Американские писатели. Известные американские писатели. Американские писатели-классики. Американские писатели и их произведения Американские писатели список самых известных 20 века

История

Эпоха колонизации

Первый период североамериканской литературы охватывает время от до 1765 г. Это эпоха колонизации, господства пуританских идеалов, патриархально благочестивых нравов, поэтому ранняя американская литература сводится преимущественно к богословским произведениям и церковным гимнам, а также, несколько позже, к историческим и политическим трудам. Был издан сборник «Bay Psalm Book» (); писались стихи и поэмы на разные случаи, преимущественно патриотического характера («The tenth muse, lately sprung up in America» Анны Брэдстрит , элегия на смерть Натаниэля Бэкона , стихи В. Вуда, Дж. Нортона, Уриана Ока, национальные песни «Lovewells" fight», «The song of Bradoec men» и др.).

Прозаическая литература того времени посвящена была, главным образом, описаниям путешествий и истории развития колониальной жизни. Наиболее выдающимися богословскими писателями были Гукер, Коттон , Роджер Уильямс, Бэйльс, Дж. Уайз, Ионатан Эдвардс. В конце XVIII века началась агитация за освобождение негров. Поборниками этого движения в литературе явились Дж. Вульманс, автор «Some considerations on the Keeping of negroes» (), и Ант. Бенезет, автор «A caution to Great Britain and her colonies relative to enslaved negroes» (). Переходом к следующей эпохе послужили произведения Бенджамина Франклина - «Путь к изобилию», «Речь отца Авраама» и др.; он основал «Альманах бедного Ричарда».

Эпоха революции

Второй период североамериканской литературы, с по 1790 год , охватывает эпоху революции и отличается развитием публицистики и политической литературы. Главнейшие писатели по вопросам политики были одновременно государственными деятелями: Сэмюэл Адамс , Патрик Генри , Томас Джефферсон , Джон Куинси Адамс , Дж. Матисон, Александр Гамильтон , Дж. Стрэй, Томас Пейн . Историки: Томас Геччинсон, сторонник англичан, Иеремия Белькнап, Дав. Рамсэй и Вильям Генри Драйтон , приверженцы революции; затем Дж. Маршал, Роб. Проуд, Абиэль Гольмес. Богословы и моралисты: Самуэль Гопкинс, Уильям Уайт, Дж. Муррэй.

XIX век

Третий период охватывает всю североамериканскую литературу XIX века . Подготовительной эпохой была первая четверть века, когда вырабатывался прозаический стиль. «Sketch-book » Вашингтона Ирвинга () положил начало полуфилософской, полупублицистической литературе то юмористических, то поучительно-моралистических очерков. Здесь особенно ярко отразились национальные черты американцев - их практичность, утилитарная мораль и наивный жизнерадостный юмор, сильно отличающийся от саркастического, угрюмого юмора англичан.

Особое место в литературе 50-х годов занимает роман Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи ». Это вышедшее в свет в 1951 году произведение стало (особенно, среди молодежи) культовым. Книги начали поднимать темы, ранее запретные. Известная поэтесса Элизабет Бишоп не скрывала своей любви к женщинам; среди других писателей можно отметить Трумена Капоте . В американской драматургии 50-х годов выделяются пьесы Артура Миллера и Теннесси Уильямса . В 60-е годы получают известность пьесы Эдварда Олби («Случай в зоопарке», «Смерть Бесси Смит», «Кто боится Вирджинии Вулф?», «Всё в саду»). Одним из известных исследователей американской литературы XX века был переводчик и литературный критик А. М. Зверев . Разнообразие американской литературы никогда не позволяет одному движению полностью вытеснить другие; после битников 50-60-х (Джек Керуак , Лоуренс Ферлингетти , Грегори Корсо , Аллен Гинзберг) самой заметной тенденцией стал - и продолжает быть - постмодернизм (например, Пол Остер , Томас Пинчон). Широкую известность в последнее время получили книги писателя-постмодерниста Дона Делилло.

В США получили широкое развитие научная фантастика и литература ужасов , а во второй половине XX века - фэнтези . Первая волна американской НФ, в которую входили Эдгар Райс Берроуз , Мюррей Лейнстер , Эдмонд Гамильтон , Генри Каттнер , была преимущественно развлекательной и породила поджанр «космическая опера », описывавший приключения первопроходцев космоса. К середине XX века в США начала преобладать более сложная фантастика. Среди всемирно известных американских фантастов - Рэй Брэдбери , Роберт Хайнлайн , Фрэнк Херберт , Айзек Азимов , Андре Нортон , Клиффорд Саймак , Роберт Шекли . Литература этих авторов отличается обращением к сложным социальным и психологическим вопросам, развенчанием утопии, аллегоричностью. В США зародился такой поджанр научной фантастики, как киберпанк (Филип К. Дик , Уильям Гибсон , Брюс Стерлинг), описывающий будущее, изменённое и обесчеловеченное под влиянием высоких технологий. К XXI веку Америка остаётся одним из главных центров фантастики, благодаря таким авторам как Дэн Симмонс , Орсон Скотт Кард , Лоис Буджолд , Дэвид Вебер , Нил Стивенсон , Скотт Вестерфельд , и другие.

