Произведения верди. Биография верди джузеппе

Джузеппе Верди, начинавший свой творческий путь как «маэстро итальянской революции», прожил долгую жизнь – и творчество его стало целой эпохой в истории итальянской оперы.

Человек, которому суждено было стать гордостью итальянской оперы, появился на свет в деревне Ронколе, расположенной в провинции Парма (в то время это была территория империи Наполеона). Примечательно, что родился он в 1813 г. – в один год с будущим своим соперником в оперном искусстве . Отцом Джузеппе был трактирщик, матерью – простая пряха, а первым учителем музыки стал церковный органист Пьетро Байстрокки. Несмотря на бедность, родители купили для сына спинет. На талантливого мальчика, в свои одиннадцать лет исполняющего обязанности органиста, обращает внимание Антонио Барецци – богатый любитель музыки. Его поддержка позволила Джузеппе продолжить обучение в городе Бусетто. Директор Филармонического общества Фернандо Провези, ставший его наставником, не только давал уроки композиции, но и познакомил с классической литературой.

В Миланскую консерваторию, носящую ныне его имя, восемнадцатилетнего Джузеппе Верди не приняли из-за дефектов постановки рук, и обучаться ему приходится частным образом. Но не только уроки контрапункта формируют его творческую индивидуальность. По словам самого Верди, он познавал лучшие творения современников не изучая, а слушая их в театре и концертном зале, посещение которых композитор называл своей «долгой и строгой учебой».

Свою первую оперу – «Оберто, граф Бонифаччо» – Верди создавал по заказу Филармонического общества. Не сразу она была поставлена, но когда это всё же произошло через несколько лет после ее создания, опера имела успех, и импресарио театра Ла Скала Бартоломео Мерелли, заказал ему две оперы. Первая из них – «Король на час» – провалилась. Реакция публики была настолько эмоциональной, что артистам даже не удалось доиграть спектакль. Вероятно, причиной тому было душевное состояние, в котором находился композитор во время работы над «Королем на час»: он похоронил двух детей и жену – не лучшие обстоятельства для создания комедии. Верди тяжело переживал неудачу и уверился, что создавать комические оперы он неспособен. Много лет он к этому жанру не обращался.

Несравненно более успешной оказалась следующая опера – « ». Повествование о евреях, томящимся в вавилонском плену, было созвучно тем революционным настроениям, что царили в итальянском обществе. В сочетании с гением Верди такая тема не могла не произвести фурор. Один из хоров оперы слушали стоя, как гимн, и пели на улицах.

На волне успеха Верди получает новые заказы. В Милане поставлены «Ломбардцы в первом крестовом походе», в Венеции – « », в Риме – «Двое Фоскари», в Неаполе – «Альзира». Имя Верди становится известным и за пределами Италии благодаря постановке «Ломбардцев в Париже. Он обращается к творчеству Уильяма Шекспира («Макбет»), Фридриха Шиллера («Жанна д’Арк», «Луиза Миллер»).

Но вот Верди уже тридцать восемь лет – он прославился, стал состоятельным человеком… не пора ли завершить композиторскую деятельность? Тем более, в его личной жизни происходят изменения: годы спустя после смерти горячо любимой жены он встретил женщину, способную зажечь любовь в его сердце. Ею стала Джузеппина Стреппони – звезда оперной сцены, которая вынуждена задуматься о завершении сценической карьеры из-за проблем с голосом. завершил деятельность оперного композитора, когда его супруга-певица завершила деятельность сценическую, и Верди задумывается о том, чтобы поступить так же, хотя Джузеппина не была его официальной женой (в брак они вступают лишь спустя одиннадцать лет совместной жизни). Но именно Джузеппина его отговорила, и не напрасно! Наступает время подлинного творческого расцвета – и он создает шедевры: « », « », « », « », « », « », « », « ». Не всегда композитору сопутствовала удача – « » была освистана на премьере, добиться постановки « » оказалось очень сложно из-за претензий со стороны цензуры, а « », написанная для постановки в Санкт-Петербурге, вызывала весьма резкую реакцию, причиной которой была не столько опера как таковая, сколько затраченные на ее постановку средства (в то время как на постановку опер русских композиторов денег вечно не хватало). Но время все расставило по своим местам: все эти оперы вошли в мировой репертуар, в них блистали и продолжают блистать великие певцы.

И вот – после такого блестящего расцвета – после 1871 года Верди не пишет ни одной оперы. Правда, в 1874 году он создает , похожий скорее на оперные сцены, чем на мессу – но лишь в 1886 году он приступает к сочинению оперы « ». Уже существовала и пользовалась успехом одноименная опера , но композитор не боялся «вступить в борьбу и быть побежденным». В итоге «победил» все-таки Верди: успех этой музыкально-психологической драмы превзошел все ожидания, а ныне она ставится несравненно чаще, чем «Отелло» .

Еще одной победой «великого старца» стало создание оперы « ». В 1893 г. – через много лет после провала «Короля на час» – Верди рискнул вновь обратиться к жанру комической оперы… рискнул – и победил! Жизнерадостная опера была с восторгом принята публикой. « » стал последним произведением композитора – в 1901 году Джузеппе Верди ушел из жизни.

Музыкальные Сезоны

Джузеппе Верди - один из знаменитых итальянских композиторов. Его творчество - это огромный вклад в становление оперного искусства, оно стало кульминационным моментом в развитии итальянской оперы девятнадцатого столетия.

Краткая биография

Джузеппе Верди (полное имя Джузеппе Фортунио Франческо) родился 10 октября 1813 года в небольшой итальянской деревушке Ле Ронколе , которая располагается в северной части Ломбардии. На тот момент эта местность была частью Первой Французской империи, таким образом, по документам место рождения Верди - Франция . Интересным фактом можно назвать то, что в этом же году родился Рихард Вагнер, который в будущем стал главным соперником Верди и одним из ведущих композиторов оперной школы Германии .

Ранняя биография Джузеппе Верди интересна тем, что родители будущего великого композитора не были музыкантами. Отец содержал трактир, а мать была пряхой. Семья жила очень бедно, поэтому и детство Верди оказалось тяжелым . Первой ступенью приобщения к музыке стала помощь мальчика в деревенской церкви. У Пьетро Байстрокки мальчик обучился игре на органе и музыкальной грамоте. Родители были рады тяге сына к музыке и даже подарили ему спинет - небольшой струнный инструмент, похожий на клавесин. Его композитор хранил до конца жизни.

Встреча с Барецци

Следующей ступенью в музыкальной карьере мальчика стала встреча с Антонио Барецци , богатым торговцем и любителем музыки, который жил в соседнем городе Буссето. Он обратил внимание на одаренного мальчика и верил, что Джузеппе в будущем не станет трактирщиком или деревенским органистом. Он считал, что у него великое будущее. В десять лет Верди, по совету Антонио Барецци, переезжает в Буссето, где продолжает учебу . Однако жизнь его стала еще тяжелее. По воскресеньям Верди возвращался в Ле Ронколе , где по-прежнему играл на органе во время проведения мессы. В эти годы у него появился преподаватель по композиции - Фернандо Провези, который был директором филармонического общества в городе Буссето. В это же время юный Джузеппе увлекается классиками мировой литературы: Шиллером, Данте, Гете , Шекспиром. Вероятно, отсюда и идут корни его творчества.

