением роста ищут возможности в любом исходе дел, у них нет времени на жалобы.
Следуйте всем перечисленным выше пунктам
Каждый день следите, как вы реагируете даже на мелкие события. И постоянно старайтесь реагировать правильно. Так, как это сделал бы человек с мышлением роста.