Название флэшмоба. Что такое флеш моб? Крупный флэш моб - масшабный flashmob

Флэшмоб

Флешмо́б (читается как флэшмоб , от англ. flash mob - flash - вспышка; миг, мгновение; mob - толпа, переводится как «вспышка толпы» или как «мгновенная толпа») - это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы ) внезапно появляется в общественном месте, в течение нескольких минут люди с серьёзным видом выполняют заранее оговорённые действия абсурдного содержания (сценарий ) и затем одновременно быстро расходятся в разные стороны, как ни в чём не бывало. Является разновидностью смартмоба .

Психологический принцип флешмоба заключается в том, что мобберы создают непонятную, абсурдную ситуацию, но ведут себя в ней, как будто для них это вполне нормально и естественно: серьёзные лица, никто не смеётся, все находятся в здравом рассудке, трезвые и вменяемые.

Флешмоб - это представление, рассчитанное на случайных зрителей (фомичей ), у которых возникают неоднозначные чувства: полное непонимание, интерес и даже ощущение собственного помешательства.

Идеология классического флешмоба придерживается принципа «флешмоб вне религии, вне политики, вне экономики», то есть, флешмоб не может быть использован в корыстных целях.

Правила флешмоба

  1. Флешмоб вне рекламы, вне политики (никто из участников не платит и не получает денег).
  2. Действие должно казаться спонтанным (участники не собираются в месте события до акции).
  3. Точное время начала и конца проведения (каждый мобер должен точно выполнить указанное в сценарии временное условие, часы должны быть синхронизированы).
  4. Должно сложиться впечатление, что моберы - такие же случайные прохожие, как и все (не общаться друг с другом до, во время и после акции в месте проведения).
  5. Сценарий должен иметь абсурдный характер (действия моберов не должны поддаваться логическому объяснению).
  6. Точное следование сценарию (креативный подход только в оговоренных случаях).
  7. Флешмоб не должен вызывать негативных эмоций, агрессивной реакции случайных зрителей.
  8. Действия моберов не должны пересекаться с чертой дозволенного законодательством. После акции не должно оставаться мусора.
  9. Флешмоб должен вызывать недоумение, а не смех (все участники должны быть трезвыми и вменяемыми, делать все с серьёзным видом находясь в здравом рассудке).
  10. После акции нужно мгновенно разойтись с места действия в разные стороны, не подавая виду, что произошло что-то необычное.
  11. Запрещена фото-видео съемка сторонними лицами с целью афиширования (акция может быть снята «штатными» людьми при условии, что информация не выйдет за пределы круга моберов).

Чтобы избежать конфликтов с работниками органов охраны правопорядка, есть ещё такие рекомендации:

  1. Иметь при себе удостоверение личности.
  2. Если вас всё-таки задержали работники органов правопорядка, вы отвечаете сами за себя. Никто за вас поручаться не будет. Отвергайте, что вы участвовали в заранее запланированной акции: вы случайно оказались в этом месте и просто так решили что-то сделать. Участие в несанкционированных массовых акциях, как правило, наказуемо законодательством.

Детали правил могут варьироваться, что предварительно оговаривается в сценарии акции.

Сценарии флешмобов

Идеальный сценарий должен быть абсурдным, загадочным, не сильно заметным и ни в коем случае не вызывать смеха. Мобберы не должны нарушать законы и моральные устои. Просто должны делать что-то бессмысленное, но так, как будто в этом есть смысл. В итоге случайные зрители (фомичи ) принимают это за серьёзную ситуацию, в которой есть какой-то смысл, пытаются его найти. У них возникает чувство интереса, тревоги, непонимания или даже ощущение собственного помешательства. Сценарий не должен перейти грань, за которой он уже становится смешным, но это получается крайне редко.

Примеры сценариев

Замирание

В определённый момент в определённом месте мобберы резко замирают как будто остановилось время. В замершем состоянии они стоят три минуты, после чего делается передышка на несколько секунд и снова на три минуты замирают. После этого все одновременно расходятся в разные стороны.

Батарейка

В определённое время в определённом месте города проходит «маяк». Внезапно его движения становятся более медленными, как у робота, у которого «села батарейка», его силы угасают, и он падает, делая вид, что засыпает (или становится «на подзарядку»). Это служит сигналом, по которому остальные мобберы повторяют за ним имитацию потери жизненных сил и находятся в «спячке» ровно две минуты, считая секунды про себя. По завершении двух минут следует классический финал - мобберы расходятся в разные стороны, как ни в чём не бывало. Проявить творческий подход при «отключении» можно медленно, можно быстро, можно на ходу, можно просто стать, склонив голову. Играют так, как будто внутри медленно «садится батарейка». Можно упасть полностью на асфальт, можно сесть на колено, можно «уснуть» стоя. Главное - удивить окружающих. Ну и логично, что если «села батарейка» - глаза закрыты.

Цель флешмоб-акции

Участники флешмоб-акций не получают и не платят никаких денег за участие в ней. Это совершенно добровольное занятие. Участники одного и того же мероприятия могут преследовать различные цели. Среди возможных вариантов:

  • развлечение;
  • почувствовать себя свободным от общественных стереотипов поведения;
  • произвести впечатление на окружающих;
  • самоутверждение (испытать себя: «Смогу ли я это сделать на людях?»);
  • попытка получить острые ощущения;
  • ощущение причастности к общему делу;
  • получить эффект, как от групповой психотерапии;
  • эмоциональная подзарядка;
  • приобретение новых друзей

Встречаются участники подобных акций, в жизни являющиеся вполне успешными и серьёзными людьми. Некоторые психологи объясняют этот факт тем, что подчинённая рациональности и логике жизнь их утомляет. Получив материальное благо они всё-равно не ощущают удовольствия от этого. Возникает особая форма депрессии - апатия к «бесцветной» жизни, которая и побуждает их к участию в подобных акциях.

История

Основная статья : История флешмоба

Явление флешмобов началось после того, как в октябре вышла книга социолога Говарда Рейнгольда «Умные толпы: следующая социальная революция», в которой автор предсказывал, что люди будут использовать новые коммуникационные технологии (Интернет , сотовые телефоны) для самоорганизации. Понятие «умных толп» (смартмоб ) стало основополагающим в дальнейшем развитии флешмобов и других подобных акций, все из которых по сути своей являются разновидностями смартмоба. В июне Роб Зазуэта из Сан-Франциско , ознакомившись с трудами Рейнгольда, создал первый сайт для организации подобных акций flocksmart.com .

Первый флешмоб был намечен на 3 июня 2003 года в Нью-Йорке , США , но не состоялся. Ему помешала заранее предупреждённая полиция . Организаторы избежали этой проблемы при проведении второго флешмоба, который состоялся 17 июня 2003 года . Участники пришли в заранее определённое место, где они получили инструкции по поводу окончательного места и времени прямо перед тем, как он начинался. Приблизительно двести человек (по другим источникам 150) собрались вокруг одного дорогого ковра в мебельном отделе универмага «Macy’s» и стали говорить продавцам, что живут вместе на складе в «пригородной коммуне» на окраине Нью-Йорка и пришли купить «Коврик Любви» . Уже через несколько дней волна акций прокатилась по Америке и Европе . Первые российские акции были организованы через ЖЖ и состоялись одновременно в Санкт-Петербурге и Москве 16 августа . Их участники с непонятными табличками встречали на вокзале приехавших поездом пассажиров. Первые украинские мобы прошли также 16 августа в Днепропетровске и Киеве практически одновременно. 23 августа первый флешмоб состоялся в Одессе . В целом флешмоб в странах СНГ получил сильное развитие в плане идеологии. В Белоруссии возникли полит мобы , на Украине и в России появился фаршинг (больше всего акций состоялось в Санкт-Петербурге), возникло движение монстрации (изначально в Новосибирске). Ежегодно проводятся флешмоб фестивали - мобфесты .

