Психологическая защита: искажение реальности или сохранение своего «Я»? Как избавиться от неуверенности, комплекса неполноценности, комплекса жертвы

Все мы ошибаемся, даже когда делаем хорошо знакомые вещи. Существует несколько распространенных закономерностей, которые происходят, когда мы ошибаемся, хорошо известных когнитивных лежачих полицейских, о которых всегда спотыкается наш мозг. Вот 5 из них:

#5. Ты видишь меньше, чем думаешь

Ты знаешь, как работает твой глаз? Ты, наверное, думаешь, что он работает, как камера, верно? Свет попадает внутрь, отскакивает от линз и зеркал, а затем алле-оп – в твоей голове появляется изображение, точно как на камере безопасности.

На самом деле все происходит совсем не так. Или так, если твой глаз – самая скверная видеокамера в мире. В то время как видеокамера может держать в фокусе довольно широкое поле, твой глаз – нет. Только малая часть того, что ты видишь, находится в фокусе в любой точке времени – свет, который отражается на крохотную часть сетчатки под названием ямка. Все остальное остается расплывчатым пятном, в котором трудно отличить медведя от уродливого дивана.

Но несмотря на это в любой момент у нас есть довольно подробный мысленный образ того, что происходит перед нами. Откуда? В общих чертах, глаз фокусируется на том, что ему нужно, а мозг тем временем заполняет оставшиеся пробелы. Чаще всего основываясь на том, что мы видели совсем недавно.

Но это не всегда так. Иногда наш мозг допускает серьезные ошибки и создает оптические иллюзии. Он пытается выстроить свою собственную картинку, основываясь не на увиденном, а на своих представлениях о том, как устроен мир, тем самым проваливая задачу показать нам точное изображение. И это на самом простом уровне. На более сложном уровне мы допускаем еще более странные ошибки.

В 1998 году ученые провели эксперимент, чтобы продемонстрировать данный эффект. Исследователь подходил к людям на улице и спрашивал, как пройти в библиотеку. Пока человек объяснял ему маршрут, мимо проходило еще два человека, которые несли дверь. Когда они проходили между исследователем и человеком, исследователь менялся местами с одним из людей, которые несли дверь. Люди продолжали объяснять дорогу новому человеку, даже не заметив подмены. Результаты исследования показали, что 50 процентов людей, которые приняли участие в эксперименте, абсолютно ничего не заметили. Посмотрите сами!

Как это произошло?

Одна из теорий утверждает, что когда человек понимает, что имеет дело с собеседником, которого больше никогда не увидит, он перестает обращать внимание на его лицо. Мы мысленно одеваем на голову собеседнику ведро, на котором написано «Парень, который ищет библиотеку». Такому ведру не нужно лицо, потому что мы больше никогда его не увидим.

Наши глаза все видят, но наш мозг это не запоминает, потому что думает, что данная информация ему уже не пригодится. Именно этот феномен, помимо всего прочего, объясняет, почему мы так редко замечаем новые прически наших близких.

#4. Ты полон скрытых предубеждений

Под предубеждениями подразумевается не то, что все женщины любят жареную курицу, а все азиаты ходят в туалет группами. Я имею в виду когнитивные искажения – хорошо известные и изученные ошибки, которые мы допускаем в ходе мыслительного процесса.

Существует несколько сотен изученных когнитивных искажений. К примеру, ошибка игрока – склонность думать, что прошлые события могут влиять на будущие (независимые) события. Мы думаем, что если монетка пять раз выпала орлом, на шестой раз она обязательно выпадет решкой. Или склонность к запоздалым суждениям, когда нам кажется, что мы могли предугадать прошлые (абсолютно произвольные) события.

Врач-гомеопат вместо укола просто ущипнул пациента за попу.

Или эффект опознаваемой жертвы, из-за которого мы сильнее реагируем на преступление, если в нем пострадал конкретный человек, а не безликая группа людей. Какую бы работу ты не поручил своему мозгу, как только ты отвернешься, этот засранец тут же попытается воспользоваться кратчайшей дорогой.

#3. Ты строишь слишком упрощенные модели

Ты “знаешь” как устроен мир. У каждого над головой крутится его личная маленькая модель вселенной. Конечно, она не полная, потому что мы еще не видели всю вселенную, но то, что мы видели, для нас вполне очевидно. Верно? Давай изучим маленькую часть вселенной и углубимся в зловонное болото форумов видео-игр.

