Учет товародвижения в торгорговой организации. Товародвижение Учет товаров и материалов

Проходят наиболее короткие расстояния, не имея встречных потоков товаров аналогичного ассортимента. Кроме встречных перевозок, которых следует избегать, к числу нерациональных относятся также излишне дальние и повторные перевозки.

Когда имеются возможности отгружать товары из районов, более близких к тому или иному пункту назначения, перевозки, выходящие за пределы зон, установленных схемами нормальных направлений грузопотоков на транспорте, считаются излишне дальними.

Доведение товаров состоит в рациональной организации процессов товародвижения и товароснабжения, которые являются одной из важных функций торговли.

Организация процессов товародвижения

Процесс доведения товаров от предприятий-изготовителей через предприятия оптовой и розничной торговли до потребителей называется товародвижением. Он включает в себя не только физическое перемещение товаров из мест производства в места потребления, но и операции, связанные с их хранением, подсортировкой и подготовкой к продаже на предприятиях торговли.

С этой целью должны определяться наиболее благоприятные потоки и направления движения товаров, более экономичные виды транспорта для перевозки товаров из мест производства в места потребления и должна создаваться соответствующая сеть складов и баз. Оттого, насколько рационально организован процесс товародвижения, в значительной степени зависят уровень торгового обслуживания населения, а также время оборота товарно-материальных ценностей.

Процессы товародвижения и товароснабжения состоят в пространственном перемещении товаров, включающих комплекс организационно-экономических и коммерческих операций.

Поэтому товародвижение предполагает создание технологической цепи, способной своевременно и бесперебойно доводить товары от производства до потребителей в необходимом количестве, широком ассортименте, высокого качества, при минимальных затратах труда, материальных средств и времени.

Она включает в себя формирование партий товаров, их отгрузку, перевозку различными видами транспорта, прохождение товарной массы через определенные складские звенья и доставку товаров в розничную сеть. Как видно из их содержания, процессы товародвижения составляют частично коммерческую работу, а частично — продолжение процесса производства в сфере обращения.

Процессы товародвижения и товароснабжения имеют общие цели и задачи, но отличаются определенной сферой своего распространения.

Товароснабжение охватывает систему мероприятий, представляющих собой сложный комплекс коммерческих и технологических операций по доведению товаров до предприятий розничной торговли. Оно включает в себя следующие процессы: закупку, доставку, приемку и хранение, подготовку и продажу. Такое разграничение этих процессов делает различным содержание их организационно-экономических и коммерческих операций.

Процессы товародвижения и товароснабжения должны быть рационально организованы, что предполагает:

  • обеспечение кратчайших путей движения товаров;
  • применение наиболее целесообразных форм движения и доставки товаров;
  • определение рациональной звенности товародвижения;
  • использование наиболее удобных и экономичных видов транспорта.

Факторы влияния и принципы товародвижения

На организацию процесса товародвижения оказывает влияние ряд факторов, которые можно объединить в следующие группы:

  • производственные;
  • транспортные;
  • социальные;
  • торговые.

Производственные факторы

К числупроизводственных факторов относятся следующие:

  • специализация производственных предприятий;
  • сезонность производства отдельных товаров.

Существенное влияние на процесс товародвижения оказывает размещение производства товаров. Приближение производственных предприятий к источникам сырья часто приводит к неравномерному распределению их на территории страны, удалению от районов потребления, а это, в свою очередь, усложняет процесс товародвижения, так как вызывает необходимость перевозки товаров на большие расстояния, замедляет их доведение от производства до потребителей.

Не менее важное влияние на организацию товародвижения оказывает специализация производственных предприятии на выпуске сравнительно узкого ассортимента товаров. Это особенно касается товаров сложного ассортимента, так как мелкие магазины не в состоянии получать их без предварительной подсортировки на предприятиях оптовой торговли. Это приводит к тому, что большинство товаров, прежде чем поступить на розничное торговое предприятие, проходит предварительно через одно или более звеньев оптовой торговли.

Производство некоторых товаров народного потребления имеет ярко выраженный сезонный характер, что, в свою очередь, связано с сезонностью производства сырья для их изготовления, а также сезонностью приобретения и потребления отдельных товаров. В связи с этим ассортимент товаров, участвующих в процессе товародвижения, существенно изменяется на протяжении года, а это вызывает необходимость внесения соответствующих коррективов в организацию технологического процесса товародвижения.

Транспортные факторы

Ктранспортным факторам относятся:

  • состояние транспортных путей сообщения;
  • виды транспорта, используемые для перевозки товаров.

В настоящее время пока еще не все регионы имеют хорошо развитую транспортную сеть , следовательно, доставка товаров в некоторые из них сопряжена с определенными трудностями (носит сезонный характер, вынуждает использовать нерациональные виды транспорта и т.д.). Структура парка транспортных средств должна также отвечать требованиям рациональной организации процесса товародвижения, для чего необходимо наличие соответствующего специализированного транспорта, транспортных средств различной грузовместимости и т.д.

При организации товародвижения большое значение имеет правильный выбор транспортных средств и эффективное их использование. При этом учитывается расстояние перевозки, вид и физико-химические свойства товаров. Должна быть обеспечена максимальная загрузка транспорта, сокращены его простои, исключены порожние пробеги.

Широкое использование в процессе товародвижения тары-оборудования позволяет не только исключить тяжелые ручные процессы, значительно повысить и культуру торговли, но и добиться значительного экономического эффекта от ее внедрения.

Гак, при использовании тары-оборудования расходы на доставку и реализацию 1 г груза снижаются на 40-45%, производительность автотранспорта увеличивается в 1,8 раза, сокращается 8 технологических операций в торговле и 13 — на транспорте и предприятиях поставщиков, а также время на погрузку и разгрузку автомобилей — в 5 раз.

