Активные игры для маленьких детей. Подвижные игры для мальчиков

Роль игры в становлении и развитии ребенка переоценить невозможно. Именно в игре ребенок познает окружающий мир, его законы, учится жить по правилам. Все дети обожают двигаться, прыгать, скакать, бегать наперегонки. Подвижные игры с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, для которой характерно своевременное и точное выполнение заданий, связанных с правилами, обязательными для всех участников. Подвижная игра — это своего рода некое упражнение, с помощью которого дети готовятся к жизни.

Подвижные игры имеют огромное значение в жизни ребенка, так как представляют собой незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире. Также они влияют на развитие мышления, смекалки, сноровки, ловкости, морально волевых качеств. Подвижные игры для детей укрепляют физическое здоровье, обучают жизненным ситуациям, помогают ребенку получить правильное развитие.

Подвижные игры для дошкольников

Подвижные игры для младшего дошкольника

Дети младшего дошкольного возраста в игре, как правило, подражают всему, что они видят. В подвижных играх малышей, как правило, проявляется не общение со сверстниками, а отображение той жизни, которой живут взрослые или животные. Дети в этом возрасте с удовольствием летают как воробушки, прыгают как зайчики, взмахивают руками как бабочки крылышками. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего дошкольного возраста несут в себе сюжетный характер.

  • Подвижная игра "Мыши водят хоровод"

Цель: развивать двигательную активность

Описание: перед началом игры необходимо выбрать водящего — «кота». Кот выбирает себе «печку» (ею может послужить скамейка или стул), садится на нее и закрывает глаза. Все остальные участники берутся за руки и начинают водить хоровод вокруг кота со словами:

Мыши водят хоровод,
На печи дремлет кот.
Тише мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите,
Вот проснется Васька кот —
Разобьет наш хоровод!»

Во время произнесения последних слов кот потягивается, открывает глаза и начинает гоняться за мышами. Пойманный участник становится котом, и игра начинается сначала.

  • Игра "Солнышко и дождик"

Задачи: научить детей находить свое место в игре, ориентироваться в пространстве, развивать умение выполнять действия по сигналу воспитателя.

Описание: Дети сидят в зале на стульчиках. Стульчики — это их «дом». После слов воспитателя: «Какая хорошая погода, идите гулять!», ребята встают и начинают двигаться в произвольном направлении. Как только педагог скажет: «Дождь пошел, бегите домой!», дети должны прибежать к стульям и занять свое место. Воспитатель приговаривает «Кап - кап - кап!». Постепенно дождь утихает и воспитатель говорит: «Идите гулять. Дождь кончился!».

  • Игра "Воробушки и кот"

Задачи: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, увертываться от водящего, убегать, находить свое место.

Описание: На земле нарисованы круги — «гнездышки». Дети — «воробушки» сидят в своих «гнездышках» на одной стороне площадки. На другой стороне площадки расположился «кот». Как только «кот» задремлет, «воробушки» вылетают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зернышки. «Кот» просыпается, мяукает, бежит за воробушками, которые должны улететь в свои гнезда.

Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, потом — кто-нибудь из детей.

  • Подвижная игра "Воробушки и автомобиль"

Еще одна игра для детей 3-5 лет про воробушков.

Задачи: приучить детей бегать в разных направлениях, начинать движение или менять его по сигналу ведущего, находить свое место.

Описание: Дети — «воробушки», сидят в своих «гнездышках» (на скамейке). Воспитатель изображает «автомобиль». Как только воспитатель произнесет: «Полетели воробушки на дорожку», дети поднимаются со скамейки и начинают бегать по площадке. По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите воробушки в свои гнездышки!» — «автомобиль» выезжает из «гаража», а дети должны вернуться в «гнезда» (сесть на скамейку). «Автомобиль» возвращается в «гараж».

  • Игра "Кот и мыши"

Существует множество игр для детей с участниками котами и мышами. Вот одна из них.

Задачи: Эта подвижная игра помогает развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге по разным направлениям.

Описание: Дети — «мыши» сидят в норках (на стульях вдоль стены). В одном из углов площадки сидит «кошка» — воспитатель. Кошка засыпает, и мыши разбегаются по залу. Кошка просыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые бегут в норки и занимают свои места. Когда все мыши вернуться в норки, кошка еще раз проходит по залу, затем возвращается на свое место и засыпает.

  • Подвижная игра для дошкольников "У медведя во бору"

Задачи: развивать скорость реакции на словесный сигнал, упражнять детей в беге, развивать внимание.

Описание: Среди участников выбирают одного водящего, который будет «медведем». На игровой площадке начертить два круга. Первый круг — берлога медведя, второй круг — дом для остальных участников игры. Начинается игра с того, что дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.

Как только дети произнесли эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и ловит детей. Тот, кто не успел добежать до дома и был пойман «медведем», становится водящим («медведем»).

  • Через ручеек (подвижная игра с прыжками)

Задачи: Научить правильно прыгать, ходить по узенькой дорожке, держать равновесие.

Описание: На площадке чертятся две линии на расстоянии 1,5 — 2метра одна от другой. На этом расстоянии рисуются камешки на определенном расстоянии друг от друга.

Играющие стоят у черты — на берегу ручейка, они должны перейти (перепрыгнуть) его по камешкам, не намочив ног. Те, кто оступился — намочил ноги, идут сушить их на солнышко — садятся на скамейку. Затем снова включаются в игру.

  • Игра "Птички и кошка"

Задачи: Учить соблюдать правила игры. Реагировать на сигнал.

Описание: для игры понадобятся маска кошки и птичек, начерченный большой круг.

Дети встают по кругу с внешней стороны. Один ребенок становится в центре круга (кошка), засыпает (закрывает глаза), а птички впрыгивают в круг и летают там, клюют зерна. Кошка просыпается и начинает ловить птиц, а они убегают за круг.

  • Игра "Снежинки и ветер"

Задачи: Упражнять в беге в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.

Описание: По сигналу «Ветер!» дети — «снежинки» — бегают по площадке в разных направлениях, кружатся («ветер кружит в воздухе снежинки»). По сигналу «Нет ветра!» — приседают («снежинки упали на землю»).

    Подвижная игра "Найди себе пару"

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу, быстро строиться в пары.

Описание: Участники стоят вдоль стены. Каждый из них получает по флажку. Как только воспитатель подаст знак, дети разбегаются по площадке. После команды «Найди себе пару», участники, имеющие флажки одинакового цвета, объединяются в пары. В игре должно участвовать нечетное количество детей и в конце игры один остается без пары.

Все эти подвижные игры можно с успехом использовать для игры в детском саду в группе или на прогулке. Дети разного возраста: от малышей 3-х лет до детей средней группы 4-5 лет с удовольствием играют в них.

  • Подвижные игры для детей 5-7 лет

У детей 5-6, 6-7 в лет характер игровой деятельности несколько меняется. Теперь их уже начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное. Однако подражательность и имитация не исчезают и продолжают играть немаловажную роль в жизни старшего дошкольника. В эти игры можно также играть в детском саду.

  • Игра "Медведь и пчелы"

Задачи: упражняться в беге, соблюдать правила игры.

Описание: участники делятся на две команды — «медведей» и «пчел». Перед началом игры «пчелы» занимают места в своих «ульях» (ульями могут послужить скамейки, лесенки). По команде ведущего «пчелы» улетают на луг за медом, а в это время «медведи» забираются в «ульи» и лакомятся медом. Услышав сигнал «Медведи!», все «пчелы» возвращаются в «ульи» и «жалят» (салят) не успевших убежать «медведей». В следующий раз ужаленный «медведь» уже не выходит за медом, а остается в берлоге.

    Игра "Горелки"

Задачи: упражнять в беге, реагировать на сигнал, соблюдать правила игры.

Описание: В игре принимают участие нечетное количество детей, которые становятся парами и держатся за руки. Впереди колонны находится водящий, который смотрит вперед. Дети хором повторяют слова:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо —
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз! Два! Три! Беги!

Как только участники произнесут слово «Беги!», стоящие в последней паре в колонне отпускает руки и бегут вдоль колонны вперед, один с правой стороны, другой — с левой. Их задача — выбежать вперед, встать перед водящим и снова взяться за руки. Водящий, в свою очередь, должен поймать кого-то из этой пары до того момента, как они возьмутся за руки. Если получится поймать, то водящий с пойманным образует новую пару, а участник, оставшийся без пары, теперь будет водить.

  • Подвижная игра "Два мороза"

Известная многим игра для дошкольников с простыми правилами. Задачи: развивать торможение у детей, умение действовать по сигналу, упражняться в беге.

Описание: На противоположных сторонах площадки располагаются два дома, обозначенные линиями. Игроки размещаются с одной стороны площадки. Воспитатель выбирает двух человек, которые станут водящими. Они располагаются посередине площадки между домами, повернувшись лицом к детям. Это два Мороза — Мороз Красный нос и Мороз Синий нос. По сигналу воспитателя «Начали!» оба Мороза произносят слова: «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я — Мороз Красный Нос. Я — Мороз Синий Нос. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Те из ребят, которых коснулся Мороз, застывают на месте и остаются так стоять до конца перебежки. Замороженных пересчитывают, после чего они присоединяются к играющим.