Милан

Биография Джузеппе Верди содержит информацию о многочисленных переездах. В восемнадцать лет он оправляется в Милан, чтобы продолжить образование. Там он пытается поступить в консерваторию, в которую его не принимают из-за недостаточного высокого уровня игры на фортепиано. Интересный факт: сейчас эта консерватория носит имя Верди. Однако Джузеппе не отчаивается, он обучается контрапункту у частного преподавателя, параллельно посещая оперные спектакли и различные концерты. Он начинает задумываться о карьере композитора для театра, в чем его все больше и больше убеждает общение с миланским обществом.

Краткой биографию Джузеппе Верди назвать нельзя, ведь он прошел очень длинный путь, прежде чем стать знаменитым. В 1830 году Верди возвращается в Буссето. Антонио Барецци не потерял веры в своего протеже, поэтому помогает ему устроить первое публичное выступление. Затем Джузеппе становится преподавателем музыки для дочери Барецци, Маргариты. Молодые люди влюбляются друг в друга и в 1836 году играют свадьбу. Скоро у пары рождаются дочь Вирджиния Мария Луиза и сын Ицилио Романо , однако оба ребенка умирают в младенчестве. Верди в это время работает над своей первой оперой. В 1840 году от энцефалита умирает и жена композитора.

Провал и успех

И биографию, и творчество Джузеппе Верди кратко можно охарактеризовать как яркую череду взлетов и падений. Постановка первой оперы композитора (" Оберто , граф Бонифачьо " ) в Милане была довольно успешной, после чего импресарио театра " Ла Скала" , Бартоломео Мерелли , заключил с Джузеппе контракт на две оперы. В срок им были написаны " Король на час" и " Набукко" (" Навуходоносор " ). Однако опера " Король на час" с треском провалилась, и Верди, который в это время потерял жену и детей, хотел покончить с карьерой оперного композитора. Однако вторая опера - " Набукко" , премьера которой состоялась 9 марта 1842 года - имела большой успех. В жизни Джузеппе Верди начинается новый этап, ведь именно после премьеры " Набукко" за ним утвердилась отличная репутация. За последующий год оперу поставили шестьдесят пять раз, с тех пор и по сей день она не сходит со сцен лучших оперных театров всего мира . Следующие несколько опер также имели успех в Италии.

В 1847 году оперу " Ломбардцы" ставят в Парижское опере. Она была переименована в " Иерусалим" , также композитору пришлось несколько переработать свое произведение, в том числе заменить персонажей-итальянцев французами. Произведение стало его первой работой в стиле гранд-опера .

Скандальные отношения

Одним из самых ярких моментов в биографии Джузеппе Верди является роман с певицей Джузеппиной Стреппони . Верди было тридцать восемь лет, а Джузеппина заканчивала свою карьеру. Они вступили в законный брак только спустя одиннадцать лет, а все эти годы их сожительство порицалось.

Когда Джузеппина перестала выступать, Верди решил закончить карьеру вместе с ней (возможно, в этом он последовал примеру Джоаккино Россини ). Впервые за много лет он был счастлив: знаменит, влюблен , да к тому же и состоятелен. В этот момент биография и творчество Джузеппе Верди тесно сплетаются. Вероятно, именно Джузеппина убедила его продолжить карьеру. Возможно, под влиянием романтического флера , из которого так часто черпают вдохновение гении, он создает свой первый шедевр - оперу " Риголетто " .

Либретто несколько раз переписывалось из-за несоответствия цензуре, и Верди порывался бросить работу над ним, однако закончил произведение, и первая же постановка, которая состоялась в 1851 году в Венеции, имела невероятный успех. До сих пор " Риголетто " считается, пожалуй, одной из лучших когда-либо написанных опер. Артистический талант Верди в полную силу раскрылся в этом произведении: по всей партитуре разбросаны прекрасные мелодии, ансамбли и арии , которые впоследствии становятся частью классического оперного репертуара, идут друг за другом, трагедия и комедия сливаются вместе.

Продолжение карьеры

Спустя два года список известных произведений Джузеппе Верди пополняется еще одним шедевром. Им становится опера " Травиата " , либретто которой создано по мотивам пьесы " Дама с камелиями" Алесандра Дюма-сына.

Следом были написаны еще несколько опер. Одна из них - это " Сицилийская вечеря" , постоянно исполняемая в наши дни, ее Верди написал по заказу Парижской оперы. Это также и произведения " Трубадур" , " Бал-маскарад" , " Сила судьбы" (заказ из России). " Макбет" претерпел изменения, был выпущен во второй редакции.

В 1869 году композитор пишет Libera Me - часть " Реквиема" памяти Россини , а в 1974 году копилка музыкальных произведений Джузеппе Верди пополняется собственным реквиемом на смерть писателя Алессандро Мандзони , поклонником которого был композитор.

Одной из последних великих опер Верди является " Аида" . Композитор получил заказ на ее написание от правительства Египта, которое таким образом хотело отметить открытие Суэцкого канала, и сначала Верди отказался. Однако потом, посещая Париж, вновь получил то же предложение, но уже через дю Локля - либреттиста и импрессарио. На этот раз композитор решил ознакомиться со сценарием, а после этого принял предложение.

Соперники

Биография Джузеппе Верди не будет полной, если не упомянуть о соперничестве с Вагнером. Каждый из них был лидером оперной школы своей страны, всю жизнь они конкурировали и недолюбливали друг друга, хотя так ни разу и не встретились. Отзывы Верди о музыке соперника были немногочисленны и нелестны. Он говорил, что Вагнер напрасно выбирает нехоженые тропы, пытается " лететь" там, где человеку результативнее идти пешком. Однако узнав о смерти Вагнера, он опечалился, так как считал, что этот композитор оставил огромный след в истории музыки. Со стороны Вагнера известно лишь одно высказывание о Верди. Великий немецкий композитор, обычно щедрый на критику в адрес других маэстро, послушав " Реквием" Верди, сказал, что лучше ничего не говорить.

Последние годы

Последние двенадцать Верди работал очень мало, в основном редактируя ранние свои произведения. После смерти Рихарда Вагнера Верди пишет оперу " Отелло" по мотивам пьесы Шекспира. Ее премьера состоялась в Милане в 1887 году. Необычность произведения состоит в том, что оно не имеет традиционного для итальянской оперной школы деления на речитативы и арии - здесь чувствуется влияние оперной реформы Вагнера. Опять же, под влиянием этой реформы, поздние произведения Верди стали в большей степени речитативными, что и придавало опере эффекта реалистичности, хотя поклонников традиционной оперы иногда и отпугивало.

