Что строят карго культ в меланезии. Рабы вещей. Что такое карго-культ

Или карго-культ (англ. cargo cult - поклонение грузу), также религия самолётопоклонников или культ Даров небесных - термин, которым называют группу религиозных движений в Меланезии . В культах карго верят, что западные товары (карго, англ. груз) созданы духами предков и предназначены для меланезийского народа. Считается, что белые люди нечестным путём получили контроль над этими предметами. В культах карго проводятся ритуалы, похожие на действия белых людей, чтобы этих предметов стало больше. Культ карго является проявлением "магического мышления ".

Культы карго фиксировались с XIX века, но особенно сильно они получили распространение после Второй мировой войны. Члены культа обычно не понимают в полной мере значимость производства или коммерции. Их понятия о западном обществе, религии и экономике могут быть частичными и фрагментарными.

В наиболее известных культах карго из кокосовых пальм и соломы строятся "точные копии" взлётно-посадочных полос, аэропортов и радиовышек. Члены культа строят их, веря в то, что эти постройки привлекут транспортные самолёты (которые считаются посланниками духов), заполненные грузом (карго). Верующие регулярно проводят строевые учения ("муштру") и некое подобие военных маршей, используя ветки вместо винтовок и рисуя на теле ордена и надписи "USA".


Первые культы карго были зафиксированы в конце XIX и начале XX веков. Самый ранний - движение Тука, зародившееся на Фиджи в 1885 году. Другие ранние культы возникали в основном на Папуа - Новой Гвинее - это культ Таро на севере и безумство Вайлала.

Классические культы карго были распространены во время Второй мировой войны и после неё. Огромное количество грузов было десантировано на острова во время Тихоокеанской кампании против Японской империи, что внесло коренные изменения в жизнь островитян. Произведённые промышленным образом одежда, консервы, палатки, оружие и другие полезные вещи в огромных количествах появились на островах в целях обеспечения армии, а также и островитян, которые были проводниками военных и гостеприимными хозяевами. В конце войны воздушные базы были заброшены, а груз ("карго") больше не прибывал.

Чтобы получить карго и увидеть падающие парашюты, прилетающие самолёты или прибывающие корабли, островитяне имитировали действия солдат, моряков и лётчиков. Они делали наушники из дерева и прикладывали их к ушам, находясь в построенных из дерева контрольно-диспетчерских вышках. Они изображали сигналы посадки, находясь на построенной из дерева взлётно-посадочной полосе. Они зажигали факелы для освещения этих полос и маяков. Приверженцы культа верили, что иностранцы имели особую связь со своими предками, которые были единственными существами, кто мог производить такие богатства.

Островитяне строили из дерева в натуральную величину самолёты, взлётно-посадочные полосы для привлечения самолётов. В конце концов, поскольку это не привело к возвращению божественных самолётов с изумительным грузом, они полностью отказались от своих прежних религиозных воззрений, существовавших до войны, и стали более тщательно поклоняться аэродромам и самолётам.

За последние 75 лет большинство культов карго исчезли. Однако культ Джона Фрума до сих пор жив на острове Танна (Вануату).


Другие примеры культов карго
  • Похожий культ, танец духов, зародился при контакте индейцев и англо-американцев в конце XIX века. Пророк Вовока народа Пайуте проповедовал, что если танцевать определённым образом, предки вернутся по железной дороге, а новая земля покроет белых людей.
  • Во время Вьетнамской войны часть народа хмонг верила в скорое второе пришествие Иисуса Христа, который приедет одетым в камуфляж за рулём военного джипа, чтобы забрать их на нём в землю обетованную.
  • На протяжении истории восстаний Машона и Матабеле в 1896 - 1897 годах против английской колонизации в Южной Родезии возникали мессианские поверья, напоминающие культ карго. Один из лидеров восстания жрец Мквати и его соратники твердо придерживались принципа, что их воины должны убивать европейцев, но не должны брать их вещи.
  • Некоторые индейцы Амазонки вырезали из дерева модели кассетных аудиоплееров, с помощью которых они разговаривали с духами.
По материалам Вики -

Казалось бы, религия была с человечеством всегда. Следы религиозных культов и традиций дошли до наших дней в самых древних раскопках и захоронениях. Но ниоткуда ничего не берется, и вера в высшие силы точно так же не могла возникнуть на пустом месте. Возможно, разгадку можно найти, исследовав интереснейший религиозный феномен — "культ карго".

Двадцатый век вошел в историю не только как эра развития науки и появления новых технологий. Параллельно в это время образовалось множество новых религиозных верований, причем процесс их возникновения, развития и угасания происходил буквально на глазах одного-двух поколений людей. Впрочем, далеко не все из "новых" религий достаточно быстро исчезли, некоторые существуют и по сей день, явно не собираясь уходить в небытие. Самым интересным из таких культов, на мой взгляд, является так называемый карго-культ, который и поныне распространен на островах Тихого океана.