  • Игра "Хитрая лиса"

Цель: развивать ловкость, быстроту, координацию.

Описание: С одной стороны площадки чертится линия, тем самым обозначается «Дом лисы». Воспитатель просит закрыть глаза детей, которые расположились по кругу. Педагог обходит за спинами детей образованный круг, дотрагивается до одного из участников, который с этого момента становится «хитрой лисой».

После этого педагог предлагает детям открыть глаза и, посмотрев вокруг, попытаться определить, кто же является хитрой лисой. Далее дети спрашивают 3 раза: «Хитрая лиса, где ты?». При этом, спрашивающие смотрят друг на друга. После того, как дети спросили третий раз, хитрая лиса прыгает на середину круга, поднимает руки вверх и кричит: «Я здесь!». Все участники разбегаются по площадке кто куда, а хитрая лиса пытается кого-нибудь поймать. После того, как 2-3 человека пойманы, педагог говорит: «В круг!» и игра начинается снова.

  • Игра "Ловля оленей"

Задачи: упражняться в беге в разных направлениях, ловкости.

Описание: Среди участников выбираются два пастуха. Остальные игроки — олени, располагающиеся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего, пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те стараются увернуться от мяча. Олень, в которого мяч попал, считается пойманным и выходит из круга. После нескольких повторений подсчитывает количество пойманных оленей.

    Игра "Удочка"

Задачи: развивать ловкость, внимание, быстроту реакции.

Описание: участники располагаются по кругу. В центре находится водящий — воспитатель. Он в руках держит веревочку, на конце которой привязан небольшой мешочек с песком. Водящий вращает веревочку по кругу над самой землей. Дети подпрыгивают таким образом, чтобы веревочка не задела их ног. Те участники, которым веревочка задела по ногам, выбывают из игры.

  • Игра "Охотники и соколы"

Задачи: упражняться в беге.

Описание: Все участники — соколы, находятся на одной стороне зала. Посередине зала находятся два охотника. Как только воспитатель подаст сигнал: «Соколы, летите!» участники должны перебежать на противоположную сторону зала. Задача охотников поймать (запятнать) как можно больше соколов, прежде чем те успеют пересечь условную линию. Повторить игру 2-3 раза, после чего сменить водящих.

    Игра "Паук и мухи"

Описание: в одном из углов зала кружком обозначается паутина, в которой находится паук — водящий. Все остальные ребята — мухи. Все мухи «летают» по залу, жужжат. По сигналу ведущего «Паук!» мухи замирают. Паук выходит из укрытия и внимательно осматривает всех мух. Тех, которые пошевелятся, он отводит в свою паутину. После двух-трех повторений, подсчитывается количество пойманных мух.

    Подвижная игра "Мышеловка"

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.

Описание: Два участника становятся лицом друг к другу, соединяют руки и поднимают их выше. После этого оба хором говорят:

«Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели!
Мышеловку мы поставим и мышей тогда поймаем!»

Пока участники говорят эти слова, остальные ребята должны пробежать под их сцепленными руками. На последних словах ведущие резко опускают руки и ловят кого-то из участников. Пойманный присоединяется к ловцам и теперь их становится трое. Так постепенно мышеловка растет. Участник, оставшийся самым последним, является победителем.

Подвижные игры для школьников 7-9, 10-12 лет

Школьники тоже любят играть в игры на переменках или прогулках. Мы подобрали игры, в которые можно играть на прогулках на продленке или на уроках физической культуры в 1-4 классах. Правила игры становятся немного сложнее, но основные задачи игр: тренировка ловкости, реакции, быстроты, общее физическое развитие и умение сотрудничать с ребятами.

Многие подвижные игры универсальны: в них могут играть и мальчики, и девочки. Можно разделить детей на группы девочек и мальчиков или по другому принципу.

    Игра "Бездомный заяц"

Цель: развивать внимательность, мышление, быстроту и выносливость.

Описание: Из всех участников выбираются охотник и бездомный заяц. Оставшиеся игроки — зайцы, чертят каждый себе круг и встают в него. Охотник пытается догнать убегающего бездомного зайца.

Заяц может спастись от охотника, забежав в любой круг. При этом, тот участник, который стоит в этом кругу, должен сразу же убегать, так как теперь он становится бездомным зайцем, и охотник ловит теперь его.

Если охотник зайца поймал, то пойманный становится охотником.

  • Подвижная игра "Ноги от земли"

Задачи: учиться соблюдать правила игры.

Описание: Водящий вместе с другими ребятами ходит по залу. Как только воспитатель произнесет: «Лови!», все участники разбегаются, стараясь взобраться на любое возвышение, где можно поднять ноги над землей. Осалить можно только тех, у кого ноги на земле. По окончании игры подсчитывается количество проигравших и выбирается новый водящий.

    Игра "Пустое место"

Задачи: развивать скорость реакции, ловкость, внимательность, способствовать улучшению беговых навыков.

Описание: участники образуют круг, а водящий располагается за кругом. Дотрагиваясь до плеча одного из игроков, он тем самым вызывает его на соревнования. После этого водящий и тот участник, которого он выбрал, бегут вдоль круга в противоположных направлениях. Тот из них, кто первым займет пустое место, оставленное выбранным игроком, остается в кругу. Оставшийся без места становится водящим.

  • Подвижная игра "Третий лишний"

Задачи: развивать ловкость, быстроту, воспитывать чувство коллективизма.

Описание: Участники прогуливаются по кругу парами, взявшись за руки. Расстояние между парами 1,5 — 2 метра. Двое водящих, один из которых убегает, другой догоняет. Убегающий игрок в любой момент может встать впереди любой пары. В этом случае, задний игрок пары, перед которой он встал, становится тем, кого догоняют. Если все же игрока удалось догнать и осалить, то водящие меняются ролями.

  • Игра "Перестрелка"

Задачи: развивать ловкость, внимательность, быстроту реакции.

Описание: проводится игра на волейбольной площадке. Отступив на 1,5 метра от лицевой линии внутрь зала, проводится параллельная ей линия, чтобы образовалось нечто вроде коридора. На другой стороне также проводится дополнительная линия.

Участники делятся на две команды, каждая из которых размещается на своей половине площадки от средней линии коридора. В обоих командах необходимо выбрать капитана. Заходить на территорию соперника нельзя. Каждый игрок, у которого оказался мяч, старается попасть им в своего соперника, не заходя при этом за среднюю линию. Засаленный игрок отправляется в плен и находится там до тех пор, пока игроки его команды не перекинут ему в руки мяч. После этого игрок возвращается в команду.

Подвижные игры на прогулке

Гуляя с детьми в детском саду или на продленке в начальной школе, воспитателю нужно чем-то занять детей: отличным решением является организация подвижных игр во время прогулки. Сначала воспитатель знакомит детей с различными играми, а в дальнейшем дети сами, разделяясь на группы, смогут решить, в какую игру они хотят играть. Игры на свежем воздухе оказывают благотворное влияние на развитие детского организма и укрепление иммунитета. И время прогулки летит незаметно.

Перед началом игры воспитателю нужно обратить внимание на состояние игрового поля: нет ли лишних предметов, осколков и всего того, что может помешать детям играть и создаст травмоопасную обстановку — к сожалению, не только на улице, но и на площадке школы или детского сада можно найти много мусора.

  • Игра "Поезд"

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, закреплять навык построения в колонну. Упражнять в ходьбе, беге друг за другом.

Описание: Дети строятся в колонну. Первый ребенок в колонне представляет собой паровоз, остальные участники — вагоны. После того, как воспитатель дает гудок, дети начинают двигаться вперед (без сцепления). Вначале медленно, затем — быстрее, постепенно переходя на бег, произносят «Чу - чу - чу!». «Поезд подъезжает к станции», — говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. Воспитатель вновь дает гудок, движения поезда возобновляется.

  • Подвижная игра "Жмурки"

Задачи: воспитание ловкости, выработка умения ориентироваться в пространстве, наблюдательности.

Описание: для проведения игры необходимо свободное пространство. Выбирается водящий, которому завязывают глаза и выводят на середину площадки. Водящего поворачивают несколько раз вокруг собственной оси, после чего он должен поймать любого игрока. Пойманный становится водящим.

  • Игра "День и ночь"

Задачи: упражнять в беге в разных направлениях, действовать по сигналу.

Описание: Все участники делятся на две команды. Одна команда «день», другая — «ночь». Посередине зала чертится линия или кладется шнур. На расстоянии двух шагов от проведенной линии, спиной друг к другу стоят команды. По команде ведущего, например, «День!» команда с соответствующим названием начинает догонять. Дети из команды «ночь» должны успеть убежать за условную черту, пока их не успели запятнать соперники. Побеждает та команда, которая успеет запятнать большее количество игроков из противоположной команды.

  • Игра "Корзинки"

Задачи: упражнять в беге друг за другом, развивать скорость, быстроту реакции, внимательность.

