Вооруженный конфликт между арменией и азербайджаном. Нагорно-Карабахский конфликт: особенности, причины, ход, результаты. Позиция России

Кому выгодна новая армяно-азербайджанская война? В Нагорном Карабахе начались масштабные боевые действия. В ночь на 2 апреля 2016 года войска Азербайджана начали наступление по всей линии соприкосновения с вооруженными силами Армении и Нагорно-Карабахской республики.

Идут бои с применением артиллерии, таков и авиации. Обе стороны обвиняют друг друга в эскалации конфликта, однако характер боевых действий азербайджанской стороны свидетельствует о заранее спланированной операции. Застарелый конфликт между двумя народами региона: христианами-армянами и родственными туркам азербайджанцами-мусульманами вспыхнул с новой силой.

Почему конфликт невыгоден Армении

Возобновление Нагорно-Карабахского конфликта наиболее невыгодно Армении, которую ранее вполне устраивал статус-кво. Конфликт конца 80-х начала 90-х кончился в ее пользу. Поддержание конфликта в замороженном состоянии могло тянуться как угодно долго. Фактически территория находилась под армянским контролем. Армении незачем было провоцировать Азербайджан. После поражения в Нагорном Карабахе в 90-х Азербайджан значительно усилил и модернизировал свою армию. Помогли деньги от продажи нефти и газа, таким ресурсом Армения не обладает.

По численности армии, количеству населения, в том числе резервистов, экономическому потенциалу Азербайджан превосходит Армению и Нагорно-Карабахскую республику вместе взятые. Это означает, что война означает для Армении риск поражения. Кроме того, Армения вынуждена будет принять тысячи беженцев, (Азербайджану принимать некого, т.к. азербайджанцев в Нагорном Карабахе не осталось), что ляжет тяжелым грузом на социальную систему страны.

Опасности для Азербайджана

Для Азербайджана текущая геополитическая ситуация – далеко не самая благоприятная для начала войны, что связано с союзническим отношениями России и Армении. Единственное, на что Азербайджан может надеяться, - невмешательство в конфликт России, если боевые действия не выйдут за пределы Нагорного Карабаха. В случае конфликта с Россией, Азербайджан обречён на поражение как Грузия в 2008 году. Но риск превращения размороженного конфликта в полномасштабную региональную войну очень высок.

Почему война невыгодна России?

Из крупных геополитических игроков возобновление конфликта наиболее невыгодно России. Россия – гарант мира на Южном Кавказе и союзник Армении по ОДКБ. В случае войны между Армений и Азербайджаном Россия обязана помочь Армении, если та обратится к ней с такой просьбой. Однако в последние годы Россия, сохраняя хорошие отношения с Арменией, сблизилась и с Азербайджаном до такой степени, что начала туда поставлять оружие. Президент Азербайджана Ильхам Алиев в прошлом году демонстративно не приехал на саммит Восточного партнерства ЕС, а в парламент Азербайджана был внесен законопроект о расторжении многих прежних договорённостей с США. Война означает крушение всей прежней архитектуры международных отношений, которую Россия кропотливо выстраивала в регионе.

На территории Армении расположены российские военные базы. В случае эскалации войны Россия может быть в нее втянута, что также не в интересах этой страны, занятой войной в Сирии и конфликтом на Украине. Как минимум от активной политики в Сирии придется отказаться.

Опасности для Турции

Турция как региональный игрок могла бы получить некоторые выгоды от конфликта на севере. В первую очередь это заставило бы Россию меньше внимания уделять сирийской проблеме, что усилило бы позиции самой Турции в этом вопросе. Кроме того, Азербайджан началом боевых действий подорвал собственные отношения с Россией, а значит, ему не останется ничего иного, независимо от исхода войны, как сближаться с Турцией. Показательно, что ранее министр иностранных дел Турции Чавушоглу заявил, что его страна поддержит «освобождение оккупированных территорий Азербайджана», т.е. агрессию против Нагорного Карабаха.

В то же время война, если она выйдет за границы Карабаха несет риски и для Турции. Турция будет вынуждена начать оказывать помощь Азербайджану. Учитывая гражданскую войну в курдских районах самой Турции, это отвлечёт внимание Анкары от Сирии.

Почем война выгодна США

Единственная страна, которая заинтересована как в размораживании конфликта в Нагорном Карабахе, так и в превращении его в полномасштабную войну, куда могут быть втянуты и Россия, и Турция – это США. После того как выяснилось, что Россия ухитрилась вывести одни войска из Сирии, но при этом при помощи других взять Пальмиру, США активизировали попытки по выведению России из игры. Кровавый конфликт в непосредственной близости от российских границ лучше всего подходит на эту роль. США также заинтересованы и в ослаблении роли Турции в сирийском вопросе. Тогда они смогут в полной мере использовать курдский фактор.

Если Россия поддержит Армению, то США смогут окончательно получиться контроль над Азербайджаном. Если Россия не поддержит Армению, это будет использовано как аргумент для переориентации страны на США. В отличие от Турции, США взаимодействуют с обеими сторонами конфликта и в любом случае не останутся в проигрыше.

Во время вторжения в Нагорный Карабах президент Азербайджана Ильхам Алиев находился в Вашингтоне. Накануне он встретился в вице-президентом США Джо Байденом. Это было последнее высокопоставленное лицо, с которым говорил Алиев, перед тем как его армия начала наступление. Во время встречи президент Азербайджана подчеркнул, что позиция Барака Обамы как Президента страны-сопредседателя - США о недопустимости существующего статус-кво имеет большое значение

Позже Алиев заявил, что приветствует мирное разрешение конфликта, но на основе урегулирования территориальной целостности Азербайджана. Поведение Алиева свидетельствует о том, что он получил поддержку со стороны внешних сил, в первую очередь США. Ранее 15 марта он совершил визит в Анкару, где этот вопрос тоже, скорее всего, обсуждался.

Показательно, что США не поспешили осудить начало Азербайджаном боевых действий либо как-то повлиять на находящегося в Вашингтоне президента этой страны. Что касается Турции, президент этой страны – Реджеп Эрдоган, выразил свои соболезнования Алиеву в связи с гибелью азербайджанских военнослужащих. Министр обороны Турции Исмет Йылмаз заявил о «справедливой позиции» Азербайджана и выразил Баку решительную поддержку. Объективно, война может ударить и по интересам этой державы, но нынешнее турецкое руководство многократно доказало, что может идти на поводу у США вопреки собственным реальным интересам.

Аннотация. Данная статья посвящена конфликту между Республикой Армения и Азербайджанской Республикой по обладанию регионом Нагорный Карабах. Данное противостояние двух суверенных государств является одним из сложнейших конфликтов, который имеет глубокие корни, как этнические, так и политические, и основывается на двух основных принципах - право на самоопределение народов и территориальная целостность государства. Автор рассматривает основные причины возникновения конфликта. Был проведен анализ факторов, повлиявших на появление и дальнейшее развитие данного конфликта. Особое внимание уделено урегулированию конфликта после активных боевых действий. Также в статье освещены действия других стран, которые участвуют в процессе урегулирования данного конфликта. Был рассмотрен возможный вариант развития событий в будущем, который способствовал бы разрешению конфликта.

