Организация прогулок в летний оздоровительный период. Прогулка в детском саду. Организуем досуг

1.Требования к организации прогулок в летний период.

2.Структура прогулки.

3.Прогулки и экскурсии с детьми в природу в летний период.

1.Требования к организации прогулок в летний период.

Пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье и закаливает организм, всесторонне развивает детей, активизирует их двигательную деятельность, познавательные возможности.

Ребенок дошкольного возраста должен гулять (даже в холодное время года) до 4 – 5 ч в день. Летом же вся деятельность детей может проходить на воздухе.

Прогулка проводится в любую погоду, за исключением неблагоприятных условий. При небольшом дожде ее можно организовать на веранде, под навесом, в любом другом, защищенном от резкого ветра и осадков месте. В этом случае с детьми проводят беседы, читают им сказки, организуют спокойные игры, для которых не требуется большого пространства. Иногда при плохой погоде длительность прогулки можно сократить, но полностью отменять ее не следует.

Нельзя допускать, чтобы на прогулке дети находились длительное время в однообразной позе. Нужно переключать их на другую деятельность и менять место игры. В жаркие дни лучше всего организовывать игры в полосе светотени. Тогда воздействие солнечных лучей будет равномерным, что в оптимальных пределах необходимо для закаливания, улучшения обменных процессов в организме, хорошего физического развития. Пребывание детей под прямыми солнечными лучами строго ограничивается с учетом их индивидуальной чувствительности к солнцу, особенностей состояния здоровья.

В жаркую погоду при температуре 30° и выше прогулку в первой половине дня целесообразно перенести на более ранние часы, а деятельность, которую предполагалось организовать на участке (труд, подвижные игры и др.), можно с некоторыми изменениями провести в помещении.

В теплое время года желательно организовывать с детьми пешеходные прогулки за пределы участка. Появляется возможность использовать природные факторы для развития у детей движений, совершенствования физических качеств – ловкости, быстроты, выносливости, ориентировки в пространстве, координации движений. С младшими детьми прогулки за пределы участка целесообразно проводить примерно 1 -2 раза в неделю в первую половину дня на небольшие расстояния; со старшими детьми – 2 – 3 – раза в неделю. Общая продолжительность таких прогулок для старших детей – 2 – 2,5 ч, включая 35 -50 мин отдыха в тени.

Во время пешеходных прогулок в теплый период года, особенно в сельской местности, воспитатель следит за тем, чтобы дети не собирали незнакомые растения, ягоды, так как среди них могут быть ядовитые. Он рассказывает ребятам об окружающей природе, знакомит их с растениями, распространенными в данной местности. А для этого нужно, чтобы он сам хорошо знал природу своего края: растения, грибы, ягоды.

Готовясь к прогулке, воспитатель продумывает меры, предупреждающие травматизм. А это, прежде всего, зависит от организованности детей, дисциплины, а также от выбора маршрута. Необходимо позаботиться также и о небольшой походной аптечке с набором дезинфицирующих и перевязочных средств, уметь оказать первую помощь при травмах и несчастных случаях. Перед выходом следует тщательно проверить готовность детей к прогулке – их самочувствие, соответствие одежды и обуви, сделать запас воды.

Нельзя забывать об основных правилах ходьбы: после 30 – 40 мин движения устраивать 10 – 15 минутных отдых в тени, а для младших дошкольников чаще. Во время отдых хорошо организовать спокойные игры, провести интересную беседу, почитать книгу.

Для полноценной деятельности детей на участке нужно хорошо оборудовать групповую площадку, обеспечить их всеми пособиями и инвентарем, необходимым для развития движений детей разного возраста.

Чтобы активизировать двигательную активность дошкольников, на участок выносят крупногабаритные игрушки, машины, разнообразные пособия: обручи, мячи, скакалки, принадлежности для игры в бадминтон и т.д. Все это способствует совершенствованию физического развития детей, улучшает тренированность организма, повышает его защитные реакции и сопротивляемость вредным факторам.

2.Структура прогулки.

Воспитатель планирует содержание каждой прогулки (ставит перед собой определенные педагогические и оздоровительные задачи), делая ее целенаправленной. Согласно «Программе воспитания и обучения в детском саду» правильная организация прогулки предполагает использование подвижных и спортивных игр, физических упражнений, наблюдений, труда, самостоятельной деятельности и др., а эффективность реализации всех компонентов прогулки полностью зависит от воспитателя.