Описание: Выбираются двое ведущих. Один из них будет ловцом, другой — беглецом. Все оставшиеся участники делятся на пары и берутся за руки, создавая что-то наподобие корзинки. Игроки разбегаются в разные стороны, а ведущие разделяются, ловец пытается догнать беглеца. Беглец должен бегать между парами. Корзинки не должны поймать беглеца, а для этого он называет имена участников корзинки, к которой подбегает.

  • Игра "Хватай, убегай"

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.

Описание: Воспитатель находится в центре круга. Кидает мяч ребенку и называет его имя. Этот малыш ловит мяч и кидает его обратно взрослому. Когда же взрослый кидает мяч вверх, все дети должны убежать в «свое» место. Задача взрослого — попытаться попасть в убегающих детей.

В этой статье мы привели 29 подвижных игр с подробным описанием правил игр. Надеемся, что данный материал поможет организовать игры детей в школе на переменах и уроках физической культуры, на прогулке в ДОУ и ГПД.

Составитель : Оксана Геннадьевна Борщ, учитель начальных классов, заместитель директора по воспитательной работе.

3935 (25 за неделю) / 16.03.16 10:00 /

В последнее время о пользе подвижных игр на природе или хотя бы дома в помещении помнят не все взрослые, не говоря уж о детях. Планшеты, мобильные телефоны, интернет, телевизор совсем «одомашнили» детей. Технические новинки интересны, увлекательны, но они не принесут той пользы, которую приносят подвижные игры.

Детскому растущему организму необходимо постоянное движение. Во время активных подвижных игр дети могут эффективно «выплескивать» свою энергию, направляя ее в нужное русло. После таких игр на улице даже самый активный по характеру ребенок лучше засыпает и крепче спит. Во время подвижных игр тренируется сердечно-сосудистая система, кровообращение работает стабильно, тренируется дыхание, лучше функционируют обменные процессы. Большинство игр помимо физических нагрузок дает ребенку нагрузку на мозг, позволяя тренировать фантазию, скорость реакции.

Как мы упомянули выше, современные дети чаще подвижным играм предпочитают домашние «посиделки» за гаджетами. В этом пристрастии виноват не сам ребенок, а его окружение и близкие люди. Если вы хотите заинтересовать малыша подвижными занятиями, то отбросьте сами электронные устройства и покажите на своем примере, «как нужно отдыхать». Трудно представить ребенка, который не поддержит такую веселую инициативу своего родителя и не заинтересуется совместной подвижной игрой. Такой подход будет полезен всем, и взрослым, и детям.

В данном материале вы найдете широкий перечень подвижных игр для мальчиков самых разных возрастов.

Игры для мальчиков 3 лет

Игры для малышей 3 лет должны быть простыми по правилам, но при этом нести определенную физическую нагрузку. В таком возрасте малыши хорошо приседают, бегают, учатся подпрыгивать, умеют и любят хлопать в ладоши. Именно эти движения лучше всего задействовать в играх. Также двух-трехлетние малыши очень любят неожиданную смену обстановки, когда звук то тихий, то громкий, взрослые кого-то изображают, «пугают» и т.п. Разделения по половым признакам в таком возрасте не особенно важны, поэтому девочки и мальчики охотно играют в одни и те же «потешки».

  1. Игра «Водят мыши хоровод». Лучше если будут играть несколько малышей или хотя бы ребенок с командой взрослых. Один из взрослых изображает кота. «Кот» усаживается на стульчик посредине комнаты и делает вид, что уснул. Дети, они же «мышки», в это время водят вокруг него хоровод, повторяя за ведущим слова: «Водят мыши хоровод, а на стуле дремлет кот. Мыши, тише, не шумите и кота не разбудите! Вот проснется Васька кот и разрушит хоровод!». На последней строчке кот «просыпается» и ловит мышек, которые должны успеть от него убежать. Такая несложная игра тренирует память ребенка, реакцию, скорость и координацию движений. Кроме того, она веселая и потешная.
  2. Игра «Перебрось игрушки». Наверняка у вашего малыша имеется коллекция мягких игрушек. Можно поиграть с ними в интересную игру на точность и координацию движений. Игровое поле, которым может ваша комната, необходимо поделить поровну скакалкой или длинной веревкой. Одна половина поля - одному игроку. У каждого из участников имеется по набору мягких игрушек. Цель игры: перебросить все свои игрушки на поле соперника первым. Если в первый раз малыш хорошо справился с заданием, то можно усложнить правила, забрасывая игрушки в центр обруча. Мы советуем играть в эту игру только мягкими предметами, не используя деревянные кубики, машинки и т.п. Ребенок должен понимать, что «опасные» твердые предметы бросать нельзя, так как можно сделать кому-то больно. А вот мягкие игрушки никого не поранят.
  3. «Машинки». Игра в «машинки» очень проста, но научит ребенка ориентироваться в пространстве и координировать свои движения. Каждый игрок - это «машинка». У каждой такой машинки есть свой «гараж». Это может быть центр обруча, ограждение из диванных подушек и т.п. Когда «наступает день» все машинки выезжают из своих гаражей и ездят по городу. Важно научить малышей передвигаться так, чтобы не задевать друг друга и касаться мебели. После слов ведущего «Машинки, в гараж!» малыши должны «разъехаться» по своим гаражам.
  4. «Успей взять игрушку!». Эта игра позволяет тренировать реакцию ребенка. Вместе с малышом нужно разложить по комнате игрушки. Ребенок должен бегать и стараться эти игрушки не задевать. Когда ведущий хлопнет в ладоши (или позвонит в колокольчик), малышу нужно успеть быстро взять первую попавшуюся игрушку. Потом она кладется на место, и игра начинается заново.

Совет: не старайтесь малышу объяснять правила игр словами! В таком возрасте дети плохо усваивают информацию, переданную в разговоре. Но хорошо запоминают визуально и любят подражать старшим. Лучше покажите ребенку, как надо играть, на своем примере, и он быстро все запомнит!

4 2

Говорят, что движение - это жизнь. Действительно, сложно переоценить значение подвижных игр для малышей и детей постарше. Практически любая акти...

Подвижные игры для мальчиков 4-6 лет

В таком возрасте мальчики уже интересуются «мужскими» играми и больше тянутся к тем занятиям, которые дают им возможность «пострелять», «покататься на машине», «заняться спортом». Конечно, о серьезных увлечениях говорить рано, но можно в процессе игры имитировать серьезное «мужское» занятие. Например, игра «Футбол» в примитивном варианте отлично подходит для детей такого возраста. Нужно поставить на ворота вратаря и попытаться забивать ему голы. Вратарями могут быть папа, сам ребенок и даже компания из нескольких детей. Играть можно и ногами, и руками. Цель игры: показать ребенку, что мяч необходимо забивать в ворота и таким образом зарабатывать очки. Если малыш уже хорошо справляется с игрой, то можно задействовать вторые ворота и немного усложнить правила.

Родителям стоит помнить, что мальчики в среднем дошкольном возрасте любят «осваивать» территорию горизонтально. Поэтому нередко у мальчишек на уровне подсознания заложена тяга к лазанию и играм «на высоте». Одной из таких игр является забава «Принеси и не разлей!». Для нее необходима доска длиной до метра, которую устанавливают на низкую опору, например, на кирпичи. С одной стороны ставят на стул чашку с водой и ложкой, а с другой стороны доски - просто чашку. Цель: набрать воды в ложку и, не расплескав, донести ее по доске до кружки на другом конце. Такая игра отлично тренирует координацию движений, мелкую моторику и аккуратность. Важно, чтобы доска не была на большой высоте, и ребенок в случае падения не получился бы травму. Если ваш малыш еще совсем маленький, то можно просто положить доску на землю, не используя кирпичи.

Игры для мальчиков 7-9 лет

Мальчикам 7-9 лет можно предложить спортивные подвижные игры по типу «веселых стартов» . Это могут быть прыжки в мешках, преодоление препятствий или же игра «Гонка мячей» . Для «Гонки мячей» необходимо собрать две команды участников (минимум по три участника) и выстроить их в две шеренги с расстоянием 40-60 см между игроками. По команде мяч необходимо передавать, кидая через голову назад, стоящему сзади участнику. Когда мяч окажется в руках у последнего игрока в шеренге, то участники команды разворачиваются на 180 градусов и передают друг другу мяч, прокатывая его под ногами. Победит та команда, которая правильно выполнит условия и первой вернет мяч на исходное место.

Не менее интересно играть в таком возрасте в прятки, особенно, если речь идет о «чекЕ» или «сардинках», и когда игра проходит на улице, где много потайных мест. «Чека» является разновидностью игры «прятки», которая совмещена с «догонялками». Ведущий (он же будет искать спрятавшихся), отворачивается к стене и считает, остальные игроки прячутся. Когда он находит спрятавшегося участника, он должен успеть «зачеканить» его, то есть добежать до исходной стены и ударить по ней рукой. Если спрятавшийся участник добежал первым, то проигравшим в этой «схватке» считается ведущий. В следующий раз искать будет тот, кого ведущий успел найти и «зачеканить».

