Где можно встретить теодора курентзиса. Теодор Курентзис: семья. Теодор Курентзис: личная жизнь и семья

Пока Пермский оперный театр готовится к очередному Дягилевскому фестивалю, его худрук продолжает нести культурную революцию по всему свету. В мае он дирижирует восемью спектаклями «Милосердия Тита», поставленного Питером Селларсом, в Национальной опере Нидерландов. В одном из амстердамских кафе неподалеку от театра Теодор Курентзис (ТК) дал большое интервью Ярославу Тимофееву (ЯТ).

ЯТ Скоро лето, а значит, фестивали. Начнем с Дягилевского: что для вас главное в программе этого года?

ТК Главное на Дягилевском фестивале – его атмосфера. События нужны, чтобы создавать ту атмосферу, в которой люди откроются и смогут впитать новое. Конечно, для этого события должны быть тщательно подобраны. «Жанна на костре» станет первой работой Ромео Кастеллуччи в опере в России. У нас было много общих планов, но до сих пор они срывались. Теперь, наконец-то, все складывается удачно, а в 2020 году мы будем вместе ставить большую оперу на Зальцбургском фестивале. «Иглы и опиум» - вещь лучшего периода Робера Лепажа, когда он заявил о себе таким, каким мы его знаем. Вживую сейчас подобного не увидишь. Будут особые sleep concerts, задуманные, чтобы исследовать творческое пространство сна. По-моему, Бретон, когда спал, вешал табличку на дверь: «Тишина! Поэт работает».

ЯТ Вы будете участвовать в этих исследованиях?

ТК Я каждый день в них участвую. Всегда сплю с музыкой.

ЯТ А на концерты придете - поиграть или полежать?

ТК Поиграть - нет. Там работают ребята, которые специализируются на этой теме, у них составлена особая программа, соответствующая фазам сна. А поспать, может быть, приду.

ЯТ Маркус Хинтерхойзер рассказал мне, что с 1994 года было только два дирижера, которым доверили играть в Зальцбурге все симфонии Бетховена, - Николаус Арнонкур и Пааво Ярви. В этом году вы станете третьим. Для вас это просто очередная серия концертов, или есть страх?

ТК Я много играл Бетховена в Европе, в том числе в Венском Концертхаусе. В год 250-летия со дня рождения Бетховена буду открывать официальные торжества в Бонне и в Вене. Поэтому мне не страшно. Страшновато играть все симфонии подряд. Я никогда этого не делал и вообще был не очень склонен к этой идее. Мы ведь будем еще и записывать все симфонии. В этом есть опасность, потому что каждая симфония Бетховена - отдельный мир. Я не согласен, например, выпускать CD с двумя симфониями. Потому что как композитор знаю: когда ты пишешь симфонию, ты бьешься головой об стену. Это процесс, который дается большой кровью. И когда ты исполняешь симфонию, надо воспринимать ее как нечто уникальное. А когда доиграл одну и начал другую, очень сложно сохранить точную идентификацию каждой.

ЯТ То есть у вас будет девять CD?

ТК Да.

ЯТ Несколько дней назад из Перми пришли очередные новости про строительство новой сцены театра: чиновники хотели остановиться на 5-м квартале, но теперь склоняются к микрорайону Разгуляй и говорят, что вы согласны.

ТК Я дал согласие строить сцену около завода Шпагина и речного вокзала. С площадью у памятника Татищеву кажется мне сомнительным вариантом. Выбирая место для театра, нужно понимать, что там будет через полвека. Если ты строишь театр в месте, которое уже плотно застроено и не будет развиваться, значит, ты не думаешь о будущем.

ЯТ Вы семь лет работали в Новосибирске, сейчас исполнится семь лет со времени переезда в Пермь. Сравните две эти семилетки.

ТК В Перми я сделал больше, потому что у меня здесь больше возможностей. В Новосибирске я был главным дирижером и пытался действовать из оркестровой ямы. Там тоже был беспрецедентный успех по количеству премьер и премий. Но сейчас как художественный руководитель я могу больше заниматься развитием, соединять паззлы. Конечно не без препятствий, но они связаны в основном с финансами.

ЯТ Те, кто критикует вас в Перми, говорят следующее: вы делаете прекрасные разовые проекты и на них забираете бо́льшую часть бюджета, а в остальное время театр сидит без денег с какими-то тухлыми спектаклями. Как вы на эту критику реагируете?

ТК Я как раз снял с репертуара эти, как вы называете, «тухлые» спектакли. И в этом меня часто обвиняют. Но те же люди, которые обвиняют, сами на них не ходили. Посещаемость театра с моего прихода выросла в два раза, доходы - тоже. Кто-то хочет повесить тряпку на стену и назвать это спектаклем - да, такой спектакль можно сделать очень дешево. На него никто не придет, зато он есть у тебя в репертуаре. Мы, кстати, выполняем госзадание по числу спектаклей, и на них полные залы. При этом нас официально приглашают в Экс-ан-Прованс как хедлайнеров, мы с 2017-го каждый год выступаем и будем выступать в Зальцбурге, Байройт вышел к нам с предложением ставить «Кольцо нибелунга» на вагнеровском фестивале.

ЯТ Серьезно?

ТК Да. Открыть город, который был закрытым очень много лет, для международного сообщества, чтобы люди пришли и начали развивать не только культуру, но и город через культуру, - это важная задача. Могу представить, что в Перми существуют зрители, которые были бы довольны рядовым дирижером, дешевыми постановками, средним качеством. Но мне это не все равно. А чтобы делать хорошие постановки, нужны деньги. У нас есть выбор: делать качественную продукцию и развиваться - или делать много дешевых проектов и ставить галочки. Но в зале все равно не будет больше людей, чем сейчас, потому что мы достигли потолка для Перми.