Безусловно, действия, которые можно квалифицировать как флешмоб, могли происходить и задолго до появления книги Рейнгольда. Но это были скорее одиночные случаи, не являющиеся массовым явлением. Только наличие удобных и быстрых средств связи и более-менее сформированные правила позволили флешмобу стремительно стать популярным практически по всему миру. Поэтому можно утверждать, что он имеет уникальную идеологию и не имеет аналогов в мировой истории.

Терминология

Первоначально терминологии и классификации акций ещё не было вовсе, и процесс её формирования продолжается поныне. Изначально движение возникло в США , и от этого часто встречаются кальки с английских слов: «мобплейс», «афтерпати» и т. д. Само слово «flash mob» вошло в русский язык почти без изменения фонетического звучания. Часто встречаются разные варианты его написания: «флеш моб», «флэш моб», «флеш-моб» и другие. Правильно писать именно «флешмоб», а людей, занимающихся им, называть мобберами.

Словарь

Также часто терминология различается в разных городах. Часто на сайтах разных флешмоб-движений можно встретить специализированные словари. В странах СНГ словари обычно имеют примерно такое содержание:

  • Агенты - люди, раздающие листовки с инструкциями для участников акции.
  • Акция или просто Моб - действие, выступление, конкретное конечное воплощение сценария.
  • Афтерпати (сокр. АП ; англ. after party ), иногда Опошление , Послемобье - встреча мобберов после акции. На ней знакомятся, обмениваются дисками с предыдущих мобов, смотрят, если есть уже видео с только что проведённого моба, обсуждают и выдумывают сценарии, и довольно часто мобберы на АП решают провести ещё один моб.
  • Играть (Мобить , мобиться ) - исполнять сценарий. Например: «Мы уже играли этот сценарий в прошлом году».
  • Камертон - часы, находящиеся в общественных или иных местах, по которым мобберы заранее синхронизируют собственные часы для точного прибытия на акцию. Как правило, такие часы есть на сайте, через который организовывался флешмоб.
  • Классика - ФМ-акция, построенная на первичных основах идеологии движения: мгновенная толпа, абсурдность действий и т. п. Иногда слово применяется к сценариям, которые наверняка игрались в каждом городе с флешмоб-движением (например, «Пульты ДУ»).
  • Кодовые фразы - фразы, используемые во время проведения некоторых акций для осуществления сценарного замысла этих акций. В зависимости от сценария, кодовые фразы могут использоваться для ответов на вопросы прохожих, для контактов между мобберами и маяком , а также для других целей.
  • Маяк (Кепка ) - специальный человек, находящийся на месте проведения некоторых акций, для того чтобы подать мобберам условный сигнал о её начале. Характер сигнала заранее оговаривается при планировании акции.
  • Медиа-группа (Съёмщики ) - официальные представители ФМ-ресурсов, занимающиеся съёмкой акций.
  • Моббер (флешмоббер , ФМщик ) - человек, который участвует в акциях.

Варианты: Моблик - моббер-новичок, Мобстер - опытный моббер.

  • Место Х , Площадка , иногда Мобплейс - место прохождения ФМ-акции.
  • Парускерство - явление, которое заключается в нарушении правил: разговоры, смех и всё, что не было запланировано. Парускеры - мобберы, игнорирующие правила.
  • Пингвин , реже Зриббер - человек, который узнал о проведении акции и, вместо того чтобы участвовать в ней, стоит неподалёку и наблюдает происходящее.
  • Струксы - мобберы-туристы, совершающие паломничества в иногородние моб-сообщества, с целью «на людей посмотреть - себя показать», хорошо и неординарно провести время в компании мобберов.
  • Фаршер - участник фаршинг акции
  • Фомичи (Кузьмичи ) - прохожие, случайные свидетели акции.
  • GFM (англ. "Global Flash Mob" ) - всемирная ФМ-акция, в ней участвует максимальное количество стран и городов.

Организация флешмобов

Флешмоб, как правило, организовывается через интернет сайты. В каждом городе действует по одному сайту чтобы не было неразберихи. Впрочем, часто могут некоторые акции устраиватся не через официальный сайт, а через социальные сети. Такие акции, как правило, отличаются плохой подготовкой мобберов и нарушением правил флешмоба. Там мобберы разрабатывают, предлагают и обсуждают сценарии для акций. Сценарий, место и время акции назначается либо администрацией сайта либо путём голосования. Существуют так же так называемые авторские мобы , которые организовываются одним человеком и мобберы оповещаются по рассылке. Акции проводятся в многолюдных местах (исключение моб хаус ). Инструкции к акции могут быть опубликованы на сайте, либо инструкции выдаются до акции специальными агентами .

Флешмоб и СМИ

Виды акций

По мере существования явления флешмоба стали появляться такие сценарии, которые не соответствовали его правилам. Однако они игрались, и тогда стало ясно, что термин «флешмоб» уже не способен удовлетворить всех.

Само слово «флешмоб» стало нарицательным, и им начали называть любую акцию, в которой участвует некоторое количество человек. Это неверно. Флешмоб - это акция, которая подчиняется строгим правилам и законам. Хотя все новые виды акций «вышли» из флешмоба, некоторые из них стали настолько отличаться от него идеологически и организационно, что их уже нельзя относить к разновидностям флешмоба и можно считать отдельными разновидностями воплощения технологии смартмоба.

Пожалуй, единственное, что объединяет большинство акций, - это стремление сделать что-нибудь вместе, да такое, для чего в обычной жизни нужды нет. Все акции неожиданны для случайных зрителей. Основополагающим же фактором является самоорганизация через современные средства коммуникации. Поэтому флешмоб в первоначальном смысле слова теперь называют классический флешмоб .

Классический флешмоб

Построен на первичных основах идеологии движения. Главная цель - удивить случайных зрителей, но так, чтобы у них не было отвращения или смеха от происходящего. Удержать границу между удивлением и смехом трудно, поэтому в чистом виде классический флешмоб явление редкое.

Полит-моб или социо-моб

Это акции с социальным или политическим оттенком. Они являются более простым, оперативным и безопасным способом выражения общественного мнения или привлечения внимания к тем или иным проблемам, чем митинги и демонстрации. Например, после выборов в Белоруссии в 2006 прошёл ряд таких акций . Несколько человек, собравшись в центре Минска, раскрыли газету «Советская Белоруссия» и начали рвать её на мелкие кусочки. В другой подобной акции около 30 минчан демонстративно завязали глаза и отвернулись от установленного на площади экрана, по которому транслировалось выступление прокурора Белоруссии. На пике популярности в апреле 2006 года «политические флешмобы» в Минске собирали до 100-120 человек. С целью пресечения подобного рода акций власти придерживались тактики задержания от 10 до 20 человек, что в течение 2 недель уменьшило число участников флешмобов до 15-20 человек. Пример полит-моба прошедшего в Томске :

Все желающие в 12.00 28 июня подходят к зданию Думы г. Томска и кидают в него мелочь в знак протеста на повышение платы за проезд в маршрутках . Тем самым, горожане смогут подать деньги народным депутатам , для того чтобы они их собрали в свои ненасытные карманы и перестали обирать своих малоимущих горожан в будущем.

Монстрация

Монстрация (от слова демонстрация ) - это демонстрация с плакатами, содержание которых предельно абсурдизировано. Главная цель монстрантов - требовать необъяснимого. Первая акция прошла в 2004 году в Новосибирске . Колонна монстрантов влилась в обычную первомайскую демонстрацию.