Практически на каждом форуме или блоге о видео-играх ты найдешь человека, который будет утверждать что-то подобное: «Cудя по последним действиям с PlayStation/Xbox, на этот раз Sony/Microsoft действительно наложили в штаны. Посмотрите! Цена их акций упала на XX пунктов!»

Ты поймешь, о чем речь, если хоть немного знаешь о фондовом рынке. К примеру, что существует такое понятие, как фондовый рынок, и что там работают люди в костюмах. Цены на акции успешных компаний повышаются и наоборот. Все просто, правда? Но если ты знаешь хоть немного больше о фондовом рынке, ты поймешь, что это абсолютно бессмысленное утверждение. Sony и Microsoft - огромные компании, чьи подразделения компьютерных игр составляют лишь крошечную часть их доходов. Фондовому рынку плевать на то, что случится с Xbox, пока продажи Microsoft Office остаются стабильны.

Давай вернемся к нашей маленькой модели вселенной. Проблема в том, что в тех частях вселенной, о которых мы еще ничего не знаем, нет пробела или маленькой записки “прочти книжку, придурок”. Нет, все намного хуже. На этом месте оказывается ЧТО-ТО, и это что-то основывается на сумасшедших догадках нашего мозга.

Мы упрощаем наши отношения с людьми, когда делаем вывод, что чье-то поведение объясняется их индивидуальностью, а не внешними факторами. Конечно, твой сотрудник не отвечает на звонки не потому, что у него много работы, а потому, что он тебя ненавидит! Кассир в магазине работает медленно не потому, что это ее первый день на работе, а потому что она идиотка.

#2. Ты не учишься на ошибках

Иногда мы ошибаемся. И в этом нет ничего страшного. В конце концов, нужно облажаться, чтобы стать лучше, верно? Любой сможет вспомнить момент в жизни, когда что-то было ему в новинку, и он постоянно ошибался, пока со временем не становился лучше. Где-то вдалеке играла вдохновляющая музыка, и мир приобретал новые краски. Какой бы ни была твоя личная история успеха, урок в том, что падения делают нас лучше.

Только это неправда. Мы узнаем намного больше от успехов, чем от падений. Ученые из MIT подключились к мозгу обезьяны, и наблюдали за тем, как она успешно и безуспешно выполняла разные задания. Они обнаружили, что в отличии от неудач, каждый успех соответствовал активизации мозга, которая влияла на ее дальнейшие попытки. При неудачах не происходило ничего, а вот благодаря успехам обезьяне было намного проще не ошибиться в будущем. Какие выводы можно сделать из этой истории? Я бы сказал, лучше говорить «Мы учимся через новые попытки » (если, конечно, у тебя достаточно здравого смысла, чтобы не наступать дважды на те же грабли).

На более сложном уровне мы можем рассмотреть еще одно досадное когнитивное искажение – ситуативное предубеждение. Это случается, когда ты делаешь выбор, а затем тут же начинаешь искать подтверждения тому, что он правильный. Ты отдаешь предпочтения свидетельствам, которые поддерживают твой выбор, и игнорируешь те, что утверждают обратное (если ты когда-нибудь видел человека, который купил себе Mac, ты поймешь, о чем я). Это очень коварная штука. Даже если твой выбор объективно был ошибкой, тебе будет очень сложно это понять, потому что твой мозг будет бороться до последнего, чтобы ты этого не увидел.

#1. Чрезмерная самоуверенность

Несмотря на все нелепые пути, которые без предупреждения выбирает наш мозг, он вовсе не страдает от недостатка самоуверенности. Чаще всего у нас ее больше, чем нужно. Например, когда люди говорят, что уверены в чем-то на 100 процентов, существует где-то 80 процентов вероятности, что они действительно правы. 93 процента людей считают, что водят машину лучше других. 84 процента французов считают, что они выше среднего в постели.

Все мы думаем, что мы выше среднего во всем, что делаем, и чем меньше мы о чем-то знаем, тем больше уверены в своих способностях. Как сказал когда-то Чарльз Дарвин, человек, который был широко известен своей уверенностью: Невежество порождает уверенность чаще, чем знания.

Даже самые большие специалисты могут страдать от завышенной уверенности. Вспомним о хирургах, которые по всем параметрам выше среднего во всем, что они делают. Хирурги – тоже люди, и они тоже допускают ошибки. Инструменты забывают внутри пациентов, операции начинают без нужных приборов, кости ноги прикрепляют к костям шеи. Это серьезная проблема, из-за которой случилась не одна смерть.