Большинство популярных авторов в жанрах ужасов XX века - американцы. Классиком литературы ужасов первой половины века был Говард Лавкрафт , создатель «Мифов Ктулху », впитавших в себя наследие американской готики По. Во второй половине столетия жанр ужасов был отточен такими авторами как Стивен Кинг , Дин Кунц , Джон Уиндем . Расцвет американского фэнтези начался в 1930-е годы с Роберта Говарда , автора цикла рассказов «Конан », продолжающего традиции американской и английской приключенческой литературы. Во второй половине XX века жанр фэнтези был развит такими авторами как Роджер Желязны , Пол Уильям Андерсон , Урсула Ле Гуин . Самый популярный американский автор фэнтези в XXI веке - Джордж Р. Р. Мартин , создатель «Игры престолов », квазиреалистического исторического романа о вымышленном средневековье. Среди других заметных представителей жанра в конце XX и начале XXI веков - Роберт Джордан , Тэд Уильямс , Глен Кук .

Видео по теме

Литература иммигрантов

Большую роль в американской литературе двадцатого века сыграли эмигранты. Трудно переоценить скандал, который вызвала «Лолита» . Очень заметную нишу составляет американская еврейская литература, часто юмористическая: Зингер , Беллоу , Рот , Маламуд . Одним из самых известных чернокожих писателей был Болдуин . Известность завоевали грек Евгенидис и китаянка Эми Тан . К пяти наиболее значительным китайско-американским писательницам относятся: Эдит Мод Итон, Дайана Чанг, Максин Хонг Кингстон, Эми Тан и Гиш Джен. Мужскую китайско-американскую литературу представляют Луи Чу, автор сатирического романа «Вкуси чашу чая», и драматурги Фрэнк Чин и Дэвид Генри Хванг. Сол Беллоу в 1976 году стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Большим успехом пользуется творчество итало-американских авторов (Марио Пьюзо , Джон Фанте , Дон Делилло).

