Табу - что это значит? Воспользуйтесь формой поиска

Из сказанного выше следует, что хотя ритуальная дисциплина играла важную, даже основополагающую роль в человеческом развитии, она вне всякого сомнения достигала успеха лишь ценой некоторой поте­ри творческого начала. Следовательно, господство ритуала и всех производных от него форм установлений объясняет как раннее раз­витие человека, так и крайнюю замедленность этого процесса. Дол­гое время тормоза оставались гораздо мощнее, чем машина, которую они сдерживали.

Где бы мы ни находили архаического человека, мы видим от­нюдь не беззаконное существо, вольное делать что ему хочется, когда хочется и как хочется* скорее, перед нами человек, который в каждый момент своей жизни держится осторожно и осмотрительно, подчиня­ясь обычаям своего рода, воздавая почтение сверхчеловеческим си­лам - будь это боги-творцы всего сущего, призраки и демоны, свя­занные с его незабвенными предками, или же тотемы - священные

Животные, растения, насекомые или камни. Можно почти не сомне­ваться (хотя и это тоже остается догадкой) в том, что древний чело­век отмечал каждую фазу своего развития подобающими обрядами посвящения, то есть, по сути, универсальными церемониями, кото­рые цивилизованный человек перестал совершать лишь недавно - для того, чтобы поспешно состряпать для них замену вроде книжек «Уход за младенцем и кормление» или «Сексуальные проблемы под­ростков» .

Благодаря запретам и ограничениям, а также в силу благочести­вых соглашений, древний человек пытался соотносить свою деятель­ность с окружавшими его незримыми силами, стремясь завладеть частью их могущества, оградиться от их коварства и заручиться их поддержкой (а порой путем волшебства и исторгнуть ее у них). И нигде еще такое осмотрительное поведение не нашло более полного отражения, чем в двух древних установлениях, к которым Фрейд от­носился с большим подозрением и наивной враждебностью: я имею в виду тотем и табу.

Как указывали Рэдклифф-Браун и Леви-Стросс, понятие тоте­ма, если изучить разнообразные сферы его приложения, обнаружива­ет многочисленные двусмысленности и противоречия. Впрочем, то же самое относится и к другому важнейшему понятию - городу, - охватывающему множество различных городских функций и соци­альных потребностей, которые объединяет лишь приблизительно сходное устройство. Связующим элементом между всеми формами тотема являются особые отношения зависимости от некоего священ­ного предмета или силы, которую подобает благоговейно чтить. На первый, поверхностный взгляд представляется, что привязанность определенной группы людей к одному предку-тотему явилась попыт­кой избежать губительных последствий кровосмешения внутри не­многочисленной общины. Поэтому внутри тотема браки запреща­лись, а половая связь с членами своего тотема, возможно, каралась смертью.

К сожалению, такое объяснение не выдерживает критики. в том, что формальные сексуальные отношения под знаком тотема со­существовали с обычной семейной жизнью, какая наблюдается и среди многих других биологических видов, даже у птиц. Это указы­вает на специфически человеческую двойственность (или лучше оп­ределить ее как взаимодополняемость?), обособляющую биологиче­скую и культурную сторону жизни. Сложные правила, регулировав­шие родственные отношения у «примитивных» народов, а также их табу, свидетельствуют о том, что человек весьма рано одержал верх над своими грубыми биологическими инстинктами и наделил их осо­бой человеческой формой, повинуясь суровым и осознанным прика­зам высших мозговых центров.

Порядок тотемного родства закреплялся с помощью табу; изна­чально это полинезийское слово, которое буквально означает «то, что запрещено». Под это понятие подпадают многие стороны жизни, по­мимо половых связей: табу распространяется на разновидности пи­щи, особенно мясо тотемных животных, на трупы, на женщин в пе­риод менструации, на игру вождя - вроде серфинга, или на опреде­ленную территорию. Действительно, любая часть окружающей чело­века среды окружения в силу какой-то случайной связи с добрыми или злыми силами может оказаться табуированной.