Самый простой способ минимизировать ошибки - это использовать списки. Пациент здесь? Галочка. У нас достаточно пиявок? Галочка. Другими словами, множество страниц нудной бухгалтерии и списков того, что и так знает любой специалист. Авиакомпании всегда используют списки – и это объясняет, почему у них такие хорошие показатели безопасности.

Несмотря на это, когда один врач попытался ввести в практику использование списков в госпиталях, ему пришлось столкнуться с немалым сопротивлением со стороны других хирургов. Они посчитали списки педантизмом и оскорблением, пустой тратой времени на то, что они и так умеют. Идея того, что они могут забыть 18–й шаг в 57-шаговой операции, что может случиться с каждым, была для них немыслима. Вот такая история.

Не важно, умный ты или глупый – что бы ты ни делал, ты обречен ошибаться. Единственное решение – использовать списки, хотя это нудно, оскорбительно, и никто все равно не захочет это делать.

Еще больше о мышлении ты сможешь узнать на 9-недельном онлайн тренинге Ицхака Пинтосевича « ».

В наше время стало очень модным заниматься самосовершенствованием – занятие спортом, правильное питание, чтение книг… Это все очень хорошо, однако далеко не все правильно понимают суть самосовершенствования. Многие пытаются исправить недостатки своего характера. Но работать нужно над тем, чтобы стать лучше, чем ты есть в данный момент, а не над тем, чтобы стать не таким, каким ты есть сейчас.

Некоторые люди думают, что смогут стать более счастливыми и успешными, если избавятся от своих недостатков. Хотя весь секрет кроется как раз в том, чтобы сохранить свой характер и научиться использовать эти недостатки с пользой для себя.

Что такое недостатки? Это те сформированные черты личности, которые, по каким-то причинам, не принимались родителями, друзьями, сотрудниками, или другими окружающими людьми.

То есть, по сути, это те ваши черты характера, от которых вам нужно избавиться, чтобы достичь совершенства. Но что такое совершенство? Это высшая степень какого-то мастерства, качества или способности. Так можно ли достичь совершенства, если избавиться от тех особенностей своего характера, которые, по словам окружающих являются вашими недостатками? Конечно же, нет.

Психология: недостатки человека

Если же недостатки являются просто особенностями характера, то почему люди так пытаются скрыть их или избавиться от них? Родители часто говорят своим детям такие фразы, как: «Если ты будешь так делать, то я перестану тебя любить», «Будешь вести себя так, я оставлю тебя, мне не нужен такой ребенок» и т.д. Дети, в свою очередь, не понимают, что их родители не это имеют в виду, они воспринимают все слова взрослых буквально и начинают испытывать страх. В результате ребенок понимает, что любят хороших детей, а плохих – не любят. Тогда он начинает вести себя так, как будет удобно его родителям, чтобы соответствовать их требованиям и не разочаровывать их. И, со временем, когда ребенок вырастет и начнет жить своей жизнью, ему все равно будет казаться, что его, например, стеснительность – это недостаток, ведь так говорили родители. И он будет бороться с этой чертой своей личности уже во взрослой жизни. Это – основная причина возникновения тех черт характера, которые мы считаем недостатками.

К тем недостаткам, которые нашли у нас родители, прибавляются также те, о которых сообщили нам воспитатели в детском саду, учителя в школе, преподаватели… В общем, если прислушиваться ко всем этим замечаниям, то необходимо будет посвятить целую жизнь искоренению недостатков, чтобы избавиться от них всех . Но кому это нужно – вам или тем, кто вас окружает? Если вы хотите избавиться от каких-то своих недостатков, чтобы заслужить чью-то любовь – то это, скорее всего, невозможно. Они все равно найдут к чему придраться, и вам придется менять себя еще больше. Стоит ли оно того? Естественно нет. Чтобы стать счастливым необходимо не менять себя, чтобы быть удобным для кого-то, а принять свое несовершенство, чтобы удобно стало вам.

Естественно, есть определенные социальные нормы, которых нужно придерживаться, но они точно не запрещают человеку быть стеснительным, или, к примеру, очень энергичным. Наоборот, именно эти черты человека дополняют его как отдельную личность, и когда он начинает бороться с ними, то, получается, борется сам с собой. А в борьбе с самим собой, человек всегда будет оставаться проигравшим.