Двигательная активность (ДА) человека представляет собой целенаправленный акт движения, который он осуществляет обдуманно или бессознательно для решен...

Игра «Сардинки» является разновидностью пряток, пришедших к нам с Запада. В этой игре прячется только один участник, а все остальные расходятся на поиски. Когда кто-то находит спрятавшегося, то прячется в том же месте вместе с ним, потом с ними прячется следующий из тех, кто найдет компанию и т.д. Оставшийся последним считается проигравшим.

Игры для мальчиков 10 лет

Игры для мальчиков 10 лет могут быть настоящими приключениями на целый день. Такой игрой, которая может увлечь школьника на улице, является знаменитая забава «Казаки-Разбойники». Этот «квест» советских времен знаком всем ребятам того времени, популярна игра и в современном мире.

  1. «Казаки-Разбойники». Играть лучше всего на улице там, где побольше укромных мест. Все участники по жребию делятся на «казаков» и «разбойников». И тех и других можно выделить специальными веревочными браслетами или же просто запомнить, кто есть кто. Казаки уходят в свою «темницу» и ждут там. Темницу можно обозначить условно, она не должна быть большой. Пока казаки находятся в темнице, разбойнике должны успеть спрятаться по отдельности, оставив подсказки казакам в виде стрелок. Через какое-то время казаки пойдут по направлению стрелок в поисках разбойников. Играть нужно честно и не рисовать стрелки, указывающие неправильное направление. Когда казак находит разбойника, он должен его догнать и поймать. Пойманного ведут за руку в темницу, где охраняют. По пути следования разбойник может сбежать, если казак расслабит руку. Также сбежать он может и из темницы, если кто-то из его товарищей-разбойников «запятнает» его, подбежав и дотронувшись. Поэтому казаку нужно всегда оставаться «начеку», быть внимательным и не реагировать на разбойников, отвлекающих внимание. Если до окончания времени игры разбойников на свободе будет больше, чем в темнице, то они выигрывают.
  2. «Квадрат». Эта игра с мячом рассчитана на две пары участников и для нее необходимо расчертить площадку в виде четырех квадратов. Цель игры: не дать мячу упасть на твоем квадрате, перекидывая его на соседние. Играть можно головой, ногами, коленями, но категорически нельзя трогать руками. Проигравший участник выбывает, и его заменяет кто-то из ожидающих. Эта игра была настолько популярна в советское время, что на площадке с расчерченным полем выстраивались очереди из игроков.

Подвижные игры для подростков

Подросткам интересны игры, в которые можно поиграть веселой компанией из своих друзей, при этом не бегая по всему двору. Это может быть игра «Путаница» или «Твистер». В первом варианте команда из участников выстраивается в линию, взявшись за руки. Остается один ведущий, он же тот, кто будет запутывать, и «распутыватель». Пока второй отворачивается от игроков, первый указывает жестами участникам, как им становится. Можно переступать через кого-то, присаживаться, пролезать между людьми, но запрещено разрывать руки. «Запутаться» нужно как можно сложнее. После слов ведущего: «Баба, нитки рвутся!» отвернувшийся участник должен подойти и распутать этот «клубок», также не разрывая рук участников.

Детский праздник в представлении малышей и ребят постарше - это, прежде всего, что-то красивое, вкусное и шумное, это замечательная возможность поиграть и повеселиться на «законном» основании! Поэтому, составляя программу будущего праздника, не забудьте включить в нее самые разные игры: развивающие, застольные, веселые и подвижные, главное такие, которые подходят по возрасту вашим гостям.

При подготовке к празднику - заранее освободите место для игр, позаботьтесь о призовом фонде, оформлении комнаты, реквизите и приготовьтесь принять во всем этом самое активное участие. Ваша искренняя заинтересованность и любовь помогут сделать из самого простого праздника - незабываемое и яркое событие, которое порадует вашего ребенка и его гостей!

Предлагаем подвижные игры и эстафеты для детского праздника, которые наверняка понравятся ребятам разного возраста.

1. Веселые подвижные игры для детского праздника.

Подвижная игра "Гулливер и лилипут".

Это игра для ребятишек не старше пяти лет. Ведущий говорит им, что при слове «Гулливер» нужно встать на цыпочки и изо всех сил потянуться руками вверх. Зато при слове «лилипут» - присесть и сжаться в «маленького человечка». Объясняя это, сам ведущий должен показывать то, о чем говорит, да и во время игры он делает эти фигуры вместе с малышней.

Вроде бы все просто, если бы ни маленькая изюминка: в какой-то момент ведущий начинает намеренно путаться, то есть говорить одно, а изображать совсем другое. Так что первое время все дети, повторившие его злые шутки, выбывают из игры. Зато тот ребенок, который продержится дольше всех, в следующей игре назначается ведущим, который так же, как и предыдущий, имеет право запутывать игроков.

Можно, чтобы детки не расстраивались, никого не исключать, а просто комментировать, давая им понять, что они ошиблись, чтобы были внимательнее. Пусть все просто повеселятся.

Танцевальный паровозик для детей.

Для деток дошкольного возраста и старше на празднике можно устроить танцевальный паровозик. Ведущий выстраивает детей за собой, объясняя, что он паровоз, а они вагончики (дети выстраиваются в затылок друг другу и держатся за талию), при этом можно подавать разные команды: «вагоны прицепить», «подать гудок», ускорить движение» - это все под зажигательную музыку. Ди-джей неожиданно останавливает музыку - ведущий ищет себе замену, кого поймает, тот становится паровозом, все двигаются за ним. И так несколько раз - это даст детям возможность потанцевать и побегать вволю.

Веселое развлечение "Детские фанты" .

Многим, кто задумывался над вопросом: , вспоминаются гениальное и нестареющее развлечение - фанты,

Предлагаем детский вариант - на каждый фант (задание), нужно заранее приготовить соответствующую карточку - которую игроки вытягивают наугад, читают сами или, если не умеют, то отдают ведущему - он зачитывает задание.

От выпавшего тебе задания отказываться нельзя, поэтому даже самые робкие ребята, невольно становятся артистами и проявляют свои творческие способности и задатки.
1. Для тебя спортивный час - Ты побегай вокруг нас.
2. Ставьте ушки на макушку - (Имя) нам споет частушку.
3. Выпала тебе работенка -
Изобрази-ка нам котенка.
4. Тебе (имя) нарядиться -
И в пляс пуститься.
5. Поклонись, улыбнись
- И на место удались
6. Что, дружок, невесел ты?
Ну-ка, спой нам песенку!
7. (имя) закрой-ка глаз -
Кукарекни пару раз!
8. Не грусти, (имя), не рыдай -
А немножечко полай!
9. (имя) Повертись, покружись - Какой ловкий - покажись.
10. Расхвали свою соседку - Может, даст тебе конфетку.
11. Забирайся на окошко - Покукуй там ты немножко.
12. Тебе принцессу (принца) выбирать - И ее (его) поцеловать.
13. Вежливостью удиви - Руку всем вокруг пожми.
14. Чтобы праздник был в порядке -
Попляши-ка ты вприсядку.

(knosh17.narod.ru)

Подвижная игра "Море волнуется раз".

Всем хорошо известная дворовая игра вполне может стать настоящим украшением детского праздника, если ведущий изменит в ней пару штрихов. Например, задаст тему, на которую дети должны будут изобразить свои фигуры, а затем попытаться угадать, на кого похоже или не похоже такое вот живое «изваяние». Темы могут быть самые разные; для детей помладше советуем выбрать животных или птиц - они наиболее образные. А вот ребятишкам постарше предложите что-нибудь посложнее - клоуны или автомобили.

Напомним тем, кто подзабыл правила этой игры: под хором звучащий стишок «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте - замри!» все ребятишки веселятся и шумят. Но, лишь только позвучала финальная строчка, замирают на месте в определенной позе. Вот тут-то ведущий и начинает угадывать, кого же изобразил, к примеру, Димочка. Если ведущему было легко догадаться, то Димочка получает приз, а если все наоборот, то этот ребенок назначается ведущим.

Можно применить и обычный вариант игры, когда просто-напросто выбирается самая смешная или эффектная фигура из представленных малышней и всем предлагается продолжить эту композицию для общего фото.

Игра для малышей. "Живые" отгадки.

Чтобы развлечь собравшуюся на празднике малышню и устроить зарядку не только для их ручек и ножек, но и для ума, поиграйте веселую игру - живые отгадки. Кто-то из родителей загадывает деткам несложные загадки, а они должны быстро прокричать ответ и изобразить отгаданного персонажа или предмет, как каждому захочется. Первую загадку лучше провести всем вместе, чтобы дети поняли условия, что им нужно не просто угадать, но и изобразить.

Первая загадка.

Лесной барабанщик, длинноухий трусишка,

Обожает морковку. Кто это? (Зайчишка!) И тут ведущий предлагает детям вспомнить, что любит делать зайчишка: прыгать, грызть морковку, барабанить лапками по коленкам (тра-та-та).

