Наталья Попович будет похоронена в понедельник на Ваганьковском кладбище‍. То есть те, которые ушли, - они потеряли форму

Огромная потеря для нашего искусства: ушла Наталья Попович. Не просто супруга и единомышленник великого дирижера Евгения Колобова, но его друг с первых шагов по театральной сцене, продолжатель его дела, наследница и хранительница его традиций. И безусловно великолепный, редкий, самобытный талант: благодаря ей хор театра "Новая опера", как прежде хор Свердловской академической оперы, были в числе самых выдающихся творческих коллективов страны.

Это была удивительная пара. Рассказывать о любом из них, не упоминая о другом, решительно невозможно: истинно творческая семья, одержимая общим делом. Оба ленинградцы по рождению, но свел вместе их Свердловск, куда они уехали учиться в Уральской консерватории имени Мусоргского, где преподавал легендарный дирижер Марк Паверман и не менее легендарная Галина Рогожникова, одна из крупнейших в стране знатоков и мастеров хорового искусства. "Если я приду к профессору Рогожниковой, не зная клавир наизусть, - мигом вылетала из класса, - вспоминала Наталья Попович в беседе с обозревателем "РГ". - И мы с Женей ночь напролет сидели, учили. А теперь ко мне приходят хормейстеры из Московской консерватории, я ставлю перед ними клавир - они о нем представления не имеют! Какое же ты имеешь право выходить к хору?! Нет, я не хотела бы учиться в Москве! Потому что меня всему научили в Уральской консерватории. И в первую очередь - любви к музыке. И тому, что человек не имеет права выходить к оркестру или хору, если у него нет своего видения, своей интерпретации, представления о том, что он хочет сказать этим сочинением".

Большой талант молодого хормейстера был всем очевиден. Уже с четвертого курса ее пригласили в Свердловский академический театр оперы и балета. "Я это ощутила как огромную честь и окунулась в этот театр с головой, - продолжала Наталья Попович. - Это семнадцать лет в Свердловске были самыми счастливыми годами нашей с Женей жизни. Женю пригласили дирижировать спектаклями Театра музыкальной комедии, а потом и в Свердловскую оперу, где был замечательный коллектив". Здесь Колобов и Попович проработали семь лет. Именно здесь они сотворили спектакль, ставший сенсацией в Москве и мгновенно сделавший их знаменитыми, - это была первая в СССР постановка оперы Верди "Сила судьбы" на языке оригинала. О ней много писали, отмечая не только смелую интерпретацию малоизвестной у нас тогда партитуры, но и волшебное звучание хора, безукоризненно передававшего тончайшие нюансы вердиевской музыкальной драмы.

После этого триумфа талантливую пару пригласил к себе в Мариинку сам Юрий Темирканов. Но в родном Ленинграде как-то не сложилось: Колобову, прирожденному оперному маэстро, было неинтересно дирижировать балетами, и, хотя именно с ними он объездил весь мир, супружеская пара предпочла уехать в Москву.

Обоим предлагали возглавить Мариинский театр, затем - Большой. Оба от чести отказались - им неинтересно было пытаться растормошить коллективы, как говорила Наталья Попович, "обросшие ракушками". Им нужен был театр более динамичный, готовый к экспериментам. Наталья абсолютно разделяла вечное стремление Колобова как бы воссоздавать музыку заново, прямо на глазах слушателей, и во всем его поддерживала. Началась история их отношений с Театром имени Станиславского и Немировича-Данченко - история более чем драматичная. Оркестр и хор сразу полюбили новых руководителей и готовы были пойти за ними куда угодно, но тамошние народные артисты ревниво оберегали свои права петь юную Татьяну и пылкого Ленского даже на склоне лет и любым попыткам влить в закостеневший театр свежую кровь объявили войну. Дошло до крайностей: был даже спектакль, когда оркестр, защищающий своего маэстро, демонстративно отказался играть, и оперу спели под рояль. Война шла нешуточная, и супружеская пара, долго не имевшая крова и вынужденная жить в гостинице "Будапешт", уже готова была принять приглашение итальянцев возглавить оперу в Генуе, где с квартирой не было бы проблем. Но в холле гостиницы ждали артисты оркестра - ни Колобов, ни Попович не могли бросить людей, которые в них поверили. К тому же оба были преданы русскому искусству, и русская почва была для них не просто местом временного пребывания. Это были корни, из которых произрастало все, что оба любили и досконально знали, все, что потом возникало в музыке мановением их удивительных, "поющих" рук.