Литература

  • Традиции и мечта. Критический обзор английской и американской прозы с 20-х годов до сегодняшнего дня. Пер. с англ. М., «Прогресс», 1970. - 424 с.
  • Американская поэзия в русских переводах. XIX-XX вв. Сост. С. Б. Джимбинов. На англ. яз с параллельным русск. текстом. М.: Радуга.- 1983.- 672 с.
  • Американский детектив. Сборник повестей писателей США. Пер. с англ. Сост. В. Л. Гопман. М. Юрид. лит. 1989 г. 384с.
  • Американский детектив. М. Лад 1992. - 384 с.
  • Антология поэзии битников. Пер. с англ. - М.: Ультра. Культура, 2004, 784 с.
  • Антология негритянской поэзии. Сост. и пер. Р. Магидов. М., 1936.
  • Балдицын П. В. Творчество Марка Твена и национальный характер американской литературы. – М.: Издательство «Икар», 2004.
  • Белов С. Б. Бойня номер «X». Литература Англии и США о войне и военной идеологии. - М.: Сов. писатель, 1991. - 366 с.
  • Беляев А. А. Социальный американский роман 30-х годов и буржуазная критика. М., Высшая школа, 1969.- 96 с.
  • Бернацкая В. И. Четыре десятилетия американской драмы. 1950-1980 гг. - М.: Рудомино, 1993. - 215 с.
  • Боброва М. Н. Романтизм в американской литературе XIX века. М., Высшая школа, 1972.-286 с.
  • Брукс В. В. Писатель и американская жизнь: В 2 т.: Пер. с англ. / Послесл. М.Мендельсона. - М.: Прогресс, 1967-1971
  • Венедиктова Т. Д. Поэтическое искусство США: Современность и традиция. - М.:Изд-во МГУ, 1988 - 85с.
  • Венедиктова Т. Д. Обретение голоса. Американская национальная поэтическая традиция. - М., 1994.
  • Венедиктова Т. Д. «Разговор по-американски»: дискурс торга в литературной традиции США. - М.: Новое литературное обозрение, 2003. −328 с. ISBN 5-86793-236-2
  • Ван Спанкерен, К. Очерки американской литературы. Пер. с англ. Д. М. Курса. - М. : Знание, 1988 - 64с.
  • Ващенко А. В. Америка в споре с Америкой (Этнические литературы США) - М.: Знание, 1988 - 64с.
  • Гайсмар М. Американские современники: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1976. - 309 с.
  • Гиленсон, Б. А. Американская литература 30-х годов XX века. - М. : Высш. шк., 1974. -
  • Гиленсон Б. А. Социалистическая традиция в литературе США.-М., 1975.
  • Гиленсон Б. А. История литературы США: Учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2003. - 704 с. ISBN 5-7695-0956-2
  • Дюшен И.,Шерешевская Н. Американская детская литература.// Зарубежная детская литература. М., 1974. С.186-248.
  • Журавлев И. К. Очерки по истории марксистской литературной критики США (1900-1956). Саратов, 1963.- 155 с.
  • Засурский Я. Н. История американской литературы: В 2 т. М, 1971.
  • Засурский Я. Н. Американская литература XX века.- М., 1984.
  • Зверев А. М. Модернизм в литературе США, М., 1979.-318 с.
  • Зверев А. Американский роман 20-30-х годов. М., 1982.
  • Зенкевич М., Кашкин И. Поэты Америки. XX век. М., 1939.
  • Злобин Г П. По ту сторону мечты: Страницы американской литературы XX века. - М.: Худож. лит., 1985.- 333 с.
  • История любви: Американская повесть XX века / Сост. и вступ. ст. С. Б. Белова. - М.: Моск. рабочий, 1990,- 672 с.
  • Истоки и формирование американской национальной литературы XVII-XVIII вв. / Под ред. Я. Н. Засурского. - М.: Наука, 1985. - 385 с.
  • Левидова И. М. Художественная литература США в 1961-1964 гг. Библиогр. обзор. М., 1965.-113 с.
  • Либман В. А. Американская литература в русских переводах и критике. Библиография 1776-1975. М., «Наука», 1977.-452 с.
  • Лидский Ю. Я. Очерки об американских писателях XX века. Киев, Наук. думка, 1968.-267 с.
  • Литература США. Сб. статей. Под ред. Л. Г. Андреева. М., МГУ, 1973.- 269 с.
  • Литературные связи и традиции в творчестве писателей Западной Европы и Америки XIX-XX вв.: Межвуз. сб. - Горький: [б. и.], 1990. - 96 с.
  • Мендельсон М. О. Американская сатирическая проза XX века. М., Наука, 1972.-355 с.
  • Мишина Л. А. Жанр автобиографии в истории американской литературы. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1992. - 128 с.
  • Морозова Т. Л. Образ молодого американца в литературе США (битники, Сэлинджер,Беллоу, Апдайк). М.,"Высшая школа" 1969.-95 с.
  • Мулярчик А. С. Спор идет о человеке: О литературе США второй половины XX века. - М.: Сов. писатель, 1985.- 357 с.
  • Николюкин А. Н. - Литературные связи России и США: становление лит. контактов. - М.: Наука, 1981. - 406 с., 4 л. ил.
  • Проблемы литературы США XX века. М., «Наука»,1970.- 527 с.
  • Писатели США о литературе. Сб. статей. Пер. с англ. М., «Прогресс», 1974.-413 с.
  • Писатели США: Краткие творческие биографии / Сост. и общ. ред. Я. Засурского, Г. Злобина, Ю. Ковалева. М.: Радуга, 1990. - 624 с.
  • Поэзия США: Сборник. Пер.с англ. / Сост., вступ. статья, коммент. А.Зверева . М.: «Художественная литература». 1982.- 831 с.(Библиотека литературы США).
  • Оленева В. Современная американская новелла. Проблемы развития жанра. Киев, Наук. думка, 1973.- 255 с.
  • Осипова Э.Ф. Американский роман от Купера до Лондона. Очерки по истории романа США XIX века.СПб.: Нестор-История, 2014.- 204 с. ISBN 978-5-4469-0405-1
  • Основные тенденции развития современной литературы США. М.: «Наука», 1973.-398 с.
  • От Уитмена до Лоуэлла: Американские поэты в переводах Владимира Британишского. М.: Аграф, 2005-288 с.
  • Разница во времени: Сборник переводов из современной американской поэзии / Сост. Г. Г. Уланова. - Самара, 2010. - 138 с.
  • Ромм А. С. Американская драматургия первой половины XX века. Л., 1978.
  • Самохвалов Н. И. Американская литература XIX в.: Очерк развития критического реализма. - М.: Высш. школа, 1964. - 562 с.
  • Слышу, поет Америка. Поэты США. Составил и перевел И.Кашкин М. Издательство. Иностранной литературы. 1960. - 174с.
  • Современная американская поэзия. Антология. М.:Прогресс, 1975.- 504 с.
  • Современная американская поэзи в русских переводах. Составители А. Драгомощенко, В. Месяц. Екатеринбург. Уральское отделение РАН. 1996. 306 стр.
  • Современная американская поэзия: Антология / Сост. Эйприл Линднер. - М.: ОГИ, 2007. - 504 с.
  • Современное литературоведение США. Споры об американской литературе. М., Наука,1969.-352 с.
  • Сохряков Ю. И. - Русская классика в литературном процессе США XX века. - М.: Высш. шк., 1988. - 109, с.
  • Староверова Е. В. Американская литература. Саратов, «Лицей», 2005. 220 с.
  • Старцев А. И. От Уитмена от Хемингуэя. - 2-е изд., доп. - М.: Сов. писатель, 1981. - 373 с.
  • Стеценко Е. А. Судьбы Америки в современном романе США. - М.: Наследие, 1994. - 237с.
  • Тлостанова М. В. Проблема мультикультурализма и литература США конца XX века. - М.: РШГЛИ РАН «Наследие», 2000-400с.
  • Толмачев В. М. От романтизма к романтизму. Американский роман 1920-х годов и проблема романтической культуры. М., 1997.
  • Тугушева М. П. Современная американская новелла (Некоторые черты развития). М., Высшая школа, 1972.-78 с.
  • Финкелстайн С. Экзистенциализм и проблема отчуждения в американской литературе. Пер. Э. Медникова. М., Прогресс, 1967.-319 с.
  • Эстетика американского романтизма / Сост., вступ. ст. и коммент. А. Н. Николюкина. - М.: Искусство, 1977. - 463 с.
  • Шогенцукова Н.А. Опыт онтологической поэтики. Эдгар По. Герман Мелвилл. Джон Гарднер. М., Наука, 1995.
  • Nichol, «The American literature» ();
  • Knortz, «Gesch. d. Nord-Amerik-Lit.» ();
  • Stedman and Hutchinson, «The Library of Amer. liter.» ( -);
  • Mathews, «An introduction to Amer. liter.» ().
  • Habegger A. Gender, fantasy and realism in American literature.N.Y.,1982.
  • Alan Wald. Exiles from a Future Time: The Forging of the Mid-Twentieth Century Literary Left. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 2002. xvii + 412 pages.
  • Blanck, Jacob, comp. Bibliography of American literature . New Haven, 1955-1991 . v.l-9. R016.81 B473
  • Gohdes, Clarence L. F. Bibliographical guide to the study of the literature of the U.S.A. 4th ed., rev. & enl. Durham, N.C., 1976. R016.81 G55912
  • Adelman, Irving and Dworkin, Rita. The contemporary novel; a checklist of critical literature on the British and American novel since 1945. Metuchen, N.J., 1972. R017.8 Ad33
  • Gerstenberger, Donna and Hendrick, George. The American novel; a checklist of twentieth-century criticism. Chicago, 1961-70. 2v. R016.81 G3251
  • Ammons, Elizabeth. Conflicting Stories: American Women Writers at the Turn into the Twentieth Century. New York: Oxford Press, 1991
  • Covici, Pascal, Jr. Humor and Revelation in American Literature: The Puritan Connection. Columbia: University of Missouri Press, 1997.
  • Parini, Jay, ed. The Columbia History of American Poetry. New York: Columbia University Press, 1993.
  • Wilson, Edmund. Patriotic Gore: Studies in the Literature of the American Civil War. Boston: Northeastern University Press, 1984.
  • New Immigrant Literatures in the United States: A Sourcebook to Our Multicultural Literary Heritage by Alpana Sharma Knippling (Westport, CT: Greenwood, 1996)
  • Shan Qiang He: Chinese-American Literature. In Alpana Sharma Knippling (Hrsg.): New Immigrant Literatures in the United States: A Sourcebook to Our Multicultural Literary Heritage. Greenwood Publishing Group 1996, ISBN 978-0-313-28968-2 , pp. 43–62
  • High, P. An Outline of American Literature / P. High. - New York, 1995.