Необычной стала и последняя опера Верди, " Фальстаф " , либретто которой было написано по пьесе " Виндзорские проказницы" Шекспира. Здесь прослеживается манера " сквозного развития" , таким образом, произведение с блестяще написанной партитурой гораздо больше тяготеет к вагнеровским " Мейстерзингерам" , нежели к комическим операм Моцарта и Россини . Неуловимые и искрометные мелодии позволяют развитию сюжета не задерживаться, что и создает эффект сумбурности, который столь близок к духу самой шекспировской комедии . Опера венчается семиголосной фугой, в которой Верди демонстрирует свое великолепное владение контрапунктом.

Смерть великого композитора

В 1901 году, 21 января, у Верди случился инсульт. В это время он был в отеле, в Милане . Композитор оказался парализован, однако читал партитуры опер " Тоска" и " Богема" Пуччини, " Пиковая дама" Чайковского и " Паяцы" Лонкавалло , но что он думал о них, осталось неизвестно. Спустя шесть дней, 27 января, великого итальянского композитора не стало. Его похоронили в Милане на Монументальном кладбище, однако через месяц тело было перезахоронено в Доме отдыха для пенсионеров-музыкантов, основателем которого был Верди.

Стилистика

Практически каждый композитор испытывает на себе известное влияние коллег или предшественников. Музыка Джузеппе Верди не стала исключением. В ранних его работах прослеживается влияние Россини , Беллини, Мейербера и особенно Доницетти . В двух последних операх (Фальстаф и Отелло) заметно влияние его главного соперника - Рихарда Вагнера. На многих современников повлиял Гуно , однако Верди ничего не заимствовал у великого француза, которого многие считали величайшим творцом эпохи. В опере " Аида" присутствуют пассажи, в которых прослеживается знакомство с творчеством Михаила Глинки.

Оркестр и сольные партии

Произведения Джузеппе Верди порой имеют не слишком сложную оркестровку. Именно ему приписывают фразу о том, что оркестр является большой гитарой. Композитор полагался на свой мелодический дар в описании чувств и эмоций героев. Часто во время звучания сольных вокальных партий оркестровка весьма аскетична, весь оркестр становится одним аккомпанирующим инструментом. Некоторые критики полагали, что это результат недостатка образования самого композитора, однако, прослушав многие его произведения, мы легко можем убедиться в обратном. Для творчества Верди характерны и определенные новшества, которые другие композиторы никогда не заимствовали из-за их сильной узнаваемости (например, струнные, летящие вверх по хроматической гамме).

ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ. VIVA, VERDI!

Для кого-то имя значит целый мир, а кого-то, возможно, просто тронула одна из его опер, скажем, «Риголетто» , и поэтому возникло желание узнать чуть-чуть больше о человеке, написавшем эту музыку. Жизнь Верди-не музыканта – вознесена до уровня мифов и легенд. Он стал национальной гордостью, символом единства Италии. А как музыкант и композитор Верди стал непревзойденным героем итальянского оперы.

Детство Джузеппе Верди и первые учителя

Жизнь была насыщена историческими событиями, удивительными людьми, трагедией и невероятным успехом. Все это стало почвой для рождения мифов, которые часто трудно отделить от реальных фактов. Достоверно известна дата рождения великого маэстро. 1813 года у Карло Верди и Луиджи Уттини родился сын, который при рождении получил имя Джузеппе Фортунино Франческо Верди. Семейная чета проживала в Ронколе, провинция Парма, Италия. Джузеппе был четвертым ребенком и родился в неспокойное время, когда Парма содрогалась под натиском армии Наполеона. Из истории известно, что сразу после рождения мальчика, отряды казаков захватили Ронколь. Считается, что мать Верди была вынуждена бежать с новорожденным. Они укрылись в церквушке, а деревня, в которой они жили, была полностью разрушена. Сейчас уже практически невозможно определить, правда это или нет. Вся биография Верди украшена около-трагическими элементами, так что возможно это одно из трагических приукрашений его раннего детства, выпавшего на военное время.

Много лет Верди утверждал, что его родители были безграмотными бедняками. Однако существуют доказательства того, что его отец был землевладельцем и хозяином трактира. Его можно было назвать некультурным, но отнюдь не безграмотным. Мать была пряхой. Еще один факт, который невозможно ни доказать, ни опровергнуть – в течение многих лет в одной из таверн Ронколя висела памятная табличка, гласящая, что именно здесь и родился великий музыкант. По новым сведениям, однако, этот трактир стал домом для родителей Верди, когда Джузеппе было уже 17, и к этому возрасту он уже покинул родительский дом. Среди этих противоречивых сведений относительно самого рождения, места рождения и некоторых фактов его детства, присутствуют такие, которые не подвергаются сомнению – как Верди пришел к музыки. Достоверно известно, что юного приводил в упоение и поэтический восторг церковный орган, а первым учителем стал деревенский органист. Впрочем, мальчик быстро превзошел своего учителя и даже заменял его на церковной службе. Когда мальчику исполнилось семь, заметив интерес сына к музыке, отец купил юному маэстро старый потрепанный спинет, клавишный инструмент, являющийся разновидностью клавесина. Мастер-изготовитель клавесинов по имени Кавалетти отремонтировал инструмент, при это не взяв денег за свою работу. Сделал он это исключительно «чтобы юное дарование могло учиться музыке».

В 1823 году «дарование» Верди привело его в музыкальную школу Фердинандо Провези, которая располагалась недалеко от Буссето. А в 1825 году он уже был помощником дирижера оркестра в Буссето.

«Оставьте мысль о консерватории»

купец Антонио Барецци

Изучив основы композиции и освоив основы дирижерской техники, а также усовершенствовав умение играть на органе, он покинул школу. В это время большую роль в судьбе композитора сыграл купец и председатель местного Филармонического общества Антонио Барецци, в жизни которого музыка занимала большое место. Сам Антонио умел играть на нескольких духовых инструментах. Мечтой Верди было поступить в консерваторию в Милане. Барецци помог ему получить стипендию на учебу в консерватории в размере 600 лир. Кроме этого, Барецци немного пополнил эту сумму из личных средств. К великому сожалению будущего композитора, его не приняли в консерваторию («из-за низкого уровня фортепианной игры»), кроме того, у консерватории были ограничения по возрасту.

Вместо того, чтобы вернуться домой, решил продолжить обучение музыке независимо и в течении трех лет он брал уроки контрапункта у Винчензо Лавиньи, бывшего композитора Ла Скала. И именно в Милане он открыл для себя оперу. Кроме уроков, Лавиньи предоставил Верди возможность посещать музыкальные представления и концерты, а также репетиции. Он с жадностью впитывал каждое представление, на которое только мог попасть. Именно в это время были заложены основы будущего музыкального театра в Италии и за ее пределами.

Однажды на репетицию не пришел ни один из дирижеров театра, тогда к сидящему в зале Верди обратились с просьбой спасти ситуацию: «Быстро направился я к фортепиано и начал репетицию. Очень хорошо помню иронические насмешки, с какими меня встретили… Когда репетиция кончилась, мне со всех сторон делали комплименты… Вследствие этого случая дирижирование гайдновским концертом было доверено мне».