Эти запреты настолько чужды здравому смыслу, что можно только поражаться - как это делал Фрейд - их немыслимой прихот­ливости, их своенравному неразумию, их суровому осуждению не­виннейших поступков. Порой даже начинает казаться - как это каза­лось Фрейду, - что те достижения, которые совершил человек, сделав свое поведение рациональным, находятся в пропорциональной зави­симости от его способности отвергнуть или отбросить все табу. Но подобное суждение было бы опасной ошибкой с еще более опасными последствиями Так же, как в своем отрицании религии, Фрейд осно­вывался здесь на странном предположении, будто обычаи, никоим образом не помогавшие человеческому развитию, а в иных случаях и явно противостоявшие ему, - тем не менее сохранялись на протяже­нии долгих веков, не утрачивая своего влияния. Однако от Фрейда ускользнуло то, о чем напомнил нам другой, более внимательный исследователь - Рэдклифф-Браун, говоря обо всех формах ритуала: необходимость проводить разграничения между самим методом и социальной целью. Взывая к священным силам, предписывая страш­ные кары за нарушение табу, древний человек формировал привычки абсолютного контроля над собственным поведением. Потерю свобо­ды в данном случае на долгое время компенсировали коллективная солидарность и предсказуемый порядок.

Мнимая цель порой заставляла табу казаться детскими, неспра­ведливыми или извращенными - например, женщинам отказывалось в особых привилегиях, которыми пользовались мужчины, а при дето­рождении происходило наоборот. Однако привычка строго следовать подобным наказам и запретам была чрезвычайно важна, так как помо­гала человеку достичь порядка и согласованности в прочих сферах.

Для противодействия беззаконному абсолютизму своего бессоз­нательного человеку требовалась некая законопослушная сила, не менее абсолютная. Вначале для необходимого равновесия было дос­таточно одного лишь табу: это и был самый ранний «категорический императив» человека. Табу - наряду с ритуалом, с которым оно было тесно связано, - явилось для человека одним из наиболее действен­ных средств достижения самоконтроля. Такая нравственная дисцип­лина, укоренившаяся в качестве привычки раньше, нежели ее можно было оправдать как рациональную человеческую необходимость, была основополагающей для человеческого развития.

Проиллюстрируем сказанное примером из быта современного примитивного австралийского народа - эуалайи. По словам Заура, у них существует следующий обычай: когда ребенок только начинает ползать, мать отыскивает сороконожку, опускает в кипяток, а потом, поймав ручки ребенка, принимается легонько ударять по ним мерт­вым насекомым, напевая при этом такую песенку:

Будь добрым,

Не воруй,

Не трогай того, что принадлежит другим,

Не смотри на чужое.

Будь добрым.

Мать здесь не только воплощает для человеческого детеныша власть, но и связывает ее с потенциально ядовитым существом, со­единяя свои внушения с символическим нанесением наказания за непослушание. Эти позитивные наставления лишены произвольности приказаний или разрешений. Так, представления о нравственном по­рядке и порядке умственном развивались бок о бок.

Сейчас западное общество настолько позабыло о древних табу, запрещавших убийство, воровство и насилие, что мы сталкиваемся с малолетними подростками, которые не задумываясь дерзко нападают на других людей просто «для забавы», в то время как взрослые пре­ступники способны обдуманно готовить уничтожение десятков мил­лионов человек, следуя - несомненно, тоже «для забавы» - некой математической теории игры. Сегодня наша цивилизация скатывает­ся в состояние гораздо более примитивное, гораздо более иррацио­нальное, чем то, в котором находится любое из известных ныне об­ществ, скованных понятиями табу, - именно из-за отсутствия каких бы то ни было действенных табу. Если бы западный человек мог соз­дать нерушимое табу на бездумное истребление людей, наше общество смогло бы получить гораздо более надежную защиту как от насилия одиночек, так и от все еще грозящих коллективных атомных ужасов, чем ООН или не всегда исправный механизм самоотключения.