Нагорно-Карабахская автономная область в советский период была частью Азербайджанской ССР. Поскольку большинство населения там составляли армяне, она имела особый статус, определенный республиканским законом «О Нагорно-Карабахской автономной области» . Однако в годы перестройки между армянским и азербайджанским населением нагорного Карабаха вспыхнул конфликт, продлившийся с 1987 по 1994 гг., последние три года были отмечены полномасштабными военными действиями. В эту войну были втянуты две независимые страны - Армения и Азербайджан, использовавшие в начавшемся противостоянии все свои ресурсы. 10 декабря 1991 г. в Нагорном Карабахе состоялся референдум, на котором 99,89% голосовавших поддержало отделение от Азербайджана . Местные азербайджанцы в данном референдуме не участвовали. Это свидетельствует о том, что азербайджанцы полностью проигнорировали референдум, тогда как армяне отнеслись к этому вопросу более серьезно, видя в этом ключевой момент к присоединению к Армении. Разные позиции в данном вопросе затрудняют оценку реального настроения всего народа в регионе на тот момент, из-за этого практически невозможно точно сказать, хотел ли народ Нагорного Карабаха действительно присоединиться, и какая доля была против. По нашему мнению, Азербайджанская сторона пыталась до последнего удержать Нагорный Карабах, не оставив последней другого решения, кроме войны, так как мирные переговоры зашли бы в тупик.

«В ходе войны вооруженные силы Нагорно-Карабахской республики полностью захватили территорию непосредственно НКАО плюс несколько азербайджанских районов, находящихся за ее пределами. Армяне полностью или частично захватили территорию Кельбаджарского, Лачинского, Кубатлинского, Джебраильского, Зангеланского, Агдамского и Физулинского районов Азербайджана. Общая площадь оккупированных территорий, не считая самого Нагорного Карабаха, составляет 7634 кв. км» . Как мы все знаем, территория современного Азербайджана составляет 86 600 кв. км. Однако оценки контролируемых Азербайджаном территорий из различных ресурсов разнятся. Известный британский журналист Томас де Ваал оценивает контролируемую армянами территорию Азербайджана в 11 797 кв. км. , тогда как Владимир Ступишин, бывший Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Армении - менее чем 14% . Официальная позиция Азербайджана оценивается в 13 149 кв. км. . То есть, это обозначает, что 15.1% от всей территорий Азербайджана находится под контролем Армении.

Армяно-азербайджанский конфликт стал одним из самых трудноразрешимых, так как обе стороны не соглашаются идти на какие-либо уступки. На этапе распада СССР этот конфликт сопровождался острым политическим, а затем и полномасштабным военным противостоянием между Арменией и Азербайджаном, 16-17 мая 1994 г. завершившимся подписанием, при посредничестве России, договора о прекращении огня и невозобновлении военных действий. Но породившие вооруженный конфликт спорные вопросы не решены и по сей день. Мы считаем, что вопрос о семи районах Азербайджана, под контролем Армении, или по-другому «зоне безопасности» , вокруг НКР является самым острым и тяжелым в разрешении.

Основным сдерживающим фактором оставалась Минская группа ОБСЕ по карабахскому урегулированию. Официально в нее были включены девять стран-посредников, но основными действующими членами являются ее сопредседатели - Россия, США и Франция. В течение долгого времени странам-сопредседателям удавалось сохранять общий подход к переговорному процессу на основе признания status quo, т. е. состояния “замороженного конфликта”, поскольку ни азербайджанская, ни армянская сторона не были готовы пойти на компромисс. Однако в последние годы, особенно после признания западными странами независимости автономного края Косово и в свете результатов российско-грузинской войны 2008 г. ситуация стала меняться.

Ещё в ноябре 2007 г. на встрече глав правительств ОБСЕ в Мадриде министры иностранных дел России, США и Франции представили перечень основных принципов урегулирования конфликта, предложив принять на их основе подготовку проекта мирного договора. Ими был предложен конкретный план урегулирования, в соответствии с которым:

  • армянская сторона должна освободить на первом этапе пять из семи оккупированных районов Азербайджана, куда начнут возвращаться азербайджанцы;
  • в зону конфликта должны быть введены международные силы по поддержанию мира - миротворцы;
  • временные перемещенные лица из Азербайджана возвращаются в места своего проживания на территории НКР;
  • после этого - в течение 10-15 лет будет проведен референдум, который должен определить и закрепить статус республики .

Последующий опыт показал, что ни одна из сторон не была готова к принятию компромиссных, а значит и непопулярных для своих стран решений, а без этого урегулирование конфликта казалось практически невозможным. За истекшие два десятилетия в обществах двух стран сложилась обстановка тотального взаимного неприятия и недоверия. Обсуждению возможных вариантов решения были посвящены состоявшиеся многократные встречи президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна, которые, однако, не привели к достижению компромиссов.

Нараставшая весной и летом 2010 г. напряженность вокруг проблемы Нагорного Карабаха грозила перерасти в открытое вооруженное столкновение на фоне резкого повышения воинственной активности Азербайджана и фактического отказа Армении от предложенных международными посредниками условий урегулирования конфликта. Все это, заставило Евросоюз, а также Россию, США и Францию как сопредседателей Минской группы ОБСЕ еще раз публично сформулировать наиболее приемлемые условия урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха.

В начале июня 2010 г. Европейским парламентом была одобрена Резолюция 2216, содержащая требование “вывода армянских сил из всех оккупированных районов Азербайджана” . Тогда же на встрече Президента РФ Д.А.Медведева с канцлером ФРГ Ангелой Меркель было принято решение о совместном поиске путей урегулирования “замороженных” конфликтов. И несмотря на высокий уровень сотрудничества с Арменией, позиция России по поводу урегулирования конфликта вокруг НКР последовательно формулировались в соответствии с согласованными в рамках Минской группы принципами. “Главное, чтобы процесс продолжался на основе соблюдения территориальной целостности Азербайджана и уважения других основополагающих норм международного права, без применения силы”, говорилось в Заявлении МИД РФ от 24 мая 2010 года.

В таком русле стали проходить встречи. Особо необходимо отметить совместное заявление президентов США, России и Франции 26 июня 2010 года по Нагорному Карабаху в канадском городе Мускоке. После этого последовала министерская встреча в Алматы на форуме ОБСЕ. Также проводятся визиты на высоком уровне, это: визит в Баку и Ереван госсекретаря США Хиллари Клинтон (июль 2010); официальный визит в Азербайджан Президента Турции Абдуллы Гюля (август 2010); наконец, визит в Ереван и Баку Президента России Дмитрия Медведева (август-сентябрь 2010) и встреча президентов США и Азербайджана в рамках Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке.

В совместном заявлении президентов от 26 июня 2010 года еще раз суммировались согласованные сторонами принципы прочного урегулирования конфликта:

  • Возвращение территорий вокруг Нагорного Карабаха.
  • Промежуточный статус для Нагорного Карабаха, обеспечивающий гарантии безопасности и самоуправления.
  • Наличие коридора, связывающего Армению с Нагорным Карабахом.
  • Определение будущего окончательного правового статуса Нагорного Карабаха путем имеющего обязательную юридическую силу волеизъявления его населения.
  • Право всех внутренних перемещенных лиц и беженцев на возвращение в места прежнего проживания.
  • Международные гарантии безопасности, включая миротворческую операцию .

Это, безусловно, основа для строительства стабильного мира в данном регионе. Каждый пункт очень важен, так как либо зависит, и не может быть полностью воплощен в жизнь без других, либо одно вытекает из другого. Также стоит отметить, что пункты достаточно емко включают позиции обеих сторон. Однако до сих пор, к сожалению, переговорный процесс ни к чему не привел.

Вслед за принятием этого, по сути своей базового, документа последовал визит в Азербайджан, Армению и Грузию госсекретаря США Хиллари Клинтон. Центральным пунктом ее визита было Баку, где она еще раз подчеркнула, что США выступают за мирное урегулирование проблемы Карабаха с учетом принципов территориальной целостности, неприменения угрозы силы и права на самоопределение, отраженных в Хельсинкском Заключительном акте.