Как христианин скажу: когда видишь чей-то крест, нужно молиться и ждать Воскресения

ЯТ Сейчас многие мои и ваши коллеги живут с постоянной мыслью о процессе над Кириллом Серебренниковым и его соратниками. Кто-то считает, что нужно с удвоенной силой делать свое дело, а кто-то говорит, что нужно протестовать всеми силами, вплоть до остановки культурного процесса. Как вы для себя решаете этот вопрос?

ТК Кирилл находится в ужасном положении. Это какой-то большой крест. Как христианин скажу: когда видишь чей-то крест, нужно молиться и ждать Воскресения. Воскресение произойдет. Я считаю, что чем больше мы тратим время на репродукцию негатива без реального решения проблемы, тем меньшего мы добьемся. Если бы Кирилл во время ареста не творил, если бы его фильм не был показан на Каннском фестивале, если бы его театр остановил работу, было бы намного ужаснее, чем сейчас. Дай бог, чтобы даже в нынешнем чудовищном положении он нашел силы работать. Это единственное, что может залечить те невероятные раны, которые наносит человеку несправедливое обращение. Я считаю, что мы должны помнить об этом, молиться и надеяться, что все решится.

ЯТ Хочу расспросить про ваше ремесло. Как часто вы изучаете новые для вас партитуры?

ТК Каждый день.

ЯТ Вы читаете их за инструментом или внутренним слухом?

ТК Внутренним слухом. Я же занимаюсь везде, в том числе там, где нет инструмента. Уже лет 15 не пользуюсь фортепиано. Прибегаю к его помощи, только когда не могу что-то услышать.

ЯТ Как рождаются ваши звуковые решения? Константин Богомолов, например, говорит, что ему в процессе репетиций нужно поставить сцену, посмотреть на нее и, может быть, все переделать. То есть он не знает заранее, как ставить. А вы знаете, как играть?

ТК Да, к первой репетиции я точно знаю, чего хочу. Но в опере, когда работаешь с режиссером, иногда что-то переделываешь, чтобы целое стало гармоничнее. Питер Селларс, например, на первой же сценической репетиции спрашивает, что и как я слышу, как хочу фразировать. И начинает сочинять, опираясь на мою фразировку. Его постановки - это реакция тела и духа на музыку.

ЯТ Насколько рациональны ваши музыкальные решения? Вы больше доверяетесь интуиции или отталкиваетесь от изучения того, как было принято играть в ту или иную эпоху?

ТК Как было принято играть - такое же абстрактное знание, как сказать, что мы сейчас с вами в Амстердаме. Это большой город. А интуиция - это конкретизация знания. В византийской музыке записывалось очень мало нот - с надеждой на интуицию, благодаря которой человек восстановит недостающие элементы. Но даже в той музыке, где зафиксировано абсолютно все, интуиция - главный друг исполнителя. Если изучать какой-то язык без понимания условностей, скольжения, запаха этого языка, ты не сможешь свободно говорить на нем. Музыка - тоже язык. Она сама тебе диктует, как говорить.

ЯТ Вы работаете над дирижерской техникой перед зеркалом?

ТК Нет.

ЯТ А в студенческие годы работали?

ТК Да. Я тогда совсем по-другому дирижировал.

ЯТ А вообще часто смотритесь в зеркало?

ТК Пару раз в день - когда чищу зубы.

ЯТ Бывают ли у вас серьезные дирижерские ошибки? Скажем, неправильно показанное вступление.

ТК Бывают, конечно. Но настоящие ошибки дирижера - не чувствовать оркестр или партитуру. Дирижирование - это чувство, это духовный транспорт. Ты должен все время ощущать партитуру и то, как она сплетается с тобой. Все дирижеры делают ошибки, но, когда они происходят постоянно, это значит, что не хватает ощущения связи своего тела и интеллекта с оркестром.

ЯТ Понятно, что на уровне, на котором действуете вы, каждый проект обязан быть успешным. И внешне всё именно так: публика всегда в восторге, исключений не бывает. А внутри у вас есть понимание, какие ваши проекты успешны, какие нет? С музыкальной точки зрения.

ТК Конечно, не все удается. Причем это непредсказуемо. Я сейчас уже научился не делать ставки заранее. Кстати, когда не уверен в результате и задаешь себе много вопросов, получается лучше.

ЯТ Можете назвать один проект, который вы вспоминаете как неудачу?

ТК Надо подумать.

ЯТ То есть ничего конкретного не вспоминается?

ТК Бывает, что на гастролях с одной и той же программой сегодня концерт очень хороший, а завтра хуже. В таких ситуациях разница сильнее ощущается.

ЯТ Есть ли ныне живущие дирижеры, которых вы могли бы назвать для себя авторитетами, у которых хотели бы чему-то научиться?

ТК Я вообще могу учиться у всех дирижеров, у каждого вижу что-то хорошее.

ТК Очень многих уважаю и люблю, но авторитетов нет. И сам я не хотел бы быть авторитетом. Вижу дирижеров, которые копируют меня, вместо того чтобы развивать себя. Может быть, то, что в них есть, лучше, чем то, что они берут у меня. Просто они идут по легкому пути. Чем меньше авторитетов, тем лучше. Но я могу назвать около десяти прекрасных дирижеров, мощных, замечательных - и молодых, и постарше.

ЯТ Вы читаете статьи и отзывы о себе?

ТК Иногда читаю, иногда нет. Дело в том, что, когда рецензии несправедливы и написаны людьми, не знающими материал, мне досадно. С другой стороны, если обо мне хорошо пишут люди, не знающие материал, тоже досадно.

ЯТ Как вы общаетесь с обожателями? Что вы чувствуете, когда, скажем, очередная женщина подходит к вам и говорит, что вы бог?

ЯТ У вас есть внутри защита от испытаний «звездной» жизни?

ТК Я очень мучаюсь этим. Потому что это не мое. Когда появляется человек и делает свое дело с уверенностью, люди сначала возмущаются, потом привыкают, и им начинает нравиться. Те, кого вы называете обожателями, - это люди, которые не понимают, что я делаю. А настоящие обожатели - только музыканты моего оркестра, которые видят меня в деле. Они точно знают меня.