Точно так же, как ритуал (если я правильно истолковал его) стал первым шагом в сторону действенного выражения и общения с по­мощью языка, - так и табу стало первым шагом в сторону нравствен­ной дисциплины. Не будь того и другого, человечество могло окон­чить свой жизненный путь гораздо раньше, - как это случилось со

Многими могущественными владыками и народами, не выдержавши­ми крайне напряженных условий существования.

Человеческое развитие в каждой своей точке покоится на спо­собности выдерживать напряжение и контролировать его облегчение. На самом низком уровне это касается контроля над мочевым пузырем и кишечником; далее следует осознанное направление телесных по­требностей и генитальных побуждений в социально приемлемое рус­ло. Итак, мое предположение заключается в том, что строгая дисцип­лина, присущая ритуалу, и строгие нравственные ограничения, пред­писываемые табу, оказались чрезвычайно важны для формирования самоконтроля у человека, а потому и способствовали его культурной деятельности во всех областях. Только те, кто соблюдают правила, способны играть в игры; и до определенной степени строгость пра­вил и то, насколько трудно выиграть, не нарушая их, придают осо­бую прелесть самой игре.

Словом, вся сфера существования древнего человека, которую современное научное мышление, уверенное в своем интеллектуаль­ном превосходстве, отвергает, была изначальным истоком целена­правленного превращения человека из животного в собственно чело­века Ритуал, танец, тотем, табу, религия, магия, - все это послужило прочной основой для дальнейшего развития человека. Даже первая существенная попытка разделения труда, как указывал А. М. Хокарт, возможно, зародилась из ритуала с его четким распределением обя­занностей и ролей, и только потом была перенесена в область техно­логии. И все это берет свое начало в «далеком прошлом, похожем на сон».

Он пробирался сквозь густые заросли, беспокойно озираясь по сторонам. Он чувствовал, как что-то неуклонно приближалось, что-то готовое поглотить его, и унести туда, откуда не возвращаются. Острая боль внезапно пронзила сердце, и он упал замертво. - Обряды и обычаи надо соблюдать - сказал старый шаман, и бросил сломанную фигурку в костёр. - А что он сделал? - полюбопытствовал человек, сидящий рядом с ним. - Произнёс имя нашего погибшего брата...

Вера в табу оказывает очень на человека, в сознании которого прочно закреплена некая установка. Так, например, у некоторых народов под запретом табу - произносить имя умершего человека. Вера в этот запрет, как и во множество других обрядов и обычаев сформировывалась на протяжении многих столетий. Поэтому нет ничего удивительного в том, что нарушителя - ведь он знает, что за ним "явится" дух умершего.

Обряды и обычаи друидов. Что запрещено "повелителям леса"

Всемогущие кельтские жрецы и мистики - друиды - также были должны подчиняться определённым законам. К примеру, им запрещалось записывать свои знания на бумаге - ведь друиды обладали Истинным Могуществом, и если бы такие сокровенные знания попали в руки невежд, то это привело бы к глобальной катастрофе.

Для друида власть - это в первую очередь искусство владеть собой. Друиды считали бессмысленной жестокостью причинять страдания живым существам, но, тем не менее, довольно сурово относились к нарушителям табу. Для нарушителя порядка исполнялась "злая песня" - своего рода на друидский манер. В зависимости от тяжести проступка эта "песня" могла иметь различные последствия - от заболевания жертвы до её смерти. У друидов существовал некий кодекс поведения, названный законом трёх требований, он включал в себя следующие непреложные Истины:

Три сущности человека:

Каким он себя считает.

Каким его считают другие.

Каков он на самом деле.

Три духовных правила, направляющих человека:

Владение собой (самоконтроль).

Владение миром.

Владение неведомым (магией).

Три вещи, которые всегда нужно контролировать:

Три признака жестокости:

Пугать без нужды животное.

Обрывать без нужды растения.

Гнаться без нужды за привилегиями и милостями.

Три ключа власти друида:

Обладать знанием

Хранить молчание.

Множество обрядов и обычаев друидов были связаны с натуральной магией. Поэтому "хранители леса" трепетно относились к природе, и человека, причиняющего ей вред, ждало наказание.

