Сочинения. "Судьба человека": смысл названия рассказа Шолохова (сочинение) Судьба человека м а шолохов жанр

Историю создания рассказа «Судьба человека» поведал журналист М.Кокта в очерке «В станице Вешенской». В частности журналист писал, что с прототипом главного героя Михаил Александрович Шолохов повстречался на охоте. Дело было близ хутора Моховский.

Сюда Шолохов приехал поохотиться на диких гусей и казарок. Присев отдохнуть после охоты неподалеку от степной речки Еланки, писатель увидел мужчину и мальчика, идущих к речной переправе. Путники приняли Шолохова за «своего брата-шофера». В завязавшейся непринужденной беседе путник рассказал о своей судьбе.

Рассказ сильно взволновал писателя. Михаил Александрович был так потрясен, что даже забыл спросить фамилию своего случайного знакомого, о чем позже очень жалел. «Обязательно, обязательно напишу об этом рассказ», - повторял Шолохов.

Десять лет спустя, Шолохов читал рассказы Хемингуэя, Ремарка, других зарубежных мастеров пера. Они рисовали человека обреченного, бессильного. Перед глазами писателя вновь встала та незабываемая встреча у речной переправы. Давно зревший замысел получил новый импульс. Семь дней Шолохов почти не отрывался от письменного стола. На восьмой день рассказ был закончен.

Отклики на рассказ

Рассказ «Судьба человека» вышел в газете «Правда», в номерах от 31 декабря 1956 и 1 января 1957 года. Вскоре он был зачитан по Всесоюзному радио. Текст читал популярный киноактер тех лет Сергей Владимирович Лукьянов. Рассказ сразу же нашел отзыв в сердцах слушателей.

По воспоминаниям писателя Ефима Пермитина, гостившего у Шолохова в станице Вешенской, после трансляций по радио рабочий стол Шолохова был буквально завален письмами, шедшими со всех концов страны. Писали ему рабочие и колхозники, врачи и педагоги, советские и зарубежные писатели. Приходили письма от людей, подобно главному герою рассказа, переживших фашистский плен и от семей погибших фронтовиков. Ни сам автор, ни его помощники физически были не в состоянии ответить даже на мизерную часть писем.

Вскоре Юрий Лукин и Федор Шахмагонов написали по мотивам рассказа «Судьба человека» киносценарий, который был опубликован в «Литературной газете» в ноябре 1957 года. Фильм по данному сценарию поставил режиссер Сергей Бондарчук, сыгравший в нем и главную роль. Фильм вышел на киноэкраны в 1959 году. Он собрал многочисленные призы на отечественных и международных фестивалях.

Интересным, увлекательным и захватывающим произведением является «Судьба человека». Смысл названия рассказа может понять каждый читатель, который внимательно прочитает произведение и проникнется к главному герою. Этот рассказ не оставит равнодушным ни одного читателя, познакомившегося с «Судьбой человека», потому что автор смог передать в своём произведении всё чувства, переживания и эмоции Андрея Соколова, жизнь которого была довольно нелёгкой и в какой-то мере несчастной.

Встреча с Андреем Соколовым

Для того чтобы понять, в чём заключается смысл названия рассказа «Судьба человека», необходимо познакомиться с кратким содержанием произведения Шолохова.

В самом начале произведения становится понятно, что рассказчик направлялся в одну из донских станиц, однако ему пришлось остаться на берегу из-за разлива реки и дожидаться лодку. В это время к нему подошёл некий мужчина с ребёнком и принял его за шофёра, потому что рядом с рассказчиком находилась машина. Андрею Соколову очень захотелось пообщаться со своим коллегой. Раньше мужчина работал шофёром, но на грузовом автомобиле. Рассказчик решил не расстраивать мужчину и не сказал о том, что он не является его коллегой.

Смысл названия рассказа «Судьба человека» становится понятным каждому читателю уже во время прочтения произведения. Стоит сказать, что автор подобрал, наверное, самое точное название, которое отражает смысл всего рассказа.

