Лучшие картины русского художника бориса кустодиева. Борис Кустодиев, «Русская Венера

"Русская Венера"

В последнее время он жил и работал спеша. Словно чувствовал, что надо торопиться…

Ну-ка иди сюда, Иринушка. Снимай эту шляпу, она закрывает весь лоб, долой короткое модное платье, распускай волосы.
- Ты хочешь меня писать? - воскликнула Ирина и немедленно сорвала с головы шляпу, шпильки, распушила волосы.
- Так?

Кустодиев с улыбкой взглянул на дочь. Его Ирина уродилась как по заказу - голубоглазая, русоволосая, румяная. В шутку он называл ее «Путя», "Путя Путяшкина". И говорил: "Так повезло еще, вероятно, лишь Тициану. Тициан много раз писал свою дочь Лавинию, ибо это был любимый тип его женщины - светлокожая, рыжеватая, пышная".

Ирина присела у его ног на скамеечку. Борис Михайлович взял руку дочери. Несмотря на домашнюю, будничную курточку и клетчатый плед на ногах, он выглядел сегодня торжественно. Лицо было одухотворенное, бледное.

Я решил писать большую картину - Венеру, русскую Венеру. Это будешь и ты и не ты, тип русской женщины. Она не будет лежать обнаженной на темном бархате, как у Гойи, или на лоне природы, как у Джорджоне. Я помещу свою Венеру - ты знаешь куда? - в баню. Тут обнаженность целомудренной русской женщины естественна, закономерна.

Отец обычно не рассказывал ей о своих замыслах, и сейчас непоседливая Ирина притихла от гордости.

Он взглянул на нее так, словно перед ним была не дочь, а лишь необходимый в данную минуту слушатель, и слегка оттолкнул ее: иди!

- …Надоело делать «картинки», все эти иллюстрации к календарям, гравюры, обложки, облепили, опутали они меня, как паутина, - говорил художник вечером Воинову.

Полотно потребовалось большое, вся семья ломала голову, где достать его. А замысел уже торопил, "чесались руки". И Кустодиев решил писать на обороте старой картины «Терем».

Кира зачистил края, набил холст на раму, загрунтовал. Укрепил его на подвижном мольберте. Он сам уже окончил Академию художеств и был помощником отца.

И наступила минута трепетная и молчаливая.

Белый холст - и художник. Один несет в себе мысли, мечты, желания. Другой - ожидание. Теперь внутреннее представление о будущей картине, свой творческий порыв надо передать на холсте. То, что так ясно видится в воображении, надо показать другим. Поединок начался! Еще один поединок во славу живописи.

Композиция ему всегда давалась легко. Он ее видел внутренним взором. Всю центральную часть - от верхней линии холста до нижней - заняла женщина, от головы, от распущенных ее волос до ног, до крепких, как репа, пяток.

На саму картину, на живопись ушло много месяцев. Больному разрешалось лишь несколько часов находиться в сидячем положении. Но что это были за часы! Он забывал о болях в руке, которая быстро уставала. Один из друзей художника вспоминал: "Он подкатывал к своим полотнам и отъезжал от них, точно вызывая на поединок… грядущую смерть…" Он брал краску на кончик длинной кисти, зорко, как стрелок, прицеливался, и мазок ложился на холст. Кустодиев проворно крутил колесо кресла, быстро отъезжал и, прищурившись, смотрел на холст, как на своего злейшего врага.

Цвет уже лепил объем тела. Кажется, получается грудь, живот, но левая рука «чужая», что-то не так…

И тут жена напоминала о времени. Михаил Михайлович поднимал брата на руки и укладывал в постель. А в это время как раз все виделось! Кажется, именно теперь удалось бы достигнуть вечно недостижимого совершенства, но…

И снова начинался день, начиналась работа. Это тело, как трудно оно дается! Как легко его писал Тициан. Или тоже нет?.. Темнее. Добавить охры. А тут чуть-чуть киновари…

Поединок был длительный.

Лицо Ирины с ее милой строптивостью не годилось для русской Венеры. Надо было придать ему простодушие, непритязательность. Значит, писать надо не с натуры, а "из головы", вызвав к жизни лица других женщин.

А сколько мук было с паром и с пеной! Мыло, «мраморное» мыло с разноцветными прожилками само по себе очень живописно, но пена… Пена держалась считанные секунды. Разноцветные мыльные пузыри, только что родившись, исчезали.

Художнику пришлось одной рукой взбивать пену, другой писать.