Воспитатель, организуя наблюдения на прогулке, знакомит детей с неживой природой, растениями, животными, трудом взрослых в природе, с сезонными изменениями в природе.

Проводя наблюдения, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания об окружающем, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически.

Известно, что труд оказывает разностороннее положительное влияние на развитие ребенка, воспитывает волевые качества, чувство коллективизма, совершенствует знания ребенка об окружающей жизни. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней.

Труд детей на прогулке организуют в форме индивидуальных поручений и как коллективный.

Так же во время прогулки возможна организация элементарных опытов (например, опыты с песком и глиной и т.п.).

На прогулке большое место занимают игры. Это могут быть дидактические игры, творческие, подвижные, малоподвижные, спортивные игры.

Словесные игры («Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно – не нужно» и др.) не требуют никакого оборудования. Проводятся они с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Одним из примеров творческих игр на прогулке могут быть строительные игры с природным материалом: песком, глиной, мелкими камушками, шишками и т.д. в них дети, созидая, познают свойства и качества материалов. Этими играми надо руководить. Для эффективности проведения таких игр необходимо иметь наборы формочек для игр с песком, резиновые фигурки людей и животных, фанерные силуэты домов, деревьев, шишки, веточки, печатки, карандаши для создания «картин» на песке и т.д.

Планируя прогулку, воспитатель включает 2 – 3 подвижные игры с бегом, прыжками, игры-эстафеты, соответствующие возрасту. Организация различных физических упражнений и подвижных игр на воздухе оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние детей, помогает укреплению воли, развитию смелости, самостоятельности. Вместе с тем создаются наиболее благоприятные условия для проявления товарищеских чувств, взаимопомощи.

На самостоятельную деятельность у дошкольников остается сравнительно мало времени. В этом отношении прогулка особенно важна и необходима, поскольку детям предоставляется возможность проявить свои творческие способности, поиграть в любимые игры, используя оборудование участка, игрушки и пособия, которых нет в группе, побегать.

3.Прогулки и экскурсии с детьми в природу в летний период.

В теплый период времени можно проводить прогулки и экскурсии в природу. Это могут быть путешествия в лес, к водоему, ручью, на луг и т.д. Во время таких прогулок дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Это помогает формированию у ребят первичных мировоззренческих представлений о взаимосвязях, существующих в природе, материалистического миропонимания.

Экскурсии в лес, в поле, на берег реки привлекают внимание детей, предоставляют возможность под руководством воспитателя собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы. На экскурсии у детей развивается наблюдательность, интерес к изучению природы. Они приучаются всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности.

Красота природы вызывает у ребят глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется любовь к родной природе, бережное отношение к ней, любовь к Родине.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Богина Т.Л.: «Режим дня в детском саду» — М.: «Просвещение», 1987г.
  2. Каменева Л.А.:«Как знакомить дошкольников с природой» — М.: «Просвещение», 1983г.
  3. Каменева Л.А.:«Методика ознакомления детей с природой в детском саду» — М.: «Просвещение», 1991г.
  4. Лучич М.В.: «Прогулки с детьми в природу» — М.: «Просвещение».
  5. Мазурина А.Ф.:«Наблюдения и труд детей в природе» — М.: «Просвещение», 1976г.
  6. Фролов В.Г.: «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке» — М.,«Просвещение», 1986г.
  7. Фролов В.Г.: «Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста» — М.,«Просвещение», 1983г.

Значимость прогулки для оздоровления воспитанников ДОУ

Систематическое активное пребывание ребёнка на свежем воздухе – один из главных факторов полноценного физического развития. Прогулка любой направленности эффективна и в качестве доступного способа закаливания неокрепшего детского организма, способствует формированию устойчивости к простудным заболеваниям, повышает иммунитет.

Основными занятиями дошкольников во время прогулки являются подвижные игры, что благотворно сказывается на развитии кровеносной, дыхательной, костно-мышечной системы, улучшает аппетит.
Используя расположенные на площадке, дети во время самостоятельной игровой деятельности, учатся преодолевать препятствия, координировать движения, развивают вестибулярный аппарат. Ребята приобретают новые навыки, двигательные умения, становятся смелыми, ловкими, выносливыми. Кроме того во время прогулки ребёнок естественным образом познаёт окружающий мир, получает новые знания.