Во всех звеньях технологической цепи товародвижения должны широко использоваться средства механизации погрузочно-разгрузочных работ. Их применение позволяет более эффективно использовать транспортные средства и рабочую силу, существенно ускорить процесс товародвижения.

Социальные факторы

Большое влияние на процесс товародвижения оказываютсоциальные факторы, основными из которых являются:

  • расселение населения;
  • уровень денежных .

Так, в районы с невысокой плотностью населения сложнее организовать доставку товаров потребителям, чем в районы с высокой плотностью населения: перевозить их приходится на большие расстояния и, как правило, они проходят через большее количество звеньев. На интенсивность процесса товародвижения оказывает влияние и уровень денежных доходов населения.

Торговые факторы

На процесс товародвижения влияют следующие торговые факторы:

  • размеры, специализация и размещение предприятий торговли;
  • степень сложности ассортимента товаров и их свойства;
  • уровень организации товароснабжения розничной торговой сети.

Высокую эффективность товародвижения обеспечивает постоянное совершенствование и оптимизация всей его технологической цепи. Это достигается единством технологической цепи, соответствием се требованиям поточной обработки грузов, при которой каждая предыдущая операция одновременно является подготовкой к последующей. Особенно большое значение здесь имеют операции, связанные с подготовкой товаров к продаже (их фасовка, упаковывание, комплектование необходимого ассортимента и т.д.). В современных условиях эти операции в больших объемах выполняются как на предприятиях оптовой, так и розничной торговли.

В значительной степени процесс товародвижения зависит от ассортимента и свойств товаров. Так, товары сложного ассортимента, прежде чем поступить в розничную торговую сеть, проходят подсортировку в оптовом звене. Создания особых условий в процессе товародвижения требуют скоропортящиеся продукты.

По-разному будет протекать процесс товародвижения в зависимости от применяемой формы снабжения розничной торговой сети товарами. На характер процесса товародвижения большое влияние оказывают его форма и звенность.

В основу рациональной организации процесса товародвижения должно быть положено соблюдение следующих основных принципов:

  • применение кратчайших путей движения товаров;
  • установление оптимальной формы и звенности движения товаров с широким применением централизованной доставки товаров в ;
  • выбор рациональных транспортных средств и эффективное их использование;
  • широкое применение тары — оборудования и средств механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ;
  • постоянное совершенствование и оптимизация технологической цепи товародвижения.

Организация технологической цепи товародвижения с соблюдением названных выше основных принципов позволяет обеспечить высокую эффективность всего процесса товародвижения.

Формы товародвижения

Не менее важным условием рациональной организации товародвижения является применение экономически целесообразных форм движения товаров. Основными звеньями технологической цепи товародвижения являются промышленные и сельскохозяйственные предприятия, производящие товары народного потребления, оптовые базы, магазины и другие пункты розничной продажи товаров.

Следуя из сферы производства в сферу потребления, товары могут проходить через одно или более складских звеньев. Рациональная организация процесса товародвижения предусматривает прохождение товара через минимальное число звеньев.

В практике организации товародвижения находят применение две его формы:

  • транзитная;
  • складская.

Транзитная форма товародвижения

Транзитная форма заключается в отгрузке или завозе товаров в розничную торговую сеть непосредственно с производственных предприятий , минуя торговые склады. Она применяется преимущественно по товарам простого ассортимента, которые не требуют подсортировки.

Многие (хлеб и хлебобулочные изделия, колбасные изделия, мясные и рыбные полуфабрикаты, молочные продукты, пиво, безалкогольные напитки) завозятся в торговую сеть транзитом.

Транзитным порядком поступают на крупные торговые предприятия и отдельные (швейные и трикотажные изделия, ткани, обувь, телевизоры, холодильники, мебель) главным образом от местных предприятий промышленности.

На развитие транзитной формы движения товаров благоприятным образом влияют появление в районах потребления новых предприятий легкой и пищевой промышленности, укрупнение торговых предприятий, внедрение прямых связей розничной торговли с производством, развитие автомобильных и контейнерных перевозок и другие факторы.

Складская форма товародвижения

И, тем не менее, для перемещения многих товаров наиболее рациональной является складская форма товародвижения.Складская форма товародвижения находит применение в основном при доставке в розничную торговую сеть товаров сложного ассортимента . При этом товары в целях их подсортировки следуют через складские звенья.

Различают однозвенную, двухзвенную и более складские формы товародвижения. Для определения складской звенности используют коэффициент, который рассчитывается путем отношения оптово-складского товарооборота к розничному обороту.

Необходимость разделения крупных партий товаров, поступающих от промышленности, проведения подсортировки товаров сложного ассортимента, создание в оптовом звене устойчивых переходящих запасов, гарантирующих регулярность и бесперебойность снабжения розничной сети, — все это вызывает потребность в промежуточных складских звеньях, возникающих на пути движения товара.

Под звеньями товародвижения, как уже отмечалось, понимаются склады оптовых и розничных торговых организаций и предприятий, осуществляющие получение, хранение, подсортировку, комплектование и отпуск или отгрузку товаров в магазины.

Рационализация товародвижения идет по пути устранения излишних звеньев между производством и розничной торговлей. При использовании складской формы товародвижения стремятся к тому, чтобы на пути движения товаров из производства в розничную сеть было не более одного складского звена, территориально приближенного к пунктам снабжения.

Однозвенное товародвижение характерно в настоящее время для ряда крупных городов нашей страны. Строительство крупных зональных складов в ближайшей перспективе позволит шире распространить эту форму товародвижения.

Двухзвенное товародвижение пока еще достаточно широко распространено при снабжении небольших городов или сельских населенных пунктов.

Для установления рациональности товародвижения рассчитывается коэффициент звенности товародвижения - показатель среднего числа складов, через которые проходят товары от производственного предприятия до магазина.