Визит в Армению был сфокусирован на проблематике нормализации турецко-армянских отношений и открытия армяно-турецкой границы - вопросу, имеющему для американской стороны стратегическое значение. Сдвинуть эти вопросы с мертвой точки не удалось, к тому же отсутствие прямой увязки с необходимостью разрешения конфликта вокруг Нагорного Карабаха вызвало крайне негативную реакцию в политических кругах Азербайджана. Ведущие азербайджанские политологи расценили визит госсекретаря США как “провальный” . Однако, несмотря на то, что визит не имел успеха, не стоит списывать это со счетов. Любой шаг в таком деле будет на счету, если он направлен на разрешение конфликта.

Более определенными, с точки зрения интересов Азербайджана, стали результаты официального визита в Баку Президента Турции Абдуллы Гюля, во время которого 16 августа 2010 г. сторонами был подписан “Договор о стратегическом партнерстве и взаимопомощи ”. При этом турецкий президент недвусмысленно намекнул на возможность силового решения затянувшегося конфликта: “В сегодняшнем мире оккупация чужих земель не может затянуться на столь долгий период. Если вопросы не решатся, могут возникнуть неконтролируемые проблемы”. Абдулла Гюль призвал к “бесшумной, но решительной дипломатии”, и его призыв был поддержан азербайджанской общиной Нагорного Карабаха, лидеры которой заявили о готовности решить проблему военным путем. В то же время в азербайджанской прессе появились сообщения о том, что в Азербайджане готовятся к возвращению в Нагорный Карабах временно перемещенные лица из восточной части бывшей автономной области.

Риск вмешательства Турции в региональный передел на Кавказе при отсутствии реальных гарантий стабильности со стороны США мог бы привести к новой кавказской войне, что поставило бы перед Москвой трудновыполнимые оперативные задачи. На перекрестке внешних угроз оказался и стратегический союзник России - Армения, где в августе 2010 г. на информационном уровне развернулась открытая антироссийская кампания. В то же время, по оценке ситуации на начало сентября, ситуация легко могла выйти из-под контроля: инциденты на линии соприкосновения вооруженных подразделений стали практически ежедневными, а мониторинговая миссия ОБСЕ составляла всего 6 человек. Поэтому было важно выстроить систему сдержек и противовесов, чтобы не допустить неконтролируемого расползания конфликта.

В этих условиях состоялись государственные визиты в Армению и Азербайджан Президента России Д.А. Медведева. Позиция России исходила из основного тезиса: Азербайджан и Армения - стратегические партнеры России, война между ними недопустима, сотрудничество с ними важно для России как регионального и глобального игрока на Кавказе.

Переговоры в Армении завершились подписанием нового договора о военном сотрудничестве и продлении срока пребывания российской военной базы в Гюмри с 25 до 49 лет. Своего рода компенсацией явилось то, что Россия взяла на себя обязательства по охране границ Армении не только с Ираном и Турцией, но и с Азербайджаном.

Армянский политолог Сергей Минасян положительно оценил этот факт, хотя и заметил, что наличие иностранной военной базы в определенной мере ограничивает суверенитет государства . Разумеется, государство несколько ограничивает себя, однако это действие мы можем оценить положительно. Как уже отмечалось ранее, Россия не заинтересована в крупных конфликтах, которая могла бы дестабилизировать регион. Также можно отметить, что в случае победы одной стороны в вооруженных столкновениях будут причиной поднятия национализма в другой. От этого могут пострадать и соседние страны, которые не по своей воле могут быть вовлечены в локальный конфликт. Однако контроль границ Россией дают неоспоримый факт против такого хода событий. Любая сторона, которая пойдет в наступление, сначала встретится с Россией, с которой, она понесет тяжелые потери и уже будет неспособна дальше вести активные действия.

Во время визита в Баку был подписан ряд важных для обеих сторон документов, в их числе - о государственной границе и об увеличении в четыре раза поставок газа из Азербайджана в Россию, при этом Д.А. Медведев также заявил, что Россия не будет препятствовать участию Азербайджана в Nabucco . Это свидетельствует о том, что Россия не принимает ничью сторону, и готова поддерживать обе страны, при этом не разжигая конфликта между ними.

Тем временем, по сообщению председателя общественного объединения “Азербайджанская община Нагорного Карабаха”, еще летом стала готовиться к возвращению в освобожденные от оккупации районы, а также в район Шуши, где до войны преобладало азербайджанское население . Мир, хоть и хрупкий, все же начал наступать в этом регионе. Однако, по этому счету Томас де Ваал на презентации своей книги «Черный Сад» , когда она переиздавалась в 2013 году New York University: «Я был в Карабахе около 10 раз, - сказал Томас де Вааль на презентации. - И местные жители пытаются показать, даже может быть немного слишком настойчиво, как у них все нормально. Нагорный Карабах - это удивительно спокойное место. Если вы там потеряете свой велосипед, его вам кто-то привезет через полчаса. Они создали все эти функциональные институты и министерства, хотя их никто не признает. Они хотят показать, что построили государство, и давайте, мол, забудем о конфликте. Но это миф. На поверхности все очень спокойно, но если вглядеться - увидишь конфликт и травму» . Это еще раз показывает, что проблемным этот регион все еще остается, несмотря на все усилия по стабилизации. Прошедший конфликт оставил неизгладимый след в жизни местного населения. С конца сентября стала работать международная оценочная миссия во главе с сопредседателями Минской группы, которая должна будет дать оценку положения дел на оккупированных территориях, в связи с чем Азербайджан приостановил рассмотрение проекта подготовленной им резолюции на 65-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

В начале декабря 2010 г. состоялся саммит ОБСЕ в Астане, который ознаменовался новым обострением ситуации вокруг Нагорного Карабаха - впервые, вопреки ранее достигнутой договоренности, не состоялась встреча президентов Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна. Лидерам двух стран трудно о чем-либо договориться, если Баку говорит и желает слышать только о территориальной целостности, а Ереван - о независимости Карабаха, пока еще юридически входящего в состав Азербайджана.

В начале августа 2014 года в Нагорном Карабахе снова зазвучали выстрелы, погибло несколько десятков человек с обеих стороны. Старый территориальный спор обострился с новой силой. Скептики предрекали широкомасштабную войну Армении с Азербайджаном. Однако затем оружие практически смолкло, предоставив шанс для дипломатов и политиков договариваться об условиях перемирия и решения неурегулированных проблем. Министерство обороны непризнанной Нагорно-Карабахской республики заявляет, что Азербайджан пока не готов к мирному решению вопроса.

Стычки военных прекратились после трехсторонней встречи президентов России, Армении и Азербайджана, которая состоялась 10 августа в Сочи по инициативе Владимира Путина. И хотя в результате не было подписано никаких договоров и не принято значимых решений, переговоры с участием лидера страны, с которой по многим направлениям связаны и Армения, и Азербайджан, подтолкнули стороны к диалогу. Что уже очень немало: в Ереване и Баку усиливались воинственные настроения. «Однако Кремль явно сыграл на опережение, поскольку Запад и НАТО тоже были готовы активно вмешаться в ситуацию и традиционно использовать ее в своих целях, в том числе и как рычаг давления на Россию» . Мы считаем, что данная позиция чересчур критична. Разумеется, некий риск был, так как любое неверное решение со стороны администрации могло иметь колоссальные последствия. Мы можем наблюдать, что действия России во внешней политике позволили урегулировать проблему, однако также она могла бы вызвать отрицательный эффект своими действиями.

Президент Научного общества кавказоведов Александр Крылов отметил, что многолетние усилия Москвы и Минской группы ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта направлены, прежде всего, на то, чтобы создать условия для переговоров. Но саму проблему нужно решать Еревану и Баку: «Переговорщики должны сами определить пути решения проблемы и свои подходы к ней, которые позволят смягчить ситуацию, а посредники, в сторону которых раздаются упреки, не могут продиктовать свою волю конфликтующим сторонам. В этом главная причина непонимания в Армении и Азербайджане. Часто посредник диктовал свою волю, и это не шло на пользу самим противоборствующим сторонам. Поэтому задача Москвы и других посредников - это обеспечение переговорного процесса, а также предотвращение войны и снижение напряжения в зоне конфликта» .