Долго не могли раздобыть веник. Ирина позировала, держа вместо веника линейку. Наконец, к всеобщей радости, достали веник из березовых веток, и художник в один час написал его на готовой уже картине. Поставил буквы «БК» и большие точки. Пришли друзья.

Кустодиев сам снял ткань, закрывавшую полотно.

Открылись струящиеся золотистые волосы, необъятные бело-розовые плечи, бедра и ноги, плавные, как река, и крепкие, как стволы деревьев. Стыдливый жест руки с веником, добрый взгляд на простодушном лице.

Кустодиев минуту-другую смотрел на холст, как на чужой. И сказал тихо, как не о себе:

Пожалуй, это неплохая вещь. А? Да, можно сказать, я написал неплохую вещь. - И счастливая улыбка осветила его милое бледное лицо…

Его обвиняли в натурализме, а он создавал, почти отвлекаясь от натуры. Ведь все его картины - сплошная иллюзия! "Что такое картина вообще? Это чудо! Это не более как холст и комбинация наложенных на него красок. В сущности, ничего нет! И почему-то это отделяется от художника, живет своей особой жизнью" - так думал Борис Михайлович.

Его обвиняли в том, что он воспевает старую Русь, купеческий и мещанский быт; обвиняли даже, как всех «мирискусников», в ретроспективности, а он не укладывался в рамки одного течения в искусстве. Его ретроспективность была особой способностью помнить далекое, детское, находить в прошлом настоящее.

Его всегда увлекала двойственная природа вещей, он стремился не создавать теории, а выявлять законы, лежащие в основе жизни, предмета, живописи, и не любил умничать.

Всеволод Владимирович Воинов как-то заговорил о "музе Кустодиева". Мол, неужели вот такие «дебелые» женщины - его музы. "Нет! Но когда он пишет картины, то тонкие и изящные красавицы его не вдохновляют, не кажутся интересными. Вот и решай тут вопрос о "музах"!.." Художник их любит, а человек нет.

Разве не странно, что именно Кустодиев, с его наблюдательностью и дальнозоркостью, с его способностью не выпускать из поля зрения мелочей, создает портреты-синтезы?

Наверное, все, кому за 40, помнят как в школьные годы нам внушали: «бытие определяет сознание». А также: «в здоровом телездоровый дух». Напротив, о том, что дух и сознание преобладают над любыми обстоятельствами, свидетельствует эта удивительная картина. Как же удалось русскому художнику создать одновременно очень эротичное и целомудренное полотно?

Борис Кустодиев родился в 1878 году и застал патриархальную жизнь русской провинции с ярмарками, церковными праздниками и масленицей. Эти радостные воспоминания детства и молодости он сохранил и в зрелости. «Русская Венера» была написана в Петрограде 1926 года на обороте картины «На террасе», поскольку нового холста не нашлось. Кустодиеву позировала дочь, но лицо героини он придумал. Художник тяжко болел туберкулезом позвоночника, но картина несёт только свет и радость!

На переднем плане изображена русская красавица в деревенской бане из брёвен, в парилке. Она уже заканчивает «священнодействие» и сияет здоровьем, чистотою кожи. Героиня невысокого роста, у неё маленькие ступни, крепкая, среднего размера грудь и широкий таз. Пожалуй, любой зритель-мужчина восхитится плавными изгибами тела этой девушки, которые сулят успешное продолжение рода. Правой рукой она держит берёзовый веник, прикрываясь, а пальцы левой руки расчёсывают водопад длинных рыжих волос. Зелень листьев берёзы создаёт красивый контраст с золотом волос. На полоке, рядом с куском мыла — хлопья пены, будто у богини Венеры, созданной из пены морской. Справа от полока заткнута за доску газета с заголовком «Русская Венера». На полоке стоит деревянное ведро, под потолком и у стены клубится пар. Девушка стоит на приступке, наклонив голову, чтобы не стукнуться о низкий потолок. За спиной красавицы открыта дверь и виден предбанник с оконцем и лежащей одеждой, накрытой цветастым платком. За окном — зимний день, улица, куда совсем скоро вернётся героиня, сияя чистотой.