Коэффициент звенности определяется как отношение валового (суммы складского и розничного) оборота к розничному за минусом единицы:

Складской оборот рассчитывается по поступлению товаров на склады оптовых и розничных предприятий, а розничный — в магазины. Исключение единицы связано с тем, что в обороте не учитывается прохождение ими кладовых магазина. При транзитном товародвижении коэффициент складской звенности равен нулю.

Выбор формы движения товаров обусловливается экономической целесообразностью, выявляемой путем конкретных расчетов затрат по товародвижению.

Каналы товародвижения

Одним из требований к рациональной организации товародвижения является обеспечение кратчайших путей движения товаров. С учетом форм и звенности формируются каналы товародвижения, выбор которых определяет рациональный и кратчайший путь движения товаров.

Под каналом товародвижения понимаются звенья (организации и лица), через которые проходит товар при движении (или перепродаже) от производителя к потребителю.

Каналы товародвижения выполняют различные функции. Они обеспечивают информацию о характеристиках и нуждах потребителей, существующих и новых товарах, устанавливают контакты с потенциальными покупателями, влияют на решения по , изыскивают и используют финансовые средства но покрытию затрат на продвижение товаров.

Различают прямые и косвенные каналы.

Прямые каналы товародвижения предполагают перемещение товаров и услуг непосредственно от производителя к потребителю, минуя независимых посредников, т.е. прямо в магазины. Такая система позволяет контролировать весь процесс, обеспечивает тесный контакт с потребителем, а следовательно, более полную информацию о его вкусах и привычках, но требует разветвленной системы управления и больших затрат.

Косвенные каналы товародвижения связаны с использованием независимых посредников, к которым товар перемешается от производителя, и которые затем реализуют его потребителям. На нижеследующей схеме приведены наиболее часто встречающиеся варианты каналов товародвижения.

Рис. 10.1. Возможные варианты товародвижения

Они могут быть простыми , основанными на устном договоре между производителем и местным розничным магазином, и сложными, базирующимися на контрактных соглашениях, в которых оговариваются ценовая политика, условия продажи, размер комиссионных, структура услуг и ответственность, продолжительность и условия прекращения контракта и т.п.

Преимущества этой системы связаны с подробными знаниями о рынке. Посредники (оптовые базы, склады) берут на себя функции хранения товаров, снижают риск из-за отсутствия товаров в продаже.

Каналы товародвижения характеризуются длиной и шириной. Длина канала товародвижения определяется числом независимых посредников, последовательно осуществляющих продвижение товара. Чаще всего встречаются одноуровневые (один посредник — розничное звено), двухуровневые (два посредника — оптовое и розничное звенья), трехуровневые (три посредника — крупный оптовик, мелкий оптовик, розничное звено) каналы.

Ширина канала товародвижения характеризуется числом независимых участников на каждом уровне.

Производитель может придерживаться трех возможных подходов к решению вопроса о числе посредников.

При интенсивном распределении стремится обеспечить наличие запасов своих товаров у возможно большего числа предприятий. Такой подход обеспечивает максимально широкое распространение товара и удобство для покупателей.

Распределение на правах исключительности (эксклюзивное) означает намеренное резкое ограничение числа посредников на каждом уровне канала и их исключительные права на продажу товаров фирмы.

Избирательное (селективное) распределение и сбыт - нечто среднее между указанными выше подходами. Производитель использует среднее число оптовых и розничных посредников, что даст ему возможность сочетать престижный образ товара с хорошим объемом продаж и контролем над движением товаров.

Выбор канала зависит от:

  • характеристик товара (на каком рынке продается, какое поведение типично для его покупателей, какие услуги требуются при его продаже и т.п.);
  • масштабов производства продукции, от ее , текущей и перспективной политики фирмы, устойчивости ее положения в отрасли;
  • характеристик самих каналов сбыта (величина торговых расходов, степень охвата торговой сети, предполагаемый объем и зона сбыта, финансовое положение и технический уровень торгового посредника).

Основные издержки товародвижения складываются из расходов по транспортировке, последующему складированию товаров, поддержанию товарно-материальных запасов, получению, отгрузке и упаковке товаров, административных расходов и расходов по обработке заказов. Поэтому современный процесс товародвижения должен основываться на соответствующей подготовке товаров к продаже путем их фасовки, упаковки и комплектования необходимого ассортимента. Эти операции целесообразно осуществлять в производстве или оптовых базах, чтобы максимально освободить магазины от несвойственных им функций.

Нормативное регулирование учета в торговле

В части бухгалтерского учета торговля регулируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете», где регламентируется процесс ведения учета на предприятии в целом.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению, объясняют какие счета необходимо использовать для отражения торговых операций.

Совокупность способов ведения бухгалтерского учета торговых операций: первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственно деятельности, раскрываются в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственным запасах организации, к которым относятся товары, регламентируются ПБУ 5/01 «Учета материально-производственных запасов» и методическими рекомендациями к нему. В частности: оценка МПЗ, отпуск МПЗ, раскрытие информации в бухгалтерской отчетности.

Приобретение и реализация товаров влияют на доходы и расходы организации, а правила формирования информации по доходам и расходам в бухгалтерском учете регламентируются ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации» соответственно.

Налоговый учет регламентируется налоговым кодексом в части налога на добавленную стоимость и налога на прибыль: способ включения в налогооблагаемую базу, налоговый период, методика расчета налога, ставки, срока подачи сведений и т.д. Также информацию содержат письма и разъяснения налоговых органов по налогообложению товарных операций.

Также учет движения товаров требует соблюдения следующих правовых актов:

Унифицированных форм документов для торговли и предпри­ятий питания, утвержденных постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132;

Международных правил толкования терминов Инкотермс;

Положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обяза­тельств, стоимость которых выражена в иностранной валю­те» ПБУ 3/2006,

Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности»;

Сущность товародвижения и товарооборота

Объектом рыночной деятельности является товар.