ЯТ То есть у остальных - симуляция любви? Любовь, чтобы любить, чтобы был кумир?

ТК Всем людям нужно любить. Нам нужен политик, который скажет вещи, которые мы хотели бы услышать. Нам нужна точка, в которую можно направить свое обожание. Но эта точка не имеет отношения к реальному человеку. Мы быстро создаем из живого человека образ, который можем уложить в свои представления. Я в этом пессимистичен. Очень хотел бы, чтобы были люди, которые реально понимают и любят меня. Потому что мне сильно не хватает любви в жизни. Но я отдаю себе отчет в том, что реально происходит.

ЯТ Вам попадались маньяки, которые угрожали, обещали покончить с собой?

ТК Да. Постоянно есть такое. К сожалению.

ЯТ Когда вы последний раз плакали?

ТК Вчера ночью.

ЯТ Скажете, от чего?

ТК Подумал о какой-то музыке.

ЯТ Когда вы последний раз ругались до крика?

ТК В феврале. Когда испытываю такие состояния, очень сильно себя не люблю.

ЯТ Скажите честно, вам бывает скучно во время работы?

ТК Бывает истощение, но не скука. Если скучно, зачем продолжать?

ЯТ Звучит логично, но, если человек изо дня в день работает над большим проектом, он же не может его бросить в момент скуки?

ТК Такого не бывает. Я же не работаю на заводе. Но вообще я очень боюсь скуки. Иногда смотрю на семейную пару с детьми: дети бегают, родители сидят и скучают. Мне страшно становится. Страшна непродолжительность счастья. У счастья очень ограниченные ресурсы, и через однообразие оно исчерпывается. Это страшно.

ЯТ В музыке такого не происходит?

ТК Слава богу! Влюбленность в музыке дает мне надежду на вечную влюбленность в жизни, потому что она не прекращается. Но в музыке ты сегодня любишь одно произведение, завтра другое, а в жизни должен быть с одним человеком. В этом сложность.

ЯТ То есть музыкант - Дон Жуан?

ТК Скорее Казанова, потому что тот действительно влюблялся, а Дон Жуан просто составлял список.

ЯТ Сейчас я перечислю семь смертных грехов, а вы скажете, какие из них имеют к вам отношение. Гордыня?

ТК Я сразу скажу: с гордыни начинаются все остальные грехи. Это то, с чем я борюсь. Стараюсь ограничить свою гордыню, быть смиренным. Это очень сложно дается людям, которые получили признание, а потом сталкиваются с серьезными проблемами. Например, у меня есть признание со стороны публики, но нет достаточных финансовых возможностей для воплощения многих замыслов. Я даю собственные деньги, чтобы делать постановки в Перми. В этот момент в душе возникает протест: а как же так? Почему меня не принимают, я же доказал! Проходишь пару раз через это и учишься понимать: надо делать то, что считаешь правильным, и ничего не ждать. Тогда становится легче. Потому что ничего хорошего в гордыне нет. А все остальные грехи - это вариации гордыни. Например, чревоугодие. Люди, которые едят много, ранены, у них раненое эго. Подсознательно они компенсируют едой то, чего в жизни не хватает. Это тоже от гордыни.

ЯТ А уныние?

ТК Уныние - это отсутствие веры. А отсутствие веры тоже связано с гордыней. Маленький человечек старается через гордыню себя утвердить. Психологи говорят: люди проявляют гордыню из-за того, что их не любят и они сами себя не любят. Они создают некий образ себя, чтобы другие полюбили этот образ, и тогда, может быть, они сами себя полюбят.

ЯТ А зависть вас посещает?

ТК Это ужасное чувство. Сейчас, к счастью, не посещает. Но я знаю, что это. В такие моменты я чувствую себя ужасно. Зависть - это не только когда ты завидуешь, но и когда ты делаешь так, чтобы тебе завидовали. Вообще все грехи, о которых мы говорим, мне знакомы.

ЯТ Вы боитесь смерти?

ТК Да.

ЯТ Сейчас хочу задать два трудноформулируемых, но важных для меня вопроса. Первый - о вашей музыке. Мне кажется, вы часто подчеркиваете крайние состояния, даете максимальный драйв, предельную энергию. А в самой музыке - скажем, Моцарта - я зачастую не слышу этой предельности, она звучит для меня мягче, объемнее, нежнее. Возможно, на вас подсознательно влияет контекст нашей эпохи, когда массовая культурная индустрия «трясет» человека, использует предельные эффекты, чтобы привлечь его. Есть ощущение, что вы хотите так же взять современного человека за жабры. И от этого что-то в музыке теряется.

ТК Нужно не подчеркивать крайности, энергию, драйв, о которых вы говорите, - а найти их. Если вы будете репетировать со мной и мы пройдем материал несколько раз, вы сами будете требовать этого драйва. Он идет от осознания материала. Энергия - это и есть жизнь музыки. Чтобы энергия пошла, нужно сыграть произведение сто раз. Тогда оно оживет. Музыка - это взаимоотношения между нотами, которые оживают и обретают интенсивность. В жизни есть интенсивность. Большинство исполнений и записей, которые мы привыкли слушать, это просто набор нот, мертвая музыка. Кстати, если вы посмотрите более внимательно, мой драйв больше связан как раз с нежной стороной. На самом деле я играю самого тихого Моцарта.

ЯТ «Самый тихий» - это ведь очень близко к «самому громкому». А середина для вас существует?

ТК А что значит середина? Это интересная дискуссия. У меня есть ответ, но я хочу от вас услышать, что такое середина? Mezzo forte?

ЯТ Ну, скажем, я сейчас кину в кого-то стакан - это будет крайнее состояние. Или уйду в медитацию на месяц - тоже крайность. А вот мы сейчас с вами просто сидим в кафе, возможно, ощущаем радость жизни, но не бурную, а спокойную.

ТК Вы очень четко описали, как кидаете стакан или уходите в медитацию, но никак не характеризуете середину.