Обычаи и обряды Африки - вера в табу

Строжайше запрещалось охотиться на тотемных животных. У разных племён были разные тотемы - быки, крокодилы, львы, голубые антилопы. В некоторых случаях запрещалось не только убивать и есть тотемное животное, но даже и смотреть на него. В Африке живёт племя арара, его территория расположена северу от племён аравете и паракана. Мужчины этого племени охотятся только на обезьян. Интересный факт - название каждого из трёх племён можно перевести, как "настоящие люди" или просто "люди", а, следовательно, своих соседей они считают не совсем людьми.

Нубийцы, проживающие в восточной Африке, верят, что они умрут, если войдут в дом королевского священника. Избегнуть этой опасности можно одним способом - для этого нужно обнажить левое плечо при входе, и склонить короля прикоснуться к нему рукой. Отсюда пошло суеверие, что прикосновение королей обладает целебной силой, и . Большинство аналогичных обрядов и обычаев также было сформировано под воздействием суеверных представлений.

Следует отметить, что больше всего дикари опасаются колдовства, поэтому зачастую новоприбывшим европейцам строго запрещается контактировать с местными жителями, вступать с ними в общение. Сначала африканские колдуны должны исполнить все обряды и обычаи, чтобы чужеземцы не смогли принести с собой болезни и бедствия.

У некоторых племён существовали любопытные табу на убийства. В соответствии с ритуалом, они приносили головы убитых на войне врагов в своё поселение. Но чтобы духи убитых не мстили, у голов следовало попросить прощения. При этом произносился примерно следующий текст: "Не обижайся, ведь и наши головы могли сейчас находиться в твоей деревне, будь мы менее удачливы. Зачем ты стал нашим врагом? Нам следовало оставаться друзьями, и тогда твоя кровь не была бы пролита".

Человечество нелегко расстаётся с древними обрядами и обычаями. Одни традиции полностью изживают себя, а другие трансформируются в причудливые . И всё же вера в табу - совершенно неприемлемый пережиток прошлых времён, ограничивающий свободную волю человека.

В России говорят: "Со своим уставом в чужой монастырь не ходят". Знать традиции других народов нужно не только для того, чтобы не нарушить закон, но и чтобы случайно не нарушить один из запретов, которые там до сих пор существуют.

Табу в Сибири

У современных бурятов, эвенков и хакасов сохранилось множество архаичных табу, часто связанных с тотемизмом и старым укладом быта. Так, в Южной Якутии у небольшой группы эвенков запрещено убивать волков, так как он является тотемом группы, то есть – прародителем этого народа. Другие эвенки не трогают медведя, так как в тотемической терминологии он является их «амиканом», то есть, дедом. Если все же медведя приходится убивать, они говорят: «Это не я убил – это вот этот человек, который изображен на дереве», рисуя на дереве схематическое изображение, или попросту «Это не мы убили – это русские».

Нужно отметить, что русское население Сибири тоже часто соблюдают эти же табу эвенков: поедая мясо медведя охотники говорят слово «кук», напоминающее по смыслу русское «чур меня». Табу эвенков часто связаны с боязнью примет, и поэтому яйца не берут с собой в поездку, а свиней и кур до недавних пор не ели – так как те ходят по земле.
У бурятов табу сильно зависит от пространственной магии. Считается, что горы святы, и от этого женщинам запрещено подниматься на самые высокие из них, так как в религиозных поверьях женское олицетворяет земля, а мужское – небо. Аналогично некоторые места становятся табу для посещения бурятскими мужчинами. Символические верх и низ систематизируют и пищевые запреты бурятов. К примеру, мужчине всегда достается верхняя часть туши животного, а женщине – ее низ.

Законы бушменов

Проживающие в Африке племена бушменов считаются одними из самых древних людей в мире – неслучайно именно они по составу ДНК более всего приближаются к изначальному Homo Sapiens.