Исправить недостатки или использовать их?

Главное, что нужно помнить, это то, что недостатков, как таковых, не существует. Они являются лишь теми чертами характера, которые в детстве не принимали или подавляли наши родители. Как же решить эту проблему?

Во-первых нужно понять, что единственный способ не страдать из-за недостатков – это принять их и научиться с ними жить, а не пытаться исправить.

Во-вторых, следует перестать ждать одобрения родителей и не только, ведь если им не удалось понять и принять поведение ребенка в детстве, то они не смогут сделать этого и сейчас.

Есть несколько шагов для принятия своих недостатков:

Недостатки вашей личности

Сначала нужно написать список, почему вы считаете себя несовершенным . Возьмите лист бумаги, ручку и напишите все черты своего характера, которые вас раздражают, которые вы ненавидите и из-за которых вам сложно жить. Возможно, что, проведя своеобразную классификацию недостатков, вы обнаружите, что всё гораздо проще, чем вам казалось.

Психологическая ценность

Подумайте, в чем состоит ваша выгода от каждого недостатка? Это – эффективный шаг психологической самопомощи: осознать, в чем ценность для вас каждого вашего недостатка. Если у вас есть какая-то черта характера, то она должна выполнять соответствующую функцию. Напишите возле каждого пункта в списке, для чего вам нужна эта черта характера. Если сразу понять это не получается, то можете даже написать письмо этой черте, спросить, почему она у вас есть, а затем написать себе ответ от ее имени. Это действительно работает!

Сила недостатков

Разрешите себе быть собой. Теперь, когда вы поняли, откуда у вас эти черты личности и что они вам дают, пришло время их принять. Избавившись от представления о том, что какие-то черты вашего характера – это недостатки, вы сможете использовать их в полную силу. Попробуйте прочитать их вслух в таком предложении: «Я разрешаю себе быть застенчивым» «Я разрешаю себе быть импульсивным», и т.д. Вот увидите, когда вы сможете принять себя таким, каким вы есть, то и другие люди начнут воспринимать вас по другому.

Естественно, работа будет намного эффективнее, если она будет проводиться под присмотром специалиста. Поэтому лучше всего обратиться за помощью к психотерапевту.

Хотя до конца 60-х годов трансперсональная психология не оформилась как отдельная дисциплина, трапсперсональные тенденции в психологии существовали уже несколько десятилетий. Самыми видными представителями этого направления были К. Юнг, Р.Ассаджоли, А. Маслоу. Мощным рычагом для нового движения послужили клинические исследования с применением психоделических препаратов (ЛСД), методов холотропного погружения и ребёрфинга (С. Гроф). В центре трансперсональной психологии (то есть «психологии за пределами личности») - так называемые - измененные состояния сознания, переживание которых может привести человека к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности.

Современным представителем направления является Станислав Гроф. Эмпирическое подтверждение трансперсонального подхода к пониманию человека дали 30-летние исследования Станислава Грофа. Он доказал, что в сфере сознания человека нет четких пределов и ограничений, тем не менее полезно выделить четыре области психики, лежащие за пределами нашего обычного опыта сознания:

1. сенсорный барьер;

2. индивидуальное бессознательное;

3. уровень рождения и смерти (перинатальные матрицы);

4. трансперсональная область.

По мнению С.Грофа, трансперсональные явления обнаруживают связь человека с космосом - взаимоотношение, в настоящее время непостижимое. Можно предположить по этому поводу, что где-то в ходе перинатального развития происходит странный количественно-качественный скачок. Когда глубокое исследование индивидуального бессознательного становится эмпирическим путешествием по всей Вселенной, когда сознание человека выступает за обычные пределы и преодолевает ограничения времени и пространства.

Эти переживания ясно указывают, что каким-то необъяснимым пока образом каждый из нас имеет информацию обо всей Вселенной, обо всем существующем, каждый имеет потенциальный эмпирический доступ ко всем ее частям и в некотором смысле является одновременно всей космической сетью и бесконечно малой ее частью, отдельной и незначительной биологической сущностью.

Люди, переживающие трансперсональные проявления сознания, начинают догадываться, что сознание не является продуктом центральной нервной системы и что оно как таковое присуще не только людям, а является первостепенной характеристикой существования, которую невозможно свести к чему-то еще или откуда-то еще извлечь. Человеческая психика по существу соразмерна всей Вселенной и всему существующему.