Затем еще раз говорит, что, как только отгадают следующую загадку - сразу начинают отгаданного героя изображать
Вторая загадка.

Всю зиму он в берлоге спал, да сладко лапу сосал,

Весной затопал спросонок. Ребята, кто это? (Медвежонок) - ребята топают (топ-топ-топ), кто, во что «горазд» или ревут, как медведи.
Третья загадка.

На дворе в кадушке заквакали подружки,

Потом, прыг из ушата. Кто же это? (Лягушата) - ребята прыгают и квакают (ква-ква-ква).

Четвертая загадка.

Может плавать и нырять, только выйдя из пеленок,

Шагает он всегда вразвалку. Кто это? (Утенок) - дети крякают и изображают утят.

Ведущий: Молодцы! А теперь давайте еще раз вспомним, как зайчата барабанят лапками, а как топают медвежата, а как прыгают лягушата, а как крякают утята? Сейчас включим музыку, и каждый пусть танцует, как зверюшка, который больше нравится: зайчонок, утенок, лягушонок или медвежонок (под веселую музыку дети развлекаются).

Игра - зарядка "Храбрые охотники".

Поиграть в охотников будет интересно детям любого возраста. В этой игре ведущий будет рассказывать историю про охоту и, главное, изображать то, о чем он говорит, чтобы дети потом могли повторить за ним это как в прямом, так и в обратном порядке:

Мы охотимся на львов (изображает льва, скрючив кисти рук, как когтистые лапы );

Перейдем немало рвов (перешагивает ногами воображаемое препятствие );

Мы сразимся в схватке с ними (боксирует) ,

Будем мы непобедимы (бьют себя в грудь, как Кинг-Конг).

Что же это впереди? (прикладывает руку козырьком ко лбу)

Это горы там, гляди! (складывает руки, сцепляя пальцы и опустив локти)

Но над ней не пролетишь (машет руками, словно крыльями),

И под ней не проползешь (перебирает руками, будто ползет на животе),

Значит, надо напрямик: топ-топ! (высоко поднимает колени и шагает на месте).

Вот река - по ней буль-буль! (делает плавательные движения)

Вот болото: чмоки-чмок! (вытягиваем ноги, словно из чего-то вязкого)

А что это впереди? (руку козырьком)

Это впереди - нора (делает из рук круглое «окошко»),

А внутри лежит гора (разводит руки в недоумении),

Не гора, а целый лев! (кисти рук, как когтистые лапы)

Мама! Побежали обратно! (тут нужно снова изобразить проход по болоту (чмоки-чмок!), «переплыть» реку, перейти гору и так далее, все действия в обратном порядке).

В этой забаве нет проигравших - игра на общее веселье, которая с успехом пройдет на любом детском празднике или мероприятии, например, может пригодиться

Развлечение "Волшебные пакетики".

Главное в этом маленьком конкурсе - запастись достаточным количеством полиэтиленовых пакетов (лучше - очень тонкого качества). Да и участников в нем может быть ровно столько, сколько ребятишек вызовется играть в «Волшебные пакетики».

Всем раздаем по паре штук и объясняем очень простые правила игры: нужно подкинуть пакетик вверх и, размахивая руками или поддувая на него снизу, как можно дольше удерживать его в воздухе.

Тех, у кого в течение двух минут пакетик упал, удаляем из игры, вручив утешительный приз. Тому, кто с заданием справился, выдаем по второму пакету - теперь в воздухе нужно удержать целых два. Тут число справившихся резко уменьшается, а чемпионам предлагаем поднять в воздух уже три штуки «летучих» пакетов. Кто сумеет сделать это за больший промежуток времени, тот и победил.

Конкурс "Ловкие хозяюшки".

Эта игра подойдет для компании, которая состоит в основном из девочек. Приготовьте для этой игры предметы из игрушечной посудки вашей дочки: чашечка, ложечка, блюдечко, суповая тарелочка и столовая ложка (таких комплектов - по числу участниц).

Каждой маленькой хозяйке еще нужно выдать по коробочке или корзинке, куда она будет собирать свой комплект.

Ведущий сначала показывает, что каждой из них предстоит положить в свой кузовок, потом смешивает все эти комплекты между собой в большой коробке. Следующий этап - это объяснение детям, что подбирать свои пять предметов они будут на ощупь, поскольку сейчас им завяжут глаза.

Когда корзинки у «хозяюшек» заполнятся, им развязывают глаза и даже, если кто0то из них спутал предметы (тем смешнее) должен показать, как она из своего комплекта сможет попить чай и поесть суп.

Бегалка "Отличники".

Для этой игры ребят делим на две команды, которые садятся друг напротив друга. Если поровну не делится - пусть в игру включится кто-нибудь из взрослых.

Слева у ног каждой команды необходимо приготовить равное количество мягких игрушек, по команде игроки, которые сидят к игрушкам ближе всех, захватывают одну из них ногами и аккуратно, и по возможности быстро передает своему соседу. Пользоваться руками категорически запрещено, поэтому даже если игрушка упала поднимать ее можно только ногами или другими частями тела.

Победит команда, у которой первой все игрушки из левой «кучки» переправятся ловкими ногами всей команды в правую кучку. Чтобы добавить эту игру красок, можно предложить ребятам представить, что их ноги это транспортер, с помощью которого перемещается груз (мягкие игрушки).

Эстафета "Не промочи ноги!"

Все гости выстраиваются в две шеренги (напротив друг друга). Ведущий объясняет правила:

Когда звучит слово, обозначающее сушу («суша», «земля», «материк», «остров» и т.д.), - все делают прыжок вперед,

Когда звучит слово, обозначающее воду («вода», «море», «река» …), - прыжок назад, чтобы не замочить ноги.

Ведущий должен строго следить после каждого произнесенного слова, кто «оступился и промочил ноги», шутками и заботливыми комментариями провожая игроков на исходную линию.

Строго в центре находится условная полоса финиша, побеждает команда, у которой число игроков, дошедших первыми до финиша - будет больше, чем у соперников.

"Срочный вызов".

Сильная хватка

Играющие в парах становятся спинами друг к другу по кругу диаметром 1,5 метра и сцепляются согнутыми в локтях руками. Подавая туловище вперед, каждый старается заставить противника оторвать ноги от пола. Побеждает тот, кто большее число раз выиграет поединок.

Вариант 1. Игроки, стоя спиной друг к другу, поднимают вверх палку, взявшись за нее руками. Задача - наклониться вперед и попытаться оторвать соперника от земли. Проигрывает тот, кто окажется в воздухе или отпустит палку.

Вариант 2. Играющие садятся друг против друга на землю (упираясь ступнями в ступни партнера) и берутся за гимнастическую палку. По сигналу оба начинают тянуть палку в свою сторону. Побеждает тот, кто сумеет приподнять соперника, продержав его в таком положении 5 секунд.

Поединок с шестом

На шесте длиной 2,5 метра делают в 70 сантиметрах от центра две отметки. Участники входят в круг диаметром 3 метра и берутся за концы шеста так, что левая рука находится у отметки, а правая - ближе к концу шеста. При этом конец шеста должен выступать наружу из-под правого плеча.

По сигналу игроки стараются вытолкнуть друг друга за пределы круга. Запрещается перехватывать руки и вставать на колени. Поединок состоит из двух раундов. Во время второго раунда участники меняют положение рук.

Достань городок

Два участника становятся друг против друга и берутся за концы гимнастической палки. В двух шагах от каждого ставится городок. Выигрывает тот, кто, перетянув соперника, достанет городок. Кто отпустит палку, проигрывает.

Боевые петухи

На земле чертится круг диаметром 2 метра. Две команды становятся шеренгами напротив друг друга. Выбирают капитанов, которые посылают одного из своих игроков в круг. Каждый из них сгибает одну ногу, руки кладет за спину, и по сигналу участники поединка начинают плечом и туловищем выталкивать друг друга из круга, стараясь не вставать на вторую ногу. Нельзя также снимать руки со спины.

Игра продолжается до тех пор, пока все побывают в роли петухов, капитаны сражаются последними. Побеждает команда, в которой окажется больше победителей.

Поединок заканчивается вничью, если оба игрока (в паре) оказались за пределами круга.

Борьба в квадратах

Чертят три квадрата со сторонами 1, 2, 3 метра. Размер первого 3*3 метра, второго 2*2 метра. В большой квадрат капитаны вызывают 4 игроков, которые по сигналу принимают такую же позу, как и в предшествующей игре, и стараются плечом вытолкнуть друг друга из квадрата.

Победитель остается в квадрате. Трое побежденных переходят в соседний квадрат и так же продолжают борьбу. Оставшиеся двое заканчивают поединок в малом квадрате. Игрок, оставшийся в первом квадрате, получает 4 очка, во втором - 3, в третьем - 2, выбывший - 1 очко.

После этого в борьбу вступает новая четверка игроков, и также определяется победитель.

Сильнейшие участники могут затем встретиться в финальном поединке.

Запрещаются грубые толчки, нельзя убирать руки из-за спины и вставать на обе ноги.