Образ Андрея Соколова

Образ Соколова показан читателю через восприятие рассказчика. У мужчины сильные натруженные руки и грустные, наполненные смертной тоской глаза. Сразу становится понятно, что смыслом жизни Соколова является его сын, который одет намного лучше и опрятнее своего отца. Андрей совсем не обращает внимания на себя, и заботится только лишь о своём любимом сынишке.

Не оставит равнодушным ни одного читателя именно произведение «Судьба человека». Смысл названия рассказа становится понятным каждому, кто проникся к главному герою и с сочувствием отнёсся к его нелёгкой судьбе. Стоит сказать, что смысл произведения кроется именно в его названии.

Честный и открытый шофёр

Далее читатель узнаёт о судьбе Андрея Соколова из его повествования о своей прошлой жизни рассказчику. Стоит сказать, что главный герой довольно откровенен и честен со своим собеседником. Скорее всего, такая открытость связана с тем, что Андрей принял рассказчика за «своего» - русского человека с большой душой.

Смысл названия рассказа Шолохова «Судьба человека» интересен каждому, кто собирается познакомиться с этим произведением. Стоит отметить, что читатель узнает ответ на этот вопрос уже во время прочтения рассказа. Автор настолько хорошо и чётко передаёт все эмоции и переживания главного героя, что каждый читатель обязательно проникнется к нему и его нелёгкой судьбе.

Гибель родителей Соколова

Андрей Соколов делился, что его жизнь была самой обыкновенной, однако после времён голода все очень сильно изменилось. Тогда он принял решение об отъезде на Кубань, где позже он стал работать на кулаков. Именно благодаря этому Соколову удалось остаться живым, в отличие от его семьи. Андрей стал сиротой, потому что его родители и маленькая сестра погибли от голода.

Вызывает бурю эмоций и переживаний именно «Судьба человека». Смысл названия рассказа станет понятен каждому читателю, однако для этого необходимо вникнуть в каждую строку и по-настоящему прочувствовать всё, что пережил главный герой произведения.

Жена и дети Соколова

Спустя несколько лет после большого горя Андрею всё же удалось не сломаться. Вскоре он женился. О своей супруге он говорил только хорошее. Соколов делился с рассказчиком, что его жена была весёлой, уступчивой и умной. Если супруг приходил домой в плохом настроении, она никогда грубила ему в ответ. Вскоре у Андрея и Ирины родился сын, а затем две дочки.

Соколов поделился со своим собеседником, что в 1929 году его стали увлекать автомобили, после чего он стал шофёром грузовика. Однако вскоре началась война, которая стала преградой для хорошей и счастливой жизни.

Уход на фронт

Вскоре Андрей Соколов был вынужден отправиться на фронт, куда его провожала вся дружная семья. Стоит заметить, Ирине казалось, что это был последний раз, когда муж и жена были вместе. Естественно, Андрея очень расстроило то, что супруга «хоронила мужа заживо», в связи с чем Соколов ушёл на фронт в расстроенных чувствах.

Несомненно, понравится каждому любителю литературы о военном времени именно произведение «Судьба человека». Смысл названия рассказа станет понятен уже при прочтении произведения.

Встреча шофёра с фашистами

В мае 1942 года произошли ужасные события, которые Андрей не сможет забыть уже никогда. На войне Соколов тоже был шофёром и вызвался везти боеприпасы его артиллерийской батарее. Однако довезти их он не смог, так как снаряд упал прямо рядом с его машиной, которая перевернулась от взрывной волны. После этого Соколов потерял сознание, после чего очнулся уже в тылу врага. Сначала Андрей задумал притвориться мёртвым, однако он поднял голову в тот момент, когда прямо к нему шагали несколько фашистов с автоматами. Стоит сказать, что мужчина хотел умереть достойно и встал прямо перед врагом, однако не был убит. Один фашист уже думал выстрелить, когда его товарищ помешал убить Соколова.