Хотя это кажется абсурдным и невозможным с точки зрения классической логики, но человеку свойственна странная двойственность: в некоторых случаях людей можно с успехом описать как отдельные материальные объекты, как биологические машины, т.е. приравнять человека к его телу и функциям организма. Но в других случаях человек может функционировать как безграничное поле сознания, которое преодолевает ограничения пространства, времени и линейной причинности. Люди могут осознавать себя самих с помощью двух различных модусов опыта. Первый из них можно назвать хилотропическим сознанием: он подразумевает знание о себе как о вещественном физическом существе с четкими границами и ограниченным сенсорным диапазоном времени в мире материальных объектов. Другой эмпирический модус можно назвать холотропическим сознанием: он подразумевает поле сознания без определенных границ, которое имеет неограниченный опытный доступ к различным аспектам реальности без посредства органов чувств. Жизненный опыт, ограниченный хилотропическим модусом, в конечном счете лишен завершенности и чреват потерей смысла, хотя может обходиться без больших эмоциональных невзгод. А выборочный и исключительный фокус на холотропическом модусе несовместим (в то время, пока такое переживание длится) с адекватным функционированием в материальном мире.

Терапевтическая работа в рамках трансперсональной психологии - это работа с глубокими слоями бессознательного. Путь достижения этих глубоких слоев - главным образом через измененные состояния сознания, а именно - трансовые медитативные техники. С. Гроф первоначально использовал в терапевтических целях галлюциноген ЛСД; позднее он разработал методику, позволяющую достигать аналогичных эффектов без применения наркотика. Методика получила название «холотропное дыхание»; оно представляет собой сочетание особой техники дыхания со специально подобранной музыкой.

Еще одна интересная и важная трансперсональная система — психосинтез — разработан итальянским психиатром Р. Ассаджиоли. Его концептуальная система основана на предположении, что человек пребывает в постоянном процессе роста, актуализируя свой непроявленный потенциал.

Структура личности, по Ассаджиоли, сложна и складывается из семи динамических составляющих. Низшее бессознательное управляет базовыми психологическими активностями, примитивными инстинктивными потребностями и эмоциональными комплексами. Среднее бессознательное, ассимилирующее опыт, прежде чем он достигнет сознания, соответствует в общих чертах подсознанию Фрейда. Сфера сверхсознания — местонахождение высших чувств и способностей, таких, например, как интуиция и вдохновение.

Важным элементом психосинтеза Ассаджиоли является понятие субличностей — динамических подструктур, которые обладают относительно независимым существованием. В каждом человеке есть большой набор субличностей, отличающихся от субличностей других людей. Можно проанализировать, выделить эти субличности и дать каждой субличности «свое имя», некоторые из них могут походить на клички: Авантюрист, Благоразумный, Беззащитная крошка, Знаток, Одинокое сердце, «Что подумают люди», Критик, Саботажник и пр. Игры, в которые играют эти субличности, внутренние голоса человека становятся деструктивными в том случае, если человек не осознает их или не принимает мер для примирения конфликтных сторон внутри себя самого. Одна из целей самонаблюдения — больше понять центр, сущность собственного «Я», усилить его, чтобы оно было способно разрешить конфликты между субличностями. Терапевтический процесс психосинтеза включает четыре стадии: на первой стадии пациент узнает о различных составляющих своей личности. Следующим шагом будет отказ от отождествления себя с этими элементами субличностями — и приобретение способности их контролировать. После того как пациент постепенно открывает свой объединяющий психологический центр, можно достичь психосинтеза и интеграции всех самостей вокруг нового центра. Некоторые субличности (которые в упражнениях по фантазированию могут принимать вид более или менее абстрактных интрапсихических структур) в ходе самоисследования с использованием ребёфинга, методики контролируемого дыхания и музыки отражают подлинные древние, филогенетические, расовые и реинкарнационные матрицы или опыт вхождения в сознание других людей, животных и пр.

КРИТИКА.

Одну из первых критических оценок трансперсонального направления психологии предоставил экзистенциальный психолог Ролло Мэй, поставивший под вопрос концептуальные основы трансперсональной психологии. В частности Мэй считал, что трансперсональные психологи уделяют мало внимания «тёмной стороне» человеческой природы и экзистенциальному страданию.