Счастье и трагедия, первый успех и первый провал

Воодушевленный композитор вернулся в Буссето, где получил пост руководителя музыкальной жизни города. Он руководил духовым и симфоническим оркестрами, ездил на концерты с оркестрами и выступал как пианист. Он дает уроки музыки, среди его учеников – дочь его покровителя Барецци, Маргарита. С любви к музыке начались романтические отношения, которые переросли в любовь друг к другу. В мае 1836 состоялась свадьба Джузеппе и Маргариты. Через год у молодой пары рождается сын, а годом позже – дочь. Именно в этот период семейного блаженства, Верди сочиняет огромное количество произведений – марши и танцы, романсы и песни. Но, главное, он начинает работать над своей первой оперой. Существует версия, что первоначально опера получила название «Rochester» , но потом название было заменено на «Oberto» («Оберто» ). Опера была достаточно хорошо принята, чтобы композитор смог получить контракт на еще три оперы. Трагедия ударила по , когда он начал работать над своей второй оперой «Un Giorno de Regno» («Король на час» ). Неожиданно из-за непонятной болезни умер его маленький сын, а следом за ним, так же скоропостижно умерла дочь. А вскоре после трагедии у Маргариты обнаруживают энцефалит, и через несколько месяцев она также скоропостижно скончалась.

По иронии судьбы, «Un Giorno» была задумана как комическая опера, а Верди писал ее после смерти горячо любимых детей и жены. Не удивительно, что опера потерпела сокрушительный провал. Потеряв всю семью за очень короткий период, и добитый окончательно потерпевшей провал оперой, композитор дает обещание закончить свою, едва начавшуюся карьеру. Но импресарио Ла Скала уговаривает его попробовать еще раз. Верди пишет оперу «Nabucco» («Набукко» ), сюжет которой описывает тяжелую участь израильтян под гнетом Вавилонского царя, Навуходоносора. Премьера оперы была ни что иное, как триумф. Итальянцы, живущие под австрийским правление, увидели себя в опере и надежду на свободу. Опера «Набукко» стала отправной точкой славы композитора .

После постановки «Набукко» нелюдимый одинокий Верди вернулся к жизни и стал выходить в свет. Передовая миланская интеллигенция часто собиралась в доме Кларины Маффеи, горячей патриотки Италии. У него завязывается с Клариной дружба, продолжавшаяся долгие годы вплоть до ее смерти. На стихи мужа Кларины, Андреа Маффеи, комозитор написал два романса, а также Андреа был автором либретто оперы «Разбойники» по драме Шиллера.

Скандалы, шедевры и «Вива, Верди!»

Следующее десятилетие после сумасшедшего успеха «Набукко» пишет очень много, борясь с цензурой в искусстве, навязанной австрийцами. Поэма выдающегося итальянского поэта Торквато Тассо Гросси «Джизельда» стала основой для оперы «Ломбардцы в Первом крестовом походе» . Подобно тому, как в «Набукко» под библейскими иудеями подразумевались современные итальянцы, в «Ломбардцах» под крестоносцами имелись в виду патриоты современной Италии.

Борьба против цензуры стала не единственным скандалом в котором был замешан композитор. В конце 40-х у него начинаются близкие отношения с Джузеппиной Стреппони, певицей (сопрано), которая была ведущей исполнительницей во всех операх композитора, начиная с «Набукко» . Гражданский брак был невероятным скандалом в то время для многих. Прожив вместе больше 10 лет, и Стреппони наконец-то обвенчались в 1857. Когда Джузеппина решила закончить карьеру певицы, Верди, по примеру Джоаккино Россини, решил закончить карьеру композитора. Он был богат, знаменит и счастлив в любви. Достоверно неизвестно, но, возможно, именно Джузеппина убедила его продолжить писать музыку. Во времена счастливых романтических отношений с Дзужеппиной Верди создал «Риголетто» – один из самых совершенных своих шедевров. В основу либретто была взята пьеса Гюго «Король забавляется». Либретто оперы переписывалось много раз из-за цензуры, что выводило из себя композитора, он грозился бросить работу над оперой совсем. Все же опера была завершена и имела грандиозный успех. Существует даже мнение, что «Риголетто» лучшая опера из когда-либо написанных. Определенно, «Риголетто» – лучшая опера, написанная . Невыразимо прекрасные мелодии, небесной красоты пассажи, следуют друг за другом бесчисленные арии и ансамбли, комическое и трагическое сливаются вместе, кипят невероятные страсти на этом празднике музыкального гения.

«Риголетто» стала началом новой эры в творчестве Верди. Он создает один шедевр за другим. «Травиата» (либретто по мотивам пьесы Александра Дюма-сына «Дама с камелиями»), «Сицилийская вечеря» , «Трубадур» , «Бал-маскарад» , «Сила судьбы», «Макбет» (вторая редакция) – только некоторые из них.

К этому моменту копозитор становится настолько известным, что письмо только с именем «Д. Верди» на конверте могло дойти до адресата. Уже только восхитительной музыки Верди было достаточно, чтобы сделать его настоящей звездой столетия, но именно несгибаемая национальная гордость сделала его настоящей иконой для всех итальянцев не только в музыкальном мире, но и в политическом. В конце каждого представления его опер театр содрогался от криков зрителей «Viva, Verdi!» («Да здравствует, Верди!» ) И это было не просто восхищение талантом композитора, и не только пожелания здравствовать. «Вива, Верди!» стало негласным кодом анти-австрийского движения, нарастающего среди итальянцев. На самом деле они скандировали «Viva, V.E.R.D.I», что являлось аббревиатурой «Витторио Эмануэль, король Италии».

Джузеппе Верди и Ричард Вагнер

Одна из последних великих опер , была ему заказана египетским правительством. К открытию Суэцкого канала планировалось построить театр в Каире, и к композитору обратились с предложением написать оперу на египетскую тему. Сначала он отказался, рассчитывая, что другой композитор согласится взяться за эту работу. Но когда узнал, что заказ получит Ричард Вагнер, решил принять заказ.

исполнение «Реквиема»

Удивительно, но Верди и Вагнер всегда недолюбливали друг друга и считались конкурентами. Оба композитора родились в один и тот же год, каждый из них – лидер своей оперной школы своей страны. Они ни разу не встретились за всю жизнь, при этом сохранившиеся комментарии итальянца о великом немце и его музыке критичны и недоброжелательны («Он всегда выбирает, совершенно напрасно, нехоженую тропу, пытаясь лететь там, где нормальный человек просто пойдет пешком, достигая гораздо лучших результатов»). Тем не менее, узнав, что Ричард Вагнер умер, Джезуппе Верди сказал: «Как грустно! Это имя оставило огромный след в истории искусства». Хорошо известно одно высказывание Вагнера, относящееся к музыке великого итальянца. Прослушав «Реквием» , обычно красноречивый и щедрый на (нелестные) комментарии по отношению ко многим другим композиторам, Вагнер сказал: «Лучше ничего не говорить».