Неспектакльный моб

Неспектакльный моб (Реальный флешмоб , Нонспектакулярный моб , Х-моб ) - это акции, в которых участники пытаются смоделировать тонкое, порой едва уловимое социо-коммуникативное пространство, в котором на первом месте стоит переживание самих участников. Он может быть незаметен для окружающих. Нет задачи произвести впечатление на внешнего зрителя. Действия участников настолько приближены к повседневности, что их образ начинает «мерцать». Становится непонятным, видны ли действия, выполняемые по сценарию, или это всего лишь действия обычного прохожего, случайно повторившего то, что написано в сценарии. Изменение повседневности повседневностью, рассчитанное на тактику дежавю и формирование у прохожих ощущения тихого помешательства. Этот моб порождает эффект изменения сознания, похожий на эффект психотропных веществ. Варианты для примера:

i-mob

Общее название для всех видов акций, проводимых в Интернете (форумы, icq , e-mail , чаты и.т.п.). Очень часто интернет-флешмобы возникают спонтанно, без предварительного планирования. Чаще всего представляют собой комментарии к опросам со смешными вариантами ответа. Благодаря интернет-флешмобу «Уроки Албанского» возникло и крепко закрепилось понятие Албанский язык .

Также широко известен интернет-моб «Регулярно!», произошедший на русском сайте новостной телекомпании BBC . На этом сайте была опубликована статья . В ней говорилось о том, что большинство российских алкоголиков, скончавшихся в трудовом возрасте, принимали алкоголь, не предназначенный для употребления внутрь, и выводы исследований по этому поводу. К статье был опрос: «Вы пьёте одеколон, антифриз или моющие средства?» - с вариантами ответов:

  • Регулярно
  • Крайне редко
  • Никогда
  • Я вообще не пью

Большинство читателей этот вопрос насмешил и даже оскорбил. В итоге, около 90 % голосов были отданы за вариант «Регулярно». Из-за того что счётчик не был рассчитан на такое количество голосов, он несколько раз в сутки сбрасывался. На эту тему было создано много карикатур и даже комиксов . В некоторых городах был даже сыгран реальный флешмоб «Одеколон», когда мобберы при большом скоплении людей делали вид, что дегустируют одеколоны, шампуни, жидкости для мытья стёкол. На самом деле, в бутылочках были питьевые жидкости: напитки («Тархун», «Лимонад»), вместо шампуней был йогурт и.т.п.).

В то же время, часто интернет-мобы делают сами владельцы сайтов для поднятия посещаемости своих ресурсов. В среде веб-дизайнеров даже появилось слово «расфлешмобить» для такого способа привлечения посетителей.

Арт-моб

К моб-артам относятся акции, имеющие некую художественную ценность и, как следствие, сложность реализации, которая иногда требует отступления от некоторых правил флешмоба. Как правило, они выполняются небольшим количеством участников с использованием реквизита. Они более нацелены на зрелищность, эстетику. Моб-арт предполагает репетиции, у моб-арта есть команда, состоящая из режиссёров, сценаристов, людей, помогающих с организацией. Но он не перестает быть мобом, потому как все основные правила во время акции имеют силу.

Экстрим -моб

Акции с ярко выраженной экстремальной направленностью. Могут нарушатся какие-то моральные устои (или даже действия, квалифицирующиеся как мелкое хулиганство), или даже как-то провоцировать случайных прохожих. Такие акции противоречат правилам флешмоба. Например, Бой подушками .

L-моб

Фан-моб

Date-моб

Моб-Хаус

Моб-игра

Моб-игра - эти акции предполагают определённое взаимодействие участников, допустимы контакты между ними, заранее оговорённые на сайте. Конец может быть непредсказуем. Например, «Повелевай и подчиняйся»:

участники парами играют в «гляделки»; тот, кто засмеялся или отвёл взгляд, проигрывает. Он должен следовать за победителем и повторять все его движения. Победитель ищет нового соперника. Если он победит ещё раз, то вся колонна за проигравшим человеком тоже переходит к победителю.

Фаршинг

Фаршинг или фарш - это неформальное направление интеллектуального и психологического экстрима. Целью фаршинга является публичное действо, участники которого должны на время забыть о своих комплексах и тех социальных, моральных и этических рамках, которыми они привыкли сковывать себя в повседневной жизни. Фаршинг не

Что такое флешмоб? Не каждому удается стать свидетелем флешмоба.

Но тот, кто оказался в водовороте мероприятия, вряд ли его легко позабудет или пройдет мимо. Что такое флэшмоб и кому он нужен?

Представьте, что вы идете по центральной городской площади и видите сотню-другую людей, друг с другом незнакомых. Они будто бы спешат по делам, сидят на лавках или фотографируются.

Но вдруг часы бьют полдень – и все эти случайные прохожие начинают выполнять одинаковые действия – кричать, целоваться, падать замертво, замирать «манекенами», танцевать отрепетированную «джигу-дрыгу».

Пять минут – и все расходятся в свои стороны, так, словно ничего не произошло.

Это и есть флэшмоб – стихийное, спонтанное массовое мероприятие, в котором участвуют незнакомцы, начинающееся и заканчивающееся неожиданно для окружающих и протекающее по заранее оговоренному сценарию.

У этого действа нет какой-то корыстной цели, ни рекламной, ни политической. Оно не имеет ничего общего с пиар-кампаниями и акциями протестов.

Никто, кроме самих участников, не знает о флэшмобе: вы не увидите объявления в газете о предстоящем веселье.

Слово flashmob можно перевести как «вспышку толпы» или «мгновенное сборище». У поклонников этого развлечения есть целое движение, они называют себя флэшмобберами и активно участвуют в массовых перформансах.

Какова же их цель? Просто получить удовольствие, отвлечься от серых будней и потратить немного свободного времени.

У движения имеется свой сленг. Так, случайные зеваки именуются «фомичами», «агенты» раздают инструкции, «моб» – это собственно выступление. «Афтэпати» (попросту «послемобье») – встреча довольных участников, «разбор полетов» и построение планов.

Несмотря на пугающую терминологию, флэшмобберов не нужно опасаться. Их акции – совершенно мирные, не наносят вреда и никого не обижают.

У движения есть свои законы. Никто из поклонников флэшмоба не одобрит сценарий, в котором оспариваются моральные и нравственные моменты.

Они никогда не будут пропагандировать насилие, расизм или наркотики, вторгаться в политические и экономические споры.

Нужно быть неплохим актером, чтобы вписаться в их ряды. Не так-то легко не рассмеяться вслух во время этнического танца с бубнами, исполняемого тысячей человек! Чем абсурднее сценарий, тем серьезнее должны быть лица.

Зачем люди идут на флешмоб

Уж точно не ради денег – это мероприятие не предполагает оплаты. Кто-то хочет проверить себя («а не слабо ли мне раскрепоститься и совершить на людях большую глупость?»).

Другие таким способом протестуют против консервативных норм и строгого общественного мнения.

Среди других мотивов – получение адреналина, поиск собственной свободы и желание приобщиться к крупному общему делу.

Если разбираться с психологической подоплекой данной игры, то можно заметить: цель мобберов – показать другую картину мира, полную хаоса, спонтанности и странностей.

Заставить случайных зрителей захлопать глазами, встрепенуться, очнуться и почувствовать, как «ум трогается в путь», а голова сходит с рельс.

При этом лица участников непроницаемые, они ведут себя так, будто это совершенно нормально – взять и запеть «Аве Марию» посреди общественной библиотеки. Тут не мудрено подумать об «атаке клонов» и похищениях пришельцами!

Такой вот флешмоб.

Флэшмоб в дословном переводе с английского (Flash mob), означает — мгновенная или моментальная толпа. Группа людей, внезапно появляющаяся в оговоренное время в общественном месте и совершает определенные действия, по заранее запланированному сценарию.