Кустодиев создал собирательный образ русской девушки — чистой душой и телом, способной к созданию семьи и рождению детей. У его героини — искренняя живая улыбка и голубые глаза. Курносое рязанское лицо; мимо такого на улице пройдешь и не обратишь внимание, но художник разглядел, сумел показать обаяние молодой красоты. Кустодиев с его огромной наблюдательностью и вниманием к мелочам создал столько портретов-синтезов! А «Русская Венера», написанная за год до кончины мастера, сияет всеми гранями его таланта и опыта. Эта картина — очередной подвиг творца, способного сидеть ограниченное время, но духом преодолевшего немощь позвоночника!

По мнению критиков, «Русская Венера» — один из лучших образцов портретного искусства. Полотно «Русская Венера» — большого размера, 200 на 175 сантиметров. Хранится в Русском музее Санкт-Петербурга.

P.S. Борис Кустодиев выбрал в жёны женщину с живым умом, худощавую. Он ценил её мнение о своих полотнах. Примечателен факт: во время реставрации выяснилось, что веник дорисован к девушке почти через год после завершения картины. Так художник принял совет жены и добавил целомудреный штрих, раскрывающий характер героини.

Кустодиев мог не только увидеть и оценить красоту природного мира, но и в его силах и в его власти было воссоздать и воплотить на своих художественных полотнах максимально подробно этот сложный мир живой природы.

Как и большинство работ автора, пейзажные полотна Кустодиева отличаются особой яркостью, выразительностью и насыщенностью цветовых планов. На картинах Кустодиева природа всегда представляет собой нечто гораздо большее, чем просто пейзажное изображение. Кустодиев создаёт своё художественное описание природы, делает его предельно индивидуальным, авторским, ни на что не похожим.

В этом отношении особо заметно одно из кустодиевских произведений, написанное художником в 1918 году «Лошади во время грозы».

Картина «Лошади во время грозы» - это образец талантливой масляной живописи. В данный момент полотно принадлежит собранию изобразительного искусства ХХ века Государственного Русского музея в Петербурге. Центральный образ и мотив холста заявлен уже в самом названии картины.

Кустодиев Борис Михайлович (Kustodiev Boris) (1878–1927), русский художник. Родился в Астрахани 23 февраля (7 марта) 1878 в семье преподавателя духовной семинарии.

Посетив в 1887 году выставку передвижников и впервые увидев картины настоящих живописцев, юный Кустодиев был потрясен. Он твердо решил стать художником. Окончив в 1896 году духовную семинарию, Кустодиев едет в Петербург и поступает в Академию художеств. Занимаясь в мастерской И. Е. Репина, Кустодиев много пишет с натуры, стремится овладеть мастерством передачи красочного многообразия мира.


Гуляние на Волге, 1909

Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. Я. Билибин, 1901). Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России.

Портрет Федора Шаляпина, 1922, Русский Музей

Хотя в 1916 году паралич приковал художника к инвалидному креслу, Кустодиев продолжал активно работать в разных видах искусства, продолжая свои популярные «волжские» серии.


Б.М. Кустодиев в своей мастерской. 1925 г.

После революции Кустодиев создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации («Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова; «Русь» Е. И. Замятина; обе работы – 1923; и другие рисунки) и сценографии («Блоха» Замятина во втором МХАТе, 1925; и другие декорации). Умер Борис Михайлович Кустодиев в Ленинграде 26 мая 1927 года.


Купчиха за чаем, 1918 Русский музей
Одним из излюбленных персонажей произведений Кустодиева была дородная, пышущая здоровьем купчиха. Купчих художник писал множество раз - в интерьере и на фоне пейзажа, обнаженными и в нарядных платьях.

Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. В сидящей на балконе за столом, уставленным яствами, дебелой, необъятной толщины русской красавице, образ купчихи приобретает подлинно символическое звучание. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе, изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Спелый красный арбуз с черными косточками, жирный кекс, булочки, фрукты, фарфор, большой самовар - все это написано необыкновенно вещно и осязаемо и в то же время не иллюзорно, а нарочито упрощенно, как на лавочных вывесках.

В голодный 1918 год, в холод и разруху больной художник мечтал о красоте, полнокровной яркой жизни, обилии. Однако смакование сытого, бездумного существования сопровождается здесь, как и в других произведениях Кустодиева, легкой иронией и беззлобной усмешкой.

Купчиха с зеркалом, 1920, Русский музей

Молодость всегда привлекает своей яркостью, красотой, свежестью. Художник представляет нам обычную сцену из купеческой жизни. Молодая девушка примеряет новую шелковую шаль. Картина насыщена деталями, раскрывающими характер героини. На столике разложены украшения, девушка из прислуги перебирает меха, зеленый сундук у печки явно скрывает «богатства» героини. В дверях стоит улыбающийся купец, в богатой шубе. Любуется на свою дочь, увлеченную новым гардеробом.