После прочтения произведения сразу же становится понятным смысл названия рассказа «Судьба человека». Сочинение на эту тему написать не составит никакого труда, потому что название произведения отражает, о чём в нём идёт речь.

Побег

После этого случая Андрея отправили босиком на запад с колонной пленных.

Во время дороги до Познани Соколов только и думал о том, чтобы как можно скорее сбежать. Нужно сказать, мужчине повезло, потому что когда пленные копали могилы, охранники отвлеклись. Именно тогда Андрею удалось сбежать на восток. Но не всё закончилось так, как хотел Соколов. Уже на четвёртые сутки немцы со своими овчарками догнали сбежавшего. В наказание Андрея продержали в карцере, после чего отправили прямиком в Германию.

Достойный соперник

Вскоре Соколов стал работать в каменном карьере возле Дрездена, где его угораздило сказать фразу, которая разъярила начальство. Мюллер - комендант лагеря - вызвал к себе шофёра и сказал, что лично расстреляет его за такие слова. Соколов ответил ему: «Ваша воля».

Комендант о чём-то подумал, выбросил пистолет и предложил Андрею выпить стакан водки и закусить кусочком хлеба и ломтиком сала за победу «немецкого оружия». Стоит заметить, что Соколов отказался и ответил Мюллеру, что он непьющий. Однако комендант посмеялся и ответил: «Если ты не хочешь пить за нашу победу, выпей за свою погибель!» Андрей выпил стакан до дна и ответил, что после первой рюмки не закусывает. После выпитого второго стакана солдат ответил коменданту то же самое. После третьего Андрей откусил немного хлеба. Мюллер принял решение оставить Соколова в живых, потому что уважает достойных соперников, и отдал шофёру буханку и кусок сала, которые Андрей разделил поровну между своими товарищами.

В том, что простой русский человек настолько силён духом, что смог пережить самые ужасные события, которые могут произойти в жизни, и кроется смысл названия рассказа Шолохова «Судьба человека». Сочинение на эту тему может написать абсолютно каждый человек, который знаком с произведением.

Гибель семьи Соколова и усыновление Вани

В 1944 году Соколов стал шофёром немецкого майора-инженера, который относился к нему более или менее хорошо, иногда даже делился с ним своей едой. Однажды Андрей оглушил его, забрал оружие и помчался прямиком туда, где идёт бой. По словам шофёра, сзади в него начали стрелять немцы, а впереди - его солдаты.

После этого случая Андрея отправили в госпиталь, откуда он написал своей жене. Вскоре пришёл ответ от соседа, что в его дом попал снаряд, от которого дети и жена шофёра погибли. В тот момент сына не было дома, поэтому ему удалось уцелеть. Соколов ушёл добровольцем на фронт. После этого Андрей нашёл своего сына, стал с ним переписываться, но судьба распорядилась очень жестоко. 9 мая 1945 года Анатолий погиб от рук снайпера.

Шофёр не знал, куда ему податься, и поехал в Урюпинск к своему другу, где встретил беспризорного мальчишку Ваню. Тогда Андрей сказал ребёнку, что он его отец и усыновил мальчика, который очень обрадовался встрече со своим «отцом».

Какой смысл названия рассказа «Судьба человека»?

Стоит выяснить, в чём же всё-таки заключается смысл названия произведения Шолохова, потому что многих интересует именно этот вопрос.

Смысл названия рассказа Шолохова «Судьба человека» заключается в том, что простой русский человек смог пережить огромное количество негативных событий, после которых сумел жить дальше, не сломаться и забыть обо всех трагедиях. Андрей Соколов усыновил ребёнка и стал жить ради него, забыв обо всех неудачах и невзгодах, преследовавших его на протяжении последних лет его жизни. Несмотря на смерть родителей, жены и детей, главный герой сумел выстоять и жить дальше.