Когнитивный психолог Альберт Эллис поставил вопрос о научном статусе трансперсональной психологии и её отношении к религии и мистике.

Некоторые исследователи предлагают всё же различать трансперсональную психологию как науку — с одной стороны, и популярное культурное движение, действующее вне академического контекста — с другой.

Трансперсональная психология подвергается критике со стороны отдельных представителей религиозных конфессий из-за того, что трансперсональные психические состояния являются универсальными и не имеют религиозной принадлежности.

Аллан Б. Чинен (профессор психиатрии Калифорнийского университета в Сан-Франциско) указывает на три основные проблемы в практическом применении разработок трансперсональной психологии: 1) возможное превращение психотерапевта в псевдогуру, который ведёт себя как духовный учитель, а не как терапевт; 2) стремление интерпретировать эмоциональные проблемы как проявления духовного развития; 3) упор на высшие состояния сознания и недостаточное внимание к межличностным и социальным процессам. чрезмерное внимание к мистическим культам; использование психотехник, которыми могут злоупотреблять различные «тренеры», «психологи-целители» и другие шарлатаны; некритическое отношение к галлюцинаторным и галлюцинаторноподобным переживаниям, далеко не всякое из которых имеет психотерапевтическую ценность.

В работах ряда критиков трансперсональная психология обвиняется в неомистицизме и рассматривается как форма паранауки или квазинауки.

Эта статья предназначается для тех, кто работает с группами, коллективами в качестве их формального или неформального лидера. Дружеские компании, сотрудники, работающие вместе не из-под палки, творческие кружки, театральные и иные студии, школьные классы и студенческие группы, «комнаты» в общежитии - вот тот неполный перечень групп, где порой возникают типичные психологические проблемы, которые, однако, психология умеет уже давно и уверенно - решать.

Ведь почему в нашей стране возник довольно неприятный архетип - «коммунальная кухня», который легко заменяется синонимом - «коммунальная свара»? А потому что психологии у нас не было, и вообще - было неинтересно делать так, чтобы в группе жилось и дышалось - легко. Поэтому если Вы не хотите, чтобы то маленькое общество, в котором Вы вращаетесь, стало напоминать советскую коммуналку, и притом обладаете полномочиями формального (а ещё лучше - неформального) лидера, не пренебрегайте теми упражнениями, которые психологи много лет подряд разрабатывали и внедряли в жизнь, для того, чтобы сделать каждого отдельно взятого человека - немного счастливее.

Давайте скажем несколько слов о том, какую пользу описываемое психологическое упражнение приносит группе в целом и какую пользу это упражнение приносит - отдельному индивиду.

Польза для группы

Есть в группах такая типичная проблема: почти все члены группы единодушно считают - обсуждать «неприятные вещи» о ком-то как-то не принято. Но душа ведь прости своё... И тогда, перекисшее и перебродившее месиво начинает выливаться в укромных местах (типа курилки). Так рождаются сплетни. Хуже того - иногда всё содержимое мозга, в котором долго копится «компромат», взрывается как неисправный огнетушитель в открытую. Так возникают «некрасивые сцены».

Какие же «неприятные вещи о ком-то» обсуждать у нас как бы не принято?

Это, как правило,

  • «нежелательное» поведение (опаздывает, стреляет сигареты... и т.д.),
  • «особые» взгляды (ну, к примеру, националистические высказывания, вообще, любая нетерпимость и неприятие),
  • а также «нежелательные» установки (вы всегда должны мне...., потому что я...).

Самое интересное, что человека. обладай он хоть всем перечнем самых ужасных недостатков, никто в группе ОТКРЫТО не критикует. Доколе же будет копиться ядовитая влага в чаше терпения? Чем проверять, лучше выучить упражнение и побыстрее внедрить его в свою группу.

Польза для индивида

Обычно нормальный человек (если только он не страдает паранойей в очень тяжёлой форме) в курсе своих недостатков. А как же! Ведь у каждого из нас есть та 1/3 личности, которая именуется «Сверх-Я» или в терминах иных психологических школ «Фигурой Отца». Эта та самая часть личности, которая говорит «Эх, Вася-Вася...», горестно вздыхает и сурово грозит пальцем. Писатель Пелевин называл это наше Сверх-Я - Голосом Внутреннего Прокурора.

Но вот, что парадоксально: иной раз тот список самопретензий, который мы (с помощью Сверх-Я) выдаём самим себе в часы бессонницы и тот список претензий к нам, который могли бы выдать нам наши знакомые и друзья, НЕ ВСЕГДА СОВПАДАЮТ!