Для чего проводят такие действия?

Флэшмоб-акция — абсолютно безвозмездное занятие, главной целью которого является — удивление случайно находящихся людей, возле места проведения акции. Каждый из участников может преследовать свои цели, например, такие как:

  • для развлечения;
  • преодоления страхов и самоутверждения;
  • зарядиться позитивной энергетикой командного духа;
  • получить острые ощущения;
  • завести новых друзей;
  • получить свободу от навязанных норм поведения и внутренних барьеров.

Частыми участниками подобных мероприятий являются успешные и финансово независимые молодые люди, стремящиеся скрасить свои будни новыми ощущениями, испытать эмоциональный всплеск положительных эмоций.

Правила флэшмоб-акций

Не зависимо от цели и тематики акции, существует свод правил, которых придерживаются мобберы (участники):

  • вне политики, экономики и религии;
  • без насилия и нарушения закона;
  • абсолютно бесплатно;
  • все действия флэшмоб-представления должны казаться спонтанными, внезапными;
  • четкое следование заранее продуманному сценарию;
  • представление должно вызывать исключительно позитивные эмоции;
  • после окончания акции все участники должны покинуть место ее проведения, разойдясь в разные стороны, как ничего и не произошло.

Настоящие мобберы, не участвуют и не создают Flash mob исходя из корыстных, политических, религиозных или других мотивов. Все мероприятия проводятся на добровольной основе. Действия участников должны вызывать различные положительные переживания, такие как: недоумение, удивление, интерес, но не смех или агрессию.

Разновидности

Если рассматривать флэшмоб-акции в классическом проявлении, можно выделить несколько разновидностей такого направления:

Х-моб – или другими словами – реальный флэшмоб, больше нацелен не на удивление прохожих, а на самих мобберов, действия которых максимально приближены к повседневным. Например: доставать соринку из глаза смотря в маленькое зеркало; протирать салфеткой экран смартфона; присесть и завязывать шнурки или отряхивать одежду; наблюдать за полетом птиц в облаках и т.д.

Моб-арт. Один из сложных флэшмоб-представлений, требующий постановщика и репетиций. Несет эстетическую или художественную ценность. В 2008-м году, крупный моб-арт прошел в Челябинске, где около 6 тыс. человек выстроили огромный смайлик, который впоследствии вошел в Книгу рекордов.

Dance-моб. Танцевальное представление, где все участники акции сливаются с толпой, но затем один из них включает музыку и начинает танцевать и к нему постепенно присоединяются остальные мобберы. Один из самых необычных dance-мобов прошел в одной из филиппинских тюрем в честь памяти Майкла Джексона — полторы тысячи заключенных станцевали под его хиты.

Экстрим-моб. Не очень популярный вид классического флэшмоба, поскольку грань между «законно» и «незаконно» слишком тонка. Такие действия можно расценить как мелкое хулиганство. Яркий пример – бой подушками на площади.

Long-моб. Длительность такого мероприятия может продолжаться от нескольких дней до недели. Обычно, лонг-мобы не имеют определенного сценария – участники договариваются, например, обрисовывать в определенном районе мелом все, что видят на асфальте: окурки, машины на парковке, клумбы, мусор, лавочки и дорожные указатели, животных. В результате получается некий абсурдный обрисованный мир, который не на шутку удивляет всех прохожих.

Fun-моб – массовая шутка. Целью фан-моба – является смех и веселье, после более масштабной акции. К примеру, участники начинают собираться в эдакий «живой трамвайчик», прицепляясь сзади друг к другу и собирая по пути новых «пассажиров». По окончанию акции, мобберы расходятся в разных направлениях с серьезными лицами.

Фарш или фаршинг — вид классического флэшмоба, нацеленный исключительно на участников сего действа. Основной задачей мероприятия, является: победа над страхами, комплексами, выход за рамки дозволенного, победа над внутренними ограничениями. К примеру: вымыть ноги в тазике, натянуть яркие женские колготки до подмышек и станцевать на столе в максимально быстром темпе, представить себя гусеницей и ползти также как она по тротуару.

Кроме позитивных чувств и хорошего настроения, вызванных у окружающих, причастие к флэшмоб-движению, помогает пройти групповую психологическую реабилитацию в суровых жизненных обстоятельствах, почувствовать свою нужность и ощутить себя частичкой чего-то большего.

Флешмо́б (читается как флэшмоб, от англ. flash mob - flash - вспышка; миг, мгновение; mob - толпа, переводится как «вспышка толпы» или как «мгновенная толпа») - это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы) внезапно появляется в общественном месте, в течение нескольких минут люди с серьёзным видом выполняют заранее оговорённые действия абсурдного содержания (сценарий) и затем одновременно быстро расходятся в разные стороны, как ни в чём не бывало. Является разновидностью смартмоба.

Психологический принцип флешмоба заключается в том, что мобберы создают непонятную, абсурдную ситуацию, но ведут себя в ней, как будто для них это вполне нормально и естественно: серьёзные лица, никто не смеётся, все находятся в здравом рассудке, трезвые и вменяемые.

Флешмоб - это представление, рассчитанное на случайных зрителей (фомичей), у которых возникают неоднозначные чувства: полное непонимание, интерес и даже ощущение собственного помешательства.

Идеология классического флешмоба придерживается принципа «флешмоб вне религии, вне политики, вне экономики», то есть, флешмоб не может быть использован в корыстных целях.

Правила флешмоба:
-Флешмоб вне рекламы, политики и религии.
-Никто из участников не платит и не получает денег.
-Действие должно казаться спонтанным (участники не собираются в месте события до акции).
-Точное время начала и конца проведения (каждый мобер должен точно выполнить указанное в сценарии временное условие, часы должны быть синхронизированы).
-Должно сложиться впечатление, что моберы - такие же случайные прохожие, как и все (не общаться друг с другом до, во время и после акции в месте проведения).
-Сценарий должен иметь абсурдный характер (действия моберов не должны поддаваться логическому объяснению).
-Точное следование сценарию (креативный подход только в оговоренных случаях).
-Флешмоб не должен вызывать негативных эмоций, агрессивной реакции случайных зрителей.
-Действия моберов не должны пересекаться с чертой дозволенного законодательством. После акции не должно оставаться мусора.
-Флешмоб должен вызывать недоумение, а не смех (все участники должны быть трезвыми и вменяемыми, делать все с серьёзным видом находясь в здравом рассудке).
После акции нужно мгновенно разойтись с места действия в разные стороны, не подавая виду, что произошло что-то необычное.

Чтобы избежать конфликтов с работниками органов охраны правопорядка, есть ещё такие рекомендации:
Иметь при себе удостоверение личности.
Если вас всё-таки задержали работники органов правопорядка, вы отвечаете сами за себя. Никто за вас поручаться не будет. Отвергайте, что вы участвовали в заранее запланированной акции: вы случайно оказались в этом месте и просто так решили что-то сделать. Участие в несанкционированных массовых акциях, как правило, наказуемо законодательством.

Детали правил могут варьироваться, что предварительно оговаривается в сценарии акции.

Примеры сценариев

Замирание

В определённый момент в определённом месте мобберы резко замирают как будто остановилось время. В замершем состоянии они стоят три минуты, после чего делается передышка на несколько секунд и снова на три минуты замирают. После этого все одновременно расходятся в разные стороны.