И всю жизнь эту пару сопровождала преданная любовь тех, кто с ними работал. Когда Колобов и Попович спустя много лет прилетели в Свердловск на юбилей родной консерватории, у трапа самолета их встретил оркестр оперного театра - над летным полем зазвучал марш из поставленной ими там оперы "Петр Первый". Эмоциональный Колобов встал перед музыкантами на колени.

Рука об руку они строили и театр своей мечты - свой театр, спроектированный по их чертежам, - "Новую оперу". Сначала она ютилась в здании бывшего кинотеатра, где было мало места для хора, и голоса звучали со всех сторон - даже сверху, из вентиляционных решеток. Это был абсолютно волшебный эффект, изобретенный гением, искавшим выход из безвыходной ситуации. Его уже было невозможно повторить, когда у театра появилось свое здание с нормальным залом и просторной сценой.

В "Новой опере" оба сразу утвердили свой главный принцип: либо ставим новые для московской публики названия, либо заново открываем старые. Спектакли вызывали споры, иной раз шокировали консерваторов необычным звучанием, нестандартными ритмами, коррективами в оркестровке или даже драматургии. Событиями стали первые в России постановки опер "Гамлет" Тома, "Двое Фоскари" Верди, "Мария Стюарт" Доницетти, "Валли" Каталани, необычный "Борис Годунов" Мусоргского, прозвучавший в малознакомой публике первой авторской редакции. Именно благодаря дивно слаженному творческому тандему могли появиться на московской сцене спектакли-приношения великим музыкантам прошлого - "Мария Каллас", Viva Verdi!, Viva Puccini!, "Россини", "Винченцо Беллини.

После ухода Евгения Колобова Наталья Попович продолжила его традиции. Возглавила художественно-творческую коллегию Новой оперы, стала автором идеи и концепции таких музыкальных вечеров, как музыкально-театральная композиция Bravissimo. В репертуаре появились сложнейшие, требующие филигранного мастерства оперы: "Любовный напиток" Доницетти, "Золушка" Россини с ее виртуозными ансамблями, "Набукко" и "Трубадур" Верди с его мощными хорами. Ее авторитет позволил привлечь к сотрудничеству с театром Юрия Темирканова, Эри Класа, Феликса Коробова, Альберто Веронези, Антонелло Аллеманди, Андрейса Жагарса и многих других суперзвезд мировой оперной жизни. По ее инициативе в память об Евгении Колобове был основан ежегодный фестиваль "Крещенская неделя в Новой Опере", в котором тоже принимали участие ведущие мастера России и планеты, звучали малознакомые российской публике шедевры.

С завершилась огромная и глубоко индивидуальная музыкальная история в жизни нашего искусства - та, что годами и десятилетиями создавалась уникально одаренным творческим и семейным тандемом. Это была совершенно отдельная, существовавшая по своим законам и принципам, ни на что иное не похожая эпоха развития российского оперного театра - яростного, мятежного, неистового, как Евгений Колобов, трепетного, проникновенного, нежного и лиричного, как Наталья Попович.

Наталья Попович - супруга и соратник дирижера Евгения Колобова, продолжатель его традиций. Фото: novayopera.ru

Прощание с ней состоится 2 апреля в Зеркальном фойе театра, передает ФАН .