Товар - продукт, т.е. результат человеческой или природной деятельности, и услуга, т.е. целенаправленное действие, обладающие полезными потребительскими свойствами (потребительской ценностью) и предназначенные для продажи (обмена на деньги).

Рыночный процесс, торговля, проявляется в том, что товар, обмениваемый на деньги, меняет своего собственника: от продавца переходит к покупателю, причем покупатель может оказаться и конечным потребителем товара, и всего лишь торговым посредником, помогающим довести товар от сферы производства до сферы потребления. Товародвижение осуществляется в экономическом и географическом пространстве.

Движение в экономическом пространстве состоит в переходе товара от одного владельца к другому, в смене прав собственности на товар. Физическое движение товара заключается в его территориальном перемещении - из одного географического пункта в другой. Товародвижение предусматривает потенциальную возможность многократного (многозвенного) перехода товара от одного владельца к другому.

Звенностъ товародвижения (коммерческая или торгово-организационная) - число переходов товара от одного владельца к другому; складская звенность - число перевозок товара из одного склада в другой.

Канал товародвижения, кроме начального продавца, т.е. производителя, и конечного покупателя, потребителя, включает совокупность посреднических предприятий, осуществляющих доведение товара от производителя до потребителя, а также последовательность, в которой они участвуют в этом процессе.

Торговый посредник-предприятие или физическое лицо, осуществляющее покупку и последующую перепродажу товара или оказывающее помощь в доведении товара до потребителя.

К торговым посредникам, дистрибьюторам, относятся следующие их типы:

Достаточно крупные оптовые фирмы, располагающие складской сетью и часто принимающие на себя права собственности (иногда именно их именуют дистрибьюторами);

Дилеры (как правило, розничные или оптово-розничные фирмы, занимающиеся послепродажным обслуживанием), имеют складскую и торговую сеть, часто принимают на себя права собственности;

Джобберы - сравнительно небольшие фирмы, не имеющие складов, принимают на себя права собственности и осуществляют быструю перепродажу товаров.

Возможно также участие в товародвижении посредников, не приобретающих права собственности на товар, а только сводящих поставщика и покупателя, помогающих им заключить сделку, организовать товародвижение и берущих за это комиссию (маклеры, брокеры, агенты, комиссионеры и т.п.). Они, однако, не входят в число уровней канала товародвижения и поэтому не влияют на его звенность.

В товародвижении (и соответственно в торговой деятельности) выделяются два этапа:

первый - оптовый, где перемещаются и меняют владельца крупные партии товара, а покупателями (как торговыми посредниками, так и потребителями, производственными и массовыми) являются юридические лица, достаточно крупные предприятия;

второй - розничный, где товары в размерах, достаточных для личного потребления, переходят к индивидуальным потребителям, населению (потребительский рынок).

Движение товара в экономическом пространстве, переход товара от одного владельца к другому совершается в форме товарооборота : обмена товара на деньги. В его основе лежит уступка права собственности на товар в обмен на его денежный эквивалент.

В статистике товарооборот представляет собой количественный измеритель объема продажи/покупки товаров в стоимостных единицах. Его натуральное содержание характеризует параллельный показатель - количество проданных товаров. Бесплатная передача продукта или услуги (предоставление, помощь, перемещение) товарооборотом не является. В узком смысле под товарооборотом понимают только куплю-продажу продукта, при этом продажа услуг выделяется самостоятельно.


Похожая информация.


Бухгалтерский учет розничного товарооборота в ООО «ХХХ»

Для правильного руководства деятельностью предприятия розничной торговли необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной и достаточно детальной экономической информацией. Это достигается ведением бухгалтерского учета на предприятии.

Основным объектом бухгалтерского учета в розничной торговле являются товары, поэтому бухгалтерия организации розничной торговли обязана обеспечить полный учет поступающих товаров и своевременное отражение в учете операций, связанных с их выбытием.

Главными целями бухгалтерского учета розничного товарооборота в ООО «ХХХ» являются:

Контроль за сохранностью товаров;

Своевременное предоставление руководству организации информации о фактическом валовом доходе, о состоянии товарных запасов в динамике.

Для достижения этих целей решается комплекс бухгалтерских задач:

Обеспечение совместно с другими службами организации розничной торговли материальной ответственности за товары;

Проверка правильности документального оформления, законности и целесообразности товарных операций, своевременное и правильное отражение их в учете;

Проверка полноты и своевременности оприходования товаров, правильности и своевременности списания реализованных и отпущенных товаров;

Обеспечение контроля за соблюдением нормативов товарных запасов, выявления неходовых, залежалых и недоброкачественных товаров;

Установление контроля за правильным проведением инвентаризации, своевременное и правильное выявление ее результатов;

Своевременное и правильное выявления валового дохода.

В основе решения перечисленных задач лежат следующие основные принципы учета товаров:

Единство показателей бухгалтерского учета при реализации товаров предприятий розничной торговли;

Возможность получения оперативной учетной информации о хозяйственной деятельности предприятия (например, за день);

Организация учета в соответствии с разделением материальной ответственности по каждому лицу или бригаде согласно договору о материальной ответственности. Согласно такой организации учета все потери от недостач и хищении лежат на материально-ответственном лице. Если этот принцип нарушен или нет договора о материальной ответственности. Администрация организации не может предъявить обоснованный иск виновным;

Организация выбирает схему учета товаров, которая наиболее подходит для работы данной организации;

Единство оценки товаров при их оприходовании и списании в расход; если товары были оприходованы по продажным ценам, то списываться они должны по этим же ценам;

Периодическая проверка путем проведения инвентаризаций фактических остатков товаров и сравнение их с данными бухгалтерского учета для проверки обеспечения сохранности ценностей;

Контроль за деятельностью материально ответственных лиц путем встречной сверки.