Батарейка

В определённое время в определённом месте города проходит «маяк». Внезапно его движения становятся более медленными, как у робота, у которого «села батарейка», его силы угасают, и он падает, делая вид, что засыпает (или становится «на подзарядку»). Это служит сигналом, по которому остальные мобберы повторяют за ним имитацию потери жизненных сил и находятся в «спячке» ровно две минуты, считая секунды про себя. По завершении двух минут следует классический финал - мобберы расходятся в разные стороны, как ни в чём не бывало. Проявить творческий подход при «отключении» можно медленно, можно быстро, можно на ходу, можно просто стать, склонив голову. Играют так, как будто внутри медленно «садится батарейка». Можно упасть полностью на асфальт, можно сесть на колено, можно «уснуть» стоя. Главное - удивить окружающих. Ну и логично, что если «села батарейка» - глаза закрыты.
[править] Цель флешмоб-акции

Участники флешмоб-акций не получают и не платят никаких денег за участие в ней. Это совершенно добровольное занятие. Участники одного и того же мероприятия могут преследовать различные цели. Среди возможных вариантов:
развлечение;
почувствовать себя свободным от общественных стереотипов поведения;
произвести впечатление на окружающих;
самоутверждение (испытать себя: «Смогу ли я это сделать на людях?»);
попытка получить острые ощущения;
ощущение причастности к общему делу;
получить эффект, как от групповой психотерапии;
эмоциональная подзарядка;
приобретение новых друзей

Встречаются участники подобных акций, в жизни являющиеся вполне успешными и серьёзными людьми. Некоторые психологи объясняют этот факт тем, что подчинённая рациональности и логике жизнь их утомляет. Получив материальное благо они всё равно не ощущают удовольствия от этого. Возникает особая форма депрессии - апатия к «бесцветной» жизни, которая и побуждает их к участию в подобных акциях.
[править] История
Основная статья: История флешмоба

Явление флешмобов началось после того, как в октябре 2002 вышла книга социолога Говарда Рейнгольда «Умные толпы: следующая социальная революция», в которой автор предсказывал, что люди будут использовать новые коммуникационные технологии (Интернет, сотовые телефоны) для самоорганизации. Понятие «умных толп» (смартмоб) стало основополагающим в дальнейшем развитии флешмобов и других подобных акций, все из которых по сути своей являются разновидностями смартмоба. В июне 2003 Роб Зазуэта из Сан-Франциско, ознакомившись с трудами Рейнгольда, создал первый сайт для организации подобных акций flocksmart.com.

Первый флешмоб был намечен на 3 июня 2003 года в Нью-Йорке, США, но не состоялся. Ему помешала заранее предупреждённая полиция. Организаторы избежали этой проблемы при проведении второго флешмоба, который состоялся 17 июня 2003 года. Участники пришли в заранее определённое место, где они получили инструкции по поводу окончательного места и времени прямо перед тем, как он начинался. Приблизительно двести человек (по другим источникам 150) собрались вокруг одного дорогого ковра в мебельном отделе универмага «Macy’s» и стали говорить продавцам, что живут вместе на складе в «пригородной коммуне» на окраине Нью-Йорка и пришли купить «Коврик Любви». Уже через несколько дней волна акций прокатилась по Америке и Европе. Первые российские акции были организованы через ЖЖ и состоялись одновременно в Санкт-Петербурге и Москве 16 августа 2003. Их участники с непонятными табличками встречали на вокзале приехавших поездом пассажиров. Первые украинские мобы прошли также 16 августа в Днепропетровске и Киеве практически одновременно. 23 августа первый флешмоб состоялся в Одессе. В целом флешмоб в странах СНГ получил сильное развитие в плане идеологии. В Белоруссии возникли полит мобы, на Украине и в России появился фаршинг (больше всего акций состоялось в Санкт-Петербурге), возникло движение монстрации (изначально в Новосибирске). Ежегодно проводятся флешмоб фестивали - мобфесты.

Безусловно, действия, которые можно квалифицировать как флешмоб, могли происходить и задолго до появления книги Рейнгольда. Но это были скорее одиночные случаи, не являющиеся массовым явлением. Только наличие удобных и быстрых средств связи и более-менее сформированные правила позволили флешмобу стремительно стать популярным практически по всему миру. Поэтому можно утверждать, что он имеет уникальную идеологию и не имеет аналогов в мировой истории.

13 января 2010 года флешмоб на Красной площади явился первой в истории России акцией протеста фотожурналистов. 20 фоторепортеров ведущих российских СМИ и зарубежных фотоагентств с его помощью решили выразить несогласие с приказом ФСО России, согласно которому с 2008 года любая фотосъемка с использованием профессиональной фотоаппаратуры на главной площади страны запрещена.
[править] Терминология

Первоначально терминологии и классификации акций ещё не было вовсе, и процесс её формирования продолжается поныне. Изначально движение возникло в США, и от этого часто встречаются кальки с английских слов: «мобплейс», «афтерпати» и т. д. Само слово «flash mob» вошло в русский язык почти без изменения фонетического звучания. Часто встречаются разные варианты его написания: «флеш моб», «флэш моб», «флеш-моб» и другие. Правильно писать именно «флешмоб», а людей, занимающихся им, называть мобберами.
[править] Словарь

Также часто терминология различается в разных городах. Часто на сайтах разных флешмоб-движений можно встретить специализированные словари. В странах СНГ словари обычно имеют примерно такое содержание:
Агенты - люди, раздающие листовки с инструкциями для участников акции.
Акция или просто Моб - действие, выступление, конкретное конечное воплощение сценария.
Афтерпати (сокр. АП; англ. after party), иногда Опошление, Послемобье - встреча мобберов после акции. На ней знакомятся, обмениваются дисками с предыдущих мобов, смотрят, если есть уже видео с только что проведённого моба, обсуждают и выдумывают сценарии, и довольно часто мобберы на АП решают провести ещё один моб.
Играть (Мобить, мобиться) - исполнять сценарий. Например: «Мы уже играли этот сценарий в прошлом году».
Камертон - часы, находящиеся в общественных или иных местах, по которым мобберы заранее синхронизируют собственные часы для точного прибытия на акцию. Как правило, такие часы есть на сайте, через который организовывался флешмоб.
Классика - ФМ-акция, построенная на первичных основах идеологии движения: мгновенная толпа, абсурдность действий и т. п. Иногда слово применяется к сценариям, которые наверняка игрались в каждом городе с флешмоб-движением (например, «Пульты ДУ»).
Кодовые фразы - фразы, используемые во время проведения некоторых акций для осуществления сценарного замысла этих акций. В зависимости от сценария, кодовые фразы могут использоваться для ответов на вопросы прохожих, для контактов между мобберами и маяком, а также для других целей.
Маяк (Кепка) - специальный человек, находящийся на месте проведения некоторых акций, для того чтобы подать мобберам условный сигнал о её начале. Характер сигнала заранее оговаривается при планировании акции.
Медиа-группа (Съёмщики) - официальные представители ФМ-ресурсов, занимающиеся съёмкой акций.
Моббер (флешмоббер, ФМщик) - человек, который участвует в акциях.

Варианты: Моблик - моббер-новичок, Мобстер - опытный моббер.
Место Х, Площадка, иногда Мобплейс - место прохождения ФМ-акции.
Парускерство - явление, которое заключается в нарушении правил: разговоры, смех и всё, что не было запланировано. Парускеры - мобберы, игнорирующие правила.
Пингвин, реже Зриббер - человек, который узнал о проведении акции и, вместо того чтобы участвовать в ней, стоит неподалёку и наблюдает происходящее.
Струксы - мобберы-туристы, совершающие паломничества в иногородние моб-сообщества, с целью «на людей посмотреть - себя показать», хорошо и неординарно провести время в компании мобберов.
Фаршер - участник фаршинг акции
Фомичи (Кузьмичи) - прохожие, случайные свидетели акции.
GFM (англ. "Global Flash Mob") - всемирная ФМ-акция, в ней участвует максимальное количество стран и городов.
[править] Организация флешмобов

Флешмоб, как правило, организовывается через интернет сайты. В каждом городе действует по одному сайту чтобы не было неразберихи. Впрочем, часто могут некоторые акции устраивается не через официальный сайт, а через социальные сети. Такие акции, как правило, отличаются плохой подготовкой мобберов и нарушением правил флешмоба. Там мобберы разрабатывают, предлагают и обсуждают сценарии для акций. Сценарий, место и время акции назначается либо администрацией сайта либо путём голосования. Существуют так же так называемые авторские мобы, которые организовываются одним человеком и мобберы оповещаются по рассылке. Акции проводятся в многолюдных местах (исключение моб хаус). Инструкции к акции могут быть опубликованы на сайте, либо инструкции выдаются до акции специальными агентами.