«Период молчания» Джузеппе Верди

Смерть другого великого итальянского композитора – Россини – вызвала короткий перерыв в оперном творчестве Верди. Он работал над частью реквиема, посвященного Россини, премьера которого состоялась в мае 1874. После довольно продолжительного «периода молчания», из-под пера композитора выходят еще несколько опер, «Отелло» и его последняя опера «Фальстаф» , премьера которой состоялась в 1893. Выпустив «Фальстафа» на сцены оперных театров, великий вомпозитор уединяется в домике в деревне, где вместе с Джузеппиной они проводят вместе 4 тихих счастливых года. После смерти жены, потрясенный потерей, он так и не смог оправится: «…Мое имя пахнет эпохой мумий. Я сам высыхаю, когда только бормочу это имя про себя», – признавался он с грустью. Он пережил Дзужеппину на 4 года и умер от обширного паралича 1901 года на 88-м году жизни.

Итальянцы не просто скорбили о смерти великого композитора. Они оплакивали утрату символа, олицетворяющего всю Италию. Две тысячи человек пришли проститься с композитором, не считая 800 человек, исполнивших «Va pensiero» («Размышление» ), хор из оперы «Набукко» .

Был первым композитором, который подбирал сюжет для либретто в соответствии с особенностям своего композиторского дарования. А главной особенностью его дарования была драматическая составляющая, поэтому его привлекали богатые драматизмом сцены, он искал персонажи, в которых кипят страсти. Тесно сотрудничая с либреттистами, композитор удалял из сюжета «ненужные» детали и «лишних» героев. Уже много лет оперы композитора уверенно занимают позиции лучшей двадцатки. Если у кого-то и были опасения, что с течением времени про великого итальянца забудут, сейчас уже нет сомнений, что этого не случится. Написанные им шедевры являются основой любого оперного репертуара через полтора столетия после их написания. Вива, Верди !!

ФАКТЫ

Умел извлекать музыку из любых звуков. Он всегда носил при себе нотную тетрадь, куда записывал все, с чем сталкивался в течение дня. Призывные крики продавца мороженого, выкрики лодочника, приглашающего прокатиться, детский плач, ругань строителей – из всего композитор умел извлечь музыкальную тему. Однажды он написал фугу, вдохновленный темпераментной речью сенатора.

Когда девятнадцатилетний пришел к дирижеру Миланской консерватории, он получил безоговорочный отказ: «Оставьте мысль о консерватории. А если уж вы так хотите заниматься музыкой, поищите себе какого-нибудь частного учителя среди городских музыкантов…» Это было в 1832, а уже через несколько десятилетий Миланская консерватория считала честью называться именем когда-то отвергнутого ею «бесталанного» музыканта.

«Аплодисменты являются неотъемлемой частью некоторых видов музыки, – отмечал . – Их следует вписывать в партитуру».

В Милане напротив знаменитого театра Ла Скала есть трактир, излюбленное место для людей искусства. Там уже много лет под стеклом хранится бутылка шампанского, которая предназначена тому, кто сумеет последовательно и понятно пересказать своими словами содержание оперы «Трубадур» .

Обновлено: Ноябрь 25, 2017 автором: Елена

Джузеппе Фортунино Франческо Верди (Giuseppe Fortunino Francesco Verdi, 10 октября 1813 – 27 января 1901) – итальянский композитор, прославившийся на весь мир невероятными по красоте операми и реквиемом. Его считают человеком, благодаря которому итальянская опера смогла полностью оформиться и стать тем, что называют «классикой всех времен».

Детство

Джузеппе Верди родился 10 октября в Ле Ронколе – местности неподалеку от города Буссето Пармской губернии. Так уж вышло, что ребенку очень повезло – он стал одним из немногих людей того времени, которые имели честь родиться во время появления Первой Французской Республики. При этом дата рождения Верди также связана с еще одним событием – рождением в этот же день Рихардо Вагнера, который впоследствии был заклятым врагом композитора и постоянно пытался конкурировать с ним на музыкальном поприще.

Отец Джузеппе был помещиком и содержал большой по тем временам деревенский трактир. Мать была обычной пряхой, которая иногда подрабатывала прачкой и нянькой. Несмотря на то, что Джузеппе был единственным ребенком в семье, жили они очень бедно, как и большинство жителей Ле Ронколе. Конечно, отец имел некоторые связи и был знаком с управляющими других, более известных трактиров, но их хватало разве что на покупку самого необходимого для содержания семьи. Лишь изредка Джузеппе вместе с родителями выбирались в Буссето на ярмарки, которые начинались ранней весной и длились практически до середины лета.

Большую часть детства Верди провел в церкви, где и научился читать и писать. Параллельно он помогал здешним служителям, которые взамен кормили его и даже учили тому, как играть на органе. Именно здесь Джузеппе впервые увидел красивый, огромный и величавый орган – инструмент, который с первой секунды покорил его своим звучанием и заставил навечно влюбиться. К слову, как только сын начал набирать первые ноты на новом инструменте, родители подарили ему спинет. По утверждениям самого композитора, это стало поворотным моментом в его судьбе, а дорогой подарок он сохранил у себя на всю жизнь.

Юность

Во время одной мессы игру Джузеппе на органе слышит богатый торговец Антонио Барецци. Поскольку мужчина за всю свою жизнь повидал множество плохих и хороших музыкантов, он сразу же понимает, что юному мальчику уготована грандиозная судьба. Он верит, что маленький Верди со временем станет персоной, которую будет узнавать каждый, начиная от деревенских жителей и заканчивая правителями стран. Именно Барецци рекомендует Верди закончить обучение в Ле Ронколе и переехать в Буссето, где им сможет заниматься сам директор «Филармонического Общества» Фернандо Провези.

Джузеппе следует совету незнакомца и через некоторое время его талант уже видит сам Провези. Однако параллельно директор понимает, что без должного образования парню не светит ничего, кроме как игра на органе во время месс. Он берется обучать Верди литературе и прививает ему любовь к чтению, за что юный парень невероятно благодарен наставнику. Он увлекается творчеством таких мировых знаменитостей, как Шиллер, Шекспир, Гёте, а роман «Обрученные» (Александр Мадзони) становится его наиболее любимым произведением.

В 18 лет Верди едет в Милан и пытается поступить в музыкальную Консерваторию, но проваливает вступительный экзамен и слышит от учителей, что «не обучен игре настолько хорошо, чтобы претендовать на место в училище». Отчасти парень согласен с их позицией, ведь всё это время он получал лишь несколько частных уроков и еще многого не знает. Он решает ненадолго отвлечься и в течение месяца посещает несколько оперных театров Милана. Атмосфера, царящая на спектаклях, заставляет его изменить мнение о собственной музыкальной карьере. Теперь Верди точно уверен, что хочет быть именно оперным композитором.

Карьера и признание

Первое публичное выступление Верди произошло в 1830 году, когда он, после Милана, приезжает обратно в Буссето. К тому времени парень находится под впечатлением от оперных театров Милана и одновременно полностью опустошен и рассержен тем, что не поступил в Консерваторию. Антонио Барецци, видя смятение композитора, берется самостоятельно устроить его выступление в своем трактире, который по тем временам считался крупнейшим увеселительным заведением города. Публика принимает Джузеппе бурными овациями, что снова вселяет в него уверенность.