Основные требования к продолжительности прогулки в детском саду

При оптимальных погодных условиях прогулка проводится два раза в день. Первый выход на улицу осуществляется сразу после занятий, второй – после полдника. Воспитатель регулирует продолжительность прогулки в соответствии с климатическими условиями, общее время прогулки, рекомендованное санитарными нормами – 4 ч. При температуре воздуха ниже -15, ветре более 7 м/с время прогулки сокращается. Ветер более 15 м/с, осадки, сверхнизкая температура воздуха являются основанием для запрета выхода на прогулку.

В летний оздоровительный период рекомендовано использовать любые возможности для прогулок на свежем воздухе, пребывание в помещении группы ограничивается сном и приёмами пищи. Время выхода на прогулку определяется воспитателями самостоятельно, в соответствии с режимом образовательно-воспитательного процесса детей разных возрастных групп.

По месту проведения прогулки подразделяются на несколько типов:

1.Прогулки на территории ДОУ.
2.Пешие прогулки за периметр учреждения.
3.Прогулки в функциональных помещениях детского сада (навесы, веранды), при плохой погоде.

По своей направленности прогулки имеют следующие категории:

1)традиционные;
2)целевые(с выходом за пределы ДО);
3)тематические;
4)экскурсия.

Особенности целевой прогулки

Организация целевой прогулки требует от воспитателя определённых организационных умений, затрат времени на подготовку и оформление документации. Выход за пределы детского сада не проводится бес согласования с родителями, утверждения маршрута администрацией по заявлению руководителя прогулки с указанием количества воспитанников, сопровождающих.

Развивающее значение выхода за пределы для очень ребят велико. Под чутким руководством наставника они наблюдают за явлениями природы, общественной жизнью. Активная ходьба воспитывает выносливость, благотворно влияет на физическое развитие.

Детей младшей группы рекомендуется выводить на улицу рядом с ДОУ один раз в неделю. Воспитатель им показывает дома, транспорт, пеших людей. Малышам средней группы объясняются назначения общественных зданий: школы, ДК, больницы. Старшие ребята выводятся на длительные прогулки по населённому пункту, в котором расположен детский сад два раза в неделю. Прогулки на соседние улицы, в парки, знакомят малышей с правилами поведения в общественных местах, особенностями движения транспорта, пешеходов.

Целевые прогулки способствуют расширению кругозора воспитанников, развитию любознательности, наблюдательности. Знания, представления детей об окружающем мире углубляются на основе эмпирического, непосредственного восприятия, они не навязываются сверху, не вызывают протеста, что очень ценно в смысле сохранения особого психологического мира ребёнка дошкольного возраста.

Структурные части прогулки в ДОУ:

1. Наблюдение.
2. Подвижные игры.
3. Индивидуальная работа педагога с детьми.
4. Труд детей на участке.
5. Самостоятельная игровая деятельность.
Компоненты прогулки могут варьироваться между собой, в зависимости от настроения ребят, погодных условий, характера предыдущих занятий. Каждый вид деятельности длится 7-15 минут, а затем сменяется другим на фоне самостоятельной деятельности воспитанников.
Запрещается:
1. Оставлять детей одних, без присмотра работников Учреждения.
2. Использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.

Каждый воспитатель сталкивался с тем, что в конце дня детей остается очень мало и надо их чем-то развлечь. По расписанию вечернее время приходится на время прогулки. Как сделать так, чтобы прогулка не превратилась в томительное ожидание родителей, а стала интересной и увлекательной?

Начать стоит с того, что прогулка состоит из пяти частей:

  1. наблюдение,
  2. подвижные игры в детском саду,
  3. игры в детском саду с выносным материалом,
  4. индивидуальная работа по физическому воспитанию,
  5. трудовая деятельность.

От этого мы и будем отталкиваться. Заметим, что хорошим подспорьем при организации прогулки в детском саду служат методические пособия, разработанные в соответствии с ФГТ. Каждому возрасту посвящена своя книга. В этих методичках подробно расписаны все варианты проведения прогулки, а также приводятся примеры подвижных игр на улице.

ПРОГУЛКА В ДЕТСКОМ САДУ: Наблюдение

«Каждая погода — благодать». Любое время года — это находка для любознательных малышей. Наблюдения за листиками, жучками, червячками обычно сопровождается массой вопросов, на которые воспитатель должен быть готов ответить.

Если погода облачная, то можно понаблюдать за облаками: попросить придумать каждому облачку свой образ и название и нарисовать его: можно палочкой на песке или снегу или мелом на асфальте.

Дети очень любят задания на внимательность. Обратите внимание малышей на изменения в природе, которые произошли с утра: у дерева подросли листики, раскрылись бутоны у цветка, стало ветреннее — в природе важна каждая мелочь, которая в совокупности дает природе гармонично развиваться.