Современные бушмены продолжают чтить запреты отцов – например, нельзя называть имена умерших людей. Очевидно, что бушмены боялись влияния своего рода симпатической магии – то есть, в данном случае, передачи свойств умершего на произносящего его имя. Той же логике поддается возможное объяснение еще одного табу – на поедание сердца шакала, считавшегося у бушменов трусливым животным.

Еще одно пищевое табу – запрет на выбрасывание еды, связанный с бедностью бушменов. Достаточно обыденным выглядит табу на эндогамные браки – однако инцестуальным считается союз не только между членами одной семьи, но и, к примеру, с женщиной, носящей имя сестры или матери жениха.

Таким образом, носители одного имени отождествляются и символически становятся одним лицом. В Африке, как и в Индии, считается неприличным и даже запретным передавать что-либо левой рукой, так как она мыслится нечистой. При передаче денег левой рукой бушмен может попросить переложить их в правую.

Негласный закон евреев

Не только религия может порождать запреты – одним из важных поводов к возникновению табу может стать война. Именно последствиями Хрустальной ночи, Второй Мировой и Холокоста объясняется негласное правило евреев, запрет на игру музыки Вагнера.

Причин к этому несколько: считается, что Вагнер был антисемитом, а также его музыку очень почитал Гитлер, видя в ней выражение истинного арийского духа. Музыка Вагнера часто играла в концентрационных лагерях. Первая попытка израильского дирижера исполнить музыку Вагнера в 1981 году породила шквал угроз и волнений, и дело кончилось судебным иском. Дальнейшие попытки игры музыки Вагнера в израильских театрах и еврейскими оркестрами приводили к негативной реакции еврейской публики и общественности.

Запрет на поцелуи

Франция известна своими свободолюбивыми законами, большинство из которых были приняты после Великой Французской Революции. Однако даже в самом демократичном обществе могут существовать запреты, и Франция – не исключение.

Странно, но в одной из самых романтичных стран мира запрещено целоваться на перронах вокзалов. История возникновения этого табу такова: в далеком 1910 году пассажиры во Франции часто опаздывали на свои поезда. Во избежание досадных опозданий, зачастую случающихся по причине слишком долгих сентиментальных прощаний, свойственных любвеобильным французам и француженкам, был издан закон, согласно которому поцелуи на вокзалах Франции строго запрещены.

Увы, табу действует до сих пор, но с течением времени буква закона стала немного мягче: целующихся уже не ожидает штраф, и их только вежливо попросят прекратить противоправное действие.
Похожий запрет существует с недавних пор и на вокзале города Уоррингтон в Англии: целующиеся пары могут создавать заторы в движении пассажиров. Для целующихся выделили особые зоны, подобным уже существующим курительным зонам, а в прочих местах повесили знаки, запрещающие поцелуи. В Дубае, Малайзии и Индонезии, как в странах с более строгими нравами, один поцелуй может стать причиной солидного штрафа или даже тюремного срока.

Запрет необычных имен

Недавно православные активисты в России возмутились тем, что некая молодая русская пара назвала своего ребенка Люцифером, и даже предложили лишить их родительских прав. Несмотря на абсурдность ситуации, имя Люцифер попало бы под запрет во многих странах мира на законодательном уровне.

К примеру, в Новой Зеландии это имя входит в список из более чем ста имен-табу, среди которых также Гитлер и имена из цифр. Подобный закон есть и в Испании: вы не найдете в этой стране людей с именем Каин или Иуда. Германские дети должны обладать таким именем, которое обязательно указывает на их пол, а в Китае имена и вовсе ограничены возможностями идентификационной техники: если имя не распознает специальный считывающий сканер, придется задуматься о его смене.

Закон по запрету сложных имен, «состоящих из названий неодушевленных предметов, вымышленных персонажей, географических названий, обозначений флоры и фауны, титулов, болезней», хотят в этом году ввести в Украине, а в Азербайджане существует негласное правило не называть детей Ататюрком, дабы сделать единственным и уникальным имя великого турецкого правителя. Несмотря на это, в стране насчитывается порядка двадцати Ататюрков.