«Прощание с Натальей Григорьевной пройдет в зеркальном фойе театра «Новая опера» имени Колобова 2 апреля с 11:00 до 13:00. В этот же день состоятся похороны на Ваганьковском кладбище, где Наталья Григорьевна будет похоронена рядом с мужем, выдающимся дирижером Евгением Владимировичем », — рассказали в театре.

Фоторепортаж: Умерла Наталья Попович

Is_photorep_included11701388: 1

Также, представители театра указали на значительную роль Попович в масштабах всей страны, передает РЕН-ТВ .

«Невозможно переоценить и роль Натальи Григорьевны в становлении многих певцов; своим трудом и талантом они приумножают славу родного театра и родной страны», — сказали в театре.

Попович была главным хормейстером театра с 1991 по 2017 годы. В 1967 году еще студенткой Уральской государственной консерватории Наталья Попович, как наиболее одаренная ученица курса, была приглашена на должность хормейстера в Свердловский академический театр оперы и балета им. А.В. Луначарского, где впоследствии стала главным хормейстером, указывается в сообщении на сайте театра .

В Свердловском театре оперы и балета, совместно с главным дирижером театра Евгением Колобовым, Натальей Попович были созданы оперные спектакли, которые высоко оценивались зрителями и прессой: «Травиата» и «Сила судьбы» Дж. Верди (первая в России постановка на итальянском языке), «Кармен» Ж. Бизе, «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова, «Петр I» А.П. Петрова и еще более 20 премьерных спектаклей.

С 1981 года Наталья Попович по приглашению дирижера работала хормейстером в Ленинградском театре оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне Мариинский театр). За время работы в театре Попович участвовала в постановках спектаклей с такими мастерами оперной сцены, как хормейстер , дирижеры Евгений Колобов, и многие другие. В качестве руководителя хора Наталья Попович принимала участие в аудио-записи оперы «Пират» , в телевизионной версии спектакля «Евгений Онегин» .

С 1988 по 1991 годы Попович является главным хормейстером Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Здесь она руководила хором в уже существующих репертуарных спектаклях и участвовала в премьерных постановках опер под руководством Колобова. В 1991 году Попович вместе с Колобовым, к тому времени - мужем — создали «Новую Оперу».

«В тяжелый момент ухода Колобова из Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Наталья Григорьевна получила несколько заманчивых предложений, в том числе из Большого театра. Но она, как и муж, предпочла журавля в небе — мечту о своем театре — синице в руках», — приводит НСН слова коллег Попович.

Со дня основания театра вместе с художественным руководителем Колобовым Попович участвовала в определении идейно-творческого направления развития нового коллектива, его репертуарной политики, в формировании творческих и технических подразделений театра, внедрении контрактной системы.

Одной из заслуг главного хормейстера «Новой Оперы» Попович является воспитание хорового коллектива высокого музыкального уровня, который не только мастерски владеет искусством хорового пения, но и играет активную роль в сценическом действии спектаклей, демонстрируя актерскую раскрепощенность и пластику. В 2003 году, после кончины Колобова, по распоряжению Попович стала председателем художественно-творческой коллегии театра.

Наталья Попович является автором идеи театрализованных представлений, которые стали визитной карточкой Новой Оперы: «Bravissimo!» (к 10-летию театра) и «Все это — Опера!» (к 20-летию театра в 2011 году), гала-концерта «Viva Verdi!» к 200-летию со дня рождения композитора, в котором звучат фрагменты из всех опер Верди.

За вклад в искусство Наталья Попович была награждена почетными званиями и наградами: Государственной премией РФ за создание театра «Новая Опера», почетным званием Народная артистка России, Орденом Дягилева I степени «За пользу русской культуре» (2008) и другими.