Солнце дарит нам не только тепло и свет, но еще и возможность провести интересные игры в детском саду. Найдите вместе с детьми солнечные и теневые стороны, попросите определить наощупь, где теплее.

Если вы прихватите с собой на прогулку небольшое зеркальце, то можно запросто «позвать в гости» солнечного зайчика и поиграть с ним в прятки или догонялки.

ПРОГУЛКА В ДЕТСКОМ САДУ: Подвижные игры в детском саду

Согласно пункту 12.6 СанПинов, предъявляемым к дошкольным учреждениям, «подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в ДОУ».

Подвижные игры в детском саду знает каждый воспитатель. Приведем пример самых распространенных:

Светофор

Воспитатель — светофор, а дети выступают в роли водителей. Воспитатель параллельно командует, на какой скорости разрешено ехать: 1 — шагом, 2 — быстрым шагом, 3 — бегом. Сложность заключается в том, что скорости быстро меняются, да еще надо уследить за цветом светофора и успеть «затормозить» на красный свет.

Воробьи и вороны

Когда воспитатель говорит «воробьи», дети должны присесть. Когда воспитатель говорит «вороны», дети должны подпрыгнуть. Запутать детей можно, подбирая слова, начинающиеся на «во» и вклинивая их в игру. Напирмер, медленно говорим «во-ро…та», «во-ро….нка».

Путаница

Воспитатель показывает детям на лицо и называет рот, глаза и т.д. Затем воспитатель начинает детей запутывать: показывает на уши, а называет нос, показывает на глаза, а называет уши. Дети же должны показывать то, что воспитатель называет.

Краски

Дети встают в шеренгу, а воспитатель называет цвет. У кого этот цвет есть в одежде, делает шаг вперёд. Воспитатель называет другой цвет, дети ищут его на себе, найдя — делают ещё шаг вперёд. Побеждает тот, кто быстрее дойдёт до воспитателя.

День-ночь

Дети изображают насекомых и мелких грызунов. Днём они летают и бегают на лужайке, а с наступлением ночи вылетает сова и охотится на них. Дети должны замереть и не шевелится. Кто пошевелится, того сова забирает с собой. Побеждает тот, кто останется на лужайке и не попадётся в лапы сове.

ПРОГУЛКА В ДЕТСКОМ САДУ: Игры в детском саду с выносным материалом

В каждой группе есть выносной материал, рассчитанный на всех детей. Это лопатки, мячики, обручи, ведерки. Предложите малышам продемонстрировать их умение крутить обруч и попадать мячом в ворота. Кто лучше всех справится с заданием, тот и победитель.

На прогулке отлично идут сюжетно-ролевые игры в детском саду . Небольшое количество участников — самое оптимальное для такого рода игр: можно открыть «магазин» и продавать в нем камушки и травинки, можно организовать фабрику по производству «песочных» десертов. Параллельно можно устроить конкурс на самый красивый или, скажем, самый большой «песочный» пирог.

ПРОГУЛКА В ДЕТСКОМ САДУ: Индивидуальная деятельность

Когда на прогулке остается мало детей, самое время уделить внимание тем упражнениям или тем занятиям, с которыми малыши на занятиях плохо справляются. Например, прыжки, катание на лыжах, бег и т.д.

ПРОГУЛКА В ДЕТСКОМ САДУ: Трудовая деятельность

Трудовая деятельность зависит от времени года. Если это зима, то попросите ребят помочь «прибраться» на участке — сгрести снег, разровнять его.

Если это теплое время года, то попросите помочь полить растения, подмести постройку, собрать листья и веточки.

Приобщение детей к трудовой деятельности — важный этап в развитии. Заставлять малышей, как правило, не приходится. Они с радостью сами берутся помогать взрослым и даже успевают устроить между собой соревнования.

И еще один вид деятельности на прогулке, не прописанный в методических пособиях и санитарных нормах — это ОБЩЕНИЕ.

Просто усадите детей рядом, расскажите какую-нибудь историю, задайте по ней вопросы. Рассмотрите книжки по природе, профессиях, покажите наборы картинок. Распросите, что дети больше всего любят, как собираются проводить выходные.

Поверьте, иногда живое общение, интерес к рассказам ребенка могут быть ему приятнее и уместнее, чем даже самые увлекательные игры.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т.д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.

Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания. Воспитатель знакомит детей с родным городом, поселком, его достопримечательностями, с трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги. При этом подчеркивается коллективный характер труда и его значение: все делается для того, чтобы нашим людям жилось удобно, красиво и радостно. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному городу.

Малыши трудятся в цветнике — сажают цветы, поливают их, рыхлят землю. У них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать ее красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость, ритм и динамика — все это вызывает даже у самых маленьких радостные переживания.

Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до двух-трех часов в день. Летом это время увеличивается до трех-четырех часов. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней — после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться.

Для осуществления задач всестороннего развития создаётся участок на территории детского сада для организации разнообразной деятельности детей. Большое значение имеет озелененный, в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями спланированный и оборудованный участок. Желательно, чтобы каждая возрастная группа располагала отдельным участком, отгороженным от других групп кустарником. На этом участке выделяются места для проведения подвижных игр и развития движений детей (ровная площадка), для игр с песком, водой, строительным материалом, для творческих игр и игр с различными игрушками.

На участке должно быть оборудование для развития движений: заборчики для лазанья (трехгранные, четырехгранные и шестигранные), бревно для упражнения в равновесии, горка, инвентарь для упражнений в прыжках, метании. Все это должно иметь привлекательный вид, быть прочным, хорошо обработанным, закрепленным и соответствовать возрасту и силам детей. Кроме постоянного оборудования, на площадку выносятся игрушки, пособия в соответствии с намеченным планом работы. Игровые площадки заканчиваются дорожками, по которым дети могут кататься на велосипедах, самокатах.

Помимо игровых площадок на участке необходимо иметь закрытые беседки для защиты от дождя и солнца.

В зимнее время на участке следует устроить горку, ледяные дорожки и снежные сооружения, каток (если позволяют условия).

Подготовка к прогулке. Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.

Одевание детей нужно организовать так, чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. Для этого необходимо продумать и создать соответствующие условия. Для каждой группы нужна просторная раздевальная комната с индивидуальными шкафчиками и достаточным числом банкеток и стульчиков, чтобы ребенку было удобно сесть, надеть рейтузы или обувь и не мешать при этом другим детям.

Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности. Сначала все они надевают рейтузы, обувь, затем платок, пальто, шапку, шарф и варежки. При возвращении с прогулки раздеваются в обратном порядке. Малышей помогает одевать няня, давая, однако, им возможность самим сделать то, что они могут. Когда у детей выработаются навыки одевания и. раздевания и они будут делать это быстро и аккуратно, воспитатель только помогает им в отдельных случаях (застегнуть пуговицу, завязать шарф и т. п.). Нужно приучать малышей к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не забывали поблагодарить за оказанную услугу. Чтобы навыки одевания и раздевания формировались быстрее, родители должны дома предоставлять детям больше самостоятельности.

Когда большинство детей оденется, воспитатель выходит с ними на участок. За остальными детьми следит няня, затем провожает их к воспитателю. Выходя на прогулку, дети сами выносят игрушки и материал для игр и занятий на воздухе.

Структура прогулки:

Наблюдение.

Подвижные игры 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей.

Труд детей на участке.

Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.

Самостоятельная игровая деятельность.

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т. д.

Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдения за трудом взрослых, которые работают вблизи детского сада, например за строителями.

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.

Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, кольцеброс, кегли, а в старших группах — элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.

Полезны игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Воспитатель дает детям кубики, лото, поощряет игры в семью, космонавтов, пароход, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал.

Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения). Летом — это езда на велосипеде, классики, зимой — катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.

Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде, зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями.

Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца.

Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других — упражнение в равновесии, для третьих — спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.

На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.

Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.

Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Надевают тапочки, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу.

Целевые прогулки. Воспитатель организует наблюдения детей за общественной жизнью и явлениями природы и за пределами участка. С этой целью организуются целевые прогулки.

В младшей группе целевые прогулки проводятся раз в неделю на небольшое расстояние, по улице, где находится детский сад. Со старшими детьми такие прогулки проводятся два раза е неделю и на более далекие расстояния.

Детям младшей группы воспитатель показывает дома, транспорт, пешеходов, средней — здания общественного назначения (школа, Дом культуры, театр и т. п.). Со старшими детьми проводятся целевые прогулки на другие улицы, в ближайший парк или лес. Дети знакомятся с правилами поведения в общественных местах и правилами уличного движения.

На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность. Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие. Длительная ходьба во время прогулки требует от детей определенной выдержки, организованности и выносливости.