Открытый интерес СМИ к происходящему на акции может испортить эффект проведения акций. На многих сайтах флешмоба есть специальное обращение к СМИ с призывом воздержаться по мере возможности от освещения в средствах массовой информации всего, что касается движения флешмоб.
[править] Виды акций

По мере существования явления флешмоба стали появляться такие сценарии, которые не соответствовали его правилам. Однако они игрались, и тогда стало ясно, что термин «флешмоб» уже не способен удовлетворить всех.

Само слово «флешмоб» стало нарицательным, и им начали называть любую акцию, в которой участвует некоторое количество человек. Это неверно. Флешмоб - это акция, которая подчиняется строгим правилам и законам. Хотя все новые виды акций «вышли» из флешмоба, некоторые из них стали настолько отличаться от него идеологически и организационно, что их уже нельзя относить к разновидностям флешмоба и можно считать отдельными разновидностями воплощения технологии смартмоба.

Пожалуй, единственное, что объединяет большинство акций, - это стремление сделать что-нибудь вместе, да такое, для чего в обычной жизни нужды нет. Все акции неожиданны для случайных зрителей. Основополагающим же фактором является самоорганизация через современные средства коммуникации. Поэтому флешмоб в первоначальном смысле слова теперь называют классический флешмоб.

Флеш-моб

Флешмо́б (читается как флэшмоб , от англ. flash mob - flash - вспышка; миг, мгновение; mob - толпа, переводится как «вспышка толпы» или как «мгновенная толпа») - это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы ) внезапно появляется в общественном месте, в течение нескольких минут люди с серьёзным видом выполняют заранее оговорённые действия абсурдного содержания (сценарий ) и затем одновременно быстро расходятся в разные стороны, как ни в чём не бывало. Является разновидностью смартмоба .

Психологический принцип флешмоба заключается в том, что мобберы создают непонятную, абсурдную ситуацию, но ведут себя в ней, как будто для них это вполне нормально и естественно: серьёзные лица, никто не смеётся, все находятся в здравом рассудке, трезвые и вменяемые.

Флешмоб - это представление, рассчитанное на случайных зрителей (фомичей ), у которых возникают неоднозначные чувства: полное непонимание, интерес и даже ощущение собственного помешательства.

Идеология классического флешмоба придерживается принципа «флешмоб вне религии, вне политики, вне экономики», то есть, флешмоб не может быть использован в корыстных целях.

Правила флешмоба

  1. Флешмоб вне рекламы, вне политики (никто из участников не платит и не получает денег).
  2. Действие должно казаться спонтанным (участники не собираются в месте события до акции).
  3. Точное время начала и конца проведения (каждый мобер должен точно выполнить указанное в сценарии временное условие, часы должны быть синхронизированы).
  4. Должно сложиться впечатление, что моберы - такие же случайные прохожие, как и все (не общаться друг с другом до, во время и после акции в месте проведения).
  5. Сценарий должен иметь абсурдный характер (действия моберов не должны поддаваться логическому объяснению).
  6. Точное следование сценарию (креативный подход только в оговоренных случаях).
  7. Флешмоб не должен вызывать негативных эмоций, агрессивной реакции случайных зрителей.
  8. Действия моберов не должны пересекаться с чертой дозволенного законодательством. После акции не должно оставаться мусора.
  9. Флешмоб должен вызывать недоумение, а не смех (все участники должны быть трезвыми и вменяемыми, делать все с серьёзным видом находясь в здравом рассудке).
  10. После акции нужно мгновенно разойтись с места действия в разные стороны, не подавая виду, что произошло что-то необычное.
  11. Запрещена фото-видео съемка сторонними лицами с целью афиширования (акция может быть снята «штатными» людьми при условии, что информация не выйдет за пределы круга моберов).

Чтобы избежать конфликтов с работниками органов охраны правопорядка, есть ещё такие рекомендации:

  1. Иметь при себе удостоверение личности.
  2. Если вас всё-таки задержали работники органов правопорядка, вы отвечаете сами за себя. Никто за вас поручаться не будет. Отвергайте, что вы участвовали в заранее запланированной акции: вы случайно оказались в этом месте и просто так решили что-то сделать. Участие в несанкционированных массовых акциях, как правило, наказуемо законодательством.

Детали правил могут варьироваться, что предварительно оговаривается в сценарии акции.

Сценарии флешмобов

Идеальный сценарий должен быть абсурдным, загадочным, не сильно заметным и ни в коем случае не вызывать смеха. Мобберы не должны нарушать законы и моральные устои. Просто должны делать что-то бессмысленное, но так, как будто в этом есть смысл. В итоге случайные зрители (фомичи ) принимают это за серьёзную ситуацию, в которой есть какой-то смысл, пытаются его найти. У них возникает чувство интереса, тревоги, непонимания или даже ощущение собственного помешательства. Сценарий не должен перейти грань, за которой он уже становится смешным, но это получается крайне редко.

Примеры сценариев

Замирание

В определённый момент в определённом месте мобберы резко замирают как будто остановилось время. В замершем состоянии они стоят три минуты, после чего делается передышка на несколько секунд и снова на три минуты замирают. После этого все одновременно расходятся в разные стороны.

Батарейка

В определённое время в определённом месте города проходит «маяк». Внезапно его движения становятся более медленными, как у робота, у которого «села батарейка», его силы угасают, и он падает, делая вид, что засыпает (или становится «на подзарядку»). Это служит сигналом, по которому остальные мобберы повторяют за ним имитацию потери жизненных сил и находятся в «спячке» ровно две минуты, считая секунды про себя. По завершении двух минут следует классический финал - мобберы расходятся в разные стороны, как ни в чём не бывало. Проявить творческий подход при «отключении» можно медленно, можно быстро, можно на ходу, можно просто стать, склонив голову. Играют так, как будто внутри медленно «садится батарейка». Можно упасть полностью на асфальт, можно сесть на колено, можно «уснуть» стоя. Главное - удивить окружающих. Ну и логично, что если «села батарейка» - глаза закрыты.

Цель флешмоб-акции

Участники флешмоб-акций не получают и не платят никаких денег за участие в ней. Это совершенно добровольное занятие. Участники одного и того же мероприятия могут преследовать различные цели. Среди возможных вариантов:

  • развлечение;
  • почувствовать себя свободным от общественных стереотипов поведения;
  • произвести впечатление на окружающих;
  • самоутверждение (испытать себя: «Смогу ли я это сделать на людях?»);
  • попытка получить острые ощущения;
  • ощущение причастности к общему делу;
  • получить эффект, как от групповой психотерапии;
  • эмоциональная подзарядка;
  • приобретение новых друзей

Встречаются участники подобных акций, в жизни являющиеся вполне успешными и серьёзными людьми. Некоторые психологи объясняют этот факт тем, что подчинённая рациональности и логике жизнь их утомляет. Получив материальное благо они всё-равно не ощущают удовольствия от этого. Возникает особая форма депрессии - апатия к «бесцветной» жизни, которая и побуждает их к участию в подобных акциях.