Человек корит себя за одно. А его, условно говоря, ненавидят совсем за другое!

Психологами давно замечен этот парадокс, и для устранения подобных нестыковок и связанных с ними потерь энергии, данное упражнение и разработано.

Прежде чем переходить к непосредственному описанию самого упражнения, хочу отметить ещё один очень важный нюанс.

Когда человек, мучимый своим Сверх-Я, не получает от группы никакой обратной связи (так как у них о «плохом» говорить не принято), он начинает теряться в догадках, беситься от неопределённости, и в конечном итоге делает вот что. Человек делает так ВСЕГДА, поэтому, внимание!

Человек (особенно - новичок) устраивает группепровокацию!

Если наш герой - человек мнительный, склонный к придирчивому самоанализу или просто находится в депрессивном состоянии, а также имеет заниженную какими-то обстоятельствами жизни самооценку - (например, потерял работу и вот только что еле устроился на новую), то всё своё свободное время он тратит на то, что размышляет:

  • Заметили ли его новые знакомые его «жуткий недостаток», его «особенность»?
  • Если заметили, то насколько они этим недовольны. Может быть их то вообще не трогает?
  • НУ и когда же уже, наконец, они открыто ему скажут обо всём?

Как видите. Все мы очень хотим этой самой «обратной связи». Даже готовы из-за неё идти на конфликт. Потому наш «типичный человек» усиливает своё негативное поведение, провоцирует.

Если у Вас когда-либо возникал вопрос: «Почему люди ведут себя столь нагло и вызывающе и как им не стыдно?», то вот Вам ответ, Вы его получили. Люди хотят обратной связи, хотят, чтобы с ними поговорили и ради этого усиливают те особенности своего поведения, которые считают «негативными».

Как я уже писала выше, не всегда мнение о «негативных чертах» совпадает и у человека, и у его сотоварищей. Борясь со своими вымышленными недостатками, некоторые люди вовсе не замечают, что раздражают-то людей совсем-совсем другими вещами в себе... Например, человек, который корит себя за то, что «стреляет» чужие сигареты и канцелярские мелочи, может и не догадываться о том, что на самом деле всех раздражает только лишь его привычка громко разговаривать по телефону...

Ну а теперь, предложите той группе, лидером (формальным или неформальным) которой Вы являетесь,

Упражнение «Мои недостатки».

Инструкция, которую Вы должны дать собравшимся.

«Каждый из нас имеет свои характерные особенности, взгляды, традиции, ценности и установки. Некоторые из них не приветствуются в нашей группе. Вот только мы не знаем, что же у нас тут не приветствуется... Давайте выясним»

Психологическое упражнение выполняется так.

Первый этап упражнения “Мои недостатки»

Один человек выходит из комнаты. Пока он отсутствует, каждый из оставшихся в комнате должен назвать ОДНУ черту, которая его раздражает в человеке, покинувшем комнату.

Ведущий (Вы) фиксирует всё, что говорится о человеке, на бумагу.

В этот момент, вышедший из комнаты участник игры тоже получает задание, а именно, подумать,

  • какую роль играют «его недостатки» в его собственной жизни в целом,
  • в его работе и жизни с этими людьми - конкретно.

Человек и сам будет мыслить в обозначенном русле, он будет заметно нервничать...Но всё же будет лучше, если Ведущий чётко проговорит то, о чём должен будет подумать этот человек - вслух.

Второй этап упражнения “Мои недостатки»

Человек возвращается в комнату. Теперь он должен отгадать ТРИ НЕДОСТАТКА (негативных качества), которые прозвучали в его адрес, пока он отсутствовал в комнате.

Так человек проговаривает (быть может - и впервые) свои опасения, даёт слово Голосу Внутреннего Прокурора. Участники игры или подтверждают его правоту («Угадал!») либо отклоняют («Этого никто о тебе не говорил»)

Так по очереди нужно поработать с каждым членом группы. Группа должна не превышать количества 10 человек.

На упражнение отводится 1,5 часа - не больше, но и не меньше.