ЯТ Конечно, ее сложнее охарактеризовать, потому что это сама материя жизни.

ТК А как она подается в музыке? Когда Моцарт пишет постоянно sforzando, subito forte, что я должен делать? Он так написал. Давайте будем наслаждаться жизнью и не делать sforzando, будем все ровно играть.

ЯТ Вы говорили, что у вас есть ответ. Это он?

ТК Нет, ответ такой. Если музыканты, которые работают со мной, услышат вас, они подумают, что вы что-то странное говорите. Потому что они привыкли так играть. Привыкли очень тщательно изучать материал и вслушиваться в его природу, немножко отступая влево или вправо, но оставаясь верными материалу. Не делать музыку, чтобы наслаждаться жизнью, а делать музыку, чтобы вскрыть ее код. Сказать правду, которая в музыке заложена. Когда вы придете на нашу первую репетицию, вы услышите то, что хотите, - усредненное звучание. Потому что музыканты просто еще не успели считать все детали. Критики часто пишут, что у меня стремительные темпы и сильные контрасты. На самом деле, если посчитать по метроному и по децибелам, выяснится, что у меня не самые быстрые темпы и не самые мощные контрасты. Но кажется, что так. Потому что вскрыта внутренняя энергия материала. Я профессионал, я отдал этому делу жизнь, и я достаточно умный человек. Но, если не работать со мной и моими музыкантами каждый день и прийти в первый раз на концерт, покажется, что мы инопланетяне или сумасшедшие. Что мы играем, как нам пришло в голову. А если взять партитуру и прийти на репетицию, через три дня усредненность покажется вам пустой музыкой.

ЯТ То есть для вас не существует средних состояний? Если музыка звучит спокойно, без острых эмоций, вы чувствуете, что просто недоработали?

ТК Конечно, они существуют. Острые эмоции нужны в какие-то моменты. У меня не только острые эмоции, но вам вспоминаются именно они. Знаете, Арнонкур говорил, что я слишком быстро играю увертюру к «Свадьбе Фигаро». А он играл очень медленно и дирижировал на четыре, потому что там размер 4/4. Я тогда вспомнил историю, как Вагнер дирижировал «Фигаро» на четыре, и какой-то старичок ему сказал: «Маэстро, это неправильно. Я помню, что Моцарт дирижировал на два и очень быстро». Если играть медленно, теряется «фишка» увертюры: все думают, что там восемь тактов, а на самом деле семь. Квадрат из семи тактов.

ЯТ . Второй мой вопрос - про ваш образ. Образ гения, мага, человека модного и создающего моду, человека, который делает духи и устраивает ночные концерты для богатой публики, - вам нравится этот образ? Вы рады, что он привлекает к вам аудиторию?

ТК Я не создаю какой-то определенный образ. Я не делаю духи ради образа, я просто очень люблю духи. И я не зарабатываю на них. Вот в том, что я делаю и люблю, и заключается мой реальный образ. Это то, что я есть.

ЯТ То есть ваш публичный образ является продолжением внутреннего?

ТК У меня нет публичного образа. Какой я сейчас в разговоре с вами, таким же буду через десять минут. Публичный образ есть в голове у людей, которые смотрят на меня и интерпретируют.

ЯТ Ну хорошо, возьмем детали. Вы же не выйдете дирижировать в той одежде, в которой вы сейчас?

ТК Почему?

ЯТ Потому что за пультом вы всегда одеты в определенном стиле. И совсем не так, как одеваются академические дирижеры. Разве это не часть образа?

ТК Нет. Я вас так спрошу: может быть, это академические дирижеры входят в образ? Брюки, в которых я дирижирую, я надеваю каждый день. Вообще у меня очень простая одежда, ничего исключительного. Я ношу то, что мне нравится. А надеть фрак, бабочку, жилет - в этом намного больше неестественности, потому что люди, которые надевают этот костюм, не одеваются так в жизни, правда ведь?

ЯТ То есть вы хотите сказать, что ничего специально не делаете ради пиара?

ТК Отбираю фотографии, видео. Контролирую записи, которые выпускаю или решаю не выпускать. На этом кончается мой пиар.

ЯТ А обложка «Сноба» с фотографией топлесс?

ТК Фотография - это же искусство. Меня зовут на фотосессию, я иду и пробую что-то. А что плохого в той обложке?

ЯТ Я не про плохое. Вот духи вы делаете, потому что любите. А фотографируетесь полуобнаженным почему? Вы сейчас не такой, как на обложке.

Теодор Курентзис – один из самых самобытных дирижёров современности. Получив классическую школу, он прославился как ниспровергатель исполнительских традиций.

Теодор Курентзис родился в Афинах в 1972 году в семье, где очень любили музыку – с раннего возраста мальчик вместе с матерью посещал оперные спектакли, мать ежедневно играла на фортепиано. Рано проявив музыкальные способности, он с четырёх лет обучался фортепианной игре, в семь лет начал осваивать скрипку, а в двенадцать стал студентом Греческой консерватории, в которой одновременно учился на двух факультетах – теоретическом и факультете струнных инструментов. Кроме того, с 1988 года он обучался вокалу в Афинской академии.

В 1990 году Теодор Курентзис создал в Афинах камерный оркестр и возглавлял его в течение четырёх лет, но он ощущает потребность в совершенствовании своего дирижёрского мастерства. С этой целью музыкант отправляется в Россию и поступает в Санкт-Петербургскую консерваторию, где учится у Ильи Мусина и проходит стажировку у Юрия Темирканова.

Завершив учёбу в Санкт-Петербургской консерватории, Теодор Курентзис сотрудничает с различными российскими оркестрами, среди которых «Виртуозы Москвы», оркестр им. , Большой симфонический оркестр им. , Российский национальный оркестр, Musica Viva (с последним дирижёр выступал в США). Работает он и с оркестрами Греции, США и Болгарии. Одновременно он сотрудничал в качестве дирижёра-постановщика с оперными театрами – «Геликон-опера», Новосибирским государственным академическим театром, а в 2004 году стал его главным дирижёром.

