Распорядок дня школьника в виде диаграммы. Режим дня школьника разных классов. Как не переутомить ребенка





    Чем раньше вы приучите ребенка к четкому распорядку дня, тем легче ему будет справляться со школьными занятиями. Вообще четкий регламент предполагает выработку такой черты характера как точность, педантичность и соответственно исполнительность.

    Если режим маленького ребенка целиком зависит от его биоритмов, то распорядок дня садика уже вносит свои коррективы. А уже школа подчиняет все своему расписанию и ритму. Если ребенок не подчинен четкому распределению времени, то его успеваемость будет не высокой. Поскольку учебная нагрузка не даст возможности хорошо отдохнуть и правильно сконцентрироваться.

    В режиме дня ребенка должно быть четкое распределение времени на занятия, отдых, питание и сон.

    Вот приблизительный распорядок дня для школьника:

    • 7:00-7:35 – подъем, зарядка, гигиенические процедуры, уборка постели, одевание;
    • 7:35-7:50 – завтрак (плотный);
    • 7:50-8:25 – дорога в школу;
    • 8:30-12:30 – уроки в школе;
    • 12:30-13:10 – возвращение из школы или прогулка с группой продленного дня;
    • 13:10-13:30 – обед ;
    • 13:30-14:35 – отдых или дневной сон (первоклассники);
    • 14:35-15:10 - прогулка или игры на свежем воздухе;
    • 15:10-16:00 – полдник;
    • 16:00-17:20 – выполнение домашнего задания;
    • 17:20-19:00 – игры, прогулка;
    • 19:00-20:10 – ужин ;
    • 20:10-20:30 – приготовление ко сну (гигиенические процедуры)

    Конечно, для детей старшего школьного возраста времени для выполнения домашних заданий требуется гораздо больше, чем для младших учащихся. А еще в реалиях сегодняшнего дня в распорядок дня детей входит компьютер и интернет. Старайтесь «фильтровать» информацию, которые дети там получают. Время, проведенное возле компьютера, должно быть наполнено логическими играми или же получением полезной информации. Для младших школьников время у монитора желательно ограничить 20-30 мин.

    Комнату обязательно проветрить. Но непреложным правилом должно быть соблюдение правила 9 часов для сна, зарядка и 4-разовое питание. Обязательно - горячий сытный обед. А еще достаточно фруктов как перекус в перерывах между играми. И обязательно по - больше времени на воздухе в активных играх.

Правильно спланированный режим дня организует ребенка, помогает быть собранным и аккуратным. У школьников младших и старших классов должен быть свой режим дня, который бы соответствовал особенностям физиологии того или иного возраста.

В начальной школе особое внимание уделяется таким процессам, как обучение усидчивости, вниманию, запоминанию. У маленького школьника эти процессы еще не зрелые, но в стадии активного развития. У школьника старших классов следует акцентировать внимание на усидчивости, поскольку писать, читать и запоминать информацию он способен, но из-за вступления в пубертатный возраст, усидчивость заменяется ленью.

Для всех возрастных групп очень важно не только развивать свой интеллект, но и заботиться о физическом здоровье.

Как же построить свой день так, чтобы все успевать, не уставать и оставаться здоровым?

Подъем в 6.30 - 7.00.
День школьника должен начинаться с активного пробуждения: обливания холодной водой лица, рук и ног. Такой экспресс-метод пробуждения не только заставит все силы организма мобилизоваться, но и имеет закаливающий момент.

Завтрак в 7.10 – 7.30
Приготовьте на завтрак школьнику вкусное горячее блюдо. Завтрак должен быть насыщенным и калорийным. Не стоит переживать за фигуру ребенка – все эти калории «съедятся» мозгом в течение первых часов учебы. Известно, что после насыщенного плотного завтрака голод наступает позднее, ближе к 12 часам дня, а вся умственная деятельность школьника направлена на учебу, а не на осмысление чувства голода.

Дорога до школы 7.40 – 8.00
Выпроваживайте ребенка из дома в школу на 10-15 минут раньше, пусть он это дополнительное время проведет на улице, дыша свежим воздухом. Кровь насыщается кислородом, обеспечивая ребенка «свежей» головой и бодростью.