Возможные тревоги и опасения

Психологическое упражнение “Мои недостатки» очень «нервное», но в итоге - полезное. Психологи-практики заметили:

  • В ходе выполнения этого психологического упражнения никто не узнаёт ВСЕГО, что о нём говорили.
  • В ходе этого упражнения психологическая нагрузка никогда не бывает чрезмерной.
  • В ходе этого психологического упражнения мы с облегчением узнаём, что нас НЕ НЕНАВИДЯТ.

А самое главное, что это психологическое упражнение учит людей давать друг другу обратную связь. Ведь если не давать друг другу обратной связи, но недовольство чьим-то поведением может действительно вылиться в ненависть.

Пожалуй, нет ни одного человека, полностью удовлетворённого своей внешностью.

Кому-то не даёт покоя нос буратинкой, кому-то – ручки грабельками, кому-то – пузико бочечкой. Но большинство людей об этих неприятностях вспоминает лишь перед зеркалом, а в остальное время они живут себе, как ни в чём не бывало.

Но есть и такие, все помыслы которых обращены на свой телесный недостаток. Это и называется дисморфофобия.

В случае подозрения на дисфорфофобию перед пластической операцией...

Одиночество, его размер и сила не имели предела. Одиночество это не тогда когда ты один в пустом доме, а когда среди шумных людей, в весёлой компании, понимаешь что эти люди для тебя чужие. Одиночество это когда ты понимаешь, что ни один человек не узнает, всего что ты хотел бы сказать, но не скажешь, потому что ты сам не хочешь этого знать.

Одиночество это когда ты говоришь с человеком, и замечаешь, что он не слышит тебя, что он сам пытается тебе что-то сказать, но ты его не слышишь. Тебе не...

В этой статье мы приведем несколько советов о том, как правильно распорядится своим потенциалом, как превратить недостатки в Ваши достоинства, да и просто, как воспользоваться всем тем, что мы имеем.

Возьмите листок бумаги, разделите его на две колонки. В одну колонку выпишите все Ваши достоинства, а в другую все недостатки, пробелы. Попросите кого-нибудь из Ваших близких друзей, которые, наверняка, будут с вами откровенны, трезво оценить информацию на листе и...

Болгарские ученые-психологи после длительного изучения причин распадов семей выработали для женщин, желающих иметь хорошую семью, следующие правила:

1. Не думайте, что профессия, карьера и социальный престиж заменят вам семью и детей. Как это ни трудно, но надо научиться сочетать их. И не забывать, что женщина должна уделять необходимое внимание своей внешности, одежде и всем остальным видимым и невидимым атрибутам женственности.

2. Хорошая семья не падает с неба, не достается даром, не...

О гипнозе можно говорить долго... Здесь, мы затронем частный вопрос взаимоотношений гипноза и психоанализа.

Надо сказать, что психоанализ вышел, "вылупился" из гипноза. На Фрейда, во времена его Парижской стажировки, произвели большое впечатление гипнотические опыты Шарко, когда тот под гипнозом вызывал (и снимал) психические симптомы у своих пациентов.

Фрейд также присутствовал на экспериментах другого француза Бернгейма, речь шла о так называемом постгипнотическом внушении. Все эти...

Первые уроки того, как быть идеальной хозяйкой, мамой и женой, мы получали от своих мам, которые, в свою очередь, учились этому искусству у бабушек. Нередко в своей борьбе за кубок с надписью «Лучшая жена в мире» мы забываем о том, что и на солнце есть пятна, но солнце от этого не светит менее ярко.

И существует целый ряд недостатков, которые делают женщин в глазах мужчин более привлекательными. И просто необходимо расслабиться и научиться позволять себе эти маленькие очаровательные «огрехи...

Привычка находить положительные стороны в родных, подкрепленная верностью и уважением, сможет принести в вашу семью мир и счастье.

Все знают, что счастливая семейная жизнь складывается из нескольких факторов. Одним из таких является умение не обращать внимания на недостатки своих близких.

Но кто может похвастаться такой способностью? В любой семье есть проблемы, и нам очень сложно не замечать негатив, когда он происходит у нас на глазах. Это очень сложная задача для любого человека...

Если тебе кажется, что жизнь твоя развивается единственно правильным путем, что она достаточно интересна или же полезна таковой каковой является, что в ней совершенно нечего менять, что ты – человек широких взглядов, сделай сегодня так.

Обрати внимание на человека, совсем на тебя не похожего, с которым как тебе кажется у тебя нет ничего общего.

Представь, каков его распорядок дня; его обязанности от которых он не может отступиться; его социальные ограничения – будь то низкий уровень...