Новосибирский театр стал для Теодора Курентзис подлинной творческой лабораторией. По словам дирижёра, там можно сделать многое, что неосуществимо в Москве, где искусство предельно коммерциализировано, а людей не всегда удаётся подвигнуть на новаторство.

На базе театра Теодор Курентзис создал два исполнительских коллектива, которые специализируются на историческом, аутентичном исполнительстве – камерный оркестр Musica Aeterna Ensemble и хор New Siberian Singers. По признанию руководителя, в эти коллективы он стремился отбирать не столько «лучших из лучших», сколько единомышленников, которые не начинают и заканчивают репетиции «по звонку», а живут музыкой постоянно, ощущая её всем своим существом.

Как это ни парадоксально, достигнув больших успехов на дирижёрском поприще, Теодор Курентзис менее всего ощущает себя… дирижёром. В большей степени он чувствует себя поэтом, которому «есть что сказать». В отличие от большинства симфонических и оперных дирижёров, он не пользуется дирижёрской палочкой, но не только в этом заключается особенность его творческой индивидуальности. Курентзис не согласен с традиционным представлением об искусстве вообще и музыке в частности как исключительно об области прекрасного. Дирижёр убеждён, что красота как таковая уводит от сущности искусства. Он сравнивает музыку с храмом, который остаётся храмом, сохраняя своё значение даже в том случае, если человеку, который в него вошёл, не кажутся красивыми убранство и архитектура.

По этим причинам Теодор Курентзис в одинаковой степени не приемлет фильмы, в которых играют исключительно красивые актёры, и культ «золотых» исполнителей-виртуозов. «В музыке должна быть правда, которую ты не можешь выдержать», – говорит дирижёр. Партитура в его понимании – это «продление в реальность духовного пространства, в котором существовал – мыслил и чувствовал – композитор». Один из способов погружения в такое «духовное пространство» – это аутентичное исполнительство. По словам дирижёра, исторические инструменты «сопротивляются времени». Но большое значение в области исторического исполнительства имеет не только инструментарий, но и манера звукоизвлечения, которая тоже должна соответствовать эпохе: например, в хоре New Siberian Singers все исполнители владеют техникой пения без вибрато. Впрочем, сфера интересов дирижёра не ограничивается барокко и классицизмом – столь же увлечённо он работает и над произведениями современных композиторов, осуществляя в том числе и мировые премьеры.

За семь лет работы в Новосибирском театре Теодор Курентзис поставил в виде спектаклей и представил в концертном исполнении немало опер, относящихся к разным эпохам и стилям: «Дидона и Эней» Г. Пёрселла, «Орфей и Эвридика» , « », « » и « » , «Макбет» , «Медея-материал» П. Дюсапена, « » Дж. Россини, «Леди Макбет Мценского уезда» . Заметным событием не только для Новосибирска стала опера « » в постановке , и дирижировал этим спектаклем Т. Курентзис.

В 2009 году Теодор Курентзис стал приглашённым дирижёром Большого театра, где при его участии была поставлена, в частности, опера А. Берга «Воццек», а с 2011 года он является главным дирижёром Пермского театра оперы и балета. С этого времени основанный им камерный оркестр Musica Aeterna базируется в Перми.

специально для Casual Friday.

В маленьких событиях иногда можно увидеть что-то большее. Например, в итогах голосования по названию аэропорта. Как вы знаете, было много прекрасных новых вариантов, но победило с внушительным отрывом старое - «Большое Савино». Что это: скромность, практичность, отсутствие желания что-то менять?

Вспоминается знаменитое высказывание Генри Форда о том, что людей бесполезно спрашивать о том, чего они хотят. В его случае они просили бы не автомобили, а просто лошадей побыстрее.

Решения какого уровня можно делегировать общественности? Впервые за долгое время в Перми появился губернатор, готовый слушать людей, но всегда ли можно доверять их мнению?

Например, трудно представить, что случилось бы с городом, если бы во время советской индустриализации власти стали спрашивать мнение пермяков о строительстве новых заводов. До сих пор бы картошку на эспланаде выращивали. Что случилось бы с культурной революцией - представить легко.

Ожидание полного общественно согласия по вопросам развития - утопия. Оно не встречается в природе в чистом виде. И в последнее десятилетие в Перми явно наблюдается трение между «партией перемен» и их противниками.

Причем, первая почти всегда проигрывает, если на ее стороне нет влиятельных игроков: губернаторов, мэров, меценатов. Партия перемен - измотана и постоянно несет потери. Ее классические сторонники - молодежь и квалифицированные специалисты - с легкостью покидают город, выбирая Москву, Санкт-Петербург или теплый Краснодар. Статистика и лента Фейсбука в этом случае не врет. Противная партия стойко переживает периодические «оскорбления чувств» и сил не теряет.

Иногда для значительного скачка вперед лидеру приходится тянуть людей за собой, игнорируя нытье скептиков. Даже если их большинство. Это превращает лидеров или в легенды, или, и так тоже бывает, в полных самодуров. К сожалению, альтернативный вариант: тактика «шаг вперед, шаг назад» - гарантировано не приводит никуда.

Вот, например, превращающийся в живую легенду Теодор Курентзис. Это осенью он попал под критический обстрел обозревателей одного из сетевых СМИ. Как раз за то, что упорно выводит театр на новый принцип работы. Было бы странно, если это не «оскорбило» бы чувства кого-нибудь. Курентзис - феноменальный для Перми случай лидера, у которого достаточно сил идти вперед не взирая на подножки министра культуры (прошлого), лукавого губернатора (тоже бывшего) и малоизвестных «обозревателей».

Давайте перейдем к заявленной теме колонки. Проведем, то что называется у журналистов «фактчекингом» - проверим, за что противники критикуют Теодора Курентзиса и можно ли доверять их аргументам.

Курентзиса нет в Перми. На пермскую зарплату он ездит по Европе.