Различные страны и организации уже не раз усаживали стороны за стол переговоров. Благодаря этому и Армения и Азербайджан в своей официальной позиции отказались от вооруженного конфликта как от единственного возможного решения проблемы. Несомненно, это уже большой успех в диалоге. Хотя, конечно, он еще очень далек от окончательного урегулирования. Тут много сугубо исторических и политических причин, сильна взаимная обида, еще не забыты жертвы предыдущих столкновений. Тем не менее, Россия сегодня представляет собой уникальную переговорную площадку для Баку и Еревана, которая при прямом посредничестве российского президента позволяет установить личный контакт между лидерами конфликтующих сторон.

Россия по-разному выстраивает отношения с Арменией и Азербайджаном. Если в одном случае речь идет о военно-политическом союзнике, то в другом - о важном торгово-экономическом партнере. Тем не менее, именно многоканальный подход, уважение к своим соседям и конкретные предложения по разрешению конфликта позволяют надеяться, что при посредничестве Москвы конфликт рано или поздно будет урегулирован. Дело - за Баку и Ереваном.

Лучший путь для решения нагорно-карабахского конфликта это продолжение прямого диалога между президентами Азербайджана и Армении и обсуждение конкретных предложений и подходов по окончательному решению конфликта.

Мы считаем, что окончательное решение данного вопроса не может состояться в ближайшем будущем. Это напрямую связано с настроением народов в обеих государствах. Первым шагом, и как правило самым трудным и долгим, будет то, что правительства обеих странах должны изменить настрой людей от полной вражды и неприязни в обратную. И Азербайджан и Армения не готовы идти на уступки, так как это, как им кажется, будет показателем слабости. Это приведет к негодованию народа, что может повлечь за собой протесты и бунты. Именно поэтому в первую очередь должна прекратиться пропаганда того, что любой шаг навстречу с одной стороны - это победа для другой. Если искоренить эту межнациональную вражду, то большая составляющая некогда возникшего конфликта будет разрешена. Вполне возможно, в Нагорный Карабах смогут вернуться и азербайджанцы, которые покинули места жительства в период войны. Это восстановило бы целостность региона, и дало бы шанс понять саму суть проблемы. Так как регион страны, с преобладанием другой нацией, требует тщательно продуманной политики. Вполне возможно, в конце концов, обе стороны смогут прийти к взаимному согласию. Как уже говорилось, все в руках Армении и Азербайджана, и только им суждено решить данный вопрос.

  1. Армяно-Азербайджанский конфликт в Нагорном Карабахе. Справка //Электронный ресурс «РИА Новости» , 05.05.2009. http :// ria . ru / politics /20090505/169997689. html
  2. Нагорный Карабах: причины, повод, риски и выгоды 5-ти стран от возможной новой войны // Электронный ресурс «Биржевой лидер» , 13.08.2014. http :// www . profi - forex . org / novosti - mira / entry html
  3. Томас де Ваал Черный Сад. Армения и Азербайджан между миром и войной. //Издательство «Российская политическая энциклопедия» . - 2014г. - с. 413
  4. В. Казимиров. Опиум для своего народа. Как пропагандисты вредят урегулированию по Карабаху. // Агентство «Регнум» . 2014. http://vn.kazimirov.ru/p005.htm
  5. Официальный сайт «Государственной Комиссии по делам военнопленных, заложников и без вести пропавших граждан» . http :// web . archive . org / web /20140121041606/ http :// www . human . gov . az /? sehife = etrafli & dil = ru & sid = MTA 0 OTU 5 MTA 4 MTI zMDU 5 OQ ==
  6. Алла ли выход из тупика? // Журнал «Вестник Европы» , №30, Электронный адрес
  7. 7.Алла Язькова. Нагорнокарабахский конфликт ждет решения. // «Независимая газета» . Электронный адрес http://www.ng.ru/politics/2010-06-18/3_kartblansh.html
  8. Там же.
  9. Там же.
  10. Эксперт: Карабахский конфликт как зона консенсуса между Западом и Россией // электронный ресурс «Информационное агентство REGNUM » , 19.06.2014. http :// www . regnum . ru / news / polit /1816051. html
  11. Медведев: Россия не будет препятствовать проекта Nabucco . // Российское новостное информционное агентство « NEWSru . com » . http :// www . newsru . com / arch / finance /03 sep 2010/ medvedev . html
  12. Алла Язькова. Нагорный Карабах: возможен ли выход из тупика? // Журнал «Вестник Европы» , №30, 2011. Электронный адрес http://magazines.russ.ru/vestnik/2011/30/ia7.html
  13. Жанна Ульянова. Путину пришлось вмешаться в вооруженный конфликт Армении и Азербайджана // электронный ресурс «РБК» . 04.08.2014. http :// top . rbc . ru / politics /04/08/2014/940904. shtml
  14. Нагорный Карабах: без посредников не обойтись. // Электронный ресурс «РИА Новости» , 22.08.2014. http :// ria . ru / radio /20140822/1020984818. html

Карабахский конфликт между армянским и азербайджанским населением автономной республики Нагорный Карабах в составе Азербайджана - первое широкомасштабное этническое столкновение на территории Советского Союза.

Он продемонстрировал ослабление центральной власти и стал предвестником потрясений, которые привели к . Конфликт не закончился, он продолжается и сейчас, спустя 25 лет.

Периоды затишья чередуются с локальными боевыми действиями. Активизация боев 2 - 5 апреля 2016 года привела к гибели более 70 человек с обеих сторон. Устраивающего всех решения нет и в обозримом будущем не предвидится.

Соседи

Конфликт не начался внезапно. В противостоянии между Османской и Российской империями Россия традиционно поддерживала армян, а Турция азербайджанцев. Географически Карабах оказался между оппонентами - на азербайджанской стороне горного хребта, но населенный в основном армянами в горной части, и азербайджанским населением на равнине с центром в городе Шуши.

Странно, но за весь XIX век не зафиксировано ни одного открытого столкновения. Только в XX веке с ослаблением центральной власти противоречия стали переходить в горячую фазу. Во время революции 1905 года, произошли первые межэтнические столкновения, продолжавшиеся до 1907 года.

В ходе Гражданской войны в России 1918 – 1920 годов конфликт снова перешел в горячую фазу, иногда его называют армяно-азербайджанской войной. По окончании Гражданской войны в ходе образования союзных республик было принято решение об образовании Нагорно-Карабахской Автономной области в составе республики Азербайджан. Мотивы этого решения до сих пор не ясны.

По некоторым данным, Сталин хотел таким образом улучшить отношения с Турцией. Более того, в 1930-х годах в ходе административных изменений, несколько районов Нагорного Карабаха, граничащие с Арменией, были переданы в состав Азербайджан. Теперь Автономная область не имела общей границы с Арменией. Конфликт перешел в тлеющую фазу.

В 40-е - 70-е годы руководством Азербайджана проводилась политика заселения НКАО азербайджанцами, что не способствовало добрым отношениям между соседями.

Война

В 1987 году контроль Москвы над союзными республиками ослабел и замороженный конфликт стал разгораться снова. С обеих сторон состоялись многочисленные митинги. В 1988 году по Азербайджану прокатились армянские погромы, азербайджанцы массово покидали Армению. Азербайджан блокировал связь между Нагорным Карабахом и Арменией, в ответ Армения объявила блокаду азербайджанскому анклаву Нахичевани.