После этого Верди в течение 9-ти лет живет в Буссето и выступает в заведениях Барецци. Но в душе он понимает, что признания добьется только в Милане, так как его родной городок слишком мал и не может обеспечить ему широкую публику. Так, в 1839 году он едет в Милан и практически сразу же встречает импресарио театра «Ла Скала» Бартоломео Мерелли, который предлагает талантливому композитору подписать контракт на создание двух опер.

Приняв предложение, Верди в течение двух лет пишет оперы «Король на час» и «Набукко». Второй был впервые поставлен в 1842 году в «Ла Скала». Произведение ждал невероятный успех. За год оно распространилось по миру и было поставлено свыше 65 раз, что позволило ему прочно закрепиться в репертуарах многих известных театров. После «Набукко» мир услышал еще несколько опер композитора, в число которых входили «Ломбардцы в крестовом походе» и «Эрнани», ставший невероятно популярным в Италии.

Личная жизнь

Еще в то время, когда Верди выступает в заведениях Барецци, у него случается роман с дочерью купца Маргаритой. Попросив благословения у отца, молодые люди женятся. У них рождаются два замечательных ребенка: дочь Вирджиния Мария Луиза и сын Ицилио Романо. Однако совместная жизнь через некоторое время становится для супругов, скорее, обузой, нежели счастьем. Верди в то время принимается за написание своей первой оперы, а жена, видя равнодушие мужа, большую часть времени проводит в заведении отца.

В 1838 году происходит трагедия в семье – от болезни умирает дочь Верди, а через год и сын. Мать, не выдержав столь серьезного потрясения, умирает в 1840 году от длительной и тяжелой болезни. При этом доподлинно неизвестно, как Верди отнесся к потере родных. Согласно мнению одних биографов, это надолго выбило его из колеи и лишило вдохновения, другие склоняются к мнению о том, что композитор был слишком поглощен работой и воспринял новость сравнительно спокойно.

ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ

АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ЗНАК: ВЕСЫ

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ: ИТАЛЬЯНЕЦ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: РОМАНТИЗМ

ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: АРИЯ ВИОЛЕТТЫ «ВСЕГДА СВОБОДНА» ИЗ ОПЕРЫ «ТРАВИАТА» (1853)

ГДЕ ВЫ МОГЛИ СЛЫШАТЬ ЭТУ МУЗЫКУ: АРИЯ ВИОЛЕТТЫ ДОНОСИТСЯ ИЗ ЛИМУЗИНА РИЧАРДА ГИРА В ФИНАЛЕ ФИЛЬМА «КРАСОТКА»

МУДРЫЕ СЛОВА: «ТЕПЕРЬ, ВМЕСТО ТОГО, ЧТОБЫ ВЫДЕЛЫВАТЬ НОТЫ, Я ВЫРАЩИВАЮ КАПУСТУ И БОБЫ».

Классическую музыку середины девятнадцатого века обычно описывают как битву между романтиками и традиционалистами: войско Листа/Вагнера против Брамса. Однако существовал и третий путь, проложенный по другую сторону Альп, - путь Джузеппе Верди.

Верди, не слишком обращая внимание на коллег, создавал красивые оперы с запоминающимися мелодиями. С премьеры оперы Верди зрители выходили, напевая только что услышанную музыку, и уже на следующее утро все уличные певцы и музыканты наяривали эти новые хиты. Ни эпические трагедии Вагнера, ни интеллектуальные симфонии Брамса никогда не достигали такой степени популярности.

Но как композитору это удавалось? В чем секрет? А в том, что Верди оставался верен своим корням. Он родился в деревне и никогда не терял связь со своей родной Пармой. Даже в зените славы Верди каждую осень рвался в свой деревенский дом, чтобы поучаствовать в сборе урожая. Из этого вовсе не следует, что Верди был простоват или что его музыка пониже качеством, чем у его прославленных современников. Верди отлично знал свое дело. Он всего лишь не видел смысла в музыкальных войнах. И каков итог? А таков, что его музыку до сих пор мурлычут себе под нос самые разные люди.

МОЖНО ИЗВЛЕЧЬ МАЛЬЧИКА ИЗ БУССЕТО, НО НЕЛЬЗЯ ИЗВЛЕЧЬ БУССЕТО ИЗ МАЛЬЧИКА

Несколько поколений семьи Верди обрабатывали землю неподалеку от городка Буссето в северной Италии. Джузеппе Верди, единственный сын Карло Джузеппе Верди и Луиджи Уттини, родился 9 - или по другим данным 10 - октября 1813 года. Мальчик был с детства зачарован музыкой, и к его шести годам родители настолько уверовали в талант сына, что в режиме жесткой экономии накопили денег на подержанный спинет. Вскоре Джузеппе стал органистом в Буссето и движущей силой местного Филармонического общества.

К 1833 году в городке созрело мнение, что Джузеппе пора расширить горизонты, и двадцатилетний юноша отправился в Милан поступать в консерваторию. В Миланскую консерваторию принимали студентов не старше семнадцати лет, но ни у кого и в мыслях не было, что возраст станет проблемой, ведь Джузеппе так талантлив. Однако после многочисленных прослушиваний экзаменационная комиссия вынесла взвешенное решение: молодой человек «не поднимется в музыке выше посредственности». Верди был в отчаянии.

В Буссето, куда он вернулся, разгорелась свара из-за должности дирижера городского оркестра. Сторонники Верди прочили его на это место, но местные священники выдвинули свою кандидатуру. Город раскололся на два враждующих лагеря, в тавернах дело доходило до драк. Верди все это скоро надоело, он засобирался в Милан, но его почитатели отказывались сдаваться и заперли Верди в его собственном доме. Стороны примирились лишь после того, как Верди встретился со своим соперником лицом к лицу в фортепианном поединке.

Должность «маэстро музыки» упрочила финансовое положение Верди настолько, что он смог жениться на своей возлюбленной Маргарите Барецци. Спустя год у них родилась дочь, а еще через год - сын. Верди превратился в местную знаменитость, но амбиции влекли его за пределы Буссето. Осенью 1838 года он подал в отставку и вместе с семьей переехал в Милан, где в 1839 году состоялась премьера его первой оперы «Оберто, граф Бонифачо». Триумфом этот дебют не завершился, но и провалом тоже, а критики предсказали молодому композитору блестящее будущее.

ХИТЫ? ОНИ КАК-ТО САМИ СОБОЙ ПОЯВЛЯЮТСЯ

В эти годы Верди пережил огромную утрату. Незадолго до отъезда семьи из Буссето умерла дочь композитора, Виржиния; вскоре после премьеры «Оберто» умер его сын Ицилио. Потом, в 1840 году, скончалась Маргарита после непродолжительной болезни. С той поры у композитора все пошло вкривь и вкось. Его вторая опера, «Король на час», с треском провалилась, после премьеры ее больше не ставили. Верди поклялся, что больше ничего сочинять не будет.

Затем оперный импресарио Мирелли дал композитору свежее либретто, основанное на библейском повествовании о вавилонском царе Навуходоносоре, или Набукко, как его называют итальянцы. Верди швырнул либретто в угол и пять месяцев к нему не притрагивался. Но в конце концов взял-таки в руки, полистал… Позднее он вспоминал: «Сегодня - одна строфа, завтра - другая; здесь - одна нота, там - целая фраза, - так мало-помалу возникла вся опера».