Почти каждая новая постановка Колобова становилась событием в культурной жизни России. О себе и о жизни Колобов сказал:
“У художника должно быть 2 главных качества: честное имя и талант. Если наличие таланта зависит от Бога, то за свое честное имя художник отвечает сам”.
Евгений Колобов окончил два отделения Свердловской консерватории: хоровое и симфонического дирижирования. У него были не только прекрасные вокальные данные, но и актерский талант; он писал стихи, прекрасно знал литературу.
Проработав в ведущих российских музыкальных театрах (Екатеринбургском академическом театре оперы и балета им. А. В. Луначарского, Ленинградском театре оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский), Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко) , он в 1991 году создал театр “Новая Опера”.
В этом театре Евгений Колобов сумел воспитать оркестр, хор и труппу солистов высокого профессионального уровня, способных воплощать его авторские идеи. Спектакли, созданные Колобовым в «Новой Опере», неповторимы, отличаются современным и оригинальным подходом к оперному жанру.
Наталья Григорьевна Попович - жена и творческий единомышленник Евгения Владимировича Колобова. Сутками напролет вместе с ней обдумывал он, каким быть театру. Наташа сходу понимала идеи своего гениального мужа, под ее твердой хормейстерской рукой многоголосый хор отзывался, как скрипка Страдивари под пальцами виртуоза.

Творческий принцип маэстро - исполнение незаслуженно забытых произведений и новая, современная интерпретация уже известных музыкальных сочинений. На сцене театра Евгений Колобов впервые в России поставил оперы «Мария Стюарт» Г. Доницетти, «Валли» А. Каталани, «Гамлет» А. Тома.
Оригинальны и интересны осуществленные им интерпретации «Руслана и Людмилы» М. И. Глинки, «Евгения Онегина» П. И. Чайковского, «Первой любви» А. Головина (дебют Евгения Колобова в качестве режиссера-постановщика спектакля), «Травиаты» и «Риголетто» Дж. Верди, «Сельской чести» П. Масканьи.
На основе оперы Н. А. Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери» и Реквиема В. А. Моцарта Евгением Колобовым был создан особенно любимый зрителями спектакль «О Моцарт! Моцарт…» (режиссер и балетмейстер В. Васильев). Также в репертуаре дирижера имелся целый ряд симфонических и ораториальных программ.

Евгений Колобов родился 19 января 1946 года в Ленинграде в семье военного.
Окончил Хоровое училище имени М. И. Глинки при Ленинградской государственной академической капелле по классу Р. И. Совейко. Поступил на дирижёрско-хоровое отделение Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского в класс профессора М. И. Павермана, которое окончил в 1968 году. В 1974 году, пройдя службу в Советской армии, окончил в этой же консерватории отделение оперно-симфонического дирижирования.
В течение семи лет с 1974 года Евгений Колобов работал в Свердловском государственном академическом театре оперы и балета имени А. В. Луначарского, с 1977 года являлся главным дирижёром театра.
В 1979 году удостоен почётного звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
В 1981 году Юрий Темирканов пригласил Евгения Колобова в Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова. Здесь он дирижировал операми «Травиата», «Риголетто» и «Сила судьбы» Джузеппе Верди, «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова, балетами «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» П. И. Чайковского, «Жизель» и «Корсар» Адольфа Адана. В качестве музыкального руководителя и дирижёра участвовал в аудиозаписи оперы «Пират» Винченцо Беллини, в записи телевизионной версии балета «Лебединое озеро».
В 1983 году Евгению Колобову присвоено почётное звание «Народный артист РСФСР».
В 1987 году Евгений Колобов возглавил Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, в котором впервые в России осуществил премьеры опер «Пират» Винченцо Беллини и (в 1989) «Борис Годунов» М.П. Мусоргского (в оригинальной, так называемой «первой», редакции), а также премьеру балета «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева (в постановке В.В. Васильева). По спектаклю «Борис Годунов» был снят фильм-опера, в котором музыканты театра под руководством Евгения Колобова продемонстрировали не только высокий музыкальный уровень исполнения, но и интересные драматургические решения.
С 1991 года до своей кончины в 2003 году Евгений Колобов являлся художественным руководителем основанного им Московского театра «Новая опера». Творческим принципом маэстро являлось исполнение незаслуженно забытых произведений и новая, современная интерпретация уже известных музыкальных сочинений.
15 июня 2003 года скоропостижно скончался от сердечного приступа. Похоронен 17 июня 2003 года на Ваганьковском кладбище города Москвы.
Среди осуществлённых аудио- и видеозаписей - произведения Винченцо Беллини, Модеста Мусоргского, Петра Чайковского.