В наступающем хаосе оружие из армейских гарнизонов и с военных складов стало поступать участникам противостояния. В 1990 году началась настоящая война. С распадом СССР враждующие стороны получили полный доступ к вооружениям Советской армии в Закавказье. На фронтах появилась бронетехника, артиллерия и авиация. Российские военнослужащие в регионе, брошенные своим командованием, часто сражались на обеих сторонах фронта, особенно в авиации.

Перелом в ходе войны произошел в мае 1992 года, когда армянами был захвачен Лачинский район Азербайджана, граничащий с Арменией. Теперь Нагорный Карабах был соединен с Арменией транспортным коридором, через который стало поступать военное снаряжение и добровольцы. В 1993 и первой половине 1994 года преимущество армянских формирований стало очевидным.

Планомерно расширяя Лачинский коридор, армяне захватили районы Азербайджана, лежащие между Карабахом и Арменией. Азербайджанское население из них было изгнано. Активные действия закончились в мае 1994 года подписанием соглашения о прекращении огня. Карабахский конфликт был приостановлен, но не закончился.

Итоги

  • До 7 тысяч погибших в Карабахе (точных цифр нет)
  • 11 557 погибших азербайджанских военных
  • Более полумиллиона беженцев
  • Под контролем армян находится 13,4% территории Азербайджана, не входившего до войны в НКАО
  • За прошедшие 24 года предпринималось несколько попыток сблизить позиции сторон с участием России, США и Турции. Ни одна из них успехом не увенчалась
  • Полностью уничтожены общие культурные традиции, сложившиеся за века совместной жизни. На обеих сторонах сложились свои, диаметрально противоположные версии истории, теории и мифы.

В череде межнациональных конфликтов, которые охватили Советский Союз в последние годы его существования, Нагорный Карабах стал первым. Политика перестройки, начатая Михаилом Горбачевым , проходила проверку на прочность событиями в Карабахе. Проверка показала полную несостоятельность нового советского руководства.

Регион со сложной историей

Нагорный Карабах, маленький клочок земли в Закавказье, имеет древнюю и непростую судьбу, где переплетены жизненные дороги соседей — армян и азербайджанцев.

Географическая область Карабах разделена на равнинную и нагорную части. В Равнинном Карабахе исторически преобладало азербайджанское население, в Нагорном — армянское.

Войны, мир, снова войны — так и жили народы рядом, то враждуя, то примиряясь. После распада Российской империи Карабах стал ареной ожесточенной армяно-азербайджанской войны 1918-1920 годов. Противостояние, главную роль в котором с обеих сторон играли националисты, сошло на нет лишь после установления Советской власти в Закавказье.

Летом 1921 года, после бурного обсуждения, ЦК РКП (б) принял решение об оставлении Нагорного Карабаха в составе Азербайджанской ССР с предоставлением ему широкой областной автономии.

Автономная Область Нагорного Карабаха, ставшая в 1937 году Нагорно-Карабахской автономной областью, предпочитала считать себя частью Советского Союза, а не частью Азербайджанской ССР.

«Размораживание» взаимных обид

На протяжении многих лет в Москве на эти тонкости внимания не обращали. Попытки же в 1960-х годах поднять тему передачи Нагорного Карабаха Армянской ССР были жестко пресечены — тогда центральное руководство сочло, что подобные националистические поползновения надо пресекать в зародыше.

А повод для беспокойства у армянского населения НКАО все-таки был. Если в 1923 году армяне составляли свыше 90 процентов населения Нагорного Карабаха, то к середине 1980-х этот процент снизился до 76. Это не было случайностью — руководство Азербайджанской ССР сознательно делало ставку на изменение этнической составляющей региона.

Пока ситуация в целом в стране оставалась стабильной, в Нагорном Карабахе тоже было все спокойно. Мелкие стычки на национальной почве всерьез никто не принимал.

Перестройка Михаила Горбачева, помимо всего прочего, «размораживала» обсуждение ранее запретных тем. Для националистов, чье существование до сих пор возможно было лишь в глухом подполье, это стало настоящим подарком судьбы.

Дело было в Чардахлу

Большое всегда начинается с малого. В Шамхорском районе Азербайджана существовало армянское село Чардахлы. В годы Великой Отечественной войны из села ушло на фронт 1250 человек. Из них половина была награждена орденами и медалями, двое стали маршалами, двенадцать — генералами, семь — Героями Советского Союза.

В 1987 году секретарь райкома партии Асадов решил заменить директора местного совхоза Егияна на руководителя-азербайджанца.

Селян возмутило даже не само отстранение Егияна, обвиненного в злоупотреблениях, а то, как это было сделано. Асадов действовал грубо, нахрапом, предложив бывшему директору «уезжать в Ереван». К тому же новый директор, по словам местных, был «шашлычником с начальным образованием».

Жители Чардахлу не боялись гитлеровцев, не испугались они и главу райкома. Нового назначенца просто отказывались признавать, и Асадов стал угрожать селянам.

Из письма жителей Чардахлы Генеральному прокурору СССР: «Каждый приезд Асадова в село сопровождается отрядом милиции и пожарной машины. Не было исключения и первого декабря. Прибыв с отрядом милиции поздно вечером, он насильно собирал коммунистов, чтобы провести нужное ему партийное собрание. Когда это ему не удалось, то стали избивать народ, арестовали и вывезли на заранее пригнанном автобусе 15 человек. Среди избитых и арестованных были участники и инвалиды Великой Отечественной войны (Вартанян В. , Мартиросян X. , Габриелян А. и др.), доярки, передовые звеньевые (Минасян Г. ) и даже бывший депутат Верховного Совета Аз. ССР многих созывов Мовсесян М.

Не успокоившись своим злодеянием, человеконенавистный Асадов второго декабря вновь с еще большим отрядом милиции организовал очередной погром на родине маршала Баграмяна в день его 90-летия со дня рождения. На этот раз избили и арестовали 30 человек. Такому садизму и беззаконию может позавидовать любой расист из колониальных стран».

«Хотим в Армению!»

Статья о событиях в Чардахлы была опубликована в газете «Сельская жизнь». Если в центре происходящему не придали особого значения, то в Нагорном Карабахе среди армянского населения поднялась волна возмущения. Как же так? Почему распоясавшийся функционер остается безнаказанным? Что будет дальше?

«С нами будет тоже самое, если мы не присоединимся к Армении», — кто и когда сказал это первым, не так уж важно. Главное, что уже в начале 1988 года официальный печатный орган Нагорно-Карабахского обкома КП Азербайджана и Совета народных депутатов НКАО «Советский Карабах» стал печатать материалы, в которых поддерживалась эта идея.

В Москву одна за другой поехали делегации армянской интеллигенции. Встречаясь с представителями ЦК КПСС, они уверяли — в 1920-х Нагорный Карабах был закреплен за Азербайджаном по ошибке, и сейчас самое время ее исправить. В Москве в свете политики перестройки делегатов принимали, обещая изучить вопрос. В Нагорном Карабахе это воспринималось как готовность центра поддержать передачу региона Азербайджанской ССР.

Обстановка стала накаляться. Лозунги, особенно из уст молодежи, звучали все радикальнее. Люди, далекие от политики, стали опасаться за свою безопасность. На соседей другой национальности начали смотреть с подозрением.

Руководство Азербайджанской ССР провело в столице Нагорного Карабаха собрание партийного и хозяйственного актива, на котором клеймило «сепаратистов» и «националистов». Клеймило, в общем-то, правильно, но, с другой стороны, не давало ответов на вопрос, как жить дальше. Среди партактива Нагорного Карабаха большинство поддерживало призывы к передаче области в состав Армении.

Политбюро за все хорошее

Ситуация стала выходить из-под контроля властей. С середины февраля 1988 года на центральной площади Степанакерта практически безостановочно проходил митинг, участники которого требовали передачи НКАО Армении. Акции в поддержку этого требования начались и в Ереване.