Школьные занятия 8.00 – 12.00
Дайте ребенку еду на перекус между переменками. Очень полезны для мыслительной деятельности орехи, сладкие булочки, сладкий чай. Перекус должен быть не столько сытным, сколько сладким – мозг в период учебы очень нуждается в глюкозе. Огромное количество энергии тратится организмом на мыслительные и мнестические процессы. Казалось бы, мозг очень маленький по сравнению со всем телом, но в напряженные моменты учебы на его обслуживание энергии расходуется больше, чем мышцам при беге.

Во время занятий в классе интеллект ребенка повышается, а вот здоровье ухудшается:

Долгая статичная поза во время сидения вызывает появление сколиоза и сколиотической осанки
Ослабляются мышцы
Нарушается кровоснабжение мышц и головного мозга
Периоды кратковременного, но частого стресса вредят нервной системе
В конце учебного дня ребенок сонливый и уставший.
Могут возникать проблемы с пищеварением из-за нерегулярного и неправильного питания
Ухудшается зрение

Если ребенком не заниматься и не организовывать его режим, то школа может стать, как ни ужасно это звучит, калечащим явлением.

Для учеников младших классов:

Дорога домой, прогулка после школы, спортивная секция 12.00 – 14.00.
После школы малышу необходимо какое-то время «выпустить пар» на свежем воздухе. Если еще в классе он засыпал, то на улице у него появляется двигательная активность, мышцы насыщаются кислородом, снимается усталость, розовеют щеки.

Дневной сон 14.00 – 16.00
Если ребенок привык с детского сада спать днем, то надо этого розовощекого весельчака днем по старой привычке уложить спать, накормив перед этим горячим обедом. Примерно до 15.00-16.00 у ребенка будет дневной сон.

Выполнение домашнего задания 16.00 – 19.00
После дневного сна самое время сделать с ним уроки. Следует помнить, что ученики младших классов очень быстро утомляются, не говоря об их плохой усидчивости и рассеянности. Непрерывно писать им дается недолго – не более 10 минут. При непрерывном чтении они утомляются еще быстрее. Поэтому делайте маленькие перерывы на двигательную активность во время чтения или письма. После выполнения одного урока сделайте большой перерыв и затем приступайте к следующему предмету. Не нужно учить уроки до ночи, вполне достаточно пары часов. Дело в том, что после 19.00 работоспособность младшеклассника резко снижается и все, что он прочитает или напишет, не отложится в его голове. А для того, чтобы сделать все уроки за пару часов примените игровую технику в выполнении задания: если малыш плохо понимает математику, разберите этот пример на его любимых игрушках, а вместо чтения устройте маленький моноспектакль – так ребенок лучше запомнит образы, а текст ему дастся легко.

Прогулки и спортивные секции, время для общения с семьей и друзьями 19.00 – 21.00
После 19.00 самое время для активных прогулок или спортивных секций. В школьные годы лучше всего отдать ребенка в подвижные, игровые виды спорта или бассейн. Конечно, хорошо, если вы будете воспитывать в ребенке всесторонне развитую личность, говорящую на пяти языках, разбирающуюся в картинах Ван Гога и Пикассо, вышивающую крестиком, гладью и лентами. Но, увы, здоровья при таком образе жизни не прибавится. Идеально, если получится совмещать все кружки по интересам (зачастую по интересам родителей, а не ребенка) – и спортивные, и рукодельно-интеллектуальные, но, все же, выбирать нужно в пользу спорта и физического развития.

Сон 21.00 – 7.00
Ночной сон у ученика младших классов должен начинаться не позднее 22.00. Родителям перед сном надо максимально постараться уравновесить психическое состояние ребенка: снизить его активность, успокоить. Для этого притушите свет в квартире, устраните все шумные источники (телевизор, радио), напоите ребенка теплым молоком с медом, проветрите спальню. В таком случае погружение в сон будет физиологичным, без перевозбуждения.

Для учеников старших классов.

Взрослым ученикам днем спать не нужно. Но разгружать нервную и опорно-двигательную систему надо. Для этого рекомендуются те же прогулки после школы и спортивные секции. Старшекласснику в секции можно ходить как сразу после школы, так и после 19.00.

Учить уроки лучше всего с 15.00 до 20.00. После 20.00 работоспособность школьника снижается, память ухудшается. Дальше учить уроки не имеет смысла – нервная система перегружена, глаза устали, может болеть голова, появляются симптомы переутомления.

У учеников старших классов много внеклассной работы – от кружков внутри самой школы до подготовки в ВУЗ. Порой все время тратится на эти подготовки, совсем не остается время для физического развития. Это не правильно. Отсутствие тренировок для мышц влечет за собой нарушение осанки, появление плоскостопия, снижение тонуса и появление астенизации. Родителям важно организовать в случаях будничной занятости школьника спортивные занятия в выходные. Понятно, что бренчание на гитаре или общение в интернете зачастую интереснее физического развития. Поэтому важная миссия родителей состоит в том, чтобы каким-то образом повлиять на свое чадо и заняться его физическим развитием.

Подъем 7.30 – 8.00

Завтрак, водные процедуры 8.00 – 9.00
Ученикам второй смены рекомендуется вставать не позднее 8.00. Начать день нужно с бодрящего обливания холодной водой лица, рук и ног или общего контрастного душа. Затем непременно вкусно и плотно позавтракать, отдавая предпочтение калорийной, но здоровой пище.

Выполнение домашнего задания 9.00 – 11.00
После завтрака проветрить комнату и сделать какую-то часть уроков.

Обед, сборы в школу 11.00 – 12.00
Перед школой нужно плотно пообедать. Обед в отличие от завтрака, должен состоять из мясных блюд и, желательно, супа. Плотный мясной обед позволит отодвинуть чувство голода на длительный срок.

Занятия в школе 13.00 – 17.00

После уроков самое время отправиться в спортивную секцию. Старшеклассникам при большой загруженности дополнительными занятиями оптимально проводить время в секциях не менее двух раз в будние дни и обязательно в выходные.

Прогулки, секции, кружки 17.00 – 19.00

Выполнение домашнего задания 19.00 – 21.00
После 19.00, когда школьник возвращается домой, можно выучить часть уроков. Спасть ложиться не позднее 22.00-23.00.

Жизнь школьника не может регламентироваться уроками и строгой дисциплиной. У ребенка масса других важных дел – друзья, компьютер, скейт, магазины, катание на «велике» и многое другое.

Важно! В начале недели происходит врабатывание ребенка в процесс обучения. Он длится до середины недели, когда наблюдается пик работоспособности. К концу недели работоспособность резко снижается, особенно тяжелыми днями являются четверг и пятница. Если рассматривать работоспособность в течение дня, то пика она достигает к 12.00-13.00 и к 16.00-19.00.

Исходя из недельных пиков работоспособности, планировать расписание секций надо на вторник и среду, а также выходные дни. В будние дни ребенку, посещающему школу во вторую смену, в секцию надо идти сразу после школы, а в выходные – после 10.00 или вечером с 16.00-19.00

Отдельной сложной темой остается компьютер и телевизор в режиме дня школьника. В наше время все дети, начиная с пеленок, умеют обращаться с техникой. К моменту окончания школы многие дети становятся игроманами. Эта грозная тенденция беспокоит как родителей, так и педиатров с психологами. Отучить ребенка от компьютера крайне сложно, ведь от привязанности, сформированной в детстве, очень сложно отказаться. Поэтому только своим личным примером родители могут показать ребенку, что в жизни есть много вещей, куда интереснее компьютера. Педиатры советуют проводить за монитором не более 2-х часов в неделю.

Внимание! Во время выполнения домашних заданий не отвлекайте ребенка на мелкие поручения: выключить чайник, открыть дверь, подать какую-то вещь. Такие мелочи отвлекают внимание и дезорганизуют. Для последующей работы ребенку требуется масса усилий, чтобы «собраться» и вновь влиться в обучение.

Следите за тем, чтобы с вечера все было приготовлено к школе – одежда выглажена, обувь чистая, книжки в рюкзаке. Постоянная неорганизованность невротизирует и тормозит ребенка – он становится неаккуратным и забывчивым.

Для ребенка важна последовательность – помогайте ему ежедневно укладываться спать и вставать в одно и то же время, всегда готовьте свежий завтрак, проверяйте уроки, главное - чтобы это было не набегами, а систематически. Успех в учебе у ребенка во многом зависит от родителей!
моя статья

Режим - понятие из взрослой жизни и знакомить с ним ребенка нужно как можно раньше. Устают и изнемогают и дети и взрослые не столько от того, что много ботают, а от того, что не умеют организовать свою работу.

Правильно организованный режим дня способствует установлению физического равновесия со средой, в которой осуществляется воспитание и обучение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Режим дня школьника

Режим – слово французское и в переводе означает «управление». В первую очередь это управление своим временем. Но в конечном итоге – и своим здоровьем, и своей жизнью. В режиме школьника должно быть все точно распределено: продолжительность учебных занятий в школе и дома, прогулки, регулярность питания, сон, чередование труда и отдыха. И это не случайное требование. Когда человек соблюдает правильный режим, у него вырабатываются условные рефлексы и каждая предыдущая деятельность становится сигналом последующей. Это помогает организму легко и быстро переключаться из одного состояние в другое. От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое и психическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе.

Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:

1. Правильное чередование труда и отдыха.
2. Регулярный прием пищи.
3. Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну.
4. Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.
5. Определенное время для приготовления домашних заданий.
6. Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.

Режим дня - это рациональное распределение времени на все виды деятельность и отдыха в течение суток. Основной его целью служит обеспечить высокую работоспособность на протяжении всего периода бодрствования. Строится режим на основе биологического ритма функционирования организма. Так, например, подъём работоспособности отмечается с 11 до 13 часов. Второй подъём в 16-18 часов более низкой интенсивности и продолжительности. Дети легко привыкают к распорядку дня в школе, поэтому и дома следует составить такое же расписание для ребёнка.

Основными элементами режима дня школьника являются: учебные занятия в школе и дома, активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе, регулярное и достаточное питание, физиологически полноценный сон, свободная деятельность по индивидуальному выбору.

При организации режима родителям следует учитывать состояние здоровья своего ребёнка и функциональные особенности данного возрастного периода. При чётком распорядке дня у ребёнка формируется привычка, когда конкретное время является сигналом для соответствующих действий.

В 6-7 лет отмечается повышенная чувствительность к неблагоприятным внешним факторам и быстрой утомляемостью при обучении. В младшем школьном возрасте продолжаются процессы окостенения и роста скелета, развития мелких мышц кисти и функциональное совершенствование нервной системы.

Начать день необходимо с утренней зарядки , которая облегчает переход от сна к бодрствованию, позволит организму активно включиться в работу. Предпочтительнее такие упражнения, которые воздействуют на разные группы мышц. Желательно включать нагрузку для туловища, мышц рук, ног, брюшного пресса и спины, упражнения на гибкость позвоночника и подвижность тазобедренных суставов. Выполнять их надо в определенной последовательности: вначале потягивания, затем упражнения для рук и плечевого пояса, затем туловища и ног. Заканчивают зарядку прыжками и бегом, после чего делают успокаивающее дыхание. Продолжительность зарядки в зависимости от возраста от 10 до 30 минут. Упражнения постепенно усложняются, ускоряется и темп движений. Комплексы упражнений желательно менять каждые 7-10 дней. Обязательным является обеспечение притока свежего воздуха на момент занятий.

Помимо зарядки к физическому воспитанию относятся игры на свежем воздухе . Лучшими считаются подвижные игры, а так же занятия спортом. В игре совершенствуются двигательные навыки ребенка, повышается его эмоциональный тонус. Кроме того, подвижные игры дают хороший оздоровительный эффект. Обратите внимание на плавание, лыжный спорт, велоспорт и другие секции в зависимость от склонностей ребёнка. Хорошо дисциплинируют командные игры: волейбол, баскетбол, футбол. Не забывайте о танцах. Не игнорируйте и занятия лечебной физкультурой в школе, если доктор считает их необходимыми. Особенно важно пребывание ребёнка на улице вечером перед сном. Доказано, что лучшим режимом является наличие 3-4прогулок общей продолжительностью 2,5-3,5 часа: чем младше ребёнок, тем больше времени он должен проводить на улице . Наказание лишением прогулки недопустимо.

После утренней зарядки ребёнка ждут водные процедуры . Детям школьного возраста после каждой физической тренировки надо принимать комфортный душ. Постепенно температуру снижают: с 30 до 20-15 градусов в конце. Это хорошая закаливающая процедура. Возможен контрастный душ с чередованием тёплого и прохладного потоков воды. Ничто так не прогоняет сон, как утреннее умывание холодной водой. Необходим и ежедневный душ в послеобеденное время, особенно в жаркое время года. Добавив к этому посещение бассейна 2-3 раза в неделю, мы полностью реализуем потребность ребёнка.

Завтрак обязательно должен быть горячим и довольно плотным, составляя четверть от суточной потребности ребёнка. Прием пищи должен проходить в тихой, спокойной и доброжелательной обстановке. Не разрешайте детям во время еды читать книги и разговаривать. Второй завтрак ребёнок получит в школе. Он должен составлять 10 - 15% суточной калорийности. Обед - 40%, ужин - 20 25%. Последний должен быть более легким, чем завтрак. Это могут быть каша, творог, кефир, а также овощи и фрукты. Для детей 7 - 10 лет суточная калорийность должна составлять 2300 ккал. Обед около 13-14 часов, ужин не позднее 19.30. Приверженность к режиму в еде обеспечит семейный приём пищи, достаточное разнообразие блюд и отсутствие перекусов.

Вернувшись из школы, ребёнок должен пообедать и обязательно отдохнуть. Послеобеденный отдых составит около 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора. Это время слабые и часто болеющие дети должны уделять сну.

Оптимальным временем для приготовления уроков служит период 15-16-ти часов, соответствующий физиологическому ритму наилучшего усвоения информации. Начинать выполнение домашнего задания рекомендуется с наименее тяжёлых предметов, переходя к более сложным. Обучение должно быть и в случае отсутствия домашнего задания и направлено на закрепление школьных знаний. Максимальная продолжительность периода работоспособности составляет 30-40 минут, после чего следует проводить 15 минутные перерывы с физкультминуткой под музыку.

Для занятий у ребенка должно быть свое рабочее место, оборудованное столом, стулом, полочкой для книг, настольной лампой. Мебель необходимо подбирать в соответствии с длиной тела ребенка (при длине тела до 130 см высота стола и стула должна быть соответственно 54 и 32 см при 130-145 см - 60 и 36 см, 145-160 см - 66 и 40 см, 160-175 см- 72 и 44 см, выше 175 см - 78-48 см). Стул следует задвигать под стол на 4-8 см, для книг - иметь подставку с углом наклона 15°. Стол ставить ближе к окну так, чтобы свет падал слева. Пучок света от настольной лампы должен быть направлен на рабочую поверхность. Во время подготовки уроков не должно быть отвлекающих моментов (телевизор, радио, разговоры). Следует добиваться того, чтобы ребенок готовил уроки в день получения задания, что значительно сокращает время на врабатывание и восстановление полученных на уроках сведений.
Полтора-два часа свободного времени ребенок может использовать для занятий по интересам (чтение, рисование, игра, просмотр телевизионных передач и др.). Длительность просмотра телепередач - не более 1,5 часов 2-3 раза в неделю. Без сомнения, допустимым исключением из правил может явиться ваше разрешение на просмотр интересного фильма, если данная уступка правильно понимается и оценивается достаточным прилежанием. В любом случае лучшим времяпрепровождением будет прогулка на свежем воздухе. Весьма полезны занятия в кружках по интересам. Ребенок может заниматься не более чем в двух кружках.

Родители должны прививать ребенку навыки по самообслуживанию . Это касается как девочек, так и мальчиков. Как много впоследствии зависит от простых, казалось бы, вещей: умения готовить, убирать, стирать и т. д. Это время, когда вся семья дома за любимым делом обсуждает прошедший день. Ответственность ребёнка за вынос мусора, мытьё посуди и др., правильно понимаемая, станет важнейшим режимным моментом и поддержит психику ребёнка, как полноправного члена семьи.

Очень важным фактором в режиме дня школьника является сон. Во время сна снижается деятельность физиологических систем организма, и только мозг, сохраняя активность, продолжает перерабатывать полученную в течение дня информацию. Гигиенически полноценным считается сон, имеющий достаточную для данного возраста продолжительность и глубину. Школьник должен спать не менее 9-10,5 час. Очень важно, чтобы ребенок всегда ложился и вставал в одно и то же время, тогда будет обеспечено и быстрое засыпание, и легкое пробуждение. Перед сном обязательно следует умыться, почистить зубы, помыть ноги и хорошо проветрить комнату. Полезен сон при открытой форточке, к чему ребенка следует приучать с лета. Наиболее здоровая температура воздуха жилой комнаты - 18°С. У значительной части детей имеет место недосыпание, связанное с ранним началом занятий в первую смену, поздним отходом ко сну (продолжительное время приготовления уроков, длительный просмотр телевизионных передач, поздний ужин). Систематическое недосыпание может привести к переутомлению и невротическим расстройствам. Непосредственно перед сном у ребёнка необходимо сформировать положительные эмоции поощрением или похвалой, чтением ребёнку книг.

Если школьник занимается во вторую смену, чтобы успеть погулять перед занятиями, он должен готовить домашние задания через 30 мин после завтрака. Делать уроки вечером не следует - дневная нагрузка значительно снижает работоспособность. На помощь семье отводится один час. Дети, занимающиеся во вторую смену, завтракают и обедают дома в 8 час и 13 час соответственно, полдник получают в школе в 16 час и ужинают дома в 19.30.

Примерный режим дня школьника:

Подъем 7.30.

7.30 - 7.50 Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет

7.50 - 8.00. Утренний завтрак

8.00 - 8.10 Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе

8.30 - 13.00 Занятия в школе

13.00 - 13.30 Прогулка на свежем воздухе после занятий в школе

13.30 - 14.00 Обед

14 .00-16.00 Послеобеденный отдых, сон

16.00 - 17.30 Приготовление домашнего задания

17.30 - 19.00 Прогулки на свежем воздухе, подвижные игры, полдник

19.00 - 20.00 Ужин и свободные занятия (чтение, музыкальные занятия, ручной труд, помощь семье, занятия иностранным языком и пр.)

20.00 - 20.30 Приготовление ко сну (гигиенические мероприятия - чистка одежды; обуви, умывание)

Сон 21.00

Режим - понятие из взрослой жизни и знакомить с ним ребёнка необходимо как можно раньше. Нет лучше помощника в зарядке, чем рядом занимающийся папа. Невозможно оставить ребёнку обед и надеяться, что тот сам скушает его в срок. Каждый шаг рядом с ребёнком должен вначале совершаться кем-то из взрослых. Во-вторых: все правила распорядка должны соблюдаться вместе взятые. Невозможно поднять ребёнка на зарядку, если вечером он лёг в 23.30 после просмотра фильма ужасов. И третье: ничто так ни нарушает распорядок, как время, когда нечем заняться. До определённого возраста любящие родители, ложась спать, должны думать, всё ли они сделали для ребёнка сегодня и как организовать его завтра.

СПИСОК РОДИТЕЛЬСКИХ НЕЛЬЗЯ:

Будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.

Кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что такая еда ребенку нравится.

Требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов.

Сразу после школьных уроков выполнять домашнее задание.

Лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе.

Заставлять ребенка спать днем после уроков или лишать его этого права.

Кричать на ребенка, в том числе при подготовке домашнего задания.

Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика.

Не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашнего задания.

Ждать маму и папу, чтобы начать делать уроки.

Сидеть у телевизора и за компьютером более 40 – 45 минут в день.

Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры.

Не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время.

Разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно.

Не прощать ошибки и неудачи ребенка