Очередная кадровая перестановка в одном из лучших московских музыкальных театров - «Новой опере имени Евгения Колобова» закончилась скандалом. С поста председателя художественной коллегии и замдиректора по творческим вопросам была снята вдова создателя театра Наталья Попович, также занимающая должность главного хормейстера.

В тот же день заявление об уходе по собственному желанию написала дочь Колобова - Марфа Колобова-Тесля, заведующая в театре литературной частью.

Наталья Попович рассказала «Известиям», что считает решение директора Александра Сибирцева превышением полномочий. Соответствующее письмо г-жа Попович направила в канцелярию главы департамента культуры, учредителя театра Сергея Капкова.

Я буду бороться. Из театра, который я вынянчила на своих руках, меня изгоняет человек непрофессиональный, неопытный, с амбициями, - заявила «Известиям» Наталья Попович.

По словам, г-жи Попович, новый директор без совета с коллегией приглашает певцов и дирижеров, внедряет свои проекты, в результате чего театр превращается в концертную площадку.

В своем письме Наталья Попович предлагает г-ну Капкову внести изменения в устав театра и создать должность художественного руководителя.

По словам хормейстера, одной из претензий, высказанных директором театра Дмитрием Сибирцевым, было наличие родственных связей между работниками театра.

Директор «Новой оперы» Дмитрий Сибирцев пояснил «Известиям», что в отношении художественной коллегии действовал в рамках устава. В соответствии с пунктом 3.1.5, ее состав определяется директором и утверждается приказом учреждения. Он также сказал, что «речи не идет об увольнении Натальи Попович».

Ее основная должность - это главный хормейстер, с ней заключен бессрочный контракт. Другие должности она занимала по совместительству, - заявил г-н Сибирцев.

Что касается Марфы Колобовой-Тесля, то, по словам директора, она приняла решение об уходе по собственному желанию из-за профессиональных претензий к ней.

Место замдиректора по творческим вопросам и председателя худколлегии занял главный дирижер «Новой оперы» Ян Латам-Кениг, что само по себе эстетике театра не противоречит: в 1991 году «Новая опера» была задумана Евгением Колобовым именно как дирижерский театр.

Г-жа Попович стала рядовым членом худколлегии, однако на первое собрание обновленного состава не пришла. Помимо Натальи Попович и Яна Латама-Кенига, в обновленный состав худколлегии вошли все главные специалисты театра. Сам директор остался на посту заместителя председателя коллегии.

Сергей Капков рассказал «Известиям», что о событиях в «Новой опере» не знает и не должен знать: по уставу театра все решения, касающиеся художественной коллегии, принимаются непосредственно внутри театра. Письмо г-жи Попович, по словам главы департамента, в его распоряжение еще не поступало.

Московский театр «Новая опера» был создан в 1991 году по инициативе художественного руководителя и главного дирижера театра, народного артиста РСФСР Евгения Колобова (1946–2003) и мэра Москвы Юрия Лужкова. Тогда же на пост главного хормейстера была назначена супруга Колобова Наталья Попович. С 2006 года театр носит имя своего основателя. С декабря 2012 года пост директора занимает Дмитрий Сибирцев.

Наталья Попович - народная артистка России, лауреат Государственной премии РФ. Вместе с Евгением Колобовым стояла у истоков создания театра «Новая опера». В репертуаре хора под руководством Попович - более 20 опер, духовные музыкальные сочинения, сочинения кантатно-ораториального жанра. В качестве хормейстера Наталья Попович участвовала в записи 15 компакт-дисков театра.