20 февраля 1988 года внеочередная сессия народных депутатов НКАО обратилась к Верховным Советам Армянской ССР, Азербайджанской ССР и СССР с просьбой рассмотреть и положительно решить вопрос о передаче НКАО из состава Азербайджана в состав Армении: «Идя навстречу пожеланиям трудящихся НКАО, просить Верховный Совет Азербайджанской ССР и Верховный Совет Армянской ССР проявить чувство глубокого понимания чаяний армянского населения Нагорного Карабаха и решить вопрос о передаче НКАО из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР, одновременно ходатайствовать перед Верховным Советом Союза ССР о положительном решении вопроса передачи НКАО из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР»,

Всякое действие рождает противодействие. В Баку и других городах Азербайджана стали проходить массовые акции с требованием пресечь вылазки армянских экстремистов и сохранить Нагорный Карабах в составе республики.

21 февраля ситуация рассматривалась на заседании Политбюро ЦК КПСС. За тем, что решит Москва, внимательно следили обе стороны конфликта.

«Последовательно руководствуясь ленинскими принципами национальной политики, ЦК КПСС обратился к патриотическим и интернационалистским чувствам армянского и азербайджанского населения с призывом не поддаваться на провокации националистических элементов, всемерно крепить великое достояние социализма — братскую дружбу советских народов», — говорилось в тексте, опубликованном по итогам обсуждения.

Наверное, в этом и была суть политики Михаила Горбачева — общие правильные фразы обо всем хорошем и против всего плохого. Но увещевания уже не помогали. Пока творческая интеллигенция выступала на митингах и в печати, на местах все чаще процессом управляли радикалы.

Митинг в центре Еревана в феврале 1988 года. Фото: РИА Новости / Рубен Мангасарян

Первая кровь и погром в Сумгаите

Шушинский район Нагорного Карабаха был единственным, в котором преобладало азербайджанское население. Обстановка здесь подогревалась слухами о том, что в Ереване и Степанакерте «зверски убивают азербайджанских женщин и детей». Реальной почвы под этими слухами не было, но их хватило для того, чтобы 22 февраля вооруженная толпа азербайджанцев начала «поход на Степанакерт» для «наведения порядка».

У населенного пункта Аскеран обезумевших мстителей встретили милицейские кордоны. Образумить толпу не удалось, прозвучали выстрелы. Погибли два человека, причем, по иронии судьбы, одной их первых жертв конфликта стал азербайджанец, убитый милиционером-азербайджанцем.

Настоящий взрыв произошел там, где не ждали — в Сумгаите, городе-спутнике столицы Азербайджана Баку. В это время там стали появляться люди, называвшие себя «беженцами из Карабаха» и рассказывавшие об ужасах, творимых армянами. В рассказах «беженцев» на самом деле не было ни слова правды, но обстановку они накалили.

Сумгаит, основанный в 1949 году, был многонациональным городом — здесь десятилетиями рядом жили и работали азербайджанцы, армяне, русские, евреи, украинцы... К тому, что случилось в последних числах февраля 1988 года, никто не был готов.

Считается, что последней каплей стало сообщение по ТВ о стычке под Аскераном, где погибли два азербайджанца. Митинг в поддержку сохранения Нагорного Карабаха в составе Азербайджана в Сумгаите превратился в акцию, на которой стали звучать лозунги «Смерть армянам!».

Местные власти правоохранительные органы пресечь происходящее не смогли. В городе начались погромы, которые продолжались двое суток.

Согласно официальным данным, в Сумгаите погибло 26 армян, сотни пострадали. Остановить безумие удалось лишь после ввода войск. Но и здесь все оказалось не так просто — поначалу военным был дан приказ исключить применение оружия. Лишь после того, как счет раненных солдат и офицеров перевалил за сотню, терпение лопнуло. К погибшим армянам добавились шесть азербайджанцев, после чего беспорядки прекратились.

Исход

Кровь Сумгаита сделала прекращение конфликта в Карабахе крайне сложной задачей. Для армян этот погром стал напоминанием о резне в Османской империи, произошедшей в начале XX века. В Степанакерте повторяли: «Смотрите, что они творят? Разве после этого мы можем оставаться в Азербайджане?».

Несмотря на то, что Москва стала использовать жесткие меры, логики в них не просматривалось. Бывало, что два члена Политбюро, приезжая в Ереван и Баку, давали взаимоисключающие обещания. Авторитет центральной власти падал катастрофически.

После Сумгаита начался исход азербайджанцев из Армении и армян из Азербайджана. Напуганные люди, бросая все нажитое, бежали от соседей, в одночасье ставших врагами.

Было бы нечестно говорить только о подонках. Оскотинились не все — во время погромов в Сумгаите азербайджанцы, зачастую рискуя собственными жизнями, прятали у себя армян. В Степанакерте, где «мстители» начали охоту на азербайджанцев, их спасали армяне.

Но эти достойные люди не могли остановить все большее разрастание конфликта. То там, то здесь вспыхивали новые столкновения, которые не успевали пресекать введенные в регион внутренние войска.

Общий кризис, начавшийся в СССР, все больше отвлекал внимание политиков от проблемы Нагорного Карабаха. Ни одна из сторон не готова была идти на уступки. К началу 1990 году незаконные вооруженные формирования с обеих сторон развернули боевые действия, счет убитых и раненых шел уже на десятки и сотни.

Военнослужащие Министерства обороны СССР на улицах города г. Физули. Введение чрезвычайного положения на территории НКАО, приграничных с ней районах Азербайджанской ССР. Фото: РИА Новости / Игорь Михалев

Воспитание ненавистью

Сразу после августовского путча 1991 года, когда центральная власть практически перестала существовать, независимость провозгласили не только Армения и Азербайджан, но и Нагорно-Карабахская Республика. С сентября 1991 года происходящее в регионе стало войной в полном смысле слова. А когда в конце года из Нагорного Карабаха были выведены подразделения внутренних войск уже несуществующего МВД СССР, уже никто более не мог помешать бойне.

Карабахская война, продлившаяся до мая 1994 года, завершилась подписанием соглашения о перемирии. Общие потери сторон убитыми независимыми экспертами оцениваются в 25-30 тысяч человек.

Нагорно-Карабахская Республика уже более четверти века существует в качестве непризнанного государства. Власти Азербайджана по-прежнему заявляют о намерении вернуть контроль над утраченными территориями. Боевые действия различной интенсивности на линии соприкосновения вспыхивают регулярно.

С обеих сторон людям застит глаза ненависть. Даже нейтральный комментарий в адрес страны-соседа рассматривается как национальное предательство. Детям с малых лет внушается мысль о том, кто является главным врагом, который должен быть уничтожен.

«Откуда и за что, сосед,
На нас свалилось столько бед?»

Армянский поэт Ованес Туманян в 1909 году написал стихотворение «Капля меда». В советские времена оно было хорошо известно школьникам в переводе Самуила Маршака. Туманян, умерший в 1923 году, не мог знать о том, что произойдет в Нагорном Карабахе в конце XX века. Но этот мудрый человек, хорошо знавший историю, в одном стихотворении показал, как порой из сущих мелочей зарождаются чудовищные братоубийственные конфликты. Не поленитесь найти и прочитать его полностью, а мы приведем лишь его окончание:

...И запылал огонь войны,
И две страны разорены,
И поле некому косить,
И мертвых некому носить.
И только смерть, звеня косой,
Бредет пустынной полосой...
Склоняясь у могильных плит,
Живой живому говорит:
— Откуда и за что, сосед,
На нас свалилось столько бед?
Тут и кончается рассказ.
А если кто-нибудь из вас
Задаст рассказчику вопрос,
Кто здесь виновней — кот иль пес,
И неужели столько зла
Шальная муха принесла, —
За нас ответит вам народ:
Найдутся мухи, — был бы мед!..