В том, что русский человек смог победить все неудачи и невзгоды, пережить потерю близких людей и жить дальше, и заключается смысл названия рассказа М. Шолохова «Судьба человека». Главный герой был настолько силён духом, что сумел забыть обо всём, произошедшим с ним раньше и начать абсолютно новую жизнь, в которой он является счастливым человеком, воспитывающим прекрасного ребёнка. Смерть родителей, жены и детей не сломили дух русского человека, который смог забыть обо всех ужасных событиях, происходивших на протяжении последних лет его жизни, и нашёл в себе силы начать новую счастливую жизнь. Именно в этом и заключается смысл произведения «Судьба человека».

    Судьба… Загадочное слово, над смыслом которого я часто задумываюсь. Что есть судьба? Жизнь, прожитая тобой, или то, что еще предстоит пережить, твои дела или твои мечты? Строишь ли ты сам свою судьбу, а может, ее кто-то предопределяет? И если она определена,...

    Враги сожгли родную хату, Сгубили всю его семью. Куда ж теперь идти солдату, Кому нести печаль свою? М. В. Исаковский «Судьба человека» - это рассказ о том, как человек победил свою судьбу, и символом этой победы стал ребёнок. На фронте и в немецком...

    Критика уже писала о своеобразной кольцевой композиции рассказа. Встреча автора-повествователя с Андреем Соколовым и его приемным сыном Ванюшей у переправы через весеннюю разлившуюся речку в начале и прощание в конце с мальчиком и чужим, но ставшим теперь...

  1. Новое!

    При всей глубине содержания рассказ-эпопея «Судьба человека» отличается простотой и скупостью художественных средств, которые, однако, все использованы Шолоховым для выражения главной идеи произведения: человек может восторжествовать над своей трагической...

  2. Новое!

    «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так искази­ ла? Нет мне ответа ни при темноте, ни при ясном солнышке...» М. Шолохов У М. В. Исаковского есть стихотворение: «Враги сожгли родную хату, Сгубили всю его семью. Куда ж теперь...

  3. Литература о войне - это память народа о грозных и трагических годах. Эту память несут в себе повести В. В. Быкова, Б. Л. Васильева, А. И. Адамовича и многие другие произведения. Книги о войне напоминают, какой дорогой ценой досталась победа и в какой...

В отечественном литературоведении (например, в книге Л. Г. Якименко «Творчество М.А.Шолохова») принято определять жанр «Судьбы человека» (1956) как рассказ-эпопея. Жанр, как видно, очень необычный, потому что соединяет, казалось бы, несоединимые понятия. Рассказом принято называть малую эпическую форму, в нём обыкновенно описывается одно (яркое) событие из жизни героя и присутствует рассказчик. Эпопея - монументальная форма эпической литературы, показывающая судьбу народа, сам исторический процесс. В эпопее гармонично соединяются исторические события и современность, философские раздумья над судьбами мира и личные переживания героев, изображаются многогеройное действие и жизненный путь отдельных персонажей. Как же получается, что в рассказе на тридцати страницах Шолохов добился глобального обобщения - в образе простого русского человека Андрея Соколова воплотилась и отразилась целая нация, подобно тому как огромное солнце отражается в маленькой капле росы?

Рассказ Шолохова обладает главными признаками эпопеи. Первый признак - изображение переломной исторической эпохи, то есть событий, которые затрагивают всю нацию и в которых народный характер проявляется ярче всего. В «Судьбе человека» это Отечественная война. Она изображается не как историческое событие (то есть ряд военных операций), а как тяжелейшее физическое и нравственное испытание человеческого характера. Главным героем войны в рассказе становится не полководец, не командир полка, даже не народ (как было у Л.Н.Толстого в романе-эпопее «Война и мир» или как будет у К.М.Симонова в трилогии «Живые и мёртвые»), а один рядовой боец, который, участвуя даже в великом сражении, видит только бой местного значения. Война показана через судьбу главного героя: он и на фронте, и в фашистском плену всё время сталкивается с проблемой нравственного выбора, от которого зависит и его собственная жизнь, и жизнь боевых товарищей.