Красавица, 1915, Третьяковская галерея

Кустодиев всегда черпал свое вдохновение в русской лубочной живописи. Вот и его знаменитая «Красавица» словно списана с лубка или с дымковской игрушки. Однако, известно, что художник писал с натуры, известно и то, что моделью стала известная актриса Художественного театра.

К пышным формам своей модели художник подходит деликатно, с добрым юмором. Сама красавица ничуть не смущена, она спокойно, с некоторым любопытством наблюдает за зрителем, весьма довольная производимым впечатлением. Поза ее целомудренна. Белое пышное тело, голубые глаза, золотые волосы, румянец, алые губы — перед нами действительно красивая женщина.


Провинция. 1919
Вид с Воробьевых гор. 1919
В старом Суздале, 1914

Буйная роскошь красок расцветает пышным цветом на картинах Кустодиева, стоит только ему обратиться к излюбленной теме: изображению основ жизни глубинки, ее устоев, ее корней. Красочно показанное чаепитие во дворе не может не радовать глаз всем тем жизнелюбием, которое царит на картине.

Статные спины, гордая осанка, явная неторопливость каждого движения, осознанное чувство собственного достоинства, которое ощущается у всех женских фигур – это и есть старый Суздаль, такой, каким его видит, ощущает, чувствует художник. И он весь перед нами как на ладони – живой и яркий, настоящий. Теплый. Точно за стол приглашает!


Утро, 1904 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Изображены Юлия Евстафьевна Кустодиева, жена художника, с сыном-первенцем Кириллом (1903-1971). Картина написана в Париже.


Русская Венера, 1925 год, Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород
Купание, 1912, Русский музей

По «кустодиевски» солнечный день на картине переполнен насыщенными цветами. Голубое небо, зеленый косогор, зеркальный блеск воды, солнечно-желтая купальня — все вместе составляют теплое лето.

Купальщицы прописаны художником схематично, очень деликатно. Кустодиев словно сам отводит взгляд зрителя от купальни и привлекает внимание к окружающей природе, наполнив ее неестественными яркими красками.

На берегу идет обычная жизнь. Лодочники предлагают публике прокатиться по реке, в гору с трудом поднимается груженая телега. На пригорке — красная церковь.

Дважды художник изобразил российский триколор. Бело-сине-красное полотнище украшает купальню и борт большой лодки. Скорее всего, перед нами праздничный день. Лето и есть праздник для всех, кто способен его оценить.

Купальщицы ведут неспешную беседу, наслаждаясь теплом, солнцем, рекой. Неспешная, размеренная, счастливая жизнь.


Купчиха и домовой, 1922

Весьма пикантную сцену изобразил художник. Домовой, обходя свои владения, застыл в изумлении перед обнаженным телом спящей хозяйки дома. Но детали все-таки подсказывают зрителю, что героиня картины все подготовила для этой сцены. Жарко натопленная печь оставлена открытой, чтобы огонь давал свет. Поза тщательно продумана. Возникают ощущение, что и сон хозяйки театральный. Красавица словно сама заманивает домового, чтобы на него посмотреть. Сказка, рождественская история, чудо.

Изящная, белотелая, ослепительно-красивая купчиха — с одной стороны, жутковатый, поросший шерстью, пузатый домовой — с другой. Они как воплощение купеческой женской и мужской красоты. Два разных начала, противоположности.


Троицын день, 1920, Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева
Портрет художника Ивана Билибина, 1901, Русский музей

Этот портрет — ранняя работа мастера. Создавался он в академической мастерской И. Репина. В этой работе манера Кустодиева едва проступает. Она еще просто не сформировалась. Билибин изображен очень реалистично. Перед нами изысканно одетый молодой человек: черный сюртук, белоснежная сорочка. Красный цветок в петлице — деталь, характеризующая модель. Герой франтоват, любитель женщин, развлечений. Взгляд ироничный, даже смешливый. Черты лица правильные. Перед нами красивый молодой человек.


Портрет Ю.Е. Кустодиевой. 1920
Портрет великой княгини Марии Павловны.1911
Купчиха с покупками.1920
Московский трактир, 1916, Третьяковская галерея

Московский трактир — место особое, непростое. Главное в нем — общение, отдых. Именно таким и предстает трактир на картине. Грациозны и изящны половые, обслуживающие посетителей. Красные потолки и своды придают работе радостную и праздничную атмосферу. Судя по пучку вербы за иконой, действие происходит накануне пасхи.