P.S. Армянское село Чардахлу, родина героев, прекратило свое существование в конце 1988 года. Более 300 семей, его населявших, перебрались в Армению, где обосновались в селе Зоракан. Ранее это село было азербайджанским, но с началом конфликта его жители стали беженцами, так же, как и обитатели Чардахлу.

Очередной акт карабахского кровопролития Лондон и Анкара готовили ровно 100 дней. Всё прошло как по маслу. Под новый год главы оборонных ведомств Турции, Грузии и Азербайджана с помпой подписали трёхсторонний оборонный меморандум, затем, через месяц, англичане устроили скандальный демарш в ПАСЕ с целью «разрубить карабахский узел» в пользу Баку, и вот – третий акт, в котором по законам жанра ружьё, висящее на стене, стреляет.

Нагорный Карабах вновь истекает кровью, жертв с обеих сторон больше сотни, и, кажется, недалеко до новой войны – в мягком подбрюшье России. Что происходит и как нам относиться к происходящему?

А происходит следующее: в Турции чрезвычайно недовольны «пророссийским», как там считают, президентом Ильха­мом Алиевым. Недовольны настолько, что даже готовы его сместить, то ли устроив Алиеву «бакинскую весну», то ли науськав фрондёров из азербайджанской военной верхушки. Последнее – и вернее, и намного дешевле. Обратите внимание: когда в Карабахе началась стрельба, Алиева не было в Азербайджане. Так кто же отдал приказ стрелять в отсутствие президента? Оказывается, решение нанести удар по армянским поселениям принял министр обороны Закир Гасанов, большой друг Анкары и, можно сказать, протеже турецкого премьера Ахмета Давутоглу. История назначения Гасанова министром малоизвестна и явно стоит того, чтобы её рассказать. Потому как, зная эту историю, нынешнее обострение армяно-азербайджанского конфликта можно увидеть совсем другими глазами.

Министр обороны Азербайджана – ставленник Турции

Так вот, предшественника Гасанова, Сафара Абиева, назначал ещё отец действующего азербайджанского президента – Гейдар Алиев. Опыт и управленческий нюх бывалого партийного функционера и высокопоставленного сотрудника КГБ позволили Алиеву-старшему несколько раз избежать военных и околовоенных путчей. В 1995 году Гейдару Алиеву довелось дважды испытать судьбу: в марте случился мятеж, инспирированный бывшим министром внутренних дел Искандером Гамидовым, а в августе – прогремевшее на всю страну «дело генералов». Группа заговорщиков, в которую входили два замминистра обороны, намеревалась сбить президентский самолёт из переносного ЗРК. В общем, известный «пунктик» Алиева-старшего касательно готовящегося заговора военных имел своё внятное объяснение (ещё и памятуя предательство экс-министра обороны Рагима Газиева, случившееся чуть раньше). Потому неудивительно, что, передавая власть своему сыну, Гейдар-ага заповедал наследнику: опасайся военного путча! При этом как смог Ильхама он обезопасил, ведь с 1995 года военное ведомство бессменно возглавлял верный семье Алиевых Сафар Абиев.

По теме

Не в последнюю очередь именно благодаря личному участию министра Абиева закончилось армяно-азербайджанское военное противостояние в Нагорном Карабахе. Проницательный и крайне осторожный военный всячески сдерживал своих подчинённых, то и дело пытавшихся проявить горячий нрав во взрывоопасном регионе. Но такой министр обороны стал крайне невыгоден Анкаре, то и дело старавшейся раздуть угольки былого пожарища на Кавказе. И в 2013 году турки взорвали информационную бомбу. Что примечательно – при помощи радикально «антиалиевского» азербайджанского издания «Ени мусават». Мол, на президента и его зятя готовилось покушение. При этом журналисты весьма «толсто» намекали: заговор организовали военные. Доказательств, разумеется, не представили никаких, как и водится в подобных случаях. Но и этого малейшего подозрения хватило, чтобы Ильхам Алиев отстранил верного Абиева от руководства министерством.

Всю свою карьеру Абиев боролся с мусаватистами в армии – с «азербайджанскими тюрками», как, нарочито запутывая непосвящённых, они именуют себя в своих изданиях, таких как «Ени мусават». Без малого два десятилетия мусаватисты «долбили» министра за «притеснения и давление на азери тюрков в армии», а тут – какая удача! – на помощь подоспел тогдашний министр иностранных дел Турции, этнический крымский татарин Ахмет Давутоглу. Неведомо, что он «вливал в уши» Ильхама Алиева, но Абиева на министерском посту сменил именно тот, кого выдвигала Анкара – генерал Закир Гасанов. Этнический азери тюрк. И лютый ненавистник армян – не в пример своему предшественнику Абиеву.

СПРАВКА

Вашингтон в армяно-азербайджанском конфликте в Нагорном Карабахе традиционно занимает нейтралитет.

Между тем семь американских штатов – Гавайи, Род-Айленд, Массачусетс, Мэн, Луизиана, Джорджия и Калифорния – официально признают независимость Арцаха. Считается, что за этими локальными признаниями стоит весьма и весьма состоятельная 2-миллионная армянская диаспора.

Зато Лондон однозначно выступает на стороне Азербайджана.

А позиции других европейских государств в карабахском вопросе существенно разнятся. «За Баку» – Германия и «новая Европа» (Польша, страны Балтии и Румыния). «За Степанакерт» – Франция и Италия.

Провоцируют ситуацию в Карабахе Анкара и Лондон, а не Баку

Разумеется, выдвижение Гасанова немедленно спровоцировало новые столкновения в Арцахе – Нагорном Карабахе. Начиная с позапрошлого года обстановка в регионе несколько раз обострялась – и всякий раз урегулировать её приходилось российскому президенту. Причём – удивительное дело! – стрельбу провоцировал своими приказами именно министр обороны Гасанов, пользуясь отлучками из Баку главы государства. Но если бы активность военного министра ограничивалась одними только провокациями на границах Арцаха! В декабре прошлого года Гасанов, после нескольких двусторонних и трёхсторонних встреч в Стамбуле министров обороны Турции, Азербайджана и Грузии, инициировал подписание оборонного пакта с Анкарой и Тбилиси. Министры Исмет Йылмаз и Тина Хидашели соглашались с тем, что в случае очередного обострения на границах с армянским анклавом они обязуются вступить в конфликт на стороне азербайджанцев. И документ был подписан – невзирая на то, что за Грузией и Азербайджаном не стоял Североатлантический альянс, как в случае с Турцией. Ни Хидашели, ни, разумеется, Гасанова это обстоятельство не смутило. Вероятно, они и вправду рассчитывали на то, что, в случае чего, за них готова «подписаться» не одна только Турция, но и весь блок НАТО.

И этот расчёт, судя по всему, строился не на одних только домыслах и фантазиях. Имелись и более веские основания полагаться на НАТО. Политическую поддержку военной оси Анкара – Баку – Тбилиси гарантировал Лондон. Подтверждением тому – январское выступление на сессии ПАСЕ британского парламентария Роберта Уолтера. Не было ещё никакого обострения конфликта в Арцахе, но Уолтер уже, видимо, что-то такое знал наверняка, предлагая парламентариям принять резолюцию об «эскалации насилия» в регионе. Так было всегда: поджигать Кавказ британцы неизменно отряжали турок, а сами неизменно стояли у них за спинами. Припомним имама Шамиля – науськивали горцев османы, но идеологами происходящего выступали политики Альбиона. Так вот, и сегодня ничего не изменилось. Потому-то Роберт Уолтер с трибуны ПАСЕ и потребовал «вывести армянские силы из Нагорного Карабаха» и «утвердить полный контроль Азербайджана на этих территориях».