Второй признак эпопеи - изображение национального характера в конкретных героях литературного произведения. Для этого Шолохов описывает историю жизни Андрея Соколова - замечательного русского человека. Рассказ о себе герой начинает с довоенных лет. Перед читателем предстаёт человек с самой обычной биографией. Ровесник века, он родился в Воронежской губернии, в гражданскую войну воевал в Красной армии, в 1921 году осиротел, так как родители и сестрёнка умерли от голода. Он продал дом в деревне и уехал в Воронеж. Здесь в положенное время женился, родились дети (сын Анатолий и дочери Настя и Оля), и, только став отцом, Андрей Соколов осознал, что от него зависит жизнь и благополучие этих маленьких людей. Он перестал выпивать с товарищами, выучился на шофёра, чтобы побольше зарабатывать, скопил денег и построил дом.

Во время войны в этом внешне неприметном человеке раскрылись прекрасные черты характера: смелость и смышлёность (их А.С. Пушкин в «Путешествии из Москвы в Петербург» назвал отличительными чертами русской натуры), поразительная стойкость и высокие душевные качества - справедливость, совестливость, чуткость и доброта. Смелость Андрей Соколов проявил в сцене с Мюллером, когда перед лицом верной смерти сохранил человеческое достоинство, которое оценили даже фашисты. Оба его побега из плена свидетельствуют о смекалке и расчётливости героя. Он с первого дня плена задумал бежать, но «уходить хотел наверняка», поэтому терпеливо ждал подходящего момента. Своё намерение Андрей Соколов исполнил, как только представился случай (охранники отвлеклись). Первый побег был неудачным, а наказание за него - страшным: фашисты избили его до полусмерти, натравили собак, заключили в карцер. Но герой не отказался от своей идеи. Второй побег он продумал и подготовил ещё тщательнее и добрался-таки до своих, прихватив немецкого инженера с планами оборонительных сооружений.

Восхищение вызывает стойкость Андрея Соколова: он выдержал издевательства и унижения фашистского плена, которые не смогли убить в нём ум, совестливость, человеческое достоинство, не превратили его в послушного раба чужой воли. Если до плена совесть не позволяет герою бросить товарищей в беде, поэтому он, не думая об опасности, везёт снаряды на батарею, то и в плену он не может один съесть хлеб и сало, полученные от Мюллера в награду за мужество, а делит всё между товарищами по лагерному бараку. Чувство справедливости заставляет Андрей Соколов задушить в разрушенной церкви предателя Крыжнёва, и он совершенно не раскаивается в этом поступке. Чуткость и доброта, которые испытывал герой к своей жене и детям, сохранились в его душе и после войны: он понял горе Ванюшки и привязался к малышу всем сердцем.

Почему можно утверждать, что в Андрее Соколове, в конкретном герое с конкретной судьбой, воплотился русский национальный характер? Разве не было во время войны трусов, предателей, сломленных страхом, обстоятельствами, пытками? Были, но победу в Великой Отечественной войне завоевали не они, а люди, похожие на Андрея Соколова, близкие ему по характеру. Герою присущи черты, которые русские больше всего ценят в человеке, а потому воспитывают в себе из поколения в поколение. Национальный взгляд на достойного человека выражается в произведении с помощью другого героя - автора, который слушает исповедь Андрея Соколова.