Вариант. Если желающих играть много, можно начертить несколько серий квадратов. Тогда начинать борьбу смогут одновременно 8-12 человек.

Тяни в круг

Очерчивают два концентрических круга (один в другом) диаметром 1 и 2 метра. Играющие окружают большой круг, берутся за руки и по команде идут вправо или влево. По второму сигналу (свистку) все останавливаются и стараются втянуть за черту большого круга своих соседей (руки не разъединять!). Кто попадет в пространство между кругами одной или двумя ногами, выходит из игры. Разъединившие руки оба выбывают из игры. Затем по сигналу игра возобновляется. Когда играющих останется мало, они становятся вокруг меньшего круга и продолжают соревнования.

Оставшиеся последние два-три игрока считаются победителями.

Вариант. На площадке в виде звездочки ставятся пять булав (городков, кеглей). Играющие, взявшись за руки, идут по кругу. По сигналу они стараются затянуть соседа к середине так, чтобы он ногой сбил булаву. Сделавший это так же, как и расцепившие руки, выходит из игры, которая продолжается до тех пор, пока не выявится единоличный победитель.

По ходу игры по одной булаве снимается с площадки, и последние двое ведут борьбу вокруг двух-трех булав.

Подвижный ринг

Толстую веревку или канат длиной 3-5 метров связывают свободными концами и кладут в середине площадки. Игроки распределяются по весовым категориям на четверки. Первая четверка подходит к канату с разных сторон и руками поднимает его, образуя ринг. В трех шагах за спиной каждого игрока кладут по мячу или городку.

По сигналу каждый игрок старается первым дотянуться до мяча и коснуться его ногой (взять городок рукой). Тот, кому это удастся, побеждает и отходит в сторону. Оставшаяся тройка игроков снова берет канат и тянет его уже по трем разным направлениям, стремясь выполнить то же задание. Победитель занимает 2-е место. Так же разыгрывается 3-е место: двое игроков тянут канат в противоположные стороны. Предметы за спиной игроков каждый раз переставляются, для чего на площадке можно сделать метки.

Затем соревнуются вторая, третья, четвертая группы и т. д. В финале встречаются победители, а в утешительных поединках - остальные участники игры.

Перетяжка парами

Площадка делится пополам. Еще две линии чертят справа и слева в 3 метрах от средней линии и параллельно ей. На них выстраиваются лицом друг к другу две равные по силам команды. По сигналу они подходят к средней линии и берут правой рукой друг друга за запястье, а левую кладут за спину. По сигналу игроки стремятся перетянуть соперника за черту, что находится за спиной. Поддавшийся игрок остается на стороне противника до подсчета очков. Выигрывает команда, сумевшая перетянуть в свою сторону больше игроков.

Вариант. Игру можно усложнить, перетягивая двумя руками, а также ввести новое правила: тот, кто перетянул игрока, может взять товарища по команде за пояс и помогать ему в поединке с соперником.

Правилами игры не разрешается расцеплять (выдергивать из рук соперника) свои руки. Сделавший это дважды считается проигравшим.

Перетягивание каната

Вдоль площадки кладут канат. Середина его отмечается цветной ленточкой. На земле в 2 метрах от середины поля проводят две параллельные линии. Две команды становятся вдоль каната с разных сторон. По сигналу играющие берутся руками за канат, поднимают с земли и по сигналу начинают тянуть его в свою сторону. Когда канат будет перетянут за линию одной из команд (ее пересечет цветная ленточка), игра останавливается. Игроки меняются сторонами площадки. Поединок повторяется.

Побеждает команда, которая большее число раз сумела перетянуть канат на свою сторону. Правила запрещают играющим отпускать канат. Перед игрой капитан команды может по своему усмотрению расставлять участников справа и слева от каната. Руки игроков, стоящих впереди, не должны быть ближе чем на 50-60 сантиметров от центральной ленточки.

Вариант. Канат кладут посередине. Обе команды выстраиваются в 15-20 шагах параллельно канату, поворачиваются к нему спиной и выполняют различные движения руками до сигнала. Когда прозвучит свисток, все поворачиваются и устремляются к канату. Задача игроков захватить канат (любым способом) и унести за линию своего дома. В ходе игры разворачивается борьба. Правила разрешают игрокам хватать канат за середину, за концы и другие части.

Команда победила, если весь канат оказался за линией ее дома (где первоначально стояла команда).

Прорыв цепи

Пять-семь игроков, взявшись за руки, образуют круг. Столько же игроков в круге. По команде ведущего находящиеся в центре начинают прорываться за круг, разъединяя руки участников другой команды. После того как последний игрок прорвет цепь, игроки меняются ролями. Побеждает команда, быстрее выполнившая задание.

Парная чехарда Игроки строятся парами за общей линией, которая является стартом и финишем. Одновременно соревнуются две пары. Перед каждой из них ставится на равном расстоянии отметка для поворота (камень, воткнутая в землю палка, городок). Один в паре принимает положение стоя, согнувшись для чехарды.

По сигналу руководителя второй игрок выполняет опорный прыжок через первого, делает шаг вперед и принимает такое же положение. Так они продвигаются вперед до поворота и обратно. Пара, раньше вернувшаяся к исходной линии, соревнуется со следующей парой. Побеждают игроки, сумевшие выиграть у трех пар.

C ношей на спине

Играющие парами стоят за общей линией, один смотрит по направлению бега, другой поворачивается к нему спиной. Партнеры захватывают друг друга согнутыми в локтях руками. По сигналу пары устремляются вперед. При этом один игрок, слегка согнувшись, несет на спине своего партнера до поворотной отметки, находящейся в 10 метрах.

Там они меняются ролями, и обратно к линии финиша (бывшего стартом) на спине своего товарища везет второй игрок. Пара, раньше вернувшаяся к исходной линии, объявляется победительницей. Соответственно определяются 2-е и 3-е места. Если желающих соревноваться много, то победителей среди остальных можно определить, лишь проведя по нескольку забегов.

Слон Эта игра для ребят, возраст которых не менее 12-13 лет. Участвует 6-12 человек и больше. Играющие делятся на две группы: одни изображают слона, другие напрыгивают на него. Чертится линия разбега. Команда, которая образует живой снаряд («слона»), становится колонной спиной к линии разбега. Направляющий (самый сильный) упирается руками в свою выставленную вперед ногу и наклоняет голову (как в чехарде). Стоящий крепко обхватывает его за пояс. За ним - третий и так далее (не более 6 человек). Удерживая друг друга, они образуют живой снаряд для прыжков.

Игроки другой команды по очереди, разбегаясь, на-прыгивают на «слона». При этом первый старается сесть верхом как можно дальше вперед, чтобы оставить место для следующих. Тому, кто вспрыгнул, важно удержаться на «слоне», не хватаясь руками за него. Это считается нарушением правил, так же, как и неудачный прыжок, т. е. падение со «слона». Если нарушений нет и все игроки остались сидеть верхом на «слоне», последний из них кричит «Есть!». По этой команде игроки, что внизу, начинают продвигаться вперед к линии, которая находится в пяти шагах от направляющего. За каждого игрока-наездника, который не удержался и соскользнул вниз, команде начисляется штрафное очко. Затем команды меняются ролями.

Выигрывает команда, игроки которой получат меньше штрафных очков.

Ножной мяч в кругу

Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. Один из игроков (по жребию) идет в круг, взяв с собой мяч (футбольный, резиновый или какой-либо другой). Водящий, ударяя ногой по мячу, стремится выбить его из круга. Играющие задерживают мяч ногами, не позволяя ему вылететь из круга. Задержанный мяч они передают ногами между собой, не давая его водящему. Если водящему удалось выбить мяч из круга (он должен пролететь не выше коленей играющих), то на его место идет игрок, пропустивший мяч с правой стороны от себя. Поэтому каждый участник игры старается защитить промежуток между собой и соседом справа.

Повторяя игру, можно условиться, что каждый защищает промежуток влево от себя.

Вариант. Предусматривается более тесный контакт между играющими, т. е. стоящие по кругу в процессе игры держатся за руки и не разъединяют их при отбивании и передаче мяча.

Борьба всадников

Ребята делятся на две команды, равные по силам, а затем в командах - на пары. В каждой паре «всадник» садится на плечи своему «коню». Команды выстраиваются возле средней линии, и по сигналу начинается борьба «всадников». Каждый старается поудобнее схватить своего соперника и стащить его с «коня», оставаясь сам в седле. «Кони» участия в борьбе не принимают, стараются лишь крепче держаться на ногах.

Если оба «всадника» выбиты из седла, поражение засчитывается тому, кто коснулся земли первым.

Затем игроки меняются ролями.

Ногой и головой через сетку

Играют на волейбольном поле две команды по 4 человека через сетку высотой 100-110 сантиметров. По свистку игрок одной из команд перебивает футбольный мяч ногой (с рук) через сетку на половину противника.

Задача игроков, на стороне которых оказался мяч, - переправить его обратно через сетку не более чем тремя ударами ногой или головой. В ходе игры разрешается в борьбе за мяч переносить ногу через сетку, но не касаться ее.