«Набукко» поставили в марте 1842 года в миланском театре «Ла Скала». На первом же представлении публика вознесла оперу до небес, уже после первого акта зрители так расшумелись, что Верди испугался: в этих криках ему почудилась не пылкая благодарность, а гневное недовольство.

Наконец-то Верди обрел профессиональную уверенность. Последующие годы он называл «годами на галерах», и действительно Верди трудился, как раб. Ни одна постановка не обходилась без капризных выходок солистов, ссор с дирекцией театра и препирательств с цензорами. Тем не менее Верди выдавал одни шедевр за другим: «Риголетто» в 1851 году, «Трубадур» в январе 1853-го, «Травиата» в марте 1853-го и «Сила судьбы» в 1862 году. Любой итальянец знал его музыку, все венецианские гондольеры и неаполитанские уличные певцы распевали его арии, а премьеры в разных городах обычно заканчивались тем, что местные оркестры исполняли новые полюбившиеся мелодии под окнами гостиницы, где останавливался композитор.

МАЛЕНЬКИЕ, НО ГОРДЫЕ

У Верди завязались отношения с миланской певицей Джузеппиной Стреппони. Джузеппина обладала не только божественным голосом, но и дурной репутацией - незамужняя сопрано четыре раза и не подряд, а с временными промежутками, выходила на сцену явно беременной. (Детей она отдавала в приюты.)

Одно дело якшаться со скандально знаменитой певицей в Милане, и совсем другое - в деревне. В Буссето Верди обзавелся внушительным поместьем, выстроил виллу под названием «Сант-Агата» и каждый год в период сбора урожая и заготовок неукоснительно наведывался в деревню. Но буколическое очарование не мешало Буссето оставаться консервативной провинцией, и жители оскорбились, когда Верди привез в их респектабельный городок любовницу. При первом визите Джузеппины в Буссето зять Верди попрекнул его тем, что он поселил в доме проститутку, а некие неизвестные «доброжелатели» бросали камни в окна виллы.

Верди и Стреппони поженились в 1859 году - неведомо, почему они так долго тянули со свадьбой. Однако Буссето остался непреклонен, поэтому в долгие летние месяцы синьоре Верди в деревне, кроме слуг, не с кем было и словом перемолвиться.

ВИВА ИТАЛИЯ!

Если в маленьком Буссето почти ничего не менялось, то в остальной Италии произошли существенные сдвиги. Когда Верди начинал свою карьеру, итальянский полуостров был поделен на множество мелких государств, а большую часть северной Италии держала под контролем Австрия. Имя Верди ассоциировалось с антиавстрийскими настроениями с 1842 года, а точнее, с премьеры «Набукко»: в хоре евреев «Лети, мысль, на золотых крыльях» - плаче иудейских изгнанников, обращенных в рабство, по утраченной родине - патриоты услышали протест против австрийского правления.

КОГДА ВЕРДИ ПРИВЕЗ В ДЕРЕВНЮ СВОЮ СОЖИТЕЛЬНИЦУ - ОПЕРНУЮ ПЕВИЦУ С СОМНИТЕЛЬНОЙ РЕПУТАЦИЕЙ, - РАССЕРЖЕННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ ЗАБРОСАЛИ КАМНЯМИ ЕГО ДОМ, ОБОЗВАВ ПЕВИЦУ ПРОСТИТУТКОЙ.

Желание выгнать иностранных властителей и объединить страну обрело мощь, когда во главе национально- освободительных сил встал король Сардинского королевства (Пьемонта) Виктор Эммануил II, выступавший за объединение Италии. С этого момента имена короля и Верди сплелись воедино: невинное на первый взгляд восклицание «Вива Верди!» («Да здравствует Верди!») в устах патриотов звучало замаскированным призывом к борьбе с австрияками (буквенное сочетание ВЕРДИ расшифровывалось как «да здравствует Виктор Эммануил, король Италии»).

Многолетние усилия увенчались успехом - в 1861 году Италия объединилась. Верди сразу же предложили баллотироваться в итальянский парламент; он легко завоевал мандат и отслужил депутатом один срок. До конца жизни Верди чтили как композитора Рисорджименто («Обновления») - движения, принесшего Италии единство и независимость.

КОМПОЗИТОР - ВСЕГДА КОМПОЗИТОР

На шестом десятке Верди сбавил темп, объявив, что выходит на заслуженный отдых. Впрочем, преклонный возраст не помешал ему написать «Аиду» в 1871 году, «Отелло» в 1887-м и «Фальстафа» в 1893-м - то есть в семьдесят девять лет. Его продолжали осыпать почестями. Верди назначили сенатором, король Умберто I вручил ему знаки отличия Большого креста ордена Сан-Маурицио и Лаццаро. (Король даже предлагал ему титул маркиза, но Верди отказался, скромно заметив: «Я - крестьянин».)

Однако ни награды, ни почет не уберегли Джузеппину от треволнений: в середине 1870-х Верди закрутил роман с певицей Терезой Штольц. К 1877 году страсти раскалились добела, и Верди, поставленный перед выбором, предпочел любовнице жену. В 1890-е годы Джузеппина часто хворала и в ноябре 1897 года скончалась.

Вдовец, которому перевалило за восемьдесят, сохранял живость и проворство вплоть до января 1901 года, когда во время пребывания в Милане у него случился инсульт. Известие о болезни Верди мигом распространилось по всей Италии. Управляющий гостиницы, где остановился Верди, выпроводил всех прочих постояльцев, запустил на первый этаж представителей прессы и самолично вывешивал бюллетени о самочувствии композитора на дверях заведения. Полиция перекрыла движение вокруг гостиницы, дабы больной не страдал от шума, а король с королевой ежечасно получали телеграфные сообщения о переменах в состоянии Верди. Композитор умер в 2:50 утра 27 января. В тот день многие магазины в Милане не открылись в знак траура.

Время не повредило наследию Верди, его оперы остаются невероятно популярными - все такими же захватывающими и напевными, как в день премьеры.

НИКТО НЕ СМЕЕТ ОБИЖАТЬ НАШЕГО МАЭСТРО!

Большинство итальянцев с восторгом встречали все, что сочинял Верди, но кое-кому угодить было труднее. Премьера «Аиды» настолько не понравилась одному из зрителей, что он счел тридцать две лиры, потраченные на железнодорожные и театральные билеты, а также обед в ресторане, деньгами, пущенными на ветер, о чем письменно сообщил композитору и потребовал возмещения расходов. Звали отправителя этого письма Просперо Бертани.

Верди отнесся к претензиям Бертани скорее с юмором, чем с негодованием. Он велел своему агенту переслать жалобщику двадцать семь лир, покрывающие расходы на поездку в поезде и посещение театра, но не на обед. «Мог бы и дома поесть», - заметил Верди. Он также попросил агента опубликовать эту переписку в печати. Поклонники, возмущенные нападками на их обожаемого маэстро, завалили синьора Бертани письмами, причем некоторые даже грозили с ним расправиться.