Статьи

  • Болотова Л. Д. Американские массовые журналы конца XIX -начала XX в. и движение «разгребателей грязи» //«Вестник МГУ». Журналистика, 1970. № 1. С.70-83.
  • Венгерова З. А. ,. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Зверев А. М. Американский военный роман последних лет: Обзор // Современная художественная литература за рубежом. 1970. № 2. С. 103-111.
  • Зверев А. М. Русская классика и становление реализма в литературе США // Мировое значение русской литературы XIX века. М.: Наука, 1987. С. 368-392.
  • Зверев А. М. Распавшийся ансамбль: Знаем ли мы американскую литературу? // Иностранная литература. 1992. № 10. С. 243-250.
  • Зверев А. М. Склеенная ваза: Американский роман 90-х: ушедшее и «текущее» // Иностранная литература. 1996. № 10. С. 250-257.
  • Землянова Л. Заметки о современной поэзии США.// Звезда, 1971.№ 5. С.199-205.
  • Мортон М. Детская литература США вчера и сегодня // Детская литература, 1973, № 5. С.28-38.
  • Уильям Киттредж, Стивен М. Краузер Великий американский детектив // «Иностранная литература», 1992, № 11, 282-292
  • Нестеров Антон. Одиссей и сирены: американская поэзия в России второй половины XX века // «Иностранная литература» 2007, № 10
  • Осовский О. Е., Осовский О. О. Единство многоголосия: проблемы литературы США на страницах ежегодника украинских американистов // Вопросы литературы. № 6. 2009
  • Попов И. Американская литература в пародиях // Вопросы литературы. 1969.№ 6. С.231-241.
  • Староверова Е. В. Роль Священного Писания в оформлении национальной литературной традиции США: поэзия и проза Новой Англии XVII столетия // Духовная культура России: история и современность / Третьи региональные Пименовские чтения. - Саратов, 2007. - С. 104-110.
  • Эйшискина Н.Перед лицом тревоги и надежд. Подросток в современной американской литературе.// Детская литература. 1969.№ 5. С.35-38.