Давайте будем конкретнее - делает ли Курентзис работу, за которую получает зарплату? Курентзис – художественный руководитель театра. Это означает, что он определяет художественную политику театра. И его видение художественного развития театра, очевидно, представляет ценность и интерес, что подтверждают регулярные триумфы на «Золотой маске», три премии ECHO Klassik и ажиотаж вокруг билетов в театр.

Курентзис, выступая в Европе, делает имя не театру, а себе.

Не совсем так. Курентзис, выступая с оркестром musicAeterna везде представлен как худрук пермского театра. Во всех публикациях в российской и зарубежной прессе подчеркивается, что он и оркестр приехали из Перми. Западные журналисты ищут Урал на карте, чтобы сообщить читателям где, по их словам, происходит «совершенно исключительное явление».

Репертуар театра обеднел. Прежние постановки убраны из репертуара, новые – яркие и масштабные показывают пару раз и больше не повторяют.

Репертуар, действительно, изменился. Пермский оперный перестал быть провинциальным театром в привычном понимании. Он пошел по пути исследования и изучения новых возможностей театра. В Пермь приезжают ведущие режиссеры Европы и мира, артисты балета, которые представляют здесь свои художественные и технические идеи.

Новые постановки сложнее, из-за монтажа фантастических декораций сцена не может быть задействована для других представлений. Например, декорации и свет к «Травиате» монтируются неделю, поэтому спектакль не было возможности показать в Москве. Критики и прочие звезды ездят ее смотреть в Пермь.

Концерты Курентзиса и новые постановки недоступны простым людям. Билеты очень дорогие, их моментально раскупают.

Давайте признаемся, что на многие старые оперы, снятые из репертуара, билеты не продавались, никто не хотел их смотреть даже по очень низким ценам. Сегодня ажиотаж сопровождает именно новые постановки и концерты Курентзиса. Новые спектакли обходятся театру дороже из-за высокого уровня артистов, музыкантов и постановщиков, из-за сложной и современной сценографии.

Разумеется, в первую очередь продаются недорогие билеты. Цены на постановки начинаются от 100 рублей (Травиата, Богема), 300 рублей (концерты Курентзиса) и 500 рублей (предновогодний «Щелкунчик»). В продаже остаются дорогие билеты, на которые все наталкиваются, заходя на сайт, и возмущаются, считая, что все билеты продавались по таким ценам. На самом деле, за 10-12 тыс. рублей на самые топовые постановки продаются 8-10% билетов в зале.

Да, все мы жалеем, что недорогих билетов не хватает, но так происходит с продуктом, на который есть повышенный спрос. Есть надежда, что проблема будет решена правильным образом - будет построена новая сцена с залом, способным вместить всех желающих.

Курентзис уничтожает репертуарный спектакль, пытаясь внедрить систему stagione

Курентзис предлагает другую систему. Мировой опыт доказывает, что Stagione - самый эффективный способ проката оперных постановок. Кроме того, новая система предлагается только для оперы, у балета свои особенности и он сохраняет репертуар.

И возвращаясь к вопросу важности общественного мнения, наверное, можно пошутить, что если вас в Перми любят все - пора критически оценить, а делаете ли вы что-то стоящее?

Дирижер. Художественный руководитель Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского, художественный руководитель Международного Дягилевского фестиваля. Основатель и художественный руководитель оркестра musicAeterna и камерного хора musicAeterna (созданы в 2004 году, в период работы Курентзиса на посту главного дирижера Новосибирского академического театра оперы и балета (2004-2010)).

Оркестр musicAeterna, который ныне базируется в Перми, известен как один из самых передовых российских коллективов, специализирующийся на аутентичном исполнительстве. В то же время оркестр не ограничивается произведениями ранних эпох и успешно сочетает в своем репертуаре сочинения разных музыкальных периодов и направлений, включая музыку ХХ века и произведения ныне живущих композиторов. У маэстро и musicAeterna подписан контракт с Sony Classical на выпуск трех CD c операми Моцарта: Le nozze di Figaro (2014, премия ECHO Klassik как «Лучшая запись года: опера XVII-XVIII вв.»), Cosi fan tutte, Don Giovanni. В октябре 2014-го издан диск с программой сочинений Рамо - Rameau: The Sound of Light. Кроме того, готовятся отдельный релиз c Концертом для скрипки с оркестром П. Чайковского (солистка - Патриция Копачинская) и два диска с сочинениями Стравинского: «Весна священная» и «Свадебка». В августе 2014 года под фонограмму «Весны священной», записанную musicAeterna и Теодором Курентзисом, на Международном фестивале искусств RUHRtriennalle состоялся перформанс режиссера Ромео Кастеллуччи «Балет для 40 машин». Предыдущая дискография музыкантов включает Симфонию № 14 Шостаковича, Requiem Моцарта и оперу «Дидона и Эней» Пёрселла (все три на лейбле Alpha), а также фортепианные концерты Шостаковича в исполнении пианиста Александра Мельникова и Mahler Chamber Orchestra (Harmonia Mundi).

Своими успехами Теодор Курентзис заслужил репутацию лучшего в России исполнителя сочинений Моцарта. В 2012 году в российской музыкальной критике появилось такое понятие, как «Пермский Моцарт», получившее широкое употребление среди меломанов.

График выступлений и проектов оркестра мusicAeterna и Теодора Курентзиса насыщен. В сентябре 2013 года Пермский театр оперы и балета представил оперу Пёрселла «Королева индейцев» в постановке знаменитого американского режиссера Питера Селларса; это была копродукция Пермской оперы, Королевского театра Испании (Мадрид) и Английской Национальной оперы (Лондон). В феврале 2014-го с оркестром и хором musicAeterna вместе с международным ансамблем солистов маэстро совершил гастрольный тур (Пермь, Берлин, Афины, Париж, Лиссабон) с программой: концертное исполнение оперы «Дидона и Эней» Пёрселла и псалом Dixit Dominus Генделя.