По теме

На днях экономисты Высшей школы экономики сравнили зарплаты в долларах в России, странах СНГ и Восточной Европы по паритету покупательной способности валют (ППС) – этот показатель уравнивает покупательные способности валют разных стран. Авторы исследования использовали данные Всемирного банка о ППС 2011 года, данные по курсам валют и уровень инфляции в рассматриваемых странах в последующие годы.

Едва ли причина активизации действий Турции объясняется одним только желанием симметрично ответить Москве за фактическое признание Курдистана. Объяснение скорее всего иное: Анкара готовит президенту Ильхаму Алиеву «цветную революцию» – руками азербайджанских военных.

В феврале-марте из Анкары в Баку зачастили турецкие военные специалисты. В сравнении с армянами азербайджанцы – бойцы неважнецкие. Сами наступать они не рискнули бы. Что примечательно, бывший министр обороны Азербайджана и глава генерального штаба в один голос свидетельствовали: не под силу армии в её нынешнем виде вернуть Арцах. Ну, а при обещанной помощи турок – отчего бы не попытать удачу? Благо уже и министр – другой. Кстати, любопытнейший штрих: как только конфликт в Карабахе обострился, на помощь азербайджанцам выдвинулся немалый отряд крымских татар из Херсонской области Украины. То ли 300 штыков, то ли больше. Без Анкары, само собой, и тут не обошлось. Примечательно, что и в Ереване, и в Степанакерте были заранее проинформированы о возможной провокации. И не случайно президент Армении Серж Саргсян на встрече с послами стран – членов ОБСЕ подчеркнул: спровоцировал кровопролитие не президент Азербайджана Ильхам Алиев. Кровавая провокация подготовлена руководством Турции и осуществлена министром обороны Азербайджана в отсутствие президента страны.

Анатолий НЕСМИЯН, востоковед:

– В военном отношении у Баку нет никаких шансов вернуть Карабах. Зато у азербайджанских генералов есть возможность локального продвижения вперёд за короткий промежуток времени – в расчёте на то, что внешние игроки остановят войну в момент, когда Азербайджан уже не сможет продвигаться дальше. Максимум, чего могут добиться этим азербайджанцы, – установить контроль над парой-тройкой сёл. И это подадут как победу. Вернуть же весь Карабах, целиком, Баку не в состоянии. Не выходит справиться даже с армией Карабаха, а ведь ещё имеется и армия Армении. Но и проиграть Баку не боится, прекрасно понимая, что ему просто не дадут проиграть – та же Москва, которая немедленно вмешается. На мой взгляд, нынешнее обострение ситуации вызвано тем, что Запад и Турция окончательно определились с дальнейшей судьбой Ильхама Алиева – ему готовят «бакинскую революцию» с оригинальным сценарием. У этой «революции» будет четыре этапа: конфликт в Карабахе, поражение Азербайджана, признание Арцаха Вашингтоном (семь штатов уже определились) и переворот в Баку. Первый шаг уже пройден, второй почти завершён. Половина пути пройдена – всего за несколько дней. Алиеву следовало бы быть осмотрительнее.

Чем Москва ответит на провокации Анкары

Чего же ждать? Некоторые военные эксперты, такие как Франц Клинцевич, полагают, что обострение в Арцахе получит дальнейшее развитие. Причём расклад, с его слов, такой: Армения, мол, входит в ОДКБ, а Азербайджан – нет, и это значит, что России неизбежно придётся принять армянскую сторону в конфликте. На самом деле всё не так просто. Армения – как и Россия – не является стороной карабахского конфликта. Его стороны – Азербайджан и республика Арцах, хоть и не признанное даже Ереваном, но вполне самостоятельное государство размером с половину Армении. В ОДКБ Арцах не представлен. Так что едва ли следует делать поспешные выводы о том, что-де в случае эскалации конфликта России придётся ввести войска в непризнанную республику. Не придётся.

И ещё один важный момент. Бытует миф, будто бы в том случае, если Нагорный Карабах «запихнуть» обратно в Азербайджан, армяно-азербайджанский конфликт неизбежно будет исчерпан. Увы, это не так. Взгляните на карту. У Азербайджана на юге имеется эксклав – Нахичеванская автономия. Разделяет её с Азербайджаном не только Арцах, в появлении которого после распада СССР, мол, и состоит вся суть конфликта. Между Нахичеванью и остальной страной – немалый кусок Армении. Его что, тоже отдать Баку – для окончательного урегулирования мирного процесса, ведь, как следует из азербайджанской повестки, конфликт между армянами и азербайджанцами будет исчерпан лишь в том случае, если Азербайджан наконец целиком воссоединится? Таким образом, на сегодня геополитическое решение, которое могло бы свести конфликт на нет, отсутствует.

Впрочем, следует признать, что ни президент Армении, ни его азербайджанский коллега, ни руководство Арцаха не готовы развязать большую войну на Кавказе. Проливать кровь готово лишь турецкое лобби в Баку, возглавляемое министром обороны Закиром Гасановым. Кстати, Турция, устами премьера Давутоглу обещавшая непременно прийти на подмогу в случае обострения ситуации на границах, что-то так и не объявилась на поле боя, предоставив умирать там азербайджанцам в одиночку.

В общем, урегулировать ситуацию, как всегда, придётся Москве. Применяя отнюдь не оружие, но одну только дипломатию. Даже грубее – пользуясь стократно раскритикованным, зато прекрасно работающим «телефонным правом». Президент Путин, как всегда в таких случаях, обзвонит глав Армении и Азербайджана, а затем армянский руководитель созвонится с коллегой из Арцаха. И пальба стихнет, пусть и на короткое время. А в том, что российский президент найдёт нужные слова, чтобы вразумить своего азербайджанского коллегу Ильхама Алиева, нет никаких сомнений. Гораздо занятнее будет понаблюдать, чем российское руководство «отблагодарит» турок. Тут можно о многом пофантазировать. И о начале поставок гуманитарных грузов в приграничные с Турцией районы Сирии. Опыт Донбасса подсказывает, что кузова российских грузовиков с гуманитаркой значительно объёмистее, нежели принято думать. Найдётся там место для всякого такого, без чего курдам не обойтись. Сегодня Анкара безуспешно пытается усмирить курдские города на своей территории – в ход идут танки и штурмовая авиация. Против практически безоружных курдов! А если курдам повезёт обнаружить среди банок с тушёнкой и медикаментами некий полезный инструмент – чисто случайно, само собой? Справится ли Эрдоган? Очень и очень сомнительно. Не отделаться Турции теперь помидорами, верно их Путин предупреждал. И Англия им не поможет – впрочем, так было всегда.

Случается так, что политики Арцаха продолжают карьеру в «метрополии», если можно так выразиться. К примеру, первый президент Нагорного Карабаха Роберт Кочарян стал вторым президентом Армении. Но нередко во властные эшелоны Степанакерта заносит откровенных политических авантюристов – к полнейшему непониманию официального Еревана. Так, в 1999 году правительство Арцаха возглавил одиозный Анушаван Даниелян – накануне бежавший из Крыма политик, уличённый в сотрудничестве с организованной преступной группировкой «Сэйлем». В Степанакерте он всплыл вместе со своим симферопольским подельником Владимиром Шевьёвым (Гаспарьяном), и эта парочка на протяжении восьми лет рулила экономикой непризнанной республики. Причём о криминальной подоплёке деятельности Даниеляна с Шевьёвым в Крыму был детально проинформирован тогдашний президент Арцаха Аркадий Гукасян. Таким образом, у некоторых заявлений официального Баку, что в Степанакерте заправляют криминальные авторитеты, известные основания действительно имеются.