История

Основная статья : История флешмоба

Явление флешмобов началось после того, как в октябре вышла книга социолога Говарда Рейнгольда «Умные толпы: следующая социальная революция», в которой автор предсказывал, что люди будут использовать новые коммуникационные технологии (Интернет , сотовые телефоны) для самоорганизации. Понятие «умных толп» (смартмоб ) стало основополагающим в дальнейшем развитии флешмобов и других подобных акций, все из которых по сути своей являются разновидностями смартмоба. В июне Роб Зазуэта из Сан-Франциско , ознакомившись с трудами Рейнгольда, создал первый сайт для организации подобных акций flocksmart.com .

Первый флешмоб был намечен на 3 июня 2003 года в Нью-Йорке , США , но не состоялся. Ему помешала заранее предупреждённая полиция . Организаторы избежали этой проблемы при проведении второго флешмоба, который состоялся 17 июня 2003 года . Участники пришли в заранее определённое место, где они получили инструкции по поводу окончательного места и времени прямо перед тем, как он начинался. Приблизительно двести человек (по другим источникам 150) собрались вокруг одного дорогого ковра в мебельном отделе универмага «Macy’s» и стали говорить продавцам, что живут вместе на складе в «пригородной коммуне» на окраине Нью-Йорка и пришли купить «Коврик Любви» . Уже через несколько дней волна акций прокатилась по Америке и Европе . Первые российские акции были организованы через ЖЖ и состоялись одновременно в Санкт-Петербурге и Москве 16 августа . Их участники с непонятными табличками встречали на вокзале приехавших поездом пассажиров. Первые украинские мобы прошли также 16 августа в Днепропетровске и Киеве практически одновременно. 23 августа первый флешмоб состоялся в Одессе . В целом флешмоб в странах СНГ получил сильное развитие в плане идеологии. В Белоруссии возникли полит мобы , на Украине и в России появился фаршинг (больше всего акций состоялось в Санкт-Петербурге), возникло движение монстрации (изначально в Новосибирске). Ежегодно проводятся флешмоб фестивали - мобфесты .

Безусловно, действия, которые можно квалифицировать как флешмоб, могли происходить и задолго до появления книги Рейнгольда. Но это были скорее одиночные случаи, не являющиеся массовым явлением. Только наличие удобных и быстрых средств связи и более-менее сформированные правила позволили флешмобу стремительно стать популярным практически по всему миру. Поэтому можно утверждать, что он имеет уникальную идеологию и не имеет аналогов в мировой истории.

Терминология

Первоначально терминологии и классификации акций ещё не было вовсе, и процесс её формирования продолжается поныне. Изначально движение возникло в США , и от этого часто встречаются кальки с английских слов: «мобплейс», «афтерпати» и т. д. Само слово «flash mob» вошло в русский язык почти без изменения фонетического звучания. Часто встречаются разные варианты его написания: «флеш моб», «флэш моб», «флеш-моб» и другие. Правильно писать именно «флешмоб», а людей, занимающихся им, называть мобберами.

Словарь

Также часто терминология различается в разных городах. Часто на сайтах разных флешмоб-движений можно встретить специализированные словари. В странах СНГ словари обычно имеют примерно такое содержание:

  • Агенты - люди, раздающие листовки с инструкциями для участников акции.
  • Акция или просто Моб - действие, выступление, конкретное конечное воплощение сценария.
  • Афтерпати (сокр. АП ; англ. after party ), иногда Опошление , Послемобье - встреча мобберов после акции. На ней знакомятся, обмениваются дисками с предыдущих мобов, смотрят, если есть уже видео с только что проведённого моба, обсуждают и выдумывают сценарии, и довольно часто мобберы на АП решают провести ещё один моб.
  • Играть (Мобить , мобиться ) - исполнять сценарий. Например: «Мы уже играли этот сценарий в прошлом году».
  • Камертон - часы, находящиеся в общественных или иных местах, по которым мобберы заранее синхронизируют собственные часы для точного прибытия на акцию. Как правило, такие часы есть на сайте, через который организовывался флешмоб.
  • Классика - ФМ-акция, построенная на первичных основах идеологии движения: мгновенная толпа, абсурдность действий и т. п. Иногда слово применяется к сценариям, которые наверняка игрались в каждом городе с флешмоб-движением (например, «Пульты ДУ»).
  • Кодовые фразы - фразы, используемые во время проведения некоторых акций для осуществления сценарного замысла этих акций. В зависимости от сценария, кодовые фразы могут использоваться для ответов на вопросы прохожих, для контактов между мобберами и маяком , а также для других целей.
  • Маяк (Кепка ) - специальный человек, находящийся на месте проведения некоторых акций, для того чтобы подать мобберам условный сигнал о её начале. Характер сигнала заранее оговаривается при планировании акции.
  • Медиа-группа (Съёмщики ) - официальные представители ФМ-ресурсов, занимающиеся съёмкой акций.
  • Моббер (флешмоббер , ФМщик ) - человек, который участвует в акциях.

Варианты: Моблик - моббер-новичок, Мобстер - опытный моббер.

  • Место Х , Площадка , иногда Мобплейс - место прохождения ФМ-акции.
  • Парускерство - явление, которое заключается в нарушении правил: разговоры, смех и всё, что не было запланировано. Парускеры - мобберы, игнорирующие правила.
  • Пингвин , реже Зриббер - человек, который узнал о проведении акции и, вместо того чтобы участвовать в ней, стоит неподалёку и наблюдает происходящее.
  • Струксы - мобберы-туристы, совершающие паломничества в иногородние моб-сообщества, с целью «на людей посмотреть - себя показать», хорошо и неординарно провести время в компании мобберов.
  • Фаршер - участник фаршинг акции
  • Фомичи (Кузьмичи ) - прохожие, случайные свидетели акции.
  • GFM (англ. "Global Flash Mob" ) - всемирная ФМ-акция, в ней участвует максимальное количество стран и городов.

Организация флешмобов

Флешмоб, как правило, организовывается через интернет сайты. В каждом городе действует по одному сайту чтобы не было неразберихи. Впрочем, часто могут некоторые акции устраиватся не через официальный сайт, а через социальные сети. Такие акции, как правило, отличаются плохой подготовкой мобберов и нарушением правил флешмоба. Там мобберы разрабатывают, предлагают и обсуждают сценарии для акций. Сценарий, место и время акции назначается либо администрацией сайта либо путём голосования. Существуют так же так называемые авторские мобы , которые организовываются одним человеком и мобберы оповещаются по рассылке. Акции проводятся в многолюдных местах (исключение моб хаус ). Инструкции к акции могут быть опубликованы на сайте, либо инструкции выдаются до акции специальными агентами .

Флешмоб и СМИ

Виды акций

По мере существования явления флешмоба стали появляться такие сценарии, которые не соответствовали его правилам. Однако они игрались, и тогда стало ясно, что термин «флешмоб» уже не способен удовлетворить всех.

Само слово «флешмоб» стало нарицательным, и им начали называть любую акцию, в которой участвует некоторое количество человек. Это неверно. Флешмоб - это акция, которая подчиняется строгим правилам и законам. Хотя все новые виды акций «вышли» из флешмоба, некоторые из них стали настолько отличаться от него идеологически и организационно, что их уже нельзя относить к разновидностям флешмоба и можно считать отдельными разновидностями воплощения технологии смартмоба.

Пожалуй, единственное, что объединяет большинство акций, - это стремление сделать что-нибудь вместе, да такое, для чего в обычной жизни нужды нет. Все акции неожиданны для случайных зрителей. Основополагающим же фактором является самоорганизация через современные средства коммуникации. Поэтому флешмоб в первоначальном смысле слова теперь называют классический флешмоб .