Если одна из команд допустит ошибку (касание одним игроком мяча дважды, касание мяча руками при отбивании, касание сетки, удар за линию площадки), игра останавливается. Команда, допустившая ошибку, проигрывает очко или подачу. Счет ведется как в волейболе. Со сменой подачи (после ошибки подававшей команды) игроки перемещаются на площадке по часовой стрелке. В ходе каждой партии разрешается делать замены игроков и брать команде один 30-секундный перерыв.

Играют три партии до 10 очков каждая. После каждой партии игроки меняются сторонами площадки.

Пятнашки

Это одна из самых любимых и популярных игр. Все играющие разбегаются по площадке, а пятнашка (водящий) их ловит. Тот, кого он запятнает, становится пятнашкой. В эту всем известную игру можно ввести ряд дополнительных правил и осложнений, что сделает игру более интересной и привлекательной. В один раз рекомендуется использовать только одно дополнение, другие пригодятся для повторения игры. Примеры дополнений:

Если пятнашка гонится за кем-либо из играющих, а ему пересекает дорогу другой играющий, то он обязан погнаться за ним. Пятнашка может запятнать только бегущего игрока. Стоит убегающему присесть - и он уже в безопасноси. Играющий может спастись от пятнашки, если станет возле дерева и обнимет его руками. Пятнашка не может запятнать того игрока, который возьметься за руки с другим играющим. Все играющие, кроме пятнашки, имеют за воротником по ленточке. Пятнашка, догоняя убегающего, вытягивает у него ленточку и затыкает себе за воротник. Оставшийся без ленты становится пятнашкой.

Бег по кругу

Играющие образуют круг и становятся на расстоянии 2-3 шагов друг от друга. Перед носками играющих проводится черта. По команде руководителя все поворачиваются направа и начинают бег вдоль черты по наружной стороне круга. Каждый старается догнать бегущего впереди. Тот, кого запятнали, выходит из игры. Игра заканчивается, когда в кругу останеся 3-4 игрока. Они считаются победителями. Во время бега, если игра затягивается, руководитель (ведущий) может подать сигнал, по которому играющие поворачиваются кругом и бегут в обратном направлении. Это рекомендуется делать регулярно, чтобы у играющих не закружилась голова.

Воробьи-попрыгунчики

На полу или на площадке чертят круг такой величины, чтобы все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих - "кот", он помещается в центре круга, остальные играющие - "воробушки" - становятся за кругом у самой черты. По сигналу руководителя воробушки начинают впрыгивать внутрь круга и выпрыгивать из него, а кот старается поймать кого-либо из них в тот момент, когда он находится внутри круга. Тот, кого поймали, становится котом, а кот - воробушком и игра повторяется вновь.

Передал - садись

Участники разбиваются на несколько команд. Оптимальное количество участников команды - 6-8 человек. Команды выстраиваются у черты в колонны по одному. Впереди каждой колонны, лицом к ней, на расстоянии 5-6 шагов становится капитан. Капитаны получают по мячу. По сигналу каждый капитан бросает мяч первому игроку своей команды. Поймав мяч, игрок возвращает его капитану и садится на пол. Капитаны бросают мяч вторым, пото третьим игрокам и т.д. Получив мяч от последнего игрока, капитан поднимает мяч вверх, а все игроки его команды вскакивают. Выигрывает команда, капитан которой первым поднял мяч и игроки которой первыми вскочили. Если во время игры кто-либо уронит мяч, он должен его поднять и бросить, встав на свое место.

Охотники

Играющие разбегаются по площадке. Три охотника стоят в разных местах, имея по маленькому мячу. По сигналу руководителя "Стой!" все играющие останавливаются, и охотники с места целятся мячом в кого-либо из них. "Убитые" заменяют охотников. Играющие имеют право увертываться от мяча, но не должны сходить с места. Если игрок сошел с места, он заменяет охотника.

Конкурс "Чемпион малого мяча"

Этот конкурс для детей состоит минимум из трех упражнений, которые необходимо показать заранее и дать возможность потренироваться. Для конкурса создается жюри, так как оценивается навыки ребенка по владению мячом. Одно из упражнений может быть "показательным выступлением", это упражнение ребенок выбирает или придумывает сам. Каждое упражнение необходимо повторить три раза подряд В качестве обязательных упражнений для конкурса можно предложить такие:

Подбросить мяч вверх, опуститься на одно колено и поймать мяч двумя руками. Стоя ноги врозь, взять мяч в правую руку, отвести ее за спину и подбросить мяч так, чтобы он перелетел через левое плечо. Поймать мяч спереди левой рукой. Держать мяч правой рукой, вытянутой вперед и повернутой ладонью книзу. Разняв пальцы, выпустить мяч и поймать его левой рукой над самой землей, захватывая сверху.

Конкурс "Чемпион скакалки"

Этот конкурс проводится по аналогии с конкурсом "Чемпион малого мяча". В качестве обязательных упражнений можно предложить следующие:

  • Вращая скакалку, перепрыгивать через нее со скрещенными ногами (или в полуприседе)
  • Вращая скакалку, прыгать на одной ноге, держа вторую вытянутой вперед или назад
  • Вращать скакалку так быстро и прыгать так высоко, чтобы скакалка во время прыжка успела проййти под ногами два раза.

Тяни в круг

Это коллективная игра, оптимальное количество участников - 6-8 человек. Они становятся в круг и берутся за руки. Перед носками их ног чертится круг диаметром около 1 метра. Внутри этого круга чертится круг меньших размеров, так чтобы между первой и второй окружностью было расстояние 50-40 см. Эти 50-40 см - запретная зона. Игроки взявшись за руки идут вправо или влево. По команде ведущего "Тяни!", каждый игрок старается втянуть за черту большого круга своего соседа, находящегося справа или слева от него. Однако он сам может оказаться в любой момент за этой чертой, поэтому, спасаясь, игрок может перешагнуть через запретную зону и оказаться внутри малого круга - на "спасительном острове". Игрок, вступивший хотя бы одной ногой в пространство между большим и малым кругом выбывает из игры. Та же участь постигает и тех игроков, которые расцепят руки. Когда играющих станет меньше и они не смогут окружить черту большого круга, все становятся перед чертой малого круга и игра продолжается. Здесь уже "спасительного острова" нет, и каждый заступивший за черту выбывает из игры. В дальнейшем можно усложнить игру, поставив кегли вместо нарисованной запретной зоны, в этом случае задача - не сбить кегли.

Двенадцать палочек

Это усложненная игра "в прятки". Сначала выбирают водящего. Он берет камень и кладет на него небольшую доску. Получается подкидное устройство, напоминающее катапульту. На одном из концов доски укладывают 12 палочек размером с короткий, но толстый карандаш. Когда все готовао, один из игроков с силой наступает ногой на свободный конец подкидной доски. Палочки разлетаются и все разбегаются прятаться. Водящий собирает палочки и укладывает их на прежнее место, после чего отправляется на поиски игроков. Если водящй заметил кого-либо из спрятавшихся, он бежит к доске, дотрагивается до нее рукой и громко произносит имя обнаруженного игрока, после чего тот выходит из укрытия. Водящий продолжает поиски. Если во время поисков одному из игроков удалось подбежать к доске, опередив водящего и разбить палочки, то водящий снова начинает их собирать, а остальные прячутся. Если водящий обнаружил всех игроков - игра закончена и при помощи считалки выбирается новый водящий для продолжения игры.

Защита крепости или Тренируем вратаря.

Игроки становятся по кругу на расстоянии вытянутых рук друг от друга, перед носками их ног чертят круг. В его середину ставят треножник из связанных в верхней части палок. Это "крепость". Один из игроков идет в середину круга для защиты "крепости". По сигналу руководитлея игроки начинают перебрасывать мяч между собой и, улучив момент, бросают его в треножник. Водящий защищает "крепость", отбивая мяч. Он свободно передвигается в круге. Если мяч попал в треножник и сдвинул с места, но не повалил, игра продолжается. Водящий может снова поставить его в середину круга. если же "крпость" пала, т.е. треножник упал, тот кто это сделал идет в круг и становится "защитником крепости". Если бросая мяч, игрок заступил за черту, этот бросок не считается. Игру можно усложнить, поставив вместо треножника 4-5 кеглей, в этом случае игра считается оконченной когда все кегли упали, при этом "защитник крепости" не вправе поднимать и ставить кегли обратно.

Второй лишний наоборот

Выбирают двух водящих. Участник встают по круг на расстоянии одного шага друг от друга. Один из водящих убегает, другой его догоняет. Бегать через круг запрещено. Когда убегающему грозит опасность, он может встать впереди любого игрока, стоящего в круге. Оказавшийся сзади считается водящим и начинает преследовать того игрока, который только что был в роли догоняющего. Догоняющему игроку надо быть особенно внимательным, така в любой момент он может оказать в роли убегающего.

Двойные горелки с мячем

На площадке надо начертить две параллельные линии на расстоянии 30-40 шагов друг от друга. По жребию выбирают двух водящих. Остальные участники составляют две команды, и разбившись парами, встают за чертой на противоположных сторонах площадки.