В марте 2015 года состоялось европейское гастрольное турне Теодора Курентзиса с оркестром musicAeterna: концерты прошли в рамках Klara Festival в Брюсселе, на фестивалях в Афинах, Хельсинки и Люцерне, а также в Берлине. Музыканты исполнили концертную версию балета Прокофьева «Ромео и Джульетта» и программу Рамо-гала, состоящую из сочинений великого французского композитора эпохи барокко.

В июле 2015 года по приглашению директора фестиваля в Экс-ан-Провансе Бернара Фокруля, солистки Пермской оперы Надежда Павлова и Наталия Ляскова, Станислав Леонтьев (Санкт-Петербург) и Дмитрий Ульянов (Москва), хор и оркестр musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса исполнят на престижнейшей площадке театральной Европы антемы Генри Пёрселла, «Свадебку» и произведения для хора a capella Стравинского и хоровую православную литургию. Кроме того, хор musicAeterna, художественным руководителем которого является Теодор Курентзис, выступит в Эксе с программой, состоящей из хоровой музыки разных эпох, от Средневековья до XXI века, а также примет участие в специальных фестивальных постановках опер «Альцина» Генделя и «Похищение из Сераля» Моцарта.

Также в планах Теодора Курентзиса и его коллективов - запись сочинений Бетховена.

В январе 2013 года дирижер Теодор Курентзис дебютировал с Венским филармоническим оркестром на фестивале Mozartwoche в Зальцбурге. В течение года состоялось выступление маэстро в Мюнхенской филармонии. В апреле 2012-го Теодор Курентзис дебютировал в Опере Цюриха в постановке «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича. Давние и плодотворные отношения связывают дирижера с мадридским Teatro Real: диптих «Иоланта/ Персефона» (2012). В числе совместных планов на ближайшее будущее знаменитого театра и дирижера такие проекты, как «Реквием» и «Дон Карлос» Верди, «Тристан и Изольда» Вагнера.

Предыдущие ключевые моменты биографии маэстро также включают: успешный дебют в Парижской национальной опере в 2008 году и там же постановку оперы Верди «Дон Карлос» в 2009-м (режиссер Дмитрий Черняков); в тандеме с Черняковым Курентзис также поставил две оперы в Большом театре России - «Воццек» Берга (2009), а в следующем сезоне «Дон Жуан» Моцарта. В сезоне 2009/2010 на Международном фестивале в Баден-Бадене в исполнении хора и оркестра Balthasar-Neumann под управлением Теодора Курентзиса прозвучала опера «Кармен» Бизе, а спустя два года - Cosi fan tutte Моцарта. В 2010 году он вместе с Венским симфоническим оркестром исполнил «Пассажирку» Вайнберга на фестивале в Брегенце. В 2014 году на сцене Пермского театра оперы и балета состоялась мировая премьера оперы Дмитрия Курляндского «Носферату».

В 2006 году параллельно развивающиеся в творчестве Теодора Курентзиса страсть к старинной музыке и интерес к произведениям современным композиторов привели к тому, что дирижер совместно с другими выдающимися российскими деятелями искусства запустил фестиваль «Территория». В короткий срок «Территория» стала одним из самых ожидаемых и престижных фестивалей не только в Москве, но и, учитывая участие в форуме студентов театральных вузов из разных городов России, в целом на культурной карте страны.

С 2012 года Теодор Курентзис руководит Международным Дягилевским фестивалем, который проводится в Перми и нацелен на сохранение и развитие традиций великого импресарио и пропагандиста русской культуры Сергея Павловича Дягилева. Ежегодно программа фестиваля включает мировые премьеры опер и балетов, спектаклей в жанре современного танца и драматического театра, концерты симфонической, камерной, старинной и джазовой музыки, художественные выставки, киноретроспективы. Совместно с Теодором Курентзисом художественную стратегию Дягилевского фестиваля определяют artistic-in-residence; в 2013-м в этом качестве выступили пианист и композитор, представитель музыкального постминимализма Антон Батагов и итальянский режиссер, «неудержимый театральный новатор» Ромео Кастеллуччи.

В 2013 году Пермский театр оперы и балета, художественным руководителем которого является Теодор Курентзис, получил 17 номинаций на премию «Золотая маска», опередив другие театры в России. Лично Теодор Курентзис был представлен в номинациях четырежды как «Лучший дирижер»: за музыкальное воплощение оперы Моцарта Cosi fan tutte («Так поступают все женщины») и оперы Паскаля Дюсапена Medeamaterial, а также за трактовку двух балетов - «Свадебка» Стравинского и «Шут» Прокофьева. По результатам голосования членов жюри маэстро был удостоен двух «масок» - за Cosi fan tutte и «Шута». Итоги театрального сезона 2012/2013 принесли маэстро Курентзису номинацию на «Золотую маску» за достижения в спектакле «Свадьба Фигаро» в Пермской опере.

Теодор Курентзис родился в Греции, в Афинах. С начала 1990-х живет и работает в России. Учился в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова в классе легендарного дирижера, профессора Ильи Мусина, учениками которого в разные годы были также Одиссей Димитриади, Валерий Гергиев и Семен Бычков.

Яркий и необычный дирижер Теодор Курентзис привлекает внимание зрителей и прессы не только творческими находками, но и необычностью своей личности. Где бы он ни появился, внимание публики и журналистов ему обеспечено. Свою жизнь он тоже строит по законам театра - динамично, с неожиданными поворотами и экстравагантными поступками.

Греческое детство

Обретал профессию в Греции Теодор Курентзис. Биография его будет с самого начала связана с музыкой. С четырех лет ребенок учился играть на фортепиано, позже ходил на уроки скрипки. В его семье все любили музыку, мама с раннего возраста водила его в оперу и он вырос под звуки классической музыки, его мать каждое утро начинала с игры на пианино. Большую роль в выборе будущего занятия в жизни сыграла мама, которая сам профессионально играла на нескольких музыкальных инструментах и впоследствии стала проректором Афинской консерватории. Младший брат Теодора также стал музыкантом, он пишет музыку и живет в Праге.