Если в организации налажена практическая реализация изложенных признаков, то это создаст условия для эффективного решения задач, стоящие перед бухгалтерским учетом предприятия розничной торговли.

Задачи, стоящие перед бухгалтерским учетом товарных операций предприятия розничной торговли, могут быть выполнены только при правильной его организации. Недостатки в организации бухгалтерского учета вызывают отставание учета, запаздывание предоставления отчетности и другой информации. Наличие больших разрывов во времени между моментом возникновения учетно-экономической информации и моментом ее использования препятствует повышению экономической эффективности деятельности торговых предприятий.

Информационным обеспечением для получения данных об объёмах реализации (товарообороте) выступают формы бухгалтерской и статистической отчётности.

Объем розничного товарооборота за рабочий день выражается в денежной выручке, размер которой определяется на предприятии показателями кассовых аппаратов или на основе отчетов материально ответственных лиц. Денежную выручку заносят в регистры, позволяющие следить за ежедневной реализацией товаров, ритмом всего торгового процесса.

Все операции по движению (поступление, перемещение, продажа) товаров оформляются первичными учетными документами:

акт о приемке товаров ф. № ТОРГ-1;

товарная накладная ф. № ТОРГ-12;

товарный отчет №ТОРГ-29.

Контроль за сохранностью товарных запасов на предприятии и ответственность за приемку, проверку качества и отпуск запасов осуществляет товаровед, с которым заключен договор о материальной ответственности.

Реализация товаров осуществляется за наличный расчет.

Все затраты в деятельности ООО «ХХХ» делятся на две составляющие: стоимость приобретаемых товаров и издержи обращения.

Стоимость приобретаемых товаров учитывается на счете 41 «Товары». Стоимость товаров на счете 41 «Товары» отражается по продажной цене.

Счет 41 «Товары» подразделен на субсчета:

41/1 «Товары на складе»;

41/2 «Товары в розничной торговле»;

41/3 «Тара под товаром и порожняя».

Стоимость товаров в соответствии с принятой учетной политикой отражается по средней стоимости. Также они списываются при продажах.

Приемка товаров на складе поставщика осуществляется материально ответственным лицом по доверенности с предъявлением паспорта. Доверенность оформляется по типовым формам. Учет доверенностей как бланков строгой отчетности производится либо по корешку доверенности, который хранится в бухгалтерии с отметкой о ее получении и использовании, либо в книге доверенностей, либо в журнале регистрации.

Получаемые ООО «ХХХ» счета-фактуры относятся к первичным бухгалтерским документам. Счета-фактуры, принятые к исполнению, нумеруются и подшиваются в Журнал учета счетов-фактур, причем хранение получаемых и выдаваемых счетов-фактур осуществляется раздельно. Составленные и полученные счета-фактуры регистрируются в установленном порядке в книгах покупок и продаж.

Прием товаров на складе ООО «ХХХ» осуществляется материально ответственным лицом на основании товаросопроводительных документов, таких как товарные накладные - форма ТОРГ 12.

Оприходование поступившей от поставщика тары бухгалтер ООО «ХХХ» отражает следующим образом:

Дебет счета 41/3 «Тара под товаром и порожняя» - Kредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на сумму задолженности поставщику за тару.

Тара, не указанная в документах поставщика и не подлежащая оплате, приходуется по цене возможной реализации на основании акта. В этом случае проводка имеет следующий вид:

Дебет 41/3 «Тара под товаром и порожняя» Kредит 91 «Прочие доходы и расходы».

Отражение в бухгалтерском учете списания товара, реализованного в розницу, производится на основании товарных отчетов материально ответственных лиц. В товарном отчете (форма № ТОРГ-29) отражаются данные о получении и отпуске товара.

Для отпуска товара со склада в торговый зал применяется накладная по форме № ТОРГ-13. Накладная составляется в двух экземплярах материально ответственным лицом структурного подразделения, сдающего товарно-материальные ценности. Первый экземпляр служит сдающему подразделению основанием для списания товарно-материальных ценностей, а второй экземпляр - принимающему подразделению для оприходования ценностей.

Заполненный документ подписывают материально ответственные лица сдатчика и получателя и сдают в бухгалтерию для учета движения товарно-материальных ценностей. Для учета и оформления операций приема материально ответственные лица ведут Журнал учета поступления товара, Журнал учета отпуска товара, в которых указаны дата поступления (или отпуска), наименование товара, количество единиц и сумма поступления (или отпуска), фамилии, инициалы и подпись лица, принявшего (выдавшего) товар.

Синтетический учет расходов на продажу ведется на активном счете 44 «Расходы на продажу». По дебету счета 44 «Расходы на продажу» собираются все произведенные расходы, а по кредиту осуществляется их списание. Издержки обращения ООО «ХХХ» подразделяются на прямые затраты и косвенные.

В состав прямых затрат входят текущие расходы по доставке товаров транспортной фирмой до предприятия, если они по условиям договора не включены в цены товаров. Расходы по доставке включают в себя следующие элементы:

Оплату транспортировки товаров;

Стоимость материалов, израсходованных на оборудование и (или) утепление транспортных средств;

Стоимость услуг по погрузке и разгрузке;

Плату за временное хранение в местах погрузки-разгрузки;

Стоимость услуг экспедитора.

Все остальные расходы относятся к категории косвенных затрат.

В конце отчетного периода издержки обращения, приходящиеся на реализованные товары списываются на счет 90 «Продажи». При этом дебетовое сальдо показывает остаток издержек обращения на остаток товаров на конец отчетного периода.

Как недостаток в организации учета формирования прибыли от реализации следует отметить отсутствие раздельного учета прямых и косвенных расходов на счете 44 «Расходы на продажу», что снижает эффективность контроля и анализа издержек обращения.