ХВАТИТ УЖЕ ПОКЛОНЯТЬСЯ!

Однажды приятель Верди приехал к нему в деревню погостить и с удивлением обнаружил на вилле композитора десятки шарманок и механических пианино, на которых обычно играют уличные музыканты. «Когда я появился здесь, - объяснил Верди, - из всех шарманок в округе с утра до ночи неслись мелодии из «Риголетто», «Трубадура» и других моих опер. Это мне так досаждало, что я взял все инструменты в аренду на лето. Пришлось выложить около тысячи франков, но во всяком случае меня оставили в покое».

ТАИНСТВЕННАЯ «КРАСАВИЦА»

Сочиняя арию «Сердце красавицы» для оперы «Риголетто», Верди чувствовал, что создает новый хит, но ему очень не хотелось, чтобы публика услышала эту мелодию до премьеры. Вручая ноты тенору, композитор отвел его в сторонку и сказал: «Пообещайте, что вы не станете исполнять эту арию дома, не станете даже ее насвистывать, - словом, позаботьтесь, чтобы никто ее не услыхал». Разумеется, обещания тенора ему было мало, и перед репетициями Верди обратился ко всем участникам спектакля - оркестрантам, певцам и даже работникам сцены - с просьбой держать арию в секрете. В итоге на премьере «Сердце красавицы» ошеломило публику новизной и мигом завоевало бешеную популярность.

ВСЕ ЗНАЮТ, КТО ТЫ ТАКОЙ

Верди знала вся Италия, и эта великая слава положительно сказывалась на бытовых мелочах - например, была устранена проблема почтового адреса. Когда Верди предложил новому знакомому отправить ему какую-то вещь по почте, тот спросил его адрес. «О, адрес у меня очень простой, - ответил композитор. - Маэстро Верди, Италия».

Из книги 100 великих футболистов автора Малов Владимир Игоревич

Из книги 100 великих военачальников автора Шишов Алексей Васильевич

ГАРИБАЛЬДИ ДЖУЗЕППЕ 1807-1882 Народный герой Италии, один из руководителей вооружённой борьбы за объединение и национальную независимость страны. Генерал.Джузеппе Гарибальди родился во французском городе Ницце в семье итальянского моряка. В 15 лет под руководством отца он

Из книги Временщики и фаворитки XVI, XVII и XVIII столетий. Книга III автора Биркин Кондратий

Из книги Я пел с Тосканини автора Вальденго Джузеппе

КОГДА ДИРИЖИРОВАЛ ВЕРДИ Репетиции «Отелло» продолжались непрерывно: на вилле в Ривердейле и в Эн-Би-Си. Я уже настолько овладел партией, что пел ее наизусть. Однако в присутствии Тосканини я боялся ошибиться и всегда имел при себе ноты. Видя это, он ворчал сквозь

Из книги Гарибальди Дж. Мемуары автора Гарибальди Джузеппе

ВЕРДИ БЫЛ НЕДОВОЛЕН Я пел партию Форда в «Метрополитен», и маэстро, который однажды слушал трансляцию этой оперы, сказал мне как-то: - Ты, дорогой мой, покажи Гуаррере, как ты пол этот вокализ. У тебя это получалось очень хорошо. Я же помню!Признаюсь, что я тоже столкнулся с

Из книги 100 знаменитых анархистов и революционеров автора Савченко Виктор Анатольевич

Джузеппе Гарибальди Мемуары Джузеппе Гарибальди (1807–1882) Фотография

Из книги Короли договорняков автора Перумал Вилсон Радж

Джузеппе Гарибальди и его эпоха Гарибальди! Это имя волновало умы нескольких поколений; с этим именем шли в бой за свободу и национальную независимость народы Европы и Америки; это имя стало на долгие годы знаменем, символом борьбы против всякой тирании. По зову

Из книги Я, Лучано Паваротти, или Восхождение к славе автора Паваротти Лучано

МАДЗИНИ ДЖУЗЕППЕ (род. в 1805 г. – ум. в 1872 г.) Выдающийся итальянский революционер-социалист, лидер движения за объединение Италии. Еще в юности Мадзини стал членом тайного общества карбонариев и очень скоро был посвящен в степень «магистра», а потом – «великого

Из книги Нежнее неба. Собрание стихотворений автора Минаев Николай Николаевич

ГАРИБАЛЬДИ ДЖУЗЕППЕ (род. в 1807 г. – ум. в 1882 г.) Национальный герой Италии, создатель единого Итальянского государства, организатор революционной армии. Джузеппе Гарибальди родился в еще французском городе Ницца в семье потомственного итальянского моряка в июле 1807

Из книги Елена Образцова: Голос и судьба автора Парин Алексей Васильевич

Глава 8 «Джузеппе Синьори знал игроков, готовых продать матчи» Джузеппе СиньориВ начале ноября 2008-го мой контакт в Ливане сообщил, что их сборная участвует в ЧМ до 19 лет в Саудовской Аравии. Я узнал, что на примете есть несколько ливанских игроков, которые не прочь

Из книги После меня – продолжение… автора Онгор Акин

Джузеппе Ди Стефано Коллега тенор Впервые я услышал Паваротти в Сан-Ремо в 1962 году, всего год спустя после его дебюта. Я сразу же обратил внимание на его совершенно необыкновенный голос. Знаю, что позднее он заменил меня в нескольких спектаклях «Богемы» в Ковент-Гарден, но

Из книги автора

«Массне, Россини, Верди и Гуно…» Массне, Россини, Верди и Гуно, Пуччини, Вагнер, Глинка и Чайковский В его репертуаре и давно Он угождает публике московской. Он не хватает с неба звезд, но ведь Не всем же быть Карузо иль Мазини, Во всяком случае он не медведь, Рожденный в

Из книги автора

Сцены из оперы Верди «Трубадур» «В сердце вечный отзвук»Эта запись сделана в 1977 году в Западном Берлине, Берлинским филармоническим оркестром и хором театра «Дойче Опер» руководит Герберт фон Караян, а вместе с Образцовой - Азученой главные партии поют Леонтин Прайс -

Из книги автора

Опера Верди «Дон Карлос» в «Ла Скала» Фатальная вуаль злосчастной принцессыСпектакль «Дон Карлос» под руководством Клаудио Аббадо в постановке Луки Ронкони, премьера которого открыла юбилейный, двухсотый, сезон великого миланского театра, давно стал легендой. Его

Из книги автора

Реквием Верди в Милане Через тернии к звездамРеквием Верди впервые был исполнен в Милане, в церкви Сан Марко, в 1874 году; он посвящен памяти Алессандро Мандзони, которого Верди чтил не только за гражданские добродетели, но и за его бескомпромиссный поиск «трудной правды

Из книги автора

Джан Верди Исполнительный вице-президент26 января 2006 г., Стамбул, офис Джана ВердиРассказать об Акин-бее очень непросто…Мы познакомились с ним то ли в конце 1995-го, то ли в начале 1996 г. Garanti хотел приобрести Ottoman Bank. Я был в составе команды, которая работала над этим проектом.