Автор и герой похожи, что подтверждается несколькими эпизодами из рассказа. Автор сразу обращает внимание на то, что к нему по берегу реки устало приближается странная пара - «высокий, сутуловатый мужчина» и совсем маленький мальчик. Этот контраст приковывает взгляд автора, который сразу отмечает значимые детали во внешнем облике взрослого и ребёнка. Он, например, сравнивает взгляд отца и сына: у мальчика глаза голубые и ясные, «как небушко»; у отца - «словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть». А главный герой сразу увидел в случайно встреченном человеке, сидящем на поваленном плетне у переправы, «своего брата», который поймёт исповедь простого шофёра. Андрей Соколов не ошибся: автор сдержанно реагирует на рассказ, не перебивает уточняющими вопросами и собственными рассуждениями. Только когда Андрей Соколов вспоминает прощание с женой на вокзале и голос его прерывается от волнения, автор тихо произносит: «Не надо, друг, не вспоминай!». Слушать исповедь шофёра тяжело, но автор не отмахивается от случайного собеседника, щадя собственные нервы, а даёт ему выговориться до конца и тем облегчить душу. Автор и главный герой - оба сдержанно-ласково обращаются с Ванюшкой. Взгляд мальчика взволновал автора на переправе так же, как и Андрея Соколова у чайной. Взрослые оберегают ребёнка от тяжёлых впечатлений: отец, когда начинает свою исповедь, отсылает Ванюшку играть на берег, а автор, потрясённый до глубины души рассказом простого шофёра, при прощании отворачивается, чтобы ребёнок не увидел, как плачет немолодой седой мужчина, и не испугался.

Авторскую оценку Андрея Соколова Шолохов вынес в заглавие рассказа, употребив слово «человек» в высоком смысле. В конце произведения автор-рассказчик, рассуждая о русском человеке, восхищается героем и одновременно демонстрирует своё философское понимание положительного человеческого характера. Так в «Судьбу человека» включаются философские раздумья над судьбами мира, что является третьим непременным признаком эпопеи. Философскую идею рассказа можно сформулировать так: никакие обстоятельства не могут убить в человеке стремление творить добро, созидать, любить, ибо именно эти чувства делают человека человеком. Доказательством этой идеи служит судьба Андрея Соколова. Бесчеловечное обращение в фашистском плену, гибель всей семьи, безвозвратная потеря всего, что герой ценил в жизни, должны были озлобить его или сделать равнодушным ко всему окружающему. Вопреки этой логике, Андрей Соколов не замкнулся в своём «неизбывном» горе, а привязался к маленькому мальчику-сироте и в этой любви нашёл спасение от отчаяния. Таким образом, как настоящий трагический герой, Андрей Соколов вступает в противоборство с жестоким миром, с мировой войной и не даёт убить свою живую душу.


Страница: [ 1 ]

В отечественном литературоведении (например, в книге Л. Г. Якименко «Творчество М.А.Шолохова») принято определять жанр «Судьбы человека» (1956) как рассказ-эпопея. Жанр, как видно, очень необычный, потому что соединяет, казалось бы, несоединимые понятия. Рассказом принято называть малую эпическую форму, в нём обыкновенно описывается одно (яркое) событие из жизни героя и присутствует рассказчик. Эпопея - монументальная форма эпической литературы, показывающая судьбу народа, сам исторический процесс. В эпопее гармонично соединяются исторические события и современность, философские раздумья над судьбами мира и личные переживания героев, изображаются многогеройное действие и жизненный путь отдельных персонажей. Как же получается, что в рассказе на тридцати страницах Шолохов добился глобального обобщения - в образе простого русского человека Андрея Соколова воплотилась и отразилась целая нация, подобно тому как огромное солнце отражается в маленькой капле росы?

Рассказ Шолохова обладает главными признаками эпопеи. Первый признак - изображение переломной исторической эпохи, то есть событий, которые затрагивают всю нацию и в которых народный характер проявляется ярче всего. В «Судьбе человека» это Отечественная война. Она изображается не как историческое событие (то есть ряд военных операций), а как тяжелейшее физическое и нравственное испытание человеческого характера. Главным героем войны в рассказе становится не полководец, не командир полка, даже не народ (как было у Л.Н.Толстого в романе-эпопее «Война и мир» или как будет у К.М.Симонова в трилогии «Живые и мёртвые»), а один рядовой боец, который, участвуя даже в великом сражении, видит только бой местного значения. Война показана через судьбу главного героя: он и на фронте, и в фашистском плену всё время сталкивается с проблемой нравственного выбора, от которого зависит и его собственная жизнь, и жизнь боевых товарищей.