Можно сказать, что Теодор Курентзис - вундеркинд, он в 15 лет уже окончил теоретический факультет Афинской консерватории, а уже через год - факультет струнных инструментов. После этого он стал брать уроки вокала в Греческой консерватории. В 1990 году создал свой первый камерный оркестр, которым дирижировал четыре года. К этому времени Теодор Курентзис понял, что ему нужно выходить на новый профессиональный уровень и решил продолжить учиться.

Учеба в Санкт-Петербурге

В 1994 году Теодор Курентзис приезжает в Санкт-Петербург и поступает в класс Ильи Мусина в Санкт-Петербургскую консерваторию. Дирижер всегда говорит о Мусине с особой интонацией, он утверждает, что все, чего он добился на сегодняшний день - это заслуга учителя. Он сформировал музыканта, как личность и как дирижера. Теодор очень интересовался русской музыкой, много читал, слушал, исследовал и мечтал работать в России. Еще во время учебы ему удалось пройти стажировку в оркестре под управлением он также участвует в работе ведущих оркестров Санкт-Петербурга: Мариинского театра, филармонии, симфонического оркестра. Этот опыт стал высоким стартом для нового дирижера.

Творческий путь

По окончании консерватории Теодор Курентзис активно вливается в музыкальную жизнь России. Он сотрудничает с «Виртуозами Москвы» Владимира Спивакова, с с которым участвует в большом турне по США, с Большим симфоническим оркестром им. П.И. Чайковского, с оркестром им. С коллективами из Греции, США, Болгарии.

Много и плодотворно сотрудничает Теодор Курентзис с московским театром «Геликон-опера», в котором он дирижирует двумя постановками Дж. Верди.

Богата и история участия Теодора Курентзиса в различных фестивалях. Им покорены Москва, Кольмар, Бангкок, Лондон, Майами.

За 20 лет своей творческой деятельности Теодор Курентзис сыграл с разными оркестрами мира более 30 величайших музыкальных произведений, среди которых много музыки русских классиков, произведений периода барокко и ренессанса, а также произведений современных авторов.

С 2009 года является постоянным приглашенным дирижером Большого театра.

С 2011 года Теодор Курентзис стал главным дирижером и балета.

Музыка Сибири

В 2003 году Теодора Курентзиса приглашают в Новосибирск, где он ставит балет «Поцелуй феи» И. Стравинского, затем оперу «Аида» в сотрудничестве с Д. Черняковым, этот спектакль стал заметным событием не только в сибирской музыкальной жизни, но и на всей российской сцене. С 2004 года Теодор Курентзис становится главным дирижером и балета. За семь лет сотрудничества с театром он руководит концертными исполнениями таких произведений, как «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Так поступают все» Ф.А. Моцарта, «Дидона и Эней» Г. Перселла, «Золушка» Дж. Россинни, «Орфей и Эвридика» К.В. Глюка. Работает дирижером в оперных постановках «Свадьба Фигаро» и «Леди Макбет Мценского уезда».

В этот период в рамках интереса к аутентичному исполнению музыкальных произведений Теодор Курентзис создает оркестр Musica Aeterna Ensemble, специализирующийся на историческом исполнении музыки, и Камерный хор New Siberian Singers, которые приобрели широкую известность в России и за рубежом.

Достижения и награды

Яркая жизнь дирижера Теодора Курентзиса неоднократно была украшена заслуженными наградами. Так, он пять раз получал «Золотую маску», является лауреатом Строгановской премии. Его работы неоднократно удостаивались наград и премий на музыкальных фестивалях всего мира.

В 2008 году награжден Орденом Дружбы.

Теодор Курентзис: личная жизнь и семья

Яркие и знаменитые люди всегда интересуют людей и СМИ. Не является исключением и Теодор Курентзис, личная жизнь которого находится под пристальным вниманием. Дирижер, впрочем, не испытывает неудобства и часто с удовольствием общается с прессой, рассказывая о своих творческих планах и своих взглядах на музыку. А вот вопрос о том, Теодор Курентзис женат или нет, всегда остается без ответа. Хотя его с душевным трепетом ждут множество дам, ведь музыкант воплощает в себе идеалы многих женщин: богат, знаменит, красив. Так свободен ли Теодор Курентзис? Жена у него была, и это достоверно известно. Еще на заре своей жизни в России его покорила балерина Мариинского театра. Теодор Курентзис + Юлия Махалина - дуэт стал заметным явлением в культурной жизни Петербурга.

Балерина много усилий потратила на продвижение мужа по карьерной лестнице, ей он обязан многими высокие знакомствами, которые пригодились ему в будущем. Юлия ко времени знакомства с дирижером была уже звездой, ее активно продвигал хореограф О.М. Виноградов, и она могла сказать слово в поддержку начинающего музыканта. Брак оказался недолгим. Женат ли сегодня Теодор Курентзис? Личное для него является запретной темой, хотя молва приписывает ему немало романов.

Гражданская позиция

Дирижер ведет активную творческую жизнь, но при этом его частная жизнь полна событий. В 2014 году он стал гражданином России, утверждая, что нашел здесь вторую родину. Дирижер Теодор Курентзис, личная жизнь которого теперь связана с Россией, активно участвует в музыкальной и общественной жизни страны, так был одним из тех, кто поддерживал уволенного директора Новосибирского театра оперы и балета. Он всегда выступает за свободу творческого самовыражения художника и является активным борцом с цензурой и ограничениями.

В свободное время Теодор Курентзис много читает, слушает записи выдающихся оркестров и много неклассической музыки, но говорит, что совсем перестал ходить на концерты - это мешает его внутреннему поиску. Он считает, что сегодня музыка стала слишком академична и это мешает молодежи воспринимать ее, поэтому его цель - приблизить ее к слушателю, сняв барьеры академичности. Он мечтает о революции в музыке и делает все, чтобы она была живой.