Классический флешмоб

Построен на первичных основах идеологии движения. Главная цель - удивить случайных зрителей, но так, чтобы у них не было отвращения или смеха от происходящего. Удержать границу между удивлением и смехом трудно, поэтому в чистом виде классический флешмоб явление редкое.

Полит-моб или социо-моб

Это акции с социальным или политическим оттенком. Они являются более простым, оперативным и безопасным способом выражения общественного мнения или привлечения внимания к тем или иным проблемам, чем митинги и демонстрации. Например, после выборов в Белоруссии в 2006 прошёл ряд таких акций . Несколько человек, собравшись в центре Минска, раскрыли газету «Советская Белоруссия» и начали рвать её на мелкие кусочки. В другой подобной акции около 30 минчан демонстративно завязали глаза и отвернулись от установленного на площади экрана, по которому транслировалось выступление прокурора Белоруссии. На пике популярности в апреле 2006 года «политические флешмобы» в Минске собирали до 100-120 человек. С целью пресечения подобного рода акций власти придерживались тактики задержания от 10 до 20 человек, что в течение 2 недель уменьшило число участников флешмобов до 15-20 человек. Пример полит-моба прошедшего в Томске :

Все желающие в 12.00 28 июня подходят к зданию Думы г. Томска и кидают в него мелочь в знак протеста на повышение платы за проезд в маршрутках . Тем самым, горожане смогут подать деньги народным депутатам , для того чтобы они их собрали в свои ненасытные карманы и перестали обирать своих малоимущих горожан в будущем.

Монстрация

Монстрация (от слова демонстрация ) - это демонстрация с плакатами, содержание которых предельно абсурдизировано. Главная цель монстрантов - требовать необъяснимого. Первая акция прошла в 2004 году в Новосибирске . Колонна монстрантов влилась в обычную первомайскую демонстрацию.

Неспектакльный моб

Неспектакльный моб (Реальный флешмоб , Нонспектакулярный моб , Х-моб ) - это акции, в которых участники пытаются смоделировать тонкое, порой едва уловимое социо-коммуникативное пространство, в котором на первом месте стоит переживание самих участников. Он может быть незаметен для окружающих. Нет задачи произвести впечатление на внешнего зрителя. Действия участников настолько приближены к повседневности, что их образ начинает «мерцать». Становится непонятным, видны ли действия, выполняемые по сценарию, или это всего лишь действия обычного прохожего, случайно повторившего то, что написано в сценарии. Изменение повседневности повседневностью, рассчитанное на тактику дежавю и формирование у прохожих ощущения тихого помешательства. Этот моб порождает эффект изменения сознания, похожий на эффект психотропных веществ. Варианты для примера:

i-mob

Общее название для всех видов акций, проводимых в Интернете (форумы, icq , e-mail , чаты и.т.п.). Очень часто интернет-флешмобы возникают спонтанно, без предварительного планирования. Чаще всего представляют собой комментарии к опросам со смешными вариантами ответа. Благодаря интернет-флешмобу «Уроки Албанского» возникло и крепко закрепилось понятие Албанский язык .

Также широко известен интернет-моб «Регулярно!», произошедший на русском сайте новостной телекомпании BBC . На этом сайте была опубликована статья . В ней говорилось о том, что большинство российских алкоголиков, скончавшихся в трудовом возрасте, принимали алкоголь, не предназначенный для употребления внутрь, и выводы исследований по этому поводу. К статье был опрос: «Вы пьёте одеколон, антифриз или моющие средства?» - с вариантами ответов:

  • Регулярно
  • Крайне редко
  • Никогда
  • Я вообще не пью

Большинство читателей этот вопрос насмешил и даже оскорбил. В итоге, около 90 % голосов были отданы за вариант «Регулярно». Из-за того что счётчик не был рассчитан на такое количество голосов, он несколько раз в сутки сбрасывался. На эту тему было создано много карикатур и даже комиксов . В некоторых городах был даже сыгран реальный флешмоб «Одеколон», когда мобберы при большом скоплении людей делали вид, что дегустируют одеколоны, шампуни, жидкости для мытья стёкол. На самом деле, в бутылочках были питьевые жидкости: напитки («Тархун», «Лимонад»), вместо шампуней был йогурт и.т.п.).

В то же время, часто интернет-мобы делают сами владельцы сайтов для поднятия посещаемости своих ресурсов. В среде веб-дизайнеров даже появилось слово «расфлешмобить» для такого способа привлечения посетителей.

Арт-моб

К моб-артам относятся акции, имеющие некую художественную ценность и, как следствие, сложность реализации, которая иногда требует отступления от некоторых правил флешмоба. Как правило, они выполняются небольшим количеством участников с использованием реквизита. Они более нацелены на зрелищность, эстетику. Моб-арт предполагает репетиции, у моб-арта есть команда, состоящая из режиссёров, сценаристов, людей, помогающих с организацией. Но он не перестает быть мобом, потому как все основные правила во время акции имеют силу.

Экстрим -моб

Акции с ярко выраженной экстремальной направленностью. Могут нарушатся какие-то моральные устои (или даже действия, квалифицирующиеся как мелкое хулиганство), или даже как-то провоцировать случайных прохожих. Такие акции противоречат правилам флешмоба. Например, Бой подушками .

L-моб

Фан-моб

Date-моб

Моб-Хаус

Моб-игра

Моб-игра - эти акции предполагают определённое взаимодействие участников, допустимы контакты между ними, заранее оговорённые на сайте. Конец может быть непредсказуем. Например, «Повелевай и подчиняйся»:

участники парами играют в «гляделки»; тот, кто засмеялся или отвёл взгляд, проигрывает. Он должен следовать за победителем и повторять все его движения. Победитель ищет нового соперника. Если он победит ещё раз, то вся колонна за проигравшим человеком тоже переходит к победителю.

Фаршинг

Фаршинг или фарш - это неформальное направление интеллектуального и психологического экстрима. Целью фаршинга является публичное действо, участники которого должны на время забыть о своих комплексах и тех социальных, моральных и этических рамках, которыми они привыкли сковывать себя в повседневной жизни. Фаршинг не перфоманс и не флешмоб. Он не для зрителей. Он для участников, основная задача которых - победить себя, какой-то свой предел, сделать что-либо, что в обычной жизни сделать бы побоялись. Сделать то, о чём будешь стесняться потом вспоминать. Каждая акция и действие каждого участника - это новая грань, которую он переступает во время акции. Нужно разломать в себе все шаблоны и добиться полного раскрепощения. Фаршингом он называется потому что во время таких акций каждый участник делает что то своё, в результате получается некий «фарш» . Люди занимающиеся фаршингом называются «фаршеры». Как правило время и место акций не публикуются на сайте, а о предстоящих акциях фаршеры оповещаются по подписке.

Примеры действий на фарше:

  • фаршер танцует балет в женских колготках
  • фаршер в семейных трусах, шлеме и лыжах пересекает зону фарша
  • фаршер бреет ноги
  • фаршер разбивает помидоры лопатой
  • фаршер в форме спасателя делает искусственное дыхание куриному окороку
  • фаршер разбивает молотком свой телефон
  • фаршер выливает в канализацию ящик пива
  • фаршер катается по зоне фарша с завязанными руками и кляпом во рту.
  • фаршер одетый в пиджак и женские чулки надувает курицу насосом.
  • фаршер гребёт «кролем» по асфальту в плавательной шапочке
  • фаршер танцует нижний брейк в форме хоккейного вратаря
  • фаршер обливается кетчупом

Украинский флешмоб как движение

Движение флешмоба началось стремительно и прокатилось по крупнейшим городам. Но со времинем флешмоб-движение в Украине зачахло. В частности в конце 2007 года был закрыт сайт Киевского флешмоба. На замену ему пришли группы