Второй признак эпопеи - изображение национального характера в конкретных героях литературного произведения. Для этого Шолохов описывает историю жизни Андрея Соколова - замечательного русского человека. Рассказ о себе герой начинает с довоенных лет. Перед читателем предстаёт человек с самой обычной биографией. Ровесник века, он родился в Воронежской губернии, в гражданскую войну воевал в Красной армии, в 1921 году осиротел, так как родители и сестрёнка умерли от голода. Он продал дом в деревне и уехал в Воронеж. Здесь в положенное время женился, родились дети (сын Анатолий и дочери Настя и Оля), и, только став отцом, Андрей Соколов осознал, что от него зависит жизнь и благополучие этих маленьких людей. Он перестал выпивать с товарищами, выучился на шофёра, чтобы побольше зарабатывать, скопил денег и построил дом.

Во время войны в этом внешне неприметном человеке раскрылись прекрасные черты характера: смелость и смышлёность (их А.С. Пушкин в «Путешествии из Москвы в Петербург» назвал отличительными чертами русской натуры), поразительная стойкость и высокие душевные качества - справедливость, совестливость, чуткость и доброта. Смелость Андрей Соколов проявил в сцене с Мюллером, когда перед лицом верной смерти сохранил человеческое достоинство, которое оценили даже фашисты. Оба его побега из плена свидетельствуют о смекалке и расчётливости героя. Он с первого дня плена задумал бежать, но «уходить хотел наверняка», поэтому терпеливо ждал подходящего момента. Своё намерение Андрей Соколов исполнил, как только представился случай (охранники отвлеклись). Первый побег был неудачным, а наказание за него - страшным: фашисты избили его до полусмерти, натравили собак, заключили в карцер. Но герой не отказался от своей идеи. Второй побег он продумал и подготовил ещё тщательнее и добрался-таки до своих, прихватив немецкого инженера с планами оборонительных сооружений.

Восхищение вызывает стойкость Андрея Соколова: он выдержал издевательства и унижения фашистского плена, которые не смогли убить в нём ум, совестливость, человеческое достоинство, не превратили его в послушного раба чужой воли. Если до плена совесть не позволяет герою бросить товарищей в беде, поэтому он, не думая об опасности, везёт снаряды на батарею, то и в плену он не может один съесть хлеб и сало, полученные от Мюллера в награду за мужество, а делит всё между товарищами по лагерному бараку. Чувство справедливости заставляет Андрей Соколов задушить в разрушенной церкви предателя Крыжнёва, и он совершенно не раскаивается в этом поступке. Чуткость и доброта, которые испытывал герой к своей жене и детям, сохранились в его душе и после войны: он понял горе Ванюшки и привязался к малышу всем сердцем.

Почему можно утверждать, что в Андрее Соколове, в конкретном герое с конкретной судьбой, воплотился русский национальный характер? Разве не было во время войны трусов, предателей, сломленных страхом, обстоятельствами, пытками? Были, но победу в Великой Отечественной войне завоевали не они, а люди, похожие на Андрея Соколова, близкие ему по характеру. Герою присущи черты, которые русские больше всего ценят в человеке, а потому воспитывают в себе из поколения в поколение. Национальный взгляд на достойного человека выражается в произведении с помощью другого героя - автора, который слушает исповедь Андрея Соколова.