Согласно учетной политике товары в розничной торговле, учитываемые на счете 41 «Товары», отражаются в бухгалтерском учете по продажным ценам с использование счета 42 «Торговая наценка».

Оборот по дебету счета 41 «Товары» показывает общую стоимость товаров, поступивших на предприятие, оборот по кредиту - выбытие товаров, дебетовое сальдо отражает остаток товаров на конец отчетного периода.

В ООО «ХХХ» большой ассортимент товаров. На предприятии не ведется натурально-стоимостной учет реализации. Для расчета реализованной торговой наценки применяют расчетный способ: по среднему проценту, что закреплено в учетной политике предприятия.

Синтетический учет розничной продажи товаров ведется на счете 90 «Продажи». По кредиту счета отражается стоимость проданных товаров, а по дебету - их себестоимость.

На счете 90 «Продажи» открыты следующие субсчета:

90/1 «Выручка»;

90/2 «Себестоимость продаж»;

90/9 «Прибыль/убыток от продаж».

На основании отчета кассира на сумму выручки от продажи товаров делается запись:

Дебет 50 «Касса» Кредит 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка».

Стоимость оплаченных и отпущенных покупателям товаров списывается с материально ответственных лиц на основании их товарных отчетов по продажной стоимости, при этом производится следующая запись:

Дебет 90, субсчет 2 «Себестоимость продаж», Кредит 41, субсчет 2 «Товары в розничной торговле».

Сведения из товарных отчетов в течение месяца группируются в накопительную ведомость.

Аналитический учет реализации ведется в разрезе товаров, материально ответственных лиц. Выбытие товаров отражают в журнале ордере по кредиту счета 41 «Товары». Записи ведут в целом по товарному отчету.

На каждый отчет отводится одна строка, где показывается остаток товаров на начало отчетного периода, обороты по дебету и кредиту счета 41 «Товары» с указанием корреспондирующих счетов и остаток товаров на конец отчетного периода. По окончании месяца в учетном регистре по счету 41 «Товары» подсчитывают итоги, которые сверяют с соответствующими показателями учетных регистров по другим счетам. Итоги журнала записывают в Главную книгу.

При учете товаров по продажным ценам в течение месяца (отчетного периода) стоимость проданных товаров отражается по дебету и кредиту счета 90 «Продажи» в одинаковой оценке, т. е. по продажным, розничным ценам. Такой порядок учета позволяет контролировать правильность отражения в учете объема розничного товарооборота и списания товаров материально ответственными лицами путем сопоставления оборотов по дебету и кредиту данного счета.

При определении результатов от продажи товаров по дебету счета 90 «Продажи» отражается покупная стоимость проданных товаров, которая рассчитывается как разность между стоимостью товаров по продажным (розничным) ценам и торговой надбавкой, относящейся к проданным товарам.

При продаже товаров сумма торговой надбавки, относящаяся к проданным товарам, отражается сторнировочной записью по кредиту счета 42 «Торговая наценка» и дебету счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж» для того, чтобы рассчитать себестоимость проданных товаров.

При выбытии товаров в результате переоценки, недостачи и по другим причинам (кроме продажи) счет 42 «Торговая наценка» дебетуется. После записи по дебету счета 90 «Продажи» будет отражена покупная стоимость проданных товаров.

Для определения себестоимости проданных товаров производится расчет в два этапа: определяются по среднему проценту расходы на остаток товаров, а затем расходы на проданные товары. При этом сумма расходов, относящаяся к остатку товаров на конец месяца, исчисляется за отчетный месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:

Суммируются транспортные расходы на остаток товаров на начало месяца и произведенные в отчетном месяце;

Определяются сумма товаров, проданных в отчетном месяце, и остаток товаров на конец месяца;

Определяется средний процент расходов к общей сумме товаров;

Определяется сумма расходов, относящаяся к остатку непроданных товаров на конец месяца.

Расходы, относящиеся к проданным товарам, исчисляются по данным счета 44 «Расходы на продажу». Сальдо по счету 90 «Продажи» показывает финансовый результат от продаж, на сумму которого ежемесячно делается запись: Дебет 90 «Продажи» Кредит 99 «Прибыли и убытки».

Для учета реализации товаров в розничной торговле ООО «ХХХ» используются следующие корреспонденции счетов, представленные в таблице 1.1.

Таблица 1.1 - Отражение в учете операций по реализации товаров

ООО «ХХХ»

Корреспонденция счетов

Произведена оплата поставщику товаров

Поступили товары на склад

Отражен НДС по приобретенным товарам

НДС по товарам, приобретенным для перепродажи, включен в стоимость товара

Отпущены товары со склада в розницу

Оплачены транспортные расходы по доставке товаров

Учтены расходы по доставке товаров

Отражены суммы торговых наценок на товары

Учтены расходы, связанные с обслуживанием торговли

02, 10, 70, 71, 76, 69

Списаны потери в пределах норм естественной убыли на издержки обращения

Списаны потери от порчи товаров на издержки обращения

Сторнируется торговая наценка

Отражена недостача товаров по фактической себестоимости

Списана торговая наценка на недостающие товары

Списана недостача в пределах норм естественной убыли

Списаны недостачи и потери за счет на виновных лиц

Удержана недостача с заработной платы

Оприходована наличная выручка

Списаны реализованные товары по продажным ценам

Сторнированы суммы торговых наценок

Списаны на продажи прямые расходы

Списаны на продажи все косвенные расходы

Определен финансовый результат

Начислен ЕНВД

Бухгалтерский учет в ООО «ХХХ» автоматизирован и ведется с использованием компьютерной программы «1С: Бухгалтерия 8.2». Автоматизированный учет товарооборота, позволяет вести более точный учет, избежать ошибок, сокращает время ведения учетных работ, тем самым повышает производительность труда торговых работников, финансовое положение предприятия.

Учет реализации товаров ведется в соответствии с требованиями по оформлению первичной документации, методологии бухгалтерского учета, соблюдается законность совершаемых операций. Операции по учету движения товаров отражаются своевременно и в полном объеме.

Процесс товародвижения важен, поскольку от организации учета движения товаров и эффективности управления товародвижением зависит ваша прибыль. Как строится система товародвижения, расскажет этот материал.

Общие принципы организации товародвижения

Правильная организация товародвижения положительно влияет на финансовый результат компании, поскольку:

  • снижает прямые финансовые затраты на доставку, хранение товара и его доведение до потребителя;
  • уменьшает количество сотрудников, задействованных в процессе товародвижения;
  • минимизирует потери;
  • увеличивает, таким образом, маржинальность товаров;
  • сокращает время между закупкой товаров и их реализацией;
  • повышает оборачиваемость средств компании;
  • максимизирует прибыль.

Рассмотрим основные факторы, определяющие эффективность системы товародвижения.

Стоимость товародвижения в значительной степени зависит от выбора оборудования. По расчетам экспертов, использование тары-оборудования в движении товаров уменьшает время на погрузку-разгрузку в пять раз, увеличивает эффективность использования транспорта почти вдвое, снижает затраты на доставку и реализацию также почти вполовину.

Процесс товародвижения начинается задолго до попадания товара к вам на склад. При выборе поставщиков примите во внимание, в том числе, скорость поставки и организацию логистической цепочки. Чем больше остановок делает товар в пути, тем выше риски потерь и тем больше усилий вам нужно затратить на контроль поставки. Учитывайте этот фактор при определении действительной стоимости поставки. В этом поможет расчет звенности товародвижения – среднего количества складов, на которых побывает продукция в процессе доставки от производителя к вам. Например, при транзитном товародвижении, когда товар поступает к вам напрямую с производства, звенность движения товаров нулевая.

Если вы продаете товары сезонного спроса, учтите, что сезонность также повлияет на организацию товародвижения. Фактически, вам понадобится отдельная схема товародвижения для каждого ярко выраженного сезона, поскольку набор операций будет различаться.

Автоматизированный учет товародвижения

Построение эффективной системы товародвижения упрощает . В первую очередь, необходимо определить периодичность проведения инвентаризации на складе и в магазине. Переучет активов проводится не реже раза в год – при составлении годовой отчетности. Однако для нормального управления товародвижением рекомендуются более частые сроки инвентаризации. Они устанавливаются в учетной политике компании.

Далее нужно обеспечить своевременное обновление данных в программе автоматизации. Проще контролировать аккуратность сотрудников в работе с программой, чем постоянно проводить внеплановые проверки, например, на складе. Разделите процесс товародвижения на этапы, определите состав производственных операций и установите ответственных за каждый этап. Детализировать задачи нужно до такой степени, чтобы каждая операция завершалась вводом соответствующих данных в программу автоматизации. Сотрудник, проводящий операцию, отвечает не только за организацию процесса на этом этапе, но и за актуальность информации в системе.

Назначать задачи работникам и отслеживать их выполнение удобно прямо в программе. Обязанность ввода данных закрепляется в должностных инструкциях и других документах компании, чтобы зафиксировать ответственность. Это необходимая мера даже для небольших организаций. Внесение корректных данных в программу автоматизации должно восприниматься не как факультатив, а как нормальная составляющая работы. Каждый должен понимать, за что отвечает и чем грозит невыполнение обязанностей. Так вы обеспечите актуальность информации при учете движения товаров. Данные, сведенные в отчет удобной для вас формы, покажут реальное перемещение активов.

Система товародвижения в действии

Вы обеспечили основу организации товародвижения. Теперь следует на практике наладить автоматизированный контроль размещения и перемещения товаров на складе и в магазине с помощью программы. Товародвижение отслеживается, начиная с приемки товара на склад и заканчивая продажей продукции. Через подключенные к программе автоматизации сканеры штрихкодов на складе в единую базу данных поступает информация о товарах:

  • принятых от поставщиков;
  • перемещенных внутри склада или со склада на склад;
  • укомплектованных в заказы;
  • переданных на реализацию в магазин.

При реализации товара те же сканеры штрихкодов и фискальные регистраторы (POS-терминалы) автоматически фиксируют в программе сведения о проданной продукции. Кассир передает свежую информацию в систему автоматизации в рамках своих основных обязанностей – его рабочие функции регулируете не только вы, но и законодательство.

Благодаря единой базе данных статус каждой единицы продукции в системе товародвижения меняется одновременно по всей компании. Если товар передан со склада в магазин, это видите в программе автоматизации и вы, и кладовщик, и бухгалтер, и кассир в торговом зале – каждый в рамках своего уровня доступа.

При использовании правильно подобранного складского и кассового оборудования данные в программе автоматизации на каждом этапе обновляются без дополнительного вмешательства работников, что исключает ошибки ручного ввода и манипуляции с информацией. Кроме того, система товародвижения становится прозрачной. Это уменьшает риски ущерба от хищений и недостач, растрат и других злонамеренных действий. Персональная ответственность снижает также уровень халатности и злоупотреблений.

Результаты организации товародвижения

Автоматизация учета и контроля товародвижения при условии своевременности обновления информации обеспечивает:

  • точность учета;
  • простоту и удобство составления отчетности;
  • полноту контроля дебиторской и кредиторской задолженности;
  • снижение рисков.

Поскольку вы в каждый момент времени обладаете актуальной информацией о товаре и других активах, вам проще анализировать финансовое состояние компании, контролировать сотрудников и контрагентов. Вы тратите время не на то, чтобы понять, где что находится и куда девается, а на принятие решений:

  • на каких условиях отпускать товар этому клиенту;
  • работать ли дальше с этим поставщиком;
  • брать кредит или не брать;
  • какие товары закупить;
  • какую продукцию нужно продать как можно быстрее;
  • как скорректировать ассортиментную матрицу;
  • как стимулировать спрос;
  • какой порядок расчета с контрагентами выбрать;
  • какие долги взыскивать в первую очередь;
  • какую кредиторскую задолженность прежде всего погасить;
  • на что обратить внимание работников.

При этом в основу ваших решений ложатся не только привычка и интуиция, но и свежие факты о состоянии дел.

Вы руководитель магазина или торговой компании, с растущими оборотами товаров и денежных средств. Возможно у Вас несколько небольших магазинов или торговых точек или Вы осуществляете оптовые поставки товара.

Компания растет и у Вас возникает потребность контролировать товародвижение и учет денежных средств.

Так же Вы хотели бы получать следующую информацию:

  • аналитику продаж за периоды;
  • остатки по складу или нескольким складам;
  • за кем зарезервирован товар;
  • размещенные заказы поставщику;
  • планы оплат поставщику;
  • вести базу контрагентов
  • контролировать оплаченные счета;
  • прибыль по компании.

Какие же плюсы от использования Excel в учете товаров и денежных средств?

  • Бесплатное программное обеспечение, если используется Open Office;
  • Быстрота запуска (быстрое заполнение справочников);
  • Только Вы определяете, какие данные Вам необходимы для учета;
  • Нет сложностей в обучении, большинство сотрудников умеют на элементарном уровне пользоваться.

Вы используете Excel уже некоторое время, и у Вас возникают следующие сложности:

  • Одновременно нет возможности редактировать базу нескольким сотрудникам;
  • Фактические остатки товара складе? не соответствуют данным в Excel;
  • Не известно, кто исправил данные в остатках по складу;
  • Не известно, когда поступил товар, когда он был списан;
  • В компании ведется несколько таблиц, данные из которых надо объединять в одной таблице;
  • Вы тратите массу времени на учет денежных средств в Excel;
  • Печатные формы накладных, счетов фактур заполняются полностью «в ручную»;
  • Вы ведете базу данных по клиентам, но взаиморасчеты Вам нужно высчитывать дополнительно;
  • Менеджер при увольнении скопировал всю базу контактов.

Так когда и как лучше использовать Exсel?

  • В компаниях, где численность сотрудников 1-3 человека;
  • У Вас очень ограниченные потребности в учете;
  • Вам необходимо посчитать только количество товара на 1-3 складах;
  • Количество товара не превышает 100 единиц;
  • Вы не выписываете отгрузочных документов по установленным образцам;
  • Не ведете точного финансового учета и взаиморасчетов с поставщиками.

Для этих целей Excel идеален, в нем Вы так же можете вести учет по тем технологиям, которые Вам больше нравятся и понятны Вам. Т.е Вы организуете работу для себя по своей уникальной технологии. Это удобно и финансово не затратно.

Ситуация меняется, когда в компании появляется несколько человек, у Вас возникают сложности, которые были описаны ранее.

Какой выбор у Вас есть?

Во первых, можно продолжать использовать Excel до определенного момента, но Вам важно контролировать трудозатраты сотрудников на подготовку отчетов, например отчет по взаиморасчетам с поставщиками может готовиться сотрудниками от 30 минут, до нескольких часов.

Что лучше, когда Ваши сотрудники занимаются работой или выполняют роли низко квалифицированных специалистов? За рабочее время платит руководитель компании из прибыли. Поэтому важно отследить баланс трудозатрат на выполнение тех или иных действий.

Так же считается, что 1С – это специализированная бухгалтерская программа. Она сложна и понятна только бухгалтерам. Хотя корни многих программных продуктов 1С действительно лежат в области бухгалтерского учета, тем не менее, компания 1С давно разработала программы для решения задач учета в торговых компаниях, которые не имеют прямого отношения к бухгалтерскому учету, даже скажу больше, эти программы были разработаны специально для удовлетворения потребности руководителей и персонала торговых компаний. А что же бухгалтер?

Основная задача бухгалтера – готовить отчетность в налоговые органы, и у него для этого есть своя 1С – 1С: Бухгалтерия.

Итак, для работы в торговой компании существует специальная программа

Многие скажут, что уходит очень много времени на ее освоение. По опыту скажу, что от момента установки, до момента начала эксплуатации проходит 8-10 часов обучения персонала.

Конечно, Вы не сможете быстро освоить все тонкости. Тем не менее, даже использование 20% функциональных возможностей программы, даст колоссальный прирост производительности в компании.

Так в чем же основной секрет ?

Все дело в том, что все что Вы придумываете в Excel для учета товародвижения и движения денежных средст, уже давно придумано в 1С. Как говорится не надо изобретать велосипед. А на все придумки уходит огромное количество Вашего времени, соответственно средств.

Основа учетной системы 1С – это следующие данные:

Данные в 1С

Время для заполнения в минутах

Ваши покупатели и поставщики (Контрагенты)

Наименования товара (Номенклатура)

Реквизиты компании

Один раз за весь период

Пользователи системы

По мере необходимости

Поступление товара (ПТУ)

Реализация товара (Торг12)

Счет покупателю

Платежные поручения входящие

5 (на 5-10 входящих платежей в день)

Платежные поручение исходящие

Стоимость владения – это обновления программы. Обновления программы делятся на критичные (новые формы накладных, счетов фактур) и не критичные. Критичные обновления выходят обычно 1 раз в год. Не критичные выходят ежемесячно. Обновляют обычно критичные обновления. Типовое обновление занимает 15-30 минут работы специалиста 1 раз в год.

Так же у Вас есть возможность доработать 1С под свои специфические задачи, но это тема отдельной статьи. И в основном это требуется компаниям с устоявшимися четкими процессами, большими объемами документов, которые максимально хотят сэкономить рабочее время сотрудников.