Водящие имеют в руках по одному мячу, они занимают центр площадки. По сигналу каждый из них два раза подбрасывает свой мяч вверх и ловит. Как только мячи первый раз подброшены, первые пары в колоннах разъединяют руки и бегут навтречу друг другу. Задача игроков каждой команды соединиться в новые пары с игроками, бегущими навстречу. Водящие пытаются помешать им и стараются выбить (запятнать) их мячом. Если игрокам удалось встретиться и их не запятнали, то они образуют новые пары. Если выбиты два игрока - они становятся ведущими. В этой игре две команды не соревнуются, а наоборот объединяются чтобы достичь общей цели. Победителями становятся те, кого за время игры не удалось запятнать.

Веселые подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста

Яковлева Ольга Васильевна воспитатель ГБОУ «Школа № 842», город Москва
Описание работы: Предлагаю вам подборку подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Данный материал будет интересен воспитателям, инструкторам по физической культуре, а также организаторам внеурочной деятельности, детского досуга и отдыха в летних оздоровительных лагерях, на пришкольных оздоровительных площадках.
В летний период необходимо создать условия для физического развития и оздоровления детей. Рекомендовано увеличение времени пребывания детей на свежем воздухе, повышение их двигательной активности. Подвижные игры, как ничто лучше, подойдут для организации отдыха и досуга.
Предложенные подвижные игры можно использовать как часть спортивного праздника, летнего досуга или развлечения, а также как самостоятельную единицу.

Подвижная игра относится к тем видам игровой деятельности, в которой ярко выражена роль движений. В процессе организации подвижных игр решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Но подвижная игра, в силу своей специфики, является прежде всего эффективным средством укрепления здоровья и физического развития детей. Подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, формирование правильной осанки, повышают функциональную деятельность организма, активизируют обмен веществ, а мышечные нагрузки стимулируют работу желез внутренней секреции. Они улучшают общую физическую подготовленность детей, удовлетворяют их биологическую потребность в движениях.
Подвижные игры способствуют воспитанию двигательных качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.
Подвижные игры положительно влияют на нервную систему, потому что увлекательный игровой сюжет вызывает у детей положительные эмоции.
Подвижная игра носит коллективный характер; при этом мнение сверстников оказывает большое влияние на поведение каждого ребенка; ребенок приучается к деятельности в коллективе. Формируется взаимовыручка, доброжелательное отношение к другим, вырабатывается умение правильно оценивать свои действия.
Подвижные игры хороший активный отдых. Особенно ценно с точки зрения оздоровления проведение подвижных игр на свежем воздухе: дети становятся более закаленными, усиливается приток кислорода в их организм.
В подвижных играх создаются благоприятные условия для проявления творчества, выдумки, фантазии. Педагог поощряет творчество детей, нацеливает их на создание вариантов игр путем введения новых двигательных действий, изменения правил и т.д.

Цель. Развитие наблюдательности, пространственных понятий («над», «под», «через»)
Описание. Выбирается ведущий. Он отворачивается. Все остальные дети встают в круг и берут друг друга за руки. Затем дети превращают круг в узел. Для этого надо «запутаться», не разнимая рук. Можно перешагивать через сомкнутые руки, проползать под ними, так чтобы руки переплелись, а из круга получился «клубок». Отпускать руки соседей нельзя. Ведущий пытается развязать узел, говоря при этом какие движения нужно сделать играющим (н., перелезь через руку, пройди под рукой и т.д.)

«Движение по кругу»

Цель. Развитие коммуникативных способностей, помочь детям осознать собственное тело.
Описание. Встать в круг и закрыть глаза. Воспитатель трогает кого-то из детей за плечо. Этот ребенок открывает глаза, подходит к любому ребенку из круга и может показать ему любое движение. Ребенок, до которого дотронулись, запоминает движение. Он открывает глаза и повторяет это действие по отношению к следующему ребенку. Так действие передается по кругу, пока не дойдет до первого ребенка. В конце игры можно уточнить, что за движение это было. Изменилось ли оно? Каким оно было вначале, каким стало в конце? (похожа на игру «Сломанный телефон», но не со словом, а с движением)

«Маша и Миша»

Цель. Развитие слуха, тактильного восприятия.
Описание. Дети встают в круг, берут в руки веревку. Внутри круга – большой темный лес. В лес отправляются два ребенка Маша и Миша. Оба получают повязки на глаза. В этом большом лесу они должны найти друг друга. Они не могут разговаривать, только звать друг друга, издавая слегка слышные звуки: жужжать, гудеть и так далее. Когда один ребенок издает звук, другой должен ответить своим звуком. Звуки помогают им найтись. Следить за тем, чтобы звуки были действительно тихими, но все же слышными. Можно сказать, например, что дети потерялись, они боятся воров, разбойников и зверей, поэтому издают совсем тихие звуки, чтобы не привлекать их.

«Тушим пожар»

Цель. Развитие ловкости, вращательных движений кистей рук, аккуратности.
Инструкция детям. Представьте, что мы все команда пожарных. Мы должны потушить пожар, который разгорелся в лесу, но пожарная машина не может подъехать к месту пожара. Поэтому мы должны сами носить воду к огню. Вот там, где огонь, я поставлю пустую емкость, а тут, где источник, - емкость с водой. Каждый пожарный получает бумажный стаканчик. Все становятся в цепочку от одной емкости до другой, примерно на одинаковом расстоянии друг от друга. Тот, кто стоит у емкости с водой, зачерпывает стаканчиком воду и переливает ее в стаканчик своему соседу. И вот так вода переходит из одного стаканчика в другой, пока последний из вас не выльет ее в пустую емкость.
Когда я скажу: «Воду вперед!», начинайте транспортировать воду. Когда в источнике воды не останется, ребенок, стоящий у источника, должен сказать: «Стоп, вода!».

«Охотники и зайцы»

Цель. Учить детей исполнять двойную роль: зайца и охотника. Тренировать пространственную ориентацию, глазомер, тонкие целенаправленные движения указательным пальцем, скорость реакции и самоконтроль.
Инструкция детям . Я хочу предложить вам игру, которая называется «Охотники и зайцы». Вытянете вперед указательный палец любой руки (какой удобнее) – это охотник. Другую держите за спиной открытой ладонью наружу – это заяц. Охотник старается поймать зайца, то есть коснуться открытой ладошки другого ребенка. Каждый раз, когда вы поймали зайца, то есть коснулись указательным пальцем чьей-то ладошки, кричите: «Пиф-паф!»
Интересно, как часто мы будем слышать охотников? Не забудьте, что другие дети в это время тоже охотятся и пытаются вас поймать. Когда вас поймали, нужно кричать: «А-а-а!» После этого опять можно начинать охотиться.

«Лиса и заяц»

Цель. Развивать возможность переключать внимание по ходу игры.
Инструкция детям. Я хочу предложить вам игру, которая называется «Лиса и заяц». Станьте все вместе в круг и внимательно меня послушайте, чтобы запомнить правила.
Этот маленький мяч – заяц, большой мяч – лиса. Заяц идет от ребенка к ребенку по кругу, немного позже выбегает лиса. Лиса должна поймать зайца. Когда лиса его поймает, заяц стартует заново – но в этот раз в другом направлении. Вскоре за ним снова начинает охотиться лиса. Давайте сыграем пару раз по этим правилам.
А теперь сыграем с двумя зайцами. Оба зайца должны бежать в одном направлении. И еще одно новое правило. Каждый из вас может поменять направление, в котором бежит лиса, крикнув при этом: «Все наоборот!» Тогда лиса бежит в другом направлении и зайцы тоже. Когда мы играем с двумя зайцами, игра становится сложнее, и мне очень интересно, как часто лиса будет ловить зайца.

«У кого меньше мячей»

Цель. Развивать ловкость, быстроту реакции.
Описание. Дети образуют две равные команды. Каждая из них берет по несколько мячей и располагается на своей половине площадки (площадка разделена сеткой либо чертой). Дети обеих команд после сигнала воспитателя стараются перебросить свои мячи на площадку противника. Выигрывает команда, на площадке которой после второго свистка находится меньше мячей.

«Передал - садись»

Цель. Развивать меткость, координацию движений, умение поймать мяч.
Описание. Дети образуют несколько команд, каждая команда выбирает капитана. Команды становятся в колонны за линией старта. Капитан каждой команды с мячом в руках становится напротив своей команды на расстоянии 2-3 метра от нее.
По сигналу воспитателя капитан передает мяч первому игроку колонны, который ловит его, передает обратно капитану и приседает. Капитан таким же образом передает мяч второму, затем – третьему и всем остальным игрокам. Каждый игрок после передачи мяча капитану приседает. Когда мяч передан капитану последним игроком, капитан поднимает мяч вверх над головой и вся команда быстро встает. Выигрывает та команда, которая раньше выполнила задание. Если игрок не поймал мяч, то он должен за ним сбегать, вернуться на свое место и передать мяч капитану.