1. Трумен Капоте — "Летний круиз"
Трумен Капоте - один из крупнейших американских писателей ХХ века, автор таких бестселлеров, как "Завтрак у Тиффани" и "Другие голоса, другие комнаты", "Хладнокровное убийство" и "Луговая арфа". Вашему вниманию предлагается дебютный роман, написанный двадцатилетним Капоте, когда он только приехал из Нового Орлеана в Нью-Йорк, и в течение шестидесяти лет считавшийся утраченным. Рукопись "Летнего круиза" всплыла на аукционе "Сотбис" в 2004 г., впервые опубликован он был в 2006-м. В этом романе Капоте с непревзойденным стилистическим изяществом описывает драматичные события из жизни великосветской дебютантки Грейди Макнил, остающейся на лето в Нью-Йорке, пока ее родители отплывают в Европу. Она влюбляется в служащего автомобильной парковки и флиртует со своим другом детства, вспоминает былые увлечения и танцует в модных дансингах…

2. Ирвинг Шоу — "Люси Краун"
В книгу вошел один из самых известных романов американского прозаика и драматурга Ирвина Шоу "Люси Краун" (1956). Как и другие произведения писателя - "Две недели в другом городе", "Вечер в Византии", "Богач, бедняк", - этот роман открывает читателю мир хрупких связей и сложных, подчас непредсказуемых отношений между людьми. История о том, как одна ошибка может перевернуть всю жизнь человека и его близких, о неоцененном и разрушенном семейном счастье рассказана обманчиво простым языком, поражает авторским знанием человеческой психологии и приглашает читателя к размышлению и сопереживанию.

3. Джон Ирвинг — "Мужчины не ее жизни"
Несомненный классик современной литературы Запада и один из ее неоспоримых лидеров ввергает читателя в зеркальный лабиринт отражений: страхи из детских книжек некогда популярного писателя Теда Коула неожиданно обрастают плотью, и вот уже сказочный человекокрот превращается в реального маньяка-убийцу, чтобы почти через сорок лет Рут Коул, дочь писателя, тоже писательница, собирая материал для романа, сделалась свидетельницей его жестокого преступления. Но в первую очередь роман Ирвинга о любви. Атмосфера сгущенной чувственности, любви без берегов и ограничений наполняет его страницы некой магнетической силой, превращая читателя в участника волшебного действа.

4. Курт Воннегут — "Мать Тьма"

Роман, в котором великий Воннегут, с присущим только ему мрачным и озорным юмором, исследует внутренний мир... профессионального шпиона, размышляющего о собственном непосредственном участии в судьбах нации.

Писатель и драматург Говард Кэмпбелл, завербованный американской разведкой, вынужден играть роль ярого нациста, - и получает массу удовольствия от своего жестокого и опасного маскарада.

Он сознательно громоздит нелепость на нелепость, - но чем сюрреалистичнее и комичнее его нацистские "подвиги", тем больше ему доверяют, тем больше людей прислушиваются к его мнению.

Однако войны кончаются миром - и Кэмпбеллу предстоит жить без возможности доказать свою непричастность к преступлениям нацизма...

5. Артур Хейли — "Окончательный диагноз"
Почему романы Артура Хейли покорили весь мир? Что сделало их классикой мировой беллетристики? Почему, стоило выйти в нашей стране `Отелю` и `Аэропорту`, их буквально сметали с прилавков, выкрадывали из библиотек, давали почитать друзьям `в очередь`?

Очень просто. Произведения Артура Хейли - это своеобразные `куски жизни`. Жизни аэропорта, отеля, больницы, Уолл-стрит. Замкнутого пространства, в котором обитают люди - со своими радостями и горестями, честолюбием и надеждами, интригами и страстями. Люди работают, враждуют, влюбляются, расстаются, добиваются успеха, нарушают закон - такова жизнь. Таковы и романы Хейли...

6. Джером Сэлинджер — "Сага о Глассах"
"Цикл повестей Джерома Дэвида Сэлинджера о семействе Гласс - шедевр американской литературы XX века, "чистый листок бумаги вместо объяснения". Дзен-буддизм и нонконформизм в книгах Сэлинджера вдохновили на переосмысление жизни и поиск идеалов не одно поколение.
Сэлинджер любит Глассов больше, чем их любит Бог. Он их любит слишком уж исключительно. Их изобретение и стало для него хижиной отшельника. Он любит их до того, что готов ограничивать себя как художника".

7. Джек Керуак — "Бродяги Дхармы"
Джек Керуак дал голос целому поколению в литературе, за свою короткую жизнь успел написать около 20 книг прозы и поэзии и стать самым известным и противоречивым автором своего времени. Одни клеймили его как ниспровергателя устоев, другие считали классиком современной культуры, но по его книгам учились писать все битники и хипстеры - писать не что знаешь, а что видишь, свято веря, что мир сам раскроет свою природу.