Борис Михайлович Кустодиев, «Купчиха», «Русская Венера»

Борис Михайлович Кустодиев родился в Астрахани, и там на волжских берегах прошли его детство, отрочество и юность. В 5 лет мальчик начал рисовать, в этом же возрасте впервые испытал потрясение от музыки и сцены, слушая оперу «Иван Сусанин», а в 9 лет бесповоротно решил стать художником. Одной из причин послужила V выставка Товарищества передвижников, приехавшая в его родной город, где не было ни одного музея. Именно здесь он познакомился с полотнами Репина, Сурикова, Поленова, Крамского, Шишкина. Восемнадцатилетним юношей он становится учащимся Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

К 1910 г. Борис Михайлович уже всемирно известен и представляет русское искусство за рубежом. Единственной неприятностью, от которой хотелось скорее избавиться и забыть о ней, стала болезнь. Боли в руке и спине постоянно давали себя знать, и в 31 год художнику был поставлен неутешительный диагноз - костный туберкулез, за которым последовало более серьезное заболевание - опухоль в спинномозговом канале. Была предложена операция, в которой врачи видели единственную возможность избавиться от недуга.

Перенеся тяжелую операцию, Кустодиев возвращается в Петербург, где работает над заказами Петербургского совета.В 1913 г. он начинает писать ставшую знаменитой и находящуюся ныне в Русском музее в Санкт-Петербурге «Купчиху». (Румяное, свежее лицо купчихи приветливо. Тугие косы, уложенные короной, венчают гордую голову. Красавица рада гостям, ее брови чуть приподняты, карие глаза блестят. Она прелестна и величава. Кажется, еще миг - и она степенно шагнет навстречу гостям и поклонится. Тогда станет видна серебряная стежка пробора, сверкнут рубиновые серьги, зашуршат тяжелые складки шелкового платья, блеснет огнем большая серебряная брошь. Кажется, что она степенно опустит руку, чуть не касаясь земли кружевным платком, и прозвучит любезное сердцу: «Добро пожаловать!»

Пройдут века, многое изменится, но навсегда напоминанием о вечной красоте останутся богини Рубенса, закованные в парчу и бархат, очаровательные и милые парижанки Ренуара и среди этих образов будет и русская красавица «Купчиха», созданная Кустодиевым в 1915 г.

В 1916 г. болезнь снова начинает напоминать о себе, и Кустодиев соглашается на повторную операцию. Полгода он проводит в больнице. Врачи категорически запрещают ему работать. Но он столь же категорично заявляет: «Если не позволите мне писать, я умру». Уже в больнице Кустодиев начал работать. По его признанию, голова пухла от проектов будущих картин, графики, скульптуры, театральных декораций. В последующие годы свет увидело множество картин, посвященных старому русскому быту второй половины XIX в.

Особое место в жизни Кустодиева занимала дружба с Федором Шаляпиным. Как результат этой дружбы и дань таланту великого певца появился один из лучших портретов в русской классической галерее. Элегантный силуэт фигуры певца имеет черты некоторой обобщенности, за широкой спиной в жемчужном уборе раскинулась зима. Шаляпин высоко оценил портрет. Больной Кустодиев писал его, сидя в кресле, по частям воспроизводя облик великого певца. Это была работа почти на ощупь, наугад. Автор ни разу не видел портрет целиком в достаточном удалении, и поэтому даже не представлял, насколько картина удалась.

За год до кончины Кустодиев создал картину «Русская Венера». Прекрасное обнаженное тело молодой женщины, крепкое здоровье, излучающее аромат свежести, чистоты. Водопад золотистых волос, глаза, будто васильки в степной ржи, лицо, далекое от классической правильности, но притягательное, доброе.

Непринужденный, по-своему грациозный и величавый жест, неприхотливая обстановка простой деревенской баньки. «Не знаю, - писал художник накануне смерти, - удалось мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел - любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему, русскому. Это было всегда единственным «сюжетом» моих картин». И он постоянно оставался верен этому сюжету, доказательство тому - его картины. «Ярмарку» он писал трижды - в 1906, 1908 и 1910 гг. Кроме того, были такие работы, как «Праздник в деревне», «Деревенский праздник», «Гуляния», «Провинция», «Девушки на Волге», «Московский трактир», «Балаганы», «Масленица», «Купчихи» и мн. др.