Он в первую очередь интересен тем, что является настоящей "народной" религией со всеми ее атрибутами . Дело в том, что большинство религий ХХ столетия на самом деле либо представляют собой некие модификации традиционных конфессий (например, кришнаиты — это всего лишь космополитическая версия древней индуистской конфессии вишнуизма), или своеобразный религиозный "постмодернизм". Он заключается в том, что кто-то, весьма начитанный и образованный, выбирает понравившиеся ему куски из различных вероучений, мастерски сшивает их и выдает за новую "истинную веру". Примеров таких учений множество — "Белое братство", "Аум Синрике", "Живая этика" и прочее, и прочее.

Однако все они имеют одну характерную особенность — достаточно хорошо известно имя и биография основателя каждой конкретной религии. А часто и его цель, которая в большинстве случаев и проста и незатейлива — обеспечить именно себе популярность среди масс для того, что бы разбогатеть. Поэтому-то данные учения, как правило, долго не живут, поскольку уже второе поколение адептов начинает задумываться над тем, какие цели преследует основатель, и, в большинстве случаев, приходит к правильным выводам. С карго-культами история же совсем другая.

Несмотря на то, что большинство карго-культов появились в середине XX века (хотя первый из них, движение Тука, возник на Фиджи еще в 1885 году), сказать, кто был основателем каждого из них, практически невозможно. Всего за 50-70 лет их имена успели стереться в памяти адептов. Соответственно, изначальные замыслы тоже успели забыться — их заменила созданная буквально всем миром приверженцев религиозная идеология. Поэтому для ученых, исследующих это явления, уже сейчас достаточно сложно реконструировать ситуации, при которых зародились ключевые ритуалы и идеологические установки нового культа.

Во-вторых, карго-культы явились истинным подарком для антропологов и этнопсихологов, которые посчитали, что их возникновение представляет собой идеальную модель, описывающую процесс возникновения религии. И какого же было их удивление, когда они увидели, что, согласно данной модели, в основе появления религиозных верований лежат не иррациональные откровения, а… четкая логика. Причем, как и полагается, железная.

Уж в чем-в чем, а в умении сопоставлять факты и выводить на этой основе закономерности островитянам отказать сложно. Они весьма наблюдательны и со времен колонизации их островов европейцами усвоили одну простую истину — белые люди каким-то образом имеют много полезных вещей и вкусной еды, для получения которых им не нужно тратить никаких усилий.

Действительно, смотря за тем, чем занимаются чиновники колониальной администрации или военные, туземцы не могли припомнить, что бы они хоть когда-нибудь работали, то есть собирали съедобные растения, охотились, ловили рыбу, разводили свиней или возделывали огороды — а ведь именно это и считается с их точки зрения работой. Тем не менее, у белых всегда все есть. Возникает логичный вопрос — откуда? Может, все это доставляют им неведомые божества?

Подозрение переросло в уверенность, когда туземцы поняли, что белые большую часть времени занимаются абсолютно бессмысленными (на первый взгляд, да и на второй — тоже) действиями. Они перекладывают с места на место листы бумаги, что-то при этом на них рисуя, нажимают на кнопки странных устройств, маршируют в красивой одежде с оружием. А с точки зрения островитян подобное значило лишь одно — эти действия являются ритуальными, то есть представляют собой религиозные церемонии. Оставалось лишь узнать, каким образом божества белых отвечают на молитвы своей паствы. И этот случай скоро представился.

В 30-40-е годы прошлого века в связи с началом Второй Мировой войны на многих островах Тихого океана были размещены военные гарнизоны. Снабжали их, опасаясь японских подводных лодок, в основном по воздуху, то есть сбрасывали грузы с самолетов. Это-то и явилось ответом на вопрос, давно мучивший туземцев. Теперь два и два сложилось в четыре. Они поняли, что после того, как белые вдоволь набегаются с ружьями и понажимают на всякие кнопки, самые лучшие из паствы отправляется в священное место — на аэродром, и исполняют там заключительную ритуальную пляску с флажками. Ведь действия сигнальщиков со стороны можно и так интерпретировать, верно? В результате от богов прилетает железный крылатый посланец, который доставляет все необходимое, сбрасывая груз на парашюте. Итак, механизм взаимодействия белых со своим богом стал абсолютно понятен.

Тогда же туземцев ждало еще одно открытие, которое, собственно и привело к созданию карго-культов. В составе гарнизонов сил союзников были не только бледнолицые, но и чернокожие солдаты. Как раз они-то и составляли большинство среди обслуживающего персонала аэродромов. Из этого островитяне сделали вывод — боги белых помогают не только им одним, но всем, кто в них верит.

Вот тут-то и началось массовое возникновение карго-культов. Они стихийно появлялись на Новой Гвинее (там их возникло аж полсотни!), Соломоновых островах, в Меланезии и Микронезии. Наиболее известным, тем не менее, оказался карго-культ на Вануату. Остановимся на нем подробнее.

При зарождении данного культа на островах архипелага местный житель, которого звали Манехиви, объявил, что ему явился пророк по имени Джон Фрум. Он сказал, что если туземцы откажутся от всех аспектов европейского общества (денег, западного образования, христианства, работы на кокосовых плантациях), то боги устроят "апокалипсис", в результате которого все белокожие люди, включая миссионеров, навсегда оставят их землю, а коренное меланезийское население получит материальные блага, которыми наслаждается "белая раса". Эффект получился потрясающим — в 1941 году последователи Джона Фрума избавились от всех своих денег, покинули миссионерские церкви, школы, деревни и плантации и переселились во внутренние районы острова Танна.

Попытки колониальных властей арестовать зачинщиков и ликвидировать эту "вредную" с их точки зрения религию не принесли результата — наоборот, у карго-культа Джона Фрума появились первые "мученики", что еще больше стимулировало его развитие. Его последователи соорудили на острове символическую взлетно-посадочную полосу и поместили там макеты самолетов из дерева и соломы, чтобы заманить на остров божественный самолет Джона Фрума. Также ими были сооружены символические вышки, на которых дежурили "диспетчеры", носящие на голове муляжи наушников.

Связь с пророком осуществлялась так — новоиспеченные жрецы культа, увидев переговоры белых друг с другом по радио, мастерски подражали данному виду общения. Для этого выбирались женщины, легко поддающиеся внушению, их талии обматывались проводами, после чего они впадали в транс и начинали произносить непонятные слова. Эти бессвязные выкрики жрец "переводил" всем островитянам и толковал их. Так в новой религии, которая до сих пор основывалась на исключительно рациональном подходе, появился мистическо-иррациональный элемент (причем, заметьте, на достаточно позднем этапе).

Кто же такой этот Джон Фрум, который и по сей день почитается на Вануату пророком новой религии? Ученым так и не удалось установить его личность. Есть предположение, что имя "Джон Фрум" является искажением выражения "John from (America)" то есть "Джон из (Америки)". Не исключено, что так называли себя американские солдаты, представляясь туземцам. А поскольку в ряде диалектов Вануату "о" при транслитерации переходит в "у", так и родился Фрум. Интересно, что эта фамилия весьма редка как в США, так и в Великобритании и Австралии. Поэтому достаточно легко было установить, что такого военнослужащего или чиновника в указанное время на островах не было.

Карго-культ Джона Фрума, скорее всего, так бы и заглох через несколько лет после своего возникновения (как это было со многими подобными культами на других островах), однако союзники, сами того не желая, поддержали его тем, что после окончания войны при ликвидации военных баз раздали туземцам множество вещей и продуктов с военных складов. Некоторые специалисты по истории религии сравнивают этот поступок с крушением Римской империи, которое и привело к быстрому распространению христианства в Средиземноморье, ибо исполнилась исходная мечта адептов данной религии. И культ продолжил свое развитие.

В 1957 году один из лидеров новой религии по имени Накомаха создал "Армию Танны" — организацию, объединяющую наиболее усердных адептов. Они стали проводить символические военные парады, участники которых носили футболки с надписью "T-A USA" ("Tanna Army USA"). С тех пор парады ежегодно проходят 15 февраля, в день, в который, согласно последователям культа, Джон Фрум должен явиться островитянам.

Несколько раз христианские миссионеры вызывали адептов карго-культа на религиозные диспуты в надежде, что победа в дискуссии поможет им вернуть утерянную паству. Однако результат всегда получался обратным — невежественные, вроде бы, поклонники карго-культа легко побеждали в спорах искушенных теологов. Эти публичные споры еще более укрепили позиции карго-культа, а фраза "Если вы ждете своего пришествия своего Иисуса Христа уже 2 тысячи лет, то почему бы нам не подождать обещанного Джоном Фрумом еще 50 лет?" стала одним из популярных лозунгов новой религии.

В 70-е годы прошлого столетия в прежде единой религии на Вануату возникли "еретические" течения. После посещения островов британским принцем Чарльзом часть жителей решила, что именно он и является воплощением Джона Фрума. Они сформировали свою собственную "церковь", которая существует по сей день параллельно с основной. Интересно, что никаких религиозных войн между этими двумя направлениями до сих пор не было.

В наши дни карго-культ на Вануату испытывает новую фазу подъема. Это связано с тем, что новую религию активно пиарят в европейских и американских СМИ, что вызывает к ней интерес туристов. Которые, понятное дело, хорошо платят адептам за возможность посмотреть на церемонии и поучаствовать в ритуалах.

Итак, подведем итоги. Возникший более 50 лет назад карго-культ не только не умер, но и продолжает развиваться и привлекать новых адептов. При этом он уже давно выполняет функцию межнациональных религий вроде христианства, ислама или буддизма, объединяя представителей разных племен и кланов в единую общину. Так что у него есть все шансы со временем стать основной религией народов Океании.

В заключение хочется еще раз отметить, что карго-культ весьма наглядно показал — религия рождается не из мистических откровений, а из способности человека анализировать результаты своих наблюдений. Конечно, в данном случае анализ был построен на неверных, с нашей точки зрения, предпосылках — туземцы не знали, откуда на самом деле белые берут все эти вещи. Однако разве может кто-нибудь с абсолютной уверенностью сказать, что знает истинные причины вещей? И пусть на зов адептов карго-культа прилетают не железные птицы, а туристы с "длинным долларом" — выходит, что их ритуалы работают, то есть приносят им вожделенные консервы и кока-колу.

Сегодня узнал об интереснейшем явлении, называется Карго-культ. Он очень хорошо описывает человеческую природу. А именно склонность верить в чудеса и волшебство и нежелание работать.

Что такое карго культ

Карго культ (от англ. cargo cult - поклонение грузу) – это группа религиозных движений, возникших в меланезии в следствии контактов местного населения с современной цивилизацией. В культах карго верят, что западные товары созданы духами предков и предназначены для меланезийского народа. Считается, что белые люди нечестным путём получили контроль над этими предметами. В культах карго проводятся ритуалы, похожие на действия белых людей, чтобы этих предметов стало больше.

Как зарождается религия

Во времена второй мировой войны, американские военные временно дислоцировались на меланезийских островах, населенных местными папуасами. По понятным причинам местному населению не объясняли целей пребывания на островах американских военных.

Папуасы ранее никогда не видели белых людей и всех даров цивилизации и естественно появление американцев вызвало культурный переворот. Военные показали много интересных вещей: консервы, фонарики, красивая одежда, стальные ножи, зажигалки и многое другое. Все эти ценности военные обменивали на еду и благосклонность аборигенов.

Так же островитяне наблюдали как американцы соорудили взлётно-посадочные полосы, на которые регулярно приземлялись самолёты, привозившие провиант. Часто груз просто сбрасывался с самолётов и как бы прилетал с неба. Островитяне, наблюдавшие всю эту картину, начали соотносить действия военных и получаемый результат.

Что делали военные с точки зрения папуасов? Просто совершали ряд обрядов – разжигали сигнальные огни, несли караул, маршировали, участвовали в учениях. Короче совершали какие-то не понятные действия. Военные не добывали себе еду привычными для папуасов способами, не работали, не производили никаких ценностей. Все ценности военным просто падали с неба.

Вскоре война закончилась, вместе с ней завершилось пребывание военных на островах. За один день, ничего не объяснив, они собрались и улетели. Аборигены снова вернулись в каменный век.

Стоит заметить, что папуасы не были лентяями, всё что они имели они добывали собственным трудом. В жизни они могли надеется и рассчитывать только на себя. Самое настоящее натуральное хозяйство, сколько работаешь столько и имеешь. Но сколько они не работали, получить красивую одежду, зажигалку или банку консервов у них не получалось.

Спустя какое-то время на острова прибыли учёные. Картина, которую они увидели их очень удивила. Аборигены соорудили на островах деревянные модели самолётов, построили сеть башен, соорудили взлётно-посадочные полосы. На их телах красовались надписи USA, а в руках были бамбуковые ружья. Появились жрецы, которые заставляли остальных правильно маршировать. Короче аборигены решили, что белые люди когда-то давно украли дары у их предков, и чтобы их заполучить обратно нужно правильно молиться. Самолётопоклонники воссоздают все детали аэродрома с поразительной точностью. Вплоть до наушников из половинок кокоса и антенн из бамбуковых палочек.

Но несмотря на все усилия туземцев, самолёты всё не прилетали, но они не сдавались и верили, что просто нужно более качественно молиться. Уйдя с головой в религию, они совсем перестали работать и добывать еду. Это вызвало беспокойство антропологов, и они решили оказать папуасам гуманитарную помощь. Такие действия лишь усугубили ситуацию, так как туземцы решили, что гуманитарная помощь - это дары богов за правильные молитвы.

В настоящее время большинство карго культов исчезло. Цивилизация смогла проникнуть во многие уголки планеты, но не во все. Даже в наши дни существуют карго культы Джона Фрума на острове Танна (Вануату). На том же острове в деревне Яохнанен проживает одноимённое племя, которое исповедует культ поклонения принцу Филиппу.

Как не быть папуасом

Данная история хорошо показывает, как зарождаются религии. Карго культы наблюдались на разных островах в разных участках Тихого океана. Связи между островами не существовало и предположить то что источник зарождения религии был один невозможно. При этом религии развивались примерно по одному и тому же сценарию и имеют похожие черты:

  1. Скорость формирования религии. Культ формируется за считанные месяцы.
  2. Подробности возникновения быстро забываются как не важные. То есть причина следственные связи, которые сформировали религию установить сложно спустя несколько лет.
  3. Появление активных участников, которые стремятся воспользоваться религией чтобы управлять народом.
  4. Сходство религий, развивающихся независимо друг от друга. У всех религий есть очень схожие черты, они прежде всего отражают психологию человека. Мы это разбирали в статье о том, .

За тысячелетия человечество придумало тысячи различных религий, выжили далеко не все. Люди удивительно устроены, многим проще поверить в волшебство чем в рутинный труд. Жители развитых стран, в этом плане не сильно отличаются от папуасов. Несмотря на всю образованность мы точно так же веруем в то что было сформировано тысячелетия назад при непонятных обстоятельствах. И в трудных и непонятных для нас ситуациях идём просить помощи у бога.

Хочется отметить что человеческая психология настолько подвержена желанию верить в сверхъестественное что даже простые и привычные явления мы пытаемся обосновать не научным подходом. Я много лет наблюдал как успех человека его коллеги объясняли, чем угодно, но только не трудом, который этот человек совершал. Для многих людей совершенно простейшая схема достижения успеха – не является очевидной. Проще придерживаться карго культа и верить, что удача сама спуститься с небес.

  1. Некоторые вещи лежат за гранью вашего познания. Это нормальное явления, не нормально если человек не ищет здравого объяснения происходящему. Помните про ?
  2. Обряды и ритуалы не заменят труда и знаний;
  3. Образованность человека не меняет его психологию. Даже богатые и успешные люди, добившиеся всего сами, часто верят в бога;
  4. Важно лишь три вещи: что вы знаете, что вы умеете и чего вы хотите;

К сожалению, склонностью населения к вере в сверхъестественное пользуется очень много людей с целью заработать деньги. Поэтому рекомендую всем быть выше папуасов и взвешивать то во что вы верите.

Обратный карго культ

Обратный карго культ – это глубокие и искренние убеждения туземцев в том, что у белых людей всё так же как у них. Только белые в отличие от туземцев лучше умеют имитировать самолёты. Суть в том, что каждый папуас, который «есть людей» уверен в том, что все делают точно так же, просто это скрывают.

Термин обратный карго культ введён в блогерском сообществе. И используется для описания поведения некоторых СМИ и отдельных граждан. Которые, не отрицая очевидные вещи (коррупцию чиновников, низкую социальную защищенность граждан, плохой уровень образования и медицины), просто говорят, что на западе всё тоже самое, а то и хуже. Такие граждане считают, что определенные нарушения - это нормально и без них жить нельзя.

Явление обратного карго культа очень распространено, в бытовой жизни. К примеру, остановил вас сотрудник ГИБДД за нарушения скорости. А вы даже не раскаиваетесь в поступке, просто говорите, что все так делают. В целом явление это происходит из-за низкой культуры и образованности общества.

В основе натурального строительства лежит использование натуральных материа­лов. Вот подходящее определение натуральных материалов - это материалы, кото­рые не подвергались промышленной обработке. Но в вашем доме все-таки будут материалы в некоторой степени подвергнувшиеся обработке. Разве только вы най­дете нору в земле или пустое дерево и будете в нем жить. Бобры обдирают ветки, потом цементируют их глиной, пчелы и осы вырабатывают воск для пчелиных сот и «бумагу» для своего укрытия, многие птицы строят гнезда, используя комплексные комбинации, например, из соломы, глины, палок и перьев.

Разница между обработкой натуральных материалов животными и людьми - это ключ к хорошему определению натуральных материалов. Когда животные об­рабатывают природные материалы для постройки своих убежищ, они обращаются с каждой частью компонента, как с отдельным существом. Их работа прославляет разнообразие Вселенной. Они собирают с помощью клюва или лап неоднородные материалы и составляют из них сложные структуры. Люди берут те же отдельные различные материалы и придают им монотонность. Эти натуральные материалы становятся сырьем для однотипной промышленной обработки.

Поэтому мы можем определить природные материалы как материалы, кото­рые даже после обработке сохраняют свою основную сущность. Натуральные ма­териалы необходимо уважать, используя их в том виде, в каком они существуют в природе.

Дерево остается натуральным материалом даже после того, как его спилили, даже если спилили бензопилой, даже если его распилили на части, даже если рас­кололи или порубили на квадратные куски ручным инструментом. Каждое дерево, использованное таким образом, уважают как индивидуальный организм. Если де­рево распиливают на доски той же бензопилой, оно в некоторой степени все еще остается натуральным в нем есть элемент личного участия, элемент отклика на специфические обстоятельства и таким образом, присутствует творческий выбор. Природность дерева значительно уменьшается, когда его увозят с лесопилки на большом грузовике.

Практически для любого современного здания, хотя, в общем, и натурально­го, необходимы некоторые материалы, обработанные неприродным путем. Трудно построить солнечный коллектор без стекол. Даже саман, который полностью дела­ют из натуральных материалов, в некоторой степени подвергается промышленной обработке, если использовать механически изготовленные соломенные снопы. Жестких различий нет, но обработка проходит несколько этапов и каждый из них в геометрической прогрессии удаляет материал от Природы и увеличивает ответ­ственность.

Необработанные и некомбинированные материалы

Список сырья для строительства по-настоящему натуральных зданий достаточно короткий. Существует четкое разделение на биологические и геологические мате­риалы. Мы выхватываем биологические материалы из их цикла роста, размноже­ния, упадка и увядания. Геологические мы заимствуем у земли, эти материалы не растут и разрушаются чрезвычайно медленно. В отличие от биологических матери­алов, геологические материалы не едят животные или насекомые. Жизнь на них почти не влияет. Камни и глина хорошо переносят тепло, низкую влажность или большую сырость, чего нельзя сказать о соломе или дереве. Грибок, бактерии или насекомые едят влажные биологические материалы, а сухая жара воздействует на деревянные рамы и соломенные крыши таким образом, что они высыхают и лома­ются.

В строительстве дома из натуральных материалов мы используем различные строительные материалы. Это камень, щебень, песок, глина, вода, разные травы, камыш, солома, очерет, осока, полова и деревья. На диаграмме (стр. 7) они пока­заны в последовательности соединения с водой, геологически - по нисходящей шкале, биологически - по возрастающей шкале. Вода соединяет два компонента. Добавьте к этому списку мелкие материалы: природные смолы, живицу, корку,

Воск, животные и растительные жиры, шерсть, шкуру и прочее.

Это полная палитра основных материалов так же, как и палитра тонов. И все же возможные комбинации этих основных материалов почти закончены. Мы еще очень далеки от конечного результата составления возможных комбинаций даже из трех элементов самана - песка, глины и соломы. Из-за постоянного стремления к промышленной обработке всего ради прибыли, наше общество пренебрегает даже самыми простыми экспериментами с необработанными материалами.

Первичная и вторичная обработка

Первичная обработка является частью народной традиции на протяжении тысяче­летий. После первичной обработки материал остается отдельным элементом: квад­ратный и фасонный камень, плитка и кирпич из обожженной глины, известь, обра­ботанные доски, песок, переплавленный в стекло, снопы из соломы, железные гвозди, льняное масло.

Огромный концептуальный прыжок приводит нас к вторичной обработке, когда элементы соединяют в синтетические амальгамы, не существующие в природе. Они относительно медленно разрушаются или распадаются на токсические субпро­дукты. Это алюминиевые сплавы, нержавеющая сталь, пластмасса, большинство консервантов, красок, лаков, древесностружечная плита, и, главным образом, це­мент.

Скомбинированные ненатуральным способом материалы вызывают самую глубокую тревогу и опасения. Поскольку у нас нет проверенной генетической сопро­тивляемости разрушительному воздействию материала, с которым мы не эволюци­онировали вместе. В то время, как на природные химические и физические комби­нации нашей среды обитания такого рода реакция у нас выработана. И, если на протяжении двух поколений нам вдруг приходится иметь дело с пентахлорфенолом, формальдегидом или диоксином, у нашего организма нет подготовленной защиты, и мы можем легко отравиться. Необходимо понимать, что любой синтетический ма­териал, скорее всего, в той или иной степени токсичен для всех жизненных форм.

Сборка компонентов

Предварительно собранные единицы - это квантовый прыжок, не в химическом, а
в социальном плане, даже после вторичной переработки. Натуральные материа­лы предлагают нам возможность уважать их и работать с их различными качества­ми, видеть текстуру, масштаб, цвет, прочность и уникальность. В случае с готовы­ми компонентами, главный выбор был сделан за нас. Мы покупаем уже готовые окна, двери, пластиковые кухни. Дома заводского изготовления, мобильные дома, являются наивысшим достижением.

Поскольку нет стимула и сильного желания самостоятельно решать трудную задачу, мы вынуждены постоянно приспосабливаться к разнообразию материалов, упрощая все до абсурда. В конце концов, мы становимся апатичными и невнима­тельными, лишенными чувств из-за скуки, растрачиваем бесценную остроту восп­риятия мира, которая обязательно возникает только во время активного творчест­ва.

Природные материалы, в отличие от предварительно подготовленных компо­нентов, великолепны в своей первозданной красоте, данной им Богом. В таком ви­де они полноценно раскрывают структуру здания, демонстрируют чудо противосто­яния силе тяготения и возвеличивают каждый отдельный компонент.

Студентка принесла статью, в которой очередной эзотерический гуру пишет о том, что для того, чтобы привлечь в свою жизнь много денег, нужно вести себя так, как ведут себя богатые люди. Ни в чем себя не ограничивать, и тогда деньги почувствуют, что вы - тот самый человек, который им нужен.

Это ж карго-культ, - я просто пожал плечами, считая разговор на этом оконченным.

А что такое карго-культ?! - спросила девушка.

Никогда не слышала? Честно говоря, я думал, что это очень известный психологический и культурный феномен. Хорошо, напишу как-нибудь.

Обещание выполняю.

Представьте такую картину: вы - обычный папуас (папуасска), живущий привычным, размеренным образом жизни на острове в Тихом Океане. Вы что-то слышали про людей с бледной кожей, которые иногда появляются у соседей, но никогда их не видели. А если видели, то так, мельком. Жизнь идет своим чередом, облака лениво плывут по теплому синему небосводу, иногда разражаясь молнией и дождем, солнце и зной иногда перемежаются прохладой и сильным ветром… Все как всегда, как было сто лет назад, триста, тысячу…

И вот, в один удивительный день, над вашим островом начинают кружиться железные птицы. С некоторых из них спрыгнули те самые бледные люди, и стали расчищать часть джунглей, прокладывая при помощи волшебных орудий целые просеки в густом лесу. Они построили вышки, огородили территорию железной веревкой, и на эту просеку стали прилетать эти серые птицы. Из их утробы вываливались огромные ящики, наполненные чудесными вещами, которые пригодятся в хозяйстве любому добропорядочному папуасу: еда в железных тыквах, вкусная вода, железные гвозди, топоры, пилы…Одежда, которая явно создавалась духами, потому что такую ткань нельзя получить из обычного растительного волокна… И еще много чего.

Бледные люди делятся некоторыми вещами с вами. За помощь (например, проводником) они щедро дают ящики. Жизнь стала намного легче, и ты благодаришь духов за то, что они послали вам на помощь этих белых.

Но спустя некоторое время бледные люди исчезли, забрав с собою все. И серые птицы больше не кружат над нашими островами, и больше нет этой чудной одежды, нет гвоздей, нет еды в железных тыквах…Что это было? И как это вернуть?

Что это было? Это была Вторая мировая война. Воюя с японцами на Тихом Океане, американцы создавали на многочисленных островках Меланезии и Новой Гвинеи опорные базы и взлетно-посадочные полосы для своей авиации. Для обеспечения небольших гарнизонов сбрасывались различные грузы военного и гражданского назначения, часть из которых в конечном итоге перепадала местным жителям, меланезийцам и папуасам, за некоторые услуги, или просто в качестве гуманитарной помощи. Довольно быстро появление предметов высокоразвитой цивилизации в среде архаичных племен произвело разрушительное воздействие на их культуру. Утрачивались некоторые навыки изготовления орудий, примитивное земледелие приходило в упадок, проигрывая консервам и сухим пайкам. Поэтому, когда война окончилась и американцы ушли, островные племена столкнулись с настоящим психо-культурным кризисом: золотые годы, которые воспринимались как награда предков, завершились, и теперь непонятно, как их вернуть.

Подобные психо-культурные кризисы случались и раньше, там, где первобытные племена сталкивались с намного превосходящими их в материальном развитии представителями западной цивилизации. Однако после Второй мировой войны этот феномен получил особое распространение. Удивительные люди с их грузами («карго» на английском) исчезли, а прежний быт оказался сильно нарушенным. Как вернуть то, что было? Здесь в силу вступает логика мифа. Нередко современные комментаторы (не имеющие отношения к науке, как правило), описывая то, что стали делать папуасы и меланезийцы, списывают это на примитивизм мышления, неспособность устанавливать причинно-следственную связь, на жажду халявы. Однако в произошедшем была совершенно четкая и понятная логика. Только исходные положения папуасской (мифологической) логики были совсем иными, чем у представителей постиндустриального мира.

Логика была такова. Наблюдательные островитяне заметили, что бледные люди ничего сами не изготавливали. Все, абсолютно все им привозили стальные птицы, и грузов было так много, что они доставались еще и местным. И когда белые ушли, мудрые люди задумались над тем способом, каким ушедшие заполучали себе карго. И ответ лежал на поверхности: они совершали магические обряды, вызывая предков, которые и делали волшебные предметы. Простой и великий магический принцип: соверши особый обряд, произнеси особые слова, используй особые предметы, и стихии природы (а духи предков относятся именно к ним) подчинятся. Белые знали отличные обряды, и что тогда мешает нам просто в точности повторить их?

В дело вступает еще один принцип магии: подобное притягивает подобное. Имитируй чужой обряд в точности - и тогда он станет подлинным… Все, что делали белые на открытом воздухе, теперь было наделено магическим смыслом. И островитяне начали подражать. По утрам у заново сооруженных флагштоков проводилась церемония поднятия флага. Маршировали на плацу импровизированные солдаты - в шеренгу, с макетами винтовок на плечах. Черный генерал с седой бородой и нарисованными орденскими планками устраивал смотр войск. На воссозданные смотровые вышки забирались полуголые часовые. Они смотрели в небо - совсем как те белые - и выискивали в нем летящих железных птиц с грузами от предков.

Однако они все не летели… Мифологическая логика начинает искать пути объяснения тому, что произошло, почему не работает… Первый вариант объяснения: мы недостаточно точно воспроизводим обряды. Нужно еще больше точности… И тела «солдат» разрисовываются под мундиры с надписями «U .S .A .», еще больше подробностей из обрядов белых вспоминают очевидцы. Сооружаются модели «железных птиц» из дерева и тростника. Их устанавливают на старых взлетно-посадочных полосах, и они, глядя в небо, призывали улетевших в никуда своих собратьев, умоляя вернуться. По вечерам имитировались огни, горевшие когда-то по контуру взлетно-посадочной полосы. И все смотрели и ждали - не послышится ли звук мотора, не сверкнут ли в вечернем солнце крылья.

Тщетно.Что же происходит, проверенные способы не работают!? Лучшие умы бились над этим вопросом, выдвигаются разные предположения. Для папуасов и меланезийцев той поры весь мир - это их деревня, покрытые лесом горы и прибрежная полоса. Вдали - еще острова, а затем - ничего. Самолеты прилетали не из другой, неизвестной земли. Мифологическое сознание не терпит пустоты, оно объясняет все, поэтому предположение о том, что нам что-то еще неизвестно, даже не приходит в голову.Поэтому одна из версий была такой: железные птицы-то прилетают в города набольших островах, где еще живут белые (речь идет о колониальных поселениях в Новой Гвинее, вроде Порт-Морсби). То есть обряды работают, просто бледные люди перехватывают то, что им не предназначено. И что на самом-то деле даже те карго, которые приносили птицы с надписью «U .S .A .» на родные острова много лет назад, тоже были предназначены для островитян. Белые люди - просто узурпаторы и негодяи, лжецы и подлецы.

В результате - кампании гражданского неповиновения, бунты, агрессия. Гуманитарные грузы, изредка доставлявшиеся на этот край мира, только утверждали бунтующих в своей правоте.

Были и не столь агрессивно настроенные люди. Они просто были готовы ждать, когда предки найдут возможности обойти белых. Иногда это ожидание железной птицы воплощалось в ожидании конкретного человека, аналога Спасителя, который начнет золотой век, прогонит белых и тогда предки беспрепятственно принесутзаветные грузы. Спасителя звали по-разному, самый популярным из них был некий Джон Фрум.И ждать Джона Фрума многие были готовы (и готовы сейчас) очень долго. Р.Докинз приводит такой диалог Дэвида Аттенборо (известного ученого и журналиста) с одним из приверженцев этого карго-культа:

Дэвид Аттенборо как-то сказал одному приверженцу Фрума по имени Сэм:

— Но, Сэм, прошло уже девятнадцать лет с тех пор, как Джон Фрум сказал, что «груз» придёт. Он обещал и обещал, а «груз» всё равно не приходит. Девятнадцать лет — не слишком ли долго вы ждёте?

Сэм оторвал глаза от земли и посмотрел на меня:

— Если вы можете ждать Иисус Христос две тысячи лет, а он не приходит, то я могу ждать Джон Фрум больше, чем девятнадцать лет.

Со временем распространенность карго-культов пошла на убыль. Папуасы и меланезийцы постепенно осознавали, что мир значительно больше, чем им казалось. Что железные птицы не приходят с небес, а создаются на земле. Кто-то даже бывал не в колониальных поселениях, а в крупных городах. Кто-то работал на фабриках и заводах, и понимал, откуда все-таки берутся все эти «карго». Сказка закончилась. Мир стал огромным и пугающим, а чудес в нем становилось все меньше и меньше. Но до сих пор существуют приверженцы того, что магия, предки и спаситель все-таки когда-нибудь придут на помощь. На этом пронзительном видео запечатлено это грустное ожидание чуда человечеством, чуда, которое так никогда и не произойдет... Как это по-человечески...

P.S. В настоящее время слово «карго-культ» приобрело иносказательный смысл: имитация какого-либо действия или образа жизни без наполнения этой имитации содержанием. И я думаю о том, что не зря новым идолом стал Стив Джобс - который не создавал новые карго. А просто придавал им красивую форму. И приносил их жаждущим новое карго людям. Аминь.