"Бродяги Дхармы" - это праздник глухих уголков и шумного мегаполиса, буддизма и сан-францисского поэтического возрождения, это выстроенный, как джазовая импровизация, рассказ о духовных поисках поколения, верившего в доброту и смирение, мудрость и экстаз; поколения, манифестом и библией которого стал другой роман Керуака, "В дороге", принесший автору всемирную славу и вошедший в золотой фонд американской классики.

8. Теодор Драйзер — "Американская трагедия"
Роман "Американская трагедия" - вершина творчества выдающегося американского писателя Теодора Драйзера. Он говорил: "Никто не создает трагедий - их создает жизнь. Писатели лишь изображают их". Драйзеру удалось так талантливо изобразить трагедию Клайва Грифитса, что его история не оставляет равнодушным и современного читателя. Молодой человек, вкусивший всю прелесть жизни богатых, так жаждет утвердиться в их обществе, что идет ради этого на преступление.

9. Джон Стейнбек — "Консервный ряд"
Обитатели квартала бедноты в маленьком приморском городке...

Рыбаки и воры, мелкие торговцы и мошенники, "ночные бабочки" и их печальный и циничный "ангел-хранитель" - немолодой врач...

Героев повести нельзя назвать респектабельными, они не слишком ладят с законом. Но устоять перед обаянием этих людей невозможно.

Их приключения, то веселые, то печальные, под пером великого Джона Стейнбека превращаются в настоящую сагу о Человеке - одновременно грешном и святом, подлом и готовом к самопожертвованию, лживом и искреннем...

10. Уильям Фолкнер — "Особняк"

"Особняк" - последняя книга трилогии Уильяма Фолкнера "Деревушка", "Город", "Особняк", посвященной трагедии аристократии американского Юга, которая оказалась перед мучительным выбором - сохранить былые представления о чести и впасть в нищету или порвать с прошлым и влиться в ряды дельцов-нуворишей, делающих скорые и не слишком чистые деньги на прогрессе.
Особняк, в котором поселяется Флем Сноупс, дает название всему роману и становится местом, где происходят неотвратимые и страшные события, потрясшие округ Йокнапатоф.

Начало ХХ века было отмечено значительными художественными достижениями американской литературы, получившее широкое признание во всем мире. Во многом этому способствовали приток иммигрантов из Европы и мощное экономическое развитие. В начале века стал более ощутим конфликт между массовой литературой, мещанской беллетристикой и псевдоромантической прозой в стиле «изысканной традиции», с одной стороны, и литературой, стремящейся передать жизнь в ее динамике и противоречиях, с другой. Важное значение для развития литературы в этот период имел рост общественных движений: сначала - антивоенных, затем - антимонопольных. Уже в первое десятилетия ХХ века выделяют три новые тенденции в американской литературе: критический реализм, экспериментальная и социалистическая литературы.

Важным этапом в литературной жизни Америки стал роман Драйзера «Гений». В этом произведении показан конфликт между истинным творческим началом и внешними обстоятельствами, мешающим его реализовать. Драйзер считал, что в американском обществе превалирует романтика наживы, умами владеет уверенность, что существующая система самая лучшая. По его мнению, Голливуд захватил не только кинематографию, но и литературу: герои в американской литературе перестали работать, бедность стала мифом, а трудности разрешаются при помощи разных интриг.

Набирающая силу реалистическая литература была представлена таким авторами, как Марк Твен, Э. Синклер, Дж. Лондон и др. Многие из них поддерживали движение т.н. «разгребателей грязи». Эта группа писателей стала основателями американского социологического романа, соединив в своем творчестве журналистское исследование с художественным осмыслением.

В апреле 1917 года США объявили о вступлении в первую мировую войну. Америка никогда не воевала на своей территории, но и ее литературу потрясла тема «потерянного поколения». Проблемы, связанные с войной, вошли не только в книги тех писателей, которые воевали на фронтах Европы, как, например, Э. Хемингуэй. Война, переплетаясь с другими смысловыми линиями в разных произведениях, затрагивает специфические для Америки проблемы - большие деньги и крах Американской мечты, - помогает прозреть и увидеть истинную ценность вещей, ложь и корыстную надуманность официальных лозунгов. Экономический кризис 20-30-х гг. стянул все противоречия в единый узел, обострив социальные конфликты: на Юге и Западе массами разорялись фермы, на Севере и Северо-востоке на шахтах и заводах развернулись ожесточенные столкновения. Т. Драйзер пишет о бедствиях горняков Гарлана, Стейнбек всему миру поведал о трагедии фермеров Калифорнии и Дальнего Запада. Свое наиболее правдивое и глубокое отражение бурные 30-е гг. находят в творчестве Э. Хемингуэя, У. Фолкнера, Дж. Стейнбека, А. Миллера, С, Фицджеральда.

Начало века ознаменовалось и новыми тенденциями в развитии этнических культур. Возрастает интерес к творчеству писателей-индейцев, увеличивается число изданий произведений черных американцев, среди которых выделяют Уильяма Дюбуа, П.Л. Данбар, Ч.У. Чеснат. Они захватывают широкую американскую аудиторию. Приток иммигрантов в США породил своеобразную литературу, как на английском языке, так и на языках, приехавших в Америку выходцев из разных стран. Это явление дало толчок к новому этапу развития не только литературы США, но и культуры в целом.

Характерной чертой американских реалистов было то, что, заимствуя некоторые формальные особенности модернистского романа, они сохраняют эстетические принципы критического реализма: умение создавать типы огромного социального значения, показывать глубоко типические для американской действительности обстоятельства провинциальной и столичной жизни; умение изображать жизнь как противоречивый процесс, как постоянную борьбу и действие, в отличие от декадентского романа, который заменяет изображение социальных противоречий уходом во внутренний мир героя.

Мастера американской прозы начала ХХ века сознательно создавали простые сюжеты, лишая их элементов занимательности, свойственным романам XIX столетия. По их мнению, такой подход к творчеству лучше способен подчеркнуть трагизм положения главного героя. Традиционная автобиографичность продолжала подпитывать реалистичные элементы американской литературы, такие как фактографичность и документализм. Авторы считaли, что в ХХ веке эстетика чтения должна стать более напряженной, поэтому они не стремятся, как их предшественники, сообщить в экспозиции все основное о своих героях; от читателя требуется дополнитeльное усилие, чтобы усвоить и осмыслить компоненты сложной композиции pомана.

Начало ХХ века в США не только открыл мировой общественности великие имена, но и стал для страны непростым переходным периодом от состояния «заносчивой юности» к более зрелому пониманию вещей. «Великая депрессия» 30-х годов была официально преодолена в 1933 году, но ее присутствие в литературе выходит далеко за обозначенные пределы. Опыт этих трудных лет навсегда остался в американцах как иммунитет против самодовольства, беспечности и душевного безразличия. Он лег в основу дальнейшего развития национальной формулы успеха, способствовал укреплению моральной основы американского бизнеса, нашедшей отражение в литературе.

Инструкция

Возможно, первым американским писателем, которому удалось обрести мировую известность, стал поэт и, в то же время, родоначальник детективного жанра Эдгар Аллан По. Будучи по натуре глубоким мистиком, Эдгар По совсем не был похож на американца. Возможно, поэтому его творчество, не найдя последователей на родине писателя, оказало заметное влияние на европейскую литературу эпохи модерна.

Большое место США занимают приключенческие романы, в основе которых лежит освоения континента и взаимоотношения первых поселенцев с коренным населением. Крупнейшими представителями этого направления стали Джеймс Фенимор Купер, много и увлекательно писавший об индейцах и столкновениях с ними американских колонистов, Майн Рид, в чьих романах виртуозно сочетаются любовная линия и детективно-приключенческая интрига, и Джек Лондон, воспевавший отвагу и мужество первопроходцев суровых земель Канады и Аляски.

Один из самых замечательных американских 19 века – выдающийся сатирик Марк Твен. Такие его произведения, как «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура», с одинаковым интересом читают и юные, и взрослые читатели.

Генри Джеймс много лет прожил в Европе, но не перестал быть американским писателем. В своих романах «Крылья голубки», «Золотая чаша» и других писатель показывал наивных и простодушных по натуре американцев, которые часто оказываются жертвами интриг коварных европейцев.

Особняком в американской 19 века стоит творчество Гарриет Бичер-Стоу, чей антирасистский роман «Хижина дяди Тома» во многом способствовал освобождению негров.

Первую половину 20 века можно было бы назвать ренессансом американской . В это время создают свои произведения такие замечательные авторы, как Теодор Драйзер, Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Эрнест Хэмингуэй. Первый роман Драйзера «Сестра Керри», героиня которого достигает успеха ценой потери лучших человеческих качеств, поначалу многим показался безнравственным. Основанный на криминальной хронике роман «Американская трагедия» превратился в историю крушения «американской мечты».

Произведения короля «эпохи джаза» (термин, придуманный им самим) Фрэнсиса Скотта Фицджеральда во многом основаны на автобиографических мотивах. Прежде всего, это относится к великолепному роману «Ночь нежна», где писатель рассказал историю своих сложных и мучительных отношений с женой Зельдой. Крушение «американской мечты» Фицджеральд показал в знаменитом романе «Великий Гэтсби».

Жесткое и мужественное восприятие действительности отличает творчество нобелевского лауреата Эрнеста Хемингуэя. Среди наиболее выдающихся произведений писателя – романы «Прощай, оружие!», «По ком звонит колокол» и повесть «Старик и море».

24 сентября — 120 лет со дня рождения одного из самых знаменитых американских писателей, Фрэнсиса Скотта Фитцджеральда. Он также и один из самых сложных для понимания, хотя поначалу взор и ум читателя ослепляет блеск описываемых вечеринок, за ним кроются глубокие моральные и социальные проблемы. Редакция ЮГА.ру совместно с сетью книжных магазинов "Читай-город" подобрала к этой дате еще шесть знаковых произведений, которые помогут взглянуть на Америку и американцев другими глазами.

"Великий Гэтсби" — великий роман, но ни в жизни, ни в душе его главного героя нет величия, есть лишь сверкающие иллюзии, "которые придают миру такую красочность, что, испытав эту магию, человек становится безразличен к понятию об истинном и ложном". Загодочный миллионер Джей Гэтсби уже утратил их и вместе с ними потерял возможность снова ощутить вкус жизни и любви — а ведь все их сокровища были у его ног.

Перед читателем предстает Америка "сухого закона", гангстеров, прожигателей жизни и блестящих вечеринок под музыку Дюка Эллингтона. Тот самый "век джаза", великолепный век, когда еще казалось, что исполняются все желания, а звезду с неба можно достать, даже не становясь на цыпочки.

Портрет главного героя цикла "трилогия желания", Фрэнка Каупервуда, во многом списан с реально жившего человека, миллионера Чарльза Йеркса, а в последние несколько лет зрители по всему миру следят за жизнью центральной фигуры сериала "Карточный домик", Фрэнка Андервуда. Можно предположить, что даже имя «великий и ужасный» президент позаимствовал у созданного Драйзером персонажа. Вся его жизнь вращается вокруг успеха, он расчетливый финансист и строит свою империю, используя все и всех в своих целях. Именно так, "Финансист", называется первый роман трилогии, где мы видим, как формировалась личность расчетливого дельца, который готов, не задумываясь, переступить через закон и моральные принципы, если они становятся преградой на его пути.

Самая остросоциальная и обличительная книга из когда-либо написанных в США и про США, "Гроздья гнева" воздействуют на читателя, пожалуй, не меньше текстов Солженицына. Культовый роман был впервые опубликован в 1939 году, получил Пулитцеровскую премию, а сам автор в 1962 году был награжден Нобелевской премией по литературе. Портрет нации в один из самых тяжелых периодов в истории, Великую депрессию, рисуется через историю фермерской семьи, которая после разорения вынуждена сняться с места и искать пропитания в изнурительном странствии по всей стране на той самой "Route 66". Как и тысячи, сотни тысяч других людей, они едут за призрачной надеждой в солнечную Калифорнию, но впереди их ждут еще большие трудности, голод и смерть.

451° по Фаренгейту — температура, при которой воспламеняется бумага. Философская антиутопия Брэдбери рисует картину постиндустриального общества: это мир будущего, в котором все письменные издания безжалостно уничтожаются специальным отрядом пожарных, хранение книг преследуется по закону, интерактивное телевидение успешно служит всеобщему оболваниванию, карательная психиатрия решительно разбирается с редкими инакомыслящими, а на охоту за неисправимыми диссидентами выходит электрический пес. Сегодня, в России 2016 года, актуальность изданного в 1953 году (уже 63 года назад!) году романа велика как никогда — в разных концах страны поднимают голову доморощенные цензоры, которые стремятся ограничить свободу слова как раз путем уничтожения и запрета книг.

Жизнь Джека Лондона была столь же романтична — по крайней мере, если рассматривать его биографию через некую лирическую призму, — и наполнена событиями, как его романы, а "Мартин Иден" считается вершиной его творчества. Это произведение о человеке, который добился признания своего таланта обществом, но глубоко разочаровался в той добропорядочной буржуазной прослойке, которая, наконец, приняла его. По словам самого писателя, это "трагедия одиночки, пытающегося внушить истину миру". Поистине вневременное произведение и герой, чувства которого понятны читателю на любом континенте и в любую эпоху.

Один из самых сложных для восприятия, но в то же время невероятно интересных и многогранных авторов, Курт Воннегут писал, смешивая жанры и всегда оставляя у читателя неуверенность — что же именно он только прочел, не было ли это обращением к нему самому через страницы книги и о чем вообще тут говорится. В "Завтраке для чемпионов" автор удивительно тонко и точно уничтожает стереотипы восприятия, показывая нам человека и жизнь на Земле отстраненным взглядом, смотря словно с другой планеты, где не знают, что такое яблоко или оружие. Главный герой, писатель Килгор Траут — одновременно альтер-эго автора и его собеседник, он собирается получить литературную премию. В то же время кто-то, прочитавший его роман (этого персонажа, Дуэйна Гувера, в экранизации 1999 года сыграл Брюс Уиллис), медленно сходит с ума, восприняв все написанное в нем за чистую монету и потеряв связь с реальностью, — как начинает сомневаться в ней и читатель.

В первом романе Джона Апдайка из серии книг о Кролике Гарри Энгстром — а это именно его прозвище, — молодой человек, которому неумолимая действительность уже разбила розовые очки юности. Из звезды школьной баскетбольной команды он стал мужем и отцом, вынужденным работать в супермаркете, чтобы обеспечить свою семью. Он не способен смириться с этим и пускается в "бега". Апдайк и Керуак словно рассказывают об одних и тех же людях, но в разной тональности — так что тем, кто читал произведение последнего "В дороге", будет интересно от литературы битников перейти к сложной психологической прозе, а кто не читал, несомненно, получит массу удовольствия, переключив внимание и погрузившись еще глубже в ту же тему.