Автор и герой похожи, что подтверждается несколькими эпизодами из рассказа. Автор сразу обращает внимание на то, что к нему по берегу реки устало приближается странная пара - «высокий, сутуловатый мужчина» и совсем маленький мальчик. Этот контраст приковывает взгляд автора, который сразу отмечает значимые детали во внешнем облике взрослого и ребёнка. Он, например, сравнивает взгляд отца и сына: у мальчика глаза голубые и ясные, «как небушко»; у отца - «словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть». А главный герой сразу увидел в случайно встреченном человеке, сидящем на поваленном плетне у переправы, «своего брата», который поймёт исповедь простого шофёра. Андрей Соколов не ошибся: автор сдержанно реагирует на рассказ, не перебивает уточняющими вопросами и собственными рассуждениями. Только когда Андрей Соколов вспоминает прощание с женой на вокзале и голос его прерывается от волнения, автор тихо произносит: «Не надо, друг, не вспоминай!». Слушать исповедь шофёра тяжело, но автор не отмахивается от случайного собеседника, щадя собственные нервы, а даёт ему выговориться до конца и тем облегчить душу. Автор и главный герой - оба сдержанно-ласково обращаются с Ванюшкой. Взгляд мальчика взволновал автора на переправе так же, как и Андрея Соколова у чайной. Взрослые оберегают ребёнка от тяжёлых впечатлений: отец, когда начинает свою исповедь, отсылает Ванюшку играть на берег, а автор, потрясённый до глубины души рассказом простого шофёра, при прощании отворачивается, чтобы ребёнок не увидел, как плачет немолодой седой мужчина, и не испугался.

Авторскую оценку Андрея Соколова Шолохов вынес в заглавие рассказа, употребив слово «человек» в высоком смысле. В конце произведения автор-рассказчик, рассуждая о русском человеке, восхищается героем и одновременно демонстрирует своё философское понимание положительного человеческого характера. Так в «Судьбу человека» включаются философские раздумья над судьбами мира, что является третьим непременным признаком эпопеи. Философскую идею рассказа можно сформулировать так: никакие обстоятельства не могут убить в человеке стремление творить добро, созидать, любить, ибо именно эти чувства делают человека человеком. Доказательством этой идеи служит судьба Андрея Соколова. Бесчеловечное обращение в фашистском плену, гибель всей семьи, безвозвратная потеря всего, что герой ценил в жизни, должны были озлобить его или сделать равнодушным ко всему окружающему. Вопреки этой логике, Андрей Соколов не замкнулся в своём «неизбывном» горе, а привязался к маленькому мальчику-сироте и в этой любви нашёл спасение от отчаяния. Таким образом, как настоящий трагический герой, Андрей Соколов вступает в противоборство с жестоким миром, с мировой войной и не даёт убить свою живую душу. Жизнь неистребима и в человеке, и в природе, утверждает Шолохов, не случайно рассказ «Судьба человека» начинается с описания пробуждающейся природы в первую послевоенную весну.

Подводя итог вышесказанному, следует заметить, что «Судьба человека» по существенным признакам является рассказом, а рамки рассказа не позволяют развернуть сложное, многосюжетное, многогеройное действие. Но в этом рассказе действительно присутствуют и главные признаки эпопеи: описывается важнейшее историческое событие XX века - Отечественная война 1941 -1945 годов; в образе главного героя воплощён русский национальный характер, как его понимает Шолохов; в трагической и одновременно героической судьбе Андрея Соколова писатель видит проявление неистребимой и постоянно возрождающейся жизни. В этом состоит философский оптимизм Шолохова.

В Андрее Соколове писатель показал свою концепцию героической личности в современном мире. Главный герой является вершителем судеб истории: он принимал участие в разгроме фашистской Германии непосредственно сам и опосредованно - воспитав старшего сына Анатолия, воевавшего до последнего дня Отечественной войны. Атеперь, заботясь о младшем, неродном,сыне, герой создаёт будущее. Благодаря эпопей ному обобщению, представленному в образе Андрея Соколова, рассказ получился необыкновенно ёмким по содержанию: характер и судьба человека становятся характером и судьбой народа. Следовательно, определение жанра «Судьбы человека» как рассказа-эпопеи вполне оправданно.