Запреты на продукцию

Табу в современном мире часто регулируются на законодательном уровне – и вполне успешно. Например, в Китае, по соображениям безопасности запрещен импорт игровых приставок. Целью этого закона является ограждение подростков от вредного влияния видеоигр.

Также в Китае после жасминовой революции в Тунисе запрещена символика, использующая этот цветок. Жевательная резинка запрещена в Сингапуре – так как часто застревала в дверях вагонов метро и прилипала к подошвам прохожих. Запрещено не только жевать резинку, если вы не турист, но и просто покупать или продавать ее. С 2004 года в Сингапуре разрешили продавать жевачку в аптеках.

В Иране родители не могут приобрести своим детям куклы Барби – эти несоответствующие традиционному исламскому облачению игрушки недавно запретили к продаже. Несмотря на то, что скоро в магазинах появились Барби в закрытой одежде и платке, кукла утратила былую популярность.

В Азербайджане недавно было введено полуофициальное табу, запрещающее ношение кепок и футболок с надписями имен национальных меньшинств, а также весьма популярных в стране кепок с аббревиатурой FBI, обозначающей Федеральное Бюро Расследований США. По мнению некоторых азербайджанцев, эта продукция может инспирировать национальную дискриминацию. Даже демократические западные страны демонстрируют склонность к табуированию продажи некоторых продуктов: к примеру, во Франции в столовых запрещено подавать блюда с кетчупом, чтобы пропагандировать здоровый образ жизни и национальную кухню.

Тема:

Цель:

Оборудование: карточки с понятиями «табу » и «ойоро », карточки с табу -запретами

Ход урока

  1. Организационный момент.
  1. Вступление.

1 слайд

Салам лийже, йоча-влак!

Добрый день, дорогие ребята!

Запись в тетради темы урока.

  1. Изучение новой темы.

2 слайд

(

Ойоро - это от слов ок йоро , частица ок без к

  1. слайд

наказания за его нарушение .

  1. Экологические запреты.

Тема: Табу (ойоро) как средство воспитания в марийской культуре

Цель:

  1. Познакомить учащихся с табу-запретами марийского народа, как средство воспитания в народной среде.
  2. Формирование духовно- нравственных качеств личности.
  3. Воспитание любви к окружающему миру и бережное отношение к нему.

Оборудование: карточки с понятиями «табу » и «ойоро », карточки с табу -запретами

Ход урока

  1. Организационный момент.
  1. Вступление.

1 слайд

Салам лийже, йоча-влак!

Добрый день, дорогие ребята!

Ребята, оглянитесь вокруг: на улице, в транспорте, в лесу, дома и просто в школе, в классе своем. И везде сталкиваемся с проблемами. Проблемами экологического, нравственно-этического, санитарно-гигиенического характера: небрежное отношение к природе, неуважение старших, друг друга, падение нравственных ценностей, распространение алкоголизма, табакокурения и наркомании, резкое возрастание неизлечимых болезней.

Что же может спасти природу и каждого из нас? (ответы)

Есть еще одно средство в народной педагогике - это табу-запреты или ойоро.

Запись в тетради темы урока.

  1. Изучение новой темы.

2 слайд

Табу или ойоро, что же это такое? В «Словаре иностранных слов» под редакцией А.Н.Комаровой, это полинезийское слово переводится как религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и.п., нарушение которого неминуемо влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны сверхъестественных сил. (понятия «табу» записать в тетрадь ) эти неписаные законы почитания и обожествления окружающего мира привели к бережному отношению к нему. Были выработаны определенные правила, главный смысл которых запрет, предостерегающей от опасности.

Ойоро - это от слов ок йоро , частица ок без к . табу обычно сопровождается предупреждением: если посмеешь вступить запрещенную зону, если возьмешь запрещенный предмет или произносишь неприличное к месту слово, тотчас появляются таинственные силы, скрытые в предметах, словах и покарают тебя свойственным им способом.

У марийского народа в реальной действительности до нашего времени широко используется система табу.

  1. слайд

4. Табу состоит из двух частей: предупреждения и возможного наказания за его нарушение .

1 .Табу можно разделить на несколько групп

  1. Экономический. Связан с хлебом.

Нельзя пинать хлеб- бог накажет. Нельзя кидать хлеб- бог накажет.

Нельзя оставлять кусок хлеба- силы оставляешь.

Нельзя стол оставлять без хлеба - достатка в доме не будет.

Нельзя отказывать тому, кто попросил хлеба,- даже если в доме последний кусок: тогда в доме всегда будет еда.

А вы какие пословицы о хлебе знаете?

Хлеб-главный продукт питания, без него не обходится ни один обед в жизни человека. Вот перед вами буханка хлеба. Мы часто покупаем и никогда не задумываемся о том,сколько труда вложено, чтобы эта буханка появилась на столе. Марийцы по - особому относились к хлебу.

На столе всегда должен лежать каравай хлеба и соль- это показатель достатка. Стол не должен быть пустым. Дальше, как пекли хлеб, когда замешивали тесто, говорили самые добрые слова. Чтобы человек, покушав хлеб, стал добрее. Провожая в дальнюю дорогу, хлеб клали на стол, целый каравай.

Как вы думаете это сейчас сохранилось?

  1. Запреты, связанные священными рощами или святыми рощами

Что такое священные рощи? (молитвенные места)

Что делают в священной роще?

В святых рощах нельзя рубить деревья, косить траву, собирать ягоды, пасти скот - руки-ноги отсохнут.

Нельзя отказываться от верований предков - ангел-хранитель отвернётся от тебя.

Священные рощи до сих пор есть и взяты под охрану. В Марий Эл около рощ. Например: в Башкирии, где живут некрещеные марийцы,

до сих пор всё это сохранилось и ни один человек не сломает ни одну веточку в этой роще.

  1. Экологические запреты.

Нельзя плевать в родник, в колодец - на языке выскочит болячка.

Нельзя осквернять чистую воду в колодце, в речке, в озере- иначе с тобой,с членами семьи или в твоём хозяйстве может случиться что-либо страшное и непоправимое.

Марийцы очень почитали воду. Случай из жизни. Нельзя в незнакомом месте купаться, не подарив подарок воде, не подарив подарок роднику - брать воды.

Нельзя разорять птичьи гнёзда - твоя семья распадётся.

Если сорвёшь ветку цветущей яблони- руки отсохнут

Когда выходили из леса кланялись и благодарили.

История с берёзовыми вениками. Никогда не оставлять голой берёзу, срубив все ветки

4)Нравственные запреты (ЧИТАЮТ ОБУЧАЮЩИЕСЯ)

На этих нравственных запретах воспитывали детей:

Нельзя другим желать зла- оно вернётся к тебе.

Нельзя грубить родителям - не будет тебе счастья в жизни.

Нельзя грубить людям старше себя - может случится несчастье.

Нельзя избивать старых- руки будут трясти.

Нельзя смеяться над старостью - сам тоже состаришься, может ещё хуже.

Воспоминание человек, который посетил Дом престарелых:

«Я побывал в одном из Домов для престарелых в российской глубинке.

Обстановку описывать не стану- всё чисто и более-менее благоустроено.Интересно другое- люди и их истории. А ёщё заслуживают внимание цифры. Они показывают состояние нравственного здоровья общества, в котором мы живём. В этом Доме для престарелых и инвалидов живут 28 человек, и только 8 из них абсолютно одиноки.»

  1. Запреты, связанные с борьбой за самосохранение и техникой безопасности.

Нельзя есть с ножа - к злодеянию.

Нельзя новорожденного оставлять одного - дьявол заменит своим ребёнком.

Нельзя нож передавать острой стороной- желаешь зла.

Нельзя дразнить собаку - собачей жизнью будешь жить.

Среди двух сотен табу есть и такое: «Не поблагодаришь за доброе дело - жди беды. Одно «спасибо» спасает от сорока напастей».

Как вы понимаете это выражение, объясните.

2) У марийцев - всё живое имеет душу. Марийцы почитали лес как божество. Марийский народ поклонялся природе. Он любил и почитал её, но